Заказ дипломной. Заказать реферат. Курсовые на заказ.
Бесплатные рефераты, курсовые и дипломные работы на сайте БИБЛИОФОНД.РУ
Электронная библиотека студента
 

Тема: Обзор периодических изданий, отображающих художественные конвенции досоветского времени




















Реферат

Обзор периодических изданий, отображающих художественные конвенции досоветского времени

Содержание


1. Журнал "Всемирная Иллюстрация"

. Иллюстрированное издание "Аполлон"

. Историография

Литература


1. Журнал "Всемирная Иллюстрация"


Периодическое издание, выбранное для изучения конвенций, существовавших в конце XIX века, - "Всемирная Иллюстрация". Он издавался в период с 1869 по 1898 годы в немецком книгоиздательстве Германа Гоппе в Санкт-Петербурге. Этот журнал был выбран для исследования позднеимперского периода по нескольким причинам. Во-первых, журнал издавался на протяжении почти 30 лет, что для издания, посвященного исключительно художественной и культурной жизни, является не малым сроком. Этот факт дает понять, что в свое время "Всемирная Иллюстрация" являлась авторитетным, востребованным и популярным изданием. Во-вторых, в данном журнале имелись рубрики, существовавшие на протяжении всех лет его выпуска - критические обзоры выставок и произведений искусства. Это дает исследователю возможность проследить эволюцию конвенций на протяжении последней трети XIX века. Более того, авторский состав журнала почти не претерпел никаких изменений за свое существование, поэтому в нем содержится точка зрения одних и тех же журналистов и критиков - людей, знающих свое дело. Поэтому, можно с уверенностью предположить, что она является максимально объективной.

"Всемирная Иллюстрация" ведет историю своего существования с 1869 года. Ее появление связано с либеральной политикой Александра II. Во время его правления был упразднен Высший Цензурный комитет (1855 г.) и вышел четвертый, один из наиболее либеральных, цензурных уставов (1865 г.). Эти нововведения сделали возможным появление многих периодических изданий различных направлений. Более того, с политикой Александра II в Российской империи начал зарождаться капитализм, стираться сословные границы, что способствовало значительному расширению круга образованных людей и, соответственно, читателей. Таким образом, появление "Всемирной Иллюстрации" в Санкт-Петербурге именно в конце 60х годов XIX века является абсолютно обоснованным фактом.

"Всемирная Иллюстрация" - иллюстрированный еженедельный журнал. Он был создан по подобию европейских иллюстрированных периодических изданий, которые стали популярны в Европе еще с начала XIX века. Издателем журнала был немец Герман Гоппе, переехавший в Россию из Вестфалии в 1861 году. Издательскую деятельность он начал в 1866 году с "Всеобщего календаря" (1867 г.) и журнала "Моды и новости" (1868-1883 г.). Успех этих изданий подтолкнул Г.Д. Гоппе к созданию иллюстрированного еженедельника, который бы являлся хроникой культурной жизни столицы.

По изначальному плану, журнал должен был состоять исключительно из черно-белых иллюстраций, показывающих общественную жизнь в России и за границей, и коротких комментариев к ним. Для получения качественных иллюстраций, гравюры заказывались Гоппе в Париже. Запланированный объем каждого номера должен был составлять не более 15 страниц. Но с развитием журнала текст приобретал все большее значение. Таким образом, к последним годам существования журнала его объем составлял уже 90-100 страниц в каждом выпуске. В 1889 году литературный раздел был выделен в отдельный журнал "Труд", выходивший раз в два месяца.

"Всемирная Иллюстрация" была рассчитана на массовую аудиторию - мещанство, чиновничество, духовенство и мелкая интеллигенция. По своему содержанию он позиционировал себя как журнал для всей семьи. Имея доступную цену, журнал выдерживал серьезную конкуренцию и был широко распространен в массах. На основании того, что его читала большая часть населения, можно предположить, что авторы журнала действительно могли оказывать серьезное влияние на общество по поводу того, как правильно смотреть на произведения искусства, видеть их и понимать.

В редакцию журнала входили Д.В. Аверкиев, К.К. Случевский, В.П. Попов. Искусствоведы и художественные критики в большинстве случаев не подписывали свои статьи. Тем не менее, среди самых выдающихся и популярных авторов следует выделить имена Н.Н. Карамзина, Я.П. Полонского, В.И. Немировича-Данченко и ряд других известных личностей. Отделом иллюстрации заведовали Л.Е. Дмитриев-Кавказский, а после него (с 1887 года) - К.О. Брож. В качестве художников иллюстраторов выступали такие известные русские художники, как А.М. Васнецов, И.К. Айвазовский, А.П. Боголюбов, И.И. Шишкин, В.И. Суриков, Н.К. Рерих и многие другие. Всего для журнала работало около 50 художников.

Главный редактор - Г.Д. Гоппе - немец по происхождению, получал образование в области книгоиздательства в Пруссии, Бельгии, Великобритании. В 1861 году он был приглашен в Россию, а уже в 1867 открыл свое собственное книгоиздательство. Как во "Всемирной иллюстрации", главном детище Г. Гоппе, так и в остальных его изданиях, чувствуется качество и стиль западной школы книгопечатания, который помог выделиться его работам на еще развивающемся российском рынке.

Кроме изобразительного искусства во "Всемирной Иллюстрации" так же освещались и другие темы: литература, биографии, театральная жизнь, спорт, естествознание, геральдика и многое другое. Но, непосредственно для данного исследования наибольший интерес представляют описания к иллюстрациям и критические статьи на выставки, картины и на художников, которые содержат в себе негласные конвенции в политике показа и видения.

В первые годы существования журнала критика работ, представленных на различных выставках, печаталась в разделе "Архитектура, живопись, скульптура и прочее". Статьи такого рода выходили не в каждом номере, но в подшивке за полгода до 1880-х годов издаются около 5-6 текстов о выставках Петербургской Академии художеств и несколько статей о выставках других организаций. После 1880 года статьи о выставочной деятельности становятся редкими, а в 1886 раздел "Архитектура, живопись, скульптура и прочее" исчезает вовсе. Становится больше публикаций, посвященных деятельности избранных художников или отдельным работам. Вместе с ними обзоры выставок переносятся в раздел "Хроника общественной жизни". В 1889 году появляется раздел "Искусство", в котором с этого момента печатаются все статьи, об изобразительном искусстве.

Все статьи, посвященные искусству, для наглядности сопровождались большими гравюрами с произведений, или их номерами в каталогах. Таким образом, читатели своими глазами могли видеть, о чем говорят критики и применять их точку зрения на свое видение картин. Тексты были написаны простым, понятным языком, не содержали сложных искусствоведческих терминов, были полны сравнений и ярких описаний. Структура статей была максимально логична, и включала следующую схему: краткий обзор биографии и творческой деятельности художника, упоминание о более ранних работах, описание и разъяснение сюжета рассматриваемой картины. Особое внимание концентрировалось на ее достоинствах и недостатках, и на творческом посыле художника.

Учитывая главенствующую роль изображений на страницах "Всемирной Иллюстрации", нужно отметить, что при работе с этим журналом важным историческим источником являлся не только сам текст, но и гравюры, описанию которых он служил. Изображения и текст в данном случае нельзя рассматривать отдельно друг от друга, так как в нашем исследовании они неразрывно связаны между собой.


2. Иллюстрированное издание "Аполлон"


Источником, привлеченным к работе для исследования конвенций начала XX века, стал журнал "Аполлон" - одно из самых влиятельных изданий рассматриваемого периода времени. Именно это периодическое издание было выбрано по той причине, что по своему стилю и назначению он придерживается примерно той же направленности, что и "Всемирная иллюстрация", существовал и создавался в той же среде Санкт-Петербургской художественной жизни. Единственным важным отличающимся фактором являются временные рамки издания журнала.

Журнал издавался с 1909 по 1917 год в Санкт-Петербурге - во время между государственным переворотом и революцией, когда восприятие людьми действительности было наиболее важным, и, в то же время, наиболее восприимчивым и поддающимся влиянию со стороны. Инициатором создания журнала был критик и искусствовед С.К. Маковский, сочувствовавший идеям символизма и убежденный в необходимости возрождения классического русского искусства. Идея создания журнала пришла к Маковскому после его знакомства с Н.С. Гумилевым в 1909 году. Считая журналы "Золотое руно" и "Весы" крайне ограниченными, они решили создать свой литературно-художественный журнал по примеру "Мира искусства" и "Всемирной иллюстрации".

Журнал был создан на деньги мецената, купца А.М. Ушакова, бывшего близким другом С.К. Маковского. Изначально "Аполлон" печатался в Санкт-Петербургском издательстве "Якорь", но после ухода из редакции А.Л. Волынского, издатели отказались от сотрудничества. Редактором был сначала С.К. Маковский, а с 10-ого выпуска 1912 года - барон Н.Н. Врангель. В год журнал выпускал по 10 номеров, а в 1911-1912 годах 2 раза в месяц появлялось приложение "Русская художественная летопись", ставшее с 1913 года частью отдела хроники журнала. В 1909-1910 годах в "Аполлоне", наряду с отделами искусства, литературы и критики, помещалась обширная хроника и "Литературный альманах" с отдельной нумерацией страниц. "Литературный альманах" прекратился с 1911 года, и журнал стал по преимуществу журналом, посвященным искусству с большим количеством репродукций, частью в красках. Так же интересным и важным разделом является раздел "Пчелы и осы Аполлона" - ответ журналистов на критику прессы.

Основатель и первый редактор журнала - С.К. Маковский. Он вырос в семье потомственных художников и с детства был приобщен к искусству. Первые искусствоведческие статьи начал печатать еще во время обучения в университете, в 1898 году. В 1912 году его сменил барон Н.Н. Врангель, историк искусства, представитель рода Врангелей. Нужно отметить, что со сменой редактора содержание и направленность журнала не претерпели никаких изменений.

Вступление к первому номеру определяет цели журнала как чисто эстетические, посвященные искусству как самоцельному достоянию народа. "Аполлон" публиковал материалы по истории классического и современного русского и зарубежного искусства, обзоры выставок, театральной и музыкальной жизни в России и других странах; освещал проблемы изучения и охраны памятников русского искусства.

Первые номера были направлены на поддержание программы, выраженной во вступлении. Они должны были "существенно повлиять на русскую культуру, знаменуя новые тенденции, жажду новой гармонии под знаком классического наследия". В целом журнал был абсолютно аполитичным и пропагандировал "искусство для искусства".

Сильное влияние на становление журнала оказал А.Н. Бенуа. Нельзя сказать, что он был идеологом журнала, но его вклад в развитие издания нельзя недооценивать. Бенуа не был журналистом-философом, которые требовались в "Аполлоне" - его статьи были посвящены конкретным художественным явлениям. Но авторы журнала опирались на статьи влиятельного искусствоведа и перенимали его стиль изложения и критики. Статьи Бенуа, где он сравнивал "Аполлон" с ранним "Миром искусства" и упрекал его за отсутствие "боевого духа" в искусстве, так же оказали влияние на развитие журнала. Более того, Бенуа было доверено написать вступительную статью к первому номеру, в котором озвучивались основные направления деятельности и философия журнала.

Позиции журнала определялись идеалистическими взглядами и изощрёнными вкусами литературно-художественной элиты, видевшей в революции угрозу культуре, а так же иллюзиями о преображении мира искусством с его духовными ценностями и совершенством формы. "Аполлон" проявлял враждебное отношение и к передвижничеству, и к официально-государственному направлению.

Нужно отметить, что в первые годы своего существования "Аполлон" не был встречен одобрением. Многие его порицали за ограниченность искусством, эстетическими ценностями, за отстраненность от капиталистической идеи, царившей в массах. Но, тем не менее, этот журнал стал платформой для формирования новых течений в искусстве и в литературе, благодаря чему он является одним из важных периодических изданий для культуры и истории России.

Содержание "Аполлона" состоит из трех частей. Первая - развернутые, обширные статьи о живописи, скульптуре, литературе, театре. Вторая часть - это "Хроника", содержащая краткие обзоры текущих событий, в том числе и выставочной деятельности. И третья часть - это "Литературный альманах", выпускавшийся как приложение в 1909-1910 годах.

Важно отметить, что при работе с таким источником, как "Всемирная иллюстрация" в центре внимания находились статьи, которые являлись описаниями к иллюстрациям и занимали большую часть объема журнала. Эти тексты были направлены непосредственно на описание гравюр, печатавшихся в данном периодическом издании. Поэтому в рамках исследования политики видения данные тексты необходимо изучать комплексно с изображениями. В "Аполлоне" же текст играет иную роль. Он является самостоятельным носителем информации, а гравюры выполняют лишь вспомогательную, визуализирующую функцию. Статьи в данном журнале являются более аналитическими, нежели описательными. Поэтому, при работе с данным периодическим изданием большее внимание было сосредоточено непосредственно на тексте, нежели на иллюстрациях, которые, тем не менее, являются неотрывной частью исследования.


3. Историография

издание культурный конвенция художественный

Историографическую базу данного исследования можно тематически разделить на две части. Первая часть представляет собой работы, посвященные политике видения и истории ее изучения. Вторая - монографии непосредственно о художественных периодических изданиях и критике искусства рассматриваемых периодов.

Для изучения того, что собой представляет отрасль исследований визуальной культуры и политики видения было использовано несколько работ, в число которых входит монография Рудольфа Арнхейма "Искусство и визуальное восприятие", изданная в 1954 году в Америке и в 1960 переведенная на русский язык. Р. Арнхейм - писатель, критик, искусствовед и психолог, автор нескольких важных работ по психологии искусства, при этом специализирующийся в области истории кинематографа. В работе "Искусство и визуальное восприятие" автор говорит о том, что при работе над произведением художник не просто отображает то, что он видит, но вкладывает в работу свою психологическую оценку. Поэтому визуальные суждения, возникающие при изучении произведения искусства - это не результат обыденной интеллектуальной деятельности, но неотъемлемая составляющая самого акта восприятия. То есть наибольшее значение при изучении искусства следует обращать не на само изображение, а на то, как оно воспринимается и интерпретируется - то есть на его видение. Ценность монографии состоит в том, что Арнхейм при работе использовал многочисленные эмпирические данные, подтверждающие выдвигаемые им теории.

Так же теоретическую информацию для данного исследования обеспечила монография В.М. Розина "Визуальная культура и восприятие: как человек видит и понимает мир". Автор утверждает и обосновывает то, что художественное видение существует и развивается под влиянием множества разнообразных факторов: культура, техника визуализации, системы символов и многое другое. Данное исследование отвечает на вопрос о том, какую роль политика видения играет в процессе восприятия произведения искусства и в художественной жизни в целом.

Еще одним трудом, привлеченным для работы над данным исследованием, является эссе Поля Вирильо "Машина зрения", созданное в 1988 году. Его автор - французский критик и философ, основным предметом изучения которого является феномен скорости. В вышеназванном эссе автор рассматривает видение образов в изобразительном искусстве в сравнении с фотографией и видео, опираясь при этом на свою теорию всеобщего ускорения. П. Вирильо считает, что при зрительном восприятии важна точка зрения, память, работа мысли и воображения. Он так же подчеркивает, такую особенность, как бессознательность зрения, которое воспринимает продукты деятельности в том свете, в котором их преподносят зрителю.

Важной работой для данного исследования является так же книга "Исследуя визуальный мир". Это антология работ Джеймса Элкинса, американского историка и критика искусства, опубликованная на русском языке в 2010 году. В ней автор работает над теорией создания визуального образа, способа чтения и видения изображения. Он исследует способность человека видеть и воспринимать отдельные объекты, и изучает предыдущие работы, посвященные выбранной им теме. Данная монография разделена на три смысловых части. В первой Дж. Элкинс говорит о том, как люди видят некоторые конкретные элементы окружающего мира, такие как лицо, песок или механика. Во второй части он рассматривает теоретические аспекты видения и концепции изображения. Третья же часть полностью посвящена исследованию историографии по вопросам политики и способов видения, при этом затрагиваются не только работы популярных западных искусствоведов, но так же значительное внимание уделяется и восточноевропейским исследованиям.

Книгой, в которой четче всего прослеживается работа в области визуальных исследований и политики видения является монография Е.А. Вишленковой "Визуальное народоведение империи, или "Увидеть русского дано не каждому", изданная в 2011 году. Даная работа посвящена исследованию того, как те или иные теории, стереотипы, мнения о русском человеке находили свое отражение в образах представителей русского народа, оставшихся в живописи, лубках и в других формах изображения. Таким образом, выделяются народные типы, существовавшие в умах людей в тот период времени, когда понятия "национальность" как такого еще не существовало. Важными непосредственно для данной работы является тезис автора о том, что "специфика графических источников обусловлена особенностями производства, воспроизводства и потребления образов в культуре". То есть при изучении изображений нельзя отталкиваться только от той информации, которую оно несет, но так же необходимо учитывать различные факторы, которые влияли на создание произведения искусства и на то, как люди его видели, воспринимали и понимали. Для этого нужно обратить внимание на договоры и конвенции, которые формируют визуальные образы, тем самым оказывая воздействие на складывание представлений о социальной реальности. Именно таким образом складываются мировоззрение и система ценностей в сфере искусства.

В статье Н.А. Колодий и В.В. Колодий "Визуальный поворот и его влияние на социальное познание", опубликованной в журнале "Известия Томского Политехнического университета" в 2010 году анализируется то, по каким причинам произошел визуальный поворот, почему он произошел и произошел ли он на самом деле. По их мнению, во второй половине XIX века в жизни общества случился коренной перелом, с которым визуальное стало на более важное место, чем лингвистическое. Это происходит в связи с техническими усовершенствованиями в области искусства, с массовизацией культуры, с распространением репродуцирования произведений искусства. Именно с совершением визуального поворота во второй половине XIX визуальные исследования становятся неотъемлемой частью исторической и социологической наук.

Второй блок историографии, использованной для данного исследования, связан непосредственно с изучением конвенций в искусстве конца XIX - начала XX веков, роли критики и критиков в их формировании, взаимосвязи произведений искусства и художественных периодических изданий, публикующих репродукции и описания к ним.

Пожалуй, самой современной и полной работой по изучению русской художественной критики на данный момент является монография А.Г. Верещагиной "Критики и искусство. Очерки русской художественной критики середины XVIII - первой трети XIX веков", изданная в 2004 году. А.Г. Верещагина - крупнейший специалист по истории русского дореволюционного искусства и русской художественной критике этого периода. Она является членом Российской Академии художеств, заслуженным деятелем искусств РФ, профессором и ведущим научным сотрудником Научно-исследовательского института Российской академии художеств. В ее монографии, используемой в данной работе, история российской художественной критики разделена на несколько периодов, каждый из которых рассматривается очень подробно. Работа построена автором по принципу изучения личностей и деятельности отдельных критиков, из которой формируется целостное представление о развитии данного жанра в России.

Другая важная работа для изучения рассматриваемой в данном исследовании проблемы - это монография Р.С. Кауфмана "Русская и советская художественная критика с середины XIX века до 1941 года", изданная в 1978 году. Кауфман - российский искусствовед, преподаватель кафедры истории искусства в МГУ. В своем исследовании он рассматривает российскую художественную критику с другой точки зрения, нежели Верещагина. Он уделяет большое внимание полемике и столкновению взглядов представителей разных художественных направлений, говорит о том, чему уделялось наибольшее внимание в критических статьях и о том, как политическая и общественная ситуация в России исследуемого периода отражалась как на критике, так и на самих произведениях искусства.

Предпринимаемое исследование, однако, не является первым, в котором были затронуты вопросы духовных и культурных изменений, произошедших в России с переходом от императорской власти к советской. Подобный вопрос был так же поднят в монографии С.Ю. Малышевой "Советская праздничная культура в провинции: пространство, символы, исторические мифы (1917-1927)". В своем исследовании она поднимает проблему замены традиционных имперских и религиозных праздников на праздники советского типа. В центре исследования так же стоит вопрос о том, как новые праздники повлияли на мировосприятие отдельных представителей и народа в целом. В ходе своего исследования автор приходит к выводу о том, что новые типы праздников быстро адаптируются в среде простого провинциального населения, хотя, в то же время, у многих вызывают неодобрение. Главной проблемой исследования являются способы адаптации традиционных праздников в контексте советской действительности и их ассимиляция среди коренного населения бывшей Российской Империи.

В качестве вспомогательной литературы, дающей общее представление о развитии искусства рубежа XIX-XX веков была использована монография М.М. Алленова "Русское искусство XVIII - начала XX века". В данной работе автор дает подробный анализ эволюции направлений и стилей, произошедший в изобразительном искусстве затрагиваемого периода времени. Значительное внимание Алленов уделяет формированию и деятельности различных художественных объединений, таких как, например, "Мир искусства", "Голубая роза", "Бубновый валет", так как именно в этих творческих союзах и происходило зарождение новых течений в современном им искусстве, зарождались новые таланты и формировалось изобразительное искусство как таковое.

С этой же целью была использована работа "Russian Art of The Avant-Garde. Theory and Criticizm. 1902-1934", изданная под редакцией Джонна Боулта. Книга представляет собой собрание эссе художников и критиков начала XX века. В ней просматривается то, как сами участники художественной жизни рассматриваемого периода смотрели на искусство, как его понимали и как относились к его становлению и развитию. В ней опубликованы сочинения таких живописцев, как А.Н. Бенуа, Н.С. Гончарова, П.П. Кончаловский. Так же в работе дается понимание того, какое влияние каждый из них оказал на становление нового искусства XX столетия и какой личный вклад в него привнес.

Важные сведения о направлениях, существовавших в русском искусстве в начале XX века дала фундаментальная монография Камиллы Грей "The Russian Experiment in Art. 1863-1922". В ней автор рассказывает о новейших художественных движениях, которые стали возникать на территории России. При этом в исследовании наибольшее внимание уделяется авангардным направлениям, начавшим свое развитие в начале XX столетия, таким, как символизм, примитивизм, кубизм. В монографии дается анализ деятельности отдельных представителей художественной жизни России изучаемого периода, их творчества, а так же выставок, где были представлены их произведения.


Литература


.Алексеев К.А. Развитие отделов спорта в изданиях общей тематики XIX века. // Вестник Санкт-Петербургского университета. - СПб.: СПбГУ, 2014. - С. 180-188.

2.Алленов М.М. Русское искусство XVIII - начала XX века. - М.: Трилистник, 2000. - 320 с.

.Аполлон, журнал // Энциклопедия Кругосвет. [Электронный ресурс]. URL: http://www.krugosvet.ru/node/31359 (дата обращения 15.04.2016).

.Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие // пер. В.Н. Самохин. - М.: Прогресс, 1974. - 386 с.

.Верещагина А.Г. Критики и искусство. Очерки истории русской художественной критики середины XVIII - первой трети XIX века. - М.: Прогресс-Традиция, 2004. - 744 с.

.Вирилио П. Машина зрения // пер. А.В. Шестаков. - СПб.: Наука, 2004. - 306 с.

.Вишленкова Е.А. Визуальное народоведение, или "Увидеть русского дано не каждому". - М.: Новое литературное обозрение, 2011. - 368 с.

.Гоппе Г.Д. в "Русском биографическом словаре. Сетевая версия" [Электронный ресурс]. URL: http://www.rulex.ru/01040541.htm (дата обращения 14.04.2016).

.Дмитриев П.В. "Аполлон" (1909-1918): Материалы из редакционного портфеля. - СПб.: Балтийские сезоны, 2009. - 172 с.

.Дмитриев П.В. Псевдонимы в журнале "Аполлон". // Вестник СПбГУ. - СПб.: СПбГУ промышленных технологий и дизайна, 2013. - С. 8.