Приватизация собственности в России: особенности, противоречия и итоги

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    22,9 Кб
  • Опубликовано:
    2015-07-09
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Приватизация собственности в России: особенности, противоречия и итоги














КУРСОВАЯ РАБОТА

Приватизация собственности в России: особенности, противоречия и итоги

Введение

приватизация экономический собственность

Итак, почему приватизация в России? Почему я решил выбрать именно эту тему для написания своей курсовой работы? В чём её актуальность? На эти вопросы я постараюсь дать ответ во введении данной работы.

Как известно, приватизация - это определённые процессы в России, протекавшие в экономической и других сферах общественной жизни преимущественно в 1990-е годы. Главной целью этих процессов была передача государственной собственности в частные руки посредством различных инструментов. Это были государственные компании, предприятия, заводы, фабрики и другие учреждения, функционировавшие во времена существования СССР исключительно под государственным управлением.

Разумеется, приватизационные процессы нельзя рассматривать отдельно от общей политической и экономической ситуации в том периоде, которая в первую очередь была обусловлена распадом Советского Союза и глобальным реформированием экономики, её перестройки с социалистических на капиталистические рельсы. Вполне закономерно, что именно приватизация стала главным локомотивом экономических реформ 90-х годов.

Актуальность и, если угодно, особенность именно российской приватизации заключается в том, что это абсолютно уникальный в мировом контексте экономический опыт, когда приватизация была проведена в стране, в которой на протяжении долгих лет до этого вообще не было понятия «частная собственность». То есть, если в других странах приватизация в основном проводилась уже в капиталистической среде, для повышения её эффективности, то в России целью приватизации как раз и было сформировать эту самую капиталистическую среду и рынок. Плюс к этому, масштабы государственной собственности, переданной в частное владение, были огромны, поскольку у СССР был один из двух крупнейших в мире производственно-промышленных комплексов. Именно поэтому российский приватизационный опыт должен быть всесторонне тщательным образом изучен, как единственный в своём роде.

Итак, объект исследования - комплекс приватизационных процессов в России в 1990-е. Также будут рассмотрены общие теоретические основы приватизации, её методы, способы, а также приватизационный опыт некоторых других стран.

Цель работы - всесторонне изучить весь российский приватизационный период, основная фаза которого пришлась на первую половину 90-х годов.

В связи с этим, были поставлены следующие задачи:

рассмотреть различные этапы приватизации;

дать обзор текущих итогов;

проанализировать перспективы будущего.

Материалом исследования послужили различные данные, научная литература, а также статьи на эту тему.

Теоретической базой исследования стали научные концепции:

·Повышение эффективности экономики

·Сокращение долга государственного сектора

·Снижение вмешательства государства в принятие решений предприятиями

·Расширение акционерной собственности

·Содействие приобретению акций персоналом предприятия

·Достижение политических преимуществ

·Приватизация

Работа композиционно представлена в следующем виде:

введение, включающее постановку проблемы, ее актуальность, цель и задачи работы, теоретическую базу, материал и методы исследования;

теоретическая глава, основные теоретические вопросы и терминологический аппарат;

заключение, содержащее основные выводы;

библиография.

1.Теоретические основы приватизации

1.1Определение и цели приватизации

Что есть приватизация? Прежде чем ответить на этот вопрос, следует задуматься о более широком понятии - собственность. Поскольку собственность как понятие и как факт является одним из важнейших элементов не только экономической теории, но и практики. Собственность, как всем известно, бывает государственная или муниципальная и частная. А приватизация - это как раз процесс перехода собственности из первого состояния во второе. Однако, это определение мы вывели, исходя из чистой логики, и нелишним будет так же просмотреть соответствующую литературу.

Итак, есть несколько определений этого термина:

. «Приватизация (лат. privatus - частный) - передача государственной или муниципальной собственности за плату или безвозмездно в частную собственность.» [И.-Р.10]

. «Передача государственной или муниципальной собственности в частную собственность (безвозмездно или за плату)». [И.-Р.11]

. «Приватизация - форма преобразования собственности, представляющая собой процесс передачи государственной (муниципальной) собственности в частные руки (разгосударствление)». [И.-Р.12]

Это три наиболее распространённых определения хотя безусловно есть и другие, более специфические.

Какие же цели преследует собой приватизация? Первая и основная - создание конкурентной рыночной среды. Особенно это актуально в рассматриваемый нами временной и географический период - постсоветская Россия. Для команды реформаторов 90-х годов, желавших как можно быстрее превратить страну с социалистической экономикой в капиталистическую, начать процесс приватизации было вполне объяснимым шагом. Как можно скорее передать собственность, особенно крупную, из рук государства в руки частных владельцев в надежде, что рыночные законы сами собой приведут к наиболее эффективному управлению предприятиями - может и несколько наивно, но уж очень заманчиво. Особенно для некоторых молодых политиков тех лет, этаких «романтиков рынка».

Однако приватизация может проводиться и в странах, с уже существующей рыночной моделью экономики. В этих случаях на первый план выходит задача по усилению эффективности работы предприятий, а также снижение нагрузки на бюджет. В самом деле, если какое-то предприятие является убыточным для государства, то весьма разумно его приватизировать и тем самым дать возможность новому владельцу оптимизировать его работу. А через некоторое время национализировать обратно, чему тоже есть много примеров в истории мировой экономики. Однако, тут следует быть весьма осторожными при приватизации предприятий, представляющих стратегическую важность для государства - например, электросети, железные дороги и прочее. В таких случаях необходимо очень тщательно подходить к процессу приватизации, выработать тщательнейшим образом всю нормативно-правовую базу и не допустить в конечном итоге получения контроля над приватизированными предприятиями иностранными гражданами или компаниями.

1.2Формы и способы приватизации

Различных форм и способов передачи государственной и муниципальной собственности в частные руки существует очень много. При этом можно выделить два основных пути - бесплатная и платная приватизации.

Платная приватизация означает полный выкуп государственной собственности частными лицами по рыночной цене.

Бесплатная приватизация означает выдачу населению различных купонов, чеков, дающих право на пользование и распоряжение определённой долей государственного имущества.

Надо отметить, что часто наблюдается скрещивание этих двух подходов - например, выкуп предприятий со значительными льготами, которые зачастую покрывают его стоимость почти полностью.

При этом, в России начала 90-х годов существовал ещё один «способ» приватизации, если его можно таковым назвать. Однако, умолчать о нём тоже нельзя. Речь идёт о так называемой «приватизации по факту управления» - когда предприятие переходило в руки его директора и он становился единоличным владельцем. Надо отметить, что тогдашние политики были решительно против такого способа и начавшаяся по многим оценкам слишком быстрая и несколько сумбурная приватизации, инспирированная правительством, была направлена во многом именно с целью противодействия самовольного захвата предприятий их директорами и управляющими.

Платная приватизация тоже подразделяется на несколько видов, такие как аукцион, тендер, либо прямая продажа.

«Аукцион - публичный торг для продажи движимого (акции, облигации и другие ценные бумаги) и недвижимого (земельные участки, здания, оборудование, жилые дома и пр.) имущества, товаров, обладающих индивидуальными свойствами, под руководством специального лица (аукциониста), проходящий в заранее установленное время в определенном месте, при котором товары (или их образцы) предварительно выставляются для осмотра и считаются проданными тому покупателю, который предложил наивысшую цену». [И.-Р.13]

Основным видом является открытый аукцион. На аукцион могут быть выставлены:

предприятия;

здания, оборудование, лицензии или другие активы предприятий;

незавершенные объекты;

доли, акции и паи акционерных обществ.

Еще одним видом аукциона является закрытый тендер.

«Тендер - (от англ, tend - обслуживать) 1) заявка, оферта, письменное предложение; 2) извещение о намерении поставить товар по срочному контракту; 3) форма предложения облигаций или казначейских векселей на рынке; 4) приглашение поставщикам на конкурсной основе предложить товар или оборудование, оказать услуги определенного качества на основе разработанных устроителями торгов условий; 5) конкурентные торги открытого типа (открытый Т.) или закрытые, для ограниченного числа участников (закрытый Т.), конкурсная форма размещения заказа; 6) цена на товар, предложенная его производителем, исходя из уровня цен, предлагаемых его конкурентам; 7) интернациональные конкурсы на право получения заказов, связанных с поставкой оборудования, строительством объектов, выполнением инжиниринговых услуг в разных странах. Условия таких конкурсов объявляются заранее». [И.-Р.14]

«Прямые продажи, личные продажи - продажа потребительских продуктов или услуг, осуществляемая вне стационарных точек розничной торговли». [И.-Р.15]

При этом существует очень важная проблема - оценка реальной стоимости предприятия. Особенно сильно эта проблема проявилась именно в России, поскольку при советской власти никто не делал реальную экономическую оценку функционирующих предприятий. В результате, многие из них в процессе приватизации были отданы за бесценок.

Ещё одна проблема - в компетентности будущих владельцев предприятия. Во время тендера люди, ответственные за проведение приватизации, могут оценить каждого его участника на предмет того, будет ли он достаточно эффективным владельцем, сможет ли привести предприятие к высоким показателям работы. А в случае открытого аукциона предприятие может приобрести любой желающий, не отчитываясь о своих планах в его отношении. В данном случае дальнейшая судьба предприятия туманна и нередко весьма плачевна.

2.Опыт приватизации в других странах

приватизация экономический собственность

Говоря об истории приватизации в глобальном контексте нельзя не рассмотреть общую историю мировой экономики и экономических доктрин. Начиная с 1930-х годов в мире доминировала идеология кейнсианства - последовательное усиление роли государства в экономике как наиболее эффективной силы по управлению рынком. При этом никакого полного отказа от рыночной экономики не произошло (за исключением социалистических стран). В этих условиях были национализированы многие крупные и средние предприятия, компании. Такое положение дел сохранялось до 1980-х, когда кейнсианская теория оказалась неспособна объяснить неэффективность государственного управления и вытекающую из этого стагфляцию - убийственный для экономики синтез стагнации и инфляции. Тогда экономисты и государственные управленцы ведущих Западных стран нашли выход в политике неолиберализма - возврата к догмам неоклассиков о «невидимой руке рынка», о том, что следует ограничивать вмешательство государства в экономику, что рынок решит всё сам, а государство необходимо лишь как гарант существования рынка и соблюдения правил конкуренции. Такая политика получила в США название «рейганомика», а в Великобритании «тэтчеризм», по именам политиков, проводивших её - Рональда Рейгана и Маргарет Тэтчер. Весьма закономерно, что одним из важнейших этапов возврата к экономической доктрине неоклассиков стала обширная приватизация различных секторов экономики. Особенно заметным этот процесс стал именно в Британии.

В 1979 году к власти пришло неоконсервативное правительство, которое поставило перед собой задачи оптимизации бюджета, ежегодно терявшего огромные суммы на субсидирование некоторых убыточных секторов государственной экономики. Государство непрерывно подвергалось критике за это, в первую очередь со стороны налогоплательщиков, чьи деньги и шли на поддержку неэффективных государственных предприятий. И правительство Маргарет Тэтчер решило с этим бороться.

Можно выделить следующие цели британской политики приватизации (которые, с незначительными изменениями, подходят для описания процесса приватизации в любой из изначально капиталистических стран, так что возьмём их как некий образец):

·Повышение эффективности экономики

·Сокращение долга государственного сектора

·Снижение вмешательства государства в принятие решений предприятиями

·Расширение акционерной собственности

·Содействие приобретению акций персоналом предприятия

·Достижение политических преимуществ

Поскольку это весьма важные пункты, то имеет смысл расписать каждый из них более подробно:

Повышение эффективности экономики - исходит из общего постулата капитализма, что предприятие, находящееся в частном владении и управляемое в первую очередь в целях получения прибыли, работает эффективнее и экономика, состоящая в основном из таких предприятий в целом более эффективна.

Сокращение долга государственного сектора - большинство предприятий, приватизируемых в первую очередь, являются в текущем моменте экономически неэффективными, а значит государство тратит достаточно большую часть бюджета для их поддержания, что негативно сказывается на статистике долга государственного сектора. Приватизация позволяет решить эту проблему.

Расширение акционерной собственности - позволяет рассредоточить акции предприятия и избежать ситуации, когда оно принадлежит одному собственнику. Делается это для того, чтобы управление предприятием было как можно более объективным.

Содействие приобретению акций персоналом предприятия - продолжение предыдущего пункта и его смысловое расширение, направленное на то, чтобы предприятием управляли в первую очередь люди, непосредственно задействованные в его работе, а значит - понимающие всю специфику функционирования и заинтересованные в эффективном управлении.

Достижение политических преимуществ - пункт, имеющий самое отдалённое отношение к экономике и направленный на популяризацию и придание позитивного имиджа приватизационным реформам в обществе и, как следствие, увеличение поддержки текущей власти населением.

В самом деле, правительство Тэтчер стремилось передать предприятие именно в руки его работников, путём льготной продажи акций, руководствуясь принципом, что люди, непосредственно задействованные в работе организации, будут более всего заинтересованы в её процветании и лучше всего понимать всю специфику её работы. То, о чём мы говорили чуть ранее - что невозможно при простой продажи предприятия на аукционе, где его может приобрести любой желающий, даже абсолютно несведущий в данной отрасли.

Что касается пункта про достижение политических преимуществ, то здесь имеется в виду общая демократизация и либерализация общества, которая из экономической сферы перейдёт в остальные.

Ещё, в первоначальном списке планов тэтчеризма было получение высоких доходов от приватизации. Вообще, это отдельный, очень важный пункт процесса приватизации. Как доказательство этого можно привести то, что в эпоху «приватизационного бума» в конце XX века в бюджете практические любой крупной страны стояла графа «доходы от приватизации» и нередко её удельный вес в общих бюджетных поступлениях был весьма высок. Это касается даже Китая и Кубы, стран с социалистической формой экономики. Но иногда, либо ради лучшего выполнения поставленных целей, либо желая как можно быстрее провести приватизационный процесс, получением высоких доходов сознательно жертвовали, что и отчасти произошло в Великобритании. В России, впрочем, гораздо сильнее, но об этом в следующей главе.

Теперь немного о том, как проходил сам процесс тэтчеровской приватизации. В основном задействовались как раз аукционы, но работники предприятия имели существенные льготы на приобретение акций. Более того, для каждого аукциона разрабатывались свои законы, которые тщательно продумывались для максимального снижения вероятности попадания предприятия в «неэффективные руки». Проводилось не более трёх-четырёх крупных аукционов в год. В некоторых случаях, когда государство стратегически необходимо было сохранять управление компанией, но при этом избегать серьёзных затрат на её поддержание, вводилось правило «золотой акции» для государства - право налагать вето на любые изменения в уставе или политике развития компании.

В первые годы в британском обществе наблюдалось весьма смешанное отношение к политике Маргарет Тэтчер. Нередко государство обвиняли в попытке просто нажиться на приватизации. Весьма способствовал этим обвинениям тот факт, что продавались на аукционах в первую очередь убыточные предприятия, в то время как прибыльные в основном оставались в государственной собственности. Так же, сильной критике подвергалось значительный рост социального и имущественного расслоения, вызванный тем, что после приватизации новый собственник поднимал зарплату руководящему составу, топ-менеджменту, а для рабочих зарплата снижалась. Кстати, негативный социальный эффект - один из серьёзнейших недостатков приватизационного процесса и с этим трудно спорить.

Но, как бы то ни было, в конечном итоге неолиберальные реформы принесли Великобритании в целом больше пользы, чем вреда и впоследствии многие критики пересмотрели своё отношение к тэтчеровской приватизации, назвав её «в целом успешной».

3.Приватизация в России

3.1Предпосылки и проблемы приватизации

Рассмотренный нами в предыдущей главе пример приватизации в Великобритании имеет (как и почти все такие примеры в других странах мира) весьма существенные различия с приватизацией, проводимой в России в 1990-х годах. Настолько существенные, что впору говорить об уникальности российского приватизационного опыта. А, следовательно, и предпосылки в этом случае уникальны.

Для начала, сравним в общих чертах экономическую ситуацию накануне начала процесса приватизации в России и Великобритании. В России - в отличие от Британии - не было сформировавшейся рыночной системы - советская экономика, как известно, была плановой. Вот и первое существенное отличие российской приватизации от всех остальных: одной из важнейших её целей (а многие называют и самой важной) являлось формирование не просто конкурентной среды в отдельных секторах экономики, но построение рынка в целом. В дальнейшем, рассматривая различные этапы и специфику приватизационных процессов 90-х, мы увидим, что все они так или иначе были подчинены именно этой цели, зачастую в ущерб всем остальным.

Итак, государственная экономика СССР, существовавшего более 70 лет, была плановой. Что же это значило и почему потребовались перемены, стремление к которым и запустило приватизационные процессы? Реформаторы 90-х, взяв на вооружение ту самую неолиберальную экономическую теорию, считали, что предприятия, которые управляются руками государства, ведут неэффективную экономическую деятельность, поскольку у них нет собственников, заинтересованных в получении прибыли, как следствие эффективной работы предприятия. Напротив, они управляются директорами, которые нацелены в первую очередь на выполнение указов правительства, а прибыль является целью второстепенной. Собственно, можно долго рассуждать о том, какая из двух систем - плановая или рыночная - является более эффективной, но это тема совсем другой работы. Для нас важен исторический факт - люди, управлявшие Россией в 90-е годы считали скорейший переход экономики на рыночные рельсы панацеей.

С какими же проблемами сталкивались люди при проведении реформ? Одной из основных является, как следует из разнообразных источников да и простой логики, низкая экономическая грамотность населения. Давайте разберёмся с этим подробнее. Для проведения столь масштабной и имеющей очень и очень далекоидущие последствия экономической реформы, как приватизация, а тем более первичная приватизация в условиях полностью плановой экономики, одной из наиважнейших задач является грамотная информационная политика. Люди, жившие в то время, имели весьма слабое представление о функционировании рыночной экономики, о том, как должны работать предприятия в условиях рынка, о том, что они могут получить в результате приватизации. Всё это, к сожалению, не было должным образом разъяснено подавляющему большинству населения. В результате, что мы увидим далее, при подробном рассмотрении этапов приватизации, это привело к тому, что воспользоваться её плодами смогло очень ограниченное количество людей, что в дальнейшем вылилось в ситуацию, во многом близкую к олигархии. Но об этом позже.

Почему же реформаторы не уделили должного внимания информационной компании? Напрашиваются два объяснения. Во-первых, большую роль играла спешка, было стремление провести приватизацию как можно скорее и такими, на первый взгляд малозначительными, вещами решено было пренебречь. Во-вторых, многие исследователи считают, что имел место сговор между политиками и теми людьми, которые, воспользовавшись общей экономической неграмотностью населения, получили в своё распоряжение огромные активы.

Можно выделить ещё одну проблему, о которой, впрочем, было уже сказано ранее, и которая как раз и явилась в какой-то степени катализатором такого ускорения приватизационных процессов. Речь идёт о так называемой «приватизации по факту управления», то есть о случаях, когда то или иное предприятие переходило в единоличную собственность директора, руководившего им вплоть до крушения СССР и начала реформ. Естественно, говорить о какой-то справедливости или хотя бы отдалённо честной конкуренции тут не приходится, и зачастую эти самые директора, применяя силу, избавлялись от любых конкурентов и несогласных с их действиями работников предприятия. По словам организаторов приватизации, как раз чтобы избежать такого самовольного захвата и были донельзя ускорены все процессы.

Российская программа приватизации была разработана для удовлетворения целей, которые были описаны ранее. Тем не менее, она была также разработана в крайне враждебно настроенной политической среде. В конечном итоге, программа была нацелена на то, чтобы подстроить политические и экономические потребности различных заинтересованных сторон на государственных предприятиях, таким образом, чтобы получить их поддержку или, по крайней мере, исключить их активное противодействие.

К основным заинтересованным сторонам относятся руководители предприятий и работодатели, чьи лобби контролировал парламент, и кто сами эффективно контролировали государственные предприятия, а также временные или местные органы власти, которые получили много политического влияния над фирмами, которое потерял центр.

3.2 Программа приватизации

Когда Анатолий Чубайс был поставлен во главе Государственного комитета по управлению государственным имуществом (ГКИ) в октябре 1991 года, приватизация не была среди самых главных проблем на повестке дня из реформ, в которых нуждалась тогда Россия. Либерализация цен и контроль бюджета были приоритетными. Политики и общественность обсуждали: нуждается ли Россия в приватизации вообще, до того, как решатся макроэкономические проблемы. Ни одна программа приватизации не существовала в то время. На самом деле, само название агентства Чубайса отражает правительства амбивалентность правительства к вопросу о приватизации.

Через полтора года приватизация стала самой успешной реформой в России. К сентябрю 1993 года, более 20 процентов российских рабочих предприятий были наняты приватизированными предприятиями. Приватизация распространилась еще более широко в области сервисных фирм. Более 60 процентов русского народа поддержал приватизацию, и Чубайс стал одним из самых известных политиков.

В качестве первого шага, программа разделила фирмы на те, которые были проданы в первую очередь за наличные местными органов власти, и те, которые вошли в программу массовой приватизации. Таким образом, большинство небольших магазинов и некоторые мелкие предприятия были немедленно выделены местным органам власти, которые требовали годового дохода от малой приватизации (хотя позже, небольшие магазины также были проданы за ваучеры).

В качестве второго шага, программа выделила крупные фирмы как те, что были подвержены обязательной приватизации, и те, что подлежали приватизации с разрешения министерства приватизации, и те, которые требовали одобрения правительства для приватизации, и те, приватизация которых запрещена. Обязательной приватизации подвергались фирм в области легкой промышленности, включая текстиль, пищевую промышленность и мебель. Компании, требовавшие утверждения были, как правило, несколько более крупными фирмами, которые пока не были задействованы ни в одной из важных стратегических отраслей. Основные фирмы в большинстве стратегических отраслей, таких, как природные ресурсы и оборона, могли быть приватизированы только с согласия правительства. Учитывая антиреформистский состав правительства в 1993 году, это ограничение означало, что эти фирмы вообще не могли быть приватизированы. Даже если какая-то часть их капитала могла находится в частной собственности, контроль всегда оставался за политиками. Наконец, некоторые фирмы, в том числе те, что участвовали в освоении космоса, здравоохранении, и образовании, не могли быть приватизированы вообще.

В качестве третьего шага, всех крупные и средние фирмы (за исключением тех, что были включены в последний список) должны были быть акционированы. То есть, они должны были быть перерегистрированными в акционерные общества со всей справедливостью принадлежащие правительству, принять корпоративный чартер, и назначить совет директоров. Первоначально в Совет вошли представители Фонда имущества (правительственное агентство продажи), высшее управление, работники, поставщики и клиенты. Указ об акционировании, подписанный президентом Ельциным в июне 1992 года, было бы правильно рассматривать как первый важный шаг к последующей приватизации государственных предприятий.

В тандеме с корпоратизацией, подразделения государственных предприятий имели право отколоться от холдинговой компании и стать независимыми. Это оказалось довольно сложным из-за сопротивления со стороны руководства холдинговой компании и местных чиновников, которые предпочитали иметь дело с крупными фирмами. Тем не менее, так происходило во многих случаях.

После того, как фирма была акционирована, ее руководители и работники должны были выбрать один из трех вариантов приватизации. Первый вариант давал работникам 25 процентов акций предприятия бесплатно, но без права голоса. Топ - менеджеры могли приобрести 5 процентов акций по номинальной цене. Кроме того, после приватизации, рабочие и менеджеры могли получить дополнительные 10 процентов за 30 процентную скидку к балансовой стоимости. Второй вариант давал менеджерам и работникам вместе 51 процент от собственного капитала, все голоса, за номинальную цену в 1,7 раза большую, чем в июле 1992 года была балансовая стоимость активов. Это, конечно, была очень низкая цена по сравнению с рыночной стоимостью этих активов в условиях высокой инфляции. Рабочие могли заплатить за эти акции наличными, ваучерами или через сохранившийся заработок на предприятии, и могли платить за некоторый, относительно короткий период времени. Как и в первом варианте, дополнительные 5 процентов акций могли быть получены менеджерами и работниками по низким ценам. Наконец, третий вариант, введенный управленческим лобби в парламент, что позволяло менеджерам купить до 40 процентов акций по очень низким ценам, если они обещали не обанкротиться. По ряду причин, этот вариант практически не был использован.

После того, как руководители и работники выбирали их вариант льгот, они могли представить план приватизации, который описывал, как остальная часть акций должна была быть продана. В то время как некоторые предприятия подлежали обязательной приватизации, на практике, подача планов приватизации почти всегда была добровольной. Основной способ, по которому продажа акций происходила в России, представлял собой аукционы за ваучеры. Каждому человеку в России была предложена ваучерная приватизация за небольшую плату, и большая часть людей приняла в ней участие. Ваучер был номиналом в 10000 рублей, и должен был истечь к концу 1993 года, и был в свободной продаже. Этот ваучер можно было бы использовать и в качестве единственного средства допустимой оплаты на аукционах приватизируемых предприятий. Каждое приватизируемое предприятие входило в его индивидуальный чековый аукцион в городе, где была расположена его штаб-квартира; системы были построены таким образом, чтобы позволить людям купить акции фирм, расположенных в других городах. Торги в этих аукционах проходили очень просто, однако многие акции покупались по равновесной цене. Так как ваучеры были в продаже, некоторые инвесторы приобретали блоки ваучеров и ставки для больших пакеты акций. В типичной компании, до 30 процентов акций продавались на чековых аукционах, хотя небольшие ставки продавались на «стратегических» предприятиях, которые были приватизированы.

Ваучерная приватизация, очевидно, являлась определяющей чертой российской программы. Она была более предпочтительной, чем альтернативная схема массовой приватизации, при использовании взаимных фондов из-за четырех причин, перечисленных в порядке возрастания важности. Во-первых, схему взаимного фонда было слишком сложно реализовать в России технологически. Во-вторых, была надежда, что ваучеры бы более активно вовлекали людей в приватизационный процесс, давая им выбор, во что инвестировать, и, следовательно, сделать, таким образом, приватизацию более популярной и привлекательной для общественности, чем схема взаимного фонда, который не предполагал выбора. В-третьих, схема взаимного фонда создала бы серьезную оппозицию управленческому лобби, который сделал бы реализацию программы затруднительной. В-четвертых, было большое беспокойство в России на счёт того, что спонсируемые государством крупные взаимные фонды, владеющие большими пакетами акций в российских компаниях стали бы политизированы и, следовательно, были бы не в состоянии обеспечить соблюдение политики реструктуризации. Из-за этих четырех причин, Россия отказалась от несомненно большего преимущества для акционеров - паевых инвестиционных фондов и выбрали программу ваучерной приватизации.

Судьба акций ни выделенных рабочим, ни проданных на чековых аукционах, остаётся неопределенной. Около 5 процентов от количества проданных на чековом аукционе акций могли быть проданы позднее фондами недвижимости (местные государственные офисы по продаже акций) за денежные средства, или за счет поступлений, которые были бы использованы для компенсации расходов приватизации, а также в качестве платных бонусов чиновникам. Этот подход оказался популярным среди фондов имущества которые хотели продать больше за деньги, которые бы они могли сохранить. Другая стратегия, включённая в программу приватизации, чтобы продать акции через инвестиционные тендеры отечественным или иностранным инвесторам, где средствами платежа были бы инвестиционные обязательства, а не ваучеры или денежные средства. На практике, эта стратегия часто заставляла отдавать акции менеджерам, их родственникам или друзьям.

В других случаях, некоторые акции, в принципе, могли быть сохранены правительством в течение некоторого периода времени. Третьим путём было способствование правительства использованию акций в направлении отраслевых ассоциаций и финансово-промышленных групп. На большинстве предприятий, приватизация последних 20 процентов акций, или около того, не было полностью указано в плане приватизации, и, следовательно, акции оставались среди контролируемых правительством средств собственности.

.3 Ваучерный этап, его итоги

А теперь подробнее про ваучерный этап приватизации. Вообще, само понятие ваучера и факт его появления связан с источником средств для выкупа приватизируемых предприятий или доли в них, а также для покупки акций инвестиционных фондов. Одним из главных преимуществ ваучерного варианта приватизации стала его массовость. Ваучеры были распространены среди всего населения России, а сроки их реализации были ограничены. В результате, масштаб приватизации первых лет стал поистине огромным, приватизировано было до 70 процентов государственной собственности. А, как мы помним, именно этого в первую очередь и добивались реформаторы - создания класса собственников и формирования конкурентной рыночной среды в кратчайшие сроки.

Ваучерный этап приватизации стал во многом компромиссным. Дело в том, что тогда в стане идеологов приватизации и реформаторов наблюдался определённый раскол. Некоторые (например Е. Гайдар и А. Чубайс) изначально выступали против ваучеров и чеков, считая наилучшим вариантом приватизацию с выкупом предприятий за деньги. Другие предлагали ввести именные приватизационные счета, что, однако, могло привести к сильному давлению со стороны руководителей предприятий на работников, поскольку те обладали преимущественным правом выкупа. В процессе поиска компромисса счета анонимизировали и в итоге привели их к ваучерам.

К сожалению, вследствие проблемы, рассмотренной выше, а именно - низкой информированности населения и общей слабой экономической грамотности, многие люди попросту не понимали, зачем нужны ваучеры и что с ними делать и продавали их, зачастую за бесценок, что привело к быстрому обогащению узкой группы людей, раньше других научившихся спекулировать и скупать ваучеры.

Ваучерный этап приватизации закончился 1 июля 1994 года. Следовательно, можно рассмотреть его итоги. Вообще, любые итоги подводятся с помощью сравнения поставленных первоначально задач и достигнутых целей. Вспомним, одной из главнейших задач было как можно более быстрое формирование класса собственников, создание капиталистической среды, переход как можно большего количества государственных и муниципальных предприятий в частные руки. Эта задача в целом была достигнута. Однако, если говорить о качестве этой самой среды, о том, являлись ли эти новые капиталисты действительно эффективными собственниками, то здесь наблюдаются весьма неутешительные выводы. В первую очередь, не было подведено должной нормативно-правовой базы, так что те времена справедливо называют в народе «бандитским капитализмом». Потом, никто в действительности не рассматривал тогда вопрос о том, чтобы новые собственники были эффективными управленцами, важна была только сама быстрота приватизации. Как результат, большинство из новоявленных капиталистов заботились больше не о нормальном функционировании и процветании предприятии, а о том, как максимально быстро получить прибыль, и нередко просто распродавали заводы, фабрики, до этого десятилетиями имеющие очень высокие показатели работы и выполнявшие важнейшие государственные заказы.

3.4 Постваучерный или денежный этап

К 1994 году большая часть ваучеров уже была погашена, а большая часть государственной и муниципальной собственности - приватизирована. В то же время в обществе медленно назревало недовольство приватизационным бумом начала 90-х годов, который всё больше людей начинали считать грабительским и незаконным. Словом, настала пора что-то менять, и правительство обратилось к другому способу приватизации - денежному. Его суть - продажа акций предприятия его работникам, либо посредством аукционов за реальные деньги. Как мы видели ранее, именно этот способ является наиболее распространённым в других, капиталистических странах при проведении приватизационных процессов.

Изменились цели, теперь на первый план вышло стремление за счёт приватизации пополнить бюджет государства, что не было достигнуто в ходе предыдущего этапа. Так, общая сумма доходов федерального бюджета от денежного этапа приватизации составляла, по разным оценкам, от 5 до 8.7 триллионов рублей.

Надо также отметить, что в ходе второго этапа были сняты практические все ограничения на участие в аукционах иностранных граждан и компаний, в результате чего многие предприятия перешли в руки иностранцев.

Ещё одной целью этого этапа стала высокая степень легитимности приватизации. Если в ходе ваучерного этапа основной упор был на скорость и масштаб процессов формирования класса частных собственников, а о соответствующем законном и легитимном уровне думали во вторую очередь, то здесь именно это вышло на первый план, чтобы успокоить население после «грабительской» первой половины 90-х. Теперь реформаторы стремились создать действительно легитимную, эффективную и честную конкурентную среду, так необходимую для нормального функционирования полноценной рыночной экономики.

3.5Современные приватизационные процессы в России и планы на будущее

С 2004 по 2006 год, правительство приняло на себя контроль формально приватизированных предприятий в определенных «стратегических» секторах, таких, как: нефть, авиация, машиностроение и финансы. Например, государственная компания Рособоронэкспорт взяла под контроль АвтоВАЗ, основного производителя российских автомобилей. В июне 2006 года он принял 60% контроля ВСМПО-Ависма, компании, которая составляет две трети производства титана в мире. В 2007 году Объединенная авиастроительная корпорация, компания, которая является на 51% контролируемой правительством, объединила все российские компании, производящие самолеты.

В декабре 2010 года президент России, Дмитрий Медведев, приказал региональным правительствам принять решение о приватизации непрофильных активов до июля 2011 года. Аркадий Дворкович сказал, что региональные доходы от приватизации могут составить несколько миллиардов рублей в 2011 году, и что региональные власти должны уделить приоритетное внимание продаже коммунальных предприятий, финансовых учреждений, производственных и транспортных активов и средств массовой информации. [И.-Р.1]

В мае 2012 года, после того, как он стал премьер-министром, Медведев заявил, что Россия должна выполнить свою программу приватизации, независимо от изменчивости рынка. [И.-Р. 2]

После сессии Всемирного экономического форума в октябре 2012 года, Медведев сказал: «Это очень важно для нашей страны продолжить курс на приватизацию». Он подчеркнул, чем заверил участников сессии Всемирного экономического форума, что «не хотел бы видеть, что экономика полностью контролируется государством». [И.-Р. 3]

В октябре 2010 года Правительство России одобрило план приватизации широкого спектра государственной собственности от энергетики до сельского хозяйства, от банковского дела до перевозок. [И.-Р. 4]

Впервые в своей истории, правительство предложило четверть монополии на РЖД на продажу в 2013-2015, и 50 процентов минус одна акция крупнейшей в стране судоходной компании Совкомфлот, в 2011-2013 гг. Если все верфи компании будут загружены полностью, то правительство сможет продать контрольный пакет акций в Совкомфлота до 2015 года, заявил Первый заместитель председателя Правительства Российской Федерации Игорь Шувалов.

В нефтяном секторе, правительство будет предлагать до 15 процентов верхней нефтяной компании страны, Роснефти, с 2012 года, чтобы уменьшить его контрольный пакет акций к 2015 году с помощью обмена активами. После 2015 года, доля государства будет продолжать падать до нуля.

В агробизнесе Россия будет продавать 50 процентов минус одна акция сельскохозяйственной лизинговой компании Росагролизинг в 2013-2015 годах, и 100 процентов оператора зерна ОЗК до 2013 года. Правительство также продаст четверть Россельхозбанка, основного кредитора сельского хозяйства.

Правительство предложило Центральному Банку сократить свою долю в главном банке страны, Сбербанке в 2011-2013 гг.

Заключение

В этой работе был проанализирован колоссальный этап российской новейшей истории, затронувший, без сомнения, не только экономическую сферу жизни российского общества, но и почти все остальные. Колоссальный и по своим масштабам - более 80 процентов государственной собственности крупнейшей в мире страны было передано в частные руки - и по уникальности, ведь такого ещё ни разу не было в мировой истории.

Любой процесс, любые действия, любые реформы определяются сопоставлением двух вещей - целей и результата. Понятно, что реформаторам 1990-х годов, особенно в начале, приходилось действовать в почти полностью незнакомых условиях. Тогдашние экономисты, политики сами слабо представляли себе, что это такое - рыночная экономика, более того, им приходилось действовать в очень сжатые сроки. Они и действовали - как понимали и как могли. Разумеется, нельзя отрицать возможное наличие некоторого сговора между отдельными реформаторами и представителями криминальных структур, осуществлявших рейдерские захваты предприятий. Однако, основная цель приватизации была выполнена - создание конкурентной рыночной среды и формирование в России класса частных собственников. Можно возразить - какой ценой. И правда, очень многие крупные советские предприятия продавались почти за бесценок, за десятые или даже сотые доли их реальной стоимости. Да, многое из государственной собственности попало в руки иностранцев, что не всегда хорошо для национальной безопасности страны. Верно, что от своей экономической неграмотности и слишком быстрых темпов приватизации на первых порах пострадали многие люди, отдавшие свои ваучеры за бесценок. И не подлежит сомнению, что тогда же отдельные лица смогли за короткий период сколотить баснословное состояние, пользуясь своей осведомлённостью, хитростью, а кое где и силой - словом, методами, честность и законность которых вызывает сомнения. В конце концов, не зря в народе широко распространилось слово «прихватизация», ёмко описывающее происходящие в 1990-х годах процессы.

Но главная цель была достигнута. Сейчас страна функционирует по тем законам, по тем правилам, по той экономической структуре, которая была сформирована именно в 90-е годы.

Позволяет ли это говорить о том, что процессы приватизации собственности были в целом скорее эффективны и позитивны, чем нет? По нашему мнению - да, позволяет. Конечно, когда пройдёт ещё больше времени с тех реформ, когда будущие исследователи на основании новых, открывшихся фактов дадут иную оценку приватизационным процессам, отношения к приватизации может сильно измениться. Но пока оно такое, как было освещено в данной работе. Приватизация прошла, страна встала на рыночные рельсы. Пора двигаться дальше.

Библиография

1. Каспин В.И., Острина И.А. Приватизация по правилам: вопросы и ответы: Справочник. - М.: Финансы и статистика, 1992

. Кузнецов В. Рынок и приватизация. М., МЭиМО. 1992. №7.

. Основы разгосударствления и приватизации. М., 1991.

. Приватизация государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации. - М.: Юстицинформ, 1992-

. Приватизация: чему учит мировой опыт. под ред. Болотина. М., 1993.

. Программа углубления экономических реформ в России. - М.: Республика,

.

. Эрроу К. Переход к рыночной экономике: темпы и возможности. Проблемы теории и практики управления. 1995. №5. С. 2.

. Основы теории переходной экономики (вводный курс). - Киров 1996.

. Радыгин А. Приватизационный процесс в России в 1995 году. - Вопросы экономики. №4.1996.

. Приватизация. Глобальные тенденции и национальные особенности. Под общей редакцией В.А. Виноградова. Москва, Наука, 2006.

Похожие работы на - Приватизация собственности в России: особенности, противоречия и итоги

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!