История развития коллизионного регулирования детско-родительских отношений

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    21,83 Кб
  • Опубликовано:
    2016-09-23
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

История развития коллизионного регулирования детско-родительских отношений















Реферат

История развития коллизионного регулирования детско-родительских отношений

Отношения между родителями и детьми регулировались еще римским правом, которое заложило характерные для данного типа отношений основополагающие принципы. В частности, «принцип крови» при определении гражданства ребенка, принцип родительской власти и принцип наследования по степени родства. С течением времени данные принципы совершенствовались и закреплялись в международных правовых актах.

Первым международным правовым документом, направленным на защиту прав детей и улучшения их благосостояния, стала Декларация прав ребенка, принятая 26 ноября 1924 года в Женеве Пятой Ассамблеей Лиги Наций. В Женевской Декларации прав ребенка было определено, что человечество должно давать детям лучшее, что у него есть, и были перечислены пять основополагающих принципов:

.Ребенку должны быть представлены средства, необходимые для его нормального развития, как физического, так и духовного.

.Голодный ребенок должен быть накормлен; больному ребенку должна быть оказана помощь; ошибающийся ребенок должен быть поправлен, а сирота и бездомный ребенок должны получить приют и поддержку в трудную минуту.

.Ребенок должен получать помощь в тяжелое время испытаний в первую очередь.

.Ребенок должен расти в атмосфере любви, и быть защищенным от всех форм эксплуатации.

.Ребенок должен воспитываться в сознании, что его лучшие качества должны служить на пользу другим людям.

Данные принципы легли в основу регулирования отношений между родителями в международном и национальном праве.

Весь комплекс отношений между родителями и детьми делится на отношения личного неимущественного и имущественного характера. К первой группе относятся определение гражданства ребенка, установление и оспаривание отцовства (материнства), лишение родительских прав, права на общение и усыновление. Вторая группа состоит из алиментных обязательств родителей и детей и наследственных отношений.

В международном частном праве к перечисленным правоотношениям преимущественно применяется коллизионно-правовой метод регулирования, поскольку данная сфера подвержена влиянию культурных и религиозных традиций и обычаев каждого государства. В связи с этим данный тип правоотношений не поддается унификации, что обосновывает необходимость применения коллизионно-правового метода.

Основными коллизионными привязками, которые используются в регулировании отношений между родителями и детьми, являются личный закон ребенка и родителей (lex personalis), закон страны постоянного места проживания ребенка (lex domicilii), закон компетентного учреждения и закон страны суда (lex fori), закон страны происхождения (lex originis). Применение перечисленных коллизионных привязок закреплено в международных договорах, посвященных регулированию различных аспектов брачно-семейных отношений.

А.Л. Маковский все международные договоры, содержащие унифицированные коллизионные нормы в области отношений между родителями и детьми, подразделяет на: «1) многосторонние и двусторонние; универсальные и региональные; 2) определяющие право, подлежащее применению к семейным отношениям с участием детей, и содержащие процессуальные нормы, определяющие порядок рассмотрения семейных дел и осуществления соответствующего международного сотрудничества; 3) охватывающие вопросы: а) воспитания, общения с ребенком, то есть личные неимущественные отношения родителей и детей; б) получения средств на содержание ребенка (алименты), то есть имущественные отношения родителей и детей; в) усыновления ребенка».

В данной работе будут рассмотрены многосторонние универсальные и региональные международные договоры, включающие нормы, подлежащие применению к отношениям между родителями и детьми в области личных неимущественных и имущественных отношений. Для проведения соответствующего анализа был выделен ряд договоров, оказавших существенное влияние на становление коллизионного регулирования отношений между родителями и детьми:

Нью-Йоркская конвенция ООН о взыскании за границей алиментов 1956 г.;

Гаагская конвенция о праве, применимом к алиментным обязательствам в отношении детей 1956 г.;

Гаагская конвенция о праве, применимом к алиментным обязательствам 1973 г.;

Конвенция ООН о правах ребенка 1989 г.;

Гаагская конвенция о защите детей и сотрудничестве в отношении межгосударственного усыновления 1993 г.;

Гаагская конвенция о международном порядке взыскания алиментов на детей и других форм содержания семьи 2007 г. .

Международные конвенции регионального характера:

Минская конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1997 г.;

- Кишиневская конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 2002 г.

Конвенция ООН о правах ребенка 1989 г.

Первую позицию среди международных источников по регулированию отношений между родителями и детьми в международном частном праве занимает Конвенция о правах ребенка 1989 года. Значимость данной Конвенции подтверждается тем, что «во всех международных договорах, принятых после 1989 года, по вопросам семейного права специально подчеркивается базисная роль Конвенции ООН о правах ребенка». Это говорит о том, что положения Конвенции стали основой для разработки унифицированных норм семейного права во многих международных договорах.

Данная Конвенция является самым многосторонним договором в мире, поскольку в ней участвует 192 страны. Российская Федерация также является участником Конвенции как правопреемник СССР, который подписал и ратифицировал Конвенцию в 1990г.

Согласно пункту 1 статьи 3, Государства-участники Конвенции обязаны учитывать наилучшие интересы ребенка во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами (п. 1 ст. 3). Государства-участники также обязаны способствовать совместному проживанию родителей и детей за исключением случаев, когда , согласно применимому праву и судебным процедурам, раздельное проживание необходимо для достижения наилучших интересов ребенка (ст.9).

Наибольший интерес в рамках данной работы представляют статьи 20, 21 и 27 Конвенции, которые посвящены международному усыновлению и содержанию ребенка.

Согласно статье 20, государства-участники в соответствии со своими национальными законами должны обеспечивать замену ухода за ребенком, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который в его собственных наилучших интересах не может оставаться в таком окружении. Под «уходом за ребенком» Конвенция подразумевает передачу на воспитание, усыновление или, в случае необходимости, помещение в соответствующие учреждения по уходу за детьми (п.3 ст. 20). Конвенция отдельно подчеркивает значимость учета преемственности в воспитании ребенка, его этническое происхождение, религиозную и культурную принадлежность и родной язык (п.3 ст. 20). Данные факторы необходимо учитывать в области семейного права, поскольку они оказывают существенное влияние на выбор применимого права и способ регулирования правоотношения.

В статье 21 Конвенции раскрываются правовые аспекты международного усыновления. Государства-участники в пункте b признают усыновление в другой стране в качестве альтернативного способа ухода за ребенком в случае, если ребенок не может быть передан на воспитание или помещен в семью или обеспечение какого-либо подходящего ухода в стране происхождения ребенка является невозможным (п. b ст. 21).

Конвенция в пункте d статьи 21 обязывает государств-участников принимать все необходимые меры с целью обеспечения того, чтобы в случае усыновления в другой стране устройство ребенка не приводило к получению неоправданных финансовых выгод связанными с этими лицами. Также Конвенция определяет, что государства-участники обеспечивают, чтобы в случае усыновления ребенка в другой стране применялись такие же гарантии и нормы, которые применяются в отношении усыновления внутри страны (п. c ст. 21). Кроме того, государства-участники обязуются содействовать в необходимых случаях достижению целей настоящей статьи путем заключения двусторонних и многосторонних договоренностей или соглашений и стремятся на этой основе обеспечить, чтобы устройство ребенка в другой стране осуществлялось компетентными властями или органами (п. e ст. 21).

Статья 27 обязывает государства - участников принимать все необходимые меры для обеспечения содержания ребенка родителями или другими лицами, несущими финансовую ответственность за ребенка, как внутри государства - участника, так и из-за рубежа. В частности, если лицо, несущее финансовую ответственность за ребенка, и ребенок проживают в разных государствах, государства - участники способствуют присоединению к международным соглашениям или заключению таких соглашений, а также достижению других соответствующих договоренностей (п 4 ст. 27).

В тексте Конвенции неоднократно подчеркивается, что Государства-участники обязаны заключать международные договоры и соглашения для обеспечения наилучшего выполнения положений настоящей Конвенции, что еще раз подчеркивает особую значимость Конвенции ООН о правах ребенка в области регулирования правовых отношений с участием детей.

Гаагская конвенция о защите детей и сотрудничестве в области межгосударственного усыновления 1993 г

Гаагская конвенция о защите детей и сотрудничестве в области межгосударственного усыновления 1993 года является еще одним важным документом в области правоотношений с участием детей. Первый вариант проекта Гаагской конвенции был подготовлен в 1988 году. В разработке Конвенции принимали участие 67 государств, включая Российскую Федерацию, 5 межправительственных организаций, включая ООН и Интерпол, и 12 неправительственных международных организаций. Конвенция вступила в силу 1 мая 1995 года.

Коллизионных норм регулирования отношений между родителями и детьми Конвенция не содержит, однако это не умаляет её значение, поскольку положения данной Конвенции оказали влияние на разработку коллизионных норм в иных международных договорах и кодификациях международного частного права.

Основной целью разработки Гаагской конвенции было создание системы сотрудничества между Договаривающимися государствами для предотвращения хищения, продажи и незаконного вывоза детей (п. b ст. 1). Гаагская конвенция также повторяет основные принципы Конвенции ООН о правах ребенка, а именно: усыновление должно наилучшим образом отвечать интересам ребенка (п. b ст. 4). В Конвенции подчеркнуто, что межгосударственное усыновление может быть осуществлено только в случае, если подходящая семья не может быть найдена в стране происхождения ребенка. Гаагская конвенция формулирует общие требования к межгосударственному усыновлению, обязанности центральных инспекций и уполномоченных организаций, определяет условия признания усыновления и последствия усыновления.

В настоящее время Конвенцию «о защите детей и сотрудничестве в области межгосударственного усыновления» ратифицировали 77 стран. Российская Федерация подписала Конвенцию 7 сентября 2000 года, но не ратифицировала. После принятия Федерального закона №272-ФЗ от 28 декабря 2012 года «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации», который противоречит основным целям Гаагской конвенции 1993 года, ратификация этого важного международного документа стала невозможной.

Международные конвенции регионального характера

Среди международных конвенций регионального характера наиболее значимыми в сфере регулирования отношений между родителями и детьми считаются Минская конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 года и Кишиневская конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 7 октября 2002 года.

Коллизионные нормы семейного права Минской конвенции были полностью заимствованы Кишиневской конвенцией с небольшими изменениями. По мнению А.Л.Маковского и И.О. Хлестовой, данный факт говорит об успешной согласованности внутреннего семейного законодательства стран-участниц и унификации коллизионных норм в области семейного права. Однако, есть иное мнение, согласно которому практически дословное повторение содержания коллизионных норм свидетельствуют о том, «что проблемы, связанные с наличием эффективного правового регулирования, часто обусловлены не «центробежной силой» государств, а небезупречной работой авторов, подготавливающих текст международного соглашения». С данным утверждением сложно согласиться, так как применение одних и тех же коллизионных норм для регулирования одних и тех же правоотношений говорит о достижении наилучшего результата при решении определенных коллизионных проблем и унификации норм по отдельным вопросам.

В статье 32 Минской конвенции установлено, что правоотношения родителей и детей определяются по законодательству Договаривающейся Стороны, на территории которой постоянно проживают дети (п.1, ст. 32). Данная формулировка говорит об использовании lex domocilii в качестве основной коллизионной привязки для регулирования отношений между родителями и детьми.

При установлении или оспаривании отцовства или материнства Минская конвенция призывает руководствоваться законодательством страны, гражданином которой ребенок является по рождению (ст. 31). В статье 34 Кишиневской конвенции принцип lex originis указан в качестве субсидиарной коллизионной привязки, основной привязкой является закон страны гражданства ребенка lex nationalis (ст. 34).

Регулирование правоотношений родителей и детей в целом в Кишиневской конвенции раскрыто наиболее полно. В статье 35 Кишиневской конвенции генеральная коллизионная привязка - законодательство страны, на территории которой совместно проживают родители и дети. При отсутствии совместного места жительства применяется право страны гражданства ребенка lex nationalis. В данной статье законодатель также предусмотрел регулирование алиментных обязательств посредством применения закона страны совместного места жительства получателя и плательщика алиментов (п. 2, ст. 35). В случае если совместное место жительства отсутствует, алиментные обязательства определяются законодательством страны, гражданином которой является истец (п. 2, ст. 35). При этом отмечается, что по требованию истца по алиментным обязательствам применяется законодательство страны, на территории которой постоянно проживает ребенок (п. 1, ст.35). Отдельный пункт посвящен порядку исполнения решения суда по делам, связанным с воспитанием детей. Согласно Кишиневской конвенции к регулированию данного вопроса применяется законодательство страны постоянного места проживания ребенка lex domocilii (п. 4, ст. 35).

В Минской конвенции не уделяется так много внимания имущественным правоотношениям между родителями и детьми. Статья 32 содержит только одну коллизионную привязку по постоянному месту жительства лица, претендующего на получение алиментов (ст. 32).

Статья 37 Минской конвенции и статья 40 Кишиневской конвенции содержат практические идентичные коллизионные нормы об усыновлении. В Конвенциях установлено, что усыновление или его отмена определяется по законодательству Договаривающейся Стороны, гражданином которой является усыновитель в момент подачи заявления об усыновлении или его отмене. Если ребенок является гражданином другой Договаривающейся Стороны, при усыновлении или его отмене необходимо получить согласие законного представителя и компетентного государственного органа, а также согласие ребенка, если это требуется по законодательству Договаривающейся Стороны, гражданином которой он является. Если ребенок усыновляется супругами, из которых один является гражданином одной Договаривающейся Стороны, а другой - гражданином другой Договаривающейся Стороны, усыновление или его отмена должны производиться в соответствии с условиями, предусмотренными законодательством обеих Договаривающихся Сторон.

По делам об усыновлении или его отмене компетентно учреждение Договаривающейся Стороны, гражданином которой является усыновитель в момент подачи заявления об усыновлении или его отмене. В случае наличия разного гражданства у родителей компетентно учреждение той Договаривающейся Стороны, на территории которой супруги имеют или имели последнее совместное местожительство или местопребывание (ст.37 Минской конвенции).

Однако в Кишиневской конвенции содержится оговорка в пункте 1: усыновление или его отмена осуществляется по законодательству Договаривающейся Стороны, если внутренним законодательством Договаривающейся Стороны, гражданином которой является ребенок, не установлено иное (п. 1 ст. 40 Кишиневской конвенции).

Введение данной оговорки теоретики права считают «проявлением желания государств-участников усилить контроль за международным усыновлением своих граждан, обеспечить максимальную защиту их интересов». Однако, из текста статьи 40 не ясно, какое право необходимо применить при наличии иного регулирования во внутреннем законодательстве. Н.И. Марышева предполагает, что «компетентный суд будет принимать решение об усыновлении на основании коллизионной нормы своего государства. Применение законодательства страны гражданства ребенка будет, следовательно, зависеть от привязки в коллизионной норме, содержащейся в законодательстве государства, суд которого рассматривает вопрос об усыновлении».

В отношении наследования Минская (статьи 44 и 45) и Кишиневская (статьи 47 и 48) конвенции применяют одинаковые нормы. Граждане Договаривающихся Сторон приравниваются в правах на наследование имущества. При этом используются стандартные нормы регулирования для недвижимого имущества по праву страны, в которой это имущество находится, и для движимого по праву страны, в которой наследодатель имел последнее постоянное место жительства.

В Российской Федерации Минская конвенция 1993 года вступила в силу с 10 декабря 1994. Кишиневская конвенция была подписана Российской Федерацией, но не ратифицирована. В связи с этим в отношениях между Российской Федерацией и членами СНГ, ратифицировавших Кишиневскую конвенцию, продолжает действовать Минская конвенция 1993 года.

Нью-Йоркская конвенция ООН о взыскании алиментов за границей 1956 г

Нью-Йоркская конвенция ООН о взыскании алиментов за границей от 20 июня 1956 г. является одним из важнейших международных договоров, устанавливающих общие правила для регулирования алиментных обязательств. В данной конвенции участвуют 65 стран, в число которых Российская Федерация, к сожалению, не входит, что усложняет процесс получения алиментов гражданами РФ.

Нью-Йоркская конвенция 1956 г. Была разработана для облегчения процесса взыскания и получения алиментов лицами (в том числе детьми), находящимися на территории страны-участницы, с лиц, находящихся под юрисдикцией другой страны-участницы. Согласно данной конвенции каждая Договаривающаяся Сторона обязана создать передаточные и промежуточные инстанции (ст. 1).

Функции передаточных инстанций в каждой Договаривающейся Стороне выполняют административные или судебные учреждения, которые принимают заявления о взыскании алиментов, оказывают содействие в сборе необходимых документов и доказательств, контролируют соблюдение требований национального права, препровождают весь пакет документов в передаточную инстанцию другого государства и передают любые судебные постановления об алиментах, вынесенные в пользу истца, в промежуточную инстанцию.

Функции промежуточных инстанций в каждой Договаривающейся Стороне выполняют публичные или частные учреждения, которые, действуя от имени истца, принимают все необходимые меры для взыскания алиментов, включая заключение мировой сделки и, если это необходимо, предъявление иска об алиментах и ведение соответствующего судебного дела, и приведение в исполнение любого решения, определения или другого судебного постановления (ст.6). Для решения вопросов, возникающих в связи с любым иском или делом об алиментах, является закон государства ответчика и, в частности, международное частное право этого государства (п. 3, ст.6).

Предусматривается применение данной конвенции к просьбам об изменении судебных решений по делам об алиментах (ст. 8). Разработчики конвенции предоставили определенные льготы истцам - гражданам иностранного государства, а именно: к истцам применяются тот же режим и то же освобождение от уплаты расходов и пошлин, которые существуют для резидентов или граждан государства, где эти дела ведутся (п.1, ст.9); на основании ранее перечисленных условий истцы не должны представлять какие-либо обязательства или совершать какие-либо платежи или вносить залоги в обеспечение расходов или для другой цели (п.2, ст. 9); передаточные и промежуточные инстанции не должны требовать вознаграждения за предоставляемые услуги (п. 3, ст.9).

Данная Конвенция послужила толчком для начала международного сотрудничества по вопросам взыскания алиментов за границей и оказала существенное влияние на разработку текстов последующих в этой области конвенций, содержащих коллизионные привязки.

Гаагская конвенция о праве, применимом к алиментным обязательствам в отношении детей 1956 г.

Гаагская конвенция о праве, применимом к алиментным обязательствам в отношении детей от 24 октября 1956 г. устанавливает общие положения в отношении права, применимого к алиментным обязательствам в отношении детей. Главной коллизионной привязкой является право места обычного места проживания ребенка (ст. 1).

В статье 2 Конвенции содержатся особые положения, позволяющие любому Договаривающемуся государству применять собственное право в случае, если иск предъявлен в пределах юрисдикции этого государства, получатель и плательщик алиментов являются гражданами этого государства или плательщик алиментов имеет домициль на территории данного государства. Положения данной статьи предоставляют Договаривающемуся государству дополнительную возможность применить собственную юрисдикцию в разрешении вопросов, наиболее тесно связанных с правопорядком данного Договаривающегося государства.

Согласно статье 3, для достижения наилучших интересов ребенка в случае если право обычного места проживания ребенка не предоставляет ему права на получение алиментов, применяется закон, определяемый с помощью коллизионных правил государства, в котором предъявлено требование. В конвенции под термином «ребенок» подразумевается не только любой ребенок, рожденный в браке, но и внебрачный или усыновленный, который не состоит в браке и не достиг возраста в 21 год (ст.1). Нормы данной конвенции действуют только в отношении государств, в ней участвующих.

Гаагская конвенция о праве, применимом к алиментным обязательствам от 2 октября 1973 г.

Гаагской конвенция о праве, применимом к алиментным обязательствам от 2 октября 1973 г. является модифицированным вариантом Гаагской конвенции 1956 г., которую Конвенция 1973 года дополняет в вопросах коллизионного регулирования алиментных обязательств, возникающих из семейных отношений, отцовства или материнства, брака, алиментных обязательств в отношении внебрачного ребенка.

По мнению Владимиры Владимировны и Людмилы Михайловны Долинских, Конвенция 1973 года основана на тех же коллизионных принципах, что и Конвенция о праве, применимом к алиментным обязательствам в отношении детей, 1956 г, однако содержит более сложные и подробные коллизионные нормы.

Г.В. Концевой отмечает, что Конвенция «исходит из единого коллизионного принципа выбора применимого права к алиментным обязательствам независимо от их субъектного состава» - применимым является внутреннее право обычного проживания кредитора, получающего алименты (ст.4). Данная коллизионная привязка не всегда указывает на право, с которым алиментное правоотношение наиболее тесно связано, но всегда учитывает принцип наиболее благоприятного для слабой стороны права. Вместе с тем, дифференцированное регулирование коллизионных привязок позволяет принимать во внимание специфику алиментного обеспечения различных членов семьи с учѐтом степени связи их с плательщиком алиментов, места, которое они занимают в семье, их возможностей самим обеспечить себе хотя бы минимальное содержание.

Во второй главе Конвенции 1973 года подробно описаны механизмы коллизионного регулирования. Алиментные обязательства регулируются внутренним правом обычного проживания получателя алиментов (ст. 4). В качестве дополнительных коллизионных привязок применяются закон общего гражданства получателя и плательщика алиментов (ст.5) и закон государства, в суде которого рассматривается дело (ст.6). В любом случае законодательство, которое в конечном итоге регулирует правоотношение по алиментным обязательствам, определяет: 1) может ли, в какой степени и от кого кредитор требовать алименты; 2) кто имеет право возбуждать дело об алиментах и срок исковой давности для возбуждения дела; 3) размер обязательства должника, выплачивающего алименты, когда государственный орган добивается возмещения пособий, выплаченных кредитору (ст.10).

В статье 11 Конвенции содержится Любопытная оговорка о том, что потребности кредитора и средства должника должны приниматься во внимание при определении суммы алиментов (ст. 11). Возникает предположение, что с помощью данного положения законодатель попытался исключить возможность злоупотребления как со стороны получателя, так и со стороны плательщика алиментов.

В соответствии со статьей 24 Договаривающиеся государства могут сделать оговорку о применении норм данной Конвенции только в отношении алиментных обязательств между супругами или бывшими супругами и в отношении лица, не достигшего двадцати одного года (ст.13). Договаривающиеся государства также могут оговорить за собой право не применять положения Конвенции к алиментным обязательствам между родственниками по боковой линии и разведенными или раздельно проживающими супругами, брак которых признан недействительным (ст. 14). Конвенция оставляет за Договаривающимся государством право применять внутреннее законодательство в случае, если плательщик и получатель алиментов являются гражданами этого Договаривающегося государства или плательщик алиментов имеет в нем постоянное место жительства (ст. 15).

Андреа Сиури считает, что создание второй версии Конвенции о праве, применимом к алиментным обязательствам является не случайным. В дальнейшем для достижения наибольшей эффективности взыскания алиментов планируется пересмотреть существующие конвенции и создать единый унифицированный акт, который будет регулировать меры, принимаемые в отношении уклоняющихся от уплаты алиментов.

Гаагская конвенция о международном порядке взыскания алиментов на детей и других форм содержания семьи 2007

Замыкающей круг международных конвенций, которые имеют важное значение в сфере регулирования имущественных отношений между родителями и детьми, является Гаагская конвенция о международном порядке взыскания алиментов на детей и других форм содержания семьи от 23 ноября 2007 года.

По мнению О.В. Марковой, данная Конвенция выгодно отличается от предшествующих конвенций об алиментных обязательствах благодаря тому, что разрешает ряд вопросов, затрудняющих процедуру взыскания алиментов на территории разных государств, и предлагает механизмы организационного воздействия.

Цель Конвенции - обеспечить эффективный международный порядок взыскания алиментов посредством: установления универсальной системы взаимодействия, обеспечения доступности подаваемых в отношении решений об алиментах заявлений, обеспечение признания и приведения в исполнение решений о выплате алиментов, определения мер для принудительного исполнения решений (ст.1).

Статья 4 Конвенции регулирует назначение центральных органов, которые помимо стандартных для подобных органов функций имеют ряд специфических: содействие в поисках должника; содействие в получении необходимой информации о доходах и, при необходимости, других сведений о финансовом положении должника или кредитора, включая обнаружение активов; содействуют взысканию и своевременному перечислению алиментов (ст. 6). Центральные органы Договаривающихся государств взаимодействуют между собой и тем самым обеспечивают выполнение обязательств кредитором. Важно отметить, что в рамках данной Конвенции под термином «кредитор» понимается не только лицо, претендующее на получение алиментного содержания, но и государственный орган, действующий от имени этого лица (ст. 36). В отношении кредитора Договаривающиеся государства могут принять следующие эффективные меры по исполнению решений: удержание заработной платы, наложение ареста на банковские счета и прочие источники доходов, вычеты из выплат социального страхования, залог или принудительная продажа имущества, удержание возмещаемых налогов, удержание или наложение ареста на пенсионные выплаты, передача информации в службу по кредитам, отказ в выдаче или лишение различных лицензий, применение медиации (ст.34). Данный список предполагает довольно серьезные меры, направленные против кредитора, но именно это обеспечивает эффективность процесса выплаты алиментного содержания.

Гаагская конвенция о международном взыскании алиментов на детей и других форм содержания семьи 2007 г была дополнена Протоколом о праве, применимом к алиментным обязательствам от 23 ноября 2007 года. В Протоколе к регулированию алиментных обязательств применяется ставшее традиционным для данного типа правоотношений право государства обычного места жительства кредитора, если Протоколом не предусмотрено иное. А.Л. Маковский и И.О. Хлестова отмечают, что данная коллизионная привязка не единственная в Протоколе, так как в п. 2 ст. 4 установлено, что если согласно lex domicilii алименты не могут быть предоставлены получателю, то применяется закон страны суда. Если же интересы получателя не были удовлетворены, то применяется право обычного места жительства ребенка. Если же применение всех упомянутых специальных коллизионных привязок не приводит к желаемому результату, то в итоге применяется право общего гражданства сторон, если таковое имеется.

К сожалению, упомянутые конвенции об алиментных обязательствах не были приняты Российской Федерацией, что значительно усложняет процесс признания и исполнения судебных решений при наличии иностранного элемента в отношениях между родителями и детьми. В связи с этим представляется целесообразным предложить нашему законодателю ратифицировать данные конвенции. Отлагательство в решении данного вопроса чревато ущемлением прав граждан российского государства в случае их участия в отношениях, осложненных иностранным элементом. Сложность решения данного вопроса обосновывается тем, что одной из сторон правоотношений выступают дети - самые незащищенные участники правовых отношений.

На протяжении многих лет на территории СССР все вопросы, касающиеся регулирования семейных отношений, осложненных иностранным элементом, решались посредством применения закона страны суда. Данная позиция была обоснованна изоляционной внешней политикой государства и не позволяла проникновение иностранного права на территорию Советского Союза. С распадом СССР многое в стране поменялось, в том числе законодательство, касающееся коллизионного регулирования.

В современном российском законодательстве права и обязанности родителей и детей определяются нормами статьи 163 СК РФ, а именно законодательством государства, на территории которого они имеют совместное место жительства. Необходимо отметить, что в российском праве правовое положение внебрачных детей приравнено к положению детей, родившихся от лиц, состоящих в браке между собой (ст.53 СК РФ).

Порядок установления или оспаривания отцовства (материнства)

Порядок установления или оспаривания отцовства (материнства) при наличии иностранного элемента в правоотношениях регулируется нормами статьи 162 Семейного Кодекса Российской Федерации. Специальной коллизионной привязкой выступает lex originis, согласно которой процесс установления или оспаривания отцовства (материнства) определяется законодательством государства, гражданином которого ребенок является по рождению (п.1, ст.162).

Усыновление

Согласно Семейному Кодексу РФ, усыновление детей иностранными гражданами или лицами без гражданства допускается только в случаях, если не представляется возможным передать этих детей на воспитание в семьи граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, либо на усыновление родственникам детей независимо от гражданства и места жительства этих родственников (абз. 1 п. 4 ст. 124).

Для осуществления защиты прав и интересов усыновляемых и усыновителей необходимо соблюдать определенные правила оформления правовых отношений по усыновлению.

В пункте 33 Постановления Правительства Российской Федерации от 29 марта 2000 года № 275 «Правила передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации» предусмотрено, что иностранным гражданам при усыновлении ребенка, являющегося гражданином Российской Федерации, необходимо обратиться в консульское учреждение, дипломатическое представительство или непосредственно в орган исполнительной власти Российской Федерации, чтобы получить предварительное разрешение на усыновление. Гарантом получения предварительного разрешения на усыновление является предоставление всех необходимых документов, перечисленных в пункте 33 Постановления Правительства Российской Федерации от 29 марта 2000 года № 275.

Иностранные граждане и лица без гражданства, которые желают принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, обязаны пройти специальную подготовку на территории Российской Федерации или на территории иностранного государства, в котором они постоянно проживают, по специальной программе (п. 4 ст. 127 СК РФ).

В Российской Федерации дела об усыновлении рассматриваются в порядке особого производства (п. 1 ст. 262 ГПК РФ), поскольку в них отсутствует спор о применимом праве. В главе 29 ГПК РФ подробно описаны процедуры, связанные с усыновлением (ст. 269-275 ГПК РФ).

Согласно нормам статьи 269 ГПК РФ иностранные граждане, желающие усыновить ребенка, являющегося гражданином Российской Федерации, обязаны подать заявление об усыновлении соответственно в верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области и суд автономного округа по месту жительства или месту нахождения усыновляемого ребенка. Требования к содержанию заявления об усыновлении и перечень документов, прилагаемых к заявлению об усыновлении, перечислены в статьях 270 и 271 ГПК РФ соответственно. Подготовка дела об усыновлении к судебному разбирательству и рассмотрение заявления об усыновлении производятся в соответствии с положениями статей 272 и 273 ГПК РФ.

Правовые последствия усыновления определены в пункте 1 статьи 137 СК РФ: «Усыновленные дети и их потомство по отношению к усыновителям и их родственникам, а усыновители и их родственники по отношению к усыновленным детям и их потомству приравниваются в личных неимущественных и имущественных правах и обязанностях к родственникам по происхождению».

К правовым последствиям усыновления относится гражданство усыновляемого, которое регулируется Федеральным законом о гражданстве Российской Федерации от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ. В пункте 1 статьи 26 данного закона установлено, что ребенок, являющийся гражданином Российской Федерации, при усыновлении (удочерении) его иностранными гражданами или иностранным гражданином сохраняет гражданство Российской Федерации. Гражданство Российской Федерации ребенка, усыновленного (удочеренного) иностранными гражданами или иностранным гражданином, может быть прекращено в общем порядке по заявлению обоих усыновителей или единственного усыновителя при условии, что ребенок не станет лицом без гражданства. В пункте 2 данной статьи установлено, что ребенок, усыновленный (удочеренный) гражданином Российской Федерации, или супругами, являющимися гражданами Российской Федерации, или супругами, один из которых является гражданином Российской Федерации, а другой - лицом без гражданства, приобретает гражданство Российской Федерации со дня его усыновления (удочерения) независимо от места жительства ребенка по заявлению усыновителя, являющегося гражданином Российской Федерации. Также ребенок, усыновленный (удочеренный) супругами, один из которых является гражданином Российской Федерации, а другой имеет иное гражданство, может приобрести гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке по заявлению обоих усыновителей независимо от места жительства ребенка (п. 3 ст. 26 № 62-ФЗ). В случае, предусмотренном частью третьей настоящей статьи, при отсутствии в течение одного года со дня усыновления (удочерения) заявления обоих усыновителей ребенок приобретает гражданство Российской Федерации со дня усыновления (удочерения), если он и его усыновители проживают на территории Российской Федерации (п. 4 ст. 26 № 62-ФЗ).

Ознакомившись с данной статьей можно сделать вывод, что российский законодатель стремится сохранить гражданство Российской Федерации у детей, усыновленными иностранными гражданами, для осуществления защиты их прав и интересов.

Важно отметить, что, согласно ст. 165 СК РФ, усыновление, в том числе отмена усыновления, на территории Российской Федерации иностранными гражданами или лицами без гражданства ребенка, являющегося гражданином Российской Федерации, производится в соответствии с личным законом усыновителя. При усыновлении (удочерении) на территории Российской Федерации иностранными гражданами или лицами без гражданства ребенка, являющегося гражданином Российской Федерации, должны быть также соблюдены требования статей 124 - 126, статьи 127 (за исключением абзаца восьмого пункта 1), статей 128 и 129, статьи 130 (за исключением абзаца пятого), статей 131 - 133 Семейного Кодекса с учетом положений международного договора Российской Федерации о межгосударственном сотрудничестве в области усыновления детей.

Необходимо особо подчеркнуть, что требования абзаца 2 пункта 1 статьи 165 касаются только процедуры усыновления. Отсюда следует, что процедура отмены усыновления регулируется только личным законом усыновителя, и российский суд должен руководствоваться нормами иностранного права при принятии решения, что является неблагоприятным для усыновленного ребенка, поскольку иностранное право может допускать переустройство ребенка в другую семью.

Усыновление (удочерение) на территории Российской Федерации иностранными гражданами или лицами без гражданства, состоящими в браке с гражданами Российской Федерации, детей, являющихся гражданами Российской Федерации, производится в порядке, установленном настоящим Кодексом для граждан Российской Федерации, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации (п. 1 ст. 165 СК РФ).

Данный подход был выбран не случайно. При применении иностранного и российского законодательства к процедуре усыновления усыновляемый таким образом получает защиту в двух системах права одновременно, что способствует достижению наилучших интересов ребенка.

Исходя из вышеизложенного и основываясь на том, что приоритет международного права закреплен в Конституции Российской Федерации, можно утверждать, что при усыновлении необходимо учитывать не только личный закон усыновителя, но и внутреннее законодательство, международные договоры Российской Федерации, в том числе двухсторонние. Следует отметить, что привязка к личному закону усыновителя используется подавляющим большинством законодательств при регулировании процесса усыновления. Дополнительным источником регулирования может являться российское право, однако, как было подчеркнуто ранее, данное положение не относится к процедуре отмены усыновления. Указанный пробел в законодательстве уменьшает контроль уполномоченных государственных органов при определении дальнейшей судьбы ребенка и повышает риск того, что ребенок может быть передан в неблагоприятную семью, с точки зрения российского права. Ввиду этого предлагается дополнить статью 165 СК РФ дополнительной коллизионной привязкой, указывающей на применение законодательства страны происхождения усыновленного.

Алиментные обязательства

Алиментные обязательства, осложненные иностранным элементом, также регулируются нормами раздела VII Семейного кодекса РФ, который определяет применение семейного законодательства к семейным отношениям с участием иностранных граждан и лиц без гражданства. Однако данный раздел не содержит норм о признании и исполнении судебных решений на территории иностранных государств. Кроме того положения пункта 3 статьи 125 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предоставляет судье право возвратить заявление о вынесении судебного приказа в случае, если место жительства или место нахождения должника находится вне пределов Российской Федерации (п.3, ст. 125). Исключение составляют только страны, с которыми Российская Федерация заключила двухсторонний договор о сотрудничестве.

По мнению А.Л. Маковского и И.О. Хлестова механизм взыскания алиментов с должников за границей в нашей стране отсутствует. Мер, применяющихся соответствующими государственными органами, недостаточно, и они неэффективны, так как такие дела носят специфический характер, затрагивая правопорядок иностранного государства. Необходимо как присоединение России к многосторонним договорам, действующим в данной сфере, так и заключение двусторонних договоров с государствами, с которыми у нашей страны отсутствуют соответствующие соглашения, а также развитие национального законодательства с учетом унификации международного права.

По мнению Г.В. Концевого, российское законодательства при решении вопросов алиментирования руководствуется субъектным составом правоотношения. При определении коллизионных принципов для установления иностранного права субъектный состав позволяет выявить наиболее тесную связь с избираемым правом.

Статья 164 устанавливает, что алиментные обязательства совершеннолетних детей в пользу родителей, а также алиментные обязательства других членов семьи определяются законодательством государства, на территории которого они имеют совместное место жительства. При отсутствии совместного места жительства такие обязательства определяются законодательством государства, гражданином которого является лицо, претендующее на получение алиментов (ст. 164). Данная коллизионная норма способствует защите интересов слабой в правоотношении стороны, нуждающейся в получении алиментов ввиду своей недееспособности.

В статье 118 устанавливается, что лицо, выезжающее на постоянное жительство в иностранное государство, вправе заключить с членами семьи, которым оно по закону обязано предоставлять содержание, соглашение об уплате алиментов. При недостижении соглашения заинтересованное лицо вправе обратиться в суд с требованием об определении размера алиментов в твердой денежной сумме и о единовременной выплате алиментов, или о предоставлении определенного имущества в счет алиментов, или об уплате алиментов иным способом. При недостижении соглашения может быть временно ограничен выезд с территории РФ согласно ст. 15 ФЗ от 15 августа 1997 г. N 113-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" лиц, уклоняющихся от исполнения обязательств, наложенных судом (включая алиментные обязательства). Согласно статье 118 СК РФ заинтересованное в получении алиментов лицо вправе обратиться в суд с требованием об определении размера алиментов в твердой денежной сумме и о единовременной выплате алиментов или о предоставлении определенного имущества в счет алиментов или об уплате алиментов иным способом (ст. 118).

Гришаев С.П. отмечает, что может возникнуть ситуация, когда ребенок может проживать в государстве, в котором более высокий уровень жизни населения, чем в государстве, гражданином которого он является. Соответственно, в случае установления размера алиментов с применением законодательства государства его гражданства, которое может исходить из совершенно иного уровня оценки необходимого материального обеспечения, ребенок может оказаться в ситуации, когда установленный размер средств на его содержание не будет соответствовать уровню жизни населения в государстве, в котором он проживает. Для этого в статье 163 предусмотрена норма, согласно которой по требованию истца к алиментным обязательствам может быть применено законодательство государства, на территории которого проживает ребенок (ст. 163 СК РФ).

Наследственные отношения родителей и детей

Наследственные отношения между родителями и детьми в РФ определяются общими положениями российского законодательства. В РФ принята раздельная система при делении наследственного имущества и применимого права в зависимости от вида имущества.

Статья 1224 ГК РФ определяет право надлежащее к применению к отношениям по наследованию. В пункте 1 данной статьи указана генеральная коллизионная привязка по последнему месту жительства наследодателя, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Иное регулирование применяется при определении наследования недвижимого имущества. Наследование недвижимого имущества определяется по праву страны местонахождения этого имущества, а наследование недвижимого имущества внесенного в государственный реестр в РФ - по российскому праву (абз.2, п.1, ст. 1224 ГК РФ). Определение применимого права по lex rei sitae (закон местонахождения вещи) обусловлено желанием законодателя не допускать применения иностранного права к объектам, расположенным на территории своего государства и имеющим с ним наиболее тесную связь. В противном случае произошло бы нарушение публичного порядка государства, что бы привело к невозможности вступления в права на наследство.

С.А.Деханов и Н.А.Измайлова считают появление данной нормы в отечественном законодательстве не случайным. Данная норма позволяет отнести РФ к группе государств, « в которых коллизионно-правовая регламентация наследования строится на принципе так называемой полистатутности, а точнее, множественности режимов наследования: наследование движимого и иного имущества, не относящегося к недвижимости, подчиняется закону, с которым наследодатель на момент смерти имел наиболее тесную связь (она определяется по домицилию умершего), а недвижимость подпадает под действие закона места ее нахождения и/или внесения в специальный реестр».

Таким образом, в национальном законодательстве семейные отношения с участием иностранных граждан регулируются посредством специальных коллизионных привязок, определяющих применимое право. Поскольку Конституцией РФ устанавливается паритет международного права, в случае расхождения норм национального законодательства и норм международных договоров, принятых РФ, применяются нормы международных договоров, в том числе двухсторонних. Необходимо отметить, что согласно статье 409 ГПК РФ, решения иностранных судов признаются и исполняются на территории РФ при наличии международного договора. Ситуация осложняется тем, что РФ в данный момент не участвует ни в одной универсальной международной конвенции о праве, применимом к алиментным обязательствам. Вследствие этого представляется практически невозможным осуществление процедуры признания и исполнения иностранных судебных решений или решений российского суда о взыскании алиментов за границей в странах, с которыми РФ не имеет двухстороннего договора о взаимопомощи в данной сфере.

Литература

право ребенок защита

1.Абраменков М.С. Коллизионно-правовое регулирование наследственных отношений в современном международном частном праве // Ульяновск: изд-во УлГУ, 2007.

.Гетьман-Павлова И.В. Международное частное право: Учебник. М: Юрайт, 2013. С. 721-718.

.Гришаев С.П. Семейные правоотношения с участием иностранных элементов граждан // СПС Консультант Плюс

.Долинские В.В и Л.М. Проблемы взыскания алиментов с должников, находящихся за пределами России // Законы России: опыт, анализ, практика. 2013. N 11.

.Ерпылева Н.Ю. Статус физических лиц как субъектов международного семейного права // Законодательство и экономика, N 4, апрель 2010.

6.Жарова О.В. Правовое значение ратификации Гаагской конвенции о защите детей и сотрудничестве в области иностранного усыновления для Российской Федерации // Эффективность законодательства в современных социально-экономических условиях: Материалы Х Международной научно-практической конференции. Москва, 15 апреля 2010 г. М.: РГГУ, 2010.

.Касаткина А.С. Кодификация международного частного права Турции // Законодательство и экономика. 2011, №2.

8.Князева Е.В. Регулирование усыновления в международных конвенциях // Журнал Юриспруденция. Сентябрь 2007.

.Проблемы унификации международного частного права: Монография / Под ред. А. Л. Маковского, И. О. Хлестовой). М.: Юриспруденция, 2012.

.Маркова О.В. Алиментные обязательства в международном частном праве // Международное публичное и частное право", 2011, N 3

.Толстых В.Л. Коллизионное регулирование. Проблемы толкования и применения раздела VI части третьей ГК РФ.

Похожие работы на - История развития коллизионного регулирования детско-родительских отношений

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!