Проблемы развития предприятия малого и среднего бизнеса в Казахстане

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    153,72 Кб
  • Опубликовано:
    2015-07-10
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Проблемы развития предприятия малого и среднего бизнеса в Казахстане

Костанайский социально-технический университет имени З. Алдамжар

Факультет экономики, права и управления

Кафедра экономики и управления









Курсовая работа

Проблемы развития предприятия малого и среднего бизнеса в Казахстане


Выполнил:

Давлетшин Рустам Рамильевич

курса специальности

ГМУ, о/с ВПО

Научный руководитель

Байкадамов Н.Т., к.э.н., доцент

Костанай

Задание на курсовую работу

Студенту Давлетшин Рустаму Рамильевичу

Тема курсовой работы "Проблемы развития предприятия малого и среднего бизнеса в Казахстане"

Целью исследования является научно-теоретическое и практическое обоснование необходимости развития малого бизнеса и его роль в сельском хозяйстве.

Данная цель конкретизирована в постановке следующих задач:

обосновать объективную необходимость и сущность формирования и развития малого бизнеса в аграрном секторе;

определить роль государства в поддержке малого бизнеса в Республике Казахстан;

выявить пути совершенствования деятельности предприятия

раскрыть и обосновать предложения и мероприятия по улучшению деятельности предприятия

Объем курсовой работы - 25-30 стр. (устанавливается кафедрой)

Срок доклада руководителю о ходе разработки курсовой работы:

а) доклад о собранном материале и ходе разработки курсовой работы до "____"2013 г.

б) доклад о ходе написания курсовой работы до" "___________2013 г.

Срок сдачи курсовой работы - "_____" 2013 г.

Руководитель курсовой работы: _______"_____" 2013 г.

Содержание

Введение

. Научно-теоретические основы развития малого бизнеса

.1 Развитие предпринимательства в историческом процессе

.2 Особенности малого бизнеса и его развитие в аграрной сфере

2. Проблемы малого бизнеса в аграрной сфере в период кризиса 2008-2010 гг. и государственная поддержка

2.1 Проблемы малого бизнеса

.2 Государственная поддержка малого бизнеса в Республике Казахстан

. Пути совершенствования деятельности предприятия

3.1 Основные методы совершенствования экономической эффективности предприятия на примере КХ

Заключение

Список использованных источников

Приложения

Введение

За последние десять лет в Казахстане появились миллионы предпринимателей и собственников. В связи с приватизацией за государством осталась лишь часть организаций и предприятий, а остальные перешли в частное владение. Основную часть казахстанского предпринимательства составляет малый и средний бизнес.

Аграрный сектор экономики республики, как известно, обладает огромным потенциалом. К примеру, общая площадь сельскохозяйственных угодий составляет 223 млн. га, в том числе пашни - 21 млн. га, что в расчете на одного жителя страны приравнивается к 1,5 га; 84% земельных угодий пригодны для занятия животноводством.

Актуальность проблемы развития малого бизнеса заключается в большом количестве действующих малых предприятий, особенно в сельском хозяйстве, где возможности для их развития далеко не использованы не только в отраслевом, но и по этапам производства и реализации продукции на малых агропромышленных предприятиях в научном аспекте в достаточной мере не изучены.

Проблеме становления и развития многообразия форм собственности и хозяйствования в условиях перехода к рыночным отношениям посвящены исследования многих экономистов-аграрников стран СНГ и республики Казахстан - Семина А.Н., Филиппова Н.Н., Абдильдина С.А., Аутова P.P., Калиева Г.А., Куватова Р.Ю., Сатыбалдина А.А., Сигарева М.И., Сундетова Ж. и др. В работах этих и других исследователей раскрываются основные концептуальные подходы, теоретико-методологические и конкретно-практические пути и направления формирования и развития многоукладной экономики в аграрном секторе, базирующейся на многообразии форм собственности и хозяйствования в условиях перехода к рыночным отношениям.

Вместе с тем, в аграрно-экономической литературе недостаточно изучены общетеоретические и методологические основы становления и развития многообразия форм собственности и хозяйствования в сельском хозяйстве. В частности, не получили должной разработки такие вопросы, как объективные основы, факторы и принципы становления многообразия форм собственности и хозяйствования и развития и т.д. Еще недостаточно исследованы региональные особенности формирования и развития форм собственности и хозяйствования в сельском хозяйстве, в частности, Костанайской области.

Наибольшую актуальность приобретают исследования вопросов постприватизационного развития малого бизнеса в сельскохозяйственных предприятий. К тому же, происходящие перемены по мере углубления самих реформ требуют постоянного научного мониторинга, теоретического осмысления и практической их корректировки. Все это определило актуальность исследования и послужило основанием выбора темы.

Целью исследования является научно-теоретическое и практическое обоснование необходимости развития малого бизнеса и его роль в сельском хозяйстве. бизнес предприятие сельский казахстан

Данная цель конкретизирована в постановке следующих задач:

обосновать объективную необходимость и сущность формирования и развития малого бизнеса в аграрном секторе;

определить роль государства в поддержке малого бизнеса в Республике Казахстан;

выявить пути совершенствования деятельности предприятия

раскрыть и обосновать предложения и мероприятия по улучшению деятельности предприятия

Предметом исследования является малый бизнес в сельскохозяйственном производстве на примере КХ на современном этапе в Казахстане.

Объектом исследования является КХ

Теоретико-методологической основой исследования послужили труды представителей зарубежной и казахстанской аграрной экономической  науки, указы президента РК, законодательные акты, государственные программные документы.

В процессе исследования и подготовки рекомендаций использованы применяемые в экономической науке методы: монографический, аналитический, расчетно-конструктивный, абстрактно-логический, экономико-математический и другие.

1. Научно-теоретические основы развития малого бизнеса

1.1 Развитие предпринимательства в историческом процессе

Среди многих факторов социально-экономического прогресса в большинстве стран мира, важную роль в современных условиях играет предпринимательство <#"879709.files/image001.jpg">

Рисунок 1. Основные показатели предпринимательства.

. Коммерческое (торговое) предпринимательство

Производственный бизнес тесно связан с бизнесом в сфере обращения. Ведь произведённые товары надо продавать или обменивать на другие товары. Высокими темпами развивается коммерческо-торговое предпринимательство, как основной второй вид казахстанского предпринимательства.

Принцип организации торгового предпринимательства несколько отличается от производственного, так как предприниматель выступает непосредственно в роли коммерсанта, торговца, продавая готовые товары, приобретенные им у других лиц, потребителю (покупателю). Особенностью торгового предпринимательства является непосредственные экономические связи с оптовыми и розничными потребителями товаров, работ, услуг.

Коммерческое предпринимательство охватывает все виды деятельности, которые непосредственным образом относятся к обмену товара на деньги, денег на товар или товар на товар. Хотя основу коммерческого предпринимательства составляют товарно-денежные операции купли-продажи, в нем оказываются задействованными практически те же факторы и ресурсы, что и в производственном предпринимательстве, но в меньших масштабах.

Сфера официального коммерческого предпринимательства - магазины, рынки, биржи, выставки-продажи, аукционы, торговые дома, торговые базы, другие учреждения торговли. В связи с приватизацией государственных торговых предприятий значительно возросла материальная база личного и коммерческого предпринимательства. Возникли обширные возможности начать свое коммерческое дело, выкупив или построив магазин, организовав свою торговую точку [2].

. Финансово-кредитное предпринимательство

Структура рыночной экономики содержит обособленную внутреннюю характеристику, называемую инфраструктура. Это совокупность связанных между собой институтов, призванных обслуживать основное производство или движение товаров, услуг от производителя до потребителя. К институтам следует отнести торговлю, транспорт, связь, систему коммуникаций, бытовое обслуживание, банковские услуги, биржевую деятельность, рекламные и консультационные службы и т.п. Институты инфраструктуры делятся на организационную, материальную и кредитно-расчетную базы. К организационной базе инфраструктуры относятся снабженческо-сбытовые, брокерские и другие посреднические организации, коммерческие фирмы крупных предприятий. Транспортная система, склады, информационная система, средства связи следует отнести к материальной базе инфраструктуры. Банки, страховые системы, крупные самостоятельные банки, кредитно-сберегательные учреждения, средние и мелкие коммерческие банки формируют кредитно-расчетную базу инфраструктуры. Инфраструктура, включающая государственные и коммерческие системы и организации, обслуживает и потребности рынка.

Секторы и виды рынка прямым или косвенным образом связаны между собой, их взаимодействие призвано обеспечивать удовлетворение растущих потребностей людей, улучшать благосостояние всего общества. Для этого необходим общий координатор, роль которого выполняет государство.

Динамика развития экономики определяется рыночной конъюнктурой. Конъюнктура (от лат. сопщпёеге - связывать) - складывающаяся на рынке экономическая ситуация, характеризуемая конкретными показателями изменения цен, соотношения спроса и предложения, деловой активности в определенный период времени.

Конъюнктура рынка может быть благоприятной, вялой, устойчивой. Благоприятная конъюнктура рынка характеризуется наличием активного, устойчивого спроса на рыночные товары и услуги, превышением спроса над предложением, положительной тенденцией динамики цен на наиболее представительные товары. Вялая конъюнктура рынка характеризуется низким уровнем спроса и деловой активности, небольшим количеством сделок, тенденцией к снижению цен на определенные виды товаров и услуг. Устойчивая конъюнктура характеризуется стабильным уровнем сделок купли-продажи и установлением цен, близких к равновесным ценам. В более широком понимании рыночная конъюнктура включает в себя уровень экономической активности, характеризуемый движением цен на обособленных рынках, процентных ставок, валютного курса, дивидендов, а также динамикой производства и потребления.

Современная рыночная экономика требует признания системы особых социальных, экономических, политических принципов, определяющих модель рыночной экономики в разных государствах.

•              Экономическую эффективность. По своей природе рыночная экономика направлена на получение максимальных прибылей при соизмерении результатов и затрат с использованием прогрессивных технологий.

•              Экономическую справедливость. Законы спроса и предложения позволяют давать справедливую общественную оценку всякой целесообразной деятельности человека, его способностям. Поэтому она естественным образом допускает личное обогащение и высокий уровень жизни.

•              Экономическую стабильность. Рыночная экономика основана на действии своих естественных законов, поэтому многие вопросы между производством и потребностями в обществе регулируются сами по себе. Она наиболее полно выражает свои преимущества, если развивается стабильными, устойчивыми темпами под воздействием эффективного государственного регулирования.

Преимущества рыночной экономики как системы проявляются через выполняемые ею функции.

Регулирующая функция. Экономика во многом саморегулируемая, действует стихийная рыночная сила "невидимой руки". Предложение и спрос взаимозависимы. В частности, рост цен на товары, услуги сдерживается ограничением их потребления, а снижение цен стимулируется ростом потребления. Саморегулирующий механизм рынка позволяет избегать такие негативные явления, как товарный дефицит и перепроизводство в массовых масштабах. Поэтому рыночная экономика принципиально отрицает необходимость государственного планирования производства товаров, услуг, а также планирования цен.

Стимулирующая функция. Посредством действия таких принципов рынка, как экономическая свобода, свободное ценообразование и конкуренция стимулируются внедрением в производственный процесс достижений научно-технического прогресса в целях повышения производительности труда и улучшения качества выпускаемой продукции, ее ассортимента. Стремление товаропроизводителя максимально удовлетворить потребности потребителя ведет к максимизации прибыльности и конкурентоспособности его бизнеса. Именно данная функция позволяет человеку наиболее полно раскрыть свои способности, обеспечить свое личное, семейное благосостояние, стать богатым и материально независимым.

Информационная функция. Рынок является источником информации, знаний, сведений, необходимых действующим экономическим субъектам. Информация о динамике цен, количестве, ассортименте, качестве товаров и услуг позволяет принять экономически рациональные и обоснованные решения. Это широко отражается в средствах массовой информации, рекламе, в организации ярмарок, выставок, аукционов и других мероприятиях, которые призваны делать рыночную конъюнктуру для заинтересованных экономических субъектов наиболее доступной.

Санирующая функция. Рынок, с одной стороны, очищает общественное производство от экономически слабых, неконкурентоспособных хозяйствующих субъектов, но, с другой стороны, поощряет эффективных, предприимчивых. Для первых санирующая функция во многом регулируется через существующую процедуру банкротства, для вторых - посредством предоставления налоговых льгот. Тем самым, товаропроизводители, как конкуренты, дифференцируются, что позволяет достигать экономической справедливости.

Но вместе с тем свободная по характеру рыночная экономика неидеальна. В ней имеются потенциальные недостатки, которые могут проявляться в той или иной степени. Острые противоречия капитализма, как общества рыночной экономики, стали проявляться начиная со второй половины XIX века, с эпохи бурного роста промышленного производства и индустриальных городов, отменой крепостной зависимости крестьян и массового оттока сельского населения в города, научно-технической революции и широкого внедрения высокомеханизированных технологий. Процесс интенсивного экономического роста сопровождался концентрацией капиталов и образованием монополий, кризисами перепроизводства и увеличением безработицы, резкой дифференциацией доходов между богатыми и бедными. В результате рыночная экономика без активного государственного вмешательства не в состоянии решать ряд значимых для общества проблем.

В более конкретном виде идеальная рыночная система имеет следующие недостатки:

•              Образование монополий может создавать искусственные препятствия для справедливой конкуренции, ведет к неоправданному диктованию цен, что негативно отражается на интересах потребителей.

•              Возможность экономических кризисов и резких циклических колебаний. Перепроизводство или недопроизводство товаров (например, в связи с ограниченностью ресурсов) способствует массовым разорениям предприятий и безработице.

•              Возможность значительной дифференциации общества по доходам. Рыночная система, с одной стороны, позволяет определенному числу обладателей ресурсов накапливать капиталы и богатства, с другой стороны, способствует росту числа безработных и бедных.

•              Невозможность поддержания неприбыльных отраслей. Рыночные силы естественным образом не заинтересованы или не призваны содержать такие важные общественные сферы, как оборона, национальная безопасность, правопорядок, фундаментальная наука, всеобщее начальное или среднее образование.

• Неспособность рыночного механизма решать проблемы регулирования внешних, побочных эффектов производства. К наиболее актуальным внешним отрицательным эффектам относятся: загрязнение окружающей среды от промышленных выбросов, исчерпание природно-экономических ресурсов, межотраслевые и внутриотраслевые диспропорции в производстве, незаконная эксплуатация труда, наркомания, алкоголизм.

Недостатки свободной рыночной экономики, казалось бы, свидетельствуют о несостоятельности и бесперспективности всей рыночной системы. Но это далеко не так. Государственное регулирование экономики призвано создавать условия для наиболее полной реализации "природных" преимуществ и минимизировать недостатки рынка, защищая интересы государства и решая социальные проблемы общества.

В этот период разрабатывались экономические программы, направленные на ускорение социально-экономического развития страны. Они были направлены на переход от административных к экономическим методам управления, реформы планирования и ценообразования, перевод предприятий на хозяйственный расчет и самофинансирование. Реализация программ не привела к ожидаемым результатам, более того, положение ухудшилось: плановая экономика становилась все более затратной и менее прибыльной, произошел значительный спад производства, обострились явления товарного дефицита на потребительском рынке, произошел существенный рост цен, ухудшался уровень жизни населения. Объективной причиной тому явились историческая обреченность и несостоятельность всей системы. Невозможно было осуществлять рыночные преобразования внутри совершенно противоположной экономической системы - командно-административной.

Сложившаяся советская экономика, несомненно, была мощной по масштабам и достижениям, но, как система, подверглась саморазрушению. Она характеризовалась:

-              тотальным характером огосударствления экономики, практическим отсутствием частной собственности на средства производства, ростом "теневой экономики";

-              планированием цен, которые не соответствовали действительным рыночным ценам;

-              непринятием экономической свободы и заработанного трудом богатства, которые не создавали реальных стимулов для хозяйственной инициативы и производительного труда. Более того, деятельность наиболее предприимчивых хозяйственников тормозилась жесткими ограничительными мерами;

-              деформированной структурой национальной экономики, в которой ведущее место занимали отрасли военно-промышленного комплекса, добычи и обработки при- родно-экономических ресурсов;

-              преимущественной ориентацией централизованного планирования и статистики на количественные масштабные показатели в ущерб качественным.

Для реформирования собственности в экономике переходного периода в первую очередь требовалось осуществить разгосударствление и приватизацию собственности Приватизация призвана была создать слой частных собственников и предпринимателей как социальной базы формирования рыночной экономики.

Приватизация в Казахстане имела следующие основные варианты:

-              аукционная продажа государственных объектов и имущества (предприятий, магазинов, зданий, транспортных средств и т.д.);

-              создание акционерных обществ закрытого типа, что предусматривало продажу акций или бесплатное их распределение работникам предприятия;

-              передача крупных предприятий под иностранное управление;

-              так называемая массовая приватизация путем бесплатного распределения жилищных и приватизационных инвестиционных купонов.

Индустриально-инновационное развитие и построение постиндустриального общества с достойным уровнем жизни населения является главным направлением современного развития Республики Казахстан. Осуществляются программы приоритетного развития наукоемких производств, перерабатывающих отраслей для выпуска конечной продукции, создания казахстанских кластеров, вхождения страны в число 50-и наиболее конкурентоспособных стран мира. Высокие достижения в экономике позволяют успешно проводить реформы в социальной сфере: реализация государственной программы жилищного строительства, стимулирование роста рождаемости и охраны материнства, перевод системы образования и науки на международные стандарты, организация страховой медицины, создание пенсионных накопительных фондов, поэтапное повышение заработной платы работникам бюджетных организаций, проведение молодежной политики.

По данным Международной федерации мелких промышленных предприятий на долю мелких и средних предприятий в странах-участниках этой организации приходится 50% продукции и численности занятых и свыше 30% капиталовложений и экспорта.

Согласно данным Ассоциации малого бизнеса (США), в США насчитывается 13 млн. небольших фирм, в Великобритании - 2,37 млн. в Японии- 6,5млн. [3].

.2 Особенности малого бизнеса и его развитие в аграрной сфере

Малый бизнес сейчас - это явление, с которым мы сталкиваемся изо дня в день, и каждый человек, если сам не вовлечён в систему предпринимательства, то хотя бы осведомлён о ней.

Существует немало подходов к определению сущности понятия "малый бизнес", а общепринятая трактовка варьируется в зависимости от субъективного восприятия автора терминологической трактовки, государственной и отраслевой принадлежности малого предпринимателя и многих других факторов.

Если рассматривать расширенное понятие малого бизнеса, он представляет собой мобильную совокупность юридических и физических лиц - малых предпринимателей, не являющихся составной частью монополистических структур и играющих по сравнению с ними второстепенную роль в экономике государства. В более узком смысле малый бизнес представляет собой коммерческое частное предприятие, отвечающее индивидуальным для каждого государства и отрасли критериям, прописанным в соответствующих регламентирующих документах государственной важности.

По данным мирового банка, в законотворческой практике различных государств принято более 50 критериев отнесения организации к малому бизнесу. Всё же, можно выделить наиболее часто встречающиеся критерии, к которым относятся следующие: численность персонала; размер уставного капитала предприятия; финансовые показатели предприятия; вид деятельности [2].

Секторы и виды рынка прямым или косвенным образом связаны между собой, их взаимодействие призвано обеспечивать удовлетворение растущих потребностей людей, улучшать благосостояние всего общества. Для этого необходим общий координатор, роль которого выполняет государство.

Динамика развития экономики определяется рыночной конъюнктурой. Конъюнктура (от лат. сопщпёеге - связывать) - складывающаяся на рынке экономическая ситуация, характеризуемая конкретными показателями изменения цен, соотношения спроса и предложения, деловой активности в определенный период времени.

Конъюнктура рынка может быть благоприятной, вялой, устойчивой. Благоприятная конъюнктура рынка характеризуется наличием активного, устойчивого спроса на рыночные товары и услуги, превышением спроса над предложением, положительной тенденцией динамики цен на наиболее представительные товары. Вялая конъюнктура рынка характеризуется низким уровнем спроса и деловой активности, небольшим количеством сделок, тенденцией к снижению цен на определенные виды товаров и услуг. Устойчивая конъюнктура характеризуется стабильным уровнем сделок купли-продажи и установлением цен, близких к равновесным ценам. В более широком понимании рыночная конъюнктура включает в себя уровень экономической активности, характеризуемый движением цен на обособленных рынках, процентных ставок, валютного курса, дивидендов, а также динамикой производства и потребления.

Современная рыночная экономика требует признания системы особых социальных, экономических, политических принципов, определяющих модель рыночной экономики в разных государствах.

Рыночная экономика доказала жизненную состоятельность при решении главных экономических задач, к которым следует отнести:

•              Экономическую эффективность. По своей природе рыночная экономика направлена на получение максимальных прибылей при соизмерении результатов и затрат с использованием прогрессивных технологий.

•              Экономическую справедливость. Законы спроса и предложения позволяют давать справедливую общественную оценку всякой целесообразной деятельности человека, его способностям. Поэтому она естественным образом допускает личное обогащение и высокий уровень жизни.

•              Экономическую стабильность. Рыночная экономика основана на действии своих естественных законов, поэтому многие вопросы между производством и потребностями в обществе регулируются сами по себе. Она наиболее полно выражает свои преимущества, если развивается стабильными, устойчивыми темпами под воздействием эффективного государственного регулирования.

Преимущества рыночной экономики как системы проявляются через выполняемые ею функции.

Стимулирующая функция. Посредством действия таких принципов рынка, как экономическая свобода, свободное ценообразование и конкуренция стимулируются внедреним в производственный процесс достижений научно-технического прогресса в целях повышения производительности труда и улучшения качества выпускаемой продукции, ее ассортимента. Стремление товаропроизводителя максимально удовлетворить потребности потребителя ведет к максимизации прибыльности и конкурентоспособности его бизнеса. Именно данная функция позволяет человеку наиболее полно раскрыть свои способности, обеспечить свое личное, семейное благосостояние, стать богатым и материально независимым.

Информационная функция. Рынок является источником информации, знаний, сведений, необходимых действующим экономическим субъектам. Информация о динамике цен, количестве, ассортименте, качестве товаров и услуг позволяет принять экономически рациональные и обоснованные решения. Это широко отражается в средствах массовой информации, рекламе, в организации ярмарок, выставок, аукционов и других мероприятиях, которые призваны делать рыночную конъюнктуру для заинтересованных экономических субъектов наиболее доступной.

Санирующая функция. Рынок, с одной стороны, очищает общественное производство от экономически слабых, неконкурентоспособных хозяйствующих субъектов, но, с другой стороны, поощряет эффективных, предприимчивых. Для первых санирующая функция во многом регулируется через существующую процедуру банкротства, для вторых - посредством предоставления налоговых льгот. Тем самым, товаропроизводители, как конкуренты, дифференцируются, что позволяет достигать экономической справедливости.

Но вместе с тем свободная по характеру рыночная экономика неидеальна. В ней имеются потенциальные недостатки, которые могут проявляться в той или иной степени. Острые противоречия капитализма, как общества рыночной экономики, стали проявляться начиная со второй половины XIX века, с эпохи бурного роста промышленного производства и индустриальных городов, отменой крепостной зависимости крестьян и массового оттока сельского населения в города, научно-технической революции и широкого внедрения высокомеханизированных технологий. Процесс интенсивного экономического роста сопровождался концентрацией капиталов и образованием монополий, кризисами перепроизводства и увеличением безработицы, резкой дифференциацией доходов между богатыми и бедными. В результате рыночная экономика без активного государственного вмешательства не в состоянии решать ряд значимых для общества проблем.

-              так называемая массовая приватизация путем бесплатного распределения жилищных и приватизационных инвестиционных купонов.

Индустриально-инновационное развитие и построение постиндустриального общества с достойным уровнем жизни населения является главным направлением современного развития Республики Казахстан. Осуществляются программы приоритетного развития наукоемких производств, перерабатывающих отраслей для выпуска конечной продукции, создания казахстанских кластеров, вхождения страны в число 50-и наиболее конкурентоспособных стран мира. Высокие достижения в экономике позволяют успешно проводить реформы в социальной сфере: реализация государственной программы жилищного строительства, стимулирование роста рождаемости и охраны материнства, перевод системы образования и науки на международные стандарты, организация страховой медицины, создание пенсионных накопительных фондов, поэтапное повышение заработной платы работникам бюджетных организаций, проведение молодежной политики.

2. Проблемы малого бизнеса в аграрной сфере в период кризиса 2008-2010 гг. и государственная поддержка

 

.1 Проблемы малого бизнеса


Вклад малых предприятий в оздоровление экономики сегодня явно недостаточен. Это объясняется как общим спадом производства и разрывом хозяйственных связей, так и тем, что не получила развития государственная поддержка малого и среднего предпринимательства. Между тем малые и средние предприятия как неустойчивая предпринимательская структура, наиболее зависимая от колебаний рынка, нуждаются в разносторонней государственной поддержке.

Во многих зарубежных странах малому бизнесу оказывается серьезная финансово-кредитная поддержка со стороны государства через специальные структуры и фонды, например через Администрацию по делам малого бизнеса (США), Корпорацию страхового кредитования малого бизнеса (Япония), "Кредит для средних и мелких фирм" (Франция). В Японии, например, на эти цели в расходной части бюджета выделяется 2-3 млрд. долл.

Заслуживает внимания опыт финансово-кредитной поддержки малого заемщиков.

Однако на кредитовании малого бизнеса кризис ликвидности сказался меньше всего. Банки отказываются от долгосрочных схем кредитования, сворачивают ипотечные программы, но не планируют лимитировать выдачу бизнес - кредитов. В условиях дефицита ресурсов сам процесс получения ссуды может несколько затянуться, но это не повод отказываться от кредитования.

В самых лучших условиях очутились так называемые постоянные клиенты - организации и индивидуальные предприниматели, уже кредитовавшиеся в этом банке. Банки делают ставку на увеличение числа таких клиентов, и предлагают им более выгодные условия кредитов на бизнес <#"879709.files/image002.gif">

Рисунок 2.Численность занятых на предприятиях малого бизнеса в разрезе регионов по состоянию на 1 января 2011 года

 

.2 Государственная поддержка малого бизнеса в Республике Казахстан


В соответствии с конституционным положением: "Каждый имеет право на свободу предпринимательской деятельности, свободное использование своего имущества для любой законной предпринимательской деятельности" [3].

Поэтому государство гарантирует свободу предпринимательской деятельности и обеспечивает ее защиту и поддержку. В целях реализации Послания Президента народу Казахстана "Об основных направлениях внутренней и внешней политики на 2012 год" Правительство Республики Казахстан Постановлением от 7 августа 2002 года <#"879709.files/image003.jpg">

Рисунок 1 Факторы формирования прибыли

Приложение В

Рисунок 2. Блок-схема факторного анализа прибыли

Похожие работы на - Проблемы развития предприятия малого и среднего бизнеса в Казахстане

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!