Развитие познавательных процессов у подростков

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Психология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    382,13 Кб
  • Опубликовано:
    2015-06-19
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Развитие познавательных процессов у подростков













КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему:

Развитие познавательных процессов у подростков

Содержание

 

Введение

Глава 1. Теоретические подходы к исследованию проблемы развития познавательных процессов у подростков

1.1 Понятие и характеристика познавательных процессов

1.2 Психологическая характеристика подросткового возраста

1.3 Развитие познавательных процессов в подростковом возрасте

Выводы по первой главе

Глава 2. Практические аспекты изучения и развития познавательных процессов у подростков

2.1 Диагностика уровня развития познавательных процессов у подростков

2.2 Рекомендации по развитию познавательных процессов у подростков

Выводы по второй главе

Заключение

Список литературы

Приложения

Введение

В подростковом и юношеском возрасте активно идет процесс познавательного развития. В это время оно происходит в основном в формах, мало заметных как для самого ребенка, так и для внешнего наблюдателя. Науке до сих пор далеко не все известно о том, что происходит с сознанием детей в средних и старших классах школы, как в эти годы меняются восприятие, внимание и воображение детей. Вместе с тем за совершенствованием, таких познавательных процессов, как память, речь и мышление, наблюдать легче, и о них можно сказать больше. В старших классах школы развитие познавательных процессов детей достигает такого уровня, что они оказываются практически готовыми к выполнению всех видов умственной работы взрослого человека, включая самые сложные. Подростки и юноши уже могут мыслить логически, заниматься теоретическими рассуждениями и самоанализом. Они относительно свободно размышляют на нравственные, политические и другие темы, практически не доступные интеллекту младшего школьника. У старшеклассников отмечается способность делать общие выводы на основе частных посылок и, напротив, переходить к частным умозаключениям на базе общих посылок, т.е. способность к индукции и дедукции. Важнейшее интеллектуальное приобретение подросткового возраста это умение оперировать гипотезами. К старшему школьному возрасту дети усваивают многие научные понятия, обучаются пользоваться ими в процессе решения различных задач. Это означает сформированность у них теоретического или словесно-логического мышления. Одновременно наблюдается интеллектуализация всех познавательных процессов.

Актуальность работы определяется тем, что по достижении подросткового возраста происходят изменения в системы деловых и личных взаимоотношений с окружающими людьми. Все больше времени в их жизни начинают занимать серьезные дела, все меньше времени отводится на отдых и развлечения. Возрастают требования к познавательным процессам подростка, которые одновременно предъявляются и его сверстниками, и взрослыми людьми. Учителя и родители начинают переходить на новый стиль общения с подростками, больше, апеллируя к их разуму и логике, чем к чувствам, и рассчитывая, в свою очередь, на аналогичное ответное обращение. Проблема исследования определяются процессов развития познавательных процессов в подростковом возрасте, которые приобретают такие качества, которые делают их совершенными и гибкими, причем развитие средств познания несколько опережает собственно личностное развитие детей. Данный факт, однако, не есть психологическая норма и можно предположить, что если бы воспитанию детей в школе и дома уделялось бы столько же внимания, сколько и обучению, то ситуация, вероятно, могла бы быть иной. Особенно заметным в эти годы становится рост сознания и самосознания детей, представляющий собой существенное расширение сферы осознаваемого и углубление знаний о себе, о людях, об окружающем мире. Развитие самосознания ребенка находит свое выражение, в изменении мотивации основных видов деятельности: учения, общения и труда. Прежние детские мотивы, характерные для младшего школьного возраста, теряют свою побудительную силу. На месте их возникают и закрепляются новые, взрослые мотивы, приводящие к переосмыслению содержания, целей и задач деятельности. Те виды деятельности, которые прежде выполняли ведущую роль, например игра, начинают себя изживать и отодвигаться на второй план. Возникают новые виды деятельности, меняется старых, начинается новая стадия психического развития.

Новизна исследования заключается в том, что в подростковом возрасте совершенствуется самоконтроль познавательной деятельности, являясь вначале контролем по результату или заданному образцу, а затем процессуальным контролем, т.е. способностью выбирать и избирательно контролировать любой момент или шаг в деятельности. Вплоть до юношеского возраста у многих детей еще отсутствует способность к предварительному планированию деятельности, но вместе с тем налицо стремление к саморегуляции. Оно, в частности, проявляется в том, что на интересной, интеллектуально захватывающей деятельности или на такой работе, которая мотивирована соображениями престижности, подростки могут длительное время удерживать внимание, быть в состоянии переключать или распределять его между несколькими действиями и поддерживать довольно высокий темп работы.

Объект исследования: познавательно развитие в подростковом возрасте.

Предмет исследования: особенности развития памяти, мышлении и внимания подростков.

Цель исследования: изучение особенностей развития познавательных процессов у подростков.

Задачи исследования:

1. Дать понятие о познавательных процессов на основе теоретического изучения психолого-педагогической литературы.

. Охарактеризовать психологические особенности развития школьников подросткового возраста.

. Раскрыть проблемы развития познавательных процессов в подростковом возрасте.

. Подобрать диагностические методики для изучения уровня развития памяти, мышления и внимания подростков процессов.

. Разработать рекомендации по развитию познавательных процессов у подростка.

Теоретическую основу исследование составили работы следующих ученых: Е.А. Сорокоумовой, В.А. Крутецкого, Л.С. Выготского.

Методы исследования:

метод научного познания - способ добывания, выявление достоверных, убедительных фактов о реальной действительности, знаний о существующих явлениях, связях и зависимостях, о закономерных тенденциях их развития, способ обобщения добытых сведений и их оценки;

теоретическое исследование и его методы - анализ оценка, приведение в систему эмпирического обобщенного материала с позиций определенного мировоззрения;

психодиагностические методы: рассчитанные на непосредственное получение нужной информации через органы чувств;

метод тестирования.

Глава 1. Теоретические подходы к исследованию проблемы развития познавательных процессов у подростков


1.1 Понятие и характеристика познавательных процессов


Психологическую структуру человека можно рассматривать с различных позиций. В отечественной психологии за основу приняты формы функционирования психических явлений и внутреннего мира человека. При таком подходе оказалось возможным выделить структурные компоненты психики человека, которые включают психические процессы, состояния, образования и свойства. Психические процессы, выступающие в качестве первичных регуляторов поведения человека, генетически и функционально являются начальным этапом его психической деятельности. На их основе возникают психические состояния, формируются психические образования, проявляются свойства личности, приобретается жизненный опыт. Психические процессы, с помощью которых формируются образы окружающей среды, а также образы самого организма и его внутренней среды, называются познавательными психическими процессами [14].

Психические познавательные процессы - общее название ощущений, восприятий, представлений, внимания, памяти, мышления, воображения, речи. Все они участвуют в познании действительности и регуляции деятельности, в формировании знаний, навыков, умений всей личности. Ориентировка в обстановке, практическое использование средств деятельности основываются на работе психических познавательных процессов, особенно мышления.

Именно познавательные психические процессы <#"879209.files/image001.gif">

Кривая запоминания

По форме кривой можно делать некоторые выводы относительно особенностей запоминания испытуемых. На большом количестве здоровых исследуемых установлено, что у здоровых людей, как взрослых, так и детей школьного возраста, кривая запоминания носит примерно такой характер: 5,7,9, или 6,8,9 или 5, 7,10 и т.д., т.е. к третьему повторению исследуемый воспроизводит 9 или 10 слов и при последующих повторениях удерживается на числах 9 или 10. В приведенном протоколе кривая (4,4,5,3,5) свидетельствует о плохой памяти и инактивности исследуемого. Кроме того, в этом протоколе отмечено, что исследуемый воспроизвел одно лишнее слово "огонь" и в дальнейшем при повторении "застрял" на этой ошибке. Такие повторяющиеся "лишние" слова, по наблюдениям некоторых психологов, встречаются при исследовании больных, страдающих текущими органическими заболеваниями мозга, а также иногда у больных шизофренией в период интенсивной медикаментозной терапии. Особенно много таких "лишних" слов продуцируют дети в состоянии расторможенности и взрослые по окончании или перед началом синдромов расстройств сознания.

"Кривая запоминания" может указывать и на ослабление активного внимания и на выраженную утомляемость испытуемых. Так, например, иногда он ко второму разу воспроизводит 8 или 9 слов, а затем после каждой пробы воспроизведения - все меньше и меньше. В жизни такой человек страдает обычно забывчивостью и рассеянностью, но в основе его забывчивости лежит преходящая астения, истощаемость внимания. Истощаемость внимания испытуемых не обязательно проявляется в кривой с резким спуском вниз, иногда кривая принимает зигзагообразный характер, свидетельствующий о неустойчивости внимания, о его колебаниях.

Кривая истощаемости внимания

В отдельных, сравнительно редких случаях, они воспроизводят одно и то же количество одних и тех же слов. Кривая имеет форму плато. Такое отсутствие нарастания удержания слов после их повторения свидетельствует об эмоциональной вялости испытуемых; нет отношения к исследованию, нет заинтересованности в том, чтобы запомнить побольше.

Число слов, удержанных и воспроизведенных испытуемым час спустя после повторения, в большей мере свидетельствуют о памяти в узком смысле слова, т.е. о фиксации следов воспринятого.

Методика Мюнстерберга

Методика Мюнстерберга направлена на определение избирательности и концентрации внимания. Методику можно использовать при профотборе на специальности, требующие хорошей избирательности и концептрации внимания, а также высокой помехоустойчивости.

Тест разработан немецко-американским психологом Гуго Мюнстербергом (Hugo Munsterberg, 1863 - 1916), представителем практической психологии, переехавшим в 1892 г. в США и преподававшего в Гарвардском университете.

Инструкция. В предложенном вам наборе букв есть слова. Ваша задача - как можно быстрее считывая текст, подчеркнуть эти слова. Пример: "рюклбюсрадостьуфркнп". Постарайтесь обнаружить замаскированное слово "радость".

Тестовый материал:

Бсолнцесвтрпцоцэрайонзгучновостьъхэьгчяфактьуэкзаментрочягщшгцкппрокуроргурсеабетеорияемтоджебьамхоккейтроицафцуйгахттелевизорболджщзхюэлгщьбпамятьшогхеюжипдрпцхщнздвосприятиейцукендшизхьвафыпролдблюбовьабфырплосдспектакльячсинтьбюнбюерадостьвуфциеждлоррпнародшалдьхэипцгиернкуыфйшрепортажэкжлорлафывюфбьконкурсйфнячыувскапрлличностьзжэьеюдшщглоджинэприлаваииедтлжэзбьтрдшжнпркывкомедияшлдкуйфотчаяниейфрлньячвтлджэхьгфтасенлабораторияигщдщнруцтргшчтлроснованиезхжьбщдэркентаврсухгвсмтрпсихиатриябплмстчьйфясмтщзайэъягнтзхтм

Обработка и интерпретация результатов.

Оценивается количество выделенных слов и количество ошибок (пропущенные и неправильно выделенные слова).

. Если вы обнаружили не более 15 слов, то вам следует серьезно заняться развитием своего внимания. Находите время для чтения, записывайте интересные мысли в вашу записную книжку, время от времени перечитывайте свои записи.

. Если вы обнаружили не более 20 слов, ваше внимание ближе к норме, но иногда оно вас подводит. Вернитесь к тесту, повторите его еще раз. Сверьте свои результаты с ключом к тесту.

. Если вам удалось обнаружить 24 слова, ваше внимание в полном порядке. Хороший уровень развития внимания помогает вам учиться, запоминать информацию и воспроизводить ее в нужный момент.

Ключ

Солнце, район, новость, факт, экзамен, прокурор, теория, хоккей, троица, телевизор, память, восприятие, любовь, спектакль, радость, народ, репортаж, конкурс, личность, комедия, отчаяние, лаборатория, основание, кентавр, психиатрия.

Методика "Дорисовывание фигур" О.М. Дьяченко

Методика направлена на определение уровня развития воображения, способности создавать оригинальные образы.

В качестве материала используется один комплект карточек (из двух предлагаемых), на каждой из которых нарисована одна фигурка неопределенной формы. Всего в каждом наборе по 10 карточек.

Разработано два равнозначных комплекта таких фигурок.


Во время одного обследования предлагается какой-либо из этих комплектов, другой может быть использован во время повторного обследования или через год.

Перед обследованием экспериментатор говорит ребенку: "Сейчас ты будешь дорисовывать волшебные фигурки. Волшебные они потому, что каждую фигурку можно дорисовать так, что получится какая-нибудь картинка, любая, какую ты захочешь".

Подростку дают простой карандаш и карточку с фигуркой. После того, как подростку дорисовал фигурку, его спрашивают: "Что у тебя получилось?" Ответ подростка фиксируется.

Затем последовательно (по одной) предъявляются остальные карточки с фигурками.

Если подросток не понял задание, то взрослый может на первой фигурке показать несколько вариантов дорисовывания.

Затем сравнивают изображения, созданные каждым из детей обследуемой группы на основании одной и той же фигурки для дорисовывания. Если двое детей превращают квадрат в экран телевизора, то этот рисунок не засчитывается ни одному из этих детей.

Таким образом, Кор равен количеству рисунков, не повторяющихся (по характеру использования заданной фигурки) у самого ребенка и ни у кого из детей группы. Лучше всего сопоставлять результаты 20-25 детей.

Ниже приведен протокол обработки полученных результатов.

По горизонтали расположены фигурки для дорисовывания. По вертикали - фамилии детей. Под каждой фигуркой записывается, какое изображение дал ребенок. Названия повторяющихся изображений по горизонтали (повторы у одного подростка) и по вертикали (повторы у разных детей по одной и той же фигурке) зачеркивают. Количество незачеркнутых ответов - Кор каждого ребенка. Затем выводят средний Кор по группе (индивидуальные величины Кор суммируют и делят на количество детей в группе).


Низкий уровень выполнения задания - Кор меньше среднего по группе на 2 и более балла. Средний уровень - Кор равен среднему по группе или на 1 балл выше или ниже среднего. Высокий уровень - Кор выше среднего по группе на 2 и более балла.

Наряду с количественной обработкой результатов возможна качественная характеристика уровней выполнения задания.

Можно выделить следующие уровни:

При низком уровне дети фактически не принимают задачу: они или рисуют рядом с заданной фигуркой что-то свое, или дают беспредметные изображения ("такой узор"). Иногда эти дети (для 1-2 фигурок) могут нарисовать предметный схематичный рисунок с использованием заданной фигурки. В этом случае рисунки, как правило, примитивные, шаблонные схемы.

При среднем уровне дети дорисовывают большинство фигурок, однако все рисунки схематичные, без деталей. Всегда есть рисунки, повторяющиеся самим ребенком или другими детьми группы.

При высоком уровне дети дают схематичные, иногда детализированные, но, как правило, оригинальные рисунки (не повторяющиеся самим ребенком или другими детьми группы). Предложенная для дорисовывания фигурка является обычно центральным элементом рисунка [13].

2.2 Рекомендации по развитию познавательных процессов у подростков


Умение логически обрабатывать материал часто развивается у подростков стихийно. Развитие таких умений должно стать специальной задачей учителя. От этого зависит не только, глубина и прочность знаний, но и возможность дальнейшего развития интеллекта и особенностей подростка.

Как же развивать познавательные процессы у подростков?

Для правильного развития познавательных процессов учитель использует каждую возможность - учить подростков давать правильные определения, анализировать, сравнивать и различать предметы и явления, ясно, правильно и четко выражать свою мысль, воспитывает умение рассуждать, умозаключать, делать выводы и обобщения.

С этой целью следует чаще ставить подростков перед необходимостью самостоятельно сравнивать различные объекты, находить в них сходное различное, чаще ставить вопросы "Что здесь имеется общего?", "Чем отличаются?" По географии это могут быть вопросы, начиная от простейших, типа "Чем остров отличается от полуострова?" и, кончая такими, как Чем тундра отличается от тайги?", "Сравни тропический лес и лес умеренного пояса", "В чем сходство и различие фауны и флоры Африки и Южной Америки?", "Сравни климат Англии и Франции и т.д. Рекомендуется, например, на уроках географии предложить учащимся посмотреть на карте и картинках различные равнины, сравнить их, после этого назвать их существенные и несущественные признаки, Или сравнить на уроках биологии по картинкам и по памяти различных грызунов и тоже выделитььсущественные и несущественные их признаки. На уроке русского языка сравнить слова "искусство" и искусный". Почему в первом случае нужно писать два "с", а во втором - одно "c"?

Важно приучать подростка к самостоятельной работе с учебником, настенными таблицами, словарями, учебными текстами, различными справочными пособиями. Исключительно полезен для активизации самостоятельного познавательных процессов у подростков так называемый эвристический характер усвоения нового материала, направляющий школьников на самостоятельные обобщения и выводы.

Можно выделить несколько последовательных уровней и ступеней проблемно-эвристического метода. Учитель, обучая учеников, постепенно переводит их со ступени на ступень. Обычно учитель сам формулирует и решает проблему, то есть делает вывод, выводит формулу, доказывает теорему, производит обобщение. Ученики же должны запоминать результат и ход рассуждения.

На 1-м уровне проблемно-эвристического обучения учитель указывает на проблему и формулировку ее, ученики же приучаются самостоятельно находить пути ее решения. На 2-м уровне учитель только ставит проблему, побуждая учеников самостоятельно и формулировать и решать ее. На 3-м уровне учитель не указывает проблему, а учит учеников самостоятельно видеть проблемы, а увидев, сформулировать и исследовать возможности и способы ее решения.

Для развития познавательных процессов у подростка необходимо повседневно и систематически учить его приемам правильного, логического мышления, не оставлять без внимания ни одной логической ошибки.

В этом отношении важна повседневная и согласованная работа всего учительского коллектива. Многочисленные наблюдения показывают, что даже простейшие логические операции (не говоря уже о сложных) нередко вызывают затруднения у подростков (особенно младших подростков).

Учитель обращает внимание подростков на логическую несуразицу в их ответах, учит их логически грамотно выражать свою мысль. Очень полезно приучать подростков самостоятельно исправлять допущенные логические ошибки. Для развития самостоятельности и критичности мышления нужно требовать от подростков рецензирования ответов товарищей на уроках по определённому плану:

а) достоинства ответа (правильность и глубина изложения, последовательность изложения, стилистическая грамотность);

б) недостатки ответа (слабое знание фактического материала, неумение изложить свои мысли по плану, бедность речи).

Составленные рекомендации содержат основные положения по развитию познавательных процессов в подростковом возрасте. Однако необходим дальнейшее внедрение новаторских способов и методов развития этого одного из основных познавательных процессов в жизни и деятельности каждого человека [5].

познавательный процесс подросток

Память можно и нужно развивать и совершенствовать. Воспользуйтесь рекомендациями, которые помогут подростку в этом.

* Создайте установку на запоминание.

*Поддерживайте максимальный интерес к выполняемой задаче (запоминание материала).

* Знайте особенности своей памяти:

Если у подростков зрительная память:

+ при восприятии на слух фиксируйте материал на бумаге;

+ читайте сами;

+ желательно иметь в книгах иллюстрации;

+подчеркивайте текст карандашом по своей системе обозначений;

+ пользуйтесь наглядными пособиями;

Если у подростков слуховая память:

+ чаще слушайте других;

+ читайте сами вслух;

+ работайте в тихих помещениях;

+ рассуждайте вслух;

Если у подростков моторная память:

+ работайте, конспектируя материал;

+ рисуйте таблицы, графики и диаграммы;

+ в лабораториях старайтесь потрогать и проделать все самостоятельно.

* Обязательно развивайте отстающие виды памяти, так как это понадобится в практической работе.

* Тренируйте память.

* Помните, что только при активной умственной работе возможно глубокое запоминание.

* Пользуйтесь рациональными приемами запоминания:

Материал для запоминания должен быть понятен;

Запоминание должно быть логическим, осмысленным;

Умейте концентрировать внимание на запоминаемой информации.

Для этого следует:

.        составить план запоминаемого материала;

2.      разделить его на части;

3.      выделить в них опорные пункты;

.        связывать эти части цепью ассоциаций;

.        сравнивать и противопоставлять в материале объекты между собой и искать в них различия;

.        классифицировать и систематизировать материал.

* Постарайтесь связать новое запоминание с уже известным старым. Повышайте уровень своих знаний. Это поможет существенно улучшить вашу память.

* При запоминании и воспроизведении материала активно используйте образное мышление и воображение.

* Можно пользоваться приемами "мнемотехники", но только для информации, которая требует механического запоминания.

* Обязательно повторяйте материал. Для повторения пользуйтесь комбинированным способом: прочтите и разберите весь материал, разбейте на части и выучите по частям. Повторите весь материал, середину всегда следует повторять тщательнее, так как она запоминается хуже.

* Для лучшего запоминания материала рекомендуется повторять его незадолго до нормального времени отхода ко сну. В этом случае запоминаемое лучше отложится в памяти, поскольку не будет смешиваться с другими впечатлениями дня. Утром повторите материал.

* Учить и повторять материал следует в течение всего семестра, так как то, что изучается быстро, так же быстро забывается.

* Припоминая, старайтесь также составить план припоминаемого материала.

* Припоминание наиболее надежно, если удается вызвать в себе образы припоминаемых объектов, а также контекст, в котором происходило запоминание.

* Планируя работу, не учите два сходных предмета один за другим, так как они накладываются друг на друга и активно забываются.

* Старайтесь использовать выученный материал в дальнейшей деятельности. Это лучшая гарантия сохранения его в памяти.

Хорошая память - это прежде всего здоровый мозг. Соблюдайте режим дня. Ведите здоровый образ жизни. Работайте в меру, активно отдыхайте, правильно питайтесь, нормально спите, осваивайте приемы саморегуляции.

Внимание - направленность и сосредоточенность сознания на определенных объектах или определенной деятельности. Внимание является не самостоятельным психическим процессом, а качественной характеристикой восприятия, памяти, мышления, обеспечивающей избирательный характер психической деятельности, осуществление в ней выбора данного объекта из некоторого поля возможных объектов.

2.      Постарайтесь найти интерес к каждому предмету (учебной теме). Именно интерес помогает сохранить устойчивость внимания.

.        Старайтесь работать в привычной обстановке: постоянное и хорошо организованное рабочее место существенно влияет на устойчивость внимания.

.        Если возможно, исключите из окружения сильные раздражители.

.        Выясните, какие слабые раздражители (тихая музыка, например) помогают подростку поддержать внимание и работоспособность.

.        Внимание зависит от правильной организации деятельности: 50 минут работы, 5-10 минут перерыва, после 3 часов работы 20-25 минут перерыва. Лучше, если отдых будет активным.

.        Если работа однообразная, монотонная, постарайтесь ее разнообразить и (или) ввести игровые моменты, элементы соревнования. Это позволит сохранить концентрацию внимания без лишних волевых усилий.

.        Учитывайте индивидуальные характеристики своего внимания (особенности распределения, переключения и т.д.) в организации любой деятельности. Знание потенциальных "слабых мест" и дополнительный контроль позволяют избегать ошибок [19].

Воображение - это важнейшая сторона нашей жизни. Представьте на минуту, что человек не обладал бы фантазией.

Принципы для разития творческого воображения подростков:

.        Прежде чем приступить к развитию у подростков творческой деятельности, следует сформировать у них необходимые для этого речевые и мыслительные навыки.

2.      Новые понятия должны вводиться только в знакомом содержании.

.        Содержание развивающих техник должно ориентироваться на личность подростка и его взаимодействие с другими детьми.

.        В центре внимания должно быть овладение смыслом понятия, а не правилами грамматики.

.        Следует учить подростка искать решение, учитывать прежде всего возможные последствия, а не абсолютные достоинства.

.        Стимулировать подростков к высказыванию собственных идей по поводу решаемой проблемы.

.        В своей работе мы попытались максимально реализовать предлагаемые принципы [20].

Выводы по второй главе


1.      Для изучения познавательных процессов у подростков нами были подобраны шесть методик.

. Методика "Логико-количественные отношения".

. Методика "Классификация понятий".

. Методика "Звучание 10 слов" А.Р. Лируя.

. Методика Мюнстерберга

. Методика "Дорисовывание фигур" О.М. Дьяченко

Нами также были составлены рекомендации по развитию познавательных процессов у подростков.

2.      Для правильного развития познавательных процессов учитель должен использовать каждую возможность - учить подростков давать правильные определения, анализировать, сравнивать и различать предметы и явления, ясно, правильно и четко выражать свою мысль, воспитывать умение рассуждать, умозаключать, делать выводы и обобщения; работать в тихих помещениях для развитии памяти; выяснить, какие слабые раздражители (тихая музыка, например) помогают подростку поддержать внимание и работоспособность; прежде чем приступить к развитию у подростков творческой деятельности, следует сформировать у них необходимые для этого речевые и мыслительные навыки.

Заключение


Итак, подводя итоги нашей работы мы можем сделать ряд выводов.

Психические познавательные процессы - общее название ощущений, восприятий, представлений, внимания, памяти, мышления, воображения, речи. Все они участвуют в познании действительности и регуляции деятельности, в формировании знаний, навыков, умений всей личности. Ориентировка в обстановке, практическое использование средств деятельности основываются на работе психических познавательных процессов, особенно мышления.

Подростковый возраст - это период развития человека от 10-11 до 14-15 лет. Изменения, происходящие в подростковом возрасте, охватывают как физиологические (гормональные изменения), так и психологические (изменения мотивационно-потребностной сферы, рост уровня самосознания) и социальные (появление новых социальных установок) характеристики ребенка этого возраста.

Под влиянием учебно-воспитательной деятельности познавательные процессы в подростковом возрасте продолжают свое дальнейшее развитие: совершенствуются процессы памяти, мышления, восприятия, воображения, внимания.

Подростковый возраст относят к числу переходных и критических периодов онтогенеза. Этот особый статус возраста связан с изменением социальной ситуации развития подростков - их стремление приобщиться к миру взрослых. Развитие познавательных процессов у подростков имеет две стороны - количественную и качественную.

Количественные изменения проявляются в том, что подросток решает интеллектуальные задачи значительно легче, быстрее и эффективнее, чем ребенок младшего школьного возраста. Качественные изменение, прежде всего, характеризуют сдвиги в структуре мыслительных процессов: важно не то какие задачи решает человек, а каким образом он это делает

В процессе диагностики для определения уровня развития познавательных процессов у подростков можно использовать целый ряд диагностических методик на выявление уровня развития воображения (шкалы уникальности и оригинальности), мышления (ригидность и аналитичность мышления), памяти (объем кратковременной памяти и опосредованного запоминания), восприятия (наблюдательность), внимания (шкалы избирательности и концентрации).

Для правильного развития познавательных процессов учитель использует каждую возможность - учить подростков давать правильные определения, анализировать, сравнивать и различать предметы и явления, ясно, правильно и четко выражать свою мысль, воспитывает умение рассуждать, умозаключать, делать выводы и обобщения.

Для развития познавательных процессов у подростка необходимо повседневно и систематически учить его приемам правильного, логического мышления, не оставлять без внимания ни одной логической ошибки.

Память можно и нужно развивать и совершенствовать. Для развитии памяти подростку надо создать установку на запоминание, поддерживать максимальный интерес к выполняемой задаче, знать особенности своей памяти.

В заключении следует отметить, что и мышление, и другие познавательные процессы в подростковом возрасте требуют специального развития. Это поможет детям в данный период лучше усваивать усложняющуюся год от года школьную программу.

Таким образом, цель работы достигнута, задачи решены.

Список литературы


1.      Анн Л. Психологический тренинг с подростками. - СПб.: Питер, 2005.

2.      Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения СПб., Питер, 2000

.        Возрастная и педагогическая психология // под ред. Гамезо М.В.М., Речь, 1999

.        Выготский Л.С. Вопросы детской психологии М., Аспект-Пресс, 1998

.        Давыдов В.В. Содержание и структура учебной деятельности школьников. Формирования учебной деятельности школьников // хрестоматия Интеллект. Мышление. Память СПб.: Питер, 1999

.        Крутецкий В.А. Психология математических способностей школьников /В.А. Крутецкий. М.: Просвещение, 1968. - 432с.

.        Немов Р.С. Психология - 4-е изд. - М.: ВЛАДОС. 2003. - Кн.1. Общие основы психологии

.        Реано А.А. Психология подростка. М., 2003.

.        Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. / С.Л. Рубинштейн - СПб.: Питер, 2002. - 427стр.

.        Сорокоумова Е.А. Развитие познавательной активности младших школьников в учебной деятельности через понимание текста.Н. Новгород, 1998.

.        Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. Ростов, 2008.

.        Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи: Книга для педагогов и родителей. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003

.        Шадрин В.Д. Познавательные процессы и способности в обучении. Просвещение. М., 1990.

14. #"879209.files/image005.gif">

 

Приложение 2

 

Стимульный материал к методике

"Класификация понятий"

Список слов, каждое из которых должно быть напечатано на отдельной карточке.


Приложение 3

 

Стимульный материал к методике

"Звучание 10 слов" А.Р. Лируя

Количество повторений

Лес

Хлеб

Окно

Стул

Вода

Брат

Конь

Гриб

Мед

Огонь

1

+

 

+

 

+

+

 

 

 

 

 

2

+

 

+

 

 

+

 

+

 

 

+

3

+

+

 

 

+

+

 

+

 

 

+

4

+

+

 

 

 

 

 

 

 

+

 

5

+

+

 

 

+

+

 

+

 

 

+

Спустя час

 

О

 

 

 

О

 

 

 

0

 

Похожие работы на - Развитие познавательных процессов у подростков

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!