Транспортная задача

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Менеджмент
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    832,27 Кб
  • Опубликовано:
    2016-01-04
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Транспортная задача

Содержание

Введение

. Задание

. Основы экономико-математического моделирования

. Построение модели

Заключение

Список используемой литературы

Введение

Важным частным случаем задачи линейного программирования является так называемая транспортная задача.

Транспортная задача имеет следующий вид: найти объемы перевозок для каждой пары «поставщик - потребитель» так, чтобы:

мощность всех поставщиков были реализованы;

спросы всех потребителей были удовлетворены;

суммарные затраты на перевозку были бы минимальны.

Пример постановки транспортной задачи и особенности экономико-математической модели транспортной задачи будут рассмотрены в данной курсовой работе.

1. Задание

Цель: Приобретение навыков решения задач линейного программирования в табличном редакторе Excel. Формирование транспортной модели задачи линейного программирования и решение задачи средствами табличного редактора Excel. Приобретение навыков адаптации транспортной модели линейного программирования для оптимизации системы снабжения, допускающей транзитные перевозки.

Задача

По заказу пяти потребителей А, Б, В, Г, Д на четырех предприятиях - изготовителях производится продукция. В процессе доставки к потребителям продукция может храниться на трех оптовых базах. Существуют следующие три способа организации снабжения потребителей продукцией:

ИЗГОТОВИТЕЛЬ - ОПТОВАЯ БАЗА - ПОТРЕБИТЕЛЬ

То есть вся продукция, произведенная изготовителями, сначала складируется на оптовых базах и только потом развозится потребителям.

ИЗГОТОВИТЕЛЬ - ПОТРЕБИТЕЛЬ

То есть вся продукция, произведенная изготовителями, напрямую доставляется потребителям, минуя оптовые базы.

ИЗГОТОВИТЕЛЬ - ОПТОВАЯ БАЗА - ПОТРЕБИТЕЛЬ; ИЗГОТОВИТЕЛЬ - ПОТРЕБИТЕЛЬ

То есть продукция, произведенная изготовителями, доставляется потребителям частично напрямую, а частично транзитом через оптовые базы.

Необходимо выбрать оптимальный способ организации снабжения потребителей продукцией предприятий - изготовителей.

Таблица 1 - Параметры перевозок от изготовителей к оптовым базам


Оптовая база 1

Оптовая база 2

Оптовая база 3

Произведено изготовителями

Изготовитель 1

27

10

31

510

Изготовитель 2

15

21

25

620

Изготовитель 3

11

22

27

660

Изготовитель 4

26

20

20

420

Запасы на базах

300

420

730



Таблица 2 - Параметры перевозок от оптовых баз к потребителям


Потреби-тель А

Потреби-тель Б

Потреби-тель В

Потреби-тель Г

Потреби-тель Д

Запасы

Оптовая база 1

15

12

11

10

20

300

Оптовая база 2

20

14

25

24

15

420

Оптовая база 3

12

36

20

16

36

730

Спрос на товар потребителями

600

550

420

780

400



Таблица 3 - Параметры перевозок от изготовителей к потребителям


Потребитель А

Потребитель Б

Потребитель В

Потребитель Г

Потребитель Д

Произведено

Изготовитель 1

10

2

1

10

20

510

Изготовитель 2

24

18

20

14

26

400

Изготовитель 3

32

54

16

28

10

460

Изготовитель 4

16

30

55

45

46

790

Спрос на товар потребителями

600

550

420

780

400



2. Основы экономико-математического моделирования

Моделирование - это универсальный способ изучения процессов и явление реального мира.

Современная экономическая наука широко использует математические методы как для решения прикладных, практических задач, так и для теоретического моделирования социально-экономических явлений и процессов. Математические методы стали составной частью методов любой экономический науки, включая экономическую теорию. Её использование в единстве с обстоятельным экономическим анализом открывает новые возможности для экономической науки и практики.

Как и всякое моделирование, экономико-математическое моделирование основывается на принципе аналогии, т.е. возможности изучения объекта посредством построения и рассмотрения другого, подобного ему, но более простого и доступного объекта его модели.

Практическими задачами экономико-математического моделирование являются, во-первых, анализ экономических объектов; во-вторых, экономическое прогнозирование, предвидение развитие хозяйственных процессов и поведение отдельных показателей; в-третьих, выработка управленческих решений на всех уровнях управления.

Для построения нашей модели попробуем определить ее параметры.

Модели по фактору времени распределяются на статические и динамические. В статических моделях система представляется неизменной во времени. Динамические модели содержат информацию о поведении системы и ее составных частей. Наша модель является статической, так как в ней задаются параметры, которые в процессе ее решения не меняются.

По учету фактора неопределенности: детерминированные и стохастические. Стохастическая модель - такая экономико-математическая модель <#"880609.files/image001.gif"> - запас продукции в пункте отправления Ai (i = 1,n) [ед. тов.].

 - спрос на продукцию в пункте назначения В: (j = l,m) [ед. тов.].- тариф (стоимость) перевозки единицы продукции из пункта отправления Ai в пункт назначения Вj, [руб./ед. тов.].

Искомые параметры модели ТЗ

- количество продукции, перевозимой из пункта отправления Ai в пункт назначения Вj [ед. тов.].(X) - транспортные расходы на перевозку всей продукции [руб.].

Этапы построения модели

Определение переменных.

Проверка сбалансированности задачи.

Построение сбалансированной транспортной матрицы.

Задание ЦФ.

Задание ограничений.

Транспортная модель

(Х)=   min

 i=1,n


Целевая функция представляет собой транспортные расходы на осуществление всех перевозок в целом. Первая группа ограничений указывает, что запас продукции в любом пункте отправления должен быть равен суммарному объему перевозок продукции из этого пункта. Вторая группа ограничений указывает, что суммарные перевозки продукции в некоторый пункт потребления должны полностью удовлетворить спрос на продукцию в этом пункте. Сумма запасов продукции во всех пунктах отправления должна равняться суммарной потребности во всех пунктах потребления.


Если это условие выполняется, то ТЗ называется сбалансированной, в противном случае - несбалансированной. Поскольку ограничения модели приведенные выше могут быть выполнены только при сбалансированной ТЗ, то при построении транспортной модели необходимо проверять условие баланса. В случае, когда суммарные запасы превышают суммарные потребности, необходим дополнительный фиктивный пункт потребления, который будет формально потреблять существующий излишек запасов, то есть

   

Если суммарные потребности превышают суммарные запасы, то необходим дополнительный фиктивный пункт отправления, формально восполняющий существующий недостаток продукции в пунктах отправления:


Введение фиктивного потребителя или отправителя повлечет необходимость формального задания фиктивных тарифов  (реально не существующих) для фиктивных перевозок. Поскольку нас интересует определение наиболее выгодных реальных перевозок, то необходимо предусмотреть, чтобы при решении задачи (при нахождении опорных планов) фиктивные перевозки не рассматривались до тех пор, пока не будут определены все реальные перевозки. Для этого надо фиктивные перевозки сделать невыгодными, то есть дорогими, чтобы при поиске решения задачи их рассматривали в самую последнюю очередь. Таким образом, величина фиктивных тарифов должна превышать максимальный из реальных тарифов, используемых в модели, то есть

>max

На практике возможны ситуации, когда в определенных направлениях перевозки продукции невозможны, например, по причине ремонта транспортных магистралей. Такие ситуации моделируются с помощью введения так называемых запрещающих тарифов . Запрещающие тарифы должны сделать невозможными, то есть совершенно невыгодными, перевозки в соответствующих направлениях. Для этого величина запрещающих тарифов должна превышать максимальный из реальных тарифов, используемых в модели:

>max

В моем случае задача является не сбалансированной, так как сумма запасов продукции во всех пунктах отправления не равняется суммарной потребности во всех пунктах потребления.

+400+460+790=600+550+420+780+400

Оптимальным решением такой задачи может стать, решение задач в табличном редакторе Excel методом подбора «Поиска решения», предназначенного для решения задач математического программирования, в частности, задач линейного программирования.

Подготовка исходных данных

Параметры перевозок от изготовителей к потребителям


Потребитель А

Потребитель Б

Потребитель В

Потребитель Г

Потребитель Д

Произведено

Изготовитель 1

10

2

1

10

20

510

Изготовитель 2

24

18

20

14

26

400

Изготовитель 3

32

54

16

28

10

460

Изготовитель 4

16

30

55

45

46

790

Спрос на товар потребителями

600

550

420

780

400



Формулы экранной формы задачи.

Объект математической модели.

Выражение в Excel.

Переменные задачи

B3:F6

Формула в целевой ячейке B19

=СУММПРОИЗВ(B3:F6; B13:F16)

Ограничения по строкам в ячейках:G3;G4;G5;G6;G7

=СУММ(B3:F3) =СУММ(B4:F4) =СУММ(B5:F5) =СУММ(B6:F6)

Ограничения по столбцам в ячейках:B7;C7;D7;E7;F7

=СУММ(B3:B6) =СУММ(C3:C6) =СУММ(D3:D6) =СУММ(E3:E6) =СУММ(F3:F6)

Суммарные запасы и потребности в ячейках H9; I8

=СУММ(B9:F9) =СУММ(I3:I6)


Численное решение модели

Вариант 1: Перевозки от изготовителей к потребителям

Рис. 1

Для решения задачи линейного программирования воспользуемся функцией табличного редактора Excel «Поиск решения».

Рис. 2

Результаты


Потребитель1

Потребитель 2

Потребитель3

Потребитель 4

Потребитель 5

Изготовитель 1

0

0

420

90

0

Изготовитель 2

0

0

0

400

0

Изготовитель 3

0

10

0

50

400

Изготовитель 4

600

160

0

30

0

Ф. Изготовитель

0

380

0

210

0

(x)=28610.

Минимальные суммарные затраты при варианте перевозок от изготовителя непосредственно потребителю составляют 28610 единиц.

Вариант 2: перевозки от изготовителей к оптовым базам, затем к потребителям.

Объем всех имеющихся оптовых баз рассчитан на 2250 единиц продукции, в то же время изготовитель способен удовлетворить спрос на 2250 единиц продукции. Таким образом продукция дойдёт до потребителя в полном объеме.

В данной задаче есть запрещенные перевозки:

от изготовителя к потребителю;

от оптовой базы к оптовой базе.

Для запрещенных перевозок устанавливается стоимость перевозки, превышающая все имеющиеся значения (в этом случае, она окажется самой невыгодной).

Подготовка исходных данных

Параметры перевозок от изготовителей к оптовым базам


Оптовая база 1

Оптовая база 2

Оптовая база 3

Произведено изготовителями

Изготовитель 1

27

10

31

510

Изготовитель 2

15

21

25

620

Изготовитель 3

11

22

27

660

Изготовитель 4

26

20

20

420

Запасы на базах

300

420

730



Параметры перевозок от оптовых баз к потребителям


Потребитель А

Потребитель Б

Потребитель В

Потребитель Г

Потребитель Д

Запасы

Оптовая база 1

15

12

11

10

20

300

Оптовая база 2

20

14

25

24

15

420

Оптовая база 3

12

36

20

16

36

730

Спрос на товар потребителями

600

550

420

780

400



Формулы экранной формы задачи.

Объект математической модели.

Выражение в Excel.

Переменные задачи

B3:I9

Формула в целевой ячейке B29

=СУММПРОИЗВ(B3:I9; B19:I25)

Ограничения по строкам в ячейках:J3;J4;J5;J6;J7;J8;J9

=СУММ(B3:I3) =СУММ(B4:I4) =СУММ(B5:I5) =СУММ(B6:I6) =СУММ(B7:I7) =СУММ(B8:I8) =СУММ(B9:I9)

Ограничения по столбцам в ячейках:B10;C10;D10;E10;F10;G10;H10;I10

=СУММ(B3:B9) =СУММ(C3:C9) =СУММ(D3:D9) =СУММ(E3:E9) =СУММ(F3:F9) =СУММ(G3:G9) =СУММ(H3:H9)  =СУММ(I3:I9)

Суммарные запасы и потребности в ячейках K13; L12

=СУММ(B10:I10) =СУММ(J3:J9)


Численное решение модели

Вариант 2: Перевозки от изготовителей к оптовым базам, затем к потребителям


Рис. 4

Для решения задачи линейного программирования воспользуемся функцией табличного редактора Excel «Поиск решения».

Рис. 5

Результаты


Потребитель 1

Потребитель 2

Потребитель3

Потребитель 4

Потребитель 5

Оптовая база 1

Оптовая база 2

Оптовая база 3

Изготовитель 1

0

0

0

48

0

0

1

461

Изготовитель 2

0

0

0

0

69

207

267

77

Изготовитель 3

0

0

0

342

79

67

81

91

Изготовитель 4

0

0

102

136

46

26

49

62

Оптовая база 1

0

112

125

39

24

0

0

0

Оптовая база 2

0

279

44

51

47

0

0

0

Оптовая база 3

383

88

85

94

73

0

0

8

(x)=139751.

Минимальные суммарные затраты при варианте перевозок от изготовителя непосредственно потребителю составляют 139751 единиц.

Вариант 3: Перевозки ИЗГОТОВИТЕЛЬ - ОПТОВАЯ БАЗА - ПОТРЕБИТЕЛЬ; ИЗГОТОВИТЕЛЬ - ПОТРЕБИТЕЛЬ

В третьем варианте «поставщиками» из определения транспортной задачи являются как изготовители продукции, так и оптовые базы. «Потребителями» являются как организации-потребители, так и оптовые базы.

В данной задаче есть запрещенные перевозки: от оптовой базы к оптовой базе.

Для запрещенных перевозок устанавливается стоимость перевозки, превышающая все имеющиеся значения (в этом случае, она окажется самой невыгодной).

Рис. 6

Рис. 7

Применив «Поиск решения» табличного редактора Excel получим:


Оптовая база 1

Оптовая база 2

Оптовая база 3

Изготовитель 1

0

0

79

Изготовитель 2

42

62

105

Изготовитель 3

61

77

109

Изготовитель 4

34

50

82



Потребитель 1

Потребитель 2

Потребитель 3

Потребитель 4

Потребитель 5

Оптовая база 1

59

40

6

66

26

Оптовая база 2

31

62

27

87

48

Оптовая база 3

96

96

62

122

82

Ф.Оптовая база

45

77

42

102

63

Изготовитель 1

149

41

152

90

0

 

Изготовитель 2

108

85

50

110

59

 

Изготовитель 3

81

89

54

114

75

 

Изготовитель 4

31

62

27

87

48

 


Суммарные затраты составляют 121026 денежных единиц.

Заключение

Проанализировав все варианты перевозок мы видим, что наиболее эффективным с точки зрения затрат на перевозку является вариант перевозок от Изготовителя к Потребителю напрямую.

Видно что вариант перевозок от изготовителей к оптовым базам, а затем к потребителям не эффективен, так как почти треть произведенной продукции в этом случае вообще не будет доставлена потребителям.

При варианте перевозок от изготовителей к потребителям затраты составляют 28610 руб.

При варианте ИЗГОТОВИТЕЛЬ - ОПТОВАЯ БАЗА - ПОТРЕБИТЕЛЬ; ИЗГОТОВИТЕЛЬ - ПОТРЕБИТЕЛЬ затраты составляют 121026 руб.

Следовательно самый оптимальный вариант перевозок это от изготовителя к потребителю т.к. получаются наименьшие затраты на перевозки.

Данная задача является примером решения оптимизационных задач для реального производства. Она помогает принять правильные управленческие решения на основании проделанных расчетов различных вариантов решений.

Экономико-математические модели помогают в текущей, ежедневной работе предприятий, в частности при решении задач оптимизации транспортных перевозок. Построенная модель легко адаптируется к динамически меняющимся условиям реальности - изменяются стоимости перевозок по отдельным маршрутам, спрос на продукцию и объемы производства. Меняя значения параметров, добавляя новые или убирая имеющиеся ограничения, мы всегда можем быстро применить построенную модель для принятия новых плановых решений.

Список используемой литературы

1. Исследование операций в экономике: Учеб. Пособие для вузов / Под ред. проф. Н.Ш. Кремера. - М.:ЮНИТИ, 2012. - 407 с.

Похожие работы на - Транспортная задача

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!