Страновой риск и методы его оценки
Минобрнауки России
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
"Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет"
Кафедра логистики и организации перевозок
Контрольная работа
по дисциплине "Управление финансовыми потоками в цепях поставок"
Вологда
г.
Содержание
Введение
. Страновой риск: понятие и отличия
. Классификация рисков
. Методы оценки и управления страновыми рисками
Заключение
Список литературы
Введение
риск финансовый банковский страновой
В современных условиях глобализации, многие предприятия выходят на зарубежные рынки напрямую - посредством открытия своих филиалов и дочерних организаций или косвенно - кредитуя клиентов-резидентов других государств, приобретая ценные бумаги, эмитированные компаниями-неризидентами или ценные бумаги, выпущенные иностранными правительственными и муниципальными органами, а также посредством иных межбанковских операций.
Безусловно, стратегия географической экспансии приносит множество позитивных факторов для дальнейшего развития финансового института. К их числу можно отнести увеличение прибыли за счет экономии масштаба; повышение стоимости "брэнда" банка и его узнаваемости в международном масштабе; возможность участия в развитии экономик других стран и т.д. Главным образом, географическая экспансия предоставляет возможности для повышения диверсификации как ссудного портфеля и других активных операций банка, так и источников средств его фондирования. Тем не менее, одновременно с положительными факторами, существуют и факторы риска, которые в свою очередь могут привести к существенным финансовым потерям и иным негативным результатам, косвенно влияющим на деятельность финансового института. Так, например, заемщик-нерезидент или иностранный эмитент ценных бумаг могут обьявить дефолт по своим обязательствам; в стране оперирования дочерних организаций банка могут возникнуть серьезные политические риски (насильственная смена правительства, национализация частных компаний, война и т.п.) или экономические риски (падение уровня ВВП, снижение общей деловой активности, повышение уровня безработицы и т.п.)
Цель контрольной работы - рассмотреть теоретические аспекты страновых рисков.
Для написания работы использована учебная, периодическая литература.
. Страновой риск: понятие и отличия
Происходящие в мире изменения, такие как глобализация и интернационализация бизнеса, способствуют расширению деловых связей между участниками экономической среды и являются основой для создания единого экономического пространства.
Расширение связей внутри одного экономического пространства, с одной стороны, нивелирует глобальные прогнозируемые риски (транзакционные, внешнеэкономические и др.), с другой же - способствует проявлению рисков, присущих непосредственно действующему бизнесу. Таким образом, с одной стороны, у нас есть "инвестор", заинтересованный в оптимальном размещении своих средств, с другой - "заемщик", нуждающийся в финансировании своего бизнеса.
На развивающихся рынках "инвестор" может столкнуться с нестабильностью политического режима, коррупцией, гражданскими беспорядками, дефолтами и другими событиями в стране, где он планирует разместить свой капитал. Для преодоления такого плана неопределенностей проводится анализ риска, определяющего вероятность того, что суверенное государство (или независимый кредитор в определенной стране) не будет иметь возможности (желания) выполнить свои обязательства по отношению к иностранному кредитору (или "инвестору").
Страновой риск является многофакторным явлением, характеризующимся тесным переплетением множества финансово-экономических и социально-политических переменных.
Понятие "страновой риск" до сих пор не имеет однозначной трактовки. В 1970-е гг. широко использовали понятие "суверенный риск" - риск кредитования правительства суверенной страны [2]. В этот период многие коммерческие банки столкнулись с рисками финансирования частных заемщиков из развивающихся стран, не входивших в группу ОПЕК (страны - экспортеры нефти). В конце ХХ в. резко обострились долговые проблемы развивающихся государств, финансовые кризисы затронули интересы иностранных инвесторов, многие из них столкнулись с проблемой дискриминационного отношения со стороны национальных правительств. Это привело к введению понятия странового риска, которое стали употреблять часто на интуитивном уровне, без четкого определения.
Здесь под страновым риском будет пониматься любой ущерб, наносимый иностранным инвесторам и фирмам в результате тех или иных решений принимающей страны, политических и военных событий в этой стране или неблагоприятного изменения на финансовых рынках.
Необходимо отличать риск страновой от чисто коммерческого. В первом случае речь идет об убытках иностранного инвестора или фирмы в результате экономической политики или неблагоприятных событий в стране, принимающей инвестиции, во втором - об убытках, связанных с ошибками в коммерческой деятельности фирмы.
На практике, однако, коммерческие и страновые риски тесно взаимосвязаны и их не всегда можно однозначно разделить. Так, если коммерческая фирма в стране, принимающей инвестиции, не осуществила платеж иностранной фирме из-за каких-либо неблагоприятных событий в этой стране, то такой риск считается политическим. Если же неплатеж есть следствие ошибок в хозяйственной деятельности первой фирмы, то риск не считается страновым. Однако определить истинную причину неплатежа не всегда возможно.
Сложности возникают и в случаях стихийных бедствий, которые влекут убытки у иностранных инвесторов. Обычно при повторяющихся стихийных бедствиях иностранные инвесторы включают возможные потери в оценку странового риска.
2. Классификация рисков
Страновые риски в целом можно разделить на экономические и политические [1]. Под экономическими страновыми рисками понимается возможность частичной или полной неплатежеспособности страны перед нерезидентами, т.е. превышение внешних долгов страны по сравнению с между-народными ликвидными средствами, которыми она располагает. Политические страновые риски заключаются в прямых вмешательствах государства в деятельность иностранных фирм путем дискриминации, национализации и экспроприации.
Дискриминация состоит в предоставлении национальным предприятиям особых конкурентных преимуществ по отношению к размещенным в этой стране транснациональным корпорациям (ТНК), совместным предприятиям [1]. Это может выражаться, например, в ужесточении налогообложения, повышении лицензионных сборов, пошлин и т.п. Хотя в этих случаях речь в основном идет об экономических мерах правительства, они причисляются к политическим рискам.
Под экспроприацией имеется в виду полное лишение иностранных инвесторов права распоряжения собственностью, которой они обладали на территории данного государства. При этом возможна частичная или полная компенсация убытков иностранного инвестора. При национализации, в отличие от экспроприации, иностранные инвесторы лишаются права собственности лишь частично (обычно более 51%).
Иногда в экономической литературе страновой риск отождествляется только с политическим [4]. В этом случае можно говорить о страновых рисках в узком смысле слова.
Экономические страновые риски влекут за собой риск убытка не только для нерезидентов, но и резидентов, особенно тех из них, которые ведут экспортно-импортные операции, поскольку эти риски вызваны неблагоприятными событиями на рынке. Это же относится к стихийным бедствиям.
Целесообразно риски осуществления прямых инвестиций разделить на микро- и макроэкономические. Микроэкономические риски относятся непосредственно к месту расположения прямых инвестиций и условиям окружающей среды в узком смысле слова, например, наличию достаточной территории для строительства (с учетом будущего развития), примыканию к транспортным артериям и транспортным системам, наличию рабочих определенной минимальной квалификации в месте осуществления инвестиций, достаточному снабжению водой и энергией с возможностью его расширения и т.д. Эти классы рисков ТНК может более надежно идентифицировать и оценить, а также воздействовать на их уменьшение.
К макроэкономическим страновым рискам можно отнести [5]:
б)процентный риск;
в)риск инфляции;
г)риск неконвертируемости;
д)риски, связанные с невыполнением условий кредитных соглашений: трансфертный риск; мораторий и (или) пересмотр условий погашения долга; риск отказа от признания долга или его дальнейшего обслуживания.
Валютные риски возникают из-за того, что при существовании подвижных валютных курсов происходят изменения стоимости обязательств и требований (включая объем капитала, инвестированного за границей) дочерней компании по отношению к материнской, а также ТНК в целом. Если в стране используют фиксированные валютные курсы, то правительство может периодически осуществлять их пересмотр либо в сторону повышения (ревальвация), либо в сторону понижения (девальвация). В этом случае говорят о рисках изменения паритетов (риск девальвации и ревальвации).
Как правило, нерезиденты стремятся к нейтрализации валютного риска, и лишь в спекулятивных случаях к возможному использованию изменений валютного курса. Так как при долгосрочных прямых инвестициях хеджирование валютного риска с использованием срочных валютных сделок невозможно и обратный трансферт вложенных средств большей частью не предусматривается, оценка курсового риска ограничивается главным образом его возможными воздействиями на трансферт прибыли дочерними компаниями материнской.
Как правило, прямые инвестиции, предпринятые в определенной стране на перспективу, не терпят краха из-за риска изменения валютного курса. С другой стороны, инвестиция за рубежом может вообще быть вынужденной вследствие непрерывной ревальвации валюты экспортирующей страны (экспорт становится при этом невыгодным), а именно тогда, когда конкурентоспособность экспортирующего предприятия подвергается существенной угрозе на соответствующем рынке, и благодаря основанию производственной единицы за рубежом удается восстановить статус-кво.
Таким образом, страновой риск можно разделить на две основные категории - трансграничный риск и суверенный риск, подверженность которым может прямо или косвенно влиять на деятельность каждого коммерческого банка в современных условиях глобализации и положительной корреляции ряда национальных экономик. Трансграничный риск охватывает вероятность дефолта по всем требованиям банка к заемщикам-нерезидентам - юридическим и физическим лицам и/или иностранным юридическим лицам - эмитентам долговых ценных бумаг. В дополнение к трансграничному риску можно отнести и заемщиков-резидентов физических и юридических лиц, в случае если значительная часть их основного капитала находится за рубежом и денежные потоки, за счет которых будет происходить погашение обязательств, также будут генерироваться зарубежом. Суверенный риск представляет собой наличие у банка требований к государственным и муниципальным органам иностранного государства, таким например как Правительство или Центральный Банк другого государства, которые также имеют определенную, хоть и крайне низкую вероятность дефолта.
Наряду с трансграничным и суверенным классификациями странового риска, отдельно следует рассмотреть и политический риск, определяемый как совокупность политических факторов страны (уровень свободы слова, демократии, наличие/отсутствие коррумпированности властных органов, вероятность возникновения вооруженных конфликтов с соседними государствами и т.п.) которые в свою очередь могут уже являться причиной возникновения трансграничного и/или суверенного рисков.
. Методы оценки и управления страновыми рисками
Для принятия адекватного уровня страновых рисков с целью минимизации возможных финансовых убытков, банку необходимо иметь приемлемую систему управления страновыми рисками. Определенным ориентиром могут выступать как макроэкономическая статистика по определенному государству, так и уровень страновых (суверенных) рейтингов от трех ведущих международных рейтинговых агентств (Fitch, Moodys, Standard&Poors). Использование подобных количественных и качественных характеристик при проведении экспертных заключений позволяет риск-менеджеру в полной мере оценить текущее положение определенного "суверена" и, исходя из внутренней политики банка и его "риск-аппетита", установить оптимальную величину риска, который может быть принят на каждую отдельную страну. При определении методологии расчета страновых лимитов большинство банков используют определенные модели, которые как правило могут основываться на таких параметрах как рейтинг (рассчитанный согласно внутренним нормативным документам банка либо могут использоваться рейтинги от ведущих международных рейтинговых агентств), объем ВВП иностранного государства, уровень спрэда по суверенным CDS, а также валюты баланса самого банка или объема его капитала.
При определении совокупного размера лимита на каждую страну, целесообразно отталкиваться от его двух основных составляющих. Таким образом, совокупный размер странового лимита целесообразно определять из экономически оптимальной суммы лимитов по трансграничному и суверенному рискам, что позволит четко разграничить и мониторить все операции, утилизирующие страновой лимит в целом по каждой конкретной стране. Для осуществления "лучших практик" в управлении страновыми рисками, мониторинг соблюдения заинтересованными подразделениями установленных страновых лимитов должен проводиться риск-менеджерами на ежедневной основе, а непосредственный очередной пересмотр размеров страновых лимитов - минимум один раз в год.
Исходным моментом для оценки валютного риска являются определенные общеэкономические показатели страны предполагаемых инвестиций, например, уровень инфляции в текущем году и его изменения, а также степень импортной зависимости страны размещения инвестиций и объем экспортной доли страны, к которой принадлежит данное предприятие. Последний индикатор важен потому, что несмотря на перемещение производства потенциального инвестора в другую страну, экспорт других предприятий может возрастать и далее, и это может привести к дальнейшему росту валютного курса по отношению к другим странам и вызовет, безусловно, снижение стоимости прибылей, переводимых филиальными отделениями, в страну материнской компании, выраженной в национальной валюте.
Отказ от признания долга (гериёгаНоп) или отказ (полный или частичный) от его дальнейшего обслуживания (Зе/аиЫ) как разновидности кредитного риска имеют для иностранных фирм и инвесторов наиболее тяжелые последствия. При этом отказ от признания долга осуществляется часто на государственном уровне, что влечет за собой и невыплаты по долгам фирмами и банками данной страны. Примером является отказ СССР от выплаты по царским долгам [4]. Некоторые развивающиеся страны, получив крупные займы от международных финансовых организаций, прекратили обслуживание своих долгов.
Пересмотр условий погашения долга, в том числе сроков его погашения, т.е. мораторий, являются более мягкими формами кредитного риска. При этом пересмотр условий погашения долга может включать также снижение ставки процента, непогашение час
ти основного долга. Случай моратория вкупе с пересмотром условий погашения долга имел место при отсрочке в 1998 г. Россией выплат долгов по ГКО, причем как резидентам, так и нерезидентам, с конвертацией ГКО в новые валютные бумаги.
Трансфертный риск заключается в невозможности или затрудненности перевода средств (прибыли, процентных платежей и т.д.) за рубеж частными фирмами и лицами. Он вызывается валютными ограничениями в стране, которые могут относиться либо ко всем валютным ценностям, либо к их части, например, только к средствам, полученным от финансовых операций.
Риск ставки процента это риск того, что изменение ставок процента на рынке приведет к колебаниям цен долговых обязательств. Риск процентной ставки влияет на такие долговые обязательства, как государственные, корпоративные и муниципальные облигации. Риск ставки процента имеет большее воздействие на долгосрочные облигации, чем на краткосрочные. Если ставка процента повышается, то цена долгосрочных облигаций снижается больше, чем цена краткосрочных. Если ставка процента снижается, то цена долгосрочных облигаций поднимается больше, чем цена краткосрочных.
Иностранные инвесторы или кредиторы допускаются обычно не ко всем долговым обязательствам страны. Но для тех обязательств, по которым такой допуск осуществлен, процентный риск имеет для нерезидентов существенное значение. Часть страновых обязательств, например в форме еврооблигаций, распространяется на международных финансовых рынках, на которых формируются иные, чем в стране-эмитенте, экономические условия и, соответственно, возникают другие риски.
Для минимизации риска ставки процента инвестор может приобрести либо краткосрочные ценные бумаги, либо долговые обязательства с меняющейся ставкой процента. Меняющаяся ставка процента снижает риск ставки процента определенного выпуска долговых обязательств. При общем повышении ставок процента ставка процента конкретного выпуска облигаций также увеличивается. Так как ставка процента облигаций увеличилась, рыночная цена облигаций не снизится так же, как цена облигаций с фиксированной ставкой процента.
Идентификация наличия страновых рисков неоднозначная задача, и в определенной мере ее решение носит субъективный характер.
В интересах создания четкой правовой базы законодательства большинства стран определяют политические страновые риски хотя и в достаточно широком, но все же завершенном смысле. Так, например, в Германии используется классификация политических рисков по потерям, которые могут возникнуть в связи со следующими причинами [4]:
а)национализация, экспроприация, вмешательство высокого уровня (правительственное) или, напротив, противозаконное бездействие в случаях, когда вмешательство было необходимо (в целом трактуется как случай экспроприации);
б)война или прочие вооруженные споры, революция или волнения;
в)запрет на платежи или моратории (случай моратория);
г)невозможность конвертации или трансферта денежных сумм, которые были выплачены в Германии.
Сложным является вопрос об определении обязательств о возмещении ущерба. На практике предпосылки для обязательств о возмещении ущерба страной можно считать выполненными лишь при наличии поведения высших инстанций, которое в такой мере затрагивает предприятие с иностранным капиталом, что его нормальное функционирование становится невозможным или ему причинен значительный вред. Имеющие место на практике обстоятельства, например, уменьшение прибыли по сравнению с ожидавшимся уровнем, нельзя отнести к таким случаям.
Также и изменения в законах, которые неблагоприятным образом подействовали на предприятие с иностранным участием, не представляют, как правило, основания для обязательной компенсации ущерба. Только если иностранному инвестору были представлены гарантии против изменения каких-либо законов, например, в сфере налогов, пошлин и концессий, или заранее определен порядок и размеры возмещения ущерба в случае каких-либо изменений, можно ожидать с большой вероятностью устранение отрицательных последствий.
Причины политических рисков точно так же многослойны и включают, по сути, два фактора: "внешнюю политику" и "внутреннюю политику". В то время как внешнеполитические риски могут возникнуть из-за вступления страны в политический альянс или из враждебного поведения других государств по отношению к стране осуществления инвестиций (что затем ведет, например, к ограничению экспортной деятельности иностранной единицы ТНК) внутриполитические риски имеют различный сценарий, причины чего часто следует искать в идеологических трениях партий. Кроме того, сюда относятся политические риски из-за социальных волнений, слабости правительств, недобросовестной администрации и из-за неэффективной правовой защиты товаров.
С понятием странового риска тесно связано понятие инвестиционного климата в стране. Он показывает привлекательность страны для уже действующих и потенциальных инвесторов с точки зрения законодательства, политики, налогов (условно субъективные факторы). Его рассматривают в совокупности с обеспеченностью страны ресурсами, необходимыми для реализации проектов (объективные факторы). Первая группа факторов оказывает в первую очередь влияние на степень риска вложений в проект, вторая - на доходность проекта. Можно выделить следующие основные факторы, влияющие на привлечение ПИИ:
а)географическое распределение ресурсов и рынков;
б)конкуренция цен на ресурсы;
в)долгосрочный потенциал и размер рынка;
г)политическая стабильность;
д)политический либерализм;
е)стабильная правовая система;
ж)развитая инфраструктура;
з)социально-культурная близость.
Первые три фактора относятся ко второй группе, а остальные к первой.
Применительно к России исследования показали, что иностранных инвесторов здесь привлекают (в порядке уменьшения привлекательности):
б)наличие квалифицированной рабочей силы;
в)издержки на оплату труда в соответствии с развитыми странами.
Величина рынка сбыта определяется платежеспособным спросом потребителей. В России этот фактор имеет большое значение, поскольку иностранные предприятия, создаваемые здесь, ориентированы в основном на продажу продукции на местном рынке.
Заключение
Страновой риск можно определить как вероятность задержки или абсолютный отказ от выполнения контрагентом обязательств по выплатам процентных платежей или всей суммы основного долга вследствие возникновения препятствий, связанных с государством, в котором расположен контрагент или в государстве, на территории которого контрагент генерирует наибольшую часть своей выручки. Также под страновым риском понимается риск самого "суверена", т.е. существует определенная вероятность того, что иностранное государство может объявить частичный или полный дефолт по своим обязательствам вследствие негативных внешних и внутренних факторов (война, глубокая экономическая рецессия, насильственная смена законно выбранной власти, стихийные бедствия и т.п.).
Подверженность страновому риску может испытывать любой финансовый институт независимо от размера его активов, капитала или стратегии развития. Глобализация и тенденции усиления взаимозависимости национальных экономик отдельных стран существенно влияют на деятельность коммерческих банков, которые в свою очередь осуществляют операции на рынках различных государств и с клиентами-резидентами иностранных государств. При этом возникает риск дефолта иностранного заемщика или риск дефолта иностранного государства по своим обязательствам, что в свою очередь негативно отразится на общих результатах деятельности коммерческого банка в случае реализации подобного кредитного события.
Управление страновыми рисками целесообразно производить исходя из их классификации по суверенному страновому риску и по трансграничному страновомуриску для которых в свою очередь могут быть установлены свои сублимиты.
Список литературы
1.Ананькина Е.А. Страновой риск как ограничитель кредитоспособности // Экономика России: XXI век. 2009. №15.
2.Пискунова Н.Г. Страновой риск и методы его оценки // Международные банковские операции. 2009. №2.
3.Сусанин Д. Методы измерения странового риска // РЦБ. 2007. №16.
4.Хаертфельдер Е., Лозовская Е. Фундаментальный и технический анализ рынка ценных бумаг. Питер, 2010.
5.URL: http://www.riskovik.com