Развитие малого предпринимательства в Белоруссии

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    36,43 Кб
  • Опубликовано:
    2016-01-03
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Развитие малого предпринимательства в Белоруссии

1. Теоретико-правовой аспект роли, сущности и развития малого предпринимательства

1.1 Роль, понятие и социально-экономическое значение развития малого предпринимательства

Понимание роли малого предпринимательства требует ясного представления о том, какое мест оно занимает в национальной экономике и каковы его отличительные особенности. Формирование и развитие рыночных отношений предполагает свободное и равноправное сосуществование и развитие различных форм собственности. Рассматривая негосударственный сектор экономики, можно говорить о трёх группах предприятий, которые по общепринятой терминологии определяются как крупные, средние и малые предприятия в зависимости от их размеров. Собственников этих предприятий объединяет единый корпоративный интерес - сохранение, развитие и защита частной собственности, - которым обусловлены общие черты в их поведении во всех отношениях, связанных с собственностью [1, c. 12].

Крупный частный бизнес в целях самосохранения и развития тяготеет к интеграции, поглощая или контролируя более мелких партнёров, с одной стороны, а с другой - объединяясь в международные структуры, теряет частично свою независимость и подпадает под влияние более сильных партнёров.

Средний бизнес в своей деятельности в большей мере зависит от внутренней экономической конъюнктуры и вынужден конкурировать внутри своей группы, а также с крупным отечественным и иностранным капиталом. [2, c. 118].

Малый бизнес, или МП, представляет самый многочисленный слой мелких собственников, которые в силу своей массовости в значительной мере определяют социально-экономический и отчасти политический уровень развития страны. По своему уровню жизни социальному положению они принадлежат к большинству населения, одновременно являясь как непосредственными производителями, так потребителями широкого спектра товаров и услуг. Сектор МП образует самую разветвленную сеть предприятий, действующих в основном на местных рынках и непосредственно связанных с массовым потребителем товаров и услуг.

Небольшие размеры малых предприятий, технологическая, производственная и управленческая гибкость в совокупности позволяют им чутко и своевременно реагировать на изменяющуюся конъюнктуру рынка.

В мире, по данным ООН, МСП являются работодателями почти для 50% трудоспособного населения всего мира, при этом объём производства в сфере МСП в различных странах составляет от 33% до 66% национального продукта.

Сектор МП является неотъемлемым, объективно необходимым элементом любой развитой хозяйственной системы, без которого экономика и общество в целом не могут нормально существовать и повышать уровень благосостояния [3, c. 204]. Основные отличительные черты работы малых предприятий представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Основные отличительные черты работы малых предприятий

КритерийКрупный бизнесМалый бизнесОсновное преимуществоИздержки производстваСовременность и новизна, качество продукцииОснова достиженияЭффект крупномасштабного производстваБыстрая оборачиваемость оборотных средств, дополнительная прибыль за счет выпуска несерийной продукцииСтруктура капиталаВысокая доля основного капиталаЗначительная доля оборотных средствХарактеристика производственного циклаДлительный производственный циклКраткий производственный циклПримечание - Источник: собственная разработка на основе [4, с.12]

Подчеркнем важнейшие социальные факторы, сопровождающие развитие МП:

развитие МП способствует созданию широкого слоя мелких собственников, самостоятельно обеспечивающих собственное благосостояние и достойный уровень жизни, что является одним из направлений социально-экономических реформ, основой политической стабильности и развития общества;

малый бизнес является не только источником средств к существованию, но и способом раскрытия внутреннего потенциала личности;

реструктуризация экономики вынуждает все большее число граждан заняться самостоятельной предпринимательской деятельностью;

сектор МП способен создавать новые рабочие места, а, следовательно, может обеспечивать снижение уровня безработицы и социальной напряженности в стране и др.[4, c. 35].

Кроме того, МП наиболее динамично осваивает новые виды продукции и экономические ниши, развивается в отраслях, не привлекательных для крупного бизнеса, и т.п. Важнейшей особенностью МП является способность к ускоренному освоению инвестиций и высокой оборачиваемости собственных ресурсов. Еще одной характерной чертой МП является активная инновационная деятельность, способствующая ускоренному развитию различных отраслей хозяйства во всех секторах экономики. Например, в США количество внедрённых новшеств на одного работающего в секторе МП в два раза превышает аналогичный показатель для крупных предприятий. Эти качества при развитии сектора МП дают возможность совершить энергичный рывок в социально-экономическом развитии и позволяют накопить за короткий период необходимые средства для устойчивого развития других отраслей хозяйства страны, что наглядно подтверждается опытом Германии, Кореи, Испании, Сингапура, Китая и других стран [4, c. 13].

В нашей стране, несмотря на почти двадцатилетнюю продолжительность экономических реформ, малое предпринимательство еще не оказывает столь серьезного влияния на социально и экономическое развитие общества, как в промышленно развитых странах.

По информации Министерства статистики и анализа, в 2012 г. удельный вес малых предприятий в общем объеме валового внутреннего продукта составил всего 15,1%, тогда как в странах Европейского союза - 50-65%. По мнению большинства исследователей, главным образом, это объясняется неразвитостью рыночной инфрастуктуры и отсутствием должной помощи и поддержки предпринимательства со стороны государства. Более подробные статистические данные приведены в приложениях А и Б [5].

Такое положение вещей говорит о том, что развитие малого и среднего предпринимательства долгое время не относилось к приоритетным задачам белорусского общества, об отсутствии понимания социально-экономической значимости малого и среднего предпринимательства как на уровне властей, так и на уровне граждан.

Отметим, что в текущем пятилетии Правительство делает большую ставку на вклад малого и среднего предпринимательства в развитие экономики страны. К концу 2015 года его долю в объеме валовой выручки планируется увеличить до 30%, численность занятых в данной сфере - до 23-25% от общей численности экономически активного населения страны [6].

Если говорить об источниках правового регулирования, нужно отметить, что опыт прошлых лет и необходимость стимулирования развития малого предпринимательства в Республике Беларусь как важнейшей составляющей экономики государства требовали разработки законодательства, регламентирующего деятельность соответствующих субъектов.

Сегодня законодательство о малом предпринимательстве основывается на Конституции Республики Беларусь и состоит из нормативных правовых актов Национального собрания Республики Беларусь, Президента Республики Беларусь, законов и других актов законодательства в этой области. Среди них можно назвать:

Закон Республики Беларусь от 1 июля 2010 года «О поддержке малого и среднего предпринимательства» определяет правовые и организационные основы поддержки малого и среднего предпринимательства, создания благоприятных условий для его развития, Директива Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2010 года № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь», Декрет Президента Республики Беларусь от 6 августа 2009 г. № 10 «О создании дополнительных условий для инвестиционной деятельности в Республике Беларусь», постановление Совета Министров Республики Беларусь от 11 июля 2011 г. № 942 «Об утверждении мероприятий по выполнению Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011 - 2015 годы» и др.

Итак, в соответствии с Законом Республики Беларусь от 1 июля 2010 года «О поддержке малого и среднего предпринимательства»

К субъектам малого предпринимательства относятся:

индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в Республике Беларусь;

микроорганизации - зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год до 15 человек включительно;

малые организации - зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год от 16 до 100 человек включительно.

К субъектам среднего предпринимательства относятся зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год от 101 до 250 человек включительно[6].

Отметим, что еще в мае 2003 г. Европейская комиссия приняла решение № 361, в котором дано новое определение критериев малых и средних предприятий. Полностью оно введено в действие с 1 января 2005 года. Новые параметры отнесения субъектов хозяйствования к категории малых и средних в Европейском союзе приведены в таблице 2.

Таблица 2 - Критерии отнесения предприятий к различным категориям, действующие в Европейском Союзе

Категория предприятий Численность наемных работниковГодовой оборот, млн. евроБалансовая стоимость активов, млн. евроСредние< 250< 50< 43Малые< 50< 10< 10Микро< 10< 2< 2Примечание - Источник: [8, с. 304]

Следует отметить, что белорусский законодатель при разработке проекта Закона «О поддержке малого и среднего предпринимательства» учел опыт стран Европейского Союза и воспользовался существующим количественным критерием. Однако одного критерия явно недостаточно. В настоящий момент нет ограничений по объему оборота или выручки от реализации. Такие ограничения действуют в странах Европейского Союза, поэтому актуальным становится возможность рассмотрения введения таких ограничений в Республике Беларусь [8, с. 307].

На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что развитие малого и среднего предпринимательства долгое время не относилось к приоритетным задачам белорусского общества. Неразвитость рыночной инфраструктуры, противоречивость, сложность законодательства и отсутствие должной помощи и поддержки предпринимательства со стороны государства привело к тому, что показатели удельного веса малых предприятий в общем объеме валового внутреннего продукта очень незначительны. Все это свидетельствует о недостаточном понимании социально-экономического значения малого и среднего предпринимательства и его роли в развитии системы хозяйствования.

Сегодня назрела необходимость принципиального пересмотра подходов к использованию предпринимательского потенциала. Его развитие в Республике Беларусь при существующем положении дел в национальном хозяйстве является оптимальным средством выхода из тяжелого положения, в котором находится экономика нашей страны в связи с глобальным экономическим кризисом. Этот процесс не требует колоссальных финансовых затрат, а его эффективность множество раз подтверждалась зарубежным и отечественным опытом. Широкий спектр малых предприятий создаст множество новых рабочих мест, снизив социальную напряженность в республике, возрастет объем произведенной продукции и услуг, пополнится доходная часть бюджета, население сможет более эффективно удовлетворять потребности в высококачественных товарах народного потребеления; экономика обретет инновационную направленность.

1.2 Этапы развития малого предпринимательства

В Беларуси малому бизнесу принадлежит скромное место, хотя история его становления началась еще в 1988 г. через развитие кооперативного движения. Попробуем проследить события, которые сопровождали этот сложный и противоречивый исторический процесс и разобраться, почему же сектор малого предпринимательство до сих пор не оказывает столь серьезного влияния на социально-экономическое развитие общества, как это происходит в промышленно-развитых странах.

Для более полного анализа развития субъектов малого предпринимательства в Республике Беларусь ученые обычно выделяют четыре исторических периода становления и деятельности малых предприятий.

Итак, I период (1988-1991гг.) - это время перестроечных процессов в экономике Советского Союза, этап становления субъектов малого предпринимательства [9, с. 15].

В это время субъекты малого предпринимательства выступали в экономике Беларуси в качестве кооперативов, где основой являлся принцип коллективного самоуправления. В связи со льготами, предоставляемыми данным субъектам союзным законодательством, а также с возможностью получения большого дохода посредством посреднической деятельности, разнице между фиксированной ценой государственных предприятий и свободной ценой кооперативов происходил рост представителей кооперативного движения.

Принципиальное значение в эти годы для развития малого предпринимательства имели принятые в 1986 г. Закон «Об индивидуальной трудовой деятельности», в 1987 г. Закон «О государственном предприятии» (распространенный на все предприятия с 1989 г.), Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР о создании совместных предприятий с участием иностранного капитала (1987 г.).

В ноябре 1986 г. и мае 1988 г. года закон легализует частную предпринимательскую деятельность в ряде производственных областей и сфере услуг. Начался рост кооперативного движения, получивший мощный стимул к развитию с принятием Закона «О кооперации» (1988 г.).

Официальное признание малый и средний бизнес получил после приобретения республикой суверенитета. Именно в этот период созданы законы и подзаконные нормативные правовые акты, направленные на развитие и поддержку предпринимательства (Закон Республики Беларусь «О предпринимательстве» и др.), которые стимулировали предпринимательскую активность населения страны.

В июне 1990 г. был принят Закон «О предприятиях в СССР». В этом законе предусматривалось дальнейшее расширение самостоятельности предприятий и хозяйственного расчета, перечислялись следующие виды предприятий: индивидуальные, кооперативные в форме кооперативного или иного хозяйственного общества или товарищества. Закон давал возможность создавать совместные предприятия, арендные и малые государственные предприятия. Предприятия могли объединяться в союзы, хозяйственные ассоциации, концерны по отраслевому, территориальному и другим признакам [10, с. 47].

Конец 80-х гг. очень противоречив, что являлось отражением сложной социально-политической обстановки в стране, и охарактеризовать его однозначно по этой причине трудно. Складывается впечатление, что «одна рука созидала, а другая разрушала». [11, с. 54].

В начале 90-х годов кооперация как форма малого предпринимательства сводится на нет, хотя именно эта форма соответствует сложившимся хозяйственным традициям отечественного производителя, весьма перспективна вообще и чрезвычайно активно используется всеми странами с развитым рыночным механизмом хозяйствования.

Для II периода (1992-1995гг.) характерно функционирование субъектов малого предпринимательства в нормативно-правовом поле, неадаптированном к данным субъектам хозяйствования. Прослеживается бурный рост количества субъектов малого предпринимательства без долгосрочных программ развития. Данные субъекты приобретают некоторую самостоятельность от государственных структур. Происходит ужесточение налогового пресса без учёта специфики малого предпринимательства, следствием чего, является разорение значительной части предпринимательских структур, ориентация на торгово-закупочную деятельность. Положено начало перехода субъектов малого предпринимательства в «теневую экономику» [11, с. 103].

В условиях проведения радикальных рыночных реформ государство в 1992-1994 гг. характеризуется продвижением вперед в понимании сути экономических проблем малого предпринимательства. Констатируется значение роли и места малого предпринимательства в создании конкурентоспособной экономической среды новой хозяйственной системы.

Краткой характеристикой III периода (1996-1998 гг.) будет являться деятельность субъектов малого предпринимательства во время формирования нормативно-правового законодательства, ориентированного на специфичность данного субъекта экономики [10, с. 19].

Начиная с 1997 г., официальная статистика стала отражать незначительное увеличение количества малых предприятий. Однако это увеличение обусловлено не улучшением условий хозяйствования, а введением штрафных санкций для предприятий, которые не предоставили статистической отчётности, вследствие чего процент отчитавшихся субъектов хозяйствования перед Министерством статистики и анализа Республики Беларусь вырос в 1998 г. в отличие от 1996-1997 гг.период (1998г.-по настоящее время) - это этап деятельности субъектов малого предпринимательства в рамках жёсткого государственного регулирования [9, с. 106].

Данный период можно охарактеризовать как «разрастание» органов государственного управления, призванных к проведению различного рода проверок и санкций в отношении субъектов малого предпринимательства. Происходит уменьшение здоровой предпринимательской инициативы, угасает, количества предпринимательских структур и развитие протекционистских настроений среди большинства действующих субъектов малого предпринимательства.

Весьма неравномерно развивается малое предпринимательство и по регионам республики. Более половины малых предприятий зарегистрированы в Минске, на них работает чуть больше 50% занятых в малом бизнесе. В остальных регионах доля малых предприятий от общего их количества в республике колебалась от 6,0% до 8,6%, а доля занятых в малом бизнесе - от 6,5% до 10,3%.

И дело даже не в цифрах. Каждая страна имеет свою специфику и свои особенности. Но и без цифр часто видно, что частный сектор экономики и по сей день в Беларуси живет на правах падчерицы [10, с. 74].

Попробуем разобраться, в чем же причины такого положения. Ни для кого не секрет, что одно из направлений развития частного сектора экономики, в том числе и малого бизнеса, - приватизация и реструктуризация. За период 1991-1999 гг. в республике реформировано 3539, или 41,4% количества включенных в список приватизируемых государственных субъектов, из которых 1129 - республиканской формы собственности и 2410 - коммунальной, т. е. ежегодно в среднем проходили процесс разгосударствления и приватизации примерно 125 предприятий республиканской формы собственности и 267 - коммунальной.

Возможно, кризисные явления в экономике наконец положат начало новому этапу в развитии малого предпринимательства в Республике Беларусь. Шаги по либерализации экономики на законодательном уровне уже намечены, но сделать предстоит еще очень много, поскольку предпринимательство представляет собой очень сложный экономический феномен, а его развитие происходит по ряду направлений. К важнейшим из них можно отнести: развитие культуры предпринимательства, формирование менталитета, воспринимающего предпринимательство; рост числа предпринимательских структур, разнообразие их видов и др.

Таким образом, исследовав основные этапы становления малого предпринимательства в Республике Беларусь, его весьма противоречивую и непростую историю, приходим к выводу о том, что у нас еще давлеет приоритет государственной собственности, что зачастую обусловливает наши провалы в экономике, ибо государственная собственность не затрагивает личных интересов работника. Суть проблемы в основном во внешних условиях деятельности субъектов малого предпринимательства, которая проходила и проходит периоды реформирования, в связи с коренной перестройкой экономики Беларуси, и зачастую далеко не всегда учитывала специфику данных субъектов.

Сегодня назрела необходимость принципиального пересмотра подходов к использованию предпринимательского потенциала. Его развитие в Республике Беларусь при существующем положении дел в национальном хозяйстве является оптимальным средством выхода из тяжелого положения, в котором находится экономика нашей страны в связи с глобальным экономическим кризисом.

Этот процесс не требует колоссальных финансовых затрат, а его эффективность множество раз подтверждалась зарубежным и отечественным опытом. Широкий спектр малых предприятий создаст множество новых рабочих мест, снизив социальную напряженность в республике, возрастет объем произведенной продукции и услуг, пополнится доходная часть бюджета, население сможет более эффективно удовлетворять потребности в высококачественных товарах народного потребеления; экономика обретет инновационную направленность.

2. Развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства

2.1 Центры поддержки предпринимательства и инкубаторы малого предпринимательства

В системе поддержки бизнеса инфраструктура поддержки малого предпринимательства играет важную роль. В целом, инфраструктура поддержки малого предпринимательства представляет собой совокупность государственных, негосударственных, общественных и коммерческих организаций, регулирующих деятельность предприятий, оказывающих образовательные, консалтинговые и другие услуги, необходимые для развития бизнеса и обеспечивающие среду и условия для осуществления предпринимательской деятельности.

Данный подраздел нашего исследования мы посвятили такому важному элементу инфраструктуры поддержки малого предпринимательства как центры поддержки предпринимательства и инкубаторы малого предпринимательства

Опыт развития мировой и отечественной экономики показывает, что в условиях экономического кризиса политика, ориентированная на оказание помощи и содействие развитию малого предпринимательства, дает ощутимые результаты в достижении сбалансированного экономического роста. Наряду с формированием благоприятной для малого бизнеса инвестиционно-кредитной среды и фискальной политики необходимо развитие инфраструктуры поддержки предпринимательства, важными элементами которой являются ЦПП и ИМП малого предпринимательства.

Официальное начало деятельности ЦПП относится к 1997 г., когда вышло постановление Совета министров Республики Беларусь от 25 августа 1997 г. № 1111 «О центрах поддержки предпринимательства в Республике Беларусь».

Сегодня правовые, организационно-экономические основы создания и деятельности ЦПП, базовых центров поддержки предпринимательства областей (г. Минска) определены Положением о центре поддержки предпринимательства в Республике Беларусь, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 09 июня 2008 г. № 825 «О центрах поддержки предпринимательства в Республике Беларусь».

ЦПП является организация, создаваемая на основе любых форм собственности в целях обеспечения экономической и организационной поддержки субъектов малого предпринимательства [12].

По состоянию на 01 января 2014 г. в республике действуют 46 ЦПП, которые оказывают информационно-консалтинговую поддержку субъектам малого предпринимательства, безработным, студентам и другим категориям граждан путем представления справочной и аналитической информации; консультирования по различным вопросам создания и управления организацией; методической поддержки субъектов малого предпринимательства; подготовки бизнес-планов; содействие в получении кредитов, подготовке кадров, участии субъектов малого предпринимательства в выставках и ярмарках и др [13].

Основными задачами ЦПП являются оказание содействия субъектам малого предпринимательства в получении финансовых и материально-технических ресурсов, информационных, методических и консультационных услуг, в подготовке и обеспечении указанных субъектов квалифицированными кадрами, а также иное содействие в осуществлении их деятельности.

Взаимодействие ЦПП с субъектами малого предпринимательства осуществляется на договорной основе в соответствии с законодательством.

Организация, зарегистрированная в качестве ЦПП, пользуется правом:

1) предоставления льгот по арендной плате в соответствии с законодательством;

) получения льготных кредитов Белорусского фонда финансовой поддержки предпринимателей в течение первых двух лет функционирования;

) получения средств, предусмотренных в программах государственной поддержки малого предпринимательства для решения конкретных социально-экономических задач [12].

В соответствии с законодательством прекращение деятельности организации в качестве ЦПП производится:

) на основании соответствующего заявления организации;

) в случае ликвидации, реорганизации организации путем слияния, разделения, преобразования, присоединения организации к другому юридическому лицу;

) в случае нарушения организацией законодательства, регулирующего деятельность ЦПП, а также наличия других оснований, предусмотренных законодательством.

Рассматриваемым документом в целях координации усилий ЦПП на территории областей и г. Минска предусмотрено функционирование базовых центров поддержки предпринимательства. Базовым центром поддержки предпринимательства области (г. Минска) является центр, реализующий совместно с местными исполнительными и распорядительными органами мероприятия, направленные на развитие малого предпринимательства, координирующий деятельность центров, расположенных в соответствующем регионе, по оказанию субъектам малого предпринимательства услуг, связанных с организацией и осуществлением предпринимательской деятельности [13].

Одной из задач оценки ЦПП являлось выявление причин, которые затрудняют их работу. Основными причинами, затрудняющими работу центров, являются:

отсутствие должного взаимодействия с органами местной власти;

отсутствие государственного заказа;

проблемы с арендой помещений;

слабое взаимодействие в отдаленных регионах;

низкая активность предпринимателей;

нестабильное законодательство;

отсутствие международных связей и опыта сотрудничества и др. [41, с. 56].

Респонденты также отметили, что с целью содействия развитию инфраструктуры поддержки предпринимательства необходимо:

систематически проводить специальные обучающие мероприятия для сотрудников организаций поддержки предпринимательства - 15,2%;

использовать безвозмездную передачу помещений и основных средств в пользование организациям поддержки предпринимательства - 13,9%;

внедрять бюджетное финансирование организаций поддержки предпринимательства и организовать курсы по подготовке специалистов - по 12,7% соответственно;

снизить ставку арендной платы и прочие платежи для организаций поддержки предпринимательства - 11,4%;

внести изменения в действующее законодательство - 10,1%.

Следует отметить, что ЦПП являются наиболее распространенным элементом институциональной инфраструктуры. Главное отличие их от инкубаторов состоит в том, что они обслуживают всех обращающихся к ним начинающих предпринимателей, содействуют в составлении бизнес-плана, установлении деловых контактов с партнерами и инвесторами и т.п. ЦПП может рекомендовать своего клиента для размещения в инкубаторе. В свою очередь, бизнес-инкубатор может вступить во взаимовыгодное сотрудничество с ЦПП при организации учебных семинаров, привлечении консультантов центра и т.д.

ИМП появились в США еще в конце 1950-х годов, и к настоящему времени западная экономика накопила богатый опыт их деятельности. Стремительное развитие и бурный рост числа бизнес-инкубаторов во многих странах мира доказывает эффективность использования этой модели для решения целого ряда задач. ИМП признаны одним из наиболее эффективных методов поддержки предпринимательства в мире. Они ускоряют развитие МП в 7-22 раза, снижая количество неудач в бизнесе на 80%, и являются надежным поставщиком новых малых предприятий и рабочих мест [44, с. 24].

Однако белорусские ИМП, к сожалению, пока не играют той весомой роли, которая отводится им в странах с рыночной экономикой, аналогично тому, как и сам малый бизнес не занял еще доминирующего положения в отечественном хозяйстве.

Процесс бизнес-инкубирования в Республике Беларусь начался в 1997 г. с разработки положения об инкубаторах малого предпринимательства, как называют бизнес-инкубаторы в нашей стране.

ИМП является организация, которая создается на основе любой формы собственности и предоставляет на определенных условиях и на определенное время специально оборудованные под офисы и производство помещения субъектам малого предпринимательства, начинающим свою деятельность, в целях оказания им помощи в постепенном налаживании и развитии своего дела и приобретения ими финансовой самостоятельности [15].

В настоящее время в Беларуси существуют 8 ИМП. Подробный перечень этих организаций указан в приложении В. На площадях инкубаторов в истекшем году размещалось 233 субъекта малого предпринимательства (в 2013 г. - 227) с общей численностью персонала в 2529 человек (в 2007 г. - 1861 человек) [16].

Следует отметить, что на сегодняшний день уже достаточно четко вырисовываются три поколения ИМП и соответственно три модели, причем они сосуществуют параллельно, хотя каждое последующее поколение внесло некоторые изменения в функционирование предыдущей модели инкубаторов.

Отличительной особенностью ИМП 1-го поколения было то, что они представляли собой некоммерческие, бесприбыльные организации. Среди услуг в первой модели особое значение имело обеспечение предприятий площадями.

Цели создания инкубаторов 2-го поколения сместились в сторону коммерциализации исследований и разработок, обеспечения трансферта знаний и технологий, обеспечения конкурентоспособности в региональном и национальном масштабе. В рамках 2-го поколения начался переход к специализированным инкубаторам [17, с. 15].

Сами ИМП 3-го поколения часто называют инкубаторами без стен, поскольку аренда помещения на льготных условиях уже не рассматривается как основная функция ИМП.

Взаимоотношения инкубаторов малого предпринимательства с субъектами малого предпринимательства во всех сферах своей деятельности осуществляются на договорной основе в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Инкубатор свободен в выборе предмета договора, определении обязательств, любых других условий договорных взаимоотношений, не противоречащих законодательству Республики Беларусь.

В соответствии с законодательством ИМП имеет право:

) предоставлять за счет собственных средств гарантии по обязательствам субъектов малого предпринимательства перед кредиторами;

) принимать долевое участие в создании и деятельности юридических лиц - субъектов малого предпринимательства, обеспечивающих развитие инфраструктуры малого предпринимательства;

) в установленном законодательством порядке вступать в гражданско-правовые отношения с юридическими и физическими лицами;

) от своего имени приобретать имущественные и неимущественные права и нести обязанности, быть истцом и ответчиком в судах;

) для осуществления своей деятельности получать кредиты и гранты, в том числе в иностранной валюте;

) осуществлять иные права в соответствии с законодательством Республики Беларусь [50].

Несмотря на относительно короткий промежуток времени, который прошел с момента появления первого ИМП, в настоящее время существует целый ряд отличных друг от друга моделей бизнес-инкубаторов. В основном выделяют 5 основных критериев классификации ИМП: целевая направленность, или ориентация; источники финансирования; ориентация; организационная структура; географическое положение. В соответствии с этими критериями было выделено несколько условных типов ИМП и составлена сводная классификация, которая наглядно отражена на рисунке 1, которая может быть использована для дальнейшего исследования, а также для практических разработок в данной области.

Рисунок 1 - Сводная классификация ИМП

ПризнакТип ИМП Цель созданияЦели экономического развитияКоммерциа- лизация технологийПолучение доходаКомбинация целейРазвитие сообществаРазвитие предприятийРазвитие определенных секторов рынков или групп клиентовИсточники финансированияПравительственные и общественные некоммерческие организацииУниверситетские, образовательные учрежденияЧастные и коммерческие структурыДругие организацииСмешанное спонсорствоОриентацияУнивер- сальные Иннова- ционныеСпециализированныеОрганиза-ционныеС ориентацией на отрасльС ориентацией на социальную группуС ориентацией на создание микропредприятиОрганизацияСамостоятельныеВстроенныеВиртуальныеГеографическое положениеГородскиеСельские (аграрные)Примечание - Источник: [ 18]

Исследование состояния бизнес-инкубации в Беларуси показало, что неудачи среди предприятий ИМП составляют в среднем лишь 9,7%, что соответствует и даже несколько превосходит мировую статистику.

Практика показывает, что белорусским ИМП приходится работать в очень сложных условиях. По данным исследования было составлено дерево проблем ИМП как указано в приложении Д, позволяющее определить возможные пути их преодоления [18].

Ориентируясь на западный опыт, можно сделать вывод о том, что белорусским ИМП при небольшом объеме площадей крайне трудно вывести арендную составляющую инкубатора на уровень окупаемости затрат, потому что при, как правило, высокой себестоимости, особенно при аренде и субаренде, неизбежные потери полезной площади (на коридоры, проходные, коммуникационные и санитарно-технические узлы и пр.) в процентном отношении очень велики. На сегодняшний день ИМП пытаются выжить за счет максимального сокращения расходов на содержание площадей, увеличения доходности услуг, ведения самостоятельной коммерческой деятельности, поиска источников безозмездного финансирования. Дефицит площадей является серьезным препятствием в развитии бизнес-инкубации в Беларуси [19].

В то же время, осваивая дополнительные площади, ИМП могут стать не только самоокупаемыми, но и доходными предприятиями, что подтверждается мировой практикой. На Западе ИМП принято рассматривать не только как элемент инфраструктуры поддержки предпринимательства, но и отчасти как коммерческие проекты по развитию недвижимости. Из числа исследованных ИМП ни один инкубатор не был создан на площадях, которые до этого использовались эффективно: до создания на них ИМП площади либо простаивали, либо использовались неэффективно.

Совершенно очевидно, что расширение площадей ИМП будет способствовать как укреплению экономического положения программ инкубации со всеми вытекающими выгодами для малого бизнеса и местной экономики, так и развитию не использующихся сейчас или использующихся неэффективно производственных ресурсов [19].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что на фоне других экономических и политических проблем развитию центров поддержки предпринимательства и бизнес-инкубаторам в Беларуси уделяется еще недостаточно внимания, несмотря на то, что их эффективность в развитии предпринимательства неоднократно подтверждена успешным зарубежным опытом.

Считаем, что дополнительное финансирование и расширение площадей бизнес-инкубаторов будет способствовать как укреплению экономического положения программ инкубации со всеми вытекающими выгодами для малого предпринимательства и местной экономики, так и развитию не использующихся сейчас или использующихся неэффективно производственных ресурсов. Очевидно, что проблема выделения площадей под создание ИМП требует решения как на региональном, так и на республиканском уровнях. Реализация различных форм бизнес-инкубирования позволит качественно улучшить уровень поддержки малого предпринимательства, особенно в малых городах и сельской местности.

2.2 Общества взаимного кредитования и фонды финансовой поддержки предпринимателей

Одной из актуальных проблем в развитии малого бизнеса является затрудненный доступ малых предприятий к финансовым ресурсам. Для ее решения в мировой практике широко развиты и пользуются популярностью среди населения и предпринимательского сектора потребительские кооперативы в сфере финансов (кредитные союзы).

Кредитный союз - некоммерческая организация, специализирующаяся на финансовой взаимопомощи путем предоставлении ссудосберегательных услуг только своим членам. Кредитный союз создается как добровольное объединение граждан (физических лиц), связанных какой-либо социальной общностью: местом работы или жительства, профессией, любым другим общим интересом. Это условие необходимо для взаимного доверия [20].

Объединение граждан заключается в накоплении денег и предоставлении займов друг другу по низким процентным ставкам, а также в совместном принятии решений. Особо стоит подчеркнуть, что основная деятельность кредитных союзов направлена на организацию взаимопомощи и не преследует цели извлечения прибыли. У нас в стране такие кредитные союзы представлены ОВК субъектов малого предпринимательства.

Создание ОВК мы рассматриваем в контексте развития небанковской системы финансовой поддержки малого бизнеса. Отметим, что необходимость создания такой системы отмечалась еще в 2004 г. в записке «О доступе субъектов малого предпринимательства к финансово-кредитным ресурсам и страховании банковских рисков по кредитам», направленной в Совет Министров Республики Беларусь БСПН им. Кунявского, тем более, что основы создания таких обществ давно заложены Законом Республики Беларусь «О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Беларусь».

Наиболее известное ОВК, действующее в нашей стране - это ПК «Общество взаимного кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства «Стольный» (некоммерческая организация, созданная по проекту и при поддержке Представительства ООН в Республике Беларусь) [21].

ОВК являются юридическими лицами и создаются для аккумулирования временно свободных денежных средств участников с целью оказания им временной финансовой помощи.

ОВК является некоммерческой организацией и создается в форме потребительского кооператива не менее чем 20 субъектами МП. Минимальный размер вступительного (паевого) взноса одного участника (пайщика) ОВК должен составлять сумму, эквивалентную не менее 300 евро по официальному курсу Национального банка Республики Беларусь на день внесения взноса. Временная финансовая помощь предоставляется ОВК только своим участникам (пайщикам) в виде займа на возмездной или безвозмездной основе. Сумма займа, предоставляемого одному участнику (пайщику) ОВК, не может превышать 20 процентов от собственных средств указанного общества, независимо от размера паевого взноса этого участника.

Несмотря на то, что де-юре основа деятельности ОВК как субъектам поддержки МП заложена уже более, чем 10 лет, видим отсутствие прогресса в развитии ОВК в Беларуси. Обуславливается это, как нам видится, рядом причин. Среди них можно назвать:

недостаточная информированность представителей малого бизнеса;

несовершенное законодательство в отношении ОВК;

отсутствие достаточных средств для займов в ОВК;

неэффективность самой структуры ОВК и др.

Популяризация идеи кредитной кооперации в средствах массовой информации, на конференциях, форумах, съездах предпринимательских структур в течение нескольких лет во всех регионах республики встретила повышенный интерес у представителей малого бизнеса. Кроме того, оказывались бесплатные консультации по вопросам создания и деятельности ОВК в рамках различных благотворительных программ. Можно предположить, что недостатка информации в среде предпринимателей не наблюдалось. Однако до сих пор дальше разговоров дело не двигается. Представители инициативных групп ссылаются либо на неспособность собрать сразу 20 членов в состав ОВК, либо на то, что паевой взнос в 300 евро достаточно велик для предпринимателя. Получается, что всему виной несовершенство законодательства.

Для этого рассмотрим финансовые нормативы, установленные законодателем для ОВК. Помимо регламентации минимального числа членов общества и размера паевого взноса, установлена максимальная величина займа, выдаваемая одному члену, которая составляет 20 процентов от суммы собственных средств организации. Учитывая это, можно рассчитать, что на момент создания общества максимально возможный заем составит 1200 евро. Соответственно, только 5 человек смогут сразу воспользоваться услугами ОВК. Если снизить количество членов до 10 и размер паевого взноса до 100 евро, получаем максимальную величину займа - 200 евро. Очевидно, что это не та сумма, ради которой необходимо создание такого общества.

Предприниматель, становясь членом ОВК, рассчитывает не на очередь за займом, а на его сиюминутное получение. Помимо того, временно свободные средства он предпочитает вкладывать в развитие собственного бизнеса, а не в ОВК

Следовательно, общество должно обладать достаточными средствами для удовлетворения потребностей своих членов в займах. Исходя из опыта работы ОВК, собственных средств и средств пайщиков недостаточно, поэтому необходимо привлекать внешние займы. В целях поддержки предпринимательства, как показывает мировая практика, этот недостаток восполняется за счет государственных субсидий или возвратных беспроцентных займов, а также средств международных фондов.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что основными причинами отсутствия динамики развития ОВК в Республике Беларусь является, во-первых, отсутствие достаточных средств для выдачи займов своим членам, во-вторых, несоответствие принципа общности при объединении предпринимательских структур. Все эти параметры не мотивируют участие в ОВК.

Финансовое обеспечение государственной политики поддержки малого предпринимательства осуществляет Белорусский фонд финансовой поддержки предпринимателей, который является юридическим лицом.

Фонд был образован Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28 января 1992 г. № 36, в настоящее время Фонд реформирован и осуществляет свою деятельность в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 18 марта 1998 г. № 136 «О Белорусском фонде финансовой поддержки предпринимателей».

Фонд является юридическим лицом, владеет обособленным имуществом на правах оперативного управления, имеет самостоятельный баланс, расчетный, валютный и иные счета в банках, печать с изображением Государственного герба Республики Беларусь и со своим наименованием, эмблему, товарный знак и другие реквизиты.

Основными задачами Фонда являются:

) финансовое обеспечение государственной политики поддержки малого предпринимательства путём участия в финансировании соответствующих государственных, отраслевых и региональных программ.

) аккумулирование средств для дальнейшего финансирования инвестиционных проектов, направленных на создание, реструктуризацию и техническое переоснащение субъектов малого предпринимательства.

Имущество Фонда находится в собственности Республики Беларусь и формируется за счет: добровольных отчислений юридических и физических лиц; отчислений от прибыли, полученной в результате хозяйственной деятельности субъектов хозяйствования, учрежденных фондом; иных источников, не запрещенных законодательством.

По законодательству средства Фонда расходуются в порядке, установленном правлением Фонда, сметой расходов на содержание исполнительной дирекции фонда и договорами. Средства Фонда, не израсходованные в истекшем году, изъятию не подлежат [24].

Кредитополучателями могут выступать юридические лица Республики Беларусь и индивидуальные предприниматели. Кредитные средства предоставляются в национальной валюте Республики Беларусь в безналичной форме и в строгом соответствии с кредитным договором на следующие цели:

на пополнение основных фондов и оборотных средств;

- на приобретение основных средств в лизинг (торговое и производственное оборудование, грузовой автотранспорт и т.д.) и др.

Отметим, что в соответствии с законодательством кредит (микрокредит) не может быть использован на:

) покрытие бесхозяйственности;

) покрытие убытков;

) уплату налогов и иных платежей в бюджет и государственные внебюджетные фонды, страховых платежей, оплату телеграфных и почтовых расходов;

) уплату взносов в уставные фонды банков и юридических лиц;

) покупку ценных бумаг;

) уплату процентов за пользование банковским кредитом, оплату других банковских услуг;

) выплату дивидендов по акциям;

) другие платежи, противоречащие законодательству [24].

Плата за пользование кредитными ресурсами не превышает ставку рефинансирования Национального банка Республики Беларусь.

Отметим, что в последние несколько лет деятельность Фонда стала убыточной. Его низкая эффективность для государства и неспособность оказывать ощутимую финансовую поддержку малому бизнесу в масштабах страны привели к тому, что уже существуют реальные предложения по его упразднению.

На основании вышеизложенного приходим к выводу, что для развития ОВК, целесообразно предусмотреть в программах поддержки предпринимательства республиканских, областных и местных бюджетов статьи расходов для выдачи беспроцентных возвратных ссуд ОВК для пополнения фонда финансовой взаимопомощи с целью выдачи займов субъектам МП, что активизирует предпринимательские структуры на создание новых обществ и позволит ОВК не только привлекать новых членов, но и накапливать собственные средства.

Еще одно изменение касается качественного состава членов ОВК. В этой связи необходимо убрать ограничение «только для субъектов МП», тем самым позволяя принимать в ряды ОВК граждан и использовать дополнительный источник финансирования для МП - сбережения домашних хозяйств.

Подводя итог, обращаем внимание на то, что рекламная активность и повышение информированности предпринимателей о возможностях и преимуществах членства в предпринимательских союзах могут стимулировать присоединение субъектов малого и среднего бизнеса к подобным структурам, а также привести к повышению переговорной силы бизнеса и его возможностей в продвижении и защите собственных интересов перед государством.

Для развития ОВК, целесообразно предусмотреть в программах поддержки предпринимательства республиканских, областных и местных бюджетов статьи расходов для выдачи беспроцентных возвратных ссуд ОВК для пополнения фонда финансовой взаимопомощи с целью выдачи займов субъектам МП, что активизирует предпринимательские структуры на создание новых обществ и позволит ОВК не только привлекать новых членов, но и накапливать собственные средства.

В свою очередь, хорошей альтернативой деятельности неэффективного Фонда считаем активное развитие механизма льготного кредитования банками и предоставление некоммерческими организациями, созданными областными комитетами и Мингорисполкомом, иными юридическими и изическими лицами поручительств по кредитам и займам, выдаваемым субъектам МП.

3. Совершенствование правового регулирования развития малого предпринимательства

3.1 Проблемы, препятствующие развитию малого предпринимательства

Малый и средний бизнес в Беларуси играет важную роль в социально-экономическом развитии страны. Однако, как общая численность малых и средних предприятий, индивидуальных предпринимателе, так и их доля в объеме внутреннего валового продукта, розничном товарообороте и численности занятых остаются незначительными. В целом анализ развития малого предпринимательства в Республике Беларусь выявил ряд негативных тенденций развития данных субъектов, которые расположены нами в зависимости от степени важности решения, по мнению субъектов малого и среднего предпринимательства [26].

На первом месте традиционно проблемы, связанные с неотработанностью существующих бюджетно-налоговых методов регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства, которая приводит к постоянному ухудшению условий хозяйствования. Это заключается в несовершенстве налогового законодательства. По данным ислледования, проведенного специалистами Центра ИПМ в 2013 г., видно, что налоговая система является основным препятствием для развития предпринимательства в стране. Причем дело даже не в высоких налогах, а в сложном, нестабильном и потиворечивом налоговом законодательстве, отсутствии информации, высоких временных и ресурсных затрат на расчет налогов [27].

Третий ежегодный отчет Всемирного Банка, Pricewaterhouse Coopers «Уплата налогов в 2009 г. (Paying taxes 2009), опубликованный в ноябре 2010 г., вновь назвал Беларусь самой проблемной страной с точки зрения уплаты налогов. Авторы исследования, основанного на изучении налоговой нагрузки и администрирования налогов в 181 стране за период 2007-2008 гг., поставили нашу страну на последнее, 181 место [28].

Белорусский бизнес продолжает работать в условиях тяжелой налоговой и регуляторной нагрузки. По оценке Всемирного банка средняя белорусская коммерческая организация уплачивает налогов в объеме эквивалентном 60,7% валовой прибыли. Это один из самых неблагоприятных показателей в Европе и Центральной Азии. Коммерческие организации несут большие издержки на процедурах получения разрешений, в процессе согласование разных параметров деятельности, при проведении контрольных мероприятий. В них по-прежнему высока степень субъективных оценок чиновников. Ситуацию усугубляет отсутствие прозрачных, четких регуляторных процедур для всех участников рынка. До сих пор не устранено дублирование функций и полномочий разных органов госуправления.

Следующая по значимости проблема - это большое количество проверок и штрафы, неадекватные нарушениям. Например, неправильное оформление документов может стоить предпринимателю 10% суммы сделки.

Традиционно при проведении налоговых проверок разного уровня на белорусских частных предприятиях и у индивидуальных предпринимателей налоговые органы выявляют нарушения примерно в 80% случаев. Мировой опыт, тем не менее, показывает, что в развитых странах налоговые нарушения разного рода допускают лишь 20-40% субъектов хозяйствования, в зависимости от страны. То, что по этому показателю белорусский бизнес оказывается вдвое, а то и вчетверо хуже западного, в предпринимательском сообществе объясняют жестким законодательством и слишком широкими полномочиями проверяющих [28].

Есть определенные проблемы у нас и в ценовом регулировании (начиная с расчета и изменения цен и заканчивая отсутствием информации по отдельным аспектам соответствующего законодательства). При этом, как правило, используемые правительством методы регулирования цен на продукцию предпринимателей приводят только к отвлечению трудовых и материальных ресурсов и никак не отражается на замедлении роста цен, на которое рассчитывает правительство. С одной стороны, в рамках действующего законодательства существуют формальные и неформальные возможности установления цен на продукцию на желаемом для фирмы уровне. С другой стороны, удельный вес продукции предприятий в промышленном или торговом оборотах слишком незначителен, чтобы существенно влиять на общий уровень инфляции в стране [28].

Теперь коснемся состояния прав собственности в Республике Беларусь. В Республике Беларусь нарушения прав собственности приобретают самые разные формы. Доведение плановых темпов роста до предприятий всех форм собственности, фиксация цены, установление квот, запрет или ограничение импорта, навязывание режима оплаты договоров и использования наличных и безналичных денег, определение параметров рентабельности, закрепление норм затрат, вмешательство в кредитование, политику оплаты труда, найма, диктат стандартов и норм на каждом этапе производства, рекламы и продажи товаров и услуг, сам институт выдачи разрешений и лицензий, конфискат, национализации - все это свидетельствует о том, что в Беларуси нет полноценного института прав собственности [31].

Стоит отметить как проблему и большой документооборот, сложное администрирование. Данная проблема имеет множество аспектов, поскольку относится ко всем сферам регуляторной среды - от налогов до регулирования зарплаты.

Система получения разрешений и лицензий по-прежнему далека от стандартов рыночной экономики, оставаясь громоздкой, трудоемкой и дорогостоящей.

Отметим, что во всех проанализированных сферах предпринимателям мешают схожие группы факторов. Среди них: несовершенство законодательства - его сложность, противоречивость и нестабильность, что затрудняет, а подчас и делает невозможным выполнение его требований; заурегулированность - крайне детализированное и жесткое регулирование всех сфер функционирования предприятия, не позволяющее выбирать эффективные стратегии и тактику поведения предприятия; высокие издержки разного рода: как материальные (финансовые издержки на уплату налогов, штрафов, сборов, оплату труда работников и т. д.), так и нематериальные (время и усилия, потраченные на выполнение требований закона и административных органов), формальные и неформальные.

Кроме того, неполный доступ к информации и низкий уровень компетенции самих работников, занятых в контрольно-отчетных органах государственного управления, что не позволяет уследить за всем многообразием и изменчивостью правил и требований, касающихся функционирования предприятий, или вовремя получить верную и актуальную информацию.

При этом следует отметить, что такой «зажим» частного предпринимательства является крайне неэффективным инструментом экономической политики. Во-первых, он ведет к установлению неблагоприятного бизнес-климата, создающего многочисленные барьеры для развития предпринимательства. Это влечет за собой огромные издержки ведения бизнеса, отвлечение ресурсов, которые могли бы быть направлены на развитие, препятствует внедрению эффективных бизнес-стратегий. Все это ограничивает конкурентоспособность малого предпринимательства, мешая развиваться одним предприятиям, а другие - заставляя сворачивать свою деятельность. Всего лишь каждое пятое предприятие стремится соответствовать требованиям регуляторной среды. Остальные выбирают различные формы противодействия - активные и пассивные, действующие в рамках правового поля и неформальные.

Действующая в Республике Беларусь среда формирует негативный имидж страны и ее бизнес-климата. В результате Беларусь имеет низкие объемы привлечения прямых иностранных инвестиций.

Одной из проблем, тормозящей развитие малого бизнеса, руководители многих предприятий и индивидуальные предприниматели называют недостаток кредитно-финансовых ресурсов. Заставить свободные финансовые средства работать для становления малого бизнеса крайне сложно по следующим причинам:

это отсутствие у малых предприятий достойного обеспечения кредита. Известно, что малый бизнес создавался снизу в результате частной инициативы граждан. Он, как правило, не имел отношения к приватизации и не получил средств бывших государственных предприятий;

дороговизна кредитных ресурсов. В условиях, когда инфляция измеряется двухзначной цифрой, производство не может выдержать высокий процент годовых по кредитным ресурсам.

Однако, несмотря на риски, малые предприятия должны со временем стать и уже становятся желанными клиентами для банков. Кстати, они одни из самых дисциплинированных заемщиков. Возврат кредитов здесь составляет цифру, как утверждают представители западных фондов, кредитующих российский средний и малый бизнес, близкую к максимальной.

К разряду факторов непосредственного снижения жизнеспособности малых предприятий руководители относят:

недофинансирование Программ государственной поддержки предпринимательства в Республике Беларусь и нерациональное распределение средств по направлениям программ, что ведёт к невыполнению большинства программных целей и задач.

постоянное уменьшение государственной финансовой помощи субъектам малого предпринимательства, а также наличие необоснованных адресных налоговых льгот для некоторых субъектов, что приводит к потере доверия данных субъектов к справедливому и широкому предоставлению государственной помощи [34].

недостаточное информирование населения республики о роли субъектов малого предпринимательства в экономике, которое приводит к формированию негативного общественного мнения, характеризующего деятельность субъектов малого предпринимательства. Ежегодно у субъектов, относящимся к малым предприятиям и индивидуальным предпринимателям выявляется огромное количество нарушений трудового законодательства. Это свидетельствует о невысокой подготовке кадров, работающих на таких предприятиях. Только около 24% предприятий готовы тратить средства на обучение своих сотрудников. В свою очередь у населения складывается негативное отношение к малому предпринимательству в целом как явлению;

наличие нестабильного нормативно-правового поля привело к ориентации большинства субъектов малого предпринимательства на деятельность не в реальном секторе экономики, а в отрасли торговли и общественного питания, которая более быстро адаптируется к изменяющейся внешней среде;

неравномерное территориальное размещение объектов инфраструктуры малого предпринимательства, необходимых для их эффективной деятельности, вследствие отсутствия системности их создания. В Беларуси центром предпринимательства стал Минск, где работает более 50% всех малых предприятий, так как столица обладает самой развитой инфраструктурой;

- сложность выбора технологий и соответствующего оборудования;

недостаток информации для осуществления деятельности и др.

Важно отметить, что негативно сказывается на развитии предпринимательства и тот факт, что государственный заказ осуществляется в основном через крупные компании, которым нередко отдается предпочтение.

Особо следует отметить проблемы, с которыми сталкиваются субъекты инфраструктуры поддержки малого предпринимательства.

По данным отчета, подготовленного в 2012 г. специалистами Гомельского регионального агентства экономического развития по результатам оценки инфраструктуры поддержки предпринимательства в рамках проекта «Содействие развитию предпринимательства и бизнеса в регионах Республики Беларусь», реализуемого при участии: учреждения «Новая Евразия», БСПН им. Кунявского, Гомельского регионального агентства экономического развития, среди основных проблем, которые принципиально препятствуют нормальной деятельности ЦПП, было высказано две: проблемы с арендуемыми помещениями и отсутствие государственного заказа [36].

С другой стороны ИМП, имеющие помещения в своей собственности, также не всегда имеют возможность предоставить льготные ставки арендной платы для начинающих предпринимателей, поскольку помещения приобретались в собственность через аукционы и с привлечением кредитных ресурсов банков (разумеется, не на льготных условиях.

Вторая проблема - отсутствие государственного заказа. В соответствии с областными программами поддержки малого бизнеса выделяются финансовые средства на реализацию отдельных мероприятий, однако эти средства имеют крайне узкую целевую направленность. Например, финансируются затраты на подготовку круглых столов (раздаточные материалы и канцелярские принадлежности, аренда зала для проведения мероприятия и т.п.) или подготовку информационных материалов (брошюр) для предпринимателей. Однако эти мероприятия не привлекательны для ЦПП, поскольку не оплачивается работа сотрудников ЦПП, а также прочие прямые затраты, связанные с подготовкой и проведением мероприятий. Получается, что государственный заказ в сегодняшнем виде - это заведомо убыточная деятельность для ЦПП.

По мнению представителей всех центров эти две проблемы не позволяют развивать услуги для предпринимателей и заставляют заниматься другими видами деятельности, которые приносят прибыль, но не имеют прямого отношения к задачам инфраструктуры поддержки предпринимательства.

Формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства в нашей стране явилось в основном результатом частной инициативы. На этот факт указали более 65% респондентов. Только четверть из опрошенных субъектов были созданы по инициативе или рекомендации государственных органов [37, с.54].

Деятельность субъектов инфраструктуры имеет преимущественно коммерческий характер и осуществляется в конкурентных условиях, без каких-либо существенных мер поддержки со стороны государства. Только 3 респондента указали на наличие государственных заказов со стороны территориальных органов управления. Причем у двух из них доля заказа в общем объеме выручки от реализации весьма незначительна (0,2% и 5,6% соответственно).

Определены и наиболее эффективные направления возможной государственной поддержки субъектов инфраструктуры. Самыми высокими оценками отмечены такие меры, как обеспечение помещением либо существенное снижение ставок арендной платы (максимальное значение - 4,6), подготовка, переподготовка и повышение квалификации персонала за счет средств госпрограмм (4,2) и участие представителей субъектов инфраструктуры в заседаниях местных органов власти по вопросам предпринимательской деятельности (4,0).

Стоит отметить основные вызовы для предпринимательства Беларуси в 2013 году - это:

) неравные условия хозяйствования частного и государственного секторов экономики, слабые механизмы антимонопольного контроля,

)дорогие кредитные ресурсы и неразвитый финансовый рынок,

)высокие регуляторные, арендные и налоговые издержки ведения бизнеса,

)низкая платежная дисциплина, в первую очередь, государственных организаций,

)растущий дефицит высокопрофессиональных менеджеров и работников,

Таким образом, видим, что перечень рассмотренных нами проблем достаточно обширный. Институциональная среда для развития предпринимательства в Беларуси по-прежнему остается противоречивой. Наряду с некоторыми положительными тенденциями (упрощение регистрации, процедуры проверок финансово-хозяйственной деятельности, новая процедура упрощенного налогооболожения), в остальных сферах регулирования наблюдается застой.

Социально-экономическое значение такого важного сектора как малый бизнес остается непонятным либо недооценивается, как со стороны государственных органов, так и общества, а это в свою очередь провоцирует недолговечность большинства субъектов малого предпринимательства.

3.2Предложения по совершенствованию законодательства в сфере малого предпринимательства

малое предпринимательство бизнес

Необходимость принципиального пересмотра подходов к использованию предпринимательского потенциала, организации мониторинга развития предпринимательства в Республике Беларусь, установления принципов применения различных мер государственной поддержки предпринимательства, методов оценки их эффективности с позиций экономического роста может быть реализована с помощью разработки соответствующих приоритетов политики стимулирования предпринимательства [38].

В процессе формирования доверительных и партнерских отношений между государством и бизнесом очень важная роль отводится бизнес-сообществам Беларуси.

Для целей нашего исследования, считаем необходимым привести ряд положений этого документа, дав собственную оценку предлагаемым преобразованиям.

Отметим, что все предложения, указанные в Национальной платформе бизнеса Беларуси, важны, взаимоувязаны, носят комплексный характер. В то же время есть целый ряд предложений, без осуществления которых реализация других инициатив даст неполный результат и приведёт к деформации системности изменений. Считаем, что реализацию предложений платформы необходимо осуществлять также взаимоувязано, последовательно, с активным участием представителей делового сообщества и экспертов. Самыми неотложными и важными в этой связи являются следующие направления:

)отмена государственного регулирования цен;

)включение механизмов саморегулирования рынка;

)сокращение количества и уменьшение размера налогов;

) уменьшение штрафов;

) упрощение документооборота;

) снятие ограничений на зарплату;

) противодействие монополистическим практикам;

) ускорение приватизации;

) уменьшение арендных платежей;

) упрощение сертификации;

) уменьшение отчислений в ФСЗН;

) улучшение кредитной политики.

Ниже мы посчитали необходимым привести пункты Национальной платформы бизнеса Беларуси - 2013, которые соответствуют указанным направлениям.

Создание равных условий для государственных и частных субъектов хозяйствования при проведении тендеров и аукционов, доступе к финансовым ресурсам, земле и недвижимости, при предоставлении секторальных налоговых льгот и мер нетарифного регулирования, при участии в государственных программах.

Отмена монополии национального оператора электросвязи на пропуск международного Интернет трафика. Отмена обязательного присоединения сетей электросвязи Республики Беларусь через сеть национального оператора; введение в рамках антимонопольного регулирования предельного размера тарифа на международный роуминг, не превышающий трехкратный размер тарифа на услуги внутри страны.

Разрешение прямого взаимодействия между отечественными операторами электросвязи внутри Республики Беларусь.

Ликвидация практики оказания определенных видов страховых услуг исключительно государственными страховыми организациями.

Введение и развитие института частных судебных исполнителей.

Выравнивание размера пособий на ребенка для женщин-адвокатов, частных нотариусов, индивидуальных предпринимателей и ремесленников.

Упрощение, сокращение и удешевление административных процедур, связанных с государственной регистрацией недвижимого имущества, выделением и оформлением прав на земельные участки.

Исключение из перечня лицензируемых и сертифицируемых видов деятельности тех, которые не создают угрозы для здоровья и жизни человека, безопасности государства, а именно: адвокатских услуг, сбора и распространения (в том числе в глобальной компьютерной сети Интернет) информации о физических лицах в целях их знакомства, издательской и полиграфической деятельности.

Отмена дублирования контролирующих функций у различных государственных органов: по одним вопросам субъектов хозяйствования должен контролировать один государственный орган. Сокращение списка государственных органов, которым предоставлено право на проведение плановых проверок.

Создание условий для выдачи листков нетрудоспособности организациями, оказывающими платные медицинские услуги, независимо от формы собственности, на основании соответствующей аттестации Минздрава.

Запрет органам государственной власти устанавливать коммерческим организациям с долей государства менее 50% в уставном фонде любые объемные показатели производства, продаж или финансовых результатов деятельности.

Отмена практики списания средств со счетов организаций по инкассовым распоряжениям контрольных, надзорных и финансовых органов без судебного постановления.

Разрешение предпринимателям и микроорганизациям осуществлять в жилых помещениях по месту регистрации выполнение работ и оказание услуг, не влекущих порчу помещений и негативных последствий для окружающих. Применять при этом тарифы на коммунальные услуги и техническое обслуживание, используемые для физических лиц.

Замена жесткой регламентации мест размещения объектов придорожного сервиса, требований к их размеру, функциональности, архитектурным решениям общими правилами строительства размещения объектов придорожного сервиса, разработанными с участием бизнес союзов и ассоциаций. Отмена нормы Закона «Об автомобильных дорогах» о необходимости размещать входы в объекты придорожного сервиса не менее 50 метров от края проезжей части дороги.

Предоставление налоговых и других льгот субъектам придорожного сервиса, независимо от места их регистрации, по аналогии с субъектами, зарегистрированными в малых населенных пунктах и сельской местности.

Реализация с 2014 года налогового принципа «15 - 15 - 15»: переход на единую ставку НДС 15%, налога на прибыль юридических лиц 15% и отчислений коммерческими организациями в Фонд социальной защиты населения 15%. Еще 15% должны уплачивать наемные работники; ревизия расходной части консолидированного бюджета для исключения из него инвестиционных статей на неэффективные коммерческие проекты при сохранении бездефицитного республиканского и местных бюджетов.

Введение ставки налога на прибыль «0» для малых и средних предприятий, осуществляющих инновационную деятельность.

Отнесение полномочий на принятие решения о прекращении действия, аннулировании лицензии в случае нарушения лицензиатом законодательства о лицензировании, лицензионных требований и условий к исключительной компетенции суда.

Полная отмена государственного регулирования цен (тарифов) на медицинские услуги для организаций не финансируемых за счет бюджетных средств.

Считаем, что предложенные пути решения белорусским бизнес-сообществом достаточно прогрессивны. Они направлены на решение множества проблем в сфере защиты прав собственности, развития рыночных институтов приватизации и сертификации, обозначенные нами в предыдущем разделе. Вопрос лишь в том, насколько будут восприняты данные положения на уровне законодательных и исполнительных органов.

Для обеспечения прозрачности государства и развития социальной ответственности бизнеса, противодействия коррупции предлагается:

построение системы удельной соразмерности величины налогового и административного бремени к размеру бизнеса. Минимальные государственное регулирование, документооборот и налоговая нагрузка должны быть у самого малого бизнеса. Нагрузка на крупный бизнес не должна подавлять предпринимательскую активность и экономический рост.

приведение штрафов за нарушения при осуществлении предпринимательской деятельности в соответствие с параметрами, характеризующими их тяжесть, а также учитывающими реальный уровень доходов субъектов хозяйствования и должностных лиц. Внесение соответствующих изменений в Кодекс об административных нарушениях;

пересмотр сроков и стоимости административных процедур, осуществляемых в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей; определение их с учетом применения научно обоснованных временных и материальных затрат на осуществление, предоставление в открытом доступе последовательности и условий их осуществления [39];

предоставление экономическим субъектам на сайте Министерства финансов информации в полном объеме о прошлых, настоящих и будущих бюджетных расходах, а также анализа основных фискальных рисков. Проведение ежегодного мониторинга и оценки эффективности реализации программ государственного инвестирования и поддержки экономических, научных, инновационных, социальных проектов;

проведение государственных закупок в строгом соответствии с установленными процедурами. Результаты тендеров и других сделок с государственным имуществом должны быть доступны для контроля общественности;

создание условий для привлечения инвесторов, международных организаций, грантодателей в вопросах поддержки и развития малого и среднего предпринимательства, оказания технической помощи объединениям промышленников и предпринимателей [39];

отмена нижних пределов начисления штрафных санкций для должностных лиц. При их начислении необходимо учитывать весь перечень смягчающих обстоятельств нарушителя. Предусмотреть норму, согласно которой субъекту хозяйствования (должностному лицу) выносится предупреждение взамен штрафа в случае, если данное административное нарушение совершено им впервые;

По нашему мнению, данные решения оправданы тем, что способны действительно содействовать уменьшению проблем с коррупцией, повысить социальную ответственность бизнеса, а также обеспечить прозрачность действиям со стороны государства. Реализация указанных мер будет содействовать наступлению экономической свободы, т. е. свободы ведения бизнеса, торговли, использования стабильных платежных средств, перемещения капитала, ведения финансовых операций, а также защиты прав собственности, свободы от чрезвычайного государственного регулирования и «серого рынка» [39].

Кроме того, сектору малого и среднего предпринимательства совершенно необходимо упрощение налогов и их администрирования, бухгалтерского учета и сокращение документооборота

Для улучшения доступа к информации, обеспечения открытости государства необходим ряд следующих мер:

внесение изменений в учебные планы средних школ и вузов с целью интеграции в них курсов по базовым понятиям экономики, предпринимательства, финансового рынка [38].

Проанализировав этот блок и дав ему положительную оценку, еще раз убеждаемся в том, что Национальная платформа бизнеса Беларуси - это документ, который ориентирован на представление интересов всех коммерческих субъектов.

Обозначенные в предыдущем подразделе проблемы субъектов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства можно предложить решить следующим образом. Считаем, что государственное финансирование субъектов инфраструктуры должно иметь два основных направления.

Во-первых, прежде всего - институциональная поддержка, направленная на устойчивое развитие центров. Сюда можно отнести мероприятия по техническому содействию, обучению персонала центров и предоставление помещений на льготных условиях;

Во-вторых, - государственный заказ, распределяемый на конкурсной (грантовой) основе, и построенный на принципах проектной деятельности. Обращаем внимание на преимущество государственного заказа на таких условиях. Конкурсная основа заставит ЦПП работать более активно, конкурс создаст здоровую конкуренцию между субъектами инфраструктуры поддержки, соответственно результаты проектов будут более значимые, а мероприятия будут иметь устойчивый характер [37].

Что же касается совершенствования процесса бизнес-инкубирования в Республике Беларусь, здесь целесообразно определить ресурсную базу, набор необходимого оборудования, учесть особенности инфраструктуры поддержки предпринимательства в регионе для реализации потенциала развития бизнес-инкубатора и роста числа потенциальных клиентов на его услуги.

Более того, необходимо разработать документ, определяющий политику приема и выпуска предприятий из бизнес-инкубатора, и довести его до сведения потенциальных клиентов [39].

Также автором обосновывается необходимость разработки стратегии сотрудничества с клиентами после их ухода из инкубатора. Предполагается создание механизмов мониторинга дальнейшего развития малых предприятий после выхода из инкубатора.

Нельзя упускать из вида и мероприятия, направленные на совершенствование маркетинговой политики бизнес-инкубатора, в том числе в сфере делового партнерства. Прежде всего - это рекламные акции:

размещение в средствах массовой информации, на радио, в Интернете информации об условиях участия клиентов в бизнес-инкубаторе;

проведение торжественного открытия организации с участием местной, областной власти, представителей бизнеса и финансовых структур;

проведение коротких обучающих сессий; разработка Интернет-страницы, online-конференций, web-брошюр [37].

Кроме того, важно учесть и элементы стратегии customer relationship management:

переговоры с представителями бизнеса, банковских структур, индивидуальными предпринимателями о развитии сотрудничества;

проведение «круглых столов», встреч с потенциальными клиентами с целью корректировки предлагаемых программ в соответствии с требованиями рынка (индивидуальный подбор программ лояльности к клиенту, повышение сервиса обслуживания до требуемого уровня).

Очевидно, что системный и комплексный подход к поставленной задаче позволит создать концепцию эффективного управления стратегией и механизмами развития бизнес-инкубатора [39].

Подведя итоги нашему исследованию, мы пришли к выводу, что особое место в контексте новых угроз и вызовов играет работа над системным улучшением делового климата. Именно в этой сфере кроется основной ресурс бизнеса и правительства в 2014 году. Раскрепощение предпринимательства может компенсировать потери от финансового кризиса, ухудшения внешних условий торговли и инвестирования.

Главное, что способен сделать белорусский бизнес в контексте финансового и структурного кризиса, - это создавать новые рабочие места, стабилизировать бюджетные поступления, обеспечивать доступ к максимально широкому ассортименту доступных товаров и снимать социальное напряжение. Считаем, что, реализация указанных нами предложений существенно расширит возможности частного бизнеса и государства. Зарабатывать, создавать новые рабочие места, расширять свое присутствие на внешних рынках будет легче, быстрее и дешевле. Увеличатся возможности для самозанятости.

Похожие работы на - Развитие малого предпринимательства в Белоруссии

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!