Проблемы и перспективы деятельности ОАО 'Газпром' на монополистическом рынке

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    21 Кб
  • Опубликовано:
    2015-06-16
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Проблемы и перспективы деятельности ОАО 'Газпром' на монополистическом рынке

Оглавление

Введение

Глава 1. Монополия и общество

.1Причины существования монополии

1.2Формы и виды монополий

.3Методы государственного регулирования монополий в РФ

Глава 2. Характеристика деятельности компании ОАО «Газпрома» как объекта рынка монополии

.1 Экономическая характеристика деятельности ОАО «Газпром»

.2 Проблемы и перспективы деятельности ОАО «Газпром» на монополистическом рынке

Заключение

Список использованных источников

Приложение

Введение

Монополия (отгреч.μονο- один иπωλέω- продаю) -- это исключительное право государства, предприятия , организации , торговца (т. е. принадлежащее одному лицу, группе лиц или государству) на осуществление какой-либо хозяйственной деятельности. и/или оказывающая услуги, не имеющие близких заменителей.

История монополии достигает глубокой древности. Монополистические тенденции в разных формах и в неодинаковой степени проявляются на всех этапах развития рыночных процессов и сопровождают их. Если обратить внимание, например, на промышленное производство, то монополии - это отдельные крупные предприятия, объединения предприятий, которые производят значительное количество продукции определенного вида, благодаря чему занимают доминирующее положение на рынке; получают возможности влиять на процесс ценообразования, добиваясь выгодных цен; получают более высокие (монопольные) прибыли.

«Чистая монополия» - крайний случай несовершенной конкуренции. Фирму принято считать чистым монополистом, если она выступает в качестве единственного производителя данного товара. Выпускаемая ею продукция не имеет близких заменителей, а доступ новых производителей в данную отрасль почти невозможен.

Монопольное положение является желанным для каждого предпринимателя или предприятия, так как оно позволяет им, во-первых, избежать целого ряда проблем и рисков, связанных с конкуренцией. Во-вторых, занять привилегированную позицию на рынке, концентрируя при этом в своих руках определенную хозяйственную власть. И, наконец, монополисты имеют возможность с позиций силы влиять на других участников рынка, навязывать им свои условия. Можно считать, что они навязывают контрагентам, а иногда и обществу свои личные интересы.

Монополия является прямой противоположностью конкурентному рынку. По своей природе монополия выступает силой, подрывающей свободную конкуренцию, стихийный рынок.

Актуальностью данной темы является то, что монополия - это крупное капиталистическое предприятие, контролирующее производство и сбыт одного или нескольких видов продукции; это такая структура, при которой на рынке отсутствует конкуренция и функционирует одна фирма. Она производит уникальный, не имеющий аналогов продукт и защищена от вхождения на рынок новых фирм.

Целью данной темы является решение проблемы монополизации.

Глава 1. Монополия и общество

.1 Причины существования монополии

монополия рынок государственный

Причины возникновения монополий:

. Желание получать монополистическую прибыль - прибыль выше средней, возможную в результате того, что потребитель лишен альтернативы;

. Высокая доля постоянных издержек, которые требуют одномоментных крупных вложений создания бизнеса и в случае появления конкуренции не окупаются;

. Законодательные барьеры для осуществления деятельности; (лицензирование, сертификация)

.Внешнеэкономическая политика. Она направлена на защиту рынка от иностранной конкуренции с целью поддержать отечественные субъекты. Включает: (обложение пошлинами иностранных товаров, ограничение ввоза или запрет).

. Поглощение и слияние фирм (когда более крупная покупает более мелкую фирму, устраняя конкуренцию на рынке).

. Запугивание конкурентов, угрожая, например, физической расправой или физически воздействуя на персонал (руководство) фирмы, можно добиться закрытия фирмы конкурента и ухода её с рынка.

Причины существования монополий.

Есть несколько причин существования монополий:

Первая причина: «естественная монополия». Если производство любого объема продукции одной фирмой обходится дешевле, чем его производство двумя или более фирмами, то говорят, что отрасль является естественной монополией. И причина здесь - экономия от масштаба - чем больше произведено продукции, тем меньше ее стоимость.

Вторая причина: одна-единственная фирма обладает контролем над некоторыми редкими и чрезвычайно важными ресурсами или в виде сырья, или в виде знаний, защищенных патентом или содержащихся в секрете. Пример: алмазная монополия «Де Бирс» опирается на контроль над сырьем; фирма «Ксерокс» контролировала процесс изготовления копий, называемый ксерографией, потому что она обладала знаниями в области технологий, в ряде случаев защищенных патентами.

Третья причина: государственное ограничение. Монополии существуют, так как они покупают или им предоставляется исключительное право на продажу некоего блага. В некоторых случаях государство оставляет за собой право на монополию; в ряде стран только государственные монополии могут продавать табак.

Виды монополий

Современная экономическая теория выделяет следующие виды монополий:

) монополия отдельного предприятия;

) монополия как соглашение;

) монополия, основывающаяся на дифференциации продукта.

Достичь монопольного положения первым путем нелегко, о чем свидетельствует сам факт исключительности этих образований. Кроме этого, этот путь к монополии можно считать "порядочным", поскольку он предусматривает постоянное повышение эффективности деятельности, достижения преимущества над конкурентами.

Более доступным и распространенным является путь соглашения нескольких крупных фирм. Он дает возможность быстро создать ситуацию, когда продавцы (производители) выступают на рынке "единым фронтом", когда сводится на "нет" конкурентная борьба, прежде всего ценовая, покупатель оказывается в безальтернативных условиях.

Различают пять основных форм монополистических объединений:

. Картель - несколько предприятий, которые договариваются об объемах производства, рынках сбыта, уровне цен.

. Синдикат - сговор о функциях снабжения и сбыта. Каждое предприятие не занимается отдельно сбытом продукции.

. Трест - фирмы теряют производственную самостоятельность; вырабатывается общая программа производства.

. Концерн - объединение предприятий различных отраслей промышленности под единым контролем.

. Конгломерат - концерн особого типа, объединяющий не связанные между собой отрасли промышленного производства и других сфер экономики.

Дифференциация продуктов: имеется много продавцов дифференцированной продукции. Дифференциация продукции дает каждому предприятию элемент монопольной власти. Благодаря дифференциации продукции предприятие может влиять на ее цену. Здесь в наибольшей степени проявляется конкуренция, так как покупатель может выбирать товар. Создавая свой собственный вариант продукта, каждая фирма приобретает как бы ограниченную монополию. Существует только один производитель бутербродов Биг Мак, только один производитель зубной пасты Аквафреш, только один издатель журнала Экономическая школа и т.д. Тем не менее, они все сталкиваются с конкуренцией со стороны компаний, предлагающих товары-заменители, т.е. действуют в условиях монополистической конкуренции.

Дифференциация товаров создает возможность ограниченного влияния на рыночные цены, так как многие потребители сохраняют приверженность к конкретной марке и фирме даже при некотором повышении цен. Однако данное влияние будет относительно небольшим из-за схожести товаров конкурирующих фирм. Перекрестная эластичность по спросу между товарами монополистических конкурентов является достаточно высокой. Кривая спроса имеет небольшой отрицательный наклон (в отличие от горизонтальной кривой спроса при совершенной конкуренции) и также характеризуется высокой эластичностью спроса по цене.

.2 Формы и виды монополий

Формы монополий.

Существуют разные формы монополий, которые можно классифицировать на три основных:

. естественная;

. искусственная (административная или государственная монополия);

. предпринимательская монополия (экономическая).

Естественная монополия.

Естественная монополия - вид монополии, занимающий привилегированное положение на рынке в силу технологических особенностей производства (в связи с эксклюзивным обладанием необходимыми для производства ресурсами, крайне высокой стоимостью или исключительностью материально-технической базы). Чаще всего, естественные монополии - это фирмы, управляющие трудоёмкими инфраструктурами, повторное создание которых другими фирмами экономически неоправданно или технически невозможно. Здесь конкуренция невозможна или нежелательна. Примером могут служить транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам: транспортировка газа по трубопроводам; услуги по передаче электрической и тепловой энергии и т.д. В этих отраслях существует ограниченное количество, если не единственное национальное предприятие, и поэтому, естественно, они занимают монопольное положение на рынке. Пример естественной монополий в России - это ОАО «ГАЗПРОМ».

Естественные монополии появляются в тех отраслях промышленности, где по экономическим или другим соображение наиболее эффективным является наличие одного крупного производителя, нежели нескольких небольших, чаще всего причиной возникновения естественных монополий является капиталоемкость производств.

Естественные монополии относятся к разряду регулируемых монополий, так как их регулирование и реформирование необходимо, поскольку естественные монополии несут в себе все отрицательные последствия монополий. Существует три основных формы (структурное регулирование, регулирование поведения, регулирование через систему стандартов) и пять основных методов (эффективное ценообразование, справедливое ценообразование, ценообразование с нормальной прибылью, предельные цены, предельная норма отдачи на капитал) регулирования. В России естественные монополии появились давно, их место в экономики России всегда было неоднозначно.

Правовое регулирование естественных монополий осуществляется в РФ нормами ФЗ РФ от 19 июля 1995 г. № 147-ФЗ "О естественных монополиях", которым было впервые введено в отечественное законодательство само понятие «Естественная монополия». Существует множество способов эффективного регулирования естественных монополий, разрабатываются правительственные программы, каждый последующий законопроект исправляет ошибки предыдущего. Однако пока нет такого универсального закона и метода для создания стабильности в отраслях естественных монополий. В настоящее время наиболее регулируемой среди естественных монополий является электроэнергетика. Именно по причине постоянного роста тарифных ставок на электроэнергию предпринимаются разнообразные стабилизирующие и сдерживающие меры, издаются разнообразные законопроекты. Основная проблема - это масштаб страны, из-за чего возникает огромная разница в ценах на электроэнергию. Однако эта проблема замечена и принимаются меры по её устранению. Электроэнергетика очень прибыльная промышленная отрасль, и в настоящее время существует масса проектов по привлечению инвестиций в отрасль. Главным для нас выводом является то, что государство не обходит стороной проблемы естественных монополий. Предпринимаются меры для более эффективного функционирования естественных монополий.

Административная монополия.

Административная монополия возникает вследствие действий государственных органов. С одной стороны, это предоставление отдельным фирмам исключительного права на выполнение определенного рода деятельности. С другой стороны, это организационные структуры для государственных предприятий, когда они объединяются и подчиняются разным министерствам, ассоциациям. Здесь, как правило, группируются предприятия одной отрасли. Они выступают на рынке как один хозяйственный субъект, и между ними не существует конкуренции.

Такие монополии, как правило, существуют, когда государство закрепляет за собой монопольное право производить и/или продавать какую либо продукцию (военная техника, алкогольная и табачная продукция и т.д.). Кроме этого к таким монополиям относят фирмы обладающие патентом или авторским правом на производство какой-либо продукции, так как их монопольное положение защищает законодательство об авторских правах. Контроль фирмы над знаниями в виде собственности на патент предоставляет ей исключительное право на производство и продажу вновь изобретенного продукта в течение определенного периода времени. Классическим примером монополии данного вида была компания "Дженерал Электрик", которая безраздельно господствовала на рынке электрических лампочек, изобретенных Эдисоном, с 1892 по 1930 г.

Предпринимательская (экономическая) монополия.

Экономическая монополия является наиболее распространенной. Ее появление обусловлено экономическими причинами, она развивается на основе закономерностей хозяйственного развития. Речь идет о предпринимателях, которые сумели завоевать монопольное положение на рынке. К нему ведут два пути. Первый заключается в успешном развитии предприятия, постоянном увеличении его масштабов путем концентрации капитала. Второй (более быстрый) основывается на процессах централизации капиталов, то есть на добровольном объединении или поглощении победителями банкротов. Тем или иным путем или при помощи обеих, предприятие достигает таких масштабов, когда начинает доминировать на рынке.

Что является причиной появления и развития монополистических тенденций? По этому вопросу в экономической литературе существуют две точки зрения. По первой монополизм трактуется как случайный, не свойственный рыночному хозяйству. Что касается другой точки зрения, то монополистические образования определяются как закономерные. Один из тех, что предпочитают такие взгляды английский экономист А. Пигу. Он настаивает на том, что "монополистическая власть не возникает случайно". Она является логическим завершением стратегии предприятий. Перефразировав известное выражение, можно сказать, что все дороги ведут к монополии. Еще сформулированный А. Смитом принцип экономической выгоды заставляет предприятия постоянно искать возможности увеличения своих прибылей. Одной из них, наиболее притягательной и надежной, является создание или достижение монопольного положения. Таким образом, можно сделать вывод, что монополистические тенденции в экономике вытекают из закона максимизации прибыли. Иной движущей силой действий предпринимателей в этом направлении является закон концентрации производства и капитала. Как известно, действие этого закона наблюдается на всех этапах развития рыночных отношений. Его движителем является конкурентная борьба. Чтобы выжить в такой борьбе, получить большие прибыли, предприниматели вынуждены вводить новую технику, увеличивать масштабы производства. При этом из массы средних и малых предприятий отделяется несколько более крупных. Когда это происходит, у крупнейших предпринимателей возникает альтернатива: или продолжать между собой убыточную конкурентную борьбу, или прийти к соглашению относительно масштабов производства, цен, рынков сбыта и т.д. Как правило, они выбирают второй вариант, который приводит к появлению сговора между ними, что является одним из основных признаков монополизации экономики. Таким образом, напрашивается вывод, что, появление предприятий-монополистов обусловлено прогрессом производительных сил, реализацией преимуществ крупного предприятия над малым.Назначение государственно-правового регулирования - соблюсти, а при необходимости уравновесить баланс интересов субъектов естественных монополий и потребителей.

.3 Методы гос. регулирования монополией в РФ

Высокая экономическая эффективность естественных монополий делает недопустимым их дробление, но с другой стороны их бесконтрольная деятельность способна принести значительный вред, поэтому государство не может воздерживаться от регулирования естественных монополий.

Суть любого регулирования состоит в упорядочении деятельности участников социального общения, прежде всего в установлении для них определенных правил поведения, в данном случае - в рыночных отношениях. Регулирование является основной формой воздействия государства на естественные монополии, и его специфика проявляется в его методах, которыми Федеральные антимонопольные органы не наделены.

Во всех узаконенных сферах деятельности естественных монополий образуются органы регулирования естественных монополий. Один федеральный орган исполнительной власти может регулировать сразу несколько сфер деятельности естественных монополий и совсем необязательно в каждой сфере иметь отдельный орган. Для осуществления своих полномочий они вправе создавать свои территориальные органы и наделять их полномочиями в пределах своей компетенции. Территориальные органы создаются с разрешения Правительства РФ и образуют вместе с соответствующим федеральным органом единую систему регулирования в соответствующей сфере естественной монополии.

Первой Указом Президента УФ от 19 ноября 1995 г. №1194 была образована Федеральная энергетическая комиссия Российской федерации (ФЭК РФ) как федеральный орган исполнительной власти по регулированию естественных монополий в следующих сферах: транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам; транспортировка газа по трубопроводам; услуги по передаче электрической и тепловой энергии. Указом Президента РФ от 25 января 1996г. №96 была образована Федеральная служба Российской Федерации по регулированию естественных монополий в области связи (ФСЕМС России). Последней по счету была образована Федеральная служба Российской Федерации по регулированию естественных монополий на транспорте (ФСЕМТ России). Она имела статус федерального органа исполнительной власти по регулированию естественных монополий в следующих сферах: железнодорожные перевозки; услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов.

Согласно Указу Президента РФ от 22 сентября 1998г. №1142 "О структуре федеральных органов исполнительной власти" Федеральная служба России по регулированию естественных монополий в области связи и Федеральная служба России по регулированию естественных монополий на транспорте упразднены. Их функции переданы вновь образованному Министерству РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства. К этому министерству перешли и функции упраздненных Государственного комитета РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства, а также Государственного антимонопольного комитета РФ. Концентрацией функций упраздненных перечисленных федеральных органов в рамках одного федерального органа в ранге Министерства Российской Федерации преследовалась цель усилить государственную поддержку развития предпринимательства, особенно малого и среднего. Намечавшееся упразднение Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации не было осуществлено, и у нее сохранился статус самостоятельного федерального органа исполнительной власти.

Глава 2. Характеристика деятельности компании ОАО «Газпрома» как объекта рынка монополии

ОАО «Газпром» - одна из крупнейших энергетических компаний в мире. Основными направлениями ее деятельности являются геологоразведка, добыча, транспортировка, хранение, переработка и реализация углеводородов, а также производство и сбыт электрической и тепловой энергии.

Особенность «Газпрома» и одно из его преимуществ заключаются в том, что он одновременно является и производителем, и поставщиком энергоресурсов, располагая мощной ресурсной базой и разветвленной газотранспортной инфраструктурой. Благодаря географическому положению России, у компании есть возможность стать своеобразным энергетическим «мостом» между рынками Европы и Азии, поставляя собственный газ и оказывая услуги по транзиту газа другим производителям. Это предопределяет содержание стратегий компании в ее ключевых областях деятельности.

ОАО «Газпром» сегодня является признанным монополистом на рынке газа России. В его структуру входят около 70 акционерных обществ, принадлежащих «Газпрому» на 100%, 48 предприятий с более чем 50%-ой долей «Газпрома», еще в 53 компаниях доля ОАО не превышает 50%. «Дочки» гиганта выполняют самые различные функции, начиная от добычи газа и заканчивая проектированием и строительством средств его транспортировки.

Группа «Газпром» является крупнейшей компанией мира по величине запасов природного газа. По объемам добычи газа ОАО «Газпром», на долю которой приходится 15% мировой добычи, находится в числе лидеров среди нефтегазовых компаний мира. В 2010 г. компанией добыто 508,6 млрд куб. м природного и попутного газа.

ОАО «Газпром» экспортирует газ в 32 страны ближнего и дальнего зарубежья и продолжает укреплять свои позиции на традиционных зарубежных рынках. Доля монополии ОАО «Газпром» на европейском рынке газа, составляет 25-30%.

ОАО «Газпром» владеет крупнейшей в мире газотранспортной системой, способной бесперебойно транспортировать газ на дальние расстояния потребителям Российской Федерации и за рубеж. Протяженность магистральных газопроводов «Газпрома» составляет 161,7 тыс. км. Газовый концерн получил монопольное право распоряжаться всей газотранспортной системой страны около 15 лет назад. С тех пор независимые производители газа неоднократно жаловались в Федеральную антимонопольную службу на компанию «Газпром», которая ограничивала их доступ к трубе.

ОАО «Газпром» представило прошедшую аудит консолидированную финансовую отчетность за 2014 год, подготовленную в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности. В таблице ниже представлены данные консолидированного отчета о совокупном доходе по МСФО за 2014 и 2013 годы. Все суммы в таблице представлены в миллионах российских рублей.

За год, закончившийся 31 декабря2014 г.2013 г.Выручка от продаж5 589 8115 249 965Чистый (расход) доход по торговым операциям без фактической поставки(22 510)5 850Операционные расходы(3 943 669)(3 600 908)Чистое начисление резерва под обесценение активов и прочих резервов(313 208)(67 698)Прибыль от продаж1 310 4241 587 209Финансовые доходы389 804129 523Финансовые расходы(1 438 541)(284 107)Доля чистой прибыли ассоциированных компаний и совместных предприятий46 05156 670Убыток от выбытия финансовых активов, имеющихся в наличии для продажи(915)(3 212)Прибыль до налогообложения306 8231 486 083Расходы по текущему налогу на прибыль(121 343)(201 872)Расходы по отложенному налогу на прибыль(28 288)(118 506)Налог на прибыль(149 631)(320 378)Прибыль за год157 1921 165 705Прочий совокупный доход (расход):Доход, который не будет впоследствии реклассифицирован в состав прибыли или убытка:Переоценка резерва по вознаграждениям после окончания трудовой деятельности34 43855 424Итого доход, который не будет впоследствии реклассифицирован в состав прибыли или убытка34 43855 424Доход (расход), который впоследствии будет реклассифицирован в состав прибыли или убытка:(Убыток) прибыль от изменений справедливой стоимости финансовых активов, имеющихся в наличии для продажи, за вычетом налога(2 933)12 578Доля прочего совокупного (расхода) дохода ассоциированных компаний и совместных предприятий(14 769)10 100Курсовые разницы570 40256 847Убыток от операций хеджирования, за вычетом налога(60 550)(2 305)Итого доход, который будет впоследствии реклассифицирован в состав прибыли или убытка492 15077 220Прочий совокупный доход за год, за вычетом налога526 588132 644Совокупный доход за год683 7801 298 349Прибыль (убыток) за год, относящиеся к:Акционерам ОАО «Газпром»159 0041 139 261Неконтролирующей доле участия(1 812)26 444157 1921 165 705Совокупный доход за год, относящийся к:Акционерам ОАО «Газпром»667 6091 267 383Неконтролирующей доле участия16 17130 966683 7801 298 349

Прибыль за период, относящаяся к акционерам ОАО «Газпром», в отчетном периоде сократилась на 980 257 млн руб., или 86%, и составила 159 004 млн руб., что объясняется прежде всего влиянием следующих факторов:

ростом расходов по курсовым разницам в связи с ослаблением курса рубля к доллару США и евро. Чистый убыток по курсовым разницам в составе финансовых доходов и расходов в совокупности увеличилcя на 925 757 млн руб. в 2014 году по сравнению с 2013 годом. Увеличение расходов по курсовым разницам связано с переоценкой обязательств по кредитам и займам, номинированным в иностранной валюте.

ростом расходов по созданию резервов под обесценение активов и прочих резервов на 245 510 млн руб. Это связано с ростом резервов по дебиторской задолженности НАК «Нафтогаз Украины» на сумму 34 068 млн руб., АО «Молдовагаз» на сумму 5 948 млн руб., а также с начислением резерва предстоящих платежей в отношении финансовых гарантий на сумму 47 407 млн руб. Кроме того, в отчетном периоде признаны расходы по созданию резервов под обесценение основных средств и деловой репутации в отношении активов нефтяного, перерабатывающего и электроэнергетического сегментов деятельности Группы. Сумма таких расходов в отчетном периоде составила 124 002 млн руб.

Прибыль от продаж сократилась на 276 785 млн руб., или на 17%.

За 2014 год выручка от продаж (за вычетом НДС, акциза и таможенных пошлин) увеличилась на 339 846 млн руб., или на 6%, по сравнению с 2013 годом, и составила 5 589 811 млн руб. Ниже приведена более подробная информация в отношении основных показателей, характеризующих структуру выручки от продаж за 2014 и 2013 годы.

в млн руб. (если не указано иное)За год, закончившийся 31 декабря2014 г.2013 г.Выручка от продажи газаЕвропа и другие страныЧистая выручка от продаж (за вычетом таможенных пошлин)1 752 1471 682 761Объем в млрд куб. м159,4174,3Средняя цена, руб./тыс. куб. м (включая таможенные пошлины)13 487,212 137,9Ретроактивные корректировки цены на газ94974 393Страны бывшего Советского СоюзаЧистая выручка от продаж (за вычетом таможенных пошлин)411 722420 320Объем в млрд куб. м48,159,4Средняя цена, руб./тыс. куб. м (включая таможенные пошлины)10 115,98 499,9Российская ФедерацияЧистая выручка от продаж (за вычетом НДС)820 567794 349Объем в млрд куб. м232,4243,3Средняя цена, руб./тыс. куб. м (за вычетом НДС)3 530,93 264,6Общая выручка от​ продажи газаЧистая выручка от продажи (за вычетом НДС и таможенных пошлин)2 985 3852 971 823Объем в млрд куб. м439,9477,0Чистая выручка от продажи продуктов нефтегазопереработки (за вычетом НДС, акциза и таможенных пошлин)1 619 2141 351 713Чистая выручка от продажи электрической и тепловой энергии (за вычетом НДС)426 951375 589Чистая выручка от продажи сырой нефти и газового конденсата (за вычетом НДС и таможенных пошлин)209 234210 216Чистая выручка от продажи услуг по транспортировке газа (за вычетом НДС)172 842163 265Прочая выручка (за вычетом НДС)176 185177 359Итого выручка от продаж (за вычетом НДС, акциза и таможенных пошлин)5 589 8115 249 965

.1 Экономическая характеристика деятельности ОАО «Газпром»

За 2014 год чистая выручка от продажи газа увеличилась на 13 562 млн руб. по сравнению с аналогичным периодом 2013 года, и составила 2 985 385 млн руб. За 2014 год чистая выручка от продажи газа в Европу и другие страны увеличилась на 69 386 млн руб., или на 4%, по сравнению с аналогичным периодом 2013 года, и составила 1 752 147 млн руб. Это объясняется, главным образом, ростом средних расчетных цен, выраженных в рублях (включая таможенные пошлины), на 11%, что было частично компенсировано снижением реализованных объемов газа в натуральном выражении на 9%, или на 14,9 млрд куб. м.

За 2014 год чистая выручка от продажи газа в страны бывшего Советского Союза снизилась на 8 598 млн руб., или на 2%, по сравнению с аналогичным периодом 2013 года, и составила 411 722 млн руб. Изменение было обусловлено падением объемов продаж газа в натуральном выражении на 19%, или на 11,3 млрд куб. м, что было частично компенсировано ростом средних расчетных цен, выраженных в рублях (включая таможенные пошлины), на 19%.

За 2014 год чистая выручка от продажи газа в Российской Федерации увеличилась на 26 218 млн руб., или на 3%, по сравнению с аналогичным периодом 2013 года, и составила 820 567 млн руб. Это объясняется, главным образом, увеличением средней цены продажи газа на внутреннем рынке на 8%, что было частично компенсировано снижением объемов продаж газа в натуральном выражении на 4%, или на 10,9 млрд куб. м.

За 2014 год чистая выручка от продажи продуктов нефтегазопереработки увеличилась на 267 501 млн руб., или на 20%, по сравнению с аналогичным периодом 2013 года, и составила 1 619 214 млн руб. Увеличение выручки от продажи продуктов нефтегазопереработки связано с ростом цен, а также с увеличением объемов продаж Группы «Газпром нефть» потребителям, находящимся на территории Российской Федерации, Европы и других стран.

За 2014 год чистая выручка от продажи электрической и тепловой энергии увеличилась на 51 362 млн руб., или на 14%, по сравнению с аналогичным периодом 2013 года, и составила 426 951 млн руб. Увеличение, главным образом, связано с включением в консолидированную финансовую отчетность показателей ОАО «МОЭК» с сентября 2013 года.

За 2014 год операционные расходы, по сравнению с аналогичным периодом 2013 года, увеличились на 342 761 млн руб., или на 10%, и составили 3 943 669 млн руб.

Чистая сумма долга (определяемая как краткосрочные займы и текущая часть обязательств по долгосрочным займам, краткосрочные векселя к уплате, долгосрочные займы, долгосрочные векселя к уплате за вычетом денежных средств и их эквивалентов, а также денежных средств и их эквивалентов с ограничением к использованию в соответствии с условиями некоторых займов и других договорных обязательств) увеличилась на 537 835 млн руб., или на 48%, с 1 112 798 млн руб. по состоянию на 31 декабря 2013 года до 1 650 633 млн руб. по состоянию на 31 декабря 2014 года. Причины увеличения значения данного показателя связаны c ростом курсов доллара США и евро по отношению к российскому рублю, что было частично компенсировано увеличением денежных средств и их эквивалентов.

.2 Перспективы развития газовой отрасли

В рамках проходящей в Вене «Европейской газовой конференции 2011» заместитель Председателя Госдумы РФ Валерий Язев выступил с докладом, посвященным актуальным проблемам и долгосрочным перспективам развития газовой отрасли России. В частности, было подчеркнуто, что около 40% запасов российского природного газа находится в труднодоступных и малоосвоенных районах, и именно эти месторождения в скором времени будут играть важную роль в газодобыче.

Безусловно, российской сырьевой базой мирового значения является полуостров Ямал. Уже в следующем году на полуострове будет освоено в полном объеме Бованенковское месторождение, потенциал которого - добыча порядка 115 миллиардов природного газа в год. К 2030 году месторождения Ямала смогут ежегодно поставлять до 360 миллиардов. Еще одно перспективное направление - месторождения природного газа в Баренцевом море и, в частности, Штокмановское газоконденсатное месторождение. Согласно оценкам экспертов, геологические запасы данного месторождения -- 56 миллионов тонн газового конденсата и 4 триллиона природного газа. Первая стадия освоения Штокмановского месторождения позволит получать около 24 миллиардов природного газа в год, а в дальнейшем - свыше 70 миллиардов.

Заключение

Исследовав явление монополизма, его сущность, виды и методы борьбы с этим явлением, можно сделать некоторые заключительные выводы.

Следует отметить, что основной отрицательной стороной монополизации является избыточная власть фирм-монополистов. Круг тех, кто может вести бизнес, неуклонно сужается и делает монополистичной всю экономику. Новым компаниям тяжело или практически невозможно выйти на рынок, что разрушает саму структуру предпринимательства. Недостаточный приток на рынок новых компаний не дает развиваться здоровой конкуренции, результате чего у компаний нет стимула к повышению эффективности труда. При монополизме расцветает паразитизм в экономике, мнение о том, что деньги можно заработать только при «особом» отношении с властью. Монополизм в экономике способствует коррупции. Все это не способствует развитию экономики в целом, тормозит возникновению и развитию новых конкурентоспособных предприятий. Отсутствие эффективной налоговой и юридической систем тоже не способствует развитию бизнеса. В итоге многие компании работают в расчете на краткосрочные перспективы, уводят деньги за границу, неохотно инвестируют их в производство. Все это негативно оказывается на экономике страны. Сказывается также и «кадровый монополизм», когда все ключевые посты в бизнесе и государстве занимают люди, мыслящие категориями советской системы, не имеющие навыков работы в рыночных условиях и не желающие эти условия создавать. Все это усугубляет проблемы, с которыми столкнулась Россия. В таких условиях способны выжить лишь те предприятия, которые имеют уникальный бизнес. У монополии есть и положительные стороны, но их очень мало.

Методы антимонопольного регулирования в России недостаточно, они могут лишь препятствовать созданию новых монополий. Одним из методов антимонопольного регулирования является дробление одного крупного предприятия на несколько самостоятельных предприятий меньшего размера. Но этот метод не применим к отечественным монополиям, которые создавались, как единая сеть. Прежде всего, это относится к естественным монополиям. Таким образом, государственное регулирование естественных монополий является одним из главных факторов обеспечивающих нормальное функционирование экономики. Если предприятие не находится в государственной собственности, то его регулирование сводится к следующему: либо цены устанавливаются на уровне средних издержек монополии, либо применяются двух компонентные тарифы, предусматривающие отдельную и фиксированную плату за доступ к получению услуг, а также оплату каждой единицы оплаченных услуг. Законодательство, регулирующее деятельность естественных монополий должно быть разумным и продуманным. Законы, регулирующие деятельность естественных монополий, имеют важное значение для современной России, но их реальное применение сталкивается с определенными трудностями и проблемами.

Список литературы

Официальный сайт компании ОАО «Газпром»

Отчетность «Газпрома» по МСФО за 2014 год

<#"justify">Приложение

За год, закончившийся 31 декабря2014 г.2013 г.Выручка от продаж5 589 8115 249 965Чистый (расход) доход по торговым операциям без фактической поставки(22 510)5 850Операционные расходы(3 943 669)(3 600 908)Чистое начисление резерва под обесценение активов и прочих резервов(313 208)(67 698)Прибыль от продаж1 310 4241 587 209Финансовые доходы389 804129 523Финансовые расходы(1 438 541)(284 107)Доля чистой прибыли ассоциированных компаний и совместных предприятий46 05156 670Убыток от выбытия финансовых активов, имеющихся в наличии для продажи(915)(3 212)Прибыль до налогообложения306 8231 486 083Расходы по текущему налогу на прибыль(121 343)(201 872)Расходы по отложенному налогу на прибыль(28 288)(118 506)Налог на прибыль(149 631)(320 378)Прибыль за год157 1921 165 705Прочий совокупный доход (расход):Доход, который не будет впоследствии реклассифицирован в состав прибыли или убытка:Переоценка резерва по вознаграждениям после окончания трудовой деятельности34 43855 424Итого доход, который не будет впоследствии реклассифицирован в состав прибыли или убытка34 43855 424Доход (расход), который впоследствии будет реклассифицирован в состав прибыли или убытка:(Убыток) прибыль от изменений справедливой стоимости финансовых активов, имеющихся в наличии для продажи, за вычетом налога(2 933)12 578Доля прочего совокупного (расхода) дохода ассоциированных компаний и совместных предприятий(14 769)10 100Курсовые разницы570 40256 847Убыток от операций хеджирования, за вычетом налога(60 550)(2 305)Итого доход, который будет впоследствии реклассифицирован в состав прибыли или убытка492 15077 220Прочий совокупный доход за год, за вычетом налога526 588132 644Совокупный доход за год683 7801 298 349Прибыль (убыток) за год, относящиеся к:Акционерам ОАО «Газпром»159 0041 139 261Неконтролирующей доле участия(1 812)26 444Совокупный доход за год, относящийся к:Акционерам ОАО «Газпром»667 6091 267 383Неконтролирующей доле участия16 17130 966683 7801 298 349

в млн руб. (если не указано иное)За год, закончившийся 31 декабря2014 г.2013 г.Выручка от продажи газаЕвропа и другие страныЧистая выручка от продаж (за вычетом таможенных пошлин)1 752 1471 682 761Объем в млрд куб. м159,4174,3Средняя цена, руб./тыс. куб. м (включая таможенные пошлины)13 487,212 137,9Ретроактивные корректировки цены на газ94974 393Страны бывшего Советского СоюзаЧистая выручка от продаж (за вычетом таможенных пошлин)411 722420 320Объем в млрд куб. м48,159,4Средняя цена, руб./тыс. куб. м (включая таможенные пошлины)10 115,98 499,9Российская ФедерацияЧистая выручка от продаж (за вычетом НДС)820 567794 349Объем в млрд куб. м232,4243,3Средняя цена, руб./тыс. куб. м (за вычетом НДС)3 530,93 264,6Общая выручка от​ продажи газаЧистая выручка от продажи (за вычетом НДС и таможенных пошлин)2 985 3852 971 823Объем в млрд куб. м439,9477,0Чистая выручка от продажи продуктов нефтегазопереработки (за вычетом НДС, акциза и таможенных пошлин)1 619 2141 351 713Чистая выручка от продажи электрической и тепловой энергии (за вычетом НДС)426 951375 589Чистая выручка от продажи сырой нефти и газового конденсата (за вычетом НДС и таможенных пошлин)209 234210 216Чистая выручка от продажи услуг по транспортировке газа (за вычетом НДС)172 842163 265Прочая выручка (за вычетом НДС)176 185177 359Итого выручка от продаж (за вычетом НДС, акциза и таможенных пошлин)5 589 8115 249 965

Похожие работы на - Проблемы и перспективы деятельности ОАО 'Газпром' на монополистическом рынке

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!