Анализ ассортимента и структуры продукции ОАО 'Бежицкий хлебокомбинат'

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    70,49 Кб
  • Опубликовано:
    2016-04-24
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Анализ ассортимента и структуры продукции ОАО 'Бежицкий хлебокомбинат'

Государственное казенное общеобразовательное учреждение

высшего профессионального образования

Российская таможенная академия

Кафедра экономики таможенного дела







КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Экономический анализ»

на тему «Анализ ассортимента и структуры продукции ОАО «Бежицкий хлебокомбинат»»


Выполнил: К.А.Олефир, студентка 4-го

курса заочной формы обучения

экономического факультета, группа Э121Зсб

Научный руководитель: Корсунова Н.М.,

доцент кафедры,

кандидат экономических наук


Люберцы 2016

ВВЕДЕНИЕ

В современном мире на продаваемость продукции предприятия влияют различные факторы, такие как цена, качество, реклама и конечно же ассортимент, который представляет компания. Ассортимент продукции -полный перечень готовых товаров, выпуском которых занимается предприятие. Формированию ассортимента предшествует разработка предприятием ассортиментной концепции. Концепция представляет собой направленное построение оптимальной ассортиментной структуры, товарного предложения, при этом за основу принимаются, с одной стороны, потребительские требования сегментов рынка, а с другой, - необходимость обеспечить наиболее эффективное использование предприятием сырьевых, технологических, финансовых и иных ресурсов с тем, чтобы производить изделия с низкими издержками.

От широты и разнообразия ассортимента отчасти зависеть какое место будет занимать предприятие на рынке, а так же ассортимент оказывает огромное влияние на прибыль организации, поэтому эта тема является очень актуальной в состоянии рыночной экономики.

Целью данной курсовой работы является анализ ассортимента и структуры продукции ( на примере ОАО «Бежицкий хлебокомбинат»)

Работа состоит из двух глав: в первой освещаются теоретические основы анализа ассортимента и структуры продукции, во второй оцениваются показатели ассортимента и структуры продукции ОАО «Бежицкий хлебокомбинат». Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

определить понятия «ассортимент товаров» и «структура продукции»;

изучить ассортимент и структуру продукции ОАО «Бежицкий хлебокомбинат» ;

оценить показатели ассортимента и структуры продукции ОАО «Бежицкий хлебокомбинат» и дать рекомендации по дальнейшей работе данного предприятия.

Объектом изучения данной работы являются показатели, которые характеризуют ассортимент продукции, а предметом - факторы, влияющие на изменение этих показателей.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ОБ АССОРТИМЕНТЕ И СТРУКТУРЕ ПРОДУКЦИИ

.1 Понятия ассортимента и структуры продукции предприятия

Ассортимент продукции и товаров - совокупность их видов, разновидностей и сортов, объединенных или сочетающихся по определенному признаку. Иначе говоря, это перечень наименований продукции с указанием ее объема выпуска по каждому виду. Он бывает:

. Полный;

. групповой;

. внутригрупповой.

Ассортимент товаров характеризуется широтой, глубиной, полнотой, степенью обновления, структурой.

Широта ассортимента означает количество изделий того или иного назначения.

Глубина ассортимента представляет собой количество разновидностей конкретного вида изделий, количество позиций каждого вида товара.

Полнота ассортимента определяется отношением фактического количества разновидностей товаров к его количеству, предусмотренному соответствующим прейскурантом или спецификацией.

Степень обновления ассортимента означает удельный вес новых изделий в общем объеме, поставленных на продажу.

Структура ассортимента характеризуется удельным весом товарных групп, подгрупп, видов и разновидностей товаров в общей сумме товарооборота.

Различают производственный и торговый ассортимент товаров.

Производственным ассортиментом называют номенклатуру товаров, выпускаемых предприятиями. Как правило, предприятия, производящие товары, выпускают узкий ассортимент товаров, что позволяет им внедрять передовую технологию производства, совершенствовать ассортимент выпускаемых товаров, улучшать их качество. Поэтому выпускаемые ими товары нуждаются в дальнейшей подсортировке с учетом требований торговли, на предприятиях которой сосредоточен широкий ассортимент товаров, представляющий собой сочетание продукции, вырабатываемой самыми различными изготовителями. Такая подсортировка, или преобразование ассортимента, осуществляется преимущественно на предприятиях оптовой торговли, через которые проходит основная масса товаров сложного ассортимента. Некоторая часть продовольственных и непродовольственных товаров подвергается подсортировке непосредственно в магазинах и других предприятиях розничной торговли.

Торговый ассортимент представляет собой номенклатуру товаров, подлежащих продаже в розничной торговой сети. Он включает ассортимент товаров, выпускаемых многими предприятиями, и подразделяется на две товарные отрасли: продовольственные и непродовольственные товары. Каждая из отраслей делится на товарные группы, в состав которых входят товары, объединяемые по ряду признаков (однородности сырья и материалов, потребительскому назначению, степени сложности ассортимента).

В зависимости от однородности сырья и материалов, из которых изготовлены товары, их подразделяют на изделия из металла, стекла и т.д.

По потребительскому назначению товары подразделяют на спортивные, музыкальные, хозяйственные, одежду, обувь и т.п.

Важным признаком классификации являются особые свойства товаров. Так, с учетом ограниченности сроков реализации, необходимости создания особых режимов хранения товары делятся на скоропортящиеся и нескоропортящиеся.

С учетом сложности ассортимента различают товары простого и сложного ассортимента. К товарам простого ассортимента относят товары, состоящие из небольшого количества видов или сортов (овощи, поваренная соль, хозяйственное мыло и т.д.). Товары, имеющие в пределах одного вида внутреннюю классификацию по различным признакам (фасон, размер и т.д.), относятся к товарам сложного ассортимента (обувь, одежда и т.д.).

Товарные группы делятся на товарные подгруппы, в состав которых входят однородные по признаку единства производственного происхождения товары. Например, товарная группа обуви делится на подгруппы кожаной, текстильной, валяной и резиновой обуви, группа посуды состоит из подгрупп металлической, стеклянной и фарфоро-фаянсовой посуды.

Каждая подгруппа складывается из товаров различных видов. Под видом товара понимают одинаковые товары разнообразного назначения (сапоги - женские, мужские и детские; мебель - для кухни, жилой комнаты и т.д.). Внутри каждого вида товары могут отличаться друг от друга по особым признакам (артикулам, сортам и т.д.), т.е. подразделяться на разновидности.

С учетом деления товаров на группы, подгруппы и виды принято выделять групповой и внутригрупповой (развернутый) ассортимент товаров. Групповой ассортимент - это перечень товарных групп, включенных в номенклатуру. Внутригрупповой (развернутый) ассортимент представляет собой детализацию группового ассортимента по конкретным видам и разновидностям товаров. Эти два понятия, в свою очередь, тесно связаны с понятием широты и глубины ассортимента. При этом широта ассортимента товаров определяется количеством товарных групп и наименований, а глубина - количеством разновидностей товаров. Например, сравнительно узкий ассортимент товаров специализированных магазинов состоит из большого количества разновидностей соответствующих товаров и является более глубоким.

Товары классифицируют и по таким признакам, как частота спроса на товары, а также стабильность и характер предъявляемого спроса.

По частоте спроса товары подразделяются на три группы:

повседневного спроса - наиболее часто и даже ежедневно приобретаемые населением товары;

периодического спроса - товары, покупка которых осуществляется периодически;

редкого спроса - предметы длительного пользования, срок службы которых обычно превышает пять лет.

Кроме того, имеется группа сезонных товаров, реализация которых осуществляется в определенные периоды (сезоны) года. Спрос на товары может быть стабильным (устойчивым) или подвергаться определенным (в том числе и резким) колебаниям. С учетом этого товары делят на следующие группы: стабильного спроса; товары, спрос на которые подвержен резким колебаниям; твердо сформулированного спроса; альтернативного спроса; импульсного спроса. Для рационального формирования ассортимента товаров в розничной торговой сети большое значение имеет группировка товаров по комплексности спроса покупателей, когда в состав комплексов входят товары различных групп, предназначенные для комплексного удовлетворения спроса. В основу разработки таких комплексов может быть положен половозрастной признак ("Товары для женщин" и т.д.), особенности образа жизни и проведения досуга ("Товары для садовода"."Товары для туриста" и т.д.), а также другие признаки. Потребительские комплексы делятся на микрокомплексы.

1.2 Методика анализа ассортимента и структуры продукции

При формировании ассортимента и структуры выпуска продукции предприятие должно учитывать, с одной стороны, спрос на данные виды продукции, а с другой - наиболее эффективное использование трудовых, сырьевых, технических, технологических, финансовых и других ресурсов, имеющихся в его распоряжении. Система формирования ассортимента включает в себя следующие основные моменты:

определение текущих и перспективных потребностей покупателей:

оценку уровня конкурентоспособности выпускаемой или планируемой к выпуску продукции;

изучение жизненного цикла изделий и принятия своевременных мер по внедрению новых, более совершенных видов продукции и изъятие из производственной программы морально устаревших и экономически неэффективных изделий;

оценку экономической эффективности и степени риска изменений в ассортименте продукции.

Основными причинами влияющими на невыполнение плана по ассортименту продукции являются:

Внутренние причины:

недостатки в организации производства;

плохое техническое состояние оборудования;

простои;

аварии;

недостаток средств;

недостатки в системе управления и материального стимулирования.

Внешние причины:

конъюнктура рынка;

изменение спроса на отдельные виды продукции;

состояние материально-технического обеспечения;

несвоевременный ввод в действие производственных мощностей предприятия по независимым от него причинам.

Увеличение объема производства (реализации) по одним видам и сокращение по другим видам продукции приводит к изменению ее структуры, т.е. соотношения отдельных изделий в общем их выпуске. Выполнить план по структуре производства - значит сохранить в фактическом выпуске продукции запланированные соотношения отдельных ее видов.

Изменение структуры производства оказывает большое влияние на все экономические показатели:

объем выпуска в стоимостной оценке;

материалоемкость;

себестоимость товарной продукции;

прибыль;

рентабельность.

Если увеличивается удельный вес более дорогой продукции, то объем ее выпуска в стоимостном выражении возрастает, и наоборот. То же происходит с размером прибыли при увеличении удельного веса высокорентабельной и соответственно при уменьшении доли низко рентабельной продукции.

Расчет влияния структуры производства на уровень перечисленных показателей можно произвести способом цепной подстановки, который позволяет абстрагироваться от всех факторов, кроме структуры продукции:

ВПф= ∑(Vф.общx УДiфx Цiпл)

ВПусл.= ∑(Vф.общx УДiплx Цiпл)

∆ВПстр= ВПФ -ВПусл

Благодаря этому способу можно проанализировать увеличивалась или уменьшалась доля более дорогой продукции в их общем количестве.

Также расчет можно произвести способом абсолютных разниц:

Сначала необходимо определить, как изменится средний уровень цены за 1 руб. за счет структуры:

∆Цстр =

Затем, умножая полученный результат на общий фактический объем выпущенной продукции в условно-натуральном выражении, узнаем изменение объема выпущенной продукции в стоимостном выражении:

∆ВПстр= ∆Цстр х Vф.общ

Расчет влияния структурного фактора на изменение объемы выпущенной продукции в стоимостном выражении можно произвести и с помощью средневзвешенных цен.

Для этого сначала определяется средневзвешенная цена при фактической структуре продукции, а затем при плановой и разность между ними умножается на фактический общий объем производства продукции в условно-натуральном выражении:

∆Цстр= -

∆ВПстр= ∆Цстр х Vф.общ

Косвенным показателем качества продукции является брак. Он делится на исправимый и неисправимый, внутренний (выявленный на предприятии) и внешний (выявленный потребителями). Выпуск брака ведет к повышению себестоимости продукции, уменьшению объема товарной и реализованной продукции, снижению прибыли и рентабельности. В процессе анализа изучают динамику брака по абсолютной сумме и удельному весу в общем выпуске товарной продукции, определяют потери от брака.

Затем изучаются причины понижения качества и допущенного брака продукции по местам их возникновения и центрам ответственности и разрабатываются мероприятия по их устранению. Основными причинами понижения качества продукции являются плохое качество сырья, низкий уровень технологии и организации производства, квалификация рабочих, аритмичность производства и др.

ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ АССОРТИМЕНТА И СТРУКТУРЫ ПРОДУКЦИИ ОАО «БЕЖЕТСКИЙ ХЛЕБОКОМБИНАТ»

2.1 Характеристика деятельности ОАО "Бежицкий хлебокомбинат"

Компания зарегистрирована 19 ноября 2002 года регистратором Межрайонная инспекция МНС России N 11 по Брянской области.

Главная цель предприятия - выпуск продукции хлебопечения для удовлетворения потребностей жителей данного района и области, а так же получения прибыли, так как предприятие является коммерческой организацией.

Виды деятельности комбината, следующие:

организация выпуска продукции хлебопечения;

производство, приобретение и реализация готовых товаров (хлебобулочные, кондитерские и макаронные изделия)

оказывает различные услуги предприятиям, организациям, учреждениям и выполняет их заказы по заявкам и договорам.

По объему выпуска продукции и типу производства хлебокомбинат относится к поточно-массовому.

Предприятие не занимается исследованиями и разработками принципиально нового сырья для производства хлебобулочных изделий, ассортимент повышается за счет взятия «на вооружение» новых рецептов, которые уже используются на других предприятиях.

Постановка основного и дополнительного сырья, оборудования, топлива, вспомогательных материалов производится сторонними организациями, с которыми заключаются договора на поставку.

Комбинат осуществляет торговлю через розничные магазины, осуществляя доставку на собственном транспорте в районный центр,большие деревни района и другие города Брянской области. Выручка от реализации продукции направляется на выплату заработной платы, пособий, материальной помощи рабочим и служащим, а также для дальнейшего развития предприятия.

В ОАО "Бежицкий хлебокомбинат" используется линейно-функциональная организационная структура. В линейно-функциональной структуре принято разделение труда, при котором линейные звенья управления наделены правами единоначалия и выполняют функции распорядительства, а функциональные звенья призваны оказывать помощь линейным подразделениям и осуществлять планирование, координирование, стимулирование, учет, контроль, анализ, регулирование их деятельности в форме информирования и консультирования. Свое воздействие на подразделения они осуществляют через линейных руководителей.

2.2 Оценка показателей ассортимента и структуры продукции ОАО "Бежицкий хлебокомбинат"

Для начала изучим динамику выпуска и реализации продукции, с помощью расчета базисных и цепных темпов роста и прироста.

Динамика производства и реализации продукции ОАО "Бежицкий хлебокомбинат" в сопоставимых ценах за последние 4 года.

ассортимент продукция хлебокомбинат

Таблица 2.1

Года

Объем производства продукции,тыс. руб

Тр, %

Объем реализации продукции,тыс. руб

Тр,%



Базис.

Цепн.


Базис.

Цепн

2012

26237

100

100

26100

100

100

2013

27656

105,41

105,41

27235

104,35

104,35

2014

34748

132,44

125,64

33890

124,44

2015

37868

144,33

109,0

37367

143,17

110,26


Из таблицы видим, что к 2015 году объем производства увеличился на 44,33%, по сравнению с 2012, а объем реализации - на 43,16 %. Объем выпуска и реализации продукции имеет положительную динамику, т.к. основная деятельность предприятия не зависит от сезонности. Потребители покупают хлеб, хлебобулочные, кондитерские и макаронные изделия круглый год. Для большей наглядности динамику производства и реализации продукции можно изобразить графически.

Динамика производства и реализации продукции за 2012-2015 г.(тыс.руб)

Рис.2.1 - Динамика производства и реализации продукции за 2012-2015г.

Из рисунка видно, что выпуск и реализация продукции увеличиваются с каждым годом. Это связано с расширением потребителей продукции комбината, а так же с обновлением оборудования, повышением квалификации персонала, выбора более эффективных технологий производства и применению новых рецептов приготовления хлебобулочных изделий.

Проведем анализ ассортимента производства продукции и ее реализации, сравнивая фактические показатели с плановыми показателями за 2015год :

Таблица 2.2

Продукция

Объем производства, тыс. руб.

Объем реализации, тыс. руб.


факт

план

+,-

% к плану

факт

план

+,-

% к плану

Хлеб

19942,2

18956

+ 986,2

5,20

19809

18900

+909

4,81

Хлебобулочные изд.

10492,5

9567

+925,5

9,67

10350

10000

+350

3,5

Кондитерские изд.

1783,9

1653

+130,9

7,92

1678,8

1600

+78,8

4,93

Макаронные изд.

5649,4

3169

+2480,4

78,27

5529,2

2500

+3029,2

121,168

Всего

37868

33345

+ 4523

13,56

37367

33000

+4367


Выполнения плана по выпуску продукции =  *100%= 113, 56%

Выполнения плана по реализации продукции =  *100%= 113,23%

Из таблицы видим, что планы по выпуску и реализации продукции в 2015 году были перевыполнены. Рассмотрим отдельно каждый вид продукции: по данным таблицам можно заметить, что предприятие в основном ориентируется на выпуске хлеба, т.к. это самый покупаемый продукт населения в данном районе, в прайс-листе насчитывается более 7 наименований данного вида продукции. Вторым продуктом по потреблению являются хлебобулочные изделия, в эту группу включены батоны, ватрушки, булочки, пряники и т.д. Кондитерские и макаронные изделия занимают меньшую долю в производстве предприятия, т.к. являются минимальными в потреблении населения. Это связано с наличием главного конкурента в данной отрасли брянского кондитерского завода «БрянКонфи».

Теперь перейдем к анализу структуры продукции.

Рассчитаем влияние структурного фактора на объем произведенной продукции за 2013 год в стоимостном выражении с помощью способа цепной подстановки.

Таблица 2.3

Изделие

Объем производства продукции, шт.

Товарная продукция в ценах плана, руб.


план

факт

план

факт при плановой структуре

факт

Хлеб

890

900

18000

18720

18976

Хлебобулочные изд

560

578

8790

9142

9674

Кондитерские изд

15

19

1500

1560

1657

Макаронные изд.

35

63

1710

1778

4441

ИТОГО

1500

1560

30000

31200

34748


Расчет влияния структурного фактора на объем произведенной продукции в 2014 году в стоимостном выражении способом цепной подстановки

ВП (хл.) = ∑ (Vф.общ. х Удiпл х Цiпл) = 18976 руб.

ВП (хб. изд.) =∑ (Vф.общ. х Удiф х Цiпл) = 9674 руб.

ВП (кон. изд.) =∑ (Vф.общ. х Удiф х Цiпл) = 1657 руб.

ВП (мак.изд.) =∑ (Vф.общ. х Удiф х Цiпл) = 4441 руб.

∆ ВП (стр) = ВП (хл.) - ВП (хб.изд) - ВП(кон.изд) - ВП(мак.изд) = 3195руб

Таким образом, план перевыполнен на 100-(*100)= 4%, нарушилась запланированная структура: увеличилось количество потребления этих изделий среди населения. Это связано с ростом численности населения в 2012 году ( прирост населения составил 2,57%)

Аналогично рассчитываем влияние структурного фактора на объем произведенной продукции за 2014 год.

Таблица 2.4

Изделие

Объем производства продукции, шт.

Товарная продукция в ценах плана, руб.

 

план

факт

план

факт при плановой структуре

факт

Хлеб

1115

1173

18956

21381

19943

Хлебобулочные изд

589

9567

10791

10493

Кондитерские изд

18

19

1653

1864

1784

Макаронные изд.

159

283

3169

3574

5649

ИТОГО

1881

2122

33345

37611

37868


Расчет влияния структурного фактора на объем произведенной продукции в 2013 году в стоимостном выражении способом цепной подстановки

ВП (хл.) = ∑ (Vф.общ. х Удiпл х Цiпл) = 19943 руб.

ВП (хб. изд.) =∑ (Vф.общ. х Удiф х Цiпл) = 10493 руб.

ВП (кон. изд.) =∑ (Vф.общ. х Удiф х Цiпл) = 1784 руб.

ВП (мак.изд.) =∑ (Vф.общ. х Удiф х Цiпл) = 5649 руб.

∆ ВП (стр) = ВП (хл.) - ВП (хб.изд) - ВП(кон.изд) - ВП(мак.изд) = 2017 руб

Таким образом, план перевыполнен на 100-(*100)= 12,81%, нарушилась запланированная структура, продолжается рост количества потребляемого продукта. В этом году это связано с политической ситуацией, которая складывается в данном районе. Район находится на границе РФ с Украиной, поэтому в предыдущие годы, украинские производители занимали некоторую часть на данном рынке, а так же население района свободно перемещалось между странами, и закупали продукты в Украине. Сейчас жители опасаются находится в Украине, так как опасаются за свою жизнь, в связи с опасной ситуацией в этом государстве. В 2013 году этот сегмент освободился и его занял "Бежицкий хлебокомбинат"

В итоге, видим что, предприятие с каждым годом увеличивается. Оно расширяет свой ассортимент дополняя его новыми более необычными и востребованными товарами.

Исходя из всего вышеперечисленного, рекомендациями к данному предприятию могут быть:

поддерживать положительную динамику производства и реализации продукции;

разработать собственные методы производства продуктов;

увеличить количество клиентов, кому поставляется продукт;

повысить квалификацию рабочих;

провести поиск более эффективных технологий производства.

При соблюдении всех рекомендаций предприятие сможет конкурировать не только с другими хлебозаводами области, но и предприятиями всего Центрального округа.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной курсовой работе были рассмотрены основы анализа ассортимента и структуры продукции, а также проведены исследования показателей ассортимента и структуры продукции ОАО "Бежицкий хлебокомбинат" Из анализа видим, что ОАО "Бежицкий хлебокомбинат" имеет положительную динамику развития. Планы по производству и реализации перевыполнялись на протяжении последних нескольких лет. И все это происходит отчасти благодаря изменению в ассортименте и структуре продукции.

Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что ассортимент и структура продукции оказывают огромное влияние на результаты хозяйственной деятельности предприятия.Своевременное обновление ассортимента продукции с учетом изменения конъюнктуры рынка является одним из важнейших индикаторов деловой активности предприятия и его конкурентоспособности.

При выполнении курсовой работы цель была достигнута.

Для реализации поставленной цели были решены следующие задачи:

определено понятия «ассортимент товаров» и параметров, относящихся к нему;

изучен ассортимент и структура ассортимента;

был проведен анализ изменения ассортимента и структуры продукции.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. ГК РФ

.Федеральный закон РФ от 19 июня 1992 г. N 3085-I "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах)

.Аврашков Л.Я. Адамчук В.В., Антонова О.В., и др. Экономика предприятия.- М., ЮНИТИ, 2010.

. Вильям ДЖ. Стивенсон Управление производством. - М., ЗАО "Изд-во БИНОМ", 2012

. Товароведение, экспертиза и стандартизация: Учебник / А.А.Ляшко, А.П. Ходыкин, Н.И. Волошко, А.П. Снитко. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К",2013.

. Пястолов С.М. Экономический анализ деятельности предприятий. - М..: Академический Проспект, 2010. 572.

. Менеджмент (Современный Российский менеджмент) учеб.для студ. вузов/ под ред. Ф.М. Русинова.- М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2009.-502 с

. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности: учеб.- 2-е изд., испр. и доп.-М.: ИНФРА-М, 2012.-498 с.

.Экономика предприятия: учеб.пособие / В. Я. Хрипач [и др.]; под общ. ред. А. С. Головачева, И. В. Головачевой. - Минск: НПЖ Финансы, учет, аудит, 2010.

Похожие работы на - Анализ ассортимента и структуры продукции ОАО 'Бежицкий хлебокомбинат'

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!