Избирательное право и избирательная система РФ

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    20,86 Кб
  • Опубликовано:
    2016-01-20
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Избирательное право и избирательная система РФ















Курсовая работа

по дисциплины Конституционное право

Тема Избирательное право и избирательная система РФ

Список сокращений

ВАС - Высший Арбитражный Суд;

ВС - Верховный Суд;

ГАС - государственной автоматизированной системе;

ГД - Государственная Дума;

генпрокурор - генеральный прокурор;

ЕСПЧ - Европейский Суд по правам человека;

Избирком - избирательная комиссия;

зампред - заместитель председателя;

ЗК - Земельный кодекс;

КС - Конституционный Суд;

министерство финансов - Минфин;

РАЕН - Российская академия естественных наук;

РФ - Российская Федерация;

СМИ - средства массовой информации;

СНГ - Содружество Независимых Государств;

СФ - Совет Федерации;

ФЗ - Федеральный закон;

ФКЗ - Федеральный конституционный закон;

ФС - Федеральное Собрание;

ЦИК - центральная избирательная комиссия.

Введение

Проблема. В современных условиях постоянного реформирования законодательства о выборах правовая значимость выборов в РФ являются в целом значимым событием для развития всей политической системы страны. Для многих прав, вбирая права социальные, действительно то, что новыми являются их субъекты, а не сами права. В этом смысле даже избирательное право - такое же новшество, по сравнению, к примеру, с правом на профсоюз и коллективный договор. Прямая демократия, проявляющаяся во внедрении пропорциональной избирательной системы выборов, даёт право определять условия применения различных видов избирательных систем.

По той причине, что Конституция РФ не содержит отдельного раздела (статей), которые посвящены избирательной системе, а также не наблюдается тенденция к принятию ФКЗ в данной сфере, основной вид нормативных актов, регулирующих избирательные правоотношения, представляют собой ФЗ, включая им не противоречащее законодательство субъектов РФ о выборах. При этом остаются несовершенными механизмы реализации избирательных прав, которые могут быть нарушены, вследствие злоупотребления свободой или правом, признанное правонарушением особого вида.

Актуальность исследования. Проходящий процесс демократизации всех институтов российского общества в последние два десятилетия с момента смены политического режима, обусловленный тем, что данный процесс не обошёл стороной избирательные правоотношения и в РФ.

Данный процесс демократизации выражен реформацией законодательства в сфере избирательного права, начавшаяся в 2000-е гг., за которые был принят колоссальный массив правовых актов, которые регулируют избирательные правоотношения, включает в себя происходящее становление и развитие современной избирательной системы РФ. Поэтому, обуславливается формирование универсального стандарта или критериев системы политико-правовых и организационно-технических принципов ротации и передачи публичной власти по итогам избирательных кампаний.

Степень разработанности проблемы.

В общетеоретическом плане и применительно к изучению проблем, которые связаны с видами избирательных прав, в конституционном (государственном) праве, как отрасли права, данные проблемы обычно рассматриваются в исследованиях, которые посвящены тем или иным аспектам избирательных прав. Так, указанного вопроса касались С.А. Авакьян, М.В. Баглай, М.И. Брагинский, Р.В. Енгибарян, Э.В. Тадевосян, О.С. Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин, А.Н. Кокотов, А.С. Прудникова и В.И. Авсеенко. При этом, по мнению многих ученых, в отечественной юридической науке недостаточно изученной является проблема видов избирательных систем, как понятие. В этом смысле, отсутствуют чётко определенные теоретико-методологические подходы к уяснению сущности, юридической природы, назначения в социуме видов избирательных систем. Как правило, они рассматривается через призму общей массы конституционных прав и свобод без раскрытия механизмов и условий их реализации, а большинство публикуемых о ней материалов носит публицистический характер, либо ограничивается лишь анализом законодательства, что необоснованно зауживает представление о избирательных системах, в качестве объекта исследования избирательного права.

Цель исследования. Цель исследования данной курсовой работы состоит в характеристике избирательной системы и избирательного процесса в РФ.

Задачи исследования. Задачами исследования, определяемые поставленной целью, являются следующие конкретные последовательные этапы решения проблемы избирательной системы и избирательного процесса в РФ:

) образование и функционирование избирательных округов, участков и избиркомов: регистрация (учёт) избирателей, составление списков избирателей, образование избирательных округов, избирательных участков и избиркомов;

) правовой статус кандидатов, порядок проведения голосования и подсчёта голосов: выдвижение, регистрация и статус кандидатов, предвыборная агитация, установление результатов выборов и их опубликование, финансирование выборов и ответственность за нарушение избирательных прав граждан;

) характеристика понятия и принципов избирательных систем: понятие избирательной системы, избирательного права и принципы проведения выборов в РФ.

Методы исследования. При исследовании были использованы методы науки избирательного права и метод правового регулирования предмета избирательного права. Методы исследования избирательного права в качестве способов реализации данного права, характеризуются отходом от изучения проблемы видов избирательных систем лишь через характеристику такого одного универсального метода как диалектический и исторический материализм. Данный метод определял мировоззренческие позиции исследователей в советский период, который представлял собой конкретизацией общеметодологического, общефилософского материалистического метода применительно к предмету избирательного права, как науки.

Поэтому, при исследовании использовались такие методы как изучение и анализ научной литературы, изучение и обобщение отечественной и зарубежной практики, моделирование, сравнение, анализ, синтез и интервьюирование.

Практическая значимость. Результат обстоятельного анализа избирательного законодательства и практики его применения обусловили практическую направленность принципов избирательного права. Самостоятельное правовое оформление принципов финансирования выборов с последовательней реализацией при регламентации всех стадий выборов и деятельности организаторов выборов, характеризуется результатом обстоятельного анализа избирательного законодательства и практики его применения. Практическая возможность реализации принципов избирательного права, вырабатывают объективные выводы и рекомендаций по использованию в РФ пропорциональной избирательной системы.

1. Избирательные округа, участки, комиссии

.1 Регистрация (учёт) избирателей и составление списков избирателей

Проблема определения термина «избирательный процесс», не представляя собой новую проблему в правовой науке, характеризуется тем, что в настоящее время избирательное законодательство обходит стороной понятие избирательного процесса, то есть ФЗ не определяют, что необходимо понимать под данным понятием. При этом каждый исследователь, обуславливая избирательный процесс либо его отдельные компоненты, производит попытку формулировки своего собственное определения термину «избирательный процесс» как совокупность стадий, без указания на их последовательность и внутреннюю логическую обусловленность.

Деятельность индивидов, органов, организаций и групп по подготовке и проведению выборов в государственные, самоуправленческие органы и соответствующих должностных лиц. В широком и узком смыслах - содержание избирательной кампании и формализованное явление. Технологическая инфраструктура, форма реализации конституционных принципов организации периодических свободных выборов и обеспечение избирательных прав человека и гражданина. Система организационно взаимосвязанных и реализуемых в установленной последовательности отношений, опосредующих подготовку и проведение выборов. Стадии, последовательно сменяющих одна другую, от момента назначения даты выборов до объявления результатов голосования.

С нормативно-правовой же точки зрения (ФЗ от 18.05.2005 № 51-ФЗ и от 12.06.2002 № 67-ФЗ) избирательный процесс должен, прежде всего, обеспечивать законный ход выборов и объективные результаты голосования, гарантировать гражданам реализацию их прав на осуществление власти и формировать её легитимные органы.

Таким образом, избирательный процесс одна из форм юридического процесса, строго регламентированный действующим законодательством, последовательно осуществляемый комплекс избирательных действий, включая процедуры, которые выделены во времени, а также направлены на обеспечение целостности и законности подготовки.

Для обеспечения подготовки и проведения федеральных, региональных и муниципальных выборов в РФ установлена Государственная система регистрации или учёта избирателей, при помощи которой получают сведения о зарегистрированных избирателях и их численности, используемые с целью образования избирательных округов, избирательных участков, совершения иных действий, которые предусмотрены избирательным законодательством.

Регистрация кандидатов, списков кандидатов с реализацией гарантий избирательных прав участников избирательной кампании связывается нормативно-правовыми документами (ФЗ от 12.06.2002 № 67-ФЗ, от 18.05.2005 № 51-ФЗ, от 11.07.2001 № 95-ФЗ). Анализ указанных нормативных правовых актов отображает тот факт, что ФЗ от 12.06.2002 № 67-ФЗ, оперируя, в частности, понятием «регистрация (учёт) избирателей», однако не содержит определения данного термина.

Следовательно, регистрация избирателей представляет собой включение лица в список избирателей, на основании которого у избирателя появится возможность быть допущенным к голосованию. Таким образом, включаются в списки избирателей все граждане РФ, которые обладают на день голосования активным избирательным правом.

.2 Образование избирательных округов и избирательных участков

Для обеспечения подготовки, а также проведения федеральных, региональных и муниципальных выборов, как было утверждено в предыдущем подглавке, установленная Государственная система регистрации (учёта) избирателей, предоставляя сведения о зарегистрированных избирателях, включая их численность, используются с целью образования избирательных округов.

При этом, характеризуя принцип организации выборов в РФ, целесообразно выделить то, что территориальный принцип организации выборов используется в РФ, обусловленный проведением выборов по избирательным округам:

1) орган, который осуществляет формирование избирательной комиссии, не вправе предъявлять к ней какие-либо дополнительные требования, включая требование её замены (п. 4.2 «Методических рекомендаций», утверждённых Постановлением ЦИК РФ от 17.02.2010 № 192/1337-5); 2) опубликование схемы избирательных округов регламентировано сроком не позднее чем через пять дней после её утверждения (п. 7 ст. 18 ФЗ от 12.06.2002 № 67-ФЗ).

Таким образом, понятие избирательного округ заключает в себе территорию, образованную либо определённую руководствуясь законом, от которой избираются депутат или депутаты, выборное должностное лицо либо выборные должностные лица гражданами РФ непосредственно.

С целью проведения голосования, а также подсчёта голосов избирателей организуются избирательные участки. Субъекты РФ, в рамках защиты избирательных прав граждан, предлагается, в частности, относить право уменьшать число избирателей для образования избирательных участков (С.В. Сабаева). Где образования, в частности, избирательных участков, федеральный законодатель регулирует избирательные права граждан в соответствии с п. «в» ст. 71 Конституции РФ (Н.П. Ануфриева), а срока опубликование списка избирательных участков, их границ и номеров обусловлено не позднее чем за сорок дней до дня голосования (п. 7 ст. 19 ФЗ от 12.06.2002 № 67-ФЗ).

Поэтому, территориальные единицы, создаваемые по согласованию с соответствующими избиркомами, организованными главой местной администрации, учитывая местные, включая иные условия для создания максимальных удобств с определения количества избирателей из расчёта не более трёх тысяч на каждом участке, а также не позднее чем за сорок пять дней до дня выборов.

.3 Правовой статус избиркомов, подготовка и проведение выборов в РФ

В настоящее время правовой статус избиркомов представляет собой предмет активного обсуждения специалистов по избирательному праву. Правовое регулирование проблемы правового статуса избирательных комиссий чётко определяет статус некоторых видов избиркомов (ФЗ от 12.06.2002 № 67-ФЗ,). Однако, на сегодняшний день в РФ остаётся далека от разрешения проблема статуса избиркомов.

При этом, правовым статусом избиркомов является законодательно закрепленная совокупность их взаимоотношений с органами власти и организациями, а также гражданами, включая совокупность их законодательно установленных полномочий. Роль избиркомов в правотворческом процессе может исследоваться в двух направлениях - с позиции субъектов права законодательной инициативы и с позиции правообразующего органа (В.В. Вискулова). Все избиркомы обладают признаками государственных или муниципальных органов, но наделены не характерной для любых других государственных органов спецификой. Поэтому, правовой статус избиркомов - это органы, которые, обеспечивая подготовку на практике, а также проведение выборов, в правотворческом процессе способствуют созданию нормативных актов в таких двух направлениях, как с позиции субъектов права законодательной инициативы и с позиции правообразующего органа.

Анализируя вопрос подготовки, а также проведение выборов в РФ, стоит подчеркнуть, что избиркомы, которые не входят ни в одну из ветвей государственной власти, обуславливаются своей независимостью при подготовке и проведении выборов в РФ в полном объёме (п. 21 ст. 2 ФЗ от 12.06.2002 № 67-ФЗ).

Поэтому, порядок формирования избирательных комиссий по выборам в федеральные органы государственной власти и по выборам в органы государственной власти субъектов РФ регламентирован ФЗ от 12.06.2002 № 67-ФЗ и от 10.01.2003 № 20-ФЗ, законами, а также другими нормативными правовыми актами законодательных или представительных органов государственной власти субъектов РФ.

Выводы. Вопрос регистрации или учёта избирателей и составления списков избирателей целесообразно разрешить, определив содержание понятия «избирательный процесс», которое характеризуется: 1) одной из форм юридического процесса, строго регламентированного действующим законодательством; 2) последовательно осуществляемого комплекса избирательных действий, включая процедуры, которые выделены во времени, а также направлены на обеспечение целостности и законности подготовки, вбирая; 3) проведение выборов в органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, а также выборных должностных лиц.

С целью обеспечения подготовки и проведения федеральных, региональных и муниципальных выборов в РФ установлена Государственная система регистрации или учёта избирателей, при помощи которой осуществляется включение всех граждан РФ, обладающих на день голосования активным избирательным правом в список избирателей, на основании которого у избирателя появится возможность быть допущенным к голосованию.

Образование избирательных округов. Сведения о зарегистрированных избирателях, включая их численность, характеризуется территориальным принципом организации выборов. Образование избирательных участков. Цель проведения голосования и подсчёта голосов избирателей, включает в себя организацию территориальных единицы, создаваемых по согласованию с соответствующими избиркомами, организованными главой местной администрации.

Правовой статус избиркомов выражен органами, которые, обеспечивая подготовку на практике и проведение выборов, в правотворческом процессе способствуют созданию нормативных актов как с позиции субъектов права законодательной инициативы и с позиции правообразующего органа.

Подготовку и проведение выборов в РФ реализуют ЦИК РФ, избиркомы субъектов РФ и муниципальных образований, окружные избиркомы, территориальные избиркомы - районные, городские, а также другие избиркомы и участковые избиркомы.

2. Кандидаты, голосование, подсчёт голосов

.1 Выдвижение, регистрация и статус кандидатов и предвыборная агитация

Рассматривая проблему выдвижения кандидатов, стоит для начала ответить на вопрос: «Что подразумевается под понятием «выдвижение кандидатов»?». Порядок выдвижения кандидатов на выборные должности выражен оценочным понятием «деятельность, способствующая выдвижению кандидатов, списков кандидатов и (или) избранию кандидатов», по сути, являющееся допущением усмотрения (ст. 40 ФЗ от 12.06.2002 № 67-ФЗ). Данные в списке кандидатов по одномандатным или многомандатным избирательным округам (Н.И. Овчинникова). Поэтому, действие по выдвижению кандидатов является сбором подписей по выдвижению кандидатов, правом на которое обладают избирательные объединения, включая избирателей непосредственно.

«Избирательное объединение» или «политическая партия». Организация или политическое движение, которые могут выдвигать только одного кандидата в рамках одного избирательного округа. Порядок размещения кандидатов в списке распределения депутатских мандатов, обусловлен региональным принципом. Создано и зарегистрировано на уровне, соответствующем уровню выборов. Поэтому, избирательное объединение трактуется как политическая партия, включая её региональные, а также местные отделения, имеющие право выдвигать кандидатов, руководствуясь законодательством.

Чем обусловлена регистрация кандидатов? Регистрации на выборах кандидатов (списков кандидатов) - сбор и представление подписей избирателей. (А.А. Макарцев) Право зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, зарегистрировавших списки кандидатов (В.В. Вискулова). Поэтому, кандидаты или списки кандидатов регистрируются по представлению избирательных объединений и избирателей, которые выдвинули кандидатов, соответствующего избиркома, обусловленные наличием заявлений кандидатов, подтверждающих согласие последних баллотироваться по данному избирательному округу.

Какое содержание вбирает в себя термин «предвыборная агитация»?

Государство, обеспечивая гражданам РФ и общественным объединениям свободное проведение предвыборной агитации (ФЗ от 12.06.2002 № 67-ФЗ, от 10.01.2003 № 19-ФЗ и от 18.05.2005 № 51-ФЗ). Одна из стадий избирательного процесса. Проведение предвыборных мероприятий (собрания, встречи с гражданами, публичные дебаты и дискуссий, митинги, демонстрации, шествия, выпуск и распространения агитационных печатных материалов, осуществляемое через СМИ). При этом, не допускающиеся добровольные пожертвования денежные средств для предвыборной агитации.

Поэтому, предвыборной агитацией является деятельности, которая осуществляется для побуждения избирателей на отдачу своего голосованию за кандидата, кандидатов, список кандидатов, списки кандидатов против кандидата или кандидатов/против всех кандидатов/против всех списков кандидатов.

.2 Порядок голосования, подсчёта голосов избирателей, установление результатов выборов и их опубликование

Каковым является порядок проведения голосования?

В законодательстве термин «голосование» не раскрывается, но суть голосования вбирает в себя лишь положительную или отрицательную оценку. Стадия избирательного процесса (Р.В. Енгибарян, Э.В. Тадевосян). Может быть альтернативное и повторное (Е.И. Колюшкин). Голосование на выборах в РФ тайное (Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин). Тайное голосование - обязательный атрибут демократической системы выборов, абсолютная привилегия избирателей (М.В. Баглай). Следовательно, голосование характеризуется главной стадией избирательного процесса, проходящего тайно, означающее исключение возможности какого-либо контроля за волеизъявлением избирателей, в один тур - альтернативное или в два тура - повторное, которая является обязательным атрибутом демократической системы выборов, то есть абсолютной привилегией избирателей.

Каковым является порядок проведения голосования? Голосование на выборах в РФ проводится в один из выходных дней. Исключения могут быть предусмотрены федеральными законами, законами и иными нормативными актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ. В обязанность территориальных и участковых избиркомов входит оповещение избирателей о времени, месте голосования в срок не позднее, чем за десять дней до дня голосования через СМИ либо другим способом, а при проведении досрочного и повторного голосования - в порядке и сроки, предусмотренные законом, однако не позднее чем за пять дней до дня голосования (ч. 2 ст. 64 ФЗ от 12.06.2002 № 67-ФЗ).

Председатель участкового избиркома предъявляет к осмотру членам участкового избиркома, лицам, которые присутствуют, непосредственно перед наступлением времени голосования, в день проведения голосования пустые ящики для голосования (соответствующие отсеки технического средства подсчёта голосов) - при его использовании, вслед за этим опечатываются печатью участковой комиссии или пломбируются.

Бюллетени выдаются избирателям, которые являются включённым в список избирателей, по предъявлении паспорта (документа), который его замещает. Голосование избирателем осуществляется по открепительному удостоверению, то бюллетени ему выдаются по предъявлении также открепительного удостоверения.

Таким образом, голосование проводится посредствам нанесения избирателем в избирательном бюллетене какого-либо знака в квадрате/квадратах, который/которые относятся к кандидату/кандидатам/списку кандидатов, в пользу которого/которых сделан выбор, или к позиции «против всех кандидатов/списка кандидатов» (Приложение Б).

Каким образом осуществляется подсчёт голосов избирателей? Подсчёт голосов избирателей осуществляется членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса на основе поданных избирателями избирательных бюллетеней (Е.И. Колюшкин). При подсчете голосов избирателей участковая избирательная комиссия признает недействительными избирательные бюллетени, по которым невозможно установить волеизъявление избирателей, а также избирательные бюллетени неустановленной формы. Члены участковой избирательной комиссии подсчитывают и заносят в протоколы результаты голосования по установленной форме.

Поэтому, на основе избирательных бюллетеней, поданные избирателями, с правом решающего голоса членами участковой избирательной комиссии осуществляется подсчёт голосов избирателей, после которого протокол об итогах голосования заполняется участковой избирательной комиссией, на основании данных протоколов устанавливает результаты выборов по избирательному округу окружная избирательная комиссия, о чём составляется протокол.

Что лежит в основе установления результатов выборов, а также их опубликование? Одна из стадий избирательного процесса - установления итогов голосования и определения результатов выборов. Ответственность за правонарушения - нарушение установленного законом порядка подсчёта голосов, определения результатов выборов. Следовательно, «выборы являются недействительными» и «выборы состоялись», характеризуется тем, что окружная комиссия признаёт тот факт, что нарушения, которые были допущены, при проведении голосования либо установлении итогов голосования, производиться различными такими различными способами определение результатов выборов (Приложение В).

.3 Финансирование выборов и ответственность за нарушение избирательных прав граждан

Что включает в себя понятие «финансирования выборов?» Финансирование выборов осуществляется за счёт средств соответствующего бюджета (федерального, субъекта РФ, местного) При избрании частного финансирования выборов конца коррупционной составляющей общества пока не видно. Поэтому, финансирование выборов осуществляется за счёт средств федерального бюджета, бюджета субъекта РФ и местного бюджета, в соответсвии с видами выборов.

Нарушения при регистрации и учёте избирателей, формировании избирательных участков, агитации, финансировании расходов на подготовку и проведение выборов. Следовательно, на лицо «выравнивание проблемных вопросов» избирательных процессов на федеральном уровне и в регионах. Ответственность за нарушение избирательных прав граждан - принцип избирательного права. Нарушение условий проведения агитационных публичных мероприятий - административная ответственность. Не использование возможности юридической конструкции уголовной ответственности, которая, как известно, без вины не бывает.

Судебная практика ответственности за нарушение избирательных прав граждан. Суд отменил регистрацию одного из кандидатов на пост мэра города, обнаружив несоответствие сведений о его доходах и имуществе. Правовая ответственность за нарушение избирательных прав граждан, установлена нормами избирательного права, на основании конституционного принципа осуществление прав и свобод человека и гражданина (ч. 3 ст. 17 Конституции РФ). Поэтому, принципы избирательного права предусматривают правовую, административную и уголовную ответственности за нарушения избирательных прав граждан.

Выводы. Финансирование выборов осуществляется за счёт средств федерального бюджета, бюджета субъекта РФ и местного бюджета, в соответсвии с видами выборов. При этом, за счёт собственных средств кандидата, избирательного объединения, избирательного блока, средств, которые выделены кандидату выдвинувшим его избирательным объединением, избирательным блоком, средств, которые выделены избирательному объединению, избирательному блоку (кандидату) соответствующей избирательной комиссией, добровольных пожертвований граждан, а также юридических лиц могут создаваться избирательные фонды.

В этом смысле, существуют предельные размеры собственных средств кандидата, которые перечисляются в избирательные фонды, избирательного объединения (избирательного блока), средств, выделяемые кандидату выдвинувшим его избирательным объединением либо блоком, а также добровольных пожертвований граждан и юридических лиц. В этом случае, периодическая публикация в СМИ сведений о размерах, а также источников создания избирательных фондов, включая их расходование входит в обязанность соответствующей избирательной комиссии до дня выборов. Здесь, принципы избирательного права предусматривают правовую, административную и уголовную ответственности за нарушения избирательных прав граждан.

Агитация предвыборная заключается в деятельности, которая осуществляется в промежуток времен, отведённого на избирательные кампании, для побуждения избирателей на отдачу своего голосованию за кандидата, кандидатов, список кандидатов, списки кандидатов против кандидата или кандидатов/против всех кандидатов/против всех списков кандидатов.

3. Понятие и принципы избирательных систем

.1 Понятие избирательной системы и избирательного права

Характеризуя избирательную систему, необходимо разграничить понятия избирательной системы в широком и в узком смысле.

В широком смысле - порядок выборов Президента РФ, депутатов ГД ФС РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, которые проводятся в соответствии с Конституцией РФ, ФЗ, законами субъектов РФ, уставами муниципальных образований. Выборы депутатов представительных органов и выборных должностных лиц (мажоритарная избирательная система, пропорциональная избирательная система и другие модели.) Вся совокупность правовых норм, регулирующих порядок предоставления избирательных прав, проведения выборов и определения результатов голосования (широкий смысл), пропорциональная и мажоритарная избирательные системы (узкий смысл).

Следовательно, избирательная система в широком смысле - порядок формирования выборных органов государства, а также органов местного самоуправления, который включает в себя принципы, включая условия участия в формировании избираемых органов, организацию и порядок выборов, а в узком смысле - распределением депутатских мандатов между кандидатами в зависимости от результатов голосования.

Как было отмечено выше, существует две основные избирательные системы - мажоритарная, пропорциональная избирательные системы, где основное различие определяется способом определения результатов выборов.

Поэтому, избирательная система в РФ представляет собой порядок выборов Президента РФ, депутатов ГД ФС РФ, федеральных государственных органов, которые предусмотрены Конституцией РФ, непосредственно избираемые гражданами РФ регламентированные ФЗ. При выборах в органы государственной власти субъектов РФ, в органы местного самоуправления, проводимых руководствуясь с ФЗ, законами, а также иными нормативными правовыми актами законодательных или представительных органов государственной власти субъектов РФ.

Понятие избирательное право имеет такие качественные характеристики как объективный и субъективный смысл, активность и пассивность. По мнению многих исследователей избирательным правом является совокупность правовых норм, которые регулируют отношения, связанные с правом граждан избирать, а также быть избранными в представительные органы государственной власти, местного самоуправления и на выборные должности исполнительной власти, включая порядок осуществления этого права. Совокупность правовых норм, которые регулируют субъективное избирательное право российских граждан, а также порядок реализации данного права. С учётом международно-правовых стандартов избирательное право позволяет реализовать право граждан через свободные справедливые выборы принимать участие в управлении своей страной, то есть активное избирательное право, выраженное правом гражданина избирать в выборные органы власти.

Пассивное избирательное право включает в себя: 1) право, предоставленное всем гражданам, которые удовлетворяют такими дополнительным требованиям, как избирательным цензам; 2) право гражданина избираться в выборные органы государства, а также в органы местного самоуправления, характеризуемое правом быть зарегистрированным как кандидат, проводя предвыборную пропаганду и агитацию, пользуясь другими правами кандидата.

Следовательно, объективный смысл избирательного права - система правовых норм, которые регулируют порядок формирования выборных органов государства, а также органов местного самоуправления, используется с целью обозначения одного из конституционно-правовых институтов и в качестве названия одного из субъективных прав граждан РФ. Субъективный смысл избирательного права - возможность участия гражданина в выборах органов государства и органов, а также местного самоуправления, которая гарантирована государством, обусловленная комплексом конкретных прав лица, основное место среди которых занимают активное и пассивное избирательное право.

.2 Принципы проведения выборов в РФ

Принципами избирательного права являются основополагающие начала, правила-требования, являющиеся фундаментом правового регулирования избирательных отношений, главным содержанием избирательного права, которые служат критерием законности, а также правомерности действий всех участников избирательных правоотношений.

Наиболее содержательное определение термина «принципы избирательного права». Общепризнанные, базовые, универсальные начала (стандарты), отражающие демократическую природу выборов как конституционной основы народовластия, определяющие фундамент правового регулирования избирательных прав, согласованную систему гарантий, процедур, обеспечивающих императивное, честное (нефальсифицированное) проведение различных видов выборов в РФ, реализацию и защиту избирательных прав российских граждан.

На сегодняшний день наличествует отсутствие общепризнанной классификации принципов избирательного права.

Например: 1) пять принципов «всеобщее избирательное право, равное избирательное право, прямое избирательное право, тайное голосование, свободное и добровольное участие гражданина в выборах»;

) девять принципов - всеобщность, равноправие, прямой характер, тайное голосование, свобода выборов и добровольность участия в них граждан, сочетание мажоритарной и пропорциональной избирательных систем при выборах депутатов, состязательность, сочетание государственного финансирования избирательной кампании с возможностями использования негосударственных средств, проведение выборов избирательными комиссиями. По моему мнению, наиболее приемлемой являются принципы организации и проведения выборов и принципы участия российских граждан в выборах (М.В. Баглай).

Поэтому, принципами субъективного избирательного права являются условия признания, а также реализации избирательного права, то есть всеобщность, свобода, равенство, непосредственность, тайное голосование, а всеобщее избирательное право обусловлено предоставлением активного избирательного права всем совершеннолетним гражданам страны, где исключениями являются лица, которые признаны судом недееспособными, а также лица, которые отбывают наказание в виде лишения свободы по приговору суда.

Избирательная система РФ, как институт, производный от господствующего в стране политического режима, предполагает всеобщность избирательного права, ограничиваясь лишь возрастным цензом и цензом оседлости.

Далее необходимо характеризовать термины «избирательный ценз», «возрастной ценз», «ценз оседлости», «образовательный ценз» и «служебный ценз», так как на сегодняшний день становится всё более актуальным изучение избирательных цензов, на что теория отечественного избирательного права имеет полярные взгляды. Цензы избирательного права закреплён в ст. 4 ФЗ от 12.06.2002 № 67-ФЗ, установившей принцип всеобщности. В п. 2.4 мотивировочной части Постановления КС РФ от 22.01.2002 № 2-П суд указал, что установление цензов избирательного права - сфера принципа всеобщности, а не принципа равного избирательного права.

.3 Тенденции повышения электоральной активности изберателей (на примере Нижегородской области)

Проблемы понижения электоральной активности избирателей при участии в выборах в ГД ФС РФ, обуславливается анализом причины низкой явки на выборах, которые проходили в Нижегородской области, на основании социологических опросов. Тенденция развития избирательного права - это поиск избирательных систем, обеспечивающих наиболее полный учёт волеизъявления всех избирателей и адекватное этому волеизъявлению распределение мандатов.

В первых выборах депутатов ГД ФС РФ приняли участие 54,81% от числа зарегистрированных избирателей, что свидетельствуют о достаточно большом интересе общества к ГД ФС РФ, который в будущем решал судьбу последнего. По итогам формирования следующего состава ГД ФС РФ (1995), в выборах в данный орган приняли участие 64,76% от числа зарегистрированных избирателей, но на следующих выборах (1999) наблюдался спад интереса населения к самой процедуре, и, вероятно, к предвзятому отношению к кандидатам, поэтому явка на выборы составила 61,85% от числа зарегистрированных избирателей.

Следующим шагом стал на выборах депутатов ГД ФС РФ переход на полностью пропорциональную, но всё-таки не решило проблему применение данной системы в субъектах РФ и пропорциональной на выборах депутатов ГД ФС РФ - явка на выборы в ГД СФ ФС РФ (2003) составила 55,75% от числа зарегистрированных избирателей. Явка населения на выборы в ГД ФС РФ (2007) составила уже 63,78%.

Следовательно, с переходом на пропорциональную систему при формировании ГД РФ, наблюдается повышение интереса общества к самостоятельности выбора, оказывающее серьезное влияние на общий итог избирательной кампании. Состоявшиеся выборы депутатов в ГД ФС РФ шестого созыва (04. 12. 2011 года) была обусловлена явкой в 60,21% от числа зарегистрированных избирателей

Положительные тенденции пропорциональной избирательной системы - каждой политической партии позволяется получить число мест пропорционально числу голосов, система пропорционального представительства уменьшается влияние партий на персональный состав своих представителей в парламенте. Отрицательные тенденции - многие депутаты, политики и исследователи считают и высокий процентный барьер (А.Е. Русецкий).

Необходимо отметить, что содержание избирательных прав граждан закреплено в п. 33 ст. 3 Закона Нижегородской области от 04. 06. 2002. При этом, электоральная активность в немалой степени зависит от избирательной системы, политического прогнозирования участия населения в выборах и организации предвыборной агитации. Поэтому, активность населения в избирательном процессе оказывает серьезное влияние на общий итог избирательной кампании.

Следовательно, результаты проведённых исследований характеризуют отсутствие простых способов быстрого повышения электоральную активность жителей Нижегородской области. Однако, отталкиваясь от результатов данных исследований, целесообразно выделить первоочередные меры, необходимые предпринимать (Приложение Д). Таким образом, на сегодняшний день предпринимаются меры к восстановлению сочетания на выборах депутатов ГД ФС РФ мажоритарной и пропорциональной избирательных систем, что будет содействовать определенной активизации населения Нижегородской области на выборах.

Разграничивая понятия избирательной системы в широком и в узком смысле, необходимо отметить, что, в широком смысле, избирательная система представляет собой порядок формирования выборных органов государства, а также органов местного самоуправления, который включает в себя принципы, включая условия участия в формировании избираемых органов, организацию и порядок выборов, а в узком смысле избирательная система выражена распределением депутатских мандатов между кандидатами в зависимости от результатов голосования.

Существует две основные избирательные системы - мажоритарная, пропорциональная и смешанные - где основное различие между первой и второй избирательными системами определяется способом определения результатов выборов. Избирательной система в РФ выражена в качестве порядка выборов Президента РФ, депутатов ГД ФС РФ, в другие федеральные государственные органы, которые предусмотрены Конституцией РФ, непосредственно избираемые гражданами РФ регламентированные ФЗ, а используемый при выборах в органы государственной власти субъектов РФ, в органы местного самоуправления, проводимых руководствуясь с ФЗ, законами, а также иными нормативными правовыми актами законодательных или представительных органов государственной власти субъектов РФ.

Избирательное право с учётом международно-правовых стандартов позволяет реализовать право граждан через свободные справедливые выборы принимать участие в управлении своей страной, то есть активное избирательное право, выраженное правом гражданина избирать в выборные органы власти.

На сегодняшний день предпринимаются меры к восстановлению сочетания на выборах депутатов ГД СФ ФС РФ мажоритарной и пропорциональной избирательных систем, что будет содействовать определенной активизации населения Нижегородской области на выборах.

Заключение

Выводы. Подготовку и проведение выборов в РФ реализуют ЦИК РФ, избиркомы субъектов РФ и муниципальных образований, окружные избиркомы, территориальные избиркомы - районные, городские, а также другие избиркомы и участковые избиркомы. Где ЦИК РФ, на постоянной основе действующий, реализует руководство деятельностью избиркомов по выборам Президента РФ, депутатов ГД, а также в другие федеральные государственные органы, которые предусмотрены Конституцией РФ, включая избираемые непосредственно гражданами в соответствии с ФЗ и по проведению референдумов РФ.

Финансирование выборов осуществляется за счёт средств федерального бюджета, бюджета субъекта РФ и местного бюджета, в соответсвии с видами выборов. При этом, за счёт собственных средств кандидата, избирательного объединения, избирательного блока, средств, которые выделены кандидату выдвинувшим его избирательным объединением, избирательным блоком, средств, которые выделены избирательному объединению, избирательному блоку (кандидату) соответствующей избирательной комиссией, добровольных пожертвований граждан, а также юридических лиц могут создаваться избирательные фонды.

Разграничивая понятия избирательной системы в широком и в узком смысле, необходимо отметить, что, в широком смысле, избирательная система представляет собой порядок формирования выборных органов государства, а также органов местного самоуправления, который включает в себя принципы, включая условия участия в формировании избираемых органов, организацию и порядок выборов, а в узком смысле избирательная система выражена распределением депутатских мандатов между кандидатами в зависимости от результатов голосования.

Существует две основные избирательные системы - мажоритарная, пропорциональная и смешанные - где основное различие между первой и второй избирательными системами определяется способом определения результатов выборов. Избирательной система в РФ выражена в качестве порядка выборов Президента РФ, депутатов ГД ФС РФ, в другие федеральные государственные органы, которые предусмотрены Конституцией РФ, непосредственно избираемые гражданами РФ регламентированные ФЗ, а используемый при выборах в органы государственной власти субъектов РФ, в органы местного самоуправления, проводимых руководствуясь с ФЗ, законами, а также иными нормативными правовыми актами законодательных или представительных органов государственной власти субъектов РФ.

Цензы избирательного права закреплён в ст. 4 ФЗ от 12.06.2002 № 67-ФЗ, установившей принцип всеобщности. При этом, установление цензов избирательного права - сфера принципа всеобщности, а не принципа равного избирательного права (п. 2.4 мотивировочной части Постановления КС РФ от 22.01.2002 № 2-П).

Возрастной ценз, в качестве требования закона, регламентирует предоставление право участия в выборах только по достижении определенного возраста - меньше 21 года (выборы в законодательные или представительные органы государственной власти субъектов РФ), 30 лет (выборы высшего должностного лица субъекта РФ), 21 года (выборы главы местного самоуправления). Ценз оседлости установленный Конституцией РФ и ФЗ от 12.06.2002 № 67-ФЗ, выражен в требовании получения гражданином избирательного права характеризующееся определённым сроком проживания в стране к моменту проведения выборов.

Избирательное право с учётом международно-правовых стандартов позволяет реализовать право граждан через свободные справедливые выборы принимать участие в управлении своей страной, то есть активное избирательное право, выраженное правом гражданина избирать в выборные органы власти.

Поэтому, в объективном смысле термин избирательное право обусловлен системой правовых норм, которые регулируют порядок формирования выборных органов государства, а также органов местного самоуправления, используется с целью обозначения одного из конституционно-правовых институтов и в качестве названия одного из субъективных прав граждан РФ, а в субъективном смысле - в возможности участия гражданина в выборах органов государства, органов местного самоуправления, которая гарантирована государством, обусловленная комплексом конкретных прав лица, основное место среди которых занимают активное и пассивное избирательное право.

На сегодняшний день предпринимаются меры к восстановлению сочетания на выборах депутатов ГД СФ ФС РФ мажоритарной и пропорциональной избирательных систем, что будет содействовать определенной активизации населения Нижегородской области на выборах.

Практическая значимость. Результат обстоятельного анализа избирательного законодательства и практики его применения обусловили практическую направленность принципов избирательного права. Самостоятельное правовое оформление принципов финансирования выборов с последовательней реализацией при регламентации всех стадий выборов и деятельности организаторов выборов, характеризуется результатом обстоятельного анализа избирательного законодательства и практики его применения. Практическая возможность реализации принципов избирательного права, вырабатывают объективные выводы и рекомендаций по использованию в РФ пропорциональной избирательной системы.

избиратель выбор агитация кандидат

Глоссарий

№ п/пПонятиеОпределение1Возрастной цензтребование закона, руководствуясь которому право участвовать в выборах предоставляется только по достижении определенного возраста2Избирательная система (в узком смысле)избирательная система, характеризующаяся распределением депутатских мандатов между кандидатами в зависимости от результатов голосования 3Избирательная система (в широком смысле)избирательная система, обусловленная порядком формирования выборных органов государства, а также органов местного самоуправления, который вбирает в себя принципы и условия участия в формировании избираемых органов, включая организацию и порядок выборов4Избирательное право (объективный смысл)система правовых норм, которая регулирует порядок формирования выборных органов государства, а также органов местного самоуправления5Избирательное право (субъективный смысл)возможность участия гражданина в выборах органов государства и органов, а также местного самоуправления, которая гарантирована государством, обусловленная комплексом конкретных прав лица, основное место среди которых занимают активное и пассивное избирательное право 6Избирательные цензыцензы, устанавливаемые Конституцией РФ либо законом условия с целью получения (осуществления) избирательного права7Мажоритарная избирательная система подсчёта голосов избирательная система подсчёта голосов, когда избранными считаются кандидаты, которые получили установленное большинство голосов8Мажоритарная система подсчёта голосов абсолютного большинстваизбирательная система подсчёта голосов, когда считается избранным кандидат, который получил абсолютное большинство голосов - более половины общего их числа, при установлении нижнего порога участия избирателей в голосовании, то есть, как правило, половина зарегистрированных избирателей9Мажоритарная система подсчёта голосов относительного большинстваизбирательная система подсчёта голосов, когда избранным считается кандидат, получивший наибольшее число голосов - наибольше число голосов по сравнению с другими кандидатами10Пассивное избирательное право1) избирательное право, предоставленное всем гражданам, которые удовлетворяют такими дополнительным требованиям, как избирательным цензам; 2) право гражданина избираться в выборные органы государства, а также в органы местного самоуправления, характеризуемое правом быть зарегистрированным как кандидат, проводя предвыборную пропаганду и агитацию, пользуясь другими правами кандидата11Пропорциональная избирательная система подсчёта голосовизбирательная система подсчёта голосов, когда порядок определения результатов голосования характеризуется пропорционально полученному количеству голосов партиями, при котором распределение мандатов между ними, которые выставили своих кандидатов в представительный орган12Служебный цензположения закона, которое ограничивает избирательные права граждан по признаку занимаемой должности, профессиональной деятельности либо духовного сана13Территориальный принцип организации выборов РФпринцип организации выборов, используемый на территории РФ по избирательным округам14Финансирование выборовфинансирование, которое осуществляется за счёт средств федерального бюджета, бюджета субъекта РФ и местного бюджета, в соответствии с видами выборов15Ценз оседлостиустановленное Конституцией РФ (законом) требование, которое регламентирует получение гражданином избирательного права, характеризуемое определенным сроком проживания в РФ к моменту проведения выборов

Список использованных источников

1.Международный Пакт от 16.12.1966 «О гражданских и политических правах» // СПС «Гарант» / Компания «Гарант». Послед. Обновление 28. 08. 2013

2.Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учётом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // СПС «Гарант» / Компания «Гарант». Послед. Обновление 28. 08. 2013

.ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» от 12.06.2002 № 67-ФЗ (ред. от 05.04.2013, с изменениями от 22.04.2013) (с изменениями и дополнениями, вступающими в силу с 01.05.2013) // СПС «Гарант» / Компания «Гарант». Послед. Обновление 28. 08. 2013

.Закон Нижегородской области «О выборах гав местного самоуправления в Нижегородской области» от 04. 06. 2002 // Официальными сайтами Центризбиркома РФ

.Авакьян, С.А. Конституционное право России [Текст] : учебное пособие в двух том первый / С.А. Авакьян - М.: Юристъ, 2011. - 492 с. - ISBN 5-7975-0274-7

.Баглай, М.В. Конституционное право РФ [Текст]: учебник для вузов / М.В. Баглай. - М.: Норма, 2011 - 800 с. - ISBN 5-89123-491-2

.Государственная власть и местное самоуправление [Текст] : информ.- аналит. журн. / учредитель ООО «Компания «Диана»». - М.: Диана, 2009, 2010, 2012. ISSN 2941-7386. 2009, № 5. 2010 № 6, 9. 2012, № 8, 12

.Гасанов, К.К. Конституционный механизм защиты основных прав человека [Текст]: монография / К.К. Гасанов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2009 - 26 с.

.Енгибарян, Р.В. Конституционный судебный процесс [Текст]: учебник / Р.В. Енгибарян, Э.В. Тадевосян - М: Юристъ, 2013 - 248 с. - ISBN 5-8401-0007-2

.Козлова, Е.И. Конституционное право России [Текст]: учебник для вузов / Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин. - М.: Проспект, 2012 - 242 с. - ISBN 7-1424-1527-4

.Кокотов, А.Н. Конституционное право России [Текст]: курс лекций, учебное пособие / А.Н. Кокотов. - М.: Проспект, 2012 - 538 с. - ISBN 5-7975-0638-6

.Конституционное и муниципальное право [Текст] : информ.- аналит. журн. / учредитель ООО «Компания «Дингрей»». - М.: Дингрей, 2009, 2011, 2012 ISSN 4799-1746. 2009, № 14. 2011, № 7. 2012, № 1

.Мажинская Н.Г. Уголовная ответственность за нарушения избирательных прав граждан: дис. ... к.ю.н. [Текст] / Н.Г. Мажинская - Ростов н/Д: Феникс, 2012. - 236 с.

.Матейкович М.С. Защита избирательных прав граждан в РФ [Текст]: монография - М.: Изд-во МГУ, 2013 - 42 с.

.Общество и право [Текст] : информ.- аналит. журн. / учредитель ООО «Компания «Триада»». - М.: Триада, 2009, 2010. ISSN 2971-7392. 2009, № 1. 2010, № 1

.Омбудсмен [Текст] : информ.- аналит. журн. / учредитель ООО «Компания «Север»». - М.: Север, 2012. ISSN 6291-1384. 2012, № 2

.Прудников, А.С. Конституционное право России [Текст]: учебник для вузов / Под ред. А.С. Прудникова, В.И. Авсеенко. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2012 - 568 с. ISBN 5-7357-0204-1

.Садовникова Г.Д. Представительная демократия: от идеи к реализации [Текст]: монография / Г.Д. Садовникова - М.: Аспект-Пресс, 2009 - 131 с.

.Современное право [Текст] : информ.-аналит. журн. / учредитель ООО «Компания «Ветрополь»». - М.: Ветрополь, 2012. ISSN 1736-8450. 2012, № 5 - С. 28

.Штурнев А.Е. Конституционно-правовая ответственность за избирательные правонарушения в РФ: общеправовая характеристика и юридическая природа мер: дис. ... к.ю.н. [Текст] / А.Е. Штурнев - Иркутск, 2009 - 310 с.

Похожие работы на - Избирательное право и избирательная система РФ

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!