Роль инновационных проектов

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    98,12 Кб
  • Опубликовано:
    2016-04-10
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Роль инновационных проектов

Введение

инновация экономический социальный кризис

Цель моей курсовой работы выявить антикризисное значение инновационных проектов. В любой момент существует опасность кризиса, даже тогда, когда кризис не наблюдается, когда его фактически нет. Это определяется тем, что в управлении всегда существует риск, что социально - экономическая система развивается циклично, что меняется соотношение управляемых и неуправляемых процессов, изменяется человек, его потребности и интересы. Поэтому тема антикризисной роли инновационных проектов была и остается актуальной и на современном этапе. Ведь в настоящее время экономика России находится в состоянии кризиса, что требует создания и реализации новых инновационных проектов, которые позволили бы предприятиям выйти из кризиса и успешно реализовывать свою деятельность. В обеспечении устойчивого развития предприятия и его возможностям отвечать современным требованиям общества важную роль играет инновационная деятельность, предусматривающая разработку и внедрение новейших техник и технологий, выпуск новой продукции, изменение процессов производства и др.

Объектом исследования является сущность и особенности кризиса. Предмет работы - роль инновационных проектов.

Задачи исследования:

.изучить сущность и особенности кризиса;

.проанализировать социально - экономическую ситуацию в России;

.рассмотреть роль инновационных проектов;

.рассмотреть на примере применение инновационных проектов по антикризисной программе в России.


1. Сущность и особенности кризиса в России на современном этапе

 

1.1 Понятие кризиса и его сущность


В трудах ученых-экономистов отсутствует единая точка зрения на кризисы в развитии различных систем. В России доминировала точка зрения, что кризисы свойственны только капиталистическому способу производства и не могут возникать при социалистическом способе, для которого характерны только «трудности роста». Другие ученые-экономисты считают, что понятие «кризис» применимо только к макроэкономическому уровню, а для микроуровня более подходят менее острые проблемы, которые вызваны неэффективной системой производства и управления. Они считают, что эти проблемы не являются следствием кризиса развития, не вызваны объективными тенденциями. Если подобным образом рассматривать развитие фирмы, то нет необходимости прогнозирования возможности кризиса[3].

Кризисы не обязательно разрушительны, они могут иметь и положительные последствия, они могут вызываться управляемыми и неуправляемыми факторами, природой развития социально-экономической системы. Кризисы могут возникать и в процессах функционирования. Это противоречия между уровнем техники и квалификацией персонала, между технологиями и условиями их использования (климат, помещение, производственный процесс, совместимость и пр.) Таким образом, кризис - это максимальное обострение противоречий в организации, угрожающее ее стабильной жизнедеятельности[15].

В экономике кризис разрушает множество наиболее слабых и наименее целесообразно организованных предприятий, отбрасывая устаревшие способы производства и формы организации предприятий в пользу более современных. Общее крушение вовлекает и немало передовых предприятий. Обобщая существующие представления о кризисах, можно сделать следующие выводы (рис. 1):

Рис. 1 Обобщенные представления о кризисах

Можно рассмотреть следующую пятифазную схему цикла (рис. 2).

Рис. 2 Схема цикличности кризиса

.        падение производства и ухудшение экономических показателей - это период обвала, стремительного обострения всех противоречий, резкого ухудшения многих экономических индикаторов. Происходит разрушение или трансформация устаревших элементов системы, набирают силу и вступают в борьбу элементы следующей системы, представляющей будущее;

.        депрессия - недолгое равновесие старой и новой систем, когда экономическая конъюнктура уже не ухудшается, но и не улучшается;

.        оживление - начало ускоренного распространения элементов новой системы, расширение производства, уменьшение безработицы, улучшение показателей экономической динамики;

.        стремительный подъем, торжество нового цикла, который становится преобладающим, нормальным (перестает быть новым); период относительной стабилизации, нового устойчивого уровня равновесия, он завершается очередным кризисом[4];

При всех своих негативных свойствах, кризисы прогрессивны. Кризис выполняет три важнейшие функции (рис. 3).

Рис. 3 Функции кризиса

Следовательно, кризис - необходимый элемент прогресса. Жизнеспособные участники рынка вынуждены активнее искать новые пути развития и доказывать свое право на место под солнцем.

Каждый кризис индивидуален, неповторим, имеет свой набор причин и факторов, свои ни с чем не схожие черты. Это дает основание для типологии кризисов, их классификации по тому или иному основанию (критерию). Практика показывает, что кризисы неодинаковы не только по своим причинам и последствиям, но и по своей сути. Можно создать разветвленную классификацию кризисов, которая необходима и предназначена для дифференциации средств и способов управления ими. Если есть понятие и понимание характера кризиса, тогда больше возможность снижения его остроты, сокращения времени и обеспечения безболезненности процесса. Согласно классификации, возникают общие и локальные кризисы. Общие кризисы охватывают всю социально-экономическую систему, локальные - одну или несколько подсистем. По проблематике кризиса следует указать макро- и микрокризисы. Макрокризис охватывает всю народнохозяйственную систему. Микрокризис распространяется на отдельную проблему или группу проблем. Кризисы также могут быть предсказуемыми (закономерными) и данными (случайными). Предсказуемые кризисы могут предсказываться и возникают под воздействием объективных факторов развития - необходимости модернизации производства, бизнеспроцессов, макроэкономических факторов. Неожиданные кризисы возникают вследствие ошибок в управлении, действия сил природы, активизации социально-экономических процессов. Существуют также кризисы явные и латентные (скрытые). Первые протекают заметно и просто распознаются. Вторые - скрытые, развиваются незаметно и крайне опасны. Совокупность возможных кризисов также делится на кратковременные и затяжные. Фактор времени чрезвычайно важен в кризисной ситуации, чем длительнее кризис, тем он проходит болезненнее. Затяжные проходят болезненно и сложно. Они, как правило, связаны с отсутствием навыков управления критическими ситуациями, непониманием сути и параметров кризиса, его причин и возможных последствий. Кризисы бывают регулярными (циклическими или периодическими), которые повторяются с определенной закономерностью, и нерегулярными. Регулярные кризисы перепроизводства дают начало новому циклу, в ходе которого экономика последовательно проходит четыре фазы и подготавливает базу для следующего кризиса. Они характерны тем, что охватывают все сферы экономики, достигая большой глубины и продолжительности. К нерегулярным экономическим кризисам относятся промежуточные, частичные, отраслевые и структурные.

Экономической наукой к настоящему времени разработан целый ряд различных теорий, объясняющих причины экономических циклов и кризисов. П. Самуэльсон, например, в качестве наиболее известных теорий циклов и кризисов в своей книге «Экономика» отмечает следующие: денежную теорию, которая объясняет цикл экспансией (сжатием) банковского кредита (Хоутри и др.); теорию нововведений, объясняющую цикл использованием в производстве важных нововведений (Шумпетер, Хансен); психологическую теорию, трактующую цикл как следствие охватывающих население волн пессимистического и оптимистического настроения (Пигу, Бэджгот и др.); теорию недопотребления, усматривающую причину цикла в слишком большой доле дохода, идущей богатым и бережливым людям, по сравнению с тем, что может быть инвестировано (Гобсон, Фостер, Кэтчингс и др.); теорию чрезмерного инвестирования, сторонники которой полагают, что причиной рецессии является, скорее, чрезмерное, чем недостаточное, инвестирование (Хайек, Мизес и др.); теорию солнечных пятен - погоды - урожая (Джевонс, Мур) [6]. У К. Маркса была своя система взглядов не только на причины, определяющие длительность циклов, но и на саму природу цикличности. Принципиальным отличием точки зрения К. Маркса в данной проблеме является то, что причины цикличности капиталистического воспроизводства он видел в самой природе капитализма, непосредственно в противоречии между общественным характером производства и частным характером присвоения его результатов[17]. Кроме того причины кризиса могут подразделяться на объективные, связанные с циклическими потребностями реструктуризации, модернизации, и субъективные, обусловленные ошибками в управлении, природные (климат, недра, водная среда и др.)

Также существуют внешние и внутренние причины. Первые связаны с действием макро- или внешнеэкономических факторов, вторые - с внутренними факторами, с рискованной стратегией маркетинга, несовершенством производства и управления, ограниченной инновационной и инвестиционной политикой, неэффективным управлением персоналом.

Для эффективного управления кризисом необходимо исследовать не только его причины, но и последствия. Например, в результате кризиса возможно обновление организации или ее ликвидация, оздоровление или усугубление ситуации. Кризис может иметь как позитивные, так и крайне негативные последствия. Возможна консервация кризисных ситуаций на довольно длительное время (например, политического). Последствия кризиса могут сводиться к резким изменениям или мягкому выходу. И послекризисные последствия в компании бывают длительными и непродолжительными, обратимыми и необратимыми, количественными и качественными[1].

Последствия кризиса определяются не только его природой и параметрами, но и эффективностью антикризисного управления. Последнее же зависит от профессионализма, системы мотивации, прогнозирования причин и последствий, искусства управления, эффективной методологии. Разные последствия кризиса определяются не только его характером, но и способом антикризисного управления, которое может смягчать или обострять кризис. Возможности управления в этом отношении зависят от цели, профессионализма, искусства управления, характера мотивации, понимания причин и последствий, ответственности.

Таким образом, кризис - важнейший элемент механизма саморегулирования рыночной экономики. С началом нового кризиса заканчивается один период развития и начинается новый. Экономический кризис обнаруживает не только предел, но и импульс в развитии экономики, выполняя стимулирующую функцию. Во время кризиса возникают побудительные мотивы к сокращению издержек производства, увеличению прибыли, усиливается конкуренция. Кризисы подразделяются на множество видов у них разные причины и последствия, и поэтому важно подобрать правильный метод эффективного управления кризисом.

1.2 Анализ социально-экономической ситуации в России на современном этапе

Для того чтобы проанализировать социально-экономическую ситуацию в России сравним показатели за 2012-2015 года. Согласно мониторингу и анализу социально-экономического развития, составленного Министерством экономического развития Российской Федерации, в декабре 2013 года декабре рост российской экономики приостановился после роста в течение двух предыдущих месяцев. По оценке Минэкономразвития России, прирост ВВП с исключением сезонного и календарного факторов по отношению к предыдущему месяцу составил 0% против 0,1% в ноябре и 0,3% в октябре. Положительный вклад в рост ВВП внесли обрабатывающие производства, добыча полезных ископаемых и розничная торговля. Негативное влияние на общеэкономический рост оказали производство и распределение электроэнергии, газа и воды, строительство, платные услуги, сельское хозяйство и чистые налоги на продукты и импорт. Экспорт товаров в декабре 2013 г., по оценке, составил 47,4 млрд. долл. США. Импорт товаров в декабре текущего года, по оценке, составил 33,4 млрд. долл. США. По данным Росстата, в декабре 2013 года потребительская инфляция составила 0,5 процента, с начала года цены выросли на 6,5%.


Таблица 1. Основные показатели развития экономики (в% к соответствующему периоду предыдущего года)


2012

2013


декабрь

январь-декабрь

ноябрь

декабрь

январь-декабрь

ВВП

102,31)

103,4

101,81)

101,01)

101,3

Индекс потребительских цен, на конец периода2)

100,5

106,6

100,6

100,5

106,5

Индекс промышленного производства 3)

101,4

102,6

99,0

100,8

100,3

Обрабатывающие производства4)

101,5

104,1

99,1

101,6

100,1

Индекс производства продукции сельского хозяйства

101,4

95,2

110,2

101,4

106,2

Инвестиции в основной капитал

99,6

106,6

100,2

100,35)

99,75)

Объемы работ по виду деятельности «Строительство»

101,6

102,4

99,7

97,0

98,5

Ввод в действие жилых домов

108,0

105,6

105,1

88,9

105,6

Реальные располагаемые денежные доходы населения

105,5

104,6

102,4

101,5

103,3

Реальная заработная плата

105,0

108,4

104,1

101,95)

105,25)

Среднемесячная начисленная номинальная заработная плата, руб.

36450

26629

30290

393805)

299405)

Уровень безработицы к экономически активному населению (на конец периода)

5,1

5,5

5,4

5,6

5,5

Оборот розничной торговли

105,0

106,3

104,5

103,8

103,9

Объем платных услуг населению

103,1

103,7

100,9

100,1

102,1

Экспорт товаров, млрд. долл. США

48,3

528,0

46,7

47,41)

521,66)

Импорт товаров, млрд. долл. США

31,9

335,7

30,2

33,41)

344,36)

Средняя цена за нефть Urals, долл. США/баррель

108,3

110,5

107,3

109,9

107,9


Таблица 2. Темпы прироста основных показателей экономики (в% к предыдущему периоду, сезонность исключена)

2012

2013


1 кв.

2 кв.

3 кв.

4 кв.

1 кв.

2 кв.

3 кв.

4 кв.

ВВП

0,1

0,2

0,7

0,9

0,2

0,1

-0,2

0,3

Промышленное производство

2,1

0,5

1,6

-0,1

-0,8

0,4

-0,9

0,1

Инвестиции в основной капитал

1,8

0,9

0,3

0,2

0,8

-0,2

-1,0

0,3

Строительство

0,5

0,5

-0,6

1,2

-0,5

-1,3

0,1

-1,3

Реальные располагаемые денежные доходы населения

1,1

2,1

1,0

1,2

1,3

0,8

0,3

2,6

Реальная заработная плата

1,1

2,7

-1,4

3,8

1,5

3,7

-0,3

0,6

Оборот розничной торговли

1,2

1,4

0,7

1,0

0,5

0,9

1,3

0,9


Согласно приведенным данным (таблицы 1) уровень ВВП (внутреннего валового продукта) снизился по сравнению с 2012 годом. Также отрицательная динамика наблюдается среди таких показателей как индекс потребительских цен, индекс промышленного производства, обрабатывающие производства, инвестиции в основной капитал, объемы работ по виду деятельности «строительство», реальные располагаемые денежные доходы населения, реальная заработная плата, оборот розничной торговли, объем платных услуг населению, экспорт товаров, средняя цена за нефть Urals.

Замедление экономического роста в 2013 году со стороны производства, прежде всего, было связано с динамикой промышленного производства, оптовой и розничной торговли, строительства, операций с недвижимым имуществом и чистых налогов на продукты. Рост добавленной стоимости промышленного производства снизился с 2% в 2012 году до 0,6% в 2013 году в основном за счет замедления обрабатывающих отраслей. Рост оптовой и розничной торговли замедлился с 3,8% до 1,1% главным образом в результате снижения динамики оптовой торговли. Сокращение динамики строительства с 2,4% в 2012 году до -1,5% в 2013 г. произошло на фоне снижения общего инвестиционного спроса. Уменьшение чистых налогов стало результатом низких физических объемов товарного импорта и экспорта ТЭК. Негативные тенденции в промышленном производстве оказали влияние на динамику транспорта и связи - снижение темпов роста с 3,8% в 2012 году до 0,9% в 2013 году.

Напротив, положительное влияние на экономический рост оказала динамика сельского хозяйства, которая на низкой базе 2012 года увеличилась на 3,2% против -2,9% годом ранее. Двузначные темпы роста второй год подряд демонстрирует финансовая деятельность, вклад которой практически сохранился на уровне 2012 года (0,5 п.п. в 2013 году против 0,7 п.п. в 2012 году). Стабильный умеренный рост наблюдается в разделах «Государственное управление», «Здравоохранение» и «Образование».

Теперь проанализируем показатели за 2014 год, сравнив их с 2013 годом.

Таблица 3. Основные показатели развития экономики (в% к соответствующему периоду предыдущего года)


2013 год

2014 год


декабрь

янв.-дек.

ноябрь

декабрь

декабрь (с исключением сезонного и календарного фактора) 1)

янв.-дек

ВВП

101,6

101,3

98,9

100,2

0,6

100,6

Индекс потребительских цен на конец периода

100,5

106,5

101,3

102,6


111,4

Индекс промышленного производства

100,4

100,4

99,6

103,9

0,7

101,7

Обрабатывающие производства

101,7

100,5

97,0

104,1

1,3

102,1

Индекс производства продукции сельского хозяйства

101,4

105,8

100,7

104,2

-4,6

103,7

Инвестиции в основной капитал

100,6

99,8

95,2

97,6

0,6

97,5

Объемы работ по виду деятельности «Строительство»

98,6

100,1

95,3

97,3

0,6

95,5

Ввод в действие жилых домов

95,0

107,2

104,1

96,8


114,9

Реальные располагаемые денежные доходы населения

103,4

104,0

96,1

92,7

0,6

99,0

Реальная заработная плата

102,7

104,8

98,8

95,3

-1,3

101,3

Среднемесячная начисленная номинальная заработная плата, руб.

39648

29792

32546

41985


32600

Уровень безработицы к экономически активному населению (на конец периода)

5,6

5,5

5,2

5,3

5,2

5,2

Оборот розничной торговли

103,5

103,9

101,8

105,3

2,7

102.5

Объем платных услуг населению

100,1

102,1

101,4

101,9

0,3

101,3

Экспорт товаров, млрд. долл. США

49,5

523,3

36,7

34,5


493,6

Импорт товаров, млрд. долл. США

32,5

341,3

23,3

24,7


308,0

Средняя цена за нефть Urals долл. США /баррель

109,9

107,9

78,3

61,1


97,6


Макроэкономическая ситуация в 2014 году характеризуется постепенным ослаблением динамики развития. Обострение геополитической обстановки и усиление экономических санкций в отношении 6 России в 2014 году привели к росту неопределенности и резкому ухудшению бизнес - уверенности. Ограничение доступа российских компаний к международным финансовым ресурсам и ужесточение денежной политики привели к росту стоимости заимствования, что в еще большей степени негативно отразилось на инвестиционном спросе и потребительских настроениях, вызвав усиление оттока капитала и всплеск инфляции. Падение цен на нефть и обострение внешнеэкономической ситуации с середины 2014 года привели к дальнейшему ухудшению условий для экономического роста.

Экспорт товаров в декабре 2014 г., по оценке, составил 34,5 млрд. долларов США. Экспорт в страны дальнего зарубежья в декабре 2014 г. уменьшился по сравнению с декабрем прошлого года на 28,8% и составил 29,7 млрд. долларов США, экспорт в страны СНГ уменьшился на 38,0% (4,8 млрд. долларов США). Импорт товаров в декабре текущего года, по оценке, составил 24,7 млрд. долл. США. Импорт из стран дальнего зарубежья в декабре 2014 г. составил 22,1 млрд. долларов США (77,6% к декабрю 2013 г.), из стран СНГ - 2,6 млрд. долларов США (64,0% к декабрю 2013 года).

Дефицит федерального бюджета на кассовой основе в 2014 году составил, по предварительным данным Минфина России, 327,96 млрд. руб. Совокупный объем государственного долга составил по состоянию на 1 января 2015 г. 10299,11 млрд. руб., или 14,5% ВВП, увеличившись за прошедший год на 2750,78 млрд. руб., или на 36,4%.

Сравним показатели за текущий 2015 год с 2014 годом.

Таблица 4. Основные показатели развития экономики, %


2014 год

2015 год


август

январь- август

август

август (с искл. сезон. и календ. факт., к пред. п-ду)

январь- август

ВВП

100,2

100,7

95,3

95,4

0,0

96,2

Индекс потребительских цен, на конец периода

100,2

105,6

100,8

100,4


109,8

Индекс промышленного производства

100,0

101,3

95,3

95,7

-0,3

96,8

Обрабатывающие производства

99,4

102,2

92,9

93,2

-0,2

94,0

Индекс производства продукции сельского хозяйства

96,7

94,9

89,7

89,3

-0,6

91,9

Объемы работ по виду деятельности «Строительство»

110,4

127,9

94,1

92,6


109,2

Ввод в действие жилых домов

104,0

100,2

98,0

95,1

-1,1

96,9

Реальные располагаемые денежные доходы населения

98,8

102,5

90,8

90,2

-1,2

91,0

Реальная заработная плата

30763

31539

33901

31870


33065

Среднемесячная начисленная заработная плата, руб.

4,8

5,2

5,3

5,3

5,6

5,6

Уровень безработицы к экономически активному населению

101,6

102,6

90,9

90,9

0,0

91.8

Оборот розничной торговли

101,1

101,0

97,9

96,9

-0,4

98,3

Экспорт товаров, млрд. долл. США

41,5

343,0

27,7

25,0


68,6

Импорт товаров, млрд. долл. США

25,3

207,6

17,0

16,5


127,5

Средняя цена за нефть Urals, долл. США/баррель

101,1

106,3

55,5

45,6


55,4


Таблица показывает, что реальные располагаемые доходы (с исключением сезонного фактора) после двухмесячного роста в августе вновь вернулись в область отрицательных значений, снижение составило 1,1%. Реальная заработная плата продолжает снижаться. При этом в августе снижение ускорилось до 1,2%. Экспорт товаров в августе 2015 г., по оценке, составил 25,0 млрд. долл. США. Импорт товаров в августе текущего года, по оценке, составил 16,5 млрд. долл. США. В августе 2015 г. на фоне сокращения реальных располагаемых доходов населения, роста цен на товары, продолжилось падение оборота розничной торговли. Динамика промышленного производства в целом с исключением сезонной и календарной составляющих после прекращения снижения в июле в августе вновь перешла в отрицательную область - снижение к предыдущему месяцу составило 0,3 процента. Сохраняется тенденция снижения темпов роста инвестиций в основной капитал и строительства, хотя в августе по сравнению с июлем темпы снижения замедлились. Производство сельскохозяйственной продукции после спада в июле (-0,2%) в августе вновь показало рост, составивший 1,0% с исключением сезонности.

Дефицит федерального бюджета на кассовой основе в январе-августе текущего года составил, по предварительным данным Минфина России, 994,16 млрд. руб. Совокупный объем государственного долга составил по состоянию на 1 сентября 10365,8 млрд. руб., увеличившись за август на 169,02 млрд. руб.

Таким образом, проанализировав и сравнив социально - экономическую ситуацию за последние 4 года можно сказать:

.        уровень внутреннего валового продукта в течении этих четырех лет только уменьшался, что говорит о снижении государственного дохода;

.        по сравнению с 2014 годом уменьшился и индекс промышленного производства, который до этого был относительно стабилен. Это следствие политики государства, которая делает главный упор на добычу и сбыт природных ресурсов, слабо развивая промышленное производство;

.        Также отрицательную динамику показали экспорт и импорт товаров, что стало следствием санкций введенных против России странами запада и США.

Эти данные характеризуют нестабильную социально-экономическую ситуацию в России, которая требует принятия антикризисных мер.

2. Роль инновационного проекта и проблема инноваций в России

 

2.1 Роль инновационного проекта


В настоящее время инновационные проекты являются активным звеном всех сфер жизнедеятельности общества. Невозможно представить современный мир без как уже осуществившихся инноваций и ставших привычными, так и без будущих, способствующих дальнейшей эволюции. Большинство ученых сходятся во мнении, что инновации превратились в основную движущую силу экономического и социального развития. Инновационная деятельность привела мировое сообщество к новой, более высокой ступени развития. Понятие «инновации» используется практически повсеместно, является темой бесед как на бытовом, так и на профессиональном уровне, в том числе на уровне глав государств, международных организаций и т.д. Под инновацией можно понимать конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, нового подхода к социальным проблемам. Функции, которые выполняют инновации в рамках развития экономики и общества являются многочисленными; невозможно охватить весь их спектр, можно выделить только основные (таблица 5).

Таблица 5. Функции инновационного проекта

Функция

1

Инновации способствуют экономическому росту страны в долгосрочной перспективе.

2

Созданию новых отраслей экономики.

3

Созданию единого рыночного пространства. Наиболее характерным примером здесь может являться создание сети Интернет, в частности - появление Интерент-магазинов, покупки в которых можно совершать, находясь практически в любой стране мира. Таким образом, создается единый рынок, границы которого не поддаются измерению;

4

стимулированию конкуренции и повышению конкурентоспособности отдельного физического лица, организации, страны.

5

взаимопроникновению культур и экономик разных стран. Инновации, применяемые в многочисленных областях жизнедеятельности общества, способствуют интеграции общества;

6

укреплению обороноспособности страны, ее экономической, продовольственной безопасности и т.д.

7

развитию и совершенствованию законодательной базы в области защиты интеллектуальных прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации.

8

получению коммерческой выгоды. Фактически, инновации являются генератором прибыли. Инновации предоставляют возможность физическому или юридическому лицу получать более высокую прибыль посредством создания продукции более высокого качества, снижения себестоимости производства, увеличения объемов выпуска продукции в единицу времени и т.д.

9

увеличению доли рынка, расширению круга потенциальных покупателей, завоеванию новых сегментов рынка, стабилизации и закреплению положения на рынке;

10

снижению издержек производства за счет использования более экономичных технологий, позволяющих сокращать объемы потребления воды, энергии и т.д.;

11

повышению качества производимой продукции. Технические (технологические) или продуктовые инновации способствуют производству продуктов с новыми или улучшенными свойствами, предоставлению более качественных услуг, которые будут максимально соответствовать потребностям человека;

12

росту количества квалифицированных кадров, т.к., например, для работы на новом (инновационном) оборудовании необходимо пройти курс повышения квалификации. Таким образом, повышается как общая, так и специальная профессиональная подготовка кадров;

13

Удовлетворению потребностей человека.

14

Решению глобальных проблем человечества (например, борьбы с особо опасными вирусными заболеваниями).

15

Росту уровня жизни населения. Здесь можно выделить три основных момента: - инновационная деятельность, при прочих равных условиях, приносит прибыль, что в конечном итоге, благоприятно сказывается на доходах отдельных физических лиц; - осуществление потребительских инноваций, направленных на улучшение условий жизни, способствует созданию комфортной обстановки жизнедеятельности человека (примером таких инноваций можно считать создание бытовой техники). - изобретение новых средств коммуникаций (в т.ч. сети Интернет) позволяет не только расширить круг общения, но и совершенствоваться в профессиональном и культурном плане, путем поиска и анализа большого объема информации.

16

развитию человека как личности. Создание какой-либо инновации приводит индивида к осознанию своей полезности для общества, способствует повышению его самооценки.


Необходимо отметить, что в силу специфики инноваций в разрезе отраслей, видов деятельности, регионов и т.д. для каждой конкретной инновации можно представить свой индивидуальный набор функций, которые она выполняет. Роль инноваций в современном мире трудно переоценить. Инновации выполняют как экономическую, так и социальную функцию, охватывают все стороны жизни общества, затрагивают личностные вопросы. В долгосрочной перспективе без инновационной деятельности невозможен дальнейший экономический и культурный рост по интенсивному пути развития. В условиях функционирования рыночных отношений в экономике инновационная деятельность должна обеспечивать постоянное обновление технологий и производимых товаров в целях поддержания конкурентоспособности макроэкономики и объектов микроэкономики на основе реализации научных достижений. От формирования современного технологического уклада, тесной связи науки с производством, бесспорно, зависит как подъем в целом промышленности России, так и конкурентоспособность конкретных предприятий.

Таким образом, определено:

.        инновации ведут к обновлению и расширению гаммы товаров, услуг и соответствующих рынков;

.        созданию новых методов производства, поставок и торговли, внесению изменений в управление, в организацию и условия работы, умения рабочей силы;

.        Инновации также помогают сдерживать упадок традиционных отраслей промышленности, увеличивая производительность, внедряя более эффективные методы работы.

2.2 Проблема инновационных проектов в России

В условиях функционирования рыночных отношений в экономике инновационная деятельность должна обеспечивать постоянное обновление технологий и производимых товаров в целях поддержания конкурентоспособности макроэкономики и объектов микроэкономики на основе реализации научных достижений. От формирования современного технологического уклада, тесной связи науки с производством, бесспорно, зависит как подъем в целом промышленности России, так и конкурентоспособность конкретных предприятий. Россия в силу геополитических факторов вынуждена и должна формировать автономное поведение в мирохозяйственных процессах, опираясь на конкурентоспособность экономики. Известно, что научное сообщество страны выполняет ориентирующую функцию в жизнедеятельности населения, а научный комплекс в целом обеспечивает развитие экономики на основе модернизации и смены технологий. Россия - как крупная держава, обладающая большой территорией, богатыми природными ресурсами и выгодным географическим положением, может выдержать острую конкуренцию за мировые, а также за собственные рынки продукции, услуг и высококвалифицированного труда только при развитой науке и мощном инновационном потенциале. Особую значимость проблема сохранения такого социального института как наука и развития инновационной сферы в стране приобретает в переходный период. Многие российские ученые разных отраслей знаний[3] обращают внимание на тревожную ситуацию и указывают на то, что последствия кризиса научного комплекса могут носить весьма разрушительный характер. Распад отечественной науки неизбежно приведет к резкому снижению уровня высшего и среднего образования в стране, что, в свою очередь, повлечет за собой цепь отрицательных последствий: отток талантливой молодежи за рубеж, невозможность масштабной поддержки передовых отраслей и высоких технологий. Это обуславливает дальнейшее снижение жизненного уровня населения и переход России в категорию отсталых стран с отсутствием шансов на возрождение в обозримой перспективе, а также «ускорит снижение уровня управляемости государством, экономикой и обществом, что в дальнейшем чревато утратой контроля над собственной территорией и природными ресурсами» [4]. Все это, а также ряд других неутешительных прогнозов ученых-экономистов[5] обуславливает огромную значимость роли инновационной сферы в экономическом и социальном развитии России в переходный период. Новые теории экономического роста подчеркивают, что развитие ноу-хау и технологических изменений, а не просто накопление капитала, являются движущей силой устойчивого экономического роста.

Политические и экономические преобразования 1991-2000 годов нанесли научному комплексу огромный, а в некоторой части и непоправимый ущерб. Масштаб и глубина кризиса этого сектора превосходят показатели общеэкономического спада. Резко сократился объем проводимых исследований и разработок. Например, на начало 2004 г. численность занятых исследованиями и разработками по сравнению с 1991 годом уменьшилась почти вдвое, капитальные вложения в развитие научно-технической базы науки сократились в десятки раз. В результате сегодня Россия значительно отстает от ведущих стран Запада практически по всем макропоказателям НТП[11]. Переход на рыночный режим хозяйствования, связанные с этим либерализация цен и открытие границ, способствующие внедрению на отечественный рынок более конкурентоспособной импортной техники, нанесли такому натуральному хозяйству значительный урон.

В последние годы в Российской Федерации продолжают ухудшаться показатели создания и освоения новой техники.

Число созданных образцов новой техники

Вид разработок

2002

2003

2004

2005

2006

2007

Государственные научно-технические

165

45

32

33

57

65

Инновационные

9

11

3

2

3

6

Конверсионные

84

82

102

56

64

45

Важнейшие НИОКР

12

94

43

27

36

24

Международные проекты

-

2

2

1

5

4

Отраслевые и межотраслевые

15

98

64

66

37

75


Тормозом, препятствующим внедрение новых технологий и повышению на их основе конкурентоспособности отечественной продукции является сохраняющаяся весьма низкая (только у 5-7% российских предприятий) активность в приобретении лицензий ноу-хау и других видов промышленной собственности. Продолжается дальнейшее снижение удельного веса предприятий, проводящих научно-исследовательские работы (в последние годы он составляет всего 11% от числа инвестиционно-активных предприятий) [15]. Научно-исследовательские, проектно-конструкторские и технологические работы выполняют в основном крупные предприятия, располагающие более солидной финансовой и материально-технической базой, квалифицированными кадрами. При этом многие предприятия, ранее выпускавшие высокотехнологичную продукцию, переходят к выпуску непрофильной, дешевой и простой продукции, имеющей более выгодную конъюнктуру спроса. Так, в станкостроительной отрасли профиль изменили 80% предприятий, которые освоили производство гаражей, контейнеров, мебельной фурнитуры[17].

Наибольшее ухудшение технологической структуры наблюдается в комплексах, поставляющих продовольствие, товары и услуги на потребительский рынок, и в инвестиционном комплексе (машиностроение, производственное строительство); несколько возросла лишь доля передовых технологий в комплексе рыночной инфраструктуры и сфере управления (за счет технологического переоснащения банков, бирж, органов управления).

Эти и многие другие факты дали основание некоторым ученым-экономистам сделать вывод о том, что наиболее общим проявлением технологического кризиса стала тенденция технологической деградации российской экономики[18].

Таким образом, сложившаяся ситуация в науке и научном комплексе в целом характеризуется преобладанием устойчиво отрицательных для дальнейшего развития тенденций. Это проявляется в следующем:

. Наука и инновационная деятельность (новая техника, технологии и материалы), по-прежнему, остаются практически невостребованными. Это проявляется в сокращении числа образцов вновь создаваемых типов машин, оборудования, приборов, средств автоматизации с 3474 шт. за 1981-1985 годы до 1089 шт. за 2002-2006 годы.

. Уровень среднемесячной заработной платы в сфере науки и научного обслуживания находится на девятом месте среди 15 основных отраслей экономики.

. Организационно распался самый крупный сектор науки - отраслевая наука, доля которого в 2000 году составляла примерно 60%.При этом промышленность практически лишилась дееспособных научных коллективов, осуществляющих научное сопровождение производства, а академическая и вузовская наука - партнеров по доведению идей, технических и технологических решений до практического освоения.

. Наука и научный комплекс финансируются государством из незащищенных разделов бюджета по остаточному принципу.

. Крайне недостаточен приток талантливой молодежи в науку.

Развитие в России новых технологий, обеспечение лидерства в приоритетных направлениях НТП необходимо рассматривать не как самоцель, а как средство, которое позволит качественно изменить уровень жизни в стране, поднять потребление материальных благ и услуг, избежать деградации.

3. Проект «Инновационная Россия 2020»


3.1 «Инновационная Россия 2020»

Цель Стратегии - перевод к 2020 году экономики России на инновационный путь развития, характеризующийся следующими основными показателями:

) доля предприятий, осуществляющих технологические инновации, возрастет до 40 - 50 процентов в 2020 году (в 2009 году - 10,4 процентов);

) доля России на мировых рынках высокотехнологичных товаров и услуг (в том числе атомная энергетика, авиатехника, космическая техника и услуги, специальное судостроение и т.д.) достигнет не менее 5 - 10 процентов в 5 - 7 и более секторах к 2020 году;

) удельный вес экспорта российских высокотехнологичных товаров в общем мировом объеме экспорта высокотехнологичных товаров увеличится до 2 процентов в 2020 году (в 2008 году - 0,35 процента);

) валовая добавленная стоимость инновационного сектора в валовом внутреннем продукте составит 17 - 20 процентов в 2020 году (в 2009 году - 11,8 процентов);

) удельный вес инновационной продукции в общем объеме промышленной продукции увеличится до 25 - 35 процентов в 2020 году (в 2009 году - 12,4 процента);

) внутренние затраты на исследования и разработки повысятся до 2,5 - 3 процентов валового внутреннего продукта в 2020 году (в 2009 году - 1,24%), из них больше половины - за счет частного сектора.

) доля российских исследователей в общемировом числе публикаций в научных журналах повысится до 5 процентов в 2020 году (в 2008 году - 2,48%);

) средняя цитируемость научных работ российских исследователей повысится до 5 ссылок на статью в 2020 году (в 2009 году 2,4 ссылки на статью);

) не менее 5 российских вузов войдут в число 200 ведущих мировых университетов согласно международным рейтингам (в 2009 - ни одного);

) количество патентов, ежегодно регистрируемых российскими физическими и юридическими лицами в патентных ведомствах ЕС, США и Японии превысит в 2020 году 2,5 - 3 тысячи (В 2008 году - 63);

) доля средств в структуре доходов российских университетов, получаемых за счет выполнения НИР и НИОКР, достигнет 25%;

) доля средств на научные исследования, проводимые в вузах, в общем объеме средств, направляемых на научные исследования, увеличится до 30%;

Ключевыми задачами стратегии являются (таблица 6).

Таблица 6. Задачи стратегии

Задачи

1

Наращивание человеческого потенциала в сфере науки, образования, технологий и инноваций. Эта задача включает повышение восприимчивости населения к инновациям - инновационным продуктам и технологиям, радикальное расширение «класса» инновационных предпринимателей, создание в обществе атмосферы «терпимости» к риску, пропаганда инновационного предпринимательства и научно-технической деятельности. Адаптация всех ступеней системы образования для целей формирования у населения с детства необходимых для инновационного общества и инновационной экономики знаний, компетенций, навыков и моделей поведения, формирование системы непрерывного образования Для инновационной экономики нужен «инновационный человек» - не только способный в полной мере использовать достижения науки и техники, но и ориентированный на создание инноваций, внедрение их во все сферы общественной жизни.

2

Резкое, кратное повышение инновационной активности существующего бизнеса и динамики появления новых инновационных компаний. Бизнес должен воспринимать инновации не как «хобби», и тем более не как обязанность перед государством, а как жизненно важную для перспектив развития компании, повышения эффективности и занятия лидерских позиций на рынках модель поведения. (индикаторы по бизнесу). Обеспечение на этой основе технологической модернизации ключевых секторов, определяющих роль и место России в мировой экономике, повышение производительности труда во всех секторах.

3

Повышение «инновационности» государства - максимально широкое внедрение в деятельность органов государственного управления современных инновационных технологий, формирование «электронного правительства», перевод в электронную форму большинства услуг населению, расширение использование системы государственного заказа для стимулирования инноваций. Государство должно обеспечить формирование благоприятного «инновационного климата», включая создание условий и стимулов для инновационной деятельности, а также благоприятных условий для использования инноваций во всех видах деятельности;

4

Формирование сбалансированного, устойчиво развивающегося сектора исследований и разработок, имеющего оптимальную институциональную структуру, обеспечивающего расширенное воспроизводство знаний, конкурентоспособного на мировом рынке, радикальное повышение эффективности и результативности «проводящей» инфраструктуры, обеспечивающей коммерциализацию результатов научных исследований.

5

повышение открытости национальной инновационной системы и экономики, степени интеграции России в мировые процессы создания и использования нововведений, расширения двухстороннего и многостороннего международного сотрудничества.


Сложившиеся тенденции технологического развития в российской экономике, имеющиеся риски и возможности роста позволяют выделить как минимум три возможных варианта стратегии инновационного развития страны (таблица 7).

Таблица 7. Варианты стратегий развития страны

Вариант инерционного импортоориентированного технологического развития

Вариант догоняющего развития и локальной технологической конкурентоспособности

Вариант достижения лидерства в ведущих научно-технических секторах и фундаментальных исследованиях

предполагает отсутствие масштабных целенаправленных усилий, нацеленных на инновационное развитие, фокусирование политики в основном на поддержании макроэкономической стабильности и низких параметров бюджетных расходов на науку, инновации и инвестиции в человеческий капитал. Инновационная политика проводится в основном через общие меры по развитию институтов, формированию благоприятного делового климата, а также через меры организационного содействия, не требующие значительных расходов.

Этот вариант ориентируется не только на перевооружение экономики на основе импортных технологий, но и на локальное (точечное) стимулирование развития отечественных разработок. Спрос на отечественные технологии создается не только потребностями обеспечения интересов национальной безопасности и обороны, но и развитием энерго-сырьевого сектора (АЭС на основе реакторов на быстрых нейтронах, технологии добычи нефти в сложных геологических условиях, переработки вязких нефтей, танкеры СПГ). Сектор фундаментальной и прикладной науки сегментируется и концентрируется вокруг тех направлений, которые имеют коммерческое применение.

соответствует долгосрочным целям и задачам, обозначенным в Концепции долгосрочного развития. Он характеризуется значимыми усилиями государства по модернизации сектора НИОКР и фундаментальной науки, значительным повышением их эффективности, концентрацией усилий на прорывных научно-технологических направлениях, которые позволяют резко расширить применение отечественных разработок и улучшить позиции России на мировом рынке высокотехнологичной продукции и услуг.


Первый вариант обрекает Россию на технологическое отставание от ведущих стран Запада, а в перспективе - и на проигрыш в конкуренции инноваций таким новым индустриальным странам, как Китай. Второй вариант развития означает массовое заимствование рядовых для мирового рынка, но передовых по российским стандартам технологий в качестве первого этапа технологической модернизации. Третий вариант более привлекательный как с экономических, так и с политических позиций, одновременно является существенно более затратным, поскольку предполагает масштабное государственное финансирование исследований и разработок, прежде всего, фундаментального характера, содействие скорейшей коммерциализации создаваемых перспективных результатов, активный поиск и формирование новых рынков, новых ниш и сегментов в рамках существующих рынков и, наконец, поддержку выхода на них российских компаний. Для России в современных условиях оптимальной является смешанная стратегия, с элементами стратегии лидерства в некоторых сегментах, в которых имеются (или могут быть быстро созданы) конкурентные преимущества, но с реализацией догоняющей стратегии в большинстве секторов экономики и промышленности, параллельно с восстановлением инженерного и конструкторского потенциала. Данная стратегия реализовывается в два этапа (таблица 8).

Таблица 8. Этапы реализации стратегии

1 этап (2011-2013). Повышение восприимчивости бизнеса и экономики в целом к инновациям.

2 этап (2014-2020).

Задачи: 1.повышение инвестиционной привлекательности перспективных высокотехнологических секторов экономики, приоритеты развития которых опредлены Президентом Российской Федерации, содействие перетоку капитала и привлечению наиболее квалифицированных кадров в эти сектора, путем реализации комплекса мер налогового, тарифного и других типов государственного регулирования, разлиных типов финансовой поддрежки; 2. развитие конкуренции в секторах экономики, стимулирование инновационного поведения компаний с государственным участием и естественных монополий, в том числе путем повышения качества корпоративного управления, формирования требований по инновационности их инвестиционных программ, улучшения качества внешней экспертизы таких программ; 3. устранение в системе государственного регулирования (включая техническое регулирование, таможенное и налоговое регулирование и т.д.) барьеров, препятствующих наращиванию инновационной активности. В результате реализации первого этапа стратегии регуляторная среда должна быть сопоставима по качеству с ведущими странами ОЭСР; 4. опережающее наращивание расходов на софинансирование инновационных проектов частных компаний (в том числе через реализацию проекта поддержки кооперации бизнеса и национальных исследовательских университетов), через выстраивание работы с государственными компаниями по разработке и реализации ими программ инновационного развития.

Этап будет характеризоваться повышением доли частного финансирования в общем объеме внутренних затрат на исследования и разработки. За счет высвобождения финансовых ресурсов из поддержки бизнес-проектов будет существенно увеличено финансирование образования, науки и модернизации инфраструктуры инновационной экономики (в том числе необходимых для этого объектов транспортной, телекоммуникационной и жилищно-коммунальной инфраструктуры.


Общее управление реализацией Стратегии и координацию взаимодействия между основными блоками национальной инновационной системы будет осуществлять Правительственная комиссия по высоким технологиям и инновациям (далее - Правительственная комиссия).

Одним из ключевых инструментов координации станет механизм технологических платформ, в рамках которого наука, государство, бизнес и потребители будут вырабатывать общее видение перспектив технологического развития соответствующей отрасли или технологического направления, формировать и реализовывать перспективную программу исследований и разработок. На поддержку реализации исследовательских программ в рамках технологических платформ будет переориентирован Российский фонд технологического развития (РФТР).

Общий контроль за реализацией Стратегии будет осуществлять Комиссия при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию (далее - Президентская комиссия). Другими важнейшими задачами Президентской комиссии станут определение ключевых технологических приоритетов развития, а также отбор и реализация прорывных инновационных проектов в рамках этих приоритетов, создающих базу для получения российской экономикой в перспективе глобальных конкурентных преимуществ.

Президентская Комиссия также будет контролировать ход реализации проекта по созданию центра науки и инноваций в Сколково.

В целях эффективной реализации стратегии будет реорганизована система стратегического управления в сфере инновационного развития. Также выстроена четкая иерархия документов стратегического планирования, определяющих государственную политику в сфере науки и инноваций.

Таблица 9. Целевые индикаторы реализации стратегии

№ п/п

Наименование индикатора

2010

2016

2020

1.

Охват образованием населения в возрасте 5-14 лет, %

94 (2008)

98

100

2.

Среднемесячная начисленная заработная плата работников образования в% к зарплате в экономике в целом

65,5 (2008)

80

100

3.

Доля населения, участвующего в непрерывном образовании (за последние 12 месяцев), в% от числа опрошенных в возрасте 25-64 лет

24,8 (2008)

40

55

4.

Численность персонала, занятого исследованиями и разработки, в расчете на 10000 занятых в экономике, чел.

111 (2008)



5.

Внутренние затраты на исследования и разработки по источникам финансирования

(2008)




Средства государства

64,7

50

35


Средства предпринимательского сектора

28,7




Средства высших учебных заведений

0,5




Средства частных НКО

0,2




Средства иностранных источников

5,9



6.

Удельный вес секторов в общей численности персонала, занятого исследованиями и разработками

(2008)




Государственный сектор

34,3




Предпринимательский сектор

59,3




Сектор высшего образования

6,3




Сектор НКО

0,2



7.

Число созданных передовых производственных технологий

854 (2008)



8.

Средний возраст исследователей

49 (2008)

45

40

9.

Доля исследователей в возрасте 30-39 лет, % от общего числа исследователей

14,2 (2008)

18

25

10.

Удельный вес России в общемировом числе публикаций, % к общему числу публикаций в журналах, индексируемых в Web of Science

2,48 (2008)

4

5

11.

Коэффициент изобретательской активности (число отечественных патентных заявок на изобретения, поданных в России, в расчете на 10000 населения)

1,95 (2008)

3

4

12.

Объем отгруженных товаров, работ, услуг, связанных с нанотехнологиями, млрд. руб.

119

350

600

13.

Удельный вес организаций, осуществлявших технологические инновации, в общем числе организаций:





Всего, из них:

8,0 (2008)




Добывающие, обрабатывающие производства, производство и распределение электроэнергии, газа и воды

9,6 (2008)




Связь, деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий

10,9 (2008)



14.

Удельный вес инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме экспорта товаров, работ, услуг, %

7,0 (2008)

Место Российской Федерации в рейтинге стран мира в области развития информационного общества (в соответствии с международными рейтингами)



18

16.

Интенсивность затрат на технологические инновации (удельный вес затрат на технологические инновации в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг)

1,39 (2008)

2,0

2,5

17.

Вновь внедренные или подвергавшиеся значительным технологическим изменениям инновационные товары, работы, услуги, новые для рынка (в% от общего объема отгруженных товаров, выполненных работ, услуг)

0,4 (2008)

5,0

8,0

18.

Организации, использующие широкополосный доступ к Интернету, в% от общего числа организаций

48

85

95

19.

Организации, имеющие веб-сайт, в% от общего числа организаций

29

75

80

20.

Домашние хозяйства, имеющие доступ к Интернету с персонального компьютера, в% от общего числа домохозяйств

26

75

90

21.

Население, использующее Интернет для взаимодействия с органами власти, в% от численности опрошенных в возрасте 16-74 лет)

10

50

60


Реализация Стратегии предусматривает осуществление следующих приоритетов в финансировании науки, образования и поддержки инновационной деятельности.

Во-первых, поэтапное увеличение объемов бюджетного финансирования расходов на научные исследования, образование и поддержку инноваций до уровня, характерного для стран ОЭСР, в процентах к ВВП к 2020 году, как условие достижения экономикой страны необходимого уровня конкурентоспособности. Во-вторых, радикальное повышение эффективности бюджетных расходов на проведение исследовательских работ и высшее профессиональное образование. В-третьих, будет обеспечен значительный прирост средств, выделяемых на цели поддержки инновационной и внешнеэкономической активности предприятий, повышение производительности труда и формирования механизмов управления качеством, развитие механизмов непрерывного образования на предприятиях, поддержки соответствующей деятельности бизнес-ассоциаций в качестве приоритетного условия придание необходимой динамики инновационному развитию экономики. В-четвертых, в соответствии с Бюджетным посланием Президента Российской Федерации «О бюджетной политике в 2011-2013 годах», будет обеспечено оказание дополнительной финансовой помощи субъектам Российской Федерации, активно содействующим развитию инновационного сектора экономики, в качестве важного условия повышения результативности проводимой регионами инновационной политики.

Таблица 10. Финансовые параметры реализации стратегии


Направление

2010

2012

2020


Общие объемы финансирования





Внутренние затраты на исследования и разработки, в% к ВВП

1,32 (оценка)

1,4-1,6

2,4


Государственные расходы исследования на исследования и разработки гражданского назначения, в% к ВВП

0,88 (оценка)

0,9

1,1


Внутренние затраты на образование

4,8*

5,5-5,7

6,5-7,0


Государственные расходы на образование, в% к ВВП

4,0*


5,5-6


Таблица 11. Отдельные статьи бюджетных расходов, необходимые для реализации стратегии (млрд. рублей)


Направления

2010

2012

2020


Финансирование исследовательских и федеральных университетов

16,0

16,0

25,0


Финансирование развития инновационной инфраструктуры вузов (постановление Правительства Российской Федерации №219)

3,0

3,0

5,0


Приглашение ведущих зарубежных ученых для формирования в российских институтах и вузах новых актуальных направлений исследований, лабораторий и научных школ (постановление Правительства Российской Федерации №220)

3,0

4,0

10,0


Поддержка развития дошкольного образования, системы квалифицированного педагогического консультирования родителей и содействие семьям в обучении, воспитании и развитии детей


1,0

2,0


Предоставление на конкурсной основе поддержки учреждений общего образования, внедряющих инновационные программы образования


2,0

12,0


Повышение расчетных нормативов, обеспечивающих реализацию образовательных программ государственных вузов в рамках приоритетных направлений развития науки, техники и технологий Российской Федерации

-

25,0

50,0


Государственная поддержка образовательного кредитования

0,6

1,0

5,0


Предоставление грантов на получения высшего и послевузовского образования за рубежом

-

3,6

10,8


Предоставление повышенных стипендий студентам


0,2

0,5


Введение дополнительных надбавок к оплате труда преподавателей вузов, ведущих глобально конкурентоспособную исследовательскую деятельность.


2,0

5,0


Государственный план подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства

0,159

0,188

1,5


Реализация программы подготовки управленческих кадров в сфере образования


0,2

0,4


Поддержка развития непрерывного образования на предприятиях, реализации программ обучения и стажировок действующих специалистов предприятий развития корпоративных и отраслевых центров повышения квалификации персонала, а также центров сертификации


0,4

1,6


Реализации программы модернизации публичных библиотек


0,5

1,2


Расширение механизмов поддержки научно-технического творчества молодежи, дополнительного образования школьников


1,5

4,5


Запуск программы популяризации научной и инновационной деятельности


0,3

0,9


Таким образом, можно сказать, что политика России ставит перед собой амбициозные, но достижимые цели долгосрочного развития - обеспечение высокого уровня благосостояния населения, закрепление геополитической роли страны как одного из глобальных лидеров, определяющих мировую политическую повестку дня. Решение задач посткризисного восстановления, ускорения перехода на инновационный путь развития будет проходить в условиях воздействия на Россию ряда внешних и внутренних вызовов, с одной стороны осложняющих достижение поставленных целей, с другой стороны диктующих необходимость еще большей интенсификации усилий по решению накопленных в российской экономике и инновационной системе проблем. Ключевыми из таких внешних вызовов в части инновационного развития являются:

.        Ускорение технологического развития мировой экономики (Развитие альтернативной энергетики, появление экономически эффективных технологий добычи углеводородов из нетрадиционных источников может привести к снижению спроса и цен на ключевые товары российского сырьевого экспорта, сокращение поступления в экономику финансовых ресурсов, необходимых для модернизации, снижение значимости России в глобальной политике);

.        Усиление в глобальном масштабе конкурентной борьбы за факторы, определяющие конкурентоспособность инновационных систем;

.        Старение населения, вызовы здравоохранения, продовольственная безопасность в глобальном масштабе.


Заключение


Цель курсовой работы выявить антикризисное значение инновационных проектов частично достигнута. В ходе достижения цели получены следующие результаты:

.        кризис - важнейший элемент механизма саморегулирования рыночной экономики. С началом нового кризиса заканчивается один период развития и начинается новый. Экономический кризис обнаруживает не только предел, но и импульс в развитии экономики, выполняя стимулирующую функцию. Во время кризиса возникают побудительные мотивы к сокращению издержек производства, увеличению прибыли, усиливается конкуренция. Кризисы подразделяются на множество видов у них разные причины и последствия, и поэтому важно подобрать правильный метод эффективного управления кризисом.

. Проанализировав данные Министерства экономического развития РФ и сравнив социально - экономическую ситуацию за последние 4 года можно сказать:

уровень внутреннего валового продукта в течении этих четырех лет только уменьшался, что говорит о снижении государственного дохода;

по сравнению с 2014 годом уменьшился и индекс промышленного производства, который до этого был относительно стабилен. Это следствие политики государства, которая делает главный упор на добычу и сбыт природных ресурсов, слабо развивая промышленное производство;

Также отрицательную динамику показали экспорт и импорт товаров, что стало следствием санкций введенных против России странами запада и США.

Эти данные характеризуют нестабильную социально-экономическую ситуацию в России, которая требует принятия антикризисных мер.

. Также было определено:

инновации ведут к обновлению и расширению гаммы товаров, услуг и соответствующих рынков;

созданию новых методов производства, поставок и торговли, внесению изменений в управление, в организацию и условия работы, умения рабочей силы;

Инновации также помогают сдерживать упадок традиционных отраслей промышленности, увеличивая производительность, внедряя более эффективные методы работы.

. Сложившаяся ситуация в науке и научном комплексе в целом характеризуется преобладанием устойчиво отрицательных для дальнейшего развития тенденций. Это проявляется в следующем:

Наука и инновационная деятельность (новая техника, технологии и материалы), по-прежнему, остаются практически невостребованными. Это проявляется в сокращении числа образцов вновь создаваемых типов машин, оборудования, приборов, средств автоматизации с 3474 шт. за 1981-1985 годы до 1089 шт. за 2002-2006 годы.

Уровень среднемесячной заработной платы в сфере науки и научного обслуживания находится на девятом месте среди 15 основных отраслей экономики.

Организационно распался самый крупный сектор науки - отраслевая наука, доля которого в 2000 году составляла примерно 60%.При этом промышленность практически лишилась дееспособных научных коллективов, осуществляющих научное сопровождение производства, а академическая и вузовская наука - партнеров по доведению идей, технических и технологических решений до практического освоения.

Наука и научный комплекс финансируются государством из незащищенных разделов бюджета по остаточному принципу.

Крайне недостаточен приток талантливой молодежи в науку.

Развитие в России новых технологий, обеспечение лидерства в приоритетных направлениях НТП необходимо рассматривать не как самоцель, а как средство, которое позволит качественно изменить уровень жизни в стране, поднять потребление материальных благ и услуг, избежать деградации.

. И, наконец, для преодоления кризиса и развития страны Министерством экономического развития РФ был разработан инновационный проект «Инновационная Россия 2020». В этом проекте поставлены достаточно амбициозные, но достижимые цели долгосрочного развития - обеспечение высокого уровня благосостояния населения, закрепление геополитической роли страны как одного из глобальных лидеров, определяющих мировую политическую повестку дня. Решение задач посткризисного восстановления, ускорения перехода на инновационный путь развития будет проходить в условиях воздействия на Россию ряда внешних и внутренних вызовов, с одной стороны осложняющих достижение поставленных целей, с другой стороны диктующих необходимость еще большей интенсификации усилий по решению накопленных в российской экономике и инновационной системе проблем. Ключевыми из таких внешних вызовов в части инновационного развития являются:

Ускорение технологического развития мировой экономики (Развитие альтернативной энергетики, появление экономически эффективных технологий добычи углеводородов из нетрадиционных источников может привести к снижению спроса и цен на ключевые товары российского сырьевого экспорта, сокращение поступления в экономику финансовых ресурсов, необходимых для модернизации, снижение значимости России в глобальной политике);

Усиление в глобальном масштабе конкурентной борьбы за факторы, определяющие конкурентоспособность инновационных систем;

Старение населения, вызовы здравоохранения, продовольственная безопасность в глобальном масштабе.

Список используемых источников


1.     Абушахманова Ю.В. Экономический кризис: эволюция, действительность, прогнозы / Ю.В. Абушахманова // Молодой ученый. -2014. - №4.

2.      Антикризисное управление. Теория и практика: Учебное пособие для студентов вузов / Под ред. В.Я. Захарова, А.О. Блинова, Д.В. Хавина. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. - 287 с.;

.        Антикризисное управление: от банкротства - к финансовому оздоровлению / Под ред. Г.П. Иванова. М.: Закон и право, ЮНИТИ, 2006. - 328 с.;

.        Антикризисное управление: Учебник. 2-е изд., доп. и перераб. / Под ред. А.М. Короткова - М.: ИНФРА-М, 2005. - 620 с.;

.        Бабушкина Е.А., Бирюкова О.Ю., Верещагина Л. С Антикризисное управление: Конспект лекций. - М.: МИЭМП, 2007. - 432 с.;

.        Булатов А.С. Экономика. - М.: Юристъ, 2006. - 512 с.;

.        Виссарионов А. «Уроки кризиса» // Экономист, 2009, №2, с. 15-22;

.        Гольдштейн Г.Я. Инновационный менеджмент. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 1998

.        Горевский А.С., Коваленков С.С. Антикризисное управление. - М.: ИНФРА-М, 2006. - 412 с.;

.        Горелов Н.А. Антикризисное управление: Учебник для вузов. - СПб, 2006.

.        Долан Э.Дж., Макроэкономика - М.: ИНФРА - М, 2007.

.        Донцова Л.В., Никифоров Н.А. Анализ финансовой отчетности: Практикум. - М: Издательство «Дело и Сервис», 2007. - 144 с.;

.        Казаков А.В., Минаева Н.А., Экономика - М.: ЮНИТИ, 2008. - 448 с.;

.        Ковалев В.В., Финансовый анализ: методы и процедуры. Финансы и статистика. - М.: ЮНИТИ, 2008. - 12 - 23 с.;

.        Коротков Э.М. Антикризисное управление: учебник - М.: Инфра-М, 2006. - 465 с.;

.        Курс экономической теории под ред. М. Чепурина, Е. Киселевой - М.: Инфра-М, 2009. - 325 с.;

17.   Львов Д.С. Экономика развития - М.: Экзамен, 2002

18.   Макроэкономика: основы экономической теории, под ред. Андреева С.И. - М.: Инфра-М, 2007. - 348 с.;

19.    Мониторинг «О текущей ситуации в экономике Российской Федерации по итогам января-августа 2015 года»

.        Мониторинг «Об итогах социально - экономического развития Российской Федерации в 2014 году»

.        Мониторинг «Об итогах социально - экономического развития Российской Федерации в 2013 году»

.        Общий и специальный менеджмент: Учебник / Общ. Ред. А.Л. Гапоненко, А.П. Панкрухин.-М.:Изд-воРАГС, 2007

23.   Шукшунов В.Е. Технопарки России.-М.:2001.

Похожие работы на - Роль инновационных проектов

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!