Органы и учреждения УИС как субъекты гражданского права

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    22,63 Кб
  • Опубликовано:
    2016-09-11
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Органы и учреждения УИС как субъекты гражданского права

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ВЛАДИМИРСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ»

Кафедра гражданско-правовых дисциплин





КУРСОВАЯ РАБОТА

Тема: «Органы и учреждения УИС как субъекты гражданского права»


Выполнил:

Курсант 3 «А» курса 31 группы факультета очного обучения

по специальности правоохранительная деятельность в УИС,

младший сержант внутренней службы

Ершов И.В.

Научный руководитель:

преподаватель кафедры гражданско-правовых дисциплин

майор внутренней службы Ешкилева Н.А.


Владимир, 2015

Оглавление

Введение

Глава 1. Общие положения юридического лица

§1.1 Понятие и правовое положение юридических лиц

§1.2 Признаки юридического лица

Глава 2. Особенности правосубъектности учреждений УИС

§2.1 Виды юридических лиц

§2.2 Особенности исправительных учреждений как юридических лиц

Заключение

Библиографический список

Введение

Актуальность курсовой работы. В соответствии со статьей 34 Конституции РФ каждый гражданин имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для осуществления предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности.

Рыночная экономика сформировалась на основе индивидуальной собственности и немыслима без неё. Однако со временем эта форма собственности претерпела существенные изменения.

Экономическое развитие России в последние годы значительно продвинулось вперёд по пути формирования полисубъективной структуры отношений собственности. В результате осуществления в последние годы широкого комплекса мер по разгосударствлению и приватизации в России произошли значительные изменения в отношениях собственности и организационно-правовых формах коммерческой деятельности.

Нынешнюю ситуацию характеризуют:

преодоление монополии государственной собственности практически во всех сферах народного хозяйства;

многообразие форм собственности;

утверждение новых форм организации экономической деятельности (акционерные общества, товарищества, благотворительные и иные общественные фонды и т.д.);

Новая ситуация потребовала радикальных изменений в правовой основе экономической деятельности. Гражданский кодекс Российской Федерации важнейший этап проходящей в России правовой реформы. Он определил принципиальные основы экономических отношений при переходе к рыночным методам хозяйствования, сформировал основные правила, нормы их правового регулирования, обобщил и законодательно закрепил новые формы организации экономической жизни, возникшие в последние годы.

Стоит отметить, что тема, касающаяся органов и учреждений УИС имеет узкую специфику, поэтому следует уделить внимание вопросам регистрации, реорганизации и ликвидации учреждений УИС.

Объектом работы выступают правовые и общественные отношения связанные с органами и учреждениями УИС, как субъектами гражданского права и юридические лица в целом.

Предметом курсовой работы является законодательство России в области деятельности учреждений уголовно-исполнительной системы, а также нормы гражданского права, касающегося положений в отношении юридических лиц.

Цель работы рассмотрение сущности и основных аспектов юридических лиц и органов и учреждений УИС, как субъектов гражданского права.

Поставленная цель обусловила необходимость решения следующих задач:

рассмотреть понятие и сущность юридического лица;

проанализировать основные признаки юридического лица;

раскрыть особенности исправительных учреждений как юридических лиц.

Методологической основой исследования является диалектический метод познания действительности. Наряду с этим при написании курсовой работы использованы общенаучные - анализ и синтез, логический, исторический и частно-научные методы - системно-структурный, сравнительного правоведения, конкретно-социологических исследований.

Научная новизна исследования во многом обусловлена его тематикой, целью, задачами и проявляется, прежде всего, в комплексном исследовании.

Элементы новизны проявляются также в выводах и предложениях, сформулированных по результатам исследования, проводимого в курсовой работе.

Структура работы обусловлена целью, задачами и логикой исследования. Работа состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения и библиографического списка.

Глава 1. Общие положения юридического лица

§1.1 Понятие и правовое положение юридических лиц

Работая над курсовой работой касающуюся учреждений УИС как юридических лиц, необходимо для начала рассмотреть общие положения и особенности юридических лиц, в гражданском праве, поскольку следует рассматривать работу логически говоря сущность и аспекты юридических лиц в целом и учреждений исполняющих наказание в целом. Отметим, что одновременно с физическими лицами Гражданский кодекс Российской Федерации признаёт субъектами гражданских прав и обязанностей юридические лица[1].

Юридическим лицом признаётся организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим иму-ществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имуществен-ные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде[1].

Для  объяснения понятия  лица большое  имеют цели  этого субъекта  правоотношений. Целями создания юридических лиц

обособление определенной  массы и включение ее в  оборот (позволяет  в одних руках  капиталы, дающие в  деятельности каждый в  небольшой эффект; в  централизации капиталов  возможность решения  хозяйственных задач);

предпринимательского риска;

осуществление и защита  законных интересов  рода, как в имущественной, так и в  сфере.

Цель  лица должна  легальной и удовлетворять  предъявляемым к осуществлению  гражданских прав.

Важное значение имеет  о регистрации юридического  Государство предусматривает  создания его как субъекта  только в установленном им [11]. Сейчас в России  нормативно-явочная система  юридических лиц (государствен-ные  принимают решение о  нового юридического  в порядке и на условиях,  нормативными актами, и не  по своему усмотрению  в регистрации юридического  и новый Гражданский  лишь закрепляет её,  при этом некоторые

Одним из требований,  законом к созданию и  коммерческого юридического  является наличие у  учредительных документов. К  документам относятся  и учредительный договор.  документы юридического  имеют две важные  Во-первых, выполняя  представительскую функцию, они  до всеобщего сведения  об особенностях формы  юридического лица, его  наименовании, организационной  месте его нахождения и  сведения, которые  иметь значение.  сведения, как правило,  большую роль для  вступающих в сделки с  лицом[17]. Во-вторых,  внутреннюю функцию, они  отношения между  юридического лица по  их участия в формировании  распределении прибыли  лица, управлении им и

Обязательными атрибутами  лица являются его  и место нахождения.  любого юридического  должно опираться на его организационно-правовую форму.  в установленном порядке  наименование юридического  признаётся объектом  собственности, и всякое  неправомерно использующее  зарегистрированное фирменное  обязано прекратить его  и возместить причинённые

Местом положения  лица признаётся  его государственной регистрации,  в соответствии с законом в  документах юридического лица не  установлено иного. В  место положения  лица имеет

при налогообложении  юридического лица;

решении вопроса о его  в целях валютно-экспортного

при разрешении  споров и определении

Юридическое лицо  быть реорганизовано или  Реорганизация может  лишь по решению:

(участников) юридического

органа юридического  уполномоченного на то учредительным

Существуют определенные свойственные признаки, характерные для любых видов юридических лиц и отличающие от других юридических лиц.

К таким признакам относятся:

членство; демократические принципы управления;

внесение взносов;

Юридическое лицо  реорганизованным с момента гос регистрации вновь появившихся юридических лиц (кроме  в этом случае - с  внесения в государственный  записи о прекращении  присоединенного)[20]. В Гражданском  рассмотрены следующие  реорганизации юридических  преобразование, слияние  лиц с образованием нового  присоединение юридического  разделение, выделение  лица.

Прекращение функционирования  лица способствует  его прав и обязанностей без  их к другим лицам в  правопреемства[2].

Юридическое  может быть

По решению его учредителей  органа юридического  в связи:

с истечением  на который оно создано;

с  цели его создания;

с  судом недействительной его  в связи с допущенным при его  нарушением закона или  правовых актов,  эти решения носят  характер.

По решению  в случаях осуществления

без лицензии;

запрещенной  либо с неоднократными или  нарушениями закона;

 уставным целям  или религиозной организации или

Юридическое лицо -  организация (кроме  предприятий), потребительский  или фонд может  ликвидирован вследствие  его банкротом по решению  либо добровольно по  с кредиторами решению.

Юридическими лицами - участниками могут быть не только коммерческие, но и некоммерческие организации (с учетом ограничений на распоряжение имуществом, имеющихся у юридических лиц -несобственников, то есть унитарных предприятий и учреждений). К числу потребительских кооперативов относятся разнообразные виды кооперативов: жилищные и жилищно-строительные, гаражные, дачные, садоводческие товарищества и другие. Потребительским кооперативом называется некоммерческая организация, созданная гражданами и юридическими лицами путем их добровольного объединения на основе членства и внесения в уставный фонд организации имущественных паевых взносов с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников.

Потребительский кооператив обычно создается для удовлетворения потребности своих членов сначала в приобретении некоего имущества, а затем - в совместной эксплуатации этого имущества. Именно кооператив как юридическое лицо является одним и единственным собственником своего имущества, которое не составляет объекта ни «коллективной», ни долевой, ни какой - либо иной собственности его членов (участников)[20]. Лишь в потребительских кооперативах с участием граждан (жилищных, дачных, гаражных и т. п.) полное внесение паевого взноса за квартиру, дачу, гараж, иное помещение, предоставленное этим лицам кооперативом, влечет появление у них права собственности на указанные объекты и соответственно утрату на них права собственности самим кооперативом.

По общему правилу на собственность потребительского кооператива как юридического лица - его участники (члены) приобретают права требования, пропорциональные их паям (вкладам), а также некоторые иные права, вытекающие из членства в нем.

классификаций юридических

Будучи весьма трудными по своей природе,  явлением, юридическое  может рассматриваться в  различных аспектах.  и различных классификаций  лиц может быть тем  чем шире перечень  лиц и чем значительнее отличия  организаций от других[14].

законодательного нормирования  положения юридических лиц  сформулировать ряд практически  классификационных критериев.

собственности.

Так, в  от формы собственности,  в основе юридического  выделяются государственные и  (негосударственные) юридические

К числу государственных (в  смысле: т.е.  и муниципальные) относятся все  предприятия, а также  учреждения. Значение  деления становится  если учесть, что  юридические лица  коммерческого характера) с  должны преследовать  интересы, чем и обуславливается  их правового регулирования. В  классификации можно  прямую аналогию с  за рубежом делением  на юридические лица  и частного права.

деятельности.

Коммерческие и  организации разделяются по  каковы основные  их деятельности: извлечение  а также ее распределение  участниками, либо  цели, не связанные с  По общему правилу,  организации вправе  предпринимательскую деятельность  постольку, поскольку это  для достижения их уставных  При этом они не вправе  полученную прибыль  своими участниками (п. 1 ст. 50 [1].

Состав учредителей.

В  от состава учредителей  выделять:

юридические  учредителями которых  выступать только  лица (союзы и

только государство  предприятия),

или же любые, за  исключениями, субъекты  (все остальные  лица).

Личное или  участие.

Хозяйственные  и общества можно  по тому, что более  для участников: объединение их  усилий для достижения  целей (товарищества) или  капиталов (общества).  с этим, по степени  предпринимательского  участников, хозяйственные  и товарищества могут  в следующую цепочку:  товарищество, товарищество на  общество с дополнительной  общество с ограниченной  акционерное общество.

образования.

Порядок  юридического лица  может выступать в  критерия классификации: в  случае юридические  делятся на образуемые в  или нормативно-явочном порядке.

документы.

По составу  документов разграничиваются  юридические лица -  товарищества, договорно-уставные  с ограниченной или дополнительной  ассоциации и союзы, а  уставные юридические

Общие положения.

товарищества и общества - это  понятие, обозначающее  самостоятельных видов -  юридических лиц,  для которых является то, что их  (складочный) капитал  на доли. Именно это  хозяйственные товарищества и  от других коммерческих [1].

Гражданский Кодекс РФ  достаточно широкий  правовых форм  хозяйствования, который  как современным международным  так и отечественным экономическим  Организационно-правовые формы  товариществ или обществ  обслуживать интересы и  коммерсантов, и малых  коллективов, и гигантских  незнакомых друг с  акционеров.

Хозяйственные  в российском законодательстве  как договорные объединения  лиц для совместного ведения  деятельности под общим

Хозяйственные общества - это  создаваемые одним или  лицами путем  (обособления) их имущества для  предпринимательской деятельности.

Для  обществ характерным  объединение не столько  усилий участников,  их имуществ. Участники не  по обязательствам фирмы (за  обществ с дополнительной  и их предпринимательский риск  суммой вкладов в  капитал[8]. Поэтому  размер уставного  общества является  гарантией интересов  и приобретает особое  нехарактерное для товариществ.  размера уставного  общества возможно  после уведомления  его кредиторов, которые в  случае приобретают  требовать досрочного  или исполнения обязательств и  убытков (как и при

Основные права и  участников хозяйственных  и товариществ в общем  закреплены ст. 67 ГК РФ и могут  в учредительных документах[1].

§1.2 Признаки юридического

Дать ясное определение юридического  не представляется возможным.  ряда стран следует по пути  основных, наиболее важных признаков юридических лиц или же  только их классификацию. Эта трудность вполне объяснима:  юридического лица,  отношения имущественного  применяется не только к  создания и существования  юридических лиц, но и  в том числе и с участием

Юридическое лицо  объяснить как совокупность  признаков:

юридическое  имеет или может  имущество, обособленное от  его участников;

юридическое  обладает самостоятельной  которая может не  с волей его отдельных

юридическое лицо  совершать от своего  сделки, т.е.  в имущественном обороте;

лицо несёт  ответственность по своим

юридическое лицо  быть истцом и  в суде;

существование  лица является, в  бессрочным и не зависит от  его участников.

Во многом  этих признаков  предполагается, а на практике  вносит свои  и исключения в их действия.  например, положение об  самостоятельности юридического  коммерческого характера во  ограничено предписаниями  законодательства разных [15].

Гражданский кодекс  Федерации содержит  норму о солидарной  основного общества  вместе с дочерним  по долгам последнего,  по сделке, заключённой  обществом во исполнение  указаний основного.

образом, решая  о выборе формы  в той или иной сфере  её как гражданин - физическое  или же создать организацию -  лицо), необходимо  изучить все особенности  определяющие положение  лиц вообще (в качестве  гражданских прав и  и нормы, касающиеся  организационно-правовых форм  лиц. Такое  важно и для тех, кто в  своей деятельности  с юридическим лицом,  правильно определить его  положение, порядок и  участия его в коммерческом  ответственность, которую  лицо или участники  лица будут  по его обязательствам. Например,  общества с ограниченной  и акционерного общества  по общему правилу  принадлежащим им имуществом,  тем как в случае недостаточности  для удовлетворения требований  у полного товарищества,  на вере и общества с  ответственностью по их долгам  отвечать в соответствии с  Гражданского кодекса их

Кодекс не представляет нам понятие «обособленное имущество», но определяет характер имущественных отношений между учредителями юридического лица и самим юридическим лицом в зависимости от организационно-правовых форм и тем самым позволяет сделать некоторые выводы о том, что понимается под обособленным имуществом. В статье 48 ГК РФ говорится о том, что учредители юридического лица - коммерческой организации могут иметь либо обязательственные права в отношении этого юридического лица, либо вещные права на его имущество[1]. Это означает, что учредители хозяйственных товариществ и обществ, а также производственных кооперативов, участвуя своим вкладом в имуществе таких юридических лиц, передают им право собственности на имущество, являющееся их вкладом, и приобретают взамен определённый набор прав как имущественного характера (например, права акционера на дивиденды), так и прав, связанных с управлением и контролем (например, право голоса на собрании акционеров). В отношении имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий их учредитель, передавая им имущество, тем не менее сохраняет за собой право собственности - мощный рычаг контроля за юридическим лицом.

Другим наиболее важным признаком юридического лица является возможность иметь гражданские права (т.е. права собственности и другие вещные права, исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности, а также другие имущественные права и связанные с ними личные неимущественные права) и нести обязанности (правоспособность). Правоспособность юридического лица - коммерческой организации согласно Гражданскому кодексу РФ не является специальной - за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий коммерческие организации могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещённых законом[19]. В учредительных документах коммерческой организации необязательно указание на предмет и цели деятельности. Указание на предмет и цели деятельности зависит от желания учредителей организации.

Правоспособность юридического лица - коммерческой организации возникает в момент его создания и прекращается в момент его завершения. Закон и устав могут предусматривать осуществление им некоторых видов предпринимательской деятельности. Полученные от такой деятельности доходы распределяются либо идут на иные нужды, определяемые общим собранием. Такого рода деятельность не меняет основных уставных задач и объема целевой правоспособности. Участие в предпринимательских отношениях остается недоступными рамками уставных задач и он не получает общей правоспособности, свойственной коммерческой организации.

Специальная правоспособностьв значительной степени различает его от иных форм некоммерческих организаций, создается и осуществляет деятельность для удовлетворения материальных и иных потребностей его членов, тогда как другие некоммерческие организации имеют в качестве основных нематериальные цели, направленные на достижение общественных благ.

Если деятельность, которой предполагает заниматься юридическое лицо, является лицензируемой, то право осуществлять такую деятельность возникает у него только с момента получения соответствующей лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока её действия.

В случае неправомерных действий любых лиц, в том числе государственных и муниципальных органов, направленных на ограничение прав юридического лица, оно может обратиться за защитой своих прав в суд. Неправомерными должны признаваться любые действия, направленные на ограничение прав юридического лица, если они не предусмотрены законом или не соответствуют установленному этим законом порядку их применения.

Юридическое лицо осуществляет правоспособность, т.е. приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности, через свои органы. Порядок назначения или избрания органов юридического лица, а также иные правила, регламентирующие их деятельность, устанавливаются законами, иными правовыми актами и учредительными документами юридического лица. В зависимости от организационно-правовой формы юридического лица эти правила могут существенно различаться. Гражданский кодекс особо оговаривает, что в предусмотренных законом случаях юридическое лицо может приобретать гражданские права и принимать на себя гражданские обязанности через своих участников - это возможно, например, в деятельности хозяйственных товариществ.

Гражданский кодекс предусматривает обязанность для органа юридического лица (генерального директора, управляющего, или любого иного должностного лица, в полномочия которого входит осуществление тех или иных действий от имени юридического лица в силу полномочий, предоставленных ему законом или учредительными документами) действовать в интересах представляемого им юридического лица добросовестно и разумно. Критерий добросовестности и разумности имеет субъективный характер и при возникновении спора должен будет каждый раз устанавливаться судом с учётом всех обстоятельств дела[19]. И если иное не установлено законом или договором, то указанное лицо будет обязано возместить по требованию учредителей юридического лица причинённые им последнему убытки. Необходимо иметь в виду, что если не будет установлено иных правил в отношении отдельных форм юридических лиц, то предполагается, что в качестве органа юридического лица может выступать как физическое лицо - гражданин, так и другое юридическое лицо.

Но в любом случае целесообразно в отсутствие чёткого законодательного регулирования отношений между лицами, осуществляющими правоспособность юридического лица - управляющими и учредителями этих юридических лиц, большее значение придавать учредительным документам и договору, на основании которых учредители юридического лица поручают управление им определённому субъекту.

В частности, договор должен содержать перечень полномочий, которыми наделяют управляющего учредители, порядок их осуществления, вознаграждение управляющего, формы его ответственности, а также иные положения, отражающие баланс интересов учредителей, с одной стороны, и интересов управляющего - с другой.

юридический лицо исправительный

Глава 2. Особенности правосубъектности учреждений УИС

§2.1 Виды юридических лиц

Переходя к рассмотрению положения отдельных видов хозяйственных обществ и товариществ, нужно определить один распространенный недостаток правового регулирования этих видов предприятий - отсутствие комплексности регулирования, слабое сопряжение гражданского права с другими отраслями права и законодательства. Зачем предпринимателям создавать хозяйственные товарищества и принимать на себя сталь тяжкое бремя потной имущественной ответственности, если ни административное, ни налоговое законодательство ни в коей мере их к этому не подталкивают?

Полное товарищество.

Хозяйственное товарищество, участники которого солидарно несут субсидиарную (дополнительную) ответственность по его обязательствам всем своим имуществом, называется полным товариществом. Оно возникает на основе договора между несколькими участниками (полными товарищами), в качестве которых могут выступать только предприниматели - индивидуальные или коллективные.

ГК РФ исходит из принципа истинности фирмы, в соответствии с которым фирменное наименование товарищества должно включать в себя истинные имена (названия) всех его участников.

Общество с ограниченной ответственностью. Коммерческая организация, уставной капитал которой разделяется на долю заранее определенных размеров, образованная одним или несколькими лицами, не отвечающими по ее обязательствам, называется обществом с ограниченной ответственностью.

Учредительные документы обществ с ограниченной ответственностью является уставами и учредительными договорами (последний не может заключаться, если в обществе всего один участник).

Общество с дополнительной ответственностью. Коммерческая организация, уставные капиталы которых разделены на доли заранее определенных размер, образованная одним или несколькими лицами, солидарно несущими субсидиарную ответственность по ее обязательствам в размере, кратном стоимости их вкладов в уставный капитал, называется обществом с дополнительной ответственностью[16].

Специфика общества с дополнительной ответственностью состоит в особом характере имущественной ответственности участников по его долгам. Во-первых, эта ответственность является субсидиарной, а значит требования к участникам могут быть предъявлены лишь при недостаточности имущества общества для расчетов с кредиторами. Во-вторых, ответственность носит солидарный характер, следовательно, кредиторы вправе в полном объеме или в любой части предъявить требования к любому из участников, который обязан их удовлетворить. В-третьих, участники несут одинаковую ответственность, т.е. в равной мере кратную размерам их вкладов в уставный капитал (п.1 ст. 95 ГК). В-четвертых, общий объем ответственности всех участников определяется учредительными документами как величина кратная (двух-, трехкратная и т. п.) размеру уставного капитала.

В остальном этот вид обществ мало чем отличается от обществ с ограниченной ответственностью.

Акционерное общество. Коммерческая организация, образованная одним или несколькими лицами, не отвечающими по ее обязательствам, суставным капиталом, разделенным на доли, права на которые удостоверяются ценными бумагами - акциями, называется акционерным обществом.

Основное различие акционерного общества от других юридических лиц заключается в способе закрепления прав участника по отношению к обществу: путем удостоверения их акциями[5]. Это, в свою очередь, обусловливает специфику осуществления прав по акции и их передачи.

Устав признается единственным учредительным документом АО, чем подчеркивается формальный характер личного участия в обществе (п. 3 ст. 98 ГК), и утверждается на собрании учредителей.

Производственным кооперативом (артелью) признается добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной и иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов, при их личной ограниченной и дополнительной ответственности по обязательствам этой организации.

Производственный кооператив характеризуется следующими особенностями и имеет некоторые черты, которые делают эту форму хозяйственной деятельности наиболее привлекательной[14].

Во-первых, производственный кооператив - это, прежде всего добровольное объединение граждан, а не капиталов. Основу производственного кооператива составляют членские отношения, которые предопределяют и право участия в управлении кооперативом, и право на получение доли распределяемой прибыли кооператива.

Членами кооператива могут быть граждане РФ, достигшие возраста 16 лет. Наравне с гражданами РФ членами производственного кооператива могут быть иностранные граждане и лица без гражданства.

В кооперативе может состоять любое число членов. Обязательный минимум членов кооператива - пять членов. Максимальное же число членов кооператива законом не ограничено.

Во-вторых, как и всякая коммерческая организация, производственный кооператив преследует извлечение прибыли. Но прибыль в кооперативе зарабатывается собственным трудом его членов. Производственный кооператив основывается на личном трудовом и ином участии своих членов. Собственное участие составляет необходимое условие этой формы хозяйственной деятельности.

В-третьих, участие в деятельности кооператива является обязательным для всех его членов. Оно может выражаться в разных формах: трудовое участие или «финансовое участие», но в любом случае оно обязательно.

Кроме членов кооператива, принимающих личное трудовое участие, в производственном кооперативе могут работать наемные работники.

В-четвертых, как и всякая коммерческая организация, производственный кооператив преследует извлечение прибыли. Но прибыль в кооперативе распределяется между его членами с учетом того, принимает ли член кооператива личное трудовое участие или он участвует в деятельности кооператива в иных формах, в том числе путем финансового участия.

В связи с этим закон предусматривает, что прибыль в кооперативе распределяется между его членами в соответствии с их личным трудовым и иным участием, размером их паевого взноса. Между членами, не принимающими личного трудового участия в деятельности кооператива, прибыль распределяется соответственно размерам их паевого взноса.

В-пятых, признаком кооператива является его самоуправление и контроль. Это означает, что в управлении кооперативом участвуют только члены кооператива, а на общих собраниях действует правило голосования: один член кооператива - один голос, независимо от размера паев.

Потребительским кооперативом признается добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов[17].

Потребительскому кооперативу свойственны признаки, характерные для кооперативов любых видов и отличающие кооператив от других юридических лиц.

К таким признакам относятся:

членство, являющееся организационной основой формирования кооператива; демократические принципы управления кооперативами (в частности, один участник - один голос);

внесение членами кооператива имущественных паевых взносов;

удовлетворение материальных и иных потребностей членов кооператива как основная цель объединения граждан и юридических лиц в кооператив.

Потребительский кооператив в отличие от производственного является некоммерческой организацией, которая объединяет на основе членства не только граждан, но и юридических лиц. Она не предполагает обязательного личного участия своих членов в общих делах. Поэтому здесь нет ограничения на круг участников, подобных ограничениям в производственном кооперативе. Не исключается, например, возможность одновременного участия одного и того же гражданина в нескольких потребительских кооперативах.

Юридическими лицами - участниками могут быть не только коммерческие, но и некоммерческие организации (с учетом ограничений на распоряжение имуществом, имеющихся у юридических лиц несобственников, то есть унитарных предприятий и учреждений).

К числу потребительских кооперативов относятся разнообразные виды кооперативов: жилищные и жилищно-строительные, гаражные, дачные, садоводческие товарищества и другие

Государственные и муниципальные предприятия как особая разновидность коммерческих организаций. Специфика этих субъектов гражданского права состоит в том, что их имущество находится соответственно в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления[1]. Поэтому они являются единственным видом коммерческих юридических лиц, которые имеют не право собственности на принадлежащее им имущество, а вторичное вещное право. Государственные и муниципальные предприятия являются унитарными, а их имущество неделимо и не может быть распределено по вкладам. Таким образом, государственным (муниципальным) предприятием называется юридическое лицо, учрежденное государством либо органом местного самоуправления в предпринимательских целях или в целях выпуска особо значимых товаров (производства работ или оказания услуг), имущество которого состоит в государственной (муниципальной) собственности.

Учредительными документами государственных и муниципальных предприятий являются решение собственника (как правило, его представителя в лице конкретного органа государственного комитета по управлению государственным имуществом) и устав, утвержденный указанным лицом. В соответствии с п.2 ст. 52 ГК РФ в учредительных документах унитарных предприятий должны быть определены предмет и цели деятельности конкретного юридического лица[1]. Это обусловлено тем, что правоспособность государственных и муниципальных предприятий, в отличие от других коммерческих организаций, является специальной. Поэтому государственные и муниципальные предприятия не могут осуществлять любые виды деятельности, они должны заниматься только такими видами хозяйствования, которые определены им собственником в уставе. Однако это не означает, что унитарные предприятия ограничены в совершении различных сделок.

Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения. Оно создастся по решению уполномоченного на то государственного органа (комитета по управлению государственным имуществом) или органа местного самоуправления (для муниципальных предприятий) и существует за счет самостоятельно извлеченной прибыли. При этом собственник имущества предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, не отвечает по обязательствам такого предприятия, за исключением случаев субсидиарной ответственности по обязательствам обанкротившегося вследствие его указаний юридического лица[7].

Гарантией защиты интересов кредиторов унитарного предприятия является его уставный фонд. В случае снижения стоимости чистых активов предприятия ниже размера уставного фонда, зафиксированного в уставе, представитель собственника, уполномоченный создавать такие предприятия, обязан произвести уменьшение уставного фонда до величины чистых активов. При уменьшении уставного фонда пред приятие обязано письменно уведомить об этом своих кредиторов. Для такого предприятия наступают последствия, аналогичные реорганизационным, т.е. его кредиторы вправе потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательств, должником по которым является предприятие, и возмещения убытков (статья: п.2 ст. 60 и п.6 ст. 114ГК РФ)[1].

Унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления (федеральное казенное предприятие). Правовое положение унитарного предприятия, основанного на праве оперативного управления (федерального казенного предприятия), весьма специфично. С одной стороны, казенное предприятие создается для производства продукции (выполнения работ, оказания услуг) и, следовательно, осуществляет коммерческих) деятельность. С другой стороны, оно может осуществлять свою хозяйственную деятельность за счет бюджетных средств, выделенных федеральной казной[12].

Правоспособность казенного предприятия занимает промежуточное положение между правоспособностью коммерческой и некоммерческой организаций, т. е. такое юридическое лицо может быть условно охарактеризовано как «предпринимательское учреждение».

Таким образом, государство принимает на себя риски, связанные с деятельностью предприятия, и в дополнительном порядке отвечает за его долги всем своим имуществом, на которое может быть обращено взыскание. Реорганизация и ликвидация казенных предприятий также осуществляются Правительством Российской Федерации.

Некоммерческими называются организации, не преследующие цели извлечения прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющие прибыль между своими участниками (п.1 ст. 50 ГК)[1].

Установление в законе сразу двух критериев, характеризующих некоммерческую организацию, безусловно, оправданно. В сегодняшней России большинство некоммерческих организаций, не исключая и финансируемые собственником учреждения, просто вынуждено заниматься предпринимательством, чтобы свести концы с концами. Законодатель должен обеспечить такой правовой режим их деятельности, при котором неизбежное и необходимое ведение коммерции не превратится в самоцель.

Разграничение коммерческих и некоммерческих организаций, как отмечалось в литературе, является слабым местом современного гражданского законодательства. Но проблема кроется не столько в выборе подходящих критериев разграничения этих видов организаций, сколько в последовательном применении выбранных критериев к тем или иным видам юридических лиц[4]. Отмеченные законодателем признаки некоммерческих организаций вполне обоснованны и в совокупности с соответствующими методами статистического и бухгалтерского учета работоспособны. Вопрос лишь в том, сможет ли законодатель построить стройную, внутренне непротиворечивую систему некоммерческих организаций, опираясь на их общее понятие. Пока, к сожалению, сделать это не удается.

Перечень организационно-правовых форм некоммерческих юридических лиц, предусмотренный, не является исчерпывающим. Он уже существенно расширился за счет множества специальных нормативных актов, регулирующих деятельность отдельных видов организаций. Такое законодательное решение представляется весьма плодотворным, хотя и потенциально опасным.

Подводя итог, отметим, что организационно-правовая форма юридического лица это совокупность конкретных признаков, объективно выделяющихся в системе общих признаков юридического лица и существенно отличающих данную группу юридических лиц от всех остальных. Поэтому, если особенности организационной структуры юридического лица, способов обособления его имущества, его ответственности, способов выступления в гражданском обороте (хотя бы один из этих аспектов) выделяют его из числа остальных, то мы имеем дело с самостоятельной организационно-правовой формой юридического лица. В противном случае речь идет об отдельных разновидностях организаций в рамках одной и той же организационно-правовой формы.

§2.2 Особенности исправительных учреждений как юридических лиц

Единая уголовно-исполнительная система включает в себя учреждения, исполняющие наказания, территориальные и центральные органы управления УИС, а также рад других специальных организаций. Учреждения исполняющие наказания являются юридическими лицами. Исторически сложилось так, что на базе учреждении исполняющих наказания создался значительный производственный комплекс, организационно оформленный, в основном, в виде предприятий УИС. В условиях рынка предприятия, учреждения уголовно-исполнительной системы должны действовать самостоятельно, а не по планам вышестоящих организаций, обеспечивая себя всеми видами ресурсов (кроме специальных трудовых) за счет продажи своей продукции (работ, услуг). То есть, как участника имущественного оборота, предприятия учреждений исполняющих наказания можно было бы представить как юридическое лицо, но вопрос здесь обстоит гораздо сложнее по различным причинам.

В связи с этим необходимо разобраться с гражданской правосубъектностью такой хозяйствующей организации, как предприятие УИС. Экономическая и правовая природа предприятия учреждения исполняющих наказания в той юридической среде, в которой оно находится сейчас, является трудноуловимой. С одной стороны, предприятие УИС являются хозяйствующим в условиях рынка субъектом, с другой - структурным подразделением в условиях единого управления в системе.

Предприятие - категория обобщающая и юридическое лицо - лишь одна из ее сторон, подчеркивающая личный характер коллективного образования подобно человеческой личности. Не всякое лицо является субъектом права. Но предприятие может не быть юридическим лицом, а как субъект права, может иметь юридическую личность. Это такая правовая форма, которая определяет юридические границы возможного и необходимого его участия в гражданских и иных, в том числе - предпринимательских, налоговых и др., правоотношениях. Именно с этих позиций можно подойти к установлению правового положения предприятия УИН, к определению его гражданской правосубъектности. Юридическая личность предприятия учреждений исполняющих наказания устанавливается на основе Закона РФ от 21. 07.1993 г. «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» и Устава предприятия УИС[2]. Если же отрицать юридическую личность предприятия УИС, то тогда оно будет рассматриваться только как организационно-технический имущественный комплекс, то есть как объект субъективного права. Отсюда, кстати, можно сделать вывод и о том, что остальные структурные подразделения уголовно-исполнительной системы трудно назвать самостоятельными субъектами права.

Первоосновой установления правосубъектности предприятия УИС служат его функции - привлекать осужденных к труду, обучать общественно значимым профессиям. При этом на предприятие УИС не распространяется действие антимонопольного законодательства и законодательства о несостоятельности (банкротстве)[3]. Но в условиях рынка, когда государство проводит антимонопольную политику и поддерживает конкуренцию, главным вопросом для хозяйствующего субъекта является степень его предпринимательского и финансового риска, а следовательно и самостоятельная имущественная ответственность. Последнее является главным и определяющим признаком юридического лица, который отсутствует у предприятия УИС и которым его необходимо «наградить», чтобы оно самостоятельно развивалось и выживало в современной экономической среде. Тогда предприятие УИС, как юридическое лицо будет отвечать за все, что связано с его деятельностью. В настоящее время учреждение и органы управления несут субсидиарную ответственность, что лишает предприятие цели выживать и развиваться, ссылаясь только на цель (функцию) обеспечения трудовой занятости осужденных. Однако, если будет введена ответственность по обязательствам всем имуществом предприятия, то тогда появится и проблема защиты интересов учреждения от предпринимательских рисков предприятия УИС. В связи с этим необходимо будет законодательно установить ограничения в отношении размеров совершаемых сделок (как, например, это сделано в Законе об акционерных обществах), и органы управления УИС будут искать не столько хозяйственные решения для предприятий учреждений, исполняющих наказание на рынке, сколько контролировать соотношение размера сделок со стоимостью и ликвидностью принадлежащего государству имущества предприятия УИС как юридического лица[13]. Такой контроль не является посягательством на свободу договоров, заключенных предприятием УИС.

Управление в единой системе производственной и уголовно-исполнительной деятельностью по своей природе и методам различно. Представление предприятия УИС как юридического лица не только бы просто расширило его правосубъектность, но и открыло бы реальные перспективы для дальнейших его преобразований и приспособления к структурам и механизмам рынка.

В первую очередь речь пошла бы о преобразованиях отношений собственности сначала создания не только государственных унитарных предприятий, но и унитарных предприятий субъектов федерации и муниципальных.

А в дальнейшем возможно вести речь и о приватизации предприятий уголовно-исполнительной системы и о создании, например, акционерных обществ с контрольным пакетом акций у прежнего собственника. Работа осужденных на предприятиях ОАО осуществлялась бы на контрагентских началах[10].

Таким образом, выгодно выглядели бы вопросы реорганизации и реструктуризации предприятий уголовно-исполнительной системы, в том числе создании, с одной стороны, малых предприятий, с другой - объединение предприятий по отраслевому, технологическому или региональному принципу. А это позволило бы проводить и необходимую финансовую и инвестиционную политику в соответствии с федеральным и региональным законодательством.

Заключение

В данной курсовой работе была установлена попытка всестороннего освещения первостепенное значение для экономического оборота субъекта права, каким является юридическое лицо. Появление юридических лиц связано с насущной потребностью удовлетворения потребностей человека при ведении хозяйственной деятельности. И со времен Древнего Рима необходимость существования юридических лиц не отпала. Потенциал развития и совершенствования юридического лица позволил приспособить это изобретение античной эпохи к экономическим реалиям нового времени, более того, именно в эпоху капиталистических отношений в экономике, этот субъект права достиг своего расцвета.

В работе были разобраны взгляды ученых-цивилистов на сущность юридического лица. Разные точки зрения устанавливались в науке по этому поводу. В прошлом веке свой вклад в изучение сущности юридического лица внесли и советские ученые. Однако, не смотря на множество разнообразных теорий, ученым так и не удалось прийти к общему мнению, которое бы не вызывало споров и максимально точно раскрывало сущность юридического лица.

Что же касается нашей точки зрения, то я придерживаюсь такой точки зрения - сущность правовых явлений лежит вне рамок изучения и познания учеными-юристами; право лишь отражает процессы проходящие в экономике, политике, общественных отношениях и общественном сознании. Для ученого-юриста предметом исследования является только содержание правовой нормы. Подобный подход более объективен, а значит и более близок к истине, то есть является более научным и обоснованным.

Вместе с тем, целостная деятельность уголовно-исполнительной системы включает в себя учреждения, исполняющие наказания, территориальные и центральные органы управления УИС России, а также рад других специальных организаций. На наш взгляд, с точки зрения теории гражданского права существует много различий между производственным и потребительским кооперативом. Необходимо отметить, что неопределенность правового положения некоторых юридических лиц приводит к тому, что рассмотрение споров с их участием несколько затрудняется.

Соответственно учреждения исполняющие наказания являются юридическими лицами и обладают всеми правами и обязанностями, возникающими в соответствии с принадлежностью учреждений, исполняющих наказание, к юридическим лицам.

Библиографический список

Нормативно - правовые акты:

. Гражданский кодекс РФ. Часть первая. // Собрание законодательства РФ. 1994. № 32. Ст. 3301; Гражданский кодекс РФ. Часть вторая. // Собрание законодательства РФ. 1996. №5. Ст.410.

2. Закон «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»: [закон: от 21 июля 1993 г. № 5473-1-ФЗ: в ред. от 20 апреля 2015 г. № 260-ФЗ] // СПС «Консультант Плюс».

Научная и учебная литература:

. Абова Т.Е. - Субъекты гражданского права. М., 2013. С.44.

. Алексеев С.С. - Общая теория права. М., 2014. С.510.

. Ануфриева Л.М. Скачкова Н.С. - Физические и юридические лица: правовое положение в России. Самара, 2014. С.609.

. Брагинский М., Ярошенко К. - Основные признаки юридического лица. М., 2013. С.437.

. Борисов К.М. - Юридическая ответственность и законность. М., 2013. С.830.

. Братусь С.Н. - Субъекты гражданского права. М., 2014. С.367.

. Братусь С.Н., Иоффе О.С. - Гражданское право. М., 2014. С.159.

. Дозорцев В.Д. - Принципиальные черты права собственности в Гражданском кодексе. М., 2013. С.285.

. Кудашкин В.В. - Юридические лица в гражданском праве. М., 2013. С.377.

. Кутафин О.Е. - Российская Федерация, её субъекты и муниципальные образования как субъекты гражданского права. СПб, 2013. С.436.

. Мейер Д.И. - Русское гражданское право. М., 2012. С.320.

. Никитин Е.П. - Правовой статус юридических лиц. М., 2013. С.549.

. Суханов Е.А. - Гражданский кодекс в хозяйственном праве. М., 2014. С.83.

. Храпов С.Т. - Правовые проблемы гражданской правосубъектности. Свердловск, 2013. С.2014.

. Шершеневич Г.Ф. - Учебник русского гражданского права. М., 2014. С.142.

. Юрченко А.К. - Общие положения гражданского права. М., 2012. С.180.

. Яковлев В.Ф. - Гражданский кодекс и государство. Проблемы. Теория. Практика. М., 2013. С.420.

Похожие работы на - Органы и учреждения УИС как субъекты гражданского права

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!