Анализ стиля управления и образ менеджера (на примере ООО 'Вояж-Тур')

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Менеджмент
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    191,81 Кб
  • Опубликовано:
    2016-06-01
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Анализ стиля управления и образ менеджера (на примере ООО 'Вояж-Тур')














«Анализ стиля управления и образ менеджера (на примере ООО «Вояж-Тур»)»


Введение

Управленческая деятельность - один из важнейших факторов функционирования и развития предприятий в условиях рыночной экономики, а процесс управления является средством, при помощи которого руководство сплачивает воедино трудовые ресурсы, материалы, информацию и людей для достижения поставленных целей.

Эффективный процесс управления обеспечивает оптимальное использование ресурсов, минимизирует потери производительности, нарушение взаимодействия подразделений и сбоев в коммуникационных каналах.

Таким образом, эффективная работа всей организации находится в значительной зависимости от существующей в ней системы управления персоналом, которая, в свою очередь, напрямую зависит от того, насколько высоко квалифицирован руководитель данного предприятия.

Роль менеджера в организации - направляющая, формирующая, структурирующая, и в целом организующая. Деятельность менеджера направлена то, чтобы работники стали не просто арифметической суммой людей со своими проблемами и интересами, но сплоченным коллективом, нацеленным на созидание, на выполнение общественной задачи, чтобы проявились все позитивные эффекты социальной организации, ради которых люди и объединятся в ней, чтобы организация стала действительно организацией.

Изучение стиля руководства в последнее десятилетие стало важным направлением в процессе оптимизации деятельности человека. Знание стиля руководства позволяет решить проблему профессиональной пригодности административного резерва. Руководителю трудно выработать такой стиль деятельности, который способен удовлетворить всех членов подчиненного ему коллектива. Вопросы эффективного руководства вызывали интерес людей с давних времен, однако, систематическое, целенаправленное их изучение началось только со времен Ф. Тейлора. За это время было проведено много исследований. Тем не менее, до сих пор не существует полного согласия по поводу того, какой стиль руководства надо считать наиболее эффективным.

Актуальность исследуемой темы определяется также тем, что в современных социальных и экономических условиях успех того или иного вида предпринимательской деятельности зависит главным образом от четкой и слаженной организации деятельности фирмы. Только руководитель, выбрав правильный стиль руководства, может воздействовать на динамику развития фирмы.

Объектом исследования выступают менеджер как руководитель.

Предметом исследования являются стили управления и основные составляющие образа (имиджа) менеджера.

Целью данной работы является Анализ стиля управления и образа современного менеджера.

Для достижения поставленной цели следует решить группу задач:

рассмотреть понятие и сущность стиля управления;

провести Анализ основных стилей руководства;

изучить стиль руководства директора ООО «Вояж-Тур»;

определить направление дальнейшего совершенствования стиля управления и образа менеджера на примере директора ООО «Вояж-Тур».

Источниками информации для написания работы послужили базовая учебная литература; фундаментальные теоретические труды крупнейших мыслителей в рассматриваемой области; результаты практических исследований отечественных и зарубежных авторов; статьи и обзоры в специализированных и периодических изданиях, посвященных тематике моделей руководителя; справочная литература и прочие актуальные источники информации, сведения о которых более детально изложены в списке литературы данной работы.

Понятие и сущность стиля управления организацией

управление менеджер руководство

В литературе существует много определений понятия «стиль управления», сходных между собой в своих основных чертах. Его можно рассматривать как комплекс систематически используемых руководителем методов принятия решений, воздействуя на подчиненных и общения с ними.

Стиль руководства есть устойчивая манера поведения руководителя по отношению к подчиненным, позволяющая оказывать на них влияние и побуждать их к достижению целей организации.[5;49]

Стиль руководства определяет систему методов, приемов, образцов поведения, с помощью которых лидер организует межличностные отношения в коллективе и воздействует на подчиненных для решения поставленных задач. [5;49]

Способности руководителя реализовать властные полномочия находятся в непосредственной зависимости от стиля его работы. Стиль выражается в том, какими приемами руководитель побуждает подчиненных к согласию со своими решениями, к выполнению возложенных на них обязанностей и как он контролирует результаты их деятельности.

Принятый стиль может служить характеристикой качества деятельности руководителя и руководящего органа, их способности создавать и воспроизводить в коллективе атмосферу, благоприятствующую высокопроизводительной работе.

Обычно стиль отличается устойчивостью, выражающейся в частом повторении тех или иных приемов руководства. Но эта устойчивость относительна, ведь стилю присущ и динамизм, весьма ценимый в руководителе.

В основе своей стиль объективен, так как определяется совокупностью социальных и экономических требований к руководящей деятельности. Но он окрашен индивидуальными качествами руководителя и неизбежно субъективен, индивидуален. Существенное воздействие на становление стиля оказывают интеллект и общая культура руководителя, уровень его профессиональной подготовки, особенности характера и темперамента, личностные нравственные ценности, умение создавать атмосферу увлеченности работой, нетерпимости ко всякого рода недостаткам. Таким образом, личностные качества руководителя сказываются - непосредственно или опосредованно - на степени удовлетворенности трудом и на мотивации поведения подчиненных, характере их межличностных отношений, согласованности действий. Последнее весьма значимо, как говорил еще римский историк Саллюстий, «при согласии незначительные дела вырастают, при несогласии величайшие гибнут». Таким образом, в стиле руководства различаются, с одной стороны, его общая объективная основа, а с другой - свойственные данному руководителю способы и приемы воздействия на людей.

На формирование стиля заметно влияют характер функций организации, половозрастная структура коллектива и т.п. Нельзя также не считаться с характером сложившихся в нем формальных и неформальных взаимоотношений, его традициями и ценностными ориентациями. В рисунке 1 описаны факторы, определяющие стиль руководства. [15;249]

Рис. 1. Факторы, определяющие стиль руководства

До сих пор разработки стилей управления сталкиваются с рядом не решенных проблем. Главные из них:

Трудности при определении эффективности стиля управления. Результаты, которые должны быть достигнуты с помощью определенного стиля, включают многие компоненты, и их нелегко свести к какой-то одной величине и сопоставить с результатами применения других стилей.

Сложность установления причинно-следственных связей между стилем управления и эффективностью его использования. Обычно стиль управления рассматривается как причина достижения определенного следствия - производительности сотрудников. Однако такое причинно-следственное отношение не всегда соответствует действительности. Часто именно характер достижений сотрудников (незначительные или высокие достижения) побуждает руководителя к использованию определенного стиля.

Изменчивость ситуации, прежде всего внутри самой организации. Стили управления обнаруживают свою эффективность лишь при определенных условия, но эти условия не остаются неизменными. С течением времени и руководитель, и сотрудники могут менять свои ожидания и отношения друг к другу, что может сделать стиль не эффективным, а оценку его использования - недостоверной.

Несмотря на эти и некоторые другие трудности, стили управления являются важным ориентиром в решении задач повышения эффективности руководства.

Определить стиль управления можно 2-я способами:

) Посредством выяснения особенностей индивидуального стиля управления, который использует начальник по отношению к подчиненным.

) С помощью теоретической разработки комплекса типичных требований к поведению руководителя, направленных на интеграцию сотрудников и их использование в процессе достижения целей организации. [2;469]

Стиль руководства в значительной степени определяет результаты деятельности организации. Существует много примеров того, как руководитель прогрессивного стиля, возглавив отстающий коллектив, преобразовывает его, пробуждает творческие силы и энергию сотрудников. И наоборот, при ином стиле можно разрушить эффективно функционировавшую до того организацию.

Таким образом, опираясь на личностные качества, каждый руководитель вырабатывает индивидуальный стиль работы. Но различия стилей не безграничны, поскольку зарождаются и изменяются в границах, определяемых объективными потребности организации.

Стили могут классифицироваться по следующим критериям. [2;470]

. Критерий участия исполнителей в управлении:

авторитарный (единолично менеджер решает и приказывает - сотрудники исполняют);

сопричастный (сотрудники участвуют в той или иной мере в принятии решений);

автономный (менеджер играет сдерживающую роль - сотрудники решают сами, обычно большинством).

. Классификация стилей управления по преимущественному критерию функций управления:

управление через инновацию (разработка инновации - как руководящее задание);

управление с помощью задания цели (на каждом иерархическом уровне задают цели, имеется свобода в методе ее достижения, ограниченная сметой и контролем);

. Критерий преимущественной ориентации.

слабое управление - нет давления на сотрудников, нет заботы о них, также слаба забота о решении задач менеджмента. Полезная отдача мала;

управление по задачам - с сотрудниками обращаются, как с исполнительными механизмами, можно добиться высокой эффективности, но страдают человеческие отношения;

клубное управление - господствует дружеская атмосфера, но пренебрегают решением задач;

управление по среднему пути - достигается компромисс между требованиями по работе и интересами сотрудников, средняя производительность труда;

сильное управление - идеальный стиль с высокой производительностью труда и хорошими человеческими отношениями.

Основные стили управления: сравнительный Анализ

В целом, существует два подхода к изучению стилей: традиционный и современный. К традиционному подходу относятся «одномерные» стили управления. «Одномерные» стили, характеризуются одним каким - то фактором, к ним относятся: авторитарный, демократический и либерально-попустительский.

Наиболее простым представлением «двумерного» стиля управления является «Управленческая решетка» Блейка и Мутона. Поэтому, остановимся на ней более подробно.

На рис.2 представлена модель Блейка - Мутона, включающая 5 основных стилей руководства. Вертикальная ось этой схемы ранжирует «заботу о человеке» по шкале от 1 до 9. Горизонтальная ось ранжирует «заботу о производстве» также по шкале от 1 до 9. Стиль руководства определяется обоими этими критериями. Всего мы получаем 81 позицию (9х9), т.е. 81 вариант стиля управления. Блейк и Мутон описали пять крайних и наиболее характерных позиций матрицы. [16;86]

Рис.2. Модель Блейка - Мутона

.1. - нищета управления (примитивное руководство). Со стороны руководителя требуется лишь минимальное усилие, чтобы добиться такого качества работы, которое позволит избежать увольнения.

Эта позиция характеризует такой тип руководителя, который достаточно холодно относится как к своим подчиненным, так и к самому процессу производства.

.9. - клубное управление (социальное руководство). Руководитель сосредоточивается на хороших, теплых человеческих взаимоотношениях, но мало заботится об эффективности выполнения заданий. Эта позиция характеризует руководителей, которые уделяют особое внимание нуждам и потребностям своих подчиненных, чего нельзя сказать о процессе производства.

.1. - авторитет - подчинение. Руководитель очень заботится об эффективности выполняемой работы, но обращает мало внимания на моральный настрой подчиненных. Эта позиция характерна для менеджеров, которые во главу угла ставят заботу о производстве и практически не осуществляют никакой социальной деятельности.

.5. - организация (производственно-социальное управление). Руководитель достигает приемлемого качества выполнения заданий, находя баланс эффективности и хорошего морального настроя. Эта позиция характеризует тот тип руководителя, который умело сочетает заботу о людях с заботой о производстве.

.9. - команда. Благодаря усиленному вниманию к подчиненным и эффективности, руководитель добивается того, что подчиненные сознательно приобщаются к целям организации. Это обеспечивает и высокий моральный настрой, и высокую производительность. Эта позиция характеризует такой тип руководителя, который одинаково бережно относится как к людям, так и к возглавляемому им производству.

Блэйк и Мутон исходили из того, что самым эффективным стилем руководства - оптимальным стилем - было поведение руководителя в позиции 9.9. По их мнению, такой руководитель сочетает в себе высокую степень внимания к своим подчиненным и такое же внимание к производительности. Они также поняли, что есть множество видов деятельности, где трудно четко и однозначно выявить стиль руководства, но считали, что профессиональная подготовка и сознательное отношение к целям позволяет всем руководителям приближаться к стилю 9.9, тем самым, повышая эффективность своей работы. [16;89]

Пользуясь «управленческой решеткой», можно заранее определить комбинацию оценок, соответствующих требованиям к той или иной должности, предусмотренной штатным расписанием организации. Сравнив с ними экспертные оценки качеств претендентов, можно определить их пригодность к замещению.

Матрицы стилей руководства является наиболее популярным подходом к изучению стилей руководства. Он является не только удачной комбинацией других исследований, но также дает руководителям возможность оценить свою позицию и попытаться усовершенствовать свой стиль управления.

Блейк и Мутон сделали следующее заключение: в различных специфических условиях каждый из стилей управления может оказаться весьма эффективным, но в типичной ситуации развития бизнеса наиболее успешным будет применение командного руководства. Их модель относится к поведенческому подходу к классификации стилей руководства.

Рассмотрим традиционные подходы к стилю руководства.

Автократичный лидер в управлении авторитарен. Автократичный руководитель обладает достаточной властью, чтобы навязывать свою волю исполнителям, и в случае необходимости без колебаний прибегает к этому. Автократ намеренно аппелирует к потребностям более низкого уровня своих подчиненных, исходя из предположения, что это тот самый уровень, на котором они оперируют. Дуглас МакГрегор, известный ученый в области лидерства, назвал предпосылки автократичного руководителя по отношению к работникам теорией «Х». Согласно теории «Х»:

. Люди изначально не любят трудиться и при любой возможности избегают работы.

. У людей нет честолюбия, и они стараются избавиться от ответственности, предпочитая, чтобы ими руководили.

. Больше всего люди хотят защищенности.

. Чтобы заставить людей трудится, необходимо использовать принуждение, контроль и угрозу наказания. [15;349]

На основе таких исходных предположений, автократ обычно как можно больше централизует полномочия, структурирует работу подчиненных и почти не дает им свободы в принятии решений. Автократ также плотно руководит всей работой в пределах его компетенции и, чтобы обеспечить выполнение работы, может оказывать психологическое давление, как правило, угрожать.

Когда автократ избегает негативного принуждения, а вместо этого использует вознаграждение, он или она получает название благосклонного автократа. Хотя он или она продолжают оставаться авторитарными руководителями, благосклонный автократ проявляет активную работу о настроении и благополучии подчиненных. Он или она могут даже пойти на то, чтобы разрешать или поощрять их участие в планировании заданий. Но он или она сохраняет за собой фактическую власть принимать и исполнять решения. И как бы благосклонен ни был этот руководитель, он или она простирает свой авторитарный стиль дальше, структурируя задания и навязывая неукоснительное соблюдение огромного количества правил, которые жестко регламентируют поведение сотрудника.

Представления демократичного руководителя отличаются от представлений автократичного руководителя. МакГрегор назвал их теорией «Y»:

. Труд - процесс естественный. Если условия благоприятные, люди не только примут на себя ответственность, но и будут стремиться ней.

. Если люди приобщены к организационным целям. Они будут использовать самоуправление и контроль.

. Приобщение является функцией вознаграждения, связанного с достижение цели.

. Способность к творческому решению проблем встречается часто, а интеллектуальный потенциал человека используется лишь частично.

Благодаря этим предположениям, демократичный руководитель предпочитает такие механизмы влияния, которые апеллируют к потребностям более высокого уровня: потребности в принадлежности, высокой цели. Автономии и самовыражения. Настоящий демократичный руководитель избегает навязывать свою волю подчиненным.

Организация, где доминирует демократичный стиль, характеризуется высокой степенью делегирования полномочий. Подчиненный принимают активное участие в принятии решений и пользуются широкой свободой в выполнении заданий. Довольно часто, объяснив цели организации, руководитель позволяет подчиненным определить свои собственные цели в соответствии с теми, которые он сформулировал. Как правило, обстановка, создаваемая руководителем-демократом, носит также воспитательный характер и позволяет достигать цели с малыми издержками. Происходит положительный резонанс власти: авторитет должности подкрепляется авторитетом личным. Управление происходит без грубого нажима, опираясь на способности сотрудников, уважая их достоинство, опыт и умение. Это формирует благоприятный морально-психологический климат в коллективе.

Выдающийся психолог К. Левин, занимавшийся созданием теории личности, разработал и обосновал концепцию стилей управления. На основе экспериментальных данных он выявил и описал 3 основных стиля: авторитарный (директивный); демократический (коллегиальный); либеральный (нейтральный). Ниже представлена сравнительная характеристика основных стилей управления по К. Левину. [11;27]

Авторитарный (директивный) стиль характеризуется централизацией власти в руках одного руководителя. Руководитель единолично принимает решения, жестко определяет деятельность подчиненных, сковывая их инициативу.

Демократический (коллегиальный) стиль основан на том, что руководитель децентрализует свою управленческую власть. Принимая решение, он консультируется с подчиненными, которые получают возможность принимать участие в выработке решении.

Либеральный (попустительский) стиль характеризуется минимальным вмешательством руководителя в деятельность подчиненных. Руководитель выступает, чаще всего, как посредник, обеспечивающий своих подчиненных информацией и материалами, необходимыми для работы.

Нетрудно заметить, что основным критерием, отличающим один стиль управления от другого, является способ принятия решения руководителем. Существуют два способа, пути принятия управленческих решений - демократический и авторитарный. Некоторые исследователи склонны считать, что демократический путь является более эффективным: снижается риск принятия неверного решения, появляются альтернативы, в ходе обсуждения появляются новые варианты решения, невозможные при индивидуальном Анализе, появляется возможность учесть позиции и интересы каждого и.т.д. Вместе с тем, дальнейшие исследования показали, что концепция К. Левина, несмотря на свою ясность, простоту и убедительность, имеет ряд существенных недостатков: было доказано, что нет никаких оснований считать, что демократический стиль управления всегда более эффективен, чем авторитарный. Сам К. Левин установил, что объективные показатели продуктивности у обоих стилей одинаковы. Было установлено, что в некоторых случаях авторитарный стиль управления более эффективен, чем демократический. Эти случаи отражены в следующем:

экстремальные ситуации, требующие немедленного решения;

квалификация работников и их общий культурный уровень достаточно низок (установлена обратная зависимость между уровнем развития работников и необходимостью использования авторитарного стиля управления);

некоторые люди, в силу своих психологических особенностей, предпочитают, чтобы ими руководили авторитарно.

Было установлено, что оба эти стиля управления в чистом виде не встречаются. Каждый руководитель, в зависимости от ситуации и своих личностных качеств, бывает и «демократом» и «диктатором». Порой бывает очень сложно распознать, какого стиля управления придерживается на самом деле руководитель (как эффективный, так и неэффективный).

Бывает, что форма и содержание работы руководителя не совпадают: авторитарный, по сути, руководитель ведет себя внешне демократично (улыбается, вежлив, благодарит за участие в дискуссии, но решение принимает единолично и до начала самой дискуссии) и наоборот. Кроме того, многое зависит от ситуации - в некоторых ситуациях руководитель может действовать авторитарно, а в других - как «демократ».

Таким образом, эффективность управления не зависит от стиля управления, а это значит, что способ принятия решений не может выступать в качестве критерия эффективного управления. Иначе говоря, управление может быть эффективным или неэффективным вне зависимости от того как, каким образом руководитель принимает решение - авторитарно или коллегиально.

Рэнсис Лайкерт и его коллеги в Мичиганском университете разработали альтернативную систему классификации стилей руководства, сравнивая группы с высокой производительностью труда и группы с низкой производительностью в различных организациях. Они считали, что разницу в производительности может объяснить стиль руководства. Аналогично континууму по теориям «X» и «Y» МакГрегора, руководителя групп с высокой и низкой производительностью классифицировались по континууму, находящемуся в пределах от одной красности - сосредоточенные на работе (теория «X»), до другой - сосредоточенные на человеке (теория «Y»). [2;426]

Руководитель, сосредоточенный на работе, также известный как руководитель, ориентированный на задачу, прежде всего, заботится о повышении производительности труда. Классическим примером руководителя, сосредоточенного на работе, служит Фридерик У. Тейлор. Тейлор строил задачу по техническим принципам эффективности и вознаграждал рабочих, которые перевыполняли квоту, тщательно рассчитанную на основе измерения потенциального выпуска продукции.

В противоположность этому, первейшей заботой руководителя, сосредоточенного на человеке, являются люди. Он или она сосредотачивают свое внимание на повышении производительности труда путем совершенствования человеческих отношений. Руководитель, сосредоточенный на человеке, делает упор на взаимопомощи, позволяет работникам максимально участвовать в принятии решений, избегает мелочной опеки и устанавливает для подразделения высокий уровень производительности труда. Он или она активно считаются с нуждами подчиненных, помогают им решать проблемы и поощряют их профессиональный рост.

На основании своих исследований, Лайкерт сделал вывод, что стиль руководства неизменно будет ориентированным либо на работу, либо на человека. Не встретилось ни одного руководителя, кто бы проявлял оба этих качества в значительной степени и одновременно. Результаты также показали, что стиль руководства, сосредоточенный на человеке, почти во всех случаях способствовал повышению производительности труда. Позже ученые-бихевиористы выявили, что стиль некоторых руководителей ориентировался одновременно и на работу, и на человека. Более того, из-за характера ситуации стиль, сосредоточенный на человеке, не всегда способствовал повышению производительности труда и не всегда являлся оптимальным поведением руководителя.

Как продолжение своих исследований Лайкерт предложил четыре базовых системы лидерства. Он рассчитывал, что эти четыре системы, указанные в таблице 1 помогут классифицировать поведение руководителей. [8;272]

Таблица 1

Стили лидерства по Лайкерту

Система 1

Система 2

Система 3

Система 4

Эксплуататорско-авторитарная

Благосклонно-авторитарная

Консультативно-демократическая

Основанная на участии


Лайкерт описывает руководителей, относящихся к системе 1, как эксплуататорско-авторитарных. Эти руководители имеют характеристики автократа. Система 2 называется благосклонно-авторитарной. Эти руководители могут поддерживать авторитарные отношения с подчиненными, но они разрешают подчиненным, хотя и ограниченно, участвовать в принятии решений. Мотивация создается вознаграждением и в некоторых случаях - наказанием. В целом, в системе 2 руководители соответствуют типу благосклонного автократа. Руководители системы 3, называемой консультативной, проявляют значительное, но не полное доверие к подчиненным. Имеется двустороннее общение и некоторая степень доверия между руководителями и подчиненными. Важные решения принимаются наверху, но многие конкретные решения принимаются подчиненными.

Система 4 подразумевает групповые решения и участие работников в принятии решений. По мнению Лайкерта, она - самая действительная. Эти руководители полностью доверяют подчиненным. Взаимоотношения между руководителем и подчиненными дружеские и взаимно доверительные. Принятие решений в высшей степени децентрализовано. Общение двустороннее и нетрадиционное. Лидеры системы 4 соответствуют руководителям, поощряющим участие трудящихся в управлении (теория «Y»). Кроме того, они ориентированы на человека, в противоположность руководителям системы 1, ориентированным на работу.

Исследования Лайкерта показали, что самые эффективные руководители низкого звена уделяли внимание, прежде всего, человеческим аспектам проблем, стоящим перед их подчиненными, и создавали отношения, основанные на взаимопомощи. Они продуманно разделяли подчиненных на производственные группы и ставили перед ними усложненные задачи. Они использовали групповое руководство вместо традиционных индивидуальных бесед с подчиненными. Обсуждая выгоды этого стиля для сбытовой организации, Лайкерт замечает: «Новые интересы, новые рынки и новые стратегии продажи, открытые каким-то одним специалистом по сбыту, тут же становятся достояние группы, которые она развивает и совершенствует…взаимодействие человека с человеком на собраниях, где доминирует руководитель, не создает групповой лояльности и имеет гораздо менее благотворное воздействие на мотивацию сбытовиков, чем групповое взаимодействие и проведение собраний, где принимаются решения». Другие ученые пришли к аналогичным выводам. Однако, выводы Лайкерта применимы не ко всем ситуациям.

Все вышеописанные стили руководства можно представить в виде сводной таблицы, предложенной отечественным исследователем Э. Старобинским (Приложение 1). [11;29]

Успех стиля управления можно оценивать по критериям:

воздействия на прибыль и издержки;

реализация задач при разработке продукции;

реализация задач организации;

реализация задач в управлении персоналом (удовлетворенность работой, готовность к перемене работы, чувство собственного достоинства, творческие качества, инициативность, готовность к учебе).

Эффективность стилей управления нельзя оценивать вне конкретных ситуаций. При этом следует учитывать:

личные качества (представления о ценностях, самосознание, основная позиция, отношение к риску, роль личных мотивов, авторитет, производственный и творческий потенциал, уровень образования);

зависимость от предстоящих задач (содержат ли они творческие или новаторские элементы, степень сформулированности, наличие опыта их решения, решаются ли они планово или как внезапно возникающие, должны ли выполняться индивидуально или в группе, давление сроков);

организационные условия (степень жесткости оргструктуры, централизованное и децентрализованное решение задач, количество инстанций принятия решения, четкость путей информации и связи, степень контроля);

условия окружающей среды (степень стабильности, условия материального обеспечения, социальная безопасность, господствующие общественные ценности и структуры).

Поведение менеджера должно соответствовать ситуации. Гибкость стиля является важным признаком качества менеджера. Следует не только менять стиль управления, но и создавать соответственные ситуационные условия (формировать ситуацию через подбор кадров, изменять оргструктуры и организацию труда).

Специфика работы менеджера заключается в постоянном общении с деловыми партнерами, подчиненными, клиентами. Поэтому одной из важнейших задач менеджера является умение научиться оставлять о себе хорошее впечатление, т. е. научиться формировать хороший имидж, под которым понимается формируемый в глазах общества комплекс его внешних и внутренних качеств. Положительный имидж всегда способствует карьерному продвижению менеджера.

Анализ стиля управления на примере ООО «Вояж-Тур»

ООО «Вояж-Тур» существует уже на протяжении более 7 лет и является одной из конкурентоспособных турфирм на туристском рынке города Москвы.

Данная фирма уже не лицензируется, в соответствии с законодательством РФ, но имеет сертификат соответствия.

Общество с ограниченной ответственностью «Вояж-Тур» является юридическим лицом и строит свою деятельность на основании учредительных документов, и действующего законодательства.

Согласно уставу ООО «Вояж-Тур» турфирма вправе осуществлять любые виды деятельности, не запрещенные законом, включая, но, не ограничиваясь следующим: турагентская деятельность; туроператорская деятельность; иная деятельность по организации путешествий; организация культурного досуга населения; организация массовых зрелищных, культурных и спортивных мероприятий; оказание бытовых услуг; организация общественного питания; другие виды деятельности, не запрещенные действующим законодательством.

ООО «Вояж-Тур» располагается по адресу: 105062, Россия, г. Москва, Подсосенский пер., д. 23.

Данная фирма неоднократно была награждена дипломами и грамотами.

Штатная численность работников предприятия - 12 человек. Опыт успешной деятельности сотрудников компании на рынке туристического бизнеса более семи лет.

Рассмотрим организационную структуру предприятия.





Рис. 3. Организационная структура предприятия

В обязанности директора входят следующие функции: разработка имиджа фирмы, маркетинг, представительские функции, взаимодействие с партнерами, получение необходимых лицензий, набор и обучение персонала.

Бухгалтерия ведет учет, составляет отчетности, сдает баланс, начисляет и выдает заработную плату, ведет отчетность перед государственными органами учета.

В обязанности отдела маркетинга и рекламы отдел входят следующие функции: изучение потребительского рынка, разработка и внедрение рекламы (печатной продукции, внешнее оформление фирмы, реклама на радио и в печатных средствах), проводит социологические опросы.

Функциональные обязанности отдела по работе с клиентами в: работа с клиентами; прием заявок у клиентов; проработка плана индивидуального тура; связь с операторами и средствами размещения; бронирование туров; оформление виз, страховок.

Целью исследования было определить стиль управления руководителя организации. В качестве испытуемых выступили сотрудники туристической фирмы.

Директору Ивановой Светлане Геннадьевне было предложено ответить на вопросы анкеты, по методике «Склонность к определенному стилю руководства», разработанной Е.П. Ильиной.

Методика проверена на надежность и валидность в диссертации Нгуен Ки Тыонга (2000) и представляет из себя опросник, с помощью которого можно узнать о склонности субъекта к тому или иному стилю руководства (Приложение 2).

Таблица 2

Склонность к определенному стилю руководства

Вопрос

Ответ

Стиль управления

1

При принятии важных решений вы

посоветуетесь с коллективом

демократический

2

При организации выполнения задания:

предоставите свободу выбора способа выполнения задания участникам коллектива, оставив за собой лишь общий контроль

демократический

3

При осуществлении контроля над деятельностью подчиненных:

доверите осуществление контроля самим подчиненным

демократический

4

В экстремальной для коллектива ситуации:

возьмете все руководство на себя;

авторитарный

5

Строя взаимоотношения с членами коллектива

будете общаться в основном, если к вам обратятся

авторитарный

6

При управлении коллективом:

 будете интересоваться личными делами подчиненных скорее из вежливости

либеральный

7

В отношениях с членами коллектива:

будете поддерживать только деловые отношения

авторитарный

8

По отношению к замечаниям со стороны коллектива:

выслушаете и учтете замечания

демократический

9

При поддержании дисциплины:

сумеете поддерживать дисциплину без напоминания о ней подчиненным

демократический

10

В отношении того, что о вас подумает коллектив:

 внесете коррективы в свое поведение, если оценка будет негативной.

демократический

11

Распределив полномочия между собой и подчиненными:

будете осуществлять только общий контроль

демократический

12

При возникновении затруднений при принятии решения:

 обратитесь за советом к подчиненным

демократический

13

Контролируя работу подчиненных:

будете хвалить исполнителей, отмечать их положительные результаты

демократический

14

Руководя подчиненными:

будете в основном использовать просьбу, а не приказ;

демократический

15

При недостатке знаний для принятия решения:

не побоитесь обратиться за помощью к подчиненным

демократический

16

Оценивая себя как руководителя, можете предположить, что вы:

будете требовательным, но справедливым

демократический

17

В отношении нововведений:

если они целесообразны, то охотно их поддержите

демократический

18

Вы считаете, что в нормальном коллективе:

подчиненные должны иметь возможность работать самостоятельно, без постоянного и жесткого контроля руководителя

демократический


Используя полученные при анкетировании данные, построим диаграмму, наглядно показывающую склонность руководителя к одному из стилей руководства.

Рис.4. Структура стиля руководства руководителя организации

Стиль руководителя можно определить как демократический. Подчиненным предоставляется самостоятельность, соразмерно их квалификации и выполняемым функциям, они широко привлекаются к подготовке и принятию решений. Поощряется инициатива и творческая активность. Руководитель с уважением относится к сотрудникам, у него деловой уровень общения, то есть общение на равных, старается помочь подчиненным в возникших вопросах, считается с их мнением и советами.

Однако на практике не встречается стиля руководства в чистом виде, поэтому и для Светланы Геннадьевны, прослеживаются черты либерального и авторитарного стилей управления в зависимости от ситуации. В отношении с подчиненными можно было увидеть черты либерального стиля - желание всем помочь, понравиться, влияет на подчиненных часто в форме просьб и путем удовлетворения их потребностей.

Каждый руководитель отличается собственным индивидуальным стилем, индивидуальность стилей управления проявляется, прежде всего, в процессе общения руководителя с подчиненными. Поэтому, в рамках исследования было проведено анкетирование среди сотрудников (Приложение 3) по методике «Определения стиля руководства трудовым коллективом». Данная методика разработана В.П. Захаровым. Основу ее составляют 16 групп утверждений, отражающих различные аспекты взаимодействия руководства и коллектива.

Таблица 3

Определение стиля управления трудовым коллективом

Ответ

Количество человек

1

Старается все решать вместе с подчиненными, единолично решает только самые срочные и оперативные вопросы

7

2

Приказывает так, что хочется выполнить.

7

3

Старается, чтобы его заместители были квалифицированными специалистами

7

4

Решая производственные задачи, старается создать хорошие отношения между людьми в коллективе

7

5

Способствует тому, чтобы работали самостоятельно

7

6

На критику руководитель обычно не обижается, прислушивается к ней

4


Затруднились ответить

3

7

Ответственность распределяет между собой и подчиненными

6


Руководитель единолично принимает решения или отменяет их

1

8

Регулярно советуется с подчиненными, особенно с опытными работниками.

7

9

Регулярно общается с подчиненными, говорит о положении дел в коллективе, о трудностях, которые предстоит преодолеть

6


Затруднились ответить

1

10

Всегда обращается к подчиненным вежливо, доброжелательно

7

11

Критические ситуации не изменяют способа его руководства

7

12

Если что-то не знает, то не боится этого показать и обращается за помощью к другим

6


Сам решает даже те вопросы, с которыми не совсем хорошо знаком

1


Затруднились ответить

1

13

Он требователен, но одновременно и справедлив

6


Затруднились ответить

1

14

Контролируя результаты, всегда замечает положительную сторону, хвалит подчиненных

6


Всегда очень строго контролирует работу подчиненных и коллектива в целом

1

15

Руководитель умеет поддерживать дисциплину и порядок

7

16

С руководителем работать интересно

6


В присутствии руководителя подчиненным все время приходится работать в напряжении

1


ПроАнализировав ответы преподавателей, можно сделать следующие выводы:

сотрудники, считают, что их руководитель - демократ. Что она в коллективе, а не отдельно от него, готова прийти не помощь. Но при этом, как настоящий начальник держит всех в строгости и умеет приказывать так, чтобы ее приказы исполнялись;

положительными чертами руководителя являются постоянство, заинтересованность в успехе начинаний, нестандартность мышления, прогрессивные взгляды;

руководитель во всей своей деятельности лично занимается только наиболее сложными и важными вопросами, предоставляя подчинённым решать все остальные. Она старается чаще советоваться с ними и прислушиваться к мнению коллег, не подчёркивает своего превосходства и разумно реагирует на критику, не уходит от ответственности ни за собственные решения, ни за ошибки исполнителей;

руководитель полагает своим долгом постоянно и обстоятельно, с полной откровенностью информировать подчинённых о состоянии дел и перспективах развития коллектива. При такой системе общения намного легче мобилизовать подчинённых на реализацию поставленных перед ними задач, воспитывать у них чувство подлинных хозяев;

использование делегирования полномочий с удержанием ключевых позиций у лидера;

руководитель ориентируется на возможности подчинённого, на его естественное стремление к самовыражению посредством реализации своего интеллектуального и профессионального потенциала. Работники получают удовлетворение от работы.

Изучив литературу по выбранной теме и проведя ряд исследований, можно дать некоторые рекомендации С.Г. Ивановой по улучшению отношений между ней и её сотрудниками.

Совершенствование образа и стиля руководства директора ООО «Вояж-Тур»

Каждый руководитель обязан работать так, чтобы стиль и методы его руководства соответствовали характеру современных взаимоотношений в обществе, выделяя главные задачи, не допуская работы по формуле «цель оправдывает средства», приводящей к перенапряжению коллектива. Задача руководителя - подобрать ровный, умеренный ритм работы аппарата управления, обеспечивающий высокую работоспособность в течение длительного времени.

Девизом руководителя должно стать: всегда можно сделать лучше, чем было до сих пор. Существующий порядок - это не единственный из возможных. Руководитель должен постоянно искать лучшие формы и методы организации деятельности подчиненного ему коллектива. Избегать, однако, следует слишком частых реформ, так как они в некоторых случаях могут вносить в работу путаницу, беспорядок и неорганизованность.

Деятельность руководителя в основном заключается в выборе методов и средств осуществления определенной задачи, которая выполняется штатом его сотрудников. Поэтому от правильности распоряжения иногда зависит успех всей работы. Ниже приводятся основные принципы постановки заданий для управляющего персонала, на которые следует обращать внимание и помнить их.

Давать как можно меньше распоряжений. Чем больше отдается распоряжений, тем труднее осуществляются их реализация и контроль исполнения, много времени уходит на объяснение, что и как должен делать каждый исполнитель. Кроме того, если проблема чересчур раздроблена, распределена между многими сотрудниками, то неизбежно дублирование в их работе. Руководитель должен выделять в первую очередь главное - одну, но основную задачу, решение которой определяет дальнейшее направление в работе.

Не давать много распоряжений одновременно. Целесообразно давать задания в разное время в той последовательности, в которой они должны выполняться. Это обеспечит исполнителю возможность заняться каждой задачей (проблемой) отдельно, не отвлекаясь и не распыляясь.

Давать распоряжения в наиболее удобный момент. Если исполнитель в данное время занят другой, более важной и срочной работой, он не сможет хорошо уяснить, продумать новое задание. В результате этого резко снижается эффективность выполнения распоряжения. Каждый сотрудник в каждый текущий момент должен заниматься только одним заданием, выполнять одну функцию и полностью нести за нее ответственность.

При повышении эффективности методов управления следует учесть, что высокое качество трудовой жизни характеризуется следующими чертами:

работа является интересной;

работники получают справедливое вознаграждение по результатам своего труда;

рабочая среда должна быть чистой с низким уровнем шума и хорошей освещенностью;

надзор со стороны руководства должен быть минимальным, но осуществляться всегда, когда в нем возникает необходимость;

работники должны участвовать в принятии решений, особенно касающихся их непосредственно;

должны быть обеспечены гарантии работы и развитие дружеских взаимоотношений с коллегами;

должны быть достаточными средства бытового и медицинского обслуживания.

Таким образом, данные рекомендации помогут усовершенствовать стиль управления руководителя подразделения

Заключение

Современная экономическая ситуация в стране и в мире требует от менеджеров несколько иного склада мышления и иного подхода к принятию решений, чем это было принято ранее. Лидер должен уметь объективно оценивать любую информацию - как позитивную, так и негативную, быть уверенным при принятии решений, даже если это нелегко, и поддерживать постоянные коммуникации с сотрудниками, объясняя, в каком направлении движется компания, и задавая, таким образом, направление для движения всей команды вслед за лидером.

Стиль управления - это способ воздействия руководителя на подчинённых с целью эффективного выполнения управленческих функций. На стиль оказывают влияние личность руководителя, способы и приёмы, с помощью которых он осуществляет управленческую функцию, т.е. субъективные факторы, а с другой стороны окружающая производственная среда, специфика сферы деятельности, особенности руководимого коллектива и др. объективные факторы и, наконец, стиль выражает отношения, складывающиеся между руководителем и подчинённым. Сложность и разнообразие этих отношений предопределяют высокую вариантность конкретных стилей руководства, которые могут классифицироваться по различным признакам.

Реализация функций и принципов управления осуществляется путем применения различных методов.

Существуют одномерные и многомерные типологии руководства. Рассмотрены: Теория Левина, Управленческая решетка Блейка-Моутона, Модель жизненного цикла П. Херси и К. Бланшара, «Теория X и У» Дугласа Мак-Грегора, Модель эффективности руководства Ф. Фидлера, Модель стилей руководства Врума-Йеттона, Модель Лайкерта.

В то же время стиль руководства основан на методах работы руководителя, представляющих собой совокупность приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения поставленных организацией целей. Применение того или иного метода находится в корреляции с используемым руководителем стилем управления.

В работе рассмотрен стиль управления директора туристической фирмы ООО «Вояж-Тур».

Для этого было проведено исследование, целью исследования было определить стиль управления руководителя организации. В качестве испытуемых выступили сотрудники туристической фирмы.

Директору Ивановой Светлане Геннадьевне было предложено ответить на вопросы анкеты, по методике «Склонность к определенному стилю руководства», разработанной Е.П. Ильиной.

В рамках исследования было проведено анкетирование среди сотрудников по методике «Определения стиля руководства трудовым коллективом».

Изучив литературу по выбранной теме даны некоторые рекомендации С.Г. Ивановой по улучшению отношений между ней и её сотрудниками.

Список использованной литературы

Вачугов Д.Д., Веснин В.Р. Фирмы и их руководители // Управление персоналом, 2010. - №4.

Виханский О.С, Наумов А.И. Менеджмент. - М.: Фирма Гардарики, 2007.

Вопросы эффективности нашей компании руководство волнуют, но не тревожат // Управление персоналом, 2010. - №22.

Воробьев Г.Г. Человеческие ресурсы и современная служба персонала // Социс, 2011. - №7.

Гольдштейн Г. Я. Основы менеджмента: Учебное пособие, изд. 2-е, дополненное и переработанное. - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2007. - 150 c.

Дагаев А. Проблема формирования целей управления на приватизированных предприятиях // Проблемы теории и практики управления, 2009. - №2.

Питер Друкер Задачи менеджмента в XXI веке. - М.: «Вильямс», 2007. - С. 272.

Питер Друкер Практика менеджмента - М.: «Вильямс», 2007. - С. 400.

Зотов В. В., Пресняков В. Ф., Розенталь О. В. Институциональные проблемы реализации системных функций экономики //Экономическая наука современной России. - 2011. - № 3.

Команда - один из основных активов // Управление персоналом, 2010 - №21.

Комаров Е.И. Культура управления: измерение и изменение // Управление персоналом, 2009. - №7.

Комаров Е.И. Еще раз о качествах руководителя // Управление персоналом, 2009. - №8.

Курицин И.И. Российская модель управления персоналом//Кадры, 2012. - №6.

Личность, карьера, успех: пер. с нем. Швальбе Б., Швальбе Х.М.: Прогресс, 2003 г.

Майкл Х. Мескон, Майкл Альберт, Франклин Хедоури Основы менеджмента- М.: «Вильямс», 2007. - С. 672.

Орлов А. И.Менеджмент: Учебник. - М.: Издательство «Изумруд», 2008. - 298 с.

Розанова В.А. Трудности управления и их психологические причины // Управление персоналом, 2009. - №3.

Сергеев А. Л. Институты управленческой парадигмы //Менеджмент в России и за рубежом, 2009. - № 2.

Сергеев А. Л. Системные функции и оппортунизм института экономических агентов фирмы //Финансы и кредит, 2008. - №3.

Приложение 1


Авторитарный

Демократический

Либеральный

Природа стиля

Сосредоточение всей власти и ответственности в руках лидера Личное установление целей и выбор средств их достижения Коммуникационные потоки идут преимущественно сверху

Делегирование полномочий с удержанием ключевых позиций у лидера Принятие решений разделено по уровням на основе участия Коммуникации осуществляются активно в двух направлениях

Снятие лидером с себя ответственности и отречение в пользу группы или организации Предоставление группе возможности самоуправления в желаемом для группы режиме Коммуникации строятся в основном по горизонтали

Сильные  стороны

Внимание срочности и порядку, предсказуемость результата

Усиление личных обязательств по выполнению работы через участие в управлении

Позволяет начать дело так, как это видится без вмешательства лидера

Слабые  стороны

Сдерживается индивидуальная инициатива

Требует много времени на принятие решений

Группа может потерять направление движения и уменьшить скорость без вмешательства лидера

Способ принятия решений

Единоличный с подчиненными

На основе консультаций сверху или мнения группы

На основе указаний

Способ доведения решений до исполнителя

Приказ, распоряжение, команда

Предложение

Просьба, упрашивание

Распределение ответственности

Полностью в руках руководителя

В соответствии с полномочиями

Полностью в руках исполнителя

Отношение к инициативе подчиненных

Допускается

Поощряется и используется

Полностью передается подчиненным

Принципы подбора кадров

Избавление от сильных конкурентов

Ориентация на деловых, знающих сотрудников, помощь им в карьере

-

Отношение к знаниям

Считает, что все сам знает

Постоянно учится и требует того же от подчиненных

Безразличное

Отношение к общению

Отрицательное, соблюдает дистанцию

Положительное, активно идет на контакты

Инициативы не проявляет

Отношение к подчиненным

По настроению, неровное

Ровное, доброжелательное, требовательной

Мягкое, нетребовательное

Отношение к дисциплине

Жесткое, формальное

Разумное

Мягкое, формальное

Отношение к стимулированию

Наказание с редким поощрением

Поощрение с редким наказанием

Нет четкой ориентации




Приложение 2

Диагностика склонности к определенному стилю руководства

(Е. П. Ильин)

Назначение. Методика представляет собой опросник, с помощью которого можно узнать о склонности субъекта к тому или иному стилю руководства. Однако при этом надо учитывать, что при реальном руководстве человек может использовать другой стиль.

Инструкция. Представьте себе, что вы руководите коллективом. Вам предлагается ответить, как бы вы осуществляли это руководство в ситуациях, изложенных в опроснике. По каждому пункту опросника из трех вариантов ответа (а, б, в) выберите тот, который в большей степени характеризует ваше поведение в качестве руководителя, и соответствующую ответу букву обведите кружком.

Опросник

. При принятии важных решений вы:

а) посоветуетесь с коллективом;

б) постараетесь не брать на себя ответственность за принятие решения;

в) примете решение единолично.

. При организации выполнения задания:

а) предоставите свободу выбора способа выполнения задания участникам коллектива, оставив за собой лишь общий контроль;

б) не будете вмешиваться в ход выполнения задания, полагая, что коллектив сам

сделает все как надо;

в) будете регламентировать деятельность членов коллектива, строго определяя, как надо делать.

. При осуществлении контроля за деятельностью подчиненных:

а) будете жестко контролировать каждого из них;

б) доверите осуществление контроля самим подчиненным;

в) посчитаете, что контроль не обязателен.

. В экстремальной для коллектива ситуации:

а) будете советоваться с коллективом;

б) возьмете все руководство на себя;

в) полностью положитесь на лидеров коллектива.

. Строя взаимоотношения с членами коллектива:

а) будете оказывать помощь подчиненным в их личных делах;

б) будете общаться, в основном если к вам обратятся;

в) будете поддерживать свободу общения между вами и подчиненными.

. При управлении коллективом:

а) будете оказывать помощь подчиненным в их личных делах;

б) посчитаете, что в личные дела подчиненных нет необходимости вмешиваться;

в) будете интересоваться личными делами подчиненных скорее из вежливости.

. В отношениях с членами коллектива:

а) будете стараться поддерживать хорошие личные отношения даже в ущерб деловым;

б) будете поддерживать только деловые отношения;

в) будете стараться поддерживать и личные, и деловые отношения в одинаковой степени.

. По отношению к замечаниям со стороны коллектива:

а) не допустите замечаний в свой адрес;

б) выслушаете и учтете замечания;

в) отнесетесь к замечаниям безразлично.

. При поддержании дисциплины:

а) будете стремиться к беспрекословному послушанию подчиненных;

б) сумеете поддерживать дисциплину без напоминания о ней подчиненным;

в) учтете, что поддержание дисциплины - это не ваш конек, и не будете оказывать давление на подчиненных.

. В отношении того, что о вас подумает коллектив:

а) вам будет безразлично;

б) постараетесь всегда быть хорошим для подчиненных, на обострения не пойдете;

в) внесете коррективы в свое поведение, если оценка будет негативной.

. Распределив полномочия между собой и подчиненными:

а) будете требовать, чтобы вам докладывали обо всех деталях;

б) будете полагаться на исполнительность подчиненных;

в) будете осуществлять только общий контроль.

. При возникновении затруднений при принятии решения:

а) обратитесь за советом к подчиненным;

б) советоваться с подчиненными не будете, так как все равно отвечать за все придется вам;

в) примете советы подчиненных, даже если их не просили.

. Контролируя работу подчиненных:

а) будете хвалить исполнителей, отмечать их положительные результаты;

б) будете выискивать в первую очередь недостатки, которые надо исправить;

в) осуществлять контроль будете от случая к случаю (зачем вмешиваться?).

. Руководя подчиненными:

а) сумеете так приказать, что задания будут выполняться беспрекословно;

б) будете в основном использовать просьбу, а не приказ;

в) вообще не умеете приказывать.

. При недостатке знаний для принятия решения:

а) будете решать сами - ведь вы же руководитель;

б) не побоитесь обратиться за помощью к подчиненным;

в) постараетесь отложить решение: может, все образуется само собой.

. Оценивая себя как руководителя, можете предположить, что вы:

а) будете строгим, даже придирчивым;

б) будете требовательным, но справедливым;

в) к сожалению, будете не очень требовательным.

. В отношении нововведений:

а) будете скорее консервативным (как бы чего не вышло);

б) если они целесообразны, то охотно их поддержите;

в) если они полезны, добьетесь их внедрения в приказном порядке.

. Вы считаете, что в нормальном коллективе:

а) подчиненные должны иметь возможность работать самостоятельно, без постоянного и жесткого контроля руководителя;

б) должен осуществляться жесткий и постоянный контроль, так как на совесть подчиненных рассчитывать не приходится;

в) исполнители могут быть предоставлены сами себе.

Обработка и интерпретация результатов

За каждый сделанный выбор проставляется по 1 баллу.

Ключ

Ответы

Ответы


А

Б

В


А

Б

В

1 2 3 4 5 6 7 8 9

Д Д А Д Д Д Д А А

Л Л Д А А А А Д Д

А А Л Л Л Л Л Л Л

10 11 12 13 14 15 16 17 18

А А Д Д А А А Л Д

Л Л А А Д Д Д Д А

Д Д Л Л Л Л Л А Л


А - автократический стиль руководства;

Д - демократический стиль руководства;

Л - либеральный (попустительский) стиль руководства.

Поскольку в чистом виде склонность к одному из стилей руководства практически не встречается, речь может идти о смешанных стилях руководства с тенденцией склонности к одному из них. Опрашиваемые чаще всего выбирают ответы, характеризующие демократический стиль руководства. Если таких ответов больше 12, можно говорить о склонности к демократическому стилю; если меньше и при этом выборы А на 3 балла превалируют над Л, можно говорить о склонности к авторитарно-демократическому стилю, а в случае превалирования на 3 балла выборов Л над А - о склонности к либерально-демократическому стилю.


Приложение 3

Методика определения стиля руководства трудовым коллективом В. П. Захарова И А. Л. Журавлева

Основная методика состоит из 27 групп утверждений, отражающих различные аспекты взаимодействия руководства и коллектива.

Методика направлена на определение стиля руководства трудовым коллективом. Порядок тестирования содержится в инструкции.

Инструкция: «Опросник содержит 16 групп утверждений, характеризующих деловые качества руководителя. Каждая группа состоит из трех утверждений, обозначенных буквами а, б, в. Вам следует внимательно прочесть все три утверждения в составе каждой группы и выбрать одно, которое в наибольшей степени соответствует вашему мнению о руководителе. Отметьте выбранное утверждение на опросном листе знаком «+» под соответствующей буквой.

Если Вы оцениваете одновременно двух руководителей или более, сравните их между собой по приведенным трем утверждениям, выбрав по одному из утверждений, характеризующих каждого руководителя (или одно утверждение, характеризующее двух или более руководителей), и отметьте Ваше мнение о каждом на опросном листе разными знаками: 0; +; -.

Не пишите на опроснике! Ставьте отметки только на листе ответов!»

а

б

в

1. Центральное руководство требует, чтобы о всех делах докладывали именно ему.

Старается все решать вместе с подчиненными, единолично решает только самые срочные и оперативные вопросы.

Некоторые важные дела решаются фактически без участия руководителя, его функции выполняют другие.

2. Всегда что-нибудь приказывает, распоряжается, настаивает, но никогда не просит.

Приказывает так, что хочется выполнить.

Приказывать не умеет.

3. Старается, чтобы его заместители были квалифицированными специалистами.

Руководителю безразлично, кто работает у него заместителем, помощником.

Он добивается безотказного исполнения и подчинения заместителей, помощников.

4. Его интересует только выполнение плана, а не отношение людей друг к другу.

В работе не заинтересован, подходит к делу формально.

Решая производственные задачи, старается создать хорошие отношения между людьми в коллективе.

5. Наверно, он консервативен, так как боится нового.

Инициатива подчиненных руководителем не принимается.

Способствует тому, чтобы подчиненные работали самостоятельно.

6. На критику руководителя обычно не обижается, прислушивается к ней.

Не любит, когда его критикуют и не старается скрыть это.

Критику выслушивает, даже собирается принять меры, но ничего не предпринимает.

7. Складывается впечатление, что руководитель боится отвечать за свои действия, желает уменьшить свою ответственность.

Ответственность распределяет между собой и подчиненными.

Руководитель единолично принимает решения или отменяет их.

8. Регулярно советуется с подчиненными, особенно с опытными работниками.

Подчиненные не только советуют, но могут давать указания своему руководителю.

Не допускает, чтобы подчиненные ему советовали, а тем более возражали.

9. Обычно советуется с заместителями и нижестоящими руководителями, но не с рядовыми подчиненными.

Регулярно общается с подчиненными, говорит о положении дел в коллективе, о трудностях, которые предстоит преодолеть.

Для выполнения ка- кой-либо работы ему нередко приходится уговаривать своих подчиненных.

10. Всегда обращается к подчиненным вежливо, доброжелательно.

В обращении с подчиненными часто проявляет равнодушие.

По отношению к подчиненным бывает нетактичным и даже грубым.

11. В критических ситуациях руководитель плохо справляется со своими обязанностями.

В критических ситуациях руководитель, как правило, переходит на более жесткие методы руководства.

Критические ситуации не изменяют способа его руководства.

12. Сам решает даже те вопросы, с которыми не совсем хорошо знаком.

Если что-то не знает, то не боится этого показать и обращается за помощью к другим.

Он не может действовать сам, а ждет «подталкивания» со стороны.

13. Пожалуй, он не очень требовательный человек.

Он требователен, но одновременно и справедлив.

О нем можно сказать, что он бывает слишком строгим и даже придирчивым.

14. Контролируя результаты, всегда замечает положительную сторону, хвалит подчиненных.

Всегда очень строго контролирует работу подчиненных и коллектива в целом.

Контролирует работу от случая к случаю.

15. Руководитель умеет поддерживать дисциплину и порядок.

Часто делает подчиненным замечания, выговоры.

Не может влиять на дисциплину.

16. В присутствии руководителя подчиненным все время приходится работать в напряжении.

С руководителем работать интересно.

Подчиненные предоставлены самим себе.

 

Опросный лист

Оценивает(ют)ся:

1. а б в

9. а б в

2. а б в

10. а б в

3. а б в

11. а б в

4. а б в

12. а б в

5. а б в

13. а б в

6. а б в

14. а б в

7. а б в

15. а б в

8. а б в

16. а б в


Интерпретация

Директивный компонент - Д

Ориентация на собственное мнение и оценки. Стремление к власти, уверенность в себе, склонность к жесткой формальной дисциплине, большая дистанция с подчиненными, нежелание признавать свои ошибки. Игнорирование инициативы, творческой активности людей. Единоличное принятие решений. Контроль за действиями подчиненных.

Попустительский компонент

(пассивного невмешательства) (пассивного невмешательства) - П

Снисходительность к работникам. Отсутствие требовательности и строгой дисциплины, контроля, либеральность, панибратство с подчиненными. Склонность перекладывать ответственность в принятии решений.

Коллегиальный компонент - К

Требовательность и контроль сочетаются с инициативным и творческим подходом к выполняемой работе и сознательным соблюдением дисциплины. Стремление делегировать полномочия и разделить ответственность. Демократичность в принятии решения.

управление менеджер руководство

Ключ

а

б

в

а

б

в

1

д

к

п

9

д

к

п

2

д

к

п

10

к

п

д

3

к

п

д

11

п

д

к

4

д

п

к

12

д

к

п

5

п

д

к

13

п

к

д

6

к

д

п

14

к

д

п

7

п

к

д

15

к

д

п

8

к

п

д

16

д

к

п


Похожие работы на - Анализ стиля управления и образ менеджера (на примере ООО 'Вояж-Тур')

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!