Проблемы региональной бедности в России

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    281,09 Кб
  • Опубликовано:
    2015-11-23
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Проблемы региональной бедности в России

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего образования

"НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ

ТОМСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ"

Институт природных ресурсов

Направление Менеджмент

Кафедра Экономика природных ресурсов


Курсовая работа

по дисциплине "Макроэкономика"

на тему "Проблемы региональной бедности в России"











Томск - 2015

Оглавление

Введение

. Теоретические аспекты возникновения бедности в рыночной экономике

.1 Бедность как социально-экономическая категория (сущность понятия, мнения ученых, причины и последствия)

.2 Взаимосвязь бедности и экономического неравенства

.3. Варианты измерения бедности

. Бедность в Российской Федерации: особенности проявления и пути преодоления

.1 Анализ динамики бедности по регионам (2010-2014гг). Задействовать результаты ВЦИОМ

.2 Специфика и причины бедности в России

.3 Приоритетные напраление политики государства социально-экономического характера по уменьшению бедности в России

Заключение

Список литературы

 

Введение


Бедность, во все времена, являлась актуальной проблемой. В России вопрос нищеты стоит очень остро. Сегодня, в нашей стране, по данным Росстата, в состояние нищеты живет почти каждый четвертый. Решение этой проблемы весьма многогранно, противоречиво и трудно разрешаемо. Эту проблему изучали во все периоды истории человеческого общества. С другой стороны, в каждую эпоху эта проблема имеет свои характеристики, специфические проявления, особенности.

Сегодня, по оценке Организации Объединенных Наций, вопрос бедности носит характер глобальной проблемы. Существуют богатые и бедные страны. Как в богатых странах живет бедное население, так и в бедных странах живет богатое население. Данные социальные противоречия сильно обостряются. В настоящее время, для оценки бедности характерны новые проявления и формы.

Российская Федерация, как и любая другая страна, имеет индивидуальные масштабы, характеристики и проявления бедности, свою специфику, которая обусловлена историей страны, ее традициями и происходящими в ней преобразованиями, различными климатическими зонами, многонациональным населением. Важнейшее место занимает региональный аспект проблемы бедности населения. Эта проблема требует глубокого исследования, анализа и оценки, как, процессов, которые происходят непосредственно в настоящее время и которые учитывали бы интенсивность растущих у населения потребностей, а так же, ограниченность ресурсов и возможностей научно - технического прогресса, как в целом по стране, так и по отдельным её регионам.

Бедность способна ограничить доступ значительной части населения Российской Федерации к всевозможным ресурсам развития: высокооплачиваемой работе, качественным услугам здравоохранения и образования, возможности организации хорошей социализации детей и молодежи.

Тема курсовой работы актуальна и ее раскрытие мотивируется тем, что вопрос бедности в России в наше время принял достаточно острые масштабы.

Объектом выступает категория населения, живущая за чертой бедности.

Предметом выступают особенности социально-экономического положения бедного населения.

Таким образом, в первой главе, бедность раскрывается как проблема социально-экономического характера, так и исследуемые ею понятия, а так же и причины ее породившие.

Во второй главе проводится анализ проблемы бедности и уровня жизни в России, изучаются пути ее решения.

Целью настоящей курсовой работы стоит изучение проблемы бедности в современной России.

Исходя из поставленной цели курсовой работы, определим ряд задач:

. Раскрыть понятия, сущности и типологии бедности.

.Описать социально-демографический портрет бедной части населения России.

. Определить подходы к измерению уровня бедности.

. Выявить причины бедности.

. Описать технологии по борьбе с бедностью.

1. Теоретические аспекты возникновения бедности в рыночной экономике

.1 Бедность как социально-экономическая категория

Бедность представляет собой такое состояние, в котором для человека его насущные потребности превышают те возможности, которые он имеет для их удовлетворения.

Понятие бедности является многоаспектным. Являясь понятием спорным и неоднозначным, включающим в себя не только характеристику материальных ресурсов (доходы, питание, жилье, здоровье, образование), но и ожидаемую продолжительность жизни населения, фактора, определяющего качество жизни.

Часто, бедность соотносят с пониманием ограниченности доходов. Однако, исходя из обширного определения бедности, отсутствие доступа к управлению и власти, отсутствия возможности влиять на государственную политику, которая проводится в стране, а так же на принимаемые в государстве решения, также можно считать бедностью.

Бедность разделяют на несколько уровней, различаемых в соответствии из:

материального положения,

социально-профессиональной деятельности,

предпочтениям людей проведения досуга.

В свою очередь, бедность разделяют на два уровня: бедность и нищету.

Среди ученых, существует дискуссия на предмет того, кого из граждан страны надо отнести к бедным, а кто находится за порогом нищеты. Относительно этого вопроса, выделено несколько точек зрения.

Одна из них основана на том, уровень и образ жизни, соответствующий понятию "нищета", отличают следующие характеристики:

задолженность по коммунальным платежам,

отсутствие необходимых предметов домашнего быта (пылесоса, мебельной стенки или мягкой мебели, ковра, цветного телевизора),

плохие жилищные условия,

низкие доходы или полное отсутствие доходов.

Перечисленные выше характеристики нищеты, четко отражают реалии современного общества.

Существуют две формы бедности: "устойчивая" и "плавающая".

Устойчивая бедность напрямую связана с низким уровнем социального обеспечения, ведущей к ухудшению их состояния здоровья, профессиональной дисквалификацией и деградацией. Бедные родители производят на свет бедных детей, это определяется тем уровнем, которые имеют их здоровье, образование, полученная в результате учебы квалификация.

Исследования, проведенные социологами по вопросам исследования стабильной бедности, подтвердили эту гипотезу и наглядно теорию и показали, что люди, которые "рождаются, как постоянно бедные", в результате, остаются в состоянии бедности на протяжении всей своей дальнейшей жизни.

Плавающая форма бедности, встречается реже и характеризуется тем, что бедные вынуждены предпринимать невероятные усилия для того чтобы выбраться из своего социального круга и отстаивая свое право на лучшую жизнь, адаптируются к новым условиям,. Для данных изменений существенную роль играет и субъективные и личные качества индивида, а также объективные условия, созданные обществом и государством.

На практике, для анализа причин бедности и выработки стратегии ее преодоления решающим фактором является различение бедности: бедности "слабых" и бедности "сильных".

Бедностью "слабых" считается бедность неспособных к труду людей, таких как инвалиды, больные, физически и психологически неустойчивые, работники, которые вынуждены нести значительную, непереносимую большую нагрузку, такую как, например, необходимость быть кормильцем многодетной семьи. Эта бедность имеет название социальной бедности, так как она обусловлена определенными социально-демографическими свойствами определенных категорий населения.

Бедность "сильных" возникает при наличии чрезвычайных условий. Это условия, когда работники. являющиеся полноценными и способными получать доход, который давал бы им "нормальный" жизненный комфорт, оказываются в ситуации, которая не дает им возможности собственным трудом обеспечить уровень благосостояния, который принят в данном обществе, в данное время.

С данной позиции, бедность "сильных" может быт обозначена, как экономическая бедность. То есть, кризисная ситуация в экономике, не дает возможности работнику получать заработок обычного масштаба.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что бедность не является однородной и имеет сложную структуру.

В качестве индикаторов бедности, используются такие характеристики социально-демографического развития, как:

смертность детей,

степень грамотности,

степень здоровья нации,

средняя продолжительность жизни народа в стране,

Валовый внутренний продукт (ВВП) в пересчет на душу населения в стране,

миграционные процессы.

К настоящему времени сформировавшееся понятие бедности раскрывается понятиями абсолютной, относительной и субъективной бедности.

Абсолютная бедность это отсутствие возможности удовлетворить основные потребности человека в пище, одежде, жилье.

С целью определения минимальных размеров данного понятия формируется потребительская корзина и исчисляется ее стоимость.

Исходя из того что граница бедности устанавливается государством и имеет прямую зависимость от возможностей бюджета профинансировать социальные программы. Число бедных в стране может меняться в зависимости от того, на каком уровне определен этот минимум.

Величина прожиточного минимума сопоставляется с доходами в виде зарплаты, доходами от предпринимательства, доходами от собственности, различных социальных выплат.

Для определения границы относительной бедности используют понятие дохода на душу населения. Бедными считаются те, чьи доходы составляют от сорока до шестидесяти процентов среднедушевого (дохода).

Субъективная бедность, как правило, определяется в ходе опроса общественного мнения. В этом случае, сопоставляется уровень доходов с мнением людей о минимально необходимых доходах.

В отдельных случаях бедность определяют через относительные лишения.

За этим понятием стоит "вынужденное неполное потребление материальных благ и услуг, которые необходимы для удовлетворения основных потребностей человека".

Также, бедность разделяют на хроническую и временную.

Временная бедность характеризуется тем, что человеку в силу личных способностей, но и при использовании возможностей, возникающих в обществе, удается выйти из нее. Большую опасность для общества представляет хроническая бедность. Здесь, бедными считают несколько поколений представителей отдельной семьи.

Бедность, имеющая такой характер, может вести к разрушению личности, а главное, оказывает значительно влияние на воспроизводство бедного населения в будущем.

Любая из трактовок определения бедности определяет выбор способов измерения уровня бедности и соответствующую социальную политику государства.

Имеется множество способов, при помощи которых, можно определить уровень бедности.

В зависимости от того, какая при этом, применяется методика оценки, масштабность и глубина в которых эта бедность распространена могут варьироваться.

Оценка бедности бывает количественной и качественной.

Количественная оценка, используется для определения масштабов расостранения бедности в обществе.

В основе статистической оценки лежит показатель прожиточного минимума. Качественной же оценкой получается возможность для определения социального состава бедного населения.

Измерение бедности производится в абсолютных величинах. Для этой оценки, определяется количество людей, живущих за "чертой бедности". Измеряют бедность, путем расчета удельного веса бедных людей в обществе, выражаемый в процентах.

.2 Взаимосвязь бедности и экономического неравенства

 Социальное неравенство существует на протяжении всей разумной истории человечества. Не зависимо от того что во все века неравенство осуждалось и подвергалось критике, люди в ходе истории упорно сопротивляясь созданию "совершенных" обществ, основанных на социальном равенстве и отсутствии принуждения и угнетения одних социальных групп другими.

Множество современных ученых, начало социального экономического неравенства видят в природных различиях людей по физическим данным, личностным качествам, внутренним способностям человека, а также по силе мотивации, которая направлена на удовлетворение насущных потребностей.

Природные отличия людей по физическим данным и личным качествам приводит к тому, что более сильные и мотивированные личности получают преимущество входе обмена социальными ценностями. Такие преимущества дают возможность человеку возможность совершать неравные обмены. Формированием неравенства является укрепление существующего положения, складываемого в некоторый момент в ходе обмена. Это складывается через создание нормативной базы, устанавливающей статус каждого человека или определенной социальной группы в социальной структуре. Характер ценностей формирует вид структуры, по которой определяется статус индивида или группы.

Одним из видов социальной напряженности являются различия в уровнях доходов граждан и уровне их богатства. Уровень богатства определен двумя факторами:

величина имущества, находящегося в собственности отдельных граждан;

величина текущих доходов.

Граждане получают доходы в том случае, если устраивают собственный бизнес или же продают свои труд государству или иным предпринимателям, а так же передают собственные капиталы, землю и т.д. для использования другими предпринимателями.

Такой механизм для формирования доходов изначально предполагает заложенную в него возможность для социального неравенства.

Причиной же к тому, является:

различия в ценности факторов производства, лопата, вне всякого сомнения приносит дохода меньше, чем компьютер;

разброс в успешности при использования тех или ных факторов производства;

разнообразный объем по величине факторов производства.

Неравенство в доходах и богатстве может достичь огромных масштабов и в этом случае оно создаст угрозу для политической и экономической стабильности в стране. Исходя из этого понимания, всеми развитыми странами мира постоянно реализуются мероприятия по сокращению неравенства такого типа.

Существует мнение, что нельзя доводить до абсолютного равенства в доходах, так как данный факт будет лишать людей мотивации и снижать стимулы к производительному труду.

Граждане, с одинаковыми способностями выполняют одни и те же обязанности с различной производительностью труда и качеством продукции.

Возникает вопрос об оплате труда.

Если платить одинаково - "по факту труда", то обидятся люди, работающие с большей производительностью и наделенные полезными обществу талантами. Многие из них перестанут работать в полную силу. В следствии чего, результативность их труда опустится на уровень менее одаренных и трудолюбивых членов общества. Итог не заставит себя ждать. произойдет снижение возможностей экономического роста страны и снижение темпов роста благосостояния всех ее граждан. Исходя из этого, оплачивать деятельность людей нужно по-разному, в соответствии с квалификацией, опытом.

Результатом станет существенные различия в уровне доходов. В силу этого, определенное неравенство доходов следует признать нормальным.

Однако, несмотря на отсутствие универсального средства для борьбы с бедностью, существуют общие принципы борьбы с ней.

Давайте определим их:

Выплата пособий по безработице. Большинство стран, с высоким уровнем жизни ведут социальную политику, которая подразумевает выплаты населению, состоящему на бирже труда. Среди таких стран конечно же и РФ, в условиях нашей страны выплаты обеспечиваются в размере прожиточного минимума;

Создание служб занятости. Подобные структуры так, или иначе присутствуют во всех крупных странах мира, обеспечивая статистический анализ безработицы в стране, а также помогает населению с поиском работы.

Когда процент безработицы в стране начинает резко понижаться, необходимо использовать более специфические меры по борьбе с фрикционной безработицей.

В числе наиболее распространенных из всех этих методов можно выделить:

Развитие системы по сбору и предоставлению информации по наличию вакантных рабочих мест, причем, не только в данном конкретном городе, но так же и в других городах и регионах страны;

Учреждение специальных служб для реализации этих целей.

Такими специальными службами являются организационные отделы, выясняющие наличие рабочих мест в разных компаниях, предлагающие им определенных сотрудников.

Приведенные выше меры и мероприятия не обеспечивают, конечно полной ликвидации проблемы, но способствуют существенному сокращению циклической безработицы и бедности, вкупе с ней.

Такой результат, может быть, достигнут лишь при общем улучшении общеэкономической ситуации в конкретной стране.

И потому, политика по борьбе с безработицей, которая проводится в стране должна быть ориентирована на долгосрочный период. Тем самым, обеспечивая, не только высокий уровень занятости населения, но, так же, обеспечивая стабильный экономический рост для страны.

Так, беря в пример США, можно сказать, что Бюро статистической информации, действующее при Департаменте труда этой страны осуществляет систематические публикации по данным о масштабах безработицы в США: по штатам и отраслям хозяйства.

Из этих отчетов можно понять, что высокий уровень безработицы в таких штатах как:

Мичиган, создается из за тяжелого состояния в автомобильной промышленности штата, в

Калифорния - дефицитом бюджета штата, который превышает 25 млрд. долл. США,

Юта - особенностями религиозности мормонов в их отношении к работе.

При этом, наибольшего уровня безработицы достигали такие возрастные категории жителей США, как молодежь в возрасте от 16 до 19 лет.

"Возрастная дискриминация", буквально загоняет молодых людей, в хронический, застойный формат безработицы и приводит к их дисквалификации.

Безработица в США в апреле, как и ожидалось, снизилась с 5,5% до 5,4%, обновив минимум с мая 2008 г.

Тем временем средняя почасовая оплата труда в США в прошлом месяце повысилась на 0,1% относительно марта при прогнозе роста на 0,2%. В годовом исчислении подъем составил 2,2% вместо ожидавшихся 2,3%.

Как мы видим, бедность и безработица во всех странах тесно связаны, именно поэтому необходимо рассматривать обе эти проблемы.

Отсутствие равенства доходов - цена, которую платит общество за ускорение повышения его благосостояния.


1.3 Варианты измерения бедности

С целью измерения бедности используются различные подходы. Существуют различные индикаторы общего характера, такие как уровень жизни, уровень дохода на душу населения, потребительская корзина, индексы материального благополучия и так далее.

Наряду с существующими различными подходами к тому, как измеряют бедность и ее границы, а так же, тому, как вырабатывают различные методы в позиционировании социальных групп и тех способов, которыми, регулируются их материальное положение.

Минимальным прожиточным минимумом является уровень дохода, способный обеспечить покупку минимального набора благ и услуг, которые необходимы для сохранения здоровья и поддержания жизнедеятельности человека.

Минимальный размер прожиточного минимума выражен в стоимости покупаемых товаров. В прожиточный минимум включены расходы на продукты питания, из расчета минимальной величины потребления, расходы на непродовольственные товары и услуги, налоги и обязательные платежи.

По установленным международным стандартам, порог бедности должен быть равен двум прожиточным минимумам.

К слою населения со средним достатком относят семьи, доходы в которых составляют более семи прожиточных минимумов на человека. Определенным индикатором, по которому на сегодняшний день можно причислить к среднему классу российскую семью, является, возможность приобретения жилья, при условии, если эта покупка не вызывает ощутимых материальных лишений.

При равных доходах, различные граждане могут иметь разные имущественные и личные ресурсы, которые выходят за пределы. которые установлены нормативами.

Так, например, доход гражданина не учитывает урожая, выращенного им на собственном приусадебном участке или огороде, который предназначен для личного потребления.

Тем не менее, прибыль, полученная им от продажи избытка сельскохозяйственной продукции, должна учитываться в качестве дополнительного дохода этого гражданина.

Итак, возможности, которые имеет семья в материальном плане и имеющей дачу или земельный участок, собственный дом или квартиру, автомобиль, компьютер, значительно отличается от возможностей семьи, не имеющей подобные ресурсы.

Для всего общества полезными являются исследования, анализирующие особенности социального и культурного проявления бедности, которые способны выявлять группы населения с более высокой степенью риска попадания в группу бедных граждан.

Особого внимания заслуживает оценка бедности в вертикальном срезе доходов. Государство обязано принимать меры по повышению уровня жизни граждан, доходы которых сильно отстают от прожиточного минимума, а также стараться не допускать снижения их доходов.

Одним из главных критериев оценки цивилизованного государства в социальной сфере является поддержка уровня жизни некоторых групп населения, которые оказываются не в состоянии, соблюдать принятые в данном обществе обычаи, а так же жизненные стандарты в питании, одежде, проведении досуга, в силу каких-либо, не зависящих от них причин.

Материальное положение указанной части населения, уровень их доходов не позволяет им удовлетворить минимальные потребности - необходимые для жизни, сохранения трудоспособности, продолжения рода, общественного признания.

Отсутствие удовлетворения минимальных потребностей человека считается бедностью.

Потребность человека определена как нужда в чем-либо. Это объективное отражение необходимости в определенном наборе и количестве материальных благ и услуг, социальных условий, способных обеспечить всестороннюю деятельность человека.

Личные потребности человека бывают физиологические, физические, социальные и интеллектуальные.

Физиологические потребности являются главными и выражают потребности человека как биологического существа, и необходимы для их существования, развития и воспроизводства. В составе первичных потребностей, выступают потребности в пище, одежде, обуви, жилище, отдыхе, сне, двигательной активности.

Социальные потребности человека имеют связь с принадлежностью данного человека к определённому обществу и занимают в его жизни вполне определенное место.

К социальным потребностям следует отнести такие специфические потребности как:

трудовая деятельность,

потребность в созидающем труде,

потребность в творчестве,

потребность в социальной активности,

потребность общения по отношению к другим людям.

То есть, социальные потребности это потребности во всем, что является продуктом жизни общества.

К интеллектуальным потребностям относятся:

потребность в получении образования,

потребность в повышении квалификации,

потребность в творческой реализации.

Следует заметить, что границы абсолютной и относительной бедности не совпадают. В обществе возможна ликвидация абсолютной бедности, но всегда сохраняется относительная.

Относительная бедность имеет свойство сохранятся в случае, когда жизненные стандарты всех слоев населения повысились.

Субъективная бедность, в качестве измерителя имеет оценку, которую дают собственному положению сами граждане; которые ощущают, что не получают достаточных для достойной жизни средств.

За прошедшие годы осуществлено множество социологических исследований в отношении того, как человек сам, оценивает собственное общественное положение и к тому, какой категории граждан человек относит сам себя.

Социологами был получен вывод о том, что бедными, чувствуют себя гораздо большее, нежели имеется данных по статистике и оценке абсолютной бедности, которая определяется по величине прожиточного минимума.

Участниками этих исследовании считается, что человек, для ощущения собственной принадлежности к среднему классу, должен получать удовлетворение потребностей в гораздо большем плане, чем те, которые у них имеются на данный момент.

Поэтому, одним из путей, для определения и измерения бедности, является оценка бедности, через те лишения, которые испытывает человек или семья.

Такая оценка, дает возможность не только определить новые критерии, которые определяются для бедных семей, но и дают приоритеты для оказания адресной социальной помощи.

То есть оно определяют суть депривационнного подхода..

Оценка же бедности в депривационном подходе, разделяется на количественную и качественную.

Качественная оценка различных уровней бедности представляет собой последовательность по уровням, в которой:

первый уровень характеризуется близким к средним жизненным стандартам, этот уровень не означает существенного отклонения от образа жизни, который общепринят в российском обществе.

второй уровень характеризуется стесненностью и нехваткой средств на любимые семьёй деликатесы, подарки, предназначенные для близких, а так же газет, журналов, книг; снижением качество досуга детей и взрослых.

третий уровень характеризуется острой нуждаемостью (бедностью), при котором лишения проецируется в том числе на питание, одежду и обувь с отказом взрослых членов семьи в их обновлении..

четвертый уровень характеризуется нищетой, при которой, доходов в принципе не хватает даже на нормальное питание, а семья должна экономить на всем, включая предметы гигиены.

Многие из видов депривации, которые испытывают россияне, пока еще не получили должно отражения в массовом сознании наравне с бедностью, так как такие проблемы имеются у большинства людей.

Слабое место количественной оценки бедности, полное игнорирование огромного спектра прочих доступных ресурсов, которые могут повлиять на то, чтобы оказывать поддержку достойного материального положения граждан.

Точное измерение бедности, может быть достигнуто только с учетом экономического положения страны, а так же понимания её ресурсных возможностей и потенциала.

Проблемы же общей борьбы с бедностью имеют большое число нюансов и граней и могут решаться в плоскости экономики, политики, права, культуры, образования, медицины.

Борьба с бедностью представляет собой неотъемлемую составную часть в общей социальной и экономической политике, которая ведется любым государством. И в ней нет готовых рецептов и простых, элементарных решений.

При этом, в качестве важнейших приоритетов борьбы с бедностью можно выделить:

реализацию условий для обеспечения нормального уровня благосостояния всех семей имеющих трудоспособных взрослых членов, на основе их труда;

реализация системы по эффективной поддержке уязвимых групп населения и обеспечения гарантий недискриминационного доступа к ресурсам, распределяемым бесплатно.

Важнейшей задачей государственной социальной помощи, является создание более эффективных и действенных средств по социальной защите малоимущих, но, в обязательном порядке, при том, нельзя позволить поощрять социального иждивенчества.

Выполнение программ по преодоления бедности имеет тесную взаимосвязь со значительными издержками в административной, организационной и иных сферах.

Имеются проблемы в справедливом распределении полученной помощи.

Велики так же и межрегиональные различия в степени и уровне бедности населения.

Сейчас, значительный ресурс для спасения от бедности кроется в сильной авторитетной, но не авторитарной власти, которая ставит своей задачей поступательное повышение уровня жизни населения, и оказывающей поддержку тем, кто на свою жизнь зарабатывает честным трудом, а так же эффективно порицает тех, кто ворует.

Все вышесказанное позволяет нам сказать, что мнения по отношению к решению проблем бедности правильны.

Однако, между ними есть и некоторые различия.

2. Особенности проявления бедности в России и пути ее преодоления

.1 Анализ динамики бедности по регионам (2010-2014гг)

Термином "уровень жизни" называют предметы и вещи, которые близки по значению к:

народному благосостоянию,

качеству жизни людей,

степени удовлетворенности материальных и духовных запросов населения.

Вообще же, народное благосостояние, представляет собой явление сложного социально - экономического характера, которое связывает такие характеристики, как уровень и качество жизни населения. Оно несет в себе отражение развития потребности людей, а так же, те состояния и способы по их удовлетворению, которые можно применить к основным сферам жизнедеятельности человека. Такими как:

трудовая сфере,

сфера потребления,

сфера культуры,

сфера поведения в репродуктивной функции,

сфера общественно-политической жизни общества.

Уровень жизни представляет собой одну из важнейших социальных категорий и характеризуется материальным состоянием некоторго, определённого слоя или группы людей.

Уровнем жизни можно охарактеризовать степень и уровень развития общества и обеспечения в удовлетворении обществом материальных, духовных и социальных потребностей каждого своего члена.

Качество жизни структурно подразделяется на такие элементы экономического и политического развития страны как:

средняя продолжительность жизни человека,

значение фактора заболеваемости,

факторы и условия охраны труда,

факторы информационной доступности,

факторы обеспечения прав человека в обществе и т.д.

В условиях рыночной экономики, важнейшими структурными элементами качества жизни являются

уровень социальной защиты населения,

свобода в выборе действии человека,

развитие и улучшение социальной среды обитания человека,

отношение к человеку без обособления по его культурному, национальному и религиозному факторам.

Социологи подразделяют уровень жизни населения по четырем статусам:

достаток, при котором обеспечены пользование благами, которые обеспечивают всестороннее развитие человека;

нормальный уровень, который обеспечивает рациональное потребление, которое обеспечивает человеку восстановление его сил: физических и интеллектуальных;

бедность, которая дает возможность потребления благ на уровне сохранения работоспособности и простого воспроизводства собственной рабочей силы;

нищета, которая обеспечивает минимально допустимый по биологическим критериям набор благ и услуг для минимальной же жизнеспособности человека.

При оценке и межгосударственных сопоставлениях по уровню жизни (благосостоянию) людей, используются, как правило, такие индикативные группы, которые мы приводим в таблице. (См. Таблица 2 Индикативные группы сопоставления жизненных уровней людей на межгосударственном уровне)

Таблица 1 Индикативные группы сопоставления жизненных уровней людей на межгосударственном уровне

№ пп

Индикативная группа

Расшифровка индикативной группы

1

ВВП на душу населения

Доля расходов на конечное потребление домашних хозяйств в ВВП


Уровень реальных доходов населения

Уровень реальной заработной платы и пенсий


Показатели распределения населения по уровню среднедушевого дохода

В частности, коэффициент фондов - децильный


Общий уровень потребления материальных благ и услуг

По таким элементам как: продуктам питания, алкогольным напиткам, предметам гардероба, товарам длительного пользования и хозяйственного назначения, услугам


 Белково-калорийная ценность суточного рациона питания

В том числе, потребление калорий, белков, жиров и углеводов на душу населения в сутки


Обеспеченность жильем и основными предметами длительного пользования

Из расчета на 1 семью / домашнее хозяйство и одного человека.


Ожидаемая продолжительность жизни у мужчин и женщин



Младенческая смертность



Общий уровень безработицы

В том числе, число безработных и их доля в численности экономически активного населения). Безработица среди молодежи возраста с 16 до 24 лет


Доля государственных расходов на образование и здравоохранение в ВВП



Обеспеченность населения услугами здравоохранения



Образовательный уровень населения

В том числе, численность учащихся начальных и средних общеобразовательных школ, студентов ВУЗов на 10 000 чел


В соответствии с данными, котрые публиковались в Докладе ООН о развитии человека за 2009 год и размещенными на сайте ООН, в рейтинге стран, пригодных для проживания, Россия находится лишь в восьмом десятке стран и располагается на 71 месте.

Сбором, обработкой и анализом разнообразной, объективной и полной статистической информации в Российской Федерации, занимается Федеральная служба государственной статистики, которая дает нам такие положения по регионам России. (См. Таблицу 2 Полово-возрастной состав населения регионов Российской Федерации)

Таблицу 2 Полово-возрастной состав населения регионов Российской Федерации

№ п/п

Регион России, данные 2014 год

Оба пола

Мужчины

Женщины

1

Республика Ингушетия

78,84

75,97

81,32

2

г.Москва

76,37

72,31

80,17

3

Республика Дагестан

75,63

72,31

78,82

4

г.Санкт-Петербург

74,22

69,43

78,38


Северо-Кавказский Федеральный округ

73,95

69,67

77,93

5

Республика Северная Осетия-Алания

73,94

68,46

79,06

6

Карачаево-Черкесская Республика

73,94

69,21

78,33

7

Кабардино-Балкарская Республика

73,71

69,03

78,08

8

Чеченская Республика

73,2

70,23

76,01

9

Ставропольский край

72,75

67,91

77,27

10

Краснодарский край

72,29

67,16

77,27

11

Ханты-Мансийский авт.округ-Югра

72,23

67,27

77,08

12

Белгородская область

72,16

66,86

77,32

13

Республика Татарстан

72,12

66,35

77,73


Центральный Федеральный округ

71,93

66,45

77,21

14

Республика Адыгея

71,8

66,55

76,97


Южный Федеральный округ (с 2010 года)

71,76

66,59

76,79

15

Пензенская область

71,54

65,47

77,52

16

Волгоградская область

71,42

66,11

76,57

17

Ростовская область

71,39

66,34

76,28

18

Тюменская область

71,35

65,97

76,72

19

Республика Калмыкия

71,35

65,65

77,25

20

Астраханская область

71,34

65,91

76,72


Северо-Западный Федеральный округ

71,25

65,65

76,57

21

Ямало-Ненецкий авт.округ

71,23

66,53

75,88

22

Тамбовская область

70,93

64,87

77,15

23

Воронежская область

70,89

64,81

24

Чувашская Республика

70,79

64,59

77,19

25

Московская область

70,78

65,1

76,3


Российская Федеpация

70,76

65,13

76,3

26

Рязанская область

70,74

64,77

76,61

27

Саратовская область

70,67

65,01

76,19

28

Липецкая область

70,66

64,56

76,77

29

Республика Мордовия

70,56

64,79

76,39

30

Калининградская область

70,51

65,1

75,68

31

Ульяновская область

70,5

64,64

76,3

32

Мурманская область

70,46

65,15

75,26

33

Ярославская область

70,45

64,25

76,37

34

Ленинградская область

70,36

64,73

76,05

35

Томская область

70,33

64,78

75,9

36

Кировская область

70,26

64,31

76,29

37

Орловская область

70,22

64,36

75,92

38

Новосибирская область

70,19

64,29

76,13

39

Архангельская область

70,16

64,11

76,27

40

Курская область

70,14

64,27

76


Приволжский Федеральный округ

70,06

64,04

76,1


Уральский Федеральный округ

70,06

64,14

75,93

41

Калужская область

70,02

64,43

75,51

42

Удмуртская Республика

69,92

63,52

76,33

43

Костромская область

69,86

64,31

75,29

44

Ивановская область

69,84

63,9

75,42

45

Свердловская область

69,81

63,64

75,86

46

Алтайский край

69,77

64,11

75,44

47

Брянская область

69,75

63,32

76,32

48

Омская область

69,74

63,86

75,57

49

Республика Башкортостан

69,63

63,66

75,84

50

Челябинская область

69,52

63,48

75,46

51

Нижегородская область

69,42

63,06

75,75

52

Тульская область

69,41

63,22

75,57

53

Самарская область

69,4

63,28

75,5

54

Вологодская область

69,35

63,21

75,63

55

Республика Марий Эл

69,3

62,82

76,13

56

Республика Коми

69,27

63,22

75,39

57

Республика Карелия

69,19

63,17

75,05

58

Владимирская область

69,13

62,78

75,44

59

Республика Саха (Якутия)

69,13

63,54

75

60

Красноярский край

69,06

63,35

74,77

61

Оренбургская область

68,9

63,1

74,82

62

Смоленская область

68,9

62,93

74,97

63

Пермский край

68,75

62,61

74,89


Сибирский Федеральный округ

68,63

62,74

74,58

64

Республика Хакасия

68,57

62,95

74,14

65

Курганская область

68,27

61,93

74,97

66

Приморский край

68,19

62,77

73,92

67

Тверская область

68,13

62,28

74,03

68

Камчатский край

67,98

62,59

74,07

69

Хабаровский край

67,92

62,13

73,96

70

Псковская область

67,82

61,81

74,05


Дальневосточный Федеральный округ

67,81

62,22

73,76

71

Кемеровская область

67,72

61,5

74,04

72

Сахалинская область

67,7

62,17

73,53

73

Новгородская область

67,67

60,89

74,75

74

Республика Бурятия

67,67

62,32

73,06

75

Республика Алтай

67,34

61,48

73,44

76

Магаданская область

67,12

61,84

72,77

77

Забайкальский край

67,11

61,47

73,1

78

Иркутская область

66,72

60,32

73,28

79

Амурская область

66,38

60,59

72,59

80

Ненецкий авт.округ

65,76

60,22

75,21

81

Еврейская автономная область

64,94

58,84

71,66

82

Чукотский авт.округ

62,11

58,65

66,42

83

Республика Тыва

61,79

56,37

67,51


Данная таблица дает нам представление о преобладании женского населения в регионах Российской Федерации, и данная информация позволяет рассматривать по регионам специфические потребности по регионам мужчин и женщин.

Мы так же можем считать, что регионы с большим количеством проживающих в нем женщин имеет особую специфику заболеваемости. Которую мы можем исследовать на приведенном рисунке-графике (См. Рисунок 1 Особенности заболеваемости в регионах РФ).

Данный рисунок позволяет нам увидеть то, что в зависимости от того, в каком положении находится состояние экономическое положение региона изменяется и рост показателей заболеваемости.

То есть рост заболеваемости в регионах связан с общими причинами социально-экономической нестабильности в стране, который в свою очередь вызывает:

стрессовое состояние,

ухудшение питания,

изменение санитарно-эпидемической обстановки в худшую сторону.

Рисунок 1 Особенности заболеваемости в регионах РФ

Повышение же уровня заболеваемости населения региона, практически наверняка приводит к снижению его трудового и интеллектуального потенциала.

Анализ данных о занятости и уровне безработицы в Российской Федерации приведен мною на рисунке. (См. Рисунок 2 - Уровень безработицы по методологии МОТ).

Рисунок 2 Уровень безработицы по методологии МОТ

Позволяет нам сделать вывод в том, что в последние годы имело место снижение уровня безработицы.

Однако, проблемы экономического развития и политики Российской Федерации с конца 2014 года, вновь привели к росту числа безработных в Российской Федерации.

Уровень образования населения в России, является одним важнейших факторов, которые обеспечивали ей место в числе развитых государств мира и придают стране значительные перспективы будущего развития.

Рассмотрим уровень образования на следующем рисунке-графике. (См. Рисунок 3 Соотношение уровня бедности и образования).

Рисунок 3 Соотношение уровня бедности и образования

Сейчас в России, среди ее жителей отмечается широкое распространение самооценки, которое характеризуется, как, ощущение собственной бедности.

Соответственно мы можем отметить в Российской Федерации рост уровня субъективной бедности, который сопровождается высоким уровнем абсолютной бедности.

Данное положение можно проиллюстрировать при помощи рисунка. (См. Рисунок 4 Лидеры рейтинга регионов по качеству жизни в Российской Федерации за 2013 год)

Рисунок 4 Лидеры рейтинга регионов по качеству жизни в Российской Федерации за 2013 год

Современный этап развития экономики России, как и проблемы, которыми определяется уровень жизни населения, а так же, факторы, которые определяют его динамику, реально начинаю иметь очень большое значение. Их решение во многом определяет вектора роста и темпы преобразований, которые необходимы сейчас стране, которые могут, и в конечном счете, обеспечить обществу политическую и экономическую стабильность.

Статья 5 Конституции Российская Федерация гласит, что наша стран состоит из "равноправных субъектов" и это равноправие подчеркивается взаимоотношениями регионов с федеральными органами государственной власти.

При этом, этимологизация регионов по уровню бедности остается сложнейшей научной проблемой.

Типологизация регионов, производится, как выделение и группировка региональных образований по некоторым генерализующим признакам. При этом предпочтение оказывается таким методам группировок, как сложное разделение регионов в совокупности на типы (группы), которое проводится по 2-м и более группированным признакам, которые берутся в сложном сочетании.

При этом, яркой особенностью современной России стали возросшие территориальные контрасты по уровню жизни людей, которые оцениваются по соотношению доходов на душу населения и статуса прожиточного минимума.

В этом смысле уровень жизни беднейших регионов России ниже в 8-12 раз нежели у лидера - Москвы.

Северный Кавказ,

Южная Сибирь,

Забайкалье,

отдельные регионы Дальнего Востока,

Псковская область,

Оренбургская область.

Относительно невысоким остается удельный вес в статусе "бедных семей" в российских столицах Москве и Санкт-Петербурге, однако, на противоположных им полюсах, находятся такие региона, как Нижегородская и Ульяновская области и большинство регионов, ориентированных "экспортно" по сырью и металлургии.

Анализируя современное состояние социально-экономического развития регионов, необходимо так же, учитывать разнообразие стартовых условий, в которых регионы поставлен изначально.

Таким образом, в первой генерализации можно выделить следующие групповые признаки:

климат,

геология,

ландшафт и др.

В качестве примера можно заметить, что при одинаковом уровне заработной платы и даже при одинаковых ценах на товары, люди, которые проживают в более холодном климате, вынуждены покупать больше одежды и других утеплителей, нежели жители жарких мест.

Значительное влияние на влияние на людей оказывают так же такие генерализационные признаки, как:

экономико-географическое положение,

транспортно-географическое положение,

приграничное положение,

производственно-географический фактор,

социально-географический и другие факторы.

.2 Специфика и причины бедности в России

Многие страны озабочены проблемами бедности и для России этот вопрос остается особенно актуальным. Для борьбы сс этим явлением, необходимо выделить его его причины.

Рассматривая этот вопрос с точки зрения "мнения населения" основными причинами бедности в России являются такие факторы и явления, как:

коррумпированная власть,

национальный менталитет,

природная лень россиян,

алкоголизм и пьянство,

преступность,

монополии.

Примерно половина из людей, которые принимают участие в опросах населения отмечают наличие коррупции, в каче6стве самой первой причины бедности в России.

Коррупция при этом имеет множество отрицательных для экономики и уровня жизни неблагоприятных последствий:

умножает теневую экономику, снижая поступления денег в бюджет и тем самым лишает государство рычагов управления,

влияет на экономику напрямую, поскольку при помощи взяток можно обеспечить недобросовестным предпринимателям предоставление неконкурентных преимуществ.

коррупция дискредитирует идею свободного рынка и роняет государственный авторитет, как арбитра и судьи.

коррупция в процессе приватизации и банкротств влияет на появление в экономике по настоящему эффективных собственников предприятий.  - бюджетные средства расходуются крайне нерационально, а возможность бюджетного кризиса резко провоцируется

коррупция "раздувает" издержки экономических субъектов, а результате, потребители получают повышенные цены и тарифы на услуги.  - коррупция в органах государственного управления, ведет к полной деморализации аппарата управления крупных корпораций, в которых резко снижается эффективность государственного и коммерческого управления.

коррупция обеспечивает недобросовестную конкуренцию, и снижает возможность широкомасштабных иностранных и российских инвестиций, что так же лишает Россию дополнительных возможностей развития.

коррупция так же, снижает зависимость государства от населения, то есть понижает степень заинтересованности власти в решении социальных проблем.

Благодаря коррупции поддерживается высокий уровень социальной дифференциаций, и как следствие, поддерживается высокий уровень социальную напряженности., которая приводит к охвату жизненно важных сфер, таких как здравоохранение и образование, а потом, и постепенно их разрушает.

Нарушение государством бюджетных обязательств, так же приводит к сворачиванию и недовыполнению важных социальных программ. Таким образом, бесправные бедные, становятся еще более бедными, а влиятельные богатые, только богатеют.

Другая причина российской бедности бесправие российского малого и среднего бизнеса. Малому и среднему бизнесу, мешает очень многое, от бюрократических барьеров и заканчивая ограничениями, которые накладываются на него присутствием в экономике крупного бизнеса и монополий.

Бюджетный сектор сегодня перестал быть основным источником по генерирования бедности в России. но сегодня бюджетный сектор во многих регионах пытается заместить неэффективные сектора экономики. Но это получается не эффективно.

Есть регионы в России в которых до 40% населения занято в бюджетной сфере, и, в результате именно госсектор адсорбирует беднейшие слои населения и делает попытки по его инвестированию, что создает серьезные диспропорции и значительную дифференциацию населения по уровню доходов, поскольку низкий уровень зарплаты в ряде отраслей бюджетной сферы экономики дает высокий уровень бедности.

Данные статистики дают возможность сделать вывод, что среднедушевые доходы в деньгах 10% наиболее обеспеченных граждан превышают доходы 10% наименее обеспеченных граждан более чем в 14 раз.

При помощи социальных трансфертов и внутрисемейного перераспределение ресурсов удается выравнивать доходную обеспеченность домохозяйств, но это происходит в незначительной степени, а дифференциация оплаты труда, при этом, достигает просто угрожающих размеров и доходит до 3400%.

И эта чудовищная дифференциация заработной платы связана непосредственно с межотраслевыми и внутриотраслевыми диспропорциями в оплате труда сотрудников.

Так, межотраслевые различия по оплате труда в 2014 году дошли до уровня в 850% раз.

При этом, наиболее высокие заработки, отмечаются в топливно-энергетическом комплексе, цветной металлургии, а так же в сфере финансов, наиболее же низкими остается сельское и лесное хозяйство, легкая промышленности и, как мы уже говорили бюджетные сектора экономики.

(См. Рисунок 4 - Отрасли экономики с самым высоким и самым низким значениями среднемесячной заработной платы, руб.)

Рисунок 4 Отрасли экономики с самым высоким и самым низким начениями среднемесячной заработной платы, руб.)

бедность регион россия экономический

Текущий дисбаланс экономики и экономический кризис снизил реальные доходы населения почти в два раза, и это, так же не могло не привести к резкому расширению бедности в России.

В настоящее время, практически в равной степени были обесценены все составляющие элементы денежных доходов населения, в том числе:

уровень реальной заработной платы,

покупательная способность пенсии, пособий, стипендий и других социальных выплат.

И, если к середине 2011 года, процессы по дальнейшему расслоению российского общества по уровню денежных доходов наметили тенденцию к сокращению, то проблемы конца 2014 года значительно обострили эту проблему.

Поэтому же в 2014 году 42 млн. человек или 28,7% населения страны оказались в числе людей с доходами ниже прожиточного минимума в России и регионе.

Таким образом, показатели бедности по численности населения с денежными доходами которые не достигли прожиточного минимума составили в начале 2015 года уже 44 млн. человек, или 30,2% населения страны.

Отметим, что традиционно уязвимы на рынке труда такие группы населения как:

родители-одиночки, которые воспитывают несовершеннолетних детей;

молодые люди и девушки, не способные найти работу после окончания учебы;

устойчиво безработные , имеющие этот статус на протяжении длительного времени);

работники старшего и пред пенсионного возраста;

инвалиды;

мигранты.

К факторам, которые так же связаны с высоким риском бедности так же относятся:

низкий образовательный уровень,

отсутствие или недостаток опыта работы,

статус семьи

Группы с высоким риском бедности пополняются так же:

неполными семьями, которые возглавляются, как правило, женщинами,

одинокие пенсионеры старших возрастов, среди которых так же преобладающими являются женщины.

Факторы генерации экономической бедности, таковы, что наличие работы у трудоспособного гражданина не может быть гарантией его благосостояния по енкоторым причинам, в том числе:

- отсутствие в депрессивных регионах полноценного рынка труда. В особенности в малых городах и поселках, в котрых экономика определяется градообразующим предприятием или узким кругом предприятий, стагнирующих отраслей промышленности;

- рамки нормирования оплаты труда не дают сотрудникам в официальном порядке получать достойное вознаграждение в соответствии с качеством и эффективностью труда.

Таким образом, мы отмечаем в России появление сословия "новых бедных" или, как их еще называют "работающей бедноты".

Таки образом, причинами российской бедности следует называть, прежде всего:

низкую адаптацию национальной экономики к процессам глобализации,

низкую конкурентоспособность целых отраслей и производств российской экономики,

низкую производительность труда персонала и его очень слабую организацию,

значительное преобладание рабочих мест с низкой оплатой труда работника,

дефицит специалистов высокой квалификации.

Таким образом, необходимо констатировать факт: сложившаяся в России модель бедности представляет собой результат низкого уровня доходов населения от занятости.

Секторы экономики с низким уровнем дохода можно объединить в две основные группы:

группа состоит из организации и учреждения сферы бюджетного финансирования: здравоохранения, физкультуры и социального обеспечения, образования, культуры и искусства.

группа формируется отраслями с низким уровнем конкурентоспособности производимой ими продукции: сельское и лесное хозяйство, легкая промышленность.

Таким образом, справедливым оказывается вывод о том, что хронические очаги бедности в России появились в бюджетной сфере и в ряде сторнирующих отраслей промышленности.

При этом, низкий уровень заработной платы работников указанных отраслей становится главной причиной бедности работающего населения.

Региональный аспект бедности обуславливается теми различиями, которые имеются в экономическом потенциале территорий, а так же, значительным преобладанием в некоторых субъектах Федерации предприятий с нерентабельной депрессивной структурой и весьма низкой адаптацией населения к новым типам экономических отношений, а так же плохой структурой занятости населения, сдобренной отсутствием программ по адресной социальной защите населения.

Таким образом, мы можем уверенно говорить, что в качестве основных причин бедности в России, не пресловутый менталитет и пьянство, но:

государственная коррупция,

бесправие в структурах малого и среднего бизнеса,

недостаточное количество приемлемых рабочих мест,

низкий уровень заработной платы и проблем с ее своевременной выплатой,

слабая развитость сельского хозяйства и других "депрессивных" малоприбыльных секторов экономики в России,

низкие позиции в конкуренции отечественных производителей и производств.

3. Основные направления социально-экономической политики по снижению бедности в России


Бедность не предполагается сократить в России, только на основании её экономического роста. Для победы над ней, необходимо принять, разработать и реализовать новую политику распределительных отношений, в котрых будет поставлено препятствие к дискриминации бедных в их доступе к различных видам ресурсов, в том числе: рабочим местам, доходам и социальным трансфертам.

Основополагающими направлениями в борьбе с бедностью можно определить из тех факторов, которые обеспечивали ее появление и развитие. То есть, в России, борьба с бедностью предполагает:

реализацию принципов социального государства,

реализация гарантированного уровня доходов для трудоспособного населения, которая основывалась бы на доступности всех слоев населения к качественным услугам образования, здравоохранения, культуры, жилищно-коммунального хозяйства и прочих благ.

Так же значительной является роль обеспечения системы социальной защиты населения, которая включает в себя различные виды пособий, в том числе:

пенсионных,

по безработице,

оказание помощи многодетным семьям,

по болезни,

по уходу за детьми,

пособия по оплате жилищно-коммунальных услуг.

Различными экспертами обращается внимание на то, что решение проблемы бедности в России требует принятие таки мер, как:

установление жесткого контроля за всеми естественных монополий, в том числе, жилищно-коммунального хозяйства, и включающем вопросы ценообразования по их услугам и продукции с адекватной оценкой издержек;

осуществление административных реформ для решения вопросов по улучшению качества услуг, предоставляемых государством;

борьба с коррупцией;

упразднение или изменние по некоторым подзаконным актам министерств и ведомств, котрые позволили бы оддерживать их конкурентоспособность по отношению к частному сектору;

реализация изменений в налоговом законодательстве.

Для противодействия угрозам национальной безопасности в области повышения качества жизни российских граждан, необходимо силами государства во взаимодействии с институтами гражданского общества необходимо:

развить систему национальную по защите прав человека, при помощи развития законодательства и судебной системы;

оказать содействие к росту благосостояния народа и сокращению бедности и различий в уровне доходов населения;

реализовать условия для ведения гражданами здорового образа жизни, а так же, стимулировать рождаемость и снижать уроовень смертности населения;

развивать и улучшать транспортную инфраструктуру, благодаря чему, повышать защиту населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

повышать эффективность системы защиты от безработицы,

обеспечивать условия для привлечения к трудовой деятельности людей с ограниченными физическими возможностями,

реализовать эффективную и рациональную региональную миграционную политику,

обеспечивать развитие пенсионной системы страны,

реализовать нормы социальной поддержки для отдельных категорий граждан;

реализовать обеспечение сохранения культурного и духовного наследия народа, а так же обеспечивать доступность для граждан информационных технологий и информации по различным вопросам экономической, социально-политической и духовной жизни общества;

укреплять материально-техническую базу учреждений здравоохранения, культуры, образования, развития жилищного строительства и повышения качества жилищно-коммунального обслуживания, совершенствовать государственно-частное партнерство.

Важнейшим фактором удачной борьбы с бедностью будет служить постоянный экономический рост в стране.

Исключительно в этом случае приведенные меры могут принести позитивные результаты.

Следует отметить и то, что экономический кризис разыгравшийся последние годы, значительно усложнил борьбу с бедностью, поскольку при экономическом спаде, реализация вышеназванных мер не эффективна.

Поэтому сейчас необходима строгая и четкая стратегия борьбы с бедностью.

Главный путь борьбы с бедностью возвращение страны к состоянию экономического роста.

Достижение этого состояния вполне реальная задача, в случае. Например, восстановления докризисных цен на углеводороды.

Однако, нам необходимо помнить, что вопрос устойчивого и поступательного экономического роста, защищённого от периодических кризисов основывается ы России на новой технологической основе, посредством модернизации экономики.

Так же, важнейшей задачей обеспечения экономического роста становится проблема несправедливое распределение национального дохода. И эту проблему необходимо решить скорейшим образом. Учитывая то, что заработная плата российского работника в четыре раза меньше, нежели у такого же работника в Европе и труд российских граждан недооценен, государство, как пользователь и распределитель природных ресурсов, приносящих некоторым естественным монополиям высочайшую ренту в виде сверхприбылей, может и должно перераспределить эти сверхдоходы на обеспечение не зарплатной, но иных видов конкурентоспособности российских товаров и услуг на международном и внутреннем рынке.

С точки зрения современного понимания механизмов экономического роста не существует противоречий между экономической эффективностью, экономическим ростом и ростом благосостояния.

Следует понимать, что социальные расходы и экономический рост - представляют собой взаимосвязанную цепочку.

 

Заключение

 

Бедность до настоящего времени остается одной из острых социальных проблем в России.

Бедностью ограничивается доступ большей части населения России к важнейшим ресурсам развития, в том числе:

высокооплачиваемой работе,

качественным услугам образования и здравоохранения,

возможностями социализации молодежи и детей.

Низкий уровень доходов у большой части семей, сочетается с чрезмерной полярностью доходов у другой части населения и обусловливает, тем самым, социальное расслоение общества, а так же вызывает социальную напряженность и препятствует стабильному развитию общества и страны в целом.

Бедность, для народа России стала новым феноменом, ведь общий уровень жизни при социализме был невысок, но такого понятия как бедность не существовало как факта и реалии.

Мы понимаем, что резервы рыночной экономики способные обеспечить для большинства населения, не раскрыт в полной мере.

Беспокоит также и значительный рост социального неравенства населения по доходам.

Факторы, которые оказывают влияние на степень неравенства и бедность разнообразны, но для России, основным следует считать региональные и отраслевые проблемы по:

увеличению уровня безработицы,

низкую эффективность социальных программ государства, в том числе по поддержке многодетных и неполных семей, инвалидов и пенсионеров,

половозрастной фактор,

уровень образованности населения,

фактор размера семьи,

количество несовершеннолетних детей и иждивенцев и др.

Снижение уровня бедности остается важнейшей задачей современного российского общества, поскольку она оказывает адресное влияние на экономический рост России и российской экономики в целом.

Снижение же доходов граждан приводит к падению темпов развития национальной экономики. Поэтому для обеспечения экономического роста доля заработной платы в национальном доходе должна быть увеличена до мирового уровня в 60 %, от общей себестоимости производимых товаров, в то время, как по итогам 2014 года в России уровень заработной платы в общей стоимости издали не доходит и до 35 %.

Все более очевидной становится необходимость более широкой постановки этой проблемы.

Для решения проблемы бедности государству и общественным организациям необходимо осуществлять социальные программы по поддержке малоимущих, а так же стимулировать укрепление и стабилизацию среднего класса. Вместе с этим, государству важно обеспечить заинтересованность в формировании новых жизненных и поведенческих установок российских граждан.

Государству необходимо обеспечить возможность для граждан зарабатывать средства для своей жизни на собственной работе. Трудоспособные граждане, должны иметь самостоятельные возможности для выхода из бедности.

И это требует от государства действенных мер:

по развитию малого и среднего бизнеса;

созданию крупных государственных проектов, в которых можно было бы задействовать безработных граждан;

создавать постоянных и временных рабочих мест.

Необходимо помнить так же о гражданах, представителях уязвимых групп и учитывать то, что эти граждане не всегда могут обеспечить себя самостоятельно. Им необходима большая поддержка от государства, для преодоления порога бедности.

Исходя и из вышеизложенного, нам становится понятной необходимость реализации грамотной политики государства, которая способна была бы довести страну до достойного уровня и способствовать в искоренении проблемы бедности.

 

Список литературы

 

1.      Конституция Российской Федерации. - М.: Закон и порядок, 2014 - 126 с.

.        Бюджетный кодекс Российской Федерации. М.: Закон и порядок, 2014 - 850 с.

.        Андреева А. Бедность и неравенство//Бюджет. .-№9 -2010 С. 56 - 59

.        Байгильдина А.У., Исянбаев М.Н., Ярмухаметов З.Г. Регулирование занятости населения в депрессивных регионах. Уфа: РИО Башкирский ГУ, 2009 - 71 с.

.        Васильев В.В. Финансовые дотации: выравнивание или стимулирование// Финансы.-2011 №4.С.13 - 18.

.        Грицай О.Р. и др. Центр и периферия в региональном развитии. М.: Наука, 2013 - 121 с.

.        Данилец А.В. Бедность и занятость в России.// Геополитический мониторинг России - Вып. 19 СПб.: 2015 - С.44 - 58

.        Иванов Н.П. О бедности как глобальной проблеме//Независимая газета№445.2010 - С.7

9.      Зинин В.Г. Государственная политика сокращения бедности, 2011г. [Электронный ресурс] www.councill.gov.ru (Обращение 29.05.2015)

10.    Каримов А.Г. Проблема бедности в депрессивных регионах и пути ее преодоления//Научный вестник УрАГС. .-№4 2008 С. 57 -59

11.    Николаев И.А., Марушкина Е.В. Аналитический доклад ФБК "Бедность в России: экономический анализ", 2009 [Электронный ресурс] http://www.fbk.ru (Обращение 29.05.2015)

12.    Михалкина Е.В. Стратегические направления локализации низкого уровня жизни в Российских регионах//Фундаментальные исследования.- .-№12,2008.-С.73-76.

.        Модернизация - новая экономическая политика РФ.// Регионы России.- .-№4 2009 С. 54 - 61

.        Сарбашева Ф., Батов Г. Проблемы социальной сферы в депрессивном регионе. Экономист. № 9 2011, С. 81.

.        Солодилова Н.З. Бедность: о сущности, измерении, путях преодоления. // Бедность в трансформационный период: причины, проявления, последствия. Уфа: ДизайнПолиграфСервис, 2012 - 45 с.

.        Тихонова Н.Е. Феномен городской бедности в современной России. М.: Наука, 2013 - 123 с.

Похожие работы на - Проблемы региональной бедности в России

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!