Особенности исполнения судебных актов по алиментам

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    35,65 Кб
  • Опубликовано:
    2015-09-21
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Особенности исполнения судебных актов по алиментам

Введение

исполнительный алименты обязательство судебный

Актуальность исследования. Конституция РФ 1993 года провозгласила Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, призванных обеспечить достойную жизнь и свободное развитие человека и гражданина. Она закрепила новый политический и экономический строй России. С ее принятием, провозглашением в отечественном законодательстве приоритета норм международного права остро встала необходимость реформирования многих законов, которые действовали ранее на территории РСФСР. Реформирование коснулось различных отраслей права, в том числе и семейного. К наиболее существенным изменениям последних лет в семейном законодательстве относятся во многом новые подходы в регулировании алиментных отношений между членами семьи.

В прямом смысле кризисное положение в области материального обеспечения нуждающихся нетрудоспособных граждан, в особенности детей, стариков и инвалидов, когда большинству из них просто не на что жить, указывает на острую необходимость совершенствования законодательства, регулирующего институт алиментных отношений, требует создания четкого и действенного механизма взыскания алиментов, отвечающего экономической ситуации

Институт алиментных обязательств является одним из важнейших институтов семейного права. В современных условиях алиментные правоотношения носят достаточно конфликтный характер и потому заслуживают пристального внимания со стороны государства. Судебные споры в этой сфере семейных правоотношений должны всегда находить правильное решение, т.к. от этого часто зависит обеспечение жизненных нужд и благополучие наименее социально защищенных граждан.

Государство же наше не в состоянии обеспечить сколько - ни будь реальную поддержку детей и одиноких матерей, людей пожилого возраста, инвалидов и других социально незащищенных категорий граждан. Поэтому обязанность их материально обеспечить, то есть выплачивать алименты, установлена законодательно и возложена на близких родственников, супругов и некоторых других лиц.

Чаще всего алименты уплачиваются на несовершеннолетних детей. Однако право на алименты имеют и многие другие категории граждан: нетрудоспособные родители, бабушки, дедушки, супруги и др.

При доброжелательных отношениях в семье одни ее члены оказывают моральную и материальную поддержку другим совершенно добровольно и ограничивают ее величину и регулярность только собственными возможностями.

На практике, увы, чаще встречаются ситуации, когда близкие некогда люди больше не желают заботиться друг о друге. В этих случаях без судебного вмешательства не обойтись.

Цель исследования. Анализ особенностей порядка принудительного исполнения алиментных обязательств родителей в отношении несовершеннолетних детей, как одного из способов исполнения алиментных обязательств, правовое регулирование принудительного исполнения алиментных обязательств.

Для достижения этой указанной цели необходимо обозначить следующие задачи исследования:

исследовать правовое регулирование принудительного исполнения алиментных обязательств родителей в отношении несовершеннолетних детей;

изучить порядок принудительного исполнения исполнительных документов о взыскании алиментов;

- выявить правовые проблемы принудительного исполнения исполнительных документов о взыскании алиментов с родителей на содержание несовершеннолетних детей.

Для решения указанных задач необходимо провести анализ материалов практики исполнительного производства, изучить конкретные ситуации относительно предпосылок и причин неисполнения алиментных обязательств, выявить закономерности и причины распространенности данного вида посягательств на права несовершеннолетних, а также предложить пути преодоления существующих проблем.

Объектом исследования являются правоотношения, возникающее на основании предусмотренных законом юридических фактов: соглашения сторон или решения суда, в силу которого одни члены семьи обязаны предоставить содержание другим его членам, а последние вправе его требовать.

Предметом исследования являются нормы права, регулирующее правовое положение, возникающие при алиментных обязательствах родителей в отношении несовершеннолетних детей и при их принудительном исполнении.

Специфика предмета предопределила и методологическую основу настоящего исследования, которую составили общенаучный диалектический метод и отдельные частнонаучные методы: исторический, сравнительного правоведения, формально-юридический, грамматического и логического исследования.

Нормативной базой работы служат действующее законодательство Российской Федерации, регулирующее исполнение исполнительных документов о взыскании алиментов, среди которых следует отметить Семейный кодекс РФ, Гражданский процессуальный кодекс РФ, Федеральный закон «Об исполнительном производстве».

Теоретическую базу исследования составляют труды ученых, занимающихся проблемами алиментов, в том числе и исполнением исполнительных документов о взыскании алиментов, можно отметить следующих - М.В. Тихомиров, Л.В Тихомирова, Т.В. Ермолинская, С.Ф. Афанасьев, Л.В. Белоусов, В.В. Залесский, Н.И Гайдаенко - Шер, А.Н. Лёвушкин и других.

Структура работы состоит из трех глав, включающих себя параграфы, заключения, список используемых источников.

В первой главе рассмотрены общие положения об алиментах обязательствах родителей в отношении несовершеннолетних детей, дается понятие алиментных обязательств, а также определяются способы исполнения алиментных обязательств.

Вторая глава посвящена непосредственно исполнению исполнительных документов о взыскании алиментов с родителей на содержание несовершеннолетних детей.

Третья глава работы отводится проблемам в сфере алиментных обязательств.

Интерес к избранной теме обусловлен тем, что забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей.

1. Общая характеристика алиментных обязательств

1.1 Понятие и основания возникновения алиментных обязательств

Алиментное обязательство - гражданское правоотношение, в силу которого лицо (плательщик) обязуется представлять другому лицу (получателю) имущественное содержание на условиях, установленных законодательством и соглашением сторон. Цель установления алиментных обязательств - материальное обеспечение членов семьи, нуждающихся в помощи и поддержке.

В семейном праве Российской Федерации алиментными обязательствами признаются имущественные обязательства лиц о предоставлении алиментов, возникающие в силу существующих между ними брачных или других семейных отношений в случаях, предусмотренных законом.

Алименты представляют собой материальные средства на содержание, которые обязаны предоставлять по закону одни лица другим в силу существующих между ними брачных и иных семейных отношений (например, родители детям, дети родителям, один супруг другому, одни члены семьи другим нуждающимся нетрудоспособным членам семьи).

Алиментные обязательства известны с античности. В Древней Греции и Риме изначально существовала лишь моральная ответственность отца за своего ребенка. Позднее была установлена обязанность детей содержать родителей в старости или в случае болезни. В Риме постепенное уменьшение неограниченной власти отца над членами семьи привело к законодательному закреплению обязательного содержания одних родственников другими согласно законным бракам или кровному родству и внебрачными детьми - матери и ее родителей.

Круг лиц, имеющих право на алименты, лиц, обязанных их уплачивать, размер и сроки выплаты алиментов, порядок их индексации и другие отношения, связанные с установлением и исполнением алиментных обязательств, регулируются Семейным кодексом РФ.

Как правило, алименты выплачиваются добровольно, что, однако не лишает лицо, имеющее право на их получение, в любое время обратиться в суд с требованием об их взыскании или изменении размера.

В Российской Федерации различаются следующие виды алиментных обязательств, предусмотренных законодательством:

а) алиментные обязательства родителей и детей;

б) алиментные обязательства супругов и бывших супругов;

в) алиментные обязательства иных членов семьи (братьев и сестер; дедушки, бабушки и внуков; воспитанников и воспитателей; пасынков, падчериц и отчима, мачехи).

Чтобы предотвратить возможные конфликты между участниками алиментных правоотношений, необходимо правильно определить лицо, имеющее право на получение алиментов. Например, защита прав и интересов детей в соответствии с законом возлагается на их родителей. Родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том, числе в судах, без специальных полномочий. В случае установления органом опеки и попечительства наличия противоречий между интересами родителей и детей, этот орган обязан назначить представителя для защиты прав и интересов детей

Таким образом, в данном примере сторонами алиментных правоотношений являются:

1.получатель алиментов - ребенок, имеющий право на получение содержания от родителей (а не родитель (-и), представляющий законные интересы своего ребенка, или иное лицо, уполномоченное органом опеки и попечительства представлять интересы данного ребенка);

2.плательщик алиментов - родитель (-и), обязанный предоставлять содержание своему ребенку.

Добровольная уплата алиментов может производиться в соответствии с заключенным между сторонами соглашением. Алименты по соглашению об уплате алиментов могут уплачиваться:

-в долях к заработку и (или) иному доходу лица, обязанного уплачивать алименты;

-в твердой денежной сумме, уплачиваемой периодически;

-в твердой денежной сумме, уплачиваемой единовременно;

-путем предоставления имущества;

-иными способами, относительно которых достигнуто соглашение.

При не достижении соглашения об уплате алиментов заинтересованная сторона может обратиться с целью взыскания алиментов в суд. Материальные средства на содержание могут определятся судом, исходя из максимально возможного сохранения для получателя алиментов прежнего уровня его обеспечения: а) в твердой денежной сумме, б) в долях и твердой денежной сумме одновременно. Лицо, обязанное предоставлять содержание, уплачивает алименты ежемесячно.

Закон связывает возникновение прав и обязанностей супругов (в том числе в сфере алиментных правоотношений) с днем государственной регистрации заключения брака в органах загса (ст. 10 СК РФ), прав и обязанностей родителей и детей - с происхождением детей, удостоверенным в установленном законом порядке (ст. 47 СК РФ).

По российскому законодательству алиментные обязательства между супругами (бывшими супругами) возникают только в том случае, если брак был зарегистрирован в установленном порядке. Фактические брачные отношения не принимаются в расчет для установления алиментной обязанности. В некоторых странах этот вопрос решается иначе. Например, в Хорватии, если мужчина и женщина состояли в фактических брачных отношениях в течении продолжительного времени, то в случае прекращения этих отношений нуждающееся лицо имеет право на выплату содержания со стороны бывшего фактического супруга.

Таким образом, правом на получение алиментов имеют лица, которые самостоятельно не в состоянии обеспечить свое существование.

Нуждаемость в помощи получателей содержания (алиментов) является обязательным условием для получения содержания (алиментов).

Под нуждаемостью совершеннолетних детей в помощи следует понимать ситуацию, когда они самостоятельно не в состоянии обеспечить свое существование, а оказываемая им государственная помощь в виде пенсий и пособий является недостаточной.

Нуждаемость родителей в материальной помощи означает, что они не имеют возможности обеспечить свое достойное существование из-за неполучения пенсий (пособий) или их низкого размера, а также в связи с отсутствием у них иных источников дохода.

Факт нуждаемости (неспособность самостоятельно обеспечить свое существование) определяется судом в каждом конкретном случае с учетом обстоятельств дела.

1.2 Виды исполнительных документов по алиментным обязательствам

Исполнительные документы на взыскание алиментов составляют существенную часть от общего количества исполнительных документов, поступающих в производство судебных приставов-исполнителей. Кроме того, алименты по своему характеру являются взысканием, имеющим первостепенное социальное значение.

Исполнительные документы - это указанные в законе документы, подлежащие принудительному исполнению судебным приставом-исполнителем в порядке, предусмотренном законом, в случае неисполнения его должником в добровольном порядке.

Исполнительное производство возбуждается предъявлением исполнительных документов к взысканию, перечень которых приведен в ст. 12 Закона «Об исполнительном производстве».

К исполнительным документам о взыскании алиментов относятся:

  1. исполнительный лист - это содержащий властное предписание о совершении (не совершении) определенного действия исполнительный документ, выдаваемый в предусмотренном законом порядке судьями судов общей юрисдикции и арбитражных судов на основании принимаемых ими судебных актов и актов иных органов и подлежащий принудительному исполнению судебным приставом-исполнителем в случае добровольного неисполнения его должником. Это первый и основной вид исполнительных документов, являющийся наиболее распространенным основанием для возбуждения исполнительного производства; (приложение №1).
  2. судебный приказ - представляет собой постановление судьи, вынесенное по заявлению кредитора о взыскании денежных сумм или об истребовании движимого имущества от должника. Судебный приказ выносится по форме, установленной главой 11 ГПК РФ.

Судебный приказ имеет силу исполнительного документа. Взыскание по нему производится по истечении десятидневного срока после выдачи приказа и в порядке, установленном для исполнения судебных решений.

Судебный приказ выдается судьей единолично, если заявлено требование о взыскание алиментов на несовершеннолетних детей, не связанное с установлением отцовства и др. Например, 29.07.2011 г. мировым судьей судебного участка №4 Устиновского района г. Ижевска Удмуртской Республики был вынесен судебный приказ о взыскании алиментов с Александра в пользу Татьяны, истица обратилась в суд с заявлением о взыскании алиментов с ответчика. От совместной жизни стороны имеют ребенка: дочь Полину 2010 г.р. Ответчик материальной помощи на содержание ребенка не оказывает и поэтому Татьяна просит взыскать алименты на содержание дочери. Суд удовлетворил предъявленные требования заявительницы: Взыскать с Александра в пользу Татьяны, алименты на содержание дочери в размере 1/4 части получаемого дохода ежемесячно начиная с 21.01.2011 года и до совершеннолетия дочери (приложение №2).

  1. нотариально удостоверенные соглашения об уплате алиментов (размере, условиях и порядке выплаты алиментов) заключается между лицом, обязанным уплачивать алименты, и их получателем, а при недееспособности лица, обязанного уплачивать алименты, и (или) получателя алиментов - между законными представителями этих лиц. Не полностью дееспособные лица заключают соглашение об уплате алиментов с согласия их законных представителей.

Соглашение об уплате алиментов заключается в письменной форме и подлежит нотариальному удостоверению. Несоблюдение установленной законом формы соглашения об уплате алиментов влечет за собой последствия, предусмотренные п. 1 ст. 165 ГК. Нотариально удостоверенное соглашение об уплате алиментов имеет силу исполнительного листа (ст. 99, 100 Семейного кодекса РФ) (приложение №3).

Следует обратить внимание на то, почему для судебных приставов - исполнителей необходимо не само судебное решение, а только его резолютивная часть. В связи с этим следует отметить особенности деятельности судебного пристава-исполнителя, который не вправе и не должен входить в существо спора, причины его конфликта, его обстоятельства. Его единственная задача - исполнить предписание суда в том виде, как оно сформулировано в форме приказа в резолютивной части решения суда.

Зачастую исполнительные листы и судебные приказы на взыскание алиментов в силу длительности исполнения сопутствуют судебному приставу-исполнителю на протяжении долгих лет работы. Алиментные взыскания имеют периодический характер, отсюда и основная особенность данного рода исполнения, выражающаяся в том, что основным способом взыскания алиментов является обращение взыскания на заработную плату.

Однако теоретически исполнительный документ о взыскании алиментов может находиться в производстве судебного пристава-исполнителя долгие годы, причем на вполне законных основаниях. Подобная ситуация объясняется, во-первых, кризисом материального производства, поразившим большинство отраслей промышленности, где ранее была задействована большая часть трудоспособного населения, а во-вторых, принципиально изменившейся в настоящее время схемой трудовых отношений, где главным действующим лицом стал частный работодатель, который вместе с работником в силу сложившихся правовых условий не заинтересован в обнародовании реальных доходов и выплате нормальной заработной платы.

Например, в течение 12 месяцев 2014 года с учетом остатка прошлых лет на исполнении в Управлении ФССП России по УР находилось 20600 исполнительных документов по алиментным обязательствам, что на 6,9% меньше чем в 2013 году - 22081 исполнительный документ.

Возбуждено (возобновлено) в течение 12 месяцев 2014 года судебными приставами-исполнителями 9384 исполнительных производства по алиментным обязательствам, что на 15% меньше, чем в 2013 году - 11058 исполнительных производств.

В результате применения к должникам мер принудительного характера в 2014 году судебными приставами-исполнителями окончено и прекращено по различным основаниям 9435 исполнительных производств, что меньше на 13%, чем в течение 2013 года - 10884 исполнительных производства.

Остаток исполнительных производств на 01.01.2015 составил 11146, что на 0,43% меньше, чем на 01 января 2014 года.

  1. путем обращения взыскания на заработную плату должника;
  2. путем выплаты алиментов через судебного пристав-исполнителя при условии нахождения у него исполнительного документа;
  3. путем обращения взыскания на иное имущество должника.

Реализация первой модели является идеальным способом исполнения алиментного взыскания. К сожалению, в последнее время на практике ее реализация встречается все реже и реже. Необходимым условием ее реализации является наличие у должника основного и постоянного места работы. В этом случае, получив исполнительный документ, судебный пристав-исполнитель должен направить его для исполнения по месту работы должника, а исполнительное производство окончить.

Алиментные взыскания носят периодический характер, предполагающий ежемесячные выплаты. В решении или судебном приказе об их взыскании всегда указывается дата, с которой следует начинать взыскание.

Например, в производство предъявлен исполнительный лист на взыскание алиментов, в исполнительном листе указано, что взыскание следует производить ежемесячно, начиная с 25 февраля 2012 г. исполнительный лист предъявлен к исполнению 6 марта 2012 г. При возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель должен предложить добровольно исполнить требования исполнительного документа в срок до 25 марта 2012 г., поскольку именно в этот момент истекает месячный срок и наступает момент исполнения алиментного обязательства установленного решением суда. Только после истечения месячного срока взыскание алиментов возможно в принудительном порядке.

Гораздо проще обстоит дело с исполнительными документами на взыскание алиментов, которые предъявлены к исполнению повторно или по которым у должника имеется задолженность. В этом случае при возбуждении исполнительного производства должнику на добровольное исполнение и погашение задолженности предоставляется общий пятидневный срок, по истечении которого в случае неуплаты должником задолженности или не сообщения им своего места работы взыскание алиментов возможно путем обращения взыскания на имущество должника.

В большинстве случаев должники - плательщики алиментов не имеют постоянного места работы либо трудовые отношения с ними по месту их фактической работы должным правовым образом не оформлены, из-за чего установить размер реального дохода должника, с которого следует производить взыскание алиментов, судебному приставу-исполнителю не представляется возможным. Исполнительный документ надолго остается в производстве судебного пристава-исполнителя, а размер задолженности с каждым месяцем увеличивается. В силу различных причин определенная часть подобных должников платить алименты не отказывается и выплачивает их в добровольном порядке. Вопрос стоит лишь о размере платежа. Здесь следует руководствоваться положениями п. 4 ст. 113 СК РФ.

2. Особенности исполнения судебных актов, вытекающие из алиментных отношений

.1 Общий порядок исполнения исполнительных документов о взыскании алиментов

Требование исполнительных документов о взыскании алиментов и подлежат немедленному исполнению и удовлетворяются в первую очередь.

По получении исполнительного документа о взыскании алиментов, если данный документ отвечает требованиям, предусмотренным ст. 13 ФЗ «Об исполнительном производстве», судебный пристав-исполнитель принимает его к исполнению и немедленно со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства.

Копия постановления о возбуждении исполнительного производства не позднее следующего дня со дня его вынесения направляется или вручается взыскателю и должнику.

В случае поступления исполнительного документа, который подлежит исполнению судебным приставом-исполнителем другого районного отдела Службы судебных приставов, исполнительный документ не позднее следующего дня после его поступления подлежит направлению в соответствующее подразделение судебных приставов.

В постановлении о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель разъясняет должнику о необходимости сообщить место работы и (или) источники иных доходов; выплатить текущие платежи, погасить задолженность по алиментам, если таковая имеется.

По истечении срока для добровольного исполнения судебный пристав-исполнитель принимает активные меры к установлению места жительства, работы и источников иных доходов должника. В этих целях судебный пристав-исполнитель запрашивает сведения в отделе адресно-справочной работы УФМС России по УР, инспекциях ФНС РФ по УР, в отделении Пенсионного фонда РФ по УР, военных комиссариатах, в органах социального обеспечения, местного самоуправления и т.д.

Если принятыми мерами место жительство, работы и (или) источники иных доходов должника не будут установлены, судебный пристав-исполнитель выносит постановление об объявлении розыска в отношении должника.

Возвращение исполнительного документа взыскателю по мотивам не установления места жительства, места работы или иных источников доходов должника не допускается.

Запрещается пересылка исполнительных документов о взыскании алиментов в другой районный отдел судебных приставов при отсутствии достоверных сведений о месте нахождения должника.

Злостное уклонение от уплаты алиментов на содержание детей является основанием для привлечения виновных лиц к уголовной ответственности по ст. 157 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Уголовная ответственность возможна только при выплате алиментов по решению суда.

О злостном уклонении от уплаты алиментов по решению суда могут свидетельствовать, в частности, повторность совершения аналогичного преступления, уклонение от уплаты, несмотря на соответствующие предупреждения, розыск лица, обязанного выплачивать алименты, ввиду сокрытия им своего места нахождения и т.д.

Таким образом, в рамках возбужденного исполнительного производства судебному приставу-исполнителю необходимо выносить предупреждение должнику о привлечении к уголовной ответственности по ст. 157 Уголовного кодекса Российской Федерации в случае неуплаты алиментов.

Как правило, поводом для возбуждения уголовного дела, предусмотренного указанной статьей, является заявление взыскателя либо рапорт судебного пристава-исполнителя об обнаружении признаков преступления.

Основанием для возбуждения уголовного дела в соответствии

со ст. 140 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации является наличие достаточных данных, указывающих на признаки указанного преступления.

В связи с этим для установления факта злостного уклонения от уплаты алиментов необходимо собрать на стадии исполнительного производства документы, подтверждающие неисполнение требований судебного пристава-исполнителя о выплате алиментов по решению суда.

Рапорт либо заявление регистрируется в книге учета сообщений

о преступлениях в соответствии с приказом Минюста России от 02.05.2006

№139. По письменному указанию начальника органа дознания дознаватель проводит проверку сообщения о преступлении в порядке статьи 144-145

Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.

Для надлежащего процессуального закрепления факта совершения преступления к рапорту следует приложить следующие документы:

заявление взыскателя или рапорт судебного пристава-исполнителя;

копию исполнительного листа или судебного приказа;

копию постановления о возбуждении исполнительного производства;

письменное предупреждение должнику об ответственности по статье 157 Уголовного кодекса Российской Федерации. Если должник отказался подписать данный документ, отказ должен быть засвидетельствован подписями двух понятых;

копию постановления о наложении штрафа и (или) административного протокола;

постановление о расчете задолженности;

объяснение должника о причинах неуплаты алиментов;

объяснение взыскателя.

Возбуждение уголовного дела не влечет за собой прекращение или приостановление применения принудительных мер взыскания.

В том случае, когда должник добровольно является к судебному приставу-исполнителю и объявляет об отсутствии постоянного места работы и наличии желания выплачивать алименты, а меры, принятые судебным приставом-исполнителем, не позволили установить место работы должника, то судебный пристав-исполнитель должен определить размер задолженности по алиментам, исходя из средней заработной платы в Российской Федерации на момент взыскания (уплаты) задолженности. Сведения о размере средней заработной платы в Российской Федерации можно получить в местных органах государственной статистики, также они время от времени публикуются бюллетенях Госкомстата РФ.

Размер средней заработной платы в Российской Федерации может быть гораздо выше реальных доходов должника, следовательно, и размер алиментов, которые ему придется уплачивать, будет выше, это принудит должника обнародовать свое место работы либо, если такового нет, будет понуждать его устроится на работу, поскольку средняя заработная плата в Российской Федерации может быть гораздо выше средней заработной платы в том или ином субъекте Российской Федерации, между тем исчисление задолженности по алиментам будет производиться исходя из средней заработной платы по Российской Федерации.

На практике возможны ситуации, когда размер средней заработной платы в Российской Федерации, с которого берутся алименты, значительно ниже реальных доходов лица, обязанного к уплате алиментов. На этот случай Семейный кодекс Российской Федерации содержит норму, защищающую права взыскателя. Так, согласно тому же п. 4 ст. 113 Семейного кодекса Российской Федерации, если определение задолженности исходя из размера средней заработной платы в Российской Федерации существенно нарушает одной из сторон (прежде всего взыскателя), сторона, интересы которой нарушены, вправе обратиться в суд с иском об установлении размера задолженности в твердой денежной сумме, исходя из материального и семейного положения сторон и других заслуживающих внимания обстоятельств.

Лицо, выезжающее на постоянное жительство в иностранное государство, вправе заключить с членами семьи, которым оно по закону обязано предоставлять содержание, нотариально удостоверенное соглашение об уплате алиментов в соответствии со ст. 99, 100, 103 и 104 Семейного кодекса Российской Федерации.

Виды доходов из которых производится удержание алиментов определен Постановлением Правительства РФ «О перечне видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей» №841 от 18 июля 1996 года.

В п. 1 ст. 101 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» указаны виды доходов, на которые не может быть обращено взыскание. Например, недопустимо обращение взыскания на денежные суммы, выплачиваемые в возмещение вреда в связи со смертью кормильца, на социальное пособие на погребение, на пособия гражданам, имеющим детей, выплачиваемые за счет средств бюджетов всех уровней, средства материнского (семейного) капитала и др. В п. 2 ст. 101 содержатся исключения в случае взыскания алиментов на несовершеннолетних детей. Так, взыскание может быть обращено на денежные суммы, выплачиваемые в возмещение вреда, причиненного здоровью, а также на компенсационные выплаты за счет средств бюджета гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф.

Размер взыскиваемых алиментов определяется судом исходя из материального и семейного положения сторон.

Размер твердой денежной суммы определяется судом исходя из максимально возможного сохранения ребенку прежнего уровня его обеспечения с учетом материального и семейного положения сторон и других заслуживающих внимания обстоятельств. Если при каждом из родителей остаются дети, размер алиментов с одного из родителей в пользу другого, менее обеспеченного, определяется в твердой денежной сумме, взыскиваемой ежемесячно и определяемой судом также с учетом заслуживающих внимания обстоятельств.

На детей, оставшихся без попечения родителей, алименты взыскиваются и выплачиваются опекуну (попечителю) детей или их приемным родителям. Алименты, взыскиваемые с родителей на детей, оставшихся без попечения родителей и находящихся в воспитательных учреждениях, лечебных учреждениях, учреждениях социальной защиты населения и в других аналогичных учреждениях, зачисляются на счета этих учреждений, где учитываются отдельно по каждому ребенку. Указанные учреждения вправе помещать эти суммы в банки пятьдесят процентов дохода от обращения поступивших сумм алиментов используется на содержание детей в указанных учреждениях. При оставлении ребенком такого учреждения сумма полученных на него алиментов и пятьдесят процентов дохода от их обращения зачисляются на счет, открытый на имя ребенка в отделении Сберегательного банка РФ.

Размер алиментов на нетрудоспособных совершеннолетних детей определяется судом в твердой денежной сумме, подлежащей уплате ежемесячно, исходя из материального и семейного положения и других заслуживающих внимания интересов сторон. Аналогично определяется размер алиментов с трудоспособных совершеннолетних детей на содержание своих нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей.

Установлены также алиментные обязанности между супругами, в том числе бывшими, по взаимному содержанию; обязанности братьев и сестер по содержанию своих несовершеннолетних и нетрудоспособных совершеннолетних братьев и сестер; обязанности дедушки и бабушки по содержанию внуков; обязанности внуков содержать дедушку и бабушку; обязанности воспитанников содержать своих фактических воспитателей; обязанности пасынков и падчериц по содержанию отчима и мачехи.

Обязанность по удержанию алиментов из заработной платы возложена законом на администрацию организации, где работает плетельщик алиментов. В соответствии со ст. 109 Семейного кодекса Российской Федерации администрация организации по месту работы лица, обязанного уплачивать алименты на основании нотариального удостоверенного соглашения об уплате алиментов или на основании исполнительного листа, обязана ежемесячно удерживать алименты из заработной платы и (или) иного дохода лица, обязанного уплачивать алименты. Уплата и перевод алиментов производятся администрацией за счет лица, обязанного уплачивать алименты, лицу, получающему их, не позднее чем в трехдневный срок со дня выплаты заработной платы и (или) иного дохода лицу, обязанному уплачивать алименты.

Законодательством установлены ограничения размера удержания из заработной платы и приравненных к ней платежей и выдач. Так, при исполнении исполнительного документа с должника может быть удержано не более 50 заработной платы и приравненных к ней платежей и выдач до полного погашения взыскиваемых сумм. При удержании из заработной платы и приравненных к ней платежей и выдачи по нескольким исполнительным документам за работником должно быть сохранено 50 заработка.

Данные ограничения не применяются при взыскании алиментов на несовершеннолетних детей (ст. 99 ФЗ «Об исполнительном производстве). В этом случае размер удержания из заработной платы и приравненных к ней платежей и выдач не может превышать 70.

Удержание алиментов на основании нотариального удостоверенного соглашения об уплате алиментов может производиться и в случае, если общая сумма удержания на основании такого соглашения и исполнительных документов превышает 50 заработка и (или) дохода лица, обязанного уплачивать алименты. Данное правило, установленное ст. 110 Семейного кодекса Российской Федерации, исходит из того, что выплата алиментов на основании соглашения об уплате алиментов - это акт волеизъявления обеих сторон, заключенный в правовую форму. В связи с этим удержание алиментов в полном объеме на основании соглашения не связывается с общим объемом удержания по соглашению и исполнительным документам.

Обеспечению непрерывности получения средств на содержание служит установленная законом обязанность администрации организации, где работал плательщик алиментов, а также самого лица, уплачивающего алименты, сообщать о перемене им места работы. Так, в соответствии с п. 1 ст. 111 Семейного кодекса Российской Федерации администрация организации, производившая удержание алиментов на основании исполнительных документов, обязана в трехдневный срок сообщить судебному приставу-исполнителю по месту исполнения решения о взыскании алиментов и лицу, получающему алименты, об увольнении лица, обязанного уплачивать алименты.

Лицо, обязанное уплачивать алименты, должно в трехдневный срок сообщить судебному приставу-исполнителю и лицу, получающему алименты, о перемене места работы или жительства, а при уплате алиментов несовершеннолетним детям - также о наличии дополнительного заработка или иного дохода. В случае не сообщения по неуважительной причине названных выше сведений виновные в этом должностные лица и иные граждане привлекаются к ответственности в порядке, установленном законе.

Однако заработок и (или) иной доход плательщика алиментов не всегда могут покрыть весь объем установленного размера алиментов, подлежащих уплате. На то могут быть как объективные, так и субъективные причины. Одна из них - широко распространенная практика выплаты заработной платы «из рук в руки», без оформления соответствующих платежных документов. В связи с этим Семейным кодексом Российской Федерации предусмотрена возможность обращения взыскания не только на заработок и доход гражданина, но также и на иное его имущество.

В связи с этим, при недостаточности заработка или иного дохода алименты удерживаются из находящихся на счетах в банках или в иных кредитных учреждениях денежных средств лица, обязанного уплачивать алименты, а также из денежных средств, переданных по договорам коммерческим и некоммерческим организациям, кроме договоров, влекущих переход права собственности.

При недостаточности этих средств взыскание обращается на любое имущество лица, обязанного уплачивать алименты, на которое по закону может быть обращено взыскание.

Так, судебными приставами-исполнителями Управления ФССП России по Удмуртской Республике в течение 2014 года произведено 724 ареста имущества должников, в течение 2013 года произведено 507 арестов, реализовано арестованного имущества на общую сумму 521 тыс. руб., что в 5 раз больше чем за 2013 год - 108 тыс. руб.

Вместе с тем, законодательством Российской Федерации предусмотрен ряд гарантий для плательщика алиментов, чтобы при выполнении обязанностей по уплате алиментов у него оставались средства на содержание себя и своей семьи. Согласно ст. 446 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации взыскание не может быть обращено, например, на следующее имущество, принадлежащее плательщику алиментов на праве собственности:

-жилое помещение (его части), если для гражданина - должника и членов его семьи, совместно проживающих в этом помещении, оно является единственным пригодным для постоянного проживания помещением, за исключением указанного в настоящем абзаце имущества, если оно является предметом ипотеки и на него в соответствии с законодательством об ипотеке может быть обращено взыскание;

-предметы обычной домашней обстановки и обихода, вещи индивидуального пользования (одежда, обувь и др.), за исключением драгоценностей и других предметов роскоши (что является предметом роскоши, определяется судом в каждом конкретном случае);

-имущество, необходимое для профессиональных занятий гражданина - должника, за исключением предметов, стоимость которых превышает сто установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда (в настоящее время это 10000 руб.);

-продукты питания и деньги на общую сумму не менее трехкратной установленной величины прожиточного минимума самого гражданина - должника, лиц, находящихся на его иждивении, а в случае их нетрудоспособности - шестикратной установленной величины прожиточного минимума на каждого их указанных лиц.

Алименты не могут быть зачтены другими встречными требованиями. Выплаченные суммы алиментов не могут быть истребованы обратно, за исключением случаев:

  1. отмены решения суда о взыскании алиментов, в связи с сообщением получателем алиментов ложных сведений или в связи с представлением им подложных документов;
  2. признания соглашения об уплате алиментов недействительным вследствие заключения его под влиянием обмана, угроз или насилия со стороны получателя алиментов;
  3. установления приговором суда факта подделки решения суда, соглашения об уплате алиментов или другого исполнительного документа, на основании которых выплачивались алименты.

2.2 Особенности определения задолженности по алиментным обязательствам

Размер алиментов, взыскиваемых на несовершеннолетних детей, определяется в соответствии со ст. 81 Семейного кодекса Российской Федерации, то есть ежемесячно в размере на одного ребенка - 1/4, на двух детей - 1/3, на трех и более детей 1/2 заработка и (или) иного дохода родителей. Суд вправе уменьшить или увеличить размер этих долей с учетом материального или семейного положения сторон и иных заслуживающих внимания обстоятельств.

Согласно п. 2 ст. 120 СК РФ выплата алиментов, взыскиваемых в судебном порядке, прекращается по достижению ребенком совершеннолетия.

Следовательно, по достижении одним ребенком совершеннолетия выплата алиментов в размере приходящейся на него доли должна быть прекращена.

Поскольку ст. 81 СК РФ установлен размер алиментов в долях к заработку и доходам должника в зависимости от количества детей, то изменение размера доли происходит в силу закона.

В случае, когда должник или взыскатель обращается к судебному приставу-исполнителю с просьбой о взыскании алиментов в твердой денежной сумме, а по решению суда они взысканы в процентах, размер которых указан в исполнительном документе, судебный пристав-исполнитель не вправе самостоятельно разрешить этот вопрос, поскольку речь идет об изменении размера и формы взыскания. В этом случае заинтересованной стороне должно быть разъяснено его право, обратиться за разрешением этого вопроса в суд.

Взыскание алиментов за прошедший период на основании соглашения об уплате алиментов или на основании исполнительного листа производится в пределах трехлетнего срока, предшествовавшего предъявлению исполнительного документа (ст. 113 Семейного кодекса Российской Федерации).

В тех случаях, когда удержание алиментов, на основании исполнительного документа не производились по вине лица, обязанного уплачивать алименты, взыскание алиментов производится за весь период независимо от установленного трехлетнего срока (п. 2 ст. 107 Семейного кодекса Российской Федерации).

Размер задолженности определяется судебным приставом-исполнителем из размера алиментов, определенного решением суда или соглашением об уплате алиментов, исходя из заработка и иного дохода лица, обязанного уплачивать алименты, за период, в течение которого взыскание алиментов не производилось. В случаях, если лицо, обязанное уплачивать алименты, в этот период не работало или если не будут представлены документы, подтверждающие его заработок и (или) иной доход, задолженность по алиментам определяется исходя из размера средней заработной платы в Российской Федерации на момент взыскания задолженности.

При определении задолженности по алиментам судебный пристав-исполнитель выносит постановление о расчете задолженности по алиментам. Судебный пристав-исполнитель принимая во внимание обстоятельства по конкретному исполнительному производству, вносит в постановление о расчете задолженности по алиментам необходимые сведения, производит расчет с учетом не рабочих, а календарных дней, указывает расчет задолженности по месяцам и (или) по дням (если подлежат уплате алименты за несколько дней, например с 1 по 18 марта 2014 года, производит расчет за 18 дней месяца), указывает размер средней заработной платы в Российской Федерации и (или) минимальный размер оплаты труда на момент расчета задолженности. Сторонам исполнительного производства должно быть ясно, почему в постановлении о расчёте задолженности по алиментам появилась та или иная итоговая сумма.

Копия постановления о расчете задолженности по алиментам не позднее следующего дня, после его вынесения, вручается под роспись должнику и взыскателю.

Если же должник (или взыскатель) не согласен с расчетом задолженности, судебный пристав-исполнитель должен разъяснить ему его право обращения в суд для обжалования действий судебного пристав-исполнителя и право требовать либо освобождения его от уплаты задолженности, либо - изменения ее размера. Так же если задолженность образовалась в связи с болезнью должника или по другим уважительным причинам, судебный пристав-исполнитель обязан разъяснить должнику его право обратиться в суд с иском об освобождении его полностью или частично от уплаты образовавшейся задолженности. При этом суд, убедившись в наличии названных уважительных причин, а также в том, что материальное и семейное положение не дает должнику возможности погасить образовавшуюся задолженность, вправе освободить должника от ее уплаты полностью или частично (п. 2 ст. 114 Семейного кодекса Российской Федерации).

Согласно п. «з» ч. 2 Перечня видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей, утвержденного Постановлением Правительства Российской федерации от 18.07.1996 №841, удержание алиментов производится с доходов от занятий предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. Вместе с тем, следует отметить, что согласно письмам Министерства финансов Российской Федерации от 23.07.2008 №03-11-02/82 и от 14.10.2008 №03-11-04/3/461 налоговая декларация по единому налогу на вмененный доход(ЕНВД), представляемая в налоговые органы, не может считаться подтверждением дохода плательщика алиментов от предпринимательской деятельности, так как декларируемый доход является вмененным, а не фактически полученным индивидуальным предпринимателем. Данный способ определения дохода предусмотрен для целей исчисления и уплаты суммы ЕНВД и не может применяться при расчете суммы алиментов на содержание несовершеннолетнего ребенка.

Однако, согласно приказом Минтруда России, Минфина России Минобрнауки России от 29 ноября 2013 г. №703н/112н/1294 определены документы, подтверждающие доход индивидуальных предпринимателей, таким образом, для индивидуальных предпринимателей, применяющих общий режим налогообложения, систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), упрощенную систему налогообложения, в том числе с объектом налогообложения в виде доходов, систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности - копия налоговой декларации, представленной в налоговый орган в установленном порядке.

Такое неоднозначное толкование закона на практике создает сложности при расчете задолженности по алиментам, по-моему мнению декларируемый доход является вмененным и не может считаться подтверждением дохода плательщика алиментов от предпринимательской деятельности.

Кроме того, в соответствии со ст. ст. 454, 485, 486 ГК РФ взыскание не может быть обращено на доходы, полученные от продажи объектов недвижимости, автомобиля, акций, которые не носят характер систематического извлечения прибыли.

В соответствии со ст. ст. 454, 485, 486 ГК РФ денежная сумма, передаваемая покупателем продавцу вещи, является платой за продаваемую вещь.

Исходя из правового смысла к доходам, перечисленным в пп. «о» п. 2 Перечня видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 18.07.1996, и полученным по договорам, заключенным в соответствии с гражданским законодательством, относятся только доходы от выполнения работ и оказания услуг в широком смысле слова (подряд, перевозка, аренда, поручение, возмездное оказание услуг). Доходы, полученные в результате совершения сделки купли-продажи имущества, под действие пп. «о» п. 2 Перечня не подпадают, в связи с чем обязанность уплаты алиментов с данного вида дохода отсутствует.

Исходя из содержания и смысла ст. 81 СК РФ, определяющей размер алиментов в долях к заработку и (или) иному доходу, в основе принципа отнесения доходов в разряд алиментооблагаемых лежит их периодичность. При отсутствии таковой алименты на несовершеннолетних детей в соответствии со ст. 83 СК РФ взыскиваются с родителей в твердой денежной сумме, при уплате которых вид или характер получаемого родителями дохода значения не имеет.

Таким образом, обязанность уплаты алиментов с дохода, полученного по договору купли-продажи имущества при отсутствии периодичности его получения, отсутствует.

В соответствии со статьей 117 Семейного кодекса Российской Федерации индексация алиментов, взыскиваемых по решению суда в твердой денежной сумме, производится пропорционально росту величины прожиточного минимума для соответствующей социально-демографической группы населения, установленной в соответствующем субъекте Российской Федерации по месту жительства лица, получающего алименты, при отсутствии в соответствующем субъекте Российской Федерации указанной величины производят эту индексацию пропорционально росту величины прожиточного минимума для соответствующей социально-демографической группы населения в целом по Российской Федерации.

В соответствии со ст. 102 Федерального закона «Об исполнительном производстве» РФ: «Если по решению суда алименты взысканы в твердой денежной сумме, судебный пристав-исполнитель, а также организация или иное лицо, производящие удержание алиментов из заработной платы или иного дохода должника, производят индексацию алиментов пропорционально росту величины прожиточного минимума для соответствующей социально-демографической группы населения, установленной в соответствующем субъекте Российской Федерации по месту жительства лица, получающего алименты».

Величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации, в субъектах Российской Федерации - в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации, и определяется ежеквартально.

При отсутствии в соответствующем субъекте Российской Федерации величины прожиточного минимума судебный пристав-исполнитель производит индексацию пропорционально росту величины прожиточного минимума для соответствующей социально-демографической группы населения в целом по Российской Федерации.

Об индексации алиментов судебный пристав-исполнитель выносит постановление, а лица, указанные в части 1 статьи 9 Федерального закона «Об исполнительном производстве», обязаны издать приказ (распоряжение)

При индексации алиментов судебному приставу-исполнителю в первую очередь необходимо установить величину прожиточного минимума по месту жительства лица, получающего алименты, с даты последнего увеличения прожиточного минимума.

Затем судебный пристав-исполнитель определяет, какому количеству величин прожиточного минимума кратен размер алиментов, взыскиваемых в твердой денежной сумме. Получившееся кратное число умножается на величину прожиточного минимума на момент расчета.

2.3 Ответственность в алиментных обязательствах, розыск должника

Федеральный закон «Об исполнительном производстве» предусматривает, что розыск должника-гражданина по исполнительным документам, содержащим требования о взыскании алиментов, осуществляется судебным приставом-исполнителем.

Качество работы ФССП России, связанной с розыском должников, постоянно повышается. Федеральной службой судебных приставов ведется сбор информации о платежеспособности должников.

К примеру, информация о расходах, произведенных должником с момента возбуждения исполнительного производства за пользование услугами сотовой связи или на оплату услуг по перевозке авиационным и иным транспортом, может иметь решающее значение при рассмотрении вопроса о привлечении должника к уголовной ответственности, предусмотренной ст. 157 УК РФ. Фиксация мест поездок также может являться ориентиром для планирования дальнейших розыскных мероприятий.

Сегодня приставы направляют запросы в следующие организации: в банки (возможно, у должника есть счета и вклады, заключенные договоры кредитования); в бюро кредитных историй на предмет предоставления информации о должнике как о субъекте кредитных историй; в компании, осуществляющие перевозки авиационным и железнодорожным транспортом (для сбора и анализа информации о периодичности перемещения должника и затраченных им денежных средствах на приобретение проездных билетов); в страховые компании (здесь интересна информация о заключенных договорах страхования имущества, в том числе подлежащего государственной регистрации (объекты недвижимого имущества, автотранспорт), суммах страхового взноса и страхового возмещения в случае наступления страхового случая.

Имеется опыт получения информации у операторов сотовой связи о наличии договоров на оказание услуг сотовой связи, номеров мобильных телефонов, денежных средств, затраченных должником на пользование данной услугой.

Прорабатывается возможность получения информации в поликлиниках, больницах и иных учреждениях здравоохранения на предмет постановки должника на учет в таком учреждении, установления адреса фактического проживания должника. В крупных Интернет - магазинах, антикварных салонах, гипер- и супермаркетах, салонах продаж автомобилей, мебельных салонах, клубах коллекционеров планируется получать информацию о клиентах и покупателях, осуществляющих оплату товара по безналичному расчету (кредитные, дебетовые пластиковые карты), а также о должниках, приобретающих товар в кредит. Также в праве запрашивать из банков данных оперативно-справочной, розыскной информации и обрабатывать необходимые для осуществления розыска персональные данные, в том числе сведения о лицах и об их имуществе. Для производства розыска судебный пристав-исполнитель, осуществляющий розыск, по заявлению взыскателя вправе использовать сведения, полученные в результате осуществления частной детективной (сыскной) деятельности, правда, их услуги должен будет оплатить сам взыскатель, а для производства розыска должника-гражданина также использовать на безвозмездной основе возможности средств массовой информации. Направлять запросы в ГИБДД МВД по УР о наличии транспортных средств, на которых задерживался должник, установление собственников автомобилей. При получении информации о наличии или использовании должником транспортного средства направить запросы в организации осуществляющие ремонт и гарантийное обслуживание транспортных средств.

При получении из государственных органов, осуществляющих контрольные, надзорные и регистрирующие функции, а также иных организаций сведений о должнике, его имуществе, судебный пристав осуществляющий розыск в течение трех дней проводит анализ полученной информации с целью уточнения направлений розыска и повышению его эффективности.

Если разыскиваемый должник обнаруживается на территории, на которую не распространяются полномочия судебного пристава-исполнителя, объявившего розыск, главный судебный пристав субъекта Российской Федерации по месту обнаружения должника организует незамедлительное направление сообщения об этом в территориальный орган Федеральной службы судебных приставов по месту объявления розыска.

При обнаружении разыскиваемого должника-гражданина исполнительные действия совершаются, а меры принудительного исполнения применяются по месту его обнаружения. В случае необходимости для совершения исполнительных действий или применения мер принудительного исполнения должник-гражданин может быть препровожден в ближайшее к месту обнаружения подразделение судебных приставов.

Судебный пристав-исполнитель, осуществляющий розыск, не позднее дня, следующего за днем совершения исполнительных действий и (или) применения мер принудительного исполнения, направляет вынесенные (составленные) в результате их совершения или применения постановления (акты) судебному приставу-исполнителю, объявившему розыск.

Постановление о розыске должника либо об отказе в объявлении такого розыска выносится судебным приставом-исполнителем в трехдневный срок со дня поступления к нему заявления взыскателя об объявлении розыска или со дня возникновения оснований для объявления розыска.

Постановление судебного пристава-исполнителя о розыске должника утверждается старшим судебным приставом или его заместителем, направляется для производства розыска судебному приставу-исполнителю, осуществляющему розыск, и подлежит немедленному исполнению. Копии постановления судебного пристава-исполнителя об объявлении розыска или об отказе в объявлении розыска направляются сторонам исполнительного производства. В случае отсутствия сведений о местонахождении должника копия постановления судебного пристава-исполнителя направляется по последнему известному месту жительства или месту пребывания должника.

Решение о розыске должника принимается судебным приставом-исполнителем после проведения всех необходимых мероприятий по обнаружению должника: выхода по его месту регистрации или фактического проживания, опроса соседей и родственников, направления запросов.

Государство, устанавливая нормы семейного права, определяет вид и меру должного поведения (действия или бездействия) участников алиментных правоотношений. Для того, чтобы не было нарушено субъективное право одной стороны на получение содержания, другая сторона должна исполнить юридическую обязанность - предоставить такое содержание. Таким образом, государство предписывает своим гражданам необходимость определенного поведения в алиментных правоотношениях, устанавливает требования, нарушение которых может быть пресечено и обеспечено с помощью мер государственного принуждения (принуждения к исполнению норм права).

Семейный кодекс Российской Федерации возлагает на участников правоотношений личные и имущественные обязанности. Но где есть обязанности, там должны быть предусмотрены и санкции за неправомерное поведение членов семьи.

В соответствии со ст. 80 и 85 Семейного кодекса Российской Федерации родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей, нуждающихся в помощи. Уклонение родителей от содержания детей или детей от содержания нетрудоспособных родителей ухудшает условия их жизни, влияет на состояние здоровья, нарушает нормальное развитие несовершеннолетних или нормальное существование нетрудоспособных родителей.

Законодательством предусмотрено три вида ответственности за ненадлежащее исполнение алиментных обязательств и нарушения в сфере алиментных правоотношений: имущественная, исполнительная, уголовная.

Имущественная ответственность выражается в уплате неустойки и возмещении убытков.

Субъектами имущественной ответственности могут выступать должник и организация-работодатель.

Взыскатель вправе предъявить организации иск о взыскании подлежащей удержанию с должника суммы, не удержанной по вине этой организации.

Законодатель установил имущественные санкции за неисполнение алиментных обязательств, в частности, п. 2 ст. 115 Семейного кодекса Российской Федерации предусматривает размер законной неустойки за неуплату алиментов по решению суда в размере 0,5 процента от суммы невыплаченных алиментов за каждый день просрочки. Основное назначение неустойки как способа обеспечения исполнения обязательства - действенное побуждение к добровольному, добросовестному исполнению возложенной обязанности.

Этот размер может быть уменьшен судом с учетом материального и семейного положения плательщика. При виновном образовании задолженности на обязанное лицо можно возложить ответственность и в форме возмещения убытков, правда, не в полном объеме, а в части, не покрытой неустойкой, что также будет побуждать уплатить алименты своевременно (превентивная функция юридической ответственности) и в большей степени защищать права получателя. Взыскание убытков, причиненных просрочкой исполнения алиментных обязательств, возможно только в судебном порядке, поскольку факт причинения убытков необходимо доказывать и давать ему правовую оценку, что возможно только в суде.

Вместе с тем, такая ответственность не может быть возложена на плательщика алиментов, если задолженность по алиментам образовалась по вине других лиц, в частности, в связи с несвоевременной выплатой зарплаты, задержкой или неправильным начислением алиментных сумм и т.п.

Субъектами исполнительной (административной) ответственности, могут также являться сам должник или организация-работодатель. Административная ответственность в данном случае наступает в виде ответственности за нарушения в сфере исполнительного производства. Эта ответственность установлена Кодексом об административных правонарушениях, согласно которому за нарушение должником законодательства об исполнительном производстве, выразившееся в невыполнении законных требований судебного пристава-исполнителя, представлении недостоверных сведений о своих правах на имущество, несообщении об увольнении с работы, о новом месте работы, учебы, месте получения пенсии, иных доходов или месте жительства, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до ста тысяч рублей .

Нарушение лицом, не являющимся должником, законодательства об исполнительном производстве, выразившееся в невыполнении законных требований судебного пристава-исполнителя, отказе от получения конфискованного имущества, представлении недостоверных сведений об имущественном положении должника, утрате исполнительного документа, в несвоевременном отправлении исполнительного документа, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

В связи с неисполнением исполнительного документа в добровольном порядке у должника возникают дополнительные имущественные обременения (помимо уплаты неустойки и возмещения убытков), которые также можно считать мерой ответственности, в частности, ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» предусматривает уплату исполнительского сбора за возбуждение стадии исполнительного производства и совершение принудительных исполнительных действий.

Субъектом уголовной ответственности в сфере алиментных правоотношений выступает должник. Уголовная ответственность является крайней и самой строгой мерой ответственности за нарушение алиментных обязательств, она установлена ст. 157 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Основанием для привлечения должника к уголовной ответственности будет выступать критерий злостности.

Под злостностью по сложившейся правовой практике применительно к данной статье Уголовного кодекса Российской Федерации понимается наличие задолженности свыше 4 месяцев, сокрытие и частая смена жительства, неявка по неоднократным вызовам судебного пристава-исполнителя, объявление розыска должника, представление фиктивных документов, ложных сведений о доходах или другие обманные действия.

Потерпевшими от преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 157 Уголовного кодекса Российской Федерации, являются несовершеннолетние дети и усыновленные, а также нетрудоспособные дети и усыновленные, достигшие 18-летнего возраста. Уклонение родителей от уплаты по решению суда алиментов на содержание детей может выражаться как в прямом отказе от выполнения судебного акта, так и в фактической неуплате в связи с изменением места жительства, места работы, сокрытием действительных доходов от коммерческой или интеллектуальной деятельности. Субъектом преступления являются родители и усыновители.

Интересен зарубежный опыт обеспечения действенности механизма принудительного исполнения обязанности по содержанию несовершеннолетних детей. Так, например, в арсенале американских органов, ведающих исполнением судебных решений, существует такая мера, как ограничение или лишение должника определенного законом права. Наиболее эффективным считается приостановление действия (отзыв) водительских прав. Например, в штате Мэриленд, как и во многих других штатах, применение практики отзыва водительских прав как способа исполнения алиментного обязательства, этим не исчерпывается. Так, должник, чья профессиональная деятельность осуществляется на основе специальной лицензии (например, врачи, юристы, архитекторы, преподаватели) рискует своей лицензией, которая может быть отозвана при неисполнении им обязанности по выплате сумм, причитающихся на содержание несовершеннолетних детей. Более того, в штате Мичиган лица, имеющие задолженность по выплатам этой категории, не вправе рассчитывать на получение специальных разрешений на охоту, рыбалку, занятия различными видами водного спорта.

3. Проблемы, связанные с исполнением решений о взыскании алиментов

Проблемы, связанные с исполнением решений о взыскании алиментов на несовершеннолетних детей, супругов, родителей и других членов семьи, для России не новые, можно сказать, что они перешли к нам «по наследству» с советских времен. В недавнем прошлом, в конце 80-х гг., в СССР судебным исполнителям передавалось примерно 4 млн. исполнительных листов о взыскании алиментов ежегодно, при этом росло число родителей, привлеченных к уголовной ответственности за злостное уклонение от уплаты алиментов, а также число разыскиваемых родителей. Сегодня, как и тридцать пять лет назад, перед судебными приставами-исполнителями стоит множество проблем, связанных с исполнением решений о взыскании алиментов.

Во-первых, основной причиной является отсутствие места работы, вызванное безработицей. Должников по данной категории дел условно следует разделить на две категории: тех, кто действительно не может найти работу, и тех, кто фактически работает, но официально не оформлен. В отношении должников первой категории замечу, что невозможность найти работу зачастую продиктована отсутствием самого желания работать. На сегодняшний день Конституцией РФ в ст. 37 закреплено, что принудительный труд запрещен, поэтому обязать должника устроиться на работу и применить санкции за неисполнение требований судебный пристав-исполнитель не вправе. Однако часто встречаются случаи, когда лицо фактически работает, но отношения между работником и работодателем трудовым договором не оформлены. Таким образом, должник имеет возможность долгое время предъявлять судебному приставу-исполнителю трудовую книжку, где отсутствует запись о месте работы, а выяснить, на какие доходы живет должник, не входит в компетенцию судебного пристава-исполнителя.

На сегодняшний день приходится констатировать, что в некоторых ситуациях быть безработным более выгодно, чем работающим.

Согласно ст. 113 Семейного кодекса Российской Федерации в случаях, если лицо, обязанное уплачивать алименты, в период, когда оно было обязано уплачивать алименты, не работало или если не будут предоставлены документы, подтверждающие его заработок или иной доход, задолженность по алиментам определяется исходя из средней заработной платы в Российской Федерации на момент взыскания задолженности. Следовательно должник, если он не работает или скрывает свое место работы, должен выплачивать алименты исходя из средней заработной платы по Российской Федерации. Но на сегодняшний день уровень средней заработной платы в различных регионах неодинаков. Следовательно, в тех регионах, где заработная плата значительно превышает заработную плату по Российской Федерации, быть безработным или скрывать реальный доход выгодно. Но что касается регионов, где уровень заработной платы довольно низок, определенная судебным приставом-исполнителем задолженность будет значительно превышать реальные доходы должника. На этом фоне возникает иная, не менее значимая проблема, когда должники имеют очень низкий официальный заработок. На сегодняшний день работодатели идут по пути, когда сотрудники (а это в первую очередь касается частных фирм) оформлены на минимальные оклады от 5965 руб., а фактически получают в десять - двадцать раз больше. Таким образом, возникает ситуация, когда место работы должника установлено, исполнительное производство окончено, копия исполнительного документа направлена по месту работы, а через несколько месяцев от взыскателя поступает жалоба, что он получает мизерные алименты, в то время как материальное благосостояние должника постоянно растет и даже иногда оплата за сотовый телефон превышает в 10 раз его официальную заработную плату. При проверке, производимой судебным приставом-исполнителем, никаких нарушений не выявляется. Возможно, стоит в данном случае привлекать аудиторов с целью проверки бухгалтерии организации для выявления фактического заработка.

Проблемой при взыскании алиментов является и не перечисление алиментов той организацией, в которой работает должник, хотя алименты регулярно удерживаются. Обычно это происходит из-за отсутствия денежных средств на расчетном счете данной организации. В этом случае должником уже является не то лицо, которое обязано уплачивать алименты, а та организация, которая их не перечисляет взыскателю. Данная проблема существует в основном, на сельскохозяйственных предприятиях, и многие колхозы и совхозы для ее решения предлагают взыскателю погашение задолженности по алиментам натуральными продуктами: маслом, мукой, мясом и т.д.

В данной ситуации судебными приставами-исполнителями принимаются следующие меры: они направляют представление о возбуждении уголовного дела на руководителей данных предприятий. Хочется отметить, что данная мера почти сразу имеет положительный результат - как только направляется представление прокуратуры о возбуждении уголовного дела на руководителя, сразу денежные средства практически в полном объеме перечисляются взыскателю.

Если по каким-то причинам уголовное дело не возбуждается или прекращается за отсутствием состава преступления, то в этом случае взыскателю следует обращаться в суд для взыскания удержанных, но не перечисленных сумм с самого предприятия, на котором работает должник. Тогда при получении исполнительного листа судебный пристав имеет возможность производить взыскание задолженности с предприятия в принудительном порядке, предусмотренном законом. Открытым остается вопрос, как поступать взыскателю, если заработная плата должнику не только не выплачивается, но и не начисляется, т.е. когда должник на предприятии числится в сотрудниках, например, для выработки стажа.

По мнению судебных приставов, законодателю следует установить более строгие меры в отношении руководителей предприятия и бухгалтеров за несвоевременное, неправильное удержание алиментов, а также за утрату исполнительного документа.

Одним из наиболее сложных вопросов исполнительного производства остается вопрос взыскания алиментов с лиц, выехавших на постоянное место жительства за рубеж. Зачастую встречаются ситуации, когда взыскатель узнает, что должник уже находится за границей и никого согласия по поводу уплаты алиментов между ними не достигнуто, более того, должник выбыл за границу, не поставив в известность ни судебного пристава-исполнителя, ни взыскателя. В данном случае вопрос решается в зависимости от того, как далеко за пределы Российской Федерации отбыл должник. Если он находится в странах СНГ, за исключением Туркменистана, который не подписал Соглашения о правовой помощи по гражданским и семейным делам 1994 г., то на этих территориях признаются исполнительные документы и требования судебного пристава-исполнителя. Если должник отбыл в дальнее зарубежье, то возможность взыскания алиментов зависит от того, имеется у Российской Федерации соглашения о правовой помощи по гражданским и семейным делам с этим государством. Если таковое имеется, то можно действовать через Управление Федеральной Службы судебных приставов РФ и попытаться разыскать должника или его имущество. Но следует отметить, что с США и Израилем у Российской Федерации таких соглашений нет, и получается, что фактически должника «достать» невозможно.

Вопрос, возникающий при индексации алиментов, установленных пропорционально минимальному размеру оплаты труда - какой МРОТ необходимо применять?

Вот здесь и кроется, на мой взгляд, основная проблема, разрешение которой в различной правоприменительной практике всем видится по-разному. А заключается эта проблема в простом вопросе? К какому именно МРОТ «привязывать» взыскание в твердой денежной сумме? Судебная практика в этом вопросе диаметрально различается.

Двусмысленность ситуации кроется в неопределенности законодательного определения МРОТ. Согласно Федеральному закону «О минимальном размере оплаты труда», введенному в действие с 01 июля 2000 года установил, что МРОТ применяется исключительно для регулирования оплаты труда и определения размеров пособий по временной нетрудоспособности. Применение минимального размера оплаты труда для других целей не допускается .

Этим же законом было установлено, что до внесения изменений в соответствующие федеральные законы, определяющие порядок исчисления налогов, сборов, штрафов и иных платежей, исчисление налогов, сборов, штрафов и иных платежей, осуществляемое в соответствии с законодательством Российской Федерации в зависимости от минимального размера оплаты труда, производится с 1 июля 2000 года по 31 декабря 2000 года исходя из базовой суммы, равной 83 рублям 49 копейкам, с 1 января 2001 года исходя из базовой суммы, равной 100 рублям.

Исчисление платежей по гражданско-правовым обязательствам, установленных в зависимости от минимального размера оплаты труда, производится с 1 июля 2000 года по 31 декабря 2000 года исходя из базовой суммы, равной 83 рублям 49 копейкам, с 1 января 2001 года исходя из базовой суммы, равной 100 рублям.

Таким образом, учитывая, что обязательства, возникшие из семейных правоотношений, относятся к категории гражданско-правовых, исчисление алиментов, подлежащих уплате с 01 января 2001 года, и установленных к минимальному размеру оплаты труда, подлежит осуществлять исходя из базовой ставки, равной 100 рублям. Исчисление же алиментов в твердой денежной сумме исходя из применяемого для регулирования оплаты труда в настоящее время является незаконным.

Российский законодатель, устанавливая порядок определения минимального размера алиментов на несовершеннолетних детей, пошел по пути сохранения традиций советского времени - в качестве кратной величины используется доход плательщика алиментов, пороговые значения являются единообразными для всех категорий граждан и не зависят от уровня материальной обеспеченности родителей, возраста ребенка и иных ситуативных факторов.

Попытки реформирования института минимального размера алиментов на содержание несовершеннолетних детей были предприняты в 2010-2012 гг. В настоящее время на рассмотрении в Государственной Думе Федерального Собрания РФ находится законопроект, предусматривающий, что минимальный размер алиментов, взыскиваемых с родителей в соответствии сп. 1 ст1 81 СК РФ, на каждого ребенка не может быть ниже 50% величины прожиточного минимума для детей в целом по Российской Федерации на каждого несовершеннолетнего ребенка.

В России неоднократно предпринимались также шаги по созданию алиментных фондов. Целесообразность образования таких учреждений является предметом научной дискуссии. Необходимо отметить, что функционирование алиментного фонда экономически возможно только при условии высокой эффективности регрессного взыскания сумм выплаченных фондом алиментов с родителей-должников. В противном случае деятельность фонда может стать чрезмерной нагрузкой для бюджета. В то же время при наличии действенных механизмов взыскания платежей существование фонда теряет смысл, поскольку взыскание может производиться непосредственно в пользу уполномоченного лица. Более того, передача решения вопроса о возможности или невозможности взыскания алиментов и, как следствие, необходимости выплаты компенсации из алиментного фонда в ведение судебного пристава-исполнителя может повлечь злоупотребления со стороны плательщиков алиментов. Более удачной представляется методика, при которой государственное пособие ребенку назначалось бы лишь в том случае, если решением суда установлен размер алиментов в твердой денежной сумме ниже минимального, т.е. лишь тогда, когда суд оценил все обстоятельства жизни плательщика алиментов и пришел к выводу о невозможности взыскания с него минимального размера алиментов в полном объеме. При этом государственные пособия не подлежат обратному взысканию. В результате возникнет исключительность, адресность государственных пособий, будут предупреждены злоупотребления как плательщиков, так и представителей получателей алиментов, одновременно обеспечится предоставление помощи каждому объективно нуждающемуся ребенку.

Таким образом, представляется целесообразным реформирование института минимального размера алиментов в следующих направлениях: принятие закона об установлении минимального размера алиментов на несовершеннолетних детей в размере не менее половины прожиточного минимума для детей в целом по РФ на каждого несовершеннолетнего ребенка; отмена норм о взыскании алиментов в долях к заработку или иному доходу плательщика; перенос статуса императивной по отношению к алиментному соглашению нормы с нормы п. 1 ст. 81 Семейного кодекса РФ к норме, устанавливающей минимальный размер алиментов в виде процента от прожиточного минимума; назначение ребенку государственного пособия в случае, если размер алиментов, определенный судом в твердой денежной сумме, меньше половины прожиточного минимума для детей в целом по РФ в размере разницы данных показателей.

Подводя итог, следует отметить, что с юридической точки зрения процесс взыскания алиментов урегулирован достаточно полно, однако на практике лицу, осуществляющему принудительное взыскание алиментов, - судебному приставу-исполнителю приходится сталкиваться с многочисленными трудностями, вызванными и проблемами, носящими экономический характер, и пробелами в законодательстве, позволяющим должникам ловко уклоняться от выплаты алиментов.

Заключение

В данной работе нами проанализировано действующее российское законодательство, регулирующее алиментные обязательства, выявить пробелы и недостатки.

исследовали правовое регулирование принудительного исполнения алиментных обязательств родителей в отношении несовершеннолетних детей;

изучили порядок принудительного исполнения исполнительных документов о взыскании алиментов;

выявили правовые проблемы принудительного исполнения исполнительных документов о взыскании алиментов с родителей на содержание несовершеннолетних детей.

С нашей точки зрения законодательство должно содержать механизмы регулирования данных проблем, что существенно в итоге облегчит работу судебных приставов-исполнителей:

. Привлечь должностных лиц организации по месту работы, где работает лицо обязанное уплачивать алименты за несвоевременное, неправильное удержание алиментов, а также за утрату либо несвоевременное возвращение исполнительного документа. Ответственность в данном случае должна быть не только административной и гражданской, так как применение денежных штрафов в большинстве случаев не приносит действенных результатов, но также и уголовной вплоть до лишения главного бухгалтера правом заниматься данным видом деятельности.

.Необходимо решить вопрос о привлечении аудиторов с целью проверок бухгалтерии организации на правильность удержания алиментов. В связи с тем, что данные проверки производятся вне рамок исполнительного производства, то права судебного пристава-исполнителя порядок такой проверки и вопрос оплаты аудитора должен быть проработан отдельно. Привлечение аудитора для проверки бухгалтерии необходимо в первую очередь для выявления фактического заработка должника. Судебный пристав-исполнитель без специального образования сделать это не в состоянии. Возможно также создание аудиторского отдела в рамках Министерства юстиции Российской Федерации. Это поможет не только полному и правильному исполнению решений суда бухгалтерами, но также будет способствовать выявлению скрываемых налогов.

. Законодательно закрепить минимальный размер алиментов, взыскиваемых с родителей в соответствии с п. 1 ст. 81 СК РФ не менее 50% величины прожиточного минимума для детей в целом по Российской Федерации на каждого несовершеннолетнего ребенка.

Список использованных источников

  1. Афанасьев, C.Ф. Исполнительное производство: Учебник/ С.Ф. Афанасьев, О.В. Исаенкова. - М: Юрайт. - 2015. - 450 с.
  2. Белоусов, Л.В. Комментарий к Федеральному закону «Об исполнительном производстве» и практике его применения/ Л.В. Белоусов, А.В. Закарлюк, М.А. Куликова.; - М.: Инфотропик медиа. - 2012. - 752 с.
  3. Гайдаенко-Шер, Н.И. Семейное право РФ и иностранных государств/ Н.И. Гайдаенко-Шер, Д.О. Грачев, В.В. Залесский. - М., Изд. Тихомирова М.Ю. - 2005. - 310 с.
  4. Гуреев, В.А. Настольная книга судебного пристава-исполнителя: учебно - практическое пособие/ В.А. Гуреев - М.: Статут. - 2011. - 245 с.
  5. Долгов Ю.Г., Исполнение судебных решений судебными приставами-исполнителями по делам о взыскании алиментов и делам, связанным с воспитанием детей // Сборник материалов по итогам семинара. Самара, ноябрь 2000 г.
  6. Дубровская, И.А. Права ребенка: Пособие/ И.А. Дубровская. - М.: ГроссМедиа, РОСБУХ. - 2008. - 176 с.
  7. Ермолинская, Т.В., Индексация алиментов, // Практика исполнительного производства. - 2008. - №1.
  8. Калегов, Р.В., Проблемы применения в исполнительном производстве статьи 157 «Злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей» УК РФ, // Практика исполнительного производства. - 2009. - N.
  9. Касьянова, Г.Ю. Алименты/ Г.Ю. Касьянова/ - М.: АБАК. - 2012. - 112 с.
  10. Левушкин, А.Н. Семейное право: Учебник/ А.Н Левушкин, А.А. Серебрякова - М.: ЮНИТИ-ДАНА. - 2012. - 407 с.
  11. Марышева, Н.И. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть третья (постатейный)/ Н.И. Марышева. - М.:Контракт. -2015. - 672 с.
  12. Марышева, Н.И. Семейные отношения с участием иностранцев: правовое регулирование в России/ Н.И. Марышева. - М.: Волтерс Клувер. - 2007. - 328 с.
  13. Мошкович, М., ЕНВД не влияет на алименты, // ЭЖ-Юрист. - 2008. - №44
  14. Тебо Маргарет Грехем. Когда отец не платит: семинар приставов-исполнителей/ Тебо Маргарет Грехем. - М.: Статут. - 2000. - с. 118 - 119.
  15. Тихомирова, Л.В. Алименты: практическое пособие/ Л.В. Тихомирова. - М.: Изд-во Тихомирова М.Ю. - 2004. - 235 с.
  16. Тихомирова, Л.В. Юридическая энциклопедия/ Л.В. Тихомирова, М.Ю. Тихомиров. - М.: Изд-во Тихомирова М.Ю. - 2008. - 526 с.
  17. Тихомирова, Л.В. Взыскание алиментов: комментарии, судебная практика и образцы документов/ Л.В. Тихомирова, М.Ю. Тихомиров. - М.: Изд-во Тихомирова М.Ю., - 2009. - 94 с.
  18. Тонкушина Н.В., Применение мер уголовно-правового воздействия к лицам, уклоняющимся от уплаты алиментов // Семейное и жилищное право. - 2009. - №4.
  19. Чикишев К.В., Особенности расчета задолженности по алиментам, // Практика исполнительного производства. - 2009. - №2.

Похожие работы на - Особенности исполнения судебных актов по алиментам

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!