Типы акцентуаций характера и их особенности в подростковом возрасте

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Психология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    94,38 Кб
  • Опубликовано:
    2015-06-02
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Типы акцентуаций характера и их особенности в подростковом возрасте

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н.Толстого»

(ФГБОУ ВПО «ТГПУ им. Л.Н.Толстого»)



КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине: Психология подросткового возраста

На тему:

«Типы акцентуаций характера и их особенности в подростковом возрасте»


Выполнила:

Студентка 3 курса группы П Факультета Психологии

Скороход Александра Александровна

Научный руководитель:

д.п.н, доцент, Пазухина Светлана Вячеславовна




Тула 2014

Содержание

Введение

Глава 1. Психологические особенности формирования характера

.1 Понятие об акцентуации характера и особенностях ее формирования, основные теоретические подходы

.2 Специфика формирования акцентуации характера в подростковом возрасте

Глава 2. Экспериментальное исследование акцентуации характера в подростковом возрасте

.1Методы исследования акцентуации характера в подростковом возрасте

.2 Коррекционно-развивающая работа по нивелированию акцентуации характера в подростковом возрасте

Заключение

Список литературы

Приложение

Введение

В буквальном переводе с греческого «характер» означает «чеканка», «отпечаток». В психологии под характером понимают совокупность индивидуально-своеобразных психических свойств, которые проявляются у личности в типичных условиях и выражаются в присущих ей способах деятельности в подобных условиях. Характер взаимосвязан с другими сторонами личности, в частности с темпераментом и способностями. В общении с людьми характер человека проявляется в манере поведения, манера общения, в способах реагирования на действия и поступки людей.

В психологии характер определяется как совокупность устойчивых индивидуальных свойств человека, складывающихся и проявляющихся в деятельности и общении, обусловливающая типичные для него способы поведения.

Понятие «характер» трактуется в психологии далеко не однозначно. Еще больше спорных вопросов возникает при попытке развести понятия «характер» и «личность».

В литературе можно найти всевозможные варианты соотнесения этих двух понятий: характер и личность практически отождествляются, т. е. эти термины употребляются как синонимы; характер включается в личность и рассматривается как ее подструктура; наоборот, личность понимается как специфическая часть характера; личность и характер рассматриваются как «пересекающиеся» образования. Как видите дать определение характеру - задача не из легких, но это можно сделать, если придерживаться более узкого толкования.

Всему миру, социальному бытию и каждому человеку свойственно отклоняться от оси своего существования, развития. Причина этого отклонения лежит в особенностях взаимосвязи и взаимодействия человека с окружающим миром, социальной средой и самим собой. Возникающее на основе такого свойства разнообразие в психофизическом, социокультурном, духовно-нравственном состоянии людей и их поведении является условием расцвета общества, его совершенствования и осуществления социального развития.

Известно, что акцентуации в ряде случаев сочетаются с отклоняющимся поведением, таким, как противоправные действия, суицидальное поведение, употребление наркотиков. В то же время поведение многих людей с акцентуированным характером не является отклоняющимся. И, напротив, девиантное поведение могут демонстрировать и люди с не акцентуированным характером.

Так как акцентуации характера «окрашивают» определенным образом поведение человека, можно говорить о разных возможностях адаптации человека в обществе. В этом состоит актуальность изучения акцентуированных черт характера у подростков.

Несмотря на обширные исследования в области акцентуаций личности и характера, до сих пор не сложилось окончательного представления даже о количестве возможных акцентуаций, не говоря об их однозначном описании. Более подробно этот материал отражен в исследованиях А.Е.Личко, Ю.М.Орлова, Л.Н.Собчик, Н.А.Государева, Э.Г.Эйдемиллер, В.В.Юстицкого, К.Леонгарда, Г.Шмишека, Г.Айзенка.

Цель исследования: изучить особенности диагностики и методов коррекции акцентуации характера в подростковом возрасте.

Предмет исследования: психологические особенности формирования характера в подростковом возрасте.

Объект исследования: дети подросткового возраста.

Гипотеза: коррекционно-развивающие занятия способствуют нивелированию акцентуации характера в подростковом возрасте.

Задачи:

Изучить психолого-педагогическую литературу по теме.

Изучить особенности проявления акцентуации характера в подростковом возрасте.

Подобрать диагностический инструментарий для выявления акцентуации характера у подростков.

Подобрать методы коррекции, способствующие нивелированию акцентуации характера подростков.


Глава 1. Психологические особенности формирования характера

.1 Понятие об акцентуации характера и особенностях ее формирования, основные теоретические подходы

Характер человека - это то, что определяет его значимые поступки, а не случайные реакции на те или иные стимулы или сложившиеся обстоятельства. Поступок человека почти всегда сознателен и обдуман, может быть объяснен и оправдан, по крайней мере с позиций действующего лица. Говоря о характере, мы обычно вкладываем в представление о нем способность вести себя самостоятельно, последовательно, независимо от обстоятельств, проявляя свою волю и настойчивость, целеустремленность и упорство. Бесхарактерный человек в этом смысле - тот, кто не проявляет подобные качества ни в деятельности, ни в общении, плывет по течению, зависим от обстоятельств и управляется ими. [19. с 57]

Людей отличают друг от друга не только врожденные индивидуальные черты, но также и разница в развитии, связанная с течением их жизни. Люди отличаются друг от друга независимо от того, каким путем такое отличие возникает. Точно так же как по внешности один человек отличается от другого, так и психика каждого человека отлична от психики других людей.

Характер является прижизненным образованием и может изменяться в течение всей жизни. Формирование характера самым тесным образом связано с мыслями, чувствами и побуждениями человека. Поэтому, по мере того как формируется определенный уклад жизни человека, формируется и его характер. Следовательно, образ жизни, общественные условия и конкретные жизненные обстоятельства играют важную роль в формировании характера. [8. c 142]

«Характер, - писал С.Л.Рубинштейн, - обусловливает определенность человека как субъекта деятельности, который, выделяясь из окружающего, конкретным образом относится к нему. Знать характер человека - это знать те существенные для него черты, из которых вытекает, которыми определяется весь образ его действий. Черты характера это те существенные свойства человека, из которых с определенной логикой и внутренней последовательностью вытекает одна линия поведения, одни поступки и которыми исключаются как не совместимые с ними, им противоречащие другие».

Наибольшую известность получил термин Карла Леонгарда, немецкого психиатра и психолога, профессора неврологической клиники Берлинского университета (1968) - "акцентуированная личность". Однако правильнее говорить об "акцентуациях характера". Личность - понятие гораздо более сложное, чем характер. Она включает интеллект, способности, наклонности, мировоззрение и т. д. В работах К. Леонгарда используется как сочетание "акцентуированная личность", так и "акцентуированные черты характера". К. Леонгард заменил термин "психопат" на термин "акцентуированная личность". Акцентуация характера, по Леонгарду, это нечто промежуточное между психопатией и нормой. По его мнению акцентуированные личности - это не больные люди, это здоровые индивиды со своими индивидуальными особенностями.

Акцентуация всегда в общем предполагает усиление степени определенной черты. Эта черта личности, таким образом, становится акцентуированной. Акцентуированные черты далеко не так многочисленны, как варьирующие индивидуальные. Акцентуация - это, в сущности, те же индивидуальные черты, но обладающие тенденцией к переходу в патологическое состояние. При большей выраженности они накладывают отпечаток на личность как таковую и, наконец, могут приобретать патологический характер, разрушая структуру личности.

Акцентуация характера - сильное развитие, выделение на фоне других какой-либо одной черты характера человека, отличающей его от большинства окружающих людей. Акцентуацию характера определяют типичное поведение человека в различных жизненных ситуациях. [8. c 345]

Акцентуации - чрезмерно выраженные черты характера. В зависимости от уровня выраженности выделяют две степени акцентуации характера: явную и скрытую. Явная акцентуация относится к крайним вариантам нормы, отличается постоянством черт определенного типа характера. При скрытой акцентуации черты определенного типа характера выражены слабо или не проявляются совсем, однако могут ярко проявиться под влиянием специфических ситуаций. Акцентуации характера могут содействовать развитию психогенных расстройств, ситуативно обусловленных патологических нарушений поведения, неврозов, психозов. Однако следует отметить, что акцентуацию характера ни в коем случае нельзя отождествлять с понятием психической патологии. Жесткой границы между условно нормальными, «средними» людьми и акцентуированными личностями не существует. [14. c 8]

В наиболее лаконичном виде акцентуацию можно определить как дисгармоничность развития характера, гипертрофированную выраженность отдельных его черт, что обусловливает повышенную уязвимость личности в отношении определенного рода воздействий и затрудняет ее адаптацию в некоторых специфичных ситуациях. [21. c 34]

При этом важно отметить, что избирательная уязвимость в отношении определенного рода воздействий, имеющая место при той или иной акцентуации, может сочетаться с хорошей или даже повышенной устойчивостью к другим воздействиям. Точно так же, затруднения с адаптацией личности в некоторых специфичных ситуациях (сопряженные с данной акцентуацией), могут сочетаться с хорошими и даже повышенными способностями к социальной адаптации в других ситуациях. При этом эти “другие” ситуации сами по себе могут быть объективно и более сложными, но не сопряженными с данной акцентуацией.

В нашей стране получила распространение иная классификация акцентуаций, которая была предложена известным детским психиатром профессором А. Е. Личко. Он полагает, что акцентуации характера имеют сходство с психопатиями. Главное их отличие от психопатий заключается в отсутствии признака социальной дезадаптации. Они не являются основными причинами патологического формирования личности, но могут стать одним из факторов в развитии пограничных состояний.

По мнению А. Е. Личко акцентуацию можно определить как дисгармоничность развития характера, гипертрофированную выраженность отдельных его черт, что обуславливает повышенную уязвимость личности в отношении определенного рода воздействий и затрудняет её адаптацию в некоторых специфичных ситуациях.

При этом важно отметить, что избирательная уязвимость в отношении определенного рода воздействий, имеющая место при той или иной акцентуации, может сочетаться с хорошей или даже повышенной устойчивостью к другим воздействиям. Точно так же, затруднения с адаптацией личности в некоторых специфичных ситуациях (сопряженных с данной акцентуацией) может сочетаться с хорошими или даже повышенными способностями к социальной адаптации в других ситуациях. При этом эти «другие» ситуации сами по себе могут быть объективно и более сложными, но не сопряженными с данной акцентуацией, не референтны ей. [16. c 132]

Все акцентуации Личко рассматриваются как временные изменения характера, сглаживающиеся при повзрослении. В то же время многие из них переходят в психические заболевания или же сохраняются на всю жизнь.

Акцентуации представляют собой хотя и крайние, но варианты нормы. Поэтому "акцентуация характера" не может быть психиатрическим диагнозом.

По исследованиям А. Е. Личко пато-характерологические реакции, выступающие на фоне акцентуаций, как правило, почти 80% из них с возрастом сглаживаются, смягчаются и можно наблюдать удовлетворительную социальную адаптацию. Будет прогноз хороший или плохой зависит от степени и вида акцентуаций - скрытая она или явная, а также от социальных условий.

Явная акцентуация - эта степень относится к крайним вариантам нормы. Однако выраженность черт определенного типа обычно не препятствует социальной адаптации. Занимаемое положение, как правило, соответствует способностям и возможностям. С возрастом особенности характера либо остаются достаточно выраженными, но компенсируются и не мешают адаптации, либо настолько сглаживаются, что явная акцентуация переходит в скрытую.

Скрытая акцентуация - эта степень относится не к крайним, а к обычным вариантам нормы. В обыденных, привычных условиях черты какого-либо типа характера выражены слабо или не проявляются совсем. Даже при продолжительном наблюдении, при разносторонних контактах и детальном знакомстве трудно бывает составить представление об определенном типе. Однако, черты этого типа могут неожиданно и ярко проявиться под влиянием тех ситуаций и психических травм, которые адресованы к месту наименьшего сопротивления. [3. c 57]

По мнению ряда исследователей, примерно у 40% людей акцентуации как бы ослабевают, прячутся к 30-35 годам. Но когда компромисс между характером и личностью вроде бы найден, акцентуация может вернуться. Как правило в стрессовой ситуации личность вновь стоит перед подростковой дилеммой: «Я и мой характер, кто кого?» Психологи не случайно говорят, что в 40 лет вряд ли можно оценивать человека по его характеру. На первый план выступают другие более высокие уровни функционирования личности: ценности, цели, моральные аспекты, определяющие выбор линии поведения личности. [2. c 25]

1.2 Специфика формирования акцентуации характера в подростковом возрасте

В любом обществе во все времена нет, и не будет более подвижной возрастной группы, чем подростки. Возраст между 12 и 18 годами называют трудным, переходным, кризисным, опасным. Подростки не ставят перед собой задачу осложнять жизнь и быт взрослых. Они просто живут в другом мире. Подростковый возраст - это граница между детством и взрослой жизнью, связанная с возрастом обязательного участия человека в общественной жизни.

Переход от детства к взрослости составляет основное содержание и специфическое отличие всех сторон развития в этот период - физического, умственного, нравственного, социального. По всем направлениям происходит становление качественно новых образований, появляются элементы взрослости в результате перестройки организма, самосознания, отношений с взрослыми и товарищами, способов социального взаимодействия с ними, содержания морально-этических норм, опосредствующих поведение, деятельность и отношения. [10. c 13]

Тотальность патологических черт характера выступает в подростковом возрасте особенно ярко. Подросток, наделенный какой-либо акцентуацией, обнаруживает свой тип характера в семье и в школе, со сверстниками и со старшими, в учебе и на отдыхе, в труде и в развлечениях, в условиях обыденных и привычных, и в чрезвычайных ситуациях. Всюду и всегда гипертимный подросток кипит энергией, шизоидный отгораживается от окружения незримой завесой, а истероидный жаждет привлечь к себе внимание. Тиран дома и примерный ученик в школе, тихоня под суровой властью и разнузданный хулиган в обстановке попустительства, беглец из дома, где царит гнетущая атмосфера или семью раздирают противоречия, отлично уживающийся в хорошем интернате - все они не должны причисляться к психопатам, даже если весь подростковый период происходит у них под знаком нарушенной адаптации. [16. c 79]

Обычно акцентуации развиваются в период становления характера и сглаживаются с повзрослением. Особенности характера при акцентуациях могут проявляться не постоянно, а лишь в некоторых ситуациях, в определенной обстановке, и почти не обнаруживаться в обычных условиях. Социальная дезадаптация при акцентуациях либо вовсе отсутствует, либо бывает непродолжительной.

Первая предложена Карлом Леонгардом (1968) и вторая - А. Е. Личко (1977).

Приводим сопоставление этих классификаций, сделанное В. В. Юстицким (1977).

Тип акцентуированной личности по К.Леонгарду.

Тип акцентуации характера по А.Е. Личко.

Лабильный

Лабильный циклоид

Сверхподвижный Эмотивный

Лабильный

Демонстративный

Истероидный

Сверхпунктуальный

Психастенический

Ригидно-аффективный

Эпилептоидный

Интравертный

Шизоидный

Боязливый

Сенситивный

Неконцентрированный или неврастенический

Астено-невротический

Экстравертный

Конформный

Слабовольный

Неустойчивый

-

Гипертимный

-

Циклоидный


Классификация типов акцентуаций по К.Леонгарду

Гипертимический тип

Заметной особенностью гипертимического типа личности является постоянное (или частое) пребывание в приподнятом настроении. Гипертим может находиться в приподнятом настроении, несмотря на отсутствие для этого каких-либо внешних поводов. Приподнятое настроение сочетается с высокой активностью, жаждой деятельности. Характерны общительность, повышенная словоохотливость. На жизнь смотрят оптимистически, не теряя оптимизма и при возникновении трудностей. Трудности часто преодолевают без особого труда в силу органично присущей им активности и деятельности.

Застревающий тип

Застревающий тип личности характеризуется высокой устойчивостью аффекта, длительностью эмоционального отклика, переживаний. Оскорбление личных интересов и достоинства, как правило, долго не забывается и никогда просто не прощается. В связи с этим, окружающие часто характеризуют их как злопамятных и мстительных людей. К этому есть основания: переживания аффекта часто сочетается с фантазированием, вынашиванием плана ответа обидчику, мести. Болезненная обидчивость этих людей, как правило, хорошо заметна. Их также можно назвать чувствительными и легкоуязвимыми, но в сочетании и в контексте вышесказанного.

Эмотивный тип

Главной особенность эмотивной личности является высокая чувствительность и глубокие реакции в области тонких эмоций. Характерны мягкосердечие, доброта, задушевность, эмоциональная отзывчивость, высоко развитая эмпатия. Все эти особенности, как правило, хорошо видны и постоянно проявляются во внешних реакциях личности в различных ситуациях. Характерной особенностью является повышенная слезливость (“глаза на мокром месте”).

Педантичный тип

Хорошо заметными внешними проявлениями этого типа являются повышенная аккуратность, тяга к порядку, нерешительность и осторожность. Прежде чем что-либо сделать, долго и тщательно все обдумывают. Очевидно, за внешней педантичностью стоит нежелание и неспособность к быстрым переменам, к принятию ответственности. Эти люди без нужды не меняют место работы, а если это требуется - то с трудом идут на это. Любят свое производство, привычную работу. В быту им характерна добросовестность.

Тревожный тип

Главной особенностью этого типа является повышенная тревожность, беспокойство по поводу возможных неудач, беспокойство за свою судьбу и судьбу близких. При этом объективных поводов к такому беспокойству, как правило, нет или они незначительны. Отличаются робостью, иногда с проявлением покорности. Постоянная настороженность перед внешними обстоятельствами сочетается с неуверенностью в собственных силах.

Циклотимический тип

Важнейшей особенностью циклотимического типа является смена гипертимических и дистимических состояний. При этом такие перемены являются и не редкими и не случайными. В гипертимической фазе поведения типично, что радостные события вызывают не только радостные эмоции, но также и жажду деятельности, повышенную словоохотливость, активность. Печальные события вызывают не только огорчение, но и подавленность. В этом состоянии характерны замедленность реакций и мышления, замедление и снижение эмоционального отклика.

Демонстративный тип

Центральной особенностью демонстративной личности является потребность и постоянное стремление произвести впечатление, привлечь к себе внимание, быть в центре внимания. Это проявляется в тщеславном поведении, часто нарочито демонстративном. Элемент этого поведения является самовосхваление, рассказы о себе или событиях, в которых эта личность занимала центральное место. Значительная доля этих рассказов может быть либо фантазированием, либо существенно приукрашенным изложением событий.

Возбудимый тип

Особенностью возбудимой личности является выраженная импульсивность поведения. Вся их манера общения и поведения в значительной мере зависит не от логики, не от рационального оценивания своих поступков, а обусловлена импульсом, влечением, инстинктом или неконтролирующими побуждениями. В области социального взаимодействия, общения для них характерна крайне низкая терпимость, что может характеризоваться как отсутствие терпимости вообще.

Дистимический тип

Дистимическая личность есть противоположность гипертима. Дистимики обычно сконцентрированы на мрачных, печальных сторонах жизни. Это проявляется во всем: и в поведении, и в общении, и в особенностях восприятия жизни, событий и других людей (социально-перцептивные особенности). Обычно эти люди по натуре серьезны. Активность, а тем более гиперактивность им совершенно не свойственны.

Экзальтированный тип

Главной особенностью экзальтированной личности является бурная, экзальтированная реакция. Они легко приходят в восторг от радостных событий и в отчаяние от печальных. Их отличает крайняя впечатлительность по поводу печальных событий и фактов. При этом внутренняя впечатлительность и переживания сочетаются с ярким их внешним выражением. [8. c 278]

Классификация типов акцентуаций по А.Е. Личко

Гипертимический тип

Отличается почти всегда хорошим настроением, высоким жизненным тонусом, брызжущей энергией, неудержимой активностью. Стремится к лидерству, авантюрам. Необходимо сдержанно относиться к его необоснованному оптимизму и переоценке своих возможностей. Черты, привлекательные для собеседников: энергичность, жажда деятельности, инициативность, чувство нового, оптимизм.

Дистимический тип

Противоположность первому типу: серьезный. пессимист. Постоянно пониженное настроение, грусть, замкнутость, немногословность. Эти люди тяготятся шумными обществами. В конфликты вступают редко, чаще являются в них пассивной стороной. Они очень ценят тех людей, которые дружат с ними и склонны им подчиняться. Эта акцентуация возникает чаще всего у лиц меланхолического темперамента.

Циклоидный тип

Акцентуация характера проявляется в циклически меняющихся периодах подъема и спада настроения. В период подъема настроения проявляют себя как люди с гипертимической акцентуацией, в период спада - с дистимической. В период спада обостренно воспринимают неприятности. Эти частые смены душевного состояния утомляют человека, делают его поведения непредсказуемым, противоречивым, склонным к смене профессии, места работы, интересов.

Возбудимый тип

У этого типа людей повышенная раздражительность, склонность к агрессии, несдержанность, угрюмость, занудливость, но возможны льстивость, услужливость, склонность к хамству и нецензурной брани или молчаливости, замедленность в беседе. Они активно и часто конфликтуют, не избегают ссор с начальством, неуживчивы в коллективе, в семье деспотичны и жестоки. Вне приступов гнева эти люди добросовестны, аккуратны.

Застревающий тип

Люди с таким типом акцентуации «застревают» на своих чувствах, мыслях. Они не могут забыть обид и «сводят счеты» со своими обидчиками. У них наблюдается служебная и бытовая несговорчивость, склонность к затяжным склокам. В конфликте чаще всего бывают активной стороной и четко определяют дня себя круг друзей и врагов. Проявляют властолюбие.

Педантичный тип

У этих людей ярко выражена «занудливость» в виде переживания подробностей, на службе они способны замучить формальными требованиями, изнуряют домашних чрезмерной аккуратностью. Они склонны к навязчивости, психастении.

Тревожный тип

Люди этого типа акцентуации отличаются пониженным настроением, робостью, боязливостью, неуверенностью в себе. Они постоянно опасаются за себя, своих близких, долго переживают неудачу и сомневаются в правильности своих действий. В конфликты вступают редко и играют пассивную роль.

Эмотивный тип

Человек этого типа характера чрезмерно чувствителен, раним и глубоко переживает малейшие неприятности. Он чувствителен к замечаниям, неудачам, поэтому у него чаще всего печальное настроение. Он предпочитает узкий круг друзей и близких, которые понимали бы его с полуслова. Он очень исполнителен и имеет высокое чувство долга. Конфликты с близким человеком, смерть или болезни он воспринимает трагически. Ему противопоказаны несправедливость, хамство, пребывание в окружении грубых людей.

Демонстративный тип

Этот человек стремится быть в центре внимания и добивается своих целей любой ценой: слезы, обморок, скандалы, болезни, хвастовство, наряды, необычные увлечения, ложь. Он легко забывает о своих неблаговидных поступках. У него выражена высокая приспособляемость к людям.

Экзальтированный тип

Люди с таким типом акцентуации имеют очень изменчивое настроение, словоохотливость, повышенную отвлекаемость на внешние события. Их эмоции ярко выражены и находят свое отражение во влюбчивости. Неудачи и горестные события воспринимаются трагически, такие люди имеют склонность к невротической депрессии.

Люди этого типа акцентуации характеризуются малой общительностью, замкнутостью. Они находятся в стороне ото всех и вступают в общение с другими людьми только но необходимости, чаще всего погружены в себя и свои мысли. Им свойственна повышенная ранимость, но они ничего не рассказывают про себя и не делятся своими переживаниями. Даже к своим близким они относятся холодно и сдержанно. Их поведение и логику часто не понимают окружающие. Эти люди любят одиночество и предпочитают находиться в уединении, а не в шумной компании. В конфликты вступают редко, только при попытке вторгнуться в их внутренний мир. У них сильно выражена эмоциональная холодность и слабая привязанность к близким.

Конформный тип

Люди этого типа обладают высокой общительностью, словоохотливостью до болтливости. Обычно они не имеют своею мнения и не стремятся выделиться из толпы. Эти люди не организованы и стремятся подчиниться другим. В общении с друзьями и в семье уступают лидерство другим. Они не обдумывают свои поступки и имеют большую страсть к развлечениям. Эти люди обладают легкой приспособляемостью к новой работе и отлично справляются со своими должностными обязанностями, когда четко определены задачи и правила поведения.

Выводы по 1 главе

Период взросления, подростковый возраст, сам по себе не являясь болезнью, может спровоцировать возникновение глубоких психологических проблем. При этом кризис может перейти грань, отделяющую его от болезненного состояния, требующего вмешательства специалистов - психологов и психиатров. Поэтому изучение особенностей подросткового возраста необходимо для понимания психологии акцентуации характера в подростковом возрасте.

Глава II. Экспериментальное исследование акцентуации характера в подростковом возрасте.

.1 Методы исследования акцентуации характера в подростковом возрасте

Цель: изучение методов исследования проявления акцентуации характера; диагностическим путем выявить акцентуации характера у подростков; проанализировать результаты.

Для исследования, наблюдения и понимания акцентуации характера используются различные методы и методики.

Существуют различные методы, используемые для изучения акцентуированного поведения: некоторые из них применяются исключительно в экспериментах, другие же могут быть использованы как в экспериментальных, так и в неэкспериментальных исследованиях.

Наблюдение акцентуации. Эти подходы предусматривают «прямую» запись поведения подготовленным наблюдателем, который придерживается строгих правил и установленной процедуры для регистрации текущего реального поведения. Главное преимущество таких методов состоит в том, что они позволяют изучать причиняющее реальный вид повреждение.

Полевые наблюдения. Слово «полевые» подразумевает наблюдение за поведением людей в естественных условиях, когда они занимаются повседневными делами и не помышляют об участии в каких-то психологических исследованиях.

Недостаток в том, что исследователь может потратить уйму времени, наблюдая неакцентуированное поведение, прежде чем дождется хоть каких-то проявлений акцентуированного поведения. Поэтому во многих случаях приходится вмешиваться в ситуацию способом, повышающим вероятность проявления акцентуированного поведения.

Натуралистические наблюдения. Когда наблюдатель просто следит за естественным поведением, не вмешиваясь в него, то это называется методом натуралистических наблюдений. Такая техника применяется главным образом в исследованиях поведение детей и животных.

Лабораторные наблюдения. Наиболее общий способ наблюдения акцентуации состоит в наблюдении за поведением контролируемых лабораторных условиях. У этого метода немало важных достоинств. [11. c 139]

Опросник Шмишека.

Данная методика была разработана Шмишеком в 1970 на основе концепции акцентуированных личностей К.Леонгарда. По форме она представляет собой опросник, состоящий из 88 вопросов и предполагающий два варианта ответов - "да", "нет".

Для проведения тестирования требуется сам опросник и ответный бланк. Тестирование может проводиться как индивидуально, так и в групповом варианте. Опросник может с успехом применяться как для исследования взрослых, так и для изучения школьников, начиная с 14 лет.

Прилагаемая к опроснику инструкция может быть изменена, если возникнет необходимость приспособить ее к особенностям контингента испытуемых. Инструкция должна быть максимально простой и соответствовать умственным возможностям испытуемых. В случае испытуемых-подростков желательно подкрепить инструкцию 1-2 примерами.

После тестирования психолог обрабатывает ответный бланк с помощью ключей. В результате он получает показатели по каждому из типов акцентуаций (сырые баллы). Затем полученные показатели преобразуются с помощью соответствующих коэффициентов по формуле: Сырые Баллы Х Коэффициент = Итоговый показатель.

Результаты подсчета записываются в бланке фиксации результатов. Сразу же может быть дана приблизительная оценка типа акцентуации. Если итоговый показатель превосходит 12 (максимальное значение - 24), то это считается признаком акцентуации по данному типу. Однако имеются данные, которые подтверждаются также и нашими исследованиями, о том, что критическое значение для диагностики типа лежит в пределах 14-16.

Анализ полученных результатов

Исследование проводилось на базе МБОУ СОШ №68 им. Н.И. Долгих г. Тула. В опытно - экспериментальной работе участвовало 20 подростков 8 «Б» класса.

Диагностическая методика: Тест-опросник Шмишека

Цель методики: определение типа акцентуации характера.

Материал: вопросы и готовые бланки для ответов на анкету (приложение 1, приложение 2).

Условия проведения: анкетирование проводится со всеми учащимися класса.

Экспериментатор предлагает испытуемому выбрать один из двух вариантов ответа, который наиболее всего подходит испытуемому, близок ему, ответы «да» или «нет».

Для ответов испытуемый получил бланк с вопросами и бланк с фиксацией ответов. Напротив номера вопроса он должен поставить выбранный им ответ.

В результате анализа полученных данных было выявлено, что у большинства обследованных подростков присутствует акцентуация характера.


% обследованных подростков имеют акцентуацию характера.

Типы акцентуаций

Общее процентное соотношение

Процентное соотношение у девочек

Процентное соотношение у мальчиков

Экзальтированный тип

10%

5%

5%

Демонстративный тип

20%

5%

15%

Дистимический тип

15%

10%

5%

Циклотимный тип

10%

5%

5%

Тревожный тип

15%

10%

5%

Эмотивный тип

5%

-

5%

Педантичный тип

5%

5%

-

Застревающий тип

5%

5%

-

Гипертемический тип

15%

10%


Экзальтрованный тип зафиксирован у 10 % подростков; демонстративный - у 20% подростков; дистимический - у 15%; возбудимый - у 10%; циклотимный - у 10% подростков; тревожный тип - у 15% обследованных; эмотивный - у 5%; педантичный - у 5%; застревающий - у 5%; гипертимический - у 15% обследованных подростков.

Таким образом, анализируя результаты диагностических исследований по выявлению акцентуации характера у детей подросткового возраста, можно сказать, что с данной группой подростков необходима целенаправленная коррекционно-развивающая работа по нивелированию акцентуации характера.

.2 Коррекционно-развивающая работа по нивелированию акцентуации характера в подростковом возрасте

Для нивелирования акцентуации характера у детей подросткового возраста, был разработан цикл коррекционно-развивающих мероприятий, и использовалась система методов по снижению уровня акцентуации характера включающая следующее:

релаксационные упражнения;

релаксационные настрои, визуализации;

дыхательные упражнения;

гармонизация эмоционально-личностной сферы ребенка методами арт-терапии;

совместная работа со значимыми взрослыми (родители, педагоги);

создание ситуации успеха и избегание стрессогенных;

опора на положительные личностные качества;

психопрофилактические упражнения (психогимнастика) и др.

Умение расслабиться помогает одним подросткам снять напряжение, другим - сконцентрировать внимание, снять раздражение. Об этом позволяет судить внешний вид ребенка: спокойное выражение лица, ровное ритмичное дыхание, вялые послушные руки, у некоторых появляется сонливое состояние.

Обучить подростка расслаблению - не такая простая задача, какой она кажется на первый взгляд.

Они хорошо знают, что такое сесть, встать, пробежаться, но что значит расслабиться, им не совсем понятно. Поэтому в основе некоторых игр для релаксации положен самый простой способ обучения этому состоянию.

В играх-релаксациях используется и способность подростков к фантазированию. Здесь нам помогает гармония души и тела: когда подросток представляет себе что-нибудь очень приятное и спокойное, то его тело расслабляется.

Вопрос предупреждения и коррекции подростковой акцентуации характера освещается в немногочисленных работах. В зарубежной практике накоплен определённый опыт, который во многом зависит от теоретических взглядов на природу этого феномена.

В преодолении акцентуации характера особое значение имеет налаживание отношений подростка со значимыми взрослыми - родителями и педагогами. Работа с родителями должна включать в себя, ещё и преодоление стереотипов восприятия, оценки и отношения к подростковому поведению, а так же стереотипов реагирования и на акцентуированное поведение. Такая работа представляется необходимой, так как чаще всего взрослые негативно воспринимают и отрицательно относятся к любым проявлениям акцентуации в личности подростков.

Важным моментом работы является выработка в ходе совместного обсуждения с родителями и педагогами оптимальной тактики взаимодействия с ребёнком в семье и школе: поиск, нахождение и апробация навыков эффективного реагирования на проявления подростковой акцентуации характера, способов нивелирования акцентуированных вспышек, действенной системы наказаний и поощрений. Конечной целью такой работы является вооружение педагогов и родителей навыками конструктивного взаимодействия с подростками. Основное значение в профилактике и коррекции акцентуации характера имеет создание в семье атмосферы эмоциональной защищённости, признание и принятие ребёнка. Поэтому такая работа должна вестись при участии родственников ребёнка. Однако при работе с родителями детей возникают определённые трудности. Многих родителей, привлечь к работе трудно, а то и вовсе не удаётся. Конечно, эффективность работы в этом случае снижается, однако, усилия в таких ситуациях сосредотачиваются на работе с самим ребёнком и учителями.

Педагоги занимают более активную позицию, они акцентируют внимание на трудностях поддержания дисциплины в классе, способах реагирования на поведение учащихся.

Значительное место в профилактике должно занимать содействие в овладении подростками новыми способами поведения. Взрослые обычно говорят, как не надо себя вести, но не объясняют, как надо, поэтому необходимо предоставлять образец поведения, на который их чадо могло бы ориентироваться. акцентуация характер подросток

Так же одним из моментов коррекционно-развивающей работы по нивелированию акцентуации характера является и общение со сверстниками, так как иногда взаимоотношения могут быть источником неприятных переживаний, дискомфорта, во многом определяя их самочувствие. Налаживание отношений со сверстниками выступает одной из задач профилактики акцентуации характера.

Заключение

Вопрос о сущности характера человека интересовал лучших педагогов и психологов человечества на протяжении многих веков, и рассматривались с различных позиций - с точки зрения философии, поэзии, религии. Однако только в нашем столетии данная проблема стала предметом систематического научного исследования, поэтому неудивительно, что не на все вопросы, возникающие в связи с проблемой акцентуации характера, имеются ответы. Налицо явный прогресс, и сегодня мы знаем уже довольно много об истоках и природе характера.

Характер не является застывшим образованием, он формируется на всем жизненном пути человека. Характер несмотря на свою многогранность, лишь одна из сторон, но не вся личность.

Акцентуация характера подчиняется своим законам, весьма своеобразным и порой непредсказуемым. Эти законы влияют не только на поведение каждого человека, включая политиков и военных, но и на поведение общества и государства.

В большинстве случаев акцентуации характера создают предпосылки для формирования девиантного поведения, особенно в подростковом возрасте. Для того чтобы избежать отклонений в поведении детей, родителям и педагогам следует вовремя обратить внимание на особенности характера ребёнка. Зная тип акцентуации характера ребёнка, “места наименьшего сопротивления” в характере и избегая, по возможности, неблагоприятных социально-психологических воздействий можно предотвратить формирование отклоняющегося поведения.

Обзор литературы в теоретической части работы показал то, что единой точки зрения на источник акцентуации характера нет, что значительно усложняет понимание данной проблемы.

Акцентуация в личностных характеристиках подростков формируется в основном как форма протеста против непонимания взрослых, из-за неудовлетворенности своим положением в обществе, что проявляется и в соответствующем поведении.

Выявление акцентуированных личностей в коллективе необходимо для выработки индивидуального подхода к ним, для профессиональной ориентации, закрепления за ними определенного круга обязанностей, с которыми они способны справляться лучше других (в силу своей психологической предрасположенности).

Таким образом, в подростковом возрасте, в силу сложности и противоречивости особенностей растущих людей, внутренних и внешних условий их развития могут возникать ситуации, которые нарушают нормальный ход личностного становления, создавая предпосылки для возникновения и проявления агрессивности.


Список литературы

1. Андерсен-Уоррен М., Грейнджер Р. Драма-терапия. - СПб., 2011.

. Антонюк Ю.М. Насилие. Человек. Общество. - М., 2012.

. Божович Л.Н. Проблемы формирования личности. - М., 2004.

. Вачков И.В. Сказкотерапия: Развитие самосознания через психологическую сказку. - М., 2001. - 57 с.

. Волков Б.С., Волкова Н.В. Психология общения в детском возрасте. М.: Просвещение, 2012. - 240 с.

. Клюева Н.В. Психолог и семья: диагностика, консультации, тренинг. - Ярославль, 2011. - 348 с.

. Лидерс А.Г. психологический тренинг с подростками. - 2-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 130 с.

. Немов Р.С. Психология: Учеб.для студ.высш.пед.учеб.заведений: В 3 кн. - 3-е изд. - М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2000. - Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. - 688 с.

. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений/ Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В.Виноградова. - 4-е изд., дополненное. - М.: Азбуковник, 2010.

. Олаф Кооб. Темная ночь души. Пути выхода из депрессии. - М.: 2002. -с. 18.

. Осипова, А.А. Общая писхокоррекция. - М.:2002. - с. 274.

. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками/ Азарова Т.В., Барчук О.И., Беглова Т.В., Битянова М.Р., Королева Е.Г., Пяткова О.М.; под общей ред. М.Р. Битяновой. - СПб.: Питер, 2008.

. Профет, Марк Л., Профет, Э.К. Познай себя. - М.: 2001. -с. 54.

. Профет, Э.К. / Д. Беннет, Н. Херн. Воспитание души вашего ребенка. - М.: 2000. - с. 28.

. Профилактика агрессивных и террористических проявлений у подростков: Метод. Пособие/ С.Н.Ениколопов, Л.В.Ерофеева, И.Соковня и др.; Под ред. И.Соковня. - М.: Просвещение, 2012. - с. 114

. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. - СПб.: Изд-во «Питер». 2014г. - с. 342.

. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в 2-х книгах. Книга 1. - М.: Изд-во «Юрайт» 2012г. - с. 416

. Слободчиков, В.И., Исаев, Е.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе. - М.: Изд-во ПСТГУ, 2013. - 360 с.

. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология развития человека. - М.: Изд-во ПСТГУ, 2013. - 400 с.

. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. - М.: Изд-во «Просвещение» 2003. - 290 с.

. Хьелл, Л., Зиглер, Д. Теории личности: основные положения, исследования и применение. - СПб.: Изд-во «Питер» 2006 г. - 112 с.

Приложение №1

Текст опросника Шмишека.

. У Вас чаще веселое и беззаботное настроение?

. Вы чувствительны к оскорблениям?

. Бывает ли так, что у Вас на глаза навертываются слезы в кино, театре, беседе и пр.?

. Сделав что-то, Вы сомневаетесь, все ли сделано правильно, и не успокаиваетесь до тех пор, пока не убедитесь еще раз в том, что все сделано правильно?

. В детстве Вы были такими же смелыми и отчаянными, как все Ваши сверстники?

. Часто ли у Вас резко меняется настроение, от состояния безграничного ликования до отвращения к жизни, к себе?

. Являетесь ли Вы обычно центром внимания в обществе, в компании?

. Бывает ли так, что Вы находитесь беспричинно в таком ворчливом настроении, что с Вами лучше не разговаривать?

. Вы серьезный человек?

. Способны ли Вы восторгаться, восхищаться чем-нибудь?

. Предприимчивы ли Вы?

. Вы быстро забываете, если Вас кто-нибудь обидит?

. Мягкосердечны ли Вы?

. Опуская письмо в почтовый ящик, проверяете ли Вы, проводя рукой по щели ящика, что письмо полностью упало в ящик?

. Бывало ли Вам страшно в детстве во время грозы или при встрече с незнакомой собакой?

. Стремитесь ли Вы во всем и всюду соблюдать порядок?

. Зависит ли Ваше настроение от внешних обстоятельств?

. Любят ли Вас Ваши знакомые?

.Часто ли у Вас бывает чувство сильного внутреннего беспокойства, ощущение возможной беды, неприятности?

. У Вас часто несколько подавленное настроение?

. Была ли у Вас хотя бы один раз истерика или нервный срыв?

. Трудно ли Вам долго усидеть на одном месте?

. Если по отношению к Вам несправедливо поступили, энергично ли Вы отстаиваете свои интересы?

. Можете ли Вы зарезать курицу или овцу?

. Раздражает ли Вас, если дома занавесь или скатерть висят неровно и Вы сразу же стремитесь поправить их?

. Вы в детстве боялись остаться одни дома?

. Часто ли у Вас бывают колебания настроения без причин?

. Всегда ли Вы стремитесь быть достаточно сильным работником в своей профессии?

. Быстро ли Вы начинаете сердиться или впадать в гнев?

. Можете ли Вы быть абсолютно беззаботно веселым?

. Бывает ли так, что ощущение полного счастья буквально пронизывает Вас?

. Как Вы думаете, получится ли из Вас ведущий (конферансье) в юмористическом спектакле?

. Вы обычно высказываете свое мнение людям достаточно откровенно, прямо и недвусмысленно?

. Вам трудно переносить вид крови? Вызывает ли это у Вас неприятные ощущения?

. Любите ли Вы работу с высокой личной ответственностью?

.Склонны ли Вы выступать в защиту лиц, по отношению к которым несправедливо поступают?

. В темном подвале Вам трудно, страшно спускаться?

. Предпочитаете ли Вы работу такую, где действовать надо быстро, но требования к качеству выполнения невысокие?

. Общительны ли Вы?

. В школе вы охотно декламировали стихи?

. Убегали ли Вы в детстве из дома?

. Кажется ли Вам жизнь трудной?

. Бывает ли так, что после конфликта, обиды вы были до того расстроены, что идти на работу казалось просто невыносимым?

. Можно ли сказать, что при неудаче Вы не теряете чувство юмора?

. Предпринимаете ли вы первые шаги к примирению, если Вас кто-нибудь обидел?

. Вы очень любите животных?

. Возвращаетесь ли Вы, чтобы убедиться, что оставили дом или рабочее место в таком состоянии, что там ничего не случится?

. Преследует ли Вас иногда неясная мысль, что с Вами и Вашими близкими может случиться что-то страшное?

. Считаете ли Вы, что Ваше настроение очень изменчиво?

.Трудно ли Вам докладывать (выступать на сцене) перед большим количеством людей?

. Вы можете ударить обидчика, если он Вас оскорбит?

. У Вас очень велика потребность в общении с другими людьми?

. Вы относитесь к тем, кто при каких-либо разочарованиях впадает в глубокое отчаяние?

. Вам нравится работа, требующая энергичной организаторской деятельности?

. Настойчиво ли Вы добиваетесь намеченной цели, если на пути к ней приходится преодолевать массу препятствий?

. Может ли трагический фильм взволновать Вас так, что на глазах выступают слезы?

. Часто ли бывает Вам трудно уснуть из-за того, что проблемы прожитого дня или будущего все время крутятся в Ваших мыслях?

. В школе вы иногда подсказывали своим товарищам или давали списывать?

. Потребуется ли Вам большее напряжение воли, чтобы ночью пройти одному через кладбище?

. Тщательно ли Вы следите за тем, чтобы каждая вещь в Вашей квартире была только на одном и том же месте?

. Бывает ли так, что, будучи в хорошем настроении перед сном вы на следующий день встаете в подавленном настроении, длящемся несколько часов?

. Легко ли Вы привыкаете к новым ситуациям?

. Бывают ли у Вас головные боли?

. Вы часто смеетесь?

. Можете ли Вы быть приветливым даже с тем, кого Вы явно не цените, не любите, не уважаете?

. Вы подвижный человек?

. Вы очень переживаете из-за несправедливости?

. Вы настолько любите природу, что можете назвать себя ее другом?

. Уходя из дома или ложась спать, проверяете ли Вы, закрыт ли газ, погашен ли свет, заперты ли двери?

. Вы очень боязливы?

. Изменяется ли Ваше настроение при приеме алкоголя?

.В Вашей молодости Вы охотно участвовали в кружке художественной самодеятельности (театр, танцы и т.п.). А может вы участвуете и сейчас?

. Вы оцениваете жизнь несколько пессимистически, без ожидания радости?

. Вас часто тянет путешествовать?

. Может ли Ваше настроение измениться так резко, что Ваше состояние радости сменяется вдруг угрюмым, подавленным состоянием?

. Легко ли Вам удается поднять настроение друзей в компании?

. Долго ли Вы переживаете обиду?

. Переживаете ли Вы длительное время горести других людей?

. Часто ли будучи школьником, Вы переписывали страницу в Вашей тетради, если ставили в ней кляксу?

. Относитесь ли Вы к людям скорее с недоверием и осторожностью, чем с доверчивостью?

. Часто ли Вы видите страшные сны?

. Бывает ли, что Вы остерегаетесь того, что броситесь под колеса проходящего поезда или, стоя у окна многоэтажного дома, остерегаетесь того, что может выпасть из окна?

. В веселой компании Вы обычно веселы?

. Способны ли Вы отвлечься от трудных проблем, требующих решения?

. В беседе Вы скупы на слова?

. Если Вам необходимо было играть на сцене, Вы смогли бы так войти в роль, чтобы позабыть о том, что это только игра?

Приложение 2

Ключ к опроснику:

Гипертимический тип: 1, 11, 23, 33, 45, 55, 67, 77

Застревающий тип: 2, -12, 15, 24, 34, 37, -46, 56, -59, 68, 78, 81

Педантичный тип: 4, 14, 17, 26, -36, 39, 48, 58, 61, 70, 80, 83

Эмотивный тип: 3, 13, -25, 35, 47, 57, 69, 79

Тревожный тип: -5, 16, 27, 38, 49, 60, 71, 82

Циклотимный тип: 6, 18, 28, 40, 50, 62, 72, 84

Возбудимый тип: 8, 20, 30, 42, 52, 64, 74, 86

Дистимический тип: 9, 21, -31, 43, -53, -65, 75, 87

Демонстративный тип: 7, 19, 22, 29, 41, 44, -51, 63, 66, 73, 85, 88

Экзальтированный тип: 10, 32, 54, 76.

Приложение №3.

Релаксационные настрои для подростков.

Сядьте, пожалуйста, поудобнее.

Почувствуйте опору под собой, каждую точку соприкосновения с опорой.

Почувствуйте спинку кресла (стула), на которую можно облокотиться.

Поставьте поудобнее ноги. Почувствуйте ногами пол

Руки расположите поудобнее (почувствуйте подлокотники).

Шею, голову расположите так, чтобы вам было удобно и приятно представлять образы.

Закройте, пожалуйста, глаза и постарайтесь расслабиться,

Расслабиться, снять накопившееся напряжение,

Так, как будто вам хотелось бы немножечко вздремнуть.

Начните расслабляться с мышц плеч.

Постарайтесь почувствовать, как плечи становятся тяжелыми, теплыми и расслабленными. Плечи тяжелые и теплые. Тяжелые и теплые.

Представьте, как приятное тепло распространяется от плеч по всему телу.

Почувствуйте, как тепло опускается от плеч в руки.

Расслабляется верхняя часть рук. Расслабляются локти.

Ваши запястья расслабляются.

Расслабляются кисти рук, ладони становятся тяжелыми и теплыми.

Ладони тяжелые и теплые. Тяжелые и теплые. Расслабляется каждый палец на руках. Руки расслаблены, провисли вплоть до самых кончиков пальцев.

А теперь обратите внимание на то, как вы дышите - дыхание становится свободным и ровным, свободным и ровным.

Вам хорошо и приятно дышится.

Постарайтесь почувствовать приятное тепло в груди, тепло в области солнечного сплетения, тепло в животе.

Представьте, как тепло из живота опускается в ноги.

Почувствуйте, как расслабляется верхняя часть ног, расслабляются колени, расслабляются голени.

Стопы становятся тяжелыми и теплыми. Стопы тяжелые и теплые, тяжелые и теплые.

Почувствуйте пятки. Пальцы ног. Все ноги расслаблены.

Теперь обратите внимание на спину. Почувствуйте, как расслабляется поясница, Почувствуйте позвоночник. Почувствуйте лопатки.

Почувствуйте, как расслабляется середина спины между лопатками. Расслабляется шея, затылок. Вся голова расслаблена.

Расслаблено темя, виски. Расслабляется лоб, лицо.

Почувствуйте свои щеки, почувствуйте скулы, подбородок. Нижняя челюсть становится тяжелой. Губы расслаблены, язык теплый, расслабляется нос и глаза.

Веки тяжелеют, ресницы слипаются. Глаза расслаблены.

Попробуйте представить себе какой-нибудь цветок (луг, ручей и др).

«Генератор энергии»

Вообразите перед собой фантастический генератор энергии и «включите» его. Как можно ярче представьте себе и почувствуйте, как энергия воздействует на переднюю часть вашего тела, наполняет грудь, мышцы. Вдыхайте ее. Затем последовательно мысленно перемещайте «генератор» за спину, справа и слева от себя, над головой и под ногами. Ощутите волны энергии на спине, на правой и левой стороне тела, на голове, на ногах. В конце упражнения прочувствуйте наличие энергии в каждом участке тела, вашу готовность решать самые сложные задачи. Упражнение рекомендуется выполнять тогда, когда появляются первые признаки усталости.

«Океанский берег»

Выберите самое комфортное положение тела. Закройте глаза и несколько раз глубоко вдохните, приступая к релаксации (пауза 20 секунд). Позвольте дыханию протекать естественно, в спокойном, расслабленном ритме. Ваш живот поднимается как можно выше, когда вы вдыхаете, и опускается как можно ниже, когда вы выдыхаете. Кажется, что вы дышите животом, а не грудью (пауза 15 секунд). Сейчас ваше дыхание станет медленным и регулярным (пауза 30 секунд). Теперь сосредоточьтесь на тех частях тела, которые я буду упоминать, и сбросьте любое напряжение, которое вы в них почувствуете. Сначала голова, лицо и шея (пауза 20 секунд). Расслабьте плечи и руки (пауза 20 секунд). Торс (пауза 15 секунд). Верхние части ног (пауза 15 секунд). Теперь нижние части ног и стопы (пауза 15 секунд). Теперь вы чувствуете в своем теле комфорт и замечательную расслабленность (пауза 15 секунд).

Представьте, что вы в компании друзей стоите у тропы, ведущей к океану. Вы видите перед собой чудесную перспективу океанского пейзажа. Тропа вьется вверх и вниз по песчаным дюнам. Они белого, сахарного цвета с островками травы вперемежку с цветами и редким кустарником (пауза 20 секунд). Ваша группа поднимается вверх по склону. Вы несете полотенце, у одного из ваших друзей сумка-холодильник, доверху наполненная прохладительными напитками. С каждым шагом вы погружаетесь по щиколотку в теплый песок, оставляя за собой длинную цепочку следов (пауза 15 секунд).

Вы перебрались через небольшой отрог холма. В ложбине вы замечаете ярко-зеленый островок травы с красивыми цветами. Теперь тропа вновь ведет вас вверх. Вы смотрите на гребень дюны и видите на нем две причудливо изогнутые сосны (пауза 15 секунд). Наконец-то вы достигли вершины. Вы останавливаетесь, любуясь раскинувшимся перед вами видом: впереди бирюзовая гладь океана (пауза 15 секунд). Вы медленно спускаетесь вниз, с каждым шагом утопая в песке. Вы отчетливо слышите дыхание океана - неторопливый шум прибоя, накатывающегося на берег (пауза 15 секунд).

Ваша группа вышла на самый берег, вы постелили плед и положили на него свои вещи. Вы подошли к кромке океана. Пенные сине-зеленые волны накатываются на белый чистый песок. Воздух пронизан ароматом морской соли (пауза 20 секунд). Вам легко и свободно. Вы наблюдаете чаек, парящих в небе, и слышите их шумный спор (пауза 15 секунд). Все разбрелись по берегу. Некоторые лениво переговариваются между собой. Две девушки в светлых купальниках вошли в воду и медленно поплыли. Остальные легли прямо на теплый мелкий песок, чтобы впитывать в себя ласковые солнечные лучи (пауза 10 секунд). Вы присели на плед, прикрыв глаза, и тоже наслаждаетесь приятным солнечным теплом и легким свежим бризом (пауза 10 секунд).

Позагорав немного, вы чувствуете желание искупаться. Вы встаете и медленно, погружая ноги в теплый песок, бредете к воде. Вам видны волны, врезающиеся в берег и снова откатывающиеся в океан (пауза 20 секунд). И вот вы входите в освежающую, прохладную воду. Каждая набегающая волна слегка подталкивает вас (пауза 20 секунд). Вы идете дальше, и, когда вода достигает ваших бедер, вы бросаетесь в нее. Вода мгновенно обдает вас своей прохладой (пауза 20 секунд). Вы начинаете играть с волнами, встаете к ним спиной и пытаетесь сдержать их толчки (пауза 20 секунд). Но вот большая волна сбивает вас с ног, и вы падаете в пену прибоя (пауза 20 секунд). Теперь вы с ликованием и замиранием в сердце ныряете под волну и плывете некоторое время в толще воды (пауза 20 секунд).

Наконец вы покидаете океан и возвращаетесь к вашим друзьям. Вы подсаживаетесь к ним на плед и лениво переговариваетесь с ними, наслаждаясь морским пейзажем (пауза 20 секунд). Кто-то предлагает перекусить, и вы открываете сумку-холодильник и достаете оттуда бутерброды и напитки (пауза 15 секунд). Представьте, как вы едите ваш самый любимый бутерброд и запиваете его любимым напитком (пауза 20 секунд).

Вскоре солнце начинает клониться к закату. Почти все молчат, тихо наблюдая, как диск солнца медленно сползает к горизонту (пауза 5 секунд). Глядя на краски заката, вы чувствуете себя умиротворенным. Пламенеющее оранжевым цветом солнце, розовая полоска у края горизонта, ближе переходящая в бледно-лиловое, а прямо над вами - синее небо. Дюны позади нежного перламутрового цвета (пауза 20 секунд). Цвета становятся более насыщенными, розовое становится темно-бордовым, желтое превращается в глубокий янтарный цвет, а появившийся фиолетовый цвет становится темно-синим (пауза 20 секунд).

Почти все люди покидают пляж, становится тише. С вами остались только близкие друзья, и вы начинаете разводить костер (пауза 20 секунд). Вы удобно устраиваетесь у костра и пристально наблюдаете за магической игрой огня. Временами вы перебрасываетесь ничего не значащими фразами (пауза 20 секунд). Наконец у вас появляется желание прогуляться. Вы встаете и медленно удаляетесь от костра (пауза 5 секунд). Волны продолжают лениво накатываться на берег, оставляя клочки пены, которые серебрятся в свете луны. Лунный свет отражается и в полосах ряби на воде (пауза 20 секунд). Вы идете по самой кромке воды, вслушиваясь в гул океана, изредка ощущая аромат какого-то цветка (пауза 15 секунд). На вашем пути стоит большой замок из песка (пауза 5 секунд). Волны лениво лижут «го стены, накатываясь снова и снова (пауза 10 секунд).

Становится прохладно. Вы поворачиваете обратно к костру, ощущая, как к вашим ступням прилипает влажный песок. Над вами в черном бархате неба переливаются миллионы звезд. Вы пытаетесь представить расстояние, отделяющее вас от них, и внезапно ощущаете, как это бесконечно далеко (пауза 10 секунд).

Но вот вы подходите к костру, от него веет дымом (пауза 15 секунд). Вы присоединяетесь к своим друзьям и тихо любуетесь танцем огня. Вы наблюдаете случайные искры и слышите, как трещат дрова (пауза 25 секунд). В этом состоянии вы можете оставаться столько, сколько захотите. Постарайтесь сконцентрироваться на своем дыхании, на том, как глубоко расслаблены ваши мышцы и все тело. Просто наслаждайтесь миром и покоем вашего расслабленного состояния. Вставая, двигайтесь медленно и неторопливо (тишина).

Похожие работы на - Типы акцентуаций характера и их особенности в подростковом возрасте

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!