Рынок благ как важнейшая составляющая общей системы агрегированных рынков

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    41,73 Кб
  • Опубликовано:
    2015-07-10
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Рынок благ как важнейшая составляющая общей системы агрегированных рынков

Федеральное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

высшего профессионального образования

Кафедра экономической теории







КУРСОВАЯ РАБОТА

На тему " Рынок благ как важнейшая составляющая общей системы агрегированных рынков "

"Макроэкономика"

        
Содержание


Введение

1. Сущность рынка благ

1.1 Понятие блага и виды благ

.2 Макроэкономические агрегированные рынки и их взаимодействие

.3 Особенности рынка благ в системе агрегированных рынков

. Товарный рынок Российской Федерации

.1 Анализ динамики товарного рынка

.2 Проблемы и перспективы российского товарного рынка

Заключение

Список литературы

Введение

Рынок благ является центральным звеном современных макроэкономических моделей, и этим объясняется использование его в качестве "входа" в общую систему взаимосвязанных рынков. Покупателями на рынке благ являются все четыре макроэкономических субъекта: сектор домашних хозяйств, предпринимательский сектор, государство и заграница. Рынок благ можно представить как совокупность рынка средств производства и рынка предметов потребления. Рынок средств производства обычно рассматривают в отраслевом аспекте. Рынок предметов потребления подразделяются товарами на рынки потребительских товаров длительного и краткосрочного пользования.

На рынке труда в результате взаимодействия спроса на труд с его предложением определяется уровень занятости, а, следовательно, и объем предложения благ в коротком периоде. На рынке труда мы встречаемся с таким социально - экономическим феноменом, как безработица, под которой понимается превышение предложения труда над спросом на труд.

В работе мы постараемся рассмотреть рынок благ как важнейшую составляющую в общей системе агрегированных рынков. Это является целью работы.

Задачи работы:

рассмотреть составляющие рынка благ, проанализировать место рынка благ в системе других рынков,

провести анализ товарного рынка в РФ.

Объект работы: рынок благ, товарный рынок

1. Сущность рынка благ

.1 Понятие блага и виды благ

Благо - это все то, что заключает в себе определенный положительный смысл: предмет, явление, продукт труда, удовлетворяющий определенную человеческую потребность и отвечающий интересам, целям, устремлениям людей.

В экономической литературе есть и другие определения блага. А.Маршалл, например, под благом понимал все желаемые нами вещи или вещи, удовлетворяющие человеческие потребности. В этом определении блага ограничиваются лишь вещами, предметами.

Иногда блага рассматриваются как воплощенная полезность, которой могут быть не только продукты труда, но и плоды природы.

Для понимания благ большое значение имеет их классификация.

Существует множество критериев, на основе которых выделяют различные группы (виды) благ. Наиболее распространенным является подразделение благ на материальные и нематериальные.

. Материальные блага включают:. естественные дары природы (земля, воздух, климат);. продукты производства (продукты питания, здания, сооружения, машины, инструменты и т.д.). Иногда к материальным благам относят (например, А.Маршалл) и отношения по присвоению материальных благ (патенты, авторские права, закладные). Тем самым в одну группу объединяют различные по своему характеру блага, одни из которых суть полезности, другие - форма присвоения полезности;. внутренние - блага, данные человеку природой, которые он развивает в себе по собственной воле (голос - пение, декламация; музыкальный слух - музицирование; способность к научной работе и т.д.);. внешние - это то, что дает внешний мир для удовлетворения потребностей (репутация, деловые связи, протекция и т.д.).

. Нематериальные блага - это блага, воздействующие на развитие способностей человека, они создаются в непроизводственной сфере: здравоохранение, образование, искусство, кино, театр, музеи и т.д.

Кроме отмеченных групп благ рассматриваются также блага настоящие и будущие, прямые и косвенные, долговременные и краткосрочные и т.д.

Особое значение имеет подразделение благ на экономические и неэкономические.

Экономические блага - те, которые являются объектом или результатом экономической деятельности, т.е. которые можно получить в количестве, ограниченном по сравнению с удовлетворяемыми потребностями. Отметим, что с экономическим благом связана проблема редкости благ, обуславливающая соответствующее поведение человека (хозяйственная, производственная деятельность) в условиях ограниченности (редкости) ресурсов, благ.

Экономические блага делят на долговременные, предполагающие многоразовое использование (автомобиль, книга, электроприборы, и т.д.), и недолговременные, исчезающие в процессе разового потребления (спички, хлеб, мясо, и т.д.)

Неэкономические блага (даровые блага) предоставляются природой без приложения человеком усилий. Эти блага существуют в природе "свободно", в количестве, достаточном для полного и постоянного удовлетворения определенных потребностей человека (воздух, вода, свет и т.д.).

Среди благ выделяют:

Взаимозаменяемые (субституты). К субститутам относятся не только многие потребительские товары и производственные ресурсы, но и услуги транспорта (поезд - самолет - автомобиль), сферы досуга (кино - театр - цирк) и т. д.

Взаимодополняемые (комплементарные). Примерами комплементарных товаров являются стол и стул, автомобиль и бензин, ручка и бумага.

Экономические блага могут быть разделены на настоящие и будущие, прямые (потребительские) и косвенные (производственные).

Стоимость (ценность) экономического блага определяется затратами общественно необходимого труда, а также зависит от их редкости, интенсивности их потребления, количества благ. При этом предполагают, что любая потребность может быль удовлетворена несколькими благами, а любое экономическое благо можно использовать для удовлетворения нескольких потребностей.

.2 Макроэкономические агрегированные рынки и их взаимодействие

Основой метода макроэкономики является агрегирование, под которым понимается объединение сходных экономических субъектов и объектов в максимально большие группы. Так, например, в ходе агрегирования всех потребителей объединяют в сектор домохозяйств. Агрегирование объектов экономических отношений приводит к тому, что все отдельные блага и средства производства превращаются в единое благо, выступающее и как предмет потребления, и как средство производства.

Агрегирование помимо объединения субъектов и объектов в большие группы означает также суммирование их характеристик. Например, суммирование стоимости всех товаров, производимых в экономике, дает Валовый Продукт.

Для проведения операции агрегирования необходимо абстрагироваться от различий между экономическими субъектами или объектами, то есть отбросить их несущественные с нашей точки зрения характеристики. Макроэкономика стремится к максимальной степени абстрагирования и агрегирования. В этом ее преимущество, так как максимальное упрощение предмета анализа позволяет обнаружить и проанализировать те его свойства, которые невозможно заметить при большом количестве элементов в анализируемой системе.

Однако в максимальной степени абстракции заключается и слабость макроэкономического подхода. Во-первых, обобщенность предмета анализа неизбежно приводит к тому, что полученные результаты и даваемые рекомендации будут иметь общий характер. Во-вторых, вполне может оказаться, что при абстрагировании мы отбросили некоторые важные признаки различных субъектов и объектов экономики, без учета которых невозможна полнота анализа и соответствие получаемых результатов реальному положению вещей в экономике.

Почему понятие агрегированного рынка так важно в макроэкономике? Попробуем в рамках нашей курсовой разобраться на примере. При агрегировании товарного рынка ведется изучение состава населения и демографической ситуации в регионе, потребительских традиций и таких показателей рынка как инфраструктура, торговая база, масштабы сбыта специфической продукции. Можно также упомянуть и понятие агрегированного маркетинга. Агрегированный маркетинг - стратегия маркетинга, представляющее собой расширение базы потребителей, со сосредоточением внимания на универсальных общих потребностях покупателей и предполагает, что все покупатели на выбранном рынке (рыночном сегменте) похожи друг на друга в части предпочтений покупок, способов осуществления покупок, мотивации к покупкам, а также ожиданиям от купленного товара.

Для предложения одного продукта всем потребителям используется одна маркетинговая стратегия, переработанная и выложенная в программу маркетинговых мероприятий. Для осуществления маркетингового агрегирования фирме потребуется провести анализ факторов и признаков, по которым будет осуществляться выбор наилучших решений в области маркетинговой деятельности. Из-за разнообразия запросов и пожеланий покупателей агрегационный подход к рынку не будет полностью удовлетворять каждого потенциального покупателя. Маркетолог ожидает, что покупатели пойдут на компромисс, выбрав товар, который может и не отвечать идеально их требованиям, взвешивая иные вводные товара и рыночной конъюнктуры. Пример такого маркетингового агрегирования - широко известная реплика Г. Форда, сказанная относительно покупателей автомобилей "Модели Т". Будучи твердым приверженцем массового производства и массового же маркетинга, как-то заявил, что покупатель "автомобиль может быть любого цвета, при условии, что он - черный".

Преимущества такой маркетинговой стратегии агрегации рынка очевидны: более низкая себестоимость производства; снижение затрат на маркетинг. Выпускается один "универсальный" продукт не нужно перестраивать производство, оптимизируются закупки комплектующих и бизнес-процессы компании, что представляется достаточно эффективным при потоковом производстве. "Модель Т" Форда предлагала покупателям эффективное соотношение цена-качество, поскольку поточное массовое производство снижало себестоимость продукции, обеспечивало постоянство конвейерного качества от автомобиля - к автомобилю. Затраты на продвижение продукции так же могут снижаются.

Более общее понятие: агрегирование рынка представляет собой продажу однородного товара или услуги многочисленной группе потребителей. Иное, более привычное и распространенное название - массовый маркетинг. Классический пример агрегированного рынка (массового маркетинга) - продажа питьевой воды.

Противоположная ситуация от агрегированного маркетинга - кастомизированный маркетинг, подразумевает производство и продажу разных товаров различным группам потребителей. Пример полярнойкастомизациимаркетинга - изготовление свадебных тортов по индивидуальным заказам, или изготовление семейных фотопортретов.

.3. Особенности рынка благ в системе агрегированных рынков

Равновесие на отдельном рынке - это частичное равновесие. При исследовании частичного равновесия изучают равновесие отдельного субъекта или рынка. Например, можно определить потребительский выбор человека при заданной величине его дохода и ценах потребительских благ, предполагая, что его выбор не оказывает никакого влияния на эти переменные; или определить равновесие отрасли при заданных ценах на ресурсы и ценах других благ, предполагая, что "выбор" отрасли не окажет никакого влияния на цены ресурсов и других благ (заменяющих или дополняющих это благо в потреблении). Такой подход к изучению предмета называется ceterisparibus (лат.при прочих равных). То есть, рассматривая ту или иную ситуацию, мы пренебрегаем некоторыми фактами или вводим допущения, которые упрощают исследуемую модель.

В реальности все рынки взаимосвязаны, цены одних экономических благ оказывают влияние на цены других. А значит, общее равновесие это равновесие, возникающее в результате взаимодействия всех рынков, когда изменение спроса или предложения на одном рынке влияет на равновесные цены и объемы продаж на всех рынках.

Достижение общего равновесия результат воздействия изменения на одном рынке на все остальные рынки, в том числе и на тот рынок, с которого начались изменения. В подобном взаимодействии критичными становятся взаимодополняемость или взаимозаменяемость благ. Проанализируем все основные моменты его образования:

·   первичное изменение (первый импульс, рынок, с которого все начинается);

·   изменения цен и объемов продаж на рынках взаимозаменяющих товаров;

·   изменения на рынках цен и объемов продаж взаимодополняющих товаров;

·   эффект обратной связи. (Эффект обратной связи отражает изменение частичного равновесия на данном рынке в результате изменений, возникших на связанных с ним рынках под влиянием первоначальных изменений на данном рынке).

Экономика, так же как и физический мир, пронизана множеством разных невидимых нитей, связывающих разные переменные и ставящих в зависимость на первый взгляд вроде бы независимые вещи.

Приведем пример. Если в России по какой-то причине подорожают все электрические чайники. Спрос на них упадет. Эти изменения на рынке электрических чайников отразятся на рынке товаров - комплиментов снижением спроса. Часть потребителей перейдет на рынок товаров - субститутов, увеличив спрос на товары-субституты, например, на обычные чайники. Эти изменения в свою очередь "потянут" за собой изменения на рынках труда рабочих, выпускающих чайники, ремонтных рабочих, продавцов чайников. Это называется эффектом обратной связи.

Анализ взаимодействия рынков служит полезным инструментом для изучения условий формирования общего равновесия.

Приведем еще несколько примеров из жизни.

При росте тарифорв на рынке железнодорожных перевозок выросли тарифы, можно прогнозировать, что объем спроса на железнодорожные поездки сократится Q<Q (см. Рис.1). Часть потребителей перейдет на рынок авиаперевозок, что "потянет" увеличение спроса на рынке авиаперевозок. Исходная кривая спроса сдвинется вправо D1 перейдет в D2 (см. Рис.2). Это приведет в итоге к росту равновесной цены авиабилетов и равновесного объема продаж. Так как равновесная цена и равновесный объем вырастут, то расходы потребителей (TR=P2∙Q2) увеличатся.

Рисунок 1. Рынок перевозок по железной дороге

Рисунок 2. Рынок авиаперевозок


Рисунок 3. Рынок авиаперевозок

Еще один пример из жизни. Железной дорогой были закуплены новые скоростные поезда. Перемещение на скоростных поездах - услуга - субститут. На рынке перевозок по железной дороге увеличилось предложение (см. Рис. 1). В результате этого исходная кривая предложения S1 переместится в положение S2. Равновесная цена на железнодорожные билеты снизится, а равновесный объем перевозок увеличится, так как часть авиапассажиров перейдет на рынок перевозок железнодорожным транспортом. На рынке авиаперевозок снизится спрос (см. Рис.2), исходная кривая спроса  переместится в положение D.

2. Товарный рынок Российской Федерации

.1 Анализ динамики товарного рынка

В течение последнего столетия в диалектике отношений конкретного и абстрактного, частного и общественного труда появились качественно новые стороны, связанные с процессом эволюции товара.

Наглядное представление об этом может дать производство современного автомобиля. США, например, ежегодно производят около 11 млн., Япония -- около 15 млн. автомобилей. Современный автомобиль состоит в среднем из 15 тыс. деталей, производством которых заняты как гигантские компании, так и множество мелких предприятий-поставщиков.

Американский самолет "Боинг-743" собирается из 4,5 млн. различных частей, в производстве которых занято 16 тыс. компаний. В этих условиях противоречие между абстрактным трудом как субстанцией стоимости, и конкретным трудом, производящим определенную потребительскую стоимость, приобретает новую, более сложную форму.

В создании потребительной стоимости автомобиля принимают участие несколько тысяч видов конкретного труда. Гигантская концентрация производства, рост уровня обобществления труда ведут к тому, что конкретный труд все меньше проявляется как частный труд независимого, экономического обособленного товаропроизводителя.

У "Дженерал моторс", наиболее могущественной американской монополии, производящей автомобили, в начале 90-х гг. насчитывалось около 40 тыс. поставщиков, а доля закупок в сумме оборота составляла около 48 %.

В японских компаниях "Тойота" и "Ниссан" удельный вес закупаемых деталей и материалов составляет более 70 %.

В этих условиях определение конкретного труда как общественного происходит через систему заказов, контрактов, субподрядов.

"Дженерал моторс" устанавливает с поставщиками продолжительные производственные связи, и превращение отдельной детали, узла автомобиля в товар происходит не обычным путем полной и свободной конкуренции на рынке, а планируется заранее, приобретает форму договора.

Головная фирма жестко контролирует затраты производства в своих отделениях-поставщиках, вводит для них ограниченный коммерческий расчет, постоянно ориентируясь при этом на внешних поставщиков. Все это свидетельствует о трансформации товарного производства в современных условиях.

Один из важнейших принципов организации современного рынка в развитых капиталистических странах состоит в том, что потенциальный производитель прежде, чем начать производить товар, находит покупателя, предварительно заключает с ним письменное или устное соглашение или контракт. В них оговаривается качество товара, цены, срок поставки, платежи и т.д. Благодаря этому сфера рыночных отношений, по существу, превращается в сферу прямых связей между производителями и потребителями.

В 70-80-е гг. благодаря компьютеризации и автоматизации производства, переходу к гибким производственным системам автомобильная промышленность частично начинает работать по индивидуальным заказам. Это значит, что каждая машина собирается и оборудуется на поточной линии, конвейере в соответствии с индивидуальными вкусами, пожеланиями будущего владельца, которые заносятся в программу компьютера.

На основе почти 40 видов выпускаемых автомобилей можно заказать несколько сот образцов отделки или оборудования машин, что свидетельствует об органичном сочетании стандартного производства массовой продукции с индивидуальными заказами.

Так снимается проблема подтверждения рынком общественной необходимости производимых товаров, что свидетельствует о постепенном укреплении непосредственно общественной формы производства.

Еще более сильный подрыв товарного производства (а значит, все меньшее проявление конкретного труда в форме частного) происходит в результате усиления вмешательства государства в экономику.

Такое вмешательство осуществляется через заключение государственных контрактов, закупку государством существенной доли произведенной продукции, что означает гарантированный спрос на нее.

Государственный контракт - это детально разработанный экономический и правовой документ, который регламентирует организационно-технические, административно-управленческие отношения при исполнении заказа подрядчиками.

В процессе углубления международного разделения труда конкретный труд обретает форму различных видов труда на более широкой интеллектуальной основе, а сведение затрат конкретного труда к его изменению в абстрактной форме происходит в процессе формирования интернациональной стоимости товара. Стоимость выражает здесь производственные отношения между товаропроизводителями разных стран.

Тенденции развития экономики и возникновение непосредственно общественной формы производства. В пределах современного товарного производства действуют две противоположные тенденции: к дальнейшему его развитию и к подрыву.

Аналогичное воздействие на развитие товарного производства оказывает процесс углубления международного разделения труда, в частности, международной специализации производства. Тенденция к расширению товарного производства обусловлена также ростом количества населения и действием закона возрастания потребностей.

Усиление тенденции к подрыву товарного производства и рыночных отношений, в том числе, определяется дальнейшим ростом масштабов единичного разделения труда, в основе которого лежит подетальная и пооперационная специализация внутри отдельных производственных единиц.

Основой этих процессов является растущая концентрация производства, возникновение и развитие гигантских объединений и усиление элементов организованности и планомерности в пределах отдельных компаний, развитие контрактных отношений между монополиями, с одной стороны, и мелкими и средними предприятиями -- с другой, при которых последние специализируются на производстве отдельных деталей и узлов для комплектации конечной продукции.

Кроме того, всем операциям купли-продажи между корпорациями предшествует заключение письменного или устного контракта, который имеет юридическую силу. Каждая из сторон берет на себя обязательства по выполнению условий контракта, а его нарушение предусматривает штрафные санкции.

Поэтому составляются предварительные планы производства, его обеспечения оборудованием, рабочей силой, сырьем, а также финансовые планы предприятия, планы научно-технических исследований и т. п. В этих условиях отпадает необходимость подтверждения через рынок общественно необходимого характера производимых товаров.

К определенному подрыву товарного производства ведет и создание международных и транснациональных корпораций, совместных предприятий, заключение государством контрактов на национальном и международном уровнях, централизованное наднациональное регулирование экономики.

Аналогичное воздействие оказывают гигантские банки, которые создают аппарат для общественного регулирования процесса производства и распределения продуктов.

К подрыву товарного производства ведет возникновение непосредственно общественной формы производства, при которой в результате процесса планирования на микро- и макроуровне, а также использования достижений НТР удовлетворение большей части общественных потребностей будет происходить без превращения продуктов труда в товар на рынке.

Отрицание непосредственно общественной формы производства свидетельствует о неисторическом подходе, прежде всего, к товарной форме организации производства, которая существовала не всегда и не может функционировать вечно. Более развитая форма, которая диалектически, то есть с сохранением сильных, прогрессивных сторон товарной формы, осуществит ее отрицание, будет действовать в качественно иных, новых проявлений, подчиняясь при этом закономерностям развития непосредственно общественного производства.

Но в целом в современных условиях тенденция к расширению масштабов товарного производства является преобладающей.

К основным чертам современного товарного производства относятся:

углубление существующих форм общественного разделения труда и возникновение нового крупного разделения труда;

преобладание коллективного производства, коллективного характера труда и ассоциированных форм собственности;

установление экономических связей между товаропроизводителями через рынок, контрактную систему и в результате кооперации, специализации и др.;

преимущественно планомерный характер развития товарного производства в национальном и интернациональном масштабе;

государственное регулирование товарного производства (конкурентной среды);

превращение государства в крупного товаропроизводителя, в предпринимателя, финансиста, кредитора, организатора;

ослабление социально-экономической обособленности товаропроизводителей вследствие развития отмеченных выше явлений и процессов.

По экспорту энергоресурсов Россия занимает третье место в мире и является одной из немногих индустриальных стран, практически не ввозящих энергоносители. В последние годы в связи с непродуманным осуществлением конверсии в оборонном комплексе значительно снизились качество и объемы производства в наукоемких отраслях, которые пусть и не в значительных масштабах, но все же экспортировали конкурентоспособную продукцию.

Это была продукция отраслей - производителей транспортных средств, энергетического машиностроения и приборостроения, аэрокосмическая техника, военная техника и вооружения, многие виды материалов и полуфабрикатов, тракторы промышленного и сельскохозяйственного назначения, лицензии. Реформы привели к деформации структуры экспорта - импорта (табл.1).

Таблица 1 Структура экспорта - импорта товаров за 2008-2013 гг.

Продукция

годы


2008

2009

2010

2011

2012

2013

минеральное сырье и топливо

45,5

57,7

54,3

55,1

56,4

62,2

машины, оборудование, транспортные средства

17,6

10,2

8,9

7,1

7,4

6,0

металлы, драгоценные камни

12,9

14,3

16,4

26,2

22,0

химические продукты, каучук

4,6

6,6

6,1

6,0

6,7

7,2

древесина, целлюлозно-бумажные продукты

4,4

4,7

3,7

4,2

4,3

6,2

текстильные изделия

1,0

0,9

0,6

0,4

0,9

1,3

продовольствие и сельхозсырье

2,1

2,6

3,9

3,8

3,1

3,3

прочие товары

12,1

9,0

8,3

9,2

7,7

8,8


Определяющей тенденцией стал вывоз за рубеж все возрастающей части ВВП - не менее 20% (в СССР экспортная квота не превышала 7%).

Высокий спрос на мировом рынке на сырье, энергоносители, продукцию первого передела и полуфабрикаты объясняется высокими требованиями в области экологии. Россия же в состоянии теперь предлагать только то, что производится и добывается на пределе экологической нагрузки. Россия вывозит 25% круглого леса, почти треть пиломатериалов, 40% добываемой нефти, столько же аммиака, около 50% синтетического каучука, более 60% проката черных металлов (а это значит, что вывозится металлический фонд страны), 70-90% цветных металлов, около 80% целлюлозы и минеральных удобрений.

Как видно, реалии присутствия России на сырьевых рынках мира - не в ее пользу. благо макроэкономический рынок агрегированный

Исходя из того, что объем экспорта сырья не удастся сократить сразу или сравнительно быстро, целесообразно продавать его с максимальной выгодой - на основе более глубокой переработки и облагораживания - в рамках программы повышения международной конкурентоспособности российских товаров, которая, по нашим представлениям, должна включать такие меры, как:

улучшение государственного регулирования экспорта-импорта, особенно стратегически важных товаров и невоспроизводимых ресурсов при одновременном сокращении числа экспортеров;

налаживание кооперационных связей между предприятиями СНГ в целях импортзамещения комплектующих изделий, качество которых в странах СНГ не ниже, чем в странах-экспортерах;

-создание специального фонда поддержки экспортеров за счет отчислений от сумм таможенного обложения; и рационализация импорта, увеличение доли ввоза наукоемких изделий, закупки наукоемких технологий, недостающих материалов и сырья;

-создание механизма защиты внутреннего рынка на основе использования таможенных пошлин не как чисто фискального средства, а как инструмента воздействия на импортеров;

расширение поля применения новых форм сотрудничества (продажа лицензий, ноу-хау, переработка давальческого сырья, лизинг, приграничная торговля и др);

-восстановление экономически целесообразных связей со странами Центральной и Восточной Европы;

-более активное проведение политики реструктуризации внешнего долга и использование на этой основе возможностей импорта предприятиями, создаваемыми с участием российской стороны за границей.

В настоящее время весь мир производит порядка 12 000 млрд./кВт-час электроэнергии.На страны Европы приходится 4200 млрд. кВт-час, на США - 3070, на Россию - 940 млрд. кВт-час.

Соответственно установленные мощности по производству электроэнергии составляют: 2850, 970, 750, 210 гВт (1 гВт = 1 млн. кВт). Для производства такого количества электроэнергии, для функционирования транспорта и на отопление требуется огромное количество невоспроизводимых ресурсов - нефти, газа, угля.

Существует мнение, что уровень потребления энергетических ресурсов и электроэнергии сам по себе является индикатором состояния производства. Некоторые специалисты считают, что достаточно иметь представление о динамике потребления электроэнергии, чтобы судить о степени снижения (роста) производства. Однако для постсоюзной России со всеми "привязками" к ее экономике экономик других стран СНГ и Балтии, с поставками электроэнергии в кредит такой подход был бы опрометчивым.

Таблица 2 Добыча и потребление ресурсов в России

Показатели

годы


1990

1995

2005

2011

2012

2013

Добыча нефти и газового конденсата, млн. т

520

461

399

352

320

301,3

Добыча газа, млн. куб. м

590

643

618

610

607

Добыча угля, млн. т

396

353

337

305

280

254

Выработка электроэнергии, млрд. кВт-час

1066

1082

1068

1008

956

900

Потребление энергоресурсов, млн. т условного топлива

1258

1250

1212

1226

1003

893

% к 1990г.

125,4

124,6

121

118,5

112,2

100

Экспорт энергоресурсов, млн. условного топлива

706

653

576

484

361

389


Принадлежность энергетики к естественным монополиям вообще исключает постановку вопроса об индикаторах конкурентоспособности в традиционном смысле. Поскольку здесь желателен продавец-монополист, все произведенное реализующий и получающий доходы от реализации, то о конкурентоспособности имеет смысл вести разговор лишь в международном аспекте - в столкновении с интересами конкурентов и потребителей.

Более того, невоспроизводимость ряда ресурсов вообще ставит под сомнение вопрос о целесообразности руководствоваться лишь индикаторами конкурентоспособности. Но реалии воспроизводственного процесса в России таковы, что уже три десятилетия страна привязана к трубам, по которым нефть и газ откачиваются за границу, а на вырученные средства закупается то, что не захотели или не смогли производить, имея для этого все возможности. Страна полностью переориентировалась на экспорт сырой нефти, доля которого растет. С 1991 г. экспорт нефтепродуктов глубокой переработки, в том числе автомобильного бензина, сократился более чем в 3 раза. Высокие налоги и затраты по транспортировке стали причиной превышения издержек производства бензина по отношению к мировым ценам. Экспорт светлых нефтепродуктов невыгоден. Отрасль стала сферой отмывания преступно нажитых капиталов.

Не привело к коренному улучшению положения дел на рынке нефти и нефтепродуктов постановление правительства "О вывозе нефти и нефтепродуктов за пределы Российской Федерации", предусматривавшее возврат в Россию 80% выработанных горючесмазочных материалов. Утвержденные "Основные принципы функционирования и развития федерального (общероссийского) рынка электрической энергии (мощности)" (приложение к постановлению правительства РФ от 12 июля 1996 г № 793) открывают перспективу улучшения государственного контроля за развитием отрасли и рынка электроэнергии, но это только благие пожелания на бумаге - криминализация рынка продолжает оставаться фактом. На рынке энергоресурсов и другого сырья последние десятилетия использовалась сравнительно выгодная ситуация некоторого повышения в 2000-2006 гг. (от 10% на топливно-энергетические ресурсы до 38% - на цветные металлы) цен на валютоемкие виды сырья, экспортируемого производителями топливно-энергетической и металлургической групп в страны ближнего и дальнего зарубежья.

По данным отчета Центрального Банка РФ за 2006 г., в структуре экспорта в страны вне СНГ доля топливно-минеральных ресурсов составляла в 2011 г. 39,5%, в 2013г. - 46,6%. В структуре экспорта в страны СНГ доля тех же ресурсов составляла соответственно 47,4 и 49,9% - почти половина всего экспорта. В страны вне СНГ доля машин и оборудования в экспорте составляла лишь 8%. Явно выраженная тенденция резкого увеличения экспорта энергетических ресурсов сформировалась еще в условиях СССР, о чем свидетельствуют следующие данные (табл.3).

Таблица 3 Экспорт энергетических ресурсов в СССР и РФ

Экспортные ресурсы

годы


СССР

РФ


1955

1965

1975

1985

1995

2000

2007

Нефть сырая, млн. т

0,3

17,8

66,8

119,0

117,0

109,0

144,0

Нефтепродукты, млн. т

0,8

15,4

29,0

41,3

49,7

50,0

61,0

0,0

0,5

3,3

54,2

68,7

88,0

109,0

Электроэнергия, млрд. кВт-час.

0,0

0,0

5,3

19,9

29,3

38,9

56,7


Экспорт энергоносителей и продуктов первого передела других сырьевых отраслей превратился в способ поддержания спроса и в основной источник поступления иностранной валюты для закупок значительной части товаров по импорту и для пополнения вкладов на зарубежных счетах.

В государственной политике экспорта энергоресурсов должен четко прослеживаться курс на возможно более глубокую переработку этих ресурсов и создание крупных государственных резервов. Первое необходимо для получения аксимума валютной выручки и доходов с единицы невоспроизводимых ресурсов, второе - для проведения более активной ценовой политики.

Но в любом случае и выход максимума продукции с единицы объема энергоресурсов, и эффективное использование энергоносителей возможны при активной поддержке государства. Россия располагает промышленными запасами как высокотехнологичного угля, так и низких кондиций. В 2013 г. добыча угля составляла 261 млн. т. - 96% к уровню 2012 г. Тяжелое финансовое положение отрасли в связи с подорожанием перевозки угля из-за применения высоких транспортных тарифов и в результате опережения вывода мощностей из строя по сравнению с вводом новых (в 2013 г. вывод составил 15,6 млн. т, а ввод - только 8 млн. т). Результат - физическое и моральное старение техники и технологий, массовое закрытие шахт. Закрытие происходит также в результате конкуренции - более дешевый канскоачинский уголь бьет по шахтам, добывающим уголь при высоких затратах. Там добыча резко упала, и это стало фактором более быстрого роста издержек. Этот процесс будет сопровождаться наращиванием дефицита угольного топлива в регионах Восточной Сибири и Дальнего Востока. Высочайшая доля транспортной составляющей в цене угля (в 2013 г. она составляла 56%, а по дальним перевозкам - около 70% против наиболее распространенной в мире, не превышающей 30%) - свидетельство бесконтрольности в ценообразовании и разрушения производства в отрасли.

На конкурентоспособности углепотребляющих производств это сказывается самым непосредственным образом. Однако самое существенное - наличие в отрасли рыночных конкурентоспособных технологий, гарантирующих прибыльность добычи. А это означает, что придется считаться с необходимостью эксплуатации рыночных месторождений угля, а в случае эксплуатации убыточных - должна быть государственная поддержка на основе государственной монополии, в том числе и в форме овладения контрольными пакетами акций угледобывающих акционерных компаний.

Рост товарных ресурсов сырья и энергоносителей возможен лишь при наращивании производства (добычи), а это предполагает компенсирование отрабатываемых запасов приростом вновь разведанных.

В настоящее время разведанные запасы нефти и газа достаточны только на 20 лет интенсивной эксплуатации, угля - на 600 лет. Однако финансирование геологоразведочных работ даже по сравнению с 2012 г. сокращено более чем в два раза. В такой ситуации неизбежно отставание прироста запасов от добычи, что чревато сокращением в перспективе добычи самых дефицитных полезных ископаемых и сокращением внутренних товарных ресурсов. Нельзя недооценивать того обстоятельства, что при всей важности российского сырья на европейском рынке страны ЕС намерены относительно сокращать импорт газа из России. Абсолютно объем импорта предполагается увеличить с 52 млн. т (в нефтяном эквиваленте) до 66 млн. т, соответственно из Норвегии - до 48 млн. т (в 2013 г. - 23 млн. т), из Алжира - до 39 млн. т (в 2012 г. - 23 млн. т). Доля России в поставках газа в страны ЕС сократится с 53 до 43%.Ставка стран ЕС на увеличение абсолютных объемов потребления газа требует изучения хотя бы в том отношении, что восстановление падения объемов производства и потребления газа в России и в странах СНГ сделает проблематичным выбор партнеров. К тому же невоспроизводимый ресурс вряд ли стоит распродавать для реализации планов стран, входящих в военный блок НАТО. Следует считаться с тем, что критической считается доля сырьевых ресурсов в экспорте на уровне 20-22%. Этот уровень давно уже позади - Россия стала страной, экспортирующей в основном сырье и продукты первого передела.

Вообще должна быть разработана государственная стратегия экспорта невоспроизводимых ресурсов, не имеющих сколько-нибудь значимой воспроизводимой замены в столь внушительных масштабах.

Эту проблему в должной мере осознали в странах, где очень бережно относятся к собственным ресурсам подобного рода и стремятся создать стратегические запасы сырья. В полной мере это относится к США, где отчетливо представляют последствия неосмотрительного разбазаривания ресурсов.

К сожалению, этого нельзя сказать о России, не считающейся с реалиями географического распределения ресурсов. По оценкам специалистов, планета располагает 540 млрд. т извлекаемых запасов нефти и 546 трлн. куб. м газа, причем около 40% этих ресурсов находится на Ближнем и Среднем Востоке, около 22% - в странах СНГ. По газу страны СНГ лидируют - на их долю приходится порядка 46% мировых запасов. Именно это и принимается во внимание во внешней политике западных стран, которые в дипломатической войне одержали невиданную победу - разрушение Варшавского Договора, сокрушение СССР, вывод российских войск из восточно-европейских стран, навязывание нового договора России с НАТО на условиях диктата силы и возможности миротворчества, под флагом которого возможны любые акции в рамках экономических интересов стран - участниц НАТО. И все же Россия остается крупнейшим держателем ресурсов. Вместе с Казахстаном и Азербайджаном она и в ХХI в. играет заметную роль в мире как экспортер энергоносителей. Будут задействованы восточносибирские месторождения, где находится 18% запасов российской нефти.Более половины союзных и почти четверть мировых запасов урана осталось в Казахстане (пустыня Бетпак-Дала), 20% - в Узбекистане, 7-8% - на Украине. Крупнейший Забайкальский уранодобывающий район России располагает запасами для добычи на 15-20 лет, а освоение Саяно-Алтайского и Поволжского месторождений требует крупных инвестиций. Функционирующий Приаргунский горно-химический комбинат был поставлен в условия невыгодности добычи урана, поскольку, будучи градообразующим, он вынужден содержать и городское хозяйство.Высокая доля энергоносителей в экспорте из России - результат "холодной войны", навязанной извне политики, суть которой заключается в перераспределении в пользу развитых стран источников энергии без войн.

Был сделан вывод именно в пользу такой тактики, поскольку известно, чем кончались все войны против России.

Это подтверждается навязыванием России Энергетической хартии и доступа к энергоресурсам, снижением цен на нефть, а, следовательно, - ослаблением потока валюты в страну, экспортирующую ресурсы. Это неизбежно ведет к взвинчиванию цен на энергоносители на внутреннем рынке и к деградации производителей товаров, которые еще производятся на внутренний рынок. Одновременно открываются шлюзы для реэкспорта российских ресурсов. Не исключена активная инвестиционная политика европейских стран по вытеснению российских энергетиков с европейского рынка. Стремление к инвестированию будет преследовать цель распоряжаться поставками на западный рынок энергетических ресурсов из России без спроса, если транснациональные компании сумеют внедриться в России в качестве инвесторов. Это неизбежно, поскольку степень энергетической зависимости Западной Европы от России возрастает: в 1996 г. по природному газу зависимость составляла 43%, в 2012 г. - 51, а к 2020 г. прогнозируется на уровне 66-75%. Сегодня Россия покрывает потребности Украине в газе и нефти более чем на 30%. В этом контексте излишни комментарии по вопросу усиления присутствия НАТО у границ России и СНГ.

.2 Проблемы и перспективы российского товарного рынка

         1.Доступ российских товаров на рынки стран ВТО. (На примере ЕС, США)

Главное преимущество ВТО состоит в том, что страны - члены этого клуба взаимодействуют в рамках недискриминационной торговой системы, где каждый участник получает гарантии справедливого и последовательного отношения к ее экспорту на рынках других стран, обязуясь обеспечивать такие же условия для импорта на свой собственный рынок. В выполнении обязательств развивающимися странами предусмотрены большая гибкость и свобода действий. Получение такого преимущества в прагматическом смысле является целью присоединения к ВТО.

Условия доступа российских товаров и услуг на рынки сбыта стран ВТО постоянно ухудшаются. В настоящее время против России применяется более 90 мер дискриминационного характера, общий прямой ущерб от которых оценивается в 3-4 млрд. долл. Доступ на рынки становится проблемой экономической безопасности страны.

Россия является единственной крупной экономикой в мире, которая не вступила в ВТО - международный альянс, состоящий из 153 стран - и которая добивается вступления уже на протяжении 17 лет.

Преимущества от вступления в ВТО заключаются в следующем: дискриминация должна быть устранена, Россия сможет вести переговоры по улучшению условий доступа на рынки - снижению тарифов, снятию ограничений на поставку услуг, так же Россия получит доступ к квази-судебной системе разрешения споров ВТО, и к возможности принудительного исполнения решений.

В июне прошлого года главы России, Белоруссии и Казахстана заявили о том, что станут членами ВТО лишь в качестве единой таможенной территории. Однако в мае 2010 года Россия, Белоруссия и Казахстан признали, что странам не удалось согласовать позиции по важным вопросам в рамках процесса формирования Таможенного союза. И с 1 июля 2010 года союз не заработает. "Мы должны вас проинформировать о том, что согласовать все вопросы нам пока не удалось, и есть чувствительные позиции для экономики Казахстана, Белоруссии, Российской Федерации", -- констатировал премьер-министр Владимир Путин.

Зачастую антидемпинговые и специальные защитные меры вводятся членами ВТО в отношении российских товаров без соблюдения обязательного приведения убедительных доказательств, аргументацией служит тот факт, что Россия не является членом ВТО и требования ВТО в этой области на нее не распространяются.

Как и прежде, более половины всех антидемпинговых мер направлено против продукции отечественных металлургов. Так, в страны ЕС российские бесшовные трубы поставляются с антидемпинговой пошлиной в размере 24-35%. Мексиканская пошлина для тех же труб составляет уже около 80%.

Если же говорить о рынки ЕС, то одной из основных проблем при доступе российской продукции является использование энергокорректировок Европейской Комиссией при расчете нормальной стоимости в рамках антидемпинговых расследований. Данный механизм используется в отношении энергоемких российских товаров, таких как минеральные удобрения и трубная продукция, и позволяет даже в условиях отсутствия демпинга рассчитать маржу в размере 15%. Ежегодные потери российских экспортеров от таких действий Европейской Комиссии исчисляются в размере 500 млн. долл. ежегодно.

Другой проблемой российского экспорта является реализация новой химической политики в отношении химической продукции (системы REACH). Имплементация системы REACH сопровождается огромным количеством неурегулированных технических и методологических проблем, что заставляет экспортеров принимать решения "на свой страх и риск".

При этом необходимо отметить, что классификация химических веществ может осуществляться с нарушением ряда процедурных аспектов. Так, например, в 2004 году хризолитовый асбест был классифицирован Европейской Комиссией как канцероген 1 категории, в связи с чем с 2005 года запрещена внутренняя торговля асбестом и асбестосодержащими материалами.

С 2003 года в ЕС существует импортная квота на пшеницу мягких сортов со средним и низким содержанием протеина, а с 2004 года -- на ячмень. Поставки продукции за пределами квот практически отсутствуют.

С конца 90 годов в ЕС квотируются поставки отдельных видов металлопродукции российского происхождения. В 2007 году было подписано Соглашение о торговле некоторыми изделиями из стали, которое предусматривает ежегодное автоматическое продление с увеличением количественных лимитов на 2,5 процента. Квота на 2010 год составляет 3 185 тыс. тонн.

На сегодняшний день, США относится к странам с наиболее агрессивной антидемпинговой политикой защиты в отношении российской продукции. Так, в настоящее время в отношении российских товаров применяются 8 мер в отношении карбамида, нитрата аммония, феррованадия, металлического кремния, магния, толстолистовой стали, урановой продукции и горячекатаной стали.

В рамках некоторых антидемпинговых процедур были заключены квотно-ценовые соглашения как между российскими производителями, так и между Минэкономразвития России с Минторгом США, которые приостанавливают действие антидемпинговых пошлин в отношении нитрата аммония, толстолистовой стали, горячекатаного проката, урановой продукции. Лишь одно из эти соглашений (по толстолистовой стали) рассчитано на условиях рыночно экономики. По остальным проводится работа с целью их перевода в рыночный формат.

В 2010 г. Минторг США инициировал 3 пересмотра по пересмотру антидемпинговых мер в отношении российского магния, горячекатаного проката и металлического кремния.

         2 Доступ российских товаров на рынок СНГ

Среди стран СНГ антидемпинговые пошлины наиболее активно применяет Украина. По состоянию на 1 мая 2010 года против российских товаров действует 5 антидемпинговых пошлин.

"Наиболее чувствительными для российского экспорта являются меры, принимаемые Украиной", -- отмечают в Минэкономразвития. Так, в настоящее время действуют 5 специальных защитных мер и проводятся 4 новых расследования.

Белоруссия

В Белоруссии последовательно проводится политика защиты внутреннего рынка от иностранного импорта. В целом действующие в Белоруссии ограничительные меры можно охарактеризовать следующим образом:меры административного характера. Так, контроль за исполнением параметров прогноза социально-экономического развития осуществляется путем установления требований, в соответствии с которыми необходимо соблюдения организациями торговли определенной, ограниченной доли продаж импортных товаров, в том числе и импортных, включая российские;меры, направленные против конкретных товаров. Как правило, такие меры вводятся в отношении товаров, производство которых активно развивается в государстве. Это относится к табачной, алкогольной и рыбной продукции, ввоз которой разрешен только через институт специмпортеров, которые в административном порядке устанавливают объемы импорта и ценовые параметры контрактов.ограничения в валютной сфере. В настоящее время действует ограничение Национального банка Республики Беларусь на проведение импортерами авансовых платежей на уплату иностранных, в том числе российских товаров, препятствующее осуществлению сделок с российскими участниками ВЭД;меры, действующие в транспортной сфере, к которым относят не отвечающий требованиям Конвенции МДП широкий перечень оснований для назначения российским перевозчикам сопровождения и обязательный заезд автотранспорта на терминал "Брестгрузавтосервис" с оплатой терминальных услуг в размере 7 евро при выезде с территории Беларуси в западном направлении.

Кроме того, в Белоруссией созданы неравные конкурентные условия для российских и белорусских товаров посредством проводимой государством политики масштабного субсидирования. В результате такой политики ущерб российские производители терпят ущерб не только на белорусском рынке, но и на российском, поскольку их товары вытесняются более дешевыми белорусскими товарами. В настоящее время работа по отмене ограничительных мер во взаимной торговле с Белоруссией ведется как в двустороннем формате, в том числе в рамках Комиссии по тарифному и нетарифному регулированию при Совете Министров Союзного государства, так и в рамках Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана. В частности, в соответствии с решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 27 ноября 2009 г. № 19 "О едином нетарифном регулировании Таможенного Союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации" Сторонам поручено в срок до 1 июля 2010 года обеспечить внесение изменений в нормативные правовые акты глав государств и правительств Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации и в законодательные акты Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, которые нарушают соглашения, составляющие договорно-правовую базу Таможенного союза. В целях исполнения данного поручения подготовлен перечень действующих ограничительных мерах экономического характера во взаимной торговле Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации.

Украина

Отличительной чертой последних лет является активизация в Украине инициирования антидемпинговых и специальных защитных расследований, основными целями которых являются главным образом российские товары. В настоящее время Украина применяет 5 специальных защитных и 5 антидемпинговых мер, а также проводит 4 специальных защитных расследования. Общий ущерб от применения Украиной ограничений в отношении российских товаров составляет порядка 80 млн. долл. США ежегодно. Как представляется, основной причиной чрезмерного применения мер защиты внутреннего рынка, является не всегда обоснованный протекционизм в отношении украинских производителей.

Казахстан

В Казахстане применяются дифференцированные ставки акцизов на импортную и отечественную алкогольную и табачную продукцию и сохраняется угроза введения специальных защитных пошлин в отношении некоторых видов кондитерских изделий, кровельных материалов, стеклопосуды, ваты и изделий из ваты и дрожжей.

Выявлены случаи введения мер технического регулирования без достаточного на то научного обоснования. В частности это касается введенного в 2002 году запрета на импорт пива солодового в ПЭТ упаковке.

Узбекистан

В Узбекистане количество ставок акцизов и их размер на импортируемую продукцию (более 400 позиций) во много раз превышает перечень отечественных подакцизных товаров. Вследствие задержки конвертации национальной валюты в СКВ для оплаты обязательств российским компаниям по внешнеэкономическим контрактам накопилась огромная задолженность узбекской стороны перед российскими предприятиями (в основном, предприятиями автомобильной промышленности) в размере 35 млн. долл. США. Кроме того, узбекская сторона взимает дополнительный сбор в Республиканский дорожный фонд при Минфине Узбекистана за приобретение и (или) временный ввоз на территорию Узбекистана автотранспортных средств при их регистрации в органах МВД, от которого освобождены отечественные производители.

Туркменистан

В Туркменистане применяются дифференцированные ставки акцизов на импортную и отечественную продукцию на следующие товары: спирт; крепкие спиртные напитки; виноградные и другие вина; пиво; табачная продукция; легковые автомобили.

Азербайджан

В Азербайджане введены дифференцированные ставки акцизов на импортируемые легковые автомобили, яхты и иные плавательные средства. Увеличены ставки акцизов на импортную алкогольную продукцию.

Армения

В Армении применяется дифференцированный подход при взимании акцизного налога на алкогольную продукцию местного и импортного производства. Признавая дискриминационный характер принятых мер в отношении российских товаров, армянская сторона объясняет её принятие необходимостью применения антикризисных мер с целью стабилизации экономики страны.

В рамках закона "О табачной продукции" армянская сторона взимает сбор с импортируемой продукции, сумма которого в 1,5 раза превышает ставку аналогичного сбор для отечественной продукции.

Молдавия

В Республике Молдавия введен дополнительный сбор на импорт товаров, в процессе использования которых загрязняется окружающая среда. В результате беспошлинный режим свободной торговли, установленный двусторонними обязательствами, нивелируется посредством введения меры, эквивалентной по действию таможенной пошлине.

В перечень товаров, в отношении которых применяется вышеуказанный сбор входят следующие позиции: нефтепродукты, лаки, краски, удобрения, резиновые и пластмассовые изделия, покрышки, транспортные средства, электроприборы. Данному сбору подвергается также упаковка импортируемой продукции из пластика или "tetra-pack" в размере от 2 до 5% от стоимости содержащейся в ней продукции. Ежегодный ущерб российский экспортеров от уплаты такого сбора исчисляется в размере около 1 млн. долл. США ежегодно.

Киргизия

Киргизия в целях защиты отечественного производителя и создания благоприятных конкурентоспособных условий для отечественной пищевой промышленности, установила квоту на ввоз сахара белого, а также сократила количество предприятий, которым выделяется квота на ввоз данного товара. С 2009 года сроком на 3 года введены специальные защитные пошлины на импорт муки из твердых и мягких сортов.

Заключение

Жизнь человеческого общества сложна, многообразна и противоречива. Почти везде в мире, чтобы выжить, человек должен работать, ибо окружающие его вещи в своем естественном состоянии, форме и местонахождении не могут удовлетворить его потребности.

Производство есть процесс воздействия человека на вещество природы в целях создания материальных благ, необходимых для развития общества. Исторически оно прошло длительный путь развития от изготовления простейших продуктов до производства сложнейших технических систем, гибких переналаживаемых комплексов, вычислительных машин.

В процессе производства не только меняется способ и вид изготовления благ, но и возникают новые формы экономических отношений, происходит нравственное совершенствование самого человека.

Система организационно-экономических отношений, при которой полезные продукты создаются для их продажи на рынке называется товарным производством, которое является базисом экономического развития общества.

Основу <http://www.pravoteka.ru/enc/4070.html> рыночной экономики составляет товарный рынок <http://www.pravoteka.ru/enc/6024.html> как совокупность социально-экономических отношений в сфере обмена, посредством которого осуществляется реализация <http://www.pravoteka.ru/enc/5118.html> товаров <http://www.pravoteka.ru/enc/6012.html>, обеспечивается признание общественного характера создающего их труда.

В рамках товарного рынка <http://www.pravoteka.ru/enc/6024.html> протекает процесс товарного обращения, совокупность взаимосвязанных актов <http://www.pravoteka.ru/enc/149.html> купли-продажи массы товаров <http://www.pravoteka.ru/enc/6012.html>, создаваемых в различных областях <http://www.pravoteka.ru/enc/3780.html> хозяйственной деятельности.

Итак, проследив взаимосвязь товарного производства и труда можно прийти к выводу, что товарное производство является важнейшим фактором мировых экономических отношений и отношений в обществе, а именно:

.Товарное производство обслуживает самые разные социально-экономические системы.

.Всякий продукт товарного производства имеет непременное свойство - полезность, то есть удовлетворяет какие-либо потребности людей.

.Рост объемов товарного производства приводит к увеличению рабочих мест, снижению стоимости товара, а, соответственно, к увеличению благосостояния общества.

.Увеличение выпуска товаров создает возможность и необходимость обменивать излишнее их количество на большую массу других полезных вещей.

.Товарное производство является основой существования и развития общества.

Список литературы

Закон РФ от 20 февраля 1992 г. N 2383-I "О товарных биржах и биржевой торговле" (с изменениями от 24 июня 1992 г. и от 30 апреля 1993 г., 19 июня 1995 г., 21 марта 2002 г.)

Васильев Г.А., Каменева Н.Г., "Товарные рынки" Москва, Спектр, 2012

Иващенко А.А., Товарные рынки: М.:Учебник, Издательский дом "Книга", 2012.

Николаева И.П. Экономическая теория. Учебник. - М.: КноРус, 2013

Николаева М.А. "Товароведение потребительских товаров" - М.:Норма, 2012 - 342 с

Петров П. В., Соломатин А. Н. Экономика товарного обращения. - М.: ИНФРА-М, 2011

Тотьев К.Ю. Конкурентное право: (Правовое регулирование конкуренции):Учебник. М.: РДЛ, 2010. С. 47

Абалкин Л. Радикальная экономическая реформа//ЭиЖ. 2013.№ 45. С. 28.

Бородко Т.Л., Беляцкий Н.П. Мониторинг товарных рынков /Маркетинг в России и за рубежом <http://www.dis.ru/market/> №5 - 2013

Бурмистрова, Т. В. Право, номер 7 - 25.06.2012, "Товарный рынок : структурный анализ концентрации и конкуренции", с. 18-30

Тотьев, К. Ю., номер 5/6 - 25.04.2012, "Ограничение монополистической деятельности на товарных рынках", с. 35-39

Шумаев, В., номер 10 - 17.09.2014,. - Инфраструктура товарных рынков с. 43-47

<http://www.rbc.ru/public/659/showb.cgi/130401659.html-> сайт министерства торговли РФ

<http://www.economy.gov.ru/>


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!