Развитие предпринимательства в России

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    182,07 Кб
  • Опубликовано:
    2016-05-31
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Развитие предпринимательства в России

Введение

Российское предпринимательство служит предметом интенсивных исследований - оно изучается социологами, экономистами, психологами, историками и другими специалистами.

Ученые и публицисты обсуждают проблемы, связанные с социальным генезисом и историей развития предпринимательства, его современным статусом и общественными функциями в России, перспективами дальнейшего развития. Анализируются социальные качества предпринимательского слоя, особенности его социального статуса, экономические условия и результаты деятельности.

Цель данной работы - изучение предпринимательской деятельности в России.

Для достижения цели выдвинуты следующие задачи:

.        изучить формы предпринимательства;

.        проанализировать предпринимательскую деятельность в России 19-20 вв.

.        изучить предпринимательство в России на современном этапе

.        изучить причины застоев в предпринимательстве

.        дать рекомендации по совершенствованию предпринимательства.

Объектом исследования в курсовой работе выступает предприятие в процессе социальных изменений.

Предмет исследования - социологические подходы к исследованию бизнеса и предпринимательства.

1. Теоретические аспекты предпринимательства

 

.1 Предпринимательство и его формы

предпринимательство правовой экономический

Предпринимательская деятельность - экономическая деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от производства и / или продажи товаров, оказания услуг.

Для этой цели используется имущество, нематериальные активы, труд как самого предпринимателя, так и привлечённые со стороны. Нет гарантий, что затраченные средства окупятся, что произведённое будет продано с прибылью. С этим связан риск потерь всего или части имущества. [5]

В большинстве стран для начала предпринимательства требуется официальная регистрация, но критерии и условия могут существенно различаться. Согласно законодательству Российской Федерации, предпринимательство может осуществляться юридическим лицом или непосредственно физическим лицом (индивидуальным предпринимателем) после их регистрации в установленном законом порядке.

Предпринимательство - важнейшее свойство рыночной экономики, пронизывающее все её институты.

Бизнес (англ. business - «дело», «предприятие») или промысел - деятельность, направленная на получение прибыли; любой вид деятельности, приносящий доход или иные личные выгоды. [3]

В русском языке слова предпринимательство и бизнес используются как синонимы, но иногда имеют разное значение.

Эффективность предпринимательской деятельности может оцениваться не только размерами прибыли, но и изменением стоимости предприятия (рыночной стоимости предприятия, гудвилла).

Иногда выделяют социальное предпринимательство в отдельную категорию.

Существует несколько форм предпринимательства, все они указаны в таблице 1. [6]

Таблица 1 - Формы предпринимательства

Вид

Подвиды

Частные формы предприятий

ИП - индивидуальное предприятие


Партнёрство (товарищество)

Полное



Коммандитное

Общества капитала

ООО - общество с ограниченной ответственностью


АО - акционерное общество

ЗАО - закрытое



ОАО - открытое

Особо выделяют незаконное предпринимательство. По характеру деятельности различают производственное, торгово-коммерческое, кредитно-финансовое, сервисное (оказание услуг) и др.

Для защиты своих интересов предпринимательское сообщество по закону «О некоммерческих организациях» может формировать различные ассоциации. [9]

1.2 Процесс предпринимательства


Все авторы, исследующие вопросы предпринимательства, определяют его цель как получение прибыли. По нашему мнению, итогом предпринимательской деятельности является создание (развитие) бизнеса, в свою очередь цель бизнеса - получение прибыли. Следовательно, получение прибыли - это опосредованная цель предпринимательства. Процесс предпринимательства начинается в ходе работы над предпринимательской идеей и завершается в момент положительной экспертной оценки идеи, после этого происходит отграничение бизнеса и передача его менеджеру, а предприниматель продолжает заниматься поиском новых идей для реализации. Однако в зависимости от опыта предпринимателя, имеющихся ресурсов процессы предпринимательства и бизнеса могут идти параллельно: чем меньше опыт - тем дольше предпринимательство и бизнес параллельны и, наоборот, чем больше опыт предпринимателя, тем быстрее он передаст свое дело для реализации менеджеру, и быстрее произойдет разграничение процесса предпринимательства и бизнеса. [2]

Исходя из этого, процесс предпринимательства представим в следующем виде (рисунок 1).

Рисунок 1 - Процесс предпринимательства

Рассмотрим подробнее этапы процесса предпринимательства.

Предпринимательская идея представляет собой форму постижения в мысли явлений объективной реальности, включающая в себя сознание цели и проекции дальнейшего познания и практического преобразования мира. Носителем деловой идеи может быть только конкретный человек. [1]

Современные авторы считают, что предпринимательская идея отличается от идеи вообще реалистичностью характера и уверенностью носителя идеи во внешней востребованности материализованного результата такой идеи. Под реалистичностью в данном случае подразумевается наличие соответствующих ресурсов для воплощения идеи в жизнь, условий для ее реализации. Востребованность материализованного результата выявляется через совмещение возможностей предпринимателя и потребностями рынка. При этом либо предприниматель вскрывает потребности общества, либо, наоборот, общество определяет деятельность предпринимателя, соотносясь с его возможностями. Автор считает, что в первом случае основная задача предпринимателя выявить проблемы, на решение которых должна быть направлена идея, т.е. актуализировать общественные потребности, при этом учитываются уровень конкуренции, предполагаемый спрос, собственные и приобретенные ресурсы и другие факторы. Во втором случае получение прибыли (как опосредованную цель предпринимательства) можно достичь через разработку инновационных идей. По мнению экспертов, инновационные бизнес-модели (идеи) не являются необходимым условием для реализации проекта и получения прибыли. Наоборот, бизнес-сообщество осторожно относится к подобным инициативам, т.к. из-за высоких рисков трудно спрогнозировать прибыльность проекта, идет сужение вариантов стратегий из-за отсутствия конкурентов, требуются значительные вложения в маркетинговые исследования и рекламу, сложно определить готовность рынка к восприятию продукта, технические возможности общества. Все это обуславливает сложности создания и продвижения новых продуктов, реализации новых предпринимательских проектов. Однако, при определенных условиях быть инновационным необходимо. В первую очередь это связано с отраслями, где важны различные патенты (фармацевтическая промышленность, биотехнологии, нанотехнологии). Таким образом, подобные проекты реализуют опытные предприниматели с достаточными собственными ресурсами, а актуализация потребностей неотъемлемая часть процесса предпринимательства. [4]

Предпринимательская идея реализуется в целях предпринимательской деятельности. Следовательно, генерирование предпринимательских идей - это формирование и формулирование целей, достижение которых способствует самовыражению личности предпринимателя, поиск надежных и эффективных способов успешного достижения поставленных целей. Ценность генерируемой идеи, степень предприимчивости предпринимателя в первую очередь определяют вероятность успеха деятельности. В наиболее сложных проектах, сопряженных с большим риском, вложением большого капитала ценность предпринимательской идеи становится главным фактором осуществляемого предприятия. Способность генерировать новые идеи в самых разных областях может служить вполне самостоятельным капиталом предпринимателя, а учреждение новых предприятий, реализующих те или иные предпринимательские идеи, может рассматриваться генератором идей как конечная цель, после достижения, которой он может выйти из дела, предоставив менеджерам заниматься его эксплуатацией и развитием, если они более способны. [6]

В условиях неопределенности, инновации являются инструментом по преодолению неопределенности, которая существует всегда, поэтому поиск идей является частью повседневной рутинной работы предпринимателя. В данном случае автор под предпринимательской идеей подразумевает способ, позволяющий повысить уровень благосостояния, приумножить собственное богатство.

Современная наука предлагает достаточное количество технологий поиска предпринимательских идей, которые сводятся к четыремключевым элементам: знание того, что такое предпринимательская идея; специальной процедуры поиска идей; набора источников идей и методики оценки идей.

Этапы поиска предпринимательской идеи включают, во-первых, установку предпринимателя на рост благосостояния. Во-вторых, осмысление и трансформация информации, разработка на ее основе бизнес-модели, которая представляет собой модель предполагаемого способа реализации идеи. В-третьих, проведение оценки каждой идеи на предмет реалистичности, доходности, т.к. все они обладают разным потенциалом. В-четвертых, после того как идея найдена, запуск ее в реализацию. [9]

Источниками предпринимательских идей являются: баланс собственного благосостояния, научные изобретения, анализ демографической ситуации, несовершенство человека как биологического и социального существа, противоречие между желаемым и действительным. [8]

Выделим количественный и качественный аспекты предпринимательских идей. Количественно у предпринимателя должно быть много идей, т.к. существует достаточно большое количество механизмов их реализации.

Понятие «качество», в соответствии с международным стандартом ИСО, представляет собой совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленным и предполагаемым потребностям. Следовательно, качество предпринимательской идеи - это совокупность характеристик идеи, относящихся к ее способности удовлетворять выявленным и потенциальным потребностям. Если рассматривать предпринимательскую идею как способ, увеличивающий благосостояние предпринимателя, то характеристиками идеи являются ресурсоемкость, адаптированность к потребностям, сложность решаемой проблемы, прибыльность. По данным экспертного опроса, инновационность не является необходимой характеристикой предпринимательской идеи, т.к. требует дополнительные затраты на определение рынка сбыта, маркетинговые исследования, рекламу и т.д. [9]

Оценка уровня качества идеи - один из важных этапов предпринимательской деятельности. По мнению автора, на уровень качества предпринимательской идеи влияет ряд факторов, которые сгруппированы в два блока: объективные и субъективные. Объективные факторы включают потенциал идеи, наличие ресурсов для ее реализации, сложность реализации. Чем выше потенциал идеи (соотношение прибыли / убытки), меньше количество привлеченных ресурсов и сложность реализации, тем выше качество предпринимательской идеи. Субъективные факторы включают опыт работы предпринимателя, его профессионализм, чем он выше, тем выше уровень качества сформулированной идеи, интуиция.

Следующим этапом процесса предпринимательства является импульс, в переводе с латинского это означает удар-толчок, иначе говоря, - кратковременный всплеск в определенном конечном временном пространстве. Импульсы различаются по длительности, частоте и силе проявления (амплитуде). [7]

Каждому вступающему в активную жизнь человеку свойственно стремление к обогащению. Под обогащением будем понимать не стремление к накопительству, а «расширение возможностей, которые позволяют организовать жизнь в соответствии с представлениями, формирующимися на уровне сознания». Возможности понимаются как условия, позволяющие человеку удовлетворять его возрастающие духовные и материальные потребности. Предпринимательство опосредованно (через бизнес) является источником обогащения, а, следовательно, средством удовлетворения возрастающих потребностей. Поэтому, применительно к предпринимательству импульс выражается в принятии предпринимательского решения о начале реализации идеи. Если у человека появилась предпринимательская идея, но не было импульса, то она останется не материализованной.

Инициатива, материализация идеи. Инициатива - это почин, первый шаг в каком-либо деле, побуждение к началу какого-либо дела. Предприниматель - инициативный человек, т.е. обладает качеством, позволяющим начать любое дело, является лидером, имеет яркие новые идеи, планы, богатое воображение, умеет находить новые нешаблонные решения и средства их осуществления. [2]

Инициативы выражается в начале действий по реализации идеи, она побуждает предпринимателя к материализации идеи, которая предусматривает создание бизнес-плана; выбор типа организации дела. Однако перед этим необходима экспертная оценка проекта.

Экспертная оценка проекта. Данный этап, при прочих равных условиях, представляет собой точку бифуркации, в которой происходит разделение предпринимательства и бизнеса. В зависимости от опыта работы предпринимателя в данной сфере, ресурсов, качества идеи точка бифуркации может наступить на любом этапе предпринимательской деятельности.

Условия бифуркации - положительная экспертная оценка предпринимательского проекта. Если решение отрицательное, то бифуркация не наступает. Экспертная оценка осуществляется по двум направлениям: реальность реализации идеи и ее доходность (прибыльность). Оценка реальности реализации идеи предусматривает оценку необходимых собственных и приобретенных ресурсов, срок окупаемости проекта. Оценка прибыльности предусматривает определение соотношение затрат и предполагаемой прибыли, уровень удовлетворенности потребности и т.д. в целом на данном этапе происходит оценка идеи с точки зрения вклада в рост возможностей общества. Если практически данная оценка не может быть осуществлена, то материализация идей замедлится, следовательно, уменьшится темп роста возможностей общества и снизится удовлетворенность потребностей его членов. [5]

Важно отметить, что практическая оценка идей предполагает определение их вклада не только для начального этапа времени, но и для определенных периодов в будущем. Оценка идей включает определение таких показателей как начальная величина полезной мощности, рост полезной мощности, скорость роста полезной мощности, ускорение роста полезной мощности. На их основе рассчитывается показатель роста эффективности использования полной мощности, имеющейся в распоряжении общества.

Следовательно, оценка вклада идей есть оценка их вклада в рост эффективности использования полной мощности. Если в результате реализации идей общество обеспечит неубывающий темп роста эффективности использования полной мощности не только для настоящего времени, но и для будущего, то оно сохранит свое развитие не только в текущем времени, но и в перспективе. [6]

При условии отпочкования бизнеса начинается его социализация, т.е. процесс адаптации к законодательным актам, социальным нормам, общественным ценностям, религиозным традициям, экономическим условиям. Социализация начинается с отпочкования бизнеса и продолжается на протяжении всего периода его функционирования. В ходе этого процесса бизнесмен осваивает накопленный опыт в различных сферах бизнеса, который позволяет функционировать на рынке. [8]

Таким образом, социализация бизнеса - процесс усвоения действия формальных и неформальных институтов, позволяющих успешно функционировать на данном рынке.

Традиционно социализация рассматривается как процесс, условие, проявление и результат социального формирования личности. Автор считает, что применительно к бизнесу социализация также может рассматриваться по данным направлениям. Как процесс она становление и развитие бизнеса на основе взаимодействия с партнерами, рынком, государственными учреждениями и т.д. Как условие социализация бизнеса свидетельствует о наличие таких внешних и внутренних факторов, необходимых бизнесу для развития. Как проявление - изменения в бизнесе (сокращение объемов, ликвидация, расширение и т.д.) с учетом его возраста, размеров компании, стажа работы в предпринимательстве и т.д., в системе конкретных общественных отношений. Как результат - основополагающая характеристика бизнеса, его особенностей как единицы общества в соответствии с масштабами деятельности, ее успешностью, т.е. признание обществом данной деятельности через реализацию формальных и неформальных правил и норм. [6]

Итак, социализация бизнеса, с одной стороны, связана с качеством и количеством нереализованных общественных потребностей, с другой, - с уровнем развития предпринимательства, конкуренции, законодательства, социальных норм и институтов.

Определим группы факторов, влияющих на процесс социализации бизнеса: мегафакторы, макрофакторы, мезофакторы, микрофакторы. Агентами социализации бизнеса являются люди в непосредственном взаимодействии с которыми находится бизнесмен.

Выделим два уровня социализации бизнеса: уровень первичной социализации и уровень вторичной социализации. Первичная социализация происходит в сфере межличностных отношений в малых группах - это организации бизнеса. В качестве первичных агентов социализации выступает ближайшее окружение индивида: родители, близкие и дальние родственники, друзья семьи, сверстники, учителя, врачи и т.д. Вторичная социализация происходит на уровне больших социальных групп и институтов - общественное признание, получение прибыли. Вторичные агенты - это формальные организации, официальные учреждения, государственные структуры. [1]

Механизм социализации бизнеса представляет собой взаимодействие агентов и факторов социализации. Анализируя механизмы социализации бизнеса, выделим формальные (законы, нормативные документы разного уровня) и неформальные механизмы (социальные нормы: общественные и религиозные, естественные законы: природные, системные). Формальные механизмы социализации бизнеса - это законы, нормативные документы различного уровня, которые выполняет бизнесмен. Невыполнение или уклонение от законов представляет собой антисоциализацию бизнеса. Неформальные механизмы мы разделили на два блока - социальные нормы и естественные законы. Социальные нормы включают общественные и религиозные нормы, естественные законы - природные и системные законы. Выполнение неформальных норм предпринимателем позволяет социализировать бизнес и получить максимальную прибыль. [2]

Материализация идеи. Возможно два варианта организации дела. Первый - когда предприниматель одновременно является и собственником своего дела, и директором, второй - предприниматель выполняет функции собственника предприятия, а управляющий делом - сотрудник, работающий по найму. В этом случае срок передачи предприятия менеджеру зависит от ряда факторов: качества предпринимательской идеи, эффективности созданной структуры, профессионального опыта предпринимателя, размеров проекта.

Вторая схема организации дела позволяет собственнику-предпринимателю оградить себя от решения текущих организационных вопросов, разрабатывая новые предпринимательские идеи, что является предпочтительным с точки зрения реализации проекта.

Следующий этап - организация производства, который представляет собой сложный процесс и включает в себя формирование производственной базы, привлечение финансовых средств, разработка учетной политики предприятия. По сути, на этом этапе идет реализации бизнес-плана.

Эффективность функционирования предприятия определяется слаженностью действий по его формированию, найму соответствующих по уровню сотрудников и эффективному управлению. Данная эффективность выражается в уровне прибыли фирмы и может быть определена по финансово-экономическому состоянию фирмы. Поэтому следующий этап - материализованный результат. Он выражается двумя составляющими: готовыми изделиями (услугами) и финансовым результатом (прибыль или убытки).

Рассмотрим различные подходы к определению понятия предпринимательской прибыли и вопросам ее формирования. Ж.-Б. Сэй считал, что предпринимательская прибыль - плата за управление, не отличающаяся принципиально от заработной платы рабочих. Она зависит от соотношения спроса и предложения на рынке труда предпринимателей, а высокая ценность данного товара объяснима его недостаточным предложением. Й.А. Шумпетер определял прибыль предпринимателя как часть средств, остающаяся свободной после покрытия всех издержек, свободной, прежде всего, с точки зрения предпринимателя. Ф. Найт рассматривал предпринимательскую прибыль как компенсация предпринимателя за несение им «бремени риска» за успех или неуспех своего дела, Р. Макконнелл - как доход особого производственного фактора - предпринимательских способностей, предпринимательского таланта. [8]

Кроме понятия прибыли выделяют предпринимательский доход, который представляет собой, прежде всего, «дополнительный доход, доход от управления, излишек, получаемый предпринимателем благодаря его природным качествам или особому умению анализировать и по-новому комбинировать факторы производства в зависимости от внешних условий».

Автор рассматривает предпринимательскую прибыль как заработную плату предпринимателя за разработку и оформление идеи, принятия решения о ее реализации. Размер предпринимательской прибыли колеблется между сверхприбылью (корыстью) и уровнем социальной ответственности предпринимателя и зависит от ряда факторов: морально-нравственных качеств предпринимателя, характера выпускаемого изделия (услуги), уровня удовлетворения потребностей в данном товаре, уровня конкуренции и т.д. [9]

В данном случае норма прибыли представляет собой границу между желанием получить сверхприбыль и социальной ответственностью предпринимателя. Он вкладывает свое время и финансовые средства в реализацию идеи, до разработки качественной идеи начинающий предприниматель разорится 4-5 раз (по оценкам экспертов), реализуя другие идеи.

На наш взгляд, утверждение некоторых классиков и современных исследователей, что целью предпринимательской деятельности является получение сверхприбыли, которая ассоциируется с предпринимательским доходом, является весьма спорным. По данным нашего экспертного опроса, предприниматели будут работать за прибыль, вообще, а не сверхприбыль, хотя главный закон предпринимательства - «прибыль, прежде всего». Дружеские отношения в предпринимательстве противопоказаны, т.к. они потенциально убыточны, потому что успех в предпринимательской деятельности неравномерен. Закон прибыли противоречит чувству долга, патриотизму, вступает в спор с общечеловеческой моралью, социальными и религиозными нормами. Таким образом, закон прибыли противоречит всему, что не приносит прибыль, и именно она определяет сознание, поступки, мысли, положение предпринимателя. В развитых странах стремление предпринимателей к прибыли любой ценой сдерживает жесткое законодательство и надзор, которые в России работают не в полной мере. Тем не менее, по оценкам экспертов, в нашей стране в предпринимательстве легче найти свою нишу, чем заграницей, т.к. отечественный капитализм зарождающийся, и существует масса незаполненных конкурентами рыночных ниш и пробелы в законодательстве.

Следует отметить, что показатели успешности предпринимательской деятельности различны на разных этапах ее осуществления. С точки зрения успешности бизнеса можно выделить три этапа. Первый - «безубыточность» характеризуется достижением точки безубыточности для предприятия, когда прибыль равна нулю и собственник предприятия для себя лично ничего не заработал. Второй этап «прожиточный минимум» предусматривает наличие дохода в размере прожиточного минимума, предприниматель получает заработную плату как наемный работник. Третий этап «обеспечение реальной прибыли» за счет развития бизнеса с помощью инвестиций. [5]

По мнению автора, при прочих равных условиях, существует прямая зависимость между качеством предпринимательской идеи, которая включает срок окупаемости проекта, стоимость ресурсов и финансовый результат, и ее эффективностью, рассматривающийся нами как удовлетворенная общественная потребность и прибыль: чем выше качество идеи, тем выше эффективность отдачи от ее реализации (прибыль).

Также автор полагает, что существует прямая зависимость между прибылью и уровнем удовлетворения общественных потребностей на конкретном рынке продуктов. Наличие этой зависимости позволяет сформулировать закон предпринимательства: прибыль - показатель степени удовлетворения общественных потребностей. Следовательно, чем выше прибыль, тем ниже степень удовлетворения потребностей в данном виде изделий на конкретном рынке, и наоборот. Содержание закона сводится к тому, что цена продукта больше себестоимости, т.к. потребности в данном виде изделий превышают предложения, поэтому, величина предпринимательской прибыли будет больше нуля. Если есть прибыль, значит, потребность в том или ином товаре (услуге) удовлетворяется не полностью. [4]

Формой проявления закона является наличие прибыли как показателя неудовлетворенных общественных потребностей. Убыток существует в том случае, если потребность полностью удовлетворена. Степень удовлетворения общественных потребностей обусловливает размер предпринимательской прибыли. Следовательно, условие реализации закона - наличие неудовлетворенных общественных потребностей. [3]

Таким образом, одним из основных элементов экономической составляющей предпринимательства является получение прибыли, что достигается через реализацию этапов процесса предпринимательства: разработки качественной предпринимательской идеи, появления импульса к началу ее реализации, положительная экспертная оценка делового проекта, материализация идеи, поиск ресурсов для ее реализации, их объединение, получение материализованного результата, определение его социальной эффективности. Все этапы опосредованы, с одной стороны, соответствующими институциональными механизмами, с другой стороны, наличием явных и скрытых способностей человека к предпринимательской деятельности.


2. Предпринимательство в России

 

.1 Предпринимательство второй половины XIX - начало XX века


Данный период в истории развития предпринимательства России правомерно характеризовать как наиболее активный и плодотворный. Это позволило заметно сократить разрыв между Россией и Западом, войти в начале XX века в число среднеразвитых стран с динамично развивающейся экономикой.

Несомненно, большое воздействие оказали реформы Александра II, которые с полным основанием можно назвать Великими, даже при том, что они не во всем были последовательными и завершенными. Отмена крепостного права, административная, судебная и другие реформы освободили рабочие руки, открыли новые возможности для предпринимательской деятельности во всех сферах, расчистили путь для формирования капиталистического рынка.

Становление рыночных отношений в России проходило в весьма специфических, во многом отличных от других стран условиях, что связано в первую очередь с особой ролью государства - капитализм развивался снизу и насаждался сверху. [4]

Если в странах Запада основная роль в социально - экономическом развитии принадлежала частным предпринимателям, которые нередко в напряженной борьбе с властями добивались необходимых условий, по своей инициативе создавали элементы рыночного хозяйства, то в России многое делалось по повелению или с разрешения властей, причем нередко новации осуществлялись административными методами, когда еще не было достаточных естественных предпосылок (например, открытие бирж). Последствия активной роли государства в экономической жизни России трудно оценить однозначно. С одной стороны, меры и гарантии правительства позитивно влияли на экономику. Например, денежная реформа С.Ю. Витте не только привела к оздоровлению экономики, но оказала сильное стимулирующее воздействие на приток в страну иностранного капитала. С другой стороны - жесткий контроль, вмешательство в дела предпринимательства, политика протекционизма служили тормозом. [3]

Формирование капиталистического уклада, развитие рыночных отношений началось до Великих реформ Александра II, однако они способствовали резкому ускорению процессов. Усилилось расслоение крестьянства, формирование пролетариата и буржуазии. Более высокая, чем в странах развитого капитализма, норма прибыли сделала возможным исключительно динамичное развитие промышленности, буржуазное железнодорожное строительство.

С 1860 по 1890 год добыча угля возросла в 20 раз, производство чугуна - почти втрое, стали - вчетверо. Возник ряд новых отраслей промышленности, таких, как нефтедобыча и переработка, химическая, приборостроение и др. В эти годы возникли крупные механические заводы Путилова и Нобеля в Петербурге, Листа и Бромлея в Москве и др. [4]

Такие масштабы деятельности требовали огромных капиталов, которых в стране не хватало, что обусловило процессы акционирования, развитие капиталистического кредита, привлечение иностранного капитала.

Поскольку рабочая сила была исключительно дешева, а рабочие политически бесправны, в страну потянулись иностранные предприниматели и капиталы. В 1890 году иностранцам принадлежало уже более 25 процентов всех акционерных капиталов, и это имело большое значение. Правда, деятельность их в России носила противоречивый характер: с одной стороны, вкладывая капиталы, внося передовую технику, технологию и организацию производства, западные предприниматели ускоряли процессы индустриализации, становления новых отраслей промышленности, с другой, нередко нещадно наживались на хищнической эксплуатации природных богатств и рабочей силы, при острой нехватке капиталов вывозили значительную часть прибыли за границу.

Таблица 2 - Инвестиции стран Запада в тяжёлую промышленность в 1900 г.

Инвестиции, вложенные в

%

горную промышленность

70

машиностроение

72

металлообработку

72

химическую промышленность

31


Из восемнадцати металлургических заводов юга России только четыре были основаны русским капиталом. На примерах деятельности Нобелей, Джона Юза и Сименсов в России можно лучше почувствовать характер их деятельности и роль в создании отечественной промышленности. Следует, однако, отметить, что в начале XX века зависимость национальной экономики от иностранного капитала стала постепенно снижаться, ведущие роли принадлежали уже отечественной буржуазии. [2]

Остро стоял в начале капиталистической реформации вопрос развития внутреннего кредита. Система государственного кредитования дореформенной эпохи никак не могла удовлетворять новым требованиям и была реорганизована. Старые кредитные учреждения, в частности, Заемный банк, ссудные кассы упразднялись. В 1860 году создается Государственный Кредитный банк, первым управляющим которого был назначен А.Л. Штиглиц - крупный предприниматель - банкир.

Однако вскоре возможности Государственного банка оказались недостаточны, отчего в 60-х годах один за другим стали возникать частные коммерческие учреждения. В Петербурге появляются Частный и Международный банки, в Москве - Купеческий, Учетный, Земельный, Волжско-Камский и др. Среди учредителей первых банков преобладали крупнейшие промышленники и торговцы. Так, в Купеческом банке в числе ведущих пайщиков числились фабриканты Морозовы, В.А. Кокорев, И.Ф. Мамонтов, М.А. Горбов. Значительные средства вложили известные петербургские банкиры А.Л. Штиглиц и И.Ф. Утин. Московский Земельный банк был учрежден Лазарем Поляковым.

В 80-х годах большой интерес к финансированию промышленности стали проявлять крупные петербургские банки. Так, Международный банк установил прочные связи с крупнейшими металлургическими заводами: Путиловским, Брянским, Варшавским и др. В члены правлений этих предприятий входили представители банков. Позже начался переход от кредитования к учредительно-эмиссионной деятельности, что было связано с бурным развитием промышленности, особенно тяжелой. Так происходил процесс сращивания банковского капитала с промышленным, в России стала формироваться финансовая олигархия.

Банкирский промысел был тесно связан с биржевой деятельностью, все финансисты в той или иной степени были участниками операций на фондовой бирже, где совершались операции с ценными бумагами. В тот период получило распространение такое явление, как грюндерство - по сути учреждение фиктивных акционерных компаний с целью наживы на продаже акций. Особенно в этом плане прославились братья-банкиры Поляковы, тесно связанные с крупными государственными чиновниками.

Пути развития России были предметом долгих дискуссий между «западниками» и «почвенниками», выступавшими против индустриализации страны, за сохранение традиционного крестьянского уклада жизни. Наиболее резонный ответ прозвучал из уст Саввы Тимофеевича Морозова на Нижегородской ярмарке 1896 года: «У нас много заботятся о хлебе, но мало о железе, а государство надо строить на железных балках».

Эта мысль была высказана в конце XIX века, однако еще в середине века российские предприниматели дали практический ответ, сосредоточив усилия на развитии металлургии и машиностроения. Хотя горно-металлургическая промышленность России была создана еще в XVIII веке усилиями таких предпринимателей, как Демидовы, Строгановы, Яковлевы, Баташевы и другие, но к началу XIX века позиции были во многом утеряны. Страна, которая прежде экспортировала в год до 3 млн. пудов железа в Англию, испытывала значительный недостаток черных и цветных металлов. Особенно потребности в них возросли с началом железнодорожного строительства в России.

Среди тех предпринимателей, кто практически откликнулся на запросы экономики, имена Н.И. Путилова, П.М. Обухова, Л. Нобеля, Бромеля, Дж. Юза и других, о которых, однако, до сих пор известно было немного.

Большой интерес представляет яркая судьба Николая Ивановича Путилова (1820-1880), инженера-предпринимателя. Выходец из мелкопоместного дворянства, он получил образование в Морском корпусе, служил чиновником кораблестроительного департамента. В период Крымской войны отличился тем, что в короткий срок обеспечил организацию строительства канонерской флотилии, защитившей Кронштадт.

Уволенный в отставку Путилов занялся строительством железоделательных заводов в Финляндии. В 1864 году совместно с Обуховым начал строить металлургический завод на Неве (позже Обуховский). [6]

В 1868 году им был куплен железоделательный завод в Петербурге, названный позже Путиловским (в советское время - Кировским), который стал его главным детищем. Завод, основанный еще в 1801 году, был казенным, нерентабельным и практически бездействовал. Получив заказ казны на производство 2 млн. 800 тыс. пудов рельсов, Путилов энергично взялся за восстановление производства, проявил чудеса изобретательности. Так, главным его изобретением, давшим огромный эффект, стала технология производства рельсов со стальной головкой, продукция получилась качественная и обходилась заметно дешевле заграничной.

Производство быстро росло и расширялось, одним из первых в России Путилов взялся за производство сложных машин, паровозов, вагонов и других, для чего требовались квалифицированные мастеровые. Он открыл при заводе школу для детей и вечерние классы для взрослых, где преподавали геометрию, черчение, технологию, сумел наладить с рабочими особые, неформальные отношения, заботился о них, завоевав большой авторитет. По мышлению и кругозору Н.И. Путилов значительно опережал свое время.

Прокатное и машиностроительное производство развивались весьма успешно, принося Путилову большие прибыли и славу победителя. Так бы успешно налаженное дело катилось и дальше, тем более что заказов не убавлялось. Однако как истинного предпринимателя его это уже удовлетворить не могло, и он параллельно занялся осуществлением грандиозного проекта - сооружением Морского порта в Петербурге, так необходимого городу.

Задумав построить порт с морским каналом и железной дорогой, очертя голову он бросился в дело, не дождавшись даже правительственной гарантии, без которой поднять такое большое дело было, по сути, невозможно. Правительство не захотело взять на себя расходы, пришлось изыскивать средства на заводском производстве, задерживать зарплату рабочим, что создало напряжение, но не решило проблемы. Крупные финансисты предпочли смотреть со стороны, как разоряется удачливый во всех начинаниях Путилов.

Побывав на вершинах славы, он закончил жизненный путь, когда его дела были в расстройстве. Однако он создал огромное производство; завод, став акционерным обществом, продолжал быстро развиваться. Морской порт был позже достроен, а имя Путилова было заслуженно увековечено в названии одного из крупнейших в стране заводов.


Рисунок 2 - Развитие железнодорожного строительства в конце XIX века

В истории российского предпринимательства XIX века особого внимания заслуживает железнодорожное строительство. Значение строительства выходило за рамки технических и экономических новаций, это был определенный прорыв в цивилизованный мир, о котором мечтали прогрессивные люди России. В эпоху «великих реформ» железнодорожное строительство играет ведущую роль в экономическом развитии страны. При поддержке правительства капитал устремляется прежде всего в эту область. В 1857 году сеть железных дорог составляла 671 версту, в 1867 году - 3 408, в 1876 году - 16 700 верст. На эти цели шло три четверти всех капитальных вложений в народное хозяйство. [7]

Железнодорожное строительство требовало больших капиталов и на первых порах их можно было привлечь только из-за границы, а это требовало от правительства политики поощрения частной инициативы. Почти все строительство проводилось в порядке выдачи концессии предпринимателям, которым государственная казна гарантировала верный доход и еще давала субсидии.

Среди строителей железных дорог - имена таких крупных предпринимателей, как С.С. Поляков, Ф.В. Чижов, И.А. Лямин, С.И. Мамонтов, М.А. Горбов, И.С. Морозов и др. [8]

В дореволюционной истории железнодорожного строительства можно выделить два этапа. Первый подъем относится к концу шестидесятых - началу семидесятых годов, потом железнодорожная горячка пошла на убыль. С начала 90-х годов наметилось оживление, перешедшее в новую волну. Именно на этот период приходится строительство знаменитого Транссибирского пути. Эта самая крупная в мире железная дорога строилась в чрезвычайно сложных условиях и в рекордно короткие сроки - 15 лет (1891-1905) были введены все ее участки. Средний темп укладки пути составлял 642 версты в год, что значительно превышало темпы строительства Канадской железной дороги (сопоставимой по масштабам и условиям) с высшей в мире скоростью ведения работ - 438 верст в год. Следует заметить, что установленный рекорд до сих пор не превзойден в России (темпы строительства Байкало - Амурской магистрали были значительно ниже). Транссибирский путь имел огромное значение для экономического развития восточных районов страны.

Дорога строилась государством, но для российских предпринимателей это были горячие годы. Основные заказы распределялись между заводами европейской России и за границей, хотя и для сибирских промышленников нашлось немало работы. Среди них наиболее известны имена М.Д. Бутина, К.В. Арцыбашева, М.Л. Томара, И.Е. Глотова. [10]

Следует сказать о политике царского правительства в области промышленности. Оно не только не ограничивало монополизм (антимонопольное законодательство в революции так и не появилось, первый закон был принят лишь в 1992 году - ровно 100 лет спустя после принятия его в США), но своей протекционистской политикой только способствовало этому. Протекционизм, в частности, проявляется в том, что русские промышленники получали казенные заказы по ценам заметно выше средних рыночных. Так, при размещении заказов на рельсы для Транссибирской магистрали казна договорилась с русскими заводчиками на поставку по два рубля за пуд, в то время как английские фирмы соглашались поставлять рельсы по 75 копеек за пуд.

Протекционизм оказывал определенное положительное воздействие на экономику, помогая молодой российской промышленности «стать на ноги», выдерживать конкуренцию фирм из развитых стран. Однако стратегически политика протекционизма была ущербной для страны, поскольку задерживала технический прогресс, усиливала технологическую зависимость от Запада, и это - при наличии сильной инженерной школы в стране. [8]

Нельзя не сказать и о роли казенной промышленной промышленности царской России, созданной еще Петром I. Казенное хозяйство не было отличительной чертой только России, оно осуществлялось и в других европейских странах, правда в других масштабах. Главная причина сохранения казенных заводов заключалась в необходимости обеспечения армии и флота вооружением и обмундированием.

В России казенные заводы принадлежали в основном двум министерствам - морскому и военному. В ведомстве морского министра, в частности, находились такие известные заводы Петербурга, как Адмиралтейский, Балтийский, Ижорский, Обуховский, а у военного министра - Сестрорецкий, Тульский, Ижевский оружейный, Пермский орудийный и др. Их отличительная особенность заключалась в том, что они никогда не прогорали. Министр торговли и промышленности С.И. Тимашев заявив в думе: «Казенные заводы имеют одно преимущество перед частными - они не могут обанкротится».

Это важное «преимущество» на деле стало одним из главных тормозов развития и роста эффективности казенного хозяйства, причиной вопиющей бесхозяйственности, казнокрадства. Не проходя испытания рыночной конкуренцией, казенные заводы не имели сильных стимулов для совершенствования производства, внедрения достижений технического прогресса.

На содержание казенного хозяйства правительство и чиновников толкали и чисто политические, антибуржуазные по духу соображения. Правящие круги были напуганы тем, что процессы монополизации в частной промышленности захватили и заводы, отчасти работавшие на оборону. Они боялись, что капиталисты в одночасье откажутся выполнять заказы, связанные с перевооружением армии и флота. Таким образом с помощью казенных заводов хотели регулировать «волчьи аппетиты» монополий.

Следует отметить, что на казенных заводах при строительстве военных судов и выполнении других заказов денег по сути не считали и стоимость заказов определялась по фактическим затратам, которые, естественно, завышались администрацией, поскольку от этого зависел и размер получаемых премий (они обычно составляли 10% от полученной прибыли). Этот принцип «затратной экономики» был целиком воспроизведен и в советской военной промышленности.

После революции ничего менять по сути не пришлось, казенные заводы даже не национализировались, просто в заводоуправления пришли представители пролетариата, которые, используя знания прежней технической интеллигенции, продолжали дело методами, носившими не буржуазно-хозрасчетный, а казенно-административный характер.

В рассматриваемом периоде истории российского предпринимательства нельзя обойти вопрос о народном, мелком предпринимательстве, которое имело давние корни и значительные масштабы. По сути то была ремесленная и кустарная форма хозяйства. Она объединяла сельские кустарные промыслы, городское и сельское ремесленное производство, мелкие промышленные и торговые предприятия, бытовые услуги и др.

Мелкое предпринимательство имело прочные позиции в деревообработке (здесь было занято в четыре раза больше работников, чем в крупных предприятиях), в переработке продуктов животноводства (в полтора раза), в производстве мебели и одежды и др. По форме организации преобладали артели и кооперативы. [8]

Артельный труд был тесно связан с общинным укладом русской жизни, с незапамятных времен существовали ватаги, шарашки, шайки, в которые крестьяне объединялись для разных целей, но хлеб и добычу делили поровну. Недостатками артелей были слабое управление и недолговечность (распадались из-за нарушения дисциплины, незнания рыночной ситуации и других причин). Следовать прогрессу техники и технологии оказывалось невыгодным, прежде всего из-за привычек к приобретенным навыкам и умениям. Это отличало артельщика от капиталиста, которому внедрение новой техники сулило выгоду, но требовало перестройки производства, увольнений, на что не мог пойти руководитель артели. Поэтому производственные артели так и остались в рамках кустарных промыслов, требующих искусного ручного труда.

В отличии от артелей, строящихся непосредственно на морально-религиозных интересах, кооперативы обращаются прежде всего к экономическому интересу, являются хозяйственной организацией в интересах определенной группы лиц. Отличие их от капиталистического предприятия заключается в том, что кооператив не преследует цели изъятия прибавочного продукта, он остается в руках создавших его работников, становится трудовым доходом.

Таблица 3 - Капиталистическое движение в начале XX в.

Год

Потребительские общества

Кредитные кооперативы

Сельскохозяйственные общества

1902

837

137

1917

20000

16055

6032


На 1 января 1917 года числилось 47187 кооперативов. Россия стала одним из мировых лидеров кооперативного движения, что является признаком ограниченности данной формы предпринимательства для национального менталитета. [10]

Отмена крепостного права в 1861 году оказалась настоящей революцией во всех отраслях легкой промышленности. Впервые в России появился свободный вольнонаемный рабочий, который мог беспрепятственно пополнять армию наемного труда. Реформа породила массовый отток из деревни в город рабочей силы. Быстрый рост пролетариата означал появление профессиональных рабочих, окончательно порвавших с деревней, а это вело к специализации, росту квалификации и производительности труда на основе внедрения машинных технологий.

 

Рисунок 3 - Динамика роста паровых машин

Таблица 4 - Рост количества фабрик

Год

Механические бумажно-ткацкие фабрики (шт.)

Год

Число веретен (шт.)

1866

42

1890

3457

1879

92

1903

7145

1909

214

1913

9219


Развитие внутреннего рынка привело к необходимости его исследования, поискам мест сбыта, рекламе, что послужило толчком для фабрикантов к открытию собственных магазинов, торговых домов. Возросшая конкуренция стала стимулировать внедрение технических усовершенствований, повышение качества продукции. В конце XIX века русские ситцы и некоторые другие изделия российской легкой промышленности приобретают признание на Западе. На всемирных выставках продукция фабрик Прохоровых, Морозовых, Хлудовых, Брокара, Кнопа и других все чаще получает высшие награды.

В этот период активизировался процесс акционирования предприятий, что позволяло получать капиталы для развития, которых явно не хватало, в связи с чем в значительных размерах привлекается иностранный капитал. Однако постепенно и русский капитал растет и к 1914 году вытесняет зарубежный. [5]

Наблюдается все большая концентрация производства в текстильной промышленности. Так, если в 1866 году на мелких предприятиях занято 38 процентов рабочих, а на крупных - 43, то в 1894 году на первых - 15, а на вторых - 72 процента рабочих. Если в дореформенный период домашнее производство успешно конкурировало с фабрикой, то крупное фабричное производство окончательно убило и мелкого производителя и мелкого предпринимателя. Таким образом произошла ликвидация деревенских ткацких светелок. Исключение составило лишь льняное и пеньковое производство, тесно связанное с сельским хозяйством.

Мужчины                                                 Женщины

 

Рисунок 4 - Заработная плата на фабриках мужчин и женщин в 80-х годах XX в. [6]


Оценивая в целом эпоху от Великих реформ до октябрьской революции 1917 года, следует подчеркнуть, что это был бурный процесс развития капитализма при непосредственном воздействии государства. Если страны раннего развития капитализма прошли долгий инкубационный период развития машинного производства, чтобы добраться до машин, пароходов, железных дорог и т.п., то в России система крупнокапиталистического производства была создана в невиданно сжатые сроки - несколько десятков лет вместо столетий, и решающая роль в этом принадлежит все же не чиновникам, а предпринимателям, которые, проявляя недюжинную энергию, целеустремленно строили индустрию страны, способствовали развитию образования, культуры и искусства.

2.2 Предпринимательство в России на современном этапе развития


Становление и развитие рыночной экономики в России изменило социальную структуру общества, привело к появлению новых слоев и социоструктурных образований.

Рисунок 5 - Слои социоструктурных образований


Рисунок 6 - Работодатели, самостоятельно занятые с 2010 по 2015 годы (тыс. чел.).

В России предпринимательство, особенно производственное, находится в начальной стадии.

Рисунок 7 - Население, занятое предпринимательством, %

Предпринимательство в России зарождалось, прежде всего, в сфере торговли, где главным источником дохода является разница в ценах при покупке и продаже товаров. Расширение слоя предпринимателей предполагает появление людей, концентрирующих в своих руках большие денежные средства, причем в короткие сроки. На данном этапе эти условия в непосредственной производственной деятельности невыполнимы. На начальном этапе реформ быстрый рост новых предприятий происходил в сфере финансов, посредничества и торговли еще и потому, что именно эти сферы были недостаточно развиты с точки зрения стандартов рыночной экономики. В сфере же производства сохранились в основном сложившиеся организационные структуры. В условиях быстрой либерализации экономики наблюдался взрывной рост финансового сектора и кризис производственного. Эти различия повлекли за собой также глубокий разрыв в привлекательности этих секторов с точки зрения вложения капитала, а значит - и с точки зрения перспектив приложения предпринимательских усилий. Сегодня почти не происходит миграции предпринимательских кадров, успевших продемонстрировать свои способности на финансово-торговом поприще, в производство. [2]

В настоящее время наиболее выраженной причиной угроз российскому бизнесу является коррупция. Как показывают многочисленные опросы предпринимателей, каждый шестой из них сталкивается с открытым давлением местных властей на стадии организации своего дела, каждый третий - в процессе текущей деятельности и почти все - в момент закрытия предприятия. Более трети предпринимателей полагают, что в последние годы произошло усиление чиновничьего рэкета.

Рисунок 8 - Прибыль коммерческих структур.

По данным Мирового банка, 40% предприятий во всем мире вынуждены давать взятки.

Рисунок 9 - Коррупция в разных странах

По степени коррупционности госаппарата Россия занимает 128-е место из 158 среди наименее коррупционных государств. Высокий уровень преступности и коррупции в стране препятствуют цивилизованному развитию бизнеса и притоку иностранных инвестиций.

Стоит сказать о том, что основными тенденциями в бизнесе на протяжении 2014 г. стали:

·        низкие издержки (в моде сегодня бюджетный «полутеневой» бизнес с минимальными вложениями и небольшой прибыльностью - продиктовано это экономической ситуацией и высокими налогами);

·        облачные технологии (в этом году многие компании и целые отдельные сферы предпринимательства уйдут в «облако», появятся новые услуги и возможности благодаря облачным технологиям);

·        переход онлайн-торговли в гибридную (интернет-магазины будут открывать собственные шоу-румы и обычные магазины, поскольку российский пользователь все еще не привык покупать все в интернете, у него еще часто возникает желание примерить, потрогать, оценить товар в реале, а не по картинке).

Эти же тенденции будут влиять на развитие бизнеса в РФ в текущем году. Наиболее активно будут развиваться ИТ-технологии, торговля и всяческие эконом-проекты. Поэтому если вы выбираете, каким видом предпринимательской деятельности заняться, то обратите особое внимание на эти сферы. [1]

В конце октября 2014 г. Всемирный Банк опубликовал доклад «Ведение бизнеса - 2014», в котором есть рейтинг стран мира, благоприятствующих ведению бизнеса. Лучшие экономисты мира считают, что в России в 2014 г. почва для ведения бизнеса улучшится. Так, в общем рейтинге наша страна поднялась на 8 позиций, а в отдельных отраслях экономики - на целых 40 ступеней. [2]

Среди сфер предпринимательства, в которых есть положительная динамика, например, «процесс регистрации предприятий». Здесь произошли не очень существенные, но все же значимые для рядового предпринимателя изменения. Число процедур, необходимых для регистрации, сократилось с 9 до 8. Кроме того, уменьшен был и срок регистрации - с 30 до 18 дней.

Кроме того, некоторые улучшения наблюдаются в трудозатратах и затратах времени на ведение бизнеса. Так, электронные системы учета и сдачи отчетности, а также наличие специализированных программ для малых предпринимателей, значительно экономят средства и время. Правда, тут есть некоторые нюансы: финансовые затраты на специальные программы, обязательные навыки владения компьютером (казалось бы, кто в наше время не работал с компьютером хотя бы на уровне пользователя? Но таких людей достаточно много, особенно среди россиян старше 40 лет), сбои в работе электронных систем (к сожалению, из-за их несовершенства постоянно то файл не дойдет, то в налоговой компьютер завис и все ваши электронные документы удалились, то еще что-нибудь произойдет). Но поскольку ожидается, что 2014 г. станет «облачным» годом в России, то и электронный документооборот упростится, а затраты на электронную инфраструктуру у многих предприятий снизятся. [4]

Согласно докладу «Ведение бизнеса - 2014», Россия также входит в этом году в топ-10 стран с наименьшей длительностью решения вопросов, связанных с исполнением контрактных обязательств. У нас все решается за 270 дней, тогда как в США - за 370 дней, а в Индии - вообще 1420 дней.

Наблюдаются положительные тенденции и в такой вездесущей области, как строительная. Здесь улучшается и бюрократическая составляющая (теперь для получения разрешения на строительство необходимо пройти 42 процедуры, вместо привычных 51, а сроки получения разрешения сократились с 423 до 344 дней), и общие тенденции (отрасль уже активно выходит из застоя, начался этот процесс в 2012 г., а в нынешнем продолжится еще более заметно). Данная область предпринимательства радует бизнесменов и государство в целом, поскольку ее развитие дает высокую прибыль, поступления в бюджет за счет налогов, новые рабочие места и процветание соприкасающихся с ней отраслей.

Что касается негативных тенденций в бизнесе в 2014 г., то, пожалуй, в самом трудном положении оказалась «международная торговля». Здесь бюрократия и коррупция процветают. В частности, стоимость процедуры импорта-экспорта выросла практически в 1,5 раза, увеличились и размеры взяток при оформлении документов

В целом эксперты, как российские, так и зарубежные, утверждают, что 2014 г. станет для бизнеса в РФ более благоприятным, чем несколько последних лет. [6]

Так, экономика показывает рост в ряде отраслей, а представители малого и среднего бизнеса находят все новые способы выкрутиться и выжить, даже при сложившихся непростых условиях ведения предпринимательской деятельности.


3. Пути развития предпринимательства

.1 Застои в предпринимательстве

Актуальность данной темы определена высокой значимостью малого и среднего бизнеса в рыночной экономике. Малый и средний бизнес помогает решать проблемы, связанные с занятостью населения, он повышает эффективность производства, стимулируя развитие конкуренции, способствует внедрению инноваций, которые потом служат всему обществу, а также является источником постоянных отчислений в бюджет (налогов). Поддерживать малый бизнес необходимо, т.к. он является залогом к развитию экономики страны, а, следовательно, и росту ее международного престижа. [1]

Стратегическая задача России в развитии малого и среднего предпринимательства до 2020 года, состоит в том, чтобы приблизиться по основным показателям к экономическим развитым странам мира. Доля малых и средних компаний в ВВП должна составлять не менее 40% (вместо 23,6% сейчас). Во всех развитых странах на долю малого и среднего бизнеса приходится 60% - 70% ВВП. Доля занятых на малых и средних компаниях должна приблизиться к 50% всего занятого в экономике населения (вместо 25% сейчас). К примеру, в странах ЕС малый и средний бизнес обеспечивает 70% рабочих мест в экономике. Россия должна приблизиться к общемировому показателю по доле граждан, желающих начать собственное дело. Этот показатель составляет 10% от всех граждан страны. Поэтому одна из основных задач в ближайшее время - это увеличение числа субъектов малого и среднего предпринимательства и их вклада в развитие экономики. [2]

К сожалению, большинство молодых людей, которые потенциально могут организовать свой бизнес, заканчивая вуз, предпочитают идти работать по найму. Чтобы изменить ситуацию, необходимо развивать культуру предпринимательства в стране. Для того чтобы приблизиться к общемировому показателю по доле граждан, желающих начать собственное дело, планируется использовать возможности телевидения, Интернета для популяризации идей предпринимательства, развития интереса у молодых людей к самостоятельной деловой активности.

«Количество субъектов малого и среднего предпринимательства к 2030 году вырастет в 1,3 раза до 7,3 млн.», - отмечает минэкономразвития в прогнозе долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2030 года. Причем в это число войдут 5,4 млн. индивидуальных предпринимателей. Оправдается прогноз или нет, будет ясно лишь через 16 лет.

За десять последних лет малый и средний бизнес вырос на 37%. Согласно данным Министерства экономического развития, две из пяти российских компаний - малые. Каждый шестой, а с учетом индивидуальных предпринимателей, каждый пятый, занятый в экономике - это работник малого или среднего предприятия. Малый и средний бизнес сосредоточился в основном в сфере услуг, общественного питания, его мало в строительном, производственном секторе, очень мало в сфере медицины и социальных услуг, в инновационной деятельности. [10]

Каковы же итоги минувшего 2013 года в сфере малого и среднего предпринимательства в России?

,61 миллиона субъектов малого и среднего предпринимательства сегодня работают в России. Из них 2 миллиона предприятий и 3,61 миллиона индивидуальных предпринимателей.

,51 миллиарда рублей бюджетных ассигнований и 20 миллиардов рублей государственных гарантий было в 2013 году выделено на реализацию различных мероприятий поддержки малого и среднего предпринимательства из федерального бюджета.

% составит минимальная доля государственных и муниципальных закупок, размещаемых у субъектов малого предпринимательства с 2014 года.

К сожалению, 2013 год был тяжелым для малого и среднего бизнеса. Высокие сборы и административное давление привели к тому, что тысячи бизнесменов были вынуждены либо свернуть свою деятельность, либо уйти в подполье. Переломным моментом в этом плане стал декабрь 2012 года. Тогда свои компании ликвидировали 120 тыс. человек. В январе тренд усилился: было закрыто еще 140 тыс. предприятий, в последующие месяцы с официальной экономической карты России пропадали все новые и новые фирмы. За последние 6 месяцев 2013 года свои фирмы закрыли 650 тыс. малых предпринимателей и владельцев фермерских хозяйств. От 4 до 11 тыс. предпринимателей из регионов уходят ежемесячно из бизнеса. А это региональные налоги и рабочие места. Причина этого процесса представляется очевидной: о ней говорят как сами бизнесмены, так и представляющие их организации. Власть в два раза повысила обязательную сумму страховых взносов для предпринимателей - до 35 тысяч рублей в год (из них 32500 рублей идет в пенсионный фонд, а 3185 - на медицинское страхование). Падение числа бизнесменов удалось остановить после вступления в силу 1 января 2014 года закона о двукратном сокращении страховых взносов для предпринимателей, зарабатывающих менее 300 тысяч рублей в год. [4]

% закрывших свое дело объяснили это нерентабельностью бизнеса. Только 3,4% из создаваемых в России предприятий малого бизнеса удается продержаться на рынке дольше 3-х лет. Среди стран со схожим количеством предпринимателей - Норвегия, где число представителей малого бизнеса, работающих более 3 лет, составляет 6,15%, Финляндия - 6,65%, Испания - 8,39%, Греция - 12,6%.

В России очень сложно заниматься малым и средним бизнесом. Для этого необходимо большое количество ресурсов, готовность ко всем возможным трудностям и очень хорошее знание своего дела.

Список ключевых для малого бизнеса проблем возглавляет дефицит квалифицированных кадров. Предприниматели недовольны рынком труда: по их мнению, он не удовлетворят существующим потребностям ни в квалифицированных инженерах и технических специалистах, ни в квалифицированных рабочих. В прошлом году негативные оценки относительно доступности персонала высказывали 56% представителей, занятых в малом и среднем бизнесе; в 2013 году - уже 68%. Лишь каждая третья компания не испытывает проблем с поиском квалифицированных инженеров и технических специалистов, и только каждая пятая - относительно легко может найти квалифицированных рабочих. Для решения этой проблемы были заключены договоры со многими вузами города. В рамках этих соглашений предлагается предпринимателям брать студентов старших курсов на практику - растить кадры самим. Быстро нарастить квалифицированные кадры и дать мощной толчок развитию малого бизнеса - настолько мощный, что к 2020 году за счет него рабочими местами будет обеспечена половина населения России - это задача, которая стоит перед страной. [10]

На второе место в нынешнем году вырвалась тема высокого для малого и среднего бизнеса уровня налоговой нагрузки. Высокие налоги, разорительные для малого и среднего бизнеса, вынуждают предпринимателей уходить «в тень» или прекращать бизнес. В особенности это касается налогов, относящихся к заработной плате (социальные взносы + подоходный налог). Повышение налогов заставило многих предпринимателей вернуться к выплатам зарплат «в конвертах».

В 2013 году острой стала проблема высокого уровня налоговой и страховой нагрузки. Для некоторых предпринимателей бремя платежей в бюджет и внебюджетные фонды оказалось непосильным. Как было уже сказано, вдвое увеличили размер единовременного социального взноса. Это напрямую коснулось малых предпринимателей, фермерских хозяйств, то есть самого что ни на есть малого бизнеса. Получается, что в экономике у нас происходит мощное увеличение налоговой нагрузки. Факт известный, что число малых предприятий в последнее время не растет. Власти нашли себе простое объяснение, что, мол, «боремся с фирмами-однодневками», поэтому ничего страшного нет.

Летом 2013 года был поднят вопрос о предоставлении мелким предпринимателям двухгодичных налоговых каникул. С 1 января 2015 года новые малые предприятия будут освобождены от уплаты налогов в первые два года работы, если власти региона введут для них налоговые каникулы. Затем было выдвинуто предложение освободить от налогов только тех, кто впервые регистрирует свой бизнес, и таким образом увеличить суммарное число ИП на 2 млн. Однако Минфин выступил против этого предложения, при этом согласившись с тем, что идея сама по себе хорошо, и ее просто нужно доработать. Дело в том, что может начаться массовая регистрация уже существующего бизнеса в качестве нового, и в итоге получится уход от уплаты налогов. Даже если решение о предоставление налоговых каникул будет принято, оно, прежде всего, будет касаться производственных и инвестиционных предприятий, то есть тех, которые являются наиболее важными для развития экономики страны.

.2 Реализация совершенствования предпринимательства

Для развития малого и среднего предпринимательства необходимо снижать налоговую нагрузку, в частности, снизить налоги, в особенности относящиеся к заработной плате, для всех предприятий, не повышать существующий уровень налогообложения недвижимого имущества, относящегося к промышленной, складской, офисной недвижимости, необходимой для ведения предпринимательской деятельности.

Наиболее проблемными аспектами развития деловой среды в России являются высокая стоимость заимствования и ограниченный доступ к финансовым ресурсам. Молодым предпринимателям требуется финансовая поддержка на этапе становления бизнеса, более опытным бизнесменам необходимы средства на расширение бизнеса - закупку новых товаров или оснащение производства. Не хватает поддержки стартапов. Например, в Германии есть госорганизации, поддерживающие стартапы: они помогают обработать идею, проводят обучение молодых предпринимателей, помогают разработать бизнес-план, предоставляют государственное страхование займа. И уже со всеми этими документами человек подает заявку в банк. Такая политика позволяет минимизировать риски невозврата кредита. [10]

Вообще уровень кредитования российскими банками частного сектора в два раза ниже, чем за рубежом. Главным препятствием для получения финансирования являются неподъемно высокие ставки по кредитам. Отсутствуют доступные (под 3-5%) кредиты малому и среднему бизнесу, несмотря на декларации правительства о наличии соответствующих программ. Получить кредит довольно сложно. Половина представителей МСБ называют основной трудностью жесткие требования к финансовым параметрам предприятий, 21% - малые сроки кредитования, 18% - долгое рассмотрение и низкие объемы кредитов, 41,8% отказов от банков по кредитованию МСБ по причине отсутствия ликвидного залога, 19,4% - непрозрачность бизнеса и собственника. [2]

По итогам минувшего года рост кредитования небольших предприятий вырос на 15%, тогда как в 2012 году наблюдалось увеличение на 29%. Согласно прогнозам в текущем году темпы кредитования МСП не превысят и 12%. [10]

В долгосрочной перспективе будет продолжена финансовая поддержка малых инновационных компаний, осуществляющих разработку и внедрение инновационной продукции (инновационные гранты, субсидии действующим инновационным компаниям, программы обучения), а также финансовая поддержка средних компаний (субсидирование процентной ставки по кредитам; компенсация расходов на приобретение оборудования).

У нас в стране заработает не раньше конца весны - начала лета 2014 года Агентство кредитных гарантий. На проект выделено 50 млрд. руб. Агентство кредитных гарантий создается для поддержки кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства. Агентство планируется создать в форме небанковской кредитно-депозитной организации.

Для преодоления вышесказанной проблемы следует:

развивать систему государственного кредитования малого и среднего бизнеса, упростить процедуру получения таких кредитов;

обеспечить информирование предпринимателей о возможности получения льготных кредитов и государственных гарантий;

предоставлять при получении таких государственных кредитов льготы для предприятий, имеющих хорошую кредитную историю.

Еще одна немаловажная проблема малых и средних предприятий - это невысокий уровень спроса на их продукцию. По мнению Министерства экономического развития, реальный способ решения этой проблемы состоит в обеспечении доступности государственного и муниципального заказа для малых и средних компаний. Сегодня уже многое сделано в этом направлении: законодательство о государственном заказе предусматривает квоты для малого бизнеса на закупки государственных корпораций и естественных монополий. Развиваются электронные аукционы, благодаря которым обеспечивается реальное участие малого предпринимательства в поставках своей продукции для государственных и муниципальных нужд. Чтобы воплотить все в реальность, необходимо, в первую очередь, увеличить спрос на товары и услуги малого бизнеса, ведь если рассмотреть вопрос объективно, то малый бизнес может производить огромную номенклатуру товаров, работ и услуг. [7]

Есть и такие препятствия, как нечестная конкуренция, злоупотребление полномочиями крупных компаний и монополий, коррупция.

Государство должно проводить антимонопольную политику в интересах расширения конкурентной среды. Малый и средний бизнес более заинтересован в открытой и справедливой конкуренции. [10]

Засилье крупных торговых сетей - еще одна преграда для развития МСП. Засилье торговых сетей ведёт к разорению малого и среднего бизнеса. При этом конкурентное преимущество крупными торговыми сетями достигается, как правило, за счёт снижения качества продаваемых товаров. Оперативный контроль за качеством затруднён в связи с тем, что эти полномочия забраны у местных властей и переданы органам Роспотребнадзора, действующим не оперативно.

Необходимо:

усилить контроль за качеством товаров, продаваемых крупными торговыми сетями;

вернуть муниципальной власти полномочия по контролю за работой торговли.

Кроме того, производство многих товаров (как промышленных, так и продовольственных) в России организовывать невыгодно из-за массового импорта более дешёвой продукции из-за рубежа. Следовательно, нужно принять действенные меры по защите внутреннего рынка (повышение таможенных платежей, лицензирование, усиление прочих мер импортного контроля) для обеспечения развития отечественного производства и сельского хозяйства. [8]

Среди основных проблем, с которыми сталкивается большинство предпринимателей, оказалась и низкая доступность земельных ресурсов и недвижимости. Для каждой третьей компании достаточно сложно подобрать производственные помещения, каждая четвертая компания испытывает сложности с поиском складского помещения, а примерно каждая седьмая компания - с поиском офиса.

Сложная и запутанная процедура согласования разрешений на строительство также является препятствием для развития МСП. Время, затрачиваемое на согласования, превышает время строительства как такового.

Предложения:

радикально упростить процедуру согласования;

максимум функций по согласованию передать органам муниципальной власти;

начать с упрощения согласований строительства небольших объектов для малого и среднего бизнеса;

создать межведомственную рабочую группу на федеральном уровне с обязательным участием предпринимателей строительной отрасли.

Энергетическая инфраструктура также является слабой стороной бизнес-климата. Для большинства компаний новые подключения к энергосети недоступны, в абсолютном большинстве случаев тарифы на электроэнергию кажутся просто грабительскими.

Постоянный рост цен на электроэнергию, сложная и запутанная система получения технических условий на подключение к электросетям.

Эти проблемы можно преодолеть с помощью таких мер, как:

снизить тарифы на электроэнергию и на подключение к электросетям;

обеспечить прозрачность и доступность информации о наличии свободных мощностей и возможных точках подключения;

выработать и законодательно закрепить прозрачный и понятный юридический механизм, который гарантировал бы частным инвесторам получение энергетических мощностей в обмен на соответствующие инвестиции в строительство энергосетей и подстанций. [6]

Другой преградой малого и среднего бизнеса являются административные барьеры. Однако исследование выяснило, что в основном это касается новых предприятий.

Рассмотрев вышеперечисленные преграды развития МСП, следует отметить, что главная роль в их предотвращении принадлежит государству: должны действовать различные льготы, стажировки, гранты, бизнес-инкубаторы, субсидии, возможность обучения. Однако нужно подчеркнуть, что решение проблем предпринимательства не может быть «игрой в одни ворота». Да, конечно, государство должно перестроить систему образования под нужды реальной экономики, но и бизнес должен четко сформулировать свои требования к качеству знаний специалистов и количеству выпускников, которые будут трудоустроены. Власть обязана прислушаться к предпринимателям и снизить страховые взносы, но и предприниматели, в свою очередь, должны повысить зарплаты работникам и платить ее «в белую». То же самое и с доступностью финансовых услуг: пока бизнес не захочет выйти из тени и показать свои реальные доходы - банки вряд ли станут охотнее его кредитовать. И все усилия государства здесь окажутся бессмысленными. Говоря образно, если пас никто не принимает - мяч окажется в ауте».

Какова же возможная траектория развития малого и среднего предпринимательства?

К 2020 году в России в малом бизнесе должно сосредоточиться не менее 50% трудоспособного населения России, то есть необходимо вдвое увеличить число малых предприятий. Причем и за счет высокотехнологичных предприятий. Будущее малого бизнеса - серьезные направления производственных услуг. В том числе и в IT-сфере. Кстати, по недавно опубликованному международному рейтингу Россия перешла с 26-го на 11-е место по вовлечению трудоспособного населения в IT-сферу. Наши кадры высоко ценятся на международном рынке. [9]

Согласно прогнозу министерства, основные направления господдержки МСП на 2013-2030 годы предполагают снижение уровня финансовой нагрузки от избыточных административных барьеров, расширение мер имущественной поддержки, снижение финансовых расходов, связанных с ведением предпринимательской деятельности, упрощение и удешевление доступа к объектам коммунальной инфраструктуры, а также совершенствование трудового законодательства. За счет этого к 2030 году доля среднесписочной численности работников, занятых на МСП в общей численности занятого населения достигнет 32,2%, на 1000 человек число МСП составит 15,7. Прироста планируется добиться благодаря системной господдержке МСП и развитию инфраструктуры. [10]

Разумеется, поддержки не бывает много, малый бизнес, словно малое дитя, нуждается в помощи и наставлениях. Именно благодаря активной помощи малый и средний бизнес могли бы внести свой важный вклад в отечественную экономику.


Заключение


Подводя итоги изложенному, хотелось бы отметить, что такое состояние требует существенных изменений не только в системе контроля и поощрения предпринимательской деятельности, но и в общих экономических условиях, определяющих становление основополагающих характеристик предпринимательства. Без осознания ответственности государства за направленность, итоги и социальную цену проводимых реформ эта проблема не может быть решена.

Процесс становления предпринимательства, вопреки ожиданиям многих, оказался куда более сложным, противоречивым и длительным делом, чем это первоначально представлялось. Он обусловлен характером и ходом проведения социально-экономических реформ, от которых зависит общий успех рассматриваемого процесса. В свою очередь, этот процесс влияет на протекание реформ. Это и возможность альтернативного проявления новых реальных форм собственности в рамках многоукладного народного хозяйства, и изменение структуры общественного производства и т.д. Сложившаяся ситуация в целом неблагоприятна для функционирования предпринимательского корпуса в России. Но даже в этих сложных и противоречивых условиях есть положительный опыт развития предпринимательской деятельности, который позволяет считать процесс становления этого феномена необратимым.


Список использованных источников


1.     Абчук В.А. Энциклопедия современного бизнеса. - СПб.: Вектор, 2005.

2.      Барсукова С.Ю. Российский крупный бизнес: неформально по-крупному // Обществ.науки и современность. - 2010. - №3.

.        Воронов Ю.П. Есть ли в России собственники? // ЭКО. - 2003. - №2.

.        Алимова Т.А. Экономический кризис и предпринимательская активность населения России: открывать свое дело или выходить из бизнеса? // Мир России. - 2011. - Т.20, №2

5.     Ананьич Б.В. Банкирские дома в России. 1860-1914 гг. Л., 1991

6.      Бовыкин В.Н. Формирование финансового капитала в России. М., 1984

.        Мартынов С.Д. Финансы и банкирский промысел. СПб, 1993

.        Мартынов С.Д. Мануфактура и фабриканты. СПб, 1993

.        Россия на рубеже веков: исторические портреты. М., 1991

Похожие работы на - Развитие предпринимательства в России

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!