Тема: Разработка концепции подарочного издания

  • Вид работы:
    Диплом
  • Предмет:
    Журналистика
  • Язык:
    Русский
  • Формат файла:
    MS Word
  • Размер файла:
    2,74 Мб
Разработка концепции подарочного издания
Разработка концепции подарочного издания
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«кубанский государственный университет»

(ФГБОУ ВПО КубГУ)

Кафедра публицистики и журналистского мастерства

ДОПУСТИТЬ К ЗАЩИТЕ В ГАК

Заведующий кафедрой

кандидат филол. наук, проф.

____________________ П. Т. Сопкин

«___»_____________2015 г.

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ работа БАКАЛАВРА

разработка концепции подарочного издания

Работу выполнила В. С. Швецова

Факультет журналистики

Специальность 42.03.03 - Издательское дело, ОФО

Научный руководитель:

кандидат филологических наук,

доцент И. С. Чирва

Нормоконтролер:

лаборант А. В. Скрыпникова


Краснодар 2015

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1.Подарочное издание: традиционная и научная трактовка

.1Культурно-историческая эволюция подарочного издания

.2Виды подарочных изданий: эксклюзивные, юбилейные, раритетные, заказные, книги, посвященные произведению искусства

.3Подарочные издания в современном издательском репертуаре

.3.1 Специализированные издательства: «Пан Пресс», «Вита Нова», «Александр ПРИНТ», «Ковчег»

.3.2 Универсальные издательства: «Белый город», «Слово», «Арт-родник», «Вече», «Taschen»

.Общая характеристика разработки концепции подарочного издания по искусству - художественный альбом «Корифей русского бытового жанра. К 200-летию Павла Андреевича Федотова»

.1Содержание и аппарат издания

.2Иллюстрации в издании: функционально-видовая специфика

.3Особенности полиграфического исполнения издания

.4Расчет себестоимости, рентабельности и отпускной цены издания

.5Продвижение издания на рынок

Заключение

Список использованных источников

Приложения

Введение

Исключительную значимость книги как уникального свода человеческой культуры трудно переоценить. Так оно и есть. Ведь само по себе издание может рассказать нам многое: оно несет энергетику времени, в котором было создано, эмоции людей, вкладывающих свой труд в создание книги. Книга способна воспитать эстетические чувства читателя, его отношение к прошлому, а после и к настоящему. Быть может, из-за этого в современном обществе отношение к изданию является некой мерой социальной зрелости.

В XVI веке, как мы знаем, благодаря Ивану Федорову и Петру Мстиславскому появилась первая печатная книга. Это явление положило начало книгопечатанию на Руси. С развитием социальной и культурной сторон жизни, развивалась и издательская область. Много времени и силы требовалось, чтобы создать и оформить один книжный экземпляр. Поэтому издания стоили дорого, и мало кто мог позволить их к себе в домашнюю библиотеку. Книги приобретали в высших кругах или преподносили в виде подарка, как символ богатства и просвещения. Декорированные рамки с геометрическим орнаментом или узкой золотой линейкой, пестрые форзацы, гравюры, экслибрисы и другие элементы оформления - все это мы найдем в традиционной подарочной книге.

По своим особенностям подарочное издание по праву можно считать культурным отражением самосознанием народа. На сегодняшней день в каждой семье уж точно красуются на полках различные виды изданий, среди которых значительно выделяются подарочные, как по своему полиграфическому исполнению, так и по содержательному материалу (в зависимости от направленности книги).

В современной трактовке такое издание может быть как традиционным, например, репринтным - редкий, старинный, труднодоступный оригинал, так и актуальным. В этом случае книга посвящена определенной теме или теме, объединяющей несколько областей. Важно отметить, что уникальность подарочной книги заключается не только в ее внешнем облике, но и в форме подачи материала, расположенного на страницах - читатель должен сам захотеть еще раз обратиться к страницам, рассмотреть изографический материал, исследовать дополнительные источники, изучать искусство или другую область знания, которому посвящено произведении.

Подарочное издание мы рассматриваем как специализированный аспект, сфокусированный на одном из самых камерных, элитарных и ярких разделов отечественного книжного репертуара. Так, в последние десятилетия советского периода выпуск изданий данной отросли постоянно увеличивался. Общеизвестно что, он состоял из трех относительно самостоятельных сегментов: издания искусствоведческой литературы, издания изобразительной продукции (изоиздания) и нотные издания. Но в 90-е годы ХХ века выпуск таких книг в Российской Федерации резко сократился: структура массива изданий перестала формироваться государством в соответствии с основными приоритетами в области культуры в целом и искусства в частности и постепенно переориентировалась.

Если говорить об изоизданиях отдельно - книжном или комплексном листовом изоиздании с пояснительным текстом, то на сегодняшний день ситуации обстоит иначе: рынок в этой области становится более востребованным, но в то же время типологическая структура репертуара сузилась. Появляются новые игроки, специализирующиеся на выходе такой продукции, но их лишь малая от всех, и остаются несменные специалисты своего дела: «Белый город», «Слово», «Арт-родник», «Галарт», «Полигон», «РИПОЛ классик», «Вече» и западное издательство, считающимся одним из крупнейших в Европе и имеющие свои позиции на российском рынке, - «Taschen» («Бенедикт Ташен»). В их репертуаре мы можем найти подарочные издания, посвященные искусству, художественные альбомы (а также сочетание подарочного издания и художественного альбома), поддерживающие, развивающие и охраняющие культуру общества.

Подарочное издание не должно восприниматься только как «подарок другу», оно сочетает в себе различные функции: познавательную, информационную, эстетическую и не только. Каким оно будет? Целевое назначение, читательские адрес, содержание, иллюстрации, оформление - все это решается и описывается на ранней стадии - разработки концепции.

В нашей работе мы разрабатывает концепцию подарочного издания по искусству - художественный альбом «Корифей русского бытового жанра. К 200-летию Павла Андреевича Федотова», посвященный творчеству выдающегося живописца и рисовальщика середины XIX века.

Что же представляет собой концепция этого издания? Это замысел, связывающий конструктивный принцип подготовки произведения к печати. То есть проработка всех основных этапов прохождения издания: подготовительного, редакционного, производственного и заключительного этапов. Разрабатывая концепцию, мы рассматриваем несколько точек зрение видения на издание и в процессе обсуждения выбираем самый успешный вариант, в котором прорабатываем состав, содержание, форму всех элементов, редакционно-технические средства исполнения и полиграфические. Важно не делить на части форму и содержание будущего издания, а мысленно связывать все части, представлять его, как единое целое, иначе концепция «развалится».

Нужно понимать, что задуманное издание не будет качественным, если его не рассмотреть с точки зрения концептуального подхода: он отражает понимание сущности создаваемой книги. Подход реализуется в общем планировании определенного производственного цикла, в частных творческих и производственных процессах (при подготовке).

Обязательно учитывают и типологические признаки издания - функциональное назначение, читательский адрес, характер информации, структуру. Функциональное назначение связано с удовлетворением духовных, интеллектуальных потребностей. Читательский адрес отражает категорию потребителей информации, а характер - широту тематики, глубину разработки темы, проблем, тип изложения, соотношение теоретического и эмпирического материалов. В системном расположении взаимосвязи и согласованности всех материальных элементов представляется структура книги.

Помимо названных типологических признаков стоит уделить внимание и уровню культуры издания, который заключает в себе несколько условий. Так, объем будущего произведения нужно выдержать в целесообразных пределах (если этого не сделать, то издание может стать неудобочитаемым). Для наглядности предоставленной информации нужно располагать иллюстрации (например, репродукции картин художника). Следующее условие - необходимость с точки зрения потребностей читателя разместить в издании справочные, поясняющие и дополняющие основной текст материалы, в целом составляющими аппарат: элементы соответствуют специфике книге. Немаловажно обратить внимание на подготовку издания в печать, чтобы на выходе полиграфическое исполнение книги отличалось высоким качеством и гармонировало с текстовыми материалами.

Готовая разработанная концепция позволяет нам рассмотреть вопрос о подготовке издания, его печати. Например, для подтверждения решения о публикации необходимо определить себестоимость, рентабельность, проанализировать экономическую ситуацию в издательстве, возможности полиграфической базы, учесть творческие и производственные возможности редакционного коллектива.

Иными словами, разработка концепции издания - это сложный процесс, заключающий в себе не только большое количество деталей и нюансов, для которых нужно оперировать свои знания, но и творческий подход, для создания уникальной и качественной книги.

Но далеко не всегда концепция издания оказывается удачной. И на такое стечение обстоятельств могут повлиять разные причины: незнание определенной области, неумение разобраться в материале, ошибка в проработке формы издания, несоответствие содержания читательскому адресу или целевому назначению.

Актуальность работы заключается в выявлении таких допускаемых ошибок, разработке своей оптимальной модели подарочного издания по искусству - художественного альбома «Корифей русского бытового жанра. К 200-летию Павла Андреевича Федотова», а также в определении места подарочного издания в современном состоянии культуры и образования.

В научной литературе еще нет специальных трудов, посвященных нашему предмету исследования. Но мы в своей работе будем опираться на вспомогательные труды, затрагивающие отдельные области, связанные со структурой подарочного издания. В них говорится об анализе содержания, его языке и стиле, иллюстрациях, элементах аппарата - С. Г. Антонова «Редакторская подготовка изданий», Н. З. Рябинина «Технология редакционно-издательского процесса», А. Э. Мильчин «Методика редактирования текса» и другие исследователи.

Цель работе - разработать оптимальную модель подарочного издания, исходя из специфики и с учётом конкретных экономических и технических возможностей, основываясь на анализе современной книгоиздательской ситуации, выбрать наиболее подходящую модель, соответствующую культурному уровню. Тем самым внести свою «скромную» издательскую лепту в поддержание отечественной культурной традиции.

При этом рассматриваются следующие задачи: разработать концепцию, показать общие теоретические основы работы редактора над подарочным изданием и его аппаратом, проанализировать особенности оформления издания, обосновать правильное использование иллюстраций, выявить особенности полиграфического исполнения, определить рентабельность издания, выделить сегмент рынка и привести способ продвижения издания.

Задействованы такие методы исследования, как анализ - разложение предмета нашей работы на составные части (содержание, иллюстрации и др.) для выявления их свойств и признаков; сравнительно-исторический - установить сходство и различие между некоторыми подарочными изданиями для создания оптимальной модели; сравнительно-исторический - установить сходство и различие между некоторыми подарочными изданиями для создания оптимальной модели, путем выявления общего и особенного в исторических явлениях, определить тенденции развития.

Материалы данного исследования будут способствовать улучшению знаний в подходе к разработке концепции издания по искусству - художественный альбом. Они позволять создать свою оптимальную модель и расширить кругозор в истории такой книг. Информация будет полезны редакторам и издателям, которые специализируются в этой области.

Если рассматривать объект и предмет данной работы, то можно сказать, что они соотносятся между собой как общее и частное. Предметом нашего исследования послужит само подарочное издание. Объектом - оптимальная модель издания под углом зрения современной культурно-исторической ситуации.

Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, который включает 26 наименований, и приложения.

1. Подарочное издание: традиционная и научная трактовка

Книжное дело в нашей стране имеет богатую и объемную историю, уходящую корнями в XVI век, и по сей день. Книги переписывали духовные лицa, представители светского населения - эта работа была трудной и изнурительной. Издания печатали, применяя инновационные технологии того времени. Потребность в них возрастала, но проблема в доступности была решена не сразу. Экономическое и политическое развитие сопровождалось и бурным ростом национальной культуры, науки, просвещения, открытием культурно-просветительских учреждений. Издательское дело набирало обороты и получило широкий размах.

В то время и на данный момент эта область является неотъемлемой частью жизни общества, которая удовлетворяет ее потребность в прикладных знаниях, в просвещении, в научной информации. Помимо этого особняком стоит роль подарочного издания в традиционном отношении и современной трактовке, иными словами, какова эволюция статуса такой книге в нашей истории книжного дела.

Прежде чем приступить к разработке концепции, поговорим об исторической значимости подарочного издания и его влиянии на культурную сторону жизни, выделим виды, признаки и критерии, узнаем, кто на современном российском рынке держит такие книги в своем издательском репертуаре.

1.1 Культурно-историческая эволюция подарочного издания

Подарочная книга была и остается одним из самых желанных презентов. Даже сейчас, когда информационные технологии достигли пика своего развития, а литература в электронном виде приобретает все большую популярность (благодаря свободному доступу информации в сети), печатные издания продолжают оставаться актуальными и ценными в современном мире. Ведь у таких книг больше преимуществ перед электронным, а история появления имеет прочные корни. Так как выглядели первые книги и где и когда они появились?

Первые издания появились примерно 4000 лет назад на территории Древнего Египта. Их аналогом изначально выступал папирус, который сворачивали в форме трубочки. Цельные свитки получались путем склеивания отдельных частей. В XV веке вместо папируса начали использовать пергамент. Материалом для изготовления служила кожа теленка, козы или овцы. В Китае для изготовления свитков активно применяли бамбуковые планки. А в Ираке пользовались глиняными табличками, по которым писали соком осьминогов и каракатиц.

Времена шли, все вокруг менялось с бешеной скоростью. Когда-то книги с кожаным переплетом были привилегией исключительно богатых людей. На создание хотя бы одной из них уходили целые годы, по этой причине подарочные издания были крайне редкими.

Если говорить об истории подарочного издания на Руси, то на протяжении нескольких десятилетий шел процесс проникновения в церковную книгу элементов светскости. Такое явление выразилось в появлении первых печатных книг светской тематики, привнесенных украинской и белорусской книжными культурами в XVII веке. Это были первые азбуки, учебные псалтыри, сборники поучительных чтений на год (прологи), календари. Многие из них переиздавались неоднократно. Как такого «подарочных изданий» не существовало, но «фундамент был заложен» благодаря появлению первых светских книг. К которым потребовался иной подход к изготовлению - выработке новых форм организационного и творческого характера. Мастера впервые знакомились с новыми приемами и способами конструирования книги и её оформления. Это век зарождения «типографского художества», где приемы старых русских мастеров сочетались с элементами новаторства.век по праву можно считать веком появления красивых и качественных подарочных изданий. Основным способом иллюстрирования книг в первой половине века оставалась углубленная гравюра на металле. (Доминировала гравюра на меди, изготовленная в резцовой технике по офортной подготовке.) На первое место по оформлению выдвигается не «украшение», а «иллюстрация», не виньетка, а «картинка», которую связывали с содержанием, идеей и текстом книги. Это соответствует тому благородному и сдержанному стилю, называемым «русским классицизмом».

«Рост общественного движения, политического сознания народа, глубокие экономические сдвиги стимулировали развитие духовной культуры России. Развивается наука, делаются открытия и изобретения, явившиеся ценным вкладом в культуру всего человечества. Особенно большие успехи происходят в русской литературе и искусстве второй половины XIX в., давшие целый ряд выдающихся литературных и художественных произведений».

Так уже к концу XIX существенно меняется характер русской книги: в связи с укреплением позиций буржуазии в России и вступлением страны в период монополистического капитализма.

Это происходит по причине улучшения технической базы типографий и расширению их задач. Связаны они были с покупательной способности различных классов общества и увеличением запросов. Эти факторы, наряду с сосредоточением крупного капитала в руках буржуазии, определили возросшую потребность в так называемых «подарочных» изданиях.

Крупнейшие издательские фирмы России начинают выпускать богато иллюстрированные и роскошно оформленные крупноформатные издания. Возрастающая конкуренции между фирмами заставила их уделять больше внимания внешнему виду книги - не только качеству, но и оригинальности оформления. Появляются выгодные условия для специализации художников, мастеров. Не стало исключением и развитие производственной базы, привлечение иностранной техники.

Основная масса роскошных подарочных изданий того времени приходится на крупные капиталистические издательства: М. О. Вольфа, А. Ф. Маркса, А. С. Суворина.

Приведем примеры на основе книг издательства Маврикия Осиповича Вольфа. Фирма прославилась выпуском детских книг, которые печатали в виде подарочных изданий. Одним из таких изданий стали «Волшебные сказки» Шарля Перро с иллюстрациями Гюстава Доре (см. Приложение А), «смело можно сказать, что подобного издания не было еще в России…». Имя Гюстава Доре в рекламе не нуждалось, так как использование его иллюстраций было залогом коммерческого успеха книги. Именно благодаря его творчеству во Франции второй половины XIX века связан расцвет гравюры на дереве.

Роскошный коленкоровый переплет, вытисненные золотом гербы, орнаменты, часть иллюстрации к сказке «Кот в сапогах». А в полукруглой рамке сверху надпись: «Перро. Тургенев. Доре». Словно ворота в сказочный мир Шарля Перро, пройти сквозь которые предлагают не только детям, но и взрослым. Издание Вольфа было поистине королевским подарком: сорок иллюстраций, большинство из них полосные. В середину издания вшит целый блок листов с гравюрами Доре, воспроизведенных высокой печатью.

Книги набирались шрифтами словолитни Ревильона. Для них использовали в основном гарнитура обыкновенных русских шрифтов - контрастных, убористых, узких («плотных»). Текст набран средним кеглем. Формат книги 250 х 270 мм. Переплет издательский, цельно коленкоровый, имеющий морщинистую текстуру, имитирующую кожу животного, оформлен с элементами стиля ампир, но все же, в общем стиле, романтизм преобладает. Корешок издания грибообразной формы, гладкий. Форзацы выклейные. Обрез книжного блока неокрашенный, белого цвета. Декоративные элементы оформления в тексте отсутствуют, исключение составляют только узкие концовки в конце сказки.

По «Волшебным сказкам» Перро отчетливо можно проследить, что еще в начале своей издательской деятельности М. О. Вольф в качестве бумаги для подарочных изданий (и не только) выбирал веленевую бумагу. Помимо нее использовал плотную веленевую бумагу, бесфактурную, бело-бежевую. Выклейки форзацев когда-то были голубые, скорее всего, или бледного цвета морской волны. Бумага для них техническая: грубая, пористая, с небольшой сопротивляемостью к истиранию, четко выражена фактура. Она напоминает современную хозяйственную упаковочную бумагу.

Из справочно-вспомогательного аппарата в «Волшебных сказках» имеются только колонтитулы. Из научно-справочного - посвящение и вступительное слово издателя, вступительная статья от переводчика (им был И. Тургенева). Общий художественный стиль книги - романтизм. Прежде всего потому, что автором иллюстраций считается одним из последних художников французского романтизма.

М. О. Вольф в 1874-1879 годы издает «Божественную комедию» (см. Приложение Б) в трех роскошно оформленных томах большого формата, которые были в своем роде уникальны: до появления Вольфовского иллюстрированного издания не существовало еще ни одного полного русского перевода знаменитого творения Данте.

Несмотря на трудности перевода, произведение заняло почетное место среди лучших подарочных изданий того времени. С. Ф. Либровича говорил: «По изяществу, отчетливой работе, бумаге, рисункам, типографским украшениям, переплету, русский переплет Данте смело может соперничать с роскошными заграничными изданиями в этом роде».

В целом можно сказать, что рассмотренные нами в данной работе крупноформатные подарочные издания вполне соответствуют своему времени. Это заметно даже по тому, что издательские и владельческие переплеты одних и тех же книг выполнены в схожей манере. Для них используются одинаковые материалы и способы оформления. А уровень печати и качество полиграфических материалов соответствуют новейшим технологиям того времени.

Маркс А. Ф. тоже из первых среди русских издателей стал выпускать «роскошные» иллюстрированные подарочные издания. Это «Потерянный и возвращенный рай» Дж. Мильтона с иллюстрациями Г. Доре, «Фауст» И. В. Гете в переводе А. А. Фета с иллюстрациями Э. Зейбертца, «Сказки» братьев Гримм и другие.

Успехом пользовались и иллюстрированные подарочные издания А. С. Суворина - «Антоний Ван Дейк», «Дрезденская галерея», «Лондонская галерея», «История Петра Великого», «Императорский Эрмитаж», «Рембрант», «Историческая портретная галерея» и т. д.

В начале XX века самым мощным в стране объединением в области книгоиздания, печатного дела и книжной торговли было товарищество И. Д. Сытина. В 1912-1913 годы выпускают великолепно оформленное юбилейное подарочное издание, посвященное трёхсотлетию восшествия на Московский престол первого из династии Романовых - Михаила Федоровича.

Издание большого формата в шести издательских художественно оформленных переплётах с барельефным тиснением шапки Мономаха, скипетра и державы на передних крышках. Комплект из шести томов. Высокого качества мелованная бумага. Издание богато иллюстрировано. Формат 290 х 220 мм. Очень хорошая сохранность.

В этих томах приведено множество материала исторического и бытового характера. Монументальный труд представляет собой своеобразную оценку трехвековому государственному и общественному развитию страны. В его создании принимали участие крупнейшие историки, причислявшие себя к московской исторической школе В. О. Ключевского. Книги прекрасно иллюстрированы портретами исторических деятелей. Помимо них изображены картины знаменитых русских художников, предметы быта, атрибуты власти и прочее. Издание вышло под редакцией историка русской литературы, библиографа, этнографа В. В. Каллаша.

В целом, подарочные издания XIX-XX веков вполне соответствуют своему времени - это заметно даже по тому, что издательские и владельческие переплеты одних и тех же книг выполнены в схожей манере, для них используются одинаковые материалы и способы оформления.

Такие книги в подарочных исполнениях всегда ценили за то, что они способны стать достойным украшением библиотеки, дополнить собой самый невзрачный интерьер. Их передавали следующим поколениям, как семейную реликвию и пример роскошного достояния.

На сегодняшний день подарочные издания приобрести не так сложно - они стали доступнее как по цене, так и по количеству выпускаемого тиража. Современные исполнения таких книг представляют собой сочетание натуральных высококачественных материалов и оригинального дизайна. Это тонкая работа мастеров, которые вложили часть души в свои творения. Неважно, в какой эпохе мы живем, книги были и останутся верными друзьями и учителями, делающими нашу жизнь интереснее, а нас - мудрее. Это вечный неиссякаемый источник знаний, со страниц которого мы черпаем полезную информацию. А она дает нам возможность переосмыслить себя и свои поступки.

1.2 Виды подарочных изданий: эксклюзивные, юбилейные, раритетные, заказные, книги, посвященные произведению искусства

Подарочные издания - это эксклюзивная продукция. По своим особенностям, в основном, такие книги выходят однократно определенным тиражом (тираж варьируется от 1500 до 3000 экземпляров, если это не VIP-продукция, сделанная на заказ, для определенного человека), не имея продолжение. Издания, зачастую, содержать одно произведение, либо несколько, объединенных одной темой, в зависимости от задумки издателя.

Тематики таких книги включают в себя все виды деятельности человека. Религия, классическая литература, искусство, всевозможные энциклопедии, история, культура, спорт, музыка, многовековая мудрость, и т. д. Можно проследить разделение и по гендерному признаку. Для мужчин - это книги, посвященные футболу, хоккею, теннису, охоте и рыбалке, автомобилям, исторические книги о сражениях, битвах, энциклопедии танков, кораблей, авиации, оружие и многие другие. Для женщин - классическая художественная литература и поэзия, мода и стиль, домострой, кулинарные книги, кино, православные праздники. Встречаются и подарочные издания для детей - сказки, справочники, энциклопедии, азбука, этикет и другое. Выделяют и универсальные книги - это книги «мудрости», афоризмы. В них собраны изречения и цитаты всех великих людей и мыслителей за многовековую историю человечества. Каждый человек найдет что-то важное для себя в этих чудесных изданиях и обогатит культуру своего внутреннего мира.

Иными словам, целевое назначение, читательский адрес и характер информации подарочных книг могут широко варьироваться. Так, по целевому назначению книги могут быть научно-популярные, литературно-художественные, духовно-просветительские и другие. По читательскому адресу востребованные подарочные издания для детей и юношества, массовое, популярное издания. Если книга предназначена узкому кругу ценителей, то элитарное.

По знаковой природе - текстовые или же изоиздания. В текстовых изданиях большую часть объема занимает словесный, цифровой, иероглифический, формульный или смешанный текст (ГОСТ 7.60-2003). В изоиздания, наоборот, большую часть в книге занимает изографический материал (воспроизведение живописного, графического, скульптурного произведений, графических работ, специальной или художественной фотографии).

Отметим, что изоиздания подразделяются на альбомы, художественные альбомы, фотоальбомы и другие виды, где большую часть объема занимает изображение, а не текст. В альбомах, как правило, встречается пояснительный текст. В фотоальбомах - репродукции фотоизображений, которые специально сделали для данного издания. В художественных альбомах содержаться репродукции картин произведения искусства известных мастеров или авторские работы, печатающиеся впервые.

Помимо названных отличительных признаков, выделяют несколько основных видов подарочных изданий. Они могут быть эксклюзивными, юбилейными, заказными, раритетными, произведениями искусства. В каждой из групп есть свои отличительные признаки и качества, которые прослеживаются в целом во всем издании. Поговорим подробнее.

Эксклюзивные (элитные) подарочные издания - издания, призванные быть запоминающимися и яркими. Зачастую они узкоспециализированные и познавательны по своей тематике. К оформлению таких книг подходят ответственно, особенно к переплету. Он может быть сделан из натуральной кожи, из дерева, из ткани, авторским, и даже медным. Украшен полудрагоценными камнями или выбитой символикой. Над каждой такой книгой работают несколько мастеров по переплету. Цена, как правило, изданий высока, потому что все элементы дизайна из этого раздела изготовлены вручную. К примеру, в ассортименте специализированного издательства «Книжный Петербург» мы находим такие книги (см. Приложение В). Оно имеет свое представительство и в Краснодарском крае в городе Краснодаре.

Юбилейные подарочные издания - издания, посвященные определенной дате, событию. В них содержаться различная информация о событии, данные, известные широкому кругу лиц, или же наоборот, впервые опубликованные, качественные иллюстрации. Так, например, издательство СЛОВО/SLOVO выпустило альбом «Эрмитаж 250 лет. Искусство 1:1» (см. Приложение Г). В нем читатель может увидеть шедевры из собрания в реальном размере и максимальном приближении, вплоть до отдельных мазков, иначе говоря, потрогать картину «глазами». Естественно, что и полиграфическое исполнение для альбома на высочайшем уровне, благодаря цифровым технологиям. Создатели заявляют, что это новый тип альбома по искусству, отсюда и такая стоимость одного экземпляра - 351000 руб. Конечно, существуют юбилейные подарочные издания, цена которых намного меньше, при этом на качество это не влияет. Так, в петербуржском издательстве «Альфарет» мы увидим ряд книг, посвященных историческим личностям и др.

Раритетные (антикварные, редкие, букинистические) подарочные издания - уникальные по своей значимости, редкие, сохранившиеся в библиотеках, частных библиотеках, фондах. Это книги научного или художественного содержания, представляют большой интерес для изучения истории памятников книжной культуры. На сегодняшний день раритетные подарочные издания могут воспроизводить с печатного оригинала без повторения набора (репринтное подарочное издание). Издательство «Престиж-бук» качественно переиздает редкие раритетные книги в жанре приключений и научной фантастики, серия так и называется «Ретро библиотека приключений и научной фантастики» (см. Приложение Д).

Заказное подарочное издание - издание, которое выпускается по заказу организации, предприятия, учреждения, индивидуального лица, оплачивающего расходы на подготовку и производство книги и заботящегося о распространении его тиража. Здесь отображаю то, что просит заказчик. Так, издательство «Снег», расположенное в городе Пятигорске, имеющее представительство в городе Ставрополь и распространяющее свои издания в девятнадцати книжных магазинах по Ставропольскому и Краснодарскому краях, в своем ассортименте книги по истории и культуре Северного Кавказа предлагает услуги по верстке и художественному оформлению заказных изданий на материалах заказчика. Издательство заявляет, что при создании макетов закладывает новейшие материалы и инновационные технологии: выборочную глянцевую или фактурную лакировки, лаки с добавлением глиттеров, блинтовое «слепое» тиснение и тиснение фольгой и прочее (см. Приложение Е).

Еще одна группа подарочных изданий - книги, которые посвящены произведениям искусства. Архитектура, живопись, скульптура или другая тематическая подборка, соответствующая концепции произведения. Книги ориентированы на широкий круг читателей - от любителей искусства до профессионалов своего дела. Они популярны и находятся в репертуаре у многих издательств.

Существуют не только определенные группы подарочных изданий, но и критерии к ним. Критерий содержательности - логичность текста, его элементов. Художественно-графический критерий - оформлений книг, соответствие иллюстраций задумки произведения. Полиграфический критерий - качество полиграфического исполнения определяет качество издания. Включает процессы, используемые для изготовления тиража <#"justify">Автопортрет. Конец 1840-х гг. - 7

Автопортрет (?). 1848 г. - 58

Анкор, ещё Анкор! 1851-1852 г. - 84

Ах, папочка, как к тебе идет чепчик. Автошарж. 1848 г. - 51

А. Федотов и его товарищи по лейб-гвардии Финляндскому полку. 1840 г. - 19

Бедной девушке краса - смертная коса. (Мышеловка). 1846 г. - 36

Бельведерский торс. Пьянство академистов. 1841 г. - 22

Название работы выделены полужирным, чтобы разграничит их с датой, так легче ориентироваться. Указаны и номера страниц, где находится картина.

В каждом издании обязательно должны находиться выходные сведения (аппарат обработки). Они информируют и рассказывают читателю о главных особенностях (см. Приложение Н). По ГОСТу 7.0.4-2006 «Издания. Выходные сведения. Общие требования и правила оформления» к ним относятся (в книжных изданиях) - ISSN, надзаголовочные данные, имя автора, заглавие издания, подзаголовочные данные, выходные данные, сведение об издании, классификационные коды (УДК, ББК), авторский знак, ISBN, знак охраны авторского права, надвыпускные и выпускные данные. Иначе говоря, выходные сведения - совокупность данных, всесторонне характеризующих издание и предназначенных для информирования о нем читателей, библиографической обработки и статистического учета изданий. Выходные сведения содержат краткую индивидуальную и типовую характеристику издания.

Универсальную десятичную классификацию мы сделали последовательно по системе классификации информации, получился номер - 7.07. Расшифруем: 7 - искусство (описание, относящееся к этой цифре); 7.07 - занятия и виды деятельности в искусстве. Деятели искусства. Библиотечно-библиографическая классификация - 85, что означает - искусство, искусствознание. Авторский знак мы определили по таблице Л. Б. Хавкиной - Ш35.

Дополняют выходные сведения аннотация или реферат, они призваны более полно информировать читателя об издании. Аннотация и реферат имеют свои отличия. «Аннотация - краткая характеристика документа, произведения с точки зрения его вида, формы, назначения и других особенностей». В подарочном издании мы использовали аннотацию (см. Приложение Н), которая входит в состав макета аннотированной каталожной карточки. Чтобы заинтересовать читателя, важно точно, кратко и ясно написать ее, в зависимости от целевого назначения и читательского адреса будущей книги.

Существует еще и библиографического аппарата издания, связывающий содержание с литературой и документальными источниками на ту же или близкие темы - сообщает библиографические сведения о них, содержащие краткую их характеристику: кто автор, какое заглавие, где, кем и когда издано. Но из-за особенностей нашего издания, мы его не используем.

Можно сказать, что аппарат издания - это мощный комплекс нетекстовых и текстовых элементов. Он состоит из сведений поискового, справочного, научного или пояснительного характера по отношению и произведению и изданию, которые помогают понять книгу в целом. Аппарат растолковывает основной текст и способствует усвоению содержания. А анализ самого содержания и поэтапное разделение его на блоки для проверки ясности материала, в совокупности, дают эффективный результат.

2.2 Иллюстрации в издании: функционально-видовая специфика

По формам представления подарочные издания по искусству материала произведение может быть неоднородным. Помимо основного и дополнительного текстов встречаются и внетекстовые элементы (иллюстрации и т. д.). Основанием для разграничения обильно иллюстрированных изданий искусствоведческой литературы и художественных альбомов служит роль, выполняемая изобразительным материалом. Он занимает основное место, а литературный текст играет вспомогательную роль и поясняет изографический материал, связывая его в единое целое.

Говоря о качестве иллюстраций, то оно должно соответствовать нормам: изображения подчеркивают роскошь и цену книги, ее предназначенность узкому кругу. К ним выявляют свои методы работы, поскольку зачастую по полиграфическому исполнению судят уровень культуры издания. Иллюстрациям в художественном альбоме принадлежит доминирующая роль: благодаря им читатель оценивает работу художника. Изображения несут в себе энергетику времени, в котором были созданы, эмоции тех людей, которые вкладывали свой труд в их создание и т. д. Объем нашей работы не позволяет шире поговорить о восприятии внетекстовых форм, но более подробную информацию можно найти у А. В. Антонова.

В нашем подарочном издании главный внетекстовой материал - это иллюстрация (репродукции картин, эскизов и др.). Где иллюстрации принадлежит доминирующая роль. А это значит, что выбор внетекстового материала зависит от самого издания в целом, его специфики, предмета, целевого назначения, читательского адреса. Его оценивают и анализируют по содержанию в русле концепции издания и с точки зрения форм представленного материала.

Искусство иллюстрации является самостоятельным видом изобразительно искусства. Оно своеобразно, специфично, требует глубокого и профессионального подхода. Нужно учитывать, что для каждого вида печатной продукции существуют свои нормы. Они могут вести, информировать читателя более подробно, наглядно, образно, должны быть понятными и доходчивыми. Поэтому к иллюстрированию подарочного издания по искусству требуется особый подход.

Что же такое иллюстрация? Изображение - выразительный элемент издания, который поясняет и дополняет основной текст издания, информирует читателя более подробно, наглядно, образно. Характер иллюстраций, их подбор и расположение должны отвечать целевому назначению и читательскому адресу подарочного издания, быть понятными и доходчивыми.

Разрабатывая концепцию иллюстрирования издания, необходимо выявить значимость изображений, связь между ключевыми положениями, понять место и роль, смысловую нагрузку. Подача изображения в издании должна быть оптимальной.

Существует несколько видов иллюстраций, которые имеют свои функцию, специфику, характеристику. К каждому из видов нужен определенный подход работы над ним. Специалисты делят их на две группы: научно-познавательные и художественно-образные. Каждая включает в себя свои подгруппы.

Если мы держим в руках художественный альбом, то на его страницах будет первый вид. Тогда, имея дело с художественно-образными иллюстрациями, мы ограничивается оценкой отбора материалов такого рода, их соответствия идейным и художественным особенностям текста. Оценкой выбора подписей для изображений. Достоверность и ценность таких иллюстрации в точном отражении эпохи и верной передачи конфликта.

По составу изобразительных материалов художественный альбом делится на авторские и коллективные. В авторских иллюстрация отражает творческое наследие автора с разной степенью полноты. В коллективных роль - представить работы разных мастеров, объединенных принадлежностью к определенной стране, региону, эпохе, стилю, школе, художественному сообществу или собранию конкретного музея. Наше подарочное издание - это авторский художественный альбом, включающий 77 картин художника.

Детальная и качественная передача репродукций картин - залог хорошего художественного альбома. Так, в подарочном издании, разбивая на тематические группы изображения, мы можем наблюдаем несколько. По отображению цвета - цветные (их в альбоме большая часть), черно-белые (в основном, сепия), штриховые (эскизы, наброски к картинам). По техническим параметрам (или графическим средствам изображения) - серые полутоновые, полноцветные, пантонные, дуотоновые. По способу подготовки к изданию - документальными, заимствованными и оригинальными. В альбоме только оригинальные работы. По связи и значению с основным текстом - сопровождающие, расширяющие и дополняющие основную информацию и те иллюстрации, которые являются предметом изучения.

Как и во всякой другой книге, в подарочном издании большое значение имеют подписи под иллюстрациями и их связь. Более того, подписи могут выполнять дополнительную функцию (например, информационную), расширяя основной текст и, по сути, являясь самостоятельным текстовым фрагментом. В подписях отображают несколько звеньев. Это могут быть условно-сокращенное название (рис. 5), порядковый номер (употребляется без №), подпись (Павел Федотов «Авопортрет», экспликация (идет пояснение деталей: холст, масло) и дополнительные сведения о графических сюжетах (например, картина хранится в коллекции Третьяковской галереи). От вида литературы зависит состав подписи. Нужен и порядковый номер (но не всегда), чтобы можно было сослаться на рисунок. Сама подпись дает характеристику.

Павел Федотов, зачастую, к своим картинам писал шутливые четверостишья, обличающие пороки общества. Например, к «Разборчивой невесте» такие строки - «Красавица, пока совсем не отцвела, За первого, кто к ней присватался, пошла, И рада, рада уж была, Что вышла за калеку».

Помимо этого, есть различия отображения иллюстрации на полосе. Их располагаются по-разному, в зависимости от задумки: открытая, глухая, закрытая верстки и др. К расположению нужен творческий подход, ведь «каждая иллюстрация должна служить убедительным подтверждением авторской мысли, дополнять текст, помочь читателю яснее представить ход процесса или действие какого-либо механизма».

На эмоциональный настрой читателя влияние оказывают влияние гарнитура шрифта, качество бумаги, полиграфическое исполнение и другие характеристики издания в этой области визуального ряда. Все это определяет эмоционально-психологическая функция.

Помимо этого, иллюстрация рассказывает о себе, событие, которое отображено. Она информирует нас. Эта роль зависеть от того, насколько полно, точно, быстро читатель воспринимает увиденную информацию без затраты дополнительного времени. Во многих случаях текстовые объяснения удается удачно заменить понятной иллюстрацией. Поэтому роль этой функции нельзя недооценивать.

Эстетическая функция в иллюстрации имеет двойную нагрузку. Так как само изображение - предмет искусства и результат творчества художника. А еще - один из элементов книги, которые, наслаиваются и взаимодействуют друг с другом, образуя единый комплекс издания, формируя его эстетический образ, воздействуя на читателя.

Кроме художественно-образных и научно-познавательных изображений в подарочном издании по искусству может быть и декоративное (орнаментальное) иллюстрирование. Оно сопровождает книгу от страницы к странице. Роль такого «хода» заключается в зрительной организации поверхностей и в эстетическом уровне книги. Такое иллюстрирование - смысловое противоположность предметному. Оно не несет в себе никакой смысловой нагрузки, только эстетическую функцию. Но важно строго следовать выбранному жанру, для формирования ритма книги.

При иллюстрировании книги прежде всего необходимо помнить, что иллюстрация в издании не является самоцелью. Она должна вытекать из общего плана оформления издания и подчинятся ему, обуславливая содержание книги. Работая над иллюстрациями мы преследуем цель - гармоничное зрительное сочетание набора и изображения.

Иллюстрации в подарочном издании по искусству (художественному альбому) отводится одно из главных ролей. Ведь при работе над визуализацией издания необходимо выявить значимость изображений, связь между ключевыми положениями, понять место и роль, смысловую нагрузку, иными словами проработать детально множество критериев. Но не стоит забывать, что подача изображения в книге должна соответствовать оптимальной модели, вытекая из общего плана оформления издания, подчинятся ему, обуславливая содержание книги, и гармонично сочетается с концепцией. Именно поэтому концентрация на изографическом и с другой стороны содержательном текстов качестве альбомов представления, как наиболее сложный, так и менее продуктивный и перспективный аспект книгоиздательской деятельности нашего времени.

2.3 Особенности полиграфического исполнения

Сегодня книги доступны каждому. Издатели стремятся сделать их максимально быстро, при этом затратить меньше средств и получить из этого выгоду. Казалось, мы начинаем забывать, что книга - это предмет искусства. Однако стоит отметить, что именно в наше время развитие технологий повлияло на выявление новых способов полиграфического исполнения, отделки различных книжных элементов (в том числе и внешних элементов). Они многообразны, что описать их, не выходя за рамки объема нашей работы, не представляется возможным. Играет и свою роль непрерывный процесс создания новых способов оформления, совершенствуется оборудование. Те технологии, которые ещё вчера применялись только для сувенирной продукции, сегодня успешно работают на украшение книги. Помимо этого, постоянно появляются новые, дешевые и, одновременно, качественные способы, делающие книжную продукцию более разнообразной и эстетичной.

По характеру оформления и способу полиграфического исполнение наше подарочное издание по искусству - художественный альбом, относится к улучшенному изданию. Поясним. Это книга, которая выпущена в улучшенном художественном оформлении и полиграфическом исполнении: с использованием оригинального макета, шрифтов новых гарнитур, на высококачественной бумаге. Такие издания обычно выпускают в честь какого-либо события, они и являются подарочными книгами. В нашем случае книга приурочена к юбилею русского живописца П. А. Федотова (200 лет со дня рождения). Зачастую к произведению приобщают дополнительные элементы - футляр, суперобложку, ляссе, вклеенная калька между репродукциями (если это изоиздания) и другое. Разновидностью является «кипсек» - роскошно оформленная книга или альбом. Тираж таких изданий мал, за чет уникальности и дороговизны.

Во внешнем оформлении издания существуют основные и дополнительные внешние элементы книги. В зависимости от вида и типа издания используют конкретные элементы. Переплет - прочное покрытие издания. Оформление определяются художественным замыслом и типологическими особенностями здания. Переплетная крышка - основная часть переплета, состоящая из сторонок и корешка, покрытых переплетным материалом.

В подарочных издания изданиях переплеты могут быть представлены разным материалом. В зависимости от того, какое это издание: раритетное, эксклюзивное, юбилейное, заказное или относящееся к произведению искусства. На сегодняшний день специализированные и универсальные издательства предлагают множество видов полиграфического исполнения переплета, либо заказать самим. Кожаные, переплеты из текстурного покровного материала

Итак, опишем параметры внешнего и внутреннего оформления подарочного издания по искусству. Формат: формат и доля бумажного листа 60 x 84/8, формат книжного блока после обрезки 205 x 290 мм. Так как у нас издание улучшенное, а значит, что в первую очередь должно быть максимально удобным для чтения и просмотра изографического материала.

Тип покрытия: переплёт. Переплётная крышка цельнокрытая № 7: книга рассчитана на длительную и интенсивную эксплуатацию. Покровный материал из заранее запечатанной бумаги с припрессованной прозрачной полимерной плёнкой, что повышает изобразительные возможности переплёта и его износостойкость. Переплет оформлен однополосным рисунком на передней сторонке (картиной художника П. А. Федотова «Свежий кавалер») с надписью-заглавием «Корифей русского бытового жанра. К 200-летию Павла Андреевича Федотова», а на задней сторонке - однотонным градиентом. Обрез книжного блока: обычный.

Форзац и нахзац запечатанные: художественно обработанное в серый оттенок, на форзац помещены портрет художника и даты его жизни, рамка с линиями, где можно указать кому принадлежит книга.

Титульные элементы: титульный лист, содержащий имя составителя, заголовок, выходные данные; оборот титула содержит классификационные индексы (УДК и ББК), авторский знак, макет аннотированной каталожной карточки, знак охраны авторского права, выпускные данные.

Формат полос основного текста: размеры полей: корешковое - 12,7 мм, верхнее - 12,7 мм, наружное - 12,7 мм, нижнее - 12,7 мм. Текст набирается в одну колонку, кегль шрифта основного текста 13 пунктов, гарнитура рубленая Minion Pro, начертание прямое, интерлиньяж 15,6 пт. Для подписей под иллюстрациями используется шрифт 12 пунктов (название картин и год написания) и 10 пунктов (для дополнительных характеристик), гарнитура рубленая Minion Pro, начертание прямое, нормальное (не полужирное), расположение от края иллюстрации на разном расстоянии. Заложенные параметры полностью соответствуют требованиям для нашего формата. Использовать будем офсетную печать в четыре краски.

Элементы макета полосы: предполагается разместить в правом верхнем углу левосторонних полос (версо) и в левом верхнем углу правосторонних полос (ректо) колонцифры.

Полиграфическое исполнение издания много расскажет о товаре. На продвижении престижных товаров (подарочных изданий) не стоит экономить. Ведь сэкономив на стоимости можно потерять ряд потенциальных клиентов.

2.4 Расчет себестоимости, рентабельности и отпускной цены издания

В процессе производства затраты, связанные с приобретение материала, издержками, оплатой труда, неизбежны. Совокупность этих (и других) затрат является себестоимостью издательской продукции. Рентабельность даст нам представление об экономической эффективности использования материальных, трудовых, денежных и других ресурсов. А отпускная цена издательства складывается в зависимости от конкретных обстоятельств (стратегии издательства, ценообразования и другое), но она действует в пределах двух ограничений - себестоимости и спроса конечного потребителя.

Рассчитаем каждую себестоимость, рентабельность и отпускную цену нашего издания - «Корифей русского жанра. К 200-летию Павла Андреевича Федотова».

Кегль: 13

Гарнитура: Minion Pro

Объем: 88 страниц

в авторских листах - 13,61

в физических листах - 1,60

Формат издания:

формат и доля бумажного листа 60 х 84\8

после обрезки 205 x 290

Тираж издания:

экз.

Внутреннее оформление издания:

иллюстраций 77 штук;

офсетная печать красочность 4+4;

бумага мелованная, 150 г/м2.

Внешнее оформление:

переплётная крышка цельнокрытая № 7, покровный материал из заранее;

запечатанной бумаги с припрессованной прозрачной полимерной пленкой;

печать в 4 краски;

швейное скрепление блока: шитье нитями + выборочный клей;

бумага мелованная, 150 г/м2;

форзац и нахзац 4+0.

. Расчет объема издания в авторских листах - машинописный оригинал

Кол-во авторских страниц: 8

Площадь полосы: 501,37 см2

Емкость страниц в авторском оригинале: 3761 знаков

Общее количество знаков: 8 х 3964 = 30088 знаков

Объем авторского текста в авторских листах: 30088 / 40000 = 0,75

Объем иллюстративного материала в авторских листах: 501 см2 х 77 / 3000 см2 (площадь одного авт. листа иллюстрированного материала) = 12,86 авт. л.

Итого объем авторского оригинала в авторских листах: 0,75+ 12,86=13,61

Расчет кол-ва физ. печатных листов:

Оригинал-макет изготовлен на НИС (настольная издательская система)

Гарнитура: «Minion Pro»

Кегль: 13

Число строк на полосе: 40

Среднее количество знаков в строке: 76

Емкость полосы: 40 х 76 = 3040 знаков

Число полос авторского текста: 30088 / 3040 = 9,89

Число полос иллюстраций: 12,86

Титул: 1 полоса

Оборот титула: 1 полоса

Алфавитный указатель: 1 полоса

Неполные страницы (спусковые, концевые): 1 полоса

Всего полос: 12,86 + 9,89 + 1 + 1 + 1 = 25,75

Итого объем в физических печатных листах: 25,75 / 16 = 1,60

. Расчет себестоимости издания по статьям затрат

Ставка авторского гонорара составит 1000 рублей за 1 авторский лист (по договору)

Гонорар за 0,75 авторского листа составит: 1000 х 0,75 = 750 руб.

Отчисление:

Пенсионный фонд 28 % - 210

Фонд обязательного медицинского страхования 3,6 % - 22,5

Итого расход на авторский гонорар составляет 982,50 руб.

.1 Расходы на типографские работы

По договору с типографией стоимость типографских работ, приходящаяся на 1 экземпляр книги, составляет около 310 руб. Всего: 310 х 2000 = 620000 руб.

.2 Расходы на бумагу

Печать осуществляется на офсетных машинах.

Полезный расход бумаги составит: (1,60 х 2000) / 2 = 1600 бум. л.

Отходы:

печатание 1,5 %

подрезка бумаги до печатания 0,2 %

бесшвейное крепление блока 0,8 %

Итого: 2,5 %

Всего отходов: ((150 + 1600) х 2,5) / 100 = 43,75 б. л.

Всего бумаги: 1600 + 43,75 = 1643,75 б. л.

Всего бумаги в тоннах: (60 х 84 х 150 х 1643,75) / 1010 = 0,0124 т.

Цена 1 т бумаги равна: 31537,86 руб.

Стоимость бумаги на текст: 31537,86 х 0,0124 = 391,06 руб.

Стоимость бумаги на переплет:

Формат обложки - 210 х 297 мм

Формат бумаги на обложку 60 х 84/8

Полезный расход бумаги: 2000 / 8 = 250 б. л.

Всего отходов в бумажных листах 32, 5

Всего бумаги с отходами 250+32,5 = 28,72

Всего бумаги в тоннах (60 х 84 х 300 х 32,5) / 1010 =0,05 т

Цена бумаги за 1 т: 31400 руб.

Стоимость бумаги на обложку: 31400 х 0,05 = 1570 руб.

Всего стоимость бумаги на текст и обложку: 1961 руб.

.3 расходы на обработку и оформление рукописи (редакционные расход):

Авторский гонорар: 982,50

Дизайнер/верстка: 15000 руб.

Редактор/корректор: 15000 руб.

Техническое редактирование: 5000 руб.

Итого: 15000 + 15000 + 5000 = 35982,50 руб.

.4 Общеиздательские расходы: 8000 руб.

.5. Общеиздательская себестоимость

Общеиздательская себестоимость составит: 982,50 + 1961 + 620000 + 15000 + 15000 + 5000 + 8000 = 665943,50 руб.

.6 Коммерческие расходы

Коммерческие расходы составляет 5 % от общеиздательской себестоимости или 33295,17 руб.

.7 Полная себестоимость

Полная себестоимость составит: 665943,50 + 33295,17 = 699238,67 руб.

.8 Структура себестоимости

№ п/пСтатьи затратСумма, руб1Авторский гонорар982,502Бумага на текст и обложку19613Типографские работы6200004Дизайнер/верстка150005Редактор/корректор150006Техническое редактирование50007Общеиздательские расходы80008Коммерческие расходы33295,179Полная себестоимость699238,67

. Определение прибыли и отпускной цены

Себестоимость 1 экземпляра издания составит 349,61 руб.

Рентабельность установлена издательством по данному изданию 30 % от себестоимости.

Прибыль с 1 экз. составит: 210 х 30 / 100 = 104,88 руб.

Оптовая цена 1 экз.: 349,61 + 104,88 = 454,5 руб.

Отпускная цена издательства = оптовая цена + НДС 18 %, то

Отпускная цена = оптовая цена + 18 % = 454,5 + 81,89 = 536, 30 руб.

Итак, высчитав совокупность прямых издержек, связанных с производством продукции и услуг, получили: общеиздательская себестоимость составила 665943,50 руб.; полная себестоимость составила: 699238,67 руб.; себестоимость 1 экземпляра издания составила 349,61 руб.

Рентабельность установлена издательством по данному изданию 30 % от себестоимости. А отпускная цена - 536,30 руб.

2.5 Продвижение издания на рынок

Реализация книжной продукции представляет собой завершающую стадию издательского дела и означает ее доставку конечному потребителю. На сегодняшний день вариантов достаточно много, нежели раньше: реальный рынок сформировал вариативную систему книжной торговли.

Цель последнего этапа и главной задачей - (определяют те, кто инициирует и финансирует выпуск), является распространение информации с коммерческими, рекламными, образовательными, воспитательными и другими целями, которое направлено на удовлетворение потребности общества в образовательной, развлекательной, научной и иной информации. Определимся с этапами распространения нашего подарочного издания (особое внимание уделим такому региону, как Краснодарский край). Распределения книгоиздательской продукции в региональном масштабе многоступенчатый процесс. В него входят те же критерии сбыта, которые относятся к центральным городам нашей страны. Но при этом есть и свои существенные отличия. Успешное развитие предполагает эффективный маркетинг и менеджмент, позволяющие выпускать высококачественную продукцию, которая пользуется спросом у читательской аудитории.

Напомним, что читательский адрес подарочного издания по искусству - художественны альбом «Корифей русского бытового жанра. К 200-летию Павла Андреевича Федотова» предназначен для удовлетворения непрофессиональных интересов широких кругов читателей в одной или нескольких специальных областях. А по целевому - научно-популярное - содержит теоретические сведения в области культуры (отдельно бытового жанра в истории русской живописи). Отпускная цена - 536,30 руб., тираж издания - 2000 экз., твердый переплет, бумага мелованная.

На издательском рынке на данный момент существует несколько книг, посвященных творчеству художника. Издательство «Третьяковская галерея» выпустило альбом-каталог «Павел Федотов. Театр жизни», 2015 год. Книга включает только работы живописца без биографического введения, но есть статья «От составителей». Стоимость варьируется - от 999 до 1502 руб. Твердый переплет, бумага мелованная. Распространяется на именной выставке в Третьяковской галереи и в Интернет-магазинах.

Следующая книга «Эраст Кузнецов: Павел Федотов» издательства «Молодая гвардия» (серия: жизнь замечательных людей), 2014 год. На 320 страница автор пишет о драматических обстоятельствах жизни и творчества русского живописца, в середине книги мы можем наблюдать несколько иллюстраций. Стоимость издания - 624 руб., тираж - 3000 экз. Тверды переплет, бумага офсетная.

Третье издание, которое мы нашли в репертуаре - «Светлана Винокурова: Павел Федотов» (серия: сказки о художниках), 2008 год, издательство «Белый город». Серия ориентирована на детей. Рассказывает о творчестве художника, параллельно вводя иллюстрации в текст (книга-альбом). Стоимость от 23 до 50 руб., тираж - 5000 экз. Издание в мягкой обложке, бумага мелованная.

Проведя такой анализ, можно сказать, что концепция нашего издания отличается от приведенных примеров, а это значит, что на издательском рынке нет аналогичных подарочных книг.

Из методов реализации книжной продукции мы будем использовать многоуровневое распределение продажи. Это может быть как оптовый, так и розничный торговец, независимы дистрибьютор и т. д. Например, система: производитель - потребитель (книжный магазин); или производитель - посредник - потребитель (оптовик - дистрибьютор - мелкий опт - розница - дилер). При этом используем совокупность вертикального маркетинга - совокупность оптовых, мелкооптовых, розничный продавцов, действующих как единая система сбыта. Конкретизируем каналы распространения и опишем их более подробно.

Региональные книжные сети и независимые книжные магазины - «Буква», «Читай город», «Когорта» и другие.

Задействуем Интернет-магазин «Лабиринт», который на сегодняшний день входит в тройку книжный магазинов Рунета.

Работа с покупателем на прямую. Здесь мы выделяем категорию людей интересующихся искусством по региону и городских муниципальных образованиях (специалистов) - учащиеся художественных училищ и вузов, декораторы, дизайнеры, оформители, свободные художники, научно-педагогический состав художественных школ, средне-профессиональных заведений, вузов, искусствоведческие музей. Помимо этого, для учащихся художественных школ и вузов проведем конкур, посвященный 200-летию Павла Андреевича Федотова, где победители получат призы - наше подарочное издание, плакаты с картинами живописца (в зависимости от места). Представленную продукцию можно будет найти и в киосках «Роспечать».

Проведя такой анализ, можно сказать, что проработав правильную модель распространения в крае, можно за быстрый период времени довести продукт до конечного потребителя.

Работая над нашей книгой поэтапно, на выходе мы получили готовую концепцию подарочного издания по искусству - художественный альбом «Корифей русского бытового жанра. К 200-летию Павла Андреевича Федотова».

Рационально организовали процесс подготовки, определили целевое назначение, читательский адрес, характер информации. Проработали содержание издания, его иллюстрации, оформление. Рассчитали себестоимость и рентабельность, отпускную цену альбома. Тем самым создали оптимальную модель подарочного издания по искусству.

Заключение

Подведем итоги разработки концепции (оптимальной модели) подарочного издания по искусству - художественный альбом «Корифей русского бытового жанра. К 200-летию Павла Андреевича Федотова». Работая над выпуском, мы определили вид будущей книги, ее оптимальную форму представления произведения: материальную конструкцию, способ печати, состав аппарата, макет художественного оформления и пр. Исходя из специфики, с учётом конкретных экономических и технических возможностей выбрали наиболее подходящую модель. Для этого мы проанализировали несколько таких моделей, причём не только на уровне стандартов, но и на уровне известных классических образцов XX века и современного репертуара специализированных и универсальных издательств. Только при этом условии мы сможет выбрать действительно лучший вариант. Ведь, каждое издание представляет собой систему - совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов, образующую в итоге более сложное образование, обладающее свойствами, которых не было у отдельных составляющих.

Выпуск подарочного издания потребовал определённых материальных затрат и наличия полиграфической базы, а подготовка к печати - длительной работы. А от наличия этой базы, объёма финансовых средств, квалификации работников и зависит, в конечном итоге, качество издания. Качество издания, называемое также культурой издания, в целом определяется по нескольким параметрам. Выполнение всех таких требований встречается нечасто. Но мы постарались соединить их в нашей книге:

наличие читательской аудитории (для удовлетворения непрофессиональных интересов широких кругов читателей в одной иди нескольких специальных областях);

издание хорошо подготовлено к печати (отредактировано, вычитано, сверстано и пр.);

объём выдержан в целесообразных пределах;

издание должным образом иллюстрировано (использовано 77 иллюстраций художника П. А. Федотова);

альбом дополнен необходимыми материалами (с точки зрения потребностей читателя - алфавитный указатель), составляющими аппарат издания;

все элементы оформления соответствуют специфике издания;

полиграфическое исполнение отличается высоким качеством и гармонирует с текстовыми материалами.

Общепризнано, что одним из условий успешной работы издателя является знание рынка - а именно быстрый доступ к конечному покупателю через каналы распространения. Здесь, прежде всего, мы изучили читательский спрос, выделили определенные области, сделали выводы из опыта, учёта ошибок и удачных образцов других изданий и создали свою модель сбыта.

В эпоху одноразовых вещей особую ценность приобретают подарочные издания, являющие собой произведения искусства, созданные редакторами, художниками-иллюстраторами и дизайнерами. Но, к сожалению, на современном рынке их лишь малая часть от массива других видов. Поэтому стоимость либо заоблачная (от 15000 руб. и выше). Либо относительно привычна покупателю (от 1500 до 3000 руб.). Только выбор не так велик, как хотелось бы. Именно по этим причинам посвятили свое исследование таким книгам.

Иными словами, подарочные книги - это эксклюзивная продукция, посвященная науке, искусству или другой области знаний, которая выступает в роли гаранта цивилизационного уровня. А особое уважительное и трепетное отношение к книге, даже в эпоху «победивших» гаджетов, остается неизменным.

Итак, разработав концепцию, мы показали общие теоретические основы работы над подарочным изданием, его аппаратом, проанализировали особенности оформления, обосновали правильное использование иллюстраций к изданию, выявили особенности полиграфического исполнения подарочных книг, определили рентабельность издания, его себестоимость и отпускную цену, привели способ продвижения и рассмотрели подарочное издание под углом зрения современной культурно-исторической ситуации. Тем самым внесли свою «скромную» издательскую лепту в поддержание отечественной культурной традиции.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.ГОСТ 7.0.4-2006. Издания. Выходные сведения. Общие требования и правила оформления. - С 3-9.

2.ГОСТ 7.9-95. Реферат и аннотация. Общие требования. - С 7.

.ГОСТ 7.86-2003. Издания. Общие требования к издательской аннотации. - С. 5.

.ГОСТ Р 7.0.12-2011. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись. Сокращение слов и словосочетаний на русском языке. Общие требования и правила. - С. 3.

5.ГОСТ 7.84-2002. Издания. Обложки и переплеты <#"justify">17.Кузнецов Б. А. Экономика и организация издательской деятельности: книгоиздание : учебное пособие / Б. А. Кузнецов. - 2-е изд. перераб. и доп. - М. : ИД «Университетская книга» : Школа издательского и медиа бизнеса, 2012. - С. 230.

18.Маркус З. А. Инструкция по исчислению объема произведения в авторских листах // Нормативные материалы по издательскому делу / Сост. З. А. Маркус. - М., 1987. - С. 96-100.

.Маркус. З. А. Инструкция по исчислению объема книжно-журнальных и изобразительных изданий в учетно-издательских листах // Нормативные материалы по издательскому делу / Сост. З. А. Маркус. - М., 1987. - С. 96-100.

.Мильчин А. Э. Издательский словарь-справочник. - М. : Юрист, 1998. С. 196.

21.Мильчин А. Э. Методика редактирования текста. Изд. 3-е, перераб. и доп. - М. : Логос, 2005. - С. 304.

22.Нормы отходов бумаги на технологические нужды производства при печатании продукции офсетным способом. - М., 1987. - С. 17-18.

.Овчаренко А. Н. Основы рекламы. - М. : Аспект Пресс, 2006. - С. 41-72.

.Рябинина Н. З. Технология редакционно-издательского процесса: учеб. пособие / Н. З Рябинина. - М. : Логос, 2008. - С. 79. - (Новая университетская библиотека).

.Тяпкин Б. Г. Работа редактора над книжными иллюстрациями. - М. : Книга, 2008. - С. 56.

.Форсайт Патрик. Маркетинг в книгоиздании. - М. : Университетская книга, 2008. - С. 56-81.

.Френк Роман Современные технологии издательско-полиграфической отрасли. - М. : ПРИНТ-МЕДИА центр, 2006. - С. 92.

.Хавкина Л. Б. Эластичные таблицы авторских знаков для кириллицы и латиницы : практическое пособие для библиотекарей. - 7-е изд., испр. / Под ред. проф. Ю. Н. Столярова. - М. : ТОО «Либерея», 1993. - С. 73.

.Хайди Толивер-Нигро. Технологии печати. - М. : ПРИНТ-МЕДИА центр, 2006. - С. 63.

.Шомракова И. А. Всеобщая история книги. - СПб. : Профессия, 2008. - С. 212.

31.Эриашвили Н. Д. Книгоиздание. Менеджмент. Маркетинг : учеб. пособие. - М. : ЮНИТИ-ДПНП, 2009. - С. 253.

32.Полиграфические приемы повышения престижа изделия [Электронный ресурс] // Формат. - 2009. - №3. - URL : <#"justify">ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение А

«Волшебные сказки» Шарля Перро с иллюстрациями Гюстава Доре. Книга принадлежит издательству М. О. Вольфа, которое прославилось выпуском детских книг, печатавшихся в виде подарочных изданий


Приложение Б

«Божественная комедия» Данте Алигьери. Книга принадлежит издательству М. О. Вольфа, выпущена в 1874-1879 годах в трех роскошно оформленных томах



Приложение В

«Полный Иллюстрированный Свод
Московской Фразеологии». Книга принадлежит издательству «Книжный Петербург». Эксклюзивный переплет, стилизованный под одежду XVII века. Цена - 42000 руб.
«Санкт-Петербург. История города». Книга принадлежит издательству «Книжный Петербург». Уникальный переплет, изготовленный из ценных пород дерева с резьбой и гобеленовыми форзацами, в футляре из кожи и гобелена. Собран вручную переплетчиками высочайшей квалификации.

Цена - 29500 руб.




Приложение Г

Юбилейные подарочные издания (альбом) «Эрмитаж 250 лет. Искусство 1:1». Книга принадлежит издательству СЛОВО/SLOVO.

Цена одного экземпляра - 351 000 руб.


Приложение Д

Раритетное подарочное издание Ретро библиотека приключений и научной фантастики». Книга принадлежит издательству «Престиж-бук»


Приложение Е

Заказное подарочное издание «Первые фотографы Кавказа». Книга принадлежит издательству «Снег». Формат 238 х 294. Цена - 2500 руб.



Приложение Ж

Подарочное издание В. Гюго «Отверженные». Книга принадлежит издательству «Пан Пресс». Формат 210 х 290 мм.

Цена - 7000-9000 руб.




Приложение И

Подарочное издание «Правила вежливости и светского этикета». Книга принадлежит издательству «Белый город».

Формат 330 х 250 мм. Цена - 2044 руб.




Приложение К

Подарочное издание «Русский музей». Книга принадлежит издательству «Слово». Формат 210 х 210 мм. Цена - 1700 руб.



Приложение Л

Подарочное издание «Модерн в России». Книга принадлежит издательству «Арт-родник». Формат 341 х 248 мм.

Цена - 3770 руб.




Приложение М

Подарочное издание «Pfeiffer Brooks: Frank Lloyd Wright. 1885-1916. The Complete Works» («Пфайффер Брукс : Фрэнк Ллойд Райт. 1885-1916 гг. Полное собрание сочинений»). Книга принадлежит издательству «Taschen». Формат 360 х 440 мм. Цена - 15822 руб.




Приложение Н

Выходные сведения и аннотация подарочного издания по искусству «Корифей русского бытового жанра. К 200-летию

Павла Андреевича Федотова»



Приложение П

Алфавитный указатель произведений подарочного издания по искусству «Корифей русского бытового жанра. К 200-летию

Павла Андреевича Федотова»

Похожие работы

 

Не нашел материала для курсовой или диплома?
Пишем качественные работы
Без плагиата!