Причины, формы, социально-экономические последствия и регулирование уровня безработицы

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    82,19 Кб
  • Опубликовано:
    2015-12-20
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Причины, формы, социально-экономические последствия и регулирование уровня безработицы















Курсовая работа

Дисциплина: Макроэкономика

Тема: Причины, формы, социально-экономические последствия и регулирование уровня безработицы

Содержание

Введение

. Содержание и функции рынка труда

.1 Рынок труда и его механизм

.2 Занятость как основополагающая характеристика рынка труда

. Безработица: сущность, виды, причины, последствия

.1 Сущность безработицы

.2 Виды безработицы

.3 Экономические характеристики безработицы

. Проблема безработицы в России

.1 Динамика занятости в России

.3 Задачи стоящие перед рынком труда РФ

Заключение

Список использованных источников

Введение

Современная рыночная экономика есть форма экономической организации общества, которая основана на функционировании системы различных рынков, обеспечивающих взаимодействие спроса и предложения товаров, сырья, капиталов, а также и рабочей силы, как одного из основных экономических факторов производства. Рынок труда занимает особое место в этой системе рынков, обеспечивая занятость населения страны, как необходимую меру вовлечения людей в трудовую деятельность и степень удовлетворения их потребности в труде, обеспечения рабочими местами. Через механизм рынка труда устанавливаются уровни занятости населения и оплаты труда. Однако и типичным следствием процессов, происходящих на рынке труда, становится безработица - в целом негативное, но практически неизбежное явление общественной жизни.

Тема курсовой работы: «Причины, формы, социально-экономические последствия и регулирование уровня безработицы». Отношения, складывающиеся на рынке труда, имеют выраженный социально-экономический характер, они затрагивают насущные потребности большинства населения страны. Для постоянного воспроизводства населения занятость является необходимым условием, поскольку от нее напрямую зависят издержки общества на подготовку и трудоустройство рабочих кадров, уровень жизни людей, на материальную поддержку безработных. Вследствие этого проблемы, связанные с занятостью, безработицей, являются весьма актуальными для национальной экономики и подтверждают практическая значимость выбранной темы.

Современная экономика России давно уже встала на путь реформирования, направленного на переход к цивилизованным рыночным отношениям. Это очень трудный путь, который чреват многими издержками, но общая направленность реформ в сторону поэтапного совершенствования, которым руководствуются все цивилизованные государства, является прогрессивной, а, следовательно, очень необходимой.

Актуальность проблемы рынка труда объясняется тем, что для конкурентоспособности страны весьма болезненной становится проблема безработицы, одной из причин которой видится мне в недоразвитости рынка труда (недостаточная приспособленность трудовых сил к быстро меняющимся новым условиям рынка). Дальнейшую эволюцию рыночных отношений в сфере трудовых ресурсов в России сдерживают недостаточный уровень квалификации и нерыночное отношение к труду.

Цель настоящей курсовой работы состоит в раскрытии категории - «безработица», ее сущности, видов, причин, общих и специфических процессов на рынке труда приводящих к ней, обеспечению занятости населения, в раскрытии возможностей политики государства по решению и регулированию безработицы и других. Кроме этого необходимо будет проанализировать проблемы рынка труда в России, определить перспективы его развития и наметить пути их решения.

Для достижения намеченной цели исследования, автором ставятся следующие задачи:

1)  раскрыть сущность и охарактеризовать формы безработицы;

2)      обнаружить причины безработицы и ее социально-экономические последствия;

)        изучить методы государственного регулирования уровня безработицы;

)        исследовать состояние в области занятости в России, выявить проблемы;

)        для решения выявленных проблем наметить направления политики эффективной занятости в России.

Методами исследования послужили анализ, обобщение и изучение научной литературы, ознакомление с отечественной и зарубежной практикой, сравнение, анализ и синтез.

При выполнении курсовой работы использовались региональные и федеральные нормативно-правовые акты в области регулирования рынка труда, данные статистики Росстата, а также материалы учебников и исследований таких авторов, как Кузьмин С.А., Оганян К.М., Гордилова О.А., Рофе А. и ряда других авторов.

труд безработица экономический занятость

1. Содержание и функции рынка труда

.1 Рынок труда и его механизм

Современные рыночные отношения предполагают наличие и функционирование огромного множества различных рынков, которые охватывают различные сферы деятельности человечества. Существуют рынки материалов, сырья, готовой продукции, научных исследований, рынки услуг, недвижимости, ценных бумаг и инвестиций, кредитных денег и прочие. одно из почетных мест посреди данных рынков принадлежит и рынку труда.

Учение о рынке труда берет свое начало из теоретических работ представителей классической школы экономической теории, которыми и были заложены основы этого учения. Известнейший английский экономист - Адам Смит, пытался доказать, что уровень занятости в национальной экономике обусловливается размером средней ставки заработной платы отдельного рабочего. Так, при увеличении этого показателя (средней ставки), будет соответственно уменьшаться возможность обеспечения занятости.

Также не менее известным представителем классиков Давидом Риккардо было обосновано взаимозависимость уровня заработной платы от количества трудовых ресурсов. Подобная корреляция прослеживается в том, что при увеличении заработной платы выше минимального уровня, нужного для обычного воспроизводства народонаселения, будет наблюдаться увеличение предложения трудовых ресурсов на рынке, что также, оказывает понижательное давление на уровень заработной платы.

Впоследствии французским экономистом-теоретиком Ж.Б Сэйем был сформулирован закон рынка по взаимодействию между спросом и предложением на предмет купли-продажи и, как следствие, формирование на рынке (в том числе и на рынке труда) под воздействием этих сил равновесной цены.

Начиная с конца девятнадцатого столетия и в течении двадцатого теоретические аспекты рынка труда получили свое развитие в исследованиях Кейнса, Маршалла, Фридмана, Самуэльсона и других выдающихся экономистов-теоретиков. Кроме них существенную лепта в теоретическое исследование вопросов рынка труда и безработицы сегодня внесли и наши ученые-экономисты - Капелюшников Р.И., Костин Л.А., Карташов С.А., Котляр А.Э., Одегов Ю.Г., Маслова И.С., Никифорова А.А., Руденко Г.Г. и другие.

Рынок труда представляет собой отношения также по поводу товарно-денежного обмена, где товаром является труд людей. Эти отношения соединены связью, с одной стороны - со спросом на рабочую силу, качественно обусловленным спросом какого-либо товара в экономике, с другой стороны, с применением профессиональных навыков и их оплатой, а также с временной продолжительностью осуществления трудовой деятельности.

Часто встречающийся термин «рынок трудовых ресурсов» является очень неточным, поскольку к трудовым ресурсам относятся также категории людей не включенных в настоящий момент в трудовые отношения, но являющиеся «трудовым резервом». К таким категориям населения относятся студенты, «теневые предприниматели», криминал, служащие в армии и другие, которые находятся в трудоспособном возрасте и в будущем могут быть задействованы в трудовых социально-экономических отношениях. Подобные трудовые резервы должны быть под пристальным вниманием государства и различных общественных институтов, которые обязаны стараться создавать хорошие условия для того, чтобы вовлечь эти категории граждан в реальную экономическую сферу. В противном случае они могут найти себе иное применение, и их может поглотить криминал и теневая экономическая сфера.

Получается, что рынок труда представляет собой в первую очередь систему общественных отношений, которые связаны со спросом и предложением наемного труда - куплей и продажей этого труда. С другой стороны это какое-то географическое и экономическое пространство, сфера трудовой занятости, где взаимодействуют между собой продавцы и покупатели особенного товара - труда. Ну а в-третьих - это рыночных механизм, который обеспечивает соотношение условий и цены труда между наемным работником и работодателем, в результате чего наемный работник исполняя свои трудовые обязанности и продавая свой труд, зарабатывают себе средства на жизнь, а работодатель обеспечивает общество производством товаров и услуг.

Одним из стержневых компонентов рынка труда является механизм его функционирования, который зачастую выдают за сам рынок труда, что в действительности не так, поскольку он не охватывает всего круга отношений, характерных для этого рынка. Его механизм есть не что иное, как координирование и взаимодействие различных интересов работодателей и наемных работников, желающих работать по найму, что зависит от изменений цены труда. В сущности функционирования рынка труда, как и различных других рынков, заложены те же принципы, что и в механизме функционирования рынков других факторов производства, а также товарных рынков и рынков услуг. Изучение спроса и предложения является главным способом анализа для тех и других. Данный механизм имеет определенную структуру, включающую в себя - предложение труда, спрос на труд, конкуренцию и цену труда.

На рынке труда под предложением рабочей силы подразумеваются трудоустроенные работники плюс те, кто хочет трудоустроиться и может приступить к работе на основе рыночных принципов с учетом располагаемого дохода и времени. Спрос представляет собой потребность работодателей в рабочих кадрах для производства товаров, обусловленного текущим спросом.

Кривая спроса направлена вниз вследствии того, что, при прочих равных условиях, при росте затрат производства от повышения зарплаты вырастает стоимость товаров, и будет снижаться прибыль. Работодателю подобная ситуация невыгодна и он сокращает наем работников, т.е. с ростом зарплаты спрос на рабочую силу будет падать. Такая обратная зависимость показывает работу закона спроса на труд. Напротив, кривая предложения направлена вверх, так как работники больше работать при увеличении зарплаты - предложение труда растет. Данная зависимость показывает работу закона предложения труда.

Рисунок 1

Если заработная плата устраивает и работодателей, и наемных работников, то тогда говорят, что рынок достиг равновесия. Пересечение кривых спроса и предложения показывает, что есть определенное значение цены, при которой обоюдные интересы участников рынка совпадают, и которая и будет равновесной ценой труда. Следовательно, равновесная цена - это такая цена труда, при которой объем спроса рабочей силы равен объему ее предложения.

Как же функционирует механизм конкурентного рынка?

Так, при цене труда, равной W0, работодатели могут заполнить все имеющие рабочие места, а все ищущие работу находят ее. Их обоюдные интересы совпали, рынок достигает равновесия до тех пор, пока сохраняется зарплата на уровне W0. Это, конечно же, не означает, что на рынке труда отсутствуют иные цены на наемный труд. При воздействии различных факторов заработная плата может вырасти выше W0 до уровня W2. При этом предложение труда повысится до уровня S2, а спрос снизится до уровня D2. При этом возникнет конкуренция между работниками за рабочие места. Излишек предложения над спросом и конкуренция будут давить вниз на ставки зарплаты, работодатели будут понижать заработную плату, и они падают до уровня равновесия (W0).

Если цена труда ниже W1 равновесной цены, то возникает нехватка рабочей силы. При этом, спрос будет равен D1 а предложение - S1. Это вынуждает работодателей увеличивать зарплату, для привлечения новых работников. В результате заработная плата вновь поднимается к уровню W0. Таким образом, зарплата на уровне W0 становится общепринятой, превалирующей, с которой должны считаться и рабочие, и работодатели. Этот уровень зарплаты соответствует полной занятости. Следовательно, при воздействии механизма спроса и предложения рынок труда реализовывает целый ряд функций:

) сохранение конкуренции между работодателями за наймом работников, а между рабочими за рабочие места;

) поддержка полной эффективной занятости;

) синтез средств производства (капитал) и рабочей силы, регулирование соотношения спроса и предложения труда;

) установление доминирующей равновесной цены.

Можно сделать вывод, что рынок труда является весьма динамичной системой. Это целый комплекс рыночных социально-трудовых отношений обусловленных трудовой занятостью, обменом производительного труда на средства для существования работниками, как функционирующий механизм самореализации, взаимодействие спроса и предложения на основе информации об изменении заработной платы работников - как цены труда.

Можно выделить следующие группы участников рынка труда со стороны предложения:

а)      не имеющие работы, хотящие работать, ищущие и готовые приступить к работе - это зарегистрированные безработные, а также те, кто самостоятельно подыскивает себе работу впервые или после перерыва;

б)      трудоустроенные граждане, но, по каким-то причинам, недовольные своей работой и находящиеся в поиске другого места работы (основной или дополнительной);

в)      трудоустроенные, но с риском потерять эту работу и вследствие этого пребывающие в поиске другой работы.

При этом, со стороны спроса будут выступать все вакантные рабочие места на работающих и вновь запускаемых предприятиях, к которым добавляются рабочие места, занятые теми работниками, которых планируется уволить или перевести на новую работу, и руководство уже подыскивает им замену.

Баланс между спросом и предложением в каждый момент времени создает определенную конъюнктуру. Каждый из видов конъюнктуры рынка труда может иметь отношение к конкретной профессии или сфере приложения труда, к конкретной географической области, которые в целом и образуют в совокупности национальный рынок труда.

Конъюнктура может быть:

   с трудовым избытком (трудоизбыточной), при большом числе безработных и, при этом, с избытом предложения труда определенного качества;

   с трудовым дефицитом (трудодефицитной), при большом недостатке предложения труда определенного качества;

   с трудовым равновесием (равновесной), при полном количественном и качественном соответствии спроса на труд.

Реализация и функционирование рынка труда осуществляется посредством государственных и негосударственных центров и служб занятости, кадровых служб предприятий, либо непосредственно между работодателем и наемным работником. Между ними при этом заключается трудовой договор, как плод удовлетворения обоюдного интереса. Рынок труда не статичен, он пребывает в постоянном движении, за которым следят, ведут статистику и оказывают воздействие некоторые компетентные государственные органы, такие как - Федеральная государственная служба занятости, Росстат, Госкомстат и Министерство труда и социально развития.

1.2 Занятость как основополагающая характеристика рынка труда

При переходе к цивилизованным рыночным отношениям проблема обеспечения занятости оказалась в разряде наиболее острых и актуальных проблем в теории и на практике. Занятость представляет собой одну из наиболее важнейших макроэкономических показателей, а также показателем национального благосостояния, хотя она и не является чисто экономическим явлением. Явление занятости в большей мере обуславливается демографическими факторами и является частью социальной сферы, а следовательно и наполнено социальным и демографическим содержанием.

Федеральный Закон «О занятости населения в Российской Федерации» дает достаточно широкое определение занятости, выражающее ее социально-экономическое содержание. Он трактует ее как общественно полезная деятельность людей, направленная на удовлетворение частных и коллективных потребностей и дающая, обыкновенно, заработную плату или трудовой доход. Подобной деятельностью занимается большая часть трудоспособного населения, которая работает по найму; временно отсутствует из-за нетрудоспособности, задержки производства, отпуска, забастовки и прочее. Также сюда относятся граждане проходящие службу в армии и силовых структурах, студенты, а также те, кто сам обеспечивает себя доходной работой.

Полная занятость. В нашей стране долгое время советское общество стремилось достичь баланса трудовых ресурсов на предельно высоком уровне. В те времена главным критерием для научно-практической деятельности была всеобщая занятость, обеспечивающая всё трудоспособное население рабочими местами. Вообще сам термин «полная занятость» имеет много толкований, в зависимости от основополагающего признака, он может толковаться по-разному.

В зарубежной экономической науке занятость - это состояние национальной экономики, в котором работу при текущем уровне заработной платы имеют все желающие. Там она зачастую называется «оптимальной занятостью». Получается, что при удовлетворении спроса на все экономически целесообразные рабочие места необходимым предложением рабочей силы, которая будет иметь профессиональное соответствие, то тогда и наступит полная занятость. Конечно, такой баланс будет обеспечивать наилучшие результаты для национальной экономики, в силу высокой производительности труда.

Достижение эффективной и полной занятости - это одна из ключевых задач социально-экономической политики правительства, а также основная проблема экономической теории. Этого нельзя обеспечить лишь одним только рыночным механизмом, ибо нужно непрерывное регулирование этого процесса государством и обществом. Такое регулирование подразумевает дальнейшее развитие науки здравоохранения, образования, национальной безопасности, экологии, производстве необходимых общественных благ.

Состояние полной занятости возможно при некотором отклонении имеющихся вакансий от статуса экономически целесообразных, когда наблюдается профессионально-квалификационное или образовательное несоответствие уровню работников. В таком случае последние и государство понесут большие социально-экономические потери. Государство будет недополучать доходы в бюджет, и пополнять в социальные фонды. А большая часть работающих граждан окажется с низкой зарплатой, которая не сможет позволить им нормально существовать. Вот здесь-то и возникает проблема «эффективной занятости». Среди теоретиков экономической науки существует много различных взглядов и мнений в отношении этого понятия. Среди наших экономистов много тех, кто под эффективной занятостью при социально направленной рыночной экономике смыслят такую занятость, которая сможет обеспечить нормальное здоровье населения, нормальный доход, его образовательный и профессиональный рост; и все это на фоне общего роста производительности труда. Данное определение представляется вполне приемлемым, поскольку имеет в своей основе всестороннее развитие личности и общества в целом. Тем не менее применяя такое широкое определение эффективной занятости, для ее измерения недостаточно одного какого-то критерия. Нормальную количественную характеристику можно дать лишь посредством целой системы показателей, к которым относятся следующие показатели:

Норма безработицы - это один из важнейших показателей эффективной занятости. На сегодняшний день как в западной так и в отечественной экономической науке популярна точка зрения, говорящая, что эффективная и полная занятость может быть достигнута только при существовании - естественной нормы безработицы, т.е. такого ее уровня, при котором будут держаться устойчивыми уровень реальной заработной платы и уровень цен без прироста производительности труда. В практической деятельности она равна сумме структурной и фрикционной безработицы. Структурная безработица обусловлена высвобождением рабочих в ходе структурных трансформаций в экономике под воздействием научно-технического прогресса.

Коэффициент занятости трудоспособного населения в общественном хозяйстве который определяется в процентном соотношении делением общего числа занятых профессиональным трудом на общую численность трудоспособного населения. Данная количественная характеристика связана с демографией и экономически показывает как потребность населения в рабочих местах, так и потребность общественного хозяйства в работниках. У этого показателя позитивными будут лишь те изменения, где высокий уровень занятости будет реально обеспечивать и рост производительности труда.

Коэффициент занятости населения профессиональным трудом который определяется в процентном соотношении делением общего числа занятых профессиональным трудом на общую численность населения. Данный показатель характеризует взаимозависимость уровня занятости от разного рода демографических показателей (смертность, рождаемость, прироста населения) и является важнейшей характеристикой национального благосостояния.

Пропорции распределения трудовых ресурсов общества по сферам общественно полезной деятельности. Аналогично коэффициенту занятости профессиональным трудом определяются коэффициенты занятости профессиональным обучением и иными разновидностями общественно полезной деятельности, для установления необходимых пропорций. Позитивными будут лишь те изменения, которые дают также и рост уровня занятости, и рост производительности труда за предыдущий период, и достижение необходимых целей общества. С ростом уровня производительности труда, может снижаться доля участия трудоспособных граждан в общественном производстве, и будет повышаться уровень занятых учебой и домашним хозяйством.

Рациональная занятость - это рациональная структура или пропорции распределения работников по различным отраслям и секторам экономики. При плохом разделении работников на границах между отраслями и секторами возникают противоречия, влекущие определенные потери эффективности. При разумной занятости можно избегнуть или снизить существенные «стыковочные» потери и получить дополнительный эффект, при рациональном использовании рабочей силы. Это и будет означать подъем эффективной занятости.

Есть также показатели, основанные на оптимизации профессионально-квалификационной структуры занятых, которые позволяют обнаружить соответствие профессионально-квалификационной структуры занятого населения структуре вакансий. Они также определяют степень соответствия системы подготовки кадров потребностям национальной экономики. Если обнаруживается явное несоответствие, то надлежит разработать систему мер стимулирующей нужный баланс структуры рабочей силы и рабочих мест. Основное внимание надлежит уделить переподготовке, повышению квалификации работников.

Без непрерывного создания новых рабочих мест, улучшения старых, соответствующих нынешним запросам, и исключения из производственного процесса старых, не соответствующих экономической целесообразности рабочих мест, нельзя достичь социального прогресса, осуществления интересов общества и отдельной личности.

2. Безработица: сущность, виды, причины, последствия

.1 Сущность безработицы

Безработица - социально-экономическая ситуация, при которой часть активного, трудоспособного населения не может найти работу, которую эти люди способны выполнить. Безработица обусловлена превышением количества людей, желающих найти работу, над количеством имеющихся рабочих мест, соответствующих профилю и квалификации претендентов на эти места. Т.е. под безработицей обычно понимается несоответствие на рынке труда, когда предложение труда превышает спрос, причем это несоответствие может быть как в количественном, так и в качественном отношении.

Согласно методологии Росстата, человек в возрасте 15-72 лет признаётся безработным, если на критическую неделю обследования населения по проблемам занятости он одновременно не имел никакой работы, при этом искал работу, был трудоспособен и готов приступить к работе.

Уровень безработицы - это количественный показатель, выраженный в процентах, позволяющий сравнить безработицу для разной численности населения и рассчитывается как отношение числа безработных к общей численности экономически активного населения или к численности интересующей группы населения (женщины, молодёжь, пенсионеры и другие).

В условиях рыночной экономики безработица является неизбежным явлением. При этом существуют разные концепции, толкующие феномен безработицы. Западные экономисты теоретики придерживаются точки зрения, согласно которой безработица в своей основе отражает экономическую целесообразность использования ресурсов. Об этом, по их мнению, свидетельствует и так называемый естественный уровень безработицы, который является следствием структурных диспропорций на рынке труда. Естественный уровень безработицы - экономическая гипотеза, согласно которой для общеэкономического равновесия, сложившегося при определённой реальной заработной плате, существует определённая неполная занятость населения, которая является результатом недостатка информации, барьерами мобильности, демографических изменений и других следствий несовершенности рынка. В связи с этим не представляется возможным снизить уровень безработицы до нуля, а лишь снизить его до метки, определяемой несовершенностью рынка. Поэтому, сможет помочь только медленное воздействие с помощью методов регуляторной или структурной политики.

А вот в марксистской теории безработицу связывают с процессом накопления капитала, когда потребность в живом труде возрастает медленнее, чем потребность в машинах и оборудовании.

Безработным, по методике Международной организации труда (МОТ), числится тот, у кого на данный момент нет никакой работы, кто ищет ее, готов к ней приступить, и при этом не располагает иными источниками дохода, кроме заработной платы в области платной занятости. Согласно законодательству нашей страны, безработными признаются трудоспособные граждане, лишенные в настоящий момент работы и заработка, находятся на учете органов занятости по причине поиска подходящей работы, занимаются поиском работы и готовы к ней приступить.

В мировой практике безработные разделены на четыре категории: добровольно оставившие работу; потерявшие работу в результате увольнения; впервые пришедшие на рынок труда; пришедшие на рынок труда после перерыва в трудовой деятельности. Баланс данных категорий зависит главным образом от фазы экономического цикла.

В ст. 3 Закона «О занятости населения Российской Федерации» определяется статус безработного следующим образом: «Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней»; далее говорится, что безработными не признаются пенсионеры по возрасту и граждане, не достигшие 16-ти летнего возраста.

В США безработными считаются лица, которые не работали в течение недели обследования, хотя и могли работать, желали отыскать работу в течение предыдущего календарного месяца, обращались напрямую к работодателю или через государственную службу занятости. В Японии и Англии, к примеру, безработными считают не работающих на протяжении недели исследования ни одного часа.

Отсюда получается, что для получения статуса безработного в нашей стране нужны более жесткие требования, чем в США, Англии, Японии и других странах: безработными не являются пенсионеры, лица моложе 16-ти лет и по старости, хотя они желают и могут работать, а кроме этого необходимо встать на учет в службе занятости. На практике часто бывает так, что даже те, кто официально является безработным, не всегда получают право на получение пособия по безработице. Права на пособие лишаются те граждане, кто был уволен и в течение трех месяцев получает зарплату по месту работы, уволенные с работы граждане за нарушение трудовой дисциплины, кто уволился по собственному желанию, участники забастовок, пенсионеры, а также те, кто оказался работать по соответствующей специальности.

2.2 Виды безработицы

Можно выделить следующие виды безработицы:

Добровольная безработица - это безработица, связанная с отсутствием желания граждан трудоустроиться (из-за низкой зарплаты, условий труда и т.д.). Количество таких безработных растет во времена экономического бума и уменьшается при экономических спадах и кризисах; масштабы добровольной безработицы и длительность зависят от вида профессии, квалификации, от принадлежности к социально-демографической группе населения. Кроме этого, в экономике имеется такое понятие как «капкан безработицы». Это ситуация, при которой доходы граждан, не взирая на то, трудоустроен он или безработный, различаются мало (по причине разного рода выплат, компенсаций, пособий), и как следствие снижение заинтересованности граждан к началу трудовой деятельности.

Вынужденная безработица (или безработица ожидания) - появляется, если работник готов и желает трудоустроиться при существующем уровне заработной платы, но работу найти не может. Обычно эта безработица вызвана отклонениями от равновесия на рынке труда из-за относительной жесткости заработной платы (из-за МРОТ, деятельности профсоюзов, увеличение зарплаты для стимулирования работников и прочее.). В случае если реальная заработная плата оказывается выше равновесного уровня, и предложение труда на рынке начинает превышать спрос, то число кандидатов на ограниченное число вакансий растет. Конечно, в таких условиях становится сложнее трудоустроиться, что и приводит к росту уровня вынужденной безработицы. Вынужденная безработица бывает следующих видов:

-   сезонная безработица, которая связана с колебаниями экономической активности на протяжении года, которые типичны для отдельных отраслей экономики.

-       циклическая безработица, порождаемая периодическими спадами производства. Циклическая безработица определяется как разница между уровнем безработицы в настоящий момент экономического цикла и естественным уровнем безработицы. Причем естественный уровень у каждой страны обычно свой.

-       технологическая безработица, возникающая из-за роботизации и автоматизации производственного процесса. По причине этого часть работников оказывается не у дел, вытесненной машинами или требуется повышение квалификации этих работников.

Институциональная безработица - безработица, порождаемая вмешательством профсоюзов или правительства в установление размеров заработной платы, как правило, превышающих естественный рыночный уровень заработной платы.

Структурная безработица - является следствием изменений в структуре спроса на рабочую силу. В данном случае наблюдается некоторое структурное несоответствие между квалификацией безработных и требований существующих вакансий. Данный вид безработицы может возникать в следствии изменений в структуре потребительского спроса и в технологии производства, масштабными преобразованием экономики, отмирания устаревших отраслей и профессий. Встречается два типа структурной безработицы: стимулирующая и деструктивная.

Фрикционная безработица - обусловлена поиском работниками новой работы, которая больше будет его устраивать, чем теперешнее место его работы.

Неустойчивая безработица - порождается причинами, носящими временный характер (в частности, добровольная смена работы или сезонные увольнения в некоторых отраслях промышленности).

Маргинальная безработица - безработица среди мало защищённых категорий граждан и социальных низов. Разновидностью маргинальной безработицы является молодежная безработица. Возникает среди молодежи в возрасте 18-25 лет. Ее можно назвать одним из значимых показателей общего социального положения молодёжи, а также индикатором уровня её адаптации на рынке труда на данной фазе развития экономики. В фазе экономического спада или кризиса молодежная безработица резко возрастает, из-за малого опыта работы, поэтому в такие времена молодежная безработица вызывает пристальное внимание в обществе.

Зарегистрированная безработица - это количество людей, которые не работают, но поставлены на учет в официальное заведение и находятся в очереди ожидания вакантного места.

Скрытая безработица - это разновидность безработицы, обусловленная фактическим отсутствием занятости при формальном сохранении трудовых отношений с работодателем. К таким безработным относятся: во-первых, лица, которые хотят работать. но не регистрируются в службах занятости; во-вторых формально трудоустроенные граждане, но фактически неработающие; в-третьих, когда рабочая сила используется не полностью, но и не увольняется; в-четвертых просто те, которые перестали искать работу.

Скрытая безработица включает потери продукции на стадии хранения, транспортировки и реализации, потери рабочего времени в связи с низкой интенсивностью труда, устранение целодневных и внутрисменных потерь рабочего времени, отвлечения рабочей силы от основной деятельности. Кроме этого сюда относят также избыточную численность рабочих, появляющихся по причине сокращения объемов производства, закрытия убыточных производств, перепрофилирования предприятий и т.д. без номинального снижения численности работающих. Опыт последних лет обнаружил, что во времена спада объемов производства, обычно, падает и производительность труда при неизменности численности работников или при маленьком сокращении, т.е. наличествует очень серьезный разрыв между этими процессами.

Скрытая безработица в общей сложности является негативным феноменом для экономики, поскольку из-за отсутствия доходов заставляет население отыскивать альтернативные способы заработка в теневых секторах экономики, порой связанных с криминалом. Здесь можно выделить два вида скрытой безработицы:

официальная скрытая безработица - включает учтенных лиц, которые находятся в административных отпусках по инициативе администрации, а также лица, которые вынуждены работать в условиях неполного рабочего времени.

неофициальная скрытая безработица - включает излишнее внутрипроизводственное количество работников, а также обращающихся в службы занятости, но ищущих работу самостоятельно. Масштаб и разновидности существования неофициальной скрытой безработицы устанавливаются посредством проведения специальных выборочных исследований. Типичными признаками данной разновидности скрытой безработицы могут быть недостаточное использование квалификационных и профессиональных способностей работников либо неполное и неэффективное использование рабочего времени и прочее.

Для исследования скрытой безработицы непосредственно на предприятиях реализуются специальные обследования с применением балансовых методов установления потребности в рабочей силе. Проводятся опросы экспертов из числа руководителей и специалистов предприятий, представителей органов управления, ведущих ученых.

2.3 Экономические характеристики безработицы

Основными числовыми характеристиками безработицы являются: уровень безработицы, ее частоты и длительность.

Имеется два основных способа вычисления уровня безработицы.

В соответствии с первым методом подсчет ведется по числу поданных заявок в государственную службу занятости на получение пособия по безработице (Англия, ЕС и прочие).

Согласно другому методу уровень безработицы высчитывается посредством периодически проводимых опросов семей (Япония, Соединенные Штаты и прочие).

В экономически развитых странах данные способы не дают больших количественных различий, но качественно разнятся значительно. Важно то, что при опросах семей обнаруживаются безработные, которые не вставали на учет в службе занятости и не подавали заявок на пособие по безработице. Следовательно, подобный способ должен был бы обнаруживать больший уровень безработицы. Однако при использовании первого способа эти показатели растут за счет того, что среди подавших заявки на получение пособия по безработице немало таких, которые не искали работу и не могли или не хотели приступить к ней.

Необходимо обратить внимание на тот факт, что взятый порядок учета безработицы в России необъективно отражает действительные тенденции в развитии отечественного рынка труда, так как значительная доля безработных не встают на учет на биржах труда, отдавая предпочтение самостоятельному поиску работы, или пользуются услугами неформальных посреднических структур.

Согласно методике Федеральной службы занятости, установленной с учетом международных норм, общий уровень безработицы рассчитывается по следующей формуле:

,

где Уб - уровень безработицы;

Эа - количество экономически активных граждан;

З - количество занятых.

Современная экономическая теория употребляет понятие естественного уровня безработицы. В зарубежных странах естественной уровень безработицы может колебаться в пределах 4-6%, в нашей стране чуть меньше 3-5%. Уровни безработицы в различных странах сильно разнятся, так как они обусловлены фазой экономического цикла, состоянием экономики страны, естественного уровня безработицы, от осуществляемой правительством политики занятости.

Есть и еще более сложный способ определения уровня безработицы (рекомендуемый Международной биржей труда), при котором кроме учтенных и не учтенных органами службы занятости безработных в их число включают и частично безработных, используя определенный коэффициент. При использовании данного способа уровень безработицы постоянно выходит выше подсчитанного указанным способом. Следует отметить, что подсоединять в число безработных лиц, которые прибывают отчасти безработными, т.е. все-таки занятыми, не очень логично и обоснованно.

Частота безработицы характеризуется числом случаев безработицы у одного человека за установленный период. Увеличение данного показателя говорит о низком качестве рабочего места и скверных условиях труда или о большой доле одноразовой работы, которую только и могут найти безработные во время рецессии и кризиса.

Длительность безработицы представляет собой время нахождения без работы и рассчитывается как средняя продолжительность пребывания без работы всех безработных или отдельных ее категорий, территорий и т.п. Чрезвычайно важно определить продолжительность безработицы, т.е. величину, которая характеризует в среднем длительность поиска работы лицами, имеющими статус безработного на конец рассматриваемого периода, а также теми безработными, которые были в этом периоде трудоустроены.

3. Проблема безработицы в России

.1 Динамика занятости в России

В целом в нашей стране занятость населения является довольно высокой ещё со времени СССР и его распада. В 90-е годы произошло резкое снижение рождаемости, а число женщин, вовлечённых в экономику, сильно возросло. Невзирая на то, что женщины в России активно заняты в экономике, в России по сей день, многие работодатели практикуют очевидную дискриминацию по полу и возрасту. Кроме подобной дискриминации, второй проблемой занятости в России, несмотря на низкий уровень безработицы, является довольно широкое распространение занятости в теневом секторе экономики, весьма выросшем после развала союза.

В прошлом одним из плюсов командно-распределительной системы рабочих ресурсов экономики РСФСР был очень низкий уровень безработицы по мерилам западных стран. Например, в начале 1992 года официально безработица составляла всего только 0,1% экономически активного населения страны. В ходе либерализации российской экономики и поворота на путь капитализма, предложение на рынке труда стало существенно превышать спрос. Такая либерализация экономики страны, сопровождающаяся падением производства и сокращением ВВП, привела к росту уровня безработицы в стране, который к началу 1996 года достиг 3,7%. Тем не менее, согласно методики МОТ, которая берет во внимание также граждан, не зарегистрированных на бирже труда и находящихся без работы (в тот же год), показатель уровня безработицы в России доходил до 8,5%.

Данное расхождение говорит о том, что работодатели продолжали по разным причинам поддерживать занятый статус фактически неработающего персонала. Данный феномен характерен для сельского населения РФ вообще, регионов Дальнего Востока, Северо-запада, а также тех национальных республик, в которых ещё не завершился демографический переход. Структурная безработица, которой также практически не существовало благодаря советской системе направлений и распределений, появилась после либерализации экономики в 1990-е годы. Так если в конце 1994 года спрос на рабочие места в России составлял 6 человек на одну вакансию, то к началу 1996 он достиг 10 человек на место.

После кризиса на рынке труда в ходе шоковой терапии 1990-х годов, возобновившийся рост экономики позволил снизить уровень безработицы и увеличить занятость населения. По состоянию на октябрь 2014 года количество экономически активного населения в России составляла 78,2 млн. человек (с учетом Крыма). Это составляет порядка 54% от совокупной численности населения страны. В том числе почти 74 млн. человек были заняты в экономике и 4,3 млн. человек (5,6%) не были трудоустроены, но активно разыскивали работу. Следует отметить, что различные регионы России также сильно различаются по уровню занятости, безработицы и по уровню привлечения иностранной рабочей силы.

год был назван в России годом борьбы с безработицей. В регионах были организованы общественные работы для тех, кто лишился постоянного заработка. Общественные работы в основном заключались в уборке улиц, благоустройстве территорий, обслуживании общественного транспорта, ремонте памятников культуры. Службы занятости приступили к кредитованию безработных для открытия собственного дела. Были организованы курсы по переобучению потерявших работу граждан. Это востребованная мера, как по снижению социального недовольства, так и по общему оздоровлению экономики.

По официальным данным Госкомстата, молодежная безработица в России относительно невелика, хотя она и увеличилась после мирового финансового кризиса 2008 года. Так в 2006-2007 годах в общей структуре безработицы доля молодых людей в возрасте от 20 до 34 лет варьировала в пределах от 43,4 до 44,5%. После кризиса этот диапазон находился уже в пределах 47,7-48,1%. Тем не менее, отношение числа безработных к занятым в той же возрастной группе от 20 до 34 лет достигало лишь 8,3% в 2012 году, а в 2013-2014 поднялось до отметок 9,4% и 10,7%, что приблизительно соответствует аналогичному показателю Германии, Великобритании и США. В то же время во многих странах Еврозоны и Евросоюза (Франция, Греция, Испания, Италия, Португалия) эти показатели в несколько раз выше (от 25% во Франции до 57% в Греции и Испании).

Одной из мер снижения напряженности на рынке труда в стала с 2011 года организация стажировок для выпускников вузов, находящихся под риском нетрудоустройства. В программе антикризисных мер указано, что стажировки могут проходить ежегодно 85 тысячи выпускников образовательных учреждений.

Принято решение выделять субсидии в размере 30 тыс. рублей предприятиям, предоставляющим рабочие места инвалидам. Эта мера может снизить хроническую безработицу. Ранее предприятиям предоставлялись иные выгоды - налоговые льготы за принятие ограниченно трудоспособных в штат. Это свелось к формальному зачислению инвалидов в штат и выплате минимальной зарплаты. Рассчитывать на вышеуказанные меры могут только граждане, зарегистрированные в центре занятости.

Выплата пособия по безработице в России регулируется федеральным законом «О занятости населения в Российской Федерации». Размер пособия ежегодно утверждается правительством России.

Уровень безработицы в России на протяжении последних лет имеет тенденции к снижению. На начало 2011 года она составляла 7.8%. Два года назад (август 2012 года) значение коэффициента безработицы в нашей стране опустилось до рекордно низкой отметки в 5,2%, что было самым низким показателем за 12 лет.


2.3 Задачи стоящие перед рынком труда РФ

Проблема безработицы и другие проблемы рынка труда в нашей стране сложны, противоречивы, а порой и вовсе абсурдны. Конечно же, на российском рынке труда обнаруживаются как общие закономерности, наблюдаемые и в других странах мира, так и характерные для нашего государства процессы и явления. Учитывая эти специфические особенности перед нашим рынком труда, ставятся следующие ключевые задачи:

Первая задача это повысить гибкости рынка труда и увеличить стимулы для легальной трудовой деятельности, а именно:

а)      обеспечить дифференцированный подход к привлечению мигрантов учитывая перспективные потребности национальной экономики в рабочей силе и на основе принципа приоритетного использования национальных кадров;

б)      увеличить уровень легального трудоустройства иностранцев с 29% в 2013 году до 99% к 2020 году;

в)      найти и внедрить необходимые инструменты, направленные на достижение баланса между увеличением стоимости труда и мерами соцзащиты работников и необходимостью обеспечения конкурентоспособности и динамичного развития организаций (прежде всего в секторах с быстро меняющейся структурой производства товаров и услуг);

г)       предоставить более широкие возможности для занятости молодых граждан, внедрить практики стажировок молодежи;

д)      создать все необходимые условия для интеграции в трудовую деятельность инвалидов, а также лиц с ограниченными возможностями;

е)       активизировать и стимулировать применение современных форм занятости, не требующих постоянного присутствия на рабочем месте;

ж)      стимулировать трудоустройство женщин, имеющих детей;

з)       использовать максимально эффективно трудовой потенциал пенсионеров, желающих продолжить трудовую деятельность.

Второй задачей будет необходимость развивать рыночную инфраструктуру, которая обеспечит рост занятости и эффективного применения труда, в частности за счет увеличения территориальной и профессиональной мобильности рабочей силы, а именно:

а)      повысить экономическую эффективность использования трудового ресурса в бюджетной сфере. Повысить эффективность бюджетной сферы, повысить качество рабочих мест, зарплату и эффективность труда в результате реформ в бюджетной сфере должно в некоторых случаях приводить к высвобождению части трудовых ресурсов из бюджетной сферы. Предоставить дополнительные возможности для обеспечения профессиональной мобильности с помощью механизмов повышения квалификации, непрерывного обучения и переобучения. Это позволит трудовым ресурсам реализовать свой трудовой потенциал в других, в первую очередь самых динамично развивающихся, секторах экономики;

б)      повысить эффективность работы органов службы занятости населения. Инновационная экономика предъявляет новые требования к работе государственной службы занятости: во-первых, вопросы трудоустройства должны решаться органами государственной службы занятости при более активном взаимодействии с негосударственными службами занятости для повышения эффективности процессов трудоустройства работников; во-вторых, помощь безработным в поиске рабочего места должна строиться на основе новых информационных возможностей, которые возникнут у службы занятости в связи с формированием и поддержкой единой общероссийской информационной базы данных о работниках и рабочих местах; в-третьих, все большее значение будут иметь активные программы на рынке труда, включая программы профессиональной подготовки и переподготовки, в том числе осуществляемые во взаимодействии с негосударственными организациями;

в)      создать конкурентный рынок для оказания услуг безработным и тем, кто испытывает трудности в поиске работы, а также работодателям по подбору кадров;

г)       развивать информационные ресурсы в области занятости населения, в том числе обеспечивающих прямой доступ всех заинтересованных лиц;

д)      создать действенный механизм информирования населения о возможностях трудоустройства в различных регионах России, в первую очередь в рамках крупных инвестиционных проектов в рамках частного государственного партнерства;

е)       усилить значение программ профессиональной подготовки и переподготовки, осуществляемых образовательными учреждениями, отбираемыми на конкурсной основе, негосударственными организациями.

Третьей задачей будет создать необходимые условия труда, которые позволят обеспечить сохранение трудоспособности работающих на всем протяжении профессиональной карьеры, а именно:

а)      перейти от выплаты компенсаций за особые условия труда к выплате компенсаций за фактические условия труда, по результатам аттестации рабочих мест;

б)      развивать систему оценки условий труда с точки зрения выявления вредных или опасных производственных факторов, влияющих на здоровье человека;

в)      разработать и реализовать меры для улучшения условий и охраны труда, профессиональных заболеваний, снижение рисков смертности и травматизма на производстве, совершенствование управления профессиональными рисками с участием сторон социального партнерства.

Ну и четвертой задачей станет необходимость сформировать прозрачные правила функционирования рынка труда, регулирования трудовых отношений и эффективности контроля их исполнения:

а)      скоординировать политику на рынке труда, включая такие сферы как заработная плата и социальная защита работников, на основе механизмов социального партнерства;

б)      обеспечить соблюдение установленных норм и правил, а также повысить эффективность контроля и надзора за их исполнением;

в)      развивать правовую базу регулирования трудовых отношений и рынка труда в условиях усиления конкуренции на рынке труда и ускорения обновления производства.

Заключение

Выводы. Формирование и регулирование рынка труда является одной из ключевых и наиболее острых проблем рыночной экономики. Рынок труда и его компоненты, также как и социально-трудовую сферу в целом, не следует рассматривать как пассивного «иждивенца», который требует только лишь финансового вливания. Да, для развития рынка труда и рыночной инфраструктуры нужны финансовые вложения, но этот рынок не является «пылесосом», он очень активен, и его отдача несоразмерно больше вложенных затрат. Если правильно организовать этот рынок и его составляющие, то не только мгновенно окупаются соответствующие издержки, но и получим неоценимые социально-экономические результаты на микро и макро уровнях. Все это неопровержимо. Примеров этому имеется огромное множество - минимальная (естественная) безработица, современные модели заработной платы, эффективная занятость, заинтересовывающие в максимальной результативности труда, производства и многое другое.

Итак, в ходе исследования было установлено следующее:

Рынок труда как составная часть рыночной экономики представляет собой систему общественных отношений с согласованными интересами работодателей и наемной рабочей силы. Его составляющими элементами являются живые люди, которые выступают носителями рабочей силы.

Безработица представляет собой сложное, многоаспектное социально-экономическое явление, когда часть экономически активного населения не занята в общественном производстве, не может реализовать свои физические и умственные способности при помощи рынка труда. Занятость важнейшая характеристика экономики, благосостояния народа; уровень занятости - важный макроэкономический показатель.

Российский рынок труда характеризуется тем, что значительная часть работодателей и «занятых», а также немалая часть наемных работников действуют в режиме теневой экономической деятельности; кроме этого, имеется массовое распространение вторичной занятости - добровольной оплачиваемой трудовой деятельности, осуществляемой в свободное от основной работы время; а малый бизнес наш весьма специфичен, отличается мобильностью и динамичностью, который при минимальной государственной поддержке втягивает в себя образованную и энергичную молодежь, людей, склонных к риску.

После более чем десяти лет непрерывного экономического роста и повышения благосостояния людей Россия столкнулась с серьезнейшими экономическими вызовами. Введенные против нашей страны экономические санкции уже влекут за собой замедление экономического роста, падение рубля, снижение доходов населения и, конечно же, рост безработицы. Кроме этого до сих пор не преодолены такие явления как: несбалансированная миграционная политика, довольно слабое развитие сектора малого бизнеса, слабость профсоюзов, недостаточно эффективное управление, как отдельным производством, так и отраслевыми и межотраслевыми, территориальными комплексами и народным хозяйством в целом. Это и многое другое еще предстоит нам преодолевать.

Поэтому, в заключении, я хочу процитировать слова нашего президента В.В. Путина, сказанные им на одном из рабочих совещаний, посвященных проблемам занятости населения: "Никакие наши успехи по выходу из кризиса не будут впечатляющими для наших граждан при отсутствии двух моментов: при отсутствии стабильности, заключающейся в том, чтобы люди имели работу, нормальную заработную плату и перспективы сохранить эту работу, создать для себя собственное дело или найти новую работу. Именно по этим показателям и будут судить об успехе нынешнего экономического курса. Не по каким-то абстрактным моделям, не даже по разговорам о модернизации, инновациях, а именно по этим двум составляющим".

Список использованных источников

1.      Бреев Б.Д. Безработица в современной России; Наука, 2011. - 272 c.

2.      Вечканов Г.С. Макроэкономика. - СПб.: Питер, 2009.

3.      Гордилова О.А. Занятость населения и ее регулирование. - Белгород: ПОЛИТЕРРА, 2010

.        ГроссМедиа: информ.- аналит. журн. / учредитель ООО «Компания «Престиж»». - М.: Престиж, 2009. ISSN 6625-7149. 2009, № 3

5.      Кибанов А.Я., Ивановская Л.В., Митрофанова Е.А., Эсаулова И.А. Социально-трудовые отношения, рынок труда и занятость персонала; Проспект - Москва, 2012. - 468 c.

6.      Кузнецова О.В. Экономическое развитие регионов. Теоретические и практические аспекты государственного регулирования; Либроком - Москва, 2011. - 304 c.

7.      Кузьмин С.А. Занятость: стратегии России; Едиториал УРСС - Москва, 2011. - 304 c.

8.      Нестандартная занятость в российской экономике; РИИПП при ЦС ВДОАМ - Москва, 2012. - 400 c.

9.      Оганян К.М., Стрельцов Н.М. Занятость населения и ее регулирование; Бизнес-Пресс - Москва, 2012. - 376 c.

10.    Под ред. В.М. Соколинского; Рец.: Г.П. Журавлева, С.С. Ильин: Макроэкономическое регулирование: роль государства и корпораций. - М.: КноРус, 2010

.        Рофе А.И. Рынок труда: Учебник для вузов. / 3-е изд. - М.: Издательство «МИК»; 2011. - 272 стр.

.        Современная макроэкономика / И.Р. Бугаян, И.П. Маличенко, Ю.А. Корчагин. - М.: Феникс, 2010.

13.    Столяров В.И. Экономика. - М.: Академия, 2010

14.    Труд и занятость в России; Росстат - Москва, 2011. - 624 c.

.        Трудовое право: информ.- аналит. журн. / учредитель ООО «Компания «Триумф»». - М.: Триумф, 2011.

.        Эбзеев, Б.С. Государственное регулирование макроэкономики: взаимная ответственность и конституционные обязанности / Б.С. Эбзеев. - М.: Норма, 2009.

Похожие работы на - Причины, формы, социально-экономические последствия и регулирование уровня безработицы

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!