Прибыль предприятия, ее распределение, использование и пути роста

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    230,7 Кб
  • Опубликовано:
    2016-04-07
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Прибыль предприятия, ее распределение, использование и пути роста

Введение

Многоаспектное значение прибыли усиливается с переходом экономики государства на основы рыночного хозяйства. Получив финансовую самостоятельность и независимость предприятие, вправе решать, на какие цели и в каких размерах направлять прибыль, оставшуюся после уплаты налогов в бюджет и других обязательных платежей и отчислений. Рост прибыли определяет рост потенциальных возможностей предприятия, повышает степень его деловой активности. По прибыли определяются доля доходов учредителей и собственников, размеры дивидендов и других доходов. По прибыли определяется также рентабельность собственных и заемных средств, основных фондов, всего авансированного капитала и каждой акции. Характеризуя рентабельность вложений средств в активы данного предприятия и степень умелости его хозяйствования, прибыль является наилучшим мерилом финансового здоровья предприятия. В современных рыночных условиях роль прибыли является определяющей. Максимизация прибыли ориентирует руководство предприятия на увеличение объема производства продукции, необходимой потребителю, сокращению затрат на производство продукции. В конкурентной экономике этим достигается не только основная цель хозяйствования, но и удовлетворение общественных потребностей.

Для менеджмента прибыль является маятником, показывающим, где можно добиться максимального прироста стоимости, формирует стимулы для инвестирования в эти сферы. В свою очередь убытки показывают ошибки и просчеты в хозяйственной деятельности предприятия.

Актуальность выбранной темы обусловлена необходимостью совершенствования механизма управления и распределения прибыли предприятия, для повышения конкурентоспособности и удовлетворения потребностей общества.

1. Сущность прибыли: дискуссионные вопросы его определения


Прибыль - важнейший показатель, характеризующий финансовый результат деятельности предприятия. Необходимо отметить отсутствие единой точки зрения среди ученых в понимании сущности прибыли и выполняемых ее функций.

Авторские подходы к раскрытию сущности прибыли представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Авторские подходы к раскрытию сущности прибыли

Автор

Сущность прибыли

В.В. Ковалев [4, 114]

Прибыль является основным показателем в системе текущих целей предприятия. Устойчивая текущая прибыль служит индикатором прав. выбранного курса, стратегическая цель которого - повышение благосостояние собственников предприятия

И.А. Дубровин [2, 108]

Прибыль представляет собой конечный финансовый результат, характеризующий производственно - хозяйственную деятельность всего предприятия, то есть составляет основу экономического развития предприятия

Г.В. Савицкая [9, 212]

Прибыль - это часть чистого дохода, которую непосредственно получают субъекты хозяйствования после реализации продукции

А.А. Феттер [10, 16]

Прибыль создает финансовую основу для самофинансирования деятельности предприятия, осуществляя расширенное воспроизводство. За счет нее выполняется часть обязательств перед бюджетом, банками и другими предприятиями.

Н.С. Советкина [8, 67]

Прибыль дает однозначную оценку эффективности работы фирмы в условиях рынка и служит основой для определения других показателей (стоимости фирмы, стоимости ее бренда, устойчивости фирмы и т. д.)

В. Кодацкий [3, 49]

Прибыль выражает совокупность экономических отношений, которые опосредствованы в денежной форме.


Проанализировав мнения авторов, будем понимать сущность прибыли как конечного финансового результата предпринимательской деятельности предприятий, общем виде представляющую собой разницу между ценой продукции и ее себестоимостью, а в целом по предприятию представляет разницу между выручкой от реализации продукции и себестоимостью реализованной продукции. Как экономическая категория прибыль отражает чистый доход, созданный в сфере материального производства в процессе предпринимательской деятельности. На уровне предприятия чистый доход принимает форму прибыли.

Прибыль как важнейшая категория рыночных отношений выполняет ряд важнейших функций:

является показателем эффективности деятельности предприятия, ибо сам факт прибыльности уже свидетельствует об его эффективной деятельности;

обладает стимулирующей функцией, она является основным источником прироста собственного капитала. В условиях рыночных отношений собственники капитала и менеджеры, ориентируясь на размер прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, принимают решения по поводу дивидендной и инвестиционной политики, проводимой предприятием с учетом перспектив его развития;

движущая сила и источник обновления производственных фондов и выпускаемой продукции;

является источником социальных благ для членов трудового коллектива (материальное поощрение, предоставляются социальные льготы работникам, содержатся объекты социальной сферы);

является источником формирования доходов бюджетов различного уровня (в виде налогов, экономических санкций).

2. Проблемы управления прибылью предприятия


Известно, что задачи финансового менеджера по управлению прибылью организации - это максимизация размера прибыли, оптимальные пропорции между уровнями прибыли и риска, которым связано ее получение, рост качества прибыли, грамотное использование прибыли, рост рыночной стоимости предприятия в целях роста благосостояния собственников в перспективе.

Одной из важнейших составляющих процесса управления прибылью выступает анализ ее формирования, получения, распределения и использования.

М.В. Валасова, Н.А. Иванова и Э.И. Крылов [1, 15] в своей статье «Методологические проблемы анализа прибыли от продаж предприятий» приводят методологический подход к анализу прибыли, который включает следующие этапы:

.        Оценка выполнения плана организации по прибыли и динамики прибыли.

.        Изучение состава и структуры прибыли.

.        Исследование факторов, формирующих прибыль.

.        Изучение качества прибыли.

.        Изучение направлений, пропорций и тенденций распределения прибыли.

.        Исследование резервов роста прибыли.

.        Разработка рекомендаций руководству предприятия и его собственникам по эффективному использованию прибыли.

Особенность данного подхода заключается в анализе прибыли по отдельным видам продукции, имеющим различную себестоимость и рентабельность.

В то же время Г.А. Шаринова [11] в статье «Управление прибылью предприятия в современных условиях» освещает тему управлению прибылью в условиях кризиса, в частности определению факторов повышения доходности компании, снижения затрат и увеличения прибыли компании.

Проанализировав экономическую литературу по управлению прибылью можно выделить несколько проблем.

Процесс управления прибылью предприятия базируется на определенном механизме. Механизм управления прибылью является системой основных элементов регулирующих процесс разработки и реализации управленческих решений в области ее формирования, распределения и использования.

Н.М. Кофорова, например, выделяет проблему эффективности распределения и предлагает механизм распределения чистой прибыли предприятия с учетом интересов собственника и трудового коллектива [5]. При помощи предложенного механизма собственник предприятия получает возможность оптимизировать систему, принимать более обоснованные решения для достижения краткосрочных или долгосрочных целей деятельности предприятия, повышения эффективности его работы.

По мнению А.А. Феттера эффективность управления прибылью будет наивысшей, если специалисты предприятия будут применять следующие основные методы анализа прибыли: горизонтальный анализ, вертикальный анализ, сравнительный анализ, анализ рисков, анализ коэффициентов, интегральный анализ, факторный анализ. На основе полученных результатах анализа выбираются оптимальные мероприятия по управлению прибылью [10, 18].

Э. А. Омаров предлагает решать проблемы управления прибылью на основе анализа безубыточности [7, 28]. С помощью этого анализа автор статьи выявляет уровень производственного потенциала и предлагает их решения с помощью ценообразования.

Так же немаловажной проблемой является увеличение прибыли. Данный факт подтверждает следующая статистика (таблица 2).

Таблица 2 - Динамика финансового результата организаций по Российской Федерации [12]

Год

Сальдо прибылей и убытков

В % к соответствующему периоду предыдущего года

Сумма прибыли

Удельный вес приб. организаций, %

Сумма убытка

Удельный вес убыточных организаций, %

2010

6331

144,1

7353

70,1

1022

29,9

2011

7140

114,2

8794

70

1654

30

2012

7824

9213

70,9

1389

29,1

2013

6854

82,7

9519

69

2665

31

2014

4347

68,2

10465

67

6118

33



Для облегчения восприятия информации, полученные данные представим графически.

Рисунок 1 - Сальдо прибылей и убытков организаций по Российской Федерации

Данные рисунка свидетельствуют о снижении прибыли предприятий, особенно существенное снижение произошло за последние 2 года.

Рисунок 2 - Динамика удельного веса прибыльных организаций, %

Последняя диаграмма еще раз подтверждает, что количество прибыльных организаций также идет к сокращению.

А. Меренков утверждает, что в сдерживании роста прибыли главной проблемой в отечественном бизнесе остается управление без постановки и учета целей [6]. В результате компании не определяют для себя долгосрочные ориентиры, порой отсутствуют даже краткосрочные цели, не установлены стратегические задачи и планы решения. Из-за этого развитие бизнеса значительно замедляется. Понимая подобную проблему, в своей компании начали использовать управление по целям. Комплексная оптимизация системы управления включала 8 этапов, которые позволили добиться солидного результата (рис. 3).

Рисунок 3 - Комплексная оптимизация системы управления по целям для увеличения прибыли

В заключении отметим, что на сегодняшний день нет универсального метода по управлению прибылью, можно только воспользоваться предложенными методиками анализа прибыли, оптимизировать систему управления для ее роста и использовать механизмы эффективного ее распределения. Однако, использование данных предложений должно быть только при индивидуальном подходе.

3. Анализ динамики и структуры прибыли предприятия


В процессе анализа необходимо изучить состав прибыли, ее структуру, динамику и выполнение плана за отчетный год. При изучении динамики прибыли следует учитывать инфляционные факторы изменения ее суммы.

Анализ динамики и структуры прибыли предприятия приведен в таблице 3.

Таблица 3 - Анализ динамики и структуры прибыли предприятия

Показатель

2013 г.

2014 г.

Отклонения (+ или -)


Сумма, тыс. руб.

Доля, %

Сумма, тыс. руб.

Доля, %

Сумма, тыс. руб.

Доля, %

Выручка

1421407

100

5072147

100

3650740

-

Себестоимость продаж

1099264

77,34

4162972

82,08

3063708

4,74

Валовая прибыль (убыток)

322143

22,66

909175

17,92

587032

-4,74

Коммерческие расходы

72864

5,13

232868

4,59

160004

-0,54

79183

5,57

270983

5,34

191800

-0,23

Прибыль (убыток) от продаж

170096

11,97

405324

7,99

235228

-3,98

Доходы от участия в других организациях







Проценты к получению

49536

3,48

69787

1,38

20251

-2,11

Проценты к уплате

43060

3,03

122617

2,42

79557

-0,61

Прочие доходы

106691

7,51

71701

1,41

-34990

-6,09

Прочие расходы

142618

10,03

106620

2,10

-35998

-7,93

Прибыль (убыток) до налогообложения

140645

9,89

317575

6,26

176930

-3,63

Текущий налог на прибыль

23700

1,67

62944

1,24

39244

-0,43

в т.ч. постоянные налоговые обязательства (активы)

581

0,04

-13302

-0,26

-13883

-0,30

Изменение отложенных налоговых обязательств

6

0,00

14822

0,29

14816

0,29

1325

0,09

949

0,02

-376

-0,07

Прочее

-12

0,00

-10926

-0,22

-10914

-0,21

Чистая прибыль (убыток)

118252

8,32

229832

4,53

111580

-3,79


Из данных, приведенных в таблице и рисунке , можно сделать следующие выводы.

.        Доля валовой прибыли и прибыли от продаж в выручке от реализации сократилась соответственно на 4,74 % (17,92 - 22,66) и 3,98% (7,99 - 11,97).

.        На снижение доли прибыли от продажи товаров повлиял заметный рост коммерческих и управленческих расходов.

         Удельный вес бухгалтерской (прибыли до налогообложения) и чистой прибыли в выручке от реализации, также понизился соответственно на 3,63 % (6,26 - 9,89) и 3,79 % (4,53 - 8,32). На увеличение бухгалтерской прибыли значительное влияние оказало отрицательное сальдо прочих доходов и расходов. Последующие корректировки взаимоотношений предприятий с бюджетом снизили долю чистой прибыли в выручке от реализации продукции. Для более детального изучения факторов, вызвавших увеличение бухгалтерской прибыли, целесообразно рассмотреть источники ее формирования.

Анализ бухгалтерской прибыли (до налогообложения) начинается с общей оценки за анализируемый период. Для анализа и оценки уровня и динамики показателей прибыли составляется таблице, в которой используются данные бухгалтерской отчетности хозяйствующего субъекта из формы № 2.

Таблица 4 - Анализ динамики и структуры прибыли до налогообложения

Наименование показателей

2013 г.

2014 г.

Отклонение


сумма, тыс. руб.

% к итогу

сумма, тыс. руб.

% к итогу

сумма, тыс. руб.

% к итогу

Валовая прибыль (убыток)

322 143

229,05

909 175

286,29

587 032

57,24

Коммерческие расходы

72 864

51,81

232 868

73,33

160 004

21,52

Управленческие расходы

79 183

56,30

270 983

85,33

191 800

29,03

Приб. (убыток) от продаж

170 096

120,94

405 324

127,63

235 228

6,69

Проценты к получению

49 536

35,22

69 787

21,97

20 251

Проценты к уплате

43 060

30,62

122 617

38,61

79 557

7,99

Прочие доходы

106 691

75,86

71 701

22,58

-34 990

-53,28

Прочие расходы

142 618

101,40

106 620

33,57

-35 998

-67,83

Прибыль (убыток) до налогообложения

140 645

100

317 575

100

176 930



Анализ абсолютных показателей приведенных в таблице свидетельствует о том, что хозяйствующий субъект в 2014 году добился высоких финансовых результатов в хозяйственной деятельности, по сравнению с фактическими данными предыдущего года. В 2014 году было получено прибыли до налогообложения 317 575 тыс. руб., что составило 125,8% по сравнению с прошлым годом. Величина прибыли от продаж увеличилась на 235 228 тыс. руб., или на 38,3% за счет роста валовой прибыли на 587 032 тыс. руб.

Анализ структуры прибыли отчетного года (вертикальный анализ) свидетельствует о том, что основная ее часть составляет валовая прибыль в отчетном году 286,29%, 229,05% в прошлом году. За анализируемый период произошло значительное увеличение доли прибыли от основной деятельности на 6,69%, абсолютный рост составил 235 228 тыс. руб. или на 38,3% больше по сравнению с 2013 годом вследствие однонаправленного увеличения объема продаж и себестоимости проданных товаров.

По реализации основных фондов и прочего имущества хозяйствующим субъектом получен отрицательный финансовый результат: превышение прочих расходов над доходами, что уменьшает прибыль до налогообложения отчетного года по сравнению с планом на 1008 тыс. руб. ((71 701 - 106 620) - (106 691 - 142 618)).

Анализ структурной динамики свидетельствует о том, что из общей суммы увеличения прибыли на 176 930 тыс. руб. по сравнению с прошлым годом, 127,63% или 405 324 тыс. руб. было получено за счет прибыли от реализации, т.е. основной деятельности.

4. Пути повышения величины чистой прибыли на предприятии


В результате анализа были выявлено, что по реализации основных фондов и прочего имущества хозяйствующим субъектом получен отрицательный финансовый результат: превышение прочих расходов над доходами, что уменьшает прибыль до налогообложения отчетного года по сравнению с планом на 1008 тыс. руб.

По данным Пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах ОАО «Милком» за 2014 год было установлена следующая структура недвижимого имущества предприятия по направлениям его использования (рис. 4).

По данным рисунка видно, что 3% или 36314 тыс. руб. имущества находится на консервации - это оборудование предприятия, которое уже не используется в производственных целях. Данное оборудование можно реализовать, однако, из-за высокой его стоимости значительно снижается круг покупателей.

Рисунок 4 - Структура недвижимого имущества предприятия по направлениям его использования

Для повышения чистой прибыли предлагаем то имущество, которое находится на консервации сдавать в аренду последующим правом выкупа.

Данная форма реализации является по экономическому содержанию - формой кредита. Использование аренды с правом выкупа, именно из-за оформления их как арендных отношений, и позволяет получать ряд преимуществ.

Сбытовая функция данного договора аренды, что он позволяет арендодателю расширить круг потребителей и освоить новые рынки сбыта, вовлекая в эту сферу тех, кто не может сразу купить то или иное имущество.

Преимущества договора аренды последующим правом выкупа:

. Безопасность сделки - право собственности на актив остается за арендодателем.

. Согласованность расходов - расходы и доходы от инвестиций идут параллельно.

. Четкая определенность арендных платежей.

. Уменьшение негативных последствий изменения конъюнктуры рынка - устанавливаются долгосрочные отношения с пользователем и относительно стабильные арендные платежи.

Произведем расчет арендных платежей.

Формула выглядит следующим образом:

АП = АО + ПК + КВ + ДУ + НДС,

где: АП - общая сумма арендных платежей;

АО - величина амортизационных отчислений, причитающихся арендодателю в текущем году;

ПК - плата за используемые кредитные ресурсы арендодателем на приобретение имущества - объекта договора аренды;

КВ - комиссионное вознаграждение арендодателю за предоставление имущества по договору аренды;

ДУ - плата арендодателю за дополнительные услуги арендатору, предусмотренные договором аренды;

НДС - налог на добавленную стоимость.

Рассчитаем арендные платежи по договору аренды последующим правом выкупа с полной амортизацией.

Условия договора:

Стоимость имущества - предмета договора - 36 314 тыс. руб.;

Срок договора - 5 лет;

Норма амортизационных отчислений на полное восстановление - 20% годовых;

Процентная ставка по кредиту, использованному арендодателем на приобретение имущества отсутствует, так как имущество находится в собственности предприятия и не находится в залоге;

Процент комиссионного вознаграждения - 12% годовых;

Дополнительные услуги:

Консалтинговые услуги - 1500 тыс. руб.;

Ставка налога на добавленную стоимость - 18%;

Арендные взносы осуществляются ежегодно равными долями, начиная с 1-го года.

Рассчитаем среднегодовую стоимость имущества (табл. 5).

Таблица 5 - Расчет среднегодовой стоимости имущества, тыс. руб.

Годы

Ст. имущества на начало года

Сумма аморт. отчислений

Стоимость имущества на конец года

1

36314

7262,8

29051,2

32682,6

2

29051,2

7262,8

21788,4

25419,8

3

21788,4

7262,8

14525,6

18157

4

14525,6

7262,8

7262,8

10894,2

5

7262,8

7262,8

0

3631,4


Расчет общей суммы арендных платежей.

Первый год.

АО = 36314 x 20 : 100 = 7262,8 тыс. руб.

КВ = 32682,6 x 12 : 100 = 3921,91 тыс. руб.

ДУ = 1500 : 5 = 300 тыс. руб.

В = 7262,8 + 3921,91 + 300 = 11484,7 тыс. руб.

НДС = 11484,7 x 18 : 100 = 2067,25 тыс. руб.

АП = 11484,7 + 2067,25 = 13551,96 тыс. руб.

Второй год.

АО = 36314 x 20 : 100 = 7262,8 тыс. руб.

КВ = 25419,8 x 12 : 100 = 3050,38 тыс. руб.

ДУ = 1500 : 5 = 300 тыс. руб.

В = 7262,8 + 3050,38 + 300 = 10613,18 тыс. руб.

НДС = 10613,18 x 18 : 100 = 1910,37 тыс. руб.

АП = 10613,18 + 1910,37 = 12523,55 тыс. руб.

В такой же последовательности выполнены расчеты за 3 - 5 годы. Результаты расчетов сведены в таблицу 6.

Таблица 6 - Расчет общей суммы арендных платежей, тыс. руб.

Годы

АО

КВ

ДУ

Выручка

НДС

АП

1

7262,8

3921,91

300

11484,71

2067,25

13551,96

2

7262,8

3050,38

300

10613,18

1910,37

12523,55

3

7262,8

2178,84

300

9741,64

1753,50

11495,14

7262,8

1307,30

300

8870,104

1596,62

10466,72

5

7262,8

435,77

300

7998,568

1439,74

9438,31

Всего

36314

10894,2

1500

48708,2

8767,48

57475,68


Таким образом, от применения договора аренды с правом выкупа выручка от реализации имущества (прочие доходы) увеличится в среднем за год на 9741,64 (48708,2 / 5) тыс. руб. Полученные денежные средства можно будет направлять на обновление и расширение производства.

Заключение


При изучении сущности прибыли было отмечено, что среди ученых до сих пор отсутствует единство в понимании сущности прибыли и выполняемых ее функций.

Несмотря на довольно значительный перечень рассмотренных классификационных признаков, он, тем не менее, не отражает всего многообразия видов прибыли, используемых в научной терминологии и предпринимательской практике.

На сегодняшний день нет универсального метода по управлению прибылью, можно только воспользоваться предложенными методиками анализа прибыли, оптимизировать систему управления для ее роста и использовать механизмы эффективного ее распределения. Однако, использование данных предложений должно быть только при индивидуальном подходе.

В результате анализа были выявлено, что по реализации основных фондов и прочего имущества хозяйствующим субъектом получен отрицательный финансовый результат: превышение прочих расходов над доходами, что уменьшает прибыль до налогообложения отчетного года по сравнению с планом на 1008 тыс. руб.

Для повышения чистой прибыли предлагаем то имущество, которое находится на консервации сдавать в аренду последующим правом выкупа.

От применения договора аренды с правом выкупа выручка от реализации имущества (прочие доходы) увеличится в среднем за год на 9741,64 тыс. руб. Полученные денежные средства можно будет направлять на обновление и расширение производства.

финансовый прибыль аренда

Список литературы


.        Валасова М.В., Иванова Н.А., Крылов Э.И. Методологические проблемы анализа прибыли от продаж предприятий // Актуальные проблемы экономики и управления. Научный журнал. 2014. № 4 (4) С. 13-19

.        Дубровин И.А. Организация производства на предприятии торговли: учеб. пособие для вузов / И.А. Дубровин. - 2-е изд., перераб. и доп.-М.: КноРус, 2013. - 303 с.

.        Кодацкий В.П. Проблемы формирования прибыли // Экономист. 2012. - № 3. - С. 49-52.

.        Ковалев В.В. Финансовый менеджмент. Теория и практика/В.В. Ковалев. 3-е изд. испр. и доп. - М: Проспект. -2013. -2004 с.

.        Кофорова Н.М. Проблемы эффективного распределения чистой прибыли предприятия // Управление экономическими системами. Теория управления. 2012. № 1. http://www.uecs.ru/uecs-37-372012/item/960-2012-01-17-05-37

.        Меренков А. Как увеличить прибыль компании на 50% за счет подхода управления по целям // Генеральный директор. (Электронный ресурс) http://www.gd.ru/articles/3196-kak-uvelichit-pribyl-kompanii

.        Омаров Э. А. Управление реализацией продукции // Проблемы современной экономики, 2010. N 4 (36) С. 28-32

.        Советкина Н.С. Совершенствование механизма управления финансовыми результатами торгового предприятия на региональном уровне // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия «Экономика и право».. 2013. № 11 С. 67-69

.        Савицкая Г.В., Анализ хозяйственной деятельности предприятия/ Г.В. Савицкая. 2-е изд., испр. и доп. - Минск: РИГТО, 2012 -367 с.

.        Феттер А.А. Управление финансовым результатом от основной деятельности предприятия // Новый университет. 2014. № 10(44) С. 16-18

.        Шаринова Г.А. Управление прибылью предприятия в современных условиях // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/11/40871 (дата обращения: 08.10.2015).

Похожие работы на - Прибыль предприятия, ее распределение, использование и пути роста

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!