Анализ деятельности органов местного самоуправления муниципального образования Богородицкий район

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    57,83 Кб
  • Опубликовано:
    2016-07-20
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Анализ деятельности органов местного самоуправления муниципального образования Богородицкий район

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Тульский филиал РАНХиГС







Курсовая работа

по учебной дисциплине «Основы государственного и муниципального управления»

на тему: «Анализ деятельности органов местного самоуправления муниципального образования Богородицкий район»






Тула - 2016

Содержание

Введение

Глава 1. Основы местного самоуправления

.1 Теоретические основы местного самоуправления

.2 Организационно-правовые основы местного самоуправления в России

.3 Принципы местного самоуправления

Глава 2. Анализ деятельности органов местного самоуправления муниципального образования Богородицкий район

.1 Структура органов местного самоуправления муниципального образования Богородицкий район

2.2 Собрание представителей, глава муниципального образования и контрольно-счётная палата муниципального образования Богородицкий район

2.3 Администрация муниципального образования Богородицкий район

.4 Анализ деятельности органов местного самоуправления муниципального образования Богородицкий район

Глава 3. Рекомендации по совершенствованию деятельности органов местного самоуправления муниципального образования Богородицкий район

.1 Проблемы в деятельности органов местного самоуправления муниципального образования Богородицкий район

3.2 Рекомендации по совершенствованию деятельности органов местного самоуправления муниципального образования Богородицкий район

Заключение

Список используемой литературы


Введение

Актуальность темы курсовой работы вызвана перестройкой современного социально-экономического строя Российской Федерации, который происходит с 1990 года по настоящее время. В данный промежуток времени возросло количество социальных и экономических противоречий, бороться с которыми будет государство и местное самоуправление. Местная власть Богородицкого района активно функционирует, поэтому проведение анализа её деятельности необходимое условие выявления и устранения существующих проблем в Богородицком районе, а также его процветания.

Теоретическая значимость исследования состоит в разработке, отсутствующей аналитической и практической информации о деятельности органов местного самоуправления Богородицкого района, позволяющей представлять состояние хозяйства этой территории для определения дальнейших действий, направленных на развитие района.

Практическая значимость исследования заключается в применении разработанной практической информации, способов и методов разрешения существующих проблем муниципального образования Богородицкий район с целью обеспечения наиболее благоприятных темпов развития района и его процветания.

Для проведения исследования необходимо ввести объект исследования, который в данной работе представлен основами местного самоуправления в России, и субъект исследования, в качестве которого выступает деятельность органов местного самоуправления муниципального образования Богородицкий район.

Успешность выполнения исследования зависит от корректности сформулированных целей и задач исследования. В качестве цели в данной работе выступает разработка рекомендаций по совершенствованию деятельности местной власти в Богородицком районе. Для достижения сформулированной цели необходимо решение следующих задач:

          рассмотрение организационно-правовых основ местного самоуправление в России, понятие и сущности, органов местного самоуправления;

         изучить структуру муниципальных органов в Богородицком районе, работу представительного, контрольно-счётного, исполнительного органа;

         проанализировать деятельность муниципальных органов Богородицкого района;

         выявить проблемы в деятельности этих органов;

         предложить пути решения выявленных проблем.

Структура курсовой работы состоит из титульного листа, содержания введения, основной части, заключения, списка используемой литературы. Основная часть представлена в виде двух частей: теоретической, в которой рассмотрены основы местного самоуправления в России, и практической, состоящей из анализа работы местной власти в Богородицком районе и проектирования разрешения проблем их работы.


Глава 1. Основы местного самоуправления

.1 Теоретические основы местного самоуправления

Теории местного самоуправления - это основные учения о местном самоуправлении, его сущности, организации и путях развития. Основные теории местного самоуправления:

- теория свободной общины;

- общественная (хозяйственная) теория;

- государственная теория;

- теория дуализма муниципального управления;

- теория социального обслуживания;

1.      Теория свободной общины.

Теория свободной община получила свое распространение в Германии, в начале XIX века, и опиралась на постулаты естественного права.

Основной идеей теории свободной общины стало обоснование ограничение вмешательства государства в деятельность общины. Также, можно выделить основные положения теории свободной общины:

- Органы местного самоуправления должны избираться населением

- Органы местного самоуправления противопоставлены органам государственной власти и не входят в их систему.

- Разграничение предметов ведения органов местного самоуправления и органов государственной власти

- Право на независимость и самостоятельность органов местного самоуправления, при осуществлении ими установленных полномочий.

1.      Общественная (хозяйственная) теория.

Общественная теория, став приемником теории свободной общины, также во многом опиралась на идеи противопоставления органов государственной власти и органов местного самоуправления. Однако, в общественной теории, в отличие от теории свободной общины мотивом наличия местного самоуправления выступали не естественные права человека, а хозяйственная необходимость и практичность.

2.         Государственная теория местного самоуправления.

Государственная теория местного самоуправления, разработанная немецкими учеными Лоренцем Штейном и Рудольфом Гнейстом, стала полной противоположностью предшествующим теориям местного самоуправления.

Суть государственной теории местного самоуправления заключается в том, что органы местного самоуправления не противопоставляются органам государственной власти, а напротив, входит в систему государственных органов. Основные положения государственной теории местного самоуправления:

- Местное самоуправление неотъемлемая часть государственного управления;

- Четкого разграничения полномочий между органами государственной власти и органами местного самоуправления быть не должно.

3.         Теория дуализма муниципального управления.

Суть теории дуализма муниципального управления состоит в том, что, решая вопросы местного значения органы местного самоуправления должны решать общие задачи государственной политики и некоторые функции государства.

5. Теория социального обслуживания.

Теория социального обслуживания приоритетной задачей местного самоуправления считает социальное обслуживание населения, отвергая все иные задачи и функции.

Муниципальные системы зарубежных стран.

Основные муниципальные системы зарубежных стран:

- Англосаксонская (США, Великобритания, Канада и другие);

- Континентальная (Государства, с широкими традициями централизованной власти);

- Смешанная.

Англосаксонская муниципальная система характеризуется следующими признаками:

- Самостоятельностью и независимость органов местного самоуправления от государственных органов, нет их прямого подчинения;

- Осуществление органами местного самоуправления государственных задач и функций;

Континентальная муниципальная система характеризуется следующими признаками:

- Широким контролем государственной власти над местным самоуправлением;

- Высокая роль представителей центральной власти, при осуществлении местного самоуправления;

- Наличие широкого прямого государственного управления на местном уровне.

Смешанная муниципальная система характеризуется следующими признаками:

- Местное самоуправление является основой государства;

 Органы местного самоуправления входят в систему органов государственной власти.

.2 Организационно-правовые основы местного самоуправления в России

Местное самоуправление - это гарантируемая конституцией организация и деятельность граждан по решению вопросов местного значения.

Основы местного самоуправления - это совокупность экономических, социальных и правовых условий для деятельности местного самоуправления и реализации права граждан в сфере решения вопросов местного значения.

Экономические основы местного самоуправления - это совокупность норм права, которые закрепляют и регулируют общественные отношения, в сфере финансового и бюджетного планирования в деятельности по решению вопросов местного значения.

Социальные основы местного самоуправления - это совокупность норм права, закрепляющих и регулирующих общественные отношения в сфере социального обеспечения населения муниципальных образований.

Правовые основы местного самоуправления - это совокупность норм права, осуществляющих юридическую регламентацию вопросом местного самоуправления.

Правовую основу местного самоуправления составляют:

- общепризнанные принципы и нормы международного права;

- международные договоры Российской Федерации;

- Конституция РФ;

- федеральные конституционные законы;

- федеральные законы;

- подзаконные нормативные правовые акты;

- конституции (уставы) субъектов РФ;

- законы субъектов РФ;

- уставы муниципальных образований;

- решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан.

Организационная основа местного самоуправления - это совокупность норм права, которые закрепляют и регулируют общественные отношения, в сфере реализации прав граждан на местное самоуправление.

Правовые основы местного самоуправления - это совокупность норм права, осуществляющих юридическую регламентацию вопросом местного самоуправления. Правовую основу местного самоуправления составляют:

- Общепризнанные принципы и нормы международного права;

- Международные договоры Российской Федерации;

- Конституция РФ;

- Федеральные конституционные законы;

- Федеральные законы;

- Подзаконные нормативные правовые акты;

- Конституции (уставы) субъектов РФ;

- Законы субъектов РФ;

- Уставы муниципальных образований;

- Решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан.

.3 Принципы местного самоуправления

Принципы местного самоуправления - это совокупность основные начал и характеристик деятельности населения по решению вопросов местного значения в рамках местного самоуправления. Виды принципов местного самоуправления:

Самостоятельность населения при решении вопросов местного значения;

- Обособленный характер органов местного самоуправления в системе органов государственной власти;

- Осуществление местного самоуправления на основе принципов демократии;

- Наличие определенной ответственности для должностных лиц и муниципальных служащих;

- Наличие гарантий местного самоуправления;

- Многообразие форм реализации местного самоуправления;

- Опора на законность и соблюдение прав человека и гражданина в деятельности местного самоуправления.

Глава 2. Анализ деятельности органов местного самоуправления муниципального образования Богородицкий район

.1 Структура органов местного самоуправления муниципального образования Богородицкий район

В муниципальном образовании Богородицкий район действует смешанная (гибридная) модель местного самоуправления. Данная модель соединяет в себе черты 3-х других основных моделей муниципального управления - Континентальной, Англосаксонской и Социалистической. Структура данной модели изображена на схеме 1.

Схема 1

Рассматриваемую модель характеризуют следующими чертами:

а) значительной свободой действий в сферах, которые связаны с жизнеобеспечением населения муниципального образования;

б) широкой социальной базой процессов принятия решений и управления;

в) широкими возможностями и правами в вопросах хозяйственной и финансовой самостоятельности;

г) мощной социальной поддержкой местного населения.

Моделью взаимоотношений в муниципальном образовании Богородицкий район является модель «Совет - менеджер», представленная на схеме 2. В ней избираются представители в совет (депутаты в представительное собрание), которые назначают на должность менеджера (главу администрации), выполняющего исполнительно-распорядительные функции в муниципальном образовании.

Схема 2

Преимуществами данной модели взаимоотношений местного самоуправления являются:

- профессионализм исполнительной власти;

- координаторские функции и функции управления в одних руках;

- четкое распределение ролей депутатов и чиновников;

К недостаткам данной модели можно отнести:

- снижение политической силы власти, в случае, если менеджер не обладает политическим весом;

- при решении вопросов не учитываются различные точки зрения;

- снижена роль советов.

Структуру органов местного самоуправления муниципального образования Богородицкий район составляют:

1. Собрание представителей муниципального образования Богородицкий район;

. Глава муниципального образования Богородицкий район;

3. Администрация муниципального образования Богородицкий район;


.2 Собрание представителей, глава муниципального образования и контрольно-счётная палата муниципального образования Богородицкий район

Собрание представителей является постоянно действующим представительным органом местного самоуправления муниципального образования Богородицкий район. Срок полномочий депутатов Собрания представителей - 5 лет. Собрание представителей состоит из 20 депутатов.

К компетенции Собрания представителей относится:

1) принятие Устава, внесение в него изменений и дополнений;

) утверждение бюджета муниципального образования и отчета о его исполнении;

) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;

) принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении;

) определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности;

) определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений, выполнение работы, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами;

) определение порядка участия муниципального образования в организациях межмуниципального сотрудничества;

8) определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления;

) контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения.

10) принятие решения об удалении главы муниципального образования в отставку.

Глава муниципального образования Богородицкий район является высшим должностным лицом муниципального района. Глава муниципального образования осуществляет следующие полномочия:

1) представляет муниципальное образование в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени муниципального образования;

2) организует работу Собрания представителей, подписывает и обнародует в порядке, установленном Уставом, нормативные правовые акты, принятые Собранием представителей, организует их выполнение в рамках своих полномочий;

3) ведет заседания Собрания представителей;

4) оказывает содействие депутатам, постоянным комиссиям, рабочим группам в осуществлении ими своих полномочий, координирует их работу;

5) издает в пределах своих полномочий правовые акты в форме постановлений и распоряжений;

6) вправе требовать созыва внеочередного заседания Собрания представителей;

7) заключает контракт с главой администрации муниципального образования;

8) обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Тульской области;

9) утверждает штатное расписание и формирует штат аппарата Собрания представителей, осуществляет прием, увольнение работников аппарата, применяет к ним меры поощрения, накладывает на них взыскания в соответствии с действующим законодательством, руководит деятельностью аппарата;

10) организует работу с обращениями населения муниципального района по вопросам деятельности Собрания представителей;

11) открывает и закрывает счета в банках и иных кредитных организациях и имеет право подписи при распоряжении по этим счетам;

12) распоряжается кредитами по расходам, предусмотренным бюджетом муниципального района на деятельность Собрания представителей;

13) осуществляет иные полномочия, в соответствии с федеральными законами, Уставом, решениями Собрания представителей [6].

Контрольно-счетная палата муниципального образования Богородицкий район является постоянно действующим органом внешнего муниципального финансового контроля, формируемым Собранием представителей муниципального образования Богородицкий район в соответствии с Уставом муниципального образования Богородицкий район и ему подотчетным.

Контрольно-счетная палата осуществляет следующие полномочия:

1) контроль за исполнением бюджета муниципального образования Богородицкий район (далее - бюджет района);

2) экспертиза проектов муниципальных правовых актов о бюджете района и проектов муниципальных правовых актов о внесении изменений в бюджет района;

3) внешняя проверка годового отчета об исполнении бюджета района;

4) организация и осуществление контроля за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования средств бюджета района и иных источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

5) контроль за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности муниципального образования Богородицкий район, в том числе охраняемыми результатами интеллектуальной деятельности и средствами индивидуализации, принадлежащими муниципальному образованию Богородицкий район; оценка эффективности использования муниципального имущества;

6) оценка эффективности предоставления налоговых и иных льгот и преимуществ, бюджетных кредитов за счет средств бюджета района, а также оценка законности предоставления муниципальных гарантий и поручительств или обеспечения исполнения обязательств другими способами по сделкам, совершаемым юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями за счет средств бюджета района и имущества, находящегося в собственности муниципального образования Богородицкий район;

7) финансово-экономическая экспертиза проектов муниципальных правовых актов (включая обоснованность финансово-экономических обоснований) в части, касающейся расходных обязательств муниципального образования, а также муниципальных долгосрочных целевых программ;

8) анализ бюджетного процесса в муниципальном образовании Богородицкий район и подготовка предложений, проектов муниципальных правовых актов, направленных на его совершенствование;

) подготовка информации о ходе исполнения бюджета района, о результатах проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий и представление такой информации в Собрание представителей муниципального образования Богородицкий район и главе муниципального образования Богородицкий район;

10) участие в пределах полномочий в мероприятиях, направленных на противодействие коррупции;

11) иные полномочия в сфере внешнего муниципального финансового контроля, установленные федеральными законами, законами Тульской области и муниципальными правовыми актами, принятыми Собранием представителей муниципального образования Богородицкий район [5].

.3 Администрация муниципального образования Богородицкий район

Администрация муниципального образования (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления муниципального образования федеральными законами и законами Тульской области.

Администрацией руководит глава администрации муниципального образования на принципах единоначалия.

Администрацией муниципального образования утверждаются муниципальные программы, в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Полномочия Администрации по решению вопросов местного значения:

В области социально-экономического развития муниципального района:

разрабатывает и утверждает планы и программы развития муниципального района, организует их исполнение;

формирует и исполняет бюджет муниципального района, составляет отчет об исполнении бюджета;

формирует и размещает муниципальный заказ; содействует созданию на территории муниципального района предприятий и организаций различных форм собственности, развитию предпринимательской деятельности на территории муниципального района;

осуществляет в установленном Собранием представителей порядке управление, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

организует сбор статистических показателей, характеризующих состояние экономики и социальной сферы муниципального района, представляет указанные данные в органы государственной власти в соответствии с действующим законодательством;

разрабатывает муниципальные минимальные социальные стандарты и другие нормативы расходов местного бюджета на решение вопросов местного значения;

реализует муниципальную промышленную политику, содействует эффективному взаимодействию научного и промышленного потенциалов муниципального района, направленного на повышение эффективности действующих предприятий, освоению конкурентоспособной продукции, способствует созданию новых предприятий.

В области градостроительства и землепользования:

организует работы по разработке и реализации градостроительной и земельной политики на территории муниципального района;

в установленном порядке предоставляет земельные участки юридическим и физическим лицам в собственность, аренду для промышленного освоения, жилищного строительства, индивидуального жилищного, гаражного, дачного строительства, а также для целей, не связанных со строительством;

в установленном порядке осуществляет землеустройство, выдает разрешение на проведение землеустроительных работ, осуществляет вынос участков земли в натуре, устанавливает границы земельных участков, (осуществляет формирование земельных участков);

утверждает схемы территориального планирования муниципального района;

утверждает подготовленную на основе схемы территориального планирования муниципального района документацию по планировке территории;

- организует информационную систему обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории муниципального района;

содействует реализации градостроительной документации о застройке территории поселений, входящих в состав муниципального района, схемы и проекты развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур и благоустройства территории муниципального района;

в установленном порядке резервирует и изымает, в том числе путем выкупа, земельные участки в границах муниципального района для муниципальных нужд;

в соответствии с заключёнными соглашениями о передаче осуществления части полномочий органов местного самоуправления муниципальных образований поселений органам местного самоуправления муниципального образования Богородицкий район:

а) выдает застройщикам, независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности, технические условия, разрешения на проектирование и строительство, реконструкцию объектов недвижимости; приостанавливает строительство, осуществляемое с нарушением утвержденных проектов и правил застройки;

б) осуществляет земельный контроль за использованием земель, на территории муниципального района.

В области торговли, бытового обслуживания, защиты прав потребителей:

организует и проводит работу по разработке единой политики в сфере потребительского рынка;

создает условия для обеспечения поселений, входящих в состав муниципального района, услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания;

В области образования, физической культуры и спорта, социального и культурного обслуживания населения, охраны здоровья:

содействует развитию на территории муниципального района муниципальной сети учреждений образования, культуры, спорта и здравоохранения, содействует развитию учреждений образования, культуры, спорта, здравоохранения иных форм собственности;

обеспечивает условия для развития на территории муниципального района физической культуры и массового спорта;

организует проведение официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий муниципального района;

создает условия для развития местного традиционного народного художественного творчества в поселениях, входящих в состав муниципального района;

создает условия для обеспечения поселений, входящих в состав муниципального района, услугами по организации досуга и услугами организаций культуры;

организует и осуществляет мероприятия межпоселенческого характера по работе с детьми и молодежью;

принимает постановления о снижении брачного возраста;

- создает условия для оказания медицинской помощи населению на -территории муниципального района (за исключением территорий поселений, включенных в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень <consultantplus://offline/ref=625353707468B9B6C5B769F24FEDC629D380197DDC473AA59897D68539F0681B411FB633CE8B54B46EQ2G> территорий, население которых обеспечивается медицинской помощью в медицинских организациях, подведомственных федеральному органу <consultantplus://offline/ref=625353707468B9B6C5B769F24FEDC629D3801478D6453AA59897D68539F0681B411FB633CE8B51B46EQ2G> исполнительной власти, осуществляющему функции по медико-санитарному обеспечению населения отдельных территорий) в соответствии с территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи;

осуществляет мероприятия по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья;

организация библиотечного обслуживания населения межпоселенческими библиотеками, комплектование и обеспечение сохранности их библиотечных фондов.

В области транспорта и связи:

создает условия для предоставления транспортных услуг населению муниципального района;

организует транспортное обслуживание населения муниципального района между поселениями в границах муниципального района;

создает условия для обеспечения поселений, входящих в состав муниципального района, услугами связи;

содействует развитию средств связи и информационных сетей, радио и телевидения на территории муниципального района.

В области гражданской обороны, пожарной безопасности, защиты населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций:

участвует в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района;

организует и осуществляет мероприятия по гражданской обороне;

организует и осуществляет мероприятия по защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

содействует обеспечению первичных мер пожарной безопасности на территории муниципального района;

поддерживает в состоянии постоянной готовности к использованию системы оповещения населения муниципального района об опасности;

содействует обеспечению первоочередных мероприятий по поддержанию устойчивого функционирования организаций на территории муниципального района в военное время;

определяет порядок создания, в целях гражданской обороны, запасов продовольствия, медицинских средств индивидуальной защиты и иных средств организациями, находящимися на территории муниципального района;

содействует осуществлению подготовки и обучения населения способам защиты и действиям в этих ситуациях;

принимает решения о проведении эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях и организует их проведение;

обеспечивает своевременное оповещение и информирование населения муниципального района об угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций;

устанавливает порядок и создает резерв финансовых и материальных ресурсов для проведения мероприятий, направленных на предотвращение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций;

организует аварийно-спасательные и другие неотложные работы при чрезвычайных ситуациях на территории муниципального района;

создает органы управления, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения на территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций;

координирует и содействует проведению мероприятий, направленных на санитарное эпидемиологическое благополучие в пределах территории муниципального района.

В области сельского хозяйства:

- создает условия для развития сельскохозяйственного производства в поселениях, входящих в состав муниципального района;

 создает условия для расширения рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.

В сфере формирования и содержания муниципального архива:

- обеспечивает сохранность, государственный учет, комплектование, использование документов Архивного фонда Российской Федерации, хранящихся в муниципальном архиве;

- осуществляет хранение архивных фондов поселений, входящих в состав муниципального района.

В сфере охраны общественного порядка:

- организует охрану общественного порядка на территории муниципального района муниципальной милицией [6].


2.4 Анализ деятельности органов местного самоуправления муниципального образования Богородицкий район

Валовой продукт муниципального образования Богородицкий район за 2015 год оценивается в сумме 2057,6 млн.руб., что составляет 165,5% к аналогичному периоду прошлого года.

Промышленное производство

По состоянию на 1 января 2016 года на территории муниципального образования Богородицкий район осуществляли деятельность 6 промышленных предприятий из числа крупных и средних. Основные направления деятельности данных предприятий: обрабатывающее производство (4 предприятия), производство и распределение электроэнергии, газа и воды (2 предприятия).

По состоянию на 01.01.2016 года по данным Богородицкого отдела государственной статистики:

- средняя численность работников на крупных и средних предприятиях обрабатывающего производства составила 1418 чел. Темп роста к аналогичному периоду прошлого года составил 106,0%. Среднемесячная заработная плата на одного работника составила 22980,6 руб., темп роста по сравнению с аналогичным периодом 2014 года составил 108,13%;

- средняя численность работников на крупных и средних предприятиях по производству и распределению электроэнергии, газа и воды составила 496 чел., темп роста по сравнению с аналогичным периодом 2014 года составил 133,5%. Среднемесячная заработная плата на одного работника составила 21984,6 руб., темп роста по сравнению с аналогичным периодом 2014 года составил 101,37%.

За январь-декабрь 2015 года по кругу отчитывающихся предприятий в администрацию муниципального образования Богородицкий район объем выпущенной продукции и оказанных услуг в муниципальном образовании Богородицкий район составил 3522,9 млн. руб., к аналогичному периоду прошлого года темп роста составил 98,7%.

Таким образом, в сфере промышленного роста наблюдается неустойчивая стабильность. Положительным фактом является увеличение числа рабочих мест и заработной платы рабочих, отрицательным низкие темпы повышения заработной платы и сокращение выпуска продукции.

Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами производителей

По данным Богородицкого отдела государственной статистики по полному кругу предприятий района отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг за январь - декабрь 2015 года на сумму 5360,8 млн.руб., темп роста к соответствующему периоду прошлого года - 136,1% (Приложение №1).

Объем отгруженной продукции крупными и средними промышленными предприятиями выглядит следующим образом:

- предприятиями обрабатывающего производства - 3089,1 млн.руб., что в процентах к аналогичному периоду 2014 года составляет 179,0%;

- предприятиями по производству и распределению электроэнергии, газа и воды - 310,0 млн.руб., темп роста к аналогичному периоду 2014 года составляет 199,5%.

По объёму отгруженных товаров наблюдается очевидный рост в 1,4-2 раза по сравнению с прошлым годом.

Сельское хозяйство

В МО Богородицкий район имеется в наличии 59,1 тыс. га пашни, которая используется всеми категориями землепользователей, включая хозяйства населения. В 2015 году процент обрабатываемой пашни составил 80,2% или 47,4 тыс. га. Общая посевная площадь по хозяйствам всех категорий района (без хозяйств населения) в 2015 году составила 38.5 тыс. га, что на 0,8 тыс. га меньше уровня 2014 года.

Зерновых и зернобобовых посеяно 25.7 тыс. га, что больше уровня 2014 года на 2.8 тыс. га, в том числе площадь сохранившихся озимых зерновых культур - 13,9 тыс. га, что больше уровня прошлого года на 6.2 тыс. га, и составляет 54.1% от общей площади зерновой группы.

Под урожай 2015 года было посеяно больше озимых культур, чем под урожай 2014 года. Весной 2015 года в результате обследования выяснилось, что 3760 га озимых культур погибли в результате неблагоприятных погодных условий осени 2014 года, сложившихся в связи с отсутствием дождей в период высева, что в конечном итоге привело к гибели озимых культур. Весной 2015 года был произведен пересев погибших озимых культур на площади 846 га.

Площадь яровых зерновых и зернобобовых культур составила 11,7 тыс. га. Это меньше уровня 2014 года на 3,7 тыс.га.

Технических культур посеяно 9,7 тыс. га, что меньше уровня 2014 года на 3,9 тыс. га. В структуре площадей появились посевы сахарной свеклы на площади 0,5 тыс. га, посевы рапса составили 4,2 тыс. га. Посевы сои в 2015 году составили 3,7 тыс. га, что больше уровня прошлого года на 0,8 тыс. га.

Площадь кормовых культур составила 1,8 тыс. га, на yровне 2014 года.

По итогам работы в 2015 году получен валовой сбор зерновых культур в количестве 78619 тонн в весе после доработки, с урожайностью 31,0 цн/га с одного гектара убранной площади в весе после доработки. В 2015 году было собрано зерновых и зернобобовых культур на 1631 тонну больше уровня 2014 года.

Потребительский рынок

Потребительский рынок муниципального образования Богородицкий район имеет устойчивое состояние и его можно охарактеризовать как стабильный, с соответствующим уровнем насыщенности товарами и услугами, достаточно развитой сетью предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, с высокой предпринимательской активностью.

На территории муниципального образования Богородицкий район представлены как предприятия современных форматов - торговые центры, оснащенные новейшим оборудованием и предлагающие богатый ассортимент продовольственных и промышленных товаров, так и магазины шаговой доступности. Широкое применение получил сетевой принцип организации торгового обслуживания.

Объем розничного товарооборота предприятий, расположенных на территории муниципального образования Богородицкий район, за 2015 год составил 5233,2 млн. руб., что на 8,25% выше аналогичного периода 2014 года. Индекс физического объема составил 92,9%.

Объем платных услуг (по крупным и средним организациям) за январь-декабрь 2015 года составил 687,5 тыс.руб. или 129,74% к уровню соответствующего периода 2014 года (за январь-декабрь 2014 года - 494,8 млн.руб.).

Объем жилищно-коммунальных услуг составляет 401,8 млн.руб., бытовых услуг составляет 17,2 тыс.руб., это соответственно 58,4% и 2,5% в общем объеме платных услуг (по крупным и средним организациям).

Строительство

По данным Богородицкого отдела государственной статистики на территории муниципального образования Богородицкий район за январь - декабрь 2015 года выполнено работ и оказано услуг по виду деятельности «Строительство» отчитывающимися предприятиями и организациями в объеме 303,3 млн.руб. Темп роста к январю - декабрю 2014 года составил 104,5%.

За 2015 год на территории муниципального образования Богородицкий район введено в действие 4636 кв.м. жилья (48 квартир), в том числе индивидуальными застройщиками 3100 кв.м., что составляет 69,5% к 2014 году.

Строительство в Богородицком районе слаборазвито. В 2015 году показатели строительства невысокие, обобщённые темп роста этой отрасли отрицательный.

По данным Богородицкого отдела государственной статистики за 2015 год на развитие экономики и социальной сферы района по кругу отчитывающихся организаций было использовано 414,2 млн. руб. инвестиций. Темп роста к аналогичному периоду 2014 года составил 78,8%. Показатель неудовлетворительный.

Финансовые результаты деятельности крупных и средних организаций муниципального образования

По итогам 2015 года сальдированный финансовый результат работы крупных и средних организаций (кроме организаций с численностью до 15 человек) по данным Богородицкого отдела государственной статистики - прибыль в сумме 28,8 млн.руб.

За аналогичный период прошлого года сальдированный финансовый результат был отрицательным и составлял 677,01 млн.руб.

Социальная сфера. Уровень жизни населения

По данным Богородицкого отдела государственной статистики среднемесячная заработная плата за январь-декабрь 2015 года в муниципальном образовании Богородицкий район составила 22700,9 руб. Темп ее роста к соответствующему периоду прошлого года составил 108,46%.

Выше среднего по Богородицкому району уровня заработная плата отмечена на предприятиях оптовой торговли - 51086,7 руб., строительства- 38166,3 руб., сельского хозяйства - 27306,1 руб.

Ниже среднего по Богородицкому району показатель уровня заработной платы на предприятиях по сбору, очистке и распределению воды - 16174,7 руб., предприятиях связи - 11614,1 руб.

В бюджетной сфере экономики средняя заработная плата составляет: в сфере образования - 20774,6 руб., в сфере здравоохранения и предоставления социальных услуг - 20395 руб., в учреждениях культуры и спорта - 17099,7 руб.

Численность пенсионеров муниципального образования Богородицкий район по состоянию на 01.01.2016г. составила 19,776 тыс. человек.

Средний размер назначенной месячной пенсии за отчетный период увеличился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 10,8% и составил 11348,14 рублей.

Рынок труда

На 01.01.2016 г. в ЦЗН г. Богородицка численность граждан, обратившихся за предоставлением государственной услуги содействия в поиске подходящей работы, составляет 226 человек, из них статус безработного имеют 207 человек, что ниже уровня 2014 года на 18,8%.

Уровень официально регистрируемой безработицы по муниципальному образованию Богородицкий район на 01.01.2016 г. составил 0,81% и уменьшился по сравнению с 01.01.2015г. на 0,2%. (на 01.01.2015г. уровень официально регистрируемой безработицы составлял 1,01%).

Коэффициент напряженности на регистрируемом рынке труда на конец отчетного периода составил 1,03.

Трудоустроено за 2015 год 945 человек, что составляет к уровню 2014 года 120,0% (787 человек). Положительную роль в трудоустройстве безработных граждан сыграло проведение ярмарок вакансий, которых с начала года было проведено 19, в них приняло участие 503 человека, трудоустроено после ярмарок вакансий 182 человека. Рынок труда имеет положительные тенденции.

Демографическая ситуация

Демографическая ситуация в 2015 году в Богородицком районе характеризовалась продолжающимся процессом естественной убыли населения, связанной с высоким уровнем смертности и низким уровнем рождаемости.

В январе - декабре 2015 года рождаемость составила 630 человек, что выше соответствующего периода 2014 года на 22 человека или на 3,6%. Позитивное влияние на уровень рождаемости оказывает некоторое улучшение материального уровня жизни людей, рост реальных денежных доходов населения, внедрение правительственных программ по поддержке материнства и детства.

Число умерших увеличилось по сравнению с аналогичным периодом 2014 года на 31 человек (3,3%) и составило 973 человека (за 2014 год - 942 человека).

Превышение числа умерших над числом родивших за 2015 году составило 343 человека (в 1,5 раза).

На формирование численности населения определенное влияние оказывают миграционные процессы. За 2015 год значительно увеличилось пребывание миграционного потока в район на 335 человек или на 17,6% по сравнению с аналогичным периодом 2014 года и составило 2239 человек (1904 человек за 2014 год). Миграционный прирост населения за отчетный период составил 375 человек, что больше показателя аналогичного периода прошлого года на 71 человек (304 человека за 2014 год).

Демографическую ситуацию можно охарактеризовать как критическую.

Бюджет муниципального образования

По данным финансового управления администрации муниципального образования Богородицкий район за 2015 года доходы бюджета муниципального образования Богородицкий район составили 883,8 млн.руб., что к 2014 году составляет 98,5%. На душу населения доходы бюджета муниципального образования Богородицкий район за 2015 год составили 17 тыс.руб., темп роста к аналогичному периоду предыдущего года - 113%.

За период с января по декабрь 2015 года в доход консолидированного бюджета Богородицкого района поступило налоговых и неналоговых доходов в сумме 279,7 млн.руб., что выше прошлого года на 29,1 млн. рублей (в основном за счет акцизов 7,7 млн.рублей, доходов от оказания платных услуг 24,4 млн.рублей.

За отчетный период собственные доходы бюджета муниципального образования Богородицкий район (налоговые и неналоговые) составили 31,6% к общей сумме доходов.

Объем выполненных расходных обязательств за январь-декабрь 2015 года составил 878,6 млн.руб., что ниже уровня 2014 года на 84,8 млн.рублей.

Доля собственных доходов бюджета муниципального образования Богородицкий район (налоговых и неналоговых) к общей сумме расходов составила 31,8%. Что свидетельствует о статусе муниципального образования - реципиента.


Глава 3. Рекомендации по совершенствованию деятельности органов местного самоуправления муниципального образования Богородицкий район

.1 Проблемы в деятельности органов местного самоуправления муниципального образования Богородицкий район

Главной проблемой муниципального образования Богородицкий район является критическая демографическая ситуация, выраженная в низком уровне рождаемости и высоком уровне смертности населения. Данная проблема негативно сказывается на экономическом и на социальном развитии муниципального образования снижением трудоспособного населения, соответственно и занятых на предприятиях.

Другой проблемой является сокращение выпуска продукции на производствах при увеличении количества рабочих мест. Эта проблема снижает эффективность работы предприятий, то есть большее количество человек выпускает меньшее количество продукции. Возможно снижение автоматизации производств.

Следующей проблемой можно назвать низкие темпы строительства жилых помещений. Существующие дома постепенно приходят в негодность, и поэтому при низких темпах строительства может произойти так, что люди, имеющие аварийное жильё останутся без домов.

Конечной проблемой является низкая инвестиционная привлекательность муниципального образования, выражающаяся в снижения уровня привлечённых инвестиционных средств в Богородицкий район. Это оказывает прямое влияние на динамику развития муниципального образования, так как в меньшей степени производится модернизация или строительство новых производств и инфраструктур.

Таким образом, в Богородицком районе существуют следующие проблемы:

  Критическая демографическая ситуация;

-        Сокращение выпуска продукции на производствах;

         Низкие темпы строительства жилых помещений;

         Низкая инвестиционная привлекательность муниципального образования.

.2 Рекомендации по совершенствованию деятельности органов местного самоуправления муниципального образования Богородицкий район

Результатом решения демографической проблемы должно стать увеличение рождаемости и снижение смертности. Оба этих условия можно выполнить только при условии больших финансовых вложений, которых, однако, у муниципального образования нет. Это можно сравнить с тем, что местная власть обслуживает население, а не помогает ему реально. Любое денежное перераспределение на решение демографическую проблему при существующих финансовых ресурсах бесполезно. В данной ситуации необходимо создание у населения положительного отношение к большому количеству деторождений и ведению здорового образа жизни. Для это необходимо создать административный комитет, который будет заниматься разработкой методов и способов прививания положительного отношения к этим двум составляющим.

Результатом решения проблемы сокращения выпуска продукции должно стать его увеличение и сбыт. Те, предприятия, которые не в силах самостоятельно изыскать пути сбыта продукции по ценам, позволяющем ему рентабельно существовать нуждаются в материальной и технической поддержке. В рамках этой поддержки возможно создание комиссии при администрации, состоящей из инициативных людей компетентных в сфере управления предприятий и в сфере деятельности предприятия, а также сотрудников предприятия.

Темпы строительства жилых помещений при существующих финансовых возможностях невозможно повысить. Решение этой проблемы найти сложно. Необходим комплексный и групповой подход населения муниципального образования. То есть введение дополнительных сборов, для чего необходимо создать соответствующую комиссию.

Повышение инвестиционной привлекательности возможно достичь за счёт решения предыдущих проблем, создания стимулов для инвесторов, необходимых условий для успешного и благоприятного ведения бизнеса. К таким стимулам можно отнести дешёвую муниципальную собственность, низкие налоги, эффективное взаимодействие с администрацией.


Заключение

Теории местного самоуправления - это основные учения о местном самоуправлении, его сущности, организации и путях развития. Основные теории местного самоуправления:

- теория свободной общины;

- общественная (хозяйственная) теория;

- государственная теория;

- теория дуализма муниципального управления;

- теория социального обслуживания.

Основные муниципальные системы зарубежных стран:

- Англосаксонская (США, Великобритания, Канада и другие);

Континентальная (Государства, с широкими традициями централизованной власти);

- Смешанная.

Организационная основа местного самоуправления - это совокупность норм права, которые закрепляют и регулируют общественные отношения, в сфере реализации прав граждан на местное самоуправление.

Правовые основы местного самоуправления - это совокупность норм права, осуществляющих юридическую регламентацию вопросом местного самоуправления.

Виды принципов местного самоуправления:

- Самостоятельность населения при решении вопросов местного значения;

- Обособленный характер органов местного самоуправления в системе органов государственной власти;

- Осуществление местного самоуправления на основе принципов демократии;

- Наличие определенной ответственности для должностных лиц и муниципальных служащих;

- Наличие гарантий местного самоуправления;

- Многообразие форм реализации местного самоуправления;

- Опора на законность и соблюдение прав человека и гражданина в деятельности местного самоуправления.

В муниципальном образовании Богородицкий район действует смешанная муниципальная система, а модель взаимоотношений “Совет - менеджер”. Структуру данного муниципального образования составляют: собрание представителей, глава, администрация, контрольно-счётная муниципального образования.

В результате исследования выявлены следующие проблемы:

  Критическая демографическая ситуация;

-        Сокращение выпуска продукции на производствах;

         Низкая инвестиционная привлекательность муниципального образования.

А также разработать рекомендации по их решению:

  Создание специальных комитетов и комиссий по разрешению существующих проблем;

-        Законодательная работа, связанная с создание благоприятных условий для инвесторов.

правовой самоуправление муниципальный конституционный

Список используемой литературы

1.      Конституция РФ;

2.      ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления”;

3.      ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполненных работ, оказания услуг для гос. и муниципальных нужд»;

4.      Федеральная целевая программа государственной поддержки развития муниципальных образований и создания условий для реализации конституционных полномочий местного самоуправления. Утв. постановлением Правительства РФ от 15.12.1999 г.

5.      Устав муниципального образования Богородицкий район;

6.      Положение “О собрании представителей муниципального образования Богородицкий район”;

7.      Положение “Об администрации муниципального образования Богородицкий район”;

8.      Положение “О контрольно-счётной палате муниципального образования Богородицкий район”;

9.      Иванов В. В. Государственное и муниципальное управление с использованием информационных технологий. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 382с.

10.    Игнатов В. Г. Государственное и муниципальное управление в России: теория и организация: учебное пособие. - Ростов н/Д.: МарТ: Феникс, 2010. - 382 с.

11.    Кабашов С. Ю. Местное самоуправление в Российской Федерации: учебное пособие. - М.: Флинта: Наука, 2010. - 351 с.

12.    Митин А. Н. Системные основы государственного и муниципального управления: учебное пособие. - Екатеринбург: УрГЮА, 2010. - 274 с.

13.    Мищеряков Ю. Н. Муниципальная реформа и муниципальное управление // Муниципальное право. - 2011. - N 3 (55). - С. 77-84.

14.    Моисеев А.Д. Муниципальное управление: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. - 159 с.

15.    Наумов С.Ю. Основы организации муниципального управления. - М.: Форум, 2011. - 351 с.

16.    Наумов С.Ю. Теория государственного и муниципального управления. - М.: ФОРУМ, 2011. - 319 с.

17.    Орешин В.П. Система государственного и муниципального управления: учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 320 с.

18.    Парахина В.Н. Муниципальное управление: учебное пособие. - М.: Кнорус, 2010. - 493 с.

19.    Праскова С.В. Единая местная администрация для поселения и муниципального района: шаг вперед и два назад? // Муниципальное право. - 2011. - N 3 (55). - С. 6-19.

20. Шугрина Е.С. Муниципальное право: учебник / 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Норма, 2010.

Похожие работы на - Анализ деятельности органов местного самоуправления муниципального образования Богородицкий район

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!