временное содержание несовершеннолетний беспризорность
В центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел могут быть помещены несовершеннолетние:
направляемые по приговору суда или по постановлению судьи в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа;
временно ожидающие рассмотрения судом вопроса о помещении их в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа;
самовольно ушедшие из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа;
совершившие общественно опасное деяние до достижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность за это деяние, в случаях, если необходимо обеспечить защиту жизни или здоровья несовершеннолетних или предупредить совершение ими повторного общественно опасного деяния, а также в случаях, если их личность не установлена, либо если они не имеют места жительства, места пребывания или не проживают на территории субъекта Российской Федерации, где ими было совершено общественно опасное деяние, либо если они проживают на территории субъекта Российской Федерации, где ими было совершено общественно опасное деяние, однако вследствие удаленности места их проживания не могут быть переданы родителям или иным законным представителям;
совершившие правонарушение, влекущее административную ответственность, до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность, в случаях, если личности несовершеннолетних не установлены, либо если они не имеют места жительства, места пребывания или не проживают на территории субъекта Российской Федерации, где ими было совершено правонарушение, либо если они проживают на территории субъекта Российской Федерации, где ими было совершено правонарушение, однако вследствие удаленности места их проживания не могут быть переданы родителям или иным законным представителям;
совершившие правонарушение, влекущее административную ответственность в случаях, если их личность не установлена, либо если они не имеют места жительства, места пребывания или не проживают на территории субъекта Российской Федерации, где ими было совершено правонарушение, либо если они проживают на территории субъекта Российской Федерации, где ими было совершено правонарушение, однако вследствие удаленности места их проживания не могут быть переданы родителям или иным законным представителям.
Основаниями помещения несовершеннолетних в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел являются:
приговор суда или постановление судьи;
постановление судьи.
Несовершеннолетние, могут быть помещены в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел на срок не более 48 часов на основании постановления руководителя органов внутренних дел или уполномоченного сотрудника органов внутренних дел. Начальник центра временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органа внутренних дел или его заместитель незамедлительно, но не позднее чем через 24 часа уведомляет прокурора по месту нахождения этого центра о помещении в него подростков.
период карантина, объявленного органом управления здравоохранением или учреждением здравоохранения, в центре временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органа внутренних дел;
время болезни несовершеннолетнего, которая подтверждена учреждением здравоохранения и препятствует его возвращению в семью или направлению в соответствующее учреждение;
время рассмотрения жалобы или протеста прокурора на приговор суда или постановление судьи о помещении несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа.
Переписка несовершеннолетнего с органами, осуществляющими контроль за деятельностью центров временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел, судом, прокуратурой, Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченным при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, Уполномоченным по правам человека в субъекте Российской Федерации, уполномоченным по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, общественной наблюдательной комиссией, образованной в соответствии с законодательством Российской Федерации, цензуре не подлежит. Корреспонденция несовершеннолетних, адресованная указанным органам и должностным лицам, не позднее одних суток (за исключением выходных и праздничных дней) направляется по принадлежности.
Переписка несовершеннолетнего с адвокатом или иным лицом, оказывающим юридическую помощь на законных основаниях, цензуре не подлежит, за исключением случаев, когда администрация центра временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органа внутренних дел располагает достоверными данными о том, что содержащиеся в переписке сведения направлены на инициирование, планирование или организацию преступления либо вовлечение в его совершение других лиц. В этих случаях контроль почтовых, телеграфных или иных сообщений осуществляется по мотивированному решению администрации центра временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органа внутренних дел. Копия такого решения направляется прокурору, осуществляющему надзор за соблюдением законов соответствующим центром временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органа внутренних дел.
Как видно из анализа нормативных документов - основные направления деятельности, цели и задачи центров временного содержания вполне чётко регламентированы. Однако, для полноценной профилактики безнадзорности несовершеннолетних в нашей стране, к сожалению, не используются в «полную силу».
Так, если обратить внимание, поместить несовершеннолетнего в Центр временного содержания может суд или руководитель территориального органа полиции (либо лицо его заменяющее). Это ограничивает помещение несовершеннолетнего в ЦВСНП только из правоохранительной системы, а представители других субъектов профилактики, в случае выявления несовершеннолетнего, подлежащего помещению, не имеют возможности это сделать, так как не обладают правами принудительного доставления или принятия решения о помещении в ЦВСНП. Это сокращает количество подростков, которые могли бы быть удалены с улицы.
При помещении в ЦВСНП сотрудники полиции должны заполнять большое количество документов, многие из которых не имеют прямого отношения к удалению подростка с улицы или из неблагоприятной социальной среды. Так при проведении выездного практического занятия со слушателями Центра профессиональной подготовки ГУ МВД по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области на базе Центра временного содержания в августе 2014 года было установлено, что при возможности содержать до 70 несовершеннолетних, реально находилось всего 3 человека. В тоже время следует отметить, что количество безнадзорных и беспризорных детей в России не уменьшается. По официальной статистике беспризорников в России около 700000, а по информации правозащитников около 2000000 (по данным на 23.11.2012 год).
Подводя итог данной статьи, хочется отметить, в связи с ситуацией, сложившейся в современной России с подростковой беспризорностью, необходимо, чтобы все субъекты профилактики в России прикладывали максимум усилий по изъятию подростков с улицы, а не создавать бюрократические поводы не принимать ребёнка, в том числе на законодательном уровне.
У нашей страны громадный опыт по работе с детьми, оказавшимися на улице (Гражданская война 1918-1920 гг., Великая Отечественная война 1941-1945 гг.), однако в современной России опыт педагогов прошлого в полной мере, к сожалению, не используется в полной мере.
Библиографический список
1. Федеральный закон «Об оперативно-розыкной деятельности» от 12.08.1995 года.
. Федеральный закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" от 1999 года.
. Актуальные проблемы теории и практики оперативно-розыскной деятельности: материалы конференции, Домодедово, 2007.
. Форум Дети Mail.Ru.