Роль и значение межгосударственных и международных экономических организаций в экономике развивающихся стран

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Мировая экономика, МЭО
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    77,27 Кб
  • Опубликовано:
    2015-06-09
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Роль и значение межгосударственных и международных экономических организаций в экономике развивающихся стран

КЫРГЫЗСКО-РОССИЙСКИЙ СЛАВЯНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Кафедра мировой экономики








Курсовая работа

Роль и значение межгосударственных и международных экономических организаций в экономике развивающихся стран


Руководитель: к.э.н.,

Аттокурова Н.С.








Бишкек 2006

Введение

межгосударственный развивающийся экономический

Современные международные экономические отношения очень нестабильны, ситуации, возникающие на современных рынках, отличаются большим риском и неопределенностью. Ситуация углубляется еще и тем, что на современном этапе резко выросла роль развивающихся стран. Все это заставляет многие страны участвовать в координации мировой экономической политики. Эту координацию на практике осуществляют такие органы, как ООН Международный валютный фонд, Международная торговая организация, Международный банк реконструкции и развития, а также другие международные и межгосударственные экономические организации.

Международные и региональные экономические организации - это институты, созданные на основе межгосударственных соглашений с целью регулирования международных экономических отношений. Эти учреждения появились в прошлом столетии, они следуют своим целям, решают разные задачи и действуют в глобальном или региональном масштабах.

Если раньше международные экономические отношения в основном развивались между промышленно развитыми странами, то на сегодняшний день быстрые темпы экономического роста в развивающихся странах, сильная дифференциация их экономического положения усложнили мировые экономические отношения. Перед международными организациями выступили новые проблемы связанные не с материальной помощью, а усилением роли развивающихся стран в мировом хозяйстве.

Глубокая интеграция развивающихся стран в мировую экономику предполагает, в частности, их подключение к межгосударственным институциональным структурам, предназначенным для регулирования мировых экономических отношений, членство в ведущих международных организациях, в первую очередь в МВФ, ВТО и Всемирном банке. В условиях резко возросшей взаимозависимости современного мира страны Третьего мира не могли без ущерба своих интересов оставаться в стороне от участия в формировании международного экономического механизма, с которым они реально взаимодействовали при осуществлении внешнеторговых связей. Кроме того, вступление в эти организации открывает доступ к важнейшим рынкам мира.

Все эти вопросы показывают актуальность изучения того, насколько тесно взаимозависимы деятельность международных экономических организаций и экономическое развитие стран, как они влияют друг на друга, какое их современное состояние.

Данная работа полностью посещается на изучение и анализ вышесказанных проблем. Первые две главы описывают состояние развивающихся стран, раскрывают сущность, понятие международных экономических организаций и рассматривают их роль в экономике развивающихся стран. В последней главе описывается деятельность международных экономических институтов в Кыргызской Республике, а также перспективы развития экономических взаимоотношений нашей страны с международными организациями.

Глава 1. Сущность межгосударственных и международных экономических организаций

.1 Возникновение межгосударственных и международных экономических организаций и их классификация

Международные организации - наиболее развитые и разнообразные механизмы упорядочения международной жизни.

Под международными правительственными экономическими организациями понимаются международные организации, членами которых являются государства и которые учреждены на основе соответствующих договоров для выполнения определенных целей. Одним из феноменов современного международного развития является повышение значимости и увеличение количества международных организаций.

Прообразы международных организаций возникли еще в древности. В Древней Греции в IV в. до н.э. появились первые постоянные международные объединения в виде союзов городов и племен, которые сблизили греческие государства.

В средние века создавались международные экономические и таможенные объединения. Одним из первых был Ганзейский торговый союз. Все государства, вошедшие в него государства, подчинялись одним законам относительно ввоза, вывоза товаров. Все таможенные сборы признавались общими и распределялись между членами союза в соответствии с численностью населения.

Первой межправительственной организацией считается Центральная комиссия по судоходству на Рейне (1815). Со второй половины XIX в, когда сотрудничество государств затронуло многие сферы жизни общества, международные организации стали акторами в международных отношениях. В это время возникает Всемирный телеграфный союз (1865), Всемирный почтовый союз (1874), Международное бюро мер и весов (1875) и другие организации которые имели коллективные органы управления, штаб-квартиры, фиксированное членство. Компетенция этих государств ограничивалась обсуждением специальных проблем.

В первой половине XX в. заметно выросло число межправительственных организаций. Возникли такие организации, как Лига Наций. Лига Наций была создана в 1919 г. по инициативе победивших в войне Франции и Великобритании. В нее вошли 30 стран. В начале XX в. существовало более тридцати организаций, но после Второй мировой войны количество межгосударственных организаций начинает расти более быстрыми темпами. В 1945 г. была создана Организация Объединенных Наций (ООН), а годом раньше на Бреттон-Вудской конференции были организованы Международный валютный фонд (МВФ) и Всемирный банк (ВБ). Таким образом, к середине 80-х годов количество межправительственных организаций достигает 378. К настоящему времени насчитывается свыше 4 тыс. международных организаций, из них 254 относились к межгосударственным организациям.

Международные организации можно классифицировать по направлениям их деятельности и объектам регулирования. В соответствии с такими классификационными признаками их можно разделить на следующие группы:

организации, предназначенные для решения комплексных политических, экономических, социальных и экологических проблем. Сюда относятся организации системы ООН, Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Совет Европы и др.;

организации, регулирующие мировые финансовые рынки и международные валютно-финансовые отношения (МВФ, группа Всемирного банка и др.);

организации, регулирующие товарные рынки и международные торговые отношения (ВТО, ОПЕК и др.);

региональные международные организации, представляющие собой экономические блоки стран (НАФТА, ЕС и др.).

.2 Структура межгосударственных и международных экономических организаций и их задачи в решении экономических проблем развивающихся стран

В первой группе организаций, решающих комплексные проблемы, Организация Объединенных Наций занимает, безусловно, центральное место. ООН, членами которой являются 185 государств, разрабатывает рекомендации, конвенции, мероприятия, которые предлагает принять и реализовать своим членам путем включения в национальное законодательство. ООН состоит из главных и вспомогательных органов, специализированных организаций и учреждений, а также автономных организаций. К числу главных органов относятся: Генеральная Ассамблея; Совет Безопасности; Международный суд Секретариат. Генеральная Ассамблея выносит резолюции, которые, хотя и не являются обязательными для ее членов, все же оказывает заметное влияние на мировую экономику и политику. За время существования ООН принято около 10 тыс. разнообразных резолюций. Генеральная Ассамблея окончательно утверждает все международные конвенции по экономическим вопросам. В ее структуре экономическими проблемами занимаются:

Комитет по экономическим и финансовым вопросам, вырабатывающий резолюции к пленарным заседаниям Генеральной Ассамблеи;

Комиссия ООН по праву международной торговли - ЮНСИРТАЛ, занимающийся гармонизацией и унификацией правовых норм в международной торговле;

Комиссия по международному праву, работающая над развитием и кодификацией международного права;

Комитет по инвестициям, оказывающий содействие в размещении инвестиций из средств фондов, находящихся под контролем ООН.

Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) создана в 1961 г. Членами являются 29 промышленно развитых стран. Основной функцией является координация экономической политики стран-участниц в целях смягчения возникающих в мировой системе хозяйства противоречий. Среди наиболее важных направлений деятельности ОЭСР можно выделить вопросы регулирования международной торговли, стабилизации валютно-кредитной системы, проблемы взаимоотношений с развивающимися странами. Однако принимаемые решения по этим вопросам носят чисто рекомендательный характер. Высшим органом является Совет, состоящий из представителей государств-членов. Он заседает обычно один раз в год на уровне министров под представительством одного из них. 

«Группа семи», или «Большая семерка», «G7», является организацией самых экономически мощных стран ОЭСР. Она была образована в 1975 г. для решения глобальных финансовых и валютных вопросов, но потом функции группы постоянно расширялись, и сейчас на ежегодных встречах глав правительств обсуждается весь спектр глобальных проблем. Входящие в группу Великобритания, Германия, Италия, Канада, США, Франция и Япония обеспечивают сейчас около 60% мирового ВВП, и этот факт определяет огромное влияние «Большой семерки» на развитие мировой экономики.

Совет Европы является межправительственной организацией широкого профиля, объединяющей 40 стран Европы, включая Россию. Основными сферами деятельности выступают: права человека; средства массовой информации; сотрудничество в правовой области; социальные и экономические вопросы; здравоохранение; образование; культура; спорт; региональное управление и окружающая среда. Руководящим органом Совета является Комитет министров, состоящий из министров иностранных дел 40 стран, а совещательным - Парламентская ассамблея.

Международные организации второй группы непосредственно занимаются регулированием мировых финансовых и валютных рынков. К ним относится МВФ, который является одним из ведущих международных финансово-кредитных организаций. Фонд учрежден в 1944 г. в Вашингтоне, реально он начал функционировать в 1946 г. В МВФ входят 182 страны. Ресурсы МВФ формируются за счет взносов стран - членов Фонда. В своей деятельности МВФ руководствуется принципом обусловленности, согласно которому страны-члены могут получить от него кредиты лишь при условии, что они обязуются проводить определенную экономическую политику. В качестве таких условий МВФ выдвигает сокращение бюджетного дефицита, снижение темпов роста денежной массы и поднятие процентных ставок по кредитам выше уровня инфляции.

Группа Всемирного банка состоит из пяти тесно связанных между собой институтов, общей целью которых является оказание развитыми странами финансовой помощи развивающимся странам. В эту группу входят:

Международный банк реконструкции и развития (МБРР) - главная составляющая группы Всемирного банка. Основан в 1945 г. Он объединяет более 180 стран мира. Уставной капитал составляет 142 млрд долл. США. Страны оплачивают 20% своих квот в уставном капитале, причем 2% - в конвертируемой валюте, а 18% в национальной валюте. Высший орган - Совет управляющих. Каждая страна представлена одним членом в Совете управляющих, обычно на уровне министра. Сосредоточивает свои усилия на предоставлении кредитов относительно богатым развивающимся странам. Банк специализируется на двух видах кредитов. Целевые кредиты предназначаются для финансирования конкретных инвестиционных проектов, например, строительство дорог, мостов или электростанций. Программные кредиты призваны помочь правительству осуществить структурные реформы в ключевых областях экономики, например, провести либерализацию внешнеэкономических связей. В этом случае кредит не обеспечивает определенный инвестиционный проект, а выступает как средство общего финансирования государственного бюджета в соответствии с кардинальными изменениями экономической политики.

Международная ассоциация развития (МАР). Образована в 1960 г. В нее входят 160 государств-членов. Преследуемые цели схожи с целями МБРР. В основном предоставляет кредиты для приоритетных, экономических и технически обоснованных проектов в рамках национальной экономики. Эти две организации различаются по источникам финансовых средств и условиям предоставления капитала. В то время как МБРР, занимающий капитал в основном на финансовых рынках, предоставляет займы на несколько более льготных, чем обычные коммерческие, условиях (в основном государствам, отвечающим определенным требованиям, а именно - возвращающим кредиты), МАР, получающая свой капитал из других источников, предоставляет беспроцентные кредиты наименее развитым странам. Целями МАР являются поощрение экономического развития, повышение производительности труда, а также уровня жизни в государствах-членах. МАР располагает следующими источниками финансирования: прибыли МБРР, взносы членов (более 70 млрд. долл. США), а также возвращенные кредиты.

Каждый финансируемый проект подвергается политико-экономической экспертизе с целью наиболее эффективного использования финансовой помощи. МАР обычно предоставляет беспроцентные кредиты на срок 35-40 лет со льготным периодом 10 лет, взимая комиссионные на покрытие административных расходов. Кредиты даются в национальной валюте государства или его территории. Право на кредит и участие в МАР имеет только страна - член МБРР.

Международная финансовая корпорация (МФК). Основана в 1956 г. В МФК в настоящее время входят 174 государства-члена. В отличии от МБРР МВК действует на микроуровне, финансируя не правительства, а непосредственно предприятия. МФК - крупнейший в мире источник прямого финансирования проектов частных капиталовложений в развивающихся странах.

Источниками финансирования МФК являются взносы членов и уставный капитал (1,4 млрд. долл. США), кредиты МБРР, отчисления от прибылей, средства от возвращения кредитов, а также привлекаемые на международных финансовых рынках.

МФК предоставляет кредиты сроком от 5 до 15 лет высокорентабельным частным предприятиям, но в отличии от МБРР - без гарантии правительства. Таким образом, МФК содействует дополнительному финансированию проектов, реализуемых частным сектором. При этом МФК ограничивает свое участие в каждом конкретном проекте 25% его стоимости. Но она помогает найти инвесторов. Занимается содействием экономическому росту развивающихся стран путем оказания поддержки частному сектору.

Международное агентство по гарантированию инвестиций (МАГИ). Создано в 1988 г. Осуществляет поощрение иностранных инвестиций в развивающихся государствах путем предоставления гарантий иностранным инвесторам от потерь, вызываемых некоммерческими рисками.

Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС). Основан в 1966 г. Осуществляет содействие потокам международных инвестиций путем предоставления услуг по арбитражному разбирательству и урегулированию споров между правительствами и иностранными инвесторами, проводит консультирование, научные исследования, располагает информацией об инвестиционном законодательстве различных стран. 

Международные организации третьей группы регулируют международную торговлю и отдельные рынки. Одним из главных является Всемирная торговая организация (ВТО), которая была создана в 1995 г. на базе Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), действующего с 1948 г. ВТО - единственная международная организация, имеющая дело с глобальными правилами торговли между государствами. Его главной функцией является - обеспечение гладкой, прозрачной и свободной международной торговли. Основу его работы составляют соглашения ВТО, договоренные и подписанные большинством государств участвующих в международной торговле. Целью же ВТО выступает улучшение благосостояния населения стран-членов. Также в ее функции входит улаживание споров возникших в области торговли, посредством тех же соглашений и обязательств. Основными принципами ВТО являются:

Торговля без дискриминации - т.е. страны должны предоставлять всем партнерам одинаковые условия торговли;

Торговля без национализма - товары зарубежных стран и отечественные товары должны рассматриваться одинаково;

Свободная торговля посредством переговоров;

Предсказуемость - страны участники не должны резко менять свою торговую политику;

Поддержка свободной конкуренции.

Организации четвертой группы действуют на территории определенных регионов. Одним из известных организаций четвертой группы является Европейский Союз (ЕС). На современном этапе ЕС объединяет 15 развитых западноевропейских государств с населением более 380 миллионов человек и является крупнейшим торговым блоком в мире. На долю этих стран приходится более 25% всего объёма мировой торговли, около 1/3 официальных международных ликвидных резервов, 36% средств, направляемых в качестве донорской помощи развивающимся странам.

Следует отметить, что Европейский союз представляет собой некое абсолютно новое и уникальное по своей природе явление. До настоящего момента во всей истории человечества не существует второго примера подобного синхронизированного и подчиненного неким общим законам и целям союза государств, из которых ни одно не претендует на роль абсолютного и неоспоримого лидера.

У истоков ЕС стояло образование в 1952 г. Европейское объединение угля и стали. Но полное создание ЕС осуществился после Маастрихтского договора о Европейском Союзе, подписанный главами государств - членов в декабре 1991 г. и введенный в действие в 1993 г. Функционирование ЕС осуществляется системой органов.

Другой такой региональной организацией является Североамериканская ассоциация свободной торговли (НАФТА). Оно вступило в силу в 1994 г. и действует между США, Канадой и Мексикой. Главной целью выступает соединение финансовых, научно-технических и предпринимательских потенциалов США и Канады с важнейшим фактором конкурентоспособности - низкими издержками производства, характерными для условий Мексики.

Немаловажную роль играет и АСЕАН включающий стран Юго-Восточной Азии и Океании, созданный в 1967 г.. Целью является содействие социальному и экономическому развитию стран-членов, сотрудничество в промышленности и в сельском хозяйстве, проведение научно-исследовательских работ.

Глава 2. Влияние межгосударственных и международных экономических организаций на экономику развивающихся стран

.1 Экономическое состояние развивающихся стран

Социально-экономическая трансформация развивающихся стран создала необходимые условия для ускорения их развития. Этому способствовало сокращение внеэкономического принуждения, ограничение традиционных методов деятельности иностранного капитала, проведение социальных преобразований, которые подорвали докапиталистические отношения. Внешнеполитическая обстановка, особенно на первом этапе в 60-70-е гг., также благоприятствовала укреплению положения развивающихся стран в мире. К середине 90-х гг. доля стран Третьего мира поднялась до 20% ВМП - подсчитанного на базе текущих валютных курсов, и 43% ВМП - на основе покупательной способности валют.

За прошедшие десятилетия развивающиеся страны по ряду социальных показателей достигли таких сдвигов, которые были осуществлены в западных странах почти за век. Средняя ожидаемая продолжительность жизни увеличилась на 16 лет, грамотность - 40%, уровень питания - 20%. Положительные сдвиги в развитии Третьего мира связаны с высокими темпами экономического роста. С 1960 по 1995 гг. общий объем производства в периферии мирового хозяйства, включая КНР, увеличился в 4 раза.

В динамике экономического роста можно выделить 2 периода. Наиболее высокие приросты ВВП отмечались в 60-70-е гг. В 80-е гг. произошло значительное снижение среднегодовых темпов прироста. В 90-е гг. они повысились, но не достигли уровня 60-70-х гг.

Долговременные тенденции экономического роста зависели от внутренних факторов, включая накопление физического и человеческого капитала, улучшение эффективности производства. По оценкам исследователей мирового банка, в развивающихся странах наибольший вклад в рост ВВП внесли труд и капитал. Достижение современного уровня производства выдвигает перед развивающимися странами не только задачи перевода всего их хозяйства на машинное производство, но и одновременное развитие его на самоподдерживающейся индустриальной и научно-технической основе. Продвинувшиеся в экономическом отношении страны значительно увеличили расходы на научно-технические разработки. С 80-х гг. в них стали переходить к формированию механизма соединения науки и производства, к образованию современного комплекса НИОКР.

Серьезное влияние на социально-экономические процессы в развивающихся странах оказало обострение долговой проблемы. Оно привело к резкому сужению притока заемных средств по коммерческим каналам, которое отчасти компенсировалось увеличением государственных кредитов, субсидий и займов международных финансовых институтов. Между тем выплаты по задолженности возросли. Воздействие долгового бремени до сих пор остается серьезным фактором, сдерживающим экономический рост развивающихся стран, хотя долговая проблема затронула отдельные группы стран далеко не в одинаковой степени.

В связи с высокими темпами инфляции во второй половине 80-х и первой половине 90-х гг. наблюдалась недостаточно стабильная обстановка для принятия экономических решений. Инфляция нарушала процесс превращения сбережений в накопление, поэтому, национальные сбережения сократились. В больших масштабах сокращение произошло в группе беднейших стран с высоким уровнем внешней задолженности.

Изменение положения развивающихся стран в мировом производстве сопровождалось возрастанием их роли в функционировании международных рынков капиталов. Если в начале 70-х гг. из 15 ведущих международных финансовых центров лишь три находились в Третьем мире, то уже в середине 80-х гг. 10 из 31 финансового мирового центра были расположены там. Наиболее молодым финансовым центром выступает рынок в зоне Персидского залива - он является своеобразным ответвлением евровалютного рынка для рециклирования нефтедолларовых излишков стран-экспортеров нефти.

В этом регионе сформировалась сеть банковских учреждений, насчитывающая свыше 250 банков, более 30 из которых входит в число 500 крупнейших по активам банков мира.

Важную роль, определяющую положение развивающихся стран в мировом хозяйстве, играют внешнеэкономические связи. Их развитие профилирует не только взаимосвязи с другими подсистемами, но и степень воздействия последних на внутренний рынок. Внешнеэкономические связи могут содействовать расширению и модернизации материально-вещественной части фонда накопления, а также смягчению экономических и социальных диспропорций, возникающих в ходе ломки традиционных экономических структур. Воздействие внешнеэкономических связей на процессы воспроизводства, темпы и пропорции экономического роста имеют в Третьем мире возможно большее значение, чем для многих промышленно развитых стран. В 1995г. 27,5% совокупного ВВП развивающихся стран было реализовано за рубежом, а импорт товаров и услуг составил 28,4% совокупного продукта. Это больше, чем в промышленно развитых странах.

Одной из наиболее примечательных особенностей в развитии международных экономических отношений во второй половине XX века является усиление в них роли и значения бывших колоний и зависимых территорий - нынешних развивающихся государств, или, как часто их называют, освободившихся-государств, стран «третьего мира», «стран Юга», стран «Периферии». В этих государствах проживает 3,2 млрд. человек. Страны эти очень разные. В них идут сложные социально-экономические процессы. При этом генеральной тенденцией развития освободившихся государств, начиная с 60-х годов XX века, становится их растущая дифференциация.

Но вместе с тем, существует ряд признаков, которые объединяют развивающиеся страны в особую группу государств. Среди них можно выделить следующие признаки:

Зависимое положение в системе мирового хозяйства;

переходной характер внутренних социально экономических структур и производственных отношений;

низкий уровень развития производительных сил, отсталость промышленности, сельского хозяйства, производственной и социальной инфраструктуры.

Мы используем классификацию стран по уровню экономического развития И.А.Ревинского. Группа развивающихся стран охватывает 132 страны: 50 находятся в Африке, 30 расположено в Азии, 18 ближневосточных и европейских стран и 34 страны Центральной и латинской Америки. В 1950 г. самые «продвинутые» в экономическом отношении развивающиеся страны (35 стран) превосходили «середняков» (54 страны) в 2,4 раза, а наиболее слаборазвитые (36 стран) в 5,4 раза.

С середины столетия разница в уровнях развития между названными группами стран значительно увеличилась. Так, в 1992 г. среднедушевой доход в первой группе развивающихся стран (19 стран) превышал соответствующий уровень «середняков» уже в 2,9 раза, а нижней группы - в 12,2 раза. Изменился и состав самих групп развивающихся стран, а также соотношение между уровнями развития отдельных стран в рамках каждого из них. В результате этого процесса дифференциации образовались два главных полюса. На одной стороне находятся наиболее развитые из освободившихся государств, выделившиеся на основе т. н. «нефтяного бума», прежде всего ряд стран Персидского залива - Катар, Кувейт, ОАЭ, Багамы, Бермуды, а также «новые индустриальные страны» Юго-Восточной Азии и Латинской Америки. На другой стороне обосновались беднейшие государства, находящиеся в положении фактического застоя. К этой категории относятся 48 государств. Среди них ряд стран Африки. Между этими полюсами располагается остальная часть развивающегося мира. Это также весьма неоднородная группа. Страны, входящие в нее, отличаются по многим социально-экономическим параметрам.

По свидетельству российских ученых, между крайними полюсами располагается конгломерат развивающихся стран, которые, в свою очередь, демонстрируют заметную тенденцию к расслоению. Расслоение этой группы развивающихся государств определяется как динамичным экономическим ростом одних, так и стагнацией и деградацией других, не сумевших вписаться в рамки современных международных экономических отношений. Среди наиболее удачливых в плане экономического роста развивающихся стран заметна тенденция движения в направлении ранее преуспевших освободившихся стран. Появляются новые полюса роста, складываются новые зоны «новоиндустриальности».

При всем многообразии развивающихся стран, их характерных чертах и особенностях можно выделить ряд общих черт и характеристик, позволяющих рассматривать их как устойчивую общность. К числу этих черт можно отнести: - многоукладный характер экономики развивающихся стран; - низкий уровень развития производительных сил, отсталость промышленности, сельского хозяйства и социальной инфраструктуры (за исключением стран первой группы, «верхнего полюса»); - зависимое положение в системе мирового хозяйства. Периферийный характер капитализма. 0бщими чертами большинства развивающихся стран являются их бедность, перенаселение, большой уровень безработицы, огромная задолженность промышленно развитым странам. В своем социальном развитии подавляющее большинство развивающихся государств по уровню жизни населения отстает от передовых стран промышленного Севера в 20-50 раз.

Активное участие в международном разделении труда, разветвленная система мирохозяйственных связей, опосредующая межстрановые потоки материальных и финансовых ресурсов, уже давно стали непременным условием экономического прогресса. Вступив в мировое сообщество как независимые государства, развивающиеся страны с начала 70-х годов все активнее стремятся участвовать в международном разделении труда. Необходимость их участия в международном разделении труда объясняется тем, что они не производят целый ряд необходимых для воспроизводства товаров. В то же время они являются производителями сырья, столь необходимого для промышленно развитых стран, источником сравнительно дешевой рабочей силы. В международное разделение труда включены многие сферы хозяйственной деятельности. Прежде всего, производство сырья и готовых товаров, составляющих базу международной торговли, которая обеспечивает перемещение преобладающей части всех экономических ресурсов между развивающимися странами и остальным миром.

Международная торговля для развивающихся стран, особенно для самых бедных, остается наиболее надежным источником внешних доходов. Однако в связи со снижением материало- и энергоемкости роста промышленно развитых стран роль природного сырья в международной торговле имеет четко выраженную тенденцию к падению. Так, в 1991 г. она составила 25% от общей доли в мировом экспортере. Одновременно происходит перераспределение долей среди самих развивающихся стран по ряду традиционных товаров. Так, с 70-х годов по 90-е годы отмечается сокращение доли Африки в общем объеме экспорта по развивающимся странам. Она упала более чем в 2 раза (с 17 до 8%) при постоянном увеличении поставок из азиатских государств. Те развивающиеся страны, где сырье - основа экспорта, остро нуждаются в изыскании дополнительных экспортных ресурсов, способных затормозить ухудшение их позиций на мировом рынке.

Главным направлением здесь стала диверсификация экспорта: переработка вывозимого сырья, продвижение на мировой рынок других видов промышленной продукции и др. Происходит реструктуризация совокупного экспорта развивающихся государств. Так, доля промышленных изделий (включая цветные металлы) в экспорте развивающихся стран в 2004 г. достигла 57,7% (без учета минерального топлива - 77,3%). Растет и доля развивающихся стран в мировом промышленном экспорте. В 2000 г. она достигла 19,5% по сравнению с 1980 г. - 11% и 1970 г. - 7,6%. 90-е годы свидетельствуют о постоянстве тенденции увеличения доли развивающихся стран в мировом экспорте. В середине 90-х годов их доля превысила 25% с ростом объема экспорта промышленных изделий. Особенно значимую роль в росте промышленного экспорта играют машины и оборудование. Их экспорт в 1970-2003 гг. вырос более чем в 90 раз и на их долю пришлось 35,7% общего прироста промышленного и 22% совокупного товарного экспорта.

Таблица 2.

Основные макроэкономические показатели за период с 1990 по 2003 гг.


ВВП на душу населения

ВВП на душу населения

ПГИ в % от ВВП

Уровень инфляции

Уровень инфляции


1990

2003

2003(1990)

1990

2003

Страны с самым низким доходом

350

650

4,6 (2,8)

0,4

1,5

Страны со средним доходом

500

800

13,2 (6,7)

1

3,4

Страны с доходом выше среднего

650

900

14,2 (12,2)

1,5

3,3

Юго-восточная Азия

5000

12000

14,4 (5)

1,7

3,9

Центральная Восточная Европа

1145

6250

16,5


4,4

Латинская Америка

4500

7500

9,9(8)

0,9

2,8

Южная Африка

4500

9401

3,4 (1,4)

0,1

0,8

Страны с высоким доходом

12000

40000

26,6 (11,1)

3

Источник: данные, переведенные с английского языка World Development indicators 2005.p. 334.

.2 Современное состояние взаимоотношений развивающихся стран с межгосударственными и международными экономическими организациями

МВФ с началом своей деятельности действительно попытался возродить Западно-Европейскую платежную систему и даже выдал $500 млн. кредитов. Но затем этот процесс остановился. Так, например, в 1950 году МВФ не выдал вообще ни одного кредита. Частично это объяснялось тем, что средств фонда просто не хватало для решения платежных проблем европейских стран, частично - тем, что сами США требовали жестких гарантий.

Тем временем поток долларов в Европу нарастал по другим каналам - в основном в виде прямой американской помощи и частных инвестиций. В 1952 году США даже согласились снизить свои требования к кредитам МВФ, чтобы оживить его участие в этом процессе, но безуспешно. И только после того, как в 1957 году с МВФ начала сотрудничать Великобритания, брать кредиты в фонде перестало считаться дурным тоном. Однако к тому времени долларов в западноевропейских странах стало очень много, они восстановили экономику и даже стали относиться к доллару с легким презрением. Из Таблицы №2 видно, что в 1947-1976 гг. МВФ кредитовал преимущественно развитые страны; 48,7% кредитов получили пять ведущих стран: Великобритания (24,9%), США (8,6%), Италия, Франция, ФРГ.

Таблица 2.

Распределение кредитов МВФ (%)

Страны

1947-1976

1977-2000

Промышленно развитые

60,6

7,9

Развивающиеся

39,4

92,1


В дальнейшем выяснилось, что проблемы с платежным балансом имеют не только индустриальные страны, но и развивающиеся. Так МВФ в начале 70-х годов нашел для себя новую нишу (см. Таблица 2). Расширение в 70 - 2000-е годы кредитования Фондом развивающихся стран было связано с существенным ухудшением их валютного положения в результате двух раундов повышения мировых цен на топливо. В 1977-2000 гг. развивающиеся страны - импортеры нефти получили 85,7% кредитов МВФ. Их требование увеличить финансовую помощь побудило МВФ взять курс на значительной расширение их кредитной деятельности.

В 90-х годах Международный валютный фонд расширил состав

участников, размер капитала, объем операций и, соответственно, влияние на заемщиков. В настоящее время членами МВФ является 181 страна против 155 участников в начале 1991 г. Увеличение членства произошло за счет новых независимых государств, Югославии и Чехословакии, а также некоторых малых стран (Албания. Сан-Марино, Эритрея, Бруней,

Микронезия Самоа, Маршалловы острова). Из крупных западных государств к МВФ присоединилась Швейцария.

Более наглядно увеличение количества участников МВФ можно увидеть на Диаграмме №2, представленном в приложении.

Статистические службы МВФ довольно своеобразно распределили

новых членов по традиционным экономико-географическим регионам. Крошка Сан-Марино включена в группу промышленно развитых стран, тогда как Россия и все остальные государства - СНГ вместе с новыми странами Восточной Европы отнесены в разряд развивающихся европейских стран. Согласно этой классификации, в состав МВФ входят 24 развитых и 157 развивающихся стран-членов. Среди последних числятся 29 стран Европы, 30 стран Азии, 15 стран Ближнею Востока, 51 страна Африки, 15 стран Латинской Америки. В 90-х годах капитал МВФ частично в связи с расширением членства, но главным образом за счет увеличения размеров взносов (квот) участников увеличился с 91 до 145 млрд СДР, или в долларовом исчислении - со 122 до 201 млрд дол. (рост - 65%) .

Наибольшая доля квот и, соответственно, наибольшая доля голосов в руководящих органах по-прежнему принадлежит ведущим западным державам во главе с США, что предопределяет их руководящую роль в деятельности этой организации. Сами эти страны не пользуются кредитами МВФ, однако, распределяя их среди других участников и определяя условия получения, они имеют возможность влиять на поведение заемщиков в нужном направлении.

Квота России в капитале МВФ определена в 4313 млн. СДР (около 6 млрд. дол.), т. е. примерно на уровне Канады. Это обеспечивает ей 2,9% голосов. Общая сумма квот остальных 14 республик СНГ составляет 2524 млн. СДР (около 3,5 млрд.), на их долю приходится 1,9% суммы голосов.

В 2004-х году кредитная деятельность МВФ значительно активизировалась: за неполные семь лет странам-членам было предоставлено кредитов и займов на общую сумму, эквивалентную 78,4 млрд. дол. против 67,4 млрд. дол. за все предыдущее десятилетие. По состоянию на конец октября 2004 г. заемщиками выступили 94 стран, в том числе 41 африканских, 16 латиноамериканских, 12 азиатских, 2 ближневосточных. Но особую активность проявили участники, фигурирующие под рубрикой развивающихся стран Европы. Только Кипр, Мальта и Туркмения воздержались от кредитов МВФ, тогда как остальные 23 стран получили от него почти 29,5 млрд. дол., - самую большую сумму по сравнению с остальными регионами (Таблица 2, Диаграмма 3 ) .

Таблица №3.

Кредитные операции МВФ в 1991-2003 гг.* (в млн. дол.)


Получено кредитов

Число должников

Сумма долга

Страны Европы

29 425

23

21 609

Страны Латинской Америки

26 018

16

19 447

Страны Африки

10 380

41

10 034

Страны Азии

11 402

12

6 481

Страны Ближнего Востока

1 130

2

601

Все страны

78 355

94

58 172

*По состоянию на 31 октября 2003 г.

Следует заметить, что основная масса кредитов концентрируется на

сравнительно узкой группе наиболее крупных заемщиков. Если взять 16 стран, каждая из которых за период 1991 -2003 гг. заняла у МВФ более 1 млрд дол., то общая сумма полученных ими кредитов составит почти 63 млрд дол., или 80% от общего объема кредитования. Однако по итогу 90-х годов самым крупным заемщиком оказалась Россия; начиная с 1992 г. она ежегодно получала от МВФ значительные кредиты, в сумме составившие около 15,3 млрд дол.

Для валютной ситуации 90-х годов характерно массовое присоединение стран - членов МВФ к известной статье VIII его устава, фиксирующее отказ от применения валютных ограничений и практически означающее установление конвертируемости национальной денежной единицы по международным операциям текущего характера. МВФ явно снизил требования и стал гораздо либеральнее подходить к странам, претендующим на получение соответствующего статуса. За 45 лет - с 1946-го по 1990 г. включительно - режим VIII статьи был одобрен руководством Фонда для 68 участников, тогда как за следующие семь лет эту процедуру прошли уже 73 страны.

2.3 Сравнительный анализ влияния межгосударственных и международных экономических организаций на экономику отдельных развивающихся стран

Специалистам Всемирного Банка, начинавшим работать в группе развивающихся стран и обладавшим ограниченным объемом информации по этим странам, нередко приходилось разрабатывать и реализовывать программы помощи в ситуации, когда они не могли себе позволить проведение тщательного анализа. Выводы и рекомендации, основанные на ретроспективном изучении опыта этого периода бурных экономических, социальных и политических перемен, должны служить ориентиром при разработке многих правил и процедур политики Банка. С учетом этого мы представляем ряд выводов, касающихся широкого спектра секторов и позволяющих выработать рекомендации, которые, помимо развивающихся стран, применимы и ко многим другим странам.

• Когда международные финансовые организации начинают впервые работать в стране - или возобновляют там свою деятельность после длительного перерыва, требующего обновления информации по этой стране, - следует с осторожностью подходить к предоставлению кредитных средств до тех пор, пока не будет собрана дополнительная информация и не появится большая определенность относительно заинтересованности самой страны в реализации программ Банка,

• Опыт работы в таких странах, как Польша и Россия (реструктуризация угольной промышленности) и Болгария (пенсионная реформа), свидетельствует о том, что как бы хорошо ни была разработана реформа, темпы ее реализации во многом зависят от заинтересованности правительства в ее проведении и от того, сможет ли эта реформа, получить поддержку общества в целом. Хорошо информированное гражданское общество может стать одной из основных "движущих сил" преобразований. Необходимо широко использовать программы, направленные на обеспечение осведомленности и участия в них заинтересованных, сторон.

• Стратегии содействия стране, в особенности там, где реформы продвигаются медленно, должны содействовать росту заинтересованности правительства в реализации программ и широкой поддержке реформ путем наращивания потенциала как властей, так и гражданского общества. Они должны включать в себя анализ основных политических и социальных, а также экономических процессов, которые отражаются на реакции заинтересованных сторон.

• Ключевыми элементами эффективного, ориентированного на рынок частного сектора является надлежащая институциональная и нормативная база и сильный, прозрачный государственный сектор. Предоставлению Банком больших объемов кредитования должны предшествовать аналитические исследования системы управления в стране и управления государственным сектором, в особенности в тех случаях, когда налицо проблемы, которые могут отразиться на программах помощи. При выработке стратегии институциональных преобразований и реформирования системы управления государственным сектором необходим всесторонний долгосрочный подход.

Законодательная и судебная реформы имеют решающее значение для улучшения делового климата (законы о компаниях, ценных бумагах, банкротстве, антимонопольные законы; уважение частной собственности, договорные права), развития финансового сектора (банковская система и деятельность центрального банка, обеспечение кредитов, урегулирование проблем обанкротившихся банков), укрепления социальной защиты населения (трудовое законодательство) и совершенствования корпоративного управления в целом. Необходимо уделять внимание не только принятию, но и применению законов. В перспективе международные финансовые организации могут лучше подготовиться к выявлению и решению проблем быстро растущих масштабов бедности, уделяя должное внимание мониторингу уровня бедности с самого начала своей деятельности в стране. Обеспечение большей прозрачности может содействовать повышению ответственности государственных органов перед обществом и препятствовать коррупции. Организации должны сделать все возможное для претворения в жизнь собственной политики в области раскрытия информации и распространения результатов своих аналитических исследований, а также стимулировать правительства более регулярно и в более полном объеме отчитываться перед своим парламентом и населением. Использование информационных и коммуникационных технологий несет огромный потенциал, позволяющий повысить ответственность государственных органов перед обществом.

Экономические и отраслевые исследования играют важную роль в расширении знаний и подготовке исследователей на местах. Качество проектов в странах с переходной экономикой было высоким, но их воздействие на диалог со страной могло бы быть более ощутимым, если бы такие исследования были более актуальными и своевременными. Улучшение координации усилий при предоставлении помощи, которая все еще остается недостаточной во многих странах с переходной экономикой, может повысить эффективность всех видов помощи. Правительства стран - получателей помощи должны возглавить работу по координации усилий при предоставлении помощи, а доноры должны помочь им в определении четкой стратегии развития, в том числе поддающихся мониторингу планов действий по ее реализации.

Деятельность МВФ в основном проявлялась в кризисной ситуации в странах с переходной экономикой. МВФ оказывает помощь в области методологии макроэкономической статистики. В сотрудничестве с экспертом МВФ разработана Система статистических показателей и другие документы, способствующие более высокому уровню распространения статистической информации.

Последние события в Аргентине еще раз подняли серьезную проблему, касающуюся существующего подхода к кризисному управлению в условиях формирующихся рынков, основной характеристикой которого можно считать масштабные импровизации и самоизобретенные уловки с дорогостоящими социальными и политическими последствиями. МВФ каждый раз оказывается в гуще подобных ситуаций, и постоянно возникает вопрос о его эффективности. Встречается мнение, что в условиях преимущественно плавающих валютных курсов потребность в этой международной организации отпала. Однако очевидно, что в сегодняшнем мире с тесно интегрированными рынками и усложняющимися взаимосвязями подобная структура, располагающая достаточными ресурсами для борьбы с отдельными эпизодами финансовой нестабильности и способная оказать помощь в смягчении или предотвращении будущих кризисов, совершенно необходима. Представим некоторые идеи, касающиеся характера реформ, которые могли бы способствовать превращению единственного в мире "финансового миротворца" в более эффективного кризисного управляющего.

Пробелы в деятельности МВФ и их причины. Согласно действующему положению роль МВФ значительно меньше, чем та, которую играют центральные банки в рамках национальных экономик. Подобно национальному центральному банку он может создавать международную ликвидность путем кредитных операций и распределения между странами-членами своей составной валюты - специальных прав заимствования (SDR), являясь, таким образом, как отметил Ричард Купер, в известном смысле небольшим международным эмиссионным банком. События прошедшего 10-летия, начиная с мексиканского кризиса 1994-95 г., свидетельствуют о том, что МВФ способен выступать в качестве "последнего кредитора в критической ситуации" для стран, испытывающих трудности с обслуживанием долга. Однако объем помощи, которую он может оказать, традиционно ограничен размером квоты страны-члена. Кроме того, существует очевидный верхний предел имеющихся совокупных ресурсов, который на конец ноября 2001 г. составлял порядка 100 млрд. долл., т.е. относительно небольшую сумму, эквивалентную примерно % внешних требований банков, предоставляющих отчетность Банку международных расчетов.

Помимо недостаточности ресурсов, не позволяющей Фонду расширить сферу своего влияния за пределы немногих кризисов в нескольких странах среднего масштаба, в осуществляемой им функции "последнего кредитора в критической ситуации" имеются и другие серьезные пробелы структурного порядка. Прежде всего следует отметить крайне слабое развитие регулирующих функций МВФ. Его членами являются суверенные государства, которые теоретически обязаны соблюдать статьи соглашения МВФ, однако Фонд не имеет реальной правоприменительной власти за исключением некоторых функций, выражающихся в ограничениях применительно к странам, пользующимся его ресурсами.

воздействия на коммерческие финансовые институты в рамках своей юрисдикции, предоставляя им ресурсы, особенно в условиях кризиса, то становится очевидным, что МВФ не имеет аналогичной власти на международном уровне по отношению к странам, допущенным к его ресурсам.

Существует несколько путей решения данной проблемы. Одно из предложений - создание в дополнение к ресурсам МВФ Международного фонда финансовой стабильности, который финансировался бы за счет ежегодных отчислений от объемов международных инвестиций. Как отметил бывший заместитель министра финансов США Эдвин Трумен, налог в размере 0,1% способен приносить до 25 - 30 млрд. долл. в год, за счет чего со временем можно сформировать фонд в 300 млрд. долл. Это помогло бы решить проблему ограниченности ресурсов МВФ и частично отделить присущую ему функцию "последнего кредитора в критической ситуации" от периодического распределения национальных валют, которое в настоящее время служит основой роста ликвидности Фонда. Другое предложение - наделить МВФ полномочиями по созданию специальных прав заимствования по мере необходимости подобно центральному банку, чтобы удовлетворять заявки потенциальных заемщиков.

Когда в начале 80-х годов такая идея была высказана впервые, возникли опасения относительно возможных инфляционных последствий подобных вливаний ликвидности. Сегодня, однако, проблема международной инфляции не столь серьезна, как тогда, и против нее могут быть приняты защитные меры. Разумеется, это потребовало бы предоставить Фонду гораздо более мощные рычаги воздействия на политику стран, желающих получить расширенный доступ к его ресурсам. Никто не подвергает сомнению право центральных банков на решающее слово по поводу пруденциальных условий и норм регулирования, определяющих деятельность коммерческих банков под их юрисдикцией. Данное право рассматривается как законное дополнение к функциям "последнего кредитора в критической ситуации". Таким образом, более богатый Фонд должен иметь более сильные рычаги и большую независимость.

Все сказанное выше не касалось характера политики, отстаиваемой МВФ, а также того, способствует она или нет росту благосостояния. Недавний кризис в Аргентине, как и предшествующие разрушительные ситуации в Россини Азии, породили споры о том, является ли МВФ частью самой этой проблемы, частью ее решения или в какой-то мере и тем, и другим. Какой бы ни была справедливость подобных суждений, ясно одно - предоставление Фонду потенциального доступа к гораздо более значительным объемам ресурсов должно сопровождаться существенными внутренними реформами, затрагивающими как содержание проводимой им политики, так и его внутреннее у правление. Внимание кэтим областям в последнее 10-летие оказалось недостаточным. Оно было сосредоточено в основном на типах и способах кредитования, с помощью которых предоставлялись ресурсы, и на их бюрократических обоснованиях.

Становится, однако, все более очевидным, что по крайней мере ряд примеров неудачного вмешательства МВФ в последние годы (прежде всего в России, хотя по мнению Поля Кругмана, сюда можно отнести и Аргентину) связан не столько с недостатком ресурсов, сколько с традиционными ошибками в политике, вытекающими из собственных пристрастий и представлений Фонда о хорошей экономической политике, а также с серьезными недостатками его внутренних процессов принятия решений. В период между 1992 и 1998 гг. МВФ предоставил России кредитов на сумму примерно 22 млрд долл., не добившись взамен осуществления политических реформ. "6-летнее участие Фонда закончилось провалом в августе 1998 г., при этом с его ведома правительство имело возможность раздавать свои лучшие активы по крайне коррумпированным схемам приватизации. Одновременно уровень жизни в России упал более значительно, чем могло быть оправдано устранением ряда пороков централизованного планирования. Это серьезно подрывало общественную поддержку рыночно ориентированных реформ.

Один из руководителей МВФ во время визита в Москву в 2001 г. охарактеризовал соглашение о праве использования кредита 1995 г. как "очень успешное" и "решающее достижение", поскольку уровень инфляции снизился. Однако общее мнение в Москве таково, что программа 1995г. была "абсолютной катастрофой", поскольку вряд ли можно говорить о пользе от снижения инфляции (носящего временный характер, так как она полностью возобновилась после падения рубля в 1998 г.), если оно было достигнуто ценой огромной задолженности государства по выплате заработной платы и пенсий. Для налогоплательщиков это означало, что если государство не выполняет собственных обязательств, то другие могут ответить тем же.

Итак, если Фонд должен быть наделен более широкими функциями "последнего кредитора" в случаях, подобных Аргентине, Турции и России, то он нуждается в новой философии, ставящей в центр его программ (и условий) такие задачи и направления политики, которые до сих пор поддерживались лишь теоретически. В своих публичных выступлениях высшие менеджеры Фонда говорят о прозрачности, социальной защите, эффективном управлении и "качественном росте", однако пока эти похвальные цели им не удалось включить в программы МВФ. Между тем становится все более очевидным (как показал кризис в Аргентине), что только программы, преследующие обоснованные и справедливые цели и направленные на удовлетворение реальных нужд, могут рассчитывать на поддержку людей, от которых в конечном счете зависит их успешная реализация. Если исходить из этих критериев, то результаты большинства программ МВФ являются неудовлетворительными. Неудивительно, что сам Фонд все чаще оказывается вовлеченным в водоворот неэффективных программ и все больше подвергается критике за неудачные политические рекомендации.

По этой проблематике имеется обширный материал, позволяющий облегчить выработку новых парадигм вмешательства. В работе Нобелевского лауреата, профессора Кембриджского университета Амартьи Сена "Развитие как свобода" содержится перечень элементов успешного подхода к экономическому развитию, легко убеждающий читателя в том, что жесткая финансовая экономия является далеко не единственным доступным средством. Как отметил недавно министр финансов

Великобритании Гордон Браун, предположение, что "за либерализацией, дерегулированием, приватизацией и правильными ценами неизбежно следуют рост и занятость, доказало свою несостоятельность перед лицом вызовов глобализации".

Расширение политического содержания программ Фонда с целью придания им соответствия сформулированным А. Сеном задачам более широкого подхода к успешному развитию и обретения доверия людей потребовало бы соответствующей структурной реорганизации, позволяющей акционерам наделить Фонд большей интеллектуальной независимостью и в то же время большей ответственностью за последствия принимаемых им решений. Было бы, видимо, целесообразно отделить наблюдательные функции Фонда от его решений в области кредитования, чтобы избежать вопиющих конфликтов интересов. Призыв Гордона Брауна к "большей прозрачности, большей независимости и, следовательно, большей авторитетности" Фонда, несомненно, является шагом в правильном направлении, как и его призыв к новым подходам к реструктурированию задолженности государств и применению кодифицированных стандартов финансовой, кредитно-денежной и других направлений политики с целью снижения вероятности будущих кризисов. В ходе обсуждения этих вопросов центр внимания, безусловно, должен переместиться с проблемы разрешения кризисов на проблему их предотвращения.

Однако и обновленный пакет политических рекомендаций необходимо дополнить соответствующими реформами внутренней работы МВФ. В качестве предварительной меры международное сообщество могло бы, наконец, расстаться с существующей с момента создания Фонда традицией, согласно которой его исполнительный директор должен быть гражданином одной из стран - членов ЕС (аналогичная рекомендация действует во Всемирном банке, президент которого всегда является гражданином США). Эта организация слишком важна, а ее ошибки чреваты слишком большими социальными издержками, чтобы национальность кандидата могла рассматриваться в качестве решающего фактора пригодности на указанную должность. Недостойный переговорный процесс, периодически затеваемый с целью назначения наиболее подходящего кандидата из определенной страны, оскорбителен для народов тех государств, которые вынуждены испытывать на себе тяготы проводимой Фондом политики жесткой экономии, не говоря уже о том, что это служит примером той самой неэффективности, которую готовы осуждать официальные лица МВФ в отношении стран-членов (несомненно, подобная практика, олицетворяющая представления о мире, только что вышедшем из шока мировой войны, не может сохраняться при современном законодательстве).

Другая желательная реформа в том же направлении - назначение директора-распорядителя на фиксированный и невозобновляемый срок, что избавило бы от потенциальных конфликтов, возникающих в противном случае между интересами тех, кто держит в своих руках его назначение, и интересами стран, обслуживание которых является его задачей. В результате он не подвергался бы давлению с целью заставить отказаться от своих принципов при попытке примирить столь противоречивые установки.

По поводу подобных интересов, связанных с контролем над организацией, можно заметить, что жалование директора-распорядителя Фонда и его штата (как и другие административные расходы) финансируется как раз за счет процентов по кредитам, выплачиваемых налогоплательщиками в Аргентине, Турции, России и других странах, пользующихся ресурсами Фонда. В то время как кредитные операции МВФ не влияют на бюджеты таких его членов, как США и страны ЕС (фактически они получают доход на свои резервные активы SDR), Россия, напротив, осуществила с августа 1998 г. более 3 млрд долл. процентных платежей по предоставленным ранее займам. Одного только этого обстоятельства достаточно, чтобы опровергнуть бытующее представление о том, что поскольку крупные акционеры вносят в организацию больший "вклад", они так или иначе наделены правом контролировать и ее операции, в частности благодаря наибольшему числу голосующих акций при представительстве в совете управляющих Фонда.

Отсюда вытекает и другое соображение: среди рынков, заемщиков и других экономических агентов возрастает тенденция рассматривать МВФ как орган, подчиненный своим основным акционерам, как представителя внешней политики стран большой семерки или даже, по словам Пола Крюгмана, как "отделение министерства финансов США". Подобное восприятие наносит глубокий ущерб способности организации к эффективным действиям, толкая страны к оценке взаимоотношений с МВФ с точки зрения краткосрочного политического преимущества, а не долгосрочной экономической выгоды. Так, когда в России в середине 90-х годов правительство осознало, что "деньги приходят в любом случае", его воля к политическим реформам тотчас испарилась. Аналогичную ситуацию можно наблюдать в Турции, которая с головокружительной быстротой наращивает свой огромный долг МВФ, ломая все сложившиеся в прошлом параметры, связывавшие размер внешнего финансирования с масштабом политических изменений, что также нарушает соблюдавшийся длительное время Фондом принцип равенства в отношениях со странами-членами.

Некоторые представления о возможной перспективе дает следующая статистика. Если бы Аргентина в конце этого года предъявила Фонду последовательную экономическую программу и обратилась с просьбой о предоставлении ресурсов в объеме, близком к выделенному Турции, она могла бы претендовать на заем в размере 50 млрд долл., что составило бы около 50% всех чистых свободных ресурсов МВФ. Однако какой бы амбициозной и всесторонней ни была эта программа, невозможно предположить, что Аргентина могла бы получить кредит такого масштаба. Тем не менее доля Турции в общем объеме задолженности всех стран - членов МВФ к концу 2002 г. вполне может составить 35-40% (впечатляющее достижение для относительно небольшой страны).

Существующая организационная структура Фонда отражается также на его персонале, не отвечающем при действующем порядке за просчеты в политике. Поскольку контролирующее влияние сосредоточено в руках крупных акционеров, которые могут нести ответственность за различные "стратегические", а наделе собственные политические интересы, сотрудники Фонда лишены полной свободы проведения независимых оценок. Функции персонала сведены к исполнительским, что не способствует укреплению его позиций в отношениях с коллегами в странах - членах МВФ. В той мере, в какой эти страны рассматривают сотрудников Фонда как простых функционеров, будет ограничена и их способность действовать в более широком плане в качестве защитников перемен.

В свое время Дж.М. Кейнс высказал такой взгляд по поводу Бреттонвудской конференции (1944 г.), положившей начало созданию МВФ и Всемирного банка: "В качестве эксперимента по международному сотрудничеству конференция была исключительно успешной". С тех пор мир изменился до неузнаваемости, и с появлением глобальной экономики доводы в пользу существования организации, которая будет и в дальнейшем содействовать международному сотрудничеству и отождествляться с проведением экономической политики, направленной на повышение эффективности и справедливости, лишь усилились. Сейчас имеются благоприятные условия, чтобы созвать всеобщую конференцию глав государств для обсуждения политики и организационных мер, нацеленных на создание более стабильной мировой финансовой системы в эпоху глобализации. Как обеспечить более активную поддержку программ и более эффективное участие в процессе принятия решений стран, в наибольшей степени затрагиваемых кризисом, - таковы два центральных вопроса, к решению которых следовало бы обратиться. Может быть, действительно настает время для проведения новой Бреттонвудской конференции с целью превратить две ведущие международные организации развития в более гибкие и эффективные инструменты обеспечения глобального благосостояния.

Таким образом, хотя теоретически сказано, что МВФ и ВБ были образованы в одно и то же время, а также функциональные обязанности организаций схожи, несмотря на это роль МВФ постепенно исчезает, а группа Всемирного Банка все больше начинает играть в развитии экономик стран с переходной экономикой. Всемирный Банк, в частности МАР работает с частным бизнесом, а МВФ только под покровительством правительства страны. Необходимо реформирование деятельности МВФ, а также некоторых подразделений ВБ. В настоящее время страны с переходной экономикой живут по рекомендациям международных финансовых организаций, а правительство вынуждено искусственно доводить цифры до тех, которые представлены в проектах.

Глава 3. Роль межгосударственных и международных экономических организаций в экономике Кыргызской Республики

3.1 Деятельность межгосударственных и международных экономических организаций в Кыргызской республике

С февраля 2001 года Кыргызская Республика участвует в Общей системе распространения данных МВФ (ОСРД). Национальным координатором по ОСРД от Кыргызской Республики определен Председатель НСК Кудабаев З.И.

Подготовленные метаданные в соответствии с ОСРД помещены на странице электронного Бюллетеня по стандартам распространения данных МВФ в сети Интернет (#"879055.files/image001.gif">

Диаграмма 1. Распределение кредитов МВФ (%)

Диаграмма 2. Количество участников МВФ


Диаграмма 3. Кредитные операции МВФ (млн.долл.)

Похожие работы на - Роль и значение межгосударственных и международных экономических организаций в экономике развивающихся стран

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!