преимущественно рационального поведения субъектов рынка.
Принцип противоположности целей и средств при управлении конкурентоспособностью продукции означает, что конкурентоспособность продукции как экономическую категорию следует рассматривать в двойственном аспекте, т.е. в процессе оценки и управления конкурентоспособностью необходимо учитывать интересы обоих субъектов рыночных отношений (потребителей и производителей), целевые ориентиры которых взаимосвязаны и противоположны: для производителя важны параметры, которые влияют на уровень затрат, а для потребителя - параметры, влияющие на потребительские свойства продукции.
Принцип учета особенностей различных сегментов рынка основывается на богатой практике рыночных отношений, которая показала, что потребители на рынке не выступают единым, монолитным сообществом. Они по-разному реагируют даже на один и тот же товар с одними и теми же свойствами. При совершении покупки потребитель осуществляет процесс выбора необходимого ему изделия среди целого ряда аналогичных, предлагаемых на рынок, и приобретает то из них, которое в наибольшей мере удовлетворяет его потребности. При этом потребитель выясняет степень соответствия параметров продукции собственным потребностям и финансовым возможностям.
Принцип квазистабильности рыночной конъюнктуры заключается в том, что конкурентоспособность продукции - это понятие относительное, четко привязанное не только к конкретному рыночному сегменту, но и к определенному моменту времени.
Принцип преимущественно рационального поведения субъектов рынка основан на предположении, что поведение каждого из субъектов рыночных отношений - будь то потребителя или производителя - можно рассматривать как серию взаимосвязанных рациональных действий с заранее определенной целью. Суть этих действий состоит в том, что субъект выбирает рациональные цели только в соответствии с его естественными и разумными социальными потребностями, тщательно рассчитывает оптимальный путь к удовлетворению потребностей.
Данная модель поведения в большей мере реализуется производителями. Любой предприниматель будет стремиться продавать продукцию по цене как можно выше себестоимости.
Необходимо отметить, что даже те предприятия, которые используют в своей конкурентной борьбе демпинговые цены, прекрасно осознают, что данный инструмент приемлем лишь как один из тактических приемов выдавливания конкурентов с определенного рыночного сегмента, а не как фактор стратегического развития фирмы, долгосрочный инструмент укрепления своей рыночной позиции.
После рассмотрения методов и принципов перейдем к современным направлениям ассортимента и оценки конкурентоспособности товара.
.3 Современные направления формирования ассортимента и оценки конкурентоспособности
В настоящее время в управлении запасами, пользуется популярностью АВС-анализ. Действительно, он является простым, но эффективным инструментом анализа, позволяющим выявить запасы, требующие первоочередного внимания, что актуально при дефиците запасов и кадров.
Однако, как показывает практика, далеко не все предприятия применяют АВС-анализ.
Для того чтобы минимизировать риск ошибки, необходимо придерживаться алгоритма АВС-анализа , который представляет следующую последовательность действий:
. Определение цели;
. Формирование объектов и выявление факторов для дифференциации объектов анализа;
. Использование информационного массива для анализа;
. Оценка объектов анализа по обозначенным факторам;
. Подведение результатов анализа.
Первым, ключевым этапом АВС-анализа является определение цели анализа. АВС-анализ не является самоцелью, это всего лишь инструмент, который при умелом обращении способен дать определенный результат.
Вторым этапом АВС-анализа является определение объектов анализа.
Например, снизить запасы на складе компании можно следующими путями:
а) обратить внимание на ассортимент;
б) пересмотреть поставщиков и покупателей компании;
в) провести анализ складского запаса.
На третьем этапе АВС-анализа необходимо определить факторы, на основе которых будет происходить дифференциация объектов. Этот этап тесно связан со вторым: факторы определяются выбранными для анализа объектами.
Первым шагом в проведении ABC - анализа - перечислить все анализируемые позиции (список сырья и материалов);
Определить показатель, по которому произойдет отсортировка (стоимость закупки сырья);
) Отсортировать все позиции по убыванию;
) Рассчитать долю (вклад) каждой позиции;
) Определить совокупный процент;
) Присвоить каждой позиции группу А,В или С;
Все позиции от начала таблицы до границы 80% - категория А;
Все позиции от границы 80% до границы 95% - категория В;
Все позиции от границы 95% до границы 100% - категория С;
) Подготовить выводы по АВС-анализу;
Материалы класса А - самые востребованные запасы. Устанавливается строгий контроль и регулирование запасов, а также контроль за расчетом периода опережения. Так, труба бурильная 59105 имеет большую значимость для производства, данный товар можно купить большой партией и хранить на складе; дизтопливо так же играет большую роль в процессе производства, оно необходимо для большинства выполняемых подрядных работ, поэтому закупку данного бурового инструмента необходимо тщательно формировать и вести строгий учет его выдачи.
Материалы класса В - определяются экономичные размеры и момент выдачи повторного заказа. Такие запасы менее востребованы на предприятии.
Материалы класса С - размер повторного заказа устанавливается так, что поставки осуществлять в течение длительного периода времени. В основном в эту группу относятся кабель, проволока и др.
Таким образом, группировку запасов можно осуществлять с применением АВС - анализа с целью эффективного управления ими. Далее проанализируем ассортимент и оценку конкурентоспособности товара на торговом предприятии ИП Каракулова М.В., а также рассмотрим возможные мероприятия по увеличению прибыли на данном предприятии.
ассортимент конкурентоспособность стратегия
2. Ассортимент и конкурентоспособность масла Лукойл
.1 Основные характеристики масла Лукойл
Характеристику продукции мы рассмотрим на предприятии ИП Каракулова М.В, находящимся в Пермском крае, с. Большая Соснова. Организация занимается розничной продажей автозапчастей и сопутствующими ему товарами. Проанализировав ассортиментный перечень, мы выбрали масло Лукойл с вязкостью 10w40.
Продукция компании Лукойл в основном известна в странах бывшего СНГ. Вся продукция соответствует мировым стандартам, но от иностранных аналогов выгодно отличается доступной ценой. Компания уделяет большое внимание исследованию и внедрению инновационных технологий, которые немедленно переносят в собственном производстве. Одним из таких продуктов является масло Лукойл Супер 10w40 полусинтетика - отзывы о которой среди автолюбителей на различных Интернет-ресурсах в основной массе положительны.
Масла, выпускаемые компанией Лукойл, отличаются по своему назначению, типу, вязкости и набору присадок. Если вы решили залить в свой двигатель масло от этой компании, то ознакомьтесь с основными образцами классификации 10w-40.
.Полусинтетика Лукойл Авнгард Ультра 10w40 - это качественная моторная смазка, которая применяется в дизелях работающих на высоких оборотах. В своем составе содержит особые присадки, которые обеспечивают широкий температурный диапазон и отличные смазочные характеристики. Увеличивает коэффициент полезного действия мотора при экономном расходе горючего. Продлевает срок работы двигателя.
Обеспечивает надежную и мягкую работу автомобилей, работающих на дизельном топливе. Отвечает условиям Euro 3-4. Может использоваться как в авто отечественного производства, так и во многих автомобилях импортного.
.Полусинтетика Лукойл Супер 10w40 - это всесезонная моторная смесь высокого качества. Специализировано для использования в легковых автомобилях, микроавтобусах и небольших грузовиках, оборудованных форсированными без надувными бензиновыми моторами и дизелями. Обеспечивает легкий запуск мотора при любых температурах. Отличается хорошими противоокислительными и диспергирующими данными. Исключает появление всевозможных отложений на деталях мотора. Гарантирует высочайший уровень защиты дизельных двигателей даже в экстремальных условиях при работе на сернистом горючем. Лукойл Супер 10w40 может применяться практически во всех авто отечественного производства.
.Полусинтетическе масло высокого качества Лукойл Люкс 10W-40 может использоваться круглогодично при температурах от минус двадцати до плюс тридцати градусов. Может применяться также в разных видах моторов, отличающихся высоким форсированием. Оригинальный супер комплекс «Новая Формула» располагает отлично сбалансированным составом, который гарантирует одни из лучших низкотемпературных характеристик. А доведенные до совершенства вязкостно-температурные данные улучшают защиту мотора при высоких температурах. Жидкость Лукойл Люкс 10w40 существенно повышает коэффициент полезного действия двигателя, увеличивает его рабочие данные, что дает возможность получать удовольствие от управления авто в самых разных режимах.
.Минеральная смазывающая смесь Лукойл Стандарт 10w40 по своей доступной цене может быть отнесена к эконом классу. Предназначена для использования в двигателях с солидным пробегом, отличающихся высоким расходом моторной смазки. Выбор вида вязкости жидкости зависит от климатических условий и рекомендаций компании изготовителя. Жидкость Лукойл Стандарт 10w40 может использоваться круглый год в умеренном и жарком климате, как основное масло на двигателях, предусматривающих карбюратор, и без надувных дизелях не только легковых авто, но и небольших автобусах и грузовиках. Моторная смазка Лукойл Стандарт 10w40 полностью отвечает требованиям API и рекомендована для применения в автомобилях ВАЗ.
.Полусинтетическое всесезонное моторное масло Лукойл Экстра 10w40 рекомендовано для четырехтактных дизелей, грузовых автомобилей, которые отвечают требованиям Евро-2-3. Лукойл Экстра 10w40 может использоваться в форсированных турбо надувных бензиновых моторах и дизелях легковых авто, небольших автобусах и легких грузовых машинах. Вследствие уменьшения трения, увеличивается коэффициент полезного действия и, как следствие, - экономия горючего и уменьшение шума. Экстра 10w40 не только позволит вам сохранить двигатель вашего автомобиля после длительного пробега практически в начальном виде, но и поможет вам существенно сэкономить на горючем.
Видим, что ассортимент товара в линейке 10w40 подходит для любого транспорта или же для бытового.
Далее представим результаты анализа ассортимента и оценки конкурентоспособности масла Лукойл.
.2 Анализ ассортимента и конкурентоспособности масла Лукойл
Один из лучших способов получить информацию, которая даст реальную картину - провести опрос своих потребителей. Не смотря, на то что предприятие молодое, оно уже успело зарекомендовать себя. Был проведен опрос, который помог выявить положительные и отрицательные отзывы и сделать выводы. Вопросы задавались потребителю, который посещал автомагазин.
-«Какое масло вы предпочитаете?»
-« Почему именно этой марке отдаете предпочтение?»
-«Есть ли у данной марки недостатки?»
Ответы потребителей звучали четко, негативных отзывов было значительно меньше, чем положительных.
Таблица 2.1. - Результаты опроса.
Положительные отзывыОпрошенныеОтрицательные отзывыОпрошенные Отличная защита мотора от преждевременного износа, ржавчины и образования различных отложений даже в самых тяжелых условиях. Увеличение коэффициент полезного действия мотора, экономия горючего и уменьшение шума5Неудобная канистра3Самая доступная цена среди универсальных жидкостей4Часто отсутствует инструкции3Улучшенные антиокислительные и диспергирующие характеристики3Может застыть при очень низкой температуре4Отличные термоокислительные характеристики2Отличные моющие качества3Стабильная вязкость весь период эксплуатации3
Исходя из таблицы, мы видим что потребители отдают свое предпочтение маслу с приемлемой ценой, и соответствующим ему характеристикам, которые отвечают своим стандартам.
У предприятия на данный период времени, несмотря, что он находится в сельской местности 4 конкурента. Но это не мешает ему хорошо развиваться на сегодняшний день, так как уже сегодня у предприятия есть постоянные покупатели.
Далее перейдем к рассмотрению рекомендаций по оптимизации ассортимента и конкурентоспособности масла Лукойл, чтобы в дальнейшем предприятию ИП Каракулова М.В. избежать убытков.
2.3 Разработка рекомендаций по оптимизации ассортимента и конкурентоспособности масла Лукойл
Каждый день автомобильная промышленность совершенствуется, вместе с этим меняются требования к расходу топлива и выбросов, увеличиваются интервалы замены масла, автопроизводители предъявляют всё более строгие требования к качеству масел. Чтобы оставаться первым, соответствовать новейшим требованиям, «Лукойл» постоянно создаёт новые продукты и улучшает существующие рецептуры. Несмотря на это, компания допустила погрешности в дизайне своей продукции.
Поэтому, Лукойлу следует обратить свое внимание и исправить недочеты в таких факторах как:
-Дизайн внешнего вида канистры. Доработать емкости с маслом, так как потребитель не удовлетворен формой канистры, сделать ее более обтекаемой и практичной, то есть добавить более удобные ручки и сделать замок с несколькими степенями защиты.
Дополнительная инструкция по применению позволит:
-Улучшенный вид с более четкой маркировкой.
-Усиление внимания к бренду.
-Проще рекомендовать потребителю продукт.
Потребителю проще станет выбирать подходящий продукт.
Предприятие ИП Каракулова М.В. не может изменить форму и маркировку канистры, но оно может создавать дополнительные этикетки и клеить на готовый продукт. Это поможет в привлечении большого потока потребителей, что приведет к большому увеличению прибыли.
Для большей увеличении прибыли, можно участвовать в промо-акции для предпринимателей. Для промо-акции определённые масла известного товарного знака Лукойл помечены акционными стикерами трёх цветов. Каждый цвет соответствует определённой ценности: красный - 70 руб., синий - 40 руб., серый - 20 руб. Продукция (линейки автомасел различного литража) маркируется дилерами и попадает в торговые точки вместе с информативными буклетами о преимуществах данных масел.
Многослойные этикетки содержат уникальный код. Продавец, сбыв товар, может отправить уникальный код на короткий СМС-номер, таким образом зарегистрировав его. Исходя из ценности стикера - он получает моментальное вознаграждение в 70, 40 или 20 рублей на свой мобильный телефон. При успешной регистрации стоимость СМС-сообщения компенсируется и приходит на телефон вместе с бонусной суммой.
Масла следует покупать в фирменных или проверенным временем магазинах, чтобы уберечь свой автомобиль от подделок убивающих двигатели.
Заключение
Целью теоретического исследования в курсовой работе является теоретическое и методическое рассмотрение основ ассортимента и оценки конкурентоспособности товара на предприятии ИП Каракулова М.В.
Ассортимент и оценка конкурентоспособности являются важными атрибутом товара. Благодаря ассортименту, формирование реального или прогнозируемого ассортимента, максимально приближается к рациональному, для удовлетворения разнообразных потребностей и получения запланированной прибыли. А конкурентоспособность товара позволяет выдержать соперничество (конкуренцию) с другими аналогичными товарами на рынке. Лукойл справляется с со всеми этими задачами.
В ходе работы были изучены понятия, рассмотрены методы, а так же современные направления ассортимента и оценки конкурентоспособности, всё это помогло правильно дать характеристику компании и исследуемому товару.
Проанализировав ассортимент и конкурентоспособность моторного масла Лукойл можно сказать, что на сегодняшний день это масло занимает хорошее место среди масел, но имеет некоторые недочеты в дизайне своего товара.
В ходе работы были использованы различные методы написания и исследования, что делает работу научной.
Все данные, которые были указаны на основании опроса, достоверны и были получены в ходе опроса 20 респондентов - мужчин.
Поставленные задачи в курсовой работе, которые помогли достигнуть главной цели, были выполнены, как в теоретической части, так и практической части работы.
Список использованных источников
Литература
.Снегирева В.В. Розничный магазин. Управление ассортиментом по товарным категориям. Москва 2013 г -410 с.
2.Царев В.В., Кантарович А.А., Черныш В.В. Оценка конкурентоспособности предприятий (организаций). Теория и методология. Издательство: Юнити-Дана,2012 г.-800с.
.Масла «Лукойл» // Железнодорожный транспорт. 2004. № 9. С. 54−55.
.Миролюбив Ю.Ю. Повышение конкурентоспособности рынка нефтепродуктов // Вестник Пермского университета. 2012. № 9. С. 25−34.
.Повышение качества моторного. Телепень А.Н., Колыбельский Д.С., Порфирьев Я.В., Цветков О.Н. // Мир нефтепродуктов. Вестник нефтяных компаний. 2011. № 7. С. 23−27.
6.Лапуста М.Г., Старостин Ю.Л. Малое предпринимательство. Учебное пособие. М.: Инфра-М, 2013.
Электронные и Интернет-ресурсы
.Факторы, влияющие на формирование ассортимента.
2.Факторы конкурентоспособности товаров.
.АВС-анализ.
.Конкурентоспособность.