Нормативно-правовое обеспечение валютного контроля экспортно-импортных операций, осуществляемого таможенными органами Российской Федерации

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    22,72 Кб
  • Опубликовано:
    2016-09-26
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Нормативно-правовое обеспечение валютного контроля экспортно-импортных операций, осуществляемого таможенными органами Российской Федерации

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

. Валютное законодательство Российской Федерации

2. Понятие и принципы валютного регулирования и валютного контроля

3. Предмет и сущность государственного контроля экспортно-импортных операций

Заключение

Список использованных источников


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. С образованием Таможенного союза появились новые пути оттока капитала за рубеж. Схемы, используемые для вывоза капитала из Российской Федерации в страны Таможенного союза после отмены внутреннего таможенного контроля на границах между этими странами, описаны экспертами в статье Д. Яковенко «Торговля пустотой». Отечественные резиденты переводят денежные средства по внешнеторговым контрактам, по которым затем якобы осуществляется «ввоз» товаров из республик. Данные средства перечисляются на финансовые счета «продавцов» в иностранных банках, которые находятся за пределами этих стран. Проконтролировать такие поставки на фиктивность невозможно, поскольку ввоз товаров в Россию в рамках Таможенного союза осуществляется не на основе контролируемой декларации на товары, а товарно-транспортными накладными, которые не проходят контроль на таможне. Подделать их не составляет труда. Поэтому и возможны такие ситуации, когда клиент представляет в банк подложную товарно-транспортные накладную и оплачивает ее, выводя, таким образом, капитал из страны. Экспертами отмечается, что решению проблемы способствовало бы наличие системы документального подтверждения перемещения товаров через границы стран Таможенного союза, возможно, в электронном виде, а также развитие сотрудничества стран Таможенного союза в сфере валютного контроля.

В России в целях противодействия реализации этих схем была введена уголовная ответственность за данные нарушения законодательства, а именно статья 193.1 УК РФ «Совершение валютных операций по переводу денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации на счета нерезидентов с использованием подложных документов» (введена в УКР Ф с 01.07.2013).

Объектом исследования являются общественные отношения, урегулированные нормами финансового и таможенного права, складывающиеся в процессе валютного контроля экспортно-импортных операций, осуществляемого таможенными органами Российской Федерации.

Предметом исследования выступают: нормы финансового, таможенного, налогового и иных отраслей права и законодательства, на основе которых формируется правовое обеспечение валютного контроля экспортно-импортных операций, осуществляемого таможенными органами в России.

Целью работы является изучение теоретико-методологических основ нормативно-правового обеспечения валютного контроля экспортно-импортных операций, осуществляемого таможенными органами Российской Федерации в границах Таможенного союза.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

) охарактеризовать валютное законодательство России;

) проанализировать понятие и принципы валютного регулирования и валютного контроля;

) рассмотреть предмет и сущность государственного контроля экспортно-импортных операций.

Методологическая основа исследования обусловливается применением комплекса общенаучных и специальных методов познания, базирующихся на категориях и принципах материалистической диалектики.

Структура работы: работа состоит из введения, трех разделов, заключения, а также списка использованных источников.


1. Валютное законодательство Российской Федерации

Стоит отметить, что в действующей в настоящее время, системе источников именно валютного права, имеется некоторая специализированная группа нормативно-правовых актов. Такая группа имеет следующее наименование - законодательство валютного характера Российской Федерации, сюда же, как правило, относят и все действующие акты органов, осуществляющих валютное регулирование, а так же акты органов, осуществляющих валютный контроль. Наличие данной системы, является официально закрепленным статьей 4, действующим Законом о валютном регулировании. Именно в данном законе предоставляется полная информация, относительно следующих данных:

структура действующего валютного регулирования;

четкое разъяснение относительно самого понятия акта валютного законодательства;

нормы договоров и Законов международного характера, в области валютного регулирования;

действующие акты всех органов регулирования валютного характера;

характеризуется предмет валютного регулирования всех органов валютного контроля.

На самом деле, в самом узком смысле, посредствам действующего Федерального Закона «О валютном регулировании и валютном контроле» осуществляет формирование полноценную систему источников права валютного характера.

В данном случае важно отметить, и тот факт, что действующих правовых актов в настоящее время, присутствует существенное количество, именно исходя из данного факта, они подлежат систематическому подразделению.

Так, на основании субъекта правотворчества, все действующие в валютной сфере нормативно-правовые акты, подразделяются на:

действующие акты законодательства валютного характера Российской Федерации;

действующие акты валютного характера органов местного значения и регулирования;

действующие акты контроля валютного характера.

Более того, наличие каких-либо прочих актов валютного регулирования не входящих в указанную выше систему валютного регулирования и контроля, не допускается, и являются не действительными.

Например, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа указал, что «в состав валютного законодательства РФ не входит Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации, поскольку исчерпывающий перечень видов актов валютного регулирования дан в п. 1 ст. 4 Закона о валютном регулирования.»

В данном случае, так же важно отметить, что в действующем законе о валютном регулировании нет полноценного и общепринятого понятия валютного законодательства, однако присутствует достаточно развернутая, понятна и прозрачная структура законодательства валютного характера. Исходя из выше изложенной информации, очевидно, что в систему валютного законодательства входят исключительно и только законы федерального характера. Наличие данного факта объясняется пунктом «ж», статьи 71, действующей редакцией Конституции Российской Федерации, на основании которого, валютное регулирование имеет полноценное и непосредственное отношение к исключительной компетенции именно Российской Федерации.

На текущий момент, в деятельности российской системы права, нет принятых и действующих законов федерального характера, направленных на осуществление непосредственного валютного регулирования. Однако, не смотря на данный факт, указанный выше Закон «О валютном регулировании» имеет в своем содержании некоторые, так называемые, отсылочные нормы, которые могут послужить основой для дальнейшего их развития в прочих федеральных законах. Такие нормы, принятые на данном основании, будут являться именно актами законодательства валютного характера. Положения данного характера, нашли свое отражения в Законе «О валютном регулировании», в статьях 11, 18 и 22. Более того, действующими актами законодательного характера Российской Федерации, так же могут быть введены случаи, когда присутствует исключение из данной нормы. Могут быть установлены некоторые требования относительно определения личности в процессе оформления сделки купли-продажи физическими лицами в иностранной валюте, либо же чеками, номинальная стоимость которых, выражена именно в иностранной валюте. Более того, именно Законом «О валютном регулировании» (п.7, ч.7, ст. 18) устанавливается запрет относительно открытии вклада, либо счета в банках, находящимися за пределами Российской Федерации.

Так же, на основании именно данного Закона, устанавливаются ограничения по осуществлению следующего ряда операций:

осуществление переводов денежных средств на конкретный банковский счет;

осуществление вывоза валюты Российской Федерации за пределы данной страны;

осуществление вывоза любых ценных бумаг имеющих бумажное подтверждение.

Указанные выше ограничения очерчивают круг обязанностей, для которых действующий Закон «О валютном регулировании» дозволяет принятие соответствующих федеральных законов, в виде актов законодательства валютного регулирования.

Процессы интеграции Российской Федерации в международное экономическое пространство способствовали появлению в валютном законодательстве норм о приоритете норм международного договора РФ. В ч.2 ст.4 Закона о валютном регулировании содержатся правила действия международных договоров в сфере валютного регулирования и валютного контроля на территории РФ.

Указанная выше норма - это не что иное, как конкретизация части 4, статьи 15 Конституции Российской Федерации. Стоит отметить, что Конституцией так же закреплен факт верховенства действующих норм договора РФ международного назначения над внутренним законодательством страны. Наличие указанного факта, является результатом систематического развития законодательства Российской Федерации в области политики, а так же ее постепенного расширения области воздействия. Именно это послужило основой для создания и принятия в области валютного регулирования унифицированных норм.

Договоры РФ международного назначения так же применяются и к отношениям валютного характера, за исключением тех случаев, когда из договора Российской Федерации международного характера, очевидно, что его применение возможно только при наличии и применении актов валютного законодательства внутригосударственного значения. Так же следует отметить, что если нормы установленные посредством международного договора РФ валютного законодательства и нормы, установленные Законом о валютном регулировании расходятся, преимущество остается за нормами международного договора РФ. Исключением из данного правила, являются так же ситуации, когда на основании самого договора международного назначения РФ валютного регулирования, необходимо использования норм регулирования внутригосударственных актов действующего в Российской Федерации законодательства валютного характера.

Следует иметь в виду, что рассматриваемая норма Закона о валютном регулировании имеет не только декларативный характер, но так же используется для индивидуального применения, так как Российская Федерация является участницей многих международных договоров, нормы которых регулируют валютные операции.

Статьёй 5 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации» устанавливаются полноценные, официальные правила приоритета договора о валютном регулировании международного характера, которые представлены ниже:

международные договора Российской Федерации, имеющие валютный характер, на ряду с прочими официально закрепленными принципами и нормами, выступает в качестве полноценной и обоснованной части действующей системы правового характера;

при наличии, каких либо расхождений, в установленных законом требованиях и действующими принципами, стандартами договора международного характера, применяются последние;

в случае, если присутствует официальная публикация норм, относительно договоров международного характера Российской Федерации, какое-либо дополнительное их подтверждение уже не требуется, то есть по факту, издание внутригосударственного акта не является необходимым и ни как не повлияет на наличие указанной выше публикации.

Именно посредствам указанных выше положений, договор международного характера Российской Федерации, выступает в качестве обособленной и важной части полноценного регулирования валютного характера. Как отмечалось уже выше, такие договора обладают существенным преимуществом перед прочими актами внутригосударственного характера Российской Федерации, в случае, если между ними возникают какие-либо спорные вопросы.

Основными органами регулирования валютного характера, являются: Правительство Российской Федерации, а так же Банк России. Ими осуществляются издание актов валютного регулирования, только в определенных случаях, официально установленных и закрепленных Законом «О валютном регулировании». Таким образом, очевидно, что акты такого характера, будут иметь подзаконное обоснование и как следствие, обладают минимальной действующей, юридической силой. Все, действующие акты нормативного характера, в области валютного регулирования, имеют исключительно более низкое положение, нежели полноценные акты регулирования валютного характера, действующие на территории Российской Федерации, и являющиеся полноценной ветвью ее власти. Данный вид актов, издается в строго определенных и обозначенных случаях установленных Федеральным законом в области валютного регулирования. Прочие акты, любого характера, не являются каким-либо обоснованием для создания актов, для органов регулирования валютного характера.

«Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 14 декабря 2000 г. №268-О подтверждено, что Банк России осуществляет полномочия государственной власти. Нормотворческие полномочия Банка России предполагают его исключительные права и обязанности по установлению обязательных для органов государственной власти, всех юридических и физических лиц правил поведения по вопросам, отнесенным к его компетенции и требующим правового регулирования».

Рассматривая действие актов законодательства валютного характера Российской Федерации во времени, стоит отметить, что их применение имеет прямое отношение к факту принятия. Только после официального принятия акта, его действие распространяется на соответствующие ситуации, и имеет законную силу. Исключения так же составляют определенные и официально закрепленные случаи, предусмотренные исключительно федеральным законом. Действие всех актов валютного законодательства распространяют свое влияние только на конкретные действия, права и обязанности, возникающие исключительно после вступления их в законную силу. Так же присутствует общее правило, на основании которого, вступившие в силу акты регулирования валютного характера и акты действующих органов валютного регулирования не обладают силой обратного действия.

Установленный выше факт, относительно обратной силы указанных выше актов и органов, имеется только в актах валютного регулирования, и не предусматривается в действующих актах органов регулирования валютного характера. Наличие данного факта официально закреплено законом частью 4, статьи 4 Закона «О валютном регулировании». Именно в данном документе изложена полноценная и исчерпывающая информация относительно ситуаций, уместных для применения обратной силы актов, находящихся в ведении органов валютного регулирования, посредством равнозначных актов. В этом же документе, устанавливаются и перечисляются все ситуации, когда применение обратной силы актов валютного регулирования не представляется возможным. Одним из наиболее значимых запретов применения обратной силы акта, является факт, установления, каких-либо новых обязанностей, именно для резидентов или не резидентов, на основании которых будет присутствовать существенное ухудшения их нынешнего положения.

В ч.3 ст.55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Конституционным судом РФ, указано, что «публичные интересы, перечисленные в ч.3 ст.55 Конституции, могут оправдать правовые ограничения прав и свобод, только если такие ограничения отвечают требованиям справедливости, являются адекватными, пропорциональными, соразмерными и необходимыми для защиты конституционно значимых ценностей, в том числе прав и законных интересов других лиц, носить общий и абстрактный характер, не иметь обратной силы и не затрагивать само существо конституционного права, т.е. не ограничивать пределы и применение основного содержания соответствующих конституционных норм».

При рассмотрении актов, на основании которых, осуществляют свою деятельность Банки Российской Федерации, не имеют права на осуществление их обратной силы. Данное правило закреплено статьей 7, действующего Закона «О Банке России». В данном же документе так же присутствуют исключения, относительно актов нормативного регулирования именно валютного характера. Как уже отмечалось выше такие акты, в определенных, официально закрепленных случаях, могут иметь обратную силу.

Все законодательные акты Российской Федерации, валютного регулирования, а так же акты действующих органов валютного регулирования, в обязательном порядке публикуются официально и период не позднее семи дней, после их непосредственного подписания Президентом Российской Федерации.

«Официальным опубликованием федерального конституционного закона, федерального закона, акта палаты Федерального Собрания считается первая публикация его полного текста в "Парламентской газете", "Российской газете", "Собрании законодательства Российской Федерации" или первое размещение (опубликование) на Официальном интернет-портале правовой информации. Официальным периодическим изданием Федерального Собрания является «Парламентская газета», следовательно, федеральные законы подлежат обязательному опубликованию в ней.

Если самими федеральными законами не установлен другой порядок вступления их в силу, то по истечении десяти дней после дня их официального опубликования Федеральные законы вступают в силу одновременно на всей территории РФ.

Нормативные акты Банка России, согласно ст. 7 Закона, вступают в силу по истечении 10 дней после дня их официального опубликования. Официальным изданием Банка России является «Вестник Банка России».

«Неопубликованные акты валютного законодательства Российской Федерации и акты органов валютного регулирования не применяются. Требования настоящего абзаца не распространяются на акты или отдельные положения актов органов валютного регулирования, содержащие сведения, составляющие государственную тайну в соответствии с Законом Российской Федерации от 21 июля 1993 года №5485-1 "О государственной тайне"». Могут издавать акты валютного контроля по вопросам, отнесенным к их компетенции органы валютного контроля, только в случаях и пределах, предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации и актами органов валютного регулирования.

Актами органов валютного контроля являются акты Банка России и Федеральной службы финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзора). Но Банк России является одновременно и органом валютного регулирования и вправе принимать нормативные акты в данной сфере, поэтому положение, согласно которому акты органов валютного контроля не должны содержать положения, касающиеся вопросов регулирования валютных операций, распространяется только на Росфиннадзор.

Практически невозможно определить, в каком качестве выступал Банк России при издании того или иного нормативного акта, поскольку в валютных правоотношениях Банк России имеет двойной статус: органа валютного регулирования и органа валютного контроля.

«Нормативные правовые акты по вопросам валютного регулирования издают органы валютного регулирования, а Росфиннадзор, как орган валютного контроля, издает акты ненормативного характера в сфере валютного контроля, т.е. индивидуальные правовые акты», например:

предписания об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования;

«акты, принимаемые в рамках производства по делам об административных правонарушениях, ответственность за которые предусмотрена ст.15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, т.е. протоколы об административных правонарушениях»;

«постановления и определения по делу об административных правонарушениях».

Согласно ч.6 ст.4 Закона о валютном регулировании все неустранимые сомнения, противоречия и неясности любых актов в области валютного регулирования и валютного контроля должны толковаться в пользу резидентов и нерезидентов, следовательно, нормативные акты в области валютного регулирования и валютного контроля должны обладать точностью и прозрачностью.

Указанные выше правовая норма, в области валютного регулирования, установлена по аналогии действующего положения, обозначенного пунктом 7, статьи 3 Налогового Кодекса Российской Федерации, где указанно, что все противоречия относительно налогов и сборов, решаются на основании действующего законодательства, но в пользу резидента или нерезидента.

. Понятие и принципы валютного регулирования и валютного контроля

Основы правового характера;

Принципы регулирования валютного характера;

Круг полномочий действующих органов валютного контроля;

Права резидентов по отношению к их собственным владениям, либо же ценным бумагам, находящихся за границами территории Российской Федерации;

Обязанности резидентов по отношению к их собственным владениям, либо же ценным бумагам, находящихся за границами территории Российской Федерации;

Порядок использования, а так же распоряжения ценностями валютного характера в Российской Федерации;

Порядок пользования валютой РФ;

Порядок пользования ценными бумагами внутреннего характера;

Права агентов, а так же непосредственных органов регулирования валютного законодательства;

Обязанности агентов, а так же непосредственных органов регулирования валютного законодательства;

Как правило, под валютным регулированием понимается деятельность, которую осуществляют соответствующие органы государственной власти направленную на регулирование и управление непосредственного обращения валюты, а так же осуществление постоянного контроля валютного характера, оказание влияние на изменение курса валюты и систематическое ограничение использование валюты иностранного значения.

В разное время на валютное регулирование оказывалось влияние целым рядом факторов правового и политико-экономического характера. Присутствовало использование валюты иностранного происхождения еще во времена Киевской Руси. Например, князья, собирая дань с захваченных территорий, устанавливали требования, в виде ее уплаты в соответствующей валюте (иностранными монетами). Псков и Новгород в торговом обороте, использовали не только российские рубли, но и литовские, а так же немецкие монеты, последние в обязательном порядке должны были иметь в своем составе определенный процент серебра. Стоит отметить, что еще на Руси, князьями вводилось соответствующее ограничение на использование в обороте валюты иностранного происхождения, данный период обозначается концом четырнадцатого и началом пятнадцатого веков. Однако, не смотря на ограничение в использовании, до 1923 года, она присутствовала и активно использовалась на всей территории данной страны. Наличие таких ограничений, были связаны преимущественно именно с возникновением не стабильных, кризисных ситуаций, во всех сферах деятельности государства. В соответствующий период присутствовало существенное ограничение на использование иностранной валюты частными лицами. Более того, в этот период присутствовал уже некоторый валютный контроль, который осуществлялся административным управлением прямого воздействия.

В Российской Федерации вследствие изменения политического режима и расширения внешнеэкономической деятельности потребовалось правовое регулирование оборота иностранной валюты. На основании указанной выше информации, появления соответствующего закона, было очевидно - Закон Российской Федерации «О валютном регулировании и валютном контроле» от 9 октября 1992 года. Но, принятый закон носил лишь формальный характер, каждая его норма наполнялась конкретным содержанием практически лишь с помощью многочисленных противоречащих друг другу нормативных актов (около 250). Как следствие, был принят Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» в 2003 году. Новый Федеральный закон призван более четко урегулировать функционирование валютного рынка, обращение иностранной валюты и решить накопившиеся проблемы.

Следующим, достаточно серьезным шагом, принято считать формирование общепризнанных принципов осуществления валютного регулирования.

В соответствии со ст.3 Федерального Закона основными принципами валютного регулирования и валютного контроля являются:

) приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования;

) исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов;

) единство внешней и внутренней валютной политики Российской Федерации;

) единство системы валютного регулирования и валютного контроля;

) обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций.

Суть первого принципа относительно приоритета мер экономического характера при осуществлении политики государства при регулировании валютных операций, сводится к следующему: органы государственной власти при осуществлении регулирования иностранной валюты, преимущественное предпочтение отдают именно мерам экономического характера, оставляя политические меры на втором месте. Наличие такого регулирования, четко прослеживается во времена бывшего СССР. Так, к экономическим мерам валютного регулирования можно отнести следующие важные моменты:

Систематическое развитие, а так же поощрение при осуществлении торговых операций внешнего характера и юридическими и физическими лицами;

Предоставление льгот различного характера. Сюда относятся и льготы по налоговому бремени, предоставление полноценных разрешений для осуществления банковских операций за рубежом, осуществление целенаправленного финансирования, за счет бюджетных средств предприятий различного характера, так же организаций, связанных с осуществлением деятельности в области экспортно-импортных организаций.

Государственная политика в области валютного регулирования, так же достаточно часто именуется как «валютная политика».

Основными органами власти, на которые направленна деятельность валютной политики именно государственного характера, являются:

Правительство;

Центральные финансовые органы;

Национальный банк.

Второй, указанный выше принцип выступает в качестве определенной части общего принципа государственного невмешательства в непосредственную деятельность всех действующих субъектов. Исключение так же составляет именно ситуации, закрепленные в законодательстве Российской Федерации. Достаточно важным фактом, является именно то, что на текущее состояние экономики оказывает существенное влияние и валютная политика. Именно исходя из данного факта, осуществление какого-либо вмешательство в валютные отношения, осуществляемые резидентами или нерезидентами, направленно именно на:

предотвращение какого-либо сокращения текущего состояния золотовалютных резервов;

любых скачков валютного курса;

предотвращения совершения сделок валютного характера незаконным путем.

Так, в соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 г. №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», на основании статьи 6. «Обязательному контролю подлежат операции по покупке и продаже иностранной валюты в крупных размерах Операция с денежными средствами признается совершенной в крупном размере (если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600 000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600 000 рублей, или превышает ее, а также сделки с недвижимостью, если сумма сделки в иностранной валюте равна либо превышает сумму 3 000 000 рублей) перевод денежных средств за границу на счет (во вклад), открытый на анонимного владельца, и некоторые другие операции».

Третий принцип: единство внутренней и внешней валютной политики Российской Федерации. Данный принцип определяет тот факт, что государство Российской Федерации при осуществлении процесса регулирования в области валютного контроля, ориентируется преимущественно на общие, принятые для всех правила и стандарты, действующие как внутри страны, так и на мировом валютном рынке.

Четвертый принцип единства системы валютного регулирования и валютного контроля предполагает формирование общей структуры регулирования валютных операций. Регулирование валютного характера происходит только на основании действующих Законов федерального назначения. Принятые же акты относительно регулирования правоотношений в области валютного регулирования оказывают свое влияние и действие только в случаях, которые предусмотрены только действующим валютным законодательством.

Пятый принцип обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций, также является и конституционным положением. Для всех участников, имеющих отношения к совершаемым валютным правоотношениям, со стороны государства осуществляется и гарантируется полноценная административная и судебная защита. Однако, наряду с государственной защитой, каждый резидент и не резидент имеет полное право выбрать прочие способы защиты своих собственных интересов. Государства, наравне с резидентами и нерезидентами, так же имеет полное право на защиту всех своих интересов при участии в совершении сделок валютного характера, в том числе и в ситуациях, когда государство является субъектом сделок валютного характера.

Основными элементами регулирования валютного характера являются: валютная интервенция, формирование валютных резервов и валютные ограничения.

Валютная интервенция представляет собой целенаправленное воздействие центрального банка страны на валютный рынок и валютный курс. Осуществляется валютная интервенция, прежде всего для регулирования курса иностранных валют в интересах государства.

Государство в целях своевременного осуществления международных расчетов, а также для получения дохода и регулирования валютного рынка осуществляет полноценное формирование необходимых резервов валютного характера, такие резервы так же носят международный характер. Под международными резервами понимаются некоторые обособленные финансовые активы, обладающие наивысшим уровнем квалификации и всегда находящиеся в полноценном распоряжении Банка России и Правительства Российской Федерации и складывающиеся из активов в иностранной валюте, монетарного золота, специальных прав заимствования (СДР), резервной позиции в МВФ и других резервных активов.

Правительство Российской Федерации устанавливает порядок расчетов и переводов по валютным операциям между резидентами и нерезидентами. Центральный банк Российской Федерации и Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством федеральные органы исполнительной власти (Служба внешней разведки Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации и др.) без ограничений осуществляют все виды валютных операций.

валютный таможенный экспортный импортный

3. Предмет и сущность государственного контроля экспортно-импортных операций

Валютный контроль осуществляется на основании действующего Федерального Закона «О валютном регулировании и валютном контроле», его основными регулирующими органами выступают: Правительство Российской Федерации, агентами, а так же органами контроля валютного характера.

В состав органов валютного регулирования в Российской Федерации являются:

Центральный Банк Российской Федерации;

Органы исполнительной власти федерального назначения, на основании уполномоченного делегирования необходимых прав и обязанностей со стороны Правительства Российской Федерации.

За всеми операциями, которые совершаются именно кредитными учреждениями, осуществляется контроль со стороны Центрального банка Российской Федерации.

Агенты валютного контроля, в соответствии со ст.5 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» - это «уполномоченные банки, не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, а также государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)», таможенные органы и налоговые органы».

В пределах своей компетенции федеральные органы исполнительной власти, являющиеся органами валютного контроля, и агенты валютного контроля, не являющимися кредитными организациями, осуществляют контроль над осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами.

Координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти, являющихся органами и агентами валютного контроля в области валютного контроля, обеспечивает Правительство Российской Федерации, а также их взаимодействие с Центральным банком Российской Федерации.

«Как агентов валютного контроля таможенных и налоговых органов с Центральным банком Российской Федерации обеспечивает взаимодействие Правительство Российской Федерации».

Центральный банк Российской Федерации с прочими органами, которые осуществляют так же валютный контроль, взаимодействует при непосредственном обмене необходимой информации, на основании действующего законодательства Российской Федерации, уполномоченных банков и не являющихся уполномоченными банками профессиональных участников рынка ценных бумаг как агентов валютного контроля с органами валютного контроля и другими агентами валютного контроля.

Центральным Банком Российской Федерации, устанавливаются порядок, способы и объемы передаваемой информации, в адрес агентов таможенных и налоговых органов для выполнения ими установленных функций в области валютного регулирования.

На основании действующего государственного законодательства все должностные лица органов, либо агентов, осуществляющие валютное регулирование обладают следующими правами:

) осуществление непосредственных проверок, в области соблюдения резидентами и нерезидентами действующего валютного законодательства Российской Федерации;

) проведение проверок достоверности учета и отчетности и полноты по валютным операциям резидентов и нерезидентов;

) «направление запросов» и получение документов и информации, связанных с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов. «Срок для представления документов по запросам органов и агентов валютного контроля обязателен и со дня подачи запроса не может составлять менее семи рабочих дней».

Органы валютного контроля, так же выделяют конкретные должностные лица, которые обладают следующим перечнем прав:

) предоставлять, соответствующий документ с целью устранения всех выявленных нарушений, законодательства Российской Федерации валютного характера, а так же действующих актов органов валютного регулирования;

) осуществлять полноценную меру наказания за совершенное нарушения актов регулирования валютного характера, на основании действующего законодательства Российской Федерации;

Так же на основании действующего законодательства валютного регулирования присутствует установленный порядок предоставления и оформления всех документов при совершении валютных сделок. Более того, агентами валютного контроля, может запрашиваться и предоставляться вся необходимая информация для совершения сделки. Установленный порядок включает в себя:

. Правительством Российской Федерации в целях представления агенту валютного контроля, за исключением уполномоченного банка и профессионального участника рынка ценных бумаг;

. Центральным банком Российской Федерации в целях представления уполномоченному банку и профессиональному участнику рынка ценных бумаг.

В пределах своей компетенции агенты валютного контроля в целях осуществления валютного контроля запрашивают и получают от резидентов и нерезидентов следующие документы, связанные с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов:

) документ, удостоверяющий личность физического лица;

) документ о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;

) для нерезидентов документ, удостоверяющий статус юридического лица, для резидентов документы о государственной регистрации юридического лица;

) свидетельства о постановке на учет в налоговом органе;

) документ, удостоверяющий право лиц на недвижимое имущество;

) документ, удостоверяющий право нерезидента на осуществление валютной операции, открытие счета (вклада), оформляемый и выдаваемый органом страны места жительства (места регистрации) нерезидента, если получение нерезидентом таких документов предусмотрено законодательствами иностранных государств;

) регистрационный документ в случае, когда предварительная регистрация была предусмотрена;

) документ (проект документа), являющийся основанием для проведения валютной операции, включая договор (соглашение, контракт) и дополнение и (или) изменение к ним, доверенность, выписку из протокола общего собрания или иного органа управления юридического лица; документ, содержащий сведения о результате торгов (в случае их проведения); документ, подтверждающий факты передачи товара (выполнения работ, оказания услуг), информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительного права на них, акт государственного органа;

) документ, оформляемый и выдаваемый кредитной организации, включая ведомость банковского контроля, банковскую выписку; документ, подтверждающий совершение валютной операции, в том числе оформляемый и выдаваемый банком, расположенным за пределами территории Российской Федерации;

) таможенная декларация, документ, подтверждающий ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации товаров, валюты Российской Федерации, иностранной валюты и внешних и внутренних ценных бумаг в документарной форме;

) паспорта сделки;

) документ, подтверждающий, что физические лица являются супругами или близкими родственниками, включая документ, выданный органом записи актов гражданского состояния (свидетельство о заключении брака, свидетельство о рождении), вступившее в законную силу решение суда об установлении факта семейных или родственных отношений, об усыновлении (удочерении), об установлении отцовства, а также записи в паспортах о детях, о супруге и иные документы;

) документ, подтверждающий факт постоянного проживания физического лица, являющегося гражданином Российской Федерации, в иностранном государстве в соответствии с законодательством этого государства;

) договор финансирования под уступку денежного требования (факторинга) и (или) договор о последующей уступке денежного требования;

) письменное уведомление об уступке (последующей уступке) денежного требования финансовому агенту (фактору);

) документ, подтверждающий совершение операций и расчетов.

Представленный выше перечень документов не является обязательным для совершения валютной сделки. Любым органом, либо же агентом, осуществляющим регулирование валютного характера, могут запрашиваться всего несколько документов, необходимых именно для данной операции.

Все документы, которые предоставляются резидентом или нерезидентом в органы валютного регулирования, в обязательном порядке должны быть действительны, на момент их подачи и совершения сделки. В случае, если предоставляемые документы составлены на иностранном языке, в течение определенного срока, в адрес валютных органов, или агентов направляется полноценная и надлежащим образом переведенная копия такого документа. В случаях, когда запрашиваемый документ поступает от государственных органов иностранного государства, юридическое лицо приобретает статус нерезидента. Такой документ подлежит обязательной легализации в законодательно установленном порядке. «Иностранный официальный документ может быть представлен без легализации в случае, предусмотренном международным договором Российской Федерации».

Все документы, предоставляемые в органы валютного регулирования для совершения операций должны быть подлинными, либо же официально заверенными копиями надлежащим образом. Более того, если для совершения какой-либо сделки, необходимо использовать только часть документов, допускается предоставление только нужной части, оформленной соответствующим образом, на основании установленного порядка.

«Уполномоченный банк отказывает в осуществлении валютных операций в случаях непредставления лицом требуемого документа, либо представления им недостоверного документа».

Предоставляя оригинал любого документа в органы валютного контроля, с ним ознакомляются, проверят подлинность и возвращают обратно законному владельцу. При возникновении такой ситуации, в материалах совершенной сделки будет присутствовать заверенная по всем правилам копия такого документа. Заверяются такие документы именно органами валютного контроля или агентами валютного регулирования.

Любой документ, запрашиваемый органами валютного регулирования, действующими агентами валютного контроля, соответствующими территориальными подразделениями, и предоставляемый резидентом или нерезидентом, осуществляется только один раз, до момента изменения каких либо личных данных. Исключение в данном случае является ситуации, вследствие которых произошла утеря необходимого документа вследствие деятельности непреодолимой силы. Если в указанном документе, происходит изменение каких-либо сведений, данных, то резидент или нерезидент, в обязательном порядке должен уведомить соответствующие органы валютного регулирования о наличие данного изменения. Данном случае, информация может быть предоставленная: территориальным подразделениям органов валютного контроля, агентам валютного контроля, территориальным подразделениям агентов валютного контроля. При необходимости изменения той или иной информации, у резидента или нерезидента, может быть потребован органами валютного регулирования только тот документ, который имел изменения и является необходимым в осуществлении деятельности предпринимательского характера, а также имеет прямое использование при осуществлении любых хозяйственных операций, на основании общепринятых правил действующего бухгалтерского учета. При наличии данной ситуации, как правило, специального документа, для использования валютным контролем не требуется.

По специально оформленному запросу, таможенный орган на основании полноценного согласования с Центральным Банком Российской Федерации, предоставляет всю информацию относительно осуществления таможенными органами соответствующих сделок в виде оформленных на товар деклараций. Данная информация предоставляется в электронном виде. Такая информация передается в адрес Центрального банка Российской Федерации и уполномоченного банка.

«Таможенный орган передает предусмотренную информацию в электронном виде уполномоченному банку не позднее трех рабочих дней со дня, следующего за датой выпуска (условного выпуска) таможенными органами Российской Федерации товаров».

В обязанности должностного лица, осуществляющий валютный контроль, входят:

) осуществление систематического контроля фактического соблюдения всех актов действующего валютного законодательства Российской Федерации, а так же актов органов регулирования валютного характера всеми резидентами и нерезидентами;

) предоставлять своевременную информацию всем органам валютного контроля, по всем операциям и сделкам валютного характера, осуществляемых с участием данных лиц, в установленном и официально закрепленном порядке, в актах законодательства Российской Федерации валютного характера и актах органов валютного регулирования.

Так же в рамках действующего законодательства, агенты валютного контроля имеют полное право осуществлять передачу информации друг другу. При этом такой обмен информации не будет являться нарушением тайны любого вида (банковской, коммерческой, налоговой, либо любой другой, установленной законом). Более того, факт передачи информации, необходимой для совершения валютной операции, не будет считаться нарушением конфиденциальности по отношению к тому или иному резиденту или нерезиденту (участнику валютной операции).

Орган или агент валютного контроля при наличии информации о нарушении акта валютного законодательства Российской Федерации или акта органа валютного регулирования лицами, осуществляющими валютную операцию, или об открытии счетов (вкладов) в банках за пределами территории Российской Федерации, санкции к которым применяются в соответствии с законодательством Российской Федерации иным органом валютного контроля, передают органу валютного контроля, имеющему право применять санкции к данному лицу, следующую информацию:

) в случаи, если это юридическое лицо, передаваемая информация, включает в себя: полное наименование, идентификационные номера налогоплательщика, место осуществления государственной регистрации, все адреса и юридические и фактические, предоставление списка нарушений, с обязательным указанием всех нормативных актов правового характера, которые были нарушены, обязательное указание суммы некорректной операции и дата ее совершения;

) в случае, если это физическое лицо, предоставляет следующая обязательная информация: инициалы (фамилия, имя, отчество), данные относительно документов, на основании которых производится удостоверение личности, указание адреса прописки и места жительства, полное перечисление всех нарушений, с обязательным указанием всех нарушенных, действующих нормативно - правовых актов, а так же указание суммы некорректной операции и даты ее совершения.

Корпорации государственного характера, как правило, это Внешэкономбанк, а так же уполномоченные банки, выступающие в качестве агента контроля валютного характера при обнаружении соответствующей информации, которая подтверждает факт нарушения юридическими лицами контроля валютного характера. Такая информация передается соответствующим органам валютного характера, которые обладают правом вменять соответствующие санкции к нарушителям. В данном случае, так же предоставляется ведомость с полной и развернутой информацией относительно совершаемых валютных операций, их сумм и дат.

По запросу органов таможенного и налогового регулирования и контроля, корпорация государственного характера (Внешэкономбанк) и уполномоченный банк, вправе предоставить всю необходимую информацию, в целях осуществления полноценного и систематического контроля над валютными операциями, а так же совершением открытия либо закрытия счета. В качестве перечня передаваемых документов для проверки валютных операций, предоставляются:

) оригинал, либо заверенная соответствующим образом копия документа, на основании которого можно осуществиться полноценное удостоверение личности физического лица;

) документ, подтверждающий регистрацию данного физического лица, в виде индивидуального предпринимателя;

) предоставление полноценной информации, документально закрепленной о признании юридического лица - резидентом;

) предоставление всех документов, которые являются основанием, для осуществления валютных операций, в том числе и договор, либо контракт (соглашение), а так же все приложения и дополнения к данному договору;

) предоставление всех документов, которые подтверждают непосредственный факт передачи товара, либо совершения услуг, и оказания работ. Предоставляется так же информация, на основании которой осуществляется оценка результатом деятельности интеллектуального характера, а так же прав на нее исключительного характера;

) ведомость контроля банковского характера, банковская выписка, а так же предоставление прочих документов, которые предоставляются кредитной организацией;

) паспорта сделок;

) декларация таможенного характера.

«Запросы таможенных или налоговых органов о представлении копии документа должны включать информацию о содержании предполагаемых нарушений акта валютного законодательства Российской Федерации или акта органов валютного регулирования с указанием соответствующих нормативных правовых актов и известных соответственно таможенным или налоговым органам сведений, достаточных для идентификации конкретных валютных операций (предполагаемых нарушений), а также информацию, необходимую для идентификаций резидентов, и сроков исполнения запросов, который не может составлять менее семи рабочих дней со дня, следующего за днем получения запросов».

«Федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные в области таможенного дела, передают уполномоченному банку и государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» как агенту валютного контроля по его запросу в целях осуществления валютного контроля за проводимой резидентом валютной операции информации о соответствии (несоответствии) сведений в представленной резидентом в уполномоченные банки таможенной декларации на товары, ввозимые в Российскую Федерацию и вывозимые из Российской Федерации, сведениям о совершении таможенной операции в отношении товаров, имеющимся в распоряжении таможенного органа. Срок исполнения запросов федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными в области таможенного дела, не может составлять более 14 рабочих дней со дня, следующего за днем получения запросов. Обмен информацией осуществляется в электронном виде».


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Валютный контроль является составной частью валютного регулирования. Это деятельность государства по организации контроля и надзора за соблюдением законодательства в сфере валютных и внешнеэкономических операций. Внутри страны осуществление валютных операций регламентируется государственными нормативными актами, подзаконными актами. Главенствующее положение в области валютного регулирования РФ занимает Федеральный закон Российской Федерации «О валютном регулировании и валютном контроле» №173 от 10.12.2003 №173-ФЗ. Этот закон определяет основные понятия, объекты и субъекты валютного контроля, виды валютных операций, возможность открытия счетов резидентов в иностранной валюте и счетов нерезидентов в рублях, в законе определены полномочия различных государственных органов в области валютного регулирования и валютного контроля. В отношении экспортно-импортных операций установлены требования ст.19, касающиеся репатриации валютной выручки, и ст.14, касающиеся форм осуществления расчетов при осуществлении валютных операций. Валютный контроль в Российской Федерации осуществляется органами валютного контроля и их агентами. Немалую роль при осуществлении валютного регулирования и валютного контроля играют таможенные органы. Таможенные органы, являясь одним из агентов валютного контроля, осуществляют валютный контроль в сфере своей компетенции.

Несовершенство валютного и иного законодательства является причиной нескольких проблем в сфере валютного контроля. Во-первых, некоторые нормы позволяют находить участникам ВЭД не противоречащие закону схемы ухода от ответственности на совершенно законных основаниях. Так, согласно ч.1 ст.19 ФЗ-173 «О валютном регулировании и валютном контроле», сроки репатриации определяются условиями внешнеторговых контрактов, что не исключает возможности увеличения сроков репатриации путем заключения участниками сделок дополнительных соглашений к контрактам. Второй острой проблемой валютного контроля РФ, которая лежит в законодательной сфере, является отток капитала через СЭЗ в оффшоры. Данная схема основана на значительном завышении контрактной стоимости ввозимых в Россию товаров. Происходит это потому, что при помещении товара под таможенную процедуру свободной таможенной зоны не взимаются таможенные пошлины, вследствие чего у таможенных органов нет полномочий по корректировке цены контракта. Например, в регионе деятельности Калининградской областной таможни при помещении под таможенную процедуру свободной таможенной зоны были зафиксированы факты декларирования товаров с очень значительным завышением их контрактной цены в сотни, а то и в тысячи раз. Аналогичная схема может быть использована во всех случаях, когда цена товара не влияет на сумму таможенных платежей. Ее использование позволяет резидентам переводить в пользу нерезидентов, зарегистрированных в оффшорных зонах, практически неограниченные денежные суммы.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.Федеральный закон от 10.12.2003 №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (ред. 15.11.2014 г.).

2.Федеральный закон от 07.08.2001 №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (ред. от 30.12.2015 г.).

.Федеральный закон от 05.07.2010 №154-ФЗ «Консульский устав Российской Федерации» (ред. от 21.07.2014 г.).

.Федеральный закон от 14.06.1994 №5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» (ред. от 25.12.2012 г.).

.Постановление Конституционного Суда РФ от 30 октября 2003 г. № 15-П. По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы и жалобами граждан С.А. Бунтмана, К.А. Катаняна и К.С. Рожкова».

.Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 25 декабря 2007 г. №А33-8805/07-Ф02-9375/07.

.Приказ Росфиннадзора от 17.11.2004 №102 «О должностных лицах Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, уполномоченных составлять протоколы в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях» (ред. от 13.09.2011 г.).

.Письмо ФТС РФ от 23.12.2011 №01-11/63536 «Об усилении контроля за соблюдением законодательства при направлении запросов в кредитные организации в целях валютного контроля».

.Аналитические справки Отделения валютного контроля Бурятской таможни за 2012-2014 гг.

.Дубинский А.М. Налоговые органы России: теория и практика финансового контроля: Монография. - М: Изд-во «КОНТРАКТ», 2014. - 312 с.

.Куликова Ю.А. Организация валютного контроля экспортно-импортных операций, осуществляемого таможенными органами // Современные проблемы теории и практики таможенного дела глазами молодых исследователей: материалы Региональной научно-практической интернет-конференции. - Улан-Удэ: ВСГУТУ, 2015. - С. 107-111.

.Финансовое право: Учебник (2-е издание, исправленное и дополненное), отв. ред. С.В. Запольский, КОНТРАКТ, Волтерс Клувер, 2011. - 440 с.

.Хаменушко И.В. Валютное регулирование в Российской Федерации: правила, контроль, ответственность: Учебно-практическое пособие. - М.: Норма, 2013. - 286 с.

.Яковенко Д. Торговля пустотой // Журнал «Эксперт» совместно с журналом «Русский репортер». - 2013. - №37. - [Электронный ресурс]

Похожие работы на - Нормативно-правовое обеспечение валютного контроля экспортно-импортных операций, осуществляемого таможенными органами Российской Федерации

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!