Создание бизнес-плана интернет проекта
Лабораторная работа
Создание бизнес-плана интернет проекта
бизнес планирование инвестиционный
Цель работы:
Ознакомление с методикой разработки
бизнес-планов и приобретение практических навыков составления бизнес-планов
небольших интернет проектов.
Теоретические сведения
Цели бизнес-планирования
В современных условиях поток
информации, обрушивающийся на лиц, принимающих решения по ключевым вопросам
работы предприятий, заставляет их предъявлять определенные требования к
предложениям и планам, исходящим как от их подчиненных, так и из внешних
источников.
Для предложений, касающихся
инвестиционных решений внутри компании, создания новых инвестиционных проектов,
вопросов получения кредитов и займов, такие требования обычно предусматривают
необходимость составления бизнес-плана.
Интернет-бизнес, как правило, плохо
знаком потенциальным инвесторам. Поэтому инвестиционные проекты в этой области
должны быть подготовлены и представлены весьма тщательно. Продуманный и
качественно выполненный бизнес-план может помочь в привлечении финансирования и
воплощении в жизнь идей, связанных с созданием Интернет-компаний или сетевых
представительств компаний, работающих в традиционном бизнесе.
Часто бизнес-планирование
ассоциируют с процедурой получения финансирования под какой-либо инвестиционный
проект. Действительно, для этой цели бизнес-план необходим, но привлечением
финансирования назначение бизнес-планирования далеко не исчерпывается.
Бизнес-планирование для
внутренних целей компании
Бизнес-план является удобным
инструментом планирования деятельности компании. Будучи в значительной мере
стандартизованным документом, он хорошо подходит для сравнения различных
вариантов развития и направлений инвестирования свободных средств компании.
Особое преимущество бизнес-планирования
заключается в комплексном подходе. В рамках бизнес-плана финансовые,
маркетинговые или организационные аспекты деятельности компании не
рассматриваются изолированно. Все стороны бизнеса анализируются в комплексе,
что позволяет реально оценивать последствия принятия тех или иных
управленческих решений.
При составлении бизнес-плана для
принятия решений внутри компании необходимо учитывать ряд особенностей:
руководители компании, которые будут
принимать решения по данному бизнес-плану, хорошо знакомы с деятельностью
компании, ее сильными и слабыми сторонами, особенностями отрасли и т.п. Поэтому
разделы, содержащие вводную информацию, могут быть сильно сокращены;
время на подготовку бизнес-плана,
разрабатываемого для внутренних целей, как правило, сильно ограничено. Поэтому
в таких бизнес-планах можно сосредоточиться в основном на количественной
(расчетной) информации, касающейся маркетинговых и финансовых показателей,
особенно, если подобные бизнес-планы уже представлялись ранее лицам,
принимающим решения;
в некоторых случаях внутреннее
бизнес-планирование может вестись в непрерывном (потоковом) режиме. Такое
возможно, когда все ключевые расчеты по бизнес-плану осуществляются при помощи
компьютера (например, с использованием электронных таблиц или в специальных
программах для бизнес-планирования), а информация о рынке и иных параметрах
окружающей среды (ценах поставщиков, ценах на рекламу, транспорт и т.п.)
поступает ежедневно. В этом случае изменение входящей информации для
бизнес-планирования немедленно сказывается на результатах расчета и,
соответственно, выводах о перспективности тех или иных направлений
деятельности, экономической эффективности рекламных кампаний и т.п. Потоковое
бизнес-планирование для Интернет-компаний весьма эффективно, поскольку для них
проще обеспечивать непрерывный поток данных об изменениях окружающей среды,
собирать данные о реакции аудитории на рекламные акции, вести непрерывные
(панельные) маркетинговые исследования поведения потребителей и конкурентов;
внутренние бизнес-планы могут
использоваться для анализа «план-факт». Бизнес-планы прошлых периодов при
сопоставлении их с фактическими результатами позволяют компании сделать выводы
о том, какие стратегии были наиболее эффективными. Кроме того, сравнение
различных параметров бизнес-плана с фактическими результатами позволяет
компании выявить сильные и слабые элементы в своей структуре (от подразделений
до конкретных исполнителей).
Структура бизнес-плана
интернет проекта:
1.1. Наименование проекта
.2. Цель проекта
.3. Участники проекта
.4. Основная информация о
проекте
.5. Реализация проекта
.1 Подробней об участниках
проекта
.5.2 Работы и их стоимости
.5.3 Схема финансирования
.5.4 Жизненный цикл проекта и
результаты
.5.5 Текущее состояние проекта
.5.6 Договоренности и поддержка
.6 Рыночная ориентация проекта
(маркетинговое исследование)
.7 Экономическое обоснование
.7.1 Расчет прибыли
.7.2 Экономические показатели
эффективности
.8 Оценка рисков и мероприятия
по их ограничению
.9 Дополнительно
.10 Приложения
Разделы бизнес-плана
Наименование
Лаконичное
(короткое, но проницательное) название проекта.
Например: «Новости»
- информационный (новостной) интернет-сайт.
Цель
проекта
Максимально коротко
о том, в чем основная идея проекта. Прочитав это инвестор должен
заинтересоваться, но помните если здесь будет много текста, то инвестор не
будет этого читать вовсе - он просто скажет вам: «я не нахожу это интересным».
Например: Основное
назначение сайта: публиковать новости, платные статьи и баннерную рекламу.
Участники
проекта
Коротко об участниках
проекта. Необходимо различать: инициатора, организатора, исполнителей.
Например:
Организаторы и
исполнители:
) Компания 1 -
компания, которая специализируется на разработке сайтов с 2002 года. Подробней,
см. сайт.
) Лицо 1 - работал
в представительстве «Газеты» с момента запуска и до момента закрытия
представительства корреспондентом, старшим корреспондентом, редактором. Опыт
работы на телевидении, радио, в газетах, опыт создания интернет-СМИ.
Основная
информация о проекте
Необходимо описать
проект, его назначение, сильные стороны, потенциальных потребителей услуг
Например:
Проект «Новости» -
является редким для области СМИ абсолютно независимым информационным
интернет-проектом, не аффилированным с политическими или бизнес-группами,
ориентированный исключительно на читательские интересы.
Основа проекта
«Новости» - профессионалы. Это журналисты, имеющие большой опыт работы в
федеральных СМИ, прессе, телевидении, радио (перечень компаний) принимавшие
участие в start-up популярных интернет-изданий. Это специалисты по рекламе,
работающие не только с наиболее крупными компаниями региона, но и c заказчиками
из Москвы и других городов, способные помочь клиенту наиболее эффективно
инвестировать в продвижение его организации в СМИ. Это it-специалисты, в портфолио
которых - ряд крупных интернет представительств компаний России и дальнего
зарубежья.
Цель проекта
«Новости» - дать интернет-читателю наиболее цельную и беспристрастную
информационную картину. Кроме того, ориентируясь на федеральные формат подачи
информации, проект ориентирован на продвижение новостей на федеральном
информационном интернет-рынке Москвы и крупных городов России. Информация
«Новостей» никогда не основывается на домыслах или слухах, никогда не выражает
предвзятые мнения: опровержение информации - это для журналистов «Новостей»
недопустимый показатель собственной профессиональной непригодности. Кратко,
беспристрастно, грамотно - вот три обязательных условия, по которым работают
как «Новости», так и крупные федеральные СМИ - «Интерфакс».
Аудитория
«Новостей» - люди, принимающие решения. Это читатели от 25 до 50 лет,
бизнесмены, частные предприниматели, менеджеры и руководители небольших и
крупных компаний и холдингов, чиновники и сотрудники государственных ведомств.
Приоритеты информационной политики «Новостей»: власть, бизнес, экономика и
политика. В дальнейшем проект будет развивать дополнительные информационные
сервисы, нужные и интересные этим категориям читателей. Учитывая
интернет-формат новостей, «Новости» будут стараться держать читателя в курсе
основных событий региона все 24 часа в сутки, без выходных. Чтобы дать наиболее
полную картину дня, основу информаций «Новостей» составляют как собственные
сообщения, так и информация наиболее уважаемых и ответственных региональных
интернет-СМИ.
Подробней
об участниках проекта
В этом пункте
следует предоставить информацию, которая убедит инвесторов в том, что участники
способны реализовать проект. Для этого следует предоставить информацию о том, в
каких проектах инициатор, организатор и исполнители участвовали и каких
результатов достигали (или что-то другое, что вызовет доверие к участникам
проекта).
Чтобы не быть
голословными, следует предоставить документальные подтверждения.
Работы
и их стоимости
Здесь необходимо
представить укрупненный перечень работ необходимый для реализации проекта и их
стоимость.
Для запуска проекта
необходимо выполнить:
Наименование работы
|
Стоимость, руб.
|
|
|
Общая стоимость
запуска проекта:
Схема
финансирования
Содержание этого
раздела зависит от вида инвестирования. Здесь указываются источники инвестиций
и их условия. Если ваш проект может инвестироваться по частям, то лучше это
представить именно так.
Основные этапы
проекта с указанием сроков (диаграмма ганта), а также доходы, которые
планируется получить на каждом этапе (если доходы возможны).
Текущее
состояние проекта
Здесь следует
указать, что уже сделано по проекту, а также какие наработки имеются
(применимые к этому проекту).
Например:
Зарегистрировано
ООО «Новости».
Подобран персонал
редакции (в настоящий момент редакция функционирует в минимальном объеме).
Ведется поиск
рекламодателей и заказчиков на платные статьи.
Договоренности
и поддержка
С какими компаниями
и по каким вопросам существуют договоренности, а также, кто и по каким вопросам
предоставляет поддержку (желательно предоставить документальные подтверждения).
Также не следует забывать:
· Взаимодействие с местными властями и общественностью.
· Участие в правительственных программах.
Рыночная
ориентация проекта (маркетинговое исследование)
Необходимо выявить
основных конкурентов и описать свои конкурентные преимущества
Основные конкуренты
Конкурент 1
В настоящий момент
представляют собой народные новости, основным источником которых являются
всевозможные блоги и слухи, а также остатки прежнего проекта (немного новостей
о политики, экономики и т.д.) Основное текущее направление развития: сплетни и
«желтые» публикации.
Конкурент 2
Нет продуманной
направленности, делают все новости подряд. Нет своего лица. Недружелюбный интерфейс.
Однако хороший ТИЦ (известность в интернете) и доверие федеральных новостных
лент.
Конкурент 3
Последнее время
уверенно сдают позиции. Специализируются на политике с уклоном в поддержку
мэра.
Почему другие не
конкуренты
Остальные подобные
проекты либо полностью ангажированы областными властями, либо имеют бедный
редакционный штат, либо сами не стремятся доминировать на рынке. Посещаемость
таких сайтов в сутки редко превышает 1 тыс. уникальных посетителей. Также
отсутствует доверие федеральных новостных лент.
Конкурентные
преимущества
Основная идея -
дать читателю наиболее цельную информационную картину дня города и области,
ориентируясь на федеральные формат подачи информации. Проект ориентирован на
продвижение областных новостей на федеральном информационном интернет-рынке
Москвы и крупных городов России.
Кратко,
беспристрастно, грамотно - вот три обязательных условия, по которым работают
как «Новости», так и крупные федеральные СМИ.
Целевая аудитория -
люди, принимающие решения. Это читатели от 25 до 50 лет, бизнесмены /
предприниматели, менеджеры и руководители небольших и крупных компаний,
чиновники и сотрудники государственных ведомств.
Приоритеты
информационной политики: власть, бизнес, экономика и политика.
Формат новостей: 24
часа в сутки, без выходных. Собственные репортажи, а также новости уважаемых
региональных интернет-СМИ.
Расчет
прибыли
Здесь приводятся
расчеты доходов и расходов проекта при его плановой производственной
загруженности, а также расчет прибыли.
Например:
Детализация расходов
Итого расходов
Расчет доходов
Доходы
обеспечиваются за счет продажи коммерческих (политических) статей и баннерной
рекламы.
Первые 3 месяца
получить доходы маловероятно, потому что продать статьи и рекламные баннеры на
непосещаемый сайт очень сложно.
После 12 месяцев
работы сайта доходы от продажи баннеров и статей будут не меньше 200 тысяч в
месяц*.
После 2 лет работы
сайта доходы достигнут своего максимального значения - 500 тысяч в месяц*.
Чтобы получить доходы выше нужно создавать разнонаправленный портал и / или
тиражировать продукт в других регионах.
* - Данные
основываются на статистике действующего новостного сайта и являются
неоптимистичными и достоверными.
Экономические
показатели эффективности
Базовые
инвестиционные показатели эффективности:
· Сумма инвестиций
· Годовая чистая прибыль
· Ставка дисконтирования
· IRR
· NPV
· Период окупаемости
· Точка безубыточности (за год)
Оценка
рисков и мероприятия по их ограничению
Здесь нет общих
рекомендаций, индивидуально для каждого проекта.
Дополнительно
Самая различная
информация, которая важна для раскрытия идеи проекта и его реализации, например:
· Обоснование основных технических решений и выбор технологического
оборудования.
· Воздействие производства на окружающую среду.
· Социальная ценность проекта.
Приложения
Обязательно к
вашему бизнес-плану прикладывайте дополнительные материалы. Во-первых, ваш
бизнес-план будет выглядеть солидней, во-вторых, дополнительный материал не
будет перегружать основные разделы бизнес-плана. Однако помните, что не нужно
прикладывать малополезный материал даже в приложение - любой материал
бизнес-плана должен иметь ценность для инвестора.
Задание к работе:
Составить бизнес-план интернет
проекта в выбранной предметной области
ХОД РАБОТЫ:
. Выбрать и согласовать с
преподавателем тему будущего интернет проекта
. Определить наименование
проекта
. Сформулировать цель проекта
. Определить и описать
участников проекта
. Описать подробно
реализацию проекта (подробная информация об участниках проекта, определить
основные виды работ и указать их стоимость, описать схему финансирования, определить
этапы жизненного цикла проекта, построить диаграмму Ганта
(http://www.gantter.com/), определить текущее состояние проекта, описать
договоренности)
. Определить конкурентов (привести
точные интернет-ссылки на сайты конкурентов), проанализировать имеющуюся
информацию (определить критерии сравнения и привести сравнительную
характеристику), определить свои конкурентные преимущества
. Произвести расчет
ожидаемой прибыли (статьи доходов, статьи расходов) и экономических показателей
эффективности
. Оценить риски и
мероприятия по их ограничению
Наименование риска
|
Расшифровка
|
Меры по снижению
|
|
|
|