Проблемы совершенствования структуры платежного баланса Российской Федерации
МИНИСТЕРСТВО
ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
НЕФТЕКАМСКИЙ
ФИЛИАЛ
ФЕДЕРАЛЬНОГО
ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
УЖРЕЖДЕНИЯ
ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«БАШКИРСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Дипломная
работа
на тему «Проблемы
совершенствования структуры платежного баланса Российской Федерации»
Выполнил:
Баянова Р.Д.
Содержание
Введение
. Теоретические основы исследования
платежного баланса
.1 Сущность платежного баланса и
основные его теории
1.2 Показатели и структура
платежного баланса
1.3 Основные методы регулирования
платежного баланса
. Оценка современного состояния и
перспективы формирования платежного баланса Российской Федерации
.1 Влияние внешней торговли товарами
и услугами на состояние счета текущих операций платежного баланса Российской
Федерации
.2 Воздействие глобального
финансового кризиса на счет операций с капиталом и финансовыми инструментами
.3 Анализ состояния государственного
внешнего долга Российской Федерации в условиях финансового кризиса
.4 Основные направления
совершенствования структуры платежного баланса
Заключение
Список использованных источников и
литературы
Приложения
Введение
Актуальность темы исследования. В условиях
глобализации национальных экономик существенно возрастает роль платежного
баланса и его регулирования в поддержании макроэкономической стабильности в
странах. Необходимость рассмотрения проблем платежного баланса и его
взаимосвязи с внутренней экономикой вызвана серьезными проблемами
воспроизводства в ряде стран. Общая черта национальных проблем, при всем их
разнообразии состоит в том, что в течение последних лет экономика большинства
стран мира находится в состоянии хронического неравновесия. С одной стороны,
наблюдается нарушение равновесия на внутренних рынках товаров и услуг, которое
выражается в более высоких темпах инфляции в экономике развивающихся стран. С
другой стороны, имеют место нарушения в конъюнктуре рынка капитала, находящие
отражение в норме предпринимательской прибыли. Следует отметить, что как в
отечественной, так и в зарубежной литературе проблема регулирования платежного
баланса исследована в недостаточной степени. Поэтому вопрос о регулировании
платежного баланса и влиянии его компонентов на равновесие внутренних рынков
требует более подробных рассмотрения и теоретической разработки.
Степень разработанности проблемы. В работах
зарубежных экономистов проблема платежного баланса анализировалась со многих
сторон. О. Бем-Баверк и Дж. Мид исследовали проблему равновесия платежного
баланса и анализа его компонентов. В работах А. Маршалла, М. Фридмена получили
развитие классическая теория равновесия торгового баланса и исследование
механизма его балансирования. Р. Манделл и Ф. Махлуп исследовали взаимосвязи
платежного баланса и внутренней экономики макроэкономического равновесия. В
отечественной науке концепция платежного баланса, методика его анализа
рассматривались в работах В.В. Мотылева, Д.В. Смыслова. В их работах
анализировались широкий спектр буржуазных неоклассических теорий платежных
отношений и проблема регулирования платежного баланса с позиций марксисткой
политэкономии, определялись подходы к установлению равновесного валютного
курса, исходя из теории паритета покупательной способности. Разработка
современной методологии регулирования платежных отношений наталкивается на ряд
препятствий, связанных с неразработанностью концепции с точки зрения платежного
баланса. Мало работ посвящено рассмотрению категории платежного баланса как
части процесса воспроизводства. Это не позволяет адекватно анализировать применение
методов регулирования платежного баланса и их влияние на воспроизводственный
процесс, определить равновесное сальдо платежного баланса.
Целью исследования является выявление основных
проблем, связанных с платежным балансом России и предложение направлений
совершенствования его структуры.
Для достижения поставленной цели решались
следующие задачи:
рассмотреть теоретические основы исследования
платежного баланса и представить его структуру;
определить основные методы регулирования
платежного баланса;
исследовать проблемы баланса счета текущих
операций и счета операций с капиталом и финансовыми инструментами, а также
определить результаты влияния перемещения иностранных инвестиций, оттока
капитала, привлечения внешних заимствований на состояние российского платежного
баланса;
выявить приоритетные направления развития
современного состояния платежного баланса России.
Объектом исследования выступает платежный баланс
Российской Федерации.
Предметом исследования выступает совокупность
экономических и финансовых отношений, связанных с формированием структуры
платежного баланса.
Методология и методы исследования.
Методологической и теоретической основой исследования послужили труды
отечественных и зарубежных ученых, внесших существенный вклад в научную разработку
проблем исследования платежного баланса страны. В основу исследования положены
современные методы научного познания, включая исторический, сравнительный,
функциональный и графический анализ, а также системный подход.
Информационной базой исследования послужили
материалы Центрального Банка Российской Федерации, Министерства экономического
развития Российской Федерации, статистическая информация, опубликованная в
статистических ежегодниках, научной литературе и периодической печати.
Исследование выполнено на базе массивов статистической информации,
характеризующих развитие макроэкономической системы России.
Практическая значимость результатов.
Сформулированные выводы и предложения по совершенствованию состояния платежного
баланса Российской Федерации, улучшению его структуры и сальдовых значений,
увеличению валютных поступлений, снижению нерациональных расходов по
внешнеэкономическим операциям могут быть использованы при выработке
внешнеторговой стратегии России на среднесрочную перспективу в рамках формирования
комплекса мер по созданию условий интеграции России в мировую экономику.
Полученные результаты анализа платежного баланса России и предложенная
концепция его регулирования могут применяться в работе министерств и ведомств,
участвующих в разработке платежного баланса страны, в первую очередь
Центральным банком Российской Федерации и Министерства экономического развития
Российской Федерации.
Структура и объем работы. Структура работы
включает в себя введение, две главы, заключение, список использованных
источников и литературы (12 источников) и 6 приложений. Работа содержит 3
таблицы и 24 рисунков.
1. Теоретические основы исследования платежного
баланса
.1 Сущность платежного баланса и основные его
теории
Платежный баланс страны - это сумма всех трансакций,
которые имеют место между резидентами страны и резидентами всех остальных
стран. Эти трансакции включают товарный экспорт и импорт, расходы туристов,
проценты и дивиденды, полученные или выплаченные за рубежом, покупку и продажу
финансовых или реальных зарубежных активов. Платежный баланс характеризует
соотношение между валютными поступлениями в страну и ее платежами за границей.
При положительном сальдо платежный баланс будет активным, а при отрицательном
сальдо - пассивным.
Каждая страна стремится к равновесному
платежному балансу. Между тем платежные балансы стран мира постоянно находятся
в состоянии неравновесия, поскольку сальдо по текущим операциям и сальдо
итогового баланса не равны нулю и их балансирование осуществляется посредством
движения капиталов, государственными балансирующими операциями и изменениями в
резервах. Если прежде неравновесное состояние платежного баланса наблюдалось
сравнительно редко, то в настоящее время оно стало чуть ли не постоянным
явлением и проявляется все острее. Такое положение объясняется существенными
изменениями в мировой экономике.
Механизм регулирования платежного баланса
осуществляется на основе соответствующих теорий платежного баланса, которые
имеют богатую историю, сменяя друг друга, обогащая практику различными
концепциями.
Теория автоматического равновесия платежного
баланса, выдвинутая английским экономистом, историком и философом Дэйвидом Юмом
(1711-1776). Эта теория преобладала в XIX и в начале XX века, когда существовал
золотой стандарт, но лишилась своего влияния вместе с ликвидацией золотого
стандарта. Между тем в последние десятилетия эта теория стала возрождаться.
Основной крен делается на плавающий обменный курс национальной валюты, который
уменьшается в условиях понижения платежного баланса и, наоборот, увеличивается
при его повышении, в результате чего совершаются автоматические модификации в
ряде текущих операций и частично в движении капиталов.
Неоклассический эластиционный подход был
выдвинут Дж. Робинсон, А. Лернером, Л. Мецлером. Этот подход исходит из того,
что центральным пунктом платежного баланса выступает внешняя торговля, что
сальдо торгового баланса рассчитывается отношением уровня цен на экспортируемые
товары к уровню цен на ввозимые товары, помноженное на валютный курс. Следовательно,
наиболее эффективным средством достижения равновесного состояния платежного
баланса, согласно этой концепции, выступает модификация валютного курса.
Известно, что девальвация национальной валюты вызывает понижение экспортных цен
в иностранной валюте, а ревальвация, наоборот, ведет к удорожанию для
зарубежных потребителей покупки товаров данной страны и делает дешевле для
своих резидентов импорт зарубежных товаров.
Абсорбционный подход к анализу платежного
баланса разработан на идеях Дж. Мида и Я. Тинбергена и основан на кейнсианской
теории. Эта концепция увязывает платежный баланс, в первую очередь торговый
баланс, с совокупным внутренним потребительским и инвестиционным спросом.
Абсорбционный подход исходит из того, что улучшение состояния платежного баланса
ведет к росту дохода страны, то есть и потребления и инвестиций. Отсюда
сторонники этой концепции заключают, что необходимо поощрять экспорт,
сдерживать импорт посредством роста конкурентоспособности национальных товаров
и услуг.
Монетаристская концепция платежного баланса
основана на работах ряда экономистов, и прежде всего X. Джонсона и Дж. Поллака.
В этой концепции на первое место выдвигаются денежные факторы, в частности
сальдо итогового платежного баланса и то, каким образом оно влияет на денежное
обращение в стране. Сторонники этого подхода исходят из того, что неравновесное
состояние денежного рынка обусловливает неравновесное состояние платежного
баланса. Основные рекомендации монетаристов состояли в том, чтобы государство
не вмешивалось ни в денежное обращение, ни в международные расчеты страны. Для
того чтобы элиминировать дефицит платежного баланса, согласно их утверждению,
необходимо осуществлять жесткий контроль над денежной массой. Что же касается
дефицита платежного баланса, то, по их мнению, он содействует экономике страны
освобождаться от лишних денег, обращающихся в экономике.
.2 Показатели и структура платежного баланса
Платежный баланс составляется с целью учета
результатов внешнеэкономической деятельности страны.
Внешнеторговые сделки, показывающие поступление
валюты в страну, отражаются в платежном балансе со знаком «плюс». Платежи и
расходы за рубежом заносятся в баланс со знаком «минус».
Между направлением изменений в ресурсах
(активах) страны и его отражением в платежном балансе наблюдается определенное
противоречие: увеличение активов обозначается знаком «минус», тогда как
уменьшение активов - знаком «плюс». Но это объясняется тем, что в платежном
балансе фиксируются не сами внешнеэкономические операции в своей натуральной субстанции,
а их денежный результат - фактический или предполагаемый.
Увеличение активов обязательно требует денежных
затрат, денежных расходов, - отсюда знак «минус» в платежном балансе.
Уменьшение активов должно сопровождаться поступлением денег - отсюда знак
«плюс».
Уменьшение (пассивов) обязательств может быть
достигнуто только расходованием денежных средств («минус»), тогда как
увеличение обязательств обычно сопровождается притоком денег («плюс»).
Например, экспорт товаров всегда будет
отражаться в доходной части платежного баланса, поскольку в этом случае имеет
место уменьшение товарных активов страны, которое как результат продажи должно
сопровождаться поступлением денег. Наоборот, импорт товаров всегда фиксируется
расходной части платежного баланса, ибо при этом происходит увеличение товарных
ресурсов (активов) страны, а это требует затраты определенной суммы денег.
Приток валюты из-за рубежа имеет место в
результате следующих поступлений:
выручки от экспорта товаров и услуг;
доходов от действующих за границей предприятий;
процентов и дивидендов от международных ценных
бумаг, принадлежащих юридическим лицам данной страны;
односторонних переводов, или трансфертов
(переводы пенсий гражданам, приехавшим из-за рубежа, денежные переводы
родственникам, иностранная помощь);
займов, предоставленных иностранными
государствами и фирмами;
денежных средств от продажи иностранцам
предприятий, зданий, земли и другой недвижимости;
выручки от реализации ценных бумаг за рубежом.
Отток валюты из страны происходит при импорте
товаров и услуг, денежных переводах за рубеж, кредитах иностранным государствам
и фирмам покупке иностранных ценных бумаг.
Важная особенность платежного баланса состоит в
том, что в нем учитываются не любые валютные операции, а лишь те, что
совершаются между субъектами валютных отношений разных стран - резидентами
(лицами и учреждениями данной страны) и нерезидентами (лицами и учреждениями
зарубежных государств).
Дебет
|
Кредит
|
1.
Счет текущих операций
|
1.1
Товары и услуги
|
Экспорт
товаров
|
Импорт
товаров
|
Экспорт
услуг
|
Импорт
услуг
|
1.2
Доходы от инвестиций и оплата труда
|
Оплата
труда
|
Доходы
от инвестиций
|
1.3
Текущие трансферты
|
Сальдо
баланса по текущим операциям
|
2.
Счет операций с капиталом и финансовыми инструментами
|
2.1
Счет операций с капиталом
|
Капитальные
трансферты
|
Приобретение/продажа
непроизведенных нефинансовых активов
|
2.2
Финансовый счет
|
Прямые
инвестиции
|
Портфельные
инвестиции
|
Финансовые
производные
|
Прочие
инвестиции
|
Резервные
активы
|
3.
Чистые ошибки и пропуски
|
Общее
сальдо
|
|
|
|
|
|
|
Рисунок 1 − Схема платежного баланса
Российской Федерации
Структура платежного баланса состоит из 2
разделов:
- счет текущих операций. В нем
фиксируются экспорт
<#"879758.files/image001.gif">
Рисунок 2 − Динамика доли российского
экспорта и импорта в ВВП за 2005-2010 гг., %
На основе статистики платежного баланса России
за 2005-2011 гг., мы выделим то что, до 2008 г. за счет улучшений ценовой
ситуации на мировых товарных рынках значительно увеличилось положительное
сальдо торгового баланса, отток капитала сменился притоком (в 2005-2007 гг.). С
2008 г. потоки торгового баланса вернулись на уровень 2005 г., возобновился и
усилился отток капитала из страны (рисунок 3).
Рисунок 3 - Соотношение основных компонентов
счета текущих операций платежного баланса Российской Федерации за 2005-2010
гг., млрд. долл. США
В целом мировой финансово-экономический кризис
оказал существенное сдерживающее влияние на экономическое развитие России, в
частности, внешнеторговую сферу (рисунок 4). Так, в 2009 г. внешнеторговый
оборот достиг лишь 400,4 млрд. долларов США против 471,6 млрд. долларов США в
2008 г.
Рисунок 4 - Динамика основных показателей
внешней торговли России за 2005-2011 гг., млрд. долл. США
Вместе с тем при среднегодовых темпах роста ВВП,
составивших за 2005-2010 гг. 104 %, среднегодовые темпы роста экспорта и
импорта в стоимостном выражении составили соответственно 103,9 и 112,3 %. Таким
образом, рост внешней торговли России в рассматриваемом периоде происходил
более быстрыми темпами, чем рост ВВП (рисунок 5).
Рисунок 5 - Сравнительная динамика темпов роста ВВП
и стоимостных объемов экспорта и импорта за 2005-2010 гг., %
Объем ВВП России в период 2005-2007 гг.
увеличился на 2,1%, что определялся повышением мировых цен на экспортируемую
продукцию, прежде всего нефть и нефтепродукты. Сальдо текущих операций в период
2005-2007 гг. сократилось на 6,9 млрд. долларов США, так как от повышения цен
на нефть стало трудно обеспечить значительный прирост экономики.
В условиях более высоких, чем в 2009 г., мировых
цен на энергоносители увеличивались доходы бюджета. Реализация мер
государственной политики, направленных на поддержание внутреннего спроса,
способствовала росту расходов на конечное потребление органов государственного
управления. Дефицит федерального бюджета 2010 г. заметно снизился по сравнению
2009 г. и составил 4,0 % ВВП, причем до 2008 г. бюджет оставался профицитным.
Медленное восстановление экономики России после
кризиса во многом обусловлено высокой инфляцией. В 2009 г. отмечалось
существенное снижение инфляции до 8,8 %, в 2010 г. - в условиях постепенного
выхода из кризиса и роста ВВП составило 8,8 %. Базой для сохранения
значительной инфляции в эти годы стало повышение ее темпа и накопление
инфляционного потенциала в докризисный период .
Факторный анализ внешней торговли страны
показал, что увеличение стоимостных объемов внешнеторгового оборота было
обусловлено в первую очередь значительным ростом цен по основным товарным
позициям российского экспорта и большим увеличением физических объемов импорта.
Товарная структура отечественного экспорта под
влиянием благоприятной конъюнктуры на рынках энергоносителей и ряда других
вывозимых Россией сырьевых товаров и полуфабрикатов в последние годы приобрела
еще более ярко выраженный топливно-сырьевой характер. Так, доля
топливно-энергетических продуктов в общем объеме экспорта выросла с 64,8% в
2005 г. до 67,4% в 2009 г., достигнув максимального значения в 2008 г. - 69,8%
(таблица 1).
Чрезвычайно высокая концентрация экспортных
поставок на узкой группе топливно-сырьевых товаров и материалов делает
экономику страны очень чувствительной к колебаниям мировой конъюнктуры и
ограничивает возможности эффективного участия в международном разделении труда.
Растущая зависимость экономики России от мировых цен на энергоносители (прежде
всего на нефть) становится все большей угрозой для социально-экономической
стабильности в стране.
В то же время как экспорт сырья занимает львиную
долю в общем объеме российского экспорта, экспорт продукции обрабатывающей
промышленности (прежде всего машин, оборудования и транспортных средств) остается
крайне незначительным, причем наблюдается тенденция снижения его удельного
веса.
Таблица 1 - Товарная структура внешней торговли
России за 2005-2009 гг., %
Показатель
|
2005
г.
|
2006
г.
|
2007
г.
|
2008
г.
|
2009
г.
|
Экспорт
|
Продовольственные
товары и сельскохозяйственное сырье
|
1,9
|
1,8
|
2,6
|
2
|
3,3
|
Минеральные
продукты
|
64,8
|
65,9
|
64,9
|
69,8
|
67,4
|
Продукция
химической промышленности, каучук
|
6
|
5,6
|
5,9
|
6,4
|
6,2
|
Кожевенное
сырье, пушнина и изделия из них
|
0,1
|
0,1
|
0,1
|
0,1
|
0,1
|
Продукция
лесной и целлюлозно-бумажной промышленности
|
3,4
|
3,2
|
3,5
|
2,5
|
2,8
|
Текстиль,
текстильные изделия и обувь
|
0,4
|
0,3
|
0,3
|
0,2
|
0,2
|
Металлы,
драгоценные камни и изделия из них
|
16,8
|
16,3
|
15,9
|
13,2
|
12,9
|
Машины,
оборудование и транспортные средства
|
5,6
|
5,8
|
5,6
|
4,9
|
5,9
|
Прочие
|
1
|
1
|
1,2
|
0,9
|
1,2
|
Импорт
|
Продовольственные
товары и сельскохозяйственное сырье
|
17,7
|
15,7
|
13,8
|
13,2
|
18
|
Минеральные
продукты
|
3,1
|
2,4
|
2,3
|
3,1
|
2,4
|
Продукция
химической промышленности, каучук
|
16,5
|
15,8
|
13,8
|
13,2
|
16,7
|
Кожевенное
сырье, пушнина и изделия из них
|
0,3
|
0,3
|
0,4
|
0,4
|
0,5
|
Продукция
лесной и целлюлозно-бумажной промышленности
|
3,3
|
2,9
|
2,7
|
2,4
|
3
|
Текстиль,
текстильные изделия и обувь
|
3,7
|
4
|
4,3
|
4,4
|
5,7
|
Металлы,
драгоценные камни и изделия из них
|
7,7
|
7,7
|
8,2
|
7,2
|
6,7
|
Машины,
оборудование и транспортные средства
|
44
|
47,7
|
50,9
|
52,7
|
43,4
|
Прочие
|
3,7
|
3,5
|
3,6
|
3,4
|
3,6
|
|
|
|
|
|
|
|
Товарная структура российского импорта и
экспорта далека от оптимальной. В импорте преобладают товары с высокой степенью
обработки- машины, оборудование и транспортные средства, продовольственные
товары и другие готовые изделия. На первое место по ввозу за весь
рассматриваемый период находилась товарная группа «Машины, оборудование и
транспортные средства», доля которой имела тенденцию до 2009 г. к увеличению (в
2008 г. составило 52,7%, а по итогам 2009 г. - 43,4%). Мировой финансово-
экономический кризис привел к снижению внутреннего спроса на импортные машины и
оборудование (таблица 1).
Другой негативной особенностью российского
импорта является чрезмерно высокий уровень зависимости по продовольственным
товарам, что представляет явную угрозу экономической безопасности страны.
Товарная группа «Продовольственные товары и сельскохозяйственные сырье (кроме
текстильного)» устойчиво занимала второе и третье место в импорте на протяжении
рассматриваемого периода. И если в 1980-е годы в СССР главной статьей ввоза в
составе этой группы было зерно, то теперь основное место в импорте заняли
готовые продовольственные товары, в том числе алкогольные и безалкогольные
напитки, кондитерские изделия и прочее. Несмотря на то, что в последние годы
доля продовольствия и сельскохозяйственного сырья в общем объеме импорта России
имеет тенденцию к снижению, эта товарная группа по- прежнему занимает
значительное место в импорте (в 2008 г. - 13,2%, по итогам 2009 г. - 18%), что
говорит о наличии серьезных проблем в развитии отечественного агропромышленного
комплекса и низкой конкурентоспособности многих видов отечественной продукции
этой группы на внутреннем рынке.
По тем же причинам (недостаточное развитие
отечественного производства и низкая конкурентоспособность продукции) высок
удельный вес товарной группы «Продукция химической промышленности, каучук» в
российском импорте (в 2008 г. - 13,2%, по итогам 2009 г. - 16,6%). Ввозимая в
страну продукция этой группы также ориентирована на удовлетворение в первую
очередь текущего потребительского спроса и включает преимущественно товары
бытовой химии, парфюмерно-косметические, фармацевтические изделия. Эти товары
большей частью в советское время не ввозились вообще, они же составили сильную
конкуренцию соответствующим российским предприятиям.
В географическом плане внешняя торговля России
остается ориентированной в первую очередь на страны дальнего зарубежья (таблица
2).
Таблица 2 - Региональная структура внешней
торговли России за 2005- 2009 гг., %
Регион
|
2005
г.
|
2006
г.
|
2007
г.
|
2008
г.
|
2009
г.
|
Оборот
|
ЕС
|
52,1
|
54,3
|
51,4
|
52
|
50,3
|
АТЭС
|
16,2
|
17,1
|
19,2
|
20,4
|
20,7
|
СНГ
|
15,2
|
14,7
|
14,9
|
14,5
|
14,6
|
ЕврАзЭС
|
7,8
|
8,3
|
8,7
|
8,2
|
8,7
|
Экспорт
|
ЕС
|
55,2
|
58,7
|
55,8
|
56,7
|
53,3
|
АТЭС
|
12,4
|
11,8
|
12
|
12,9
|
15,1
|
СНГ
|
13,5
|
14
|
14,9
|
14,9
|
15
|
ЕврАзЭС
|
7,2
|
8
|
9,2
|
8,8
|
9,6
|
Импорт
|
ЕС
|
44,2
|
44,7
|
43,7
|
43,7
|
45
|
АТЭС
|
25,6
|
28,5
|
31,8
|
33,3
|
31
|
СНГ
|
19,2
|
16,2
|
14,9
|
13,7
|
13
|
ЕврАзЭС
|
9,3
|
8,9
|
7,7
|
7,1
|
7,1
|
В региональной структуре внешней торговли России
особое место как крупнейший экономический партнер занимает Европейский Союз, на
долю которого в рассматриваемом периоде приходилась наибольшая часть
внешнеторгового оборота страны (в 2009 г. - 50,3%).
Приоритетным направлением во внешнеэкономической
политике России, оказывающим существенное влияние на развитие российской
экономики, является экономическое сотрудничество со странами СНГ, задачами
которого являются развитие интеграционных процессов, восстановление утраченных
кооперационных связей, увеличение доли несырьевого экспорта России. В рассматриваемом
периоде торгово-экономические отношения России с государствами Содружества
развивались, достаточно неравномерно. Самая высокая доля стран СНГ в общем
объеме внешнеторгового оборота России была отмечена в 2005 и 2007 гг. (15,2 и
14,9% соответственно), самая низкая - в 2008 г. (14,5%).
Устойчивые позиции в российском товарообороте
занимают страны Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС).
На протяжении 2005-2009 гг. существенно возросла доля стран АТЭС в структуре
российского импорта (с 25,6% в 2005 г. до 33,3% в 2009 г.).
При равных темпах падения, как экспорта, так и
импорта с 2008 г. произошло сокращение дефицита баланса услуг на 63,4
млрд.долларов США до 63,6 млрд.долларов США (рисунок 6).
Рисунок 6 - Внешняя торговля Российской
Федерации услугами за 2005-2010 гг., млрд.долл. США
С 2008 г. экспорт услуг уменьшился на 26,9 млрд.
долларов США. Снижение наблюдалось по всем основным видам услуг. Динамика
показателя обусловлена, прежде всего, снижением экспорта транспортных услуг
(рисунок 10). Доля транспортных услуг в общем экспорте в 2011 г. составило 47
%. Экспорт деловых, профессиональных и технических услуг составил 2,9 млрд.
долларов США. Объем предоставленных услуг по статье «поездки» продолжал
снижаться. Удельный вес данной категории в общем объеме предоставленных услуг
составил 17 %. Доля строительных услуг в динамике составила лишь 8%, что в два
раз уменьшилась, чем в 2010 г. (рисунок 7).
Рисунок 7 - Динамика экспорта основных видов
услуг за 2005-2011 гг., млрд. долл. США
Рисунок 8 - Структура экспорта услуг в 2011 г.,
%
Импорт услуг в 2011 г. сократился по сравнению с
2008 г. на 36,2 млрд. долларов США (рисунок 8). Доминирующее положение в
импорте сохранили услуги, оказываемые гражданам России во время их пребывания
на территории иностранных государств, отражаемые в платежном балансе по статье
«Поездки». Расходы по этой статье составили 56 % совокупного импорта, вследствие
увеличения количества выезжавших за рубеж российских граждан при одновременном
сокращении числа нерезидентов, прибывающих для временного трудоустройства в
России (рисунок 9).
Рисунок 9 -Динамика импорта основных видов услуг
за 2005-2011 гг., млрд. долл. США
Рисунок 10 - Структура импорта услуг в 2011 г.,
%
Отрицательное сальдо платежей в 2008 г.,
связанных с оплатой труда, возросло с 1,1 млрд. долларов США в 2005 г. до 14,4
млрд. долларов США, который до 2011 г. сопровождается уменьшением на 10,1 млрд.
долларов США. Оплата труда временно работающих в России нерезидентов при
одновременном снижении их численности и росте долларового эквивалента средней
заработной платы составила 3,7 млрд. долларов США в 2008 г., который также
сопровождается уменьшением до 2011 г. на 1,8 млрд. долларов США (рисунок 11).
Рисунок 11 - Динамика оплаты труда за 2005-2011
гг., млрд. долл. США
Дефицит баланса доходов от инвестиций возрос в
период 2005-2008 гг. с 17,8 до 34,8 млрд. долларов США, главным образом
вследствие увеличения реинвестирования доходов от прямых инвестиций в Россию,
который до 2011 года сократился на 9 млрд. долларов США. Объем доходов,
начисленных к выплате, увеличился с 33,5 до 92,8 млрд. долларов США, к
получению - на 15,7 до 57,9 млрд. долларов США (рисунок 12).
Отрицательное сальдо инвестиционных доходов
органов государственного управления в период 2007-2011 гг. сократилось с 1,1 до
0,2 млрд. долларов США (рисунок 15). Полученные доходы органов
денежно-кредитного регулирования вследствие снижения доходности резервных
активов Банка России сократились с 17,2 до 2,1 млрд. долларов США. Дефицит
баланса инвестиционных доходов частного сектора в 2008 г. превысил 52,2 млрд.
долларов США, следовательно сократился в 2011 г. до 27,8 млрд. долларов США.
Отрицательное сальдо доходов нефинансовых корпораций сократилось с 34,4 до 26,4
млрд. долларов США. Банковский сектор уменьшил дефицит баланса вдвое - до 1,4
млрд. долларов США (рисунок 16, рисунок 12).
Рисунок 12 - Динамика доходов от инвестиций за
2005-2011 гг., млрд. долл. США
Рисунок 13 − Динамика доходов от
инвестиций различных секторов за 2007-2011 гг., млрд.долл. США
Рисунок 14 − Динамика доходов от
инвестиций частного сектора за 2007-2011 гг., млрд.долл.США
Рисунок 15 - Динамика текущих трансфертов за
2005-2011 гг., млрд. долл. США
Баланс текущих трансфертов сложился с
отрицательным сальдо в 2011 г. в 3,6 млрд. долларов США. Поступления в размере
9,9 млрд. долларов США более чем на половину были сформированы налоговыми
отчислениями нерезидентов из дальнего зарубежья. В выплатах на сумму 13,6 млрд.
долларов США преобладали денежные переводы физических лиц за рубеж. Наиболее
крупные переводы осуществлены в Узбекистан, на Украину и в Таджикистан.
.2 Воздействие глобального финансового кризиса
на счет операций с капиталом и финансовыми инструментами
В докризисный период сокращение сальдо чистого
экспорта товаров и услуг благодаря росту импорта и снижению экспорта, улучшение
баланса услуг и инвестиционных доходов, а также сокращению оттока капитала
позволило нарастить спрос внутри российской экономики за счет роста конечного
потребления домашних хозяйств (на 2,1% ВВП) и роста инвестиций в основной
капитал (на 10,4% ВВП) (таблица 3).
Таблица 3 − Индексы объема элементов
использования валового внутреннего продукта за 2005-2010 гг., %
Показатели
|
2005
г.
|
2006
г.
|
2007
г.
|
2009
г.
|
2010
г.
|
ВВП
|
106,4
|
108,2
|
108,5
|
105,2
|
92,2
|
104,0
|
Расходы
на конечное потребление:
|
109,1
|
109,5
|
111,2
|
108,6
|
96,5
|
102,5
|
-домашних
хозяйств
|
112,2
|
112,2
|
114,3
|
110,6
|
95,2
|
103,0
|
-государственного
управления
|
101,4
|
102,3
|
102,7
|
103,4
|
100,2
|
101,4
|
-некоммерческих
организаций
|
81,7
|
98,3
|
102,7
|
98,6
|
91,8
|
98,5
|
Валовое
накопление:
|
109,5
|
117,7
|
122,0
|
110,5
|
59,0
|
128,4
|
-основного
капитала
|
110,6
|
118,0
|
121,0
|
110,6
|
85,6
|
106,1
|
Экспорт
|
106,5
|
107,3
|
106,3
|
100,6
|
95,3
|
107,1
|
Импорт
|
116,6
|
121,3
|
126,2
|
114,8
|
69,6
|
125,6
|
В посткризисный период спрос внутри экономики
расширялся преимущественно за счет государственных денег, третья часть из
которых потреблялась импортом и огромным оттоком капитала.
Совместные действия государственного и частного
секторов позволили в 2005-2008 гг. привлечь значительные финансовые ресурсы как
за счет размещения корпоративных обязательств и покупки государством
иностранных
обязательств на мировом фондовом рынке, так и за
счет разнообразных кредитных и долговых инструментов. В итоге объем внешнего
долга частного сектора перед кризисом был сопоставим с золотовалютными
резервами страны, что послужило серьезной опорой для российской экономики в
период кризиса и позволило государству рефинансировать в посткризисный период
часть долга частного сектора перед нерезидентами (рисунок 16).
Рисунок 16 - Соотношение основных компонентов
счета операций с капиталом и финансовыми инструментами платежного баланса
Российской Федерации за 2005-2011 гг., млрд. долл. США
Перед мировым финансовым кризисом качественно
изменилось содержание чистой международной инвестиционной позиции страны не
только благодаря росту зарубежных активов и обязательств, в связи с увеличением
активности российских резидентов на мировом финансовом рынке, но и благодаря
расширению перечня инструментов, используемых резидентами в обороте (прямые,
портфельные и прочие инвестиции, резервные активы) (рисунок 17). Так, прямые
инвестиции в Россию увеличились в период 2005-2008 г. на 62,1 млрд. долларов
США, которые сопровождались уменьшением притока капитала до 2011 г. на 51,6
млрд.долларов США. Тем не менее инвестиции за границу в период 2005-2008 гг.
возросли на 43,4 млрд. долларов США, которые также были снижены до 2011 г. на
22,2 млрд.долларов США (рисунок 17, рисунок 18).
Рисунок 17 - Показатели международной
инвестиционной позиции Российской Федерации за 2005-2011 гг. (активы), млрд.
долл. США
Рисунок 18 - Показатели международной
инвестиционной позиции Российской Федерации за 2005-2011 гг. (обязательства),
млрд. долл. США
Несмотря на то, что в 2005-2008 гг. чистая
международная инвестиционная позиция имела отрицательное сальдо, достигнув в
начале 2008 г. рекордного значения 150,6 млрд. долларов США, сформированное
преимущественно значительными частыми заимствованиями. Приток иностранного
капитала в страну свидетельствовал, с одной стороны, о росте доверия со стороны
международных финансовых структур к российской экономике, а с другой стороны −
о накоплении и росте внешнего долга страны перед нерезидентами (рисунок 19).
В 2005-2007 гг. наблюдался значительный рост
резервных активов (в 2005 г. - 61,6 млрд. долларов США и по итогам 2007 г. -
148,9 млрд. долларов США) за счет благоприятной конъюнктуры на мировых
товарно-сырьевых рынках в условиях значительных выплат по внешнему долгу и
усиленного вывоза капитала (в форме зарубежных активов) частным сектором
российской экономики (рисунок 20).
Рисунок 19 − Международная инвестиционная
позиция Российской Федерации по секторам за 2005-2011 гг., млрд. долл. США
Рисунок 20 − Международная инвестиционная
доходность по секторам Российской Федерации за 2007-2011 гг., млрд. долл. США
В 2009 г. чистая международная инвестиционная
позиция страны, впервые с 2005 г., стала положительной (254,8 млрд. долларов
США) благодаря значительному сокращению (с 90,8 млрд. долл. США в 2008 г. до
59,5 млрд. долл. США в 2009 г.) обязательств частного сектора экономики при
несущественном сокращении (с 2,03 млрд.долл. США до 1,8 млрд. долл. США в 2009
г.) обязательств государственного сектора (рисунок 20).
Анализ запасов и их доходности по секторам
российской экономики свидетельствует о неэффективности государственных и
частных вложений на протяжении всего рассматриваемого периода.
В частном секторе нарастание отрицательной
чистой международной инвестиционной позиций страны наравне с низкой доходностью
от вложенных средств свидетельствует о том, что в большинстве случаев
отечественный частный капитал, уходя из страны, замещается более затратными
иностранными инвестициями. Государственный сектор экономики, имевший в
2007-2011 гг. позитивную чистую инвестиционную позицию, так же, как и частный
сектор, с отрицательной эффективностью осуществлял государственные инвестиции,
то есть доходность государственных обязательств была выше доходности
государственных активов.
.3 Анализ состояния государственного внешнего
долга Российской Федерации в условиях финансового кризиса
Согласно денежно-кредитной статистике в
результате воздействия мирового финансово-экономического кризиса в конце 2008
г. в российской экономике сложилась ситуация превышения внутренней кредитной
экспансии над снижающимся объемом денежной массы. Эта ситуация в условиях
кризиса выглядела довольно сомнительной из-за общего снижения стоимости
активов, падения цен на товарно-сырьевых рынках и рекордного оттока капитала из
страны.
Рисунок 21 - Внешний долг Российской Федерации
за 2005-2011 гг., млрд. долл. США
Анализируя состояние государственного долга,
отметим что, внешний долг органов государственного управления в период
2005-2008 гг. снижался, однако до 2011 г. увеличился на 7,07 млрд. долларов
США, что обусловлено осуществлением государственных внешних заимствований
Российской Федерации на внешних финансовых рынках. Внешний долг органов
денежно-кредитного регулирования в 2011 г. увеличился до 12,8 млрд. долларов
США. Наметилась тенденция сокращения внешней задолженности банков, которая за
2009 г. резко сократилась на 39,1 млрд. долларов США. Внешний долг
нефинансового сектора экономики (прочие сектора) в период 2005-2011 г.
сохранила тенденцию роста, за счет увеличения долговых обязательств перед
прямыми инвесторами и предприятиями прямого инвестирования, а также долговых
ценных бумаг и кредитов (рисунок 21).
Таким образом, рост консолидированного внешнего
долга не только повышает зависимость экономики от внешней конъюнктуры и
способствует усилению уязвимости экономического и финансового положения страны,
отрицательно сказывается на макроэкономических показателях страны, но и
сдерживает развитие экономики, в результате отвлечения финансовых средств на
погашение и обслуживание внешней задолженности.
2.4 Основные направления совершенствования
структуры платежного баланса Российской Федерации
Итоги посткризисного периода свидетельствуют о
формировании тенденции к росту российской экономики, который сопровождается
увеличением валового ВВП на 11,2 млрд. долларов США, объема инвестиций в
основные фонды - 6,3 млрд. долларов США.
В предстоящие годы в целях содействия экспорту
необходимо реализовать следующие мероприятия:
− обеспечить эффективное функционирование
системы государственного страхования и гарантирования экспортных кредитов;
− обеспечить поддержку участия российских
организаций в сооружении промышленных объектов за рубежом и расширения поставок
комплектного оборудования, в том числе на основе межправительственных
соглашений с предоставлением кредитов;
− улучшить транспортное обслуживание
внешней торговли, особенно экспортных операций, путем установления
благоприятных тарифов по регулируемым государством транспортным перевозкам,
расширения строительства экспортных транспортных магистралей, портов и портовых
сооружений;
− осуществлять меры государственной
поддержки отечественных перевозчиков с целью увеличения их доли при
транспортировке внешнеторговых грузов;
− обеспечить более широкое привлечение к
работе межправительственных комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству
представителей регионов, отраслевых союзов и ассоциаций производителей и
экспортеров, банков, предприятий и коммерческих структур, активно
сотрудничающих со страной- партнером;
− активно содействовать продвижению
российских товаров, услуг и капитала за рубежом, поддерживать участие
российского бизнеса в перспективных международных проектах.
Таким образом, важнейшим направлением
деятельности государства в области стимулирования экспорта является создание
более благоприятных условий для доступа российских товаров на внешние рынки.
Для обеспечения дальнейшего поступательного
развития внешнеэкономических отношений с другими странами необходимо
реализовать следующие мероприятия торгово-политического характера:
− активизировать торгово-экономические
связи с традиционными партнерами России, такими как Китай, Индия, Республика
Корея, Япония путем расширения регионального и приграничного сотрудничества,
совместной реализации инвестиционных проектов, создания с фирмами и компаниями
этих стран совместных предприятий по производству необходимой России продукции,
в том числе в счет погашения задолженности;
− расширять сотрудничество с динамично
развивающимися странами Юго-Восточной Азии, предъявляющими растущий спрос на
многие виды отечественной продукции и предлагающими широкий ассортимент
качественных, но сравнительно недорогих товаров, представляющих потенциальный
интерес для российского внутреннего рынка.
Важными внешнеторговыми партнерами России
останутся страны Ближнего и Среднего Востока, являющиеся перспективными рынками
сбыта для российской машинно-технической продукции, включая военную технику и
вооружения. Платежеспособные государства этого региона, такие как, Турция,
Израиль, Иран, нефтедобывающие страны Персидского залива привлекательны как
потенциальные источники инвестиций для подъема реального сектора экономики
России.
Довольно продолжительное время основным
источником денежных поступлений является экспорт нефти и газа. Хотя доходы по
этой статье значительны, но России необходимо перенимать иностранный опыт и
внедрять в производство новые технологические решения, что позволит
отечественным товарам резко повысить конкурентоспособность на мировом рынке. Об
этом говорит то, что в экспорте России доля товаров, созданных с использованием
высоких технологий чрезвычайно мала.
Важно решить следующие задачи для
совершенствования показателей платежного баланса Российской Федерации:
− необходимо создать современную
материально-техническую базу национальной экономики. Средний срок службы
оборудования должен составить 8 - 10 лет. Требуются масштабная модернизация и
обновление основных фондов, в первую очередь машин и оборудования, постепенный
перевод всех отраслей на новейшие технологии.
− нужно изменить структуру экономики, в
которой должно преобладать производство готовой продукции с высокой добавленной
стоимостью. Надо резко повысить долю высокотехнологичных, наукоемких и
инновационных отраслей - примерно с 10% в настоящее время до 25 - 30%. Это
избавит нашу страну от чрезмерной зависимости от топливного и сырьевого
секторов экономики.
− в экономике должен доминировать
высокоразвитый частный сектор, обеспечивающий производство не менее 70% ВВП. В
настоящее время преобладает государственная собственность - около 40% ВВП
составляет государственный бюджет и еще 25 - 30% приходится на долю других
государственных предприятий.
− необходима развитая финансовая система с
конвертируемым рублем, емким фондовым рынком, активы российских банков должны
составить 150 - 200% ВВП со значительной долей инвестиционных кредитов.
− нужно повысить норму инвестиций (долю в
ВВП) с 20 - 21% в настоящее время до 35 - 40%, что приведет к ускорению
среднегодовых темпов прироста ВВП до 5 - 6% при сбалансированном развитии
инфраструктуры и обеспечении защиты окружающей среды.
Шансы на благоприятное развитие событий есть,
учитывая содержание проводимой в настоящее время государственной политики.
Одновременно следует гораздо внимательнее приглядеться к опыту ряда развивающихся
государств, например Китая и других, достигших немалых успехов, в том числе во
внешнеторговой сфере. Этот опыт является во многих отношениях весьма
показательным.
Вторая глава позволяет сделать вывод, что
сильные колебания сальдо по текущим операциям (в ту или другую сторону)
вызывают неблагоприятные для страны последствия. Так, резкое увеличение
положительного сальдо создает базу для быстрого роста денежной массы и тем
самым стимулирует инфляцию, а резкое увеличение отрицательного сальдо вызывает,
«обвальное» падение обменного курса, что вносит хаос во внешнеэкономические
операции страны. Поэтому, когда речь идет о равновесии платежного баланса, то в
центре внимания оказывается, прежде всего, дефицит текущего платежного баланса
(если он образовался) и сильные колебания его сальдо.
Таким образом, выделим следующие тенденции:
− счет текущих операции Российской
Федерации в период 2008−2011 гг. сократился на 47,3 млрд.долларов США,
соответственно, за счет снижения цен на нефть и другие сырьевые экспортные
товары;
− значительно сократился отток капитала
преимущественно за счет роста прямых и портфельных инвестиций в российскую
экономику;
− доходность вложений государственного и
частного секторов по их активам и обязательствам осталась низкой.
В 2008 г. в результате нарастания мирового
финансового кризиса снизилась стоимость активов и ресурсов на всех рынках,
усложнилась процедура заимствования, и снизилась доступность финансовых
ресурсов на мировых рынках капитала. В результате, к концу 2008 г. прекращение
потока заемных денег в российскую экономику вместе с падением валютной выручки
российских экспортеров (из-за падения цен на мировых товарных рынках, и
существенного оттока капитала иностранных инвесторов) привело к ухудшению всех
показателей внешнеэкономической деятельности страны.
Кроме того, в показателях платежного баланса и
международной инвестиционной позиции страны просматриваются следующие факторы
воздействия мирового финансового кризиса 2008 г. на российскую экономику:
− падение мировых цен на нефть и другие
сырьевые экспортные товары привело к сокращению объемов экспорта на 40%;
− наблюдалось резкое сокращение профицита
торгового баланса Российской Федерации 55 млрд. долларов США в результате
снижения внешнего спроса на традиционные статьи российского экспорта в
сочетании с падением цен на мировых рынках;
− наблюдалось усиление оттока капитала из
страны в конце 2008 г., что составило 55 млрд. долларов США.
Заключение
Таким образом, в результате проведенного
исследования можно сделать следующие выводы:
. Сильными сторонами современного состояния
внешнеторговой сферы Российской Федерации являются:
− традиционно-высокий спрос на ключевые
товарные позиции российского экспорта (топливно-энергетические товары,
металлы);
− развитие и расширение экономических
связей с развивающимися странами, представляющие перспективные рынки сбыта;
− высокий транзитный потенциал страны;
− качественные изменения в структуре
мировой торговли, рост объемов мирового экспорта высокотехнологичных товаров;
− относительно более низкие цены на
отдельные виды продукции отечественных экспортеров (например, автомобили и
другие) на внешних рынках;
− высокий экспортный потенциал отдельных
сфер российской экономики (оборонная, атомная, авиакосмическая и другие).
. Неблагоприятными факторами, влияющими на
платежный баланс Российской Федерации являются:
− чрезмерно высокая зависимость
внешнеторговой сферы от мировых цен на энергоносители;
− существенное сдерживающее влияние
мирового финансово- экономического кризиса на развитие внешней торговли;
− колебания
валютных курсов;
− постепенное сокращение запасов
стратегически важных невозобновляемых природных ресурсов, которыми обладает
Россия;
− слабая диверсификация экспорта, усиление
его сырьевой направленности;
− ухудшение экологического фона российской
внешней торговли;
− чрезмерно высокая доля продовольственных
товаров в структуре импорта;
− импортирование в большом количестве
дешевой продукции низкого качества (высокий процент контрафактной и поддельной
продукции), не нашедшей спроса в промышленно развитых странах;
− низкая эффективность использования
значительных доходов от внешнеэкономической деятельности для инновационного
обновления и модернизации экономики, в том числе с целью повышения доли
продукции с более высокой степенью переработки в российском экспорте.
На основе выводов можно сформулировать следующие
предложения:
− расширить экспорт товаров и услуг
национальных компаний для предприятий внешней экономики. Основу современного
отечественного высокотехнологичного экспорта должны составить товарные позиции,
которые уже завоевали признание на мировом рынке. Прежде всего, речь идет о
продукции оборонной, атомной, авиакосмической отраслей;
− повысить конкурентоспособность ведущих
компаний за счет расширения ресурсной базы, использования более дешевой рабочей
силы, увеличения масштабов производства, получения новых технологий,
управленческого опыта, что положительно влияет на рост конкурентоспособности
экономики в целом;
− стимулировать российскими компаниями
активы за рубежом и управлять ими в инновационных отраслях, что могло бы стать
серьезным направлением модернизации российской экономики;
− для поддержания высоких темпов
экономического роста и улучшения его качественной структуры необходимо обновить
основные производственные фонды, моральная и физическая изношенность которых
является причиной многих техногенных катастроф. Средний срок службы машин и
оборудования должен составить 8-10 лет;
− стремиться к удешевлению рубля (рост
обменного курса доллара США), который стимулирует рост российского экспорта,
что приводит к увеличению выручки, прибыли и дивидендов российских экспортных
компаний. Рост в экспортоориентированных отраслях содействует оживлению
экономической конъюнктуры в целом. Все это снижает отток капитала из российской
экономики.
платежный баланс финансовый торговля
Список использованных источников и литературы
1. Агапова, Т.А. Макроэкономика /
Т.А. Агапова, С.Ф. Серегина. Учебник под общей ред. проф., д.э.н. Сидоровича
A.B. М.: Дело и Сервис, 1999. − 415с.
. Вечканов, Г.С. Макроэкономика /
Г.С. Вечканов, Г.Р. Вечканова. 2-е изд. - СПб.: Питер, 2008. − 404с.
. Аганбегян, А.С. О месте экономики
России в мире (по данным о международном сравнении валового внутреннего
продукта) / А.С. Аганбегян // Вопросы экономики. − 2011. − №5. −
С.43−55.
. Алексашенко, С.П. Обвальное
падение закончилось, кризис продолжается / С.П. Алексашенко // Вопросы
экономики. − 2009. − №5. − С.4−20.
. Баранов, АО. Платежный баланс
России: от кризиса до кризиса / А.О. Баранов // ЭКО. Всемирный экономический журнал.
− 2011. − №11. − С.109−120.
. Маркин, Ю.П., Куликов, М.С.
Платежный баланс - маркетинговая система макроуровня / Ю.П. Маркин, М.С.
Куликов // Экономический анализ. − 2010. − №35. - С.14−20.
. Петрикова, Е.М. Влияние
глобального финансового рынка на платежный баланс России и ведущих стран мира /
Е.М. Петрикова // Финансы и кредит. - 2010. − №35. - С.16−26.
8. Покровская, В. Характер
современного развития мировой торговли и участия в ней России / В. Покровская
// Международная экономика. − 2010. −№10. - С.5−16.
. Трифонова, Е.Ю., Кемаева, М.В.,
Приказникова, Ю.В. Оценка современного состояния и перспектив развития внешней
торговли Российской Федерации / Е.Ю. Трифонова, М.В. Кемаева, Ю.В. Приказникова
// Экономический анализ. - 2011. − №7. - С.2−10.
10. Шуйский, В.П. Основные
направления рационализации импорта России / В.П. Шуйский // Международная
экономика. - 2010. − №11. - с.15−27.
11. Статистика внешнего сектора
[Электронный ресурс] // www.cbr.ru
−
Официальный сайт Центрального банка РФ - Электрон. дан. URL:http://www.cbr.ru
(дата обращения: 20.11.2011).− Загл. С экрана.
12.
Внешняя торговля Российской Федерации [Электронный ресурс] // www.gks.ru −
Федеральная служба государственной статистики - Электрон. дан. URL:http://www.gks.ru
(дата обращения: 18.11.2011).− Загл. С экрана.
Приложение А
Товарная структура торгового баланса Российской
Федерации за 2010 г.
№
|
Товарные
группы
|
Экспорт
|
Импорт
|
Сальдо
баланса по товарным группам, млрд.долл. США
|
|
|
млрд.долл.
США
|
в
% к общему объему экспорта
|
млрд.долл.
США
|
в
% к общему объему импорта
|
|
1
|
Продовольственные
товары и сельскохозяйственное сырье (кроме текстильного)
|
7,1
|
2,5
|
25,1
|
15,9
|
-18,0
|
2
|
Минеральные
продукты
|
195,6
|
69,1
|
4,2
|
2,6
|
191,4
|
3
|
Из
них: топливно-энергетические товары
|
193,4
|
68,3
|
2,7
|
1,7
|
190,7
|
4
|
Продукция
химической промышленности, каучук
|
17,4
|
6,2
|
26,7
|
16,9
|
-9,3
|
5
|
Кожевенное
сырье, пушнина и изделия из них
|
0,2
|
0,1
|
0,9
|
0,6
|
-0,6
|
6
|
Древесина
и целлюлозно-бумажные изделия
|
7,1
|
2,5
|
4,1
|
2,6
|
3,0
|
7
|
Текстиль,
текстильные изделия и обувь
|
0,5
|
0,2
|
10,7
|
6,8
|
-10,2
|
8
|
Строительные
материалы и изделия
|
0,7
|
0,3
|
2,0
|
1,3
|
-1,3
|
9
|
Драгоценные
камни, драгоценные металлы и изделия из них
|
6,3
|
2,2
|
0,3
|
0,2
|
6,0
|
10
|
Черные
металлы и изделия из них
|
17,1
|
6,0
|
8,1
|
5,2
|
8,9
|
11
|
Цветные
металлы и изделия из них
|
13,7
|
4,8
|
3,5
|
2,2
|
10,2
|
12
|
Машины,
оборудование и транспортные средства
|
15,0
|
5,3
|
67,9
|
43,1
|
-53,0
|
13
|
Прочие
изделия
|
2,5
|
0,8
|
4,0
|
2,6
|
-1,4
|
14
|
Всего
|
283,2
|
100,0
|
157,5
|
100,0
|
125,7
|
Приложение Б
Международная инвестиционная позиция Российской
Федерации за 2005-2011 гг., млн. долларов США
|
2005г.
|
2006г.
|
2007г.
|
2008г.
|
2009г.
|
2010г.
|
2011г.
|
Активы
|
406
635
|
516
294
|
731
341
|
1
092 182
|
1
010 694
|
1
089 512
|
1
173 185
|
Долгосрочные
|
1
720
|
1
626
|
1
637
|
1
573
|
1
552
|
355
|
310
|
Прочие
секторы
|
7
210
|
14
737
|
13
203
|
10
109
|
16
875
|
4
648
|
4
445
|
Краткосрочные
|
7
210
|
14
737
|
13
203
|
10
109
|
16
875
|
4
648
|
4
445
|
Ссуды
и займы
|
23
831
|
29
007
|
57
675
|
93
361
|
139
752
|
127
877
|
136
304
|
Органы
денежно-кредитного регулирования
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
49
|
Долгосрочные
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
49
|
Краткосрочные
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
Органы
государственного управления
|
15
402
|
14
238
|
18
235
|
20
003
|
20
290
|
21
670
|
Долгосрочные
|
15
402
|
14
238
|
18
235
|
20
003
|
20
290
|
22
274
|
21
670
|
Банки
|
6
660
|
11
706
|
22
422
|
34
312
|
58
543
|
54
743
|
68
236
|
Долгосрочные
|
1
587
|
4
399
|
8
120
|
16
598
|
24
987
|
32
759
|
43
028
|
Краткосрочные
|
5
073
|
7
306
|
14
302
|
17
714
|
33
556
|
21
984
|
25
208
|
Прочие
секторы
|
1
769
|
3
064
|
17
018
|
39
045
|
60
919
|
50
860
|
46
349
|
Долгосрочные
|
1
287
|
2
634
|
9
535
|
24
788
|
40
195
|
36
435
|
31
164
|
Краткосрочные
|
482
|
430
|
7
483
|
14
258
|
20
724
|
14
426
|
15
185
|
Наличная
иностранная валюта и депозиты
|
61
002
|
66
274
|
70
219
|
67
533
|
135
644
|
123
601
|
96
415
|
Наличная
иностранная валюта
|
47
959
|
49
092
|
39
747
|
24
653
|
53
740
|
47
579
|
30
915
|
Банки
|
2
013
|
2
406
|
3
037
|
2
896
|
7
445
|
5
399
|
4
628
|
Прочие
секторы
|
45
947
|
46
686
|
36
710
|
21
757
|
46
295
|
42
181
|
26
288
|
Долгосрочные
депозиты
|
727
|
890
|
3
311
|
8
402
|
10
407
|
9
243
|
9
974
|
Органы
денежно-кредитного регулирования
|
50
|
50
|
40
|
30
|
30
|
30
|
30
|
Банки
|
677
|
840
|
3
271
|
8
372
|
10
377
|
9
213
|
9
944
|
Текущие
счета и краткосрочные депозиты
|
12
316
|
16
292
|
27
161
|
34
477
|
71
497
|
66
778
|
55
526
|
Органы
денежно-кредитного регулирования
|
701
|
435
|
313
|
35
|
88
|
31
|
11
|
Органы
государственного управления
|
42
|
475
|
487
|
513
|
561
|
20
|
22
|
Банки
|
11
126
|
15
025
|
25
986
|
32
195
|
63
122
|
57
271
|
44
950
|
Прочие
секторы
|
447
|
358
|
375
|
1
734
|
7
726
|
9
457
|
10
543
|
Просроченная
задолженность
|
67
970
|
54
877
|
52
087
|
43
375
|
44
610
|
36
903
|
36
301
|
Органы
государственного управления
|
67
931
|
54
846
|
52
044
|
43
340
|
44
397
|
35
373
|
35
742
|
Банки
|
39
|
32
|
43
|
36
|
213
|
1
530
|
559
|
Сомнительные
операции
|
…
|
…
|
…
|
…
|
…
|
…
|
…
|
Задолженность
по поставкам на основании межправительственных соглашений
|
3
526
|
1
633
|
1
559
|
1
828
|
1
812
|
3
655
|
4
543
|
Прочие
активы
|
1
468
|
1
398
|
2
267
|
4
195
|
9
139
|
10
125
|
7
472
|
Органы
денежно-кредитного регулирования
|
41
|
45
|
46
|
46
|
46
|
46
|
46
|
Долгосрочные
|
39
|
43
|
43
|
44
|
46
|
46
|
46
|
Краткосрочные
|
3
|
2
|
2
|
3
|
0
|
0
|
0
|
Органы
государственного управления
|
637
|
686
|
1
052
|
1
136
|
1
704
|
1
862
|
2
128
|
Долгосрочные
|
586
|
590
|
820
|
893
|
1
545
|
1
590
|
1
894
|
Краткосрочные
|
51
|
96
|
232
|
243
|
159
|
272
|
235
|
Банки
|
789
|
661
|
1
155
|
2
221
|
3
636
|
4
267
|
3
894
|
Долгосрочные
|
76
|
28
|
107
|
392
|
1
343
|
1
446
|
1
690
|
Краткосрочные
|
713
|
633
|
1
048
|
1
828
|
2
293
|
2
822
|
2
204
|
Прочие
секторы
|
1
|
7
|
15
|
792
|
3
753
|
3
949
|
1
403
|
Долгосрочные
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
Краткосрочные
|
1
|
7
|
15
|
792
|
3
753
|
3
949
|
1
403
|
Резервные
активы
|
124
541
|
182
240
|
303
732
|
478
762
|
426
281
|
439
450
|
479
379
|
Монетарное
золото
|
3
732
|
6
349
|
8
164
|
12
012
|
14
533
|
22
798
|
35
788
|
Специальные
права заимствования (СДР)
|
1
|
6
|
7
|
1
|
1
|
8
901
|
8
749
|
Резервная
позиция в МВФ
|
3
|
196
|
283
|
374
|
1
052
|
1
927
|
1
893
|
Прочие
валютные активы
|
120
805
|
175
690
|
295
277
|
466
376
|
410
695
|
405
825
|
432
949
|
Обязательства
|
417
270
|
547
861
|
770
134
|
1
242 7
|
755
906
|
986
082
|
1
157 5
|
Продолжение
приложения В
|
Прямые
инвестиции в Россию
|
122
295
|
180
228
|
265
873
|
215
756
|
378
837
|
493
354
|
Участие
в капитале и реинвестированные доходы
|
111
269
|
167
706
|
244
349
|
464
164
|
183
357
|
331
695
|
428
589
|
Прочий
капитал
|
11
026
|
12
522
|
21
524
|
26
888
|
32
398
|
47
142
|
64
765
|
Портфельные
инвестиции
|
130
822
|
166
340
|
265
800
|
367
546
|
112
560
|
217
317
|
278
332
|
Участие
в капитале, кроме паев инвестиционных фондов
|
89
178
|
118
072
|
207
133
|
307
179
|
83
051
|
176
865
|
230
835
|
Банки
|
1
927
|
5
032
|
13
870
|
35
800
|
8
602
|
22
415
|
30
433
|
Прочие
секторы
|
87
251
|
113
040
|
193
263
|
271
379
|
74
449
|
154
451
|
200
403
|
Паи
инвестиционных фондов
|
40
|
225
|
747
|
1
732
|
1
476
|
1
235
|
2
011
|
Прочие
секторы
|
40
|
225
|
747
|
1
732
|
1
476
|
1
235
|
2
011
|
Долговые
ценные бумаги
|
41
605
|
48
043
|
57
919
|
58
634
|
28
034
|
39
217
|
45
486
|
Долгосрочные
|
40
573
|
46
856
|
56
392
|
56
171
|
26
478
|
38
179
|
44
760
|
Органы
денежно-кредитного регулирования
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
Органы
государственного управления
|
33
877
|
33
644
|
32
575
|
28
635
|
16
157
|
25
710
|
30
532
|
Банки
|
798
|
638
|
1
773
|
3
599
|
2
002
|
3
063
|
3
581
|
Прочие
секторы
|
5
898
|
12
574
|
22
043
|
23
937
|
8
318
|
9
406
|
10
647
|
Краткосрочные
|
1
032
|
1
188
|
1
528
|
2
463
|
1
556
|
1
038
|
726
|
Органы
государственного управления
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
Банки
|
1
032
|
1
188
|
1
528
|
2
463
|
1
556
|
1
038
|
726
|
Финансовые
производные
|
189
|
52
|
178
|
875
|
10
396
|
5
205
|
2
840
|
Банки
|
189
|
52
|
178
|
875
|
10
396
|
5
082
|
2
814
|
Опционы
|
0
|
1
|
1
|
66
|
2
830
|
1
781
|
790
|
Контракты
форвардного типа
|
189
|
51
|
177
|
809
|
7
566
|
3
302
|
2
024
|
Прочие
секторы
|
…
|
…
|
…
|
…
|
…
|
123
|
26
|
Опционы
|
…
|
…
|
…
|
…
|
…
|
0
|
0
|
Контракты
форвардного типа
|
…
|
…
|
…
|
…
|
…
|
123
|
26
|
Прочие
инвестиции
|
163
964
|
201
240
|
238
283
|
383
309
|
417
194
|
384
723
|
382
973
|
Торговые
кредиты и авансы
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
2
102
|
2
156
|
Прочие
секторы
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
2
102
|
2
156
|
Краткосрочные
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
2
102
|
2
156
|
Ссуды
и займы
|
146
027
|
180
313
|
205
195
|
334
521
|
373
751
|
335
600
|
325
073
|
Органы
денежно-кредитного регулирования
|
7
503
|
10
158
|
2
985
|
0
|
0
|
2
370
|
0
|
Долгосрочные
- кредиты МВФ
|
3
562
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
Краткосрочные
|
3
941
|
10
158
|
2
985
|
0
|
0
|
2
370
|
0
|
Органы
государственного управления
|
59
127
|
35
590
|
14
258
|
11
579
|
10
218
|
8
975
|
7
726
|
Долгосрочные
|
59
127
|
35
590
|
14
258
|
11
579
|
10
218
|
8
975
|
7
726
|
Банки
|
19
810
|
34
511
|
67
757
|
113
236
|
124
654
|
89
343
|
96
454
|
Долгосрочные
|
11
653
|
26
350
|
50
199
|
89
384
|
103
398
|
80
208
|
81
974
|
Краткосрочные
|
8
157
|
8
161
|
17
558
|
23
853
|
21
256
|
9
135
|
14
480
|
Прочие
секторы
|
59
586
|
100
054
|
120
195
|
209
706
|
238
880
|
234
913
|
220
894
|
Долгосрочные
|
53
313
|
94
511
|
109
756
|
168
934
|
216
493
|
219
768
|
207
060
|
Краткосрочные
|
6
274
|
5
542
|
10
439
|
40
772
|
22
386
|
15
145
|
13
834
|
Наличная
национальная валюта и депозиты
|
10
700
|
13
262
|
28
760
|
42
591
|
35
665
|
33
416
|
43
009
|
Наличная
национальная валюта
|
499
|
572
|
919
|
1
863
|
2
718
|
3
324
|
3
265
|
Органы
денежно-кредитного регулирования
|
499
|
572
|
919
|
1
863
|
2
718
|
3
324
|
3
265
|
Долгосрочные
депозиты
|
1
578
|
2
519
|
15
741
|
15
805
|
14
652
|
17
330
|
Банки
|
1
578
|
2
519
|
9
041
|
15
741
|
15
805
|
14
652
|
17
330
|
Текущие
счета и краткосрочные депозиты
|
8
623
|
10
172
|
18
800
|
24
987
|
17
142
|
15
440
|
22
414
|
Органы
денежно-кредитного регулирования
|
242
|
223
|
23
|
48
|
44
|
40
|
30
|
Органы
государственного управления
|
283
|
24
|
25
|
26
|
26
|
26
|
27
|
Банки
|
8
098
|
9
924
|
18
752
|
24
913
|
17
073
|
15
374
|
22
358
|
Просроченная
задолженность
|
6
316
|
6
463
|
2
390
|
1
625
|
3
335
|
1
012
|
657
|
Органы
государственного управления
|
6
312
|
6
458
|
2
382
|
1
621
|
1
518
|
324
|
322
|
Банки
|
4
|
5
|
7
|
4
|
2
|
9
|
7
|
Прочие
секторы
|
0
|
0
|
0
|
0
|
1
815
|
680
|
329
|
Прочие
обязательства
|
921
|
1
202
|
1
938
|
4
572
|
4
442
|
12
593
|
12
078
|
Органы
денежно-кредитного регулирования
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
8
895
|
8
740
|
Долгосрочные
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
8
895
|
8
740
|
в
т.ч. распределение специальных прав заимствования
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
8
895
|
8
740
|
Краткосрочные
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
Органы
государственного управления
|
30
|
27
|
30
|
67
|
106
|
112
|
100
|
Долгосрочные
|
19
|
12
|
6
|
0
|
0
|
0
|
0
|
Краткосрочные
|
12
|
15
|
23
|
67
|
106
|
112
|
100
|
Банки
|
881
|
1
164
|
1
894
|
2
876
|
3
500
|
2
237
|
2
244
|
Долгосрочные
|
125
|
178
|
267
|
478
|
592
|
521
|
621
|
Краткосрочные
|
756
|
986
|
1
627
|
2
398
|
2
908
|
1
715
|
1
623
|
Прочие
секторы
|
10
|
10
|
15
|
1
630
|
836
|
1
349
|
994
|
Краткосрочные
|
10
|
10
|
15
|
1
630
|
836
|
1
349
|
994
|
Чистая
международная инвестиционная позиция
|
-10
635
|
-31
566
|
-38
793
|
-150600
|
254
788
|
103
430
|
15
684
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Приложение В
Основные макроэкономические показатели
Российской Федерации за 2005-2011 гг., %
|
2005г.
|
2006г.
|
2007г.
|
2008г.
|
2009г.
|
2010г.
|
ВВП
|
6,4
|
8,2
|
8,5
|
5,2
|
-7,8
|
4,0
|
Промышленное
производство
|
5,1
|
6,3
|
6,8
|
0,6
|
-9,3
|
8,2
|
Инвестиции
в основной капитал
|
10,9
|
16,7
|
22,7
|
9,9
|
-16,2
|
6,0
|
Реальные
доходы населения
|
12,4
|
13,5
|
12,1
|
2,3
|
2,1
|
4,2
|
Инфляция
|
10,9
|
9,0
|
11,9
|
13,3
|
8,8
|
8,8
|
Безработица
|
7,6
|
7,2
|
6,1
|
6,4
|
8,4
|
7,5
|
Федеральный
бюджет:
|
|
|
|
|
|
|
Доходы
|
23,7
|
23,3
|
23,4
|
22,5
|
18,9
|
18,5
|
Профицит
|
7,5
|
7,4
|
5,4
|
4,1
|
-5,9
|
-4,0
|
Экспорт
|
31,9
|
30,7
|
27,3
|
28,3
|
24,8
|
27,1
|
Импорт
|
16,4
|
16,6
|
17,2
|
17,5
|
15,7
|
16,8
|
Приложение Г
Индексы физического объема элементов
использования ВВП за 2005-2011 гг., %
|
2005г.
|
2006г.
|
2007г.
|
2008г.
|
2009г.
|
2010г.
|
Валовой
внутренний продукт
|
106,4
|
108,2
|
108,5
|
105,2
|
92,2
|
104,0
|
расходы
на конечное потребление
|
109,1
|
109,5
|
111,2
|
108,6
|
96,5
|
102,5
|
домашних
хозяйств
|
112,2
|
112,2
|
114,3
|
110,6
|
95,2
|
103,0
|
государственного
управления
|
101,4
|
102,3
|
102,7
|
103,4
|
100,2
|
101,4
|
некоммерческих
организаций, обслуживающих домашние хозяйства
|
81,7
|
98,3
|
102,7
|
98,6
|
91,8
|
98,5
|
валовое
накопление
|
109,5
|
117,7
|
122,0
|
110,5
|
59,0
|
128,4
|
валовое
накопление основного капитала
|
110,6
|
118,0
|
121,0
|
110,6
|
85,6
|
106,1
|
изменение
запасов материальных оборотных средств
|
…
|
…
|
…
|
…
|
…
|
…
|
экспорт
|
106,5
|
107,3
|
106,3
|
100,6
|
95,3
|
107,1
|
импорт
(-)
|
116,6
|
121,3
|
126,2
|
114,8
|
69,6
|
125,6
|