Личные и политические права человека, их обеспечение в России

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    14,67 Кб
  • Опубликовано:
    2015-06-04
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Личные и политические права человека, их обеспечение в России

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

Новосибирский государственный технический университет

Юридический факультет

Кафедра конституционного и международного права







Курсовая работа

Личные и политические права человека, их обеспечение в России


Проверил:

Макарцев А.А.






Новосибирск, 2015

Оглавление

Введение

Глава 1. Общая характеристика прав и свобод человека и гражданина Российской Федерации

.1 Российская Федерация

.2 Основные права и свободы

.3 Классификация прав и свобод личности

Глава 2. Личные права человека, их обеспечение в России

Глава 3. Политические права человека, их обеспечение в России

Заключение

Список литературы

право личность гражданин конституционный

Введение

Актуальность выбранной темы, по мнение автора курсовой работы, заключается в том, что: Во-первых, личные права и свободы человека и гражданина - наивысшая ценность, как в государстве, так и во всем мире, а потому исследование их конституционных основ приобретает особую важность. Во-вторых, политические права - представляют интерес выявление и анализ проблематики законодательного регулирования, создания механизмов и реализации, конституционных прав и свобод гражданина.

Объектом исследования является толкование личных и политических прав и свобод гражданина в РФ как процесс умственной деятельности человека, как явление социальной, правовой действительности, становление и правовое регулирование этого института в России, современное состояние изученности научной проблемы.

Предмет курсовой работы - важнейшие теоретические проблемы толкования социально-экономических и политических прав и свобод гражданин РФ, а именно суть, функциональное значение, их роль в правовой действительности, целевое назначение, видовая характеристика, практические аспекты, направления и тенденции развития.

Теоретической базой работы послужили труды ученых-юристов Барбина В.В., Бутылина В.Н., Гончарова И.В., Витрука Н.В., Дубровской И.А., Ершова В.А., Ковалевой Н.Н и др.

Цель курсовой работы - исследовать проблематику конституционных личных и политических прав и свобод гражданина в России, их понятие, классификацию и содержание.

Для достижения данной цели были определены следующие задачи:

. Провести классификацию прав и свобод;

. Дать понятие, содержание и значение личных и политических прав граждан Российской Федерации.

Глава 1. Общая характеристика прав и свобод человека и гражданина Российской Федерации

.1 Российская Федерация

Российская Федерация - демократическое государство. Само понятие "демократии" предусматривает, что власть в Российской Федерации осуществляется ее гражданами в равных правах и на основании закрепления этих прав в Конституции Российской Федерации. Каким же образом реализуются эти права на основании действующего законодательства и основного закона - Конституции РФ, а также как основные политические права и свободы граждан в Российской Федерации, переплетаются с основными личными, социальными и общегосударственными правами.

Значение Конституции определяется тем, что нормы, установленные в ней, должны выступать как форма воплощения государственной воли народа, то есть те задачи, которые ставит перед собой общество, указываются принципы его организации и жизнедеятельности.

Конституция закрепляет наиболее важные и социально значимые для отдельного человека, общества и государства права и свободы. Для человека они являются необходимыми условиями обеспечения его достоинства и чести, присущей человеческой личности; естественного права на участие в решении вопросов устройства и управления тем обществом, членом которого он является; социальных и экономических условий, необходимых ему для удовлетворения жизненно важных для него материальных и духовных потребностей. Поэтому основные фундаментальные права, зафиксированные в конституции государства и важнейших международно-правовых актах, являются правовой базой для производных, но не менее важных прав.

Конституционные права и свободы являются главным элементом конституционного правоотношения, в котором участвует государство и гражданин.

Для гражданина смысл такого правоотношения состоит в получении защиты своих прав, а для государства - в обязанности предоставить эту защиту.

.2 Основные права и свободы

Основные права и свободы - понятие, широко используемое в конституционном лексиконе и означающее те права и свободы человека и гражданина, которые закреплены в конституции государства. Эти права и свободы являются важнейшими, основополагающими для статуса личности в данных государстве и обществе, они предопределяют содержание иных прав и свобод граждан.

Основные права и свободы не только признаются государством, но и защищаются им, так как значимость конституционно закрепленных прав выражается в том, что именно их реализация обеспечивает объявление государства как демократического и правового. В каком бы государстве ни находился человек - он является свободным человеком, который находится под защитой мирового сообщества, собственного государства, гражданином которого он является, а также государства, в котором он находится. Так, если в ст. 2 Конституции РФ сказано, что человек, его права и свободы (без слова "основные", то есть - все) являются высшей ценностью, то в ст. 17 ч.2 Конституции РФ говорится, что "основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения". То, что к числу основных прав и свобод относятся именно те, которые названы в Конституции РФ, хорошо видно из ч. 1 ст. 55, которая гласит: перечисление в Конституции РФ основных прав и свобод не должно трактоваться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина.

1.3 Классификация прав и свобод личности

Существует несколько классификаций, а именно: в каком порядке расположить конституционные права и свободы, с каких прав начать эту классификацию и какие права являются главными по отношению к другим правам и свободам.

В настоящей Конституции Российской Федерации, принятой всенародным общим голосованием 12 декабря 1993 г., принята и существует следующая классификация прав и свобод личности и гражданина Российской Федерации:

) личные (в области личной жизни и индивидуальной свободы) - право на жизнь; достоинство личности; право на свободу и личную неприкосновенность; право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений; неприкосновенность жилища; право на определение своей национальной принадлежности; право на пользование родным языком, свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества; право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства, свободно выезжать за пределы РФ и беспрепятственно возвращаться в РФ; свобода совести и свобода вероисповедания;

) политические - права и свободы отличаются от личных, социальных, экономических и других прав, тем, что, как правило, тесно связаны с принадлежностью к гражданству данного государства. Являются одной из групп основных конституционных прав и свобод граждан, так как определяют их участие в общественной и политической жизни страны. К политическим правам, как правило, относят: Равенство перед законом - отсутствие сословий; Свобода совести - право иметь любые убеждения, в том числе исповедовать любую религию или не исповедовать никакой; Свобода слова и печати - запрет цензуры; Свобода собраний - право проводить собрания как в закрытом помещении, так и под открытым небом; Свобода союзов - право создавать союзы, не спрашивая разрешения; Свобода стачек; Право обращений.

) социальные - Это возможности личности в сфере производства и распределения материальных благ, призванные обеспечить удовлетворение экономических и тесно связанных с ними духовных потребностей, и интересов человека. К социально-экономическим правам относятся: Трудовые права (право на труд и свободу труда); Право на охрану семьи, материнства, отцовства и детства; Право на социальное обеспечение; Право на жилище; Право на охрану здоровья и медицинскую помощь; Право на восьмичасовой рабочий день, на справедливые условия труда, равную оплату за труд равной ценности и т.д.

) Экономические - Свобода труда; Свобода промышленности и торговли; Свобода приобретения собственности и распоряжения ею; Право наследования; Право на владение, пользование и распоряжение землёй.

) Культурные - обеспечивают духовное развитие личности. К ним относятся: Свобода языка - право получать образование на родном языке и объясняться на родном языке на собраниях; Право на образование; Свобода наук и искусств (свобода литературного, научного и других видов творчества и преподавания); Свобода преподавания.

) Экологические - Право на благоприятную окружающую среду; Право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды; Право на возмещение ущерба, причинённого здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Глава 2. Личные права человека, их обеспечение в России

Личные права и свободы - это права и свободы, вытекающие из естественного статуса человека как такового, присущи от рождения.

Виды личных прав и свобод человека:

Право на жизнь (часть 1 статьи 20 Конституции РФ). Среди основных прав человека, которые согласно ст. 17 Конституции РФ неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения, наиболее важным является право на жизнь. Во Всеобщей декларации прав человека это право установлено в ст. 3, провозгласившей право каждого человека на жизнь, свободу и на личную неприкосновенность.

Право на личное достоинство (часть 1 статьи 21 Конституции РФ). Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. Под достоинством личности понимается осознание самим человеком и его окружающими факта обладания им определенными нравственными и интеллектуальными качествами. Достоинство каждого человека подлежит защите. Никакие обстоятельства не могут служить основанием для умаления достоинства личности. В Конституции РФ, - ст. 21, данный принцип дополняется запретом подвергать человека пыткам, насилию, а также без его добровольного согласия медицинским, научным или иным опытам.

Цели защиты достоинства личности определяют иные нормы Конституции: защита человеком своей чести и доброго имени, запрет сбора информации о частной жизни, запрет насильственного проникновения в жилище.

Право на гуманное обращение (часть 2 статьи 21 Конституции РФ). Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам.

Право на свободу и личную неприкосновенность (часть 1 статьи 22 Конституции РФ). Помимо конституционных норм (ч. 1 ст. 22 Конституции РФ) указанное право определено в п. 1 ст. 9 Международного пакта о гражданских и политических правах: "Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность. Никто не может быть подвергнут произвольному аресту или содержанию под стражей. Никто не должен быть лишен свободы, иначе как на таких основаниях и в соответствии с такой процедурой, которые установлены законом"

Это право предусматривает определенные правовые рамки для государственного аппарата, ограничивающие произвольное посягательство на указанные права. Ограничения данных прав допускаются только в соответствии с нормативными установлениями, предусматривающими, в частности, возможность ареста, заключения под стражу и содержание под стражей, а также задержание, которое может быть применено до судебного решения на срок не более 48 часов.

Все эти ограничительные меры предусмотрены отраслевым законодательством, в частности в кодексе РФ об административных правонарушениях, в Уголовном кодексе РФ, в Уголовно-процессуальном кодексе РФ.

Право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести и доброго имени (часть 1 статьи 23 Конституции РФ). Установлено в ст. 12 Всеобщей декларации прав человека, согласно которой "никто не может подвергаться произвольному вмешательству в его личную и семейную жизнь, произвольным посягательствам на неприкосновенность его жилища, тайну его корреспонденции или на его честь и репутацию. Каждый человек имеет право на защиту закона от такого вмешательства или таких посягательств", а также в ч. 1 ст. 22 Конституции РФ. Право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени. Обеспечивает невмешательство в частную жизнь граждан, прежде всего, государства, его органов и должностных лиц, а также установление правовых механизмов, соблюдение гарантий защиты от всех посягательств на личную жизнь, честь и деловую репутацию - Право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (часть 2 статьи 23 Конституции РФ). Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения.

Право на ознакомление с документами и материалами, непосредственно затрагивающие права и свободы (часть 2 статья 24 Конституции РФ). Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

Право на неприкосновенность жилища (статья 25 Конституции РФ). Представляет собой одно из проявлений права на неприкосновенность частной жизни. Конституционный принцип неприкосновенности жилища означает запрет входить в него против воли проживающих там лиц. Доступ в жилище посторонних лиц возможен лишь при ясно выраженном согласии проживающих в нем граждан. Право на неприкосновенность жилища является одним из важнейших в международном праве и установлено во многих международных правовых актах. Так, согласно ст. 12 Всеобщей декларации прав человека 1948 г. - "никто не может подвергаться произвольному вмешательству в его личную и семейную жизнь, произвольным посягательствам на неприкосновенность его жилища"

Право на определение и указание своей национальной принадлежности (часть 1 статьи 26 Конституции РФ). Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности. Национальность - это принадлежность человека к определенной этнической общности людей, отличающейся особенностями языка, культуры, психологии, традиций, обычаев, образа жизни. Определение национальной принадлежности не влечет каких-либо правовых последствий, так как национальность не может являться основанием для какой-либо дискриминации.

Право на пользование родным языком (часть 2 статьи 26 Конституции РФ), на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества. В соответствии с ч. 1 ст. 68 Конституции РФ - Государственным языком РФ на всей ее территории является русский язык. Статус русского языка как государственного предусматривает обязанность использования русского языка: 1) в деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций всех форм собственности; 2) в наименовании органов власти всех уровней; 3) при подготовке и проведении выборов и референдумов; 4) при официальном опубликовании международных договоров РФ, а также законов и иных нормативных правовых актов и т.д.

Право на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства (часть 1 статьи 27 Конституции РФ). Данный конституционный принцип непосредственно регламентируется Законом РФ от 25 июня 1993 г. №5242-1 (ред. от 18.07.2006, с изм. от 25.12.2008) "О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ". В целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином РФ его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ (место пребывания - гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, больница, другое подобное учреждение, а также жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина, в которых он проживает временно; место жительства - жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница- приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма, договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством РФ)

Право на свободный выезд за пределы РФ и на беспрепятственное возвращение (часть 2 статьи 27 Конституции РФ). Каждый может свободно выезжать за пределы Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации имеет право беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию.

Провозглашается свобода совести и вероисповедания (статья 28 Конституции РФ), включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними (под свободой совести следует понимать право определения свойственного лишь для конкретного индивида восприятия им той или иной религиозной догмы или право придерживаться атеистических взглядов, а свобода вероисповедания предполагает право индивида на выбор религиозного учения и беспрепятственное отправление культов и обрядов в соответствии с этим учением) - правоотношения в сфере прав человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания, а также правовое положение религиозных организаций непосредственно регулируются Федеральным законом РФ от 26.09.1997 г. №125-ФЗ (ред. от 23.07.2008) "О свободе совести и о религиозных организациях"

Провозглашается свобода мысли и слова (часть 1 статьи 29 Конституции РФ). Мысль как результат, продукт мышления человека отражает познание им окружающего мира и самого себя в этом мире и воплощается в представлениях, взглядах, мнениях, убеждениях. Свободу мысли можно отнести к абсолютным правам человека, так как его невозможно упразднить или ограничить. Мысль, не выражаемая вовне, не поддается какому-либо контролю. 31 Свобода слова - это гарантированная государством возможность беспрепятственно выражать свои мнения и убеждения по самым различным вопросам общественного, государственного, иного характера посредством устного или печатного слова, на собраниях, митингах, другими средствами. Конституционная свобода мысли и слова означает не только возможность беспрепятственно выражать свои мысли и убеждения, но и недопустимость принуждения к их выражению или отказу от них. Этот запрет, предусмотренный ч. 3 ст. 29 Конституции РФ, обязаны соблюдать все - государственные органы, органы местного самоуправления, политические партии и другие общественные объединения, их должностные лица, все члены общества. Право на свободу мысли и слова, на свободное выражение своего мнения неотделимо от права свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

Провозглашается право на информацию (часть 4 статьи 29 Конституции РФ). Для обеспечения информационных прав индивидуальных и коллективных субъектов органы государственной власти, согласно Конституции РФ, обязаны: опубликовывать законы и иные нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека (ч. 3 ст. 15 Конституции РФ), а также обеспечивать каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы лица (ч.2 ст. 24 Конституции РФ). Однако Конституция РФ устанавливает и определенные границы права на информацию, обусловленные необходимостью защиты личной жизни, уважения прав и репутации других лиц. Так, в ч. 1 ст. 24 установлен запрет на сбор, хранение, использование и распространение информации в сфере частной жизни лица без его согласия не допускается. Указом Президента РФ от 06 марта 1997 г. №18849 утвержден перечень сведений конфиденциального характера, в частности, к ним относятся: 1) сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность (персональные данные), за исключением сведений, подлежащих распространению в средствах массовой информации в установленных федеральным законом случаях; 2) сведения, составляющие тайну следствия и судопроизводства, а также сведения о защищаемых лицах и мерах государственной защиты, осуществляемой в соответствии с федеральным законом от 20 августа 2004 г. №119-ФЗ "О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства" и другими нормативными правовыми актами РФ; 3) служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с Гражданским кодексом РФ и федеральными законами (служебная тайна); 4) сведения, связанные с профессиональной деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами (врачебная, нотариальная, адвокатская тайна, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных или иных сообщений); 5) сведения, связанные с коммерческой деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Гражданским кодексом РФ и федеральными законами (коммерческая тайна); 6) сведения о сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца до официальной публикации информации о них.


Политические права и свободы - это права и свободы, служащие в качестве гарантий реализации возможность на воздействие на государство со стороны граждан и гражданского общества в целом.

Виды политических прав и свобод:

Право на свободные средства массовой информации и отсутствие цензуры (часть 5 статья 29 Конституции РФ). Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается.

Право на объединения, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов (часть 1 статьи 30 Конституции РФ). Свобода деятельности общественных объединений гарантируется - данное конституционное установление включает в себя право создавать на добровольной основе общественные объединения для защиты общих интересов и достижения общих целей, право вступать в существующие общественные объединения либо воздерживаться от вступления в них, а также право беспрепятственно выходить из общественных объединений. Под общественными объединениями понимаются добровольные формирования граждан, которые создаются в результате их свободного волеизъявления с целью выражения коллективных интересов и решения общественных вопросов и проблем. Главными признаками общественных организаций являются их негосударственность и неприбыльность, а также добровольность объединения членов. Право на объединение, установленное в ст. 30 Конституции РФ непосредственно регламентируется федеральным законом "Об общественных объединениях " от 19 мая 1995 г. №82-ФЗ (ред. от 23.07.2008)

Право на объединение имеют как граждане РФ, так и иностранные граждане и лица без гражданства, но на них распространяются некоторое ограничения. В частности, они не могут быть членами политических партий, на что указывается в ст. 23 Федерального закона "О политических партиях"

Право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования (статья 31 Конституции РФ). Данное право установлено в ст. 31 Конституции РФ. Содержание Конституционной нормы соответствует положениям международных договоров и иных международных нормативных актов. Так, в ч. 1 ст. 20 Всеобщей декларации прав человека установлено, что "каждый человек имеет право на свободу мирных собраний и ассоциаций", а в ст. 21 Международного пакта о гражданских и политических правах "признается право на мирные собрания. Реализация данного права не подлежит ограничениям, кроме тех, которые применяются в соответствии с законом и которые необходимы в демократическом обществе в интересах общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц"

Право на участие в управлении делами государства (часть 1 статьи 32 Конституции РФ). В ст. 32 Конституции РФ установлено, что граждане РФ имеют право участвовать в управлении делами как непосредственно, так и через своих представителей. Граждане РФ имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. Право избирать представляет собой гарантированную государством возможность принимать участие в решении вопросов формирования органов государственной власти. Участие граждан в управлении делами государства осуществляется посредством деятельности избранных ими представителей в законодательные органы. Кроме того, участие граждан в управлении государством осуществляется посредством равного доступа к государственной службе. Конституция РФ в ч. 4 ст. 32 - определяет, что граждане РФ имеют равный доступ к государственной службе. Данный демократический принцип соответствует ст. 25 Международного пакта о гражданских и политических правах, согласно которой " граждане без каких-либо необоснованных ограничений и дискриминации имеют право и возможность допускаться в своей стране на общих условиях равенства к государственной службе"

Право избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления (часть 2 статьи 32 Конституции РФ). Право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления закреплено в ст. 33 Конституции РФ. Данное право является наиболее важным средством реализации и защиты прав и свобод граждан, укрепления связей населения с государственным аппаратом, участия граждан в управлении делами государства. Каждый гражданин вправе обращаться в органы государственной власти и иные государственные органы лично или через своего представителя, а также использовать для этого членство в общественном объединении. Праву граждан на обращение соответствует обязанность органов и должностных лиц, которым оно направлено, внимательно, в установленном порядке рассмотреть его и принять законное и обоснованное решение. Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня его регистрации.

Право на участие в референдуме (часть 2 статьи 32 Конституции РФ). Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

Право обращаться лично, направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (статья 33 Конституции РФ). Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Право на участие в отправлении правосудия (часть 5 статьи 32 Конституции РФ). Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в отправлении правосудия.

Система же политических прав и свобод граждан состоит из двух взаимосвязанных подсистем. Первая из них включает в себя права граждан, содержащие правомочия по участию в организации и деятельности государства и его органов. Сюда мы относим: избирательное право; право на референдум; право петиций. Вторая группа субъективных прав и свобод, входящих в систему политических, состоит из правомочий, представляющих собой неотъемлемые права граждан, целью реализации которых является активное участие индивида в жизни общества. Сюда относятся: свобода слова и печати; свобода союзов; свобода собраний.

Обратимся же теперь непосредственно к политическим правам гражданина Российской Федерации, прямо закрепленных за ним в Конституции Российской Федерации.

Основные политические права начинают действовать непосредственно с момента достижения гражданином Российской Федерации совершеннолетия. Это прямо выражено в ст.60 Конституции Российской Федерации, которая гласит, что:

Гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет.

Именно с достижения 18-летия гражданина устанавливается полная дееспособность гражданина. Дееспособность - юридическая возможность своими действиями создавать или изменять права и обязанности. В этом и есть отличие от правоспособности, которая присуща человеку с рождения и является неотъемлемой частью человеческого статуса. Достигнув совершеннолетия, гражданина Российской Федерации осуществляет права во всех областях политической, экономической и личной жизни и несет ответственность за результаты своих действий.

В Конституции 1993 года закреплено положение, из которого вытекает, что единственным источником власти и носителем суверенитета в Российской Федерации является народ. Это важнейшая основа конституционного строя, реализующаяся только через политические права каждого гражданина, которые в полной мере наступают по достижении гражданином 18 лет (ст. 60 Конституции РФ).

Заключение

В политических и личных правах раскрывается важная грань социального правового государства. Оно не может и не должно раздавать всем гражданам правовые и материальные блага, но обязано обеспечить им возможность защищать свое право на достойную жизнь. Однако для этого надо разумно ограничить свободу других. Если государство не сделает этого, то общество будет постоянно раздираться острыми социальными противоречиями, и, в конце концов, погибнет.

Рассмотренная группа прав неотделима от социальных и экономических прав, поскольку все права и свободы взаимосвязаны и составляют единый правовой статус человека и гражданина.

Но все-таки, можно сделать вывод, что, во-первых, личные права и свободы человека и гражданина - наивысшая ценность, как в государстве, так и во всем мире, а потому исследование их конституционных основ приобретает особую важность. Во-вторых, политические права - представляют интерес выявление и анализ проблематики законодательного регулирования, создания механизмов и реализации, конституционных прав и свобод гражданина.

Список литературы

1.Конституция Российской Федерации от 12.12.93 г.

.Федеральный закон от 19.05.1995 №82-ФЗ (ред. от 23.07.2008) "Об общественных объединениях" // СЗ РФ. - 22.05.1995. - №21. - Ст. 1930.

.Федеральный закон от 11.07.2001 №95-ФЗ "О политических партиях" // РГ . - №133. - 14.07.2001.

.Бюллетень Верховного суда РФ. - №12. - 1994.

.Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: [учебник для вузов по специальности "Юриспруденция"] / М.В. Баглай. - М., 2007. - 783 с.

.Балакина И.В. Конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина: учебное пособие / И.В. Балакина; Новосиб. гос. техн. ун-т, Юрид. фак. - Новосибирск, 2010. - 140 с.

.Киселев А.И. Теория и практика конституционного права: учебное пособие / А.И. Киселёв; Новосиб. гос. техн. ун-т. - Новосибирск, 2009. - 267с.

8.Конституционное (государственное) право России: рабочая программа для 1 курса юридического факультета (специальности 030501 - Юриспруденция) дневного отделения / Новосиб. гос. техн. ун-т; [сост. И.В. Балакина]. - Новосибирск, 2007. - 85, [2] с.

9.Толстых В.Л. Методические рекомендации по выполнению курсовых работ [Электронный ресурс]: контролирующие материалы / В.Л. Толстых; Новосиб. гос. техн. ун-т. - Новосибирск, [2011].

Похожие работы на - Личные и политические права человека, их обеспечение в России

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!