Анализ данных и инструментальные методы статистики

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    35,01 Кб
  • Опубликовано:
    2015-06-04
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Анализ данных и инструментальные методы статистики

Ростовский государственный экономический университет «РИНХ»

Кафедра математической статистики, эконометрики и актуарных расчетов











Домашнее задание

"Анализ данных и инструментальные методы статистики"

Задание 1


Имеются данные о распределении коммерческих банков по объявленному уставному фонду:

РЕГИОН 1

РЕГИОН 2

Группы банков по уставному фонду

Удельный вес банков в общем их числе

Группы банков по уставному фонду

Удельный вес банков в общем их числе

До 100

7

До 100

2

100-500

9

100-300

5

500-1000

18

300-500

6

1000-5000

34

500-700

7

5000-20000

22

700-100

12

Свыше 20000

10

1000-3000

28



3000-5000

18



5000-10000

14



Свыше 10000

8

Итого

100

Итого

100


С целью сравнения осуществите вторичную группировку коммерческих банков, пересчитав данные - региона 1 в соответствии с группировкой региона 2.

Решение:

Регион 1

Группы банков по уставному фонду

Удельный вес банков в общем их числе

До 100

=7

100-300

9х0,5=4,5

300-500

9*0,5=4,5

500-700

18*0,4=7,2

700-1000

18*0,6=10,8\

1000-3000

34*0,5=17

3000-5000

34*0,5=17

5000-10000

22*0,5=11

Свыше 10000

22*0,5+10*1=21

Итого

100


Получается:

Группы банков по уставному фонду

Удельный вес банков в общем их числе


РЕГИОН 1

РЕГИОН 2

До 100

7

2

100-300

4,5

5

300-500

4,5

6

500-700

7,2

7

700-1000

10,8

12

1000-3000

17

28

3000-5000

17

18

5000-10000

11

14

Свыше 10000

21

8

Итого

100

100


Задание 2


Имеются следующие данные о торговле товаром А на субрынках города за базисный и отчетный периоды:

Субрынки

Базисный период

Отчетный период


товарооборот, тыс. руб.

средняя цена, руб.

количество продаж, тыс. руб.

средняя цена, руб.

Рынки мелкооптовой торговли

1200

25

45

26

Центр. часть города

324

36

6

39

“Спальные” районы

400

32

11

34


Определите среднюю цену товара в каждом периоде.

Решение:

Когда исходные данные сгруппированы, то расчёт средней производится по формуле средней арифметической взвешенной:

где fi - частота ряда распределения, с которой отдельные варианты встречаются в совокупности (или удельный вес отдельных значений во всей совокупности).

Базисный период = =585,6344

Отчетный период = =17,9596

Задание 3


По результатам маркетингового исследования туристических фирм, организующих недельные туры в Турцию в различные курортные города, получены следующие данные о вариации стоимости туров (цены приведены для гостиниц одного класса):

Месторасположение курорта

Число туристических фирм

Средняя цена недельного тура, у.е.

Дисперсия цен тура в группе

Анталия

7

530

2720

Бодрум

6

590

8855

Итого

13

550

5550


Найти общую дисперсию, коэффициент детерминации и эмпирическое корреляционное отношение.

Решение:

Вариация цен в обследованной группе туристических фирм, обусловленная различием в месторасположении курорта будет характеризоваться величиной межгрупповой дисперсии.

Средняя цена тура по всем фирмам составила:

Х==557,6923

Тогда межгрупповая будет равна:

=894,6746

Вариация цен под влиянием всех прочих факторов, кроме месторасположения курорта, будет характеризоваться величиной средней из внутригрупповых дисперсий:

=5551,5385

Вариация цен на недельные туры в Турцию, обусловленная влиянием всех факторов, формирующих уровень цен в заданной группе:

,6746+5551,5385=6446,2131

Правило сложения дисперсий имеет большую практическую значимость, т.к. позволяет выявить зависимость результатов от определяющих факторов соотношением межгрупповой и общей дисперсии - коэффициент детерминации.

- коэффициент детерминации;

*100=13,879%

Эмпирическое корреляционное отношение измеряет, какую часть общей колеблемости результативного признака вызывает изучаемый фактор. Это отношение факторной дисперсии к общей дисперсии:

- эмпирическое корреляционное отношение.

h==0,3725

Отсюда можно сделать вывод, что на 13,879% (13,78%) дисперсия цен на недельные туры объясняется различиями в месторасположении курорта, а на 86,121% (86,22%) - влиянием прочих факторов.
Таким образом, преобладающее влияние на вариацию цен недельных туров в Турцию оказывают прочие факторы.

Задание 4


По данным 10 предприятий с помощью коэффициента ранговой корреляции Спирмена измерить тесноту зависимости между объемом выпускаемой продукции (у), млн. руб., и стоимостью основных производственных средств (х), млн. руб.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Х

1,5

1,8

2,0

2,2

2,3

2,6

3,0

3,1

3,5

3,8

Y

3,9

4,4

3,8

3,5

4,8

4,3

7,0

6,5

6,1

8,2


Присвоим ранги признаку Y и фактору X.

X

Y

ранг X, dx

ранг Y, dy

1.5

3.9

1

3

1.8

4.4

2

5

2

3.8

3

2

2.2

3.5

4

1

2.3

4.8

5

6

2.6

4.3

6

4

3

7

7

9

3.1

6.5

8

8

3.5

6.1

9

7

3.8

8.2

10

10


Матрица рангов.

ранг X, dx

ранг Y, dy

(dx - dy)2

1

3

4

2

5

9

3

2

1

4

1

9

5

6

1

6

4

4

7

9

4

8

8

0

9

7

4

10

10

0

55

55

36


Проверка правильности составления матрицы на основе исчисления контрольной суммы:

распределение дисперсия коэффициент динамика


Сумма по столбцам матрицы равны между собой и контрольной суммы, значит, матрица составлена правильно.

По формуле вычислим коэффициент ранговой корреляции Спирмена.


Связь между признаком Y и фактором X сильная и прямая

Значимость коэффициента ранговой корреляции Спирмена

Для того чтобы при уровне значимости α проверить нулевую гипотезу о равенстве нулю генерального коэффициента ранговой корреляции Спирмена при конкурирующей гипотезе Hi. p ≠ 0, надо вычислить критическую точку:


где n - объем выборки;- выборочный коэффициент ранговой корреляции Спирмена:

t(α, к) - критическая точка двусторонней критической области, которую находят по таблице критических точек распределения Стьюдента, по уровню значимости α и числу степеней свободы k = n-2.

Если |p| < Тkp - нет оснований отвергнуть нулевую гипотезу. Ранговая корреляционная связь между качественными признаками не значима. Если |p| > Tkp - нулевую гипотезу отвергают. Между качественными признаками существует значимая ранговая корреляционная связь.

По таблице Стьюдента находим t(α/2, k) = (0.1/2;8) = 1.86

Так как Tkp < p, то отклоняем гипотезу о равенстве 0 коэффициента ранговой корреляции Спирмена. Другими словами, коэффициент ранговой корреляции статистически - значим и ранговая корреляционная связь между оценками по двум тестам значимая.

Задание 5


Имеются данные о ежегодном выпуске продукции предприятия ( тыс. шт.) 2005-2013 гг.

Годы

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

2013

Объем выпуска ( тыс. шт.)

10,9

10,9

7,3

3,2

3,1

2,9

2,4

2,6

2,8


Определить аналитические показатели ряда динамики: абсолютные приросты, темпы роста, темпы прироста - базисные и цепные, абсолютное содержание 1% прироста, пункты роста. Полученные данные представьте в таблице; рассчитайте средний уровень ряда, среднегодовой абсолютный прирост, среднегодовой темп роста и прироста. Проведите аналитическое выравнивание ряда динамики.

Решение:

Цепные показатели ряда динамики.

Период

выпуск продукции

Абсолютный прирост

Темп прироста, %

Темпы роста, %

Абсолютное содержание 1% прироста

2005

10,9

-

-

100

0,109

2006

10,9

0

0,00

100,00

0,109

2007

7,3

-3,6

-33,03

66,97

2008

3,2

-4,1

-56,16

43,84

0,032

2009

3,1

-0,1

-3,13

96,88

0,031

2010

2,9

-0,2

-6,45

93,55

0,029

2011

2,4

-0,5

-17,24

82,76

0,024

2012

2,6

0,2

8,33

108,33

0,026

2013

2,8

0,2

7,69

107,69

0,028


В 2009 по сравнению с 2008 выпуск продукции уменьшилось на 0.1 тыс. шт.

Максимальный прирост наблюдается в 2012 и 2013 гг. (0,2)

Минимальный прирост зафиксирован в 2008 (-4.1)

Темп наращения показывает, что тенденция ряда убывающая, что свидетельствует о замедлении выпуск продукции

Базисные показатели ряда динамики.

Период

выпуск продукции

Абсолютный прирост

Темп прироста, %

Темпы роста, %

2005

10,9

-

-

100

2006

10,9

0

0

100,00

2007

7,3

-3,6

-33,03

66,97

2008

3,2

-7,7

-70,64

29,36

2009

3,1

-7,8

-71,56

28,44

2010

2,9

-8

-73,39

26,61

2011

2,4

-8,5

-77,98

22,02

2012

2,6

-8,3

-76,15

23,85

2013

2,8

-8,1

-74,31

25,69


В 2013 по сравнению с 2005 выпуск продукции уменьшилось на 8,1 тыс. шт. или на 74,31%.

Средний уровень ряда y динамики характеризует типическую величину абсолютных уровней.

Для нахождения среднего уровня моментного ряда используют среднюю хронологическую:

==3,54

Среднее значение выпуск продукции за анализируемый период составило 3,54 тыс. шт.

Средний темп роста


Тр==0,84

В среднем за весь период рост анализируемого показателя составил 0.84

Средний темп прироста


Тпр=0,84-1=-0,16

В среднем с каждым периодом выпуск продукции сокращался на 16%.

Средний абсолютный прирост представляет собой обобщенную характеристику индивидуальных абсолютных приростов ряда динамики.

Средний абсолютный прирост

=1.01

С каждым периодом выпуск продукции в среднем уменьшалось на 1.01 тыс. шт.

Другим статистическим критерием является коэффициент множественной детерминации R2.

yi

Δ1t

Δ2t

Темп роста

10,9

-

-

1,00

10,9

0

-

1,00

7,3

-3,6

-0,33

0,67

3,2

-4,1

-0,56

0,44

3,1

-0,1

-0,03

0,97

2,9

-0,2

-0,06

0,94

2,4

-0,5

-0,17

0,83

2,6

0,2

0,08

1,08

2,8

0,2

0,08

1,08


Линейное уравнение тренда имеет вид y = a1t + a0

Находим параметры уравнения методом наименьших квадратов.

Система уравнений МНК:

0n + a1∑t = ∑y

a0∑t + a1∑t2 = ∑y • t

t

y

t2

y2

t y

1

10,90

1,00

118,81

10,90

2

10,90

4,00

118,81

21,80

3

7,30

9,00

53,29

21,90

4

3,20

16,00

10,24

12,80

5

3,10

25,00

9,61

15,50

6

2,90

36,00

8,41

17,40

7

2,40

49,00

5,76

16,80

8

2,60

64,00

6,76

20,80

9

2,80

81,00

7,84

25,20

45,00

46,10

285,00

339,53

163,10


Для наших данных система уравнений имеет вид:

a0 + 45a1 = 46.1

a0 + 285a1 = 163.1

Из первого уравнения выражаем а0 и подставим во второе уравнение

Получаем a0 = 14.07, a1 = -2.33

Уравнение тренда:

= -2.33 t + 14.07

Эмпирические коэффициенты тренда a и b являются лишь оценками теоретических коэффициентов βi, а само уравнение отражает лишь общую тенденцию в поведении рассматриваемых переменных.

Коэффициент тренда b = -2.33 показывает среднее изменение результативного показателя (в единицах измерения у) с изменением периода времени t на единицу его измерения. В данном примере с увеличением t на 1 единицу, y изменится в среднем на -2.33.

 

Список использованных источников


1.      Ефимова, М.Р. Практикум по общей теории статистики : учеб. пособие / М. Р. Ефимова, О.И.Ганченко, Е. В. Петрова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Финансы и статистика, 2007. - 336 с.

.        Илышев, Анатолий Михайлович. Общая теория статистики : учеб. для вузов / А. М. Илышев. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 535 с.

.        Ниворожкина Л. И., Рудяга А. А., Федосова О. Н. Теория статистики. Практикум./ Рост. гос. эконом. универ. «РИНХ».- Ростов н/Д, 2005.- 185 с.

.        Ниворожкина Л.И. Статистика: Учебник для бакалавров / Л.И. Ниворожкина, [и др.]; под общ. ред. д.э.н., проф. Л.И. Ниворожкиной - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2010. - 416 с.

.        Ниворожкина, Людмила Ивановна. Теория статистики (с задачами и примерами по региональной экономике) : учеб. пособие / Л. И. Ниворожкина, Т. В. Чернова. - Ростов н/Д : Феникс, 2005. - 220 с.

.        Статистика : учеб. / под ред. В. С. Мхитаряна. - М. : Экономистъ, 2005. - 671 с.

.        Шмойлова, Р. А. Теория статистики : [учеб. пособие] / Р. А. Шмойлова, В. Г. Минашкин, Н. А. Садовникова ; [под ред. В. Г. Минашкина]. - Электрон. изд. - М. : Маркет ДС, 2006. - 200 с.

Похожие работы на - Анализ данных и инструментальные методы статистики

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!