Пути повышения доходов предприятия от реализации продукции (на примере ФГУП 'Учхоз 'Липовая гора' Пермского района Пермского края)

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    47,6 Кб
  • Опубликовано:
    2015-09-20
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Пути повышения доходов предприятия от реализации продукции (на примере ФГУП 'Учхоз 'Липовая гора' Пермского района Пермского края)

Содержание

Введение

. Показатели эффективности работы предприятия и правовое регулирование процесса реализации продукции

.1 Факторы, формирующие финансовые результаты

.2 Нормативно-законодательная база, регулирующая процесс реализации сельскохозяйственной продукции

. Анализ реализации продукции и финансовых результатов в ФГУП «Учхоз «Липовая гора» Пермского района Пермского края

.1 Краткая экономическая характеристика деятельности предприятия

.2 Бухгалтерский учет реализации продукции и финансовых результатов

.3 Анализ выполнения плана производства и реализации продукции

.4 Анализ рентабельности продукции

.5 Факторный анализ финансовых результатов от реализации продукции

. Пути повышения доходов предприятия от реализации продукции

Выводы и предложения

Список использованных источников

Введение

Прибыль предприятия является основной целью деятельности любой коммерческой организации. В международной практике для обеспечения получения необходимой информации о величине, динамике и структуре финансовых результатов осуществляется анализ финансовых результатов деятельности предприятия. Анализ финансовых результатов деятельности предприятия занимает ведущее место в системе управления предприятием. Это объясняется тем, что на каждом предприятии должны предусматриваться мероприятия по увеличению прибыли, а именно данный анализ позволяет выявить резервы по увеличению прибыли и рентабельности. В последние годы в деятельности предприятия финансовые результаты стали занимать одно из ведущих направлений, как в области учета, так и при анализе и аудите деятельности предприятия. Собственники предприятий заинтересованы в максимизации прибыли, поскольку именно за счет прибыли предприятия могут развиваться, увеличивать масштабы производства, а, следовательно, и приносить больший доход своим владельцам.

Как экономическая категория прибыль отражает чистый доход, созданный в сфере материального производства, т. е. прибыль отражает экономический эффект, полученный в результате деятельности предприятия. Прибыль одновременно является и финансовым результатом и основным элементом финансовых ресурсов предприятия. Именно поэтому анализ финансовых результатов деятельности предприятия приобретает особую актуальность.

Актуальность выбранной темы данной дипломной работы отражается еще и в том, что непосредственно по материалам анализа деятельности предприятия разрабатываются мероприятия, направленные на дальнейшее развитие производства и повышение его эффективности. В условиях рыночной экономики только на основе анализа можно установить оптимальный вариант решения поставленных перед предприятием задач на всех этапах планирования и его фактической деятельности, причем не только за отчетный, но и за ряд периодов, т.е. определить тенденции его развития.

Хозяйствующий субъект при планировании объема производства и определении производственной мощности определяет какую продукцию, в каком объеме будет производить, где, когда и по каким ценам будет продавать. От этого зависят конечные финансовые результаты и финансовая устойчивость предприятия.

Цель данной работы является анализ реализации продукции и финансовых результатов.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

·        исследовать состояние рынка сельскохозяйственной продукции;

·        рассмотреть учет реализации продукции и финансовых результатов;

·        дать экономическую характеристику деятельности предприятия;

·        проанализировать выполнение плана производства и реализации продукции;

·        определить влияние факторов на финансовые результаты от реализации продукции;

·        изучить рентабельность товарной продукции;

·        выявить пути повышения финансовых результатов от реализации продукции.

В работе были использованы следующие экономико-статистические методы: сравнения, относительные и средние величины, цепные подстановки и другие.

Объект исследования: ФГУП «Учхоз «Липовая гора» Пермского района Пермского края.

Период исследования: 2007-2011 гг.

1. Показатели эффективности работы предприятия и правовое регулирование процесса реализации продукции

.1 Факторы, формирующие финансовые результаты

Ситуация сегодня в агропромышленном комплексе характеризуется кризисными факторами. Главной причиной возникшей разбалансированности системы ведения сельского хозяйства стала коренная трансформация собственности на средства производства. Изменились организационно-правовые формы коллективных предприятий, получил развитие сектор индивидуального предпринимательства на селе. Сельское хозяйство с его трудоёмким производством может разрешить одну из самых острых социальных проблем - трудовую занятость населения. [30]

В связи с этим возникает проблема разработки механизма экономических взаимоотношений между субъектами сельскохозяйственного производства и коммерческими структурами для выработки новых подходов к обеспечению инвестиционными ресурсами аграрного сектора экономики.

В экономике Пермского края АПК играет незначительную роль в создании валового национального продукта, составляя 8 %. Регион характеризуется как промышленно развитый с низким удельным весом сельскохозяйственной отрасли. За годы реформ инвестиции в основной капитал сельскохозяйственных предприятий составили не более 4 % в общей структуре. В условиях существенного диспаритета цен и низкого объёма инвестиций происходит «вымывание» ресурсов из сельского хозяйства в другие сферы материального производства. Таким образом, сельское хозяйство играет определяющую роль в обеспечении региона собственным продовольствием. В 2008 году объём валовой продукции сельского хозяйства во всех категориях хозяйств в фактически действующих ценах составил свыше 20 млрд. руб. [33]

Наблюдается рост индексов цен на фоне снижения индексов физического объёма по основным видам сельскохозяйственной продукции. Наибольший темп роста доходов отмечен в животноводстве как в целом в аграрной сфере, так и в сельскохозяйственных предприятиях. Объёмы сельскохозяйственной продукции, производимой в хозяйствах населения, увеличиваются крайне медленно. Производство и реализация продукции животноводства играет ведущую роль в функционировании сельскохозяйственных предприятий края. В 2008 году ими реализовано 30 тыс. т. крупного рогатого скота, 24 тыс. т. свиней, 25 тыс. т. птицы, 300 тыс. т. молока и молочной продукции в пересчёте на молоко. По сравнению с дореформенным уровнем снизилось производство молока на 40 %, мяса на 49 % при одновременном увеличении производства яиц на 4 %. Сокращение производства продукции произошло за счёт сокращения поголовья скота. Тем самым, ежегодно происходило уменьшение численности крупного рогатого скота на 15-17 тыс. голов, в том числе коров на 4-5 тыс. гол.

В общем объёме производства сельскохозяйственной продукции доля сельскохозяйственных предприятий составила 50 %, доля хозяйств населения и крестьянских (фермерских) хозяйств - 49 % и 1 % соответственно.

В 2008 году происходит сокращение числа убыточных хозяйств, их удельный вес снизился с 92 до 27 %, а рост балансовой прибыли позволил достичь уровня рентабельности в 10 % . [33]

Вместе с тем, наряду с имеющимися положительными тенденциями, в сельском хозяйстве сохраняется ряд проблем, сдерживающих дальнейшее развитие отрасли. АПК Пермского края в настоящее время находится в кризисном состоянии. Основными проблемами АПК являются: спад производства, сокращение посевных площадей, поголовья скота, что произошло в результате неустойчивости производственно - хозяйственных связей, инфляции, удорожание кредитных ресурсов, сокращение государственного финансирования, снижения покупательской способности потребителей сельскохозяйственной продукции, роста неплатежей между предприятиями и диспаритет цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию; неудовлетворительное состояние сельскохозяйственных земель. В последние годы практически приостановлены работы по повышению плодородия почв и мелиорации земель, осушению и орошению земель, сократились показатели применения органических и минеральных удобрений, что послужило усилению процесса деградации почв. Медленно развивается инфраструктура земельного рынка, не создана система информационного обеспечения и разъяснительной работы, что создаёт возможность теневого оборота. [27]

За последние годы в регионе резко сократился уровень среднедушевого производства зерна. Ситуация в животноводстве намного хуже, чем в растениеводстве, отечественное животноводство обеспечивает не выше 50% потребности населения края в молоке и мясе.

Парадоксальным является то, что на российском рынке молочной продукции возрастает ассортимент при одновременном падении производства. Это связано с влиянием двух факторов:

с ростом объемов импорта масла, молока и сливок сгущенных, а также сыров;

с низкой покупательной способность, преобладающей части населения и достаточно высокими ценами на основные виды молочной продукции.

Основной причиной является не только сокращение сырьевой базы, но и снижение покупательной способности населения. Государство устранилось от регулирования молочного рынка, наблюдается разница в уровне рентабельности производства, переработки и торговли молочными продуктами.

Отечественного производителя надо защищать. Его продукция должна быть конкурентоспособной. Это можно делать двумя способами:

снижать себестоимость собственной продукции путем внедрения новых технологий и прогрессивных форм ведения бизнеса;

ухудшать конкурентоспособность чужих производителей за счет постоянного роста ввозных пошлин.

Особое значение при создавшейся ситуации приобретает ценовой баланс между производителями и переработчиками молочной продукции. [28]

Самая высокая рентабельность у торговых организаций, а самая низкая - у производителей молока и переработчиков молока. [32]

В Курской области уже давно делается акцент на развитие именно таких производств - широкого цикла, замыкающих в себе всё, начиная с выращивания сельскохозяйственных культур и животноводства и заканчивая производством готовой продукции. В Железногорском районе Курской области построен и введен в строй мясоперерабатывающий завод стоимостью 300 млн. руб. Завод принадлежит компании «Нива-Черноземья». По данным областной администрации, завод рассчитан на производство 5 т колбасных изделий и 30 т мясных полуфабрикатов в сутки. Ассортимент продукции включает порядка 15 наименований, но список будет расширен в ближайшем будущем до 200. В производстве используется свинина, произведенная на свинокомплексах Курской области; работает программа «От животноводческой фермы до стола потребителя». Власти региона уверены, что только таким способом можно удешевить конечную продукцию. Новый мясокомбинат - еще один шаг в этом направлении. В администрации отмечают, что для региона крайне важна полноценная работа завода. Его продукцию в больших объемах будут закупать многие кафе и рестораны Курской области; будет она поставляться и в соседние области. [37 <#"880213.files/image001.gif"> к сумме затрат по реализованной продукции :

      (1)

Она показывает, сколько предприятие имеет прибыли с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции.

Уровень рентабельности производственной деятельности (окупаемость затрат), исчисленный в целом по предприятию, зависит от трех основных факторов первого порядка: изменения структуры реализованной продукции, ее себестоимости и средних цен реализации.

Повышение урожайности сельскохозяйственных культур, продуктивности крупного рогатого скота, способствует снижению себестоимости продукции и повышению ее рентабельности.

Рентабельность хозяйства рассмотрим по таблице 11.

Таблица 11. - Динамика рентабельности продукции, %

Виды продукции

2007г.

2008г.

2009г.

2010г.

2011г.


план

факт.

откл.

план

факт.

откл.

план

факт.

откл.

план

факт.

откл.

план

факт.

откл.

Зерно

2,3

-5,0

-7,3

7,1

6,5

-0,6

1,8

-8,2

-10

1,8

-18,68

-20,48

-31,48

-0,71

-32,11

Картофель

21,2

-19,7

-40,9

55,2

-13,8

-69

0,0

-34,7

-34,7

0

-54,29

-54,29

0

0

0

Прочая


90,6

90,6

31,9

104,9

73

28,7

171,5

142,8

28,69

50,96

22,27

0

25,47

25,47

Итого по растениеводству

14,2

-6,9

-21,1

22,9

5,4

-17,5

7,5

0,3

-7,2

7,5

-16,51

-24,01

35,90

9,54

-26,36

Кр.рог.ск., ж.м.

33,3

-38,9

-72,2

6,3

-15,5

-21,8

25,6

4,4

-21,2

25,61

3,85

-21,76

0,32

6,46

4,81

Молоко

23,4

20,9

-2,5

12,5

11,2

-1,3

15,1

33,1

18

15,05

21,56

6,51

14,05

10,11

-3,94

Прочая

-27,9

543,6

571,5

42,9

417,4

374,5

13,6

35,3

21,7

13,59

1,37

-12,22

4,64

68,74

-64,1

Итого по животноводству

4,6

-5,7

-10,3

-4,9

-11,6

-6,7

0,2

0,9

0,7

0,18

3,78

3,6

5,3

0,31

-4,99

Всего по растениеводству и животноводству

5,4

-5,8

-11,2

-2,0

-10,1

-8,1

1,7

0,9

-0,8

1,66

0,48

-1,18

8,3

0,54

-7,76



Анализируя динамику рентабельности производства основных видов продукции можно сделать вывод, за 2007 - 2008 гг. от основной деятельности предприятие получало убытки. Соответственно уровень убыточности в 2007 году по основной деятельности составил 5,8%, в 2008 году этот показатель возрос в 2 раза и составил 10,1%. В 2009 году уровень рентабельности составил 0,9% по всему хозяйству, за счет крупного рогатого скота в живой массе, молока и прочей продукции животноводства. В 2010 году показатели рентабельности вновь ухудшились за счет продукции растениеводства. В 2011 году рентабельность по растениеводству и животноводству составила 0,84%

.Рынок сельскохозяйственной продукции в силу важности, а также из специфических особенностей не является в полной степени свободным. Производители очень зависят от закупочных цен на свой продукт, и соответственно от государственной политики, а также от услуг посреднических фирм. Существенное повышение цен на продовольственные товары может привести к уменьшению реальных доходов населения и ударит в первую очередь по малоимущим слоям. Поэтому государству в данный момент выгоднее выплачивать сельхозпредприятиям субсидии, нежели регулировать уровень закупочных цен в сторону увеличения. Проведем анализ динамики рентабельности производства с учетом субсидии по таблице 12.

Таблица 12. - Динамика рентабельности основного производства с учетом субсидий

Показатели

2007г.

2008г.

2009г.

2010г.

2011г.

Субсидий, всего, тыс. руб.

2218

9025

10522

10698

11900

Себестоимость, тыс. руб.

34121

42388

42894

50809

64655

Выручка от продаж, тыс. руб.

34668

42910

43740

51645

65363

Прибыль от продаж, тыс. руб.

547

522

846

836

708

Рентабельность продукции (без учета субсидий), %

1,6

1,2

1,97

1,65

1,09

Рентабельность продукции (с учетом субсидий), %

8,1

22,5

26,5

22,7

19,5

Учхоз ежегодно на развитие отраслей растениеводства и животноводства получает субсидии (таблица 11). Их размер по годам растет, и если в 2007 году они составляли 2218 тыс. руб., то в 2009 - 10522 тыс. руб., а в 2011 году - 11900 тыс.руб. Благодаря субсидиям рентабельность увеличилась с 1,6% до 8,1% в 2007 году, с 2% до 26,5% в 2009 году и с 1,09% до 19,5% в 2011 году.

.5 Факторный анализ финансовых результатов от реализации продукции

В результате факторного анализа выявляются и количественно оцениваются резервы роста выручки от продаж, обосновываются управленческие решения по реализации имеющихся резервов в перспективе. С помощью методов факторного анализа и приемов многофакторного моделирования исследуются многочисленные причинно-следственные связи, в результате которых предприятие недополучило определенный объем выручки.

Прибыль от реализации продукции зависит от четырех факторов: объема реализации продукции, ее структуры, себестоимости, и уровня средне реализационных цен.

Объем реализации продукции может оказывать положительное и отрицательное влияние на сумму прибыли. Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к увеличению прибыли. Если же продукция является убыточной, то при увеличении объема реализации происходит уменьшение суммы прибыли.

Структура товарной продукции может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли. Если увеличится доля более рентабельных видов продукции в общем объеме ее реализации, то сумма прибыли возрастет и, наоборот, при увеличении удельного веса низкорентабельной или убыточной продукции общая сумма прибыли уменьшится.

Себестоимость продукции и прибыль находятся в обратно пропорциональной зависимости: снижение себестоимости приводит к соответствующему росту суммы прибыли, и наоборот.

Изменение уровня средне реализационных цен и величина прибыли находятся в прямо пропорциональной зависимости: при увеличении уровня цен сумма прибыли возрастает, и наоборот.

Анализируя финансовые результаты от реализации продукции за 2007 год можно сделать вывод, что от реализации продукции предприятие планировало получить 1546,0 тыс. руб. прибыли, фактически был получен убыток в размере 1656,0 тыс. руб. Отрицательное влияние на финансовый результат оказали: низкие реализационные цены, в результате чего предприятие снизило свой финансовый результат на 3408,3 тыс. руб. а также высокая себестоимость, за счет которой сумма дохода уменьшалась на 1315,5 тыс. руб. За счет объема товарной продукции предприятие повысила финансовый результат на 1522,0 тыс. руб. Основная доля убытка получена от животноводства в сумме 1472,0 тыс. руб., это ниже финансового результата по плану на 2683,0 тыс. руб. В том числе за счет роста себестоимости на 1000,1 тыс. руб. и снижения цены - 3317,8 тыс. руб. За счет объема финансовый результат возрос на 1635,12 тыс. руб. Наибольшая сумма убытка в размере 1780,0 тыс. руб. получена от реализации крупного рогатого скота в живой массе. Основная причина роста убытка это низкие реализационные цены из-за чего предприятие недополучила 3408,3 тыс. руб. дохода, при этом себестоимость этого вида продукции фактически была ниже плана, что улучшило финансовый результат на 283,5 тыс. руб. а также увеличение объема реализации повысило финансовый результат на 968,5 тыс. руб. От реализации молока учхоз получил прибыль в размере 3243,0 тыс. руб., однако это на 263,0 тыс. руб. ниже плана. На снижение суммы прибыли отрицательное влияние оказало недовыполнение плана по объему реализации молока, что уменьшало финансовый результат на 328,2 тыс. руб. а также увеличение себестоимости, что снизило финансовый результат на 1942,9 тыс. руб. От реализации продукции растениеводства был получен убыток - 184,0 тыс. руб. В этой отрасли снижение финансового результата произошло как за счет отрицательного влияния объема товарной продукции на - 113,1 тыс. руб., а так же роста себестоимости на 315,4 тыс. руб. и снижения цены реализации - 90,5 тыс. руб. Основная доля убытка получена от реализации картофеля - 178,0 тыс. руб.

Факторный анализ финансового результата от реализации продукции за 2008 год показал, что планировалось от реализации продукции получить 944,0 тыс. руб. убытка. Фактически сумма убытка была выше плана на 2950,0 тыс. руб. и составила 3894,0 тыс. руб. В целом по предприятию основная доля убытка получена за счет снижения реализационных цен - 8098,15 тыс. руб. В то же время за счет роста объема реализации продукции сумма дохода возросла на 897,8 тыс. руб. А также за счет снижения себестоимости хозяйство улучшило свой финансовый результат на 4250,21 тыс. руб. От реализации продукции растениеводства учхоз получил фактически прибыль в размере 184,0 тыс. руб., однако это ниже плана на 933,0 тыс. руб. Убыточным для производства является картофелеводство - 53,0 тыс. руб., в этой отрасли все 3 фактора оказали отрицательное влияние, но в большей степени за счет недовыполнения плана реализации сумма дохода уменьшалась на 623,7 тыс. руб., увеличения себестоимости на 63,4 тыс. руб. и за счет снижения цены реализации на 165,9 тыс. руб. От зерна фактическая сумма прибыли была ниже плана на 31 тыс. руб. Снижение результата произошло только за счет уменьшения цены реализации из-за чего предприятие недополучила 1074,6 тыс. руб. дохода. В то же время снижение себестоимости и увеличение объема реализованного зерна повысило финансовый результат - 1043,5 тыс. руб. От животноводства фактическая сумма убытка была выше плана на 2017,0 тыс. руб. и составила 4078,0 тыс. руб. Увеличение убытка произошло только за счет снижения цены реализации из-за чего финансовый результат уменьшился на 6561,7 тыс. руб. при этом снижение себестоимости повысило финансовый результат на 3080,3 тыс. руб. а также за счет увеличения объема реализации на 1464,2 тыс. руб. От реализации крупного рогатого скота в живой массе предприятие планировало получить прибыль 13000 тыс. руб. а получила убыток - 555,0 тыс. руб. и это произошло только за счет низких реализационных цен, что уменьшило сумму дохода на 1136,4 тыс. руб. Положительным для хозяйства является увеличение объема реализации, а также снижение себестоимости, что повысило финансовый результат на 451,4 тыс. руб. От реализации молока учхоз получил прибыль в размере 2506,0 тыс. руб., тем не менее это ниже планового показателя на 679,0 тыс. руб. За счет снижения себестоимости товарного молока повысился финансовый результат на 1065,8 тыс. руб. но за счет невыполнения плана по реализации финансовый результат снизился на 243,3 тыс. руб. а также за счет снижения цены реализации на 1501,6 тыс. руб.

В 2009 году от реализации основных видов продукции предприятие получило прибыль - 327,0 тыс. руб., планировалось получить прибыль в сумме 814,0 тыс. руб. В этом году также хозяйство снизило сумму дохода за счет низких реализационных цен на 8827,5 тыс. руб. а также за счет невыполнения плана по объему реализации на 677,3 тыс. руб. Фактическая себестоимость товарной продукции была ниже плана, что повысило финансовый результат на 9017,6 тыс. руб. От реализации продукции растениеводства была получена прибыль в размере 12,0 тыс. руб., это на 732,0 тыс. руб. меньше плана. В том числе от реализации зерна предприятие снизило свой финансовый результат на 326,0 тыс. руб., от реализации картофеля на 208,0 тыс. руб. Основная причина снижения финансового результата это низкие реализационные цены на продукцию растениеводства.

В результате сумма дохода уменьшалась на 2754,7 тыс. руб. а также невыполнение плана по реализации зерна, из-за чего финансовый результат снизился на 58,1 тыс. руб. Фактическая себестоимость продукции растениеводства была ниже плана, что повысила финансовый результат на 2080,9 тыс. руб. В животноводстве от реализации крупного рогатого скота фактическая сумма прибыли ниже плана на 540,0 тыс. руб. Недополучение прибыли произошло только за счет снижения цены реализации - 801,5 тыс. руб., при этом перевыполнение плана по объему повысило финансовый результат на 27,6 тыс. руб. а также за счет снижения себестоимости на 233,9 тыс.руб. От реализации молока учхоз получил сверхплановую прибыль в сумме 2871,0 тыс. руб. Перевыполнение плана на прибыль произошло за счет снижения себестоимости, что повысило сумму дохода на 3705,1 тыс. руб., при этом фактические цены реализации ниже плана, из-за чего хозяйство недополучило 830,3 тыс. руб. прибыли. От переработки крупного рогатого скота предприятие ежегодно планирует убыток и ежегодно фактическая сумма убытков выше плана. За 2007-2009 гг. увеличение убытков происходит за счет низкой цены реализации. В 2007 году хозяйство недополучило - 913,1 тыс. руб. дохода, в 2008 году - 2842,7 тыс. руб. и в 2009 году - 2364 тыс. руб. В 2008 и 2009 году фактическая себестоимость была ниже плана, что повысило финансовый результат: в 2008 году - 861,5 тыс. руб., в 2009 году - 1149,7 тыс. руб. За счет снижения объема реализации убыточной продукций переработки финансовый результат повысился в 2007 году на 994,9 тыс. руб., в 2008 году на 1592,1 тыс. руб. а в 2009 году за счет увеличения объема реализации убыточной продукции переработки сумма дохода снизилась на 642,7 тыс. руб. 732,0 тыс. руб. меньше плана.

Анализируя финансовые результаты от реализации продукции за 2010 год можно сделать вывод, что от реализации продукции предприятие планировало получить 167,9 тыс. руб. убытка, фактически была получена прибыль в размере 242,0 тыс. руб. Положительное влияние на конечный результат оказало снижение себестоимости на 4952,44 тыс.руб., а также увеличение объема на 288,33 тыс.руб. Несмотря на положительные результаты по сравнению с планом, из-за высокой цены реализации учхоз недополучил прибыль в размере 4830,87 тыс.руб. Прибыль была получена за счет продукции животноводства, благодаря реализации которой хозяйство получило 1588 тыс.руб. прибыли. Молока планировалось реализовать на 24550 тыс.руб., фактически же выручка составила 33551 тыс.руб. Отрицательный же эффект на конечный результат оказала переработка молока, при реализации которой предприятие запланировало получить прибыль в размере 1958,64 тыс.руб., фактически же данная цифра оказалась упущенной выгодой. При реализации продукции растениеводства предприятие получило убыток в размере 1346 тыс.руб., по плану учхоз должен был получить прибыль в размере 1308,1 тыс.руб. Убыток был получен вследствие невыполнения плана реализации на 2654,1 тыс.руб. за счет снижения объема на 127,05 тыс.руб., отклонения по себестоимости на 731,95 тыс.руб. и низкой цены реализации на 1795,10 тыс.руб. На получение убытка повлияла высокая себестоимость зерна, по плану себестоимость была 6589,1 тыс.руб., фактически оказалась 7224 тыс.руб., что на 2426,37 тыс.руб. больше планируемой, также повлияло снижение объема продаж зерна на 127,05 тыс.руб., предприятие планировало получить выручку в размере 6589,1 тыс.руб., фактически выручка составила 5877 тыс.руб.

В 2011 году от реализации основных видов продукции предприятие получило прибыль в размере 3593,55 тыс. руб., а планировалось получить 6682,89 тыс. руб. Данное отклонение произошло только за счет снижения объема реализованной продукции на 11923,39 тыс.руб., в то же время фактическая себестоимость по всему хозяйству оказалась ниже на 5199,82 тыс.руб. Реализация продукции растениеводства повлияло на отклонение по получении прибыли хозяйством. При реализации продукции растениеводства предприятие планировало получить прибыль в размере 2554,56 тыс.руб., фактически данный показатель был снижен на 2400,56 тыс.руб., и составил всего 154 тыс.руб.. Реализация зерна оказала отрицательный эффект на общие показатели, т.к. было запланировано получить прибыль в размере 1822,24, а был получен убыток в размере 25 тыс.руб. Произошло отклонение фактической прибыли от плановой по всем факторам, влияющим на данный показатель, а именно объем реализации был ниже на 1116,89 тыс.руб., себестоимость была выше на 641,67 тыс.руб. От реализации прочей продукции растениеводства учхоз недополучил прибыль в размере 553,32 только за счет низкой реализационной цены. При реализации продукции животноводства учхозом была получена прибыль в размере 177 тыс.руб., отклонение составило 5994,11 тыс.руб., данное отклонение произошло за счет невыполнения плана по реализации переработанного молока. Предприятие планировало получить прибыль в размере 14661 тыс.руб., а фактически получило всего 598 тыс.руб. Переработка молока пока не приносит экономических выгод для учхоза в большей степени из-за снижения объема реализации на 14419 тыс.руб., высокой себестоимости на 100,02 тыс.руб. и низкой реализационной цены на 440,38 тыс.руб. Продажа молока положительно повлияла на конечный результат. При реализации молока учхоз получил прибыль в сумме 3445 тыс.руб., что на 2415,61 тыс. руб. больше плана. Положительный эффект произошел за счет увеличения объема продаж на 3426,15 тыс.руб., в тоже время себестоимость молока была выше планируемой на 2353,72 тыс.руб. и составила 14728,16 тыс.руб. Переработка крупного рогатого скота в живой массе принесла убыток в размере 5005 тыс.руб., что на 6570,71 тыс.руб. меньше планового показателя.

3. Пути повышения доходов предприятия от реализации продукции

Увеличить объем реализации продукции возможно за счет увеличения объемов производства продукции, повышения качества товарной продукции, недопущения потерь и порчи продукции.

Для эффективного функционирования предприятию необходимо сохранить и приумножить свой производственный функционал. В хозяйстве имеется хорошая технико-технологическая база, внедряется инновационный подход к производству продукции.

Анализируя показатели реализации продукции растениеводства и животноводства можно сделать вывод, что учхоз получает прибыль за счет продажи продукции животноводства, а именно реализация молока приносит экономические выгоды предприятию. В данный момент реализация переработанного молока не приносит желаемой прибыли для хозяйства. Проведя ряд мероприятий, учхоз сможет увеличить свою доходность, в том числе и за счет переработанного молока.

Предлагается полная загрузка существующего молочно-перерабатывающего завода, с увеличением объема производства и расширения ассортимента:

переработка всего сырого молока, производимого хозяйством;

расширение ассортимента готовой молочной продукции;

повышение торговой наценки:

формирование отдела продаж и маркетинга;

расширение каналов сбыта.

В данный момент производственное оборудование загружено всего лишь на 25% от возможной загрузки. Оборудование может переработать 10 тонн сырого молока в сутки, фактически же молочный завод перерабатывает всего лишь 2.5 т. Связано это с отсутствием каналов сбыта, высокой себестоимостью переработанного молока.

В первую очередь нужно снизить себестоимость молочных продуктов. Это возможно за счет снижения стоимости упаковочного материала. В данный момент учхоз закупает упаковочный материал у компании Палитра-Трейд по цене 1 руб. за 1 штуку - пакет молока 1 литр. При увеличении объема производства молочных продуктов, возрастает потребность в упаковочных материалах, следовательно поставщики упаковочных материалов могут дать скидку на приобретение упаковки, в результате чего снизится себестоимость 1 литра переработанного молока на 0,3 рублей. Расчет влияния цены упаковочного материала на себестоимость переработанного молока представлен в таблице 13.

Таблица 13. - Расчет себестоимости переработанного молока и упаковочного материала

Показатели

Факт.

План

Количество переработанного молока, кг

250 000

3 000 000

Себестоимость 1 л переработанного молока без упаковки, руб.

17,14

17,14

Стоимость упаковки, руб.

1

0,70

Себестоимость 1 л переработанного молока с упаковкой, руб.

18,14

17,84


Всем известно, что хозяйства желающие сбыть свой продукт имеют большие проблемы, связанные с не урегулированием системы продовольственных рынков и засильем на них перекупщиков, которые продают продукцию порой в несколько раз дороже закупочной цены у производителей. В результате производитель, имеющий и без того высокие издержки производства вынужден продавать свой продукт по цене ниже рыночной. Предлагается реализовывать молочную продукцию напрямую в следующие каналы сбыта:

собственный мини-рынок, находящийся на территории учхоза в черте города;

фирменный магазин хозяйства, находящийся в центре города;

розничные продуктовые сети города Перми;

продажи посредством интернет - ресурса;

организованные торговые площадки при поддержке Министерства сельского хозяйства.

В данный момент учхоз отпускает молоко цельное по 20 руб. за 1 литр, молоко жирностью 2,5% - 17 руб., молоко жирностью 3,2% - 19 руб. В таблице 14 представлены цены реализации переработанного молока в учхозе и цены на полках в продовольственных магазинах города Перми.

Таблица 14. - Цены на переработанное молоко

Продукция

Цена реализации факт.

Цена на полках

Цена реализации плановая

% прироста

Молоко цельное жирностью 3,6-4,2

20,00

36,00

25,00

5

Молоко 2,5%

17

27,00

21,00

4

Молоко 3,2%

19

32,00

22,50

3,5


В результате прямой продажи в розничные каналы сбыта хозяйство увеличит свою торговую наценку на 3,5 - 5%.

В процессе переработки молока имеется возможность производить не только молоко разной жирности, но и производить сливки, кефир, сметану, творог. В таблице 20 представлены цены на продукты и выручка от их продажи.

Многие потребители желают покупать в одном месте весь ассортимент молочной продукции. Расширяя ассортимент продукции, хозяйство получит высокие объемы реализации, соответственно увеличенную прибыль от продаж. Имея широкий ассортимент готовой молочной продукции, у учхоза есть все шансы для завоевания рынка данной категории товара.

Таблица 15. - Реализация молочной продукции

Наименование продуктов

2012г.

2013г.

2014г.

2015г.

Молоко-сырье

2 709

2 886

3 458

3 990

 

 

 

 

Молоко цельное (3,6-4,2%), т

1 355

1 443

1 729

1 995

Цена, руб./кг

25

36

36

36

Сумма, тыс.руб..

33875

51 950

62 244

71 820

Пастеризованное молоко 2,5%, тыс./литр

542

577

692

798

Цена, руб./литр

21

29

29

29

Сумма, тыс. руб.

11382

16 739

20 056

23 142

Пастеризованное молоко 3,2%, тыс. литр

677

722

865

998

Цена, руб./литр

22,5

32

32

32

Сумма, тыс. руб.

15232,5

23 089

27 664

31 920

Кефир, тыс./литр

271

289

346

399

Цена, руб./литр

23

33

33

33

Сумма, тыс. руб.

6 096

9 524

11 411

13 167

Сметана 20%, т

88

94

112

130

Цена, руб./кг

135

150

150

150

Сумма, тыс. руб.

11 887

14 070

16 858

19 451

Творог, т

27

29

35

40

Цена, руб./кг

90

90

90

90

Сумма, тыс. руб.

2 438

2 597

3 112

3 591

Всего реализация, тыс. руб.

80910,5

117969

141346

163091


Для того чтобы принимать верные управленческие решения необходимо непрерывно заниматься мониторингом рынка молочной продукции для того, чтобы знать что производить, в каком объеме производить, где, когда и по каким ценам продавать. Для осуществления мониторинга рынка необходимо создать отдел маркетинга, который будет обеспечивать программно-целевой подход к управлению деятельности предприятия на рынке. Целью маркетинговой службы управления в условиях рыночного производства является высокая прибыль, а ее основой - завоевание устойчивых позиций на рынке на базе глубокого и всестороннего изучения платежеспособных запросов и потребностей покупателей и последующее их удовлетворение, которое рассматривается как главное (а иногда и единственное) средство достижения указанной цели. Предлагается ввести в штат маркетолога, который будет заниматься мониторингом рынка, поиском потенциальных, а в дальнейшем и постоянных клиентов, фонд заработной платы будет составлять 200000 рублей в год.

Расчет себестоимости с учетом всех предлагаемых мероприятий представлен в таблице 16. Данный расчет произведен с учетом себестоимости сырого молока, затрат на оплату труда, затрат на упаковочный материал, амортизацию, электроэнергию и услуг автотранспортного парка.

Таблица 16. - Расчет предполагаемой себестоимости переработанного молока

Показатели

Факт.

План

Количество сырого молока, т

250

3000

Себестоимость 1 т сырого молока, руб.

11946

11946

Затраты на оплату труда за год, руб.:

1 000 000

1 500 000

- начальник производства

- 180000

- 250000

- бренд-менеджер

- 120000

- 150000

- инженер-механик

- 180000

- 200000

- механик

- 120000

- 150000

- технологи

- 400000

- 550000

- маркетолог

-

- 200000

Затраты на упаковочный материал, руб.

250 000

2 100 000

Прочие затраты, руб.:

300 000

1000000

- электроэнергия

- 200000

- 450000

- амортизация

- 50000

- 50000

- услуги автотранспортного парка

- 50000

- 500000

Себестоимость 1 т переработанного молока, руб.

18146

13479


По данным таблицы 21 можно сделать вывод, что при осуществлении мероприятий, учхоз снизит себестоимость переработанного молока на 5300 тыс.руб., а следовательно увечит сумму прибыли.

Таблица 17. - Расчет финансового результата

Показатели

Факт

План.

Объем продукции, т

250

3 000

Себестоимость 1 т переработанного молока, руб.

18146

13 479

Себестоимость всего, тыс.руб.

4 535

40437

Цена реализации 1т цельного молока, руб.

17000

25000

Выручка, тыс.руб.

4 250

75 000

Прибыль (убыток), тыс.руб.

-285

34563

Рентабельность, %

-6,28

85,47

Расчет финансового результата (таблица 17) показал, что предприятие может получить прибыль в размере 34563 тыс.руб., при условии соблюдения предложенных мероприятий рентабельность составит 85,47%. На размер прибыли окажет влияние такие факторы как:

снижение себестоимости за счет уменьшения стоимости упаковки;

увеличение объемов производства за счет продажи переработанного молока во многие каналы сбыта.

Выводы и предложения

Проведенный анализ финансово-хозяйственной деятельности учхоза «Липовая Гора» позволяет сделать выводы, что наблюдается ежегодное увеличение валовой и товарной продукции, повысилась производительность труда, это говорит об эффективной работе предприятия.

Однако имеются отклонения от плана производства зерна и картофеля.

Факторный анализ финансовых результатов от реализации продукции показал, что снижение финансового результат происходит за счет реализации продукции растениеводства. В животноводстве наиболее рентабельной является реализация молока. В то же время следует отметить, что наблюдается снижение себестоимости товарной продукции, но при этом имеются значительные колебания реализационных цен. За счет чего хозяйство в 2007, 2009 и 2010 годах недополучило значительные суммы прибыли.

Проведенный анализ показал, что в хозяйстве имеются резервы роста прибыли.

Предлагается полная загрузка существующего молочно-перерабатывающего завода, с увеличением объема производства и расширения ассортимента для увеличения прибыли.

В данный момент производственное оборудование загружено всего лишь на 25% от возможной загрузки. Оборудование может переработать 10 тонн сырого молока в сутки, фактически же молочный завод перерабатывает всего лишь 2.5 т. Связано это с отсутствием каналов сбыта, высокой себестоимостью переработанного молока.

Чтобы увечить прибыль необходимо выполнение следующих мероприятий:

переработать все сырое молоко, производимое хозяйством;

расширить ассортимент готовой молочной продукции;

сформировать отдел продаж и маркетинга;

расширить каналы сбыта молочной продукции.

При осуществлении мероприятий, учхоз снизит себестоимость переработанного молока на 5300 тыс.руб., а следовательно увечит сумму прибыли.

Предприятие может получить прибыль в размере 34563 тыс.руб., при условии соблюдения предложенных мероприятий рентабельность составит 85,47%. На размер прибыли окажет влияние такие факторы как:

Список использованных источников

1.    Конституция Российской Федерации (в редакции с изм. и доп.)

2.      Гражданский кодекс РФ (в редакции с изм. и доп.)

.        Налоговый кодекс РФ (в редакции с изм. и доп.)

.        Федеральный закон от 28.12.2010 N 395-ФЗ (ред. от 07.06.2011) "О внесении изменений в часть вторую налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

.        Федеральный закон от 28 декабря 2009 г. №381-Ф3 «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»

.        Федеральный закон РФ от 24.07.2009г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в пенсионный фонд РФ, фонд социального страхования РФ, федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования»

.        Федеральный закон от 21.11.1996г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (в ред. от 03.11.2006)

.        федеральный закон от 8 декабря 2010 г. N 343-ФЗ "О внесении изменений в федеральный закон "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с метеринством»

.        Федеральный Закон № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»

.        Федеральный Закон № 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности»

11.    Постановление Правительства РФ от 14.07.2007 № 446 "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы"

.        Постановление Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1042 г. Москва "Об утверждении Правил распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку экономически значимых региональных программ развития сельского хозяйства субъектов Российской Федерации"

.        Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденное приказом Минфина РФ от 29.07.1998г. № 34н (в ред. от 26.03.2007г.)

.        Положение по бухгалтерскому учету ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации», утвержденное приказом Минфина РФ от 06.10.2008г. № 106н

.        Положение по бухгалтерскому учету ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации», утвержденное приказом Минфина РФ от 06.07.1999г. № 43н

.        Положение по бухгалтерскому учету ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов», утвержденное приказом Минфина РФ от 09.06.2001г. № 44н

.        Положение по бухгалтерскому учету ПБУ 9/99 «Доходы организации», утвержденное приказом Минфина РФ от 06.05.1999г. № 32н

.        Положение по бухгалтерскому учету ПБУ 10/99 «Расходы организации», утвержденное приказом Минфина РФ от 06.05.1999г. № 33н

.        Положение по бухгалтерскому учету ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций», утвержденное приказом Минфина РФ от 19.11.2002г. № 114н

.        Положение по бухгалтерскому учету ПБУ 23/2011 «Отчет о движении денежных средств», утвержденное приказом Минфина РФ от 02.02.2011 № 11н

.        Положение по бухгалтерскому учету ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы», утвержденное приказом Минфина РФ от 13 декабря 2010 г. №167н

.        Приказ Минфина России от 02.07.10 N 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций»

.        Методические рекомендации по бухгалтерскому учету затрат на производство и калькулированию себестоимости продукции (работ, услуг) в сельскохозяйственных организациях, утвержденные приказом Минсельхоза РФ от 06.06.2003г. № 792

24.    План счетов <http://www.zakonprost.ru/content/base/10785> бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций агропромышленного комплекса и методические рекомендации по его применению, утвержденные приказом Минсельхоза России от 13 июня 2001 г. N 654

.        Методические рекомендации по корреспонденции счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности сельскохозяйственных организаций, утвержденные приказом Минсельхоза России от 29.01.2002 N 88

.        Арабян К.К. Анализ бухгалтерской (финансовой) отчетности) внешними польователями : учебное пособие . - М.: КНОРУС, 2010.- 304 с.

.        Вахрушена М.А. Анализ финансовой отчетности: учебник. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 431 с.

.        Круглов В.Н. Векторы инновационного развития молочного животноводства агропромышленного комплекса Российской Федерации // Региональная экономика: теория и практика. - 2011. - №39 - С. 26-30.

.        Кузнецова Э.Р. Роль и значение инвестиций в сельскохозяйственном производстве// Экономика АПК Предуралья. Научно - практический журнал, 2009, №6. С.7

.        Лысенко Е. Совершенствование форм хозяйствования в аграрном секторе / Экономист, 2009,№10.С.

.        Мухина Е. Оценка эффективности государственной поддержки агропромышленного производства / Экономист, 2009,№4.С.6

.        Семин А.Н. Продовольственная безопасность региона: факторы генерации и механизм обеспечения // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2010. № 5. С. 8-13.

.        Соловьёва Л.Ю. Региональная бюджетная поддержка сельхозтоваропроизводителей: эффективность и приоритеты/Аграрный вестник Урала, 2009, №1.С.5

.        Смекалов П.В. Экономический анализ в АПК: учебник. - Спб.: Проспект Науки, 2011. - 488 с.

.        Столярова О.А. Социально-экономическая эффетивность рынка молока и молочной продукции // Региональная экономика: теория и практика. - 2011. - №34 - С. 38-41.

.        Энциклопедический словарь. Современная рыночная экономика. - М., 2009. С.350

.        Агро ХХI новости, аналитика, комментарии.

.        Бухгалтерия онлайн.

39.    Dairynews - новости молочного рынка.

40.    DElaval.

Похожие работы на - Пути повышения доходов предприятия от реализации продукции (на примере ФГУП 'Учхоз 'Липовая гора' Пермского района Пермского края)

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!