Правовой статус Конституционного суда Российской Федерации

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    21,59 Кб
  • Опубликовано:
    2016-09-15
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Правовой статус Конституционного суда Российской Федерации

ФЕДЕРАЛЬНОE ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ВСЕРОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЮСТИЦИИ

(РПА МИНЮСТА РОССИИ)»

ИРКУТСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ) ВГУЮ (рпа МИНЮСТА РОССИИ)

Кафедра конституционного права



КУРСОВАЯ РАБОТА

Правовой статус Конституционного суда Российской Федерации


Выполнил

студент 2 курса

Шаламов Данил Сергеевич

Научный руководитель

кандидат юридических наук

Шутова Валентина Николаевна





Иркутск 2016

Введение

конституционный суд президент

Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что одним из ключевых направлений в осуществлении конституционной и судебной реформы в Российской Федерации является становление и развитие института конституционного контроля. Реализация на практике принципа разделения властей, воплощение в жизнь идеи правового государства напрямую зависят от того, насколько эффективно будет действовать механизм охраны конституции, механизм сдерживания и контроля за законодательной и исполнительной ветвями власти.

Конституционный Суд Российской Федерации своими решениями и содержащимися в них правовыми позициями не только восстанавливает конституционность, но и активно способствует развитию текущего законодательства на основе принципов действующей Конституции, вносит большой вклад в развитие общей теории права и отраслевых юридических наук, в теорию конституции, конституционного права, конституционализма в целом. Это обусловлено высоким статусом и ответственными полномочиями Конституционного Суда РФ, обладающего правом проверки и контроля относительно содержания оспариваемых законов, ряда подзаконных актов и не вступивших в силу международных договоров. В целом можно констатировать особую, в некотором отношении даже главенствующую, роль Конституционного Суда РФ в национальной судебной системе.

Практика деятельности этого органа конституционного контроля показала, что Конституционный Суд РФ - весьма эффективный, более того, необходимый элемент в механизме государства. Однако практика его функционирования выявила и целый ряд проблем, требующих научно-теоретического осмысления. Так, нуждаются во всестороннем теоретическом анализе проблемы, связанные с уяснением роли и места этого судебного органа в деятельности государственного механизма, его роли в осуществлении правового регулирования общественных отношений. Нуждается в теоретическом осмыслении юридическая природа актов Конституционного Суда РФ, их место в правовой системе Российской Федерации.

Таким образом, актуальность темы курсовой работы предопределена ролью и назначением Конституционного Суда РФ в системе судебных органов государственной власти, его полномочиями по охране Конституции РФ.

Объектом исследования являются конституционно-правовые отношения, возникающие в процессе деятельности Конституционного Суда РФ.

Предметом исследования выступают нормы права, регламентирующие правовой статус Конституционного Суда РФ.

Целью представленной работы является рассмотрение правового статуса Конституционного Суда РФ.

Задачи курсовой работы:

описать состав, структуру и порядок формирования Конституционного Суда РФ;

изучить полномочия Конституционного Суда РФ;

осветить порядок работы и правовые акты Конституционного Суда РФ.

При написании работы использовались нормативные правовые акты, специальная литература, посвященная правовому статусу Конституционного Суда РФ, а также материалы периодической печати, освещающие практику деятельности Конституционного Суда РФ.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка.

Глава I. Состав, структура и порядок формирования Конституционного суда РФ

Согласно ст. 1 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» (далее Закон) Конституционный Суд Российской Федерации - судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Конституционный Суд РФ - орган правосудия.

В ч. 1 ст. 125 Конституции РФ закреплено правило о численном составе Конституционного Суда РФ. Штатная численность Конституционного Суда РФ - 19 профессиональных судей, назначаемых на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ. Заседателей в Конституционном Суде РФ нет.

Конституционный Суд РФ правомочен осуществлять свою деятельность при наличии двух третей от общего числа судей.

Судьей Конституционного Суда РФ может быть только человек:

гражданин Российской Федерации;

возраста не менее сорока лет;

обладающий безупречной репутацией;

имеющий высшее юридическое образование;

имеющий стаж работы по юридической профессии не менее пятнадцати лет;

обладающий признанной высокой квалификацией в области права;

не имеющий или не имевший судимости либо уголовное преследование в отношении которого прекращено по реабилитирующим основаниям;

не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства;

не признанный судом недееспособным или ограниченно дееспособным;

не состоящий на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств;

не имеющий иных заболеваний, препятствующих осуществлению полномочий судьи.

Каждый судья Конституционного Суда РФ Советом Федерации назначается на должность в индивидуальном порядке тайным голосованием. Назначенным на должность судьи Конституционного Суда РФ считается лицо, получившее при голосовании большинство от общего числа членов Совета Федерации.

Срок полномочий Конституционного Суда РФ не ограничен. Закреплен лишь предельный возраст судьи Конституционного Суда РФ - семьдесят лет. Но и он не распространяется на Председателя Конституционного Суда РФ.

Судья Конституционного Суда РФ считается вступившим в должность с момента принесения им присяги. Его полномочия прекращаются в последний день месяца, в котором ему исполняется семьдесят лет. Судья Конституционного Суда РФ, достигший предельного возраста пребывания в должности судьи, продолжает исполнять обязанности судьи до принятия итогового решения по делу, начатому с его участием, или до назначения на должность нового судьи.

В Конституционном Суде РФ нет структурных подразделений, осуществляющих правосудие. Им рассматриваются и разрешаются дела в заседаниях с проведением слушаний или без проведения слушаний.

Деятельность Конституционного Суда РФ обеспечивается аппаратом Конституционного Суда РФ.

Конституционный Суд РФ рассматривает в заседаниях все вопросы, относящиеся к его полномочиям. Помимо того, он в заседаниях также:

) принимает послания Конституционного Суда РФ;

) принимает Регламент Конституционного Суда РФ и вносит в него изменения и дополнения;

) принимает решения о представлении судьи Конституционного Суда РФ к награждению государственной наградой РФ, в том числе присвоению ему почетного звания РФ, а также об обращении к Президенту РФ с ходатайством о даче им согласия на принятие судьей Конституционного Суда РФ награды или иного знака отличия иностранного государства;

) принимает решения о приостановлении или прекращении полномочий судьи Конституционного Суда РФ, а также о наличии оснований для досрочного прекращения Советом Федерации по представлению Президента РФ полномочий Председателя или заместителей Председателя Конституционного Суда РФ;

) осуществляет иные полномочия, предусмотренные Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации».

Председатель Конституционного Суда РФ назначается на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ сроком на шесть лет из числа судей Конституционного Суда РФ. У него есть два заместителя, которые назначаются на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ также сроком на шесть лет из числа судей Конституционного Суда РФ.

Председатель Конституционного Суда РФ имеет двух заместителей. Каждый из таковых вправе (обязан):

) требовать созыва заседания Конституционного Суда РФ (п. 2 § 1 Регламента Конституционного Суда РФ);

) в случае поступления в Конституционный Суд представления о возбуждении уголовного дела в отношении Председателя Конституционного Суда РФ или о привлечении его в качестве обвиняемого, либо о заключении его под стражу, либо о совершении в отношении Председателя Конституционного Суда РФ следственных и иных процессуальных действий, когда для их совершения в соответствии с законодательством требуется согласие Конституционного Суда РФ, в течение трех часов передать поступившие материалы судьям для предварительного изучения и установить дату заседания для рассмотрения вопроса по поступившему представлению (п. 1 § 12 Регламента Конституционного Суда РФ);

) осуществлять по уполномочию Председателя Конституционного Суда РФ его отдельные полномочия, в том числе:

созывать рабочие совещания судей (п. 2 § 2 Регламента Конституционного Суда РФ);

подписывать протокол заседания Конституционного Суда РФ;

определять руководителей и сотрудников структурных подразделений аппарата Конституционного Суда РФ, которые должны обеспечивать достоверность информации о деятельности Конституционного Суда РФ, размещаемой на официальном интернет-портале Конституционного Суда РФ, а также своевременное и оперативное обновление указанной информации (п. 3 § 70 Регламента Конституционного Суда РФ);

временно исполнять обязанности Председателя Конституционного Суда РФ, когда Председатель Конституционного Суда РФ не в состоянии их исполнять;

выполнять иные обязанности, возложенные на него Председателем Конституционного Суда РФ.

) по личному письменному заявлению сложить с себя полномочия.

Как Председатель, так и заместитель Председателя Конституционного Суда РФ не вправе воздержаться при голосовании или уклониться от голосования при обсуждении и принятии Конституционным Судом РФ решения.

Председатель Конституционного Суда РФ и его заместители назначаются на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ сроком на шесть лет из числа судей Конституционного Суда РФ. По истечении срока их полномочий каждый из них может быть назначен на должность на новый срок.

Однако у них имеется право по личному письменному заявлению сложить с себя полномочия соответственно Председателя или заместителя Председателя Конституционного Суда РФ. Закон требует констатировать такое сложение полномочий решением Конституционного Суда РФ.

Полномочия указанных должностных лиц прекращаются по представлению Президента РФ в случае, если решением Конституционного Суда РФ установлено хотя бы одно из предусмотренных законом фактических оснований принятия данного решения. Указанными основаниями являются:

исполнение Председателем Конституционного Суда РФ (заместителем Председателя Конституционного Суда РФ) своих должностных обязанностей ненадлежащим образом;

неисполнение Председателем Конституционного Суда РФ (заместителем Председателя Конституционного Суда РФ) своих должностных обязанностей.

Вопрос, касающийся досрочного прекращения полномочий Председателя Конституционного Суда РФ или заместителя Председателя Конституционного Суда РФ может быть поднят по инициативе не менее пяти судей Конституционного Суда РФ. После чего в течение 24 часов с момента выражения не менее чем пятью судьями соответствующей инициативы созывается заседание Конституционного Суда РФ, которым принимается решение об образовании из числа судей комиссии для проверки фактов, свидетельствующих о неисполнении или ненадлежащем исполнении Председателем Конституционного Суда РФ или заместителем Председателя Конституционного Суда РФ должностных обязанностей, и определении срока ее работы. По истечении срока работы настоящей комиссии данный вопрос выносится на рассмотрение Конституционного Суда РФ.

Решение по указанному вопросу принимается тайным голосованием. Председатель Конституционного Суда РФ, заместитель Председателя Конституционного Суда РФ, в отношении которого рассматривается вопрос о досрочном прекращении полномочий, участия в голосовании не принимает. Однако решение о внесении Президенту РФ представления о досрочном прекращении полномочий Председателя Конституционного Суда РФ, заместителя Председателя Конституционного Суда РФ по соответствующей должности может быть принято только, когда за него проголосовали не менее 13 судей.

На основе решения готовится представление, которое незамедлительно направляется Президенту РФ.

Институт прекращения полномочий Председателя или заместителя Председателя Конституционного Суда РФ характеризует также запрет прекращения их полномочий в качестве судьи Конституционного Суда РФ без прекращения их полномочий как Председателя или заместителя Председателя Конституционного Суда РФ по таким основаниям, как:

) нарушение порядка его назначения на должность судьи Конституционного Суда РФ, установленного Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации»;

) совершение судьей поступка, порочащего честь и достоинство судьи;

) продолжение судьей, несмотря на предупреждение со стороны Конституционного Суда РФ, занятий или совершения действий, не совместимых с его должностью;

) неучастия судьи в заседаниях Конституционного Суда РФ или уклонения его от голосования свыше двух раз подряд без уважительных причин.

При наличии указанных оснований сначала принимается решение о прекращении полномочий Председателя или заместителя Председателя Конституционного Суда РФ, а затем уже и полномочий судьи Конституционного Суда РФ.

Аппарат Конституционного Суда РФ состоит из Секретариата, Управления государственной службы и кадров, Финансового управления, Управления делами и Представительства Конституционного Суда в Москве.

Для обеспечения деятельности руководства Конституционного Суда РФ и судей также созданы Секретариат Председателя Конституционного Суда РФ, Секретариаты Заместителей Председателя Конституционного Суда РФ и Аппараты судей.

Функциями Секретариата Конституционного Суда РФ являются:

организационное, научно-аналитическое, информационно-справочное и иное обеспечение Конституционного Суда РФ;

прием посетителей;

рассмотрение обращений в адрес Конституционного Суда РФ в предварительном порядке и в случаях, когда они не затрагивают вопросов, требующих изучения судьями Конституционного Суда РФ;

содействие судьям в подготовке дел и иных вопросов к рассмотрению в заседаниях и на совещаниях;

изучение и обобщение деятельности государственных органов по обеспечению исполнения решений Конституционного Суда РФ. Иные подразделения аппарата осуществляют материально-техническое и социально-бытовое обеспечение Конституционного Суда РФ.

Структуру аппарата в пределах своей сметы расходов Конституционный Суд РФ устанавливает сам. Им же утверждается Положение о Секретариате Конституционного Суда РФ.

Глава II. Полномочия Конституционного суда РФ

В целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции РФ на всей территории России Конституционный Суд РФ:

) разрешает дела о соответствии Конституции РФ:

а) федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ;

б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ;

в) договоров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, договоров между органами государственной власти субъектов РФ;

г) не вступивших в силу международных договоров РФ;

) разрешает споры о компетенции:

а) между федеральными органами государственной власти;

б) между органами государственной власти РФ и органами государственной власти РФ;

) по жалобам на нарушения конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле;

) дает толкование Конституции РФ;

) дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;

) выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения;

) осуществляет иные полномочия, предоставляемые ему Конституцией РФ, Федеративным договором и федеральными конституционными законами.

Конституционный Суд РФ при осуществлении конституционного судопроизводства воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов.

Полномочия Конституционного Суда РФ не ограничены определенным сроком.

Закон о Конституционном Суде РФ более ясно и детально урегулировал вопросы, касающиеся дел о конституционности законов по жалобам на нарушения конституционных прав и свобод граждан. Данное полномочие суда имеет важнейшее значение в деле правовой защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина. Положения предыдущего Закона о Конституционном Суде РФ, касающиеся конституционности правоприменительной практики, связанной с деятельностью суда по охране конституционных прав и свобод граждан были весьма сложны и заюридизированы. Действующим Законом о Конституционном Суде РФ значительно упрощена процедура возбуждения такого рода дел. Жалобы на нарушения конституционных прав и свобод граждан могут быть индивидуальными или коллективными. Они допускаются при двух условиях: если закон затрагивает конституционные права и свободы граждан: если закон применен или подлежит применению в конкретном деле, рассмотрение которого завершено или начато в суде, или ином органе, применяющим такой Закон. Налицо преодоление ранее существовавшего положения, когда гражданин, чьи права нарушены, перед обращением в Конституционный Суд РФ должен был пройти множество инстанций. Важное значение имеют и предусмотренные последствия принятия жалобы к рассмотрению. Прежде всего Конституционный Суд РФ уведомляет об этом рассматривающий дело суд или иной орган, в котором применен или подлежит применению обжалуемый закон. Это не обязывает приостановить производство по делу, но вместе с тем суд или иной орган, рассматривающие дело, вправе приостановить производство до принятия решения Конституционным Судом РФ. Установлено, что если последний признает закон, примененный в конкретном деле, не соответствующим Конституции РФ, дело во всяком случае подлежит пересмотру компетентным органом в обычном порядке.

Изменены полномочия Конституционного Суда РФ, связанные с процедурой отрешения Президента РФ от должности. Теперь Конституционный Суд дает лишь заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президенту РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, а не о наличии оснований для отрешения от должности, как это было ранее. Такие действия Конституционный Суд РФ принимает по запросу Совета Федерации. Если Суд принимает решение о несоблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президенту РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, то предусмотренное Конституцией РФ рассмотрение обвинения прекращается. Во всех остальных случаях окончательное решение об отрешении Президента РФ от должности принимает Совет Федерации ФС РФ.

Конституционный Суд РФ согласно законодательству утратил ряд полномочий, имевшихся у него ранее. Из компетенции этого органа исключено рассмотрение дел о конституционности партий, общественных объединений, действий и решений всех высших должностных лиц РФ и субъектов РФ, о даче заключений о наличии оснований для их отречения от должности. Теперь нет у Конституционного Суда РФ и права давать заключения о наличии у соответствующих должностных лиц стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять связанные с их деятельностью полномочия. По-новому решен ряд вопросов, связанных с субъектами, которые вправе возбуждать дела в Конституционном Суде РФ.

Ранее действовавшее законодательство предоставляло Суду право рассмотрения вопросов по собственной инициативе. Такая практика имеет место и в некоторых зарубежных государствах, новое законодательство не предоставляет Конституционному Суду РФ права рассмотрения вопросов по собственной инициативе. Таким образом, обеспечивается принцип объективности и беспристрастности в деятельности этого органа. Ранее с запросами в Конституционный Суд РФ о проверке конституционности мог обратиться любой депутат парламента, теперь - пятая часть состава каждой из палат парламента. Право возбуждения дел в Конституционном Суде РФ общественными организациями ограничивается в настоящее время лишь возможностью подачи жалоб на нарушения конституционных прав и свобод граждан. Все это призвано предотвратить перенесение политических вопросов и дебатов в зал заседания Конституционного Суда РФ.

Глава III. Порядок работы и правовые акты Конституционного суда РФ

.1 Порядок работы Конституционного суда РФ

Конституционный Суд Российской Федерации рассматривает и разрешает дела в заседаниях Конституционного Суда РФ с проведением слушаний, а в случаях и порядке, которые установлены ст. 47.1 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ», также без проведения слушаний.

Порядок работы Конституционного Суда РФ предполагает:

принятие постановления и дачу заключения только по предмету, указанному в обращении, и лишь в отношении той части акта или компетенции органа, конституционность которых подвергается сомнению в обращении;

обоснование решения материалами, исследованными в судебном заседании;

принятие решения большинством участвовавших в голосовании судей;

запрет воздерживаться при голосовании (уклоняться от голосования);

проведение открытого голосования;

подготовку постановления (заключения) в виде отдельного документа с обязательным указанием мотивов его принятия;

подписание итогового решения всеми судьями, участвовавшими в голосовании;

право судьи на особое мнение;

провозглашение решения, вынесенного по итогам рассмотрения дела, за исключением постановления, принятого без проведения слушания, в полном объеме в открытом заседании немедленно после его подписания.

Открытое голосование осуществляется путем поименного опроса судей. Председательствующий во всех случаях высказывает свое мнение и голосует последним. По общему правилу решение Конституционного Суда РФ считается принятым при условии, что за него проголосовало большинство участвовавших в голосовании судей. Однако в Федеральном конституционном законе «О Конституционном Суде Российской Федерации» сделаны некоторые уточнения. Так, если при принятии решения по делу о проверке конституционности нормативного акта, договора между органами государственной власти, не вступившего в силу международного договора Российской Федерации голоса разделились поровну, решение считается принятым в пользу конституционности оспариваемого акта. Решение же по спорам о компетенции в любом случае принимается большинством голосов.

При толковании Конституции РФ решение принимается большинством не менее двух третей от числа действующих судей Конституционного Суда РФ.

Определения Конституционного Суда РФ оглашаются в заседании и заносятся в протокол, если иное не установлено Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации» или решением Конституционного Суда РФ.

Не согласный с решением судья Конституционного Суда РФ вправе письменно изложить свое особое мнение. Особое мнение судьи приобщается к материалам дела и публикуется вместе с решением Конституционного Суда РФ. Оставшийся в меньшинстве при голосовании по какому-либо другому вопросу или по мотивировке принятого решения судья Конституционного Суда РФ вправе письменно изложить свое мнение о несогласии с большинством судей. В таком случае письменное несогласие судьи также приобщается к материалам дела и подлежит опубликованию в издании «Вестник Конституционного Суда Российской Федерации».

Постановления и заключения Конституционного Суда РФ незамедлительно публикуются в официальных изданиях органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, которых касается принятое решение. Решения Конституционного Суда РФ публикуются также в издании «Вестник Конституционного Суда Российской Федерации», а при необходимости и в иных изданиях.

Конституционный Суд РФ в заседаниях также: принимает послания Конституционного Суда РФ; принимает Регламент Конституционного Суда РФ и вносит в него изменения и дополнения; принимает решения о представлении судьи Конституционного Суда РФ к награждению государственной наградой Российской Федерации, в том числе присвоению ему почетного звания Российской Федерации, а также об обращении к Президенту РФ с ходатайством о даче им согласия на принятие судьей Конституционного Суда РФ награды или иного знака отличия иностранного государства; принимает решения о приостановлении или прекращении полномочий судьи Конституционного Суда РФ, а также о наличии оснований для досрочного прекращения Советом Федерации по представлению Президента РФ полномочий Председателя или заместителей Председателя Конституционного Суда РФ; осуществляет иные полномочия, предусмотренные федеральным конституционным законом.

.2 Правовые акты Конституционного суда РФ

Под решением Конституционного Суда в широком смысле слова понимается правовой акт, принимаемый Конституционным Судом и характеризуемый как государственно-властное веление. Р.Е. Карасев определяет решения Конституционного Суда как юридически оформленные выводы Суда по материальным, процессуальным или организационным вопросам, рассматриваемым в процессе его деятельности с соблюдением особых процедур, установленных законом. При этом подчеркивается, что сущность решений, принимаемых Конституционным Судом, состоит в том, что они прежде всего являются правовыми актами органа государственной власти.

Судебный акт, которым заканчивается рассмотрение дела по существу в Конституционном Суде РФ, представляет собой итоговое решение относительно существа спора и называется постановлением или заключением.

Все иные решения Конституционного Суда, принимаемые в ходе осуществления конституционного судопроизводства, именуются определениями. В подавляющем большинстве случаев определения выносятся по вопросам, имеющим подчиненное значение по отношению к разрешению дела по существу, и со вступлением в силу итогового решения теряют практическую ценность. Другие же определения, вступившие в силу, приобретают те же свойства, что и итоговое решение, хотя в принципе определения не должны иметь характер итоговых решений. Практика деятельности Конституционного Суда свидетельствует об итоговом характере отдельных видов определений Конституционного Суда с так называемым положительным содержанием.

В отличие от постановлений определения Конституционного Суда подписываются не всеми судьями, участвовавшими в голосовании, а только Председателем и судьей - секретарем Конституционного Суда либо замещающими их судьями. Определения могут не направляться органам государственной власти и лицам, указанным в ст. 75 Закона о Конституционном Суде. Они не подлежат обязательному опубликованию в официальных изданиях.

Конституционное судопроизводство является процессуальной формой деятельности Конституционного Суда РФ, применяющего и интерпретирующего конституционные нормы и решающих юридические дела, им подведомственные. Результатом конституционного судопроизводства является устранение неопределенности в вопросе о соответствии нормативного акта или международного договора Конституции РФ, подтверждение или отрицание полномочий соответствующего органа государственной власти издать акт или совершить действие правового характера либо дать официальное толкование Конституции РФ. Конституционное судопроизводство - это регламентированная Законом о Конституционном Суде деятельность этого суда по осуществлению целей и задач правосудия в соответствии с предоставленными этим судам правомочиями.

В ч. 2 ст. 15 Конституции РФ установлено, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы. Означает ли это положение, что если издается, например, постановление Правительства РФ, противоречащее закону, то эту юридическую коллизию можно квалифицировать как неконституционность только потому, что нарушена норма ч. 2 ст. 15 Конституции РФ? Нет, в таком случае имеет место иная юридическая коллизия. Проблемы законности должны решаться иными судами. Конституционный Суд РФ занимается только проблемами конституционности как высшей формы законности.

В Конституции РФ юридические коллизии различаются путем использования следующих понятий: а) соответствие законов, иных нормативных правовых актов Конституции РФ (ст. 125); б) противоречие между законами и между законами и иными нормативными правовыми актами (ст. 76); в) противоречие между законами и иными правовыми актами и Конституцией РФ (ст. 15).

Разграничение юридических коллизий имеет существенное значение. Противоречие положений двух разных нормативных актов как разновидность юридических коллизий означает, с нашей точки зрения, что проблема взаимоисключения норм лежит как бы на поверхности. Соответствие актов Конституции РФ представляет совершенно иную разновидность юридических коллизий, более тонкую и сложную.

Таким образом, подведомственность дел Конституционному Суду определяется не только путем установления в ст. 125 Конституции РФ перечня подлежащих проверке нормативных правовых актов и круга надлежащих субъектов обращений, но и путем выделения специфических юридических коллизий.

Особенностью конституционного судопроизводства является достаточно высокая степень судебной дискреции (усмотрения) в отборе дел, подлежащих рассмотрению. Очень важна с этой точки зрения интерпретация норм Конституции РФ и Закона о Конституционном Суде, касающихся допустимости обращения.

Образно говоря, правила допустимости, которые Конституционный Суд РФ формулирует для «политических» органов, напоминают решето с очень мелкими отверстиями, а для обращений частных лиц - с более крупными. В тех случаях, когда в Конституционный Суд РФ обращаются частные лица (граждане и юридические лица), необходимо учитывать, что в силу ст. 46 Конституции РФ на них распространяется, в отличие от «политических» органов, основное право на судебную защиту. В связи с этим Конституционный Суд РФ существенно уточнил понятие «примененного или подлежащего применению закона», данное в ч. 4 ст. 125 Конституции РФ и ст. 97 Закона о Конституционном Суде. Жалоба гражданина в Конституционный Суд РФ допустима, если закон был применен любым уполномоченным органом.

В качестве надлежащего субъекта обращения в Конституционный Суд РФ, выступающего с инициативой по возбуждению конституционного судопроизводства, в отличие от гражданского, арбитражного или административного судопроизводства, могут быть не любые органы государственной власти, а только те, которые названы в Конституции РФ. Правом на обращение в Конституционный Суд РФ с индивидуальной или коллективной жалобой на нарушение конституционных прав и свобод обладают также граждане, чьи права и свободы нарушаются законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле, и объединения граждан, а также иные органы и лица, указанные в федеральном законе (ст. 96 Закона о Конституционном Суде).

В зависимости от самостоятельной значимости различают основные и дополнительные определения. Основное определение первоначально. Их большинство. Дополнительное выносится в дополнение к уже вынесенному ранее решению Суда, не имеет самостоятельного значения и следует судьбе основного определения или итогового решения. Дополнительные определения призваны устранять недостатки в основных решениях. С их помощью Конституционный Суд может разъяснить ранее вынесенные решения, т.е. устранить недостаточную ясность первоначальных решений и исправить содержащиеся в решениях неточности.

Решения Конституционного Суда характеризуются особыми юридическими свойствами, отличающими их от других правовых актов, в том числе судебных актов иных судов. К ним относятся:

общеобязательность;

окончательность;

непосредственность действия;

непреодолимость.

Рассмотрим эти свойства.

Согласно ст. 6 Закона о Конституционном Суде решения Конституционного Суда обязательны на всей территории РФ для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений. Безусловно, решение любого суда носит обязательный характер. Однако решения Конституционного Суда РФ принципиально отличаются тем, что они не только разрешают конкретное дело по жалобе гражданина, но и применяются как образец при разрешении аналогичных дел всеми правоприменительными органами, а также учитываются законодательными органами. В этом проявляется общеобязательный характер решений Конституционного Суда, их нормативность.

В Определении Конституционного Суда РФ от 2 октября 2007 г. подчеркивается, что требование Закона о Конституционном Суде об обязательности решений Конституционного Суда относится как к постановлениям Конституционного Суда РФ, так и к решениям, принимаемым в иной форме (заключение, определение).

Акты или их отдельные положения, признанные Конституционным Судом противоречащими Конституции РФ, утрачивают силу. Решения судов и иных органов, основанные на этих актах, не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены в установленных федеральным законом случаях.

Содержащиеся в решениях Конституционного Суда РФ положения имеют нормативный характер, в них толкуются Конституция, законы и иные нормативные акты, проходящие экспертизу в Конституционном Суде, что фактически означает внедрение Суда в правотворческую материю, причем с приоритетным эффектом. В решениях Конституционного Суда определяются направления законодательного регулирования для парламента.

Нормативность решения Конституционного Суда проявляется также в возможности признания недействующими и не подлежащими применению положений проверяемого закона. В этом случае, как пишет Н.И. Матузов, Конституционный Суд лишает неконституционную норму юридической силы (ст. 79 Закона о Конституционном Суде), т.е. отменяет ее. Уже отсюда следует, что соответствующее решение Конституционного Суда не лишено свойств нормативного акта, направленного, как известно, на установление либо изменение, отмену правовых норм или на изменение сферы их действия.

Решения Конституционного Суда прецедентны, поскольку распространяют свою силу на аналогичные общественные отношения. По существу, решения Конституционного Суда РФ - это конституционные нормы в их динамике, т.е. «живая Конституция».

На нормативный характер своих решений указывает и сам Конституционный Суд, в частности, в Постановлении от 16 июня 1998 г. говорится о том, что «решения Конституционного Суда РФ, в результате которых неконституционные нормативные акты утрачивают юридическую силу, имеют такую же сферу действия во времени, пространстве и по кругу лиц, как решения нормотворческого органа, и, следовательно, такое же, как нормативные акты, общее значение, не присущее правоприменительным по своей природе актам судов общей юрисдикции и арбитражных судов».

Решения судов общей и арбитражной юрисдикции не обладают такой юридической силой. Они не обязательны для других судов по другим делам, так как суды самостоятельно толкуют подлежащие применению нормативные предписания. Решения этих судов могут быть оспорены, их официального опубликования не требуется.

Конституционный Суд выявляет конституционно-правовой смысл рассматриваемого на предмет конституционности законоположения и ориентирует правоприменителей на применение правил, сформулированных им в своих решениях.

Так, в одном из решений Суд определил, что конституционно-правовой смысл оспоренных законоположений, выявленный Конституционным Судом, является общеобязательным, что исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике, в том числе квалификационными коллегиями судей и судами.

Общеобязательность решений Конституционного Суда предполагает их окончательный характер. Закон устанавливает, что решение Конституционного Суда окончательно, не подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно после его провозглашения (ч. 1 ст. 79 Закона о Конституционном Суде). Допускается лишь исправление неточностей, редакционных и технических погрешностей.

Наделение решений Конституционного Суда свойством окончательности является важным условием сохранения стабильности и последовательности правового регулирования.

Конституцией РФ, определяющей полномочия и порядок деятельности Конституционного Суда РФ, не предусмотрено образование какого бы то ни было органа, правомочного пересматривать его решения.

Свойство окончательности решения включает в себя три стороны:

) неизменность, т.е. невозможность его отменить или изменить самим Судом;

) неопровержимость, т.е. невозможность его обжалования;

) непосредственность действия, т.е. отсутствие необходимости в подтверждении судебного решения каким-либо органом или должностным лицом.

Неизменность решений Конституционного Суда как проявление свойства их окончательности все же имеет исключения. Согласно ст. 73 Закона о Конституционном Суде в случае, если большинство участвующих в заседании палаты судей склоняются к необходимости принять решение, не соответствующее правовой позиции, выраженной в ранее принятых решениях Конституционного Суда, дело передается на рассмотрение в пленарное заседание. В практике Конституционного Суда таких случаев не было.

В частности, предлагается предоставить Конституционному Суду право пересматривать свои решения по собственной инициативе в следующих случаях:

) при признании Конституционным Судом существенных нарушений установленного законом порядка производства при постановлении решения;

) при открытии новых существенных обстоятельств, не известных Конституционному Суду в момент постановления решения;

) при изменении конституционной нормы, на основании которой было принято первоначальное решение;

) при признании Конституционным Судом ранее вынесенного решения истолкованным не в соответствии с его действительным содержанием.

Конституционный Суд выносит свои решения на основе Конституции РФ и Закона о Конституционном Суде. И он не может и не должен предвидеть все грядущие изменения текстов этих актов, и нельзя требовать, чтобы решения Конституционного Суда в связи с этим подлежали немедленному пересмотру. Что же касается нарушений установленного законом порядка производства при постановлении решения, то в деятельности Конституционного Суда они вряд ли возможны в силу его высокого статуса и специфики процедур, носящих открытый публичный характер.

Несмотря на возможные изменения Конституции, Конституционный Суд не обязан приводить свои ранее вынесенные решения в соответствие с конституционными новеллами. Вместе с тем ранее состоявшиеся решения Конституционного Суда, как и другие правовые акты, применяются в части, не противоречащей Конституции, т.е. разделяют судьбу Конституции страны.

Хотя Конституционный Суд официально не применял процедуру пересмотра решений, анализ некоторых из них свидетельствует о том, что содержащиеся в них позиции, выводы и аргументы фактически утратили силу. Хотя формально эти позиции не отменены, Суд в новом решении может по-другому оценить то или иное правовое явление.

Наиболее ярко это проявилось в «деле о назначении губернаторов». В Постановлении от 21 декабря 2005 г. № 13-П, принятом по этому делу, Конституционный Суд отступил от своей позиции, выраженной в Постановлении от 18 января 1996 г. № 2-П.

В первом решении, ссылаясь на ст. 2 Конституции РФ о народовластии, Суд указал, что из ее смысла «во взаимосвязи со ст. 32 Конституции, закрепляющей право граждан избирать органы государственной власти, вытекает, что высшее должностное лицо, формирующее орган исполнительной власти, получает свой мандат непосредственно от народа и перед ним ответственно».

Неопровержимость судебного решения означает, что оно не подлежит обжалованию в силу особого статуса Конституционного Суда.

Вместе с тем Конституция закрепляет право гражданина в случае исчерпания всех имеющихся внутригосударственных средств правовой защиты на обращение в межгосударственные органы для защиты своих прав. При этом гражданин оспаривает не решение Конституционного Суда РФ, а действия российских властей.

Тесно связано с вышерассмотренными свойствами общеобязательности и окончательности непосредственное действие решений Конституционного Суда.

В случае если решением Конституционного Суда нормативный акт признан не соответствующим Конституции РФ полностью или частично либо из решения Конституционного Суда следует необходимость устранения пробела в правовом регулировании, государственный орган или должностное лицо, принявшие этот нормативный акт, рассматривают вопрос о принятии нового нормативного акта, который должен, в частности, содержать положения об отмене нормативного акта, признанного не соответствующим Конституции РФ полностью, либо о внесении необходимых изменений и (или) дополнений в нормативный акт, признанный неконституционным в отдельной его части. До принятия нового нормативного акта непосредственно применяется решение Конституционного Суда.

Конституционный Суд неоднократно отмечал, что его решения являются окончательными, не могут быть пересмотрены другими органами или преодолены путем повторного принятия отвергнутого неконституционного акта, не могут быть изменены или модифицированы федеральным законодателем; решения Конституционного Суда обязывают всех правоприменителей, включая другие суды, действовать в соответствии с правовыми позициями Конституционного Суда РФ.

Таким образом, исполнение решения Конституционного Суда о признании правового акта или его отдельных положений не соответствующими Конституции должно состоять не только и не столько в формальной отмене такого акта или внесении в него необходимых изменений, сколько в неприменении этого акта (или его положений), признанного неконституционным.

Решением Конституционного Суда может быть подтверждено соответствие Конституции положений оспоренного закона, но только в том истолковании этих положений, которые приводятся в судебном решении. Конституционный Суд выявляет конституционно-правовой смысл нормы, который является общеобязательным и исключает любое иное ее истолкование в правоприменительной практике.

Непреодолимость решения Конституционного Суда означает невозможность его преодоления повторным принятием решения по данному делу. Если Конституционный Суд признал закон, его отдельные положения неконституционными, то он уже не вправе принять прямо противоположное решение. Это свойство судебного решения также вытекает из общеобязательности и окончательности решения.

Непреодолимы любые решения Конституционного Суда, а не только те, в соответствии с которыми оспариваемые законоположения признаются неконституционными.

Кроме того, принцип непреодолимости направлен на недопущение «обхода» решений Конституционного Суда посредством внесения изменений в текущее законодательство.

Свойство непреодолимости проявляется и в том, что в случае воспроизведения в более поздних законах положений, ранее признанных неконституционными, Конституционный Суд не осуществляет проверку аналогичных норм, а ограничивается указанием на свое первое решение по данному вопросу.

Заключение

Согласно ст. 1 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» Конституционный Суд Российской Федерации - судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Конституционный Суд РФ - орган правосудия.

В ч. 1 ст. 125 Конституции РФ закреплено правило о численном составе Конституционного Суда РФ. Штатная численность Конституционного Суда РФ - 19 профессиональных судей, назначаемых на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ. Заседателей в Конституционном Суде РФ нет.

Конституционный Суд РФ правомочен осуществлять свою деятельность при наличии двух третей от общего числа судей.

В целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции РФ на всей территории России Конституционный Суд РФ:

) разрешает дела о соответствии Конституции РФ:

а) федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ;

б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ;

в) договоров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, договоров между органами государственной власти субъектов РФ;

г) не вступивших в силу международных договоров РФ;

) разрешает споры о компетенции:

а) между федеральными органами государственной власти;

б) между органами государственной власти РФ и органами государственной власти РФ;

) по жалобам на нарушения конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле;

) дает толкование Конституции РФ;

) дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;

) выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения;

) осуществляет иные полномочия, предоставляемые ему Конституцией РФ, Федеративным договором и федеральными конституционными законами.

Конституционный Суд Российской Федерации рассматривает и разрешает дела в заседаниях Конституционного Суда РФ с проведением слушаний, а в случаях и порядке, которые установлены ст. 47.1 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ», также без проведения слушаний.

Под решением Конституционного Суда в широком смысле слова понимается правовой акт, принимаемый Конституционным Судом и характеризуемый как государственно-властное веление.


Библиографический список

Нормативные правовые акты

Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // СЗ РФ. - 2014. - № 31. - Ст. 4398.

О Конституционном Суде Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ (с изменениями от 14 декабря 2015 г.) // СЗ РФ. - 1994. - № 13. - Ст. 1447.

О судебной системе Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ (с изменениями от 5 февраля 2014 г.) // СЗ РФ. - 1997. - № 1. - Ст. 1.

Регламент Конституционного Суда Российской Федерации: утвержден Решением Конституционного Суда Российской Федерации от 1 марта 1995 г. № 2-1/6 (с изменениями от 19 июля 2016 г.) [электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс.

Судебная практика

Постановление Конституционного Суда РФ от 18 января 1996 г. № 2-П // Вестник КС РФ. - 1996. - № 6.

Постановление Конституционного Суда РФ от 16 июня 1998 г. № 19-П // Вестник КС РФ. - 1998. - № 9.

Определение Конституционного Суда РФ от 2 октября 2007 г. № 715-О-П // Вестник КС РФ. - 2008. - № 1.

Определение Конституционного Суда РФ от 27 ноября 2008 г. № 737-О-Р // Вестник КС РФ. - 2009. - № 1.

Специальная литература

Александрова М.А. Пути разрешения проблемы неисполнения актов Конституционного Суда Российской Федерации / М.А. Александрова // Российский судья. - 2014. - № 11. - С. 35-39.

Алиев Т.Т. Роль Конституционного Суда РФ в сочетании баланса частных и публичных интересов в России / Т.Т. Алиев // Современное право. - 2014. - № 4. - С. 63-67.

Байниязов Р.С. Конституция и современное правосознание / Р.С. Байниязов // Конституционное развитие России. - 2014. - № 2. - С. 26-30.

Брежнев О.В. Некоторые проблемы взаимодействия Конституционного Суда России и органов конституционного правосудия субъектов Федерации / О.В. Брежнев // Конституционное и муниципальное право. - 2014. - № 9. - С. 56-60.

Брежнев О.В. Институт послания Конституционного Суда законодательному органу власти: проблемы теории и практики / О.В. Брежнев // Российская юстиция. - 2014. - № 9. - С. 42-45.

Даниелян Д.Р. Конституционный Суд РФ в судебной системе России: значение и перспективы развития / Д.Р. Даниелян // Российский судья. - 2014. - № 8. - С. 31-34.

Джавакян Г.З. Правотворческая активность Конституционного Суда Российской Федерации: юридизация политики или политизация конституционного правосудия? / Г.З. Джавакян // Конституционное и муниципальное право. - 2016. - № 3. - С. 64-69.

Дриго Е.В. Институт особого мнения судьи Конституционного Суда Российской Федерации: регулирование и практика применения / Е.В. Дриго // Сравнительное конституционное обозрение. - 2016. - № 3. - С. 79-93.

Зорькин В.Д. Конституционный Суд и развитие гражданского права / В.Д. Зорькин // Российский судья. - 2014. - № 3. - С. 46-51.

Исполинов А.С. Требуются прагматики: Конституционный Суд России и евразийский правопорядок / А.С. Исполинов // Сравнительное конституционное обозрение. - 2014. - № 5. - С. 14-20.

Карасев Р.Е. Конституционный Суд РФ в системе судебной защиты прав и свобод человека и гражданина: тенденции и перспективы / Р.Е. Карасев // Конституционное и муниципальное право. - 2014. - № 9. - С. 61-65.

Карнишина Е.В. Правовые позиции и решения Конституционного Суда РФ как доктринальные источники и основы конституционно-правового регулирования / Е.В. Карнишина // Современное право. - 2015. - № 7. - С. 75-79.

Матузов Н.И. Конституционные нормы и общерегулятивные правоотношения / Н.И. Матузов // Конституционное развитие России. - 2014. - № 2. - С. 21-26.

Нарутто С.В. Место Конституционного Суда Российской Федерации в системе органов государственной власти / С.В. Нарутто // Актуальные проблемы российского права. - 2014. - № 6. - С. 1096-1107.

Нудненко П.В. Принцип законности административной ответственности в постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации / П.В. Нудненко // Административное право и процесс. - 2014. - № 8. - С. 71-74.

Остапович И.Ю. К вопросу о взаимодействии Конституционного Суда РФ с высшим органом законодательной власти России / И.Ю. Остапович // Актуальные проблемы российского права. - 2015. - № 8. - С. 194-202.

Петров А.А. Конституционное правосудие в России. Альтернативная история. Часть I (Начало) / А.А. Петров // Журнал конституционного правосудия. - 2014. - № 2. - С. 1-10.

Петров А.А. Конституционное правосудие в России. Альтернативная история Часть II (Окончание) / А.А. Петров // Журнал конституционного правосудия. - 2014. - № 3. - С. 1-6.

Серекова Е.Ю. Защита права на свободу и личную неприкосновенность человека в решениях Конституционного Суда РФ / Е.Ю. Серекова // Адвокат. - 2014. - № 2. - С. 15-21.

Таева Н.Е. Некоторые проблемы выявления конституционно-правового смысла норм Конституционным Судом РФ / Н.Е. Таева // Конституционное и муниципальное право. - 2014. - № 12. - С. 24-28.

Троицкая А.А. Российский Конституционный Суд и проверка поправок к Конституции: как распахнуть приоткрытую дверь / А.А. Троицкая // Сравнительное конституционное обозрение. - 2016. - № 2. - С. 96-115.

Похожие работы на - Правовой статус Конституционного суда Российской Федерации

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!