Законодательный процесс в РФ

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    21,57 Кб
  • Опубликовано:
    2016-05-28
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Законодательный процесс в РФ

ПЛАН

Введение

Глава 1. Законодательный процесс

.1 Понятие законодательного процесса

.2 Участники законодательного процесса

Глава 2. Стадии законодательного процесса

.1 Обсуждение (чтения) законопроекта в Государственной Думе. Принятие федерального закона

.2 Рассмотрение федерального закона Советом Федерации. Принятый федеральный закон

.3 Прерогативы Президента в законодательном процессе. Вето Президента

.4 Официальное опубликование федерального закона

Заключение

Список использованной литературы

ВВЕДЕНИЕ

Вопросы процедур законодательного процесса в Российской Федерации на сегодняшний день являются одними из самых дискуссионных в конституционном праве.

Законодательный процесс (законотворчество) -- одно из важных направлений работы любого государства. Это специфическая, требующая особых, знаний и умений интеллектуальная деятельность, связанная с созданием или изменением существующих в государстве правовых норм. По результатам законотворческой работы - законам и иным нормативным актам - судят о государстве в целом, степени его демократичности, цивилизованности, культурности. Тема законотворчества, как никогда, актуальна именно сегодня, когда перед государством стоит задача укрепления его правовой основы.

Законодательный процесс в Российской Федерации - деятельность по созданию закона и совершенствованию его в процессе реализации путем внесения изменений в ходе работы с законопроектом. Законодательному процессу характерны следующие признаки: состоит из структурных компонентов организационно-процессуальной деятельности, последовательность и обязательность которых установлены, как правило, законами и иными принятыми в соответствии с иными нормативными актами; осуществляется специальными субъектами; результатом является создание акта высшей юридической силы - закона.

Таким образом, цель законодательного процесса - создание управомоченными субъектами совместного продукта сопряженной интеллектуальной деятельности - закона.

Актуальность выбранной темы состоит в том, что законотворчество является одной из самых важных задач государства, которое должно не только принимать законы, но и постоянно совершенствовать их. Совершенствование правотворчества, а соответственно и законотворчества, как составной его части, является одним из путей повышения эффективности всего механизма правового регулирования. Закон должен соответствовать окружающей действительности, а также отвечать интересам субъектов права. Интерес человека - главный ориентир для совершенствования законов, повышения их эффективности и качества. Наиболее полно отразить в законах интересы общества поможет высокий уровень знания законодательной техники. Законодательной технике будет уделено внимание в отдельной главе, так как именно она имеет практическое значение для субъектов законотворчества, имеющих цель обеспечить эффективность закона.

Цель данной работы - изучение концепции законодательного процесса в Российской Федерации, его структурных компонентов организационно-процессуальной деятельности, установление субъектов законодательного процесса, изучение процедур взаимодействия палат Российского Парламента, выделение основных проблем механизма такого взаимодействия, изучение процедур участия субъектов Федерации в федеральном законодательном процессе, выделение проблем разрешения разногласий по рассматриваемым законопроектам, установление путей решения проблем механизма принятия законов, предлагаемых современными учеными и практиками.

Предмет исследования - конституционно-правовая концепция законодательного процесса в Российской Федерации.

Объект исследования - нормы конституционно-правового характера, научная литература, посвященная вопросам взаимодействия палат Российского Парламента, процедурам участия субъектов Федерации в федеральном законодательном процессе.

В настоящей работе исследован порядок осуществления стадий законодательного процесса в РФ, определен круг участников законодательного процесса, полномочия и взаимодействие органов государственной власти РФ в отношении процесса законотворчества.

ГЛАВА 1. ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

1.1 Понятие законодательного процесса

Законотворчество определяют, как вид государственной деятельности, в результате которой воля политических сил, стоящих у власти, получает всеобщее внешнее выражение в виде закона. Зачастую законотворчество отождествляют с другим процессом - правотворческим. Пожалуй, следует согласиться с тем, что такое отождествление не совсем верно. Законодательный процесс является частью правотворческого процесса, входящего в свою очередь в состав правообразования. Под правообразованием понимают естественно-исторический процесс формирования права, в ходе которого происходит анализ и оценка сложившейся правовой действительности, выработка взглядов и концепций о будущем правового регулирования, а также разработка и принятие нормативных предписаний. Правотворчество - это деятельность, прежде всего, государственных органов по принятию, изменению и отмене юридических норм.

Правотворчество выступает как завершающий этап правообразования. Правообразование же включает в себя не только правотворческий процесс, но и предшествующий ему подготовительный процесс формирования права.

Необходимость существования подготовительного процесса обусловливается постоянно возникающей потребностью повышения качества издаваемых актов. Ведь качество зависит не только, а зачастую и не столько от уровня собственно самой правотворческой деятельности государственных органов, сколько от уровня проводившихся до принятия того или иного правового акта подготовительных работ.

А.В. Малько правотворческий процесс в зависимости от значимости делит на делегированное правотворчество (нормотворческая деятельность органов исполнительной власти, прежде всего правительства, осуществляемая по поручению парламента в целях оперативного решения определенных проблем нормативных актов, входящих в компетенцию представительного органа), подзаконное правотворчество (в данном случае нормы права применяются и вводятся в действие структурами, не относящимися к высшим представительным органам - президентом, правительством, министерствами, местными органами государственного управления, губернаторами, главами администраций, руководителями предприятий, учреждений, организаций) и собственно законотворчество. Законотворчество - правотворчество высших представительных органов - парламентов, в процессе которого издаются нормативные акты высшей юридической силы - законы, принимаемые в соответствии с усложненной процедурой.

Законотворческий процесс - главная составная часть правотворческого процесса, его сердцевина. Этот процесс характеризуется именно принятием законов, и именно об этом процессе пойдет речь в данной работе.

Какие же цели преследует субъект законотворчества при осуществлении своей деятельности? Законотворчество прежде всего нацелено на обоснование, совершенствование, а также обновление и изменение законодательства.

Для того, чтобы данные цели были успешно достигнуты, законодатель обязан руководствоваться основными принципами законотворчества. Принципы законотворчества - это основополагающие идеи, руководящие начала, исходные положения деятельности, связанной с принятием, отменой или заменой юридических норм, это ориентир для органов, творящих право. Разногласия авторов в выделении принципов законотворчества несущественны, поэтому, обобщив мнения таких теоретиков, как Алексеев С.С., Малько А.В., Червонюк В.И., Марченко В.Н., Макуев Р.Х. и др., можно выделить несколько основных принципов.

Первым принципом, который можно назвать основополагающим, является гуманизм. Иначе говоря, правотворческая деятельность должна соответствовать гуманистической природе права. Этот принцип означает, что принимаемые акты, в данном случае - законы, призваны формулировать и защищать общечеловеческие ценности, естественные права человека, создавать юридическими средствами условия и механизмы их претворения в жизнь. Естественные, личные, неотчуждаемые права человека закреплены в действующей Конституции Российской Федерации.

Следующий принцип законотворчества - законность. Предполагается, что осуществляться законотворческая деятельность должна в рамках Конституции, иных законов и подзаконных актов. Нормативные акты издаются только правомочными на то органами, принимаются в соответствии с установленными законом правотворческими процедурами.

Ещё один принцип - демократизм. Демократизм предполагает активное участие представителей всех слоев общества в законотворческом процессе, характеризует уровень развития процедурных норм и институтов в обществе. Высшим проявлением демократизма является референдум. Так, Конституция РФ 1993 года была принята в результате проведения референдума. Также ещё одним из примеров проявления демократизма является создание Общественной палаты.

На основании федерального закона «Об Общественной палате Российской Федерации» Общественная палата обеспечивает взаимодействие граждан Российской Федерации, общественных объединений с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Таким образом, напрямую осуществляется контроль граждан за деятельностью органов государственной власти, в частности, высшего органа законодательной власти, непосредственно осуществляющего законотворческую деятельность. Также немаловажную роль в осуществлении принципа демократизма играют средства массовой информации. Их участие в подготовке и обсуждении законопроектов может предупредить лоббирование и коррупцию.

СМИ играют немаловажную роль и при обеспечении реализации следующего принципа законотворческой деятельности - принципа гласности, предполагающего открытость, «прозрачность» законодательного процесса для широкой общественности.

К принципам законотворчества относится также научность. Данный принцип означает использование научных методов и способов на всех стадиях законотворческой деятельности. Законотворчество «призвано отображать объективные потребности общественного развития при принятии, отмене, изменении нормативных актов, придании им той или иной юридической формы; учитывать достижения юридической науки и потребности общественной практики; основываться на компетентном мнении ученых-правоведов, их непосредственном участии в разработке и подготовке законопроектов».

Принцип профессионализма, или компетентности, предполагает «привлечение к законотворческой работе специалистов, обладающих специализированными, профессиональными познаниями и опытом в области правотворчества, в совершенстве владеющих технологией законопроектной работы. Использование такого рода специалистов (юристов, социологов, лингвистов, политологов, экономистов, финансистов и т.д.) должно обеспечивать подготовку качественного законопроекта, свободного от законотворческих ошибок как социального, так и юридического свойства».

М.Н. Марченко выделяет принцип постоянного технического совершенства принимаемых актов, который имеет большое значение для повышения качества и эффективности законотворческого процесса. «Суть данного принципа заключается в том, чтобы в процессе подготовки и принятия нормативно-правовых актов в максимальной степени использовать предложенные юридической наукой и апробированные правотворческой практикой наиболее эффективные методы и приемы разработки проектов, оптимального изложения их содержания и технического оформления, отвечающего общепринятым в мире стандартам».

Таким образом, в данной главе было раскрыто понятие законотворчества, также было выявлено соотношение правообразования, правотворчества и законотворчества. Правообразование и правотворчество соотносятся между собой как целое и часть, законотворчество в свою очередь выступает наиболее важным элементом правотворчества. Были проанализированы принципы законотворческой деятельности. Только руководствуясь данными принципами субъект законотворческого процесса сможет создать социально эффективный законодательный акт.

1.2 Участники законодательного процесса

законодательный федеральный государственный президент

Под участниками законодательного процесса мы понимаем круг лиц и организаций, участвующих в отправлении законодательной деятельности, вступающих в соответствующие правоотношения и имеющих в связи с этим предусмотренные законом права и обязанности. В нормативных правовых документах - Конституции Российской Федерации, Регламентах Государственной Думы и Совета Федерации, других документах круг участников очерчен достаточно четко. Это:

субъекты права законодательной инициативы;

законодательные органы, их комитеты и комиссии;

глава государства;

граждане;

научные и другие организации;

координационные органы.

Конкретно роль и место каждого субъекта будут показаны далее.

Вопрос об участниках законодательного процесса в отечественной правовой литературе, как правило, рассматривается с позиций формально-юридического подхода.

Участники законодательного процесса связаны друг с другом различными правоотношениями. Можно отметить следующих участников этих правоотношений:

субъекты права законодательной инициативы - парламент;

субъекты права законодательной инициативы - граждане;

субъекты права законодательной инициативы - научные учреждения;

глава государства - парламент;

глава государства - субъекты права законодательной инициативы.

Характер и природа этих правоотношений различны. Далее мы рассмотрим особенности каждой из групп правоотношений в связи с характеристикой участников законодательного процесса.

Субъекты права законодательной инициативы являются главными участниками законодательного процесса. Как известно, право законодательной инициативы, в силу статьи 104 Конституции Российской Федерации, принадлежит: Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству Российской Федерации, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации. Право законодательной инициативы принадлежит также - Конституционному Суду Российской Федерации, Верховному Суду Российской Федерации и Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения.

Право законодательной инициативы используется субъектами этого права по-разному.

Круг субъектов законодательной инициативы, как видно из статьи 104 Конституции Российской Федерации, весьма широк. Отметим, однако, что в сравнении с ранее действовавшим Основным законом, Конституция Российской Федерации 1993 года сузила круг этих субъектов, в частности, права законодательной инициативы не имеют теперь общественные организации (Академия наук России), которые ранее таким правом обладали.

По замечанию С.В. Полениной, целесообразность такого решения в условиях, когда становление многопартийной системы парламентского типа только начинается, дискуссионна. По ее мнению, необходимо восстановить на время переходного периода право законодательной инициативы за общественными организациями, поскольку многие общественные организации, например, женские, молодежные - отражают значительную часть интересов соответствующих групп населения, и их мнение, по меньшей мере, должно учитываться в законотворческом процессе. Автор не разделяет мнение С.В. Полениной и считает, что до 90-х годов число общественных организаций строго регламентировалось партийно-хозяйственной властью. В настоящее время учредить общественную организацию и, таким образом, субъект законодательной инициативы крайне легко, что не оправдано.

В настоящее время любая общественная организация, пользующаяся авторитетом, известностью, может найти поддержку у уже имеющихся субъектов права законодательной инициативы. В то же время, по мнению автора, незаслуженно обойдена Прокуратура Российской Федерации как организация, которая является «оком государства» и следит за соблюдением законности во всех сферах жизни.

На практике основными участниками законодательного процесса являются - Президент, Правительство, Государственная Дума, Совет Федерации. Это было подчеркнуто, в частности, на заседании Круглого стола по проблемам совершенствования координации между четырьмя основными участниками законодательного процесса, проведенного в Москве 26 сентября 1998 года.

По мнению автора, необходимо принятие Закона Российской Федерации, который будет строго регламентировать процедуру прохождения законопроекта от момента его подготовки (с заключением Правительства согласно части 3-й статьи 104-й Конституции Российской Федерации) и до момента публикации закона в средствах массовой информации. Причем, в данном законе должны быть строго определены не только права, но и обязанности сторон, что значительно облегчит прохождение закона и его подписание. Кроме того, необходимо усилить роль Правительства в работе над законопроектом, которое должно сопровождать законопроект по всей процедуре. Необходима также процедура, которая расширила бы участие субъектов законодательной инициативы над проектом.

Важными участниками законодательного процесса являются комитеты палат Федерального Собрания. Конституция Российской Федерации 1993 года в отличие от ранее действовавшего Основного закона России не наделяет комитеты палат парламента правом законодательной инициативы. Тем не менее, существует, на наш взгляд, прямая зависимость между числом комитетов Государственной Думы и масштабами включаемых в планы законоподготовительных работ законопроектов. Дело в том, что практически единственной функцией парламентских комитетов ныне является работа по подготовке проектов законов.

В качестве примера координационных органов можно назвать Объединенную комиссию по координации законодательной деятельности, которая была создана Указом Президента Российской Федерации от 26 ноября 1994 года, основными задачами которой являются:

рассмотрение законодательных инициатив и выработку рекомендаций по организации работы над законопроектами;

подготовка предложений по формированию блоков законопроектов, сходных по предмету регулирования, в целях единовременного их рассмотрения Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации;

Активную роль в законотворчестве играют российские граждане, которых следует рассматривать как участников законодательного процесса. Законодательный процесс, как известно, может осуществляться двумя основными способами: представительная демократия (принятие законов парламентом); непосредственная демократия (принятие законов на референдуме).

По нашему мнению, проведение всенародного референдума по законопроекту дает возможность наиболее активному населению высказать свою позицию по данному вопросу. Но результаты всенародного обсуждения не могут связывать парламентариев при голосовании. В противном случае референдум из средства непосредственной демократии превращается в средство борьбы с парламентской демократией, что не так- то уж и редко в современном мире. Референдум важен как средство выявления широкого спектра мнений по обсуждаемому вопросу. Референдум - крайне важный, крайне дорогой и сложный способ законотворчества. Скорее всего, на референдум должны ставиться вопросы понятные, требующие однозначного ответа: «да», «нет». Практика зарубежных государств подтверждает целесообразность проведения консультативных референдумов.

Участниками законотворческого процесса выступают представители науки, и это понятно, поскольку необходимым условием повышения качества законов, их действенности и эффективности является научная обоснованность законотворчества, которая, казалось бы должна быть прямым следствием участия ученых в законодательном процессе. В отечественной и зарубежной правовой литературе это положение утвердилось весьма прочно и приобрело характер аксиомы. К сожалению, наша практика пока не разработала оптимальной и эффективной модели участия представителей науки в законодательном процессе, и коэффициент полезного действия здесь достаточно невысок, что признается нашими представителями юридической науки.

Отметим, что палаты Федерального Собрания, Президентская администрация, Аппарат Правительства достаточно широко привлекают к вопросам разработки законопроектов научных работников. Не чураются науки и субъекты Федерации при разработке своих законопроектов.

Однако научная обеспеченность законопроектов пока что не переросла в качественную сторону - научную обоснованность.

Причины тому разные. В их числе и поспешность в работе, невнимание со стороны государственных органов к мнению ученых, и общее снижение уровня науки, являющееся следствием известных экономических, социальных и политических процессов.

Позитивный опыт работы накоплен в экспертно-консультативном совете при Комитете Совета Федерации по конституционному законодательству и судебно-правовым вопросам, где систематически обсуждаются наиболее важные законопроекты и проблемы в области права.

С научным обеспечением законопроекта тесно связан вопрос о его информационном обеспечении.

Нужна единая концепция информационного обеспечения законотворчества, включающая правовые и организационные средства ее реализации. Отметим, что Конгрессом США при реализации законодательных функций используется более 3 тысяч автоматизированных баз данных.

Информационные потребности законотворчества включают текущую и ретроспективную информацию, фактографическую, обзорную, концептуальную.

Информационное обеспечение законотворчества должно происходить с учетом особенностей федеративного устройства России, а также вхождения ее в СНГ и другие международные сообщества, как например, Совет Европы. Важную роль призвана играть Межпарламентская Ассамблея СНГ.

Важным источником законотворчества является связь на постоянной основе с научными институтами, центрами, в том числе по изучению общественного мнения. Базовыми здесь являются отношения с Институтом законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, Институтом государства и права РАН.

Принципиально важны информационные отношения законодательных органов с правительством, министерствами, государственными комитетами. Стержнем этих отношений может стать государственная программа законодательных работ, которая выявит конкретные информационные и практические потребности законодательного регулирования.

ГЛАВА 2. СТАДИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

2.1 Обсуждение (чтения) законопроекта в Государственной Думе. Принятие федерального закона

Рассмотрение законопроектов Государственной Думой осуществляется в трех чтениях, если иное не предусмотрено действующим законодательством или Регламентом Государственной Думы Федерального Собрания РФ <#"justify">2.3 Прерогативы Президента в законодательном процессе. Вето Президента

В законодательном процессе право Президента РФ официально удостоверять - скреплять своей подписью - принятые Государственной Думой и одобренные Советом Федерации федеральные законы именуется стадией подписания закона. Подписание федерального закона является условием его опубликования (обнародования). С правом подписания закона связано право Президента налагать вето на принятый Федеральным Собранием закон.

Право вето (от лат. veto - запрещаю) - право «негативного» контроля - одна из прерогатив Президента в законодательном процессе. Оно означает юридическую возможность главы государства оценивать качество закона, его соответствие общественным ожиданиям, совершенство юридической формы. Для этой цели привлекаются специалисты различных отраслей знаний - юристы, экономисты и др. Конституция РФ наделяет Президента РФ правом отлагательного - суспензивного вето в отношении принятых Государственной Думой и одобренных Советом Федерации федеральных законов. Право вето в этом значении есть право Президента отклонить закон, принятый Федеральным Собранием, однако не вступивший в силу. При этом по действующей Конституции Президент может воспользоваться таким правом исключительно на стадии подписания Закона, которой завершается законодательный процесс. Из Конституции РФ (ст. 107) вытекает отлагательный характер вето Президента, поскольку Федеральное Собрание при повторном рассмотрении отклоненного Президентом закона может принять этот закон в его прежней редакции и таким образом «проигнорировать» (не согласиться) с аргументами главы государства. На практике до 30% принятых Федеральным Собранием законов ветируются Президентом.

Право Президента РФ наложить вето действует в течение 14 дней с момента поступления федерального закона. Если в течение этого времени Президент не определит своей позиции по данному закону, то он должен, по смыслу ст. 107 Конституции РФ, быть передан для официального опубликования. Конституционный Суд РФ в постановлении от 22 апреля 1996 г., разъясняя порядок применения Президентом РФ своего права вето, указал, что решение главы государства об отклонении закона, заявленное по истечении 14-дневного срока, не имеет значения вето и не порождает предусмотренных Конституцией РФ соответствующих юридических последствий. Если Президент использует право вето, т.е. отклоняет закон, то в течение 14 дней он направляет его для повторного рассмотрения палатами Федерального Собрания.

2.4 Официальное опубликование федерального закона

На территории Российской Федерации применяются только те федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания, которые официально опубликованы.

Датой принятия федерального закона считается день принятия его Государственной Думой в окончательной редакции.

Датой принятия федерального конституционного закона считается день, когда он одобрен палатами Федерального Собрания в порядке, установленном Конституцией <#"justify">1.в первом разделе публикуются федеральные конституционные законы, федеральные законы;

.во втором разделе публикуются акты палат Федерального Собрания;

.в третьем разделе публикуются указы и распоряжения Президента Российской Федерации;

.в четвертом разделе публикуются постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации;

5.в пятом разделе публикуются решения Конституционного Суда Российской Федерации о толковании Конституции <#"justify">Процесс законотворчества - это сложный социальный процесс, сочетающий в себе действие законов объективной действительности и субъективную волю законодателя. Только принятие объективно обусловленных выражающих общественные потребности законов может служить основой эффективного законотворчества, основным показателем которого является реальное действие закона

Рассмотрение вопросов, поставленных в цели данной работы позволяет сделать следующие выводы:

Законодательный процесс Российской Федерации организован в соответствии с Конституцией РФ 1993 года.

На сегодняшний день можно констатировать, что организация законодательного процесса, хотя и имеет определенные недостатки, но в целом приближено к законодательству цивилизованных стран.

В последние годы (время работы Государственной Думы последнего созыва) процесс законотворчества стал набирать обороты. Об этом говорит количество принятых законодательных актов.

К недостаткам законодательного процесса России можно отнести большую зависимость фракций в законодательных органах от исполнительной власти, что противоречит принципу разделения властей.

У российской общественности есть возможность влиять на ход законодательного процесса. Эта возможность гарантирована действующей Конституцией Российской Федерации.

Для того, чтобы умело отстаивать свои интересы в законодательном процессе, активные граждане и их объединения должны в деталях представлять себе законодательную процедуру.

После отправки принятого Думой законопроекта в Совет Федерации шансы что-то исправить в новорожденном документе резко падают. После того, как закон лег на стол Президента, возможности общественных объединений сокращаются почти до нуля.

Стадии возврата в Государственную Думу и Совет Федерации являются дополнительными стадиями, существование которых не всегда обязательно. Они служат гарантиями реализации конституционных положений и одним из элементов системы сдержек и противовесов.

Принятие закона состоит из нескольких последовательно следующих одна за другой стадий, совокупность которых называется законодательным процессом. Закон считается принятым и вступившим в силу, если он внесен, рассмотрен, принят двумя палатами парламента, подписан и обнародован главой государства в соответствии с установленным Конституцией порядком.

В Российской Федерации законодательный процесс состоит из следующих основных стадий:

- законодательная инициатива и предварительное рассмотрение,

рассмотрение законопроектов и принятие законов Государственной Думой,

рассмотрение Советом Федерации законов, принятых Государственной Думой,

рассмотрение законов в согласительной комиссии при возникновении разногласий,

повторное рассмотрение Государственной Думой за-конов, отклоненных Советом Федерации,

повторное рассмотрение Государственной Думой за-конов, отклоненных Президентом РФ,

- повторное рассмотрение Советом Федерации зако-нов, отклоненных Президентом РФ,

- подписание и обнародование законов Президентом РФ.

Разумеется, некоторые из этих стадий являются только возможными, а не обязательными.

Из всего вышеизложенного необходимо выделить ряд насущных проблем современного законотворчества.

Во-первых, необходимо изменить существующую практику законотворчества на стадии подготовки проекта закона. Здесь представляется возможным разработка проекта группой ученых-специалистов, которая заменила бы ведомственный порядок подготовки законопроектов. Целесообразно выносить важнейшие законопроекты на всенародное обсуждение, предварительно разработав механизм подведения итогов обсуждения и их учета в законопроекте.

Во-вторых, качество самого закона. Основная задача состоит в том, чтобы создать надежный организационно-правовой заслон немотивированным законодательным актам. Только научно обоснованная норма может быть облечена в официально-правовые формы, и это, следует закрепить конституционно.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативно-правовые акты

.Конституция Российской Федерации

.Федеральный Закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".

.Федеральный закон от 04.04.2005 N 32-ФЗ (ред. от 30.12.2012) "Об Общественной палате Российской Федерации"

.Федеральный закон от 14 июня 1994 г. N 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" (с изменениями и дополнениями)

.Постановление Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 30 января 2002 г. N 33-СФ "О Регламенте Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями)

.Постановление Государственной Думы ФС РФ от 22 января 1998 г. N 2134-II ГД "О Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания РФ" (с изменениями и дополнениями).

Литература

Абрамова А.И. Современный законодательный процесс РФ: стадии и проблемы их совершенствования // Журнал российского права. 2007. № 2.

.Авакьян С.А. Конституционное право России: Учебн. курс: В 2 т. М.: Юристъ, 2006. Т. 2. 719 с.

.Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. Норма, Москва, 2009 г., 800 с.

.Венгеров А. Б. Теория государства и права. Омега-Л, Москва, 2008 г. С.-608.

.Иванец Г. И., Калининский И. В., Червонюк В. И. Законодательный процесс // Конституционное право России: Энциклопедический словарь / Под общ. ред. проф. В. И. Червонюка. - М.: Юридическая литература, 2002. - 432 с.

.Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право РФ. - М.: Поспект, 2010. - 608 с.

.Колесников Е.В. Пажетных Д.В. Участие Совета Федерации в законодательном процессе // Конституционное и муниципальное право. 2009. № 10. с

.Комментарий к Конституции РФ / Под общ. ред. Ю.В. Кудрявцева. - М.: Фонд «Правовая культура», 2006. - С. 193

.Малько А. В. Теория государства и права: учебник / кол. авт. ; отв. ред. А. В. Малько. - М. : КНОРУС, 2006. - С. 186

.Марченко М. Н. Теория государства и права: учеб. / М. Н. Марченко. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. - С. 551

.Некрасов С.И. Конституционное право РФ. - М.: Юрайт, 2004 г.

.Темнов Е. И. Теория государства и права : учебное пособие / кол. авторов; под ред. Е. И. Темнова. - 2-е изд., стер. - М. : КНОРУС, 2009. - 384 с.

.Червонюк В. И. Теория государства и права: Учебник. - М. : ИНФРА-М, 2007. - С. 383

.Чиркин В.Е. Конституционное право России. М.: Юристъ, 2008. 444 с.

.Электронный ресурс. Режим общего доступа [http://www.jourclub.ru/33/1150/]


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!