Счета с просрочкой свыше года.
Кроме того дебиторская задолженность может быть оправданной и неоправданной. К оправданной дебиторской задолженности относятся счета с просрочкой не более одного месяца, остальные - неоправданные.
Чем больше просрочка по дебиторской задолженности, тем меньше шансов вернуть ее в полном объеме.
Можно выделить сомнительную дебиторскую задолженность или безнадежные долги - просрочка свыше года.
Наличие сомнительной дебиторской задолженности скорей всего свидетельствует о том, что часть денежных средств никогда не будет возвращена.
Таблица 1 Показатели оборачиваемости дебиторской задолженности.
ПоказателиФормулаРасчетОборачиваемость дебиторской задолженности (Одз), в оборотах3,2Средняя дебиторская задолженность (Сдз), тыс. руб439.191,5Период погашения дебиторской задолженности (Тдз), дн.112,5Доля дебиторской задолженности в общем объеме оборотных активов (Кдз), %43,5
Таким образом, дебиторская задолженность составляет 43,5% всех оборотных активов. При этом ее среднее значение за год составило 439.191,5 тыс.руб. В случае необходимости за счет собственного дохода предприятие сможет погасить дебиторскую задолженность 3 раза за год. Период погашения дебиторской задолженности составляет более 112 дней, т.е. дебиторская задолженность считается неоправданной.
.2 Анализ кредиторской задолженности
Кредиторская задолженность - задолженность субъекта (предприятия, организации, физического лица) перед другими лицами, которую этот субъект обязан погасить.
Все финансовые обязательства имеют свои сроки погашения и в первую очередь должна быть погашена кредиторская задолженность.
Таблица 2 Показатели оборачиваемости кредиторской задолженности.
ПоказателиФормулаРасчетОборачиваемость кредиторской задолженности (Окз), в оборотах1,3Средняя кредиторская задолженность (Скз), тыс. руб1.041.936,5Период погашения кредиторской задолженности (Ткз), дн.276,9Коэффициент кредиторской задолженности (Кдз), %На начало года 96,6На конец года 97,8
За отчетный период кредиторская задолженность составляла 96,6% на начало года и 97,8% наконец года.
Средняя величина задолженности - 1.041.936,5 тыс.руб. Погасить кредиторскую задолженность за счет выручки предприятие смогло бы 1,3 раза.
Полностью кредиторскую задолженность возможно было бы покрыть за 277 дней.
.3 Сравнение дебиторской и кредиторской задолженности
Дебиторская задолженность может служить средством погашения кредиторской задолженности. И в первую очередь кредиторскую задолженность гасят не выручкой, а именно дебиторской задолженностью.
Таблица 3 Сравнение дебиторской и кредиторской задолженности
ПоказательЗадолженностьдебиторскаякредиторскаяСредняя величина439.191,51.041.936,5Прирост за год501.099 (265,6%)992.187 (181,77%)Оборачиваемость в днях112,5276,9Оборачиваемость в оборотах3,21,3
Таким образом, кредиторская задолженность значительно превышает дебиторскую задолженность (более чем в 2 раза). При этом дебиторская задолженность оборачивается в 2,5 раза быстрее, чем кредиторская.
Следовательно, можно ожидать дополнительного притока денежных средств и уже через 113 дней направить деньги на погашение кредиторской задолженности.
.4 Рекомендации по работе с дебиторской и кредиторской задолженностью
Дебиторская задолженность является одним из основных источников формирования финансовых потоков - платежей. В то же время кредиторская задолженность как долговое обязательство организации, всегда содержит суммы потенциальных выплат, нуждающихся в бухгалтерском наблюдении и контроле [6].
Для каждого предприятия важно:
не допускать необоснованного увеличения дебиторов и суммы их долгов;
избегать дебиторской задолженности с высокой степенью риска;
вовремя выставлять платежные счета, следить за сроками их оплаты;
своевременно, совместно с юридическими службами предприятия, принимать меры по истребованию просроченной дебиторской задолженности.
В то же время, представляется необходимым четко отслеживать расчеты с кредиторами, своевременно погашать возникшую кредиторскую задолженность. В противном случае предприятие может потерять доверие своих поставщиков, банков и других кредиторов, а также будет обречено на оплату штрафных санкций по расчетам с контрагентами [6].
Основные функциональные направления деятельности при осуществлении контроля над задолженностью нацелены, прежде всего, на укрепление финансового состояния предприятия.
К общим направлениям относятся:
организация системы постоянного контроля за дебиторской и кредиторской задолженностью по каждому дебитору и кредитору;
систематическое проведение финансово-хозяйственного контроля дебиторской и кредиторской задолженности;
определение внутренних и внешних причин, оказавших влияние на величину, структуру, динамику дебиторской и кредиторской задолженности, проведение оценки эффективности и влияния принятых мер на финансовое состояние предприятия, формирование соответствующих выводов и прогнозов.
Задачами частного направления являются:
снижение уровня дебиторской задолженности до размера, не превышающего уровень кредиторской задолженности;
уделение большего внимания контролю за движением дебиторской задолженности, так как именно она приводит к иммобилизации денежных средств, ведущей к дальнейшей неплатежеспособности предприятия;
своевременное погашение долгов, не допуская просрочек и штрафных санкций;
разумное использование такой формы привлечения клиентов, как коммерческий кредит. С помощью такой формы кредитования можно не только привлечь дополнительных покупателей, но и значительно увеличить объем продаж, а, следовательно, и прибыли.
выявление степени риска появления недобросовестных покупателей путем расчета резерва по сомнительным долгам;
проведение совместной работы бухгалтерских подразделений, осуществляющих контроль за движением дебиторской и кредиторской задолженности, с юридическими службами предприятия, направленной на своевременное принятие мер воздействия на недобросовестных и (или) неплатежеспособных контрагентов [6].
Работа по возврату долгов от дебиторов включает следующие меры воздействия:
подготовка и направление мотивированных претензий просрочившим дебиторам;
подготовка и направление искового заявления в арбитражный суд к должнику, не признающему долг, о взыскании задолженности и предусмотренных договором или законом штрафных санкций;
в случае неспособности дебитора погасить свой долг видится целесообразным предъявить иск о несостоятельности [6].
Заключение
Таким образом, благодаря производственной практике я приобрела хороший опыт работы, закрепила и углубила теоретические знания, полученные при изучении предшествующих дисциплин. Я научилась применять полученные теоретические знания для решения поставленных задач. Так же мной был получен бесценный опыт как коллективной, так и самостоятельной работы. Полученные ранее знания позволили проследить взаимосвязь основных участков работы, понять важность каждого элемента хозяйственной деятельности предприятия.
За время практики в ЗАО «ЭлТех СПб» я ознакомилась с работой предприятия, с его структурой, с работой тендерного отдела и бухгалтерии. Я приобрела навыки работы с первичной документацией, оформления тендерной документации и заполнения карточек договоров. Также самостоятельно я собрала всю необходимую информацию для отчета и провела анализ дебиторской и кредиторской задолженности.
Я выяснила, что ЗАО «ЭлТех СПб» очень перспективное предприятие. Оно относительно молодое и успешное. ЭЛТЕХ сегодня - это крупнейший инжиниринговый центр, работающий на рынке создания высокотехнологичных промышленных объектов в сфере производства электроники, приборостроения, наноиндустрии и смежных наукоёмких отраслей.
Для России инновационное развитие экономики - это не только перспективный путь социально-экономического подъема, но и возможность занять ведущее положение в мире. Начав развитие в русле инновационной экономики, промышленность России остро нуждается в потоке новаторских идей, совершенствовании конструкции и дизайна промышленной продукции, но более всего - в постоянном технологическом совершенствовании производственных процессов. Таким образом, технологии приобретают роль главной движущей силы развития экономики страны. Компания ЭЛТЕХ осуществляет весь комплекс работ, необходимых для создания или реконструкции инженерной инфраструктуры [7].
Моя работа заключалась в том, чтобы наладить процесс взаимодействия между компанией и заказчиками. Составление договоров и писем - прямой путь контактирования с непосредственными заказчиками. Важно заметить, что заключение новых договоров - это не только прибыль для компании, но и очередной шаг в развитии экономики страны.
Я изучила политику ЭЛТЕХа в области качества предоставляемых услуг и в области экологии и могу утверждать, что данное предприятие стремится не только к достижению своих прямых целей, т.е. получению прибыли, но также заботится о том, чтобы предоставляемые услуги были качественны, надежны и, конечно же, безопасны, как для людей, так и для окружающей среды, что не маловажно, учитывая сложившееся экологическое положение в мире.
На основании собранных материалов я самостоятельно провела анализ дебиторской и кредиторской задолженности. Анализ показал, что и дебиторская и кредиторская задолженности требуют повышенного внимания. Однако, применимо к конктретному времени такая ситуация не критична, так как предприятие находится на стадии широкого и довольно быстрого развития, и для него сейчас главное добиться финансовой устойчивости и стабильности, потом же ЭЛТЕХ обязательно предпримет меры для повышения платежеспособности. Ведь анализ и контроль за движением дебиторской задолженностью являются одним из важнейших факторов максимизации нормы прибыли, увеличения ликвидности, кредитоспособности и минимизации финансовых рисков. И правильно разработанная стратегия контролирования кредиторских долгов позволяет своевременно и в полном объеме выполнять обязательства перед клиентами, что способствует созданию репутации надежного и ответственного предприятия.
Список использованных источников
1.Бухгалтерский баланс ЗАО «ЭлТех СПб» за 2013 год
2.Методика описания хозяйствующего субъекта - малого предприятия и пример совершенствования его процессов в отчете по производственной практике/ М.М.Глазов, Т.К. Екшикеев. - СПб, 2014, 18 с.
.Отчет о финансовых результатах ЗАО «ЭлТех СПб» за 2013 год
.Программа и методические указания к прохождению производственной практики: учеб.- метод. материалы / сост. М.М. Глазов, Е.Е. Петрова, Т.К. Екшикеев, А.В. Филатов, Н.Л. Гагулина. - СПб.: Изд-во РГГМУ, 2013. -48 с.
.Руководство по экологическому менеджменту ЗАО «ЭлТех СПб»: 2012, -19 с.
.Савченкова Е.В. Управление дебиторской и кредиторской задолженностью предприятия // Российское предпринимательство. - 2008. - № 10 Вып. 1 (120). - c. 33-37.
.Сайт ЭЛТЕХ
.Устав закрытого акционерного общества «ЭлТех СПб», 3 редакция, от 11.01.10, - 11 с.
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Индивидуальная оценка прохождения производственной практики
№ п/пКачественные характеристикиМакс. баллФакт. балл1Оценка работы по формальным критериям:301.1Соблюдение сроков прохождения практики по этапам41.2Наличие самостоятельно оформленного плана прохождения практики21.3Самостоятельно определенная организация для прохождения практики21.4Помощь в заключении договора на прохождение практик21.5Прилагаемое заверенное приглашение на последующую преддипломную практику или на работу21.6Внешний вид отчета и правильность оформления титульного листа21.7Наличие в тексте отчета сносок на источники31.8Наглядность отчета в качестве иллюстративного материала31.9Наличие и качество дополнительных приложений отчета31.10Правильность оформления списка литературы отчета51.11Использование теоретической информации из иностранной литературы в отчете и отражение ее в списке литературы22Оценка работы по содержанию:702.1Актуальность проблематики задач практики42.2Логическая структура отчета и ее соответствие плану в задании22.3Глубина рубрикации и сбалансированность разделов отчета22.4Качество введения отчета52.5Наличие прилагаемой научно-практической статьи по материалам прохождения практики (приложение 5)32.6Правильность соотнесения теоретических и практических фактов в отчете22.7Соответствие содержания работы заявленной теме32.8Соответствие содержания разделов отчета их названию22.9Логическая связь между разделами отчета32.10Степень самостоятельности в изложении отчета132.11Наличие элементов научной новизны предложений в отчете32.12Теоретическая и практическая ценность отчета32.13Наличие CD - диска с материалами производственной практики в электронном виде52.14Умение делать выводы102.15Качество заключения в отчете52.16Применение на практике теоретических положений новейшей литературы53Штрафные баллы3.1Не соблюдение правил охраны труда, техники безопасности и производственной санитарии-1003.2Прогулы и опоздания без уважительной причины-403.3Неадекватная реакция на замечания работников предприятия-403.4Наличие ошибок принципиального характера в отчете-35