Анализ пассажирооборота и его динамики

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    123,74 Кб
  • Опубликовано:
    2016-04-03
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Анализ пассажирооборота и его динамики

Содержание


Введение

. Производственная характеристика АО «ФПК» и пассажирооборота в поездах дальнего сообщения

.1 Производственная характеристика АО "ФПК"

.2Структура АО "ФПК"

.3 Целевые задачи Холдинга «РЖД» в сфере дальних пассажирских перевозок

.4 Особенности организации пассажирских перевозок в дальнем сообщении

.5Экономическая эффективность улучшения качественных показателей использования подвижного состава в пассажирском движении

Методика анализа пассажирооборота АО «ФПК»

.1 Источники исходной информации для анализа

.2 Организация экономического анализа

.3 Основные показатели, характеризующие работу транспортных организаций на рынке пассажирских перевозок

.4 Показатели транспортной подвижности населения

.5 Метод факторного анализа пассажирооборота

Экономический анализ пассажирооборота в поездах своего формирования АО «ФПК»

.1 Экономический анализ пассажирооборота в поездах своего формирования АО «ФПК»

.2 Рекомендации по повышению эффективности деятельности АО «ФПК»

Заключение

Список использованной литературы

Введение


Железнодорожные пассажирские перевозки являются важным фактором экономического и социального развития России. Особое положение пассажирских перевозок обусловлено их высоким социально - экономическим значением в жизни общества и выполнением одной из важнейших гарантий государства - свободы перемещения.

Потребность в пассажирских перевозках вызвана производственной деятельностью (поездки к месту работы и в командировки) и культурно-бытовой необходимостью (отпуск, туризм, экскурсии). В некоторых районах железнодорожный транспорт является единственным видом перевозок. Стратегия развития железнодорожного транспорта направлена на полное и качественное обеспечение спроса платежеспособного населения в перевозках.

Объем пассажирских перевозок обусловлен численностью населения и транспортной подвижностью, однако, на транспортную подвижность влияют множество факторов, которые невозможно подсчитать.

Актуальность анализа пассажирооборота заключается в следующем: изучив пассажирооборот при помощи экономического анализа, мы сможем выявить «узкие места» при организации перевозок пассажиров и ликвидировать их. Например, при выявлении необходимости роста пропускной способности на востребованных направлениях, будут осуществлены различные мероприятия по техническому переоснащению участков железных дорог. Выявление и организация востребованных маршрутов позволит обеспечить доставку пассажиров в развивающиеся регионы.

Цель курсовой работы- проанализировать пассажирооборот и его динамику, а также выявить направления роста пассажирооборота.

Предмет исследования: методы анализа изменения пассажирооборота под влиянием различных факторов.

Задачи:

─         определить динамику пассажирооборота;

─         выявить и изучить факторы, влияющие на изменение пассажирооборота;

─         разработать предложения и методы стимулирования роста пассажирооборота.

Объект исследования: пассажирооборот поездов формирования АО «ФПК».

1. Производственная характеристика АО «ФПК» и пассажирооборота в поездах дальнего сообщения

.1 Производственная характеристика АО «ФПК»

АО «Федеральная пассажирская компания» (далее - АО «ФПК») является дочерней компанией ОАО «РЖД» и предоставляет услуги по перевозке пассажиров и грузобагажа железнодорожным транспортом в дальнем сообщении.

В декабре 2009 года на базе имущества Федеральной пассажирской дирекции - филиала ОАО "РЖД" учреждено открытое акционерное общество "Федеральная пассажирская компания".

С 1 апреля 2010 года ОАО "ФПК" начало самостоятельную деятельность, в качестве перевозчика. Компания является субъектом естественной монополии: приказом ФСТ России от 27 мая 2010 года № 190-т ОАО "ФПК" включено в реестр субъектов естественных монополий на транспорте в сфере оказания услуг железнодорожных перевозок. Деятельность ОАО "ФПК" на рынке транспортных услуг по перевозке пассажиров подлежит государственному регулированию в соответствии с Федеральным законом от 17 августа 1995 года № 147-ФЗ (ред. от 30 декабря 2012 года) "О естественных монополиях".

ноября 2014 года МИФНС России №46 по г. Москве выданы документы о государственной регистрации изменения наименования открытого акционерного общества «Федеральная пассажирская компания» (ОАО «ФПК») на акционерное общество «Федеральная пассажирская компания» (АО «ФПК»).

Доля АО «ФПК» в российском пассажирообороте всех видов сопоставимого транспорта (без учета поездов формирования СНГ и Балтии) в 2014 году составила 52,2 %, что на 3,2 п.п. ниже по сравнению с 2013 годом.

Сегодня холдинг РЖД также предлагает услуги по международным пассажирским перевозкам в 31 страну Европу и Азии, включая 11 стран СНГ и 20 стран дальнего зарубежья Европу и Азии по 57 международным маршрутам из 16 городов РФ. В 2011 году общий объем международных перевозок составил 19,7 млн. чел., что на 3% меньше по сравнению с данными 2010 года.

Основным перевозчиком на рынке железнодорожных пассажирских перевозок с 1 апреля 2010 года является ОАО «ФПК» - дочерняя компания ОАО «РЖД». Компания включена в Реестр субъектов естественных монополий. В настоящее время разрабатываются и осуществления мероприятий по оптимизации бизнес-процессов и структуры ОАО «ФПК».

Цель создания - организация эффективного бизнеса в сфере перевозки пассажиров в дальнем следовании.

Исходя из целевой бизнес - модели ФПК определены маркетинговые стратегии по каждому из выделенных видов деятельности.

Основными видами деятельности АО «ФПК» являются:

─         перевозка пассажиров, багажа и грузобагажа железнодорожным транспортом общего пользования в поездах дальнего следования по территории РФ и в международном сообщении;

─         оформление и продажа железнодорожных поездных документов на пассажирские поезда дальнего следования;

─         оказание услуг по хранению багажа, грузобагажа и ручной клади;

─         оказание услуг пассажирам в поездах дальнего следования;

─         организация туристических перевозок;

─         текущее содержание, ремонт, техническое обслуживание и эксплуатация пассажирского железнодорожного подвижного состава;

─         другие виды деятельности, не противоречащие федеральным законам и иным нормативным актам.

При анализе пассажирооборота необходимо учитывать особенности пассажирских перевозок, выполняемых АО «ФПК»:

─         сезонность оказываемых услуг;

─         социально-экономическое положение региона;

─         платежеспособность населения;

─         демографическая ситуация региона.

1.2 Структура АО «ФПК»

Название компании - Акционерное общество "Федеральная пассажирская компания" (АО "ФПК");

Месторасположения - Россия, г.Москва;

Генеральный директор - Иванов Петр Валерьевич;

Дата основания - 03 декабря 2009 года;

Дата начала хозяйственной деятельности - 01 апреля 2010 года;

Размер уставного капитала - 165 млрд.руб. (на 28.05.2015г.);

Доля материнской компании (ОАО «РЖД» - 100% - 1 акция;

Виды деятельности - 1.Перевозка пассажиров, багажа и грузобагажа

железнодорожным транспортом общего пользования в

поездах дальнего следования по территории

Российской Федерации и в международном сообщении;

. Другие;

Количество подразделений - 15 региональных филиалов;

структурных подразделений;

дочерние компании.

Рис.1.2. Структурная схема АО «ФПК»

Компания АО «ФПК» является национальным перевозчиком, осуществляющим железнодорожные пассажирские перевозки в дальнем следовании, и самостоятельной бизнес-единицей холдинга «Российские железные дороги» с 2010 года. На протяжении пяти лет компания следует своему базовому принципу - клиенториентированности, обеспечивая непрерывное совершенствование сервиса и расширение спектра предоставляемых услуг.

1.3 Целевые задачи Холдинга «РЖД» в сфере дальних пассажирских перевозок

В настоящее время на рынке транспортных услуг основным перевозчиком является воздушный транспорт Российской Федерации, около 60% оказанных транспортных услуг в I полугодии 2015 года. За ним следует водный, примерно около 30%. Железнодорожный транспорт - около 7% и автомобильный - 6%.

Для привлечения пассажиропотока железнодорожным транспортом, Холдинг ОАО «РЖД» утвердил следующие целевые задачи:

·        Повышение конкурентоспособности Холдинга на рынке, рост качества услуг, внедрение стандартов обслуживания пассажиров, повышение уровня подготовки проводников;

·        Увеличение объемов перевозки пассажиров в дерегулируемом сегменте до 35% к 2015 году, снижение зависимости бизнеса от государственного заказа;

·        Повышение гибкости ценообразования, сближение цен на регулируемые и дерегулируемые перевозки (целевая средняя разница в стоимости 1,8 раза между плацкартам и купе в 2015 году и дальнейшее сближение);

·        Расширение сети продаж, в т.ч. за рубежом, внедрение новых форм оплаты проезда применением электронных проездных документов;

·        Внедрение новых эффективных типов подвижного состава, сокращение стоимости жизненного цикла подвижного состава;

·        Повышение производительности пассажирских вагонов на 5-7% к 2015 году ( за счет увеличения среднегодового пробега и использования вместимости), парка пассажирских локомотивов на 7-10% ( за счет увеличение среднесуточного пробега, повышения надежности);

·        Повышение доходов и прибылей от дополнительных услуг пассажирам;

·        Дифференциация линейки услуг, развитие ВИП, туристических перевозок и иных специальных продуктов, международных маршрутов перевозок;

·        Исследование перспектив и целесообразности развития автобусных перевозок для дополнения линейки железнодорожных перевозок, внедрение таких услуг, в случае их эффективности.

Структура экспорта транспортных услуг по видам транспорта в I полугодии 2015 года

Структура импорта транспортных услуг по видам транспорта в I полугодии 2015 года


Из структуры экспорта и импорта транспортных услуг мы видим, что лидирующее положение на рынке занимает воздушный транспорт.

1.4 Особенности организации пассажирских перевозок в дальнем сообщении

пассажирооборот поезд транспортный экономический

Наиболее сильной конкурентной угрозой для железнодорожных перевозок в России, как во всем мире, являются авиационные перевозки. Основными конкурентными преимуществами авиакомпаний являются скорость и, как следствие, время доставки пассажиров; отсутствие ценового регулирования и более высокая ценовая, коммерческая и маркетинговая гибкость авиакомпаний.

На сети железных дорог РФ во внутреннем сообщении (внутригосударственные перевозки), кроме поездов формирования АО «ФПК» (95,3%), курсируют высокоскоростные поезда «Сапсан» (ДОСС - филиал ОАО «РЖД»), поезда и вагоны частных перевозчиков (ЗАО «ГрандСервисЭкспресс», ЗАО «ТрансКлассСервис», ООО «Тверской экспресс» и др.), их совокупная доля составляет 4,3% от общего количества отправленных пассажиров поездами дальнего следования.

Доля АО «ФПК» в дальнем сообщении с учетом сообщения между странами СНГ и Балтии, а также дальнего зарубежья составляет 87,1%. Структура рынка по пассажирским перевозчикам представлена в следующей таблице по данным 2013 года.

Таблица 1. Структура рынка пассажирских перевозок по перевозчикам в дальнем сообщении в 2013 году

Внутригосударственные перевозки

Внутригосударственные и международные перевозки

Перевозчики

Доля в %

Перевозчики

Доля в %

АО «ФПК»

95,3%

АО «ФПК»

87,1%

ДОСС

2,8%

ДОСС

2,4%

Другие перевозчики

1,9%

Белоруссия

2,7%



Украина

4,4%



Другие перевозчики

3,4%


На сегодня основная доля перевезенных пассажиров в сообщении России со странами ближнего зарубежья приходится на долю сообщения с Украиной: в 2013 году - 37%, в 2014 году - 15% от общего числа перевезенных пассажиров. Второе место - сообщение с Белоруссией: в 2013 году - 20%, в 2014 году - 22% от общего количества перевезенных пассажиров.

Пассажирские перевозки также как и грузовые неравномерны по времени и направлениям (в пространстве).

Неравномерность в пространстве характеризуется неравномерностью распределения перевозок пассажиров по железным дорогам и направлениям. Это связано с размещением промышленных и сельскохозяйственных центров, мест массового отдыха и садоводческих участков.

Для дальнего сообщения характерна большая концентрация на линиях, связывающих столицу с региональными и областными центрами, и по направлениям, соединяющим крупные экономические районы, а также на курортных направлениях.

Неравномерность в направлении туда и обратно проявляется незначительно (масштабной перемены места жительства нет).

Ярко выраженный и устойчивый характер во всех видах сообщения имеет неравномерность во времени: по сезонам, месяцам, дням месяца и суток. Около 30% пассажирских перевозок выполняется в 3 квартале.

Неравномерность требует создания крупных резервов подвижного состава, трудовых ресурсов, пропускной способности станций, вокзалов и перегонов для освоения максимальных объемов пассажирских перевозок.

Неравномерность снижает качество пассажирских перевозок и работы подвижного состава, увеличивает эксплуатационные расходы и повышает себестоимость перевозок. Необходим систематический поиск наиболее эффективных путей смягчения неравномерности: применение льгот в периоды снижения пассажиропотока, корректировка частоты и состав пассажирских поездов, снижение тарифа на перевозку в осенне-зимний период времени и др.

Показатели, характеризующие неравномерность пассажирских перевозок

Коэффициент месячной неравномерности рассчитывается:

К мн = ∑Аl мах / ∑Аl мес, или К мн = ∑Аl сред. за годх / ∑Аl мес

.5 Экономическая эффективность улучшения качественных показателей использования подвижного состава в пассажирском движении

Важнейшей задачей пассажирского транспорта является обеспечение высокого качества перевозок при полном удовлетворении потребностей населения в передвижении. Необходимое качество перевозок пассажиров не может быть обеспечено без высокого качества эксплуатационной работы. Вместе с тем, задачу улучшения качества эксплуатационной работы нельзя рассматривать только с позиций улучшения транспортного обслуживания населения. Это большой резерв повышения эффективности всего транспортного производства, позволяющий экономить эксплуатационные расходы, высвобождать парки подвижного состава, наиболее рационально использовать живой труд, экономить инвестиции на развитие и реконструкцию пассажирского транспорта.

Экономическая эффективность повышения населенности вагона. Населенность пассажирского вагона - это важнейший резерв улучшения использования вагонного парка. Ее значение в пассажирском движении примерно такое же, как динамической нагрузки в грузовом движении.

. Населенность вагона зависит, во-первых, от размеров движения поездов и величины пассажиропотока. Населенность показывает, в какой степени размеры движения пассажирских поездов, намеченные по графику, соответствуют фактическому пассажиропотоку.

При низкой населенности вагонов поезда работают полупустыми, а слишком высокая населенность указывает на необходимость увеличения размеров движения поездов в целях улучшения условий поездки пассажиров.

. Населенность пассажирского вагона зависит также от структуры вагонного парка, включаемого в пассажирские поезда.

Повышение населенности пассажирского вагона дает большой экономический эффект. Рост населенности вагона при стабильном пассажиропотоке означает относительное сокращение вагонного парка, пробега поездов и локомотивов. Сокращение потребности в подвижном составе уменьшает инвестиции в его развитие. Уменьшение поездной работы снижает уровень заполнения пропускной способности и, как следствие, уменьшает потребность в инвестициях на ее развитие, способствует повышению скорости движения поездов. При снижении размеров пробега вагонов и локомотивов уменьшается расход топлива и электроэнергии на тягу поездов, высвобождается контингент проводников, если не меняется система обслуживания ими вагонов.

При увеличении объема перевозок пассажиров повышение населенности вагона позволяет освоить дополнительный пассажирооборот без увеличения рабочего парка вагонов или освоить его одним и тем же количеством поездов, не меняя числа вагонов в поезде.

Повышение населенности вагона - важнейший резерв сокращения эксплуатационных расходов, связанных с содержанием и ремонтом подвижного состава, верхнего строения пути, с организацией работы локомотивных и поездных бригад и др.

Сокращение эксплуатационных расходов при повышении населенности вагона обеспечивает существенное снижение себестоимости перевозок и соответственно, при стабильных тарифах, увеличение прибыли и рентабельности пассажирских перевозок.

Рост населенности вагона обусловливает повышение среднесуточных пробегов и производительности вагонного и локомотивного парка.

2. Методика анализа пассажирооборота АО «ФПК»

.1 Источники исходной информации для анализа

Исходной информацией, необходимой для экономического анализа пассажирооборота в поездах собственного формирования АО «ФПК» являются статистические данные. При этом необходимо определить ограничения и выделить постороннюю информацию.


Таблица 2. Операционные показатели по итогам работы за 2013 и 2014 год АО «ФПК»

Показатели

Ед. измерения

факт 2013 год

факт 2014 год

прирост к уровню 2013 г., %

Пассажирооборот

млрд пасс.-км

103,3

97,0

-6,1

Дерегулированный сегмент

млрд пасс.-км

35,4

33,4

-5,9

регулируемый сегмент

млрд пасс.-км

67,9

63,6

-6,4

Перевезенные пассажиры

млн. пасс.

114,2

108,6

-4,9

Дерегулированный сегмент

млн. пасс.

43,3

41,9

-3,1

регулируемый сегмент

млн. пасс.

70,9

66,7

-6,0

Средний состав поезда

ваг.

13,4

13,3

-0,7

Использование вместимости

%

73,9 %

71,5 %

-2,4 п. п.

Инвентарный парк вагонов

шт.

23 378

22 294

-4,6

Рабочий парк вагонов

шт.

20 205

19 308

-4,4

Дальность перевозки

км

904,6

893,2

-1,2


2.2 Организация экономического анализа


Проведение аналитического исследования производится в следующем порядке:

.        Определение проблем анализа, их диагностика и выбор методов решения.

.        Сбор, проверка и обработка исходных данных.

.        Выбор способов анализа

.        Выбор системы показателей.

.        Разработка рекомендаций по повышению эффективности деятельности предприятия.

Периодичность проведения экономического анализа - ежеквартально.

Экономический анализ в АО «ФПК» проводится финансовым и экономическим отделами.

.3 Основные показатели, характеризующие работу транспортных организаций на рынке пассажирских перевозок












Рис.2 Основные показатели, характеризующие работу транспортных компаний, осуществляющих пассажирские перевозки подразделяются на количественные и качественные.

Количество перевезенных пассажиров рассчитывается суммой количества отправленных(∑АО) и принятых (∑АПР )пассажиров:

Объем перевозок пассажиров по сети:

∑АСЕТЬ = ∑АОСЕТЬ + АПРЗАРУБ.ДОРОГ

Объем перевозок пассажиров для отдельной дороги:

∑АДОР= ∑АОДОР + АПРДОР

Пассажирооборот, пасс-км, рассчитывают умножением количества перевезенных пассажиров на среднюю дальность поездки пассажира:

∑Аl = ∑А ∙ lПАСС

Количество поездок (∑А) или пассажира - км (∑Аl), приходящиеся на одного жителя в год, называется коэффициентом транспортной подвижности.

Р = ∑А /Ч илиР = ∑Аl /Ч,

где Ч - численность населения, чел.

Средняя дальность одной поездки, км, определяется отношением пассажирооборота (∑Аl) к количеству перевезенных пассажиров (∑А) и устанавливается в плане на основе отчетных данных с учетом прогнозируемого изменения в планируемом году:

.

2.4 Показатели транспортной подвижности населения

Транспортная подвижность определяется в целом по отдельным видам транспорта. Рассчитывают также показатели транспортной подвижности населения различных регионов страны и социальных групп, городских и сельских жителей.

Коэффициент транспортной подвижности - число поездок или пассажира-км, приходящихся на 1 жителя в год.

к = ∑А /Ч илик = ∑Аl /Ч,

где Ч - численность населения, чел.

Динамика транспортной подвижности отражает изменение объема пассажирских перевозок в стране и уровень материального благосостояния людей, а также МТБ транспорта.

Транспортная подвижность определяется в целом и по отдельным видам транспорта, рассчитывают также показатели транспортной подвижности для различных регионов страны и социальных групп, городских и сельских жителей.

Указанные выше показатели широко используется при перспективном планировании пассажирских перевозок.

Факторы, определяющие подвижность населения: численность населения страны, тенденции ее изменения, уровень материального благосостояния, характер размещения по экономическим районам, областям и населенным пунктам, уровень состояния санаторно-курортной сети, уровень развития различных видов пассажирского транспорта, величина тарифов на перевозки и др.

2.5 Метод факторного анализа пассажирооборота

Для установления определенного способа анализа необходимо отметить, что изменение результативного показателя - пассажирооборота - зависит от следующих факторов: количества перевезенных пассажиров, структуры перевезенных пассажиров по сегментам и дальности перевозки. Значит, необходимо провести факторный анализ в зависимости от структуры перевезенных пассажиров при помощи метода корректировок.

Метод корректировок относится к методам детерминированного факторного анализа.

Факторный анализ представляет собой метод комплексного изучения и измерения воздействия факторов на величину результативного показателя.

Детерминированный факторный анализ основан на приеме элиминирования. Элиминирование - это исключение воздействия всех факторов на результативный показатель, кроме одного, который и является объектом изучения. Детерминированный анализ представляет собой методику исследования влияния факторов, связь которых с результативным показателем носит функциональный характер.

Анализ пассажирооборота производится на основе следующей системы показателей:

─         количество перевезенных пассажиров;

─         дальность перевозки.

3. Экономический анализ пассажирооборота в поездах формирования АО «ФПК».

.1 Экономический анализ пассажирооборота в поездах своего формирования АО «ФПК»

Объектом исследования в курсовой работе является пассажирооборот в поездах своего формирования АО «ФПК».

Пассажирооборот рассчитывают умножением количества перевезенных пассажиров на дальность поездки пассажира:

∑al = ∑a *lпасс, [пасс-км]

где ∑a - количество перевезенных пассажиров, пасс.;

lпасс - дальность поездки пассажира, км.

Исследование пассажирооборота в поездах своего формирования АО «ФПК» необходимо осуществлять на основе разделения перевозок пассажиров по сегментам на регулируемый и дерегулируемый сегменты.

Регулируемый сегмент - сегмент, в котором пассажирские перевозки осуществляются в плацкартных, общих вагонах и вагонах с местами для сидения, и тарифы на них определяет государство в лице Федеральной службы по тарифам РФ.

Дерегулированный сегмент - сегмент, в котором перевозки пассажиров осуществляются в мягких вагонах, купейных вагонах, вагонах СВ и класса "Люкс", и тарифы на них устанавливает АО "ФПК" (дочернее общество ОАО "РЖД") по согласованию с регулятором (ФСТ России).

Исходными данными для выполнения экономического анализа пассажирооборота в поездах своего формирования АО «ФПК» являются операционные показатели по итогам работы за 2013 и 2014 год АО «ФПК»

Таблица 3

Показатели

Ед. измерения

факт 2013 год

факт 2014 год

прирост к уровню 2013 г., %

Пассажирооборот

млрд пасс.-км

103,3

97,0

-6,1

Дерегулированный сегмент

млрд пасс.-км

35,4

33,4

-5,9

регулируемый сегмент

млрд пасс.-км

67,9

63,6

-6,4

Перевезенные пассажиры

млн. пасс.

114,2

108,6

-4,9

Дерегулированный сегмент

млн. пасс.

43,3

41,9

регулируемый сегмент

млн. пасс.

70,9

66,7

-6,0

Дальность перевозки

км

904,6

893,2

-1,2


За анализируемый период наблюдалась отрицательная динамика пассажирооборота в поездах своего формирования АО «ФПК». Величина пассажирооборота в 2014 году сократилась на 6,1% по сравнению с величиной пассажирооборота в 2013 году и составила 97 млрд. пасс-км. Данное снижение обусловлено сокращением количества перевезенных пассажиров в 2014 году на 4,9% по сравнению с 2013 годом до значения 108,6 млрд. пасс-км., а также, снижением дальности перевозки с 904,6 км в 2013 году до 893,2 км в 2014 году.

Экономический анализ пассажирооборота осуществляется на основе метода корректировок.

Для расчета скорректированного значения базисную величину результативного показателя умножают на корректировочный коэффициент I∑а. Коэффициент корректировки представляет собой отношение отчетного значения показателя, принятого для корректировки, к базисному. Влияние количества перевезенных пассажиров на изменение пассажирооборота рассчитывается как разница между скорректированным и базовыми значениями, а влияние дальности перевозки на изменение пассажирооборота рассчитывается как разница между отчетным и скорректированным значениями. Полученные данные сводим в таблицу.

Таблица 4

Показатели

База

Отчет

I∑а

Изменение всего

Скорректированное значение

Влияние ∑а

Влияние l

Пассажиро-километры, млн., в том числе:

103300

97000

0,951

-6300,0

98234,5

-5065,5

-1234,50

-дерегулир ованный сегмент

35400

33400

0,968

-2000,0

34255,4

-1144,6

-855,4

- регулируемый сегмент

67900

63600

0,941

-4300,0

63877,7

-4022,3

-277,7

Итого

103300

97000

-

-6300,0

98133,1

-5166,9

-1133,1

Влияние на изменение структуры:

0

0

-

0

101,359

101,359

-101,359


Пассажирооборот в отчетном периоде сократился на 6300 млн. пасс-км, что обусловлено значительным снижением количества перевезенных пассажиров на 5065,5 тыс. пасс. и снижением дальности перевозок в целом на 1234,5 км.

Пассажирооборот в дерегулированном сегменте снизился на 2000 млн. пасс-км за счет значительного снижения дальности перевозок на 855,4 км, а также, вследствие снижения количества перевезенных пассажиров на 1144,6 тыс. пасс.

Пассажирооборот в регулированном сегменте снизился на 4300 млн. пасс-км вследствие значительного снижения количества перевезенных пассажиров на 4022,3 тыс. пасс. и дальности перевозок на 277,7 км.

3.2 Рекомендации по повышению эффективности деятельности АО «ФПК»

Очевидно, что потенциальными пользователями результатов экономического анализа будет руководство компании.

АО «ФПК» разработала стратегию развития, включающую в себя следующие мероприятия:

─         оптимизация маршрутной сети и развитие мультимодальных перевозок;

─         расширение практики применения динамического ценообразования;

─         оптимизация продуктового предложения;

─         оптимизация каналов продаж;

─         оптимизация продуктов и услуг.

Рекомендации по повышению эффективности деятельности АО «ФПК»

Рост качества услуг, внедрение стандартов обслуживания пассажиров, повышение уровня подготовки проводников позволит повысить конкурентоспособность компании на рынке.

Одним из приемов повышения эффективности деятельности компании служит маркетинг пассажирских перевозок, целью которого является эффективное удовлетворение транспортных потребностей населения. Создание маркетинговых подразделений позволит анализировать спрос населения на перевозки железнодорожным транспортом, выявить уровень неудовлетворенного спроса, его причины и возможности ликвидации в планируемом периоде. На направлениях, где параллельно железным дорогам перевозки осуществляются и другими видами транспорта, анализируется спрос пассажиров на другие вида транспорта. Результатом маркетинга является создание информационной базы для принятия эффективных управленческих решений, позволяющих обеспечить привлечение на железнодорожный транспорт максимального пассажиропотока за счет конкурентоспособной тарифной политики и предоставления населению транспортных услуг требуемого объема и уровня качества.

Необходимо увеличение объемов перевозки пассажиров в дерегулируемом сегменте до 35% к 2015 году, что обеспечит снижение зависимости бизнеса от государственного заказа.

За счет сближения цен на регулируемые и дерегулируемые перевозки можно обеспечить повышение гибкости ценообразования.

Внедрение новых форм оплаты проезда, а именно электронных билетов и терминалов, позволит повысить степень удобство приобретения билетов, за счет сокращения пассажирами затрат времени на их покупку. Также, внедрение новых форм оплаты проезда позволит повысить эффективность деятельности компании за счет сокращения численности рабочих, а именно - кассиров.

Необходимо внедрение новых эффективных типов подвижного состава.

За счет увеличения среднегодового пробега и использования вместимости к 2015 году возможно повышение производительности пассажирских вагонов на 5-7%, за счет увеличение среднесуточного пробега и повышения надежности возможен рост производительности парка пассажирских локомотивов на 7-10%.

Дифференциация линейки услуг, развитие ВИП перевозок и туристических перевозок также позволят повысить эффективность деятельности АО «ФПК».

Заключение


Основной задачей осуществления пассажирских перевозок является реализация потребностей населения в передвижении. Для организации эффективной работы пассажирского транспорта необходимо наиболее точно определить объемы, структуру и расстояния перевозки, а также тенденции их изменений в перспективе.

Потоки пассажиров в дальнем следовании изменяются под влиянием многих факторов, а именно: уровень платежеспособности населения и конкурентоспособность других видов транспорта, развитие транспортной сети и другие факторы. Поэтому, при планировании пассажирских перевозок необходимо учитывать возможные изменения доходов населения, изменение тарифов, состояние санаторно-курортной базы в стране, ожидаемые результаты мероприятий по повышению качества пассажирских перевозок, развитию сервиса и внедрению новых видов услуг.

В курсовой работе был проведен экономический анализ пассажирооборота в поездах своего формирования АО «ФПК» за период с 2013 по 2014 год на основе метода корректировок. За анализируемый период наблюдалась отрицательная динамика пассажирооборота в поездах своего формирования АО «ФПК». Величина пассажирооборота в 2014 году сократилась на 6,1%, что обусловлено сокращением количества перевезенных пассажиров на 4,9%, а также, снижением дальности перевозки на 1,2%.

Вследствие того, что планирование пассажирских перевозок преимущественно основано на анализе отчетных данных и выявлении закономерностей, влияющих на динамику пассажиропотока, важное внимание следует уделить мероприятиям, позволяющим увеличить пассажиропоток, тем самым увеличив пассажирооборот.

Список литературы

1.      Учебное пособие «Анализ и диагностика финансово хозяйственной деятельности предприятия (железнодорожного транспорта)», Т. П. Коваленок, Л. А. Бахарева, И. А. Зайцева, Санкт- Петербург, 2009 г.

2.      «Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятий железнодорожного транспорта» В.Ф. Данилин, Москва, 2008г.

3.      Годовой отчет АО «ФПК» за 2013 и за 2014 года;

4.      Устав АО «ФПК»;

Похожие работы на - Анализ пассажирооборота и его динамики

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!