Роль и значения ВТО в современной международной торговле

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Мировая экономика, МЭО
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    33,02 Кб
  • Опубликовано:
    2016-04-11
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Роль и значения ВТО в современной международной торговле

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Заочно - вечерний факультет

Кафедра мировой экономики






ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к курсовой работе по дисциплине «Мировая экономика и международные экономические отношения»

Роль и значения ВТО в современной международной торговле


Выполнил студент группы ФКбзс 12-3

Т.В. Архипова

Нормоконтроль А.В. Литвинцев





Иркутск 2015 г.

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра экономической теории и финансов


ЗАДАНИЕ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ

По курсу «Мировая экономика и международные экономические отношения»

Студенту Архиповой Т.В.

Тема курсовой работы: Роль и задачи ВТО в современной международной торговле

Исходные данные: На основе теоретического и практического материала представить характеристику ВТО как ключевого субъекта международной торговли. Провести анализ основных проблем развития международной торговли, которые в настоящее время находятся на стадии решения ВТО.

Рекомендуемая литература: учебно-методическая литература, периодическая печать, Интернет- ресурсы.

Дата выдачи задания «29» марта 2014г.

Дата представления работы руководителю: « 04 »апреля 2015г.

Руководитель курсовой работы: к.э.н., доц. Литвинцев А.В.

Содержание

Введение

. Всемирная торговая организация как ключевой субъект международной организации

.1 Характеристика и структура Всемирной торговой организации

.2 Правила международной торговли ВТО и национальное законодательство

Выводы по главе 1

. Анализ роли ВТО в международной торговле на современном этапе

.1 Развитие процесса глобализации и деятельность ВТО

.2 Нормы ВТО в отношении региональных объединений в области международной торговли

Выводы по главе 2

. Направления совершенствования экономической политики России в рамках вступления в ВТО

Выводы по главе 3

Заключение

Список использованных источников

Введение

Всемирная торговая организация (ВТО) была основана в 1995 г. Она является продолжателем Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ), заключенного сразу после Второй мировой войны.

ВТО - это и организация, и одновременно комплекс правовых документов, своего рода многосторонний торговый договор, определяющий права и обязанности правительств в сфере международной торговли товарами и услугами. Правовую основу ВТО составляют Генеральное соглашение о торговле товарами (ГАТТ) в редакции 1994 г. (ГАТТ-1994), Генеральное соглашение о торговле услугами (ГАТС) и Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (ТРИПС). Соглашения ВТО ратифицировались парламентами всех стран-участниц.

Главные задачи ВТО - либерализация международной торговли, обеспечение ее справедливости и предсказуемости, способствование экономическому росту и повышению экономического благосостояния людей. Страны-члены ВТО, решают эти задачи путем контроля за выполнением многосторонних соглашений, проведения торговых переговоров, урегулирования торговых в соответствии с механизмом ВТО, а также оказания помощи развивающимся странам и проведения обзора национальной экономической политики государств.

Страны-члены ВТО взаимодействуют в рамках недискриминационной торговой системы, где каждая страна получает гарантии справедливого и последовательного отношения к ее экспорту на рынках других стран, обязуясь обеспечивать такие же условия для импорта на свой собственный рынок. В выполнении обязательств развивающимися странами предусмотрены сравнительно большая гибкость и свобода действий.

Основные правила и принципы ВТО отражены в многосторонних торговых соглашениях, которые затрагивают торговлю товарами и услугами, а также торговые аспекты прав интеллектуальной собственности, разрешение споров и механизм обзора торговой политики.

Целью данной работы является изучение роли и задач ВТО в современной международной торговле.

Задачи курсовой работы:

.характеристика и изучение структуры Всемирной торговой организации;

.рассмотрение соотношения правил международной торговли ВТО и национального законодательства;

.выявление особенностей развития процесса глобализации и деятельности ВТО;

.анализ норм ВТО в отношении региональных объединений в области международной торговли.

.характеристика направлений совершенствования экономической политики России в рамках вступления в ВТО.

1. Всемирная торговая организация как ключевой субъект международной торговли

.1 Характеристика и структура Всемирной торговой организации

Соглашение о создании Всемирной торговой организации (ВТО) было подписано в 1995 г. по завершении Уругвайского раунда переговоров. По словам одного из арбитров ГАТТ проф. А.Ф. Лоунфельда, значение этого события велико: «Если Соглашение о создании ВТО получит широкое признание у государств - членов ГАТТ, то исчезнет угроза усиления протекционизма, вызванная спадом экономики в этих государствах».

Торжественная церемония подписания соглашений, достигнутых в результате Уругвайского раунда переговоров, состоялась в г. Маракеш (Марокко) 15 апреля 1994 г. Они именуются далее как «Соглашения ГАТТ'94», поскольку в основе этих соглашений, в том числе и Соглашения о создании ВТО, лежит все тот же известный документ, который появился в 1947 г. как Генеральное Соглашение по тарифам и торговле (или ГАТТ) и который действует по настоящее время, но уже в редакции 1994 г. (ГАТТ'94).

В числе Соглашений ГАТТ'94 важная роль отводится двум документам. Это Финальный акт и Соглашение о создании Всемирной торговой организации (ВТО). Благодаря им, все соглашения и договоренности, достигнутые в рамках ГАТТ, составляют единую мировую торговую систему.

ГАТТ содержит в себе универсально действующий механизм регулирования международной торговли. При этом немаловажную роль в созданной на базе ГАТТ мировой торговой системе играет механизм устранения разногласий, возникающих между государствами при реализации своей торговой политики, так называемый арбитраж ГАТТ [1;стр.183].

Задача создания универсально действующего механизма правового регулирования внешней торговли и институционного механизма разрешения споров, связанных с регулированием внешней торговли, технически была выполнена с помощью такого правового инструмента, как Многосторонние торговые переговоры, которые велись между государствами - участниками ГАТТ на протяжении ряда лет с целью придти к определенному результату в форме заключения соглашений по торговле и, соответственно, назывались раундами переговоров. Регулярность проведения и единая направленность Многосторонних торговых переговоров в рамках ГАТТ (МТП) позволили квалифицировать их как постоянно действующий в рамках ГАТТ правовой институт.

Формально с 1947 г. в Генеральное Соглашение по тарифам и торговле никаких существенных изменений в части создания институционного механизма не вносилось. Так, например, положения ГАТТ 1947 г. о порядке разрешения споров (ст. XVI) были развиты в специально посвященном этому вопросу соглашении, подписанном в рамках ГАТТ (Договоренность о правилах и процедурах, регулирующих разрешение споров). Многосторонние торговые переговоры ведутся и в настоящее время. Темой очередного раунда переговоров являются вопросы применения Соглашений ГАТТ'94, а также вопросы экономического развития государств - членов ВТО в условиях действия Соглашений ГАТТ'94.

Всемирная торговая организация была учреждена 8 декабря 1994 г. и начала свою деятельность с 1 января 1995 г. ВТО является правопреемницей Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ-1947).

Принимая решение о создании ВТО, страны руководствовались следующими общими соображениями: во-первых, особым значением международной торговли для роста уровня благосостояния; во-вторых, своей приверженностью к принципам либерализации мировой торговли; и, в-третьих, той исключительной ролью, которую уже сыграли соглашения и договоренности ГАТТ.

В отличие от ГАТТ, ВТО приобрела юридический статус и стала специализированным учреждением. Таким образом, ВТО представляет собой как организацию, так и своего рода кодекс правовых норм, распространяющихся на сферу международного обмена товарами, услугами и предметами интеллектуальной собственности (в Приложении А представлены базовые многосторонние соглашения). ВТО контролирует выполнение торговых соглашений и ведет наблюдение за торговой политикой своих членов, организует проведение новых многосторонних торговых переговоров, занимается разрешением торговых споров между членами организации.

В преамбуле Марракешского соглашения о создании Всемирной торговой организации сформулированы основные цели деятельности ВТО:

·повышение уровня жизни;

·обеспечение полной занятости;

·обеспечение постоянно растущего реального дохода и спроса;

·расширение производства и торговли товарами и услугами.

Согласно целям, заявленным в Маррокешском соглашении, ВТО должна осуществлять следующие функции:

·следить за осуществлением соглашений ВТО;

·создавать условия для ведения переговоров;

·обеспечивать механизм решения споров.

Министерская конференция является высшим органом ВТО, объединяя представителей всех стран-участниц. Сессии собираются по крайне мере каждые два года. Между сессиями по необходимости созывается Генеральный совет, состоящий также из представителей стран-членов ВТО.

Министерская конференция создает Комитет по торговле и развитию, Комитет по ограничениям в целях обеспечения равновесия платежного баланса, Комитет по бюджету, финансам и администрации, Комитет по торговле и окружающей среде, а также Комитет по региональным торговым соглашениям. Членство в советах и комитетах открыто для всех участников ВТО.

Министерская конференция назначает Генерального директора ВТО. Гендиректор назначает сотрудников Секретариата ВТО, штат которого в настоящее время насчитывает 500 человек, и определяет их обязанности и условия прохождения службы в соответствии с положениями, принятыми Министерской конференцией.

Помимо вышеперечисленных органов, в составе ВТО действуют рабочие и экспертные группы, и специализированные комитеты. Их функции заключаются в рассмотрении вопросов выполнения отдельных частей многосторонних соглашений, а также других вопросов, представляющих интерес для стран-участниц.

ВТО отличают, прежде всего, те черты, которые составляют существо самой организационной структуры. Это система правил, которым государства обязуются следовать при принятии регулятивных мер во внешнеэкономической деятельности. Указанная система построена на соблюдении норм международного права и прежде всего нормы об уважении суверенитета государства. Система не предусматривает создание наднациональных структур или механизмов. Привлекательными являются и цели создания этой системы: ликвидация угрозы возникновения торговых войн и различного рода межгосударственных коллизий. Государства СНГ, впервые столкнувшись с угрозой возникновения таких коллизий, несомненно бы выиграли от участия в ВТО, так как им была бы предоставлена возможность использования созданного для этих целей арбитражного механизма при разрешении конфликтов, вызванных проведением торговой политики государствами - партнерами по внешнеэкономическим связям [6; стр. 47].

Особенностям ВТО содержательного характера соответствует и специфика в структуре органов. Высшим органом ВТО является Конференция министров государств - членов ВТО. Коллегиальное принятие решений на основе консенсуса надежным образом защищает интересы каждого из государств - участников ВТО. Все остальные организационные структуры работают по подготовке необходимых документов ВТО. Это Советы, обеспечивающие действие принятых соглашений, например Совет по применению ГАТС, ТРИПС и т. д. Указанным Советам подчиняются Комитеты, ведающие конкретными вопросами, решающимися в том или ином соглашении. Прежде чем проблема получит свое разрешение в проекте соглашения, выносимого на решение высшего органа, в рамках существующего института МТП государства - члены ВТО согласовывают свою позицию по тому или иному вопросу.

Вопросами созыва Конференции, а также некоторыми административными функциями ведает Секретариат ВТО. Контроль за исполнением решений, принятых высшим органом ВТО, возложен на Арбитражный орган ВТО. Таким образом, ВТО представляет собой систему организации переговорного процесса. Участие в обсуждении проблем в ходе таких переговоров соответствует интересам каждого государства.

При слабой организационной структуре, когда отсутствуют органы, обязывающие государства действовать так, а не иначе (наднациональные органы), на первый план выдвигаются правила международной торговли, содержащиеся в соглашениях. Исполняемость содержащихся в Соглашениях ГАТТ'94 правил стоит на двух китах: обязательности норм международного права для государства, участвующего в международном договоре (соглашении), и соответствии норм национального законодательства нормам международного права. Именно для того, чтобы гарантировать исполнение государством - участником ВТО правил международной торговли, уже при создании ВТО было оговорено, что одним из условий участия в ВТО является обязательность государства, присоединяющегося к ВТО, подписать и ратифицировать Соглашения ГАТТ'94, указанные в Финальном акте, как обязательные для подписания.

Для целей обеспечения исполняемости решений и документов, принятых в ВТО, существует специальная процедура присоединения к ВТО, согласно которой каждое государство-участник проводит двусторонние торговые переговоры с государством, присоединяющимся к ВТО с целью согласовать торговые уступки, предоставляемые на условиях взаимности. И, наконец, важное значение придается фактическому состоянию внутреннего законодательства государства, присоединяющегося к ВТО. Особое внимание уделяется отсутствию в нем противоречий с правилами международной торговли, содержащихся в Соглашениях ГАТТ'94. Вопрос о присоединении к ВТО решается специально создаваемой рабочей группой по присоединению государства к ВТО.

1.2 Правила международной торговли ВТО и национальное законодательство

Наличие противоречий в национальном законодательстве правилам международной торговли ВТО не является само по себе препятствием для вступления в ВТО. При подготовке к вступлению в ВТО государство, желающее присоединиться к ВТО, составляет перечень обязательств по снятию тех или иных препятствий в международной торговле, созданных нормативными предписаниями, существующими в его законодательстве. Оно вправе сохранить соответствующее предписание как необходимое для поддержания экономической стабильности и безопасности государства. Но это должно быть зафиксировано в документах, представляемых в Секретариат ВТО при вступлении в ВТО.

Для государств - членов ВТО хранящиеся в Секретариате документы о присоединении создают общее представление о торгово-экономической политике государства. Таким образом, ВТО добивается прозрачности и определенности в действиях государства-участника при принятии тех или иных мер правового регулирования внешнеэкономической деятельности.

Действие всех международных соглашений, заключенных в рамках ГАТТ и входящих в международную торговую систему ВТО, основано на четырех принципах.

. Защита внутреннего рынка с помощью таможенных тарифов.

Для обеспечения этого принципа на практике запрещается применять количественные ограничения, за исключением ограниченного числа случаев.

. Обязательство государства-участника не повышать пошлины (связывание тарифов), т.е. не ухудшать состояние правового регулирования торговли.

Сниженные к моменту присоединения к ВТО тарифы замораживаются (связываются) во избежание дальнейшего повышения и включаются в национальный перечень тарифных уступок каждой страны. Такие перечни являются неотъемлемой частью юридической системы ГАТТ.

. Принцип наиболее благоприятствующей нации (или режим наибольшего благоприятствования в торговле - принцип недискриминации).

Этот принцип составляет наиболее важное положение ГАТТ/ВТО. Правило требует, чтобы тарифы и другие меры регулирования применялись к импортируемым и экспортируемым товарам без дискриминации по странам. Таким образом, принцип недискриминации, заложенный в нормах ГАТТ/ВТО о торговом режиме, не дает возможности какой-либо стране устанавливать таможенные пошлины на импорт из одной страны выше тех, которые она применяет к импортируемым товарам из других стран. Именно этот принцип позволяет применить нормы ГАТТ/ВТО также и к инвестициям.

Однако существует несколько исключений из этого правила. Одним из исключений является торговля между членами региональных торговых соглашений (например, Таможенный союз России, Белоруссии, Казахстана, Киргизии и Таджикистана), в которых применяются преференциальные ставки либо освобождение от пошлин. Другим исключением является общая система преференций, в соответствии с которой развитые страны либо применяют преференциальные пошлины, либо освобождают от пошлин импорт из развивающихся стран, применяя тарифные ставки в рамках РНБ к импорту из других стран.

. Принцип национального режима.

В то время как режим наибольшего благоприятствования запрещает применять дискриминационные меры к товарам, произведенным в разных странах, правило национального режима препятствует дискриминации в отношении импортируемых товаров по сравнению с их аналогами, произведенными в самой стране, как в отношении обложения их внутренними налогами, так и в отношении применения внутреннего законодательства.

В соглашениях, подписываемых в результате многосторонних торговых переговоров в рамках ГАТТ, содержатся так называемые правила международной торговли, т.е. нормы, обеспечивающие координацию торговой политики государств - членов ВТО. Так, еще до создания ВТО в 1967 г. в рамках ГАТТ было подписано Соглашение о понимании ст. VI ГАТТ, получившее название в литературе «Антидемпинговый кодекс», а в начале 70-х гг. было подписано аналогичное Соглашение о понимании и толковании ст. VI, XVI и XXIII ГАТТ, касавшееся субсидий и известное в литературе под названием «Кодекс о субсидиях». Оба соглашения предусматривали порядок принятия государствами мер тарифного регулирования с целью воспрепятствовать нежелательному импорту товаров. Содержащиеся в соглашениях нормы-правила международной торговли определяли, в каких случаях государство может увеличивать тарифы и препятствовать импорту и каким должен быть порядок принятия этой меры государственного регулирования [6; стр. 50].

По Антидемпинговому кодексу введению антидемпинговых пошлин должно предшествовать установление государственным органом факта демпинга и факта нанесения материального ущерба отрасли импортом демпингового товара. Увеличение же тарифа должно быть соразмерно возмещению ущерба, причиненного демпингом, и главное, что антидемпинговые пошлины как мера, решающая возникшую проблему, должны вводиться на определенный срок. Аналогичным образом предусматривался порядок принятия компенсационных пошлин в случае субсидирования государством своего экспортера. Государственные субсидии, предоставляемые производителям экспортного товара, позволяют им продавать на внешнем рынке по ценам ниже обычных рыночных цен, установившихся на внутреннем рынке, и тем самым устранять национального производителя с его собственного рынка.

Введение компенсационной пошлины государством-импортером позволяет ему бороться с недобросовестной конкуренцией государства-экспортера в борьбе за мировые рынки сбыта своей продукции. В соответствии с указанными соглашениями государство, принимая подобные меры регулирования внешней торговли, не должно выходить за рамки правил, принятых по этому вопросу в соглашениях [5; стр. 127].

Международные правила торговли оказывают влияние на национальное законодательство государств - членов ВТО. Это происходит не только благодаря действию международных обязательств, принятых на себя государством-участником, но также и через механизм арбитражного разбирательства споров, возникающих при конфликтах между государствами и вызванных принятием одним государством таких мер регулирования внешнеэкономической деятельности, которые нарушают интересы другого государства - члена ВТО. Решения Арбитражного органа, как правило, сопровождаются принятием тех или иных решений государством, нарушившим правила, в том числе и решений нормативного характера. Однако главным, по нашему мнению, направлением влияния, оказываемого Соглашениями ГАТТ'94 на национальное законодательство, является обеспечение общего направления работы по его совершенствованию в сторону создания наилучших условий для рыночных отношений.

Правила международной торговли препятствуют тому, чтобы в государстве-участнике были созданы или продолжали бы существовать привилегированные условия для какого-либо из участников рынка (иностранного или национального). Исполнение этого общего принципа рыночной экономики обеспечивается действием Соглашений ГАТТ'94. Правила международной торговли, таким образом, являются правилами международной конкуренции и представляют собой нормы «законодательства» о конкуренции, аналогичного действующему в рамках Европейского Союза (ст. 85, 86 Римского договора), однако в отличие от европейского «законодательство», действующее в рамках ВТО, «регулирует» нормативную деятельность государства-участника. В отличие от других норм унифицированного международного «законодательства» указанные нормы не имеют прямого действия и не могут применяться непосредственно в том виде, в каком они сформулированы в соглашении. Они представляют собой обязательство государства включить в национальную систему права нормы, обеспечивающие получение соответствующего результата.

Краткое описание инструментария, используемого государством - участником ВТО, включает в себя обзор некоторых соглашений, содержащихся в пакете ГАТТ'94, а также обязательств, принимаемых на себя государством, вступающим в ВТО.

Заключительный акт (Final Act) содержит результаты Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров и предусматривает, что Соглашение об учреждении ВТО (Соглашение по ВТО), а также Декларации, Решения министров и Договоренность об обязательствах в области финансовых услуг являются неотъемлемой частью Заключительного акта [2; стр. 19]. Заключительный акт формулирует обязательство обеспечить доступ на рынок. В соответствии с этим обязательством государства идут по пути сокращения тарифных и нетарифных барьеров. При вступлении в ВТО в общую систему договоренностей включаются национальные перечни обязательств (national schedules), которые берет на себя каждое государство. Вместе с текстами соглашений, которые занимают 550 страниц, общий текст достигнутых договоренностей, включая национальные обязательства участвующих в ВТО государств, составляют 26 тыс. страниц. Переговоры о содержании национального перечня обязательств, принимаемых на себя Россией, в настоящее время практически завершены.

Соглашение по ВТО (Agreement Establishing the World Trade Organization) касается учреждения ВТО как самостоятельного института, в структуру которого входят Конференция государств-участников на уровне министров (проводится один раз в два года) и Генеральный Совет, осуществляющий контроль за исполнением соглашений ГАТТ/ВТО на постоянной основе. Генеральный Совет исполняет также функции Органа по разрешению споров, предусмотренного Договоренностью о разрешении споров (Understanding оn Rules and Procedures Governing the Settlement of Disputes), а также функции Органа по обзору торговой политики (Trade Policy Review Mechanism). Генеральный Совет наделен полномочиями создавать вспомогательные органы, каковыми являются действующие в настоящее время Совет по торговле товарами, Комитет по финансовым услугам, а также комитеты, связанные с соглашениями (Комитет по инвестициям, связанным с торговлей; Комитет по техническим барьерам в торговле и др.). В структуру ВТО входит также Секретариат (на него возложены чисто организационные задачи), возглавляемый Генеральным директором.

Соглашение по инвестиционным мерам, связанным с торговлей (Аgreement on Trade Related Investment Measures), или ТРИМС, включает в себя иллюстративный список мер регулирования, которые рассматриваются как меры регулирования, противоречащие ст. III (Национальный режим) и ст. XI (Запрещение устанавливать количественные ограничения при регулировании внешней торговли) ГАТТ. Государства берут на себя обязательство по данному Соглашению уведомлять ВТО, если принимаются такие меры, и устранять их в течение двух (для промышленно развитых стран) и пяти лет (для развивающихся стран).

В перечень мер, несовместимых с ГАТТ, входят меры, касающиеся регулирования деятельности коммерческих организаций с иностранными инвестициями. Так, в законодательстве отдельных стран создание предприятий с иностранным капиталом часто связывается с решением чисто внутренних проблем, например увеличением продаж на внутреннем рынке продукции таких предприятий, использованием иностранными инвесторами национальных товаров в процессе производства, а также местной рабочей силы, так называемое требование «национальной составляющей». Требование «национальной составляющей», а также осуществления иностранным партнером по бизнесу или коммерческой организацией с иностранными инвестициями обязательного экспорта, обязательной поставки на определенный рынок, передачи технологии и другие требования используются в качестве условия для получения разрешения иностранным инвестором на создание коммерческих организаций с иностранными инвестициями или ведение предпринимательской деятельности, что не допускается по правилам ТРИМС.

Генеральное Соглашение по торговле услугами (General Agreement on Trade in Services), или ГАТС, содержит общие обязательства, принимаемые всеми государствами - членами ВТО, и конкретные обязательства по отдельным отраслям и видам услуг, которые фиксируются в национальных перечнях обязательств. Секторальные (специфические) обязательства по доступу на рынок услуг определяют уровень доступа иностранных поставщиков на внутренний рынок услуг и условия их деятельности. Особенностью ГАТС является то, что оно не предусматривает применение национального режима. В качестве обязательств фиксируются меры регулирования, определяющие максимальный уровень требований, которые должны соблюдать поставщики услуг, чтобы функционировать на рынке.

Поскольку исключительно внутреннее законодательство, а не меры регулирования внешней торговли, является объектом международных обязательств государства, то основным условием исполнения таких обязательств становится создание единой системы законодательства, позволяющего органам государства принимать быстрые и адекватные административные решения на рынке услуг. Такая система законодательства призвана охватывать собой предпринимательские отношения, участниками которых являются физические и юридические лица. В основу системы законодательства должны быть положены нормы, не позволяющие монопольным образованиям на национальном рынке (в том числе поставщикам услуг, поставщикам, пользующимся исключительными правами) злоупотреблять своим монопольным положением на рынке.

Рынок услуг как правовая категория и как предмет регулирования в международном соглашении является новой категорией. Генеральное Соглашение по торговле услугами стало первым многосторонним соглашением, охватывающим торговлю и инвестиции в секторе услуг. Ограничительная деловая практика постоянно находится в центре внимания органов, регулирующих рынок услуг в государствах - членах ВТО. ГАТС включает в себя обязательства по выполнению государствами-участниками требований к процедурам авторизации, лицензирования и сертификации на рынке услуг.

Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (Agreement on Trade Related Aspects of Intellectual Property Rights), или ТРИПС, касается авторских прав (включая права на компьютерные программы, торговые знаки и знаки обслуживания) и патентных прав. ТРИПС включает в себя обязательства государств - участников ВТО предусматривать в законодательстве процедуры и способы защиты прав интеллектуальной собственности как собственных, так и иностранных правообладателей. Меры, принимаемые по защите прав интеллектуальной собственности, должны быть эффективными и справедливыми. Законодательством должно предусматриваться судебное обжалование административных решений, принимаемых с целью защиты прав интеллектуальной собственности.

ГАТТ в редакции соглашений 1994 г. (ГАТТ'94), ГАТС и ТРИПС являются тремя основными элементами мировой торговой системы. Обязательства, принимаемые участвующими в ней государствами, направлены на развитие международной торговли, под которой понимается как внешняя торговля, так и инвестиции. Внешняя торговля и инвестиции как две стороны одной медали не могут быть оторваны друг от друга. Внешнеторговое законодательство способно стимулировать развитие производственной деятельности на территории страны-импортера. Оно также способно убить интерес инвестора в осуществлении производственной деятельности на территории другого государства, если законодательство будет препятствовать ему осуществлять внешнеторговую деятельность. Взаимосвязь торговли и инвестиций выражена в понятии «доступ на рынки». Создание законодательства, обеспечивающего доступ на рынки, предполагает использование мер регулирования в рамках, предложенных в соглашениях ГАТТ'94.

Выводы по главе 1

Для целей обеспечения исполняемости решений и документов, принятых в ВТО, существует специальная процедура присоединения к ВТО, согласно которой каждое государство-участник проводит двусторонние торговые переговоры с государством, присоединяющимся к ВТО с целью согласовать торговые уступки, предоставляемые на условиях взаимности. ВТО отличают, прежде всего, те черты, которые составляют существо самой организационной структуры.

2. Анализ роли ВТО в международной торговле на современном этапе

.1 Развитие процесса глобализации и деятельность ВТО

Сегодня уже принятым стало считать, что глобализация - это процесс расширения взаимосвязи и взаимовлияния различных стран и народов, снятие многочисленных барьеров между государствами и культурами, чему в значительной мере способствует использование современных информационных технологий. Изменения в информационном пространстве с внедрением глобальной сети Интернет создали новые возможности для совместного решения различными странами крупных мировых проблем, например экологических.

Глобализация - это процесс интенсификации экономических, финансовых, политических, военных, культурных, идеологических связей и зависимостей между сообществами, что приводит к униформизации мира во всех областях и появлению социальных связей в наднациональном масштабе. Важными элементами глобализации являются интеграционные процессы, происходящие в международной торговле и в трансграничной инвестиционной деятельности. Интеграции способствуют достижения в области техники и технологий, позволяющие снижать расходы на транспорт, связь, компьютеризацию в такой степени, что для хозяйствующих субъектов становится экономически возможным размещать отдельные стадии производственного процесса в разных странах [4; стр. 3].

Росту взаимосвязанности экономик содействует и либерализация торговли и рынков капитала. Хотя и небеспроблемно, все в большей степени правящие структуры идут на снижение протекционистских барьеров, защищающих национальную экономику от иностранной конкуренции. Национальные границы больше не формируют «герметичных контейнеров» для производственных процессов. Наоборот происходит фрагментация производственных процессов и их релокация в глобальном масштабе. Влиятельные международные организации - Всемирный банк, МВФ, ВТО - играют весьма значимую роль в содействии более свободному движению товаров, услуг, капитала и рабочей силы, ведущему по существу к ослаблению протекционистских тенденций.

Известно, что глобализация в значительной степени способствовала ускоренному развитию экономики таких восточноазиатских стран и территорий, как Китай, Гонконг, Тайвань, Республика Корея, государства АСЕАН. Однако фактически, помимо Восточной и Юго-Восточной Азии и некоторых частей Латинской Америки, регионы со значительным преобладанием развивающихся стран оставались слабо интегрированными в мировую экономику. Выгоды от глобализации нередко оказываются менее существенными, чем потери от обострения конкурентной борьбы.

Поэтому правительства развивающихся стран предпочитают ориентироваться на использование временных мер по защите новых для национальной экономики отраслей до обретения последними должной конкурентоспособности и «иммунитета» в обстановке острого соперничества со стороны иностранных компаний. Протекционистская политика позволяет местным продуцентам сохранять производство при низком уровне его рентабельности и может стать одной из причин стагнации в экономике этих государств.

Узкая специализация в рамках международного разделения труда, делающая ту или иную страну зависимой от экспорта одного или нескольких товаров, также может вести к повышенному риску из-за потенциально возможного резкого ухудшения конъюнктуры на мировых рынках. Противодействовать неблагоприятным условиям торговли было бы легче при некоторой диверсификации производства и экспорта. В процессе поиска адекватного места в МРТ наибольший эффект достигается при учете имеющихся сравнительных преимуществ.

При разработке торговой политики нередки случаи, когда «концентрированный интерес немногих побеждает распыленные интересы большинства». Так, производителям и экспортерам весьма часто удается оказывать большее влияние на ее формирование, чем потребителям. ВТО, базирующаяся в своей деятельности на достижении согласия между всеми участниками, использовала заинтересованность экспортеров в либерализации для преодоления сопротивления местных производителей, опасающихся конкуренции со стороны иностранных компаний. Что касается потребителей, то они в немалой степени выиграли от проведения соответствующих реформ.

Многие экономисты отмечают, что потребители и другие группы, хотя и не отличаются сконцентрированностью интересов, тем не менее, оказывают влияние на торговую политику и должны, по всей видимости, играть более активную роль в оптимизации новой повестки дня в торговле, так как пассивное отношение может обернуться для них в конечном итоге определенными потерями, в частности снижением уровня благосостояния. Свидетельством роста их влияния являются конкретные действия, предпринимаемые правительствами ряда развивающихся стран, например введение пошлин на экспорт сельскохозяйственной продукции, увеличение субсидирования топлива, ужесточение антиинфляционной политики. Следующим естественным направлением деятельности правительств должен стать еще больший учет интересов избирателей, заинтересованных в стабильности и повышении уровня жизни.

Крупным вызовом на фоне неудовлетворительного хода нынешнего раунда многосторонних переговоров в рамках ВТО является наличие значительных противоречий между традиционными и новыми центрами силы в глобальной торговле, в частности касающихся темпов ее либерализации. Различия интересов этих государств, казалось бы, должны уменьшить шансы на будущее сотрудничество в рамках ВТО, однако в действительности благодаря сбалансированной повестке переговоров формируются общие интересы и открываются дополнительные возможности для уступок и компромиссов между лидерами мировой торговли и активно отвоевывающими позиции в ней странами с растущей экономикой. Все крупные потребители нефти, будь они традиционными «игроками» в глобальной экономике (США и ЕС) или не являющиеся таковыми, но в последнее время выдвинувшиеся на передовые позиции (Китай и Индия), разделяют интерес к открытому энергетическому рынку без искусственных ограничительных барьеров в сфере соответствующих поставок. В сфере валютно-курсовой политики страны с крупной развивающейся рыночной экономикой, такие как Бразилия или Республика Корея, разделяют интерес к тому, чтобы Китай и ближневосточные государства в большей мере руководствовались требованиями рынка, а не привносили в нее искажающий элемент. Точно также страны - импортеры капитала и страны с государственными инвестиционными фондами рассчитывают на наличие благоприятных условий для трансграничного движения капитала в условиях стабильной и прозрачной инвестиционной среды.

Приобретают все большую актуальность вопросы о том, какие страны должны участвовать в переговорах, какие форматы и «площадки» в наибольшей степени подходят для их проведения. Вряд ли необходимо использовать модель Уругвайского раунда переговоров в рамках ВТО, когда все страны-участницы обсуждают стоящую в повестке дня вопроса проблематику и обязаны придерживаться принятых решений. При появлении значительных трудностей в ходе Доха-раунда разработка норм, которые бы в равной степени пришлось бы выполнять всей разнородной массе государств, является весьма сложной задачей. Отдельные темы, например, осуществление инвестиций государственными инвестиционными фондами, более успешно можно было бы обсуждать в относительно небольшом кругу стран-участниц, непосредственно вовлеченных в соответствующие операции. В некоторых случаях положительные результаты соглашений, заключенных в узком составе стран-участниц, целесообразно было бы постепенно распространять и на другие государства, входящие в ВТО. Соответственно глобализационные процессы получили бы, таким образом, дополнительный импульс.

В настоящее время ВТО является единственным официальным форумом для проведения большей части переговоров по торговой проблематике. В таких условиях ВТО оказывается наиболее подходящей «площадкой» для обсуждения большинства торговых и связанных с ней вопросов, включая такие чувствительные, как торговые ограничения в аграрном секторе, но далеко не всех крупных вопросов в области международной экономики. Для проработки такой тематики, как политика в области формирования валютных курсов или принципы деятельности государственных инвестиционных фондов, перспективным подходом является налаживание сотрудничества ВТО с МВФ. При обсуждении экологических и климатических проблем ВТО могла бы довольствоваться вспомогательной функцией, например в ходе саммитов соответствующего профиля. То есть продвижение по пути глобализации может быть осуществлено в рамках различных сценариев.

Многосторонние торговые переговоры в рамках Доха-раунда стали в последние годы одной из наиболее серьезных попыток осуществления многостороннего сотрудничества, приближающегося по своему охвату даже к категории общемирового. В таких условиях вполне реальным является преувеличение отрицательных тенденций в ходе проведения указанного раунда. Некоторые аналитики считают, что Доха-раунд отвлекает внимание от более важных вопросов, например от последствий для торговли значительного отклонения валютного курса от уровня фундаментального равновесия или активизации экологических движений. Вместе с тем, переговоры Доха-раунда носят весьма прагматичный характер, направлены на дальнейшее снижение ограничений и развитие торговли через широкое многостороннее сотрудничество с учетом меняющейся конфигурации глобальной торговли.

За последние десятилетия произошли крупные изменения в списке ведущих стран-экспортеров и импортеров. Отмечается значительное увеличение доли развивающихся стран в мировом товарном экспорте: с 34% в 1980 г. до 47% (т. е. почти до половины) в 2011 г. Соответствующий показатель по развитым странам сократился с 66 до 53%. Если в 1980 г. в группе «развивающиеся страны» обращала на себя внимание высокая роль государств - экспортеров нефти, то в 2011 г. более значимую роль играли развивающиеся страны Азии. Доля Китая в мировом экспорте в 1980 г. составляла лишь 1% (10-е место среди развивающихся стран). В 2011 г. соответствующий показатель достиг 11% (1-е место в мире, если не учитывать в качестве экспортера ЕС в целом, а принимать во внимание в таком качестве отдельные государства, входящие в Евросоюз). Доля ЕС сократилась с 37 до 30%, США - с 11 до 8%, Японии - с 6 до 5% [4; стр. 6].

Трансформация мировой экономики в сторону заметного увеличения значимости групп БРИКС и N-11 («Next-И «включает 11 стран, формирующих следующую «волну» развивающихся стран после БРИКС, характеризующихся ускоренными темпами развития, но играющих в мире меньшую роль, чем страны БРИКС) происходит более динамично, чем прогнозировалось первоначально. Китай сменил

Японию в качестве второй по масштабам национальной экономики страны в мире. По размерам ВВП Бразилия приблизилась к Италии. К 2020 г. страны БРИКС обеспечат 50% увеличения мирового ВВП.

По данным экспертов компании «PwC» («PricewaterhouseCoopers»), являющейся международной сетью компаний, предоставляющих услуги в области консалтинга и аудита, Китай уже в ближайшие годы оттеснит США с 1-го места, а его ВВП по ППС к 2030 г. на треть превысит ВВП США, к 2050 г. - более чем на 40%. Индия прочно обоснуется на 3-й позиции, значительно опережая Бразилию, которая к 2050 г. окажется на 4-м месте. Мексика и Индонезия смогут к этому времени войти в лидирующую «десятку» (займут соответственно 7-е и 8-е место), а Нигерия и Вьетнам - в «двадцатку». Россия до 2030 г. опередит Германию (при расчетах с учетом ППС) и по размерам ВВП окажется европейским лидером. Однако в глобальном масштабе ей придется к 2050 г. переместиться с 5-го на 6-е место из-за активного продвижения вверх в итоговом списке динамично развивающейся Бразилии. Малайзия останется за пределами «двадцатки», имея относительно небольшое население, но в то же время располагая несомненным потенциалом для укрепления своих позиций [17].

Вес отдельных стран в мировой экономике и торговле в целом сказывается и на их статусе в качестве переговорщиков в ВТО. Заметно усиливается влияние в этой связи развивающихся государств. Среди трех основных тем, которые будут обсуждаться на конференции ВТО на уровне министров на Бали, по крайней мере, две в значительной степени затрагивают интересы развивающихся стран. 28 Канкунских предложений (являются частью 88 инициатив по совершенствование специального и дифференцированного режима в отношении развивающихся государств, предусмотренного в различных соглашениях ВТО) должны подвергнуться корректировке с учетом требований сегодняшнего дня. Запланировано создание механизма мониторинга для контроля, в частности, за соблюдением условий предоставления специального и дифференцированного режима. Учитывается то обстоятельство, что не все наименее развитые страны одобряют курс на обеспечение беспошлинного и бесквотового доступа на внешние рынки, опасаясь ущерба от демонтажа действующих инициатив, гарантирующих преференциальный режим.

В переговорной группе по торговле сельскохозяйственными товарами было заявлено о достижении прогресса в отношении предложений, выдвинутых развивающимися странами, входящими в «Группу-33» и отличающимися преобладанием в структуре аграрного сектора фермерского типа хозяйств с небольшими по площади земельными наделами. Позитивную реакцию встретили требования об упрощении правил субсидирования в сфере закупок продовольствия для оказания помощи населению или для формирования государственных резервов. При этом признано целесообразным не допускать значительного искажающего влияния на соответствующие товарные рынки. Более полный учет интересов развивающихся стран позитивно сказывается на процессе глобализации.

2.2 Нормы ВТО в отношении региональных объединений в области международной торговли

Принципы, заложенные в систему ВТО, отражающие идею либерализации международной торговли, лежат в основе правового подхода со стороны этой организации к созданию региональных экономических объединений. В п. 4 статьи XXIV Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) указывается, что договаривающиеся стороны признают желательным расширение свободы торговли путем развития посредством добровольных соглашений более тесного объединения экономик стран-участниц таких соглашений. Они также признают, что целью Таможенного союза или зоны свободной торговли должно быть облегчение торговли между составляющими их территориями, а не создание барьеров в торговле между другими договаривающимися сторонами и данными территориями.

Таким образом, в тексте ГАТТ выделяются и легализуются два типа объединений, в которых могут участвовать государства-члены ВТО - Таможенные союзы и зоны свободной торговли. Подразумеваются и более развитые формы экономической интеграции (общий рынок или, как нам видится, Единое экономическое пространство; экономический или валютный союз), развившиеся из указанных двух.

Кроме того, правилами ВТО допускается, что членами этой организации могут быть не только государства. Согласно статьи XII Соглашения об учреждении ВТО присоединиться к организации может «отдельная таможенная территория, обладающая полной автономией в ведении своих внешних торговых отношений... на условиях, согласованных между ними и ВТО». Подразумевается, что отдельная таможенная территория может принадлежать особым международным образованиям (например, Тайвань, Гонконг) либо Таможенным союзам. На этом основании Гонконг и Европейское сообщество стали членами ВТО с 01.01.1995 г., а Тайвань с 01.01.2002 г. [1; стр. 184].

Согласно п. 8 a, b статьи XXIV ГАТТ под Таможенным союзом понимается замена двух или нескольких таможенных территорий одной таможенной территорией, при том, что пошлины и другие ограничительные меры торговли были бы отменены в отношении значительной части всей торговли между территориями союза. Также единые пошлины применялись бы в отношении торговли с территориями, не входящими в союз.

Под зоной свободной торговли понимается группа из нескольких таможенных территорий, в которых отменены пошлины и другие ограничительные правила регулирования торговли в отношении товаров, происходящих из этих территорий.

В теории международного права (международного экономического права) Таможенные союзы определяются как субъекты международного права [8; стр. 238], т.е. как международные образования, обладающие собственной выраженной правосубъектностью, характеризуемые Единой таможенной территорией, объединившихся в союз государств; их общесогласованной таможенной политикой; едиными таможенными пошлинами и сборами в отношении третьих государств; распределением таможенных доходов в соответствии с установленными квотами.

Как следствие, в пределах зоны свободной торговли может быть отменена либо уменьшена пошлина лишь на товары, произведенные на территории государств-членов зоны. Между странами-участницами сохраняются таможенные границы в целях контроля страны происхождения товаров, с учетом степени их переработки.

В Таможенном же союзе, благодаря общей внешней тарифной защите, предоставляется возможность свободного обращения в отношении всех товаров, произведенных как в странах-членах, так и импортированных из третьих стран.

В праве ВТО по поводу возникновения и функционирования интеграционных объединений имеются материальные и процессуальные нормы.

В статье XXIV ГАТТ установлено два материально-правовых условия, необходимых для того, чтобы региональные экономические интеграционные объединения эффективно работали в сторону расширения мировой торговли, а не вели к искажению сложившихся товаропотоков:

) отмена пошлин и ограничительных мер (в отношении значительной части торговли);

) пошлины не должны быть в целом выше, чем пошлины до образования объединения (п. 5 a, b статьи XXIV ГАТТ).

Однако в праве ВТО не выведены четкие количественные критерии, сведенные в нормы, определяющие «значительную часть торговли». В преамбуле к Договоренности о толковании статьи XXFV ГАТТ (далее - Договоренность) говорится лишь, что вклад (в мировую торговлю) увеличится в случае распространения на всю торговлю устранения пошлин и других ограничительных мер регулирования торговли между составляющими территориями и уменьшится в случае исключения какого-либо важного сектора торговли).

Таким образом, как отмечает Д. Карро, «возможно исключение из интеграции определенного сектора торговли, и это не будет автоматически делать неправомерным существование таможенных союзов, в которых такое практикуется» [8; стр. 242].

ВТО, как международное образование, представляет собой классическую международную организацию, в основе учреждения которой лежит международный договор. При создании ВТО государства-учредители, понимая значение международных торгово-экономических отношений на текущее положение в их странах, подошли к вопросам полномочий и компетенции ВТО достаточно осторожно. ВТО не является специализированным учреждением ООН.

В ВТО нет Устава как такового - его роль выполняет небольшое Соглашение об учреждении ВТО, состоящее из 16 статей. Страны-учредители ВТО не стремились и не наделили эту организацию какими-либо наднациональными полномочиями, как их можно определить в отношении некоторых современных международных организаций. Осторожность участников объясняется стремлением направить деятельность ВТО в русло исполнения уже выработанных механизмов. Таким образом, ВТО остается под жестким контролем ее членов [1; стр. 186].

Этим, а также сложными противоречивыми отношениями государств-членов (из 153 членов организации только около 30 относятся к развитым странам) объясняются, на наш взгляд, и трудности переговорных процессов в рамках ВТО.

Сказанное относится и к вопросу взаимоотношений ВТО и региональных экономических объединений. ВТО вынуждена считаться с реалиями появления новых экономических группировок. При том, что тенденция регионализации в современном мире приводит к изъятиям в правовом регулировании отношений на основе принципа наибольшего благоприятствования и, как следствие, к «узаконенному» нарушению принципа недискриминации в международной торговле.

Выводы по главе 2

Вес отдельных стран в мировой экономике и торговле в целом сказывается и на их статусе в качестве переговорщиков в ВТО. Заметно усиливается влияние в этой связи развивающихся государств. Страны-учредители ВТО не стремились и не наделили эту организацию какими-либо наднациональными полномочиями, как их можно определить в отношении некоторых современных международных организаций. ВТО вынуждена считаться с реалиями появления новых экономических группировок.

всемирный торговый глобализация

3. Направления совершенствования экономической политики России в рамках вступления в ВТО

Вступление России в ВТО диктует необходимость адаптации аграрной политики в России к новым требованиям. Главными направлениями кардинального изменения российской политики поддержки сельского хозяйства после вступления в ВТО являются [12; стр. 115-116]:

·сокращение трансфертов потребителей производителям и в бюджет в связи со снижением импортных таможенных пошлин;

·значительное увеличение уровня бюджетной поддержки с целью компенсации выпадающих трансфертов потребителей производителям;

·совершенствование структуры поддержки: уменьшение доли расходов на непосредственную поддержку производителей и увеличение затрат на общие меры поддержки;

·изменение механизмов поддержки: сокращение продуктово-специфических субсидий, выплачиваемых в зависимости от объемов производства конкретных видов продукции и искажающих рынок; сокращение ресурсно-специфических субсидий, выплачиваемых в зависимости от объемов использования конкретных видов ресурсов и тоже искажающих рынок; увеличение субсидий, не искажающих рынок и относимых ВТО к зеленой корзине;

·достижение по каждому из основных видов сельскохозяйственной продукции конкурентоспособности производителей на внутреннем и внешнем рынках, прежде всего за счет модернизации и создания благоприятных условий для бизнеса. Вступление России в ВТО - это согласие на функционирование всей экономики и, в частности, сельского хозяйства в условиях конкуренции.

Государственная политика должна больше учитывать особые условия каждого региона: расширение возможности реализации мер поддержки развития сельской местности вместо приоритета поддержки сельского хозяйства на территориях с признаками деградации сельскохозяйственного производства, например.

В части совершенствования земельной политики в области сельскохозяйственных земель целесообразно разработать концепцию государственной политики, предусмотрев в ней необходимость проработки направлений защиты прав пользования и собственности добросовестного сельхозпроизводителя; мониторинг перераспределения земель; ограничение концентрации сельскохозяйственных угодий в собственности отдельных лиц; классификацию земель и выделение ценных, вовлечение под застройку которых ограничивается; оценку издержек земельного оборота и изменение процедур, порождающих высокие издержки; введение стихийного процесса вовлечения сельскохозяйственных угодий под застройку в более управляемое русло на основе утвержденных планов развития территорий и сельскохозяйственного зонирования, включая продажу права застройки на аукционах; выделение финансирования на работы по подготовке участков, находящихся в государственной собственности, к передаче в аренду или к продаже; разработку типовых правил зонирования сельскохозяйственных зон с установлением требований к застройке по плотности и строениям и использованию участков; разработку механизма подготовки участков и их передачу в долговременную аренду иностранным лицам с обеспечением приоритета российских граждан и организаций на получение таких участков; переход от процедур государственного контроля за использованием участков сельскохозяйственных угодий к контролю заинтересованных в получении неиспользуемых участков физических и юридических лиц; введение механизмов понуждения собственников к использованию или передаче в аренду участков неиспользуемых сельскохозяйственных угодий; обеспечение приоритета сохранения открытых пространств на неиспользуемых сельскохозяйственных угодьях с целью быстрого их вовлечения при необходимости в сельскохозяйственное производство и т.д.

Присоединение к ВТО требует адаптации мер российской поддержки сельского хозяйства требованиям ВТО. В России традиционно ориентируются на меры поддержки, которые относятся к желтой корзине. Принятие новой Госпрограммы на период до 2020 г. в рамках ВТО требует проведения расчетов по оценке результативности мер желтой корзины Госпрограммы, завершенной в 2012 г. До 2009 г. сбор первичной информации от сельхозпроизводителей был задачей Росстата, и эта информация была доступна для расчетов и оценок мер поддержки научным независимым сообществом. С 2009 г. функция сбора информации передана от Росстата в Минсельхоз РФ, который резко ограничил доступ к ней. Так, например, на информационном портале Единой межведомственной информационно-статистической системы (ЕМИСС) по разделу «Министерство сельского хозяйство» на 20 декабря 2012 г. числится 2 документа: «количество надоенного за сутки молока» и «средний надой за сутки». Кроме того, что органы управления сельским хозяйством на местах каждодневно заняты сбором по хозяйствам, районам, регионам такой информации, ценность которой для управления отраслью сомнительна, можно сказать только то, что эта информация может удовлетворить запросы крайне ограниченного круга лиц.

При этом в настоящее время невозможно оценить эффект мер поддержки, дать обоснованные рекомендации по их сокращению или расширению, базируясь на расчетах. В этой связи для повышения качества рекомендаций по совершенствованию мер господдержки целесообразно подготовить и принять постановление правительства о регламенте доступа к информации, собранной Минсельхозом на деньги российских налогоплательщиков.

Анализ системы государственной поддержки сельского хозяйства позволяет сделать вывод, что, несмотря на наличие стимулирующей составляющей в принципе софинансирования Федерацией и регионами мероприятий поддержки, требуется ее пересмотр по части программ. Для достижения целей федеральной политики целесообразно разрабатывать направления поддержки производства - в том числе и по мерам желтой корзины - из федерального бюджета вне связи с возможностями региональных бюджетов. Часть федеральных средств, направленных на развитие территории и относящихся к мерам зеленой корзины, целесообразно передавать в регионы на условиях софинансирования. Это потребует пересмотра распределения полномочий по поддержке сельского хозяйства между Федерацией и регионами, поскольку сейчас именно на регионах лежит эта функция, хотя не менее 50% этой поддержки осуществляется из федерального бюджета через межбюджетные трансферты.

Для изменения полномочий и системы движения денежных средств нужно внести изменения в два федеральных закона. В связи с необходимостью контроля Российской Федерацией расходов на меры поддержки, подлежащие ограничению по требованиям ВТО (желтой корзины), целесообразно также разработать механизмы контроля расходов по этой корзине из регионального бюджета. К ним могут относиться установление квот регионам со стороны федерального бюджета по такой поддержке и возможность их перераспределения между регионами без участия Федерации - через куплю-продажу квот между регионами. Это также потребует внесения изменений в существующее законодательство по распределению полномочий между Федерацией и субъектами РФ, передачи полномочий по контролю Федерации, если обязательства РФ возникли на основе международных обязательств.

Для сохранения динамики развития отраслей сельского хозяйства после присоединения к ВТО необходима дополнительная поддержка ряду отраслей. Ранее эту поддержку оказывало население, оплачивая более высокие цены на продукцию. Присоединение к ВТО позволит более дешевым импортным продуктам попасть на российский рынок, население уже не будет оплачивать более высокие издержки российских производителей, сложившиеся в силу разных причин. В этих условиях для компенсации средств, выплачиваемых ранее населением, потребуется резкое увеличение бюджетной поддержки. Так, только производителям свинины для удержания сложившегося уровня совокупной поддержки требуется выплатить из бюджета дополнительно 89,9 млрд руб. (компенсация выпадающих трансфертов потребителей). Для увеличения производства до сложившегося уровня потребления дополнительные выплаты из бюджета должны составить 146,5 млрд руб., а для полного импортозамещения - 167,6 млрд руб.

Приведенные суммы значительно превышают общий объем годового бюджетного финансирования всего сельского хозяйства по действующей и новой Госпрограммам, а также максимальную сумму финансирования по желтой корзине на 2018 г., установленную соглашением России с ВТО. Нужно разработать другие меры поддержки, относящиеся к зеленой корзине, сокращать трансакционные издержки производителей свинины. Кроме того, необходимы модернизация отрасли, сокращение затрат. Без этого невозможно обеспечение конкурентоспособности отечественных производителей на внутреннем и внешнем рынках.

Чтобы выполнить Доктрину продовольственной безопасности по молоку, т.е. обеспечить не менее 90% потребления молока за счет собственных ресурсов, необходимо произвести 38 млн т молока. После присоединения к ВТО сократятся трансферты потребителей производителям этого объема молока - примерно на 113 млрд руб. Вполне очевидно, что такая сумма не может быть выплачена из бюджета.

Для поддержки производителей молока потребуется, с одной стороны, разработать меры поддержки в виде, удовлетворяющем требованиям зеленой корзины, а с другой - создавать институциональные предпосылки для снижения затрат сельхозпроизводителей (например, снижение затрат на подключение к сетям, переход к системе оплаты за электричество по фактическим затратам, а не по предварительному заказу потребления; снижение расходов сельхозпроизводителей на оформление прав землепользования; поощрение модернизации; повышение безопасности ведения бизнеса; обеспечение контроля за молокопереработчиками в части предотвращения использования импортного сухого молока и недопущения дискриминации производителей свежего молока и т.п.).

После вступления в ВТО будут уменьшены трансферты от потребителей (за счет снижения цен на свинину). Для сохранения прежнего уровня поддержки производителей из бюджета производителям говядины необходимо выделить 50,7 млрд руб. Однако нельзя решить проблемы мясного скотоводства только за счет бюджетных вливаний в неконкурентную отрасль. Нужна ее модернизация. Причем тот путь модернизации, который использован в птицеводстве и свиноводстве, а именно - крупномасштабная концентрация производства, в мясном скотоводстве неприемлем. Чтобы развивать отрасль, в первую очередь следует создать 150-200 тыс. фермерских хозяйств, содержать на них 15-20 млн мясных коров, на этих фермах выращивать телят до веса 120-200 кг. Опираясь на это низовое звено, можно развивать крупный бизнес - фидлоты по доращиванию и откорму скота, мясокомбинаты, торговые сети.

Чтобы запустить такую схему развития отрасли, нужны соответственная политика, стимулы со стороны государства, организующая роль крупного бизнеса, не только капиталовложения с его стороны в фидлоты и мясопереработку, но и финансирование по контрактам фермеров, обеспечивающих выращивание молодняка мясного скота.

Чтобы сохранить достигнутый уровень бройлерного производства, необходимо 84,3 млрд руб. трансфертов из бюджета. Для обеспечения достигнутого потребления за счет собственного производства следует выделить 102,3 млрд руб., а для полного им-портозамещения - 117 млрд руб.

Столь значительные средства невозможно выделить через меры желтой корзины. В связи с этим необходима разработка мероприятий поддержки, относящихся к зеленой корзине. Кроме того, нужны модернизация подотрасли, переход на схемы производства, сложившиеся в развитых странах и основанные на взаимодействии крупных компаний с фермерскими бройлерными хозяйствами. Благодаря такому взаимодействию крупные компании достигают экономии за счет сокращения расходов на капиталовложения, электроэнергию, воду, охрану окружающей среды, охрану ресурсов и продукции, а фермеры получают высокие доходы за счет концентрации производства, современных технологий, гарантий по сбыту, отражению посягательств на имущество и доходы со стороны бандитов, рейдеров, чиновников и т.д.

Выводы по главе 3

Государственная политика должна больше учитывать особые условия каждого региона: расширение возможности реализации мер поддержки развития сельской местности вместо приоритета поддержки сельского хозяйства на территориях с признаками деградации сельскохозяйственного производства, например. Несмотря на наличие стимулирующей составляющей в принципе софинансирования Федерацией и регионами мероприятий поддержки, требуется ее пересмотр по части программ. Для достижения целей федеральной политики целесообразно разрабатывать направления поддержки производства - в том числе и по мерам желтой корзины - из федерального бюджета вне связи с возможностями региональных бюджетов.

Заключение

В настоящее время можно выделить следующие тенденции развития ВТО.

Первая тенденция заключается в том, что сейчас завершается создание единого экономического пространства Европы, США, стран Юго-Восточной Азии и одновременно признается ведущая роль Соединенных Штатов (особенно в области новейших технологий). Европа же оставляет за собой право развивать те сектора экономики, где она уже добилась инновационных успехов. Кроме того, она может совершенствовать налоговую и таможенную систему, повышать уровень защиты своих рынков и жизни населения.

При таком раскладе конкуренции между странами мира Россия должна создавать на своей территории сеть взаимосвязанных органов сертификации. Они станут центрами встраивания отечественного малого и среднего бизнеса в глобальную экономику. Такое встраивание должно осуществляться за счет снижения затрат на сертификацию в тех отраслях экономики, где российские предприниматели готовы бороться за мировые рынки сбыта своей продукции. Появление российских органов сертификации позволит снизить себестоимость сертификации. Их преимуществом перед иностранными аналогами станут отечественные технологии учета, стоимость которых будет ниже. Технологии учета должны основываться на корпоративных реестрах (депозитариях), в которых будут учитываться результаты сертификации и аккредитации российских предприятий. Политика на рынке сертификационных услуг, проводимая органами сертификации на основе таких технологий, должна быть направлена на сдерживание наступления на российский рынок товаров и услуг транснациональных корпораций.

Вторая тенденция развития ВТО заключается в том, что страны, входящие в эту организацию, совершенствуют порядок обращения товаров и услуг на общеевропейском рынке. Для этого, в частности, они применяют международную сертификацию качества менеджмента и продукции. Вскоре данный подход распространится и на общемировое экономическое пространство.

Третья тенденция развития ВТО свидетельствует о том, что мировые банковская и финансовая системы переходят на стандарты Базель-2. Они предусматривают внедрение в практику финансовых институтов более качественных методов управления кредитными, рыночными и операционными рисками. Это позволяет постоянно повышать конкурентоспособность экономики страны за счет полноценного финансирования инновационных проектов.

Участие в ВТО дает стране множество преимуществ. Их получение и является в прагматическом смысле целью присоединения к ВТО. Конкретными целями присоединения для России можно считать следующие:

·получение лучших и недискриминационных условий для доступа российской продукции на иностранные рынки;

·доступ к международному механизму разрешения торговых споров;

·создание более благоприятного климата для иностранных инвестиций в результате приведения законодательной системы в соответствие с нормами ВТО;

·расширение возможностей для российских инвесторов в странах-членах ВТО, в частности, в банковской сфере;

·создание условий для повышения качества и конкурентоспособности отечественной продукции в результате увеличения потока иностранных товаров, услуг и инвестиций на российский рынок;

·участие в выработке правил международной торговли с учетом своих национальных интересов;

·улучшение имиджа России в мире как полноправного участника международной торговли.

Список использованных источников

1.Акимов Н.Н. Взаимодействие норм права ВТО и региональных интеграционных объединений // Евразийская интеграция: экономика, право, политика. - 2011. - № 9. - С. 183-187.

.Всемирная торговая организация. Документы и комментарии. - М.: Издательство Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, 2009. - 147 с.

.Гурова И.П. Мировая экономика: Учебник. - М.: ОМЕГА-Л, 2008. - 393 с.

.Долгов С.И. Развитие процесса глобализации и деятельность ВТО // Российский внешнеэкономический вестник. - 2013. - № 8. - С. 3-11.

.Доронина Н.Г. Антидемпинговое законодательство государств - участников ГАТТ // Журнал российского права. - 2002. - № 1. - С. 123-139.

.Доронина Н.Г. Правовые проблемы вступления России в ВТО // Журнал российского права. - 2010. - № 11. - С. 46-54.

.Дюмулен И.И. Эволюция многосторонних торговых переговоров в рамках ВТО (Сиэтл-1999, Доха-2001, Канкун-2003, Гонконг-2005) // Внешнеэкономический бюллетень. - 2005. - № 7. - С. 3-9.

.Карро Д. Международное экономическое право / Д. Карро, П. Жюйар. - М.: Международные отношения, 2012. - 580 с.

.Ломакин В.К. Мировая экономика: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. - 671 с.

.Международная торговля: Учебное пособие / Трухачев В.И., Ерохин В.Л., Лякишева И.Н. - М.: Финансы и статистика, 2010. - 416 с.

.Международные экономические отношения: Учебник для вузов / Б.М. Смитиенко [и др.]; Под ред. Б.М. Смитиенко. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 511 с.

.Палагина А.Н. О совершенствования инфраструктуры поддержки предпринимательства в рамках вступления России в ВТО // Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ). - 2013. - № 1-2 (41,42). - С. 115-126.

.Российская экономика в 2012 году. Тенденции и перспективы (Выпуск 34). - М.: ИЭПП, 2013. - 656 с.

.Тарра Д.Г. Торговая политика и значение вступления в ВТО для развития России и стран СНГ: руководство. - М.: Весь Мир, 2006. - 588 с.

.[Электронный ресурс]. - Режим доступа. http://finance.bel.biz/articles/pwc_prognoz_razvitiya_mirovoj_ekonomiki_do_2050_goda/.

Похожие работы на - Роль и значения ВТО в современной международной торговле

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!