Региональная инновационная политика в условиях кризиса (на примере Республики Мордовия)

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    713,52 Кб
  • Опубликовано:
    2016-05-17
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Региональная инновационная политика в условиях кризиса (на примере Республики Мордовия)















Региональная инновационная политика в условиях кризиса (на примере Республики Мордовия)

введение

В условиях экономического кризиса национальная экономика любой страны преследует две цели: минимизация последствий кризиса и формирование потенциала для будущего посткризисного развития. В качестве модели посткризисного долгосрочного развития в нашей стране выбрана инновационная социально ориентированная экономика, которая отражена в Концепции долгосрочного социально-экономического развития России до 2020 г.

Инновационное развитие экономики характеризуется в первую очередь высокой инновационной активностью всех экономических субъектов, постоянной разработкой и внедрением в производство новых технологий и продуктов, высокой долей высокотехнологичных секторов в ВВП и экспорте, рядом других показателей.

Для решения этой задачи необходимо реализовать комплекс взаимосвязанных между собой мер, направленных на стимулирование инвестиций в инновации, на технологическое перевооружение и внедрение инновационных продуктов и решений во все сферы экономики. Эти меры должны быть общесистемными, направленными на долгосрочное развитие национальной экономики, в то же время отражающими специфику развития в условиях экономического кризиса.

Восприимчивость бизнеса к инновациям в настоящее время остается низкой, также мала доля предприятий, использующих средства на приобретение новых технологий. Недостаточный уровень инновационной активности усугубляется низкой отдачей от реализации технологических инноваций, хотя в абсолютном выражении объемы инновационной продукции постоянно повышаются.

Эти негативные тенденции усиливаются в условиях экономического кризиса, начиная со второй половины 2008 г. Предприятия, столкнувшись с необходимостью жесткой оптимизации издержек, в первую очередь экономят на развитии, откладывая на неопределенное время инновационные проекты. Поэтому необходима корректировка инновационной политики как на уровне страны в целом, так и на региональном уровне.

Инновационное развитие в каждом субъекте России имеет свои региональные особенности в зависимости от роли и места инновационной деятельности в региональном воспроизводственном процессе, а также от целей, стоящих перед местными органами власти в конкретных социально-экономических условиях. Все это требует теоретического и методологического обоснования.

Многие вопросы, связанные с формированием инновационной политики, остаются до настоящего времени еще недостаточно исследованными. Не до конца изучено влияние региональных особенностей на инновационную деятельность, не существует окончательно сформированной оптимальной модели инновационной деятельности субъектов региона, отсутствуют методические подходы к оценке эффективности систем управления инновационными процессами.

Целью исследования является анализ региональной инновационной политики в условиях экономического кризиса.

Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи:

провести анализ социально - экономического состояния Республики Мордовия;

провести анализ инновационной политики Республики Мордовии;

оценить инновационный потенциал региона;

Предметом исследования являются организационно-экономические отношения, возникающие в ходе формирования инновационной политики в регионе в условиях экономического кризиса.

Объектом исследования - выступает инновационный процесс в региональных экономических системах.

ГЛАВА 1. Анализ социально-экономического состояния РЕСПУБЛИКИ Мордовия

инновационный экономический регион

1.1 Характеристика текущего состояния основных социальных и финансово-экономических показателей

Социально-экономическая ситуация в Республике Мордовия в 2015 года характеризовалась увеличением по сравнению с 2014 годом объемов в ряде отраслей промышленности, сельскохозяйственного производства, стабильной ситуацией на рынке труда. Увеличились среднемесячная номинальная начисленная заработная плата и денежные доходы на душу населения.

В 2015 году оборот организаций по видам экономической деятельности составил 166,3 млрд. рублей - 110,7% в действующих ценах в 2014 году.

Республика Мордовия относится к регионам с индустриально-аграрным типом экономической специализации. В экономике ведущая роль принадлежит промышленности.

Промышленность.

Базовыми секторами промышленности, определяющими место региона в экономическом развитии Приволжского федерального округа и России в целом, являются:

) машиностроительный сектор (доля в объеме промышленного производства в 2015 году - 36,3%), в том числе:

производство транспортных средств и оборудования (15,0%), где наиболее конкурентоспособным направлением является вагоностроение;

производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования (15,0%), где необходимо выделить такие наиболее развитые направления, как светотехническое и электротехническое;

производство машин и оборудования (6,3%);

) производство строительных материалов (20,0%);

) пищевая промышленность (20,8 процента).

Наиболее крупные предприятия республики:

ОАО «Рузхиммаш» - является ведущим поставщиком оборудования для химической, нефтяной и газовой промышленности, производителем грузовых вагонов, железнодорожных цистерн для транспортировки газа, нефтепродуктов и кислот.

ОАО «Завод «Сарансккабель» - производитель широкого спектра кабелей: силовых с бумажной и пластмассовой изоляцией, контрольных, телефонных, сигнально-блокировочных, волоконно-оптических и судовых.

ОАО «Лисма» - производитель источников света, в том числе: ламп накаливания общего назначения, высокоэффективных газоразрядных, галогенных и различных видов специальных ламп.

ОАО «Электровыпрямитель» - производитель силовых полупроводниковых изделий, преобразовательных устройств, преобразователей тока, выпрямительных установок для электродвигателей электровозов и др.

ОАО «Биохимик» - производитель более 100 наименований лекарственных препаратов, в том числе антибиотиков, кровезаменителей, широкого спектра инфузионных и солевых растворов.

ОАО «Саранский завод «Резинотехника» - производит более 15 тыс. наименований резинотехнических изделий, поставляемых предприятиям автомобилестроения.

ОАО «Сарэкс» - является одним из крупнейших в России производителей экскаваторов на базе колесных тракторов МТЗ-80/82, ЮМЗ-6АК. Кроме традиционной продукции «САРЭКС» выпускает ряд специальных машин и широкий спектр сельскохозяйственной техники: плуги, культиваторы, бороны дисковые.

ОАО «Мордовцемент» - является крупнейшим в России производителем цемента (фасованного и нефасованного различных марок).

ОАО «Лато» - производитель фиброцементных плит, шифера, асбоцементных труб.

Наиболее крупные предприятия пищевой промышленности - мясоперерабатывающие комплексы, входящие в состав ГК «Талина», ОАО «Ламзурь», ОАО «Ламзурь С», ОАО «Саранский комбинат макаронных изделий», ОАО «Консервный завод «Саранский», ООО «Ромодановосахар», ОАО «Молочный комбинат «Саранский», ОАО «Сыродельный комбинат «Ичалковский», ОАО «Мордовспирт», филиал ОАО «САН ИнБев» г.Саранск и др.

В 2008 году индекс промышленного производства составил 105,2% (среднероссийский показатель - 102,1 процента).

Индекс промышленного производства составил 100,2%, в том числе в обрабатывающих производствах - 101,6 процента.

Объем отгруженных товаров, выполненных работ и услуг по промышленным видам деятельности по полному кругу предприятий составил 65,1 млрд. рублей - 108,7% к предыдущему году в действующих ценах.

Крупными и средними промышленными предприятиями отгружено продукции на 55,8 млрд. рублей, в том числе по предприятиям обрабатывающих производств на 50,2 млрд. рублей.

Увеличились объемы отгруженной продукции в химическом производстве (139,7%), производстве пищевых продуктов, включая напитки (119,6%), производстве машин и оборудования (115,4%), производстве электрооборудования, электронного и оптического оборудования (111,6%).

Увеличили объемы по сравнению с 2014 годом предприятия: ООО «ЭМ-КАБЕЛЬ», ООО «Сарансккабель», ОАО «АСТЗ», ОАО «КЭТЗ», ОАО «Ковылкинский электромеханический завод», ОАО «Биохимик», ООО «МПК «Атяшевский», ТОСП в рп Торбеево ЗАО «МПК «Атяшевский», ОАО «Сыродельный комбинат «Ичалковский», ООО СЗ «Сармич», ООО «КомбиС», , ФЛ ОАО «САН ИнБев» в г.Саранск, ОАО «Ламзурь», ООО «Юбилейное», ООО «ЛВЗ «Саранский», ООО «Ромодановосахар».

Сельское хозяйство.

Объем производства продукции сельского хозяйства всех сельхозпроизводителей (сельхозорганизации, крестьянские (фермерские) хозяйства, население) в январе-феврале 2016г. в действующих ценах, по расчетным данным, составил 4663,1 млн. рублей и увеличился в сопоставимой оценке по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года на 5,6 процента.

Животноводство. На конец февраля 2016г. поголовье крупного рогатого скота в хозяйствах всех категорий, по расчетам, составило 233,6 тыс. голов (на 4,0% меньше по сравнению с аналогичной датой предыдущего года), из него коров - 81,8 (на 5,2% меньше), поголовье свиней - 331,8 (на 9,3% больше), овец и коз - 44,1 (на 2,0% больше).

В структуре поголовья скота на хозяйства населения приходилось 21,4% поголовья крупного рогатого скота, 17,0% - свиней, 87,0% - овец и коз (на конец февраля 2015г. соответственно - 23,1%, 20,7%, 87,2%).

Динамика поголовья скота в хозяйствах всех категорий на конец месяца; в процентах


Крупный рогатый скот

Из него коровы

Свиньи

Овцы и козы


к соответствй дате предыдущего года

к соответств дате предыдущего месяца

к соответств дате предыдущего года

к соответств дате предыдущего месяца

к соответств дате предыдущего года

к соответств дате предыдущего месяца

к соответств дате предыдущего года

к соответств дате предыдущего месяца

2015г.

январь

88,3

99,8

90,4

99,9

101,7

101,9

100,5

100,3

февраль

88,1

101,1

90,6

100,1

98,3

99,6

100,2

104,6

март

88,3

101,0

91,3

99,6

98,5

100,6

101,2

100,4

апрель

88,6

100,4

91,6

99,9

95,7

100,2

101,0

100,4

май

88,5

99,7

91,6

100,0

95,5

101,3

100,4

98,5

июнь

89,4

99,7

92,4

99,8

96,3

100,9

100,1

103,6

июль

89,4

99,1

93,4

99,6

95,5

99,9

99,9

97,2

август

89,5

99,6

93,3

99,7

95,9

100,9

100,1

100,4

сентябрь

91,7

98,0

93,8

98,5

99,2

100,4

100,4

100,2

октябрь

92,1

99,3

93,9

99,8

99,2

100,8

100,6

98,5

ноябрь

93,2

99,7

94,3

99,6

102,5

99,2

100,1

97,1

декабрь

96,0

98,6

95,3

98,7

105,3

99,5

103,0

102,3

2016г.

январь

96,1

99,8

95,2

99,7

101,2

97,9

101,8

98,9

февраль

96,0

96,0

94,8

99,8

109,3

107,6

102,0

104,8

В январе-феврале 2016г. в хозяйствах всех категорий, по расчетам, произведено скота и птицы на убой (в живом весе) 42,5 тыс.тонн, молока - 59,8 тыс.тонн, яиц - 213,2 млн.штук.

Производство основных видов продукции животноводства в хозяйствах всех категорий


Февраль 2016г.

Февраль2016г.в % кфевралю2015г.

Январь-февраль 2016г.

Январь-февраль2016г. в % кянварю-февралю2015г.

Справочно январь-февраль2015г. в % кянварю-февралю 2014г.

Скот и птица на убой (в живом весе), тыс.тонн

20,4

119,6

42,5

114,5

119,2

Молоко, тыс.тонн

29,9

107,5

59,8

106,2

96,9

Яйца, млн.штук

100,8

105,3

213,2

105,6

100,7


В сельскохозяйственных организациях на конец февраля 2016г. по сравнению с соответствующей датой 2015г. уменьшилось поголовье крупного рогатого скота на 1,6%, из него коров - на 2,4%, увеличилось поголовье свиней - на 12,4%, овец и коз - на 2,7%.

НАЛИЧИЕ СКОТА И ПТИЦЫ В СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ голов


На 1 марта 2015г.1)

На 1 марта 2016г.1)

Темп ростав %

Крупный рогатый скот

167878

165131

98,4

в том числе коровы (без коров на откорме и нагуле)

63628

62118

97,6

Свиньи

233688

262685

112,4

Овцы и козы

1210

1243

102,7

Лошади

718

611

85,1

Птица всех видов

14490835

15316372

105,7

1)Без досчетов по мелким подсобным хозяйствам не с/х организаций



В сельскохозяйственных организациях в январе-феврале 2016г. по сравнению аналогичным периодом прошлого года производство скота и птицы на убой (в живом весе) увеличилось на 18,2%, молока - на 9,7%, яиц - на 5,7%.

Производство основных видов продукции животноводства сельскохозяйственными организациями


Январь-февраль 2015г.1)

Январь-февраль 2016г.1)

Январь-февраль 2016г.  в % к январю-февралю2015г.

Справочно Январь-февраль 2015г. в % к январю-февралю 2014г.

Скот и птица на убой (в живом весе), тонн

33323,6

39393,3

118,2

125,5

из них:





 крупный рогатый скот

1642,0

1822,9

111,0

77,3

 свиньи

6659,7

6803,3

102,2

152,4

 овцы и козы

2,3

2,5

110,6

106,1

 птица

25018,7

30764,4

123,0

124,8

 другие виды скота

0,9

0,2

22,2

48,9

Молоко, тонн

43344,2

47538,8

109,7

105,3

Яйца, тыс. штук

198630,0

209852

105,7

100,6

1)Без досчетов по мелким подсобным хозяйствам не с/х организаций


Надой молока на одну корову в сельскохозяйственных организациях в январе-феврале 2016г. составил 857 килограмм (в январе-феврале 2015г. - 781 килограмм), яйценоскость одной курицы-несушки составила 51 яйцо (аналогичный период прошлого года - 50 яиц).

Инвестиционная деятельность.

Повышение экономического потенциала республики, увеличение объемов производства, создание новых рабочих мест, рост благосостояния населения - основные задачи инвестиционной деятельности Республики Мордовия.

В Республике Мордовия сформирована благоприятная нормативно-правовая база для осуществления инвестиционной деятельности и привлечения инвестиций в экономику. Инвесторам предоставляется государственная поддержка в формах:

) присвоения статуса приоритетного инвестиционного проекта Республики Мордовия - предоставляются налоговые льготы:

снижение ставки налога на прибыль, уплачиваемой в республиканский бюджет Республики Мордовия до 13,5% на период окупаемости приоритетного инвестиционного проекта, но не более чем на 10 лет;

освобождение от уплаты налога на имущество организаций на период окупаемости приоритетного инвестиционного проекта, но не более чем на 10 лет;

) субсидирования части процентной ставки по привлекаемым банковским кредитам и лизинговым платежам по проектам, включенным в Республиканскую целевую программу развития Республики Мордовия на 2013-2018 годы;

) поручительств и займов юридическим лицам с целью финансирования проектов, включенных в Республиканскую целевую программу развития Республики Мордовия на 2013-2018 годы;

) освобождения от земельного налога (в ведении муниципальных властей);

) залогового обеспечения под привлекаемые кредиты имуществом казны Республики Мордовия (сформирован специальный залоговый фонд);

) подбора необходимых в строительстве земельных площадок и оказания помощи в части создания необходимых объектов транспортной, инженерной и энергетической инфраструктуры;

) закрепления за каждым крупным проектом куратора на уровне Заместителя Председателя Правительства Республики Мордовия.

За январь-июнь 2015 года инвестиции в основной капитал составили 19 млрд. рублей (134,1% к соответствующему периоду прошлого года). По данному показателю Республика Мордовия занимает 1 место в ПФО, 4- в РФ, в расчете на душу населения 10 место в ПФО, в РФ - 44.

В структуре инвестиций по источникам финансирования за январь - июнь 2015 года собственные средства предприятий и организаций занимали 35,3%, привлеченные средства, за исключением бюджетных - 35,5 %, из них ресурсы коммерческих банков - 5,6%, заемные средства других организаций и средства внебюджетных фондов 1,6%.

По направлениям вложений наибольшая часть всех инвестиций приходилась на обрабатывающие производства (24,7%), транспорт и связь (24,7%), операции с недвижимым имуществам, аренда и предоставление услуг (22,8%), предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг (6,9%), сельское и лесное хозяйство (6,8%), образование (4,1%).

В общем объеме инвестиций, направляемых на развитие обрабатывающих производств, наибольшую долю занимают инвестиции на развитие обрабатывающих производств, наибольшую долю занимают инвестиции на развитие организаций видов деятельности «производство пищевых продуктов, включая напитки» (12,7%), «производство электрооборудования электронного и оптического оборудования» (7,9%), «производство прочих неметаллических минеральных продуктов» (1,7%).

За январь-август 2015 года объем инвестиций в основной капитал организаций, не относящихся к субъектам малого и среднего предпринимательства составил 16,3 млрд. рублей (117,0% к соответствующему периоду прошлого года).

В целом за 2015 год инвестиционные вложения оцениваются в сумме более 58 млрд. рублей. Рост инвестиций планируется достичь благодаря реализации следующих крупных инвестиционных проектов:

«Строительство Инжинирингового центра оптоэлектроники», (АУ «Технопарк-Мордовия»);

«Строительство Центра проектирования инноваций», (АУ «Технопарк-Мордовия»);

«Организация производства самонесущих изолированных проводов со встроенным оптическим модулем», ГК «Оптикэнерго» (ООО «Сарансккабель-оптика»);

«Организация производства фотоэлектрических преобразователей и солнечных модулей»; ГК ХЕЛИОС РЕСУРС с ОАО «Электровыпрямитель»;

«Развитие опытного производства бактерицидных излучателей на базе разрядных ламп различной мощности с улучшенными технико-эксплуатационными характеристиками», (ГУП РМ «НИИИС им. А.Н. Лодыгина»);

«Программа импортозамещения полупроводниковых и оптоэлектронных приборов и изделий на их основе», (ОАО «Ардатовский светотехнический завод»);

«Организация производства полупроводниковых приборов силовой электроники нового поколения на основе создания базовой технологии изготовления структур «кремний на молибдене», (ОАО «Электровыпрямитель»);

«Организация производства элементной базы силовой электроники на основе p-i-n AlGaAs гетероэпитаксиальных структур», (ОАО «Орбита»);

«Организация производства приводных ремней», (ОАО «Резинотехника»);

«Разработка и производство железнодорожных грузовых вагонов для перевозки расплавленной серы», (ОАО «Рузхиммаш»);

«Программа комплексного развития», (ОАО «Саранский приборостроительный завод»);

«Создание производства оптического волокна (1 и 2 очередь)» (ЗАО «Оптиковолоконные системы»);

«Создание инжинирингового Центра вагоностроения в Республике Мордовия», (Холдинг «РМ Рейл»);

«Строительство современного завода по производству гофрокартона и гофротары», на базе производственной площадки ГУП «Лисма», г. Саранск, р.п. Ялга;

«Реконструкция системы хранения и дозирования кека линии «полусухого» способа производства клинкера Старо-Алексеевского цементного завода» (ОАО «Мордовцемент»);

«Бережливое производство на ОАО «Кирпич силикатный» (ОАО «Кирпич силикатный»);

«Реконструкция производства по выпуску кирпича с увеличением объема производства продукции до 60 млн.у.е. в год», (ООО «Рузаевский завод керамических изделий»);

«Реконструкция объекта «Здание деревообрабатывающего завода под цех по выпуску кирпича» в г. Саранск, Александровское шоссе, 10 (ООО «Саранский завод лицевого кирпича»);

«Приобретение, монтаж и ввод в эксплуатацию технологической линии раскроя фиброцементных плит», (ОАО «ЛАТО»);

«Строительство домостроительного комбината», (ООО «Тарка»);

«Строительство жилого комплекса «Тавла» гостиничного типа, категория «две, четыре звезды», г. Саранск;

«Строительство гостиницы, категория «четыре звезды», г. Саранск, пересечение улиц Коммунистическая и Большевистская;

«Строительство гостиницы, категория «четыре звезды плюс», г. Саранск, ул. Кавказская;

«Строительство гипермаркета «Мегастрой» по продаже строительных материалов в Октябрьском районе г.о. Саранск», (ГК «Агава»);

«Строительство торгово-развлекательного центра «Хороший» (ООО «РИНГ»);

«Строительство торгово-развлекательного комплекса «Сити-Парк» по ул. Волгоградская г. Саранска», (ООО «Мордовдевелопмент»);

«Строительство логистического плодоовощного центра с объемом хранения 4500 тыс. тонн», (ООО «Фрут-Сервис»);

«Строительство птицефермы по выращиванию цыплят-бройлеров и мясоперерабатывающего комплекса по переработке птицы мощностью 92 тыс. тонн в Чамзинском районе Республики Мордовия», (ООО «Юбилейное»);

«Строительство товарной свинофермы на 4800 свиноматок (2 очередь)», (ООО «Мордовский племенной центр»);

«Строительство свиноводческого комплекса на 6330 продуктивных свиноматок», (ООО «Глобал Поволжье»);

«Строительство убойного цеха мощностью 2400 тонн мяса и субпродуктов в год», (ОАО «Мясокомбинат «Оброченский»);

«Строительство трех площадок по 900,0 тыс. голов для выращивания бройлеров», (ОАО «Агрофирма «Октябрьская»);

«Строительство и реконструкция животноводческих помещений на 1000 фуражных коров в селах Тенишево и Шаверки», (ООО АПО «Мокша»);

«Реконструкция корпусов для маточного поголовья, откорма и инкубатора по содержанию индейки», (ООО «Норовская индейка»);

«Увеличение производства колбасной продукции до 140 тыс. тонн в год, а также увеличение убоя и разделки мяса до 3000 гол/сутки», (ООО МПК «Атяшевский»);

«Техническое перевооружение и реконструкция», (ОАО «Сыродельный комбинат «Ичалковский»);

«Реконструкция сахарного завода по увеличению мощности переработки сахарной свеклы до 8 500 тонн в сутки», (ООО «Ромодановосахар»);

«Развитие и материально-техническая модернизация производства молочной продукции», (ОАО «Молоко»);

«Строительство технологической линии по выращиванию товарной рыбы в устройствах замкнутого водоснабжения», (ООО «Аквасар»);

«Строительство семенного завода производительностью 10 тонн зерна в час» (ООО «Воеводское ХПП»);

«Модернизация приемочного цеха и увеличение мощностей по переработке уриного яйца до 2 млн. яиц в сутки», (ЗАО «Рузово);

«Расширение материально-технической базы растениеводческого производства», (ЗАО «Агро-Атяшево»);

«Реконструкция тепличного комплекса по производству плодоовощной продукции», (ГУП РМ «Тепличное»);

«Застройка малоэтажными жилыми домами в р.п. Луховка г.о. Саранск», (ОАО «Мордовская ипотечная корпорация»);

«Комплексная застройка многоэтажными жилыми домами на участке между улицей Волгоградская и автомобильной дорогой на с. Кочкурово (в районе р. Тавла) г. Саранска. Проект застройки 5-го микрорайона «Корректировка» (ОАО «Мордовская ипотечная корпорация»).

Строительство.

Объем работ, выполненных по виду деятельности «Строительство», в феврале 2016г. составил 1454,1 млн. рублей, или 127,0% к уровню соответствующего периода предыдущего года, в январе-феврале 2016г. - 2376,6 млн. рублей, или 110,3%.

ДИНАМИКА ОБЪЕМА РАБОТ, ВЫПОЛНЕННЫХ ПО ВИДУ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «СТРОИТЕЛЬСТВО»


Тыс. руб.

В % к



соответствующему периоду предыдущего года

предыдущему периоду

2015г.

 январь

935199,1

107,7

53,9

 февраль

1047565,6

91,8

111,2

январь-февраль

1982764,7

101,0

-

 март

1080619,6

86,0

103,2

 I квартал

3063384,3

91,5

51,5

 апрель

1500352,0

116,2

136,9

 май

1448107,5

90,7

95,5

 июнь

3303638,2

128,8

в 2,2 р.

II квартал

6252097,7

115,3

199,2

I полугодие

9315482,0

105,7

-

 июль

2378000,1

114,3

71,1

 август

2465986,7

107,9

103,3

 сентябрь

1774173,4

65,3

71,9

III квартал

6618160,2

93,5

103,0

январь-сентябрь

15933642,2

100,3

-

 октябрь

2087597,4

86,8

115,7

 ноябрь

1984247,0

93,3

94,5

 декабрь

2979589,5

159,9

151,4

IV квартал

7051433,9

110,2

104,4

январь-декабрь

22985076,1

104,3

-

2016г.1)

январь2)

922489,8

91,3

30,9

февраль

1454066,1

127,0

156,2

январь-февраль

2376555,9

110,3

-

1) Начиная с января 2016г. в объем работ по виду деятельности "Строительство" включаются работы, выполненные хозяйственным способом.

2)Данные уточнены предприятиями и организациями


В январе-феврале 2016г. организациями выполнено хозяйственным способом строительно-монтажных работ на сумму 13,2 млн. рублей.

Строительными организациями (без субъектов малого предпринимательства) за январь-февраль 2016г. выполнено работ, услуг по всем видам деятельности на 1294,8 млн. рублей, что составляет в действующих ценах 143,9% к январю-февралю 2015г. На 1 марта 2016г. ими заключено договоров строительного подряда и прочих заказов (контрактов) на сумму 8719,1 млн. рублей, что при существующем уровне загрузки мощностей обеспечит формирование производственной программы на 9,7 месяца.

ДИНАМИКА ОБЩЕГО ОБЪЕМА ЗАКЛЮЧЕННЫХ ДОГОВОРОВ СТРОИТЕЛЬНОГО ПОДРЯДА И ПРОЧИХ ЗАКАЗОВ (КОНТРАКТОВ) (без субъектов малого предпринимательства) на конец месяца


Объем заключенных договоров строительного подряда и прочих заказов (контрактов), млн. рублей

Обеспеченность строительных организаций договорами и прочими заказами (контрактами), месяцев

2015г.

 Январь

 9547,0

 19,6

 Февраль

 10010,2

 18,4

 Март

 9959,8

 19,3

 Апрель

 10276,8

 17,1

 Май

 10874,0

 15,3

 Июнь

 10561,5

 6,2

 Июль

 9198,5

 7,3

 Август

 8676,8

 6,2

 Сентябрь

 8517,6

 9,1

 Октябрь

 7758,2

 7,4

 Ноябрь

 7303,7

 9,1

 Декабрь

 7816,1

 5,4

2016г.

Январь

 8367,5

23,2

Февраль

8719,1

9,7

Жилищное строительство. В феврале 2016г. построено 57 новых квартир общей площадью 6272 кв. метра, в январе-феврале 2016г. - 114 квартир общей площадью 13592 кв. метра.

ДИНАМИКА ВВОДА В ДЕЙСТВИЕ ЖИЛЫХ ДОМОВ


М2общей площади

В % к



соответствующему периоду предыдущего года

предыдущему периоду

2015г.

 январь

10698

86,6

13,0

 февраль

8697

74,3

81,3

январь-февраль

19395

80,7

-

 март

17993

101,6

в 2,1 р.

I квартал

37388

89,5

26,6

 апрель

14257

92,1

79,2

 май

13320

101,7

93,4

 июнь

53879

112,3

в 4,0 р.

II квартал

81456

106,4

в 2,2 р.

I полугодие

118844

100,4

-

 июль

24323

127,4

45,1

 август

21279

140,5

87,5

 сентябрь

23550

85,0

110,7

III квартал

69152

111,7

84,9

январь-сентябрь

187996

104,3

-

 октябрь

13960

71,5

59,3

 ноябрь

32975

87,8

в 2,4 р.

 декабрь

89523

107,3

в 2,7 р.

IV квартал

136458

97,1

197,3

Год

324454

101,1

-

2016г.

 январь

7320

68,4

8,2

февраль

6272

72,1

85,7

январь-февраль

13592

70,1

-


За январь-февраль населением за счет собственных и заемных средств построено общей площади жилых домов в размере 11990 кв. метров, что составило 88,2% от общего объема жилья, введенного в январе-феврале 2016г. (в январе-феврале 2015г. - 93,5%).

ВВОД ЖИЛЫХ ДОМОВ


Диспансеризация.

В Республике Мордовия с апреля 2013 года реализуется программа по диспансеризации определенных групп взрослого населения. Согласно требованиям Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 03.12.2012 № 1006н «Об утверждении порядка проведения диспансеризации определенных групп взрослого населения», Министерством здравоохранения РМ диспансеризация выбрана как обязательное, наиболее эффективное и менее затратное направление по снижению смертности населения.

В рамках программы модернизации здравоохранения Мордовии на 2011 - 2012 годы медицинскими учреждениями республики были приобретены мобильные центры для осуществления профилактических осмотров сельского населения. Так для Центра здоровья на базе ГАУЗ Республики Мордовия «Республиканский консультативно - диагностический центр» и для ГБУЗ Республики Мордовия «Ковылкинская ЦРБ» были приобретены мобильные комплексы для диспансеризации взрослого населения.

Доказано, что диспансеризация напрямую влияет на предотвращение смертности от ряда заболеваний. Качественное её выполнение способно положительно сказаться на показателях заболеваемости и смертности, и является индикатором эффективности деятельности медицинских организаций республики.

Однако как отмечают сотрудники Министерства здравоохранения РМ, несмотря на то, что в 2015 году в республике были получены хорошие результаты по снижению смертности населения от неинфекционных заболеваний, к которым относятся болезни системы кровообращения (вклад в структуру смертности - 45,4%), злокачественные новообразования (12,2%), болезни органов дыхания (4,2%) и сахарный диабет, она все ещё продолжает оставаться на высоком уровне.

Высокие показатели смертности в группах трудоспособного возраста, негативно отразились на показателе ожидаемой продолжительности предстоящей жизни при рождении, который является одним из основных индикаторов уровня социально-экономического развития региона и общества в целом.

В 2016 году запланировано проведение диспансеризации 155611 гражданам республики, из которых 90621 женщина (58,2%), 64990 мужчин (41,8%), что составляет 23% от взрослого населения Мордовии. Диспансеризацию осуществляют 35 медицинских организаций, из которых 33 организации государственной формы собственности и 3 частной и ведомственной форм собственности.

В текущем году планируется диспансеризация работающих граждан - 43,2% - 67223 человека, неработающих - 56,8% или 88388 человек, обучающихся в образовательных учреждениях - 2181 человек, ветеранов ВОВ и приравненных к ним категорий населения - 5552 человека - 3,6%.

Состояние здоровья населения и группы риска

По результатам диспансеризации установлено следующее состояние здоровья населения:

I группа (здоровые) - 30782 чел. - 30,8%;

II группа (практически здоровые) - 13519 чел. - 13,5%;

III группа (имеющие хронические заболевания) - 55790 чел. - 55,7%.группу здоровья имеют 34,4% мужчин (15559 человек) от числа лиц мужского пола, полностью завершивших диспансеризацию и 27,7% женщин-15223 человека.

Наибольшая доля здоровых приходится на молодой возраст 21-36 лет -21234 человека или 21,2%. Здоровых старше 36 лет, всего лишь 9548 человек или 9,5%.

Число лиц, отнесенных ко II группе здоровья, это категория пациентов, у которых не установлены хронические неинфекционные заболевания, при этом имеются факторы риска развития таких заболеваний при высоком или очень высоком суммарном сердечно-сосудистом риске, составило 13519 человек или 13,5 %. Мужчины среди данной категории представлены в 14% - 6312 человек, женщины - 7207 человек (13,1%). Практически здоровых старше 60 лет - 2130 или 2,1%, в том числе, мужчин - 820 человек - 1,8%, женщин - 1310 человек - 2,4%.

Как отмечают медики, в этой группе здоровья особенное внимание следует уделять факторам риска развития хронических неинфекционных заболеваний, приводящих к инвалидизации и преждевременной смертности населения.

По результатам обследования 55790 человек (55,7%) имеют третью группу здоровья, это пациенты с имеющимися хроническими заболеваниями, требующие установления диспансерного наблюдения или оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной медицинской помощи, а также граждане с подозрением на наличие этих заболеваний, нуждающиеся в дополнительном обследовании, из них мужчин - 23343 человека или 51,6%, женщин - 32447 человек или 59,1%.

По словам сотрудников Минздрава Мордовии, по результатам диспансеризации можно сделать выводы об относительно удовлетворительном состоянии здоровья населения и обратить внимание на то, что всё будет зависеть от того, насколько качественно ими будут использоваться результаты диспансеризации. В частности, это касается лиц с доказанными хроническими неинфекционными заболеваниями, которых следует взять под диспансерное наблюдение.

У лиц, прошедших диспансеризацию, наиболее распространенными факторами риска являются:

нерациональное питание -42,3%;

избыточная масса тела - 28%;

курение табака - 21,6%;

низкая физическая активность - 21,5%;

повышенный уровень артериального давления - 20,6%;

дислипидемия - 15,6%;

высокий уровень стресса - 9,4%;

гипергликемия - 6% и т.д.

У мужчин из 8 основных факторов риска наиболее распространенными являются:

нерациональное питание - 47,5%;

курение табака - 46,5%;

избыточная масса тела - 26,8%;

низкая физическая активность - 24,9%;

повышенный уровень артериального давления - 20,4%;

дислипидемия - 16%;

высокий уровень стресса - 11,6%.

У женщин:

нерациональное питание - 38,7%;

избыточная масса тела (ожирение) - 28,9%;

повышенный уровень артериального давления - 20,8%;

низкая физическая активность - 18,9%;

дислипидемия - 15,3%;

высокий уровень стресса - 7,7%;

гипергликемия - 6,6%.

Т.е., курение, избыточная масса тела, низкая физическая активность, нерациональное питание являются актуальными факторами риска, как для мужчин, так и для женщин, но среди мужского населения эти факторы более распространены, что необходимо расценивать как высокий риск развития болезней системы кровообращения.

В ходе диспансеризации выявлены хронические неинфекционные заболевания у 66568 (66,5%) пациентов, из числа пациентов, полностью завершивших диспансеризацию. Из них у мужчин в 39,2%, у женщин в 60,8%.

Наиболее распространенными заболеваниями являются:

болезни системы кровообращения - 26689 чел.- 40%, из них: болезни, характеризующиеся повышенным кровяным давлением - 18546 чел.- 69,5%; хроническая ишемическая болезнь сердца - 4036 случаев - 15,1%;

болезни эндокринной системы - 14498 случаев - 21,8%, из них: сахарный диабет - 716 - 4,9%, ожирение -13418 случаев 92,5%;

болезни органов пищеварения - 8659 случаев (13%), из которых большую долю занимают гастриты и дуодениты (7657 случай -88,4%);

болезни мочеполовой системы - 3983 случая (6%);

болезни органов дыхания - 1760 (2,6%) - в основном, хронический бронхит (курильщика) -1527 случаев -86,7%;

прочие болезни -1414 случаев - 2,1%.

Впервые при диспансеризации выявлены 303 случая новообразований, из которых 132 случая составляет рак молочной железы - 43,5%, 14 случаев (4,6%) заболевания желудка, 55 случаев (18,1%) заболеваний предстательной железы, 18 случаев заболевания прямой кишки, 1 случай заболевания туберкулезом.

Выявить и предотвратить

Вторая цель диспансеризации - выявить людей с высоким риском и провести у них коррекцию факторов риска. С этой целью всем гражданам со 2-ой и 3-ей группой здоровья в 80% случаев было проведено углубленное профилактическое консультирование.

По результатам диспансеризации взрослого населения вновь взяты под диспансерное наблюдение 19,9 % лиц от числа полностью завершивших диспансеризацию за отчётный период (27100 человек), из них мужчин - 12743 человека (47%), женщин - 14357 человек (53%).

Получили лечение в амбулаторных условиях 41251 человек, что составило 41,2% от числа лиц полностью завершивших диспансеризацию.

Направлены на дополнительные диагностические исследования, не входящие в объем диспансеризации - 2363 человека (2,4% от общего числа прошедших диспансеризацию). Дообследованы и пролечены в стационарных условиях 3218 человек (3,2%).

По результатам осмотров, в рамках проведения диспансеризации, выявлено 199 (0,2%) человек, нуждающихся в получении высокотехнологичной медицинской помощи, все они направлены в Федеральные Центры и медицинские учреждения Республики Мордовия.

Рекомендовано санаторно-курортное лечение - 540 лицам (0,53%) от числа полностью завершивших диспансеризацию.

«Особый «фон», проводимой в настоящее время диспансеризации, создаёт демографическая ситуация, - говорят в Минздраве РМ. - Резерв повышения рождаемости не бесконечен. Поэтому особое значение придаётся снижению уровня общей смертности, которая по-прежнему достигает высоких цифр. Цель настоящей диспансеризации не выявление больных, нуждающихся в оказании ВМП, а выявление факторов риска развития заболевания и заболеваний на ранних стадиях, тогда многие болезни, влияющие на показатели смертности, могут быть предупреждены, и возможно не возникнет необходимость в применении высокотехнологичных методов лечения, а прогноз течения заболевания будет совершенно иной».

Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что диспансеризация и профилактические осмотры играют ключевую роль в раннем выявлении заболеваний. Они являются одной из основ своевременного начала лечения, которое можно осуществлять на амбулаторном этапе без использования резервов скорой помощи и стационарного звена здравоохранения. А анализ результатов, проводимой диспансеризации определенных групп взрослого населения, позволяет говорить о высокой пораженности населения болезнями.

Медицинские учреждения - лидеры диспансеризации

Отметим, что граждане проходят диспансеризацию в тех поликлиниках, к которым они прикреплены территориально. Пожилое население и население отдалённых сёл осматривается выездными бригадами с применением мобильных комплексов.

К передовым районам, по количеству лиц полностью завершивших диспансеризацию, относятся: ГБУЗ РМ «Лямбирская РБ» (84,7%), ГБУЗ РМ «Зубово-Полянская РБ» (84,4%), ГБУЗ РМ «Поликлиника №14» (78,4%), ГБУЗ РМ «Поликлиника №8» (75%), ГБУЗ РМ «Поликлиника №15» (74,1%), ФКУЗ МСЧ-13 ФСИН (70,5%), ГАУЗ РМ «Республиканский консультативно-диагностический центр» (74,1%), ГБУЗ РМ «Республиканский гериатрический центр» (72,2%).

В этих медицинских учреждениях процент выполнения плана по диспансеризации составил свыше 70%. Целый ряд медицинских учреждений выполнил плановые задания по диспансеризации более чем на 60%. Это ГБУЗ РМ «Республиканская больница №1», ГБУЗ РМ «Республиканская клиническая больница №3», ГБУЗ РМ «Республиканская клиническая больница №5», ГБУЗ РМ «Республиканская больница №13», ГБУЗ РМ «Дубенская РБ» и многие другие

Внешнеэкономические связи

Внешнеторговый оборот Республики Мордовия, по данным Приволжского таможенного управления, в январе 2016г. составил 10215,1 тыс. долларов США. Экспорт - 5394,8 тыс. долларов США, в том числе в страны дальнего зарубежья - 3421,8 тыс. долларов США, в государства-участники СНГ - 1973,0 тыс. долларов США. Импорт составил 4820,3 тыс. долларов США, в том числе из стран дальнего зарубежья - 4262,2 тыс. долларов США, из государств-участников СНГ - 558,1 тыс. долларов США.

 

ВНЕШНЕТОРГОВЫЙ ОБОРОТ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

в январе 2016 года


Внешнеторговый оборот

в том числе:


 

экспорт

импорт


тыс. долларов США

в % к соответствующему периоду предыдущего года

тыс.долларов США

в % к соответствующему периоду предыдущего года

тыс. долларов США

в % к соответствующему периоду предыдущего года

Всего

10215,1

150,2

5394,8

148,4

4820,3

152,2







 дальнее зарубежье

7684,0

120,1

3421,8

104,0

4262,2

137,1

страны СНГ2)

2531,1

в 6,3р.

1973,0

в 5,7р.

558,1

в 9,5р.


Сальдо торгового баланса в январе 2016г. сложилось положительное и составило 574,5 тыс. долларов США (в январе 2015г. - положительное в сумме 468,5 тыс. долларов США).

Основная доля товарооборота приходится на страны дальнего зарубежья (75,2%). Оборот внешней торговли со странами дальнего зарубежья в январе 2016г. в 3,0 раза превысил оборот со странами СНГ. Основными странами-экспортерами являются: Казахстан - 1051,2 тыс. долларов США (19,5%), Китай - 885,0 тыс. долларов США (16,4%), Германия - 630,4 тыс. долларов США (11,7%), Беларусь - 622,6 тыс. долларов США (11,5%). Основными странами-импортерами товаров являются: Китай - 3422,5 тыс. долларов США (71,0%), Республика Корея - 230,4 тыс. долларов США (4,8%), Беларусь - 225,2 тыс. долларов США (4,7%), Казахстан - 168,5 тыс. долларов США (3,5%).

Наибольшую долю в товарной структуре экспорта составляют: продукция химической промышленности, каучук (24,3%), металлы и изделия из них (22,8%), машиностроительная продукция (16,3%), древесина и целлюлозно-бумажные изделия (16,2%), продовольственные товары и сырье (14,9%). Импортируются, в основном, машиностроительная продукция (63,9%), продукция химической промышленности, каучук (16,9%), металлы и изделия из них (8,9%).

ТОВАРНАЯ СТРУКТУРА ЭКСПОРТА И ИМПОРТА

в январе 2016 года

тыс. долларов США

Наименование групп товаров

Всего

в том числе:


 

дальнее зарубежье

страны СНГ


экспорт

импорт

экспорт

импорт

экспорт

импорт

Всего

5394,8

4820,3

3421,8

4262,2

1973,0

558,1

Продовольственные товары и сырье

803,6

152,0

572,9

23,7

230,7

128,3

Минеральные продукты

11,6

28,8

-

-

11,6

28,8

Продукция химической промышленности, каучук

1311,0

815,6

885,0

795,1

426,0

20,5

Кожевенное сырье, пушнина и изделия

-

24,2

-

24,2

-

-

Древесина и целлюлозно-бумажные изделия

872,2

65,4

872,2

59,8

-

5,6

Текстиль, текстильные изделия и обувь

0,1

84,2

-

84,2

0,1

-

Металлы и изделия из них

1227,6

428,1

957,8

197,0

269,8

231,1

Машиностроительная продукция

879,5

3081,5

109,8

2937,7

769,7

143,8

Прочие товары

289,2

140,5

24,1

140,5

265,1

-

 

Потребительский рынок.

В 2015 году на потребительском рынке отмечалось снижение потребительской активности. Сдерживающими факторами увеличения розничного товарооборота были снижение уровня доходов населения, в результате чего произошло перераспределение структуры расходов населения, а также инфляционные процессы и закредитованность населения. В результате динамика оборота розничной торговли по итогам года составила 87,2% в сопоставимых ценах к уровню 2014 года, оборот розничной торговли - 776,2 млрд. рублей.


В структуре оборота розничной торговли продолжает расти доля продовольственных товаров. В 2015 году удельный вес указанной группы составил 47,7% (в 2014 году - 43,5%), доля непродовольственных товаров - 52,3% (56,5%). Оборот общественного питания в Республике Мордовия в 2015 году составил 36,3 млрд рублей, что на 4,1% в сопоставимых ценах ниже уровня 2014 года. Населению республики оказано платных услуг на 257,5 млрд. рублей, что с учетом индекса потребительских цен на услуги составило 101,5% к уровню 2014 года.


Рост потребительских цен с начала года (декабрь 2015 года к декабрю 2014 года) составил 110,7%, что на 2,2 процентных пункта ниже, чем в России. При этом рост цен на продовольственные товары составил 112%, на непродовольственные - 111,3%, услуги населению - 108,2%.

Введение экономических санкций по ограничению импорта на ряд продовольственных товаров и ослабление курса рубля привели к росту цен практически на все продовольственные товары. При этом наиболее заметно выросли цены на следующие товары:


Демография.

В демографической ситуации республики в течение 2015 года сохранялась позитивная тенденция превышения рождаемости над уровнем смертности. Естественный прирост населения в 2015 году составил 10,4 тыс. человек. Коэффициент естественного прироста составил 2,7 на 1000 человек населения. Зарегистрировано значительное снижение младенческой и материнской смертности, снижение смертности от дорожно-транспортных происшествий.


В целом по Российской Федерации естественный прирост населения оставил 0,2 на 1000 человек населения). В 2015 году миграционный прирост населения в Республике Мордовия составил 3,6 тыс. человек, что на 3,7 тыс. человек меньше показателя за аналогичный период 2014 года. Сокращение миграционного прироста обусловлено уменьшением числа прибытий из других регионов Российской Федерации и увеличением числа выбытий в другие субъекты Российской Федерации и страны СНГ. Число мигрантов, переселяющихся в пределах Республики Мордовия, составило 59,7 тыс. человек, что на 10,4% меньше показателя 2014 года.

ГЛАВА 2. Анализ инновационной политики республики МОРДОВИЯ

.1 Управление инновационным развитием региона

В 2014 году в Национальном рейтинге развития инноваций, который подготовило Агентство стратегических инициатив, у Республики Мордовия 18 место из 83.

Инновационная инфраструктура Республики Мордовия

Показана на схеме на следующей странице

Информационный потенциал определяется наличием в области законов и других нормативных документов по вопросам регулирования инновационной деятельности, охраны интеллектуальной собственности. Законодательство Смоленской области в сфере научно-технической и инновационной деятельности включает в себя, в частности:

Федеральный Закон Российской Федерации от 21 июля 2011 года N 254-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный Закон «О науке и государственной научно-технической политике»;

-Закон Республики Мордовия от 1 октября 2008 года N 94-З «О Стратегии социально-экономического развития Республики Мордовия до 2025 года <#"881121.files/image007.gif">

Рисунок 1 - Инновационная активность организаций Республики Мордовия

2.2 Основные проблемы инновационного развития региона в кризисных условиях

В кризисных условиях определяющим стратегическим планом по повышению конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности России и регионов являются разработанные Правительством РФ и Администрациями субъектов РФ программы по социально-экономическому развитию страны и ее регионов на период до 2020 г. Они определяют направления инновационного и социального регионального развития, так как предполагается, результаты трансформации экономики на инновационно-ориентированный тип развития должны оцениваться не по экономическим показателями деятельности отдельных хозяйственных систем, а по критериями социально-экономического развития.

Инновационное развитие Республики Мордовия, соответственно, также определяется одной из таких программ - Стратегией социально - экономического развития Республики Мордовия на период до 2020 г. В соответствии с данной стратегией в рамках основной цели инновационного развития - повышения конкурентоспособности региона на условиях интеграции в глобальный рынок, и рост на этой базе благосостояния жителей региона - выделяется ряд задач:

развитие специализации области, тех конкурентных преимуществ, которые позволяют в условиях открытого рынка и преимуществ географического положения занимать собственное место в национальном и глобальном разделении труда;

ускоренный рост за счет инвестиций в технологическую модернизацию и запуск современных производств;

создание инновационного задела для роста новых секторов производства и новых видов деятельности.

Общепризнанным является мнение, что успех системных инноваций и повышение эффективности рыночных реформ зависят, прежде всего, от имеющихся природных и промышленных ресурсов и интеллектуально-предпринимательских качеств людей. В полном соответствии с этим положением инновационная стратегия развития Республики Мордовия в настоящее время основывается на дальнейшем использовании и совершенствовании существующей ресурсной и производственной базы.

Так, на основе количественного и качественного анализа практически обоснованных критериев оценки потенциальных направлений развития, таких как наличие эффекта базы, конкурентоспособность предприятий и перспективность рынков сбыта продукции, были проанализированы основные отрасли промышленности области и выделены следующие отрасли, обладающие наиболее высоким инновационным потенциалом:

машиностроение - на основе предприятий транспортного машиностроения и на основе предприятий энергетического машиностроения;

приборостроение и электротехника - конкурентоспособные предприятия в сфере аналитического приборостроения и электротехники;

пищевая промышленность - на базе предприятий переработки продукции мясо-молочного животноводства.

Сосредоточение на территории республики передовых технологий в современных условиях, когда НИОКР стали чрезвычайно капиталоемкими процессами и требуют концентрации высококвалифицированных специалистов, предполагает масштабные инвестиции. Для поддержания конкурентоспособности предприятий следует налаживать связи с вузами и НИИ.

Реализация обозначенных проектов и программ в рамках Стратегии социально-экономического развития позволит Мордовии:

поднять уровень жизни населения;

повысить устойчивость экономики;

обеспечить экономический рост.

ГЛАВА 3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ.

Одна из наиболее актуальных проблем российской экономики - повышение конкурентоспособности промышленности за счет ее технологического переоснащения и подъема наукоемких отраслей производства, создающих высокую добавленную стоимость. Поэтому возникает острая необходимость в получении предприятиями доступа к передовым технологиям.

Теоретически существуют два подхода. Можно пойти по пути приобретения лицензий и ноу-хау на известные технологии, виды продукции и торговые марки крупных зарубежных компаний. Другой путь - опора на собственный научно-технический потенциал, в значительной мере невостребованный сегодня отечественной промышленностью. Он является более перспективным со многих точек зрения, однако требует преодоления целого ряда финансовых и организационно-управленческих барьеров.

В России вплоть до последнего времени инновационная деятельность осуществлялась исключительно в крупных государственных учреждениях, управляемых посредством волевых решений бюджетного финансирования и планирования, но без учета особенностей и закономерностей самого инновационного процесса.

При слабом "внутреннем" стимулировании инноваций, что пока составляет специфику и одну из основных особенностей экономической жизни в России на ее микро уровне, еще в течение какого-то времени следует поддерживать повышенный уровень регуляторных воздействий со стороны государства. Конкретные научные разработки и программы таких регуляторных вмешательств государственных органов и их организационных структур - не только дело настоящего, но в еще большей мере будущего

Ключ к выходу из экономического кризиса лежит в освоении основанного на крупных изобретениях базисных инноваций обеспечивающего переход к новым поколениям техники в ведущих секторах экономики.

Технологический переворот возможно осуществить лишь на основе включения в мировой инновационный процесс, поиска и освоения технологических и рыночных ниш, опираясь на стратегию "лазерного луча", обеспечением патентозащищенности конкурентоспособной продукции.

Замкнутость в инновационной политике и практике, отрыв от мирового научно-технического прогресса привели к падению конкурентоспособности отечественной продукции на мировом рынке (а теперь и на внутреннем, все более наводняемом импортными товарами), и растущему отставанию от высшего мирового технического уровня. Преодолеть эту тенденцию невозможно, опираясь только на собственные силы, без включения в мировое сообщество. При этом необходима селективная научно- техническая политика, с выделением трех секторов в инновационной пирамиде.

В вершине ее лежит сравнительно узкий сектор прорывных технологий, основанный на отечественных изобретениях, которые могут обеспечить приоритет и высокую конкурентоспособность на узком сегменте мирового рынка и принести значительный доход при умелой и масштабной реализации приоритета.

Следующий, более широкий сектор - где есть возможность, опираясь на отечественные и зарубежные лицензии организовать на равных разработку, производство и поставку на рынок конкурентоспособной современной продукции. Большие возможности в этом плане предоставляет конверсия военной науки и промышленности, где немало крупных, прежде засекреченных изобретений и технологий могут быть использованы для производства такой продукции.

Третий, еще более широкий сектор - там, где страна не имела достаточного научного задела и инновационного потенциала и где эффективнее использовать зарубежный потенциал, тем более что ограничение на экспорт высоких технологий к нам постепенно ослабляются или снижаются. Нужно понимать, что сейчас ни одна страна в мире не в состоянии развивать всю гамму направлений современной науки и техники; разумнее опираться на международное разделение и кооперацию труда в этой сфере.

Реализация селективной инновационной политики должна опираться на разработку и выполнение программ, охватывающих всю технологическую цепочку (от фундаментальных исследований до достижения оптимального уровня производства и потребления избранного направления пионерной техники), с организацией, охватывающей весь сегмент мирового рынка системы маркетинга, рекламы, продажи, фирменного обслуживания, обновления данного вида товаров.

Эффективная реализация наступательной инновационной стратегии возможна лишь при сочетании современных рыночных механизмов, государственной поддержки базисных инноваций и высокой творческой активности изобретателей и новаторов и защищающих их интересы союзов и организаций. Национализация интеллектуальной собственности, обилие централизованных программ, субсидирование научного поиска и инновационной деятельности за счет централизованных фондов, господство военно-промышленного комплекса и монополии тяжелой промышленности, как доказал недавний опыт, неэффективны. Это порождает снижение изобретательской активности, преобладание псевдоноваций, нацеленных на продление устаревших поколений техники.

Переход к рынку усиливает технологическую конкуренцию, приводит к банкротству тех, кто использует и производит устаревшую продукцию, обеспечивает сверхприбыль (в основе которой дифференциальный научно- технический доход) пионерам научно-технического прогресса, активным новаторам. Формируется экономический, рыночно конкурентный механизм нововведений. Но предприниматели (особенно в кризисной ситуации) неохотно идут на базисные нововведения, связанные с крупными разовыми вложениями, большим рынком зачастую обрекающим на гибель уже отлаженное, четко функционирующее производство, создающее ему конкурентов, обесценивающее вложенный капитал. Именно это побуждает монополии сопротивляться (до известного предела) базисным нововведениям, порождает тенденцию к техническому застою. Поэтому нужна активная и дифференцированная государственная поддержка базисных нововведений, основанных на крупных изобретениях. Эта поддержка может быть как прямой (частичное финансирование сравнительно небольшого числа приоритетных программ), так и косвенной (налоговые и таможенные льготы для инновационных мероприятий и предприятий, патентная защита, четкое правовое регулирование и т.п.) в сочетании с антимонопольными мерами.

Однако государственная поддержка может сыграть и реакционную роль, если она направлена на продление жизни устаревших, но еще мощных поколений техники и связанных с ними монополизированных структур.

Активная государственная поддержка не только фундаментальных исследований, но и базисных инноваций осуществляется во всех развитых странах - достаточно привести пример государственных целевых программ в

Японии и США, западноевропейской программы "Эврика", налоговых льгот для венчурных предприятий и инвестиций в большинстве стран. Однако эта поддержка ограничена во времени и уступает затем место обычному рыночному механизму.

В то же время необходимо объединение инновационных сил в самом секторе прорыва. Речь идет не только о формировании разнообразных гибких хозяйственных форм в этом секторе, но и активизации общественных организаций и союзов изобретателей и новаторов (ВОИР, Союза инновационных предприятий и т.д.), активном включении их в поддержку инновационных инициатив путем создания влиятельных творческих коллективов, малых предприятий, технологических парков и т.д.

Для того, чтобы научная организация смогла перейти к работе в условиях рынка, необходимо провести комплекс подготовительных работ.

Причем это должны быть не разовые мероприятия, а некоторая система, которая вначале должна помочь перейти к работе в условиях рынка, а в дальнейшем закрепиться на нем.

В процессе создания такой системы необходимо:

провести анализ достигнутых результатов и определить интересы; организовать маркетинговые исследования; провести анализ и переоценку имеющихся основных фондов; оценить имеющийся научно-технический и производственный потенциал; разработать проект программы исследований и разработок, ориентированный на реализацию в условиях рынка; определить фактическую фондовооруженность первичных коллективов и действительные потребности в развитии и обновлении потенциала; разработать проект программы исследований и разработок, ориентированный на реализацию; рассмотреть возможности внедрения новых форм организации исследований и разработок, включая создание малых предприятий; выбрать программу работ и определиться со стратегией развития; подготовить необходимое нормативно-методическое обеспечение исследований и разработок.

В настоящее время основным источником финансирования инновационной деятельности зачастую являются собственные средства предприятий. Каждому восьмому предприятию оказывалась поддержка из федерального бюджета, каждому 12 - из местных бюджетов. Около 2,5% промышленных предприятий получали средства из региональных инновационных фондов, около 1% - из фонда технологического развития либо от иностранных инвесторов.

В последние годы все большее распространение финансирования НИОКР получает система грандов. Для эффективного использования системы грандов при функционировании фундаментальных исследований следует наделить научного работника или первичную исследовательскую группу правами юридического лица, в зависимости от сложности проблемы выделять гранды на срок до 3-5 лет. Для перехода на такую систему нужно, чтобы деньги и фонды находились в распоряжении научных советов при отделениях республиканских академий.

Новый статус академических научных учреждений позволит осуществить предложение о переходе академической науки на конкурсно-контрактную систему со свободным финансированием. Суть ее в том, что руководитель научного коллектива завоевывает в результате конкурса финансовое обеспечение своей работы, объявляет через ученый совет конкурс на соответствующий штат научных сотрудников. С теми, кто его пройдет, в дальнейшем заключается контракт на определенный срок, причем оплата труда определяется ученым советом в пределах фонда зарплаты, выделенного на выполнение работы.

Важную роль в перспективе могут сыграть долгосрочные кредиты.

Построение федеральной инновационной системы требует решения следующих взаимосвязанных задач:

совершенствование механизмов взаимодействия между участниками инновационного процесса, включая организацию взаимодействия государственных научных организаций и государственных высших учебных заведений с промышленными предприятиями, в целях продвижения новых технологий в производство, повышения квалификации производственного персонала;

совершенствование механизмов формирования и реализации инновационных проектов, значимых для государства;

совершенствование нормативной правовой базы, регулирующей правоотношения в инновационной сфере;

проведение действенной экономической политики в отношении участников инновационного процесса, стимулирование внебюджетного финансирования, создание институциональных и правовых условий для развития венчурного инвестирования в наукоемкие проекты;

создание и развитие объектов инновационной инфраструктуры (инновационно-технологические центры, технопарки и иное), сети организаций по оказанию консалтинговых услуг в области инновационной деятельности, содействие созданию и развитию в научно-технической сфере малых инновационных предприятий;

создание системы подготовки кадров для осуществления инновационной деятельности.

формирование территорий ускоренного инновационного развития на базе имеющегося научного и промышленного потенциала;

использование возможностей международного научно-технического сотрудничества для развития технологического потенциала Российской Федерации.

При решении этих задач предполагается максимальное использование собственного научно-технического потенциала.

Реализация государственной политики по созданию инновационной системы предполагает:

создание нормативно-правовой базы, обеспечивающей активизацию инновационных процессов;

обеспечение благоприятных финансово-экономических условий для инновационной деятельности и инвестиций в инновационную сферу, расширение форм и механизмов косвенного регулирования инновационных процессов (налоговых, амортизационных, кредитных и иных);

привлечение инвестиций для развития инновационной инфраструктуры;

рациональное сочетание государственного регулирования с действием рыночных механизмов, прямых и косвенных методов поддержки инновационной деятельности.

Заключение

На основании проведенного в курсовой работе исследования можно сделать следующие выводы.

Обеспечение инновационного развития регионов - один из наиболее сложных и перспективных вопросов XXI века. Основополагающими для инноваций являются такие признаки, как:

практическое использование их достижений в политике, экономике, социальной сфере;

политическая или социально-экономическая польза для тех, кто эти инновации практически внедряет;

«стартовое» использование новшества в политике или экономике, невзирая на то, применялось ли оно когда-либо ранее;

креативность, поскольку инновации требуют от всех участников четкого осознания их общественной востребованности, а также творческой реализации инновационного замысла;

наличие существенных рисков, связанных как с «перспективными» финансовыми вложениями, так и с не всегда очевидными перспективами реализации инноваций на достаточно консервативном рынке.

Инновационная деятельность в широком смысле есть комплекс научных, организационных, информационных, технологических, финансовых и коммерческих мероприятий по трансформации нового знания в передовые продукты и технологии, осуществляемая как отдельными учеными и бизнесом, так и государственными структурами.

Активизация инновационной деятельности будет способствовать решению таких актуальных социально-экономических проблем, как:

сохранение и эффективное использование научно-технического и инновационного потенциала;

привлечение инвестиций в инновационную сферу;

создание новых рабочих мест;

модернизация производственного комплекса;

преодоление структурных деформаций, увеличение доли продукции конечных переделов в общем выпуске продукции;

повышение конкурентоспособности продукции предприятий регионов на отечественном и мировом рынках;

оживление экономики и повышение доходов бюджета;

формирование эффективного механизма передачи результатов научных исследований и опытно-конструкторских разработок производству;

преодоление разрозненности, автономности имеющихся элементов инновационной системы, восстановление и укрепление связей между наукой и производством;

создание принципиально новых высокодоходных производств, основанных на новейших технологических укладах;

ускорение адаптации оборонного комплекса к рыночной экономике;

повышение экологической безопасности, снижение ресурсной зависимости и энергоемкости производства.

Список используемой литературы

1.       Концепция Федеральной целевой программы "Национальная технологическая база" на 2007 - 2011 годы

2.      Федеральный Закон «Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике»

.        Федеральный закон от 19 июня 1996 №78-ФЗ «Об основах государственного регулирования социально-экономического развития севера РФ».

4.       Сажина М.А. Управление кризисом: Учебное пособие - М.: ИД ФОРУМ: ИНФРА-М, 2012.

5.      Постановление Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 №594 "Порядок разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация".

6.       Гражданский кодекс Российской Федерации. - М.: ИНФРА-М, 2006.

7.      Фонотов А.Г. Россия: инновации и развитие / А. Г. Фонотов - М: Бином. Лаборатория знаний, 2010.

.        Бжилянская Л. Инновационная деятельность: тенденции развития и меры государственного регулирования. М., "Экономист", 2006.

9.      Регионы России. Основные социально-экономические показатели городов, 2009: стат. сборник : [офиц. изд.] / , кол. авт. Федер. служба гос. статистики (Росстат) , пред. ред. кол. А. Л. Кевеш , редкол.: И. И. Болотов , редкол.: М. И. Гельвановский (ГУУ) , редкол.: И. П.

.        Грачева М.В. Инновационная деятельность в промышленности: теория и практика в странах рыночной экономики и инновационные опросы российских предприятий. М., 2004.

11.    Инновационное развитие: экономика, интеллектуальные ресурсы, управление знаниями / Под ред. Б.З. Мильнера. - М.: ИНФРА-М, 2009.

Похожие работы на - Региональная инновационная политика в условиях кризиса (на примере Республики Мордовия)

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!