Особенности анализа динамики стоимостных показателей на железнодорожном транспорте

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Менеджмент
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    12,3 Кб
  • Опубликовано:
    2016-04-22
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Особенности анализа динамики стоимостных показателей на железнодорожном транспорте















Особенности анализа динамики стоимостных показателей на железнодорожном транспорте

Результатом экономической деятельности является создание материальных благ и услуг. Для их характеристики применяется система взаимоувязанных экономических показателей, важнейшими из которых являются расходы, себестоимость, доходы, прибыль, рентабельность.

При исследовании показателей результатов экономической деятельности большое значение имеет анализ их динамики. Правильно построенный динамический ряд состоит из сопоставимых статистических показателей. Для этой цели сначала стоимостные показатели необходимо привести к сопоставимому виду, иначе тенденция развития исказиться (увеличиться) так как на неё повлияет инфляция. Преобразование несопоставимых рядов в сопоставимые производиться путём пересчёта данных. Для этого используют разные приёмы.

Статистические органы Республики Беларусь рассчитывают среднестатистические индексы инфляции на потребительские цены, промышленную продукцию, грузовые тарифы и др. Например, индексы цен на грузовые тарифы, могут быть использованы в качестве дифляторов в некоторых расчётах в целом по дороге для приведения стоимостных показателей к сопоставимому виду. Но они не могут быть применены для приведения стоимостных показателей к сопоставимому виду для структурных подразделений дороги.

Инфляционные процессы, происходящие в настоящее время в экономике Республики Беларусь, приводят к тому, что текущие цены на все виды ресурсов постоянно меняются. Темпы их изменений оказывают влияние на стоимость ресурсов, используемых предприятиями железнодорожного транспорта в своей производственной деятельности. Различные виды работ, услуг, выполняемых структурными подразделениями железной дороги, характеризуются разной структурой эксплуатационных расходов.

Приведение стоимостных показателей к сопоставимому виду осуществляется путём расчёта индексов. Для того, чтобы максимально учесть специфику работы конкретного предприятия и соответствующею ей структуру расходов, необходимо рассчитать индексы объёма работ по тем измерителям, которые используются в данном структурном подразделении, индексы себестоимости работ (услуг), и индексы соответствующих им расходов в текущих ценах.

Расчёт осуществляется на основе аналитической формулы:

расходы = объём работы * себестоимость единицы работы

Соответственно мы получим следующую взаимосвязь между индексами:

Iэ = IV * Iс,

где Iэ - индекс эксплуатационных расходов;

IV- индекс объёма работ;

Iс - индекс себестоимости.

Индекс себестоимости рассчитывается делением индекса эксплуатационных расходов на индекс объёма работы.

Iс =Iэ / IV,

Для того, чтобы текущие эксплуатационные расходы привести к сопоставимому виду, необходимо рассчитать индекс себестоимости и объёма работ по цепной схеме, коэффициент перевода текущих расходов в сопоставимые цены.

Коэффициент перевода текущих расходов в сопоставимые цены рассчитывается как произведение цепных индексов себестоимости.

В качестве года, к которому мы приводим наши расходы, может быть выбран либо начальный год периода (например, 2007), либо конечный (например, 2011). В строительных организациях в качестве года, к которому приводятся затраты, целесообразно использовать год начала реализации проекта (строительства объекта). В структурных подразделениях железной дороги целесообразно использовать текущий год (2011).

Индекс себестоимости и коэффициент перевода в году, к которому приводятся затраты, принимается за 1. Для того чтобы привести эксплуатационные расходы к сопоставимому виду, необходимо расходы текущего периода умножить на коэффициент перевода.

Расчёт индексов и результаты приведения показателей к сопоставимому виду рассмотрим на примере показателей работы станции Калий. В качестве показателя объёма работы примем показатель «Погружено тонн». Индекс этого показателя рассчитан и его значения приведены в табл. 1.

Таблица 1 - Объемные показатели станции Калий в динамике за 5 лет

Показатели

Ед. изм.

Годы



2007

2008

2009

2010

2011

Погрузка всего

тонн

9665764

9862994

6052115

10777075

10954124

темп роста

%






- по цепной схеме


100,0

102,0

61,4

178,1

101,6

- по базисной схеме


100,0

102,0

62,6

111,5

113,3


Для расчета индекса себестоимости воспользуемся формулой:

 

затраты прибыль рентабельность

где Iс(n-1) - индекс себестоимости;

Эn, Эn-1 - эксплуатационные расходы в n-ом и (n-1) годах соответственно;

Tn - цепной индекс роста объема выполненных работ в n-ом году.

Коэффициент перевода в 2011 году принимаем за 1.

Индекс себестоимости в 2010 году рассчитывается делением индекса эксплуатационных расходов 2010 года на индекс объёма работы в 2010 году.

Iс2010 = (6268,0 : 4496,0) / 1,016 = 1,372

Его величина записывается в соответствующую колонку табл. 2.2.

Умножив индекс себестоимости 2011 года на индекс себестоимости 2010 года, получим коэффициент перевода К2010=1,372 и запишем его в соответствующую колонку таблицы 2.2. Выполним аналогичные расчёты для остальных лет.

Iс 2009 = (4496,0 : 3262,0) / 1,781 = 0,774, К2009 = 1,372 * 0,774 = 1,062;

Iс 2008 = (3262,0 : 2777,0) / 0,614 = 1,913, К2008 = 1,913 * 1,062 = 2,032;

Iс 2007 = (2777,0 : 2414,0) / 1,020 = 1,128, К2007 = 1,128 * 2,032 = 2,292.

Для приведения эксплуатационных расходов станции к сопоставимому виду эксплуатационные расходы в действующих ценах умножим на коэффициент перевода соответствующего года и получим расходы по эксплуатации в сопоставимых ценах. Индексы себестоимости и коэффициенты перевода приведены в таблице 2.

Таблица 2- Расчет коэффициентов перевода показателей в сопоставимый вид

Показатели

2007

2008

2009

2010

2011

Индекс себестоимости

1,128

1,913

0,774

1,372

1,000

Коэффициент перевода

2,292

2,032

1,062

1,372

1,000


Результаты расчёта по приведению эксплуатационных расходов к сопоставимому виду и анализ эксплуатационных расходов станции за пять лет приведен в таблице 3.

Динамика расходов в сопоставимом виде соответствует динамике объёма работы, значит, мы выполнили расчёты правильно. Если этого не сделать, мы увидим, что темпы роста расходов в действующих ценах во многом опережают темпы роста объёма работы, что характеризует не эффективную работу предприятия.

Таблица 2.3 -Эксплуатационные расходы станции Калий в динамике за 5 лет

Показатель

Года


2007

2008

2009

2010

2011

Расходы по эксплуатации, млн.руб.

в действующих ценах

2414,0

2777,0

3262,0

4496,0

6268,0


в сопоставимых ценах

5532,9

5642,9

3464,2

6168,5

6268,0

абсолютный прирост, млн. руб.

по цепной схеме

-

110,0

-2178,7

2704,3

99,5


по базисной схеме

-

110,0

-2068,7

635,6

735,1

темпы роста, %

по цепной схеме (сопоставимые цены)

100,0

102, 0

61,4

178,1

101,6


по цепной схеме (действующие цены)

100,0

115,0

117,5

111,5

139,4


После перевода эксплуатационных расходов в сопоставимые цены видно, что самые низкие затраты были в 2009 году. Они уменьшились на 2068,7 млн. руб. и составили 62,6% от уровня расходов 2007 года. Основной причиной такого снижения расходов явился резкий спад объема выполненных работ на 37,4%. Увеличение объёма работы в 2010 и 2011 году соответственно привели к увеличению расходов по эксплуатации. Их рост в 2011 году по сравнение с 2009 годом составил 180,9% при росте объёма работы за этот период 181%. Основной причиной роста расходов послужил экономический кризис и как его следствие, рост цен на материалы и топливо.

Анализ эксплуатационных расходов по элементам затрат тоже должен производиться в сопоставимых ценах. Так как относительные величины сопоставимы между собой, сначала рассчитаем структуру расходов по элементам затрат в действующих ценах (табл. 2.4). Потом используем её для получения величины расходов в сопоставимых ценах. Для этого общую величину расходов в сопоставимых ценах запишем в итоговую строку табл.2.5.,затем, умножив их на долю соответствующих элементов в общей сумме расходов (табл. 4), получим величину расходов в сопоставимом виде и запишем её в табл. 5.

Структура эксплуатационных расходов станции в действующих и сопоставимых ценах приведена в таблицах 4 и 5.

Таблица 4 - Структура расходов по элементам затрат в действующих ценах

Показатели

2007

2008

2009

2010

2011


млн. руб.

доля, %

млн. руб.

доля, %

млн. руб.

доля, %

млн. руб.

доля, %

млн. руб.

доля, %

Фонд оплаты труда

1440

59,6

1647

59,3

2033

62,3

2840

63,2

3757

60,0

Отчисления на соц. нужды

632,0

26,2

736,0

26,5

782,0

24,0

1079

24,0

1438

22,9

Материалы

106,0

4,4

134,0

4,8

146,0

4,5

195,0

4,3

256,0

4,1

Топливо

2,0

0,1

 3,0

0,1

 3,0

0,1

 1,0

0

 1,0

0

Электроэнергия

58,0

2,4

 62,0

2,2

 69,0

2,1

 89,0

2,0

153,0

2,4

Амортизация

27,0

1,1

 27,0

1,0

 35,0

1,1

 42,0

0,9

 59,0

0,9

Прочие

149,0

6,2

168,0

6,1

194,0

5,9

250,0

5,6

604,0

9,7

Итого

2414

100,0

2777

100,0

3262

100,0

4496

100,0

6268

100


Таблица 5 - Расходы по элементам затрат в сопоставимых ценах

Показатели

2007

2008

2009

2010

2011


млн. руб.

доля, %

млн. руб.

доля, %

млн. руб.

доля, %

млн. руб.

доля, %

млн. руб.

доля, %

Фонд оплаты труда

3297,6

59,6

3346,2

59,3

2158,2

62,3

 3898,5

63,2

3760,8

60,0

Отчисления на соц. нужды

1449,6

26,2

1495,4

26,5

831,4

24,0

 1480,4

24,0

1435,4

22,9

Материалы

 243,4

 4,4

 270,9

 4,8

155,9

 4,5

 265,2

 4,3

 257,0

 4,1

Топливо

 5,5

 0,1

 5,6

 0,1

3,5

 0,1

 0

 0

 0

 0

Электроэнергия

132,8

 2,4

 124,1

 2,2

72,7

 2,1

 123,4

 2,0

 150,4

 2,4

Амортизация

 60,9

 1,1

 56,4

 1,0

38,1

 1,1

 55,5

 0,9

 56,4

 0,9

Прочие

 343,1

 6,2

 344,3

 6,1

204,4

 5,9

 345,5

 5,6

 608,0

 9,7

Итого

5532,9

100

5642,9

100

3464,2

100

 6168,5

100

6268,0

100


В структуре эксплуатационных расходов самая большая доля в 2010 году приходилась на фонд оплаты труда. Она составляла3898,5 млн. руб. или 63,2%. Основной причиной роста этого элемента расходов послужило увеличение тарифной ставки на 6% с марта 2010 года, на 5,8% с мая 2010 года и на 1,75% с октября за счет применения повышающих коэффициентов для увеличения заработной платы. В 2011 году фонд оплаты труда составил 3760,8 млн. руб. или 60% от общей суммы расходов, что на 3,2% или на 137,7 млн. руб. меньше, чем в 2010 году. На протяжении периода с 2008 по 2011 года доля отчислений на социальные нужды уменьшилась и в 2011 году составила 22,9%, что на 3,6% ниже, чем в 2008 году. В 2008 году выросла доля в структуре расходов на материалы до 4,8%, причиной послужил рост расходов на спецодежду и канцтовары. В 2011 году доля расходов на материалы составила 4,1%, что на 0,7% меньше, чем в 2008 году. Рост доли затрат на электроэнергию в 2007 и 2011 годах до 2,4% связан с повышением стоимости 1кВт. ч. на 36% в 2007 году к уровню 2006 года и на 77,8% в 2011 году к уровню 2010 года.

Приведение стоимостных показателей к сопоставимому виду можно осуществлять и через пересчет их величины в валюту.

Для сопоставления себестоимости одной погруженной тонны за пять лет переведем ее в доллары США (табл. 6.). Сравнительный анализ себестоимости произведен исходя из установленных Нацбанком Республики Беларусь курсов доллара США по состоянию на 28.12.2007 г. - 2151 бел.руб.; на 28.12.2008 г. - 2200 бел. руб.;31.12.2009 г. - 2863 бел. руб.; 31.12.2010 г. - 3000 бел. руб. и на 31.12.2011 г. - 8350 бел. руб.

Таблица 6 - Анализ изменения себестоимости 1 погруженной тонны за 5 лет

Года

2007

2008

2009

2010

2011

Себестоимость 1 погруженной тонны

бел.руб.

250,0

282,0

539,0

417,0

572,0

доллар США

0,12

0,13

0,19

0,14

0,07

абсолютный прирост, доллар США

по цепной схеме

-

0,1

0,6

-0,5

-0,07

по базисной схеме

-

0,1

0,7

0,2

-0,05

темпы роста, %

по цепной схеме

100,0

108,3

146,2

73,7

50

по базисной схеме

100,0

108,3

158,3

116,7

58,3

При переводе себестоимости в долларовый эквивалент видно, что самая высокая себестоимость одной погруженной тонны была в 2009 году, ее рост по сравнению с 2007 годом составил 0,07 доллара или 158,3%. Основной причиной увеличения себестоимости послужило значительное сокращение погрузки калийных удобрений. Самая низкая себестоимость в долларовом эквиваленте была в 2011 году и составила 0,07 долларов, что на 0,12 долларов меньше чем в 2009 году. В целом за пять лет себестоимость снизилась до 58,3% от уровня себестоимости в 2007 году, в абсолютной сумме снижение составило 0,05 доллара. Основной причиной уменьшения себестоимости в долларовом эквиваленте стала девальвация белорусского рубля.

Для анализа динамики доходов полученных станцией Калий за пять лет переведем все стоимостные показатели в сопоставимый вид. Для этого используем методику расчета, которую применили при пересчёте эксплуатационных расходов.

Расчёт осуществляется на основе аналитической формулы:

Доходы = объём работы * средняя доходная ставка единицы работы

Соответственно мы получим следующую взаимосвязь между индексами:

IД = IV * Id,

где IД - индекс доходов;

IV- индекс объёма работ;

Id - индекс доходной ставки.

Индекс доходной ставки рассчитывается делением индекса доходов на индекс объёма работы.

Id=IД / IV,

Для того чтобы доходы привести к сопоставимому виду, необходимо рассчитать индекс доходной ставки и объёма работ по цепной схеме, коэффициент перевода доходов в сопоставимые цены.

Для расчета индекса доходной ставки воспользуемся формулой:


где Id-1 - индекс доходной ставки;

Дn и Дn-1 - доходы в действующих ценах;

Tn - цепной индекс темпа роста объема выполненных работ в n-ом году.

I2010=(7584,0:5144,0)/1,016=1,415, К2010=1,451;

I2009=(5144,0:4349,0)/1,781=0,664, К2009=1,451*0,664=0,963;

I2008=(4349,0:3676,0)/0,614=1,927, К2008=1,927*0,963=1,856;

I2007=(3676,0:3292,0)/1,020=1,095, К2007=1,856*1,095=2,032.

Коэффициент перевода доходов в сопоставимые цены рассчитывается как произведение цепных индексов доходной ставки.

Индексы доходной ставки и коэффициенты перевода доходной ставки приведены в таблице 7.

Таблица 7- Расчет коэффициентов перевода доходов в сопоставимый вид

Показатели

2007

2008

2009

2010

2011

Индекс доходной ставки

1,095

1,927

0,664

1,451

1,000

Коэффициент перевода

2,032

1,856

0,963

1,451

1,000


Результаты расчёта по приведению доходов к сопоставимому виду и анализ доходов станции за пять лет приведен в таблице 8.

Таблица 8- Доходы станции Калий за 2007-2011 гг.

Показатель

Года


2007

2008

2009

2010

2011

Доходы всего (млн. руб.)

в действующих ценах

3292,0

3676,0

4349,0

5144,0

7584,0


в сопоставимых ценах

6689,3

6822,7

4188,1

7463,9

7584,0

абсолютный прирост, млн.руб.

по цепной схеме

-

133,4

-2634,6

3275,8

120,1


по базисной схеме

-

133,4

-2501,2

774,6

894,7

темп роста, %

по цепной схеме (сопоставимые цены)

100,0

102,0

61,4

178,2

101,6


по цепной схеме (действующие цены)

100,0

111,7

118,3

118,6

147,4


Динамика доходов в сопоставимых ценах соответствует динамике объёма работы, значит, мы выполнили расчёты правильно.

В 2009 году доход в сопоставимых ценах составил 4188,1 млн. руб., что составило всего 61,4% от уровня дохода в 2007 году, доход уменьшился на 2501,2 млн. руб. Основной причиной послужило резкое сокращение объема погрузки, в основном сокращение погрузки ОАО «Беларуськалий». Самый большой доход был получен станцией Калий в 2011 году, его рост по сравнению с 2009 годом составил 3395,9 млн. руб. В целом за пять лет доходы выросли на 113,4%, в абсолютной сумме прирост составил 894,7 млн. руб.

Динамика и структура доходов станции Калий в сопоставимых ценах за 5 лет приведена в таблице 9.

Таблица 9 - Структура доходов станции Калий в сопоставимых ценах за 5 лет

Показатели

2007

2008

2009

2010

2011


млн. руб.

доля, %

млн. руб.

доля, %

млн. руб.

доля, %

млн. руб.

доля, %

млн. руб.

доля, %

Доходы от перевозок

6689,3

100

6809,7

99,8

4181,3

99,8

7447,9

99,8

7573

99,9

Доходы от ПВД

 -

 -

 13,0

 0,2

 6,8

 0,2

 17,0

 0,2

 11,0

 0,1

Итого

6689,3

100

6822,7

100

4188,1

100

7463,9

100

7584

100


Можно сделать вывод, что основную часть доходов станции составляют доходы от перевозок. В 2007 году станция не получала доходов от подсобно-вспомогательной деятельности. В период с 2008 по 2010 гг. доля доходов от подсобно-вспомогательной деятельности в общей структуре доходов составляла всего 0,2% , а в 2011 году снизилась до 0,1% и составила всего 11,0 млн. руб. Станция получает свои основные доходы от следующих видов экономической деятельности: деятельность магистрального железнодорожного транспорта; страховое посредничество; рекламная деятельность; подсобно-вспомогательная деятельность.

Для расчета прибыли в сопоставимых ценах воспользуемся формулой:

Пn= Дn- Рn

где Пn - прибыль за n-ый год;

Дn - доход станции в n-ый год в сопоставимых ценах;

Рn -эксплуатационные расходы за n-ый год в сопоставимых ценах.

Расчёт прибыли в сопоставимых ценах и показателей динамики приведён в таблице 10.

Таблица 10 - Анализ прибыли станции Калий

Показатель

Года


2007

2008

2009

2010

2011

Прибыль в сопоставимых ценах

1156,4

1179,8

723,9

1295,4

1316,0

абсолютный прирост, млн.руб.

по цепной схеме

-

23,4

-455,9

571,5

20,6


по базисной схеме

-

23,4

-432,5

139,0

159,6

темпы роста, %

по цепной схеме

100,0

102,0

61,4

178,9

101,6


по базисной схеме

100,0

102,0

62,6

112,0

113,8


В 2009 году прибыль станции составила всего 723,9 млн. руб., что на 455,9 млн. руб. или на 47,4% ниже уровня 2007 года. Основной причиной снижения прибыли послужило сокращение погрузки продукции РУП «ПО «Беларуськалий». В 2011 году прибыль выросла по сравнению с 2009 годом на 592,1 млн. руб., по сравнению с 2007 - на 1596,0 млн. руб. или на 113,8%.

Рентабельность производства - относительный показатель, поэтому его не надо приводить к сопоставимому виду.

Таблица 11 - Анализ рентабельности станции Калий

Показатель

Года


2007

2008

2009

2010

2011

Рентабельность производства, %

32,3

29,5

31,7

14,1

20,8


Таким образом, последовательно произведенный пересчёт стоимостных показателей в сопоставимые цены даёт возможность произвести грамотный анализ показателей динамики в структурных подразделениях железной дороги.


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!