Отрицательные внешние эффекты и экономические проблемы охраны окружающей среды

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Экология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    164,84 Кб
  • Опубликовано:
    2014-10-31
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Отрицательные внешние эффекты и экономические проблемы охраны окружающей среды













КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему:

«Отрицательные внешние эффекты и экономические проблемы охраны окружающей среды»

Реферат

Курсовая работа: 41 с., 5 рис., 2 табл., 34 источника, 2 прил.

ЭКОНОМИКА, РЕСУРСЫ, ОХРАНА СРЕДЫ, ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ, СТИМУЛИРОВАНИЕ

Объект исследования - анализ экономических проблем охраны окружающей среды.

Предмет исследования - разработка предложений по совершенствованию использования экономических методов снижения негативного влияния на окружающую среду в Республике Беларусь.

Цель работы: рассмотреть и проанализировать понятие и значение отрицательных внешних эффектов и экономических проблем охраны окружающей среды.

Методы исследования: анализа научной и методической литературы, синтеза, сравнительные, статистические методы.

Исследования и разработки: проанализированы особенности влияния отицательных внешних эффектов на развитие экономики и экологии.

Элементы научной новизны: разработаны предложения по совершенствованию использования экономических методов снижения негативного влияния на окружающую среду в Республике Беларусь.

Область возможного практического применения: материалы могут быть использованы на предприятиях в системе совершенствования экологической политики.

Экономическая и социальная значимость: реализация предложений позволит снизить негативное влияние предприятий на окружающую среду.

Автор работы подтверждает, что приведенный в ней расчетно-аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников методологические и методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.

Содержание

Введение

1.      Теоретические аспекты значения отрицательных внешних эффектов

1.1 Понятие и сущность отрицательных внешних эффектов

1.2 Проблема внешних эффектов и ее решение       

2. Экономические проблемы охраны окружающей среды в Республике Беларусь

2.1 Основные факторы окружающей природной среды

2.2 Влияние окружающей среды на экономику Республики Беларусь

3. Пути совершенствования экономических методов снижения негативного воздействия производственных процессов на окружающую среду

Заключение

Список использованных источников

Приложение А

Приложение Б


Введение

В настоящее время концепция устойчивого развития стала главным направлением в социально-экономической политике многих стран мира. Осознав характер противоречий между закономерностями социально-экономического развития и основными законами биосферы, в первую очередь развитые страны приступили к разработке новых безотходных технологий, направленных на обеспечение экологической безопасности и устойчивого развития. Процесс этот длительный, особенно для стран восточноевропейского региона с устаревшей технологией, слабой экономической базой. Но, к сожалению, обеспечить устойчивое развитие только средствами высоких технологий невозможно.

Решение данной проблемы зависит от бережного отношения человека к природе, уровня экологической культуры, экологического сознания и знания правовых основ, касающихся здорового образа жизни. Без такого комплекса мер трудно рассчитывать на устойчивое развитие и выживание человека (общества) в условиях экологического кризиса [9, c.4].

Актуальность темы курсовой работы обуславливаются тем, что окружающая среда представляет собой равновесную систему, в которой процессы обмена веществ и энергии происходят главным образом за счет жизнедеятельности организмов. Антропогенное загрязнение биосферы (загрязнение, обусловленное жизнедеятельностью человека) до определенного периода сглаживалось процессами, происходящими в биосфере, однако в последние десятилетия масштабы деятельности человека неизмеримо возросли и достигли глобального уровня. Биосфера постепенно разрушается - отравляются атмосфера и водоемы, уничтожаются фауна и флора. Проблема защиты окружающей среды - одна из важнейших задач современности.

Охрана окружающей среды напрямую влияет на экономическое благополучие страны. Выбросы промышленных предприятий, энергетических систем и транспорта в атмосферу, водоемы и недра на современном этапе развития достигли таких размеров, что в ряде районов, особенно в крупных промышленных центрах, уровень загрязнения существенно превышают допустимые санитарные нормы. Экологические исследования, проведенные в последние десятилетия во многих странах мира, показали, что все возрастающее разрушительное воздействие антропогенных факторов на окружающую среду привело ее на грань кризиса. Среди различных составляющих экологического кризиса (истощение сырьевых ресурсов, нехватка чистой пресной воды, возможные климатические катастрофы) наиболее угрожающий характер приняла проблема загрязнения незаменимых природных ресурсов - воздуха, воды и почвы отходами промышленности и транспорта.

В связи с этим в современном обществе резко возрастает роль экономики природопользования, призванной на основе изучения производственных процессов и оценки степени вреда, приносимого природе развитием производства, разрабатывать и совершенствовать экономические средства защиты окружающей среды, всемерно развивать основы создания замкнутых и безотходных технологических циклов и производств, регулировать экономическую и производственную политику в сфере природопользования.

Кроме того, изучение взаимосвязи экологических проблем и экономики обусловливается тем, что иногда рыночный механизм не позволяет достичь парето-эффективного размещения ресурсов. В силу ряда причин могут возникать ситуации, называемые провалами (или несостоятельностями) рынка, в которых рынок не справляется со своими функциями и либо вообще не может обеспечить производство блага, либо не может обеспечить его производство в эффективном объеме. Именно подобная неспособность рынка обеспечить эффективность обычно рассматривается в качестве основания для государственного вмешательства в экономику. Чрезвычайно важным понятием в экономике природопользования являются экстерналии (внешние эффекты). В ходе экономической деятельности происходит постоянное воздействие на природу, людей, различные объекты и т.д. С этим воздействием и связано возникновение экстерналий. В самом общем виде их можно определить как некомпенсируемые воздействия (положительные или отрицательные) одной стороны на другую. Экстерналии могут возникать как в результате производства, так и потребления товаров и услуг.

Целью курсовой работы является рассмотреть и проанализировать понятие и значение отрицательных внешних эффектов и экономических проблем охраны окружающей среды.

В ходе работы следует выполнить ряд задач:

. Определить теоретические аспекты понятия и значения отрицательных внешних эффектов.

. Проанализировать экономические проблемы окружающей среды.

. Разработать предложения совершенствованию использования экономических методов снижения негативного влияния на окружающую среду.

Объектом исследования является анализ экономических проблем охраны окружающей среды в Республике Беларусь.

Предметом исследования является разработка предложений по совершенствованию использования экономических методов снижения негативного влияния на окружающую среду.

Обзор источников. Вопросы негативного влияния предприятий на окружающую среду широко рассмотрены в современной литературе. В работе широко использованы материалы специальной литературы, периодических источников. В работе использовались материалы трудов таких известных учёных, как: Лемешевский В., К.А. Яблокова, Р.А. Алябьева, И.В. Лашук. и других авторов.

Использовались методы: анализа и синтеза, сравнительные, статистические методы.

Структура исследования: курсовая работа состоит из трех глав, заключения-вывода и списка используемой литературы.

. Теоретические аспекты значения отрицательных внешних эффектов

.1 Понятие и сущность отрицательных внешних эффектов

Внешние эффекты (экстерналии) - это влияние действий экономических субъектов (или их агентов), участвующих в данной сделке, на третьих лиц (не принимающих участия в данной сделке). Таким образом, экстерналии не находят отражения в рыночном механизме ценообразования и, следовательно, приводят к снижению эффективности его работы и к неоптимальному размещению благ в экономике [5, c.22].

Отрицательные внешние эффекты (негативные экстерналии) являются негативными воздействиями участвующих в сделке экономических субъектов на третьих лиц. Фактически это означает не выявленное в данной сделке использование определенных ресурсов без соответствующей их оплаты (пример таких неявно используемых ресурсов - право на незагрязненную окружающую среду: чистый воздух, чистую воду и т.д.).

Это ведет к возникновению внешних для данной сделки издержек производства данной продукции (ТЕС и МЕС) (на рис. 1.1 предполагается наличие внешних издержек и отсутствие внешних выгод).

Рисунок 1.1 - Наличие внешних издержек и отсутствие внешних выгод

Примечание - Источник: [34, c.54].

Поскольку получающие внешние издержки третьи лица не участвуют в заключении и совершении сделок с данным товаром, их издержки не учитываются при заключении таких сделок, а устанавливающиеся на рынке равновесные цена и количество отличаются от тех величин, которые были бы получены при таком учете. Поэтому результатом негативной экстерналии является недооценка (занижение цены) и перепроизводство (избыточный выпуск) данного товара:

>Qs a Pp<Ps. (1.1)

Это ведет к использованию излишних ресурсов в производстве данного блага и, следовательно, неэффективному размещению благ в экономике. Важно подчеркнуть, что негативные экстерналии возникают независимо от воли и желания порождающих их своими действиями субъектов.

Положительные внешние эффекты (позитивные экстериалии) являются позитивными воздействиями участвующих в сделке экономических агентов на Р третьих лиц. Фактически они означают невыявленное в данной сделке производство определенного блага без соответствующей его оплаты. Это приводит к возникновению внешней для данной сделки выгоды при производстве и потреблении данного товара (ТЕВ и МЕВ) (на рис. 1.2 предполагаются наличие внешней выгоды и отсутствие внешних издержек).

Рисунок 1.2 - Возникновение внешней для данной сделки выгоды при производстве и потреблении товара

Примечание - Источник: [34, c.55].

Поскольку получающие внешние выгоды третьи лица не участвуют в заключении и совершении сделок с данным товаром, их выгоды не учитываются при заключении таких сделок, а устанавливающиеся на рынке равновесные цена и количество отличаются от тех величин, которые были бы получены при таком учете. Поэтому результатом позитивной экстерналии являются недопроизводство (недостаточный выпуск) и недооценка (занижение цены) данной продукции:

<Qs*Pp<Ps (1.2)

Это ведет к использованию ресурсов в производстве данного продукта в недостаточном количестве и, следовательно, неэффективному размещению благ в экономике [5, c.23].

Таким образом, как перепроизводство благ с негативными внешними эффектами, так и недопроизводство благ с позитивными экстерналиями обнаруживают сбои в работе рыночного механизма и приводят к снижению эффективности экономики и потерям «мертвого груза». В этом смысле между положительными и отрицательными внешними эффектами нет различий - и те, и другие отрицательно влияют на экономику, не говоря о многочисленных внеэкономических негативных последствиях внешних эффектов, например экологических.

В.В. Глухов отмечает, что возникновение экстерналии указывает на недостатки в работе рыночного механизма, нередко связанные просто с отсутствием определенных рынков, что приводит к фактически бесплатному использованию некоторых специфических ресурсов и неоплачиваемому производству определенных благ. Это ведет, например, к чрезмерному загрязнению окружающей среды при производстве минеральных удобрений. Такое положение вызывается тем, что осуществление имеющих внешние эффекты действий (например, производство сульфатов, связанное с выбросом сернокислого газа в атмосферу) по сути дела означает в неявном виде использование производителями права на совершение подобных действий. А это означает в сущности наличие права собственности на соответствующий ресурс или продукт, какой бы особый вид этот ресурс ни принимал (в нашем примере это право на чистый воздух). Но пока такие права собственности не выявлены, они не могут найти отражения в рыночных сделках [9, c.122].

Отрицательный внешний эффект со стороны производителя повышает величину предельных издержек общества. К примеру, такой экстерналии относится загрязнение окружающей среды промышленными предприятиями, когда увеличение прибыли предприятия в результате наращивания производства оборачивается ущербом окружающей среде, от чего страдают некоторые фирмы и общество в целом. Отрицательная экстерналия со стороны потребителя снижает значение предельного частного выигрыша (также и предельного выигрыша общества). Аналогичный пример: пробки на дорогах. При этом, автомобилисты сами создают отрицательную экстерналию и платят за это своим временем.

Негативные внешние эффекты часто устраняются путем вмешательства государства в экономику. Государство может установить различные виды налогов, пошлины для «вредителей». При увеличении налогов фирмы сокращают предложение своего товара, при этом, повышая на него цену. В случае с пробками правительство может сделать данную трассу платной. Общественные потери от траты времени заменяются на издержки по налоговым выплатам за использование трассы, но при этом общественный выигрыш возрастет на величину выигрыша государства от налоговых сборов, к тому же дорога наверняка станет значительно более разгруженной [9, c.123].

Таким образом, неопределенность, размытость подобных прав собственности может являться препятствием в эффективной работе рыночного механизма и нередко вызывает столкновение интересов различных групп экономических субъектов (в нашем примере - производителей и потребителей минеральных удобрений, с одной стороны, и живущих рядом с таким заводом людей, с другой стороны). Следовательно, четкое определение прав собственности является одной из важных предпосылок решения проблемы экстерналий.

.2 Проблема внешних эффектов и ее решение

Сущность проблемы внешних эффектов заключается в неэффективном размещении и использовании ресурсов и продуктов в экономике вследствие расхождения частных и социальных издержек либо частной и общественной выгоды. Принцип решения проблемы внешних эффектов заключается поэтому в достижении равенства предельных общественных издержек предельной общественной выгоде [31, c.40]:

= MSB. (1.3)

Поскольку MSC = МРС + МЕС, a MSB = МРВ + МЕВ, то

МРС + МЕС = МРВ + МЕВ.

При отрицательных внешних эффектах МЕВ ≈ 0 и МРВ = MSB, тогда решение проблемы негативных экстерналий в принципе выглядит так:

МРС + МЕС = MSB. (1.4)

При положительных внешних эффектах МЕС ≈ 0 и МРС = MSC, поэтому решение проблемы позитивных экстерналий в принципе таково:

= МРВ + МЕВ. (1.5)

Важно подчеркнуть, что при решении проблемы экстерналий внешние эффекты получают выражение в виде соответствующих издержек и выгод уже для непосредственных участников сделок, и тогда действие рыночного механизма меняет цены и объемы производства соответствующих благ, а это вносит коррективы в распределение ресурсов и продуктов, которое становится эффективным. В то же время это означает, что соответствующие внешние эффекты трансформируются во внутренние. Тем самым осуществляется интернализация внешних эффектов [31, c.41].

Теорема Коуза - это положение новой институциональной экономической теории, согласно которой при нулевых трансакционных издержках рынок справляется с любыми внешними эффектами. Впервые была сформулирована Джорджем Стиглером в 1966 году следующим образом:

Если права собственности четко определены и трансакционные издержки равны нулю, то размещение ресурсов (структура производства) будет оставаться неизменным и эффективным независимо от изменений в распределении прав собственности. Коуз доказывал эту концепцию на примере рассмотрения экстерналий - побочных результатов любой деятельности, которые касаются не непосредственных ее участников, а третьих лиц. Ранее эту проблему рассматривал экономист Артур Пигу в книге «Экономическая теория благосостояния». На основе того, что экстерналии, по мнению Пигу, приводят к перепроизводству благ с отрицательными экстерналиями и недопроизводству благ с положительными экстерналиями, он рекомендовал в таких случаях вмешательство государства в экономику для нейтрализации этих эффектов, которые Пигу назвал «фиаско рынка» [34, c.73].

Коуз опроверг мысль, что экстерналии обязательно ведут к «фиаско рынка». По его мнению, для нейтрализации проблемы экстерналий необходимо четкое распределение прав собственности на ресурсы и минимизация трансакционных издержек. Сам термин трансакционные издержки введён ранее в работе Коуза «Природа фирмы» и означает затраты, возникающие в связи с заключением контрактов, то есть затраты на сбор и обработку информации, на проведение переговоров и принятия решений, на контроль и юридическую защиту выполнения контрактов. Теорема Коуза раскрывает экономический смысл прав собственности. По мнению Коуза, чем более точно определены права собственности, тем в большей степени внешние издержки превращаются во внутренние [2, c.54].

Таким образом, согласно «теореме Коуза» при четком определении прав собственности стороны могут прийти к соглашению о возмещении убытков или ином перераспределении ресурсов. На этой основе развиваются (в части, по «Киотскому протоколу», принятому на встрече представителей 160 стран в дек. 1997 в Киото, Япония, о сокращении выбросов диоксида углерода и др. парниковых газов промышленно развитыми странами за период 20082012 до уровня в среднем на 5% ниже показателей 1990) рынки прав (реализуемых квот англ. tradable permits и т.п.) на загрязнение (pollution rights), а также системы налогов экологических и штрафов, поскольку не все внешние эффекты поддаются непосредственному воздействию рыночного механизма [34, c.74].

Таким образом, это один из тех случаев, когда в реальной рыночной экономике, как бы она ни была свободна, требуется государственное регулирование. Учет и компенсация внешних эффектов восстанавливают нарушенное конкурентное состояние экономики.

Многие экстерналии существуют в экономике длительное время. Это означает, что трансакционные издержки на выяснение и перераспределение прав собственности существенны, и ими нельзя пренебречь. Если такие издержки превышают выгоду от переговоров, то экстерналий не будут устранены. К такому же результату ведут слишком большое число вовлеченных в проблему экстерналий субъектов, трудности в определении конкретных источников внешних эффектов, асимметричная информация относительно издержек и выгод участников пе-реговоров. Когда экстерналий устойчиво существуют в экономике, к решению их проблемы необходимо привлечь государство. При этом возможны следующие формы государственного воздействия [31, c.47].

Наиболее распространенным методом является административное регулирование, которое заключается в прямых запретах или, наоборот, требованиях выполнения вовлеченными экономическими субъектами определенных действий, что подкрепляется мощью государственного аппарата принуждения. Оно осуществляется, например, в форме установления стандартов и предельных норм вредных воздействий на окружающую среду. Такие меры позволяют сократить размеры экстерналий, но не приводят, как правило, к оптимальному размещению ресурсов, так как не учитывают индивидуальных особенностей вовлеченных в подобные ситуации экономических субъектов. Например, если они живут и действуют в разных районах и предельные выгоды у них не совпадают, за исключением данной, хотя и может способствовать снижению размеров потерь эффективности.

Аналогичной будет ситуация при расхождении издержек у различных производителей товаров, порождающих внешние эффекты. И в этом случае установление единого допустимого, административно определенного количества подобного товара QA не устранит неэффективного размещения ресурсов, хотя также может способствовать снижению размеров потерь эффективности [2, c.155].

Конечно, регулирующие деятельность продуцирующих внешние эффекты экономических субъектов административные органы теоретически могли бы установить каждому такому субъекту индивидуальные параметры деятельности (количество продукции, предельно допустимые концентрации выброса вредных веществ и т. д.), но это было бы связано со слишком высокими административными издержками на получение необходимой информации, определение таких параметров и проверку выполнения административных решений. К тому же число регулируемых таким образом экономических субъектов слишком велико. Поэтому в реальных экономических условиях это неосуществимо. Недавняя практика административного регулирования деятельности предприятий в нашей стране подтверждает этот вывод.

Таким образом, можно сделать вывод, что внешние эффекты - это виды дополнительной экономии или дополнительных издержек, которые не зависят от деятельности данного предприятия, но влияют на ее результаты.

. Экономические проблемы охраны окружающей среды в Республике Беларусь

.1 Основные факторы окружающей природной среды

Окружающая природная среда Республики Беларусь представляет собой совокупность экологических систем, или экосистем. В основе взаимодействия организмов и окружающей их среды находятся причинно-следственные отношения. Организм получает из окружающей среды информацию в виде определенных сигналов, имеющих материальную природу, и реагирует на эти сигналы. В экологии поступающие к организму сигналы называют факторами [1, c.12].

Экологический фактор - это любой элемент окружающей среды, способный оказывать прямое или косвенное воздействие на живой организм хотя бы на одном из этапов его развития.

Экологические факторы, воздействующие на живые организмы, являются полезными или вредными, способствуют либо препятствуют выживанию и размножению. Существует несколько подходов к классификации экологических факторов. Прежде всего, экологические факторы делятся на внешние (экзогенные) и внутренние (эндогенные) по отношению к анализируемой системе.

К внешним относятся факторы, действие которых в той или иной степени определяет изменения, происходящие в экосистеме, но сами они не испытывают ее обратного воздействия. Таковы, например, солнечная радиация, атмосферное давление, ветер и т. д. В отличие от внешних факторов внутренние соотносятся со свойствами самой экосистемы (или отдельных ее компонентов) и в действительности формируют ее состав. Таковы, например, характеристики приземного слоя воздуха, концентрации веществ в водоемах, почве.

Другой классификационный принцип - деление факторов на биотические и абиотические. Абиотические факторы - температура, свет, радиоактивные излучения, давление, влажность воздуха, солевой состав воды, ветер, течения, рельеф местности. Эти свойства неживой природы прямо или косвенно влияют на живые организмы[1, c.13].

Биотические факторы - различные проявления воздействия живых существ друг на друга. Взаимные связи организмов представляют собой основу существования популяций и биоценозов (совокупность растений, животных и микроорганизмов, населяющих данный участок суши или водоема - биоценоз леса, озера и т. д.). Но по своему происхождению абиотические и биотические факторы могут быть как природными, так и антропогенными. охрана окружающая экономический негативный

Антропогенные факторы - результат деятельности человека, приводящий к изменению природы как среды обитания других видов или влияющих непосредственно на их жизнь. В процессе эволюции человек осваивал охоту, сельское хозяйство, промышленность, транспорт и тем самым постепенно изменял природные условия на планете. Масштабы и формы связей человека с природой неуклонно росли от использования отдельных видов растений и животных до практически полного вовлечения природных ресурсов в жизнеобеспечение современного индустриального общества. В настоящее время состояние покрова Земли и всех видов организмов определяется антропогенным воздействием на природу [6, c.132].

Число всевозможных экологических факторов считается потенциально неограниченным. Однако в рамках промышленной экологии наиболее значительными являются абиотические факторы эндогенного характера, обусловленные действием промышленного производства.

К таким факторам должны быть отнесены химические вещества, привносимые в окружающую природную среду выбросами в атмосферу, сбросами в воду, а также твердые отходы, удаляемые из производственного цикла, и разнообразное воздействие физической природы: излучение (тепловое, электромагнитное, высокочастотное и сверхвысокочастотное, ионизирующее и неионизирующее различной природы), поля магнитные и электрические, шум.

Проявление этих факторов в рабочей зоне и на промплощадке предприятия является сферой охраны труда. Наличие этих факторов за данными зонами в природной среде, контактирующей с производством, - сфера интересов промышленной экологии. Фактическое отсутствие границы между рабочей зоной (производственной средой), промплощадкой и ближней природной средой приводит к тому, что многие методы, разработанные в сфере охраны труда, будут эффективны и при решении задач промышленной экологии [8, c.80].

С ростом производственных сил и расширением хозяйственной деятельности негативные последствия воздействия человека на окружающую среду становятся все более ощутимыми. В настоящее время негативные воздействия человека на природу нередко приводят к непредвиденным изменениям в экологических системах, в процессах биосферы.

Как биологический объект, человек в значительной степени зависит от физической среды. Ухудшение состояния ее отражается на здоровье человека и его работоспособности.

Под промышленной экологией понимают раздел «большой экологии», рассматривающий влияние промышленности (иногда всего хозяйства) - от отдельных предприятий до техносферы - на природу и, наоборот, влияние условий природной среды на функционирование предприятий и их комплексов. Экология должна способствовать решению задач сохранения высокого качества среды инженерными методами, что возможно лишь при владении специалистами производства знаниями в области экологии, позволяющими оценивать свое производство с экологических позиций, т.е. обладать экологическим мышлением.

В конечном счете это знание и экологическое мышление образуют своего рода «сдерживающий комплекс» природопользователя: владея им, специалист определяет не только что и как делать, но чего и почему делать нельзя, т. е. соблюдать принцип «чего не делать, чтобы не причинить вреда» [8, c.81].

На сегодняшний день Республика Беларусь постепенно переходит на принципы устойчивого развития. Движение вперед вызывает необходимость стимулировать экономическую активность людей, выходить на новые ресурсосберегающие технологии, повышать качество и конкурентоспособность товаров и услуг.

Внешние угрозы экологической безопасности включают: глобальные изменения окружающей среды, связанные с потеплением, разрушением озонового слоя, уменьшением биоразнообразия; трансграничный перенос загрязняющих веществ; наличие вблизи территории Беларуси опасных объектов. К внутренним угрозам экологической безопасности относятся опасность возникновения техногенных аварий вследствие высокой степени износа основных фондов; недостаточное развитие эколого-ориентированной индустрии, связанной с переработкой отходов; применение неадаптированных к местным условиям технологий обработки земель; наличие обширной зоны радиационного загрязнения территории; размещение жилой застройки в санитарно-защитных зонах предприятий и вблизи источников вредных физических воздействий.

При переходе к модели устойчивого развития основными приоритетами являются: право человека на здоровую и плодотворную жизнь в гармонии с природой; равенство развития и сохранения окружающей среды для нынешнего и будущих поколений; экологизация хозяйственной деятельности; снижение антропогенного воздействия на окружающую среду, согласование экологических целей с целями социально-экономического развития, повсеместное внедрение энерго- и ресурсосберегающих технологий.

Совокупные затраты на охрану окружающей среды в нашей стране представлены в таблице 2.1.

Таблица 2.1 - Совокупные расходы на охрану окружающей среды (в текущих ценах; миллиардов рублей)

Расходы

2009

2010

2011

Объем совокупных расходов на охрану окружающей среды - всего

1 519,0

1 744,2

2 001,8

в том числе:




объем текущих затрат на охрану окружающей среды

1 178,3

1 296,1

1 586,9

из них:




затраты на охрану окружающей среды

991,3

1 116,5

1 362,9

в том числе:




на охрану и рациональное использование водных ресурсов

622,8

718,5

888,6

на охрану атмосферного воздуха

186,2

176,1

219,2

на охрану окружающей среды от загрязнения отходами производства

163,3

193,0

217,2

основных средств, предназначенных для охраны окружающей среды

41,0

29,8

37,3

затраты на содержание заповедников и национальных парков

68,0

53,0

87,5

Примечание - Источник: [25].

Как показывают данные, в нашей стране государство уделяет макисмальное внимание охране окружающей среды. Совокупные затраты представлены в Приложении А, Б.

Экологическую политику государства определяет национальное природоохранное законодательство. Оно призвано обеспечить закрепленное в Конституции Республики Беларусь право граждан на благоприятную окружающую среду.

К настоящему времени в стране сформирована достаточно развитая законодательная база в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов. Ведущее положение в ней занимает Закон «Об охране окружающей среды» (1992 г., в редакции 2002 г.), имеющий универсальное значение. Остальные законы и кодексы отличаются более узкой направленностью и регламентируют, соответственно, механизмы природоохранной деятельности, рациональное использование и охрану отдельных природных ресурсов, решение отдельных проблем и другие вопросы.

Совместно с законами, регламентирующими деятельность по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов, в Беларуси также принят ряд специальных законов, направленных на обеспечение экологической безопасности населения. Они имеют отношение к радиационной, санитарно-гигиенической, промышленной безопасности, защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Природоохранная законодательная база Беларуси развивается по нескольким направлениям. Они связаны с обновлением действующих и принятием новых законодательных актов, а также внедрением экологических норм в законодательные акты, относящиеся к хозяйственной и иным сферам деятельности.

Для эффективного управления окружающей средой в целом по стране необходимо обеспечить его действенность в отдельных организациях, которые выступают источниками воздействий на среду. С этой целью в Беларуси проводится экологическая сертификация систем управления окружающей средой организаций, в т.ч. с использованием международного стандарта ИСО 14001.

Стратегической целью охраны окружающей среды на долгосрочный период до 2025 г. определено достижение нового, более высокого ее качества, обеспечивающего экологически благоприятные условия жизни населения, содействие решению глобальных и региональных экологических проблем, устойчивому социальному и экономическому развитию Республики Беларусь.

Достижение поставленной цели должно быть обеспечено путем снижения вредных воздействий на окружающую среду, восстановления природных комплексов, кардинального улучшения в области обращения с отходами; обеспечения устойчивого территориального развития, сохранения биологического и ландшафтного разнообразия, минимизации воздействия на климат и адаптации к его изменениям [25].

Решение стратегических задач в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов в увязке с социальным и экономическим развитием предусматривается в Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития страны, которая разрабатывается сроком на 15 лет. Для решения среднесрочных задач в экологической сфере разрабатываются и реализуются пятилетние Национальные планы действий по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды, а также по гигиене окружающей среды.

Территориальное экологическое планирование осуществляется в рамках территориальных комплексных схем охраны окружающей среды. Кроме этого вопросы охраны окружающей среды включаются также в разрабатываемые схемы комплексной территориальной организации административных единиц различного уровня, а также схемы землеустройства районов.

Научное обеспечение экологической политики осуществляется в рамках государственных научных и научно-технических программ. Ключевое значение среди них принадлежит Государственной научно-технической программе «Экологическая безопасность».

.2 Влияние окружающей среды на экономику Республики Беларусь

При решении экономических проблем необходимо учитывать их взаимосвязь с экологическими проблемами. Трудности с добычей природных ресурсов, связанные с увеличением глубины их залегания, а также уменьшение количества природных ресурсов, разведанных и вовлеченных в экономический оборот, ведут к повышению мировых цен на сырье со всеми вытекающими отсюда последствиями. Загрязнение окружающей среды отходами производства и потребления приводит к уменьшению земель сельскохозяйственного назначения, а также требует огромных затрат на хранение, захоронение, уничтожение отходов и т.д.

Взаимосвязь экономических и экологических проблем проявляется и в увеличении затрат на ликвидацию вредного воздействия окружающей среды на здоровье людей. Уменьшение озона в стратосфере на 1% вызывает увеличение случаев заболевания раком кожи на 5%, что сопровождается затратами на лечение.

Проблема загрязнения всех компонентов окружающей среды также ведет к обострению экономических проблем хотя бы потому, что большая часть полезных площадей, часто сельскохозяйственного назначения (особенно вокруг больших городов), занята свалками; на захоронение, уничтожение и хранение отходов тратятся огромные средства (затраты на эти цели иногда превышают затраты на производство готовой продукции, их рост является сдерживающим фактором расширения производства). Развитие безотходных технологий - идеальный, хотя и трудно достижимый путь решения одновременно экологических и; экономических проблем [25].

Проблема сокращения земель сельскохозяйственного назначения и проблема снижения плодородия почвы непосредственным образом влияют на решение проблемы обеспечения населения продуктами питания, развития продуктивности сельскохозяйственного производства и выхода из кризиса экономики. Решение этих проблем связано с рационализацией природопользования, в частности, с отведением земель под строительство дорог, трубопроводов, с соблюдением установленных при этом нормативов. Это позволит предотвратить сокращение земель сельскохозяйственного назначения, не обусловленное объективной необходимостью. Решение этих проблем связано также с решением Проблемы сокращения отходов, их уничтожения, утилизации, предотвращения их образования.

Ухудшение плодородия почвы является причиной низких урожаев и требует рекультивации земель и других мер направленных на стимулирование естественной способности почвы к восстановлению. Эта проблема связана с проблемой загрязнения атмосферы. Загрязнение атмосферы приводит к кислотным дождям, которые, как известно, оказывают значительное влияние на окисление почвенного слоя земли и снижение его плодородия.

Особенное воздействие на окружающую сразу оказывают предприятия промышленности.

Основные данные по работе предприятий промышленности Республики Беларусь представлены в таблице 2.2.

Таблица 2.2 - Объем и индексы промышленного производства, млрд.руб

 

2010

2011

2012

Отклонение 2012 от 2010гг

Тем проста, %

Объем продукции

166953

347655

615 862

448 909

3,69

горнодобывающая промышленность

1 396

5 100

8 644

7 248

619,20

обрабатывающая промышленность

149 551

316 232

563 589

414 038

376,85

производство и распределение электроэнергии, газа и воды

16 006

26 324

43 629

27 623

272,58

Примечание - Источник: [25].

Данные показывают, что с каждым годом объем продукции промышленности существенно возрастают, что влияет на экологическую обстановку в стране.

Динамика выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных и мобильных источников в нашей стране представлена на рис.2.1.


Рисунок 2.1 - Динамика выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных и мобильных источников в Республике Беларусь, тыс. тонн

Примечание - Источник: [25].

Данные показывают, что пик выбросов в нашей стране приходился на 2008 год из мобильных источников и в 2009 году из стационарных источников. В последующие годы данные показатели снижаются.

Число исследованных проб воздухе и число проб, превышающих максимальную разовую предельно допустимую концентрацию представлен на рис.2.2.

Рисунок 2.2 - Число исследованных проб воздухе и число проб, превышающих максимальную разовую предельно допустимую концентрацию Примечание - Источник: [25].

Данные показывают, что число проб, превышающих допустимую концентрацию существенно снижается в последние годы.

Современную промышленность можно рассматривать как большую систему. Согласно работам академика В. В. Кафарова, ее можно представить в виде следующих соподчиненных иерархических уровней:

физико-химическая подсистема - совокупность физико-химических явлений и процессов, с помощью которых происходит определенное воздействие на перерабатываемый поток сырья или материалов;

технологическая производственная подсистема - совокупность технологических процессов и аппаратов, объединенных для единой технологической цели, т. е. для получения товарного продукта;

территориальная промышленная подсистема - совокупность производств, объединенных в определенном природном районе для комплексного использования минеральных, водных, биологических, энергетических и трудовых ресурсов;

государственная промышленная подсистема - совокупность территориально-промышленных систем, обеспечивающих жизнедеятельность страны [26, c.121].

Каждому из указанных уровней присущ свой специфический характер воздействия на окружающую среду, обусловливающий особенность внедрения процессов с минимальным воздействием на окружающую среду. Каждый подвид промышленности оказывает особенное влияние на развитие экологии. Так химическая технология представляет собой переработку, в процессе которой превалируют химические и физико-химические явления, что приводит к коренному изменению состава, свойств и строения веществ.

Методы химической технологии весьма распространены в нехимических отраслях промышленности - металлургии, транспорте, электронике, энергетике, строительстве и др. Процессы получения металлов (в доменных, мартеновских и других плавильных печах) - типичные химические процессы. Горение топлива в топках паровых котлов, в двигателях внутреннего сгорания или ракетных - типичный химический процесс. Получение материалов электроники и строительных материалов тоже во многом связано с химическими процессами. Защита окружающей среды также использует химические методы. Отходы производства или невостребованные продукты переработки сырья могут содержать как вредные компоненты, которые опасно выбрасывать в окружающую среду, так и полезные, которые нецелесообразно выбрасывать. Поэтому существенным элементом химического производства является санитарная очистка и утилизация отходов производства.

Химическая промышленность - отрасль, потребляющая большое количество сырья, воды, энергии, следовательно, в процессе переработки образуется большое количество побочных продуктов, которые не всегда можно использовать как вторичное сырье, они накапливаются в виде отходов. Отдельные отходы требуют полного уничтожения (это относится в особенности к продуктам органических производств), поскольку они весьма токсичны. Таким образом, на предприятиях химической, нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности образуется большое количество твердых и жидких отходов. Значительную их часть не используют, собирают в накопителях, выводят в отвалы, что приводит к загрязнению окружающей среды. В то же время эти отходы являются крупным резервом материальных ресурсов, утилизация их может существенно улучшить технико-экономические показатели процессов [26, c.122].

Концепция минимизации отходов направлена на защиту окружающей среды. Реализация ее прежде всего связана с улучшением использования сырьевых и энергетических ресурсов, а также включает в себя следующие специальные мероприятия:

санитарную очистку и обезвреживание выбросов;

улучшение и замену вспомогательных потоков (замена водяного охлаждения на воздушное);

замкнутый водооборот;

повышение надежности оборудования и элементов ХТС.

Кардинальным решением претворения в жизнь концепции минимизации отходов является создание безотходного производства.

Транспортно-дорожный комплекс (ТДК) является важнейшим составным элементом экономики. Однако функционирование транспорта сопровождается мощным негативным воздействием на природу. Транспорт - один из основных источников загрязнения атмосферного воздуха. По видам транспорта выбросы загрязняющих веществ распределяются следующим образом: 58 % от общего выброса приходится на автомобильный транспорт, 25 % - на железнодорожный, 14 % - на дорожно-строительный комплекс, около 2 % - на воздушный транспорт и менее 1 % - на речной и морской [16, c.61].

Воздействие транспорта на экосистемы выражается:

в загрязнении атмосферы, водных объектов и земель, изменении химического состава почв и микрофлоры, образовании производственных отходов, в том числе токсичных и радиоактивных, шламов, замазученного грунта, котельных шлаков, золы и мусора;

в потреблении природных ресурсов: атмосферного воздуха, необходимого для протекания рабочих процессов в двигателях внутреннего сгорания (ДВС) транспортных средств; нефтепродуктов и природного газов, являющихся топливом для ДВС; воды для систем охлаждения ДВС, мойки транспортных средств, производственных и бытовых нужд предприятий транспорта; земельных ресурсов, отчуждаемых под строительство авто- и железных дорог, аэропортов, трубопроводов, речных и морских портов и других объектов инфраструктуры транспорта;

в выделении тепла в окружающую среду при работе ДВС и топливо- сжигающих установок в транспортных производствах;

в создании высоких уровней шума и вибрации;

в возможности активизации неблагоприятных природных процессов типа водной эрозии, заболачивания местности, образования селевых потоков, оползней, обвалов;

в травматизме и гибели людей, животных, нанесении большого материального ущерба при авариях и катастрофах;

в разрушении почвенно-растительного покрова и уменьшении урожайности сельскохозяйственных культур.

Деятельность транспортных предприятий связана с осуществлением перевозок, погрузочно-разгрузочных операций, хранением грузов и выполнением работ по техническому обслуживанию и ремонту подвижного состава и путей сообщения. Влияние транспорта на окружающую среду проявляется, прежде всего, в процессе перевозок, при котором потребляются в большом количестве топливно-энергетические ресурсы и происходит значительное выделение загрязняющих веществ. Доля подвижных источников в загрязнении атмосферы, воды и почвы существенно выше (93,8 %), чем стационарных источников (6,2 %). Подземная разработка месторождений также сопровождается значительным загрязнением атмосферного воздуха. Основными источниками загрязнения являются газопылевые «выбросы» из подземных горных выработок, газопылевые выделения из породных отвалов и складов полезных ископаемых [16, c.62].

В данном случае под выбросом понимается поступление в атмосферу из подземных горных выработок рудничного (шахтного) воздуха; масса этого воздуха может быть весьма значительной, а концентрации в нем загрязняющих веществ обычно не столь велики. Рудничный воздух представляет собой смесь атмосферного воздуха с различными газообразными примесями, выделяемыми из пород, полезных ископаемых или шахтных вод (например, СН4, СО2, Н2, N2, Н2S и др.), а также образуемыми при взрывных работах и в ряде других процессов (СО2, СО, SО2, Н2S, NО2 и др.).

При подземной разработке рудных и нерудных месторождений по сравнению с угольными газовая составляющая выбросов значительно меньше. Она преимущественно представлена газообразными продуктами, выделяющимися при взрывах, производимых при массовой отбойке полезных ископаемых. После массовых взрывов резко увеличивается и содержание пыли в выдаваемом на поверхность рудничном воздухе. К существенным по своему значению «неорганизованным» источникам пылегазовых загрязнителей атмосферного воздуха относятся также отвалы пород. При подземной разработке месторождений на поверхности земельного отвода располагаются породные отвалы, форма которых зависит от вида транспорта, применяемого для транспортировки породы: конические, так называемые терриконы (узкоколейный транспорт), хребтовые (транспортировка канатными дорогами) и плоские (автотранспорт) [23, c.293].

Загрязнение воздушной среды происходит при эрозии, окислении и горении породы, особенно интенсивно протекающих в терриконах; в результате с поверхности отвалов выделяется значительное количество пыли, газообразных (в том числе ядовитых) продуктов и дыма. Воздействие нефтяной и газовой промышленности на основные компоненты окружающей среды (воздух, воду, почву, растительный, животный мир и человека) обусловлено токсичностью природных углеводородов, большим разнообразием химических веществ, используемых в технологических процессах, а также все возрастающим объемом добычи нефти и газа, их подготовки, транспортировки, хранения, переработки и широкого разнообразного использования. Все технологические процессы в нефтяной промышленности (разведка, бурение, добыча, сбор, транспорт, хранение и переработка нефти и газа) при соответствующих условиях могут нарушить естественную экологическую обстановку. Нефть, углеводороды нефти, нефтяной и буровой шламы, сточные воды, содержащие различные химические соединения в больших количествах проникают в водоемы и другие экологические объекты:

) при бурении и аварийном фонтанировании разведочных нефтяных и газовых скважин;

) при аварии транспортных средств;

) при разрывах нефте- и продуктопроводов;

) при нарушении герметичности колонн в скважинах и технологического оборудования;

) при сбросе неочищенных промысловых сточных вод в поверхностные водоемы.

Большую опасность для окружающей среды представляют и трубопроводы. Загрязнения атмосферы воздуха выбросами предприятиями черной металлургии с полным металлургическим циклом следует рассматривать по отдельным видам производства:

коксохимическое;

доменное;

сталеплавильное.

Сточные воды рудообогатительных и агломерационных фабрик характеризуются содержанием хлоридов, сульфатов, ионов кальция и магния. Взвесь сточных вод содержит железо, оксиды кальция, углерод. Размеры частиц велики, взвесь быстро осаждается, но для получения достаточной степени осветления оборотной воды необходима коагуляция. В настоящее время на предприятиях внедряют замкнутую систему водоснабжения на основе повторного использования сточных вод благодаря устройству локальных систем очистки и доочистки [23, c.294].

Таким образом, можно сделать вывод, что масштабы воздействия человека на окружающую среду огромны. Интенсивному воздействию подвергаются все компоненты окружающей среды, из которых наиболее важны для человека атмосферный воздух, пресная вода и почва Загрязнение окружающей среды промышленными предприятиями, таким образом, это вывод из системы антропогенного обмена в природу всевозможных отходов, отбросов и использованных (амортизированных) изделий. Все это ставит перед всеми людьми объективное требование - учитывать воздействие производства на окружающую среду, не допускать превышения порогов устойчивости экологических систем, чтобы не вызвать необратимых процессов в природе, способных привести к ее деградации и гибели всего живого на Земле.

3. Пути совершенствования экономических методов снижения негативного воздействия производственных процессов на окружающую среду

Одним из методов экономических методов снижения негативного воздействия на окружающую срезу является экономическое стимулирование.

Экономическое стимулирование - составная часть экономического механизма управления в сфере природопользования и охраны окружающей среды. Другие экономические методы регулирования (планирование, финансирование мероприятий по охране окружающей среды, установление лимитов, платы за природные ресурсы, за загрязнение, лицензирование, экологическое страхование, экологический аудит) представляют собой систему косвенных регуляторов качества окружающей среды. Все экономические регуляторы, затрагивая имущественные интересы природопользователей, приводят к пониманию зависимости между экономической выгодой и соблюдением экологических требований. Таким образом, экономический стимул - это своеобразное соединение задач экологически устойчивого развития к экономическим интересам. Эколого-экономическое стимулирование включает:

налогообложение (в том числе экологическое);

финансово-кредитный механизм природоохранной деятельности (льготное кредитование, субсидирование, субвенцирование);

ценовую политику (использование поощрительных цен и надбавок на экологически чистую продукцию, регулирование цен на первичные ресурсы и конечную продукцию);

государственную поддержку предприятий, производящих природоохранное оборудование и контрольно-измерительные приборы, а также фирм, выполняющих работы и оказывающих услуги экологического назначения;

создание системы экологической сертификации, в том числе аккредитация органов по экологической сертификации;

формирование рынка экологических работ и услуг;

проведение политики торговли правами на загрязнения (использование механизма купли-продажи государственных лицензий на право загрязнения окружающей среды);

введение ускоренной амортизации основных фондов природоохранного назначения;

         лицензирование использования природных ресурсов (лицензионный сбор).

Существует две группы методов эколого-экономического стимулирования: позитивной мотивации; негативной мотивации. Эти две стороны экономического стимулирования можно определить как меры заинтересованности и меры ответственности. Использование первой или второй группы методов определяется уровнем законодательно-нормативного обеспечения отдельных вопросов природопользования, экономической оценкой выгодности проводимых природоохранных мероприятий для предприятия, а в основе формируется экологическими потребностями общества.

Более конкретные меры экономического стимулирования зависят от уровня, на котором оно проводится. На уровне отдельных работников оно имеет форму заработной платы, премии, материальной ответственности, штрафа; на уровне предприятия-фирмы - это цена конечной продукции (услуги), прибыль, фонды экономического стимулирования; на уровне государства - это налоговая, финансовая, ценовая политика.

Рассмотрим более подробно отдельные инструменты эколого-экономического стимулирования.

. Налогообложение - один из важнейших и наиболее реальных стимулов для предприятия. Оно включает налоги на природные ресурсы (земельный налог, водный налог, лесные подати, налог на право пользования недрами и др.), а также экологические налоги. Основная идея введения в систему налогообложения экологической составляющей заключается в установлении прямой и непосредственной зависимости части отчислений с предприятий в бюджеты от степени вреда, наносимого этим предприятием окружающей среде. Среди экологических налогов выделяют регулирующие и финансирующие.

Регулирующие налоги направлены на непосредственное предотвращение действий, наносящих ущерб окружающей среде, при этом налог соизмеряется с ущербом окружающей среде. При определении ставок налогов учитываются показатели технической возможности и экономической рентабельности хозяйственной деятельности. При большой гибкости (дифференциации) налогов расходы на предотвращение ущерба окружающей среде оказываются выгодными. К регулирующим экологическим налогам в Беларуси относят платежи за загрязнение окружающей среды.

Финансирующие налоги направлены на взимание денежных сумм и аккумулирование их в специальных экологических фондах, откуда финансируются различные природоохранные мероприятия. Особенность этого вида экологических налогов в том, что они не должны быть жестко связаны с негативными последствиями хозяйственной деятельности. При установлении финансирующего налога руководствуются критериями прибыльности и непрерывности финансовых поступлений. Примером этого вида налогов являются: отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, плата на восстановление и охрану водных объектов.

Налоговая политика государства включает:

         специальное налогообложение экологически вредной продукции (негативное стимулирование);

         льготное налогообложение и освобождение от уплаты налогов (позитивное стимулирование).

Перспективные направления развития налогообложения:

дифференциация налогов и платежей предприятий с учетом экологичности их производственно-хозяйственной деятельности;

перенесение центра тяжести налогового бремени на добывающие отрасли.

Вместе с этим налоговые льготы (по налогу на доход предприятия) должны применяться в качестве позитивной мотивации для предприятий, производящих продукцию, отвечающую экологическим стандартам, так как ее производство требует, как правило, больших затрат.

.        Финансово-кредитный механизм также является важнейшим рычагом стимулирования рационального ресурсопользования и природоохранной деятельности. Он включает:

льготное кредитование мероприятий, имеющих природоохранный эффект;

займы с уменьшенной ставкой процента;

субсидии, представляющие специальные выплаты предприятиям-загрязнителям за сокращение выбросов (сбросов);

инвестиционные субвенции регионам, предоставляемые на природоохранные цели на безвозмездной основе.

Политика льготного кредитования подразумевает предоставление льготных кредитов на природоохранные цели из бюджета, а также привлечение банковских кредитов. Преимущество банковского кредитования по сравнению с бюджетным заключается в соблюдении принципов платности и возвратности предоставляемых средств, что должно стимулировать исключительно целевое использование кредитов и минимальные сроки проведения природоохранных мероприятий. При этом государство предоставляет банку-кредитору налоговую льготу (снижение налоговой ставки на доход) и тем самым стимулирует банки к экологическому кредитованию. Кроме того, государство может предоставить банку дотацию на компенсацию кредита под пониженный процент, что дает гарантию возвратности и платности кредита. Само предприятие может гарантировать выплату кредита собственным экологическим фондом. Решение проблемы возвратности банковских средств требует создания ипотечных банков.

.        Ценовая политика подразумевает стимулирование производства и потребления экологичной продукции. Это осуществляется через льготное ценообразование. Его суть заключается в том, что экологически чистая продукция, выпущенная с применением малоотходных и безотходных технологий, реализуется по более низкой цене, чем аналогичная продукция, произведенная на экологически грязном производстве.

В рыночных условиях при сформировавшихся экологических потребностях предприятие-производитель экологичной продукции будет иметь большую прибыль на основе большего объема реализации.

Однако в условиях формирования рынка и несложившихся экологических потребностей общества государство возлагает на себя обязанность продвигать на рынок эту продукцию через дотирование определенных категорий потребителей экологичной продукции (прежде всего, продуктов питания). Государство также обеспечивает доступность приобретения экологичных видов средств производства (реализуемых по более высоким ценам) через субсидирование, субвенцирование, кредитование предприятий.

Ценообразование дополняется специальным налогообложением: цена на экологически вредную продукцию должна быть занижена для производителя и завышена для потребителя (путем введения акцизного сбора).

.        Экономические методы управления региональным экологическим риском предусматривают:

стимулирование повышения безопасности производственных технологий - политика ускоренной амортизации природоохранного оборудования;

перепрофилирование и вынос экологически опасных предприятий, размещенных в районах повышенного экологического риска (с высокой концентрацией населения, с экстремальными природными факторами).

Для стимулирования этого направления используют следующие методы:

а) Обязательное страхование источников и реципиентов риска;) Премирование (штрафование) предприятий, фирм за выполнение (невыполнение принятых обязательств по предотвращению аварийных ситуаций;) Субвенцирование снижения риска аварий;) Специальное налогообложение экологически опасных видов деятельности в отдельных регионах.

.        Экологическая сертификация, как один из видов эколого-эконо-мического стимулирования осуществляется в целях:

защиты потребителей от приобретения (использования) продукции, опасной для жизни, здоровья, имущества людей, а также для окружающей среды;

обеспечения интеграции национальной экономики в мировой рынок;

создания экологически справедливого рынка.

Под экологически справедливым рынком понимается такой рынок, на котором при прочих равных условиях не получает преимущество в конкурентной борьбе продукция с более худшими экологическими характеристиками или производимая по экологически небезопасным технологиям; изымается из обращения продукция, опасная для здоровья и окружающей среды. Система экологической сертификации в Беларуси находится в стадии создания.

.        Формирование рынка экологических работ и услуг означает:

появление консалтинговых, инжиниринговых, венчурных фирм;

лицензирование деятельности природоохранного назначения;

развитие сети платных работ и услуг природоохранного значения (экологический аудит);

привлечение фирм к выполнению экологических работ и услуг;

торговля правами на выбросы;

создание банков и бирж прав на загрязнение.

Политика торговли правами на загрязнение дает возможность переносить рыночные отношения в сферу природопользования. В данном случае формируется рынок прав на загрязнение, который дает дополнительные возможности варьировать затратами: предприятие может снизить загрязнение, за что оно получит компенсацию от другого предприятия, которое выкупит у первого права на выбросы. Использование данного принципа имеет место как в случае сделок между различными предприятиями или фирмами через куплю-продажу прав на выбросы, так и среди предприятий одних и тех же объединений, компаний (внутрифирменная передача - трансферт прав на загрязнение).

Развитие рыночного механизма управления качеством окружающей среды предполагает наличие органов управления, которые следят за эквивалентностью сделок - рациональным использованием ассимиляционного потенциала окружающей среды, а также закрепляют права собственности на выбросы за отдельными претендентами (выдают разрешения (лицензии) на выброс).

При расширении данного рынка возникает необходимость создания посреднических организаций, например формирование специальных банков прав на загрязнение, где хранятся и накапливаются сэкономленные права на выбросы. Покупая и продавая запас прав, банки занимаются и их учетом. Дальнейшее расширение рынка экологических услуг приводит к созданию бирж прав на загрязнение, где осуществляются сделки по купле-продаже прав на загрязнение; окружающей среды.

Перспективным направлением развития рыночного механизма в природопользовании следует считать количественную оценку и прогнозирование спектра экологических и природно-ресурсных составляющих в процессах колебаний курсов акций различных предприятий и фирм на фондовых биржах. Этот вопрос тесно связан с повышением инвестиционной активности в регионах, а также с привлечением иностранных инвестиций.

Перспектива развития рынка экологических товаров и услуг в Республике Беларусь связана с мировой переориентацией спроса на товары и услуги, отвечающей определенным экологическим критериям. Эта тенденция характеризует качественную перестройку мирового рынка и изменение позиций отдельных государств, обусловленное уровнем экологизации их экономики.

Необходимо отметить дальнейшее развитие позитивных методов стимулирования в сфере природопользования и природоохранной деятельности: прогрессивного налогообложения, ценообразования, лицензирования использования природных ресурсов, рынка экологических работ и услуг.

Таким образом, можно сделать вывод, что формирование экономического механизма природопользования должно предусматривать следующие шаги:

Совершенствование учета и оценки природно-ресурсного потенциала территорий с целью создания единой системы обеспечения информацией управления природопользованием на федеральном, территориальном и местном уровнях.

Введение платежей за пользование природными ресурсами на основе их экономической оценки при одновременном изменении структуры налоговой системы. Эта мера помимо стимулирования рационального природопользования и улучшения условий воспроизводства природных ресурсов позволит активизировать предпринимательскую деятельность, привлечь иностранные инвестиции.

Совершенствование системы платежей за загрязнение окружающей природной среды, в том числе соответствующей нормативной базы; отработка порядка оценки и компенсации ущерба в результате загрязнения окружающей среды при нарушении законодательства; разработка экономического механизма разрешения межрегиональных конфликтов при трансграничном переносе загрязняющих веществ.

Совершенствование системы финансирования экологических программ и мероприятий по охране окружающей среды, проводимых за счет средств бюджетов различных уровней с привлечением средств экологических фондов и банков. Расширение возможностей по привлечению средств фондов, фирм и организаций для финансирования природоохранных мероприятий.

Формирование рынка экологических работ и услуг. Организация лицензирования деятельности природоохранного назначения, внедрение экологического аудита. Разработка механизма привлечения иностранных фирм к выполнению экологических работ и услуг.

Внедрение обязательного и добровольного экологического страхования для покрытия непредвиденных расходов, возникающих в результате аварий. Создание государственных фондов экологического страхования и поддержки независимых страховых компаний.

Совершенствование учета экологического фактора при сделках с недвижимостью (приватизации). Привлечение иностранных инвесторов к внедрению передовых, экологически безопасных технологий и реализации других природоохранных мероприятий при передаче в собственность государственных предприятий.

Совершенствование нормативно-правовой базы экономики природопользования.

Заключение

В заключение курсовой работы можно сделать выводы:

Экстерналия (внешний эффект) в экономике - то воздействие рыночной трансакции на третьих лиц, не опосредованное рынком.

Различают два вида экстерналий: положительные, при которых полезность для агентов или их прибыль, не участвующие в трансакции, возрастают, и отрицательные, ведущие к снижению полезности или прибыли третьих лиц. Экстерналии рассматриваются как со стороны производителя, так и со стороны потребителя. Разделение внешних эффектов на отрицательные и положительные является основополагающей, т.к. характеризует результаты воздействия на субъекты. Отрицательная экстерналия со стороны потребителя снижает значение предельного частного выигрыша (также и предельного выигрыша общества).

Всякий процесс производства связан с негативными последствиями для окружающей среды. Теория внешних эффектов свидетельствует о том, что это обстоятельство само по себе не может означать необходимость свертывания всякой производственной деятельности, а лишь указывает на необходимость определения эффективного уровня загрязнения. Ведь всегда есть выигрывающие от уменьшения загрязнения окружающей среды и проигрывающие от этого. Важно, чтобы те лица, которые получают выгоды от загрязнения окружающей среды, компенсировали возникающие у третьих лиц негативные последствия этого.

Таким образом, эффективная политика в области контроля над загрязнением окружающей среды - это политика, обеспечивающая паритет между предельной общественной полезностью такого контроля и издержками на его осуществление.

Достижение эффективного уровня снижения загрязнения окружающей среды, с одной стороны, связано с определенными издержками, поскольку связано с сокращением производства нужных обществу товаров и услуг или предполагает осуществление значительных затрат, направленных на обезвреживание отходов производства. Причем, предельные издержки такого обезвреживания, зачастую, весьма значительны и возрастают по мере повышения степени очищения.

С другой стороны, контроль над загрязнением окружающей среды обеспечивает получение значительных общественных выгод. Эти выгоды выражаются в снижении различного рода заболеваний людей, подверженных вредному воздействию производства, в увеличении производства сельскохозяйственной продукции, а также заготовок воспроизводимых природных ресурсов, в возрастании возможностей развития рекреационных форм бизнеса и т.п.

Альтернативным вариантом экологического регулирования является установление платы за загрязнение или продажа лицензий на сброс определенного количества загрязняющих веществ. Очевидным преимуществом такого подхода является то, что правительство в данном случае может легко регулировать цену лицензий, уменьшая или увеличивая квоту. А изменение цены лицензии может стать действенным рычагом, стимулирующим снижение вредных выбросов, Кроме того, создание вторичного рынка лицензий на загрязнение позволяет фирмам перепродавать имеющиеся у них права на загрязнение, когда они сочтут более эффективным подходом создание очистных сооружений.

Таким образом, решение экономических и экологических проблем должно осуществляться во взаимосвязи. Состояние окружающей среды оказывает непосредственное влияние на потенциальные возможности развития экономики страны и, в свою очередь, зависит от степени развития производительных сил и научно-технического прогресса (НТП).

Список использованных источников

Альханакта, В.В. Экономическое содержание и особенности развития рынка разрешений на загрязнение окружающей среды : автореф. дис. ... канд. экон. наук : 08.00.01 / В.В. Альханакта ; Белорус. гос. ун-т. - Минск, 2010. - 24 с.

Алябьева, Р.А. Макроэкономика, - Минск / Р.А. Алябьева.: Тетра-системс, 2007. - 935с.

Балацкий, Е. Конышев, В. Роль государственного сектора в национальной экономике: общемировые тенденции / Е. Бабацкий, / В. Конышев // Общество и экономика. - 2003. - №.7-8

Басинюк, Т. Информационные ресурсы ЦНБ НАН Беларуси в области экологических проблем / Т. Басинюк // Інфармацыйнае забеспячэнне навукі: праблемы, пошукі, рашэнні : да 75-годдзя з дня заснавання ЦНБ імя Я.Коласа НАН Беларусі : зб. навук. арт. / НАН Беларусі, Цэнтр. навук. б-ка ; [рэдкал.: Н.Ю. Бярозкіна (адк.) і інш.]. - Мінск, 2000. - С. 84-87.

Близнюк, И.Н. Макроэкономика: вопросы и ответы : пособие / И.Н. Близнюк, Г.Н. Гаврилко, А.И. Константинов ; Междунар. ин-т трудовых и соц. отношений. - 2-е изд. - Минск : МИТСО, 2010. - 84 с.

Васильева, Е.Э. Экономика природопользования : учеб.-метод. комплекс / Е.Э. Васильева ; Белорус. гос. ун-т. - Минск, 2003. - 120 с.

Герасимов, Б.И., Косов, Н.С., Дробышева, В.В. Экономическая теория. Введение в экономику. Микроэкономика : учеб. пособие / Б.И. Герасимов, Н.С. Косов, В.В. Дробышева и др. ; под общ. ред. д-ра экон. наук, проф. Б.И. Герасимова и д-ра экон. наук, проф. Н.С. Косова. - 2-е изд., стер. - Тамбов : Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2009. - Ч. 1. - 232 с.

Гидрометеорологические наблюдения, состояние и загрязнение атмосферного воздуха, поверхностных вод и почв, радиационная обстановка в Республике Беларусь в 2005 году / Т.А. Веровская [и др.]; М-во природ. ресурсов и охраны окружающей среды Респ. Беларусь, Департамент гидрометеорологии; под ред. М.Г. Герменчук. - Минск: БелНИЦ "Экология", 2006. - 158 с.

Глухов, В.В. Макроэкономика / В.В. Глухов, Т.П. Некрасова ; С.-Петерб. гос. политехн. ун-т. - 3-е изд. - СПб. [и др.] : Питер, 2011. - 383 c.

Голубева, Т.А. Основы экологии и экономика природопользования : практикум : учеб. пособие / Т.А. Голубева. - 2-е изд., перераб. и доп. - Минск : ИВЦ Минфина, 2011. - 247 с.

Городко, И.П. Природоведческие информационные ресурсы ЦНБ НАН Беларуси / И.П. Городко, Т.К. Басинюк // Библиография. - 2008. - № 3. - С. 35-41.

Готовский, А. Экономическая система Беларуси - вчера, сегодня, завтра / А. Готовский // Экономика, финансы, управление. - 2006. -№2. - С.79-102.

Долан, Э.Дж., Линдсей, Ю Д. Микроэкономика. - С-Пб.: Санкт-Петербург оркестр, 2010. - 448с.

Зубко, Н.М. Макроэкономика / Н.М. Зубко, И.М. Зборина, А.Н. Каллаур. - 3-е изд. - Минск : ТетраСистемс, 2012. - 192 с.

Клюни, В.Л. Основы экономической теории: учебное пособие / Под ред. В.Л. Клюни. - Минск: Экоперспектива, 2008. -336с.

Лашук, И.В. Динамика оценок макро- и микроэкономической ситуации в Беларуси / И.В. Лашук, Е.А. Белая // Труд. Профсоюзы. Общество. - 2010. - № 4. - С. 61-68.

Лемешевский, И.М. Национальная экономика Беларуси : основы стратегии развития : курс лекций / И.М. Лемешевский. - Минск : ФУАинформ, 2012. - 559 с.

Лемешевский, И.М. Проблемы достижения макроравновесия экономики Беларуси в условиях административного роста / И.М. Лемешевский // Тр. Белорус. гос. технол. ун-та. Серия 7, Экономика и управление. - 2010. - Вып. 18. - С. 7-11.

Лиманова, Е.Г. Проблемы и перспективы использования оптимального уровня загрязнения в природоохранной политике / Е.Г. Лиманова // Вестн. Новосиб. гос. ун-та. Сер. Социал.-экон. науки. - 2006. - Т. 6, вып. 1. - С. 49-59.

Макромодель для анализа и прогнозирования показателей белорусской экономики / М. Кравцов [и др.] // Банк. весн. - 2009. - № 16. - С. 5-15.

Марков, Ю.Г. Социально-правовые механизмы природопользования: (анализ концепций и подходов) / Ю.Г. Марков, В.Н. Турченко, Е.А. Чиркин // Экология. Сер. аналит. обзоров мировой лит. - 1995. - № 37. С. 1-115.

Матяс, А.А. Макроэкономическая политика в Республике Беларусь и перспективы сбалансированного развития национальной экономики / А.А. Матяс // Белорус. экон. журн. - 2012. - № 4. - С. 4-21.

Национальная система мониторинга окружающей среды Республики Беларусь: результаты наблюдений, 2010 / М-во природных ресурсов и охраны окружающей среды Респ. Беларусь, Гл. информ.-аналит. центр Нац. системы мониторинга окружающей среды Респ. Беларусь, Респ. науч.-исследов. унитар. предприятие "Бел НИЦ "Экология" ; под общ. ред. С.И. Кузьмина, В.В. Савченко. - Минск : Бел НИЦ "Экология", 2013. - 307 с.

Национальная экономика Беларуси : учебник / [В.Н. Шимов и др.] ; под ред. В.Н. Шимова. - 4-е изд., перераб. и доп. - Минск : БГЭУ, 2012. - 649 с.

Охрана окружающей среды в Республике Беларусь : стат. сб. / Нац. стат. комитет Респ. Беларусь ; редкол.: И.А. Костевич (председатель) [и др.]. - Минск, 2011. - 236 с.

Охрана окружающей среды в Республике Беларусь : стат. сб. / Нац. стат. комитет Респ. Беларусь ;редкол.: И.С. Кангро (председатель) [и др.]. - Минск, 2012. - 258 с.

Охрана окружающей среды в Республике Беларусь. Статистический сборник. - Минск: Национальный статистический комитет, 2012. - 260 с.

Петрова, Т.М. Оптимальное регулирование загрязнения атмосферы / Т.М. Петрова // Поволж. экол. вестн. - 1998. - Вып. 5. - С. 144-148.

Пузанов, И.С. К вопросу о выборе оптимальной системы мониторинга загрязняющих веществ в окружающую среду / И.С. Пузанов, Д.В. Саулин, С.Б. Холостов // Вестн. Междунар. акад. наук экологии и безопасности жизнедеятельности. - 2000. - № 6. - С. 77-83.

Терехов, В. Макроэкономические проблемы / В. Терехов // Экономист. - 2002. - № 3. - С. 40-52.

Червяков, А.В. Экономическая идеология 2012 года - сбалансированность и структурные преобразования / А.В. Червяков // Экон. бюл. Науч.-исслед. экон. ин-та М-ва экономики Респ. Беларусь. - 2011. - № 12. - С. 47-57.

Четверть века после чернобыльской катастрофы: итоги и перспективы преодоления : нац. докл. Респ. Беларусь / Департамент по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС М-ва по чрезвыч. ситуациям Респ. Беларусь ; сост.: В.А. Черников [и др.]. - Минск : Ин-т радиологии, 2011. - 89 с.

Яблокова, А.К. Макроэкономика / А.К. Яблокова. - М.: Владос, 2012. - 390с.

Приложение А

Совокупные расходы на охрану окружающей среды (в сопоставимых ценах; в процентах к предыдущему году)


2007

2008

2009

2010

Объем совокупных расходов на охрану окружающей среды - всего

119,5

105,4

101,6

101,8

в том числе:





объем текущих затрат на охрану окружающей среды

114,0

105,7

96,9

107,8

из них:





затраты на охрану окружающей среды

112,9

105,7

98,4

107,5

в том числе:





на охрану и рациональное использование водных ресурсов

109,7

102,0

100,8

108,9

на охрану атмосферного воздуха

116,2

118,3

82,6

109,6

на охрану окружающей среды от загрязнения отходами производства

124,2

106,8

103,2

99,1

затраты на капитальный ремонт основных средств, предназначенных для охраны окружающей среды

118,4

103,7

67,6

115,4

затраты на содержание заповедников и национальных парков

162,1

99,2

71,5

138,4

затраты на охрану и воспроизводство диких животных

143,4

92,4

120,1

131,7

расходы на тушение и ликвидацию последствий лесных пожаров, произошедших по вине населения и организаций

19,8

67,7

603,3

18,8

на научные исследования в области охраны окружающей среды

80,3

177,3

92,9

65,1

на подготовку специалистов в области охраны окружающей среды

106,6

112,3

100,2

109,2

на функционирование республиканских органов государственного управления, осуществляющих руководство в области окружающей среды

88,9

113,3

129,9

78,4

объем инвестиций в основной капитал, направленных на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов

143,0

104,3

118,1

84,0

из них:





на охрану и рациональное использование водных ресурсов

139,9

121,3

117,3

113,1

на охрану атмосферного воздуха

323,6

83,9

175,1

47,9

на охрану и рациональное использование земель

83,0

116,2

72,1

92,0

охрана экономический природный среды

Приложение Б

Инвестиции в основной капитал, направленные на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов по областям и г. Минску


2000

2005

2006

2007

2008

2009

2010

Миллиардов рублей (в фактически действовавших ценах)



Республика Беларусь

30,2

188,5

179,4

282,3

340,7

448,1

414,9

Области:








Брестская

2,0

9,1

12,1

16,4

30,6

84,5

127,4

Витебская

8,1

37,1

33,1

66,3

61,3

91,5

104,4

Гомельская

1,2

31,8

21,3

26,4

17,9

19,7

17,7

Гродненская

2,8

2,9

5,0

37,3

60,6

116,2

49,2

г. Минск

2,5

33,6

18,4

17,4

30,2

25,7

9,7

Минская

10,8

66,3

83,4

87,1

106,3

88,3

94,8

Могилевская /

2,8

7,7

6,1

31,4

33,8 1

22,2

11,7


Похожие работы на - Отрицательные внешние эффекты и экономические проблемы охраны окружающей среды

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!