Повышение конкурентоспособности продукции предприятия

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    28,64 Кб
  • Опубликовано:
    2015-04-19
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Повышение конкурентоспособности продукции предприятия

Министерство образования и науки РФ

ФГБОУ ВПО Бурятский государственный университет

Институт экономики и управления

Кафедра экономики








Курсовая работа

по дисциплине «Экономика предприятия (фирмы)»

тема: «Повышение конкурентоспособности продукции предприятия»


Выполнила: ст. гр. 11320

Нагаева К. А.

Научный руководитель:

к.э.н, ст. преп. кафедры экономики

Лхасаранова Д. Р.


Улан-Удэ, 2013

Содержание

Введение

Глава I. Общие сведения о конкурентоспособности продукции

.1 Понятие конкуренции

.2 Содержание процесса управления конкурентоспособностью товара

.3 Система оценки уровня конкурентоспособности

Глава II. Управление конкурентоспособностью инновационно ориентированного товара

.1 Особенности инновационной продукции и рынка инноваций

.2 Оценка конкурентоспособности инновационной продукции

.3 Направления повышения конкурентоспособности инновационной продукции

Заключение

Список литературы

Введение

Актуальность темы. С развитием рыночного типа экономических отношений предприятию становится все сложнее и сложнее удерживать успешные позиции на рынке. Большую роль в этом играет его способность выдерживать конкуренцию. Стратегия конкуренции заставляет компании достигать большей производственной эффективности и увеличивать предпринимательскую прибыль за счет технологии и инноваций. Кроме этого, важнейшей ролью конкуренции является установление рыночной стоимости товара, повышение его качества. Можно сказать, что на конкурентном рынке выживает сильнейший. При помощи конкуренции происходит отбор, в результате которого на рынке остаются только те товары, которые наиболее востребованы у покупателей.

Конкурентное поведение направлено на достижение фирмой позиции главного участника. Она стремится захватить преимущество над своими соперниками путем манипулирования или же развитием сложных для подражания отличительных, характерных компетенций. Второе способствует развитию, продвижению предприятия вперед такими путями, как усовершенствование производимой продукции и самого производства, разработка новых инновационных проектов, выявление возможности расширения производства и т. д. В последнее время прогрессирующей тенденцией выступает управление, а в частности, повышение конкурентоспособности товара (услуги), который фирма производит (предоставляет).

Для того, чтобы определить уровень конкурентоспособности как товара, так и самого предприятия необходимы количественные методы оценки, которые наглядно могут продемонстрировать способности фирмы удерживать свои позиции на рынке.

Цель курсовой работы: рассмотреть методы повышения конкурентоспособности продукции предприятия.

Задачи:

1)      определить понятие конкурентоспособности товара;

2)      исследовать процесс управления конкурентоспособностью товара;

3)      на примере инновационно ориентированного предприятия рассмотреть методы повышения конкурентоспособности товара.

Объект исследования: конкурентоспособность продукции.

Предмет исследования: совокупность механизмов, методов повышения конкурентоспособности продукции предприятия.

Информационную базу курсовой работы составили учебные пособия по экономике предприятия (фирмы) и маркетингу авторов О. В. Баскакова, И. П. Хангуреевой, Н. Э. Шабыкова, И. Ю. Унгаевой, О. Д. Андреевой, научные статьи, отражающие понятие инновационного предприятия и инновационного бизнеса, конкурентоспособности предприятия и его продукции. Кроме этого, диссертационная работа Н. К. Шаклеиной по теме «Моделирование конкуренции и кооперации предприятий в инновационных разработках».

При написании курсовой работы использовались такие методы исследования, как анализ научных статей, пособий, учебников для высших профессиональных учебных заведений с целью определения понятия конкурентоспособности, выявления основных методов расчета конкурентоспособности товара при различных подходах. Обобщение проанализированного материала. Исследование результатов работ инновационных предприятий, выявление основных тенденции повышения конкурентоспособность инновационно ориентированной продукции.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав и заключения. В первой главе рассматриваются общие сведения о понятии конкурентоспособности: само понятие конкурентоспособности, содержание процесса управления конкурентоспособностью товара, система оценки уровня конкурентоспособности. Вторая глава раскрывает понятие управления конкурентоспособностью продукции на примере инновационно ориентированного предприятия. В ней изучаются особенности инновационного рынка, выявляется система оценки конкурентоспособности инновационной продукции и обобщаются методы повышения конкурентоспособности продукции, выпускаемой инновационно ориентированным предприятием.

Глава I. Общие сведения о конкурентоспособности продукции

1.1 Понятие конкурентоспособности

конкурентоспособность инновационный рынок

Конкурентоспособность товара - это возможность продажи товара на данном рынке в определенный момент времени. На современном рынке только тот товар оказывается способным к здоровой конкуренции, который создается в расчете на определенного потребителя. Экономический успех любой фирмы зависит от того, насколько хорошо она может оценить ситуацию на рынке. Именно этим в первую очередь определяется ее способность к конкуренции.

Кроме этого конкурентоспособность товара зависит от ряда причин: качество товара и его новизны, цены, срока поставки, маркетинговой программы, размера налога, насыщенности рынка аналогичными товарами, платежеспособности населения, уровня технического обслуживания и т. д. Кроме этого, большое влияние оказывают привычки покупателей, мода (имидж), экономическая политика государства, политическая обстановка (для экспортируемых товаров).

Помимо вышеизложенных причин, следует уделять внимание ряду факторов, которые также влияют на способность продукции выдерживать конкуренцию:

)        требования рынка к качеству реализуемых на нем изделий;

2)      основные направления производства товара;

)        перспективы продаж конкурентной продукции;

)        цена продукции;

)        возможности аттестации и сертификации товара;

)        реклама товара, ее уровень и качество.

Следует отметить, что конкурентоспособность товара, в первую очередь, определяет покупатель. «При выборе товара, он ориентируется на два определяющих фактора:

)        полезный эффект, получаемый от пользования товаром;

)        расходы, связанные с покупкой и эксплуатацией товара» [1,116].

Выделяется несколько параметров, которые влияют на выбор потребителя. Товар должен обладать техническими параметрами (Тпт), которые можно определить как качество (Q) и удобство в обслуживании или сервис (C), т. е. Tпт = Q + C. Международная организация по стандартизации (ИСО) определяет качество как набор свойств товара, которые удовлетворяют конкурентную потребность. Эти свойства подразделяются на:

·        технические (функциональность, долговечность и т. д.);

·        эргономические (те качества, которые отвечают за соответствие свойствам человеческого организма в процессе использования продукта);

·        эстетические (дизайн товара);

·        нормативные (свойства, которые регламентируются обязательными нормами, стандартами и должны быть сертифицированы).

 Технические параметры в свою очередь должны совпадать с параметрами потребностей покупателя или параметрами, характеризующими процесс потребления (Ппп). Последнее, определяет полезный эффект товара для потребителя. Только в этом случае товар вызывает у него интерес.

Способность товара к конкуренции может быть определена при помощи его сравнения с подобными товарами (если производимая продукция не является новшеством). Исходя из этого, можно сделать вывод, что конкурентоспособность является относительным показателем. Можно сказать, что она представляет собой характеристику товара, которая отражает его отличие от продукции конкурентов по степени удовлетворения какой-то конкретной потребности покупателя. Поэтому, для того, чтобы определить уровень конкурентоспособности продукции, необходимо помимо всего выше сказанного учитывать затраты потребителя на покупку товара и его дальнейшего использования.

Таким образом, под конкурентоспособностью следует понимать «характеристику товара, отражающую его отличие от товара-конкурента по степени соответствия конкурентной общественной потребности и по затратам на ее удовлетворение» [1, 119].

В последнее время в связи с обострением конкурентной борьбы, понятие конкурентоспособности применяется не только в отношении самой продукции, но и предприятия, компании или в отношении всей страны.

1.2 Содержание процесса управления конкурентоспособностью товара

Конкурентоспособность - основа успешной реализации товара на рынке. Т. е. можно сказать, что это выгодное сочетание качества, сервиса и цены. Остальные факторы (реклама, престиж марки и т. д.) оказывают уже вторичное влияние. Следовательно, конкурентоспособность товара закладывается на стадии проектирования и производства.

Управление конкурентоспособностью продукции - это обеспечение оптимального соотношения элементов, составляющих ее. Можно выделить три основные цели, которые организация пытается достичь при этом:

)        повышение качества продукции;

)        снижение издержек производства;

)        повышение экономичности и оперативности послепродажного обслуживания.

Элементы, составляющие конкурентоспособность, многофакторны. Их нужно рассматривать как сложные, вполне самостоятельные объекты. Например, на величину издержек производства в свою очередь оказывают влияние качество сырья, топлива, электроэнергии, квалификация производственных рабочих, уровень их заработной платы, производительность труда и т. д. При этом составляющие конкурентоспособность элементы можно определить такими факторами, как технический уровень продукции, технический уровень производства, уровень организации производства и управления.

Еще в конце 50-х гг. XX века были разработаны новые характеристики успеха фирм, которые заключаются в приоритете внимания к разработке, производству и сбыту конкурентоспособной продукции. «В 60 - 70-х. гг. ХХ века борьба на мировом рынке между японскими компаниями, с одной стороны, и западноевропейскими и американскими - с другой, протекала как борьба двух подходов к управлению фирмой - на основе критерия конкурентоспособности и критерия прибыли» [1, 130]. Исход этой борьбы показал преимущества производства качественной продукции, над стремлением к максимизации прибыли. Финансовые показатели многих японских компаний сделали очевидным то, что именно подход, основанный на выдвижении качества товара на первый план, приводит к стабильному положению фирмы на рынке, к их высокой рентабельности.

Следует отметить, что в настоящее время этот подход имеет иное содержание: на первый план выдвигаются ориентация на долговременный успех и на потребителя. Уделение фирмой большого внимания конкурентоспособности показывает ее стремление обеспечить наиболее надежный путь к достижению и сохранению высокой прибыли.

Таким образом, управление конкурентоспособностью - это комплекс мероприятий, которые проводятся в ходе разработки, производства, сбыта и послепродажного обслуживания продукции с целью обеспечения необходимого уровня конкурентоспособности. Эти мероприятия подразумевают сбалансированное воздействие на основные показатели деятельности фирмы при всем этом учитывая критерии прибыли. Другими словами, конкурентоспособностью управляют на протяжении всего жизненного цикла товара: его создание, производство, реализацию, послепродажное обслуживание. Следует отметить, что на стадии производства выделяются такие важнейшие составляющие конкурентоспособности как качество и издержки.

Выделяя качество как объект управления, следует уделить внимание понятию «цена качества», которое показывает зависимость между качеством и издержками. Можно выделить две составляющие «цены качества»: расходы на обеспечение качества продукции и издержки, связанные с неудовлетворительным качеством изделия. К первым относятся расходы, связанные с предупреждением выпуска изделий неудовлетворительного качества (расходы на подготовку персонала, затраты по совершенствованию технических средств управления качеством и т. д .) и расходы, связанные с контролем качества продукции (расходы на контроль качества готовых изделий, на проведение испытаний и т. д.). Ко вторым - издержки в сфере производства (расходы на исправление межоперационного брака, на переделку изготовленных изделий и т. д.) и издержки в сфере потребления (расходы на ремонт изделий в гарантийный период, расходы, связанные с рекламациями потребителей).

Можно сделать вывод, что качество и издержки рассматриваются в комплексе и оцениваются по уровню конкурентоспособности продукции. Исходя из понятия «цены качества» можно определить новое отношение к определению оптимального уровня качества. Можно говорить об ужесточении требований к уровню качества, несмотря на следующий за этим процессом рост затрат.

.3 Система оценки уровня конкурентоспособности

Для того, чтобы оценить способность товара к здоровой конкуренции, необходимо учесть множество взаимосвязанных элементов и факторов, начиная с создания товара и заканчивая послепродажным сервисом. Моделирование конкурентоспособного товара - подбор свойств, которые наиболее полно удовлетворяют потребности покупателей, на которых нацелена производимая продукция. Кроме этого понятие моделирования включает экономические аспекты организации производства товара и послепродажное обслуживание.

Для точной оценки конкурентоспособности товара для начала необходимо определить цели. Именно этот пункт определяет содержание исходной информации о рынке, на котором будет реализовываться товар и о самом товаре. Т. е. определив цель анализа конкурентоспособности, переходят к комплексному изучению рынка: исследование конъюнктуры рынка, конкурентов и спроса на данную продукцию.

Выделяется три группы параметров, которые характеризуют уровень конкурентоспособности.

1.      Параметры нормативной группы - принципиальная возможность реализации изделия на «адресном», целевом рынке» [1, 120]. Во-первых, необходимо оценить патентную чистоту создаваемой продукции. Если результаты проверки окажутся отрицательными, то дальнейший анализ целесообразно проводить только после мероприятий, направленных на обеспечение патентной чистоты изделия.

Следующий шаг, проверка соответствия характеристик изделия обязательным стандартам, Если товар не соответствует этим стандартам, он не может производиться, т. к. он не удовлетворяет существующих потребностей потенциальных покупателей. Следовательно, дальнейшая оценка его уровня конкурентоспособности нецелесообразна независимо от результатов сравнения по другим параметрам, именно поэтому в первую очередь проводится исследование на соответствие нормам и стандартам, которые приняты в данном государстве, и дальнейшие исследования проводятся только в том случае, если результаты по соответствию нормам положительны.

Определение нормативных параметром при оценке конкурентоспособности может быть произведено методически при помощи введения специального показателя. Этот показатель может принимать два значения - 0 или 1. Если продукция соответствует всем установленным стандартам и нормам, то показатель равен 1, если нет - 0. Общий показатель по нормативным параметрам представляет собой произведение частных показателей по каждому из них.

Iнп = П*qi, где

Iнп - общий показатель по нормативным параметрам;

qi - частный показатель по i-му нормативному параметру;

n - число нормативных параметров, подлежащих оценке.

Если хотя бы один из частных показателей равен 0 или, другими словами, изделие не соответствует по какому-то параметру обязательной норме, то общий показатель также будет равен 0. Следовательно, в таком случае можно говорить о неконкурентоспособности данного товара.

2.            Технические параметры. Другими словами, качество продукции. Исследование рынка на первом этапе оценки конкурентоспособности продукции даст результаты о тех свойствах товара, которые покупатель считает необходимыми, эталонными. Количественно это можно выразить как отношение величины параметра изделия к величине такого же параметра эталона.

bi = 100%, где

bi - частный технический показатель по i-му параметру;

dнi - величина i-го параметра анализируемого (создаваемого) изделия;

dэi - величина i-го параметра, при котором потребность удовлетворяется на 100%, т. е. эталона.

Стоит отметить, что превышение изделия запрашиваемых покупателем параметров не гарантирует успешных продаж. В таких случаях частный показатель приравнивается к эталонному.

Для нахождения общего показателя по техническим параметрам следует сложить частные показатели с учетом значимости или удельного веса каждого из них.

Iтп = (b1 + b2 + … + bi) * ai, где

Iтп - общий показатель по техническим параметрам при сравнении с эталоном;

b1, b2, …,bi - частные технические показатели по i-му параметру;

ai - удельный вес i-го параметра из их общего числа.

Общий показатель по техническим параметрам показывает степень соответствия создаваемого товара эталону, но, обычно, покупатель сравнивает товары не с эталоном, а друг с другом. Следовательно, важнейшим аспектом является сопоставление товара с его конкурентом, а после этого сравнить, какой из них в большей степени соответствует потребностям потребителей.

При расчете общего показателя возникают проблемы, связанные с тем, что некоторые технические параметры изделия не имеют физической меры: дизайн, соответствие моде и т. д. Такие параметры определяются с помощью экспертных методов, при которых такие характеристики оцениваются по бальной шкале, которая выбирается самими экспертами. Например, качество дизайна изделия оценивается по пятибалльной шкале, уровень комфортабельности - по десятибалльной.

Еще одна проблема - построение весовой базы для частных показателей и дальнейшее получение общего показателя на основе частных. Построение весовой базы играет важную роль при оценке конкурентоспособности изделия и в то же время самой сложной частью, потому что определяется в соответствии с потребностями и запросами потребителей. Иными словами, эталон не может дать информацию о том, какое свойство товара наиболее важно для потребителя.

Исследование рынка и сделанные на их основе экспертные оценки служат основной базой для построения весовой базы. В этом случае качество моделирования уровня конкурентоспособности продукции в первую очередь зависит от уровня профессиональности эксперта. Таким образом, весовая база - это субъективный показатель, результат которого будет тем выше, чем качественнее выполнена аналитическая работа по изучению рынка и функция маркетинга.

3.      Экономические параметры или цена потребления при сравнении принимают вид:


Еэп - общий показатель по экономическим параметрам;

Цпн - цена потребления анализируемой продукции;

Цпк - цена потребления товара-конкурента.

Можно сделать вывод, что чем ниже цена потребления, тем выше уровень конкурентоспособности. Это означает, что «потребитель имеет возможность приобрести единицу качества одного из сравниваемых товаров дешевле, чем другого» [1, 125].

На основе определенных нормативных, технических и экономических параметров строится интегральный показатель уровня конкурентоспособности (ИК). Если значение интегрального параметра больше или равно 1, то можно говорить о создании конкурентоспособного изделия. Чем выше интегральный показатель, тем больше возможностей у продукции выдерживать здоровую конкуренцию на рынке.


Существуют и другие методы оценки конкурентоспособности товара. Например, в последнее время стал популярен такой способ определения конкурентоспособности продукции, который основывается на основе патентной информации. Важно отметить, что до 80% информации, содержащейся в патентах, практически невозможно найти в других источниках. Информация о патентовании изобретений конкурирующей компании очень важна для предприятия в его конкурентной борьбе.

Глава II. Управление конкурентоспособностью инновационно ориентированного товара

.1 Особенности инновационной продукции и рынка инноваций

Выделяется два определения инноваций: в широком и узком смысле. Исходя из первого, инновация - это результат творческой деятельности в виде новой или усовершенствованной продукции, которая реализуется на рынке. С этой точки зрения инновационной для предприятия является любая продукция, которая ранее не была освоена и характеризуется рыночной новизной. В узком смысле под инновациями принимаются такие результаты научных исследований и разработок, которые способны улучшить стоимостные и потребительские характеристики существующей продукции, работ, услуг и стать основой увеличения прибыли для хозяйствующих субъектов, их использующих. Инновации способны удовлетворять меняющиеся общественные потребности и формировать принципиально новые объекты спроса.

Под инновационной продукцией в узком смысле понимается продукция, обладающая научной и научно-технической новизной. Прежде всего это наукоемкая и научно-техническая продукция предприятия. Наукоемкая продукция - это продукция, в стоимости которой значительную долю составляют затраты интеллектуального научного труда. Научно-техническую продукцию как совокупность научно-технической информации, имеющей коммерческое значение и реализуемой потребителю преимущественно в нематериальной форме (в виде лицензий и научно-технических услуг).

Можно выделить ряд особенностей, которые характеризуют инновационную продукцию. Во-первых, это уникальная продукция, свойства которой необходимо разъяснять потребителям. Во-вторых, она характеризуется сложностью изготовления и требует при своем создании затрат особого квалифицированного труда. Техническая сложность инновационной продукции, как правило, требует обязательного послепродажного обслуживания фирмой-производителем. В-третьих, инновационная продукция современных предприятий обычно имеет короткий жизненный цикл. В-четвертых, это чаще всего дорогостоящая продукция, по своей номинальной стоимости превосходящая заменяемый аналог, хотя и более дешевая на единицу полезного эффекта.

Современные исследования показывают, что среди факторов конкурентоспособности как потребительской, так и производственной продукции возрастает значение инновационных параметров: показателей новизны, технологии, дизайна, новых эксплуатационных характеристик.

Вновь разработанные товары образуют специфический рынок наукоемкой и научно-технической продукции, который имеет свои особенности. Эти особенности затрагивают все стороны рыночных отношений между продавцом и покупателем. Опыт рынка показывает исключительную степень риска именно в нововведениях - в среднем 4 из 5 новых товаров и услуг приносят своим создателям только убытки.

Выделяют следующие особенности рынка инноваций:

)        часто это новый для фирмы рынок, на котором она еще не

торговала, поэтому приходится иметь дело с незнакомыми покупателями (сегментом рынка) в силу новизны разработанного товара;

)        это рынок с малой эластичностью спроса от цены, т. е. ценовая

политика незначительно влияет на объем сбыта продукции;

)        рынок инноваций достаточно узкий по сравнению с другими

рынками. Особенно это касается научно-технической и наукоемкой продукции производственного назначения;

)        в силу монополии на интеллектуальную собственность на этом

рынке могут отсутствовать прямые конкуренты.

Современный инновационный процесс в мире начался в таких отраслях, как электроника, разработка программного обеспечения, телекоммуникации, химия, биология. В настоящее время он распространился на многие отрасли во всем мире. «Ведущие компании на Западе тратят на исследования и разработки, которые являются источниками инноваций, до 5% прибыли и более» [11, 119]. Цель компании, выпускающей инновационную продукцию, - уход от конкуренции и завоевание монопольного положения на рынке, которое будет гарантировать получение прибыли. При этом существует высокая степень неопределенности результата, вызванная известной непредсказуемостью реакции покупателей.

2.2 Оценка конкурентоспособности инновационной продукции

Оценка конкурентоспособности инновационно ориентированного товара должна основываться на определенных принципах:

)        конкурентоспособность должна быть оценена уже на стадии формирования технического задания на разработку продукции;

)        уровень технико-экономических параметров нововведения должен оцениваться по отношению к прогнозируемому уровню технико-эксплуатационных параметров продукции наиболее вероятных конкурентов;

)        в основе оценки конкурентоспособности инновационной продукции лежит идеальная потребительская модель, удовлетворяющая перспективные потребности всех потребителей на данном рынке.

«Для построения идеальной потребительской модели необходимо определить перечень технико-экономических параметров, важных для потребителя на данном рынке, оценить значимость для потребителя каждого параметра и его идеальное значение» [11, 120].

Свойства, которые дают характеристику новому товару, обычно делят на три группы: нормативные, технические и экономические. Первые характеризуют принципиальную возможность реализации нововведения на рассматриваемом рынке. Для инновационной продукции это, прежде всего, патентно-правовые показатели, которые определяют патентную чистоту продукции. Если нововведение нарушает чьи-либо патентные права, оно не может быть реализовано. К числу нормативных показателей относятся доля готовых изделий, частей и деталей местного производства в установленном законодательством соотношении, степень унификации продукции и использование в ней стандартных деталей и др. Если новый товар соответствует нормам и стандартам, то показатель равен единице, если не соответствует - нулю. При положительном результате анализа переходят к проверке конкурентоспособности на конкретных рынках.

К техническим характеристикам, которые используются при анализе конкурентоспособности, относят параметры назначения и эргономические критерии. Параметры назначения определяют технические характеристики изделия, области его применения и функции, которые ему предназначено выполнять. По ним можно судить о содержании полезного эффекта, достигаемого при помощи применения данного изделия в конкретных условиях потребления. Оценка технического уровня товара особенно важна для продукции производственно-технического назначения и предназначенной для длительного пользования. Параметры назначения в целом характеризуют возможности эксплуатации товара в конкретном государстве.

К экономическим параметрам конкурентоспособности инновационного товара относят затраты, связанные с эксплуатацией новшества. Туда включается стоимость доставки, стоимость потребляемой электроэнергии и заработной платы обслуживающего персонала. Это полная стоимость эксплуатации товара потребителем. Продажная цена новшества в разряд экономических параметров не входит.

После этого рассчитывают конкурентоспособность оцениваемого нового товара, моделей потенциальных конкурентов, а также предшествующих аналогов относительно идеальной модели. Самостоятельный фактор конкурентоспособности - цена инновационной продукции. Для нововведения простейшим способом ценообразования является та цена, которая определяется с учетом цен на аналогичную или взаимозаменяемую продукцию. Этот способ применяется редко. Один из методов ценообразования в случае нововведения - разновидности параметрических методов. Их суть сводится к тому, что цена любой продукции зависит от ее потребительской стоимости. Это предполагает выявление количественной зависимости между ценой и технико-экономическими параметрами продукции или же одним главным параметром.

Стоит отметить, что технологические инновации требуют крупных инвестиционных вложений, которые не всегда окупаются. Например, в компьютерной отрасли модули памяти DRAM резко повысили полезность компьютера для потребителей, но быстрое их превращение в биржевой товар сделало их производство практически нерентабельными для производителей. Технологические прорывы сами по себе не обеспечивают конкурентоспособность инновационной продукции.

Можно вспомнить многочисленные случаи, когда чисто технологическое преимущество не смогло обеспечить рост конкурентоспособности. Операционные системы Macintosh компания Apple технически превосходят систему Windows компании Microsoft, но Microsoft - самая успешная компания в компьютерном бизнесе, а Apple постоянно борется за выживание.

2.3 Направления повышения конкурентоспособности инновационной продукции

Роль инноваций на современном рынке очень велика. В настоящее время практически невозможно поддерживать высокую способность к конкуренции без применения инноваций, отличительной особенностью которых является высокая наукоемкость и новизна. Инновации ведут к снижению себестоимости продукции, к притоку инвестиций, к повышению имиджа (рейтинга) производителя новых продуктов, к открытию и захвату новых рынков, в том числе и внешних.

Важными критериями реализации инновационной продукции являются, во-первых, финансовое, кадровое и материально-техническое обеспечение, во-вторых, патентно-правовая охрана создаваемой продукции. Конкурентоспособность новшества напрямую зависит от его патентной чистоты.

Стоит отметить, что определить конкурентоспособность на инновационно ориентированную продукцию достаточно сложно, т. к. невозможно предсказать на сколько высок будет спрос на новшество. Экономический эффект от инновации можно определить по формуле:


где П - экономический эффект от инновации;

Р1 - вероятность достижения успешного научного результата,

Р2 - вероятность достижения коммерческого успеха,

ОП - годовой объем продаж (единицы),

Ц - цена единицы продукции,

Т - период устойчивого сбыта (лет),

С1 - стоимость исследований и разработок,

С2 - издержки производственно-технического освоения,

С3 - издержки на продвижение нового товара на рынок [11, 122].

Особое место в инновационном процессе занимает инфраструктура. Под инновационной инфраструктурой подразумевается комплекс организаций и учреждений различных форм собственности, которые обеспечивают осуществление инновационной деятельности, т. е. непосредственно занимаются инновационными разработками.

Эффективность инновационной политики напрямую зависит от инвестиций, осуществляемых в различные направления деятельности предприятия. Реализации любого инвестиционного проекта в условиях рыночной экономики должно предшествовать решение двух взаимосвязанных задач:

) оценка выгодности каждого из возможных вариантов осуществления проекта;

) сравнение вариантов и выбор наилучшего из них.

Эффективность проекта характеризуется системой показателей, отражающих соотношение затрат и результатов (чистый дисконтированный доход, внутренняя норма доходности инвестиций, коэффициент эффективности инвестиций и др.). Различают коммерческую, бюджетную и экономическую эффективность инвестиционных проектов.

Коммерческая эффективность определяется соотношением затрат и результатов, обеспечивающих требуемую норму доходности. Коммерческая эффективность может оцениваться как для проекта в целом, так и для отдельных его участников.

Показатели бюджетной эффективности отражают влияние реализации проекта на доходы и расходы республиканского и местного бюджетов.

Экономическая эффективность отражает воздействие процесса реализации инвестиционного проекта на внешнюю для проекта среду и учитывает соотношение результатов и затрат по инвестиционному проекту, которые прямо не связаны с финансовыми интересами участников проекта и не могут быть количественно оценены.

Инновационная политика предприятия находится в тесном взаимодействии с производственной, торговой, маркетинговой, инвестиционной политикой. Успешное осуществление инновационной деятельности возможно только в случае комплексного подхода к поставленным задачам и создании оптимальной организационной структуры, обеспечивающей инновационный процесс.

Внедрение инновационных разработок - особо важный процесс, который в первую очередь влияет на стратегию развития фирмы. Поэтому для эффективного использования инновационных технологий рекомендуется проводить оценку и дальнейший учет инновационного потенциала как предприятия, так и самой продукции. Инновационный потенциал - экономические возможности предприятия для эффективного внедрения новых технологий в оборот. Исходя из величины инновационного потенциала, выбирают стратегию инновационного развития.

Предприятие, ориентированное на инновационное производство, может пойти по одному из двух путей развития: пионерному или модификационному. Пионерный путь предполагает проведение политики, направленной на достижение лидирующих позиций в производстве и внедрении инноваций. Такое предприятие производит качественно новую продукцию, еще не имеющую аналогов. Такой путь требует больших вложений. Второй путь, модификационный, дешевле и может дать быстрый результат. Он состоит в том, что предприятие частично улучшает устаревшее поколение техники и технологий без заметного влияния на параметры, свойства, стоимость изделия и способы его производства. К сфере модификационных инноваций также можно отнести расширение номенклатуры продукции за счет ранее не производившихся на данном предприятии ее видов. Стоит отметить, что ресурс модификационных инноваций ограничен. Такая продукция не способна на долгосрочную конкуренцию.

Для успешного проведения инновационной политики необходимо, в первую очередь, выбрать подходящий путь развития, исходя из возможностей предприятия.

Заключение

Конкурентоспособность товара - это возможность продажи товара на данном рынке в определенный момент времени. Это также характеристика товара, отражающая его отличие от товара-конкурента по степени соответствия конкурентной общественной потребности и по затратам на ее удовлетворение.

Конкурентоспособность является самым важным критерием оценки товара. Процесс оценки конкурентоспособности товара начинается еще на фазе его разработки, создания и продолжается на стадиях производства, реализации продукции и послепродажного обслуживания. Маркетинговый анализ позволяет выявить те характеристики товара, которые представляют наибольший интерес для покупателя. При этом большую роль играет сравнение товара с его аналогами.

При оценке конкурентоспособности товара можно выделить некоторые его характеристики, которые в первую очередь определяют, сможет ли продукция выдержать соревнование с аналогами на рынке. Во-первых, к таким характеристикам относится качество продукции и его полезность для покупателя, куда входят технические, эргономические, эстетические и нормативные свойства товара. Таким образом, одним из условий выбора товара потребителем является совпадение его свойств с условными характеристиками прогнозируемой потребности.

Следует учитывать также то, что при выборе товара, покупатель ориентируется не только на свойства, относящиеся непосредственно к покупке, но и на затраты, которые будут с ней связаны. Естественно, что он стремится достичь максимального потребительского эффекта, т. е. такого соотношения потребительских свойств товара и расходов, которые являются для него оптимальными. Поэтому при оценке конкурентоспособности продукции следует учитывать затраты, которые потребитель понесет при покупке товара.

Выделяется три группы параметров, которые характеризуют уровень конкурентоспособности: нормативные, технические и экономические. В совокупности эти показатели составляют систему оценки конкурентоспособности товара.

Среди методов повышения конкурентоспособности товара можно выделить внедрение новшеств, инновации. Выделяется два пути развития инновационно ориентированного предприятия: пионерный и модификационный. Первый предполагает внедрение новой, ранее не производимой продукции и требует больших инвестиций. Второй - дешевле первого и состоит в частичном изменении уже существующих товаров. Система оценки конкурентоспособности инновационно ориентированного товара не отличается от обычной, но при этом следует уделять внимание некоторым дополнительным факторам: непредсказуемость реакции и поведения покупателей в отношении новшества, короткий жизненный цикл такого товара, потребность в постоянном инвестировании, в больших интеллектуальных ресурсах и т. д.

Предприятие не сможет добиться коммерческого успеха на рынке, удержать свои позиции и преимущества в конкурентной среде, если не определит для себя, что составляет его конкурентоспособность и не определит круг задач по повышению конкурентоспособности.

Список литературы

1.      Андреева О. Д. Технология бизнеса: Маркетинг : учебное пособие / О. Д. Андреева. - Москва : Дело, 2000. - 224 с.

.        Баскаков О. В. Экономика организаций (предприятий) : Учебное пособие / О. В. Баскаков. - 3-е изд., испр. - Москва : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007. - 272 с.

.        Борисова И. С. Основы инновационного развития предприятий [Электронный ресурс] / И. С. Борисова // Известия ПГПУ имени В. Г. Белинского. - 2011. - №24. - С. 225-229. Режим доступа : http://elibrary.ru/download/70803506 (3 декабря 2013).

.        Булеев А. Повышение конкурентоспособности товаров путем вовлечения потребителей в процесс производства [Электронный ресурс] / А. Булеев // Риск: ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. - 2009. - №4. - С. 83-87. Режим доступа : http://elibrary.ru/download/17258889.pdf (16 ноября 2013).

.        Бурланков С. П. Инновации на предприятии как условие повышения конкурентоспособности продукции: проблемы обучения персонала [Электронный ресурс] / С. П. Бурланков [и др.] // Интеграция образования. - 2007. - №2. - С. 119-124. Режим доступа http://elibrary.ru/download/96143472 (29 ноября 2013).

.        Гвоздева С. М. Повышение качества продукции как фактор конкурентоспособности инновационных предприятий [Электронный ресурс] / С. М. Гвоздева // Известия саратовского университета. Сер. 7. - Экономика. Управление. - Вып. 2. - С. 25-30. Режим доступа : http://elibrary.ru/download/45133950.pdf  (17 ноября 2013).

.        Димов Ю. В. Метрология, стандартизация и сертификация : учебник для вузов / В. Ю. Димов. - 2-е изд. - Санкт-Петербург : ПИТЕР, 2006. - 432 с.

.        Ефимычев И. Ю. Проблемы формирования и реализации стратегий инновационного развития промышленных предприятий [Электронный ресурс] / И. Ю. Ефимычев, О. В. Трофимов, А. Ю. Ефимычев // Вектор науки ТГУ. - 2011. - №2. - С. 270-273. Режим доступа : http://elibrary.ru/download/20354287 (2 декабря 2013).

.        Кондрашова И. С. Проблемы и перспективы развития инновационной деятельности предприятия [Электронный ресурс] / И. С. Кондрашова, Е. В. Киреева // Социльно-экономические явления и процессы. - 2013. - №5. - С. 112-115. Режим доступа : http://elibrary.ru/download/70803506 (4 декабря 2013).

.        Куренная В. В. Обеспечение конкурентоспособности продукции предприятия: теория и практика [Электронный ресурс] / В. В. Куренная, С. В. Аливанова // Научный журнал КурбГАУ. - 2013. - №89. - С. 15-29. Режим доступа : http://elibrary.ru/download/44838693 (30 ноября 2013).

.        Миносян А. А. Роль интеллектуальных ресурсов в обеспечении инновационного развития предприятия [Электронный ресурс] / А. А. Миносян // Вектор науки ТГУ. - 2011. - №3. - С. 199-202. Режим доступа : http://elibrary.ru/download/16602456 (3 декабря 2013).

.        Оценка машин, оборудования и траспортных средств : учебно-методическое пособие / А. Н. Асаула [и др.]; под ред. А. Н. Асаула. - Москва : Гуманистика, 2007. - 296 с.

.        Паймук А. Д. Влияние качества продукции на конкурентоспособность предприятия: методический аспект [Электронный ресурс] / А. Д. Паймук // Вестник саратовского социально-экономического университета. - 2010. - №4. - С. 62-65. Режим доступа : http://elibrary.ru/download/4947629 (3 декабря 2013).

.        Саблина И. В. Качество - основа конкурентоспособности [Электронный ресурс] / И. В. Саблина // Вестник Астраханского государственного технического университета. - 2007. - №5. - С. 227-229. Режим доступа : http://elibrary.ru/download/79379708.pdf (16 ноября 2013).

.        Санин В. В. Инновации как фактор развития промышленных предприятий [Электронный ресурс] / В. В. Санин // Вестник удмуртского университета. - Экономика и право. - 2011. - Вып. 4. - С. 55-59. Режим доступа : http://elibrary.ru/download/79338509 (3 декабря 2013).

.        Сербиновский Б. Ю. О содержании терминов «инновационная экономика», «новая экономика» и «экономика знаний». / Б. Ю. Сербиновский, О. С. Захарова // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. - 2010. - №61. - С. 247-261.

.        Филиппов В. В. Императивы инновационной активности предприятия [Электронный ресурс] / В. В. Филиппов // ЭКОНОМИНФО. - 2013. - №19. - С. 79-80. Режим доступа : http://elibrary.ru/download/54054849 (4 декабря 2013).

.        Хангуреева И. П. Экономика предприятия : учебное пособие / И. П. Хангуреева, Н. Э. Шабыкова, И. Ю. Унгаева - Улан-Удэ : Издательство ВСГТУ, 2004. - 240 с.

.        Шаклеина Н. К. Моделирование конкуренции и кооперации предприятий в инновационных разработках : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук [Электронный ресурс] / Н. К. Шаклеина; Кисловодский институт экономики и права. - Кисловодск, 2012. - Режим доступа : http://dlib.rsl.ru/01005056993 (15 ноября 2013).

.        Экономика инноваций : учебник / А. И. Базилевич [и др.]; под ред. Т. Г. Попадюк. - 2-е изд. перераб. и доп. - Москва : ИНФРА-М, 2013. - 336 с.

Похожие работы на - Повышение конкурентоспособности продукции предприятия

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!