Заказ дипломной. Заказать реферат. Курсовые на заказ.
Бесплатные рефераты, курсовые и дипломные работы на сайте БИБЛИОФОНД.РУ
Электронная библиотека студента
 

Тема: Расчет технико-эксплуатационных показателей АТП






Белорусский национальный технический университет

Автотракторный факультет

Кафедра «Экономика и логистика»












Расчётно-графическая работа

по дисциплине: «Статистика предприятия»


Исполнитель: студентка группы 101850

Иванова Н.Г.

Руководитель работы: доцент

Зеньчук Н.Ф








Минск 2012


ВАРИАНТ 10


Таблица 1 - Данные для расчета технико-эксплуатационных показателей АТП за два периода

ПоказательоктябрьноябрьАвтомобиле-часы в движении6194464442Автомобиле-часы простоя под погрузкой-разгрузкой15671730Автомобиле-часы простоя на линии по всем причинам835927Общий пробег, км29934593172808Груженый пробег, км22582952260772Количество выполненных ездок50164912Грузооборот, ткм2080793023290358Объем перевозок, т4596649321Средняя грузоподъемность списочного автомобиля, т1011Автомобиле-дни в хозяйстве54255700Автомобиле-дни простоя в ремонте и его ожидании561764Автомобиле-дни простоя в выходные и праздничные дни250275Автомобиле-дни простоя по эксплуатационным причинам136144Доход, руб.41059408004361511620Поступило основных средств, руб.2579547500,02674094700,0в том числе новых1881137430,01653058630,0Выбыло основных средств, руб.1518560740,02613239440,0в том числе ликвидировано984685720,01258432170,0Среднесписочная численность ремонтных рабочих, чел159161Принято на работу107101Уволено всего9892в т.ч. по сокращению численности2116с уходом на пенсию1411по собственному желанию и по соглашению сторон5859за прогул и другие нарушения трудовой дисциплины46

Таблица 2 - Структура основного капитала.

элементы основного капиталаСтоимость на 1.10, руб.Стоимость на 1.11, руб.Стоимость на 1.12, руб.основные средства12146465520,013207452280,013268307540,0незавершенное строительство261255030,0279558880,0263726400,0оборудование к установке71939790,085913220,079254570,0нематериальные активы0,013637020,013664580,0прочие внеоборотные активы141355380,050456970,039627280,0Таблица 3 - Структура основных средств.

вид основных средствСтоимость на 1.10, руб.Стоимость на 1.11, руб.Стоимость на 1.12, руб.Здания1229222310,01488479870,01492684600,0Сооружения583030350,0673580070,0716488610,0Передаточные устройства284227290,0375091650,0354263810,0Машины и оборудование457921750,0423959220,0420605350,0Транспортные средства9234957730,09920117400,09935308680,0Инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь357106090,0326224070,0348956490,0

Таблица 4 - Структура оборотного капитала.

элементы оборотного капиталаСтоимость на 1.10, руб.Стоимость на 1.11, руб.Стоимость на 1.12, руб.Материальные запасы509403260,0516083060,0529091510,0Дебиторская задолженность759193300,0747008550,0747481230,0Краткосрочные финансовые вложения451165700,0447519450,0447193740,0денежные средства23680940,022373890,022297080,0Прочие оборотные активы10700280,010710730,010819450,0

Таблица 5 - Баланс рабочего времени в человеко-днях за два периода

ПоказательоктябрьноябрьвсегоВ том числе рабочих (водителей и ремонтных рабочих)всегоВ том числе рабочих (водителей и ремонтных рабочих)Отработано человеко-дней11219,510210,112008,610926,6Целодневные простои145,713,6114,4111,5Человеко-дней неявок на работу всего, в том числе:1654,81536,31583,01479,9неявки по уважительным причинам143137,0133,3127,7отпуска1503,71393,91443,71348прогулы и другие неявки из-за нарушения трудовой дисциплины8,15,46,04,2Человеко-дни праздничные и выходные6200,005600,004984,004552,00Всего человеко-дней явок и неявок на работу19220,0017360,0018690,0017070,00

Таблица 6 - Данные по заработной плате за два периода.

ПоказателиНачислено за октябрь, руб.Начислено за ноябрь, руб.ВодителямРемонтным рабочимРуководителям, специалистам, служащимВодителямРемонтным рабочимРуководителям, специалистам, служащимСдельная заработная плата9807248038147900157465201030239603757809014601220Повременная заработная плата3413195013276530548023038481760140362605453880Премии:5051529019649270811074056991980207878808077270Доплата за сверхурочную работу63713002478290102298051146601865580724880Доплата за работу в выходные и праздничные дни705394027438201132580901155032869701277170Доплата за квалификацию6143750238978098644051146601865580724880Доплата за стаж65988402566800105951056017802043250793920Оплата внутрисменных простоев13652805310602192101948440710700276150Оплата отпусков932940036289201497930901155032869701277170Вознаграждение за выслугу лет728148028323301169120876800031981501242660Прочие выплаты68265026554010960048712017767069040

Таблица 7 - Структура затрат АТП за два периода.

Элементы затратСумма затрат, руб.октябрьноябрьЗаработная плата персонала с отчислениями490102101,60510006012,00Затраты на топливо986616979,41055293070,9Затраты на смазочные и эксплуатационные материалы335040217,6355466739,4Затраты на восстановление износа и ремонт шин270163393,4287284048,9Затраты на техническое обслуживание и ремонт подвижного состава372023141,6374422514,1Амортизация основных средств273603780,00353775170,00Общехозяйственные расходы196596483,7100313930,0


. расчет технико-эксплуатационных показателей работы подвижного состава


В первом разделе курсовой работы необходимо:

.рассчитать технико-эксплуатационные показатели работы подвижного состава;

.изучить динамику исчисленных показателей;

.составить факторную модель для определения влияния технико-эксплуатационных показателей на объем перевозок или грузооборот;

.определить в абсолютном и относительном выражении влияние факторов, включенных в модель, на объем перевозок или грузооборот.

Для вычисления технико-эксплуатационных показателей, которые характеризуют работу подвижного состава автомобильного транспорта, используются абсолютные показатели, полученные при сводке данных первичной документации. Технико-эксплуатационные показатели определяются в форме средних и относительных величин.

Для определения некоторых технико-эксплуатационных показателей необходимы сведения о наличии подвижного состава в парке. Среднесписочное количество автомобилей определяется по формуле:


(авт.)(1.1)


На грузовых автомобильных перевозках применяются следующие технико- эксплуатационные показатели:

. Среднесуточная продолжительность пребывания автомобиля в наряде:

(ч)(1.2)


2. Коэффициент использования времени в наряде:


(1.3)


3. Средняя дальность ездки с грузом:


(км)(1.4)


. Среднее расстояние перевозки одной тонны груза:


(км)1.5)


5. Среднесуточный пробег автомобиля:


(км)(1.6)


6. Средняя техническая скорость:


(км/ч)(1.7)


7. Средняя коммерческая (эксплуатационная) скорость:


(км/ч)(1.8)


. Средняя продолжительность простоя автомобилей под погрузкой- разгрузкой:

.1 на одну ездку:


(ч)(1.9)

8.2 на одну тонну груза:


(ч)(1.10)


9. Коэффициент использования грузоподъемности:

.1 статический:


(1.11)


9.2 динамический:


(1.12)


. Коэффициент использования пробега:


(1.13)

11. Показатели производительности автомобилей:

.1 в тоннах:

на один автомобиле-тонно-час наряда:


(т)(1.14)


на один автомобиле-тонно-день работы:


(т)(1.15)


на один автомобиле-час в наряде:


(т)(1.16)


на одну списочную авто-тонну:


(т)(1.17)


.2 в тонно-километрах:

на один автомобиле-тонно-час наряда:


(ткм)(1.18)


на один автомобиле-тонно-день работы:


(ткм)(1.19)


на один автомобиле-час в наряде:


(ткм)(1.20)

на одну списочную авто-тонну:


(ткм)(1.21)


Кроме технико-эксплуатационных показателей работы подвижного состава исчисляются показатели, характеризующие использование автомобильного парка и его техническое состояние.

. Коэффициент выпуска автомобилей на линию:


(1.22)


. Коэффициент технической готовности:


(1.23)


Исходные данные, необходимые для расчета технико-эксплуатационных показателей приведены в Приложении.

Изучение уровня технико-эксплуатационных показателей необходимо для выявления резервов улучшения работы автотранспортного предприятия. Однако не существует какого-либо нормативного уровня данных показателей. Поэтому для того, чтобы определить направления совершенствования деятельности предприятия фактический уровень технико-эксплуатационных показателей необходимо сопоставлять с их уровнем за предыдущие периоды и со среднеотраслевыми значениями.

Для изучения динамики технико-эксплуатационных показателей необходимо определить абсолютный прирост, темп роста и темп прироста рассчитанных показателей.

Полученные результаты можно представить в виде табл. 1.1.


Таблица 1.1 - Динамика технико-эксплуатационных показателей подвижного состава

ПоказательОбозначениеЗначениеАбсолютный приростТемп роста, %Темп прироста, %1 период2 периодЗа два периодаСреднесписочное количество автомобилей, авт.17519018315108,578,57Среднесуточная продолжительность пребывания автомобилей в наряде, ч.14,3714,8614,610,49103,413,41Коэффициент использования времени в наряде0,9870,9860,987-0,00199,9-0,1Средняя дальность ездки с грузом, км450,218460,255455,18410,037102,232,23Среднее расстояние перевозки одной тонны груза, км452,681472,219462,79419,538104,324,32Среднесуточный пробег автомобиля, км668,481702,415685,52233,934105,085,08Средняя скорость, км/час: § техническая; § коммерческая.

,325

,522

,235

,286

,789

,911

,91

,764

,88

,64

,88

1,64Средняя продолжительность простоя автомобилей под погрузкой-разгрузкой, час.: § на одну ездку; § на одну тонну.


,312


,034


,352


,035


,332


,0346


,04


,001


,82


,94


,82


2,94Коэффициент использования грузоподъемности: § статический; § динамический.

,916


,921

,913


,9365

,915


,9293

,003


,0151

,67


,64

,33


1,64Коэффициент использования пробега0,75440,71260,7329-0,041894,46-5,54Производительность автомобилей, тонн § на АТЧН; § на АТДР; § на АЧН; § на АТ.

,071


,03

,71

,27

,067


,99

,74

,60

,069


,009

,7249

,81

,00462


,0339

,0207

,6677

,53


,70

,90

,84

,47


,3

,90

-10,16Производительность автомобилей, ткм: § на АТЧН; § на АТДР; § на АЧН; § на АТ.

,34

,67


,38

,25

,56

,74


,10

,71

,92

,81


,49

,93

,7827

,0713


,728

,534

,58

,88


,34

,72

,42

,88


,34

6,28Коэффициент выпуска автомобилей на линию0,830,790,81-0,03296,123,88Коэффициент технической готовности0,850,820,83-0,032896,143,86

Кроме определения динамики технико-эксплуатационных показателей, необходимо выявить, как их изменение повлияло на объем выполненной транспортной работы - грузооборот. Это также позволит различным службам и руководству предприятия определить дальнейшие направления по совершенствованию организации перевозок и деятельности предприятия в целом. Для выявления влияния различных технико-эксплуатационных показателей на объем перевозок и транспортной работы может быть использован последовательно-цепной индексный метод. Индексный метод применяется только в тех случаях, когда между результативным (грузооборот, объем перевозок) и факторными (технико-эксплуатационные показатели) признаками существует функциональная связь. Это означает, что результативный показатель можно представить как произведение факторных. При этом необходимо соблюдать следующие требования:

. на первом месте должен стоять тот показатель, который измеряется в тех же единицах, что и сложное явление;

. увеличение цепи сомножителей при разложении сложного явления должно давать экономически осмысленную величину.

Рассмотрим применение данного метода. Объем перевозок может быть представлен как произведение выработки в тоннах на автомобиле-день работы и количества автомобиле-дней работы:


(т)(1.24)


Выработка на один автомобиле-день работы определяется как произведение выработки на один автомобиле-час наряда и среднесуточной продолжительности пребывания автомобиля в наряде:


(т)(1.25)


В свою очередь количество автомобиле дней работы определяется как произведение среднесписочного количества подвижного состава, календарных дней в периоде и коэффициента выпуска автомобилей на линию:

(т)(1.26)


Изменение общего объема перевозок можно представить индексом:


(1.27)


Пользуясь полученной факторной моделью и последовательно-цепным индексным методом можно определить изменение общего объема перевозок за счет отдельных факторов.

Влияние выработки на общий объем перевозок определяется по формуле:


(1.28)


Влияние изменения средней продолжительности пребывания автомобиля в наряде:


(1.29)


Влияние на объем перевозок среднесписочного количества автомобилей:

(1.30)


Влияние изменения продолжительности периода:


(1.31)


Влияние изменения выпуска автомобилей на линию на изменение объема перевозок:


(1.32)


Для того чтобы в абсолютном выражении определить влияние каждого из этих факторов на изменение объема перевозок, необходимо от числителя соответствующего индекса отнять знаменатель.


Следует отметить, что предложенная модель не является единственно возможной, и студент вправе самостоятельно разработать иную. Для контроля за правильностью выполненных расчетов необходимо выполнить следующую проверку:


(1.33)



(1.34)




2. статистическое изучение объема перевозок


Статистическое изучение отчетных данных по перевозкам выполняется в следующей последовательности:

контроль за выполнением плана

характеристика ритмичности выполнения плана

оценка качества выполненных перевозок

-изучение динамики перевозок и их сезонной неравномерности.

Контроль за выполнением плана по перевозкам осуществляется по итогам работы за каждый месяц и нарастающим итогом.

Важнейшим показателем работы предприятия является ритмичность выполнения плана по перевозкам. Только при ритмичной работе достигается выполнение плана по перевозкам при наименьшей их себестоимости и обеспечивается нормальная, равномерная работа предприятий, обслуживаемых автомобильным транспортом.

Контроль за ритмичностью осуществляется в целом по предприятию и по автоколоннам. Контроль за ритмичностью проводится по объему выполненных перевозок. Для этого используются плановые и отчетные данные об объеме перевозок за каждую декаду. На их основе исчисляется фактический процент выполнения плана. Его сравнивают с тем, который должен быть при ритмичной работе.



Таблица 2.1 - Выполнение плана по объему перевозок и контроль за ритмичностью

Число месяцаОбъем перевозок, тонн% выполнения плана за каждый день% выполнения плана по нарастающему итогу% выполнения итогового плана нарастающим итогом% выполнения итогового плана при ритмичной работеФакт-планПланФактНа деньС начала месяцаНа деньС начала месяца11482148216441644110,931174110,9311743,576556593,2241221816221102258414683112133,212341120,4334376,770221472,3974241836631478406218824994127,334235122,94436210,86455213,2154200940441442550414526446100,693481117,11482614,02340863,137101341051235673913677813110,688259115,93708316,99734592,6867684813261268800713509163106,466877114,43736719,93429932,7585606882714019408186211025132,905068117,187523,98511943,04790497461818721128018231284897,3824786113,90070927,95109434,07257538-499138912669167814526120,806335114,65782631,60161863,0217987228910139814067156916095112,23176114,4167235,01501113,0413784117111142215489152317618107,102672113,74523938,32832963,0935909210112128816777185219470143,78882116,05173742,35739462,802071156413128918066154821018120,093095116,34008645,72510122,804246622591414671953310232204169,7341513112,8398147,95065923,19148936-4441515462107913782341989,1332471111,10109650,94852723,36335552-1681618562293514622488178,7715517108,48484854,12913894,03776705-39417134324278157826459117,498138108,98344257,56211112,9217247523518145625734175628215120,604396109,64094261,38232613,1675586330019188427618197630191104,883227109,31638865,68115564,098681639220137828996189532086137,518142110,65664269,8037682,9978679951721123530231137933465111,659919110,69762872,80381152,6867684814422145631687157235037107,967033110,57215976,22373063,1675586311623136233049166536702122,246696111,05328579,84597312,9630596530324145334502175738459120,92223111,468983,66836363,1610320730425142335925167240131117,498243111,70772487,30583473,0957664424926112337048152641657135,88602112,44061890,62567992,4431101240327125938307182343480144,797458113,50405994,59165472,738980995642819824028918884536895,2573158112,60641998,69903844,3118827-9429189942188197647344104,054766112,221485102,9978684,131314457730178043968197749321111,067416112,174763107,2988733,87242745197311998459660-0000-1998итого45966-49321-107,298873---3355


Для определения количественной оценки, необходимой для сравнения ритмичности работы предприятия в разные периоды, а также для сравнения предприятий по уровню ритмичности. Для этих целей используют специальные количественные показатели. Чаще всего на практике применяют коэффициент ритмичности, исчисляемый по формуле:


(2.1)


Более полно уровень неритмичности характеризуют числа аритмичности. Исчисляют отрицательное число аритмичности, положительное число аритмичности, и общее число аритмичности. Для расчета чисел аритмичности суммируют раздельно относительные (в долях единицы) отклонения фактического объема перевозки от планового за декады невыполнения плана (отрицательное число аритмичности) , и за дни выполнения и перевыполнения плана (положительное число аритмичности) - . Сумма положительного и отрицательного чисел аритмичности дает общее число аритмичности


. (2.2)



=13,77


После изучения ритмичности выполнения заданного объема перевозок всеми четырьмя способами, необходимо сделать вывод о равномерности выполнения плана по объему перевозок.

Следующим этапом при изучении объема перевозок грузов является исследование качества выполненных перевозок, т.е. выполнение договорных обязательств.

Статистическое изучение объемов перевозок грузов по клиентам состоит в разбивке общего процента выполнения плана перевозок по предприятию на частные показатели, а именно: процент выполнения плана перевозок по клиентам в пределах запланированных объемов (), процент изменения фактического объёма перевозок по сравнению с плановым () и процент объема перевозок, не предусмотренных в плане ().


(2.3)

(2.4)

(2.5)


Сумма этих показателей даёт общий процент выполнения плана по объёму перевозок.


Таблица 2.2 - Выполнение договорных обязательств по клиентам

Наименование предприятия-клиентаОбъём перевозок, тоннРаспределение фактического объёма перевозок, тонныПлан по договорамФакт по договорамПроцент выполнения планаВ пределах планаСверх планаНепредусмотренные в планеМРСУ95001010021,972762595006000МАПИД8957952120,713135889575640ДРСУ-1229219980021,320106292195810ДРСУ-2119100975021,211330191006500Трест № 1391901015022,081538591909600Всего:4596649321107,2988734517733550

П1=45177/45966*100=98,28351%

П2=3355/45966*100=7,298873%

П3=0%

Статистическое изучение выполнения плана перевозок по номенклатуре грузов выполняется путем расчета влияния структурных сдвигов на суммарный объём перевозок по следующей формуле:


(2.6)


где и - удельный вес отдельных видов груза в общем объёме перевозок соответственно по факту и по плану;

- процент выполнения плана по общему объёму перевозок.

В общий объём засчитываются объёмы перевозок по каждому виду грузов в пределах плановых значений.


Таблица 2.3 - Структура перевозок по номенклатуре грузов

Наименование грузовПланФактВлияние структурных сдвигов, %Тонны% к итогуТонны% к итогуПесок1208626,29334731260025,54692730,027Кирпич1058023,01701261089022,07984430,026Уголь935020,34112171089022,0798443-0,0025Щебень909019,7754862912018,49110930,027Гравий486010,5730322582111,8022749-0,0046Итого45966100493211000,0729


3. СТАТИСТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСНОВНОГО КАПИТАЛА


При исследовании основного капитала необходимо:

1.изучить объем и состав основного капитала и его элементов;

2.охарактеризовать динамику объема основных средств;

.изучить техническое состояние основных средств;

.дать характеристику эффективности использования основных средств;

.изучить влияние показателей использования основных средств на объем выполненной транспортной работы в тонно-километрах.

По данным бухгалтерского учета стоимость основного капитала и его элементов известна по состоянию на начало и конец отчетного периода и представляет собой моментные показатели. На основании этих показателей необходимо определить среднегодовую стоимость основного капитала и основных средств, которые являются исходными параметрами для расчета годовых амортизационных отчислений и эффективности использования основных средств.

Средняя годовая (квартальная) стоимость основного капитала и его элементов может быть определена по формуле средней хронологической. Иногда применяют упрощенный способ расчета средней стоимости как полусумму остатков на начало и конец отчетного периода.

Изменение объема основного капитала и его элементов может быть охарактеризовано обычными показателями динамики и особыми (специфическими) показателями интенсивности движения. К числу обычных показателей динамики относятся:

абсолютный прирост:


(3.1)


темп роста:


(3.2)


темп прироста:


(3.3)


Особыми показателями интенсивности движения являются коэффициент поступления (ввода), коэффициент обновления, коэффициент выбытия, коэффициент ликвидации. Методология расчета этих показателей одинакова как для всего основного капитала, так и для его элементов. Чаще всего их рассчитывают для основных средств и подвижного состава.

Коэффициент поступления показывает, какова доля основных средств, поступивших в отчетном периоде, в общем их объеме. Он вычисляется как отношение стоимости объектов основных средств, введенных в действие в течение отчетного периода, и полной балансовой стоимости всех основных средств на конец отчетного периода:


(3.4)


Коэффициент обновления показывает, в какой мере основные средства обновлены в отчетном периоде. Он представляет собой удельный вес новых, введенных в действие за отчетный период основных средств, в общем их итоге и исчисляется как отношение стоимости новых основных средств и полной балансовой стоимости всех основных средств на конец отчетного периода:


(3.5)


Коэффициент выбытия основных средств характеризует удельный вес выбывших основных средств в общем их итоге и определяется путем деления полной балансовой стоимости выбывших в отчетном периоде основных средств на полную балансовую стоимость всех основных средств на начало отчетного периода:


(3.6)


Для характеристики интенсивности выбытия основных средств из-за износа и ветхости (ликвидация) определяется коэффициент ликвидации, представляющий собой отношение полной балансовой стоимости ликвидированных основных средств и полной балансовой стоимости всех основных средств на начало периода:


(3.7)

Кроме того необходимо выявить, направлялись ли средства на замену старого подвижного состава и оборудования (что называют интенсивной формой обновления) или на расширение производственного аппарата (что соответствует экстенсивной форме обновления). Для решения этой задачи рекомендуется использовать специальные показатели: коэффициент замены и коэффициент расширения.

Коэффициент замены КЗ показывает, какая доля вводимых (новых) основных средств пошла на замену выбывших, и представляет собой отношение стоимости выбывших из-за ветхости и износа (ликвидированных) основных средств и объема вновь введенных новых основных средств:


(3.8)


Коэффициент расширения:


(3.9)


Результаты расчетов необходимо представить в виде следующих таблиц:



Таблица 3.1 - Структура основного капитала

Вид основных средствстоимость на начало 1 периодаУдельный вес, %стоимость на начало 2 периодаУдельный вес, %стоимость на конец 2 периодаУдельный вес, %Основные средства1214646552097,041320745228096,851326830754097,1Незавершенное производство2612550302,872795588802,052637264001,93Оборудование к установке719397900,066859132200,63792545700,58Нематериальные активы00136370200,1136645800,099Прочие внеоборотные активы1413553800,024504569700,37396272800,3Итого основного капитала126210157201001363701837010013664580370100

Таблица 3.2 - Структура основных средств

Вид основных Средствстоимость на начало 1 периодаУдельный вес, %стоимость на начало 2 периодаУдельный вес, %стоимость на конец 2 периодаУдельный вес, % Здания122922231010,12148847987011,27149268460011,25Сооружения5830303504,86735800705,17164886105,4Передаточные устройства2842272902,343750916502,843542638102,67Машины и оборудование4579217503,774239592203,214206053503,17Транспортные Средства923495773076,03992011740075,11993530868074,88Инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь3571060902,943262240702,473489564902,63Итого121464655201001320745228010013268307540100


Таблица 3.3 - Динамика объема основных средств за два периода

Показатель1 период2 периодСредняя стоимость основных средств1267695890013237879910Абсолютный прирост106098676060855260Темп роста108,74%100,46%Темп прироста8,74%0,46%Коэффициент поступления0,1950,202Коэффициент обновления0,1420,125Коэффициент выбытия0,1250,198Коэффициент ликвидации0,0810,095Коэффициент замены0,5240,761Коэффициент расширения0,4770,239

Для приближенной оценки технического состояния основных средств используют коэффициент износа и коэффициент годности.

Коэффициент износа отражает изношенную часть основных средств и определяется отношением суммы износа к полной балансовой стоимости основных средств. Его можно исчислить и в процентах, для этого полученное отношение умножают на 100.


(3.10)


Коэффициент годности характеризует неизношенную часть основных средств и исчисляется путем деления остаточной балансовой стоимости на полную балансовую стоимость основных средств. Он может быть получен путем вычитания из единицы коэффициента износа.


(3.11)


% %

Для характеристики эффективности использования основных средств применяют систему показателей, которая включает фондоотдачу и фондоемкость основных средств.

Фондоотдача основных средств характеризует объем продукции автотранспортного предприятия, приходящийся в среднем на 1 руб. стоимости основных средств, т.е.:


(3.12)


В качестве показателя продукции для предприятий автомобильного транспорта используется объем транспортной работы, выраженный в приведенных тонно-километрах. Однако в качестве показателя продукции можно использовать и стоимостной показатель - величину полученных доходов.


(3.13)


Фондоотдача является прямой величиной уровня эффективности использования основного капитала и его элементов. Показатель, обратный фондоотдаче, называется фондоемкостью. Он определяется путем сопоставления стоимости основного капитала (или основных средств) и объема выполненной за этот период транспортной работы, т.е. устанавливаются капитальные затраты на единицу продукции.

Фондоемкость основных средств рассчитывается по формуле:

В натуральном выражении:


(3.14)


В стоимостном выражении:


(3.15)


Оценка производственного потенциала автотранспортного предприятия основывается не только на анализе качественных характеристик применяемой техники, но и на оценке количественных соотношений между средствами труда и численностью работников. Мерой количественных соотношений между средствами труда и численностью работников являются показатели вооруженности труда работников основными средствами. Вооруженность основными средствами можно вычислять на одного работающего и на одного рабочего.

В настоящее время в статистической практике показатели фондовооруженности труда рабочих и всего производственного персонала исчисляют исходя из полной среднегодовой балансовой стоимости основных средств и средней списочной численности рабочих или всех работников:


(3.16)



Таблица 5.4 - Эффективность использования основных средств и их техническое состояние.

Наименование показателяЗначение показателяТемп роста, %1 период2 периодФондоотдача: в натуральном выражении; в стоимостном выражении.0,00160,0018112,50,32390,3295101,73Фондоемкость: в натуральном выражении; в стоимостном выражении.625555,5688,893,08743,034998,3Фондовооруженность79729301,2682222856,58103,13Коэффициент износа0,020,0259129,5Коэффициент годности0,980,974199,4

Для изучения влияния показателей использования основных средств на объем выполненной транспортной работы в тонно-километрах возможно использование модели взаимосвязи объема транспортной работы (продукции) с фондоотдачей и вооруженностью труда:


(3.17)


Изменение общего объема грузооборота выражается индексом:


(3.18)


Пользуясь полученной факторной моделью и последовательно-цепным индексным методом можно определить изменение объема выполненной транспортной работы за счет отдельных факторов.

Влияние фондоотдачи на изменение грузооборота определяется:

в относительном выражении:


(3.19)


в абсолютном выражении:


(3.20)


Влияние изменения фондовооруженности работников на объем выполненной транспортной работы:

в относительном выражении:


(3.21)


в абсолютном выражении:


(3.22)


Влияние на объем грузооборот изменения численности персонала:

в относительном выражении:


(3.23)


в абсолютном выражении:


(3.24)


Для контроля за правильностью выполненных расчетов необходимо выполнить следующую проверку:


(3.25)

(3.26)



4. СТАТИСТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОБОРОТНОГО КАПИТАЛА


При статистическом изучении оборотного капитала необходимо:

1.изучить объем и состав оборотного капитала;

2.дать характеристику динамики объема оборотного капитала;

.рассчитать показатели использования оборотного капитала;

.определить сумму оборотного капитала, высвобожденную из оборота (или дополнительно вовлеченную в оборот) вследствие изменения скорости оборота.

Средняя стоимость оборотного капитала и его элементов определяется по данным бухгалтерского учета по формуле средней хронологической, как и по основному капиталу. В некоторых случаях применяется упрощенный способ расчета средней стоимости оборотного капитала как полусумма остатков на начало и конец отчетного периода.

Изменение объема оборотного капитала и его элементов может быть охарактеризовано общими показателями динамики: абсолютный прирост, темпы роста и прироста, абсолютная величина 1% прироста (по формулам 3.1 - 3.3).

Данные о наличии, структуре оборотного капитала и его элементов, а также изменение остатков оборотного капитала представить в виде следующей таблицы.


Таблица 4.1 - Наличие, состав и динамика объема оборотного капитала

Наименование оборотного элементаНа начало 1 периодаНа начало 2 периода% Измене-ния за 1 периодНа начало 3 периода% измене-ния за 2 периодСумма, руб.Структу-ра, %Сумма, руб.Структу-ра, %Сумма, руб.Структу-ра, %Материальные запасы50940326029,0451608306029,61,9352909151030,121,76Дебиторская задолженность75919330043,2874700855042,84-1,0274748123042,55-0,68Краткосрочные финансовые вложения45116570025,7244751945025,67-0,1944719374025,45-0,86Денежные средства236809401,35223738901,28-5,19222970801,27-0,78Прочие оборотные активы107002800,61107107300,6140,004108194500,610Всего оборотный капитал17541434801001743695680100017568830101000

Для характеристики использования оборотного капитала предприятия применяются следующие показатели:

коэффициент оборачиваемости;

показатель средней продолжительности одного оборота в днях;

коэффициент закрепления.

Коэффициент оборачиваемости (или число оборотов за отчетный период) характеризует число оборотов, совершаемых каждым вложенным в оборотный капитал рублем, и исчисляется по формуле:


, раз(4.1)


где: Д - общий объем доходов за выполненные работы и услуги, руб.;

- средний остаток оборотного капитала, руб.

Показатель средней продолжительности одного оборота:


, дн.(4.2)


где: Т - продолжительность периода, за который определяется показатель (для месяца - 30 дней; квартала - 90 дней; года - 360 дней).

Коэффициент закрепления оборотного капитала - величина, обратная коэффициенту оборачиваемости; он характеризует сумму среднего остатка оборотного капитала, приходящегося на 1 руб. дохода:


(4.3)


Показатели оборачиваемости оборотного капитала исчисляют для сравнения с планом только по нормируемому оборотному капиталу, а для сравнения в динамике - по всему оборотному капиталу.

Рассчитанные показатели использования оборотного капитала представьте в виде следующей таблицы:


Таблица 4.2 - Показатели использования оборотного капитала

Наименование элемента оборотного капиталаЗа 1 периодЗа 2 периодСредний остаток оборотного капиталаКобКзСредний остаток оборотного капиталаКобКзМатериальные запасы5127431608,013,750,135225872858,363,590,12Дебиторская задолженность7531009255,455,50,187472448905,845,140,17Краткосрочные финансовые вложения4493425759,143,280,114473565959,753,080,10Денежные средства23027415178,310,170,00622335485195,270,150,005Прочие оборотные активы10705505383,540,080,00310765090405,150,070,0025Всего оборотный капитал17489195802,3512,770,4317502893452,4912,050,40

Для того, чтобы определить сумму оборотного капитала, высвобожденную из оборота (или дополнительно вовлеченную в оборот) необходимо воспользоваться следующей формулой:


, руб.(4.4)


При этом изменение среднего остатка оборотного капитала произошло вследствие изменения двух факторов:

за счет изменения коэффициента закрепления:


, руб.(4.5)


за счет изменения объема доходов:


(4.6)


Это значит, что


, руб.(4.7)



5. статистическое изучение трудовых ресурсов


В данном разделе курсовой работы необходимо:

1.изучить структуру фонда рабочего времени в человеко-днях в целом по предприятию и на одного работника;

2.определить среднесписочную, среднеявочную численность и среднее число фактически работавших в целом по всем работникам и по рабочим отдельно;

.охарактеризовать степень использования работников и рабочих;

.изучить динамику численности и устойчивости состава работников;

.определить избыток (недостаток) работников и рабочих по сравнению с предыдущим периодом;

.определить производительность труда работников и рассчитать изменение объема выполненной транспортной работы вследствие изменения производительности труда.

Полноту использования трудовых ресурсов можно оценить по количеству отработанных дней и часов одним работником за анализируемый период времени, а также по степени использования рабочего времени. Отработанными человеко-днями считаются все дни работы независимо от числа часов фактической работы в этот день и имеющихся потерь рабочего времени внутри рабочего дня. Первичным документом по учету отработанного и неотработанного времени является табель учета рабочего времени, где по каждому работнику фиксируется отработанное время с выделением сверхурочного, а также все неявки на работу по причинам (праздничные и выходные дни, очередные отпуска, болезни, прогулы и пр.). По истечении месяца данные табельного учета суммируются и используются для исчисления среднесписочной численности работников и изучения использования рабочего времени.

Для характеристики использования рабочего времени строят баланс рабочего времени в человеко-днях. Баланс рабочего времени в человеко-днях и структуру фонда рабочего времени представьте в виде следующей таблицы:



Таблица 5.1 - Использование фонда рабочего времени

Показатель2003 год2004 годВсегов том числе рабочихВ среднем на одного работника% к итогу по графе всегоВсегов том числе рабочихВ среднем на одного работника% к итогу по графе всегоОтработано человеко-дней11219,510210,118,158,3712008,610926,619,364,25Целодневные простои145,713,60,240,76114,4111,50,180,61Человеко-дней неявок на работу всего, в том числе:1654,81536,32,678,6215831479,92,548,471. неявки по уважительным причинам1431370,230,74133,3127,70,210,712. отпуска1503,71393,92,437,821443,713482,327,733. прогулы и другие неявки из-за нарушения трудовой дисциплины8,15,40,0130,0464,20,010,034. человеко-дни праздничные и выходные620056001032,2649841552826,67Всего человеко-дней явок и неявок на работу192201736031100186901707030100

Среднесписочное число работников определяется как сумма человеко-дней явок и неявок, деленная на полное календарное число дней в месяце, т. е.

, чел.(5.1)


чел. чел.

чел. чел.

Для аналитических целей выделяют понятие среднеявочного числа и среднего числа фактически работавших лиц.

Среднеявочное число показывает среднее за период число рабочих, явившихся на работу. Оно определяется путем деления суммы человеко-дней явок на работу на число рабочих дней в отчетном периоде. Причем явками на работу следует считать отработанные человеко-дни и человеко-дни целодневного простоя.


, чел.(5.2)


чел. чел.

чел. чел.

Среднее число фактически работавших лиц показывает среднюю численность работников, которая фактически использовалась предприятием для работы. Оно исчисляется путем деления общего количества отработанных человеко-дней за отчетный период на число рабочих дней в отчетном периоде:


, чел.(5.3)


чел. чел.

чел. чел.

Для характеристики степени использования рабочей силы определяют следующие показатели:

коэффициент использования списочного состава работников как отношение явочного числа к среднесписочному числу:


(5.4)


коэффициент использования явочного числа работников как отношение среднего числа фактически работавших лиц к среднему явочному числу:


(5.5)


Показатели, характеризующие численный состав работников, необходимо свести в следующую таблицу:



Таблица 3.2 - Численность работников предприятия и степень их использования

ПоказательЗначениеАбсолютный приростТемп роста, %Темп прироста, %1 период2 периодСреднесписочная численность работников всего, в т.ч. рабочих 620 560623 5693 9100,48 101,610,48 1,61Среднеявочная численность работников всего, в т.ч. рабочих366,62 329,8404,1 367,937,48 38,1110,22 111,5510,22 11,55Среднее число фактически работавших работников всего, в т.ч. рабочих361,92 329,36400,29 364,2238,37 34,86110,60 110,5810,60 10,58Коэффициент использования списочного состава всего, в т.ч. рабочих0,59 0,590,65 0,650,06 0,06110,17 110,1710,17 10,17Коэффициент использования явочного состава всего, в т.ч. рабочих0,9872 0,99870,9906 0,98990,0034 -0,0088100,34 99,120,34 -0,88

Наиболее часто в статистических расчетах для характеристики движения кадров используются следующие показатели:

. коэффициент оборота по приему вычисляют путем деления числа принятых за отчетный период на среднесписочное число работников за этот же период:


(5.6)


В численность принятых на работу включаются лица, с которыми в отчетном периоде заключен трудовой договор и прием на работу оформлен приказом нанимателя.

. коэффициент оборота по выбытию определяется путем деления числа уволенных за отчетный период на среднесписочное число работников за этот же период:


(5.7)


В численность уволенных включаются все работники, оставившие работу на предприятии независимо от основания прекращения трудового договора, уход или перевод которых оформлен приказом, а также выбывшие в связи со смертью.

. коэффициент текучести кадров представляет собой отношение числа выбывших по неуважительным причинам за период и среднесписочного числа работников за этот же период:


(5.8)


. коэффициент постоянства рабочих кадров рассчитывается как отношение числа лиц, состоящих в списочном составе весь отчетный период (т. е. с 1 января по 31 декабря) на данном предприятии, и среднесписочной численности:


(5.9)


. коэффициент сменяемости свидетельствует об общем движении работников, и измеряется отношением наименьшего из двух чисел (принятых или уволенных за год) к их среднесписочной численности.


(5.10)


Кроме этих показателей, характеризующих движение рабочей силы на предприятии, статистика использует все основные показатели динамики, такие как абсолютный прирост, темп роста и темп прироста.

Результаты полученных расчетов сведем в итоговую таблицу:


Таблица 3.3 - Движение работников предприятия

ПоказателиЗначениеАбсолютный приростТемп роста, %1 период2 период1. Cреднесписочная численность6206233100,482. Принято на работу107101-694,393. Уволено всего9892-693,88том числе: по сокращению численности2116-576,19с уходом на пенсию1411-378,57по собственному желанию58591101,72за нарушение трудовой дисциплины4621504. Коэффициент оборота: по принятым0,170,16-0,0194,12по уволенным всего,0,160,15-0,0193,75в том числе: по сокращению численности0,030,025-0,00583,33с уходом на пенсию0,0230,018-0,00578,26по собственному желанию0,0940,0950,001101,06за нарушение трудовой дисциплины0,00650,00960,0031147,69Коэффициент текучести0,10,1040,004104Коэффициент постоянства0,670,690,02102,99Коэффициент сменяемости0,160,15-0,0193,75

Задачей статистики является определение избытка или недостатка работников.

По каждой категории работников, кроме рабочих, определяется показатель абсолютного избытка или недостатка по формуле:


чел.(5.11)


чел.

где Ч2 и Ч1 - среднесписочная численность работников, кроме рабочих, соответственно за отчетный и предыдущий период.

По категории рабочих исчисляется показатель избытка или недостатка с учетом выполнения плана по объему выполненной работы (услуг), называемый показателем относительного избытка или недостатка. Он исчисляется по формуле:


, чел.(5.12)


чел.

где IР- индекс изменения объема выполненной работы (услуг).

Общий избыток или недостаток определяется как сумма результата по этим категориям:


, чел.


, чел. (5.13)

Производительность труда - это способность работников производить в единицу времени то или иное количество материальных благ или время, необходимое для выполнения единицы продукции.

Производительность труда работников необходимо определить в натуральном выражении, т.е. в качестве объема произведенной продукции следует принять величину грузооборота. Таким образом средняя производительность труда работников за каждый период рассчитывается по формуле:


, ткм.(5.14)


ткм.ткм.

Изменение производительности труда определяется следующим индексом:


(5.15)


Так как между объемом грузооборота, производительностью труда и численностью персонала существует функциональная взаимосвязь, то изменение фактического грузооборота в текущем периоде по сравнению с предыдущим периодом происходит под влиянием следующих факторов:

за счет изменения производительности труда:


, ткм.(5.16)


ткм.

за счет изменения численности работников:


, ткм.(5.17)


ткм.

При этом следует иметь в виду, что:


, ткм.(5.18)


2482428 ткм


6. СТАТИСТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ оплаты труда


При статистическом изучении заработной платы необходимо решить следующие задачи:

  1. изучить объем и состав фонда оплаты труда;
  2. определить часовой, дневной и месячный фонд оплаты труда, а также уровни среднечасовой, среднедневной и среднемесячной заработной платы за два периода;
  3. изучить динамику средней заработной платы по категориям работников и в целом по предприятию;
  4. определить в абсолютном и относительном выражении влияние факторов, определивших изменение средней заработной платы;
  5. сопоставить темпы роста производительности труда и средней заработной платы;
  6. определить сумму экономии (перерасхода фонда оплаты труда).

В состав фонда заработной платы включается основная и дополнительная заработная плата.

К основной заработной плате относится заработная плата за фактически отработанное время или выполненный объем работ в конкретных условиях. Она включает оплату труда по тарифным ставкам, сдельным расценкам, окладам, а также различные виды доплат, надбавок, премий.

К дополнительной заработной плате относится заработная плата за фактически неотработанное время, но подлежащее оплате согласно действующего законодательства. Дополнительная заработная плата включает оплату ежегодных отпусков, учебных отпусков, льготных часов подростков, времени, связанного с выполнением государственных обязанностей и т. д.

Состав и структуру фонда оплаты труда представьте в виде следующей таблицы:



Таблица 6.1 - Данные по заработной плате за 2 периода.

ПоказателиНачислено за 1 периодНачислено за 2 периодВодителямРемонтным рабочимРуководителям, специалистам, служащимИтого% к итогуВодителямРемонтным рабочимРуководителям, специалистам, служащимИтого% к итогуСдельная заработная плата98072480381479001574652015196690043,1103023960375780901460122015520327042,3Повременная заработная плата341319501327653054802304741419015,0384817601403626054538805797190015,8Премии505152901964927081107407827530022,2569919802078788080772708585713023,4Доплата за сверхурочную работу63713002478290102298098725702,85114660186558072488077051202,1Доплата за работу в выходные и праздничные дни705394027438201132580109303403,1901155032869701277170135756903,7Доплата за квалификацию6143750238978098644095199702,75114660186558072488077051202,1Доплата за стаж659884025668001059510102251502,9560178020432507939208489502,3Оплата внутрисменных простоев136528053106021921021155500,6194844071070027615029352900,8Оплата отпусков932940036289201497930144562504,1901155032869701277170135756903,7Вознаграждение за выслугу лет728148028323301169120112829303,2876800031981501242660132088103,6Прочие выплаты68265026554010960010577900,3487120177670690407338300,2ИТОГО:22754636088510240365348603471169401002435554608883710021378240366910900100

Фонд заработной платы в зависимости от включаемых в него выплат делится на часовой, дневной и месячный. Величина фонда заработной платы при прочих равных условиях зависит от численности работников предприятия, поэтому для изучения уровня оплаты труда работников определяется средняя заработная плата.

Часовой фонд заработной платы - это заработная плата, начисленная за все фактически отработанное время и фактически выполненный объем работ по часовым тарифным ставкам и сдельным расценкам. Сюда включают сдельную и повременную заработную плату, все виды доплат, кроме доплат за сверхурочность, и премии в соответствии с утвержденными положениями о премировании.

В соответствии с этим среднечасовая заработная плата характеризует средний уровень оплаты труда за один отработанный человеко-час и вычисляется путем деления часового фонда заработной платы на число отработанных человеко-часов, т. е.


, руб.(6.1)


руб.

руб.

Дневной фонд заработной платы - это сумма часовых фондов заработной платы, начисленных за все отработанные человеко-дни в отчетном периоде. Он включает в себя весь часовой фонд заработной платы, а также оплаты перерывов кормящих матерей, оплата часов внутрисменного простоя, льготных часов подростков, внутрисменных перерывов и доплату за работу в сверхурочные часы.

Исходя из этого среднедневная заработная плата характеризует средний уровень оплаты одного отработанного человеко-дня. Она определяется путем деления дневного фонда заработной платы на число отработанных человеко-дней:


, руб.(6.2)


руб.

руб.

Месячный фонд заработной платы - это сумма дневных фондов заработной платы, включая оплату основного и дополнительного отпусков, учебных отпусков, целодневных простоев, выплату выходных пособий, вознаграждений за выслугу лет и по итогам работы за год.

Среднемесячная заработная плата выражает средний уровень заработной платы одного работника за месяц. Она определяется как частное от деления месячного фонда заработной платы на среднесписочное число работников:


, руб.(6.3)


руб.

руб.

При расчете отработанных человеко-часов и человеко-дней следует принять среднюю продолжительность рабочего дня в первом периоде 8,53 часа, а во втором - 8,39 часа.

В ходе изучения динамики средней заработной платы работников по предприятию следует учитывать тот факт, что на изменение средней заработной платы влияет не только изменение самой заработной платы по отдельным категориям работников, но и изменение доли работников каждой категории с различным уровнем заработной платы.

На основании исходных данных по труду необходимо произвести группировку по категориям работников с целью изучения динамики их среднемесячной заработной платы.


Таблица 6.2 - Среднемесячная заработная плата работников АТП за два периода

Категории работников1 период2 периодИзменение среднемесячной зарплаты, %Среднесписочная численностьМесячный фонд зарплатыСреднемесячная зарплатаСреднесписочная численностьМесячный фонд зарплатыСреднемесячная зарплатаВодители400227546360568865,9402243555460605859,46,5Ремонтные рабочие15988510240556668,216188837100551783,2-0,88Руководители специалисты и служащие6136534860598932,16021378240356304-40,5ИТОГО620347116940559866623366910900588942,15,2

Общее изменение средней заработной платы в целом по предприятию определяется индексом переменного состава и в общем виде определяется по формуле:


(6.4)


В абсолютном выражении изменение средней заработной платы рассчитывается по формуле:

, руб.(6.5)


руб.

Чтобы определить изменение самой средней зарплаты в относительном выражении, надо воспользоваться отношением:


(6.6)


Числитель этого индекса показывает полный фонд заработной платы по всем категориям работников. Знаменатель дроби выражает, каков был бы месячный фонд заработной платы во втором периоде при средней зарплате первого периода. В абсолютном выражении это изменение определяется формулой:


, руб.(6.7)


руб.

Изменение средней заработной платы в целом по предприятию за счет изменения в распределении работников по категориям определяется индексом влияния структурных сдвигов. Чтобы определить изменение структуры, надо индекс средней зарплаты переменного состава разделить на индекс средней зарплаты постоянного состава, т.е.:


(6.8)


Или в абсолютном выражении:


, руб.(6.9)


При этом следует учитывать, что:


, руб.(6.10)


руб.

При статистическом изучении - заработной платы необходимо также установить соответствие между темпами роста средней заработной платы и производительности труда. Для характеристики соотношения роста производительности труда и средней заработной платы работников используется коэффициент опережения (отставания).

Коэффициент опережения (отставания) определяется по формуле:


(6.11)


Для определения суммы экономии или перерасхода фонда заработной платы в связи с изменением соотношений между темпами роста производительности труда и его оплаты можно использовать следующую формулу:


, руб.(6.12)


руб.


7. СТАТИСТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ себестоимости


В данном разделе курсовой работы необходимо решить следующие задачи:

  1. рассчитать уровни себестоимости перевозок за 1 км и 10 ткм транспортной работы за два периода;
  2. рассмотреть структуру затрат и оценить изменение общей суммы затрат;
  3. определить размер экономии (перерасхода) затрат в целом, а также по каждой статье;
  4. рассчитать показатель затрат на рубль доходов за два периода, изучить его динамику и количественно оценить влияние факторов, повлекших изменение этого показателя.

Под себестоимостью перевозок понимают выраженные в денежной форме затраты транспортного предприятия на выполнение определенного объема транспортной продукции, связанные с использованием в процессе производства основных фондов, материалов, сырья, топлива и энергии, а также труда.

Себестоимость грузовых перевозок - это эксплуатационные затраты на грузовые перевозки, приходящаяся в среднем на 10 ткм грузооборота или на 1 кмобщего пробега, т. е.:

, руб.(7.1)

статистический показатель ресурс капитал

руб. руб.


, руб.(7.2)


руб. руб.

где З - общая сумма затрат, руб.

Широкое применение получил показатель затрат на 1 руб. общего объема доходов, который также является одним из показателей себестоимости. Показатель затрат на 1 руб. доходов определяется по формуле:


, руб.(7.3)


руб. руб.

гдеД - общий объем доходов за отчетный период.

Изменение общей суммы затрат определяется путем сопоставления затрат отчетного периода с затратами предыдущего периода. Структуру затрат и динамику их изменения рационально свести в таблицу 7.1 следующего вида.


Таблица 7.1 - Динамика изменения затрат и их структура.

Наименование затрат1 период2 период% изменения затратСумма, руб.% к итогуСумма, руб.% к итогуЗаработная плата персонала с отчислениями490102101,6016,851000601216,84,06Затраты на топливо986616979,433,71055293070,934,86,96Затраты на смазочные и эксплуатационные материалы335040217,611,5355466739,411,76,1Затраты на восстановление износа и ремонт шин270163393,49,2287284048,99,56,34Затраты на техническое обслуживание и ремонт подвижного состава372023141,612,7374422514,112,30,65Амортизация основных средств2736037809,435377517011,729,3Общехозяйственные расходы196596483,76,71003139303,2-48,98ИТОГО2924146097,31003036561485,31003,84

Непосредственно суммы расходов нельзя сопоставлять, так как они соответствуют разным объемам грузооборота. Для обеспечения их сопоставимости необходимо определить сумму затрат предыдущего периода, скорректированную на фактический грузооборот. Для этого сумму расходов предыдущего периода необходимо умножить на индекс грузооборота. Такой расчет выполняется по всем статьям переменных расходов. По постоянным расходам такая корректировка не делается, так как их величина не зависит от объема грузооборота. К постоянным расходам относятся накладные расходы и амортизация основных фондов.

Только после такой корректировки можно определить размер экономии (перерасхода) затрат. Экономия или перерасход по каждой статье устанавливается путем вычитания из фактической суммы затрат по каждой статье затрат предыдущего периода, скорректированных на фактический грузооборот.


, руб.(7.4)


Разность с отрицательным знаком означает экономию, с положительным знаком - перерасход. Алгебраическая сумма экономии (перерасхода) по всем статьям дает общую сумму экономии (перерасхода) от изменения себестоимости:


, руб.(7.5)


.руб.

Важным обобщающим показателем себестоимости является показатель затрат на рубль доходов, который наглядно показывает связь между себестоимостью и прибылью. Как уже упоминалось ранее этот показатель определяется путем деления общих затрат на перевозки на полученный доход от выполнения этих перевозок. В процессе статистического анализа необходимо изучить динамику затрат на рубль доходов и определить влияние факторов на изменение уровня данного показателя.

При исследовании изменения этого показателя во времени следует учитывать, что снижение этого показателя свидетельствует о более эффективной работе предприятия.

Для того, чтобы охарактеризовать изменение этого показателя, необходимо рассчитать относительную величину динамики или индивидуальный индекс изменения затрат на рубль доходов:


(7.6)


руб


Затраты на рубль доходов непосредственно зависят от изменения общей суммы затрат на перевозки и от изменения тарифа на перевозку. В свою очередь на общую сумму затрат оказывают влияние объем перевозок, изменение переменных и постоянных затрат, которые могут измениться за счет цен на используемые ресурсы.

Эту зависимость можно отразить в виде следующей модели. Затраты на перевозку в общем виде представляют собой произведение объема выполненной транспортной работы (грузооборота) на себестоимость единицы этой работы (себестоимость 1 там):


(7.7)


В свою очередь доходы - это произведение объема выполненной работы (грузооборота) на среднюю доходную ставку 1 ткм, т.е.:


(7.8)


Тогда изменение затрат на рубль дохода можно представить следующим индексом:


(7.9)


или в абсолютном выражении:


, руб.(7.10)


руб.

Для того, чтобы определить влияние изменения тарифов на изменение показателя затрат на один рубль дохода необходимо рассчитать следующий индекс, в котором влияние изменения объема работ и себестоимости изолировано:


(7.11)


что в абсолютном выражении составит:


(7.12)


руб.

Влияние изменения себестоимости перевозок определяется индексом, в котором изолировано влияние объема работ и тарифов:


(7.13)


в абсолютном выражении:


(7.14)


руб.

Влияние изменения объема перевозок определяется индексом, в котором изолировано влияние себестоимости перевозок и тарифов:


(7.15)


в абсолютном выражении:


(7.16)


руб.

После выполненных расчетов необходимо выполнить следующую проверку:


(7.17)


руб.(7.18)

руб.


8. СТАТИСТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ


При статистическом исследовании финансовых результатов работы АТП необходимо выполнить следующие задачи:

  1. определить величину основных финансовых показателей;
  2. исследовать динамику доходов АТП и выявить факторы, вызвавшие данное отклонение;
  3. изучить динамику балансовой прибыли и определить влияние факторов, повлекших изменение;
  4. охарактеризовать динамику и факторы изменения рентабельности.

Основные финансовые' результаты производственно-хозяйственной деятельности автотранспортных предприятий характеризуют абсолютные и относительные показатели: валовая выручка (доходы), прибыль, рентабельность.

Прибыль - это часть добавленной стоимости, получаемой автотранспортным предприятием после реализации предоставляемых транспортных работ и услуг. Количественно прибыль представляет собой разность между чистой выручкой (после уплаты налога на добавленную стоимость и других отчислений из выручки в госбюджет и внебюджетные фонды) и полной себестоимости реализованных транспортных работ и услуг.


, руб.(8.1)


руб. руб.

руб.

руб.

Показателем эффективности работы автотранспортного предприятия является уровень рентабельности, который рассчитывается как отношение суммы прибыли к текущим затратам или авансированным ресурсам.

Отношение суммы прибыли от выполненных перевозок к полной их себестоимости (т. е. к текущим затратам) называется рентабельностью перевозок.


(8.2)



Для характеристики эффективности использования основного и оборотного капитала определяется рентабельность предприятия. Она представляет собой отношение суммы балансовой прибыли за отчетный период к сумме средней стоимости основного капитала и средней стоимости нормируемого оборотного капитала за отчетный период. Этот показатель часто называют рентабельностью капитала.


(8.3)



Для характеристики динамики доходов определим индекс доходов как соотношение доходов, полученных в текущем периоде, с доходами за предыдущий период (в относительном выражении) или разность доходов двух периодов (в абсолютном выражении):


(8.4)



, руб.(8.5)


руб.

Изменение суммы доходов зависит от изменения средней доходной ставки и объема выполненной транспортной работы и определяется индексным методом. Влияние средней доходной ставки:


(8.6)



, руб.(8.7)


руб.

Влияние объема выполненной транспортной работы:


(8.8)



, py6.(8.9)


руб.

При этом:


(8.10)

, руб.(8.11)


руб.

При статистическом исследовании прибыли особое внимание уделяется прибыли от перевозок, на размер которой влияют три фактора:

  • изменение объема транспортной работы;
  • изменение себестоимости транспортной работы;
  • изменение средней доходной ставки.

Анализ влияния этих факторов на величину прибыли позволяет выявить дополнительные источники ее увеличения.

Изменение суммы прибыли от грузовых перевозок за счет каждого фактора следующее:

1) объема транспортной работы


(8.12)


2) себестоимости перевозок


(8.13)


3) средней доходной ставки


(8.14)


Знак «плюс» перед результатом означает увеличение прибыли, «минус» -уменьшение.

Общее абсолютное изменение прибыли за счет всех факторов составляет:


(8.15)


Отметим, что при данном методе исследования прибыли ее значение не учитывает величину налогов, уплачиваемых из доходов, т.е. прибыль здесь является разницей только между доходами и затратами.

Общее изменение рентабельности определяется по формуле:


(8.16)


Влияние изменения величины балансовой прибыли (т.е. чистые доходы за вычетом затрат) на динамику рентабельности капитала следующее:


(8.17)


Влияние изменения объемов производственного капитала определяется следующим образом:


(8.18)