Стратегическое планирование инновационного развития региона

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Менеджмент
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    88,46 Кб
  • Опубликовано:
    2016-03-23
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Стратегическое планирование инновационного развития региона

Содержание

Введение

. Теоретико-методологические основы стратегического планирования инновационного развития региона

.1 История развития стратегического планирования

.2 Основные подходы к планированию

. Направления инновационного развития региона и методы их реализации

.1 Цели и задачи инновационного развития региона

.2 Меры по реализации и проблемы, связанные с инновационным развитием региона

. Разработка стратегического плана инновационного развития региона

Заключение

Список использованной литературы

Введение


На сегодняшний день переход к инновационно-ориентированной экономике является основной мировой тенденцией, которая направлена на формирование стабильного экономического развития и основывается на интеллектуальных ресурсах, новых технологиях, что порождает повышение важности управления инновационными процессами в регионах. Стратегическое планирование становится одним из основных инструментов инновационного развития и должно базироваться на принципах избирательности целей, мультипликативности, ограниченности ресурсов, учета специфики региона и пр.

Разработка и реализация стратегии инновационного развития региона необходимо для решения задач интенсификации и модернизации производства, роста уровня конкурентоспособности, ориентации экономики на экспорт, укрепления позиций региона в масштабах мира и страны, решения социальных и экономических проблем.

Актуальность темы работы обусловлена недостаточной проработанностью различных аспектов применения стратегического планирования инновационного развития регионов. Учитывая высокую теоретическую и практическую значимость данной темы необходимо более тщательное изучение вопросов, связанных с совершенствованием инновационного потенциала регионов и поиском эффективных методик его оценки, взаимодействия участников инновационного процесса, разработки мероприятий по реализации стратегических приоритетов инновационного развития.

Рассматривая регион в качестве хозяйствующего субъекта, который развивается на базе инновационной идеологии, исторических традиций, конкурентных преимуществ, необходима разработка практического инструментария стратегического планирования инновационного развития.

Обеспечение высокого и стабильного уровня благосостояния, улучшения качества жизни населения, рост конкурентоспособности регионов невозможно без формирования инновационной модели экономического развития регионов. Переориентация экономики страны в инновационную модель развития - довольно длительный и трудоемкий процесс, предполагающий совокупность целенаправленных мероприятий, направленных на активацию инновационных процессов, координацию преобразований ресурсов, сроков и этапов, объединенных в единую стратегию.

По причине отсутствия общей концепции и моделей инновационного развития формирование инновационной экономики страны происходит на фоне усиления социально-экономических диспропорций. На сегодняшний день заметно увеличение числа регионов, которые значительно отстают в своем экономическом развитии от среднероссийских показателей по темпам роста.

В таких условиях разработка стратегии инновационного развития регионов становится обязательным условием дальнейших эффективных преобразований и развития интеграционных процессов. Проблема формирования данной стратегии обуславливает важность анализа текущего состояния методов стратегического планирования на предмет их соответствия потребностям инновационно-ориентированного развития региона.

Действующая система стратегического управления социально-экономического развития регионов несовершенна: в ней отсутствует взаимосвязь стратегического планирования экономического и инновационного развития регионов, а также не используются прогнозы регионального инновационного развития. Применяемые плановые показатели не дают комплексной оценки инновационным процессам и состояния инновационных систем регионов.

Методы управления и планирования социально-экономического развития регионов, используемые на данный момент, показывают свою неэффективность в условиях перехода к инновационной модели и обуславливают необходимость совершенствования методологии стратегического планирования.

Целью данной работы является системное исследование и разработка комплекса мероприятий по модернизации стратегического планирования инновационной деятельности регионов.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

раскрыть сущность понятия «стратегия инновационного развития региона» и рассмотреть основные принципы стратегического планирования инновационного развития;

изучить методику оценки инновационного потенциала;

провести анализ основных социально-экономических закономерностей развития региона, которые оказывают воздействие на инновационную деятельность;

определить взаимосвязь показателей валового регионального продукта и инновационного потенциала;

разработать перечень мероприятий для реализации стратегического планирования инновационного развития региона.

Объект исследования - управление инновационным развитием региона.

Предмет исследования - экономические и управленческие механизмы совершенствования стратегического планирования инновационного развития региона.

Теоретической основой данного исследования стали научные труды отечественных и зарубежных ученых, посвященные стратегическому планированию инновационного развития, а также нормативно-правовые акты Российской Федерации по проблемам социально-экономической и инновационной политики.

1. Теоретико-методологические основы стратегического планирования инновационного развития региона

 

1.1 История развития стратегического планирования


Международная практика показывает, что при рыночной экономике заметна тенденция усиления взаимодействия государственного управления и механизмов рыночного саморегулирования. Важной задачей управления экономикой в таких условиях становится обеспечение устойчивого развития регионов.

По причине того, что основной функцией управления является планирование, разработка системы планирования стратегического развития регионов становится актуальной задачей.

Планирование становится необходимым по мере развития общественно-государственной и муниципальной собственности. На основе исторических данных можно сделать вывод о том, что СССР стал первым государством, где идея о возможности планомерного управления народным хозяйством, предложенная К. Марксом, была реализована на практике.

Для организации планового руководства в 1917 году в СССР был создан Высший Совет Народного Хозяйства (ВСНХ), а в 1920 году - Государственная комиссия по электрификации, на основе которой в следующем году был организован Госплан (общегосударственная плановая комиссия).

Формирование и развитие методов планирования и прогнозирования на внешнеэкономическом уровне в России началось в 20-х годах ХХ века.

Основными вопросами планирования были следующие:

подходы к планированию. Некоторые ученые рассматривали в качестве отправного пункта методологии планирования генетические и телеологические начала создания плана. Генетический подход основывается на объективных условиях, анализе опыта других стран и экстраполяции на будущее. В рамках планирования это означало направленность на научное предвидение на основе прошлого опыта, не учитывающее потребности общества и текущих условий. Теологический подход предполагает целевое построение преобразований;

в методологии планирования на протяжении длительного времени оставался спорным вопрос о пропорциях объективного и субъективного начала в разработке плана. Некоторые ученые считали, что процесс выбора цели зависит от субъективной позиции определенного специалиста или государственного чиновника. Данный факт отодвигал объективные условия на второй план и делал проблематичной целевую установку плана. Данная проблема привела к возникновению бюрократического стиля управления экономикой;

внимание ученых того времени было сфокусировано на реальности планов, их соответствии имеющимся возможностям.

Особенностью первых планов стал необязательный характер их выполнения. Лишь с 30-х годов они стали строго обязательными и приобрели характер директив. Стал расширяться перечень объектов планирования и соответствующих показателей. Вместе с планированием развития экономики внимание уделялось планированию социально-экономического развития, а позже и планированию охраны окружающей среды.

Важный вклад в развитие инструментария планирования был внесен отечественными учеными В.В. Леонтьевым, В.С. Немчиновым, Л.В. Канторовичем и Н.П. Федоренко. В качестве основного метода планирования стал использоваться балансовый метод, а позже - проблемно-комплексный и территориально-комплексный. В конце 70-х годов в СССР на первый план вышли методы оптимизации, на основе которых были разработаны экономико-математические модели эффективного функционирования экономики и отраслевого планирования.

Одним из важных этапов стало принятие постановления «Об улучшении планирования и усилении воздействия хозяйственного механизма на повышение эффективности производства и качества работ» в 1979 году. Согласно данному документу предусматривалось усиление роли среднесрочных планов.

В следующем постановлении 1987 года был определен ряд мер, направленных на повышение научной обоснованности планов и переход к экономическим методам планирования. При этом важную роль играла разработка концепции социально-экономического развития страны на долгосрочный период, в которой определялись приоритеты развития экономики, а также направления инвестиционной политики, научно-технического прогресса и социальной политики. Предполагалась также разработка годовых и пятилетних планов и сокращение перечня показателей.

Однако, не смотря на свою научную обоснованность, данные подходы не были реализованы на практике. Реформы экономики 90-х годов породили множество неверных экономических суждений о развитии экономики страны. В частности произошел отказ от методов планового регулирования в пользу методов рыночной экономики.

Система централизованного экономического планирования была разрушена, а плановые органы в структурах территориального управления упразднены. Прекращение работы по комплексному анализу социально-экономической ситуации и прогнозированию социально-экономического развития стало причиной разрушения информационной базы расчетов аналитического характера. Это вызвало дезорганизацию экономики и потерю управления ей. Экономические реформы, направленные на создание эффективной экономики оказались направленными против населения страны. В обществе стали преобладать негативные тенденции по ухудшению демографической ситуации:

снижение численности населения;

превышение смертности над рождаемостью;

сокращение продолжительности жизни;

рост общей заболеваемости;

общее снижение уровня жизни;

разрушение социальной сферы.

На уровне регионов тенденции развития социально-экономических процессов практически полностью соответствуют общероссийским. Предоставление организациям права самостоятельно определять цены на продукцию привело к росту инфляции издержек, перенесению их на потребителей. Как следствие, платежеспособный спрос на продукцию упал, что вызвало резкий спад натуральных объемов производства.

Переход от плановых методов управления к рыночным оказал негативное воздействие и на сельское хозяйство, которое подверглось серьезному спаду. На сегодняшний день кризис сельскохозяйственной сферы еще полностью не преодолен, не смотря на поддержку со стороны государства.

Таким образом, российский опыт планирования социально-экономических процессов говорит о том, что развитие системы планирования в СССР происходила от стратегического индикативного планирования к тотальному директивному. В начале 90-х годов ХХ века был совершен полный отказ от планирования социально-экономического развития страны в целом, в том числе и региональных социально-экономических систем, что резко снизило эффективность деятельности властных структур и явилось одним из главных факторов ухудшения состояния экономики и социальной сферы.

Основными причинами отказа от планирования стали, во-первых, несовершенство директивного планирования и повышенная детализация планов; во-вторых, принятие тезиса о «несовместимости плана и рынка»; в-третьих, отсутствие ресурсов для социально-экономического развития.

1.2. Основные подходы к планированию


Теоретико-методологические основы планирования, созданные отечественными экономистами, и практический опыт СССР стали основой для разработок в области экономического планирования и прогнозирования в зарубежных странах.

В 60-х годах ХХ века за рубежом начало происходить расширение сферы индикативного планирования и усложнения государственного аппарата. Необходимость планирования макроэкономических процессов была вызвана экономической нестабильностью, усилением степени интеграции различных хозяйственных единиц и секторов экономики, ростом доли государства в использовании ВВП, нарастающим ухудшением окружающей среды в результате деятельности частных предприятий.

В ряде капиталистических стран в 50-ые годы ХХ века получило широкое развитие индикативное планирование, которое доказало высокую эффективность как средство государственного регулирования рыночной экономики.

В следующее десятилетие в данных государствах началось расширение области планирования и усложнение административного аппарата. Планирования стало занимать важное место среди способов государственного регулирования экономики.

Проанализировав опыт планирования иностранных государств можно выделить четыре подхода к определению понятия индикативного планирования, отражающие его различные аспекты.

Согласно первому подходу индикативное планирование является макроэкономическим планированием при относительной самостоятельности хозяйствующих субъектов. Данный подход применялся в России и Китае. Индикативное планирование рассматривалось как «процесс формирования системы параметров (индикаторов), характеризующих состояние и развитие экономики страны, соответствующее государственной социально-экономической политике, и установление мер государственного воздействия на социальные и экономические процессы с целью достижения указанных индикаторов».

Следующий подход к индикативному планированию отражает его информационно-ориентирующую и мотивационную функции. Согласно ему индикативное планирование означает, что «государство в интересах всей нации, с учетом потребностей регионов, а также субъектов рынка разрабатывает проекты экономического развития всего народного хозяйства (в том числе частного сектора); устанавливаются конкретные хозяйственные ориентиры, включая макроэкономические параметры и обеспеченные ресурсами структурные показатели». Таким образом происходит мотивация частных предприятий к активному участию в выполнении задач, стоящих перед государством и реализации общенациональных проектов.

Третий подход основывается на том, что в индикативном плане содержатся обязательные задачи для государственных предприятий. Частные предприятия также ориентируются на индикаторы данного плана, не смотря на то, что это носит необязательный характер. Соответственно под индикативным планом понимается система показателей, реализующих централизованное управление и косвенное регулирование различных секторов экономики. Сюда включаются ориентирующие показатели, имеющие информационное значение для предприятий, директивные показатели и экономические регуляторы, в том числе налоги, цены, процентные ставки и иные экономические нормативы.

Последователи четвертого подхода считали, что индикативное планирование - это механизм координации действий и интересов государства и других субъектов экономики. Данное планирование выполняет одновременно информационную и координационную роль и предполагает согласование деятельности государственных органов, регионов и предприятий в процессе самостоятельной разработки каждым из них собственных планов и производственно-хозяйственных программ. Сторонники данного подхода считали план результатом различного рода уточнений и согласований, что делает всех участников заинтересованными в его реализации. При этом плановые показатели носят необязательный характер и выступают лишь экономическими индикаторами, отражающими информацию об ожидаемой экономической конъюнктуре.

Именно координирующая функция индикативного планирования является главной, т.к. все остальные функции, так или иначе, присутствуют и в системе центрально-директивного планирования. Но именно индикативное планирование дает возможность равноправного взаимодействия государственных органов и частных предприятий.

Таким образом, индикативное планирование - это процесс формирования системы параметров, которые характеризуют состояние и развитие экономики страны; определения приоритетов и разработки мероприятий государственного регулирования социально-экономических процессов, направленных на достижение установленных индикаторов.

В индикативных планах отсутствуют обязательные задания хозяйствующим субъектам, они разрабатываются с учетом предложений частного бизнеса. Таким образом, индикативные планы не препятствуют свободному целеполаганию самостоятельно хозяйствующих субъектов, а выполняют для них функцию «маяков, высвечивающих перспективные направления экономической конъюнктуры и политики государства».

Участие в процессе планирования частных предприятий привело к структурной форме индикативного планирования, когда государство проводит еще и структурную политику согласно соответствующих целевых программ. Частным предприятиям оказывается поддержка пропорционально их степени участия в данных программах. Интересы государственных и частных субъектов управления регулируются посредством применения налоговых льгот, кредитов на льготных условиях и других мер государственной поддержки.

Для стратегической формы индикативного планирования характерна гибкость, необходимая при быстрых изменениях в экономике и способствующая разработке и реализации долгосрочной социально-экономической политики. В стратегическом планировании по сравнению со структурной его формой значительно сокращается регламентация действий субъектов, сроков и количество показателей планирования.

стратегический планирование инновационный потенциал

Анализ процессов, происходящих в современной экономике, показывает, что для роста ее эффективности необходимо стимулировать процесс накопления и реализации знаний, способность регионов внедрять в производство новые разработки и технологии. Эти аспекты являются основным источником стабильного экономического роста и социального развития.

В связи с этим актуальной научной задачей на сегодняшний день становится изучение методологических подходов к развитию инновационной системы и обоснование такого развития, призванного обеспечить стабильный экономический рост регионов.

Представляется необходимым определиться с методологическими основами формирования инновационной системы на региональном уровне, предпосылки которых начали складываться во второй половине ХХ века.

Отечественными учеными того времени инновационная экономика рассматривалась как принципиально новая модель расширенного воспроизводства, главная роль в которой отведена инновационному развитию, научно-техническому прогрессу, а информация становится важной составляющей процесса воспроизводства.

Реализация инновационной экономики происходит через следующие инновации:

технологические инновации, характеризующиеся существенным вкладом человеческих ресурсов по сравнению с материальными;

организационно-управленческие технологии или инновационный менеджмент;

инновационную культуру, в том числе образовательные технологии.

Основными проблемами перехода к инновационной экономике являются создание инноваций, готовность общества к инновациям, их воспроизводство, а также воспроизводство инновационной деятельности и механизмов ее регуляции.

Цели и задачи инновационного развития региона вытекают из региональной научно-инновационной политики, определяющейся экономическими условиями конкретного региона. Задачи инновационного развития региона основываются на создании и развитии современной инфрастуктуры и системы финансового обеспечения, определения приоритетов, создании и реализации соответствующих программ и проектов.

Процесс выбора приоритетов в инновационном развитии должен основываться на изучении существующих ресурсов, анализе различных ограничений промышленного производства для обеспечения стабильной конкурентоспособности отечественных производителей на российском и мировом рынках и оценке возможностей инновационного фактора в их преодолении.

С точки зрения системного подхода региональное регулирование инновационного развития - это открытая система, которая подвержена влиянию внешних и внутренних факторов.

Факторами внешнего воздействия, оказывающими воздействие на направления инновационной политики в регионах относятся следующие:

национальные приоритеты;

региональные приоритеты;

федеральная научно-техническая и инновационная политика;

федеральное законодательство;

региональное законодательство и пр.

Любые серьезные изменения данных факторов приводят к трансформации стратегических направлений развития регионов и методом управления регионом.

К факторам внутреннего воздействия, которые влияют на направления региональной инновационной политики, относятся:

особенности региональной хозяйственной среды, связанные с отраслевой направленностью, степенью развитости производительных сил в регионе, имеющимся научным и производственно-техническим потенциалом;

инновационные инициативы субъектов хозяйствования;

мотивационный механизм, меняющийся в соответствии с развитием производственных отношений.

Согласно мнению ученых «не существует единого рецепта применения различных мер по реализации региональной научно-инновационной политики. Каждое государство и каждый регион подходит к решению задач регионального инновационного развития с учетом своих особенностей, традиций, ресурсов и потребностей».

2.2 Меры по реализации и проблемы, связанные с инновационным развитием региона


Анализ инновационной деятельности регионов позволяет выявить ряд организационно-экономических мер, которые способствуют региональному инновационному развитию.

К ним относятся:

реализация конкретных целевых программ на национальном, региональном и местных уровнях;

прямые государственные субсидии и ассигнования региональных органов власти;

налоговые льготы, предоставляемые с целью мотивации регионального инновационного развития;

создание научных парков;

формирование инкубаторов малого инновационного бизнеса;

формирование при поддержке государства центров по передаче технологий из государственного сектора в промышленность;

организация консультирования предпринимателей по поводу внедрения инноваций и другие.

Управление инновационными процессами в России происходит на двух уровнях: региональном и федеральном. Федеральный уровень предусматривает управление, нацеленное на создание государственных структур регулирования инновационной деятельностью, разработки методологии и механизмов, выработку налоговой и инвестиционной политики, определение соответствующей нормативно-правовой базы.

Субъектами реализации инновационной политики являются региональные органы государственной власти, хозяйствующие субъекты и население. Данные субъекты не равнозначны по своим задачам в реализации региональной инновационной политике. На региональные государственные органы власти возложен более широкий перечень задач, причем они являются не только их исполнителем, но и автором наполнения политики, легитимным органом, который несет ответственность за реализацию инновационной политики в целом. Являясь исполнителем, государственные органы регионов создают необходимые условия для стимулирования реализации политики и сами осуществляют свою деятельность согласно этим условиям.

Хозяйствующие субъекты и население принимают участие в реализации инновационной политике в той мере, в которой государству удается вовлечь их в данную деятельность путем создания стимулирующих условий.

Реализация инновационной политики в регионе предполагает формирование специального механизма, направленного на достижение целей и принятие стратегических решений в рамках установленных приоритетов и направлений деятельности.

В Российской Федерации на сегодняшний день осуществляется активная деятельность по созданию инновационной системы на общенациональном и региональных уровнях. Начиная с 1997 года ведется работа в данном направлении, однако пока можно констатировать факт того, что отдельные элементы данной системы пока не взаимосвязаны между собой и с другими секторами экономики. Изучение и перенос опыта других стран на российскую действительность происходило путем заимствования отдельных элементов в отрыве от единых механизмов, что не привело к положительным результатам. В результате России не удалось обеспечить прорыва в области инновационного развития экономики.

Выделяют следующие подходы к созданию системы инновационного развития в регионе:

процессный;

институционально-эволюционный;

рыночный;

консолидирующий лидерский.

На сегодняшний день система формирования инновационного процесса в недостаточной степени адаптирована к рыночной экономике, основной причиной чего является кризис науки, инновационной деятельности и технологического развития. Отсутствуют стратегические приоритеты на общенациональном и региональном уровнях. В недостаточной мере применяются новые механизмы кооперации и информационного обмена знаниями.

Основные аспекты инновационной деятельности регионов должны основываться на оценке их инновационного состояния по основным параметрам. Анализ существующих подходов и практического опыта дает возможность выявить основные приоритетные направления, которые должны стать основой для разработки стратегии инновационного развития. Они должны включать в себя:

распространение новейших технологий и освоение новых направлений технологических укладов будущего, рост конкурентоспособности российского производства, освоение новых рынков и повышение уровня жизни населения;

содействие приоритетным исследованиям в области техники и технологий нового поколения, которые обеспечат конкурентоспособность товаров отечественного производства на внутреннем и внешнем рынках;

ускоренное развитие информационных технологий в качестве источника экономического роста и повышения производительности труда;

придание инвестициям инновационного характера, совершенствование экономике на базе новейших научно-технических разработок, переход от физически и морально устаревших основных фондов к новейшим технологическим системам, позволяющим сохранять ресурсы и повышать конкурентоспособность продукции, развитие инновационной инфраструктуры.

С целью инновационного прорыва необходимо развивать отношения между государством, частными предпринимателями и населением. Достижение данных целей и реализация приоритетных направлений инновационного развития регионов предполагает организации управления на базе системного подхода, требующего формирования единой системы управления в рамках инновационной системы регионов. Региональная инновационная система - это комплекс учреждений и организаций различных форм собственности, находящихся на территории региона и осуществляющих процессы создания и распространения новых технологий, а также организационно-правовые условия его хозяйствования, определенные совокупным влиянием государственной научной и инновационной политики, проводимой на федеральном уровне, и социально-экономической политики региона. На первый план в перечне функций региональной инновационной системы выходит формирование научно-технической политики.

На уровне регионов задачами управления становятся:

устойчивое социально-экономическое развитие регионов;

эффективное применение материально-технического и трудового потенциала;

удовлетворение потребностей внутреннего рынка;

оценка конкурентоспособности действующих предприятий с целью определения уровня инновационной восприимчивости и активности;

выбор приоритетных направлений, конкурентный потенциал которых наиболее высок;

разработка программ реализации инновационной политики с привлечением частных инвесторов (коммерческих банков, финансовых компаний, инвестиционных фондов);

обеспечение соответствующих дифференцированных режимов экономического стимулирования.

Таким образом, региональные органы управления должны осуществлять разработку и реализацию эффективной научно-технической политики, базирующейся на общегосударственной научно-инновационной политике. Одновременно с этим необходимо учитывать уровень инновационного потенциала каждого региона.

3. Разработка стратегического плана инновационного развития региона


С процессом формирования местного самоуправления и осуществлением рыночных реформ в Российской Федерации сложилась принципиально новая система взглядов на процесс стратегического планирования инновационного развития регионов на основе принципов сбалансированности интересов и установления системы взаимовыгодного сотрудничества между государственной властью, бизнесом и обществом. Одновременно с этим перестройка межбюджетных отношений и экономический кризис усилили потребность местных властей в управлении инновационным развитием регионов, базирующейся на эффективном использовании потенциала и адаптации к изменениям внешней среды.

Для достижения целей стабильного развития региона требуется разработка современного механизма стратегического планирования на основе стратегических альтернатив.

Стратегическое планирование - это часть стратегического управления, нацеленного на достижение желаемого состояния регионов в долгосрочной перспективе. Основой такого планирования становятся ориентация на будущее состояние территории, эффективная реализация потенциалов, усиление положительных тенденций.

Стратегическое планирование инновационного развития региона предполагает разработку научно обоснованных суждений о перспективах инновационного развития экономики на основе экономических и социально-политических закономерностей развития и влияния факторов внешней среды в неопределенном времени (рис. 1).

Рисунок 1 - Основные этапы формирования стратегии управления инновационным развитием региона

На первой стадии разработки стратегического плана инновационного развития региона требуется провести анализ воздействия на экономическое развитие ряда факторов: внутренние и внешние инвестиции, движение финансовых ресурсов, научно-инновационный уровень, степень квалификации рабочей силы.

В процессе стратегического планирования инновационного развития региона должен преимущественно применяться нормативный метод определения количественных характеристик инновационности с учетом ориентации на достижение стратегической цели регионального развития.

В отечественной практике под стратегическим планированием могут пониматься совершенно разные по содержанию и организационной форме действия планирования, существенно отличающиеся от идеального представления о стратегическом планировании.

Стратегическое планирование должно основываться на следующих принципах:

принцип субсидиарности - передача полномочий, ресурсов и ответственности на более низкие уровни управления с цель. Их более эффективного использования;

социальное партнерство - выстраивание нового типа взаимодействия между государственной властью, частным предпринимательством, населением;

объединение ресурсов;

участие населения - привлечение граждан к обсуждению проблем региона;

прозрачность - открытость деятельности власти.

Выделяют несколько основных элементов в формировании стратегического плана:

) современный облик региона;

) перспективный облик региона;

) внутренняя среда региона;

) внешняя среда региона;

) стратегия - система действий по достижению желаемого состояния региона в долгосрочной перспективе.

Данные элементы комбинируются в различных вариантах и составляют план стратегического инновационного развития региона. Стратегический план региона включает в себя следующие разделы:

преамбула;

стратегический анализ;

сценарии инновационного развития;

стратегические направления;

механизмы управления реализацией стратегического плана и его проектов;

план действий по реализации стратегии на 1-2 года.

Таким образом, стратегический план становится определяющим для разработки системы мер по достижению желаемого состояния инновационного развития региона. При этом должен сформироваться определенный механизм стратегического планирования, основанный на партнерстве власти, бизнеса, населения. Этот механизм включает в себя не только сам текст доку-мента, но и организационные структуры и постоянно воспроизводимые процедуры разработки, обсуждения, реализации, мониторинга и обновления стратегии. Наглядно механизм стратегического планирования инновационного развития регионов представлен на рис. 2.

Рисунок 2 - Механизм стратегического планирования инновационного развития региона

Таким образом, стратегический план инновационного развития региона необходим органам местным органам власти в качестве плана действий для выбора приоритетных направлений распределения ресурсов, а также для инвесторов, принимающих решение по долгосрочному вложению средств.

Заключение


Разработка и внедрение методов стратегического планирования инновационного развития регионов обеспечит плавный и эффективный переход к инновационной модели региональной экономики в условиях социально-экономического дисбаланса и межрегиональной дифференциации инновационного развития.

В процессе исследования были обоснованы и разработаны методологический подход и инструментарий стратегического планирования инновационного развития региона, которые дают возможность выработать эффективную стратегию перехода инновационно-ориентированной модели развития экономики.

Основные выводы, полученные в результате написания работы:

. Инновационное развитие социально-экономической системы региона подразумевает под собой поступательный процесс, направленный на разработку условий активизации инновационной деятельности путем построения региональной инновационной системы, реализуемый по основным направлениям перехода экономики региона к инновационной модели развития.

. Основными отличиями стратегического планирования инновационного развития региона от традиционного типа являются следующие:

формирование единой системы целей, основанной на принципе декомпозиции;

использование принципиально нового методологического подхода, основанного на поддержке и развитии инноваций;

ориентации на будущее состояние экономической системы региона путем использования информационной базы научных разработок;

применение системы индикаторов, показывающих состояние инновационной системы регионов для мониторинга и прогноза инновационного развития регионов;

использовании новых подходов к принятию управленческих решений.

. Критерий систематизации подходов к формированию основных принципов регионального стратегического планирования должен основываться на общих принципах планирования и учете особенностей технологических стадий стратегического планирования инновационного развития регионов.

. Для обеспечения направленности принципов на нивелирование проблем разработки региональных стратегий необходимо определить состав основных принципов стратегического планирования инновационного развития экономической системы региона.

. Методологический подход к разработке стратегии инновационного развития экономической системы региона основывается на создании уникальных инновационных продуктов, производство которых позволит повысить эффективность инновационной деятельности региона.

В процессе выполнения работы были решены следующие задачи:

используя основные принципы стратегического планирования инновационного развития разработан системный комплекс целей и задач;

описан алгоритм формирования стратегического портфеля инновационных проектов, который может лечь в основу разработки инновационной стратегии развития региона;

предложен методический подход к анализу уровня инновационного развития региона на основе обобщения действующих методик и с учетом универсальности индикаторов;

уточнен методический подход к оценке эффективности региональных программ стратегического планирования, основанный на достижении целевых показателей и изменения позиций региона в соответствующем рейтинге.

Практическая значимость работы заключается в том, что изложенные в работе теоретические положения дополняют ранее описанные в литературе и научных статьях знания в области развития регионального стратегического планирования социально-экономического и инновационного развития регионов, уточняют и расширяют их понятийный аппарат. Выводы и предложения, которые были получены в ходе исследования, дополняют инструментарий стратегического планирования развития экономики регионов и могут стать базой для дальнейшего изучения данной темы.

Сформулированные в работе предложения по совершенствованию стратегического планирования инновационного развития региональной экономики могут применяться для повышения эффективности управленческих решений, разработки программ социально-экономического развития регионов и мероприятий по повышению их инновационной активности.

Список использованной литературы


1.      Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года//утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р

.        Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до2020 г. (утв. распоряжением Правительства РФ от 8 декабря2011 г. №2227-р).

.        Андреев А.В. Основы региональной экономики: учебник для вузов/А. В. Андреев. - М.: КноРус, 2012. - 334 с.

.        Александрова, А.В. Стратегический менеджмент: Учебник / Н.А. Казакова, А.В. Александрова, С.А. Курашова, Н.Н. Кондрашева. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 320 c.

.        Вахромов Е.Н. Региональная экономика в многоуровневой структуре рыночной экономики/Е.Н. Вахромов //Вестник Иркутского государственного университета. 2009. - № 2. - С. 26-30.

.        Иванова М.В. Региональная экономика в контексте российского федерализма/М.В. Иванова//Север и рынок: формирование экономического порядка. - 2011. - Т. 2. - № 28. - С. 146-149.

.        Инновационный менеджмент: учебное пособие / А.Г. Ивасенко, Я.И. Никонова, А.О. Сизова. - Москва: КноРус, 2009. - 415 c.

.        Инновационный менеджмент: учебник / А.В. Гугелев. - Москва: Дашков и Кº, 2010. - 335 с.

.        Инновационный менеджмент: учебное пособие / К.В. Балдин и др. - Москва: Академия, 2010. - 362 с.

.        Кистанов В.В. Региональная экономика России: Учебник / В.В. Кистанов, Н.В. Копылов.- М.: Финансы и статистика, 2011. - 584 с.

.        Козьева И.Л. Экономическая география и регионалистика: учебник / И.Л. Козьева, Э.Н. Кузъбожев. - М.: КНОРУС, 2012. - 346 с.

.        Кудров, В.М. Мировая экономика: учебник / В.М. Кудров. - Москва: Юстицинформ, 2010. - 509 с.

.        Курнышев В.В. Региональная экономика. Основы теории и методы исследования: учебник для вузов / В.В. Курнышев, В.Г. Глушкова. - М.: КноРус,2012. - 254 с.

.        Мировая экономика: учебник / А.А. Абалкина и др. - Москва: Юрайт: ИД Юрайт, 2011. - 589 с.

.        Региональная экономика. Природно-ресурсные и экологические основы/ Под ред. В. Глушковой, Ю. Симагина. - М.: КноРус, 2012. - 320 с.

.        Региональная экономика/ Под ред. Г. Поляка. - М.: Юнити-Дана,2013. - 464 с.

.        Региональная экономика: учебник для вузов/ Т.Г. Морозова, М.П. Победина, Г.Б. Поляк и др.; Под ред. проф. Т.Г. Морозовой. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ, 2012. - 472 с.

.        Управление инновационной деятельностью в условиях модернизации национальной экономики: учебное пособие / В. В. Гришин. - Москва: Дашков и Кº, 2010. - 366 с.

.        Фетисов Г.Г. Региональная экономика и управление: учебник/ Г.Г. Фетисов, В.П. Орешин. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 416 с. - (Высшее образование).

.        Чапек В.Н. Региональная экономика: учебник для вузов/В.Н. Чапек.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2012. - 256 с.

.        Экономика и управление инновациями: учебно-методический комплекс / В.И. Кудашов, Е.В. Иванова, Т.Г. Машковская. - Минск: Издательство МИУ, 2012. - 239 с.

.        Карагадян А.П. Стратегическое планирование экономического развития регионов Российской Федерации: традиционные научные концепции и современные подходы// Вестник Института экономики РАН. - 2009. -№2.

.        Петрухина Е.В. Особенности и закономерности стратегического планирования инновационного развития регионов// Фундаментальные исследования. - 2013. - №4 (Ч. 3). - С. 710-714.

.        Сибирская Е.В., Строева О.А., Петрухина Е.В. Модернизация системы поддержки малого и среднего бизнеса с целью инновационного развития региона// Теоретические и прикладные вопросы экономики и сферы услуг. - 2012. - №8. - С. 96-108.

.        Яковлева Н.В. Теоретико-методологические подходы к анализу мезоэкономических систем инновационной экономики// Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Экономика и менеджмент. - 2009. - №29 (162). - С. 57-62.

Похожие работы на - Стратегическое планирование инновационного развития региона

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!