Современная валютная политика

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Мировая экономика, МЭО
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    23,88 Кб
  • Опубликовано:
    2015-06-15
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Современная валютная политика

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ НАУКИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФИЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ВЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ

КАФЕДРА ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ ТРУДОВЫМИ РЕСУРСАМИ



КУРСОВАЯ РАБОТА

«Мировая экономика»

Тема: Современная валютная политика

Выполнила Крайнова Наталия Геннадьевна

Группа: УЗ-51

Руководитель: Комлев В.А.






Киров 2014

Содержание

Введение

Глава 1. Государственное валютное регулирование

.1 Рыночный механизм и государственное регулирование в сфере валютных отношений

.2 Понятие и стратегические цели валютной политики

.3 Валютное регулирование и валютный контроль

Глава 2. Проведение валютной политики государства

.1 Формы валютной политики

.2 Политика в сфере формирования золотовалютных резервов

.3 Валютные ограничения: причины и последствия использования

Глава 3. Валютная политика государства в современных условиях

.1 Валютная политика отдельных стран

.2.Валютная политика СНГ

.3 Особенности валютной политики в современной России

Заключение

Список литературы

Введение

Валютный рынок всегда находится на перекрестке противоречивых интересов и трудносовместимых целей различных участников экономической деятельности: государственных органов, экспортеров, импортеров, банков, иностранных инвесторов, населения и т.д. Поэтому несложно обратить внимание на то, что политика ЦБ РФ постоянно критикуется с позиции то одних, то других экономических интересов. О недостаточной эффективности и неупорядоченности мер государственных органов по управлению валютно-финансовыми отношениями свидетельствует целый ряд негативных процессов. Валютный рынок находится в нестабильном положении, хотя бы потому, что не вышел из фазы формирования, в условиях экономики, носящей переходный характер и находящейся в состоянии глубокого кризиса. В такой ситуации любые существенные события, воплощающие заметные экономические и политические изменения ("черный вторник" 11 октября 1994г. и др.), автоматически приводят к дестабилизации и обесценению российского рубля. Негативную роль сыграли также скандалы с акциями АО "МММ", "Русский Дом Селенга", "Хопер-Инвест" и другими дутыми компаниями. Неустойчивы многие российские коммерческие банки. Более 800 из них (36% от общего их количества) закончили 1995г. с убытками, составившими 5.7 трлн.руб. В целом к началу 1996г. в России уже разорилось 313 коммерческих банков. Вследствие данных обстоятельств население страны не питает доверия к финансовому рынку. Из-за общей криминализации экономики, несовершенства законов о рынке ценных бумах и других негативных явлениях россияне не следуют принципам рыночной экономики, и не вкладывают свои сбережения в акции, облигации и другие источники устойчивого дохода, т.е. не стремятся к рублевым формам сбережений, поскольку не верят в свою национальную валюту, предпочитая ей, в основном, доллары США. Но одним указанием на плохое состояние дел в национальном хозяйстве не исчерпываются причины трудностей валютного регулирования в России. Управление движением средств на валютном рынке требует анализа многих аспектов экономической деятельности.

Объект - современная валютная политика государств. Предмет - особенности современной валютной политики. Цель - проанализировать роль современной валютной политики государств.

Задачи:

изучить формы, цели и рыночный механизм валютной политики;

проанализировать валютную политику отдельных стран и стран СНГ;

изучить особенности валютной политики современной России.

Глава 1. Государственное валютное регулирование

.1 Рыночный механизм и государственное регулирование в сфере валютных отношений

Рыночный механизм в сфере валютных отношений обеспечивает кратко- и среднесрочную сбалансированность спроса и предложения и формирование валютного курса.

Государственное регулирование в валютной сфере состоит в целенаправленном воздействии на факторы курсообразования, в частности на инфляцию. Государственное регулирование снижает негативный эффект асимметричности рыночной информации, нейтрализует проявления рыночной неэффективности, обеспечивает устойчивость процесса курсообразования. Государственное регулирование воздействует на курсообразование для решения макроэкономических задач, в частности для достижения устойчивости платежного баланса.

Рыночный механизм и государственное регулирование должны дополнять друг друга. Валютный рынок является источником информации о состоянии валютной сферы. Государство формирует институциональную инфраструктуру рыночных отношений, в частности определяет режим валютного курса. Соотношение между рыночным механизмом и государственным регулированием определяется конкретным состоянием макроэкономической среды, в том числе средне- и долгосрочными циклическими колебаниями.

Влияние валютного курса на международные экономические отношения

Колебания валютного курса оказывают сильное воздействие на конкурентоспособность национальных импортеров и экспортеров. Поэтому они могут быть причиной межгосударственных противоречий. Снижение курса национальной валюты может использоваться для повышения конкурентоспособности национальной экономики. В случае снижения валютного курса экспортеры получают дополнительную прибыль и могут снизить экспортные цены для усиления своих позиций на мировом рынке.

Валютный демпинг

Если внешнее обесценение валюты (падение курса) опережает внутреннее обесценение под влиянием инфляции, то складываются условия для валютного демпинга - экспорта товаров по ценам, ниже мировых цен. Валютный демпинг обостряет противоречия между странами, нарушает их традиционные экономические связи и усиливает конкуренцию.

Международное регулирование валютных отношений

Международное регулирование валютных отношений позволяет снижать межгосударственные противоречия.

Примерами такого сотрудничества являются:

Парижское соглашение 1857 г.;

Генуэзская конференция 1922 г.,

Бреттонвудское соглашение 1944 г.,

Ямайское валютное соглашение 1976 г.

Конвертируемость валют

Конвертируемость (обратимость, конвертабельность) валют - их способность к взаимному обмену.

Выделяются:

свободно конвертируемые валюты (СКВ), без ограничений обмениваемые на другие валюты;

частично конвертируемые валюты стран, в которых сохраняются валютные ограничения;

неконвертируемые (замкнутые) валюты стран, в которых существует официальный запрет обмена национальной валюты на иностранную для резидентов и нерезидентов.

Режимы конвертируемости: Конвертируемость по текущим операциям отсутствие ограничений по платежам за товары и услуги и прочим операциям по текущему счету платежного баланса.

Конвертируемость по капитальным операциям - отсутствие ограничений по платежам, связанным с движением капитала, т.е. по счету движения капитала платежного баланса.

Полная конвертируемость - отсутствие ограничений по платежам, как по счету текущих операций, так и по счету движения капитала платежного баланса.

Внутренняя конвертируемость - право резидентов осуществлять операции с иностранной валютой на внутреннем валютном рынке.

Внешняя конвертируемость - право резидентов осуществлять с нерезидентами операции с иностранной валютой.

.2 Понятие и стратегические цели валютной политики

Валютная политика государства - система кратко-, средне- и долгосрочных мер, осуществляемых в сфере валютных отношений для обеспечения макроэкономической стабильности.

Стратегическими целями валютной политики государства являются:

устойчивость национальной валюты;

экономический рост;

высокая занятость;

эквивалентность внешнеэкономического обмена;

достаточность золотовалютных резервов;

относительная стабильность внутренних цен;

развитие внешнеэкономического сотрудничества.

Тактические цели валютной политики:

сглаживание колебаний валютного курса;

предотвращение формирования отрицательного сальдо торгового баланса;

экономически обоснованное накопление золотовалютных резервов;

недопущение спекулятивных атак против национальной валюты;

регулирование притока краткосрочного иностранного капитала;

недопущение негативного влияния валютного курса на деятельность национальных компаний.

Методы валютной политики:

воздействие на динамику валютного курса;

воздействие на динамику процентной ставки;

воздействие на денежную базу и денежные агрегаты;

воздействие на обязательные банковские резервы.

Инструменты валютной политики:

использование адекватного макроэкономическим условиям режима валютного курса, в том числе валютного коридора;

регулирование денежного предложения в целях снижения давления на национальную валюту;

регулирование процентной ставки;

проведение центральным банком операций репо с коммерческими банками;

девальвация;

ревальвация;

валютные интервенции.

Девальвация и ревальвация.

Девальвация - снижение курса национальной валюты по отношению к иностранным и международным валютам. В период золотого стандарта девальвация означала официальное снижение золотого паритета (золотого содержания) валюты. В период существования бреттон-вудской валютной системы девальвация означала снижение официального валютного курса.

Ревальвация - повышение курса национальной валюты по отношению к иностранным и валютам. В период золотого стандарта ревальвация означала официальное повышение золотого паритета (золотого содержания) валюты. В период существования бреттон-вудской валютной системы ревальвация означала повышение официального валютного курса.

.3 Валютное регулирование и валютный контроль

Валютное регулирование - регламентация валютных отношений с целью обеспечения их стабильности. Валютное регулирование осуществляется на национальном и международном уровнях, в том числе в рамках региональных межгосударственных структур.

Различают валютное регулирование:

прямое, осуществляемое путем принятия законодательных актов и мер исполнительной власти;

косвенное, состоящее в использовании экономических методов воздействия на субъекты рынка.

Принципы валютного регулирования и валютного контроля:

приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования;

исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов;

единство внешней и внутренней валютной политики;

единство системы валютного регулирования и валютного контроля;

обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций.

Органами валютного регулирования в РФ являются Центральный банк РФ и Правительство РФ.

Валютный контроль направлен на обеспечение валютного законодательства при осуществлении валютных операций и управление валютным и иными рисками. Валютный контроль в РФ осуществляется Правительством РФ, органами и агентами валютного контроля. Органом валютного контроля в РФ является Центральный банк РФ. Агентами валютного контроля в РФ являются уполномоченные банки, подотчетные Центральному банку РФ, государственная корпорация "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)", таможенные органы и налоговые органы. Резиденты РФ могут открывать без ограничений счета (вклады) в иностранной валюте в банках, расположенных на территориях иностранных государств, являющихся членами ОЭСР или Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ). Резиденты РФ обязаны уведомлять налоговые органы по месту своего учета об открытии (закрытии) счетов (вкладов) и об изменении реквизитов счетов (вкладов) в банках, расположенных за пределами территории РФ.

При осуществлении внешнеторговой деятельности российские резиденты обязаны в сроки, предусмотренные внешнеторговыми контрактами, обеспечить:

получение от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты РФ, причитающейся в соответствии с условиями контрактов;

возврат в РФ денежных средств, раннее уплаченных нерезидентам, в случае невыполнения заключенных контрактов по поставкам в РФ товаров, а также работам, услугам.

золотовалютный резерв россия постсоциалистический

Глава 2. Проведение валютной политики государства

.1 Формы валютной политики

Дисконтная (учетная) политика представляет изменение учетной ставки ЦБ, направленное на регулирование валютного курса и платежного баланса страны путем воздействия на международное движение капиталов, а также на динамику денежной массы, внутренних кредитов, цен и совокупного спроса.

Девизная политика - это метод воздействия на курс национальной валюты путем проведения валютных интервенций (купли-продажи ЦБ инвалюты, т.е. вмешательства ЦБ в торги на внутреннем валютном рынке).

Валютная интервенция

Целью интервенции является поддержка курса валюты за счет валютных резервов центрального банка (банков).

Валютная интервенция может быть национальной или международной (коллективной).

Коллективная валютная интервенция осуществляется центральными банками нескольких стран, например, в соответствии с Базельским соглашением о коллективной интервенции 1974 г.

С 1975 г. могут проводиться коллективные валютные интервенции на основе соглашений «своп».

Проведение валютной политики в условиях глобализации предполагает учет:

факторов отклонения валютных курсов от паритетов покупательной способности (ППС);

влияния масштабов мирового валютного рынка на формирование курсов ведущих валют;

воздействия задолженности развивающихся стран на формирование валютных курсов;

особенностей курсообразования мировых резервных валют;

мультиплицирования ведущих валют вне национальных границ, т.е. при их обращении в мировой экономике;

факторов изменений соотношений между валютами ведущих стран;

влияния формирования золотовалютных резервов центральных банков на курсообразование;

использования курса национальных валют для стимулирования экономики.

.2 Политика в сфере формирования золотовалютных резервов

Политика в отношении золотовалютных резервов (ЗВР) - это реализация центральным банком системы мер, направленных на регулирование объема и структуры золотовалютных резервов в целях:

обеспечения необходимых национальной экономики импортных поставок;

устойчивости международных расчетов;

поддержки устойчивого курса национальной валюты;

минимизации валютных рисков.

Факторы, определяющие объем золотовалютных резервов (ЗВР):

масштабы экономики;

объем импорта;

используемый режим валютного курса;

доступ к ресурсам международного валютного рынка;

объем внешнего долга.

Функции официальных золотовалютных резервов:

обеспечение устойчивости необходимых для национальной экономики импортных поставок («критического импорта»);

обслуживание внешнего долга;

снижение колебаний валютного курса за счет валютных интервенций;

финансирование дефицита счета текущих операций;

финансирование международной экспансии национальных компаний;

получение дополнительного дохода от размещения ЗВР на международном рынке.

Подходы к определению объема ЗВР:

ЗВР должны соответствовать 3-х месячному объему критического импорта;

ЗВР должны формироваться с учетом объема ресурсов, необходимых для обслуживания внешнего долга.

Критический импорт - импорт товаров, не производимых в данной стране. В рыночных условиях невозможно обеспечить критический импорт, поскольку решения об импорте товаров принимаются рыночными субъектами. Поэтому критический импорт может определяться лишь в условиях государственного лицензирования внешней торговли. ЗВР сопоставляются с краткосрочным, а не с долгосрочным внешним долгом. По распространенному мнению при оценке необходимых ЗВР не должен учитываться корпоративный долг. Однако в чрезвычайных ситуациях государство бывает вынуждено оказывать национальным корпорациям помощь в обслуживании их долга перед нерезидентами. Часть ЗВР должна формироваться с учетом возможных валютных интервенций в целях снижения размаха колебаний валютного курса и отражения спекулятивных атак. Избыточные ЗВР приводят к неэффективному использованию инвестиционных ресурсов в национальной экономике.

Критерии определения необходимого объема ЗВР:

Критерий Редди - ЗВР должны равняться сумме платежей по 3-х месячному импорту и текущим выплатам по внешнему долгу.

Правило Гвидотти - объем ЗВР достаточен, если он позволяет не привлекать внешние заимствования в течение года. Это означает, что объем ЗВР должен быть достаточным для платежей по внешнему долгу и для покрытия дефицита счета текущих операций. Следует сравнивать ЗВР с краткосрочным внешним долгом.

Приоритетные функции ЗВР Банка России: обеспечение критического импорта; проведение валютных интервенций; предотвращение margin calls по кредитам государственных и частных системообразующих компаний.

.3 Валютные ограничения: причины и последствия использования

Валютные ограничения - законодательное или административное запрещение, лимитирование и регламентацию операций резидентов и нерезидентов с иностранной валютой. При валютных ограничениях функции валютного контроля возлагаются обычно на Центральный банк.

Цели валютных ограничений:

поддержка валютного курса;

выравнивание платежного баланса;

концентрация иностранной валюты в распоряжении государства.

Валютные ограничения предусматривают:

регулирование международных платежей и переводов капиталов, репатриации экспортной выручки, прибылей, движения золота, денежных знаков и ценных бумаг;

запрет свободной купли-продажи инвалюты;

концентрацию в руках государства инвалюты и других валютных ценностей (платежные документы: чеки, векселя, аккредитивы, ценные бумаги в инвалюте, драгметаллы).

Валютные ограничения включают:

централизацию валютных операций в ЦБ и уполномоченных банках;

лицензирование валютных операций - требование предварительного разрешения органов валютного контроля для приобретения импортерами или должниками инвалюты;

полное или частичное блокирование валютных счетов;

ограничение обратимости валют (введение разных категорий валютных счетов: СКВ внутренние - в национальной валюте с использованием в пределах страны; по двусторонним правительственным соглашениям, клиринговые, блокированные и др.).

Сферы валютных ограничений.

. Текущие операции платежного баланса:

блокирование выручки иностранных экспортеров от продажи их товаров в данной стране, ограничение их возможностей распоряжаться этими средствами;

обязательная продажа валютной выручки экспортеров полностью или частично ЦБ или уполномоченным банкам;

ограниченная продажа инвалюты импортерам;

ограничение на форвардные покупки импортерами инвалюты;

запрещение продажи товаров за рубежом за национальную валюту.

. Финансовые операции платежного баланса (движение капиталов, кредитов, дивидендов). Эти валютные ограничения зависят от направления регулирования движения капиталов.

При пассивном платежном балансе применяются меры по ограничению вывоза капитала за рубеж и по стимулированию притока капиталов:

ограничение вывоза национальной и инвалюты, ценных бумаг, золота, предоставления кредитов;

контроль за операциями на финансовом рынке;

ограничение получения национальными банками кредитов в иностранной валюте;

прекращение обслуживания внешнего долга.

При активном платежном балансе с целью сдерживания притока иностранной валюты в страну и повышения курса национальной валюты применяются:

депонирование на беспроцентном счете в ЦБ части иностранных кредитов, привлекаемых коммерческими банками;

ограничения на продажу национальных ценных бумаг нерезидентам;

ограничения на выплату процентов по срочным вкладам нерезидентов в национальной валюте.

Двойной валютный рынок - форма валютных ограничений.

Представляет собой промежуточное звено между режимами фиксированного и плавающего валютного курса. Использовался в 70-х гг. ХХ в. в Бельгии, Италии, Франции.

При двойном валютном рынке:

по коммерческим операциям и услугам применяется официальный валютный курс;

по финансовым сделкам (движение капитала) используется рыночный валютный курс.

Множественность валютных курсов - использование дифференцированных курсовых соотношений валют по различным видам операций, товарным группам и регионам. Множественность валютных курсов как формы валютного регулирования впервые стала применяться в период мирового экономического кризиса 1929-1933 гг. после отмены золотого монометаллизма и введения рядом стран валютных ограничений. Завышение курса национальной валюты по конкретным операциям имеет целью удешевить импорт товаров и уменьшить выплаты по внешнему долгу. Занижение курса национальной валюты направлено на стимулирование национального экспорта.

Отмена валютных ограничений и введение конвертируемости валют.

Основные проблемы перехода к конвертируемости национальной валюты:

формирование макроэкономических условий для отмены валютных ограничений;

постепенность отмены валютных ограничений;

определение этапов отмены валютных ограничений.

Первоначально отменяются валютные ограничения текущим операциям; позднее - по операциям с капиталом.

В странах Западной Европы в 1959-1961 гг. валютные ограничения первоначально были отменены для нерезидентов, впоследствии - для резидентов. В России в 90-е гг. ХХ в. валютные ограничения были первоначально отменены для резидентов. В странах Западной Европы и Японии процесс отмены валютных ограничений и переход к полной конвертируемости валют занял длительный период с конца 50-х гг. ХХ в. до начала 90-х гг. ХХ в. Первоначально в 1959-1961 гг. в странах Западной Европы были отменены валютные ограничения по текущим операциям платежного баланса.

Германия отменила валютные ограничения в начале 60-х гг. ХХ в.,

Великобритания - в 1979 г.

Франция, Дания, Италия, Нидерланды отменили валютные ограничения в 1990-1992 гг., а Греция, Ирландия, Португалия - в 1994 г.

Глава 3. Валютная политика государства в современных условиях

.1 Валютная политика отдельных стран

Валютная политика латиноамериканских государств. Реформирование внешней и внутренней политики Чили представляет собой смену зачастую полярных парадигм. В процессе осуществления валютной политики можно отметить ту или иную методику использования разных инструментов на том или ином историческом промежутке времени. Так, один из этапов реформы сопровождался изменением ориентиров в экономической политике, поскольку заниженный обменный курс чилийского песо наряду с высокими процентными ставками и либерализацией внешней торговли вызвал массовое банкротство предпринимателей. В такой ситуации правительство Чили использует тактические приемы валютной политики, рассчитанные на краткосрочные периоды, т.е. лишь девальвацию. Понимая необходимость предотвращения новой волны банкротств, оно объектом своего контроля определило и финансовое состояние коммерческих банков. Протекционистский режим в основных экспортопроизводящих отраслях нормализует состояние внешнеторгового платежного баланса.

Валютная политика развитых стран. Признание Вашингтоном в 1971 году запрета на размен долларов на золото окончательно подтвердило его непригодность как мировой валюты. А тем временем мировое хозяйство постепенно переходило к плавающим валютным курсам. Таким образом, второй этап валютной политики на мировой арене противоположную ситуацию обеспечил Японии и Западной Европе, накопившим к тому времени активы торгового, платежного, инвестиционного баланса. Следует признать, что к концу 60-х годов страны Западной Европы из-за нестабильности доллара испытывали неудобства, что заставляло их не раз девальвировать или девальвировать свою валюту. Этим и объясняется создание экономического и валютного союза (ВС) с собственной европейской валютой (ЭКЮ), которая используется в расчетах между его участниками. Перед ЭКЮ ставится задача превращения ее в реальное, платежное, резервное средство, свободно конвертируемое с основными валютами.

Стабилизация положения Японии позволила ей укрепить независимость цены от внешних факторов и обеспечить себе место как самого крупного международного кредитора. Но с вступлением мирового финансового хозяйства на новый этап (1980-1985 гг.) в определенной мере вновь изменился баланс сил в пользу США. За 5 лет по отношению к корзине десяти основных валют он повысился на 60%. Падение спроса и мировых цен на нефть при росте импорта стран ОПЕК превратило страны в получателей долларовых займов. В этот период США резко увеличивают банковские учетные и процентные ставки, и это сделало кредитный рынок США одним из привлекательных рынков. Соединенные штаты Америки используют и другие рычаги, для чего в целях снижения темпов инфляции неоднократно поднимают учетную ставку центрального банка, которая ведет к повышению процентных ставок коммерческих банков, а в 1984 году отменяют 30%-ный налог на доходы иностранных владельцев американских ценных бумаг.

Все это не могло не сказаться на валюте Западной Европы и Японии. Но высокий курс доллара создавал проблемы и для США, так как ухудшился торговый и платежный баланс. Последнее требовало оживления экономической конъюнктуры страны, для этого мог служить кредит, причем не отягощающий деловую активность производственных и финансовых систем. Федеральная резервная система вынуждена была понижать процентные ставки. Этот период экономического развития мирового хозяйства требовал в усложняющейся схеме политики разных государств определенного компромисса, а иногда и принятия ограничительных мер. Стала наблюдаться тенденция снижения курса доллара.

Валютная политика государств АТР. Финансовый кризис, охвативший страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), безусловно, будет иметь далеко идущие последствий, особенно во внешнеэкономической политике стран, и окажет воздействие на внутреннюю политику государств. Как показала практика, многие субъекты рынка - компании, банки - стали жертвами этой финансовой дестабилизации. Причины финансового кризиса в АТР можно свести к следующему:

высокая доля запредельных инвестиций в недвижимость на территории иностранных государств;

установление тесных связей правительств с отечественными компаниями за рубежом;

наличие субсидирования, часть из которого в завуалированной форме обеспечивает ключевым отраслям промышленности элемент иждивенчества;

неограниченное расширение промышленности, то есть экстенсивного развития и обеспечение роста экономики не за счет роста промышленности, внедрения новых технологий и качественного улучшения менеджмента;

"бегство" капитала на фондовых биржах;

снижение курса национальной валюты;

нерациональное распределение между долгосрочными и краткосрочными кредитами, превышение доли последних.

Обязательным элементом, составляющим стратегию догоняющего роста, как правило, служил низкий курс валюты, который способствовал росту сбережений и наращиванию инвестиционного потенциала. Данная стратегия, использованная "азиатскими тиграми", и поныне продолжает иметь место в ряде этих стран. В частности, официальный курс юаня находится на уровне в пять раз ниже, чем паритет покупательской способности, и на рынке китайские товары продаются по ценам в пять раз ниже американских. Безусловно, накопление валюты позволяло центральным банкам занижать курс собственных валют.

Начавшийся кризис в Юго-Восточной Азии обусловил необходимость проведения девальвации валют - за три месяца на 15-30%. Как показывает практика, в случаях таких валютных кризисов наряду с девальвацией можно использовать и традиционные инструменты: операции с ГКО, нормы резервирования, ставки рефинансирования центрального банка. Однако последствия девальвации значительно шире ~ ведь от ее проведения проблемы будут испытывать все валютные должники. Это последствие целесообразно использовать для нормализации финансового сектора. Однако следует помнить, что, если девальвация будет достаточно масштабной, инвесторы не покинут национальный рынок и, увеличивая доходы, справятся с долговыми обязательствами. Достаточная прочность национального банковского сектора может выдержать "бегство" капитала из страны, если же нет, то следует ограничивать иностранные краткосрочные инвестиции, поскольку снятие контроля за движением капитала сделает страну открытой для широкомасштабных валютных спекуляций.

Финансовый кризис, развившийся в Юго-Восточной Азии, берет свое начало с экономики Таиланда, который финансировал свои капвложения за счет внешнего заимствования. Особенностью экономики этой страны явилась мягкость денежной политики, и объемы денежной массы увеличивались с одновременным увеличением масштабов кредитов. Коммерческие банки страны преимущественно направляли их для инвестирования и осуществления спекулятивных операций на рынках недвижимости и земли. С начала 1997 года международные финансовые организации осуществили ряд крупномасштабных спекулятивных операций с таиландским батом к середине года, и отечественные предприятия усилили давление на обменный курс, поскольку огромные валютные обязательства ставили под угрозу возможность выплаты долгов. При этом попытки правительства затормозить падение бата путем подключения международных резервов не дали существенных результатов. В конечном счете произошло резкое обесценение бата по отношению к доллару. В такой ситуации процесс инвестирования в экономику стал рискованным, а многие инвесторы прекратили кредитование. Аналогичным образом обострилась ситуация на финансовых рынках Южной Кореи и Сингапура, Тайваня, Малайзии и Индонезии. Очередная волна кризисных явлений затронула Гонконг и распространилась на территорию Латинской Америки, Россию, приобрела масштабы глобальной угрозы, поскольку в большинстве стран развивающегося мира происходило снижение обменного курса, росли процентные ставки по долговым обязательствам, наблюдалось падение биржевых индексов. Эта ситуация предопределила в процессе урегулирования необходимое вмешательство МВФ и взятие обязательств по уменьшению дефицита бюджета, ужесточение денежно-кредитной политики, а также урегулирование банковских систем.

Финансовая паника на мировом фондовом рынке постепенно продвигалась на рынки Европы, однако реакция правительств многих государств на данную ситуацию была различной и, как показал опыт, чем быстрее правительство принимало ряд мер, тем быстрее шла адаптация к внешнему шоку.

В числе мер по выходу из кризиса большинством стран использовалась политика девальвации валют, способствующая улучшению конкурентных позиций национального промышленного капитала. Как правило, успешнее результаты оказываются у стран, где наблюдается высокая доля внутреннего накопления, имеется в наличии преимущество в трудовых издержках и льготном налоговом режиме. К тому же, если доля внешнего долга 1 колеблется в пределах 10-15% от экспортной выручки, то следует признать, что финансовый кризис не оказал заметного воздействия на финансовое состояние многих развитых стран.

.2 Валютная политика СНГ

Валютная политика постсоциалистических стран. Построение многими странами развивающегося мира новой рыночной модели развития сопровождается определенной спешкой, хаотичностью и бесконтрольностью самого процесса перехода. Причем инфляция, практически проявляющаяся во всех этих странах и достигающая сотни и тысяч процентов, изменила традиционность представления людей о доходности, методах хранения денег, содержательности ссудного процента.

Страны Восточной Европы так же, как и Латинской Америки, цели стабилизации экономики строили в основном на базе обменных курсов. Аналогично по этому пути шли страны Центральной и Восточной Европы, где диапазон обменных режимов был многообразен. Так, в частности, в бывшей Чехословакии использован фиксированный режим, а курс кроны фиксировался к целому набору валют, что обеспечило самый низкий уровень инфляции в регионе. В отличие от этого в Венгрии и Польше использовалась гибкая система валютного курса, однако эти страны вынуждены были периодически регулировать фиксированную систему, тем самым они сумели в определенной мере контролировать обесценение валютного курса.

Говоря о выбранном обменном режиме, можно отметить, что в вышеприведенных трех государствах обменные режимы к началу 1995 года выглядели следующим образом: чешская крона развивалась в условиях фиксированной привязки, преимущественно к немецкой марке, а затем к доллару; венгерский форинт развивался в условиях регулирования привязки на паритетном соотношении к доллару и немецкой марке. Отличием польской злотой было то, что она формировалось в условиях привязки к валютам, соотношение которых по убыванию выглядело так: доллар, фунт стерлинга, швейцарский франк, французский франк. Румынский лей, словенский толар, болгарский лев функционировали в условиях свободного плавающего курса. По праву, Польшу называют лидером среди стран Восточной Европы, поскольку в течение последних лет экономическое положение ее остается стабильным и прирост ВВП достигает 6%.

Новая европейская валюта - Евро. Развитие экономической интеграции и создание прочной экономической базы позволили западноевропейским странам ввести единую для ЕС расчетную денежную единицу - ЭКЮ. Она функционировала длительное время, достаточное для накопления опыта и выработки концепции следующего шага к объединению Европы - созданию Валютного союза, становление которого началось в 1990 г., после завершения многих интеграционных процессов. Вторым этапом было появление в 1994 г. Европейского валютного института - предшественника Европейского центрального банка. Третий, завершающий этап складывается из трех фаз: создание европейского Центробанка в 1998 г.; фиксирование обменных курсов национальных валют, которые остаются законным платежным средством; переход на взаиморасчеты в евро (в электронной форме) в 1999 г. и введение в оборот евро - денежной единицы, которая станет единственно законным средством платежа в 2002 г.

Маастрихтский договор содержит в себе концепцию евро, а также ряд макроэкономических критериев, которые необходимо соблюдать странам, чтобы участвовать в создании единой европейской валюты. Движимые желанием как можно скорее вступить в евроландию, 11 стран адаптировали свою валютную и фискальную политику к этим критериям. Сегодня евро существует на деле и актуален для тех стран, которые имеют такой же уровень процентной ставки, что и немецкая марка.

На примере таких стран, как Испания и Италия, ясно видно, в чем состоит польза от замены слабой национальной денежной единицы валютой более высокого качества. Еще пять лет назад обе страны имели процентные ставки, которые вдвое превышали германские. Новейший опыт Европы позволяет предсказать интересную взаимодополняющую связь между эмиссионными банками и общими валютами, которая в качестве институциональной меры могла бы привести к улучшению качества национальных валют. Если в какой-то потенциальной валютной области уже существует валюта более высокого качества, первый шаг на пути к общей денежной единице состоял бы в создании эмиссионных банков для каждой национальной валюты, которая ориентируется на деньги более высокого качества.

Грядущая трансформация международной валютной системы будет определяться стремлением различных стран к качественным валютам. Существует мнение, что emerging markets (новые индустриальные государства) в поисках высококачественной валюты решатся на отказ от независимой валютной политики. Следствием этого решения станет сокращение количества валют в глобальной экономике.

3.3 Особенности валютной политики в современной России

Одно из ведущих мест в формировании экономически сильного, постоянного и промышленно развитого современного государства занимает выбор валютной политики, которая учитывала бы все тенденции состояния валютного рынка на настоящий момент.

Валютная политика - относительно самостоятельная часть государственной политики России. Основными ее задачами на современном этапе развития российской экономики являются неуклонное снижение инфляции и обеспечение устойчивости национальной валюты. Юридически валютная политика оформляется валютным законодательством, которое регулирует порядок совершения операций с валютными ценностями. Валютная политика в России в зависимости от еѐ целей и форм имеет две основные разновидности. Одной из них является осуществление стратегических, структурных, долговременных изменений в национальном валютном механизме, другой - повседневное, оперативное регулирование текущей валютной конъюнктуры. Цель стратегической, структурной политики России состоит в формировании цельной валютной системы, которая должна соответствовать, с одной стороны, условиям рыночной экономики, а с другой - структурным принципам мировой валютной системы, зафиксированным в уставе Международного Валютного Фонда.

Это предполагает:

. образование полномасштабного внутреннего валютного рынка;

. формирование рынка золота и других драгоценных металлов;

. введение свободной конвертируемости рубля по текущим международным операциям;

. установление единого курса рубля по отношению к иностранным валютам;

. преодоление долларизации экономики;

. интегрирование национального валютного механизма в мировую валютную систему, полноправное участие России в деятельности мировых финансовых организаций.

Текущая валютная политика России оказывает воздействие на объем, характер и структуру рыночных операций с иностранной валютой. Основной задачей курсовой политики на 2012 год и период 2013- 2014 годов является последовательное сокращение прямого вмешательства Банка России в курсообразование и создание условий для перехода к режиму плавающего валютного курса. Банк России продолжит политику, направленную на повышение гибкости курса рубля, что позволит подготовить участников рынка к переходу к плавающему курсу, облегчая процесс их адаптации к значительным колебаниям валютного курса, вызванным внешними шоками.

В течение переходного периода курсовая политика будет направлена на сглаживание колебаний курса рубля к основным мировым валютам, а также на компенсацию устойчивых дисбалансов спроса и предложения на внутреннем валютном рынке. Параметры механизма курсовой политики будут определяться с учетом основных факторов формирования платежного баланса, показателей бюджетной системы и конъюнктуры российского денежного рынка и согласовываться с целями единой денежно-кредитной политики. При этом Банк России не будет устанавливать каких-либо целевых значений или фиксированных ограничений на уровень курса национальной валюты.

В настоящее время сохраняющийся значительный профицит счета текущих операций создает фундаментальные предпосылки для укрепления рубля. Однако прогнозируемое сокращение профицита торгового баланса вследствие быстрого роста импорта приведет к снижению роли данного фактора и, соответственно, усилению влияния на курс состояния счета операций с капиталом и финансовыми инструментами. Трансграничные потоки капитала могут быть подвержены резким колебаниям вслед за изменением настроений участников российского и мировых финансовых рынков. Следствием этого, а также результатом сокращения участия Банка России в операциях на валютном рынке станет рост неопределенности динамики курса рубля в среднесрочной перспективе. В данных условиях возрастет значение управления курсовым риском экономическими агентами как в реальном, так и в финансовом секторе.

Основной предпосылкой реформирования валютной политики стал обозначенный ЦБ курс на выбор режима инфляционного таргетирования в качестве главного приоритета. При данном режиме денежной политики Банк России обозначает целевой показатель по инфляции и при помощи различных денежных инструментов (как прямого, так и косвенного воздействия) пытается достичь его. В России традиционно инфляция удерживается на неприлично высоком уровне, однако ее причины в экспертной среде до сих пор вызывают споры. В частности, Я.М. Миркин указывает на немонетарный характер инфляции в России, обусловленный монополистической структурой экономики. В этой связи возникают обоснованные сомнения в способности ЦБ достичь обозначенных в основных направлениях ДКП показателей инфляции, не опираясь на помощь правительства в сдерживании роста тарифов естественных монополий. [1]

Реальная практика деятельности Банка России в 2010 г. Подтвердила тенденции снижения интенсивности присутствия ЦБ РФ на валютном рынке как покупателя валюты. По данным за период с января по июль 2011, интервенции (по покупке валюты) были значительными, однако с августа и до конца года Центробанк почти не вмешивался в работу рынка. Хотя в это время растет объем интервенций по продаже валюты. Их пришлось увеличить в целях компенсации оттока частного капитала из страны. Вместе с тем, повышающийся вклад в формирование курсовых тенденций динамики потоков капитала, которые зависят от трудно прогнозируемого развития ситуации на мировых финансовых рынках и характеризуются высокой волатильностью, формирует значительную неопределенность в динамике курса рубля в среднесрочной перспективе. Однако в данном документе несколько ранее написано: в то же время стабильный курс рубля будет способствовать росту спроса на национальную валюту как средство сбережения. Из приведенных цитат следует, что Банк России указанном документе одновременно прогнозирует две противоположные тенденции: «стабильный курс рубля» и «неопределенность его динамики», что свидетельствует о непредсказуемости регулятора валютной политики в среднесрочной перспективе для экономических агентов, а также о возможной дифференциации в предпочтениях тех, кто готовил документ, или о их желании угодить разным политическим силам.

Таким образом, Банк России будет пытаться применять более гибкую валютную политику, однако в случае ужесточения внешних условий ЦБ РФ, скорее всего, вернется к политике серьезных интервенций на валютном рынке. Укрепление реального курса рубля (через рост цен или номинальное укрепление) отрицательно скажется на конкурентоспособности российских предприятий. Базовыми рисками для планов денежной политики ЦБ РФ остаются внешний факторы. В основном Банк России строит свою политику, отталкиваясь от цены на нефть и прогнозов притоков/оттоков капитала частного сектора и сектора государственного управления. При этом в прогнозах и самой денежной политике мало внимания уделяется развитию сегментов национальной экономики и возможным форсмажорным обстоятельствам на внешних рынках. Неустойчивые темпы экономического роста, высокие бюджетные расходы и относительная слабость российской экономики и банковского сектора не позволяют ЦБ перейти на полноценный режим таргетирования инфляции. Проанализировав основные направления денежно-кредитной политики, можно сделать вывод, что Банк России выбрал курс на постепенный и медленный переход к режиму инфляционного таргетирования, то есть переход от воздействия на валютный курс путѐм интервенций на валютном рынке к контролю над ставками денежного рынка посредством инструментов предоставления ликвидности.

В целом денежная политика, как и раньше, остается пассивной (реакционной). Банк России по-прежнему не формирует макроусловия и стимулы развития российской экономики, а реагирует на изменение прежде всего внешних факторов (цены на нефть и потоки капитала). У выбранного консервативного монетарного курса есть и вполне определенные минусы.

В частности, настоящий, а не формальный переход к режиму таргетирования инфляции сулит усиление международной конкуренции для российской легкой и тяжелой промышленности, снижение общего уровня жизни в моногородах и целых регионах, не обладающих возможностями диверсификации экономики. Поэтому важна компенсационная таможенная, тарифная и бюджетная политика правительства для поддержания стратегических инициатив Банка России по переходу на новый режим денежной политики.

В целом, действия Банка России на валютном рынке направлены на укрепление курса рубля, при этом он будет последовательно сокращать прямое вмешательство в процессы курсообразования. Также, ЦБ ставит приоритет на таргетирование инфляции.

Заключение

В данной работе были изучены теоретические основы и сущность валютной политики государства. Подробно рассмотрены: характеристика основных инструментов валютной политики, виды валютных ограничений, регулирование валютных отношений, формы валютной политики и ее разновидности. Приведены примеры валютной политики государства отдельных стран.

Таким образом, выбор режима валютных курсов зависит от того, какую цель преследует экономическая политика. В ситуации, когда основной целью ставится достижение полной занятости, а инфляции особого значения не придается, предпочтение может быть отдано плавающим валютным курсам. Тогда же, когда ставится цель избежать инфляции, предпочтительнее фиксированные валютные курсы. По-существу проблема сравнительных преимуществ фиксированного валютного курса и плавающего валютного курса, в значительной мере, сводится к проблеме оптимального сочетания безработицы и инфляции.

Выбор той или иной валютной политики определяется степенью зависимости национальной экономики от процессов, происходящих в мировом хозяйстве. Если страна в большей степени подвержена угрозе внутренней нестабильности и в меньшей степени зависит от внешней, то для нее, как правило, предпочтительнее фиксированные валютные курсы. В случае, когда экономика страны в значительной степени зависит от мирового рынка, а внутренняя экономическая обстановка и национальная макроэкономическая политика относительно стабильны, то предпочтительнее плавающие валютные курсы.

Наконец, в плавающих валютных курсах больше заинтересованы страны с дефицитом ПБ, и страны, которые предпочитают независимость в проведении денежно-кредитной и бюджетной политики.

В самом общем виде можно сказать, что в условиях современного мира к выбору валютной политики нужно подходить с точки зрения оптимального сочетания ее оценки как инструмента экономической интеграции и средства защиты национальной экономики от негативных, разрушительных воздействий со стороны мирового хозяйства.

Список литературы

1. Миклашевская Н.А. Международная экономика. Учебник/Н.А. Миклашевская, А.В. Сидорович.-М.: Дело и Сервис, 1998. - 272с.

. Райзберг Б.А. Курс экономики. Учебник/Б.А.Райзберг. - М.: ИНФА-М, 2000. - 716 с.

. Булатов А.С. Экономика. Учебник.3-е изд., перераб. и доп./Под ред д-ра экон. наук проф. А.С.Булатова. - М.:Юристъ, 2001. - 896с.

. Булатов А.С. Экономика. Учебник/ Под ред проф. А.С.Булатова. - М.: Юристъ, 1999. - 734с.

5. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения /под ред. Л.Н. Красавиной. - М.: Финансы и статистика, 2008. - 576 с. [336 М43]

. Валютное регулирование и валютный контроль /под ред. В.М. Крашенинникова. - М.: Экономистъ, 2005. -399 с. [336 B16]

7. Валютный рынок и валютное регулирование /под ред. И.Н. Платоновой. - М.: БЕК, 2006.

Похожие работы на - Современная валютная политика

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!