Заказ дипломной. Заказать реферат. Курсовые на заказ.
Бесплатные рефераты, курсовые и дипломные работы на сайте БИБЛИОФОНД.РУ
Электронная библиотека студента

















Логика в моей профессиональной деятельности

(Социальная работа)

Эссе


Профессия социального работника весьма требовательна. Специалист обязан быть компетентным в таких областях, как психология, педагогика, основы медицины, основы права, поскольку деятельность социального работника предусматривает общение с самыми различными людьми. Эти люди - не только сослуживцы и подопечные (как правило, уязвимые слои населения, нуждающиеся в помощи соцслужбы), но и представители администраций населенных пунктов, потенциальные и реальные спонсоры, учредители фондов, волонтёры и так далее. Очевидно, что соцработник, не обладающий способностью налаживать и поддерживать коммуникацию, не может быть профессионально пригодным. Поэтому нельзя списывать со счетов предметы, способствующие формированию чёткого мышления, развивающие умение правильно выражать точку зрения, обосновывать и отстаивать её, и, в конечном счёте, обеспечивающие возможность грамотной коммуникации. Одна из таких дисциплин - логика, ибо в ней изучаются законы и формы правильного мышления. Мы попытаемся в нашем эссе кратко рассмотреть предмет в действии применительно к сфере социальной работы.

Социальная работа как вид деятельности и как наука оперирует понятиями. Согласно логическому определению, понятие есть форма мысли, отображающая предметы и явления в их наиболее общих и существенных признаках. Признаком называют все то, в чем предметы могут быть сходны между собой или чем они могут отличаться друг от друга. Специфические понятия социальной работы - это, например, индивидуальная социальная работа, групповая социальная работа, социальная защита, социально-психологическое консультирование, трудная жизненная ситуация, социальная служба, социальное сиротство и т.д. Для примера рассмотрим подробнее понятие «социальная защита». Определение этого понятия таково: «социальная защита - система мероприятий, проводимых государственными и общественными организациями по обеспечению гарантированных минимальных достаточных условий жизни, поддержанию жизни и деятельного существования человека». Формы соцзащиты бывают государственными и негосударственными (дихотомия). Система соцзащиты включает действие бюджетных и внебюджетных фондов на нескольких уровнях: федеральном, региональном, местном. Иначе говоря, проводимые мероприятия могут быть объединены в группы и классифицироваться по признакам «уровень действия фондов» и «источник финансирования» (по этим признакам, например, группируются льготы и прочие меры социальной поддержки).

Теперь упомянем о суждениях (высказываниях) и умозаключениях. Из простых суждений строятся сложные суждения при помощи логических связок, или операций: конъюнкции, дизъюнкции, импликации, эквиваленции. Например, в некоторых субъектах РФ (порядок присвоения Ветерана труда определяется властями субъекта РФ) лица, награжденные нагрудными знаками «Почетный донор СССР», «Почетный донор России» и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет, имеют право на присвоение звания «Ветеран труда». Данное суждение является соединительным, или конъюнктивным. Другой пример. «Социальные сироты остаются без попечения родителей из-за того, что последние лишены родительских прав или признаны недееспособными или безвестно отсутствуют и так далее». Данное суждение разделительное, или дизъюнкция. Следующее высказывание - «Семью или просто одинокого человека признают малоимущими, если средний доход (на каждого члена семьи) ниже регионального прожиточного минимума» - условное, или импликативное. И последний пример сложного суждения: «Органы социальной защиты населения выплачивают единовременное пособие на рождение ребенка только в случае, когда оба родителя не работают или оба родителя являются студентами очной формы обучения». Это эквиваленция (логическое действие, состоящее в употреблении связок «если, и только если», «тогда и только тогда» в содержательных логических выводах и разговорном языке).

Из суждений строятся умозаключения. Например:

Если соцработник конфликтен, то он с трудом налаживает контакты с подопечными.

Если соцработник с трудом налаживает контакты с подопечными, то он плохой специалист.

Если соцработник конфликтен, то он плохой специалист.

Это чисто-условное умозаключение, т.к. в нём обе посылки являются условными суждениями.

Уделим внимание также аргументации и полемике. В сфере соцзащиты действительно существуют спорные моменты, требующие разрешения. Рассмотрим реальный пример, вкратце изложив суть. В соцзащите отказались выплачивать пособие на 5-летнего ребенка, потому что мать не потребовала алименты от отца. В прокуратуру обратилась гражданка, которой в соцзащите отказались оформить ежемесячное пособие на ребенка. Причина отказа: прежде, чем обращаться за пособием, женщина должна сначала добиться выплаты алиментов для своей 5-летней дочери - через суд или путем добровольного соглашения.

Для оформления пособия она представила справку из территориального отдела УФССП о том, что исполнительное производство о взыскании с отца ребёнка на содержание 5-летней дочери отсутствует. Соглашения об уплате алиментов также нет. Однако территориальный отдел управления соцзащиты населения мотивировал отказ тем, что родитель должен использовать исчерпывающий перечень прав по обеспечению своего ребенка материальным содержанием. То есть, предварительно, в интересах ребенка необходимо обратиться в судебном порядке с требованием о взыскании алиментов либо достигнуть соглашения о добровольной уплате алиментов в нотариальном порядке, - рассказали в прокуратуре.

В то же время федеральное законодательство не обязует родителя обращаться в судебном порядке о взыскании алиментов либо заключить соглашение в нотариальном порядке для получения ежемесячного пособия на содержание ребенка. Прокурор района уже обратился в суд с требованием признать отказ ГКУНО «Управление социальной защиты населения» оформить ежемесячное пособие на ребенка незаконным.

Как видим, в споре, разрешить который предстоит суду, стороны предоставляют свои аргументы. Аргумент соцзащиты: мы отказываем в назначении пособия, поскольку родитель не использовал предварительно все иные возможности материально обеспечить ребёнка, а решил сразу прибегнуть к крайнему случаю, т.е. назначению пособия. Родитель и прокурор занимают противоположную позицию, аргументируя её тем, что законодательно такая обязанность за родителем не закреплена.

Яркими примерами аргументации могут служить эпизоды из общения Е.П. Глинки (доктора Лизы, врача, соцработника, основателя организации «Справедливая помощь») и её сторонников с оппонентами. Так, например, много споров вызывала установка палаток для обогрева и питания. На вопросы «зачем» и аргумент «если все будут устанавливать палатки, где хотят, то пройти или проехать по городу будет невозможно» один из сторонников ответил: «Есть такая поговорка: от тюрьмы да от сумы никогда не зарекайся!», а другой добавил: «У дяди А.С. Пушкина есть такие строки:

Ну что ж вскричал злодей, социальная работа логика

В болезни я ягнёнок, а как здоров - то волк!

Попробую перевести: Когда у нас беды нет, то палатки всякие там мешают пройти нормальным людям. Но, вот когда с бедами в объятиях, то так хочется хотя бы одну палаточку встретить!». И ещё ведутся споры по поводу организации паллиативных центров, хосписов. Вот некоторые из аргументов противников: «Лиза, ты я вижу окончательно зашлась в припадке благотворительности. Когда уж ты угомонишься то? Может ты не в курсе, но сейчас везде понастроили перинатальных центров и все проблемные дети от момента рождения лежат там. А там финансирование далеко не по остаточному принципу. Меня уже давно жаба задушила из-за того какие деньги вбухиваются в продукцию перинатальных центров. По закону природы эти дети должны были умереть сразу после рождения… Чистые кунсткамеры - и на поддержание их бесценных жизней вбухиваются миллионы. На фоне того что в нас одна машина скорой помощи на весь район... По-моему гуманнее дать этим детям возможность умереть как можно скорее». В приведённых эпизодах можно встретить аргументы (не всегда этичные и допустимые) к публике, к личности, обращение к авторитету, прибегание к иносказаниям, метафорам, аналогии и т.д.

Итак, подытоживая сказанное, можем заключить, что в профессии социального работника логика неизменно присутствует, и её знание - необходимое условие формирования компетентного специалиста.



Список литературы


1. Бочаров В.А., Маркин В.И. Основы логики: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 1998.

. Бузук Г.Л., Ивин А.А., Панов М.И. Наука убеждать: логика и риторика в вопросах и ответах. - М., 1992.

. Гусев Д.А. Краткий курс логики: Искусство правильного мышления. М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2003.