Сравнительный анализ интеграционных процессов ССАГПЗ и ЕврАзЭс

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Мировая экономика, МЭО
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    152,63 Кб
  • Опубликовано:
    2015-06-10
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Сравнительный анализ интеграционных процессов ССАГПЗ и ЕврАзЭс

Содержание

 

Введение

1. Теоретические основы интеграционных процессов в экономике

1.1 Понятие интеграции и интеграционных процессов

1.2 Вертикальная и горизонтальная интеграции

2. Сравнительный анализ интеграционных процессов Ссагпз и ЕврАзЭс

2.1 Интеграционный процесс Ссагпз

2.2 Интеграционные процессы ЕврАзЭс

2.3 Перспективы развития интеграционных процессов

Заключение

Список литературы

Введение

Проблема интеграции в современном мировом хозяйстве, рассматриваемая в данной работе, мне представляется очень актуальной и заслуживающей особого внимания.

Современный мир столкнулся с проблемами, которые отдельные самостоятельные страны не в состоянии решить в одиночку. Такие проблемы, стоящие перед человечеством, носят название глобальных проблем. Их примерами на сегодняшний день могут служить в первую очередь проблема сохранения мира на Земле и разоружения, проблема предотвращения ядерной войны, экологическая, демографическая, энергетическая, сырьевая, продовольственная проблемы, проблема отсталости наиболее медленно развивающихся стран, проблема использования ресурсов мирового океана, проблема мирного использования космоса. И все они на данный момент как нельзя актуальны.

Для решения этих проблем государства объединяют свои усилия, тем самым, интегрируя в различных сферах деятельности.

В настоящее время в современном мире, постоянно изменяющемся и требующем новых идей и предложений, как никогда раньше огромное значение имеют интеграционные процессы, проходящие практически во всех регионах мира и самое главное в различных сферах деятельности и преследующие различные цели. Все эти интеграционные объединения находятся на разных стадиях своего развития.

Одни из них в большей, другие - в меньшей степени известны мировому сообществу, но, безусловно, все они играют важную роль в формировании мирового хозяйства.

Цель этой работы заключается в том, чтобы проанализировать, что представляют собой интеграционные процессы, что лежит в их основе и рассмотреть их на конкретном примере.

Исходя из поставленной цели, задачами в работе являются:

рассмотреть понятие интеграции и интеграционных процессов;

рассмотреть вертикальную и горизонтальную интеграции;

проанализировать интеграционные процессы.

1. Теоретические основы интеграционных процессов в экономике


1.1 Понятие интеграции и интеграционных процессов


В переводе с латинского "интеграция" значит слияние, соединение отдельных частей в целое, общее, единое [1, с. 14]. Общее определение термина можно сформулировать как объединение, сближение или слияние частей, образующее общее, единое целое, но при этом сохраняя свою идентичность.

Страны могут сближаться, образуя при этом различные союзы, например, торговый, экономический, политический, культурный и так далее, сохраняя тем самым свою национальную идентичность. Основной целью интеграции можно назвать расширение объемов товаров и услуг, которые основаны на эффективном обеспечении деятельности, например, интеграционные процессы в торговле.

Интеграция также включает в свое определение процессы и явления в разных сферах жизни общества и государства: политической, культурной, экономической и других. Интеграционные процессы в современном мире представляют собой примеры движения, развития определенной системы, в которой связь участников становится сильнее, а их самостоятельность при этом уменьшается, начинают появляться новые формы взаимодействия. Как ранее, так и сейчас, в эпоху современных технологий, интеграционные процессы сопровождаются значительным прогрессом в науке, экономике, культуре и даже политике.

Развитие таких процессов в современном мире на микро- и макроуровнях - важнейший признак интеграции [2, с. 56]. На микроуровне интеграция происходит посредством взаимодействия денежных средств отдельных компаний и предприятий через формирование экономических соглашений, сделок и договоров между ними, через создание филиалов в других странах. Интеграционные процессы также могут создаваться и в других сферах помимо экономической. На макроуровне интеграция бывает мирового масштаба и регионального. Она основывается на развитии мирового рынка, производства и коммуникаций.

В современном мире в экономической сфере существует несколько форм и видов интеграционных процессов. Одной из самых простых форм служит зона свободной торговли. В такой зоне различные торговые ограничения между странами, участвующими в союзе, отменяются, а также снимаются торговые пошлины. Второй формой можно назвать таможенный союз. В нем кроме зоны свободной торговли устанавливается еще внешнеторговый тариф, единый для всех, и проводится внешнеторговая политика в отношении других стран.

Третья, более сложная форма интеграционного процесса, это общий рынок. Он обеспечивает участникам союза и свободную взаимную торговлю, и единый внешнеторговый тариф, свободу передвижения рабочей силы и, соответственно, капитала, а также согласование политики экономической. Ну и, наконец, высшая форма межгосударственной интеграции в области экономики - это экономический и валютный союз, который совмещает все указанные выше формы интеграции. На этом этапе появляется политическая интеграция со своими едиными органами управления. Наряду с интеграционными процессами возникают и специальные объединения, особенностью которых является успешное их развитие на уровне регионального значения.

1.2 Вертикальная и горизонтальная интеграции


"Интеграция" - определение, точнее, понятие, которое рассматривается в политике, социологии, политологии, философии [3, с.21]. В каждой из наук оно определяется как единение, сближение, срастание каких-либо явлений, понятий, действий, систем и т.д.

Вертикальная интеграция - это включение в структуру компании тех фирм, которые связаны с ней посредством одной технологической цепи. Также этим термином обозначают слияние производств, объединенных технологической цепочкой, в результате чего одна компания получает над ними контроль. Определений этого понятия существует несколько, и все они отличаются степенью контроля одной фирмы над другой.

Стратегия вертикальной интеграции может иметь такие подвиды [4, с.52]:

Прямая интеграция, суть которой состоит в объединении стадий производства и сбыта с добавленной стоимостью (то есть начальные стадии совмещают с последующими). В качестве примера может послужить интеграция сборки автомобилей и дистрибуции их.

Обратная интеграция, при которой добавленная стоимость совмещается с предшествующими этапами технологического процесса (к примеру, компания, занимающаяся сборкой автомобилей, интегрируется с той, которая поставляет ей комплектующие).

Вертикальная интеграция имеет определенные положительные черты проведения, среди которых называют следующие:

Цель компаний состоит в укреплении конкурентной позиции. Если интеграция проводится на уровне поставщиков, это расширяет ее возможности, а также совершенствует навыки и предоставляет опыт, который ей понадобится для достижения более выгодного конкурентного положения.

Если вертикальная интеграция проводится в несколько звеньев цепи, она помогает компании получить новые компетентности, а также повысить ценность предлагаемой продукции у потребителя. Подобная процедура позволяет фирме поднять объемы продаж и контролировать уровень сервисного обслуживания.

Однако наряду с несомненными достоинствами эта процедура имеет также и некоторые недостатки:

Рост предпринимательского риска и увеличение капиталовложений. Вертикальная интеграция заставляет компанию ориентироваться только на собственные силы.

Фирма становится менее восприимчивой к изменениям, происходящим в потребительском спросе.

Для проведения интеграции необходимо наличие различных навыков и умений.

Производственная гибкость компании несколько снижается.

Таким образом, такая интеграция является выгодной, когда растет рынок сбыта. Когда же процесс обратный, скорость производства не имеет смысла увеличивать, ведь склады и так полны товара.

Существует такое понятие, как горизонтальная интеграция, которая заключается во взятии под контроль или полном поглощении компании, которая стоит на той же производственной ступени, что и поглощающая фирма [6, с. 79].

Среди ее положительных сторон можно выделить снижение издержек, что достигается путем дублирующихся процессов, уменьшения конкуренции и обмен опытом. Однако есть и негативные стороны этой процедуры: процессы интеграции очень длительны, коллектив недоволен, уровень диверсификации снижен. Если перспектива среднесрочная, такой вид интеграции позволяет существенно сэкономить. Если же сроки короткие, эта процедура может вызвать спад производства.

Заметим, что вертикальная и горизонтальная интеграция имеют определенные особенности внедрения, которые следует учитывать для достижения успешного результата. Так, для увеличения рынка, который находится на подъеме, целесообразнее использовать первый тип. Если же продажи падают, горизонтальная интеграция поможет сократить издержки в среднесрочной перспективе.

В последнее время все чаще используется второй тип процедуры, потому что рынок пошел на спад. Именно горизонтальная интеграция выходит сейчас на первый план, хотя еще несколько лет назад все говорили о построении вертикальных структур.

Объединение экономик многих стран является ведущим признаком современного мира. Это процесс, который происходит объективно, и в то же время он направляется осознанно. Наблюдается тенденция к сближению, сращиванию, приспособлению друг к другу хозяйственных систем нескольких наций.

Интеграция в экономике в современном мире протекает словно на двух уровнях. С одной стороны, хозяйственная жизнь становится более интернациональной. А с другой, - наблюдается сближение экономик нескольких стран на уровне регионов.

На этом основании можно определить и соответствующие этим процессам формы международной интеграции [7, с. 34]:

всемирная, порожденная происходящими процессами глобализации; региональная, традиционная. В некоторых странах она начала развиваться еще со второй половины 20 века.

Кроме того, принято различать интеграцию, происходящую на уровне предприятий и на уровне государства. В первом случае - это частнокорпоративный тип. В нем объединяются активы и капиталы нескольких организаций.

Интеграция институционального типа - это взаимопроникновение национальных процессов воспроизводства, их сращивание. В этом случае сближаются политические и социальные институты тех государств, которые объединяются. Часто данный тип интеграции является результатом решений, принятых руководителями стран. Ее формы зависят от того, насколько свободно факторы производства могут перемещаться внутри групп. Это зона свободной торговли, валютный, таможенный и экономический союзы, а также единый рынок.

Частнокорпоративная интеграция тоже бывает двух видов: вертикальная; горизонтальная. Первая объединяет компании, которые задействованы в различных областях, но между собой они связаны следующими друг за другом ступенями обращения или производства.

Горизонтальная интеграция объединяет организации, которые функционируют в одной сфере, на одном рынке. Таким образом они стремятся победить серьезных конкурентов.

Горизонтальная интеграция, объединяющая несколько корпораций в одну огромную, влечет за собой несколько последствий, имеющих значение для благосостояния всей страны [7, с. 39].

. Рост власти больших фирм на рынке. При этом количество самостоятельных предприятий-производителей становится все меньше. А небольшое количество торговцев позволяет влиять на уровень цен на товар. Этот рынок можно назвать квазиконкурентным, так как повышенная концентрация продавцов все же не защищает от возможных соперников. Этот барьер очень низок. Поэтому как бы сами объединившиеся продавцы не хотели поднять цены, они не могут это сделать. После первого же ощутимого повышения рынок заполонят конкуренты.

Появляются синергические эффекты. Горизонтальная интеграция позволяет фирмам уменьшить некоторые издержки. Это происходит в результате синергических эффектов. Они выражаются увеличением итогов фирм, объединившихся в одну, по сравнению с итогами, достигнутыми фирмами разрозненными. Эти эффекты касаются инвестиций, финансов и проведения операций.

. Возникновение трансакционных издержек. Они имеют место в случае частичной интеграции, когда собственность в форме альянсов или договоров объединяется не полностью. Соблюдая свои интересы, один из партнеров не доверяет другому всецело.

. Ослабление власти потребителей и поставщиков на рынке. Когда концентрация тех, кто предлагает товар, слишком высока, фирмы, задействованные в одной отрасли, вынуждены оказывать на них влияние, чтобы те не поднимали цены на используемые ресурсы.

Горизонтальная интеграция может помочь в решении этого вопроса. Чтобы снизить цены и выпускать больший объем продукции, предприятия-поставщики должны укрупняться.

Таким образом их высокая концентрация будет равна концентрации потребителей на рынке, что, в свою очередь, стабилизирует цены.

2. Сравнительный анализ интеграционных процессов Ссагпз и ЕврАзЭс


2.1 Интеграционный процесс Ссагпз


Два года назад официальной денежной единицей ОАЭ мог стать "халидж". Именно так называется единая валюта стран Совета арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ). Правительство Объединенных Арабских Эмиратов собиралось ввести ее совместно с другими партнерами по ССАГПЗ, однако этот план так и остался на бумаге. Единая валюта существует лишь в проекте. "Арабскому евро" так и не удалось заменить дирхамы, реалы и динары [12].

Создание единой валюты - это лишь наиболее заметное, но не единственное направление интеграции стран региона. Совет сотрудничества стран Персидского залива был создан в 1981 году. В него, наряду с ОАЭ, вошли Садовская Аравия, Катар, Кувейт, Бахрейн и Оман. Первой и основной целью "аравийской шестерки" тогда было обеспечение внешней безопасности.

В дальнейшем страны союза начали двигаться в направлении более тесной экономической интеграции, взяв на вооружение европейский опыт. Кризис в Греции и Испании поставил вопрос о стратегии дальнейшего объединения экономик стран Персидского залива. Модель ЕС долгое время была образцом для подражания. Сейчас страны Персидского залива очень внимательно наблюдают за тем, чем закончится кризис в Еврозоне.

Одним из базисов интеграции европейских стран стала общая культура и история региона. В основе объединения "аравийской шестерки" также лежат не только общие экономические интересы. В Персидском заливе единство основано на одной религии, языке, этнической принадлежности и схожих политических системах. Страны союза являются монархиями, наделенными не формальными, а реальными полномочиями.

Экономики стран ССАГПЗ располагают рядом общих характеристик, способствующих их объединению. В основе процветания "аравийской шестерки" лежат углеводородные ресурсы.

На территории этих государств расположено 36 % мировых запасов нефти и 22 % газа. Эти ресурсы позволили им совершить огромный скачок в развитии. С 2000 по 2011 годы ВВП региона вырос примерно 4 раза и достиг US$ 1,4 трлн. Величина роста соответствует объему экономик нескольких средних европейских государств.

Объединённые экономики ССАГПЗ занимают 14-е место в мире по размеру внутреннего валового продукта. Доминирующее положение занимает Саудовская Аравия. Её доля в совокупном ВВП составляет 42 %. У ОАЭ этот показатель равняется 26 % (см. график 1).

Зависимость экономики от нефти и газа является общей проблемой региона. Объем углеводородного сектора в структуре ВВП государств ССАГПЗ составляет около 43 % (см. график 2). Для того, чтобы избавиться от сырьевой зависимости, государства Персидского залива проводят политику диверсификации, инвестируя в развитие промышленности, экономику знаний, социальную инфраструктуру. Наибольших успехов в этом направлении удалось достичь ОАЭ и Бахрейну, где объем углеводородного сектора составляет лишь около 30 % ВВП.

Развитая диверсифицированная экономика невозможна без интеграции в мировую систему. При этом в странах Персидского залива понимают, что единый рынок региона - гораздо более конкурентоспособный игрок на глобальном уровне, чем отдельные государства. Хотя экономическое взаимодействие была заявлено в качестве одной из целей при создании союза "аравийской шестерки", реальные шаги в этом направлении были предприняты лишь в 21 веке.


Следуя примеру Европы, страны Персидского залива начали с ликвидации торговых барьеров. В 2003 году "аравийская шестерка" приступила к созданию таможенного союза. Был введен единый тариф на товары, ввозимые на территорию стран ССАГПЗ.

Кроме того, был принят принцип единой точки входа. Товар, импортируемый на территорию стран ССАГПЗ, облагался пошлиной один раз и в дальнейшем мог быть свободно перемещен на территорию других участников союза. Работа единого таможенного пространства пока несовершенна из-за отсутствия согласованных механизмов сбора и распределения пошлин, а также единых процедур перемещения через границу товаров и транспортных средств.

С момента введения таможенного союза объем торговли между странами ССАГПЗ увеличился в несколько раз. Тем не менее, объем внутренней торговли пока не превышает 10 % от общего торгового оборота региона. Между тем, в Евросоюзе этот показатель составляет 57 %, в Североамериканской зоне о свободной торговле (НАФТА) - 41 %, в Ассоциации стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН) - 23 %. Во многом это связно со сходной структурой экономик государств, входящих в ССАГПЗ, ориентированных на экспорт углеводородного сырья.

Еще одним шагом на пути экономической интеграции стало создание организации по стандартизации ССАГПЗ. В ее задачи входит выработка единых технических регламентов и нормативов для всех отраслей экономики. Организация по стандартизации ССАГПЗ ориентируется на лучшие международные практики. Единая политика в этой сфере позволяет применять общие нормы регулирования на территории всех стран "аравийской шестерки".

Важным вопросом для стран ССАГПЗ является выработка единых принципов в сфере трудовой миграции. Экономики региона очень сильно зависят от иностранной рабочей силы. Примерно половину населения стран Персидского залива составляют граждане иностранных государств. В ОАЭ и Катаре этот показатель достигает 80-90 %, а в Саудовской Аравии лишь около 20 %. Понимая значимость трудовой миграции для развития экономики региона, страны ССАГПЗ разработали облегченные правила въезда и перемещения экспатов внутри союза.

Помимо формирования общего рынка рабочей силы, страны Персидского залива рассматривают возможность создания единого "туристического пространства". Индустрия гостеприимства является одним из основных направлений диверсификации экономики региона. Объем запланированных инвестиций в эту отрасль и смежных секторов составляет US$ 380 млрд до 2018 года.

Для привлечений большего количества иностранных гостей планируется ввести безвизовой режим для туристов внутри ССАГПЗ. Иностранец, получивший разрешение на въезд в одну из стран союза, сможет свободно передвигаться по территории других государств.

Важным направлением укрепления экономических связей между странами ССАГПЗ стало создание единой инфраструктуры. В регионе построена сеть автомобильных дорог, соединяющая страны "аравийской шестерки" с соседними государствами. В рамках создания общей автотранспортной системы идет процесс унификации контроля за безопасностью движения, требований к транспортным средствами, уплаты сборов.

К 2017 году в регионе будет построена сеть железных дорог протяженностью свыше 2000 километров. Магистрали свяжут все 6 государств союза в единую транспортную систему. По предварительным оценкам, перемещение грузов по железной дороге будет на 30 % дешевле, чем перевозка автомобилем. Планируется, что сеть ССАГПЗ будет присоединена к железнодорожной инфраструктуре стран Ближнего Востока. В этом случае общая протяженность путей сообщения составит около 20 000 километров.

В ССАГПЗ также активно развивается единая электроэнергетическая система, объединяющая партнеров по союзу. Основная цель проекта - транспортировка избыточной электроэнергии в соседние государства. Такая система позволяет рационально использовать имеющиеся в регионе ресурсы. Странам, которым требуется дополнительная электроэнергия, не придется создавать на своей территории дорогостоящие генерирующие мощности.

Энергетическую кооперацию в ССАГПЗ дополняет система газопроводов. Катар располагает самыми большими ресурсами голубого топлива в регионе и поставляет его в ОАЭ и Оман, где наблюдается дефицит этого ресурса. Катарский газ является основным сырьем для электроэнергетики в эмиратах. Технология выработки электричества из голубого топлива более экономична, чем генерация, основанная на нефтяном сырье. Полученная из катарского газа энергия затем может поставляться из эмиратов в другие государства ССАГПЗ.

Какое-то время в регионе обсуждалась идея создания единой сети трубопроводов между государствами для транспортировки воды. В природно-климатических условиях Персидского залива дефицит этого ресурса ощущается особенно остро. Однако после проведения расчётов реализация данного проекта была признана нецелесообразной.

Логичным шагом экономической интеграции ССАГПЗ должно было стать создание единой валюты. Основываясь на опыте введения евро, страны "аравийской шестерки" согласовали основные параметры денежного союза: показатели инфляции, бюджетный баланс, уровень государственного долга, объемы резервов и т.д. Переход на единую валюту планировалось сделать простым и удобным за счет того, что денежные единицы всех стран ССАГПЗ в той или иной степени привязаны к доллару США.

Однако переход к общему монетарному пространству не состоялся. Оман и ОАЭ объявили, что намерены отложить введение единой валюты. Эмираты не согласились с размещением центрального банка ССАГПЗ в Эр-Рияде. По мнению властей ОАЭ, это еще больше укрепило бы доминирующие позиции Саудовской Аравии в союзе. В еврозоне схожие претензии сейчас предъявляют Германии. Многие страны недовольны слишком большим влиянием Берлина на финансовую систему других стран союза.

Перспективы введения единой валюты в регионе по-прежнему остаются туманными. ОАЭ не желают отказываться от монетарного суверенитета. С проблемами при интеграции в свое время сталкивался и Евросоюз. Многие страны не хотели принимать единые условия объединения. Тогда была разработана концепция Европы разных скоростей. Она подразумевает, что государства самостоятельно определяют степень и направления интеграции с союзом.

Нечто подобное сейчас происходит и в странах Персидского залива. Несмотря на отказ ОАЭ и Омана, Саудовская Аравия продолжает развивать проект единой валюты совместно с тремя другими государствами. И это не мешает участникам ССАГПЗ активно развивать экономическое сотрудничество по все другим направлениям, включая совершенствование инфраструктуры, гармонизацию законодательства, совершенствование механизмов таможенного союза и т.д. Оценку эффективности экономики "аравийской шестерки" дали Всемирный банк и ВЭФ. В их рейтингах конкурентоспособности бизнес среды ССАГПЗ стоит выше Европейского союза.

2.2 Интеграционные процессы ЕврАзЭс


Евразийское экономическое сообщество (далее - ЕврАзЭС <http://www.evrazes.com/>, Сообщество) является международной организацией, в состав которой входят Российская Федерация, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Киргизская Республика, Республика Таджикистан и Республика Узбекистан. ЕврАзЭС создано в целях углубления интеграции и формирования Таможенного союза и Единого экономического пространства [13].

Сообщество формируется в соответствии с Договором о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве от 26 февраля 1999 г. и Договором об учреждении Евразийского экономического сообщества от 10 октября 2000 г.

Основной целью ЕврАзЭС является повышение эффективности формирования Единого экономического пространства, начатого в Таможенном союзе, с использованием новых, перспективных форм и механизмов взаимодействия. Создание Евразийского экономического сообщества направлено на более эффективную реализацию общих выгод и национальных интересов его членов.

ЕврАзЭС формируется по политическим и экономическим мотивам из государств, одновременно имеющих значительную, исторически обусловленную общность и большие, реально существующие различия политических и социально-экономических условий.

Интеграция в рамках ЕврАзЭС отвечает экономическим интересам России. Российские предприятия заинтересованы в обеспечении доступа к источникам природных ресурсов на территориях других стран Сообщества (руды хрома, марганца, титана, урана, свинца, многих редкоземельных металлов, а также другие виды сырья, месторождения которых либо отсутствуют в России, либо разработка их нецелесообразна), в сохранении рынков государств ЕврАзЭС для сбыта промышленной продукции, а также в создании условий для восстановления ею утраченных территориально-производственных связей, сохранения и развития специализации отдельных производств, кооперированных поставок, способствующих более полному использованию экономического потенциала, повышению уровня безопасности. Определенную перспективу имеет развитие сотрудничества в области электроэнергетики, топливно-энергетического комплекса, создание совместных предприятий, реализация совместных программ.

Евразийская интеграция развивается более быстрыми темпами, нежели создание Евросоюза. Последнему для создания экономического союза понадобилось почти 43 года.

Построение Единого экономического пространства (ЕЭП), формально начавшееся 1 января 2012 года, должно завершиться в 2015-м, пишет в статье, опубликованной в журнале "Мир перемен" Генеральный секретарь ЕврАзЭС Таир МАНСУРОВ [13]. "СВ" предлагает вниманию читателя эту статью с незначительными сокращениями. Евразийский проект был выдвинут в эпоху дезинтеграции и системного финансово-экономического кризиса стран постсоветского пространства.

"Этап взаимного отторжения стран был неизбежен, - говорил Н. Назарбаев, - но этот виток потрясений через какое-то время даст новое качество стабильности - размежевавшиеся страны и народы поймут издержки изоляционизма и вернутся на путь интеграции". При этом евразийское сотрудничество не предполагало воссоздание СССР, а должно было происходить без ущемления суверенитета, при невмешательстве во внутренние дела государств-членов, уважении прав каждого народа, определившего порядок государственного устройства в своей стране.

мая 2000 года на заседании Межгоссовета Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Российской Федерации и Республики Таджикистан в Минске было принято решение о создании новой экономической организации с международным статусом, наделенной широкими полномочиями в сфере интеграционного взаимодействия, с четкой структурой и эффективно действующими институтами и механизмами. И 10 октября 2000 года в Астане президентами пяти стран был подписан Договор об учреждении ЕврАзЭС - Евразийского экономического сообщества. Членами ЕврАзЭС с момента его образования стали Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия и Таджикистан. Статус наблюдателя при ЕврАзЭС имеют Армения, Молдова и Украина. В 2006-2008 годах членом Сообщества был Узбекистан, затем приостановивший свое участие в его органах.

Приоритетные направления развития ЕврАзЭС, утвержденные главами государств, реализуются в следующих областях [13]:

проведение согласованной экономической политики и взаимодействие в реальном секторе экономики;

организация и совместное развитие энергетического рынка;

формирование транспортного союза и реализация транзитного потенциала ЕврАзЭС;

взаимодействие в агропромышленном секторе; создание общего рынка услуг;

общего финансового рынка и развитие валютной интеграции;

сотрудничество в социально-гуманитарной сфере и в области миграционной политики;

расширение полномочий органов ЕврАзЭС.

Регистрация Договора об учреждении ЕврАзЭС в Секретариате ООН состоялась в апреле 2003 года, а в январе 2004-го Сообщество получило статус наблюдателя в Генеральной Ассамблее ООН. Каждые два года Генеральный секретарь ЕврАзЭС представляет доклад о ходе развития сотрудничества ООН и ЕврАзЭС, который ложится в основу резолюции об их совместной деятельности (к настоящему моменту принято четыре).

На протяжении ряда лет главными международными партнерами ЕврАзЭС были:

Европейская экономическая комиссия (ЕЭК) ООН, Экономическая и социальная комиссия для стран Азии и Тихого океана (ЭСКАТО), организация ООН по промышленному развитию (ЮНИДО), ЮНЕСКО, Программа развития ООН (ПРООН), МАГАТЭ, Международная организация по миграции (МОМ), Специальная программа для экономик стран Центральной Азии (СПЕКА), Всемирная таможенная организация (ВТамО), ОБСЕ, Представительство ЕС, Совещание по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА). Важное место занимает сотрудничество с региональными структурами - СНГ, ОДКБ, ШОС.

В экономическом смысле ЕврАзЭС - это крупный региональный рынок (182,6 млн человек, или более 3% мирового населения), располагающийся на самой большой в мире территории (15% обитаемой суши), обладающий мощной минерально-сырьевой базой и значительным экономическим потенциалом. Его доля в мировом ВВП оценивается почти в 4%, а экспорт товаров из Сообщества составляет около 3% мирового экспорта.

В странах-членах сосредоточены 8,5% мировых разведанных запасов нефти, 22% запасов природного газа и угля, более 20% мировых запасов пресной воды и лесного покрова планеты. В 2011 году доля ЕврАзЭС в мировой добыче нефти составила 15%, природного газа - 22%, угля - 6%, выработке электроэнергии - 5,5%, производстве стали - 5,1%, легковых автомобилей - 1,25%, зерна - 5,9%, мяса и мясопродуктов - 1,8%, молока и молокопродуктов - 6,2%.

ЕврАзЭС смогло стать ядром экономической интеграции на постсоветском пространстве, добившись существенного экономического прогресса. В 2011-м по сравнению с 2001 годом в среднем по Сообществу промышленное и сельскохозяйственное производство выросли в 1,7 раза, инвестиции в основной капитал - в 2,5 раза, стоимостные объемы взаимной торговли - в 4,2 раза.

В настоящее время странами-членами Сообщества разрабатываются и реализуются 9 совместных межгосударственных программ и 11 концепций, в том числе концепции международной деятельности ЕврАзЭС, продовольственной безопасности, формирования общего энергетического рынка и единого транспортного пространства. С 2011 года реализуется пятилетняя программа "Инновационные биотехнологии", общий объем финансирования которой - 926,6 млн рублей. Предусмотрена разработка 58 передовых биотехнологий, пригодных для последующей коммерциализации, создание 16 национальных коллекций культур микроорганизмов и клеточных культур, 5 информационно-поисковых баз данных, получение 110 опытных образцов препаратов (биопрепаратов, биодобавок, ферментов, биоудобрений и др.).

В 2012 году началось выполнение трехлетней программы "Создание единой автоматизированной информационной системы контроля таможенного транзита государств - членов ЕврАзЭС", сопряженной с новой компьютеризированной транзитной системой (NCTS), используемой странами Евросоюза. Общая сумма средств на осуществление мероприятий программы - 212,8 млн рублей. В соответствии с Концепцией формирования единого транспортного пространства в настоящее время на территории Сообщества формируются четыре международных коридора: Юг - Запад, Азия - Европа, Север - Юг, Запад - Восток.

До 2015 года будет реализовано 108 инвестиционных проектов, направленных на расширение и модернизацию транспортной инфраструктуры. Создается опорная сеть логистических центров, объединенная в инвестиционный проект "Транспортные ворота ЕврАзЭС". Уже введено в строй 8 таких центров, а до 2020 года планируется построить еще 37. В 2006 году был учрежден Евразийский банк развития. Сейчас он насчитывает шесть государств-участников (пять стран - членов Сообщества и Армения).

Банк финансирует инвестиционные проекты, имеющие интеграционный эффект, проводит исследования экономической интеграции, управляет средствами Антикризисного фонда ЕврАзЭС.

В декабре 2008 году главы государств Сообщества на неформальном саммите в Боровом под Астаной выработали совместные меры противодействия мировому финансовому кризису. Тогда же главы государств решили образовать совместный Антикризисный фонд ЕврАзЭС в размере 10 млрд долларов и создать Центр высоких технологий ЕврАзЭС.

Из средств Антикризисного фонда в 2010 году Таджикистану предоставили финансовый кредит в размере 70 млн долларов. В 2011 году было принято решение о выделении кредита Беларуси на сумму 3 млрд долларов траншами в течение трех лет. К настоящему времени Центр высоких технологий ЕврАзЭС отобрал для реализации 14 инновационных проектов и еще 80 находятся на рассмотрении. Становление ЕврАзЭС прошло несколько ключевых этапов.

Так, на первом из них между странами был заключен ряд двусторонних торговых договоров. Благодаря принятию мер по торговле без изъятий и ограничений за первые восемь лет существования ЕврАзЭС взаимный товарооборот его членов достиг 123 млрд долларов, т.е. увеличился более чем в 4 раза, что создало предпосылки для перехода к следующему этапу интеграции - Таможенному союзу (ТС).

интеграция мировое хозяйство европейский

Страны ЕврАзЭС обладают неравным потенциалом и разной степенью развития рыночных отношений, в связи с чем их готовность к участию в интеграционных проектах различна.

Именно поэтому решение о создании в рамках Сообщества ТС было принято всеми президентами государств - членов ЕврАзЭС, а уставные документы о его формировании подписали президенты трех стран - Беларуси, Казахстана и России - наиболее близких по типу экономического развития и уровню жизни населения. Было решено, что остальные страны смогут присоединиться к ТС позднее, по мере готовности их экономик. Высшим органом ТС стал Межгоссовет на уровне глав государств и глав правительств трех стран. Президенты Казахстана, России и Беларуси, не дожидаясь окончательного завершения строительства ТС, приняли решение о создании Единого экономического пространства (ЕЭП) и 19 декабря 2009 года утвердили План действий по его организации.

Затем за один год вместо изначально планируемых двух был разработан и принят пакет из 17 базовых соглашений, составляющих правовую основу ЕЭП. Он подписан в декабре 2010 года и ратифицирован в 2011 году. С 1 января 2012 года начался практический этап создания ЕЭП, а в 2015-м оно должно выйти на полный режим работы. ЕЭП - это, по сути, пространство, объединяющее территории Беларуси, Казахстана и России, на котором функционируют однотипные механизмы регулирования экономики, единая инфраструктура и проводится согласованная налоговая, денежно-кредитная, валютно-финансовая, торговая и таможенная политика.

Одновременно с укреплением экономических взаимосвязей, переходом к общему рынку создается единое социальное пространство, которое предполагает:

функционирование общего рынка труда;

использование системы согласованных социальных стандартов и индикаторов;

гармонизацию систем социального страхования;

основанное на согласованных принципах и подходах пенсионное обеспечение граждан;

создание общего образовательного пространства; доступность медицинских услуг и лекарственной помощи; формирование благоприятной окружающей среды;

единое пространство для межгосударственных и межнациональных культурных контактов.

Для решения указанных задач с начала 2012 года заработала новая интеграционная структура в рамках трех государств - Евразийская экономическая комиссия - единый постоянно действующий регулирующий орган ТС и ЕЭП, имеющий статус наднационального органа управления.

2.3 Перспективы развития интеграционных процессов


Дальнейшее развитие Союзного государства видится в создании объединенных транспортных и энергетических систем, в гармонизации законодательств в налоговой и бюджетной ценовой политике, в согласовании научно-технической и промышленной политики, в решении вопроса с регистрацией и управлением союзной собственностью, в создании транснациональных предприятий для повышения конкурентоспособности союзной продукции на мировом рынке.

Государственный секретарь сообщил о некоторых переменах в органах управления Союзного государства: К работе приступил новый рабочий орган - Группа высокого уровня, созданная вместо прежней межправительственной комиссии. Это не формальное преобразование. Проблема межправительственных комиссий заключается в том, что у них нет постоянно действующего органа, который ежедневно участвовал бы в реализации принятых решений, контролировал их исполнение.

Создание группы высокого уровня, по его словам, позволило еще и соединить два искусственно разделенных между собой процесса - Союзное государство и российско-белорусские отношения. Сейчас работа по этим направлениям ведется под началом группы высокого уровня и направлена на создание благоприятных условий для развития интеграционных возможностей и структур.

Нормативно-правовую базу Таможенного союза и Евразийского экономического сообщества сейчас составляют примерно 250 очень сложных и разносторонних документов, принятых в разное время и между собой не полностью взаимодействующих. Сейчас эту нормативно-правовую базу предстоит кодифицировать, составляя единый универсальный документ, который определит пути дальнейшей интеграции по всем направлениям. И по этому поводу во всех наших трех странах активно идут оживленные дискуссии. Немало тех, кто призывает остановиться на достигнутом уровне интеграции, пожить при нем, осмотреться и уже потом, понимая ситуацию, перейти к согласованию и проведению единой экономической политики.

Практический опыт, в том числе и Европейского союза, показывает: между различными стадиями интеграции нет железной стены. Да, нельзя перескакивать вперед, но и застаиваться на той стадии интеграции, которая уже не удовлетворяет соответствующим условиям, невозможно. Интеграционный процесс требует постоянной динамики.

И если мы не движемся вперед, то это не значит, что стоим на месте. Это, к сожалению, означает, что мы неизбежно откатываемся назад. Даже Таможенный союз мы никогда бы не создали, если бы одновременно не договорились о ныне действующем пакете документов, который, по сути дела, уже относится к стадии Единого экономического пространства. Б

Без единой политики в таких ключевых отраслях, как торговая, таможенно-тарифная, техническое регулирование, антимонопольное законодательство, формирование Единого экономического пространства, пойдет на перекос. Надо решительно перейти к созданию интегрированного масштабного рынка: Он уже сейчас занимает 170 миллионов потребителей и вызывает инвестиционную привлекательность. Вкладывая средства, допустим, в автомобилестроение в Казахстане или в Беларуси, иностранные инвесторы понимают: они выходят на весь единый емкий рынок.

Надо ли доказывать: если у нас не будет системы контроля и ответственности за невыполнение этих положений, то законотворческая работа будет осуществляться не на государственном, а на каком-то кустарном уровне.

До сих пор не реализованы принятые рекомендации по приведению национального законодательства России, Беларуси, Казахстана в соответствие с соглашением о торговле услугами и инвестициями в государствах-членах ЕЭП от 9 декабря 2010 года.

Необходимо поднять вопрос о необходимости создания наднационального регулятора финансовых рынков и выработке единой стратегии их развития. С этой целью подготовлено два соглашения. Одно определяет единые подходы к порядку выдачи, приостановления, отзыва лицензии, а также квалификационные требования к руководящему составу финансовых организаций.

Второе создает единую информационную систему финансовых регуляторов и обеспечивает на пространстве "тройки" возможность обмена не только доступной информацией, но и конфиденциальной, в том числе лицензионной и надзорной.

Для защиты интеллектуальной собственности подготовлен договор о "товарном знаке", который предусматривает его охрану и распространение на территории всех трех стран союза. Имеются и другие интересные наработки, но их развитию мешает "большое количество административных барьеров.

Завершается первая пятилетка практической работы по формированию Единого экономического пространства. За это время полномасштабно заработал Таможенный союз, создана Единая система тарифного и нетарифного регулирования внешней торговли, таможенного регулирования, санитарно-ветеринарного, фитосанитарного контроля, технического регулирования. Однако за последние два года темпы евразийской интеграции замедлились.

Перенесены сроки подготовки более пятидесяти соглашений по формированию Единого экономического пространства. Медленнее, чем планировалось, идет присоединение Киргизии. Но самое тревожное заключается в том, что у нас начинается падение взаимной торговли. То, ради чего мы создавали Единое экономическое пространство и Таможенный союз - для расширения товарооборота, для сочетания национальных конкурентных преимуществ, для повышения экономической активности, - сегодня оказывается под вопросом.

Если в первый год работы единой таможенной территории мы имели рост взаимной торговли на треть, то в прошлом году этот темп сократился в четыре раза, но самое неприятное - падение продолжается. В четвертом квартале взаимная торговля практически перестала расти, а в январе нынешнего года началось абсолютное снижение ее объемов.

Причина этого кроется не только в общем замедлении темпов экономического роста, который происходит, но и в пробуксовывании общей стратегии экономического развития, общей промышленной, сельскохозяйственной и внешнеторговой политики.

Содержательные проблемы евразийской интеграции лежат в чувствительных плоскостях национальных правительств, поскольку затрагивают элементы национальных политик. Отсутствие согласованных подходов в промышленной и аграрной политике, в сфере транспорта и энергетики приведет к существенным потерям, изъятиям и невозможности функционирования единого рынка.

Вступив на интеграционное поле, надо доходить до определенного предела, который обеспечивает хотя бы те цели, которые поставлены. Без всяких забеганий вперед, но и без остановок в тылу неурегулированных моментов, что сегодня, к сожалению, наблюдаем.

Облик мира последнего десятилетия в значительной степени определялся двумя процессами - глобализации и регионализации. Первая волна глобального финансового кризиса 2008 года послужила катализатором для существенной активизации региональных проектов. И подтолкнула к поиску ответов, адекватных вызовам, которые несут неурегулированные позиции в глобальной экономике. Принятый в этой связи беспрецедентный по темпам и объемам пакет документов дал старт Таможенному союзу, устранив все внутренние преграды для движения товаров. И дал возможность 1 января 2012 года запустить проект по формированию Единого экономического пространства России, Беларуси, Казахстана.

То, что сейчас называют второй волной глобального финансового кризиса, это, скорее всего, уже не глобальный финансовый кризис, а в явном виде кризис глобализации. И ответ на него, и выход из него лежат в плоскости эффективно построенных интегрированных групповых структур, которые определят облик мира на ближайшие пятьдесят, сто лет. От того, насколько эффективно удастся сформировать такого рода объединения, насколько эффективна будет коммуникация между ними, зависят и успех таких группировок, и определение тех целей, к которым будет двигаться мир.

Евразийский проект - часть этого большого процесса. Он должен позиционировать себя именно так, брать на себя такую амбицию, поскольку борьба с прошлым или неудачами в прошлом бессмысленна.

Урегулирован вопрос с газотранспортной системой. Строится Белорусская атомная электростанция. Полностью исполнены 53 совместные программы, сейчас на стадии реализации еще 11. Из их общего числа более половины направлены на создание инновационного продукта. Налажено сотрудничество в военной и правоохранительных сферах, создана Региональная группировка войск, единая региональная система ПВО.

С 2005 года успешно работает Пограничный комитет Союзного государства, регулярно проводятся совместные заседания коллегий правоохранительных органов, реализуются программы по развитию их инфраструктуры, осуществляются совместные мероприятия по борьбе с преступностью.

Решены важные социальные и гуманитарные вопросы, такие, как свободное передвижение граждан двух стран по территории Союзного государства, равные права на выбор ими места жительства и работы, на медицинское обеспечение и образование.

Решающим фактором при достижении этих целей явилось упразднение в 1996 году пограничного контроля на российско-белорусской границе. Это было волевое решение, у которого оказалось много противников, но оно явилось благом для народов и России, и Беларуси.

Евразийская интеграция сегодня является проектом гражданских обществ наших государств. И задача избранных парламентариев - своевременно и полноценно воплотить в жизнь их идеи и требования.

Заключение


В настоящее время в современном мире, постоянно изменяющемся и требующем новых идей и предложений, как никогда раньше огромное значение имеют интеграционные процессы, проходящие практически во всех регионах мира и самое главное в различных сферах деятельности и преследующие различные цели. Все эти интеграционные объединения находятся на разных стадиях своего развития.

Одни из них в большей, другие - в меньшей степени известны мировому сообществу, но, безусловно, все они играют важную роль в формировании мирового хозяйства.

Развитие таких процессов в современном мире на микро - и макроуровнях - важнейший признак интеграции. На микроуровне интеграция происходит посредством взаимодействия денежных средств отдельных компаний и предприятий через формирование экономических соглашений, сделок и договоров между ними, через создание филиалов в других странах. Интеграционные процессы также могут создаваться и в других сферах помимо экономической. На макроуровне интеграция бывает мирового масштаба и регионального. Она основывается на развитии мирового рынка, производства и коммуникаций.

Интеграционные процессы на евразийском пространстве развиваются в разных форматах и с разной скоростью - от зоны свободной торговли до Таможенного союза, Единого экономического пространства и Союзного государства России и Беларуси. Причем каждая страна самостоятельно решает вопросы о форме своего интеграционного участия. Это ее суверенное право, к чему все партнеры относятся с большим уважением.

Объем торговли между странами, формирующими Единое экономическое пространство, растет. Качественно меняется и структура товарооборота - в нем доля машин, станков, оборудования почти в 10 раз выше, чем в товарообороте с другими странами.

Одним из базисов интеграции европейских стран стала общая культура и история региона. В основе объединения "аравийской шестерки" также лежат не только общие экономические интересы. В Персидском заливе единство основано на одной религии, языке, этнической принадлежности и схожих политических системах. Страны союза являются монархиями, наделенными не формальными, а реальными полномочиями.

Экономики стран ССАГПЗ располагают рядом общих характеристик, способствующих их объединению. В основе процветания "аравийской шестерки" лежат углеводородные ресурсы.

Список литературы


1.       Гришаева Л.Е. Россия и мировая экономическая интеграция // Экономический журнал. - 2011. - № 21

.         Дегтярев, А. Н.; Максимов, В. А.; Аношин, В.В. Эволюция отраслевых рынков и нефтегазовый бизнес; Уфа: БашГУ, 2013. - 100 c.

2.      Джуха В.М., Курицын А.В., Штапова И.С. Экономика отраслевых рынков; КноРус, 2012. - 288 c.

.        Розанова Н.М. Экономика отраслевых рынков. Практикум; Юрайт, 2013. - 496 c.

.        Юсупова Г.Ф. Теория отраслевых рынков; Издательский дом Высшей школы экономики, 2012. - 280 c.

2.       Кирик О.Б. Модернизация интеграционных процессов в машиностроительном комплексе региона: Дис. канд. экон. наук: 08.00.05 Вологда, 2005 - 184 с.

3.      Кувалдин Д.Б., Лавриненко П.А., Тащенов А.С., Потапенко В.В. Херсонский А.А., Развитие машиностроения в государствах - участниках ЕАБР. - Алматы, 2012. - 60 с.

4.      Моделирование экономических процессов. - М.: Юнити-Дана, 2013. - 544 с.  <http://litra.studentochka.ru/book?id=19066412>

.        Г.Ф. Юсупова. Теория отраслевых рынков. - М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2012. - 280 с.  <http://litra.studentochka.ru/book?id=19161109>

.        Е.В. Савицкая, Е.В. Лебединская. Экономический анализ современных рынков. - М.: ГУ ВШЭ, 2008. - 212 с.  <http://litra.studentochka.ru/book?id=4050426>

.        О.С. Сухарев, Н.П. Кожемяко. Основы макро - и микроэкономики. - М.: Высшая школа, 2009. - 392 с.  <http://litra.studentochka.ru/book?id=4327277>

.        Н.А. Добрина, Ю.В. Щербакова. Менеджмент. Основы теории и деловой практикум. - М.: Альфа-М, Инфра-М, 2009. - 288 с.  <http://litra.studentochka.ru/book?id=4485284>

.        Н.М. Розанова. Эффективная организация отрасли. Практическое руководство. - М.: Дело АНХ, 2009. - 416 с.  <http://litra.studentochka.ru/book?id=4723897>

.        Е.А. Левина, Е.В. Покатович. Микроэкономика. Задачи и решения. - М.: Высшая Школа Экономики (Государственный Университет), 2010. - 496 с.  <http://litra.studentochka.ru/book?id=5019130>

.        Л.Е. Басовский, Е.Н. Басовская. Экономическая теория. - М.: Инфра-М, 2011. - 384 с.  <http://litra.studentochka.ru/book?id=5106830>

.        Л.Е. Басовский, Е.Н. Басовская. Экономика. - М.: Инфра-М, 2011. - 384 с.  <http://litra.studentochka.ru/book?id=6019571>

.        http://inst. eurasec.com/

Похожие работы на - Сравнительный анализ интеграционных процессов ССАГПЗ и ЕврАзЭс

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!