. По сути, она определяет модель ведения бизнеса. Ее взвешенная разработка, определение состава участников проекта и их взаимоотношений может явиться залогом не только эффективного бизнеса, но и вообще определить, быть или не быть проекту.
В ряде случаев бизнес-схема может быть изложена и в текстовом виде В качестве дальнейших примеров бизнес-схем, которые делают возможным проведение дорогостоящих инфраструктурных и промышленных проектов за счет достижения долгосрочного баланса интересов участников, можно привести инфраструктурные концессии, компенсационные сделки, соглашения о разделе продукции и т.д.
Разработка стратегии проекта и проекты, проводимые организацией, должны соответствовать ее долгосрочным целям и возможностям. При этом надо учитывать необходимость и возможность развития всей организации, а также целевые установки материнской компании. Разработка стратегии реализации проекта проводится в несколько этапов. Методология разработки стратегии большинства проектов аналогична методологии стратегического управления организацией. Тем более что для реализации крупных проектов создаются специально предназначенные для этого компании со сбалансированными соответствующим образом долями участников проекта в уставном капитале.
Следует отметить одну существенную особенность. В зависимости от специфики проекта первый этап (Оценка исходной ситуации) может выполняться по-разному. Его общее назначение - сбор и систематизация информации для обеспечения адекватного и реалистичного целеполагания. На рисунке показан случай, когда проект предусматривает создание нового бизнеса. Однако встречаются ситуации, когда проект направлен не на создание нового, а на усовершенствование и реорганизацию существующего объекта (например, на оптимизацию системы управления предприятием, на решение комплексных экологических проблем, на проведение социально-экономических проектов национального масштаба). В таком случае при оценке исходной ситуации могут доминировать методы структуризации проблем и установления их причинно-следственных связей, методы описания и моделирования систем, а не привычные методы типа SWOT- анализа.
Однако в наиболее часто встречающемся случае на данном этапе проектного анализа используется весь инструментарий, применяемый в ходе стратегического планирования и управления компанией.
По содержанию стратегия проекта (предприятия) должна охватывать решения в области структуры и объемов производства, поведения предприятия на рынках товаров и факторов производства, стратегические аспекты внутрифирменного управления и т.п. Центральной стратегией в корпусе стратегий проекта (как, впрочем, и предприятия) является стратегия маркетинга.
экспертный модель инвестиционный проект
2.1 Формирование инвестиционного замысла (идеи) проекта
неудовлетворенный спрос;
избыточные ресурсы;
инициатива предпринимателей;
реакция на политическое давление;
интересы кредиторов.
После формирования определенного числа альтернативных идей проекта специалист - аналитик проекта должен выполнить предварительную экспертизу и исключить из дальнейшего рассмотрения заведомо неприемлемые. Причины, по которым идея может быть отклонена, имеют весьма общий характер. Например:
недостаточный спрос на продукцию проекта или отсутствие его реальных преимуществ перед аналогичными видами продукции;
чрезмерно высокая стоимость проекта (имеется в виду не только экономическая, но и социальная или, например, экологическая);
отсутствие необходимых гарантий со стороны заказчика проекта (или правительства);
чрезмерный риск;
высокая стоимость сырья.
В процессе формирования инвестиционного замысла проекта должны быть получены ответы на следующие вопросы:
цель и объект инвестирования, место (район) размещения;
продукция проекта - характеристика и объем выпуска;
срок окупаемости;
доходность проекта;
назначение, мощность и основные характеристики объекта инвестирования;
предполагаемые источники и схема финансирования.
Инвестиционный замысел существенно зависит от специфики результата проекта. Для строительных проектов действуют основные положения рекомендаций по формированию инвестиционного замысла (целей инвестирования), одобренные Министерством строительства РФ 13.03.97 г.
2.2 Предварительная проработка целей и задач проекта
Цели и задачи проекта должны быть четко сформулированы, т.к. только при этом условии может быть проработан следующий шаг - формирование основных характеристик проекта. К числу таковых можно отнести:
наличие альтернативных технических решений;
спрос на продукцию проекта;
продолжительность проекта - в том числе его инвестиционной фазы;
оценка уровня базовых, текущих и прогнозных цен на продукцию (услуги) проекта;
перспективы экспорта продукции проекта;
сложность проекта;
исходно-разрешительная документация;
инвестиционный климат в районе реализации проекта;
соотношение затрат и результатов проекта.
2.3 Предварительный анализ осуществимости проекта
Предварительный анализ осуществимости проекта производится на основе приведенных выше показателей. Для этой цели обычно используют несложную экспертную систему типа представленной ниже.
Экспертная оценка вариантов инвестиционных решений:
Первый шаг реализации данной методики - определение факторов, которые могут в значительной степени повлиять на успешность выполнения проекта. Среди факторов, оказывающих первостепенное влияние на эффективность инвестиционного проекта, могут быть характеристики, представленные выше. Второй шаг - факторы располагаются в порядке убывания приоритетности. Для этого определяется, какой из них в наибольшей степени повлияет на ход реализации проекта. Далее устанавливается наиболее существенный фактор из оставшихся, и т.д. Получившаяся последовательность заносится в таблицу Третий шаг - оценка весомости (ранга) каждого из перечисленных факторов. Сумма рангов всех факторов должна быть равна единице. Иначе говоря, сумма по столбцу 3 (таблицы 1 <#"right">Таблица 1
Форма для экспертной оценки вариантов инвестиционных решений
№п/пХарактеристика, факторПоказатель весомостиНомер проекта (или варианта проекта)Интегральная оценка проекта1234...1234...1234567891011121312345Всего:-1,0-----
Данная методика может применяться как для предварительного отбора наиболее перспективных вариантов осуществления проекта, так и для предварительного определения осуществимости проекта. В первом случае для дальнейшего рассмотрения остаются альтернативы, получившие наивысшие результаты, во втором - полученная интегральная экспертная оценка проекта, сравнивается с определенным заранее "ограничением снизу". Если полученное экспертным путем значение выше установленного предела, проект признается осуществимым.
Если проект достоин дальнейшего рассмотрения, определяют состав сведений, которые потребуются для его разработка включая:
- детальный маркетинг;
инженерно-геологические изыскания;
оценку окружающей среды и местных источников сырья;
политическую обстановку в регионе, республике, стране;
социокультурную характеристику населения.
2.4 Ходатайство (декларация) о намерениях
Замысел инвестора реализуется в форме Декларации о намерениях, а также задания (исходных данных) на разработку предпроектных обоснований инвестиций. В строительстве регламент разработки и состав Ходатайства (Декларации) содержится в "Типовом положении по разработке и составу Ходатайства (декларации) о намерениях инвестирования в строительство предприятий, зданий и сооружений", рекомендованное Министерством строительства РФ 13.03.97.
Указанные документы подготавливаются, помимо заказчика (инвестора), консультантами в области управления проектами, а также экспертами по специальным вопросам. Одновременно подготавливается ходатайство о предварительном согласовании места размещения объекта.
Этап, помимо инвестора (заказчика), подготавливается проектным институтом (по договору), заинтересованными юридическими и физическими лицами (определяются заказчиком), а также специалистами из консалтинговой фирмы.
Примерный состав Ходатайства (Декларации) о намерениях:
1. Инвестор (заказчик) - адрес.
. Местоположение (район, пункт) намечаемого к строительству предприятия, сооружения.
. Наименование предприятия, его технические и технологические данные:
объем производства промышленной продукции (оказания услуг) в стоимостном выражении в целом и по основным видам в натуральном выражении;
срок строительства и ввода объекта в эксплуатацию.
. Обоснование социально-экономической необходимости намечаемой деятельности.
. Примерная численность рабочих и служащих, источники
удовлетворения потребности в рабочей силе.
. Потребность предприятия в сырье и материалах (в соответствующих единицах).
. Потребность предприятия в водных ресурсах (объем, количество, источник водообеспечения).
. Потребность предприятия в энергоресурсах (электроэнергия,
тепло, пар, топливо), источник снабжения.
. Транспортное обеспечение.
. Обеспечение работников и их семей объектами жилищно-коммунального и социально-бытового назначения.
. Потребность предприятия в земельных ресурсах.
. Водоотведение стоков. Методы очистки, качество сточных
вод, условия сброса, использование существующих или строительство новых очистных сооружений.
. Возможное влияние предприятия, сооружения на окружающую среду:
виды воздействия на компоненты природной среды (типы
нарушений, наименование и количество ингредиентов-загрязнителей);
возможность аварийных ситуаций (вероятность, масштаб, продолжительность воздействия);
отходы производства (виды, объемы, токсичность), способы утилизации.
. Использование готовой продукции (распределение).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, в современном понимании проекты - то, что изменяет наш мир: строительство жилого дома или промышленного объекта, программа научно-исследовательских работ, реконструкция предприятия, создание новой организации, разработка новой техники и технологии, сооружение корабля, создание кинофильма, развитие региона, - это всё проекты.
Отличие управления проектами от менеджмента вообще заключается в том, что проект - это уникальное единовременное предприятие компании, которое не входит в список ее повседневных операций, и управление проектами призвано обеспечить такие условия и такую организацию работы, чтобы были соблюдены сроки, бюджет и достигнуты поставленные цели.
В современной управленческой науке и практике все больше внимания уделяется умению мотивировать людей, созданию эффективно работающей команды. В управлении проектами это умение приобретает особенную актуальность из-за более высоких требований к результатам. Работа в проекте подразумевает также более сложные условия работы, так как в большинстве случаев участникам проекта приходится отчитываться перед двумя начальниками (применительно к матричной структуре).
Тем не менее, к инструментам управления проектами относятся не только способы мотивации людей, но и методы управления временем, качеством, издержками, методы мониторинга и контроля. Во многих случаях эти методы могут быть применимы и в условиях линейной организационной структуры, и даже увеличить эффективность отдельно взятого сотрудника или отдела.
Несмотря на многие стандартизированные рекомендации, не может быть единой методологии, которая бы гарантировала успех проекта. Каждая организация уникальна, как уникальна ее корпоративная культура и сложившиеся методы работы.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Шапиро В.Д. и др. Управление проектами: Учебник для вузов. - СПб: "ДваТрИ", 1996.
. Управление проектами. Толковый англо-русский словарь-справочник/Под ред. проф. Шапиро В.Д. - М.: "Высшая школа", 2000.
. Мазур И.И., Шапиро В.Д. Управление проектами: Справочное пособие. - М.: "Высшая школа", 2001.
. Романова М.В. Управление проектами: Учебное пособие.- М.: Форум: ИНФРА-М, 2010.- 256 с.