Современные концепции менеджмента организации

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Менеджмент
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    12,86 Кб
  • Опубликовано:
    2016-01-04
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Современные концепции менеджмента организации












Реферат

По дисциплине "Теория менеджмента"

На тему:

"Современные концепции менеджмента организации"

Содержание

1. Введение

2. Основные положения, принципы и идеи современных направлений менеджмента

2.1 Концепция "Бережливого производства"

2.2 Управление качеством

2.3 Стратегический менеджмент

3. Сравнительный анализ современных направлений с классическим направлением менеджмента

4. Заключение

Список используемой литературы и источников

Реферат

Тема работы "Современные концепции менеджмента организации"

Объём работы: 17 страниц

В работе представлена одна таблица стр. 15

Курсовая состоит из трех глав стр. 5, 10, 14

Использованные источники:

Крейнер С. Ключевые идеи менеджмента.

Корпоративный менеджмент / Под ред. Мазур И. И

Коленсо М. Стратегия Кайзен для успешных перемен в организации.

Кезин А.В. Менеджмент: методологическая культура.

Дафт Р. Менеджмент.

Глызина М.П. Современный менеджмент.

Цель данной работы - проанализировать современные концепции менеджмента, выделить их особенности, проблемы и пути решения.

Актуальность данной работы - проследить развитие управленческой мысли, выяснить недостатки и достоинства теорий для осуществления грамотной управленческой деятельности.

Объект данной работы - изучение и анализ современных концепций менеджмента.

Предмет данной работы - сильные и слабые их стороны.

Перечень ключевых слов: современный менеджмент, концепции менеджмента, бережливое производство, управление качеством, стратегический менеджмент, анализ.

1. Введение

Человечество изобрело две важные вещи для удовлетворения своих потребностей и развития - это технология и организация. Первая - интенсивное производство, совершенные машины, экономия ресурсов, увеличения количества производимых благ. Второе - возможность создать и совершенствовать производство, организовать "человеческое использование человеческих существ", постоянно и устойчиво развиваться. Создание эффективных организаций и социальных инноваций явилось основой менеджмента.

Статистика показывает, что с 1000 г. по 1900 г. темп роста выработки национального дохода на Земле почти не менялся и был около 0,1% в год. С 1900 г., появления менеджмента этот показатель стал быстро расти, и менеджмент определил экономический прогресс в развитых странах. Европа смогла приблизиться к США по выработки национального дохода благодаря интенсивным вложениям капитала в образование и управление. Управление в конце XX в. стало источником прогресса.

На рубеже XX столетия в производстве произошли крупнейшие сдвиги. Прежде всего, резко возросли его масштабы и концентрация, что выразилось в появлении предприятий гигантов, на которых были заняты тысячи и десятки тысяч рабочих и инженеров, применялись дорогостоящее оборудование, сложнейшие технологии, основанные на последних достижениях научно-технической мысли.

Внедрение инноваций и усовершенствование процесса управления стало толчком для создания и разработки новых концепций менеджмента. Цель данной работы - проанализировать современные концепции менеджмента, выделить их особенности, проблемы и пути решения. Актуальность данной работы - проследить развитие управленческой мысли, выяснить недостатки и достоинства теорий для осуществления грамотной управленческой деятельности. Объект данной работы - изучение и анализ современных концепций менеджмента. Предмет данной работы - сильные и слабые их стороны. Представители, которые исследовали главные концепции, - Дж. Нейман и О. Моргенштер, Э. Лоренц, Колмогоров и Пуанкаре.

1. Исторические предпосылки формирования современного направления менеджмента

Говоря о предпосылках становления современной теории менеджмента, важно отметить, что формирование новых направлений строилось на обобщении положительного опыта предыдущих школ. С каждым последующим изменением среды, в которой приходилось функционировать предприятиям, ряд принципов отмирал, а им на смену приходили другие, наиболее инновационные на тот момент.

Истоки современного менеджмента восходят еще к XIX веку, хотя сама практика управления имеет более древнюю историю. И все же нас интересует период перехода от машинной эры к так называемой информационной эре.

Принципы менеджмента машинной эры были кардинально иными, нежели сейчас. В работе Стюарта Крейнера "Ключевые идеи менеджмента" они описаны достаточно подробно. Во-первых, обычным методом управления считалась диктатура, то есть установление полного повиновения. Менеджер давал работникам четкие указания, после чего контролировал их действия. Во-вторых, инструкции менеджера считались единственно верными. Подразумевалось, что приказы не должны подвергаться какому-либо сомнению, а об альтернативных вариантах и речи идти не могло. В-третьих, закономерно, что в таких условиях, со стороны работников не допускалось никакого творчества и независимости в решениях. В-четвертых, работники были наемной силой, которая всегда была в избытке, а значит, особого значения для организации не имела. Компании не считали себя обязанными ни в чем, хотя и ожидали от рабочих лояльности. Далее, масштабы деятельности обычно ограничивались границами страны или региона, но почти никогда - международными. О глобализации тогда еще не говорили. И наконец, компании всеми средствами пытались обеспечить себе стабильность и были уверены в этой стабильности. Внешняя среда еще не была такой изменчивой, поэтому будущее во многом казалось предсказуемым.

Но такая система не могла быть вечной. Первым шагом к формированию нового стиля управления стала разработка Фредериком Тейлором концепции научного менеджмента. Этот американский изобретатель и инженер отошел от идеи о том, что организация ничего не должна своим работникам. Тейлор разработал стимулирующую систему оплаты труда, включающую в себя меры наказаний и поощрений в виде, соответственно, вычетов и надбавок. Но, к сожалению, теория Тейлора была несостоятельной в основном своем положении о том, что существует "единственный правильный" способ выполнения каждой конкретной работы. Поскольку считалось, что любая попытка усовершенствования со стороны работника неизбежно приведет к ухудшению результата, происходило абстрагирование от индивидуальных навыков и умений рабочих. Такой подход, безусловно, мешал инновационному развитию предприятия.

Часть идей Тейлора, тем не менее, используется в современных условиях. Сюда можно отнести первые попытки проведения реинжиниринга, дробления организационных процессов на исходные составляющие. Тейлор также пытался выделить каждый элемент производственного процесса и проанализировать его в отдельности, а поиски потенциала развития предприятия также стали применимой для сегодняшнего дня идеей.

За школой научного менеджмента последовала классическая школа управления или административная школа. Предпосылками к ее формированию стали открытия в области науки и техники, укрупнение и рост размеров организаций, расширение рынка товаров и услуг, рост влияния профессиональных менеджеров и ряд экономических кризисов начала столетия.

Среди основных положений административной школы можно выделить разделение процесса управления на несколько взаимосвязанных функций:

планирование; организация; предсказание; распорядительство; координирование; контроль. Такое дробление считалось более приоритетным, нежели по принципу сфер приложения управленческой деятельности: финансы, бухгалтерский учет, управление персоналом и другие.

Следующей достойной рассмотрения школой менеджмента считается бихевиоризм или так называемая школа человеческих отношений. Повлияли на развитие данного направления такие важнейшие факторы, как рост влияния профессиональных союзов, недовольство рабочих и растущая потребность в высококлассных менеджерах.

Представители данного направления отталкивались от того, что организация - это социальная структура, где каждый работник - личность, а значит прежние подходы к мотивации и управлению сотрудниками не могут считаться подходящими. Ряд современных авторов подчеркивает, что принципы мотивационного менеджмента, разработанные данной школой, не перестали быть актуальными и сегодня.

Первый принцип заключается в том, что все индивидуумы имеют личные потребности, цели, мотивы. Частично данное положение основывается на теории Маслоу об иерархии потребностей человека.

Второй принцип следует из первого и выражается в необходимости обращаться с работником как с личностью, иначе невозможно добиться положительной мотивации.

Третьим пунктом идет тезис о том, что личные и семейные проблемы работника могут повлиять на производительность труда, а значит их также нельзя оставлять без внимания.

И наконец, обмен информацией и его эффективность - это решающий фактор производительности. Менеджеры должны быстро и эффективно оперировать имеющейся информацией, быть способными решать человеческие, социальные и политические проблемы внутри организации.

Необходимо также отметить, что в то время как представители школы научного менеджмента и административной школы разрабатывали идеи управления в рамках иерархии "сверху - вниз", исследователи поведенческой школы нарушили неприкосновенную идею делегирования власти, "даровали" работникам больше свободы.

Итак, с течением времени традиционные приемы менеджмента становились все более проблематичными в применении. Устаревали инструкции и ожидания, будущее уже не казалось таким предсказуемым, окончательно потеряли свою актуальность концепции беспрекословного подчинения и диктатуры. Современные специальные теоретические концепции менеджмента, призванные обеспечить эффективную практического руководства в сфере экономики в информационную эру, главным образом опираются на исследования Н.Д. Кондратьева и Й. Шумпетера. Кондратьев обосновал наличие особых циклов деловой активности, зависящих от технических и иных открытий. Таким образом, возникло понимание зависимости процесса управления от внешней среды. Шумпетер же выдвинул идею о признании предпринимателя главным действующим лицом процесса экономического развития, источником инноваций.век и вовсе столкнул менеджеров с рядом процессов, которые невозможно было не учесть в управленческой деятельности. Во-первых, резко выросла значимость всеохватывающего образования. Возникла необходимость внедрения образовательных программ даже на самых нижних уровнях организации. Была создана новая культура, способствующая их внедрению, что в итоге принесло компании 2 млрд. долларов.

Во-вторых, еще одной тенденцией стала ориентация на так называемое "предотвращение пожара", то есть предотвращение выпуска бракованной продукции и непрерывное улучшение качества товаров.

Третий тренд заключается в том, что покупатели стали ценить легкий и быстрый доступ к товарам и услугам. Им также необходимо большее количество информации перед тем, как осуществить покупку. Здесь на помощь менеджерам приходит сеть Интернет и создание специализированных веб-сайтов. И наконец, свою роль сыграло такое важное изменение внешней среды, как всеобщая глобализация. Одно лишь глобальное присутствие компании на различных рынках еще не давало глобального успеха.

Итак, мы рассмотрели основные этапы развития менеджмента, начиная с конца XIX века, выделяя предпосылки тех или иных перемен в теории управления. Можно сделать вывод, что главными факторами формирования современного менеджмента стали такие явления, как развитие технологии, изменение социального климата в обществе, всеобщая глобализация. Некоторые наиболее известные концепции современного менеджмента мы рассмотрим во второй главе данной работы.

менеджмент концепция бережливое производство

2. Основные положения, принципы и идеи современных направлений менеджмента

2.1 Концепция "Бережливого производства"

Идея "Бережливого производства" зародилась в японской автомобильной компании Toyota. Другие названия данного направления - это "рачительное" и "щадящее" производство. Данная концепция полностью меняет саму цель трудового процесса и заключается в замене изготовления большого числа однотипных изделий на производство именно того продукта, который нужен каждому отдельному потребителю, и именно в необходимом ему количестве.

Во-первых, происходит сокращение затрат труда и производственных площадей по сравнению с массовым производством. Во-вторых, новая парадигма требует гораздо меньше инвестиций для достижения лучшего эффекта. В-третьих, у бережливого производства явная ресурсосберегающая направленность. И наконец, из всех этих преимуществ, следует явный плюс для страны, в которой функционирует компания.

Безусловно, новое направление требует и новых производственных отношений. В концепции бережливого производства происходит отказ от командно-административной структуры, базирующейся на взаимодействии "начальник-подчиненный", и переход к системе сотрудничества - "мы делаем одно дело". Соответственно, организационная структура приобретает гибкость, становится горизонтальной. Именно за счет вовлечения персонала в процесс управления реализуется большая часть возможностей бережливого производства. Работники цехов являются экспертами своего дела, поэтому если поставить перед ними соответствующие задачи, они способны найти способы сократить потери.

Таким образом, принципы бережливого производства, согласно теории, включают в себя:

эффективное использование всех видов ресурсов и исключение отходов и потерь; командную работу и сотрудничество; непрерывный обмен информацией, из чего логически следует высокая значимость средств коммуникации внутри фирмы; непрерывное совершенствование производства.

2.2 Управление качеством

Усиление конкуренции со стороны зарубежных производителей в информационную эру привело к резкому повышению стандартов качества. Неудивительно, что в этих условиях возникли различные системы менеджмента качества. Разработчики данного направления руководствовались в основном идеями двух американских ученых - Э. Деминга и Дж. Джурана. В данном параграфе мы рассмотрим две наиболее распространенные модели.

Первая из интересующих нас концепций - это TQM (Total Quality Management) или Всеобщее управление качеством. В основе данной модели управления лежит видение качества как основного приоритета для всех сотрудников. При этом работники, контактирующие непосредственно с клиентом становятся самыми активными участниками процесса. Выделим четыре основополагающих элемента TQM:

вовлечение работников; фокусирование внимания на покупателях; контрольные сравнения; постоянные улучшения; сокращение продолжительности цикла, упрощение рабочих циклов.

Контрольные сравнения необходимы для сопоставления достигнутых результатов за определенный период с достижениями конкурентов. Далее эти данные можно использовать для усовершенствования методов работы компании. Сравнению подвергаются товары, услуги, принципы ведения бизнеса. Для этой цели часто проводятся специальные исследования, а иногда - "выездные исследования" некоторых сотрудников в качестве одной команды.

Вторая концепция, которую я бы хотела рассмотреть в рамках системы менеджмента качества, - это QOS или Quality Operating System, основанная компанией "Форд" еще в 1986 г. В центре концепции - постоянное осознание работниками важности удовлетворения потребителя. Содержание метода можно описать через несколько стадий:

Определением ожиданий потребителей. Определение ключевых процессов, от которых эти ожидания зависят. Выбор показателей, основывающихся на жизненно важных моментах для потребителей. Отслеживание изменений в показателях. Прогнозирование и предупреждение ухудшения показателей.


2.3 Стратегический менеджмент

В практике крупных фирм особое значение придается стратегическим целям, определяющим их развитие на перспективу. Разработка и реализация стратегических целей получила название стратегического менеджмента. Стратегия представляет собой детальный всесторонний комплексный план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление миссии организации и достижение ее целей. Стратегия формируется и разрабатывается высшим руководством, а ее реализация предусматривает участие всех уровней управления.

Стратегия фирмы формируется по следующим позициям:

Обоснование и определение миссии фирмы в предстоящем периоде. Конкретизация видения фирмы и постановка целей. Формирование стратегии, направленной на достижение целей. Стратегию дифференцируют по уровням иерархии организационной структуры фирмы, то есть по функциональным звеньям и производственным подразделениям.

Стратегический менеджмент как процесс включает в себя следующие элементы:

Анализ среды - исходный процесс в стратегическом менеджменте, так как он создает базу для определения миссии и целей фирмы и для выработки стратегии развития. Определение миссии и целей фирмы. Выбор стратегии. Реализация стратегии. Оценка и контроль выполнения стратегии, который обеспечивает устойчивую обратную связь между тем, как идет достижение целей, и собственно целями.

Итак, стратегия - необходимый план действий для согласованного взаимодействия всех подразделений организации, который определяет направление ее развития. Разработка стратегии является ключевым элементом функционирования фирмы, поэтому стратегическому менеджменту уделяется такое большое внимание.

3. Сравнительный анализ современных направлений с классическим направлением менеджмента

На основании изученной литературы мы можем заключить, что не существует единой теории менеджмента, но, тем не менее, различные направления объединяют общие цели и направления развития. Поэтому для начала сравним классическое и современное направление менеджмента в целом.

Таблица 3.1

"Классическое и современное направление в менеджменте"

Классическая теория управленияСовременный менеджментМалое количество крупных организаций - нет жесткой конкуренцииБольшое количество крупных организаций (как коммерческих, так и некоммерческих) Относительное небольшое количество руководителей, практическое отсутствие руководителей среднего звенаБольшое количество руководителей всех уровнейУправленческая работа зачастую не выделялась отдельно и не отделялась от неуправленческой деятельностиЧетко выделены управленческие функцииМалое количество людей способных принимать важные для организации решенияБольшое количество людей способных принимать важные для организации решенияУпор на интуицию и приказУпор на рациональность и коллективную работуСбыт готового товараСоздание товара, необходимого потребителюРаботники выполняют исключительно свои специализированные функцииРаботники вовлечены в процессы обучения, принятия решений, внесения предложений

Источник: Миллер Н.В. Богославец Т.Н. История менеджмента. - 2001. - С.22.

Школа управленческой науки, как мы уже упоминали в первой главе, разработала системный и ситуационный подход. Эти два подхода по отдельности мало чем могут помочь современному менеджеру, поэтому необходимо их сочетать, что и практикуется в большинстве современных моделей.

Каждая из школ менеджмента привнесла что-то свое в современную теорию. Научный менеджмент и административная школа, во-первых, сформировали научный подход к менеджменту. Во-вторых, благодаря им заговорили об анализе способов выполнения работ с целью совершенствования организации. И наконец, заслугой научного менеджмента является тезис об оплате труда как важнейшего средства мотивации работников.

Для многих японских моделей управления школа человеческих отношений вообще стала основой, укрепившей понимание важности исследования поведения людей в организациях. Западные концепции же наиболее активно заимствовали идеи мотивации и лидерства.

Итак, мы провели сравнительный анализ классического и современного направлений менеджмента. Наличие массы заимствований говорит о преемственности между школами, а многочисленные различия - объективный результат исторических изменений внешней среды, в который функционируют предприятия.

4. Заключение

На сегодняшний день современное направление менеджмента состоит из множества моделей и концепций, и среди них нет идеальных. Одни модели несут культурную специфику определенной страны, что мешает внедрению в другом государстве. Другие являются слишком затратными. И в любом случае у каждой концепции есть определенные недочеты. Но современному менеджеру, тем не менее, необходимо быть в курсе основных теорий управления, уметь выделять их преимущества и применять на практике.

В данной работе была поставлена цель - описать общие черты современного направления менеджмента, а также выделить несколько наиболее известных концепций. Для достижения поставленных задач мы проанализировали историю развития управленческой мысли с конца XIX века, выделили предпосылки зарождения современного направления, описали ряд концепций, провели сравнительный анализ.

В результате можно сделать следующие выводы:

В развитии науки управления наблюдается определенная преемственность идей. Расцвет менеджмента как науки пришелся на период перехода от машинной эры к информационной.

Основными предпосылками к формированию современного направления менеджмента явились: Рост значимости образования. Повышение избирательности потребителей. Развитие современных технологий и средств коммуникации. Всеобщая глобализация.

Между классическим и современным направлениями есть немало сходств, основанных на историческом заимствовании ряда методов. Между тем, объективные изменения в экономике, культуре и других сферах общественной жизни позволили новейшим концепциям приобрести свои уникальные черты.

Список используемой литературы и источников

1.Глызина М.П. Современный менеджмент. - М.: Феникс, 2009. - 346 с.

2.Корпоративный менеджмент / Под ред. Мазур И.И. - М.: Омега-Л, 2008. - 781 с.

3.Гольдштейн Г.Я. Стратегический менеджмент: Уч. пособие, Тагангрог: Узд.: ТРТУ, 2014. - 250 с.

.Гольдштейн Г.Я. Основы менеджмента: Учебное пособие, /узд.2-е, доп. и перераб. / - Тагангрог: Узд.: ТРТУ, 2010. - 250 с.

.Бовыкин В. Новый менеджмент. Управление предприятиями на уровне высших стандартов. - М.: Экономика, 2012. - 451с.

Похожие работы на - Современные концепции менеджмента организации

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!