Проблемы совершенствования структуры платежного баланса Российской Федерации

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    968,86 Кб
  • Опубликовано:
    2014-10-24
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Проблемы совершенствования структуры платежного баланса Российской Федерации

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

НЕФТЕКАМСКИЙ ФИЛИАЛ

ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЖРЕЖДЕНИЯ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»






Дипломная работа

на тему «Проблемы совершенствования структуры платежного баланса Российской Федерации»


Выполнил:

Баянова Р.Д.

Содержание

Введение

. Теоретические основы исследования платежного баланса

.1 Сущность платежного баланса и основные его теории

1.2 Показатели и структура платежного баланса

1.3 Основные методы регулирования платежного баланса

. Оценка современного состояния и перспективы формирования платежного баланса Российской Федерации

.1 Влияние внешней торговли товарами и услугами на состояние счета текущих операций платежного баланса Российской Федерации

.2 Воздействие глобального финансового кризиса на счет операций с капиталом и финансовыми инструментами

.3 Анализ состояния государственного внешнего долга Российской Федерации в условиях финансового кризиса

.4 Основные направления совершенствования структуры платежного баланса

Заключение

Список использованных источников и литературы

Приложения

Введение

Актуальность темы исследования. В условиях глобализации национальных экономик существенно возрастает роль платежного баланса и его регулирования в поддержании макроэкономической стабильности в странах. Необходимость рассмотрения проблем платежного баланса и его взаимосвязи с внутренней экономикой вызвана серьезными проблемами воспроизводства в ряде стран. Общая черта национальных проблем, при всем их разнообразии состоит в том, что в течение последних лет экономика большинства стран мира находится в состоянии хронического неравновесия. С одной стороны, наблюдается нарушение равновесия на внутренних рынках товаров и услуг, которое выражается в более высоких темпах инфляции в экономике развивающихся стран. С другой стороны, имеют место нарушения в конъюнктуре рынка капитала, находящие отражение в норме предпринимательской прибыли. Следует отметить, что как в отечественной, так и в зарубежной литературе проблема регулирования платежного баланса исследована в недостаточной степени. Поэтому вопрос о регулировании платежного баланса и влиянии его компонентов на равновесие внутренних рынков требует более подробных рассмотрения и теоретической разработки.

Степень разработанности проблемы. В работах зарубежных экономистов проблема платежного баланса анализировалась со многих сторон. О. Бем-Баверк и Дж. Мид исследовали проблему равновесия платежного баланса и анализа его компонентов. В работах А. Маршалла, М. Фридмена получили развитие классическая теория равновесия торгового баланса и исследование механизма его балансирования. Р. Манделл и Ф. Махлуп исследовали взаимосвязи платежного баланса и внутренней экономики макроэкономического равновесия. В отечественной науке концепция платежного баланса, методика его анализа рассматривались в работах В.В. Мотылева, Д.В. Смыслова. В их работах анализировались широкий спектр буржуазных неоклассических теорий платежных отношений и проблема регулирования платежного баланса с позиций марксисткой политэкономии, определялись подходы к установлению равновесного валютного курса, исходя из теории паритета покупательной способности. Разработка современной методологии регулирования платежных отношений наталкивается на ряд препятствий, связанных с неразработанностью концепции с точки зрения платежного баланса. Мало работ посвящено рассмотрению категории платежного баланса как части процесса воспроизводства. Это не позволяет адекватно анализировать применение методов регулирования платежного баланса и их влияние на воспроизводственный процесс, определить равновесное сальдо платежного баланса.

Целью исследования является выявление основных проблем, связанных с платежным балансом России и предложение направлений совершенствования его структуры.

Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:

рассмотреть теоретические основы исследования платежного баланса и представить его структуру;

определить основные методы регулирования платежного баланса;

исследовать проблемы баланса счета текущих операций и счета операций с капиталом и финансовыми инструментами, а также определить результаты влияния перемещения иностранных инвестиций, оттока капитала, привлечения внешних заимствований на состояние российского платежного баланса;

выявить приоритетные направления развития современного состояния платежного баланса России.

Объектом исследования выступает платежный баланс Российской Федерации.

Предметом исследования выступает совокупность экономических и финансовых отношений, связанных с формированием структуры платежного баланса.

Методология и методы исследования. Методологической и теоретической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых, внесших существенный вклад в научную разработку проблем исследования платежного баланса страны. В основу исследования положены современные методы научного познания, включая исторический, сравнительный, функциональный и графический анализ, а также системный подход.

Информационной базой исследования послужили материалы Центрального Банка Российской Федерации, Министерства экономического развития Российской Федерации, статистическая информация, опубликованная в статистических ежегодниках, научной литературе и периодической печати. Исследование выполнено на базе массивов статистической информации, характеризующих развитие макроэкономической системы России.

Практическая значимость результатов. Сформулированные выводы и предложения по совершенствованию состояния платежного баланса Российской Федерации, улучшению его структуры и сальдовых значений, увеличению валютных поступлений, снижению нерациональных расходов по внешнеэкономическим операциям могут быть использованы при выработке внешнеторговой стратегии России на среднесрочную перспективу в рамках формирования комплекса мер по созданию условий интеграции России в мировую экономику. Полученные результаты анализа платежного баланса России и предложенная концепция его регулирования могут применяться в работе министерств и ведомств, участвующих в разработке платежного баланса страны, в первую очередь Центральным банком Российской Федерации и Министерства экономического развития Российской Федерации.

Структура и объем работы. Структура работы включает в себя введение, две главы, заключение, список использованных источников и литературы (12 источников) и 6 приложений. Работа содержит 3 таблицы и 24 рисунков.

1. Теоретические основы исследования платежного баланса

.1 Сущность платежного баланса и основные его теории

Платежный баланс страны - это сумма всех трансакций, которые имеют место между резидентами страны и резидентами всех остальных стран. Эти трансакции включают товарный экспорт и импорт, расходы туристов, проценты и дивиденды, полученные или выплаченные за рубежом, покупку и продажу финансовых или реальных зарубежных активов. Платежный баланс характеризует соотношение между валютными поступлениями в страну и ее платежами за границей. При положительном сальдо платежный баланс будет активным, а при отрицательном сальдо - пассивным.

Каждая страна стремится к равновесному платежному балансу. Между тем платежные балансы стран мира постоянно находятся в состоянии неравновесия, поскольку сальдо по текущим операциям и сальдо итогового баланса не равны нулю и их балансирование осуществляется посредством движения капиталов, государственными балансирующими операциями и изменениями в резервах. Если прежде неравновесное состояние платежного баланса наблюдалось сравнительно редко, то в настоящее время оно стало чуть ли не постоянным явлением и проявляется все острее. Такое положение объясняется существенными изменениями в мировой экономике.

Механизм регулирования платежного баланса осуществляется на основе соответствующих теорий платежного баланса, которые имеют богатую историю, сменяя друг друга, обогащая практику различными концепциями.

Теория автоматического равновесия платежного баланса, выдвинутая английским экономистом, историком и философом Дэйвидом Юмом (1711-1776). Эта теория преобладала в XIX и в начале XX века, когда существовал золотой стандарт, но лишилась своего влияния вместе с ликвидацией золотого стандарта. Между тем в последние десятилетия эта теория стала возрождаться. Основной крен делается на плавающий обменный курс национальной валюты, который уменьшается в условиях понижения платежного баланса и, наоборот, увеличивается при его повышении, в результате чего совершаются автоматические модификации в ряде текущих операций и частично в движении капиталов.

Неоклассический эластиционный подход был выдвинут Дж. Робинсон, А. Лернером, Л. Мецлером. Этот подход исходит из того, что центральным пунктом платежного баланса выступает внешняя торговля, что сальдо торгового баланса рассчитывается отношением уровня цен на экспортируемые товары к уровню цен на ввозимые товары, помноженное на валютный курс. Следовательно, наиболее эффективным средством достижения равновесного состояния платежного баланса, согласно этой концепции, выступает модификация валютного курса. Известно, что девальвация национальной валюты вызывает понижение экспортных цен в иностранной валюте, а ревальвация, наоборот, ведет к удорожанию для зарубежных потребителей покупки товаров данной страны и делает дешевле для своих резидентов импорт зарубежных товаров.

Абсорбционный подход к анализу платежного баланса разработан на идеях Дж. Мида и Я. Тинбергена и основан на кейнсианской теории. Эта концепция увязывает платежный баланс, в первую очередь торговый баланс, с совокупным внутренним потребительским и инвестиционным спросом. Абсорбционный подход исходит из того, что улучшение состояния платежного баланса ведет к росту дохода страны, то есть и потребления и инвестиций. Отсюда сторонники этой концепции заключают, что необходимо поощрять экспорт, сдерживать импорт посредством роста конкурентоспособности национальных товаров и услуг.

Монетаристская концепция платежного баланса основана на работах ряда экономистов, и прежде всего X. Джонсона и Дж. Поллака. В этой концепции на первое место выдвигаются денежные факторы, в частности сальдо итогового платежного баланса и то, каким образом оно влияет на денежное обращение в стране. Сторонники этого подхода исходят из того, что неравновесное состояние денежного рынка обусловливает неравновесное состояние платежного баланса. Основные рекомендации монетаристов состояли в том, чтобы государство не вмешивалось ни в денежное обращение, ни в международные расчеты страны. Для того чтобы элиминировать дефицит платежного баланса, согласно их утверждению, необходимо осуществлять жесткий контроль над денежной массой. Что же касается дефицита платежного баланса, то, по их мнению, он содействует экономике страны освобождаться от лишних денег, обращающихся в экономике.

.2 Показатели и структура платежного баланса

Платежный баланс составляется с целью учета результатов внешнеэкономической деятельности страны.

Внешнеторговые сделки, показывающие поступление валюты в страну, отражаются в платежном балансе со знаком «плюс». Платежи и расходы за рубежом заносятся в баланс со знаком «минус».

Между направлением изменений в ресурсах (активах) страны и его отражением в платежном балансе наблюдается определенное противоречие: увеличение активов обозначается знаком «минус», тогда как уменьшение активов - знаком «плюс». Но это объясняется тем, что в платежном балансе фиксируются не сами внешнеэкономические операции в своей натуральной субстанции, а их денежный результат - фактический или предполагаемый.

Увеличение активов обязательно требует денежных затрат, денежных расходов, - отсюда знак «минус» в платежном балансе. Уменьшение активов должно сопровождаться поступлением денег - отсюда знак «плюс».

Уменьшение (пассивов) обязательств может быть достигнуто только расходованием денежных средств («минус»), тогда как увеличение обязательств обычно сопровождается притоком денег («плюс»).

Например, экспорт товаров всегда будет отражаться в доходной части платежного баланса, поскольку в этом случае имеет место уменьшение товарных активов страны, которое как результат продажи должно сопровождаться поступлением денег. Наоборот, импорт товаров всегда фиксируется расходной части платежного баланса, ибо при этом происходит увеличение товарных ресурсов (активов) страны, а это требует затраты определенной суммы денег.

Приток валюты из-за рубежа имеет место в результате следующих поступлений:

выручки от экспорта товаров и услуг;

доходов от действующих за границей предприятий;

процентов и дивидендов от международных ценных бумаг, принадлежащих юридическим лицам данной страны;

односторонних переводов, или трансфертов (переводы пенсий гражданам, приехавшим из-за рубежа, денежные переводы родственникам, иностранная помощь);

займов, предоставленных иностранными государствами и фирмами;

денежных средств от продажи иностранцам предприятий, зданий, земли и другой недвижимости;

выручки от реализации ценных бумаг за рубежом.

Отток валюты из страны происходит при импорте товаров и услуг, денежных переводах за рубеж, кредитах иностранным государствам и фирмам покупке иностранных ценных бумаг.

Важная особенность платежного баланса состоит в том, что в нем учитываются не любые валютные операции, а лишь те, что совершаются между субъектами валютных отношений разных стран - резидентами (лицами и учреждениями данной страны) и нерезидентами (лицами и учреждениями зарубежных государств).

Дебет

Кредит

1. Счет текущих операций

1.1 Товары и услуги

Экспорт товаров

Импорт товаров

Экспорт услуг

Импорт услуг

1.2 Доходы от инвестиций и оплата труда

Оплата труда

Доходы от инвестиций

1.3 Текущие трансферты

Сальдо баланса по текущим операциям

2. Счет операций с капиталом и финансовыми инструментами

2.1 Счет операций с капиталом

Капитальные трансферты

Приобретение/продажа непроизведенных нефинансовых активов

2.2 Финансовый счет

Прямые инвестиции

Портфельные инвестиции

Финансовые производные

Прочие инвестиции

Резервные активы

3. Чистые ошибки и пропуски

Общее сальдо

Рисунок 1 − Схема платежного баланса Российской Федерации

Структура платежного баланса состоит из 2 разделов:

- счет текущих операций. В нем фиксируются экспорт <#"879758.files/image001.gif">

Рисунок 2 − Динамика доли российского экспорта и импорта в ВВП за 2005-2010 гг., %

На основе статистики платежного баланса России за 2005-2011 гг., мы выделим то что, до 2008 г. за счет улучшений ценовой ситуации на мировых товарных рынках значительно увеличилось положительное сальдо торгового баланса, отток капитала сменился притоком (в 2005-2007 гг.). С 2008 г. потоки торгового баланса вернулись на уровень 2005 г., возобновился и усилился отток капитала из страны (рисунок 3).

Рисунок 3 - Соотношение основных компонентов счета текущих операций платежного баланса Российской Федерации за 2005-2010 гг., млрд. долл. США

В целом мировой финансово-экономический кризис оказал существенное сдерживающее влияние на экономическое развитие России, в частности, внешнеторговую сферу (рисунок 4). Так, в 2009 г. внешнеторговый оборот достиг лишь 400,4 млрд. долларов США против 471,6 млрд. долларов США в 2008 г.

Рисунок 4 - Динамика основных показателей внешней торговли России за 2005-2011 гг., млрд. долл. США

Вместе с тем при среднегодовых темпах роста ВВП, составивших за 2005-2010 гг. 104 %, среднегодовые темпы роста экспорта и импорта в стоимостном выражении составили соответственно 103,9 и 112,3 %. Таким образом, рост внешней торговли России в рассматриваемом периоде происходил более быстрыми темпами, чем рост ВВП (рисунок 5).

Рисунок 5 - Сравнительная динамика темпов роста ВВП и стоимостных объемов экспорта и импорта за 2005-2010 гг., %

Объем ВВП России в период 2005-2007 гг. увеличился на 2,1%, что определялся повышением мировых цен на экспортируемую продукцию, прежде всего нефть и нефтепродукты. Сальдо текущих операций в период 2005-2007 гг. сократилось на 6,9 млрд. долларов США, так как от повышения цен на нефть стало трудно обеспечить значительный прирост экономики.

В условиях более высоких, чем в 2009 г., мировых цен на энергоносители увеличивались доходы бюджета. Реализация мер государственной политики, направленных на поддержание внутреннего спроса, способствовала росту расходов на конечное потребление органов государственного управления. Дефицит федерального бюджета 2010 г. заметно снизился по сравнению 2009 г. и составил 4,0 % ВВП, причем до 2008 г. бюджет оставался профицитным.

Медленное восстановление экономики России после кризиса во многом обусловлено высокой инфляцией. В 2009 г. отмечалось существенное снижение инфляции до 8,8 %, в 2010 г. - в условиях постепенного выхода из кризиса и роста ВВП составило 8,8 %. Базой для сохранения значительной инфляции в эти годы стало повышение ее темпа и накопление инфляционного потенциала в докризисный период .

Факторный анализ внешней торговли страны показал, что увеличение стоимостных объемов внешнеторгового оборота было обусловлено в первую очередь значительным ростом цен по основным товарным позициям российского экспорта и большим увеличением физических объемов импорта.

Товарная структура отечественного экспорта под влиянием благоприятной конъюнктуры на рынках энергоносителей и ряда других вывозимых Россией сырьевых товаров и полуфабрикатов в последние годы приобрела еще более ярко выраженный топливно-сырьевой характер. Так, доля топливно-энергетических продуктов в общем объеме экспорта выросла с 64,8% в 2005 г. до 67,4% в 2009 г., достигнув максимального значения в 2008 г. - 69,8% (таблица 1).

Чрезвычайно высокая концентрация экспортных поставок на узкой группе топливно-сырьевых товаров и материалов делает экономику страны очень чувствительной к колебаниям мировой конъюнктуры и ограничивает возможности эффективного участия в международном разделении труда. Растущая зависимость экономики России от мировых цен на энергоносители (прежде всего на нефть) становится все большей угрозой для социально-экономической стабильности в стране.

В то же время как экспорт сырья занимает львиную долю в общем объеме российского экспорта, экспорт продукции обрабатывающей промышленности (прежде всего машин, оборудования и транспортных средств) остается крайне незначительным, причем наблюдается тенденция снижения его удельного веса.

Таблица 1 - Товарная структура внешней торговли России за 2005-2009 гг., %

Показатель

2005 г.

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

Экспорт

Продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье

1,9

1,8

2,6

2

3,3

Минеральные продукты

64,8

65,9

64,9

69,8

67,4

Продукция химической промышленности, каучук

6

5,6

5,9

6,4

6,2

Кожевенное сырье, пушнина и изделия из них

0,1

0,1

0,1

0,1

0,1

Продукция лесной и целлюлозно-бумажной промышленности

3,4

3,2

3,5

2,5

2,8

Текстиль, текстильные изделия и обувь

0,4

0,3

0,3

0,2

0,2

Металлы, драгоценные камни и изделия из них

16,8

16,3

15,9

13,2

12,9

Машины, оборудование и транспортные средства

5,6

5,8

5,6

4,9

5,9

Прочие

1

1

1,2

0,9

1,2

Импорт

Продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье

17,7

15,7

13,8

13,2

18

Минеральные продукты

3,1

2,4

2,3

3,1

2,4

Продукция химической промышленности, каучук

16,5

15,8

13,8

13,2

16,7

Кожевенное сырье, пушнина и изделия из них

0,3

0,3

0,4

0,4

0,5

Продукция лесной и целлюлозно-бумажной промышленности

3,3

2,9

2,7

2,4

3

Текстиль, текстильные изделия и обувь

3,7

4

4,3

4,4

5,7

Металлы, драгоценные камни и изделия из них

7,7

7,7

8,2

7,2

6,7

Машины, оборудование и транспортные средства

44

47,7

50,9

52,7

43,4

Прочие

3,7

3,5

3,6

3,4

3,6


Товарная структура российского импорта и экспорта далека от оптимальной. В импорте преобладают товары с высокой степенью обработки- машины, оборудование и транспортные средства, продовольственные товары и другие готовые изделия. На первое место по ввозу за весь рассматриваемый период находилась товарная группа «Машины, оборудование и транспортные средства», доля которой имела тенденцию до 2009 г. к увеличению (в 2008 г. составило 52,7%, а по итогам 2009 г. - 43,4%). Мировой финансово- экономический кризис привел к снижению внутреннего спроса на импортные машины и оборудование (таблица 1).

Другой негативной особенностью российского импорта является чрезмерно высокий уровень зависимости по продовольственным товарам, что представляет явную угрозу экономической безопасности страны. Товарная группа «Продовольственные товары и сельскохозяйственные сырье (кроме текстильного)» устойчиво занимала второе и третье место в импорте на протяжении рассматриваемого периода. И если в 1980-е годы в СССР главной статьей ввоза в составе этой группы было зерно, то теперь основное место в импорте заняли готовые продовольственные товары, в том числе алкогольные и безалкогольные напитки, кондитерские изделия и прочее. Несмотря на то, что в последние годы доля продовольствия и сельскохозяйственного сырья в общем объеме импорта России имеет тенденцию к снижению, эта товарная группа по- прежнему занимает значительное место в импорте (в 2008 г. - 13,2%, по итогам 2009 г. - 18%), что говорит о наличии серьезных проблем в развитии отечественного агропромышленного комплекса и низкой конкурентоспособности многих видов отечественной продукции этой группы на внутреннем рынке.

По тем же причинам (недостаточное развитие отечественного производства и низкая конкурентоспособность продукции) высок удельный вес товарной группы «Продукция химической промышленности, каучук» в российском импорте (в 2008 г. - 13,2%, по итогам 2009 г. - 16,6%). Ввозимая в страну продукция этой группы также ориентирована на удовлетворение в первую очередь текущего потребительского спроса и включает преимущественно товары бытовой химии, парфюмерно-косметические, фармацевтические изделия. Эти товары большей частью в советское время не ввозились вообще, они же составили сильную конкуренцию соответствующим российским предприятиям.

В географическом плане внешняя торговля России остается ориентированной в первую очередь на страны дальнего зарубежья (таблица 2).

Таблица 2 - Региональная структура внешней торговли России за 2005- 2009 гг., %

Регион

2005 г.

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

Оборот

ЕС

52,1

54,3

51,4

52

50,3

АТЭС

16,2

17,1

19,2

20,4

20,7

СНГ

15,2

14,7

14,9

14,5

14,6

ЕврАзЭС

7,8

8,3

8,7

8,2

8,7

Экспорт

ЕС

55,2

58,7

55,8

56,7

53,3

АТЭС

12,4

11,8

12

12,9

15,1

СНГ

13,5

14

14,9

14,9

15

ЕврАзЭС

7,2

8

9,2

8,8

9,6

Импорт

ЕС

44,2

44,7

43,7

43,7

45

АТЭС

25,6

28,5

31,8

33,3

31

СНГ

19,2

16,2

14,9

13,7

13

ЕврАзЭС

9,3

8,9

7,7

7,1

7,1


В региональной структуре внешней торговли России особое место как крупнейший экономический партнер занимает Европейский Союз, на долю которого в рассматриваемом периоде приходилась наибольшая часть внешнеторгового оборота страны (в 2009 г. - 50,3%).

Приоритетным направлением во внешнеэкономической политике России, оказывающим существенное влияние на развитие российской экономики, является экономическое сотрудничество со странами СНГ, задачами которого являются развитие интеграционных процессов, восстановление утраченных кооперационных связей, увеличение доли несырьевого экспорта России. В рассматриваемом периоде торгово-экономические отношения России с государствами Содружества развивались, достаточно неравномерно. Самая высокая доля стран СНГ в общем объеме внешнеторгового оборота России была отмечена в 2005 и 2007 гг. (15,2 и 14,9% соответственно), самая низкая - в 2008 г. (14,5%).

Устойчивые позиции в российском товарообороте занимают страны Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС). На протяжении 2005-2009 гг. существенно возросла доля стран АТЭС в структуре российского импорта (с 25,6% в 2005 г. до 33,3% в 2009 г.).

При равных темпах падения, как экспорта, так и импорта с 2008 г. произошло сокращение дефицита баланса услуг на 63,4 млрд.долларов США до 63,6 млрд.долларов США (рисунок 6).

Рисунок 6 - Внешняя торговля Российской Федерации услугами за 2005-2010 гг., млрд.долл. США

С 2008 г. экспорт услуг уменьшился на 26,9 млрд. долларов США. Снижение наблюдалось по всем основным видам услуг. Динамика показателя обусловлена, прежде всего, снижением экспорта транспортных услуг (рисунок 10). Доля транспортных услуг в общем экспорте в 2011 г. составило 47 %. Экспорт деловых, профессиональных и технических услуг составил 2,9 млрд. долларов США. Объем предоставленных услуг по статье «поездки» продолжал снижаться. Удельный вес данной категории в общем объеме предоставленных услуг составил 17 %. Доля строительных услуг в динамике составила лишь 8%, что в два раз уменьшилась, чем в 2010 г. (рисунок 7).

Рисунок 7 - Динамика экспорта основных видов услуг за 2005-2011 гг., млрд. долл. США

Рисунок 8 - Структура экспорта услуг в 2011 г., %

Импорт услуг в 2011 г. сократился по сравнению с 2008 г. на 36,2 млрд. долларов США (рисунок 8). Доминирующее положение в импорте сохранили услуги, оказываемые гражданам России во время их пребывания на территории иностранных государств, отражаемые в платежном балансе по статье «Поездки». Расходы по этой статье составили 56 % совокупного импорта, вследствие увеличения количества выезжавших за рубеж российских граждан при одновременном сокращении числа нерезидентов, прибывающих для временного трудоустройства в России (рисунок 9).

Рисунок 9 -Динамика импорта основных видов услуг за 2005-2011 гг., млрд. долл. США

Рисунок 10 - Структура импорта услуг в 2011 г., %

Отрицательное сальдо платежей в 2008 г., связанных с оплатой труда, возросло с 1,1 млрд. долларов США в 2005 г. до 14,4 млрд. долларов США, который до 2011 г. сопровождается уменьшением на 10,1 млрд. долларов США. Оплата труда временно работающих в России нерезидентов при одновременном снижении их численности и росте долларового эквивалента средней заработной платы составила 3,7 млрд. долларов США в 2008 г., который также сопровождается уменьшением до 2011 г. на 1,8 млрд. долларов США (рисунок 11).

Рисунок 11 - Динамика оплаты труда за 2005-2011 гг., млрд. долл. США

Дефицит баланса доходов от инвестиций возрос в период 2005-2008 гг. с 17,8 до 34,8 млрд. долларов США, главным образом вследствие увеличения реинвестирования доходов от прямых инвестиций в Россию, который до 2011 года сократился на 9 млрд. долларов США. Объем доходов, начисленных к выплате, увеличился с 33,5 до 92,8 млрд. долларов США, к получению - на 15,7 до 57,9 млрд. долларов США (рисунок 12).

Отрицательное сальдо инвестиционных доходов органов государственного управления в период 2007-2011 гг. сократилось с 1,1 до 0,2 млрд. долларов США (рисунок 15). Полученные доходы органов денежно-кредитного регулирования вследствие снижения доходности резервных активов Банка России сократились с 17,2 до 2,1 млрд. долларов США. Дефицит баланса инвестиционных доходов частного сектора в 2008 г. превысил 52,2 млрд. долларов США, следовательно сократился в 2011 г. до 27,8 млрд. долларов США. Отрицательное сальдо доходов нефинансовых корпораций сократилось с 34,4 до 26,4 млрд. долларов США. Банковский сектор уменьшил дефицит баланса вдвое - до 1,4 млрд. долларов США (рисунок 16, рисунок 12).

Рисунок 12 - Динамика доходов от инвестиций за 2005-2011 гг., млрд. долл. США

Рисунок 13 − Динамика доходов от инвестиций различных секторов за 2007-2011 гг., млрд.долл. США

Рисунок 14 − Динамика доходов от инвестиций частного сектора за 2007-2011 гг., млрд.долл.США

Рисунок 15 - Динамика текущих трансфертов за 2005-2011 гг., млрд. долл. США

Баланс текущих трансфертов сложился с отрицательным сальдо в 2011 г. в 3,6 млрд. долларов США. Поступления в размере 9,9 млрд. долларов США более чем на половину были сформированы налоговыми отчислениями нерезидентов из дальнего зарубежья. В выплатах на сумму 13,6 млрд. долларов США преобладали денежные переводы физических лиц за рубеж. Наиболее крупные переводы осуществлены в Узбекистан, на Украину и в Таджикистан.

.2 Воздействие глобального финансового кризиса на счет операций с капиталом и финансовыми инструментами

В докризисный период сокращение сальдо чистого экспорта товаров и услуг благодаря росту импорта и снижению экспорта, улучшение баланса услуг и инвестиционных доходов, а также сокращению оттока капитала позволило нарастить спрос внутри российской экономики за счет роста конечного потребления домашних хозяйств (на 2,1% ВВП) и роста инвестиций в основной капитал (на 10,4% ВВП) (таблица 3).

Таблица 3 − Индексы объема элементов использования валового внутреннего продукта за 2005-2010 гг., %

Показатели

2005 г.

2006 г.

2007 г.

2009 г.

2010 г.

ВВП

106,4

108,2

108,5

105,2

92,2

104,0

Расходы на конечное потребление:

109,1

109,5

111,2

108,6

96,5

102,5

 -домашних хозяйств

112,2

112,2

114,3

110,6

95,2

103,0

 -государственного управления

101,4

102,3

102,7

103,4

100,2

101,4

 -некоммерческих организаций

81,7

98,3

102,7

98,6

91,8

98,5

Валовое накопление:

109,5

117,7

122,0

110,5

59,0

128,4

 -основного капитала

110,6

118,0

121,0

110,6

85,6

106,1

Экспорт

106,5

107,3

106,3

100,6

95,3

107,1

Импорт

116,6

121,3

126,2

114,8

69,6

125,6


В посткризисный период спрос внутри экономики расширялся преимущественно за счет государственных денег, третья часть из которых потреблялась импортом и огромным оттоком капитала.

Совместные действия государственного и частного секторов позволили в 2005-2008 гг. привлечь значительные финансовые ресурсы как за счет размещения корпоративных обязательств и покупки государством иностранных

обязательств на мировом фондовом рынке, так и за счет разнообразных кредитных и долговых инструментов. В итоге объем внешнего долга частного сектора перед кризисом был сопоставим с золотовалютными резервами страны, что послужило серьезной опорой для российской экономики в период кризиса и позволило государству рефинансировать в посткризисный период часть долга частного сектора перед нерезидентами (рисунок 16).

Рисунок 16 - Соотношение основных компонентов счета операций с капиталом и финансовыми инструментами платежного баланса Российской Федерации за 2005-2011 гг., млрд. долл. США

Перед мировым финансовым кризисом качественно изменилось содержание чистой международной инвестиционной позиции страны не только благодаря росту зарубежных активов и обязательств, в связи с увеличением активности российских резидентов на мировом финансовом рынке, но и благодаря расширению перечня инструментов, используемых резидентами в обороте (прямые, портфельные и прочие инвестиции, резервные активы) (рисунок 17). Так, прямые инвестиции в Россию увеличились в период 2005-2008 г. на 62,1 млрд. долларов США, которые сопровождались уменьшением притока капитала до 2011 г. на 51,6 млрд.долларов США. Тем не менее инвестиции за границу в период 2005-2008 гг. возросли на 43,4 млрд. долларов США, которые также были снижены до 2011 г. на 22,2 млрд.долларов США (рисунок 17, рисунок 18).

Рисунок 17 - Показатели международной инвестиционной позиции Российской Федерации за 2005-2011 гг. (активы), млрд. долл. США

Рисунок 18 - Показатели международной инвестиционной позиции Российской Федерации за 2005-2011 гг. (обязательства), млрд. долл. США

Несмотря на то, что в 2005-2008 гг. чистая международная инвестиционная позиция имела отрицательное сальдо, достигнув в начале 2008 г. рекордного значения 150,6 млрд. долларов США, сформированное преимущественно значительными частыми заимствованиями. Приток иностранного капитала в страну свидетельствовал, с одной стороны, о росте доверия со стороны международных финансовых структур к российской экономике, а с другой стороны − о накоплении и росте внешнего долга страны перед нерезидентами (рисунок 19).

В 2005-2007 гг. наблюдался значительный рост резервных активов (в 2005 г. - 61,6 млрд. долларов США и по итогам 2007 г. - 148,9 млрд. долларов США) за счет благоприятной конъюнктуры на мировых товарно-сырьевых рынках в условиях значительных выплат по внешнему долгу и усиленного вывоза капитала (в форме зарубежных активов) частным сектором российской экономики (рисунок 20).

Рисунок 19 − Международная инвестиционная позиция Российской Федерации по секторам за 2005-2011 гг., млрд. долл. США

Рисунок 20 − Международная инвестиционная доходность по секторам Российской Федерации за 2007-2011 гг., млрд. долл. США

В 2009 г. чистая международная инвестиционная позиция страны, впервые с 2005 г., стала положительной (254,8 млрд. долларов США) благодаря значительному сокращению (с 90,8 млрд. долл. США в 2008 г. до 59,5 млрд. долл. США в 2009 г.) обязательств частного сектора экономики при несущественном сокращении (с 2,03 млрд.долл. США до 1,8 млрд. долл. США в 2009 г.) обязательств государственного сектора (рисунок 20).

Анализ запасов и их доходности по секторам российской экономики свидетельствует о неэффективности государственных и частных вложений на протяжении всего рассматриваемого периода.

В частном секторе нарастание отрицательной чистой международной инвестиционной позиций страны наравне с низкой доходностью от вложенных средств свидетельствует о том, что в большинстве случаев отечественный частный капитал, уходя из страны, замещается более затратными иностранными инвестициями. Государственный сектор экономики, имевший в 2007-2011 гг. позитивную чистую инвестиционную позицию, так же, как и частный сектор, с отрицательной эффективностью осуществлял государственные инвестиции, то есть доходность государственных обязательств была выше доходности государственных активов.

.3 Анализ состояния государственного внешнего долга Российской Федерации в условиях финансового кризиса

Согласно денежно-кредитной статистике в результате воздействия мирового финансово-экономического кризиса в конце 2008 г. в российской экономике сложилась ситуация превышения внутренней кредитной экспансии над снижающимся объемом денежной массы. Эта ситуация в условиях кризиса выглядела довольно сомнительной из-за общего снижения стоимости активов, падения цен на товарно-сырьевых рынках и рекордного оттока капитала из страны.

Рисунок 21 - Внешний долг Российской Федерации за 2005-2011 гг., млрд. долл. США

Анализируя состояние государственного долга, отметим что, внешний долг органов государственного управления в период 2005-2008 гг. снижался, однако до 2011 г. увеличился на 7,07 млрд. долларов США, что обусловлено осуществлением государственных внешних заимствований Российской Федерации на внешних финансовых рынках. Внешний долг органов денежно-кредитного регулирования в 2011 г. увеличился до 12,8 млрд. долларов США. Наметилась тенденция сокращения внешней задолженности банков, которая за 2009 г. резко сократилась на 39,1 млрд. долларов США. Внешний долг нефинансового сектора экономики (прочие сектора) в период 2005-2011 г. сохранила тенденцию роста, за счет увеличения долговых обязательств перед прямыми инвесторами и предприятиями прямого инвестирования, а также долговых ценных бумаг и кредитов (рисунок 21).

Таким образом, рост консолидированного внешнего долга не только повышает зависимость экономики от внешней конъюнктуры и способствует усилению уязвимости экономического и финансового положения страны, отрицательно сказывается на макроэкономических показателях страны, но и сдерживает развитие экономики, в результате отвлечения финансовых средств на погашение и обслуживание внешней задолженности.

2.4 Основные направления совершенствования структуры платежного баланса Российской Федерации

Итоги посткризисного периода свидетельствуют о формировании тенденции к росту российской экономики, который сопровождается увеличением валового ВВП на 11,2 млрд. долларов США, объема инвестиций в основные фонды - 6,3 млрд. долларов США.

В предстоящие годы в целях содействия экспорту необходимо реализовать следующие мероприятия:

− обеспечить эффективное функционирование системы государственного страхования и гарантирования экспортных кредитов;

− обеспечить поддержку участия российских организаций в сооружении промышленных объектов за рубежом и расширения поставок комплектного оборудования, в том числе на основе межправительственных соглашений с предоставлением кредитов;

− улучшить транспортное обслуживание внешней торговли, особенно экспортных операций, путем установления благоприятных тарифов по регулируемым государством транспортным перевозкам, расширения строительства экспортных транспортных магистралей, портов и портовых сооружений;

− осуществлять меры государственной поддержки отечественных перевозчиков с целью увеличения их доли при транспортировке внешнеторговых грузов;

− обеспечить более широкое привлечение к работе межправительственных комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству представителей регионов, отраслевых союзов и ассоциаций производителей и экспортеров, банков, предприятий и коммерческих структур, активно сотрудничающих со страной- партнером;

− активно содействовать продвижению российских товаров, услуг и капитала за рубежом, поддерживать участие российского бизнеса в перспективных международных проектах.

Таким образом, важнейшим направлением деятельности государства в области стимулирования экспорта является создание более благоприятных условий для доступа российских товаров на внешние рынки.

Для обеспечения дальнейшего поступательного развития внешнеэкономических отношений с другими странами необходимо реализовать следующие мероприятия торгово-политического характера:

− активизировать торгово-экономические связи с традиционными партнерами России, такими как Китай, Индия, Республика Корея, Япония путем расширения регионального и приграничного сотрудничества, совместной реализации инвестиционных проектов, создания с фирмами и компаниями этих стран совместных предприятий по производству необходимой России продукции, в том числе в счет погашения задолженности;

− расширять сотрудничество с динамично развивающимися странами Юго-Восточной Азии, предъявляющими растущий спрос на многие виды отечественной продукции и предлагающими широкий ассортимент качественных, но сравнительно недорогих товаров, представляющих потенциальный интерес для российского внутреннего рынка.

Важными внешнеторговыми партнерами России останутся страны Ближнего и Среднего Востока, являющиеся перспективными рынками сбыта для российской машинно-технической продукции, включая военную технику и вооружения. Платежеспособные государства этого региона, такие как, Турция, Израиль, Иран, нефтедобывающие страны Персидского залива привлекательны как потенциальные источники инвестиций для подъема реального сектора экономики России.

Довольно продолжительное время основным источником денежных поступлений является экспорт нефти и газа. Хотя доходы по этой статье значительны, но России необходимо перенимать иностранный опыт и внедрять в производство новые технологические решения, что позволит отечественным товарам резко повысить конкурентоспособность на мировом рынке. Об этом говорит то, что в экспорте России доля товаров, созданных с использованием высоких технологий чрезвычайно мала.

Важно решить следующие задачи для совершенствования показателей платежного баланса Российской Федерации:

− необходимо создать современную материально-техническую базу национальной экономики. Средний срок службы оборудования должен составить 8 - 10 лет. Требуются масштабная модернизация и обновление основных фондов, в первую очередь машин и оборудования, постепенный перевод всех отраслей на новейшие технологии.

− нужно изменить структуру экономики, в которой должно преобладать производство готовой продукции с высокой добавленной стоимостью. Надо резко повысить долю высокотехнологичных, наукоемких и инновационных отраслей - примерно с 10% в настоящее время до 25 - 30%. Это избавит нашу страну от чрезмерной зависимости от топливного и сырьевого секторов экономики.

− в экономике должен доминировать высокоразвитый частный сектор, обеспечивающий производство не менее 70% ВВП. В настоящее время преобладает государственная собственность - около 40% ВВП составляет государственный бюджет и еще 25 - 30% приходится на долю других государственных предприятий.

− необходима развитая финансовая система с конвертируемым рублем, емким фондовым рынком, активы российских банков должны составить 150 - 200% ВВП со значительной долей инвестиционных кредитов.

− нужно повысить норму инвестиций (долю в ВВП) с 20 - 21% в настоящее время до 35 - 40%, что приведет к ускорению среднегодовых темпов прироста ВВП до 5 - 6% при сбалансированном развитии инфраструктуры и обеспечении защиты окружающей среды.

Шансы на благоприятное развитие событий есть, учитывая содержание проводимой в настоящее время государственной политики. Одновременно следует гораздо внимательнее приглядеться к опыту ряда развивающихся государств, например Китая и других, достигших немалых успехов, в том числе во внешнеторговой сфере. Этот опыт является во многих отношениях весьма показательным.

Вторая глава позволяет сделать вывод, что сильные колебания сальдо по текущим операциям (в ту или другую сторону) вызывают неблагоприятные для страны последствия. Так, резкое увеличение положительного сальдо создает базу для быстрого роста денежной массы и тем самым стимулирует инфляцию, а резкое увеличение отрицательного сальдо вызывает, «обвальное» падение обменного курса, что вносит хаос во внешнеэкономические операции страны. Поэтому, когда речь идет о равновесии платежного баланса, то в центре внимания оказывается, прежде всего, дефицит текущего платежного баланса (если он образовался) и сильные колебания его сальдо.

Таким образом, выделим следующие тенденции:

− счет текущих операции Российской Федерации в период 2008−2011 гг. сократился на 47,3 млрд.долларов США, соответственно, за счет снижения цен на нефть и другие сырьевые экспортные товары;

− значительно сократился отток капитала преимущественно за счет роста прямых и портфельных инвестиций в российскую экономику;

− доходность вложений государственного и частного секторов по их активам и обязательствам осталась низкой.

В 2008 г. в результате нарастания мирового финансового кризиса снизилась стоимость активов и ресурсов на всех рынках, усложнилась процедура заимствования, и снизилась доступность финансовых ресурсов на мировых рынках капитала. В результате, к концу 2008 г. прекращение потока заемных денег в российскую экономику вместе с падением валютной выручки российских экспортеров (из-за падения цен на мировых товарных рынках, и существенного оттока капитала иностранных инвесторов) привело к ухудшению всех показателей внешнеэкономической деятельности страны.

Кроме того, в показателях платежного баланса и международной инвестиционной позиции страны просматриваются следующие факторы воздействия мирового финансового кризиса 2008 г. на российскую экономику:

− падение мировых цен на нефть и другие сырьевые экспортные товары привело к сокращению объемов экспорта на 40%;

− наблюдалось резкое сокращение профицита торгового баланса Российской Федерации 55 млрд. долларов США в результате снижения внешнего спроса на традиционные статьи российского экспорта в сочетании с падением цен на мировых рынках;

− наблюдалось усиление оттока капитала из страны в конце 2008 г., что составило 55 млрд. долларов США.

Заключение

Таким образом, в результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

. Сильными сторонами современного состояния внешнеторговой сферы Российской Федерации являются:

− традиционно-высокий спрос на ключевые товарные позиции российского экспорта (топливно-энергетические товары, металлы);

− развитие и расширение экономических связей с развивающимися странами, представляющие перспективные рынки сбыта;

− высокий транзитный потенциал страны;

− качественные изменения в структуре мировой торговли, рост объемов мирового экспорта высокотехнологичных товаров;

− относительно более низкие цены на отдельные виды продукции отечественных экспортеров (например, автомобили и другие) на внешних рынках;

− высокий экспортный потенциал отдельных сфер российской экономики (оборонная, атомная, авиакосмическая и другие).

. Неблагоприятными факторами, влияющими на платежный баланс Российской Федерации являются:

− чрезмерно высокая зависимость внешнеторговой сферы от мировых цен на энергоносители;

− существенное сдерживающее влияние мирового финансово- экономического кризиса на развитие внешней торговли;

− колебания валютных курсов;

− постепенное сокращение запасов стратегически важных невозобновляемых природных ресурсов, которыми обладает Россия;

− слабая диверсификация экспорта, усиление его сырьевой направленности;

− ухудшение экологического фона российской внешней торговли;

− чрезмерно высокая доля продовольственных товаров в структуре импорта;

− импортирование в большом количестве дешевой продукции низкого качества (высокий процент контрафактной и поддельной продукции), не нашедшей спроса в промышленно развитых странах;

− низкая эффективность использования значительных доходов от внешнеэкономической деятельности для инновационного обновления и модернизации экономики, в том числе с целью повышения доли продукции с более высокой степенью переработки в российском экспорте.

На основе выводов можно сформулировать следующие предложения:

− расширить экспорт товаров и услуг национальных компаний для предприятий внешней экономики. Основу современного отечественного высокотехнологичного экспорта должны составить товарные позиции, которые уже завоевали признание на мировом рынке. Прежде всего, речь идет о продукции оборонной, атомной, авиакосмической отраслей;

− повысить конкурентоспособность ведущих компаний за счет расширения ресурсной базы, использования более дешевой рабочей силы, увеличения масштабов производства, получения новых технологий, управленческого опыта, что положительно влияет на рост конкурентоспособности экономики в целом;

− стимулировать российскими компаниями активы за рубежом и управлять ими в инновационных отраслях, что могло бы стать серьезным направлением модернизации российской экономики;

− для поддержания высоких темпов экономического роста и улучшения его качественной структуры необходимо обновить основные производственные фонды, моральная и физическая изношенность которых является причиной многих техногенных катастроф. Средний срок службы машин и оборудования должен составить 8-10 лет;

− стремиться к удешевлению рубля (рост обменного курса доллара США), который стимулирует рост российского экспорта, что приводит к увеличению выручки, прибыли и дивидендов российских экспортных компаний. Рост в экспортоориентированных отраслях содействует оживлению экономической конъюнктуры в целом. Все это снижает отток капитала из российской экономики.

платежный баланс финансовый торговля

Список использованных источников и литературы

1. Агапова, Т.А. Макроэкономика / Т.А. Агапова, С.Ф. Серегина. Учебник под общей ред. проф., д.э.н. Сидоровича A.B. М.: Дело и Сервис, 1999. − 415с.

. Вечканов, Г.С. Макроэкономика / Г.С. Вечканов, Г.Р. Вечканова. 2-е изд. - СПб.: Питер, 2008. − 404с.

. Аганбегян, А.С. О месте экономики России в мире (по данным о международном сравнении валового внутреннего продукта) / А.С. Аганбегян // Вопросы экономики. − 2011. − №5. − С.43−55.

. Алексашенко, С.П. Обвальное падение закончилось, кризис продолжается / С.П. Алексашенко // Вопросы экономики. − 2009. − №5. − С.4−20.

. Баранов, АО. Платежный баланс России: от кризиса до кризиса / А.О. Баранов // ЭКО. Всемирный экономический журнал. − 2011. − №11. − С.109−120.

. Маркин, Ю.П., Куликов, М.С. Платежный баланс - маркетинговая система макроуровня / Ю.П. Маркин, М.С. Куликов // Экономический анализ. − 2010. − №35. - С.14−20.

. Петрикова, Е.М. Влияние глобального финансового рынка на платежный баланс России и ведущих стран мира / Е.М. Петрикова // Финансы и кредит. - 2010. − №35. - С.16−26.

8. Покровская, В. Характер современного развития мировой торговли и участия в ней России / В. Покровская // Международная экономика. − 2010. −№10. - С.5−16.

. Трифонова, Е.Ю., Кемаева, М.В., Приказникова, Ю.В. Оценка современного состояния и перспектив развития внешней торговли Российской Федерации / Е.Ю. Трифонова, М.В. Кемаева, Ю.В. Приказникова // Экономический анализ. - 2011. − №7. - С.2−10.

10. Шуйский, В.П. Основные направления рационализации импорта России / В.П. Шуйский // Международная экономика. - 2010. − №11. - с.15−27.

11. Статистика внешнего сектора [Электронный ресурс] // www.cbr.ru − Официальный сайт Центрального банка РФ - Электрон. дан. URL:http://www.cbr.ru (дата обращения: 20.11.2011).− Загл. С экрана.

12. Внешняя торговля Российской Федерации [Электронный ресурс] // www.gks.ru − Федеральная служба государственной статистики - Электрон. дан. URL:http://www.gks.ru (дата обращения: 18.11.2011).− Загл. С экрана.

Приложение А

Товарная структура торгового баланса Российской Федерации за 2010 г.

Товарные группы

Экспорт

Импорт

Сальдо баланса по товарным группам, млрд.долл. США



млрд.долл. США

в % к общему объему экспорта

млрд.долл. США

в % к общему объему импорта


1

Продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (кроме текстильного)

7,1

2,5

25,1

15,9

-18,0

2

Минеральные продукты

195,6

69,1

4,2

2,6

191,4

3

Из них: топливно-энергетические товары

193,4

68,3

2,7

1,7

190,7

4

Продукция химической промышленности, каучук

17,4

6,2

26,7

16,9

-9,3

5

Кожевенное сырье, пушнина и изделия из них

0,2

0,1

0,9

0,6

-0,6

6

Древесина и целлюлозно-бумажные изделия

7,1

2,5

4,1

2,6

3,0

7

Текстиль, текстильные изделия и обувь

0,5

0,2

10,7

6,8

-10,2

8

Строительные материалы и изделия

0,7

0,3

2,0

1,3

-1,3

9

Драгоценные камни, драгоценные металлы и изделия из них

6,3

2,2

0,3

0,2

6,0

10

Черные металлы и изделия из них

17,1

6,0

8,1

5,2

8,9

11

Цветные металлы и изделия из них

13,7

4,8

3,5

2,2

10,2

12

Машины, оборудование и транспортные средства

15,0

5,3

67,9

43,1

-53,0

13

Прочие изделия

2,5

0,8

4,0

2,6

-1,4

14

Всего

283,2

100,0

157,5

100,0

125,7


Приложение Б

Международная инвестиционная позиция Российской Федерации за 2005-2011 гг., млн. долларов США

 

2005г.

2006г.

2007г.

2008г.

2009г.

2010г.

2011г.

Активы

406 635

516 294

731 341

1 092 182

1 010 694

1 089 512

1 173 185

Долгосрочные

1 720

1 626

1 637

1 573

1 552

355

310

Прочие секторы

7 210

14 737

13 203

10 109

16 875

4 648

4 445

Краткосрочные

7 210

14 737

13 203

10 109

16 875

4 648

4 445

Ссуды и займы

23 831

29 007

57 675

93 361

139 752

127 877

136 304

Органы денежно-кредитного регулирования

0

0

0

0

0

0

49

Долгосрочные

0

0

0

0

0

0

49

Краткосрочные

0

0

0

0

0

0

0

Органы государственного управления

 15 402

14 238

18 235

20 003

20 290

21 670

Долгосрочные

15 402

14 238

18 235

20 003

20 290

22 274

21 670

Банки

6 660

11 706

22 422

34 312

58 543

54 743

68 236

Долгосрочные

1 587

4 399

8 120

16 598

24 987

32 759

43 028

Краткосрочные

5 073

7 306

14 302

17 714

33 556

21 984

25 208

Прочие секторы

1 769

3 064

17 018

39 045

60 919

50 860

46 349

Долгосрочные

1 287

2 634

9 535

24 788

40 195

36 435

31 164

Краткосрочные

482

430

7 483

14 258

20 724

14 426

15 185

Наличная иностранная валюта и депозиты

61 002

66 274

70 219

67 533

135 644

123 601

96 415

Наличная иностранная валюта

47 959

49 092

39 747

24 653

53 740

47 579

30 915

Банки

2 013

2 406

3 037

2 896

7 445

5 399

4 628

Прочие секторы

45 947

46 686

36 710

21 757

46 295

42 181

26 288

Долгосрочные депозиты

727

890

3 311

8 402

10 407

9 243

9 974

Органы денежно-кредитного регулирования

50

50

40

30

30

30

30

Банки

677

840

3 271

8 372

10 377

9 213

9 944

Текущие счета и краткосрочные депозиты

12 316

16 292

27 161

34 477

71 497

66 778

55 526

Органы денежно-кредитного регулирования

701

435

313

35

88

31

11

Органы государственного управления

42

475

487

513

561

20

22

Банки

11 126

15 025

25 986

32 195

63 122

57 271

44 950

Прочие секторы

447

358

375

1 734

7 726

9 457

10 543

Просроченная задолженность

67 970

54 877

52 087

43 375

44 610

36 903

36 301

Органы государственного управления

67 931

54 846

52 044

43 340

44 397

35 373

35 742

Банки

39

32

43

36

213

1 530

559

Сомнительные операции

Задолженность по поставкам на основании межправительственных соглашений

3 526

1 633

1 559

1 828

1 812

3 655

4 543

Прочие активы

1 468

1 398

2 267

4 195

9 139

10 125

7 472

Органы денежно-кредитного регулирования

41

45

46

46

46

46

46

Долгосрочные

39

43

43

44

46

46

46

Краткосрочные

3

2

2

3

0

0

0

Органы государственного управления

637

686

1 052

1 136

1 704

1 862

2 128

Долгосрочные

586

590

820

893

1 545

1 590

1 894

Краткосрочные

51

96

232

243

159

272

235

Банки

789

661

1 155

2 221

3 636

4 267

3 894

Долгосрочные

76

28

107

392

1 343

1 446

1 690

Краткосрочные

713

633

1 048

1 828

2 293

2 822

2 204

Прочие секторы

1

7

15

792

3 753

3 949

1 403

Долгосрочные

0

0

0

0

0

0

0

Краткосрочные

1

7

15

792

3 753

3 949

1 403

Резервные активы

124 541

182 240

303 732

478 762

426 281

439 450

479 379

Монетарное золото

3 732

6 349

8 164

12 012

14 533

22 798

35 788

Специальные права заимствования (СДР)

1

6

7

1

1

8 901

8 749

Резервная позиция в МВФ

3

196

283

374

1 052

1 927

1 893

Прочие валютные активы

120 805

175 690

295 277

466 376

410 695

405 825

432 949

Обязательства

417 270

547 861

770 134

1 242 7

755 906

986 082

1 157 5

 Продолжение приложения В

Прямые инвестиции в Россию

122 295

180 228

265 873

215 756

378 837

493 354

Участие в капитале и реинвестированные доходы

111 269

167 706

244 349

464 164

183 357

331 695

428 589

Прочий капитал

11 026

12 522

21 524

26 888

32 398

47 142

64 765

Портфельные инвестиции

130 822

166 340

265 800

367 546

112 560

217 317

278 332

Участие в капитале, кроме паев инвестиционных фондов

89 178

118 072

207 133

307 179

83 051

176 865

230 835

Банки

1 927

5 032

13 870

35 800

8 602

22 415

30 433

Прочие секторы

87 251

113 040

193 263

271 379

74 449

154 451

200 403

Паи инвестиционных фондов

40

225

747

1 732

1 476

1 235

2 011

Прочие секторы

40

225

747

1 732

1 476

1 235

2 011

Долговые ценные бумаги

41 605

48 043

57 919

58 634

28 034

39 217

45 486

Долгосрочные

40 573

46 856

56 392

56 171

26 478

38 179

44 760

Органы денежно-кредитного регулирования

0

0

0

0

0

0

0

Органы государственного управления

33 877

33 644

32 575

28 635

16 157

25 710

30 532

Банки

798

638

1 773

3 599

2 002

3 063

3 581

Прочие секторы

5 898

12 574

22 043

23 937

8 318

9 406

10 647

Краткосрочные

1 032

1 188

1 528

2 463

1 556

1 038

726

Органы государственного управления

0

0

0

0

0

0

0

Банки

1 032

1 188

1 528

2 463

1 556

1 038

726

Финансовые производные

189

52

178

875

10 396

5 205

2 840

Банки

189

52

178

875

10 396

5 082

2 814

Опционы

0

1

1

66

2 830

1 781

790

Контракты форвардного типа

189

51

177

809

7 566

3 302

2 024

Прочие секторы

123

26

Опционы

0

0

Контракты форвардного типа

123

26

Прочие инвестиции

163 964

201 240

238 283

383 309

417 194

384 723

382 973

Торговые кредиты и авансы

0

0

0

0

0

2 102

2 156

Прочие секторы

0

0

0

0

0

2 102

2 156

Краткосрочные

0

0

0

0

0

2 102

2 156

Ссуды и займы

146 027

180 313

205 195

334 521

373 751

335 600

325 073

Органы денежно-кредитного регулирования

7 503

10 158

2 985

0

0

2 370

0

Долгосрочные - кредиты МВФ

3 562

0

0

0

0

0

0

Краткосрочные

3 941

10 158

2 985

0

0

2 370

0

Органы государственного управления

59 127

35 590

14 258

11 579

10 218

8 975

7 726

Долгосрочные

59 127

35 590

14 258

11 579

10 218

8 975

7 726

Банки

19 810

34 511

67 757

113 236

124 654

89 343

96 454

Долгосрочные

11 653

26 350

50 199

89 384

103 398

80 208

81 974

Краткосрочные

8 157

8 161

17 558

23 853

21 256

9 135

14 480

Прочие секторы

59 586

100 054

120 195

209 706

238 880

234 913

220 894

Долгосрочные

53 313

94 511

109 756

168 934

216 493

219 768

207 060

Краткосрочные

6 274

5 542

10 439

40 772

22 386

15 145

13 834

Наличная национальная валюта и депозиты

10 700

13 262

28 760

42 591

35 665

33 416

43 009

Наличная национальная валюта

499

572

919

1 863

2 718

3 324

3 265

Органы денежно-кредитного регулирования

499

572

919

1 863

2 718

3 324

3 265

Долгосрочные депозиты

1 578

2 519

15 741

15 805

14 652

17 330

Банки

1 578

2 519

9 041

15 741

15 805

14 652

17 330

Текущие счета и краткосрочные депозиты

8 623

10 172

18 800

24 987

17 142

15 440

22 414

Органы денежно-кредитного регулирования

242

223

23

48

44

40

30

Органы государственного управления

283

24

25

26

26

26

27

Банки

8 098

9 924

18 752

24 913

17 073

15 374

22 358

Просроченная задолженность

6 316

6 463

2 390

1 625

3 335

1 012

657

Органы государственного управления

6 312

6 458

2 382

1 621

1 518

324

322

Банки

4

5

7

4

2

9

7

Прочие секторы

0

0

0

0

1 815

680

329

Прочие обязательства

921

1 202

1 938

4 572

4 442

12 593

12 078

Органы денежно-кредитного регулирования

0

0

0

0

0

8 895

8 740

Долгосрочные

0

0

0

0

0

8 895

8 740

в т.ч. распределение специальных прав заимствования

0

0

0

0

0

8 895

8 740

Краткосрочные

0

0

0

0

0

0

0

Органы государственного управления

30

27

30

67

106

112

100

Долгосрочные

19

12

6

0

0

0

0

Краткосрочные

12

15

23

67

106

112

100

Банки

881

1 164

1 894

2 876

3 500

2 237

2 244

Долгосрочные

125

178

267

478

592

521

621

Краткосрочные

756

986

1 627

2 398

2 908

1 715

1 623

Прочие секторы

10

10

15

1 630

836

1 349

994

Краткосрочные

10

10

15

1 630

836

1 349

994

Чистая международная инвестиционная позиция

-10 635

-31 566

-38 793

-150600

254 788

103 430

15 684


Приложение В

Основные макроэкономические показатели Российской Федерации за 2005-2011 гг., %

 

2005г.

2006г.

2007г.

2008г.

2009г.

2010г.

 ВВП

6,4

8,2

8,5

5,2

-7,8

4,0

 Промышленное производство

5,1

6,3

6,8

0,6

-9,3

8,2

Инвестиции в основной капитал

10,9

16,7

22,7

9,9

-16,2

6,0

 Реальные доходы населения

12,4

13,5

12,1

2,3

2,1

4,2

 Инфляция

10,9

9,0

11,9

13,3

8,8

8,8

 Безработица

7,6

7,2

6,1

6,4

8,4

7,5

 Федеральный бюджет:







 Доходы

23,7

23,3

23,4

22,5

18,9

18,5

 Профицит

7,5

7,4

5,4

4,1

-5,9

-4,0

 Экспорт

31,9

30,7

27,3

28,3

24,8

27,1

 Импорт

16,4

16,6

17,2

17,5

15,7

16,8


Приложение Г

Индексы физического объема элементов использования ВВП за 2005-2011 гг., %

 

2005г.

2006г.

2007г.

2008г.

2009г.

2010г.

Валовой внутренний продукт

106,4

108,2

108,5

105,2

92,2

104,0

расходы на конечное потребление

109,1

109,5

111,2

108,6

96,5

102,5

домашних хозяйств

112,2

112,2

114,3

110,6

95,2

103,0

государственного управления

101,4

102,3

102,7

103,4

100,2

101,4

некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства

81,7

98,3

102,7

98,6

91,8

98,5

валовое накопление

109,5

117,7

122,0

110,5

59,0

128,4

валовое накопление основного капитала

110,6

118,0

121,0

110,6

85,6

106,1

изменение запасов материальных оборотных средств

экспорт

106,5

107,3

106,3

100,6

95,3

107,1

импорт (-)

116,6

121,3

126,2

114,8

69,6

125,6


Похожие работы на - Проблемы совершенствования структуры платежного баланса Российской Федерации

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!