Медицина государств Закавказья X-XVII веков

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Медицина, физкультура, здравоохранение
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    22,61 Кб
  • Опубликовано:
    2014-06-10
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Медицина государств Закавказья X-XVII веков

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Первый Московский Государственный Медицинский Университет имени И.М.Сеченова

Кафедра Истории Медицины, Истории Отечества и Культурологии

Лечебный факультет







Реферат

Тема: Медицина государств Закавказья X-XVII веков

Выполнил: Студент

курса, 79 группы

лечебного факультета

Салькова Е.П.

Проверил: к.ф.н. доцент

Аубакирова Г.Х.




Москва, 2014

Оглавление

Введение

.Армения

.Известные врачи средневековой Армении

.1Мхита́р Гераци́

2.2Амирдовлат Амасиаци

.Грузия

.Известные врачи средневековой Грузии

.1Иоанн Петрици

.2Канели

.3Копили

.Азербайджан

.Известные врачи средневекового Азербайджана

.1ИБН СИНА (Авиценна)

.2Юсиф ибн Исмаил Хойи

.3Муртуза Гулу Шамлу

.4Абульгасан Марагаи

.5Хаджи Сулейман ибн Салман Каджар Иревани

.6Юсиф Карабаги

Заключение

Список используемой литературы

Введение

Южный Кавказ (Закавказье) - геополитический регион, расположенный на границе Восточной Европы и Юго-Западной Азии, лежащий к югу от главного, или водораздельного хребта Большого Кавказа. К Закавказью относят большую часть южного склона Большого Кавказа, Колхидская низменность и Куринская впадина, Малый Кавказ, Армянское нагорье, Талышские горы с Ленкоранской низменностью. В пределах Южного Кавказа расположены независимые государства: Азербайджан, Армения и Грузия. В этом же регионе находятся: Абхазия и Южная Осетия, независимость которых, признана лишь Россией и ещё тремя странами, а также непризнанное государство Нагорно-Карабахская Республика. Закавказье граничит на севере с Российской Федерацией, на юге - с Турцией и Ираном.

.Армения

Медицинская наука Армении своими корнями уходит вглубь веков, являясь неотъемлемой частью древней культуры. Эта наука вбирает в себя лечебный опыт многих поколений врачевателей, а фундаментом ее является народная медицина. После создания армянской письменности появились труды по медицине. С появлением медицинской литературы устные традиции народной медицины стали основой письменной медицины. Труды классиков естествознания, медицины и античной философии, переведенные в V-VII вв. на древнеармянский язык (грабар), сыграли большую роль в формировании мировоззрения армянских врачей.

В XI-XIII вв. в ряде городов Армении: Ани, Ахпате, Санаине, Гладзоре и др. - возникли школы высшего типа, в которых изучались анатомия (в Армении того времени производились анатомические вскрытия), внутренняя медицина, лекарствоведение, хирургия.

Армянская медицина в средние века пользовалась широкой известностью (Оганесян Л. А. История медицины в Армении с древнейших времен до наших дней: Ч. 1-5. - Ереван, 1946-1947.). Центры национальной армянской культуры существовали и за пределами Армении. В средние века наиболее известными среди них были три: в г. Кессария (Византийская империя), где уже в IV в. славилась больница ("Basilea"), основанная в 370 г. епископом Кессарии Василием Великим, медицинская школа в Гундишапуре (юг Ирана, территория Халифата), где в VIII-IX вв. работала знаменитая династия армянских врачей Бахтишуа и центр врачевания в г. Себастия (недалеко от Кессарии), где жили и работали видные армянские врачи Авасап (XVI в.) - автор "Отменного лечебника кардинальных влаг", Буниат (XVI-XVII вв.), составивший "Книгу о медицине" (ее рукопись хранится в Матенадаране им. Маштоца, Ереван), и Асар (XVII в.) - автор известной "Книги о врачебном искусстве".

Одним из выдающихся врачей средневековой Армении был Мхитар Гераци (XII в.) - философ, врач и астроном (рис. 71). В 1184 г. он составил свой основной труд "Утешение при лихорадках", в котором описал причины, развитие и лечение острых заразных заболеваний, а также на пять веков раньше Бернардино Рамаццини рассуждал о связи заболеваний с профессиями - кузнецов, стеклодувов.

.Известные врачи средневековой Армении

2.1Мхита́р Гераци́

Мхита́р Гераци́ (арм. Մխիթար Հերացի) - выдающийся армянский врачеватель XII века, один из отцов армянской медицины, автор знаменитой «Утешении при лихорадках», трактатов, энциклопедических работ, в которых он затронул хирургию, диету и психотерапию. Именем Гераци назван Ереванский государственный медицинский университет им. Мхитара Гераци. Наиболее выдающихся студентов этого университета награждают стипендией Мхитара Гераци.

Большой интерес вызывает деятельность Мхитара Гераци -основоположника армянской классической медицины. Считают, что Мхитара Гераци сделал для армянской медицины то же, что и Гиппократ для греческой, Гален - для римской, Ибн Сина - для арабской. 1996г. Ереванский государственный медицинский университет назван именем Мхитара Гераци.

Родился в городе Гер (ныне - Хой, Иран). Учебно-педагогическую медицинскую деятельность проходил в Киликийской Армении, там и получал почетное звание бжшкапета (магистр медицины). Он собрал, обобщил, исследовал врачебный опыт прошлых веков в области классической и народной медицины, создав труды, которые и поныне не утратили своей ценности.

В 1184 г. написал знаменитый трактат "Утешение при лихорадках" - главный труд своей жизни, материалы для которой терпеливо собирал, изучая труды античных и арабских врачей, скитаясь по Киликийской Армении. Обладая кипучей энергией, он не довольствовался спокойной жизнью. По натуре он был исследователем и экспериментатором. Работа у постели больного и в кабинете ученого обобщалaсь в его трудах. Были написаны работы "О строении и сотворении глаза", "О пахово-мошоночных грыжах и болезнях яичек", "О драгоценных камнях и их лечебных свойствах", "Точный, безошибочный и верный показатель громов и землетрясений". По написанному, можно судить о широте научных интересов Мхитара Гераци, врача и исследователя.

Поддерживал прогрессивное учение о единстве организма. Рассматривал человека в тесной связи с природой, подчеркивал огромное влияние внешней среды на возникновение болезней, в частности лихорадки. Выдвинул теорию плесневения гуморов при инфекционных заболеваниях. При назначении венозного кровопускания предлагал строго сообразовываться с силами больного.

Мхитар Гераци рассматривал болезнь диалектически, выделяя в ней 4 стадии: начальная, стадии нарастания, спада и завершения. Он советовал врачам менять тактику лечения в зависимости от стадии заболевания. Он также разработал комплексную систему этиопатогенетического и симптоматического лечения, основанную на применении лекарственной терапии, диетотерапии и физических методов.

В системе физических методов лечения Мхитара Гераци большое место занимали водные процедуры (холодные обтирания, обливания, купание, ванны), массаж, ингаляции эфирными маслами, физические упражнения.

Большое внимание он уделял психотерапевтическим методам, используя в этих целях музыку. Так, при однодневном недомогании, возникшем "от забот и горестей", он рекомендовал: "Развлеки больного играми и шутками и доставь ему радость. Пусть больше слушает гусанов, звуки струн и приятные мелодии".

Кожные поры рассматривал как дыхательные и не рекомендовал смазывание кожи разными маслами, широко практикуемыми в ту эпоху. При лечении туберкулеза большое значение придавал усиленному питанию. Мхитар Гераци на пять веков раньше Бериардино Рамаццини обратил внимание на особую категорию болезней, которые являются профессиональными заболеваниями - лихорадку у стекловаров и других рабочих, труд которых связан с огнем.

Он теоретически обосновал, что высокая температура является результатом внутренних изменений в организме, что являлось революционной идеей для средневековой медицины. Его работы включали психотерапию, хирургию, диетологию и фитотерапию.

2.2Амирдовлат Амасиаци

Родился в конце 20-х годов XV века в семье армянина Еши в городе Амасия, являвшемся некогда столицей Понтийского царства.

Свое образование Амирдовлат получил в Амасийской и Себастийском медицинских школах, завершив его в 50-х годах в Константинополе, когда ему было присвоено звание «бжшкапета» (ученого медика).

После этого были годы плодотворного труда (написано несколько книг), почестей и изгнаний. Амирдовлат Амасиаци был главным хирургом-окулистом Мухаммеда II. По навету недоброжелателей на многие годы попал в опалу. Но, в конце концов, был вновь призван ко двору, что явилось доказательством его выдающихся способностей.

Умер Амирдовлат Амасиаци 8 декабря 1496 года в Бруссе, в 20 км от Мраморного моря, увенчанный славой и окруженный целым сонмом учеников.

Амирдовлатом Амасиаци были написаны книги: в 1459 году - «Учение медицины» и первый «Ахрабадин», в 1466-1469 годах - «Польза медицины», в 1481 году - второй «Ахрабадин», в 1478-1482 годах - «Ненужное для неучей», что является средневековым энциклопедическим словарем лекарственных средств.

За четверть века беспрерывной работы Амирдовлатом была написана целая библиотека научных трудов (все на армянском языке), в которых представлены практически все важнейшие отрасли средневековой медицины (эмбриология, анатомия, физиология, клиническая медицина, фармокология, хирургия и терапия)[4]. Помимо армянского, свободно владел 5 языками - турецким, греческим, арабским, персидским и латинским, в результате чего был знаком как с европейскими, так и с ближневосточными медицинскими источниками[5]. Свои труды создавал не только для специалистов, но и для учащихся. Исходя из этого, излагал работы не на литературном древнеармянском языке, а, следуя традиции, идущей от Мхитара Гераци, на разговорном языке своего времени, «дабы быть понятым всеми». Будучи рассчитаны на учащуюся аудиторию, его сочинения носят дидактический характер. Нередко оснащал свои труды небольшими поэмами, четверостишиями и афоризмами, пытаясь в образной форме передать читателю свои мысли. От своих многочисленных учеников требовал не только любовь к знаниям и научным исследованиям, но и, подобно Гиппократу, нравственного усовершенствования и духовного развития, а также любовь к чистоте и гигиене.

При апробации лекарственных средств и медицинских экспериментах настаивал на соблюдении "семи условий":

Испытанное лекарство применяют в чистом виде, без посторонних примесей, и оно воздействует своей природой.

Когда испытывают одно лекарство, надо давать его человеку с уравновешенной натурой, так, чтобы видно было его действие на природу, а именно: как увеличиваются или уменьшаются ее свойства - теплота или холод, влажность или сухость.

Одно лекарство следует испытывать при одной болезни, а не при двух и более заболеваниях. Ибо оно полезно при одной болезни, а на другую не действует и тогда человек не может понять, куда же делось полезное действие.

Когда одно лекарство оказывается полезным при нескольких болезнях, то следует проверить, является ли это действие чем-то, присущим только ему, или же оно зависит от других посторонних обстоятельств.

Сила лекарства должна соответствовать силе болезни.

Учитывать время года, ибо имеется такое время, когда лекарство действует и такое, когда оно оказывает слабое воздействие или не действует.

При введении лекарств действие должно быть постоянным, и если оно то действует, то не оказывает действия значит, это зависит не от лекарства, а от посторонних причин указанных свыше.

Хотя он сам занимался в основном хирургией, особенно офтальмологией, но в целом предпочтение отдавал традиционным методам лечения. Важную роль уделял семейным врачам, в обязанностях которых видел не только лечение больного, но и уход за всей семьёй, слежение за их образом жизни и семейной обстановкой. Согласно ему, семейные врачи должны были иметь значительные права, одновременно сохраняя конфиденциальность. Сравнивал семейных врачей со священниками, указывая, что, «как грехи рассказываются священнику при исповедании, так и врачам нужно рассказать всё о болезни, не утаивая ничего». Такой подход был достаточно либеральным для средневекового восточного общества, где посторонний мужчина не мог иметь тесные связи с семьёй.

Интересовался также астрономией и философией. Касаясь вопроса вечности жизни, объяснял такую возможность исходя из философских соображений античных мыслителей о земле, воздухе, воде и огне. В 1474 году написал астрономический труд «Народная книга». Эта работа подтвердила репутацию Амирдовлата как астронома в том смысле, в каком его понимали в средневековой науке, где понятия астрономии и астрологии нередко переплетались. Сохранилась и его личная астролябия, с армянскими надписями, согласно которым инструмент был создан в "928 году армянской эры" (1479 г.).

Труды Амирдовлата оказали большое влияние на развитие армянской и мировой медицинской науки. В результате своей деятельности он создал школу армянских врачей-фитиотерапевтов, просуществовавшая несколько веков, следы влияния которой ощущаются особенно в трудах представителей себастийской школы (Овасап, Асар, Буниат). Помимо содания оригинальных сочинений, последователи Амирдовлата уделяли большое внимание редактированию и комментированию его книг. Под сильным влиянием труда «Ненужное для неучей» созданы многие армянские медицинские словари XVII-XVIII веков: «Словарь составленный старыми и новыми учителями медицины», «О свойствах лекарств и их всевозможных названиях», «Иллюстрированный словарь простых лекарственных веществ».

Из-за обширного материала и присутствий в них ботанических и медицинских терминов на разных языках, труды Амирдовлата нередко используются в лингвистических целях, а также для изучения армянской и ближневосточной кухни средневековья.

3. Грузия

Медицина древней Грузии несомненно берет начало из медицины шумеров (предков грузин). С древних времен в Грузии занимались культивированием и сбором различных лекарственных растений. Население древней Грузии (Колхиды) при лечении заболеваний широко использовали минеральные воды: серные источники, боржоми, саирмэ. Также было известно и грязелечение.

В Грузии после освобождения от арабского владычества (X в.) главным очагом медицинской культуры была Гелатская академия, основанная царем Давидом IV в XII в. при монастыре недалеко от Кутаиси. Наряду с церковно-монастырской существовали профессиональная и народная медицина.

Выдающимися представителями медицины феодальной Грузии были: Кананели (XI в.) - автор медицинского сочинения «Несравненный карабадин»; глава Гелатской академии философ Иоаннэ Петрице (XI-XII вв.); Ходжа Копили (XIII в.), написавший «Книгу медицинскую»; Заза Панаскертели-Цицишвили (XV в.), составивший «Лечебную книгу», и Давид Батонишвили (XVI в.) - автор «Книги царя Давида».

В X-XIII веках в Грузии отмечался расцвет медицинской науки и практического врачебного дела. Основными очагами научной деятельности были монастырские школы, а также монастыри и школы, созданные грузинами за пределами Грузии - в Иерусалиме, на Синае и Афоне (X век), в Болгарии. В 1114 г. в Грузии была основана академия в Икал-те. Большую роль в истории грузинской науки сыграла Гелатская академия, где творили выдающиеся представители научной школы Грузии.

В грузинских монастырях ученые монахи переводили на грузинский язык с греческого и арабского книги, среди которых были близкие к медицине («О сотворении человека») и произведения Аристотеля. В грузинской летописи описаны больницы, существовавшие при монастырях врачи, работавшие в продолжение полугода непосредственно в больнице, по истечении этого срока переходили в селения, где заменяли работавших там врачей.

В дошедших до нас грузинских медицинских рукописях эпохи культурного возрождения Грузии X-XIII веков содержатся сведения по анатомии, физиологии, эмбриологии и гигиене, приведены классификации болезней, описания их течения и способов их лечения. В грузинской медицине феодального периода были широко распространены так называемые карабадины - книги по естествознанию, содержащие и медицинские сведения. В карабадинах были собраны сведения о лекарственных средствах, описаны способы приготовления лекарств, их дозировка и действие на организм, излагались сведения о болезнях и способах их лечения. В карабадинах был обобщен опыт медицины того периода. Для своего времени карабадины являлись вполне научными трудами и руководствами для врачей. В карабадинах, кроме сведений по анатомии, физиологии, патологии, гигиене и диететике, излагались этнология и терапия различных заболеваний - внутренних, хирургических, акушерско-гинекологических, глазных, ушных и нервных.

4. Известные врачи средневековой Грузии

4.1Иоанн Петрици

Грузинский философ XI-XII веков Иоанн Петрици перевел с греческого языка на грузинский «О природе человека» Немесия Эмесского и в своем философском произведении «Рассмотрение платоновской философии и Прокла Диодоха» обнаружил знание медико-философских идей и основ теоретической и практической медицины. Петрици подчеркивал необходимость изучения врачом основ общей философии - науки, без знания которой он считал невозможным научиться искусству врачевания. По его мнению, выяснение этиологии, постановку диагноза и последующее правильное лечение болезни необходимо проводить на основе философии, « так как врачевание является философией в отношении природы и природных сочетаний». Петрици считал человека существом сложной организации, он был знаком со строением, функцией и физиологией внутренних органов человека и той взаимосвязью, которая существует в работе этих органов. Из книги Петрици мы узнаем и о роли повивальных бабок в Грузин в XI веке.

.2Канели

Грузинский врач XI века Кананели написал дошедший до нашего времени «Несравненный карабадин» («Усцоро Карабадйни»). Сочинение разделено на три части: в первой изложены общие врачебные принципы, анатомия, физиология, биологические и эмбриологические сведения, гинерапия, в третьей - кожные заболевания, вывихи, переломы, ожоги, отморожения и приведены сведения по гигиене и диететике. Описания заболеваний далеки от схематизма и строгой систематизации, характерной для произведений многих арабских авторов. Кананели почти не цитировал других авторов и подробно анализировал собственные практические наблюдения. В его изложении видно правильное для того времени понимание сущности болезни, ее возникновения и течения, сказалась тонкая наблюдательность и описаны оригинальные методы диагностики.

Многие положения Кананели не потеряли своего значения до настоящего времени. Например, в главе о заразных болезнях Кананели предупреждал здоровых о недопустимости принятия пищи и воды из посуды, которой пользовался больной. До выяснения характера заболевания Кананели рекомендовал не давать больному никакого лекарства, так как преждевременное назначение лекарства может изменить картину заболевания и усложнить выяснение диагноза. Описывая приемы хирургического вмешательства, Кананели указывал: «Как только человек будет ранен шашкой, стрелой или копьем или каким-либо другим оружием, посмотрите, если рассечение равно одной пяди или больше, надо стальной иглой и шелковинкой зашить осторожно и порошком присыпать».

В главе о переломах костей Кананели указывал, что для сращения необходимо тесное соприкосновение отломков, которое предварительно должно быть обеспечено выправлением их с последующим наложением шины. Описывая расширение вен нижних конечностей, Кананели отмечал, что этим заболеванием страдает прислуга, и те, кто ходит пешком, и рекомендовал: «Все лечение тут - хирург, который рассечет и удалит кровеносный сосуд и рану вылечит посредством хорошей мази».

.3Копили

В XIII веке грузинский врач Ходжа Копили написал «Книгу медицинскую», где привел большое количество методов лечения и лекарственных средств, встречающихся в народной медицине Грузии и до настоящего времени. Богатство и многочисленность собственных наблюдений и комментариев, которыми снабдил свою рукопись Ходжа Копили, показывают, что его сочинение является не только переводом с греческого, как предполагают некоторые историки, но оригинальным произведением грузинского врача.

Построение книги Копили близко к сочинению Кананели. В первой части приведены общие понятия о медицине, гигиене и профилактике, анатомо-физиологические данные, сведения о диагностике и общей патологии. Из методов исследования Копили применял выстукивание, выслушивание и ощупывание пульса. После подробного описания во второй части патогенеза и течения различных болезней приведены многочисленные методы лечения. В третьей части указаны лекарства в основном растительного происхождения, рецептурные формулы и способы приготовления.

Копили предъявлял к врачу высокие требования. Врач должен хорошо и всесторонне знать медицину, быть начитанным, иметь опыт в лечении, должен хранить тайну, быть любезным. «Врач должен быть честным, пользоваться доверием, не ленив, не сластолюбив, бескорыстен. Если же врач не обладает всеми этими качествами, лучите его не приглашать к больному».

Копили подчеркивал необходимость изучения теории, неразрывно связанной с практикой, предупреждал больных не доверять знахарям, которые, не имея медицинского образования, опыта, прикрывают свою не ученость неизвестными словами.

В книгах Копили о заболеваниях приведены и хирургические методы лечения, в том числе и такие, которые применяются до настоящего времени (трахеотомия, операция при глаукоме, при геморрое и т. п.). Книга Копила служила учебным пособием в медицинской школе для подготовки врачей.

Поэма великого грузинского поэта Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре» содержит ряд историко-медицинских сведений. Руставели, обнаружил серьезные познания в области медицины. В поэме говорится о серьезном значении, которое в то время врачи придавали анамнезу. Руставели указывал, что при нарушении в организме равновесия четырех, жидкостей (крови, слизи, черной и желтой желчи) применялось кровопускание из вены руки. Из поэмы Руставели известно, что каждый полководец имел своих искусных специалистов по лечению ран и извлечению инородных тел, хирургов, которые сопровождали полководцев в походах. Некоторые воины также могли перевязывать раны и имели запас лекарств, и перевязочных средств.

Карабадин XV века Зазы Фанаскертёли «Лечебная книга» во многом повторял сочинение Кананели, в лечебном разделе содержал обширные, сведения о лекарствах растительного, животного и минерального происхождения.

До начала XX века у грузинского народа сохраняла свое значение «Книга царя Давида» («Поминающий Давида» - «Иадигар Дауди»), написанная в XVI веке. В ней получили отражение знакомство автора с трудами выдающихся врачей и большой его личный врачебный опыт. Книга показывает хорошее знакомство врачей феодальной Грузии с методами врачебного, исследования и пульсом, содержит описание бальнеологического лечения, ингаляций и подробный разбор показаний, противопоказаний и техники кровопускания.

Монгольское владычество (XIII-XIV века) и засилье в дальнейшем персов и турок сильно задержали, но не смогли полностью остановить развитие науки в Грузии. Опустошительные нашествия персов и турок в XV-XVII веках, распад централизованной монархии и внутренние феодальные раздоры, междоусобицы, сепаратистские устремления мелких грузинских царств и княжеств привели к утрате государственного единства Грузии и упадку грузинской культуры.

5.Азербайджан

Медицина в Азербайджане имеет древнюю историю, уходящую корнями вглубь тысячелетий. История врачевания в этой стране имеет почти столь же древние корни, как и медицина Древнего Египта и Шумера. Дело в том, что медицина - неизбежный спутник цивилизации, а высокоразвитая цивилизация в Азербайджане существует как минимум с IV тысячелетия до нашей эры, именно столько лет первым азербайджанским земледельческим поселениям в Гюльтепе, Мингечауре и Ханларе. Уже в те далекие времена местные врачеватели умели проводить очень сложные хирургические операции. Об этом свидетельствует обнаруженный на территории Азербайджана человеческий череп со следами трепанации, датированный VI-V тыс. до нашей эры. Историю развития медицины в Азербайджане можно четко разделить на четыре периода развития: первобытный, древнейший, эллинистический, средневековый исламский и современный. В настоящем реферате вкратце о взлете медицинской науки в Азербайджане в Исламский период.

Медицина древнего Азербайджана повлияла па развитие науки в древней Греции. Учение Гиппократа (IV в. до н.э.) о том, что мир состоит из четырех элементов (огня, воздуха, земли и воды) было заимствовано им у древних азербайджанцев и иранцев. Точно так же, древние греки позаимствовали у народов Востока идею о том, что человеческий организм состоит из четырех элементов: слизи, желчи, черной желчи и крови. Позже эта доктрина получила известность как «гуморальная теория Галена». Известный немецкий востоковед Г.Э. фон Грюнебаум, отмечая роль зороастризма в развитии древнегреческой цивилизации, писал, что восточная мудрость, воспринятая греками и византийцами «опиралась на общечеловеческое согласие и впервые была провозглашена Зороастром мидийцам, персам и большинству других древних народов Азии, и в ней высшим провозглашается достоинство интеллекта, развитие наук».

Древние греки заимствовали у предков азербайджанцев и множество лекарственных средств. В эллинистическую эпоху немало греческих врачей работало на территории Мидии (древнего Азербайджана). К их числу относится Эразистрат (IV в. до н.э.) греческий врач из египетского города Александрии, который часто навещал столицу Великой Мидии город Эктабаны, где знакомился с опытом древнеазербайджанской медицины. Именно в Александрийской академии происходил процесс обогащения древнегреческой медицины элементами, заимствованными из медицинской практики народов Востока.

В качестве примера можно привести лекарственные кашки Галена (1 в. д. н.э.) - смеси лекарственных трав, пряностей, вина и меда. Прообразом этих лекарственных кашек послужили 'гувариши' - лекарственные составы широко распространенные в древнем Азербайджане, Иране и Индии и позже ставшие известными греческим врачам.

Таким образом, анализ исторических источников доказывает, что медицина в Азербайджане имеет очень древние корни, а врачи древнего Азербайджана не только внесли вклад в формирование Восточной медицины, но и способствовали развитию медицины в древней Греции.

Однако подлинный взлет медицинской науки в Азербайджане приходится на Исламский период, то есть после VIII века. Сохранилось множество медицинских рукописей, созданных в Азербайджане в этот период. Институт рукописей НАНА Азербайджана является сокровищницей, где бережно хранится многовековое культурное наследие этого народа. Институт обладает одной из богатейших в мире коллекций средневековых рукописей. В его фондах хранится около 400 старинных трактатов в области медицины на азербайджанском, арабском, персидском и некоторых других языках. Все эти бесценные манускрипты были переписаны от руки средневековыми каллиграфами в период с IX по XVIII века.

В средние века профессиональную медицину Востока в Азербайджане именовали словом "тибб" ("медицина" - араб.). Медресе (высшие ученые заведения при мечетях) в таких городах как Баку, Шуша. Шеки, Губа, Шемаха, Гянджа, Тебриз давали студентам основные знания по медицине и фармации. Здесь студенты изучали труды Ибн Снны (Авиценну) и других классиков средневековой медицины. Крупные университеты (даруль-фунун) существовали в городах Шемаха и Тебриз. Медицинский университет (медресе) "Мальхам" в Шемахе был основан в XI веке Кафияддином Омаром, дядей великого азербайджанского поэта Хагани Ширвани (1120-1199). Кафияддин Омар, будучи врачом, фармацевтом и талантливым преподавателем, возглавлял Шемахинский университет.

Крупный университет "Дар-аш-Шифа" ("Дом Исцеления") находился и в столице в Южном Азербайджана городе Тебризе. Он был основан в XIV веке Рашидаддином - визирем правителя Азербайджана Газан хана (прав. 1295-1304). Это был целый научный городок, где находились учебные, лечебные и научные учреждения, в том числе и больница и обсерватория. Здесь трудились ученые и педагоги не только из Азербайджана, но и лица, приглашенные из Китая, Индии, Сирии и Египта. Библиотека Дар-аш-Шифа насчитывала более 300 000 ценных рукописных книг из Азербайджана. Ирана, Индии, Египта, Китая. Греции, Кипра, в том числе, десятки тысяч книг по медицине и фармакологии. В этот университет из разных стран Востока съезжалось ежегодно 6-7 тысяч студентов, изучавших здесь медицину, естествознание, философию, историю, астрономию, логику и богословие.

По окончании медресе будущие врачи проходили многолетнюю практику под началом какого-либо опытного целителя, после чего начинали практиковать сами. В XVII веке университет "Да-уш-Шифа" был перенесен из Тебриза в иранский город Исфахан.

6.Известные врачи средневекового Азербайджана

6.1ИБН СИНА (Авиценна)

Авиценна (Абу Али ибн Сина) принадлежит к числу величайших ученых Средней Азии. Философ и медик, естествоиспытатель и математик, поэт и литературовед, его имя стоит рядом с бессмертными именами великих мыслителей человечества.

По данным ученых Авиценна написал более 450 трудов, из них до нас дошли около 240. Ибн Сина оставил огромное наследие: книги по медицине, логике, физике, математике и другим наукам. Труды Авиценны написаны в основном по-арабски и фарси. Они охватывают, помимо философских дисциплин, химию, геологию, грамматику, поэтику, историю, мистику.

Одно центральных мест в трудах Авиценны Ибн Сины занимает «Книга исцеления» («Китаб аш-шифа»). Это огромный труд, который включает в себя следующие науки - логику, математические науки, физику и метафизику. К основным философским трудам ученого относятся также «Книга указаний и наставлений», «Книга знания» («Даниш-намэ»).

На арабском и таджикско персидском языках сохранился ряд поэтических и литературоведческих произведений Ибн Сины. Авиценна писал и прозаические литературно философские произведения. Многие из них известны нам -«Трактат о птице», «Живой, сын Бодрствующего», «Саламан и Ибсал», «Повесть о Юсуфе», а также труд по литературоведению «Об искусстве поэзии».

Среди трудов Авиценны по медицине наибольшее влияние на ученых Востока и Европы в течение нескольких столетий имел «Канон врачебной медицины». Подробнее о трудах Авиценны по медицине. Скачать.

В своих поэмах Ибн Сина большое внимание обращает на сохранение здоровья человека, уделяет внимания предотвращению болезни, дает советы, которые не утратили своего значения и в наше время. Он пишет о гигиене, еде, об обращении с больными и т. д.

К числу наиболее ценных медицинских рукописей, хранящихся в нашем институте, относится "Канон врачебной науки" Ибн Сины. "Канон", написанный в 1030 г, по праву считается энциклопедией медицинских знаний и самой прославленной книгой в истории медицины. Ибн Сина неоднократно бывал в Азербайджане, а большую часть своего фундаментального труда написал в городе Хамадане, расположенном у границ Южного (Иранского) Азербайджана и населенном в основном азербайджанскими тюрками. Задолго до нашей эры Хамадан (на древнеазербайджанском - Хагматана, по-древнегречески - Эктабаны) был столицей государства Великая Мидия, сыгравшего огромную роль в истории Азербайджана. Ибн Сина проводил свои нс-следования в различных областях и городах Азербайджана. В своем "Каноне" он отмечает, что был направлен правителем Хамадана в город Сабурхаст в Южном Азербайджане для проверки качества тамошней воды.

Хранящаяся в Баку рукопись "Канона" была переписана в 1143 году - немногим больше 100 лет после написания книги. Бакинский манускрипт является одной из самых древних из дошедших до нас рукописей Авиценны и поэтому считается наиболее точным и надежным.

.2Юсиф ибн Исмаил Хойи

К числу знаменитых средневековых врачей относится выдающийся ученый, уроженец города Хой в Южном (Иранском) Азербайджане Юсиф ибн Исмаил Хойи, известный также под псевдонимом Ибн Кабир и написавший в 1311 г. книгу под названием "Джам ал-Багдади" ("Багдадский сборник"). Книга считалась лучшим сводом знаний по фармакологии и была известна на всем мусульманском Востоке от Марокко до Индии. К числу других знаменитых врачей Южного Азербайджана относятся Мухаммед ибн Намвар Тебризи (XII в), Махмуд ибн Ильяс (XIV в), Муртуза Гулу Шамлу (XVII в), Абульгасан Марагаи (XVIII в) и другие.

.3Муртуза Гулу Шамлу

Азербайджанский автор XVII века Муртуза Гулу Шамлу написал книгу "Хирга" (дословный перевод - "Рубище суфия"), в котором повествуется о лечении заболеваний половой сферы. Сам Муртуза Гулу происходил из знатного тюркского рода Шамлу и был не только ученым, но и государственным деятелем. В 1678 году он был правителем города Ардебиль в Южном Азербайджане.

.4Абульгасан Марагаи

Талантливым врачом конца XVIII в был Абульгасан Марагаи, родившийся в городе Марага в Южном Азербайджане. До нас дошел его фундаментальный труд "Муалиджати мунфарида", в котором автор повествует о лечении почти всех известных в то время заболеваний и описывает сотни видов лекарственных растений. В частности, он рекомендует железистую воду против анемии и диспепсии. Эту воду получали, погружая в обыкновенную воду раскаленное докрасна железо. В качестве тонизирующего средства Абульгасан рекомендует вдыхать запах сушеной корки апельсина, а против вздутия желудка (газов) советует пить водные настойки из семян укропа, фенхеля и аниса.

Сильным слабительным считались листья растения кассия. Их заваривали в воде, и пили при запорах. Встречаются у Абульгасана и рецепты, состоящие из многих десятков компонентов, среди которых немало экзотических для Азербайджана растений. Например, миробаланы эмблические, миробаланы серые и кабульские, орешки индийского кедра, смолу аравийской акации и другие средства привозились в азербайджанские аптеки местными и заморскими купцами.

.5Хаджи Сулейман ибн Салман Каджар Иревани

К числу знаменитых азербайджанских врачей XVIII в относится Хаджи Сулейман ибн Салман Каджар Иревани, уроженец города Иревана (ныне Ереван). В то время город Иреван (в некоторых источниках - Реван) входил в состав государства Сефевидов и являлся административным центром Чухур-Саадского беглярбекства (наместничества). Позже Иреван превратился в столицу самостоятельного Иреванского ханства. Этот город, в то время населенный в основном азербайджанцами, подарил нашему народу целую плеяду деятелей науки и культуры, к числу которых относится и Хаджи Сулейман ибн Салман Каджар Иревани, автор медицинского труда "Фаваид ал-Хикмет" ("Польза мудрости"). Хаджи Сулейман происходил из старинного тюркского рода Каджар, представители которого с конца XVIII по начало XX века занимали иранский престол и управляли многими ханствами Азербайджана. Многочисленные рукописи трудов Хаджи Сулеймана Каджара Иревани автора хранятся не только в Баку, но и в Иране и Египте.

.6Юсиф Карабаги

Крупнейшим азербайджанским врачом XVI века был Юсиф Карабаги, прозванный современниками "Великим учителем". Юсиф Карабаги родился в Карабахе, но большую часть своей научной деятельности провел в Средней Азии, где был преподавателем медресе в Самарканде. Юсиф Карабаги написал множество медицинских трактатов, а также "Пояснения и толкования к Канону Врачебной Науки" Ибн Сины". Для устранения депрессии лечения и улучшения памяти Юсиф Карабаги рекомендовал регулярно есть имбирь, смешанный с медом. Это же средство считалось отличным средством для улучшения пищеварения. Для борьбы против инфекционных заболеваний кожи (парши и чесотки) использовали серный порошок, смешанный со свежим луковым соком.

К началу XIX в. столица Карабахского ханства г. Шуша превращается в важнейший культурный центр Азербайджана. Знаменитый карабахский врач из Шуши, Ахунд Мирза Садиг Лятиф оглы Лятифов (умер в 1901 г), учился медицине у прославленного целителя Абульгасана Хекнмбашы в г. Тебризе (Южный Азербайджан). Вернувшись в Шушу, Мирза Садиг стал известным на весь Азербайджан врачом. К нему стекались пациенты со всего Азербайджана. Мирза Лятиф лечил депрессию при помощи отвара травы зверобоя, собранной с горных лугов Карабаха. Современные исследования подтверждают, что зверобой действительно является эффективным средством против легких форм депрессии.

Известный азербайджанский врач и ученый Мамедгулу Карабаги Гаибов (1818-1879) также был родом из Шуши - столицы Карабахского ханства. Мирза Мамедгулу Карабаги был личным врачом правительницы (ханшы) Карабаха поэтессы Хуршуд Бану Натаван. Карабаги обладал значительной коллекцией средневековых восточных рукописей по медицине - более 150 книг.

Юсифу Карабаги принадлежит много рекомендаций по медицине и косметологии. Например, для того, чтобы уберечь кожу от загара, он рекомендовал смазывать ее обычным яичным белком. Для улучшения пищеварения и повышения секреции желудочного сока и желчи Мамедгулу Карабаги рекомендовал принимать перед едой ложку "исканджабина" - кипяченой смеси уксуса и меда.

Заключение

медицина средневековый грузия армения

Таким образом, развитие науки в средние века оказалось под сильным влиянием исламской идеологии. В трудах всех без исключения врачей приводится богатый арсенал средств, среди которых имеются лекарства, не встречающиеся в трудах их предшественников. Врачи подвергали лекарственные средства проверке на животных, проводили клинические испытания. Исторической заслугой врачей средних веков является сохранение и передача врачам Западной Европы богатейшего наследия медицины древнего Востока, античного и эллинистического мира. Систематизация и совершенствование!

Список используемой литературы

1.Абу Рейхан Бируни. Собрание сочинений. Т. 4, Ташкент, ФАН, 1974.

.Алекперли Фарид. Тысяча и один секрет Востока. Том 1. Баку, Турал, 2001.

.Амирдовлат Амасиаци Ненужное для неучей / комментированный перевод С. А. Варданян. - М.: Наука, 1990.

.Бокщанииа А.Г. История древнего мира. Часть 2: Греция и Рим. М., Просвещение, 1982.

.Варданян С.А. Амирдовлат Амасиаци - армянский естествоиспытатель и врач XV в. М., Наука, 1987.

.Варданян С.А. Медицина в древней и средневековой Армении Բժշկությունը հին և միջնադարյան Հայաստանում. - Ер.: Советакан грох, 1982.

.История Азербайджана. T.I. Баку, Изд. АН Аз.ССР, 1958.

.Кцоян А.С «Амирдовлат Амасиаци» - статья из Большой медицинской энциклопедия М., 1973.

.Семенченко В.Ф. История фармации. М., "Мар Т", 2003.

.Сорокина Т.С. История медицины в двух томах. М., 2004.

.Ширвани Хагани. Подарок двух Ираков. Баку, Азернешр. 1967.

13.<http://history.stormtower.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=796&Itemid=52>.

.<http://pharm-referatiki.ru/pharmhistory/content/view/2/76/>.

.www.xenoid.ru/…/persones/Geber.php.

.http://www.myazerbaijan.org/.

Похожие работы на - Медицина государств Закавказья X-XVII веков

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!