Основные направления внешней политики Аргентины на современном этапе

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Мировая экономика, МЭО
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    38,51 Кб
  • Опубликовано:
    2015-08-09
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Основные направления внешней политики Аргентины на современном этапе

Российский университет Дружбы Народов

Факультет: Гуманитарных и Социальных наук

Кафедра: Теории и Истории Международных Отношений










Курсовая работа

на тему: Основные направления внешней политики Аргентины на современном этапе










Москва, 2015

Содержание

Введение

. Внутренняя политика как базис для формирования целей

. Внешняя политика Нестора Киршнера

.1 Политика международной безопасности

.2 Региональная политика & MERCOSUR

.3 Стратегия диверсификации торгово-экономических рынков

.4 Стратегия по выходу из состояния дефолта. Решение долгового вопроса

.5 Вопрос о Фолклендских островах / Мальвинских островах

. Внешняя политика Кристины де Фернандес Киршнер

.1 Долговые обязательства

.2 Вопрос о правах человека

.3 Региональная политика

.4 Отношения с США

.5 Отношения с Россией

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Аргентина была одним из первых государств, сложившихся в Латинской Америке в ходе войны народов за независимость от европейских метрополий. Майская революция, произошедшая в мае 1810 года в Буэнос Айресе, по мнению многих историков, является важнейшим, по своему значению и последствиям, событием в аргентинской истории. Она привела к выходу колоний вице-королевства Рио-де-ла-Плата из-под влияния Испании, и, непосредственно, к провозглашению независимости Аргентины 9 июля 1816 г.

Мощный импульс к развитию государство получило в 1940-е годы во время деятельности Перонистской партии. Имя её лидера и идеолога Х.Д. Перона до сих пор отдается теплотой в сердцах многих аргентинцев.

Прошло практически 200 лет, и сегодня можно с уверенностью говорить о том, что Аргентинская Республика состоялась как государство. Правительство Аргентины имеет возможность проводить независимую внешнюю политику, и во многом - это заслуга хустисиалистов или перонистов, находившихся у власти в течение последнего 20-тилетия. К. Менем, Э. Дуальде, Н. Киршнер, К. Киршнер - самые известные из представителей этого движения в наше время. Несомненно, нынешнее положение Аргентины в регионе, её неоспоримая роль во многих интеграционных объединениях, таких как МЕРКОСУР, УНАСУР и СЕЛАК, является результатом плодотворной работы этих людей, а также их сопартийцев.

На сегодняшний момент, президентом Аргентинской республики является Кристина де Фернандес Киршнер. Это второй срок её пребывания у "руля" государственного аппарата, и согласно Конституции Аргентины, она не имеет права выдвижения своей кандидатуры на выборах в октябре 2015 года.

В условиях перехода глобальной системы международных отношений от биполярности к многополярности векторы внешней политики Аргентины были пересмотрены, в видении внешнеполитического курса страны произошел поворот на 180 градусов. В то же время, при неизменности целей, преследуемых аргентинским правительством, можно говорить и о преемственности внешней политики этой страны. Что поменялось? Изменилась методика и набор средств и инструментов для выполнения задач, стоявших перед данным латиноамериканским государством на протяжении его почти 200-летней истории.

Актуальность этой работы определяется значимостью роли Аргентины в международных процессах, если говорить об изменившейся политической ситуации в регионе, где с начала XXI века, можно наблюдать развитие уникального, для истории международных отношений, вида межгосударственной интеграции, при котором в ряде государств Латинской Америки к власти пришли политические силы, стремящиеся к проведению самостоятельного, автономного, независимого, по отношению к явному региональному и мировому лидеру - США, внешнеполитического курса. В этой плоскости уникальность Аргентины состоит в том, что её внешнеполитический курс совершил поворот от слепого следования в фарватере внешней политики США в 90-е годы, к демонстративному отказу от проамериканской политики и сближению со странами, выступающими за альтернативные пути развития.

Основными причинами такого резкого контраста внешнеполитического мышления аргентинского правительства образца 90-х годов и курса, осуществляемого, вначале Нестором Киршнером, а затем - его супругой Кристиной Киршнер, пребывающей во главе Аргентины в настоящее время, является изменившаяся мировая политическая обстановка, вызванная экономическим подъемом ряда стран и усилением их роли на региональных уровнях, ослаблением внимания США к южноамериканским партнерам, что дало лидерам этих стран повод к началу поиска новых связей как в рамках континента, так и за его пределами; здесь же можно отметить и затянувшийся внутри-экономический и политический кризис Аргентины, выход из которого страна искала, начиная с 90-х, и до сих пор не может выйти на прежние темпы развития, забастовки по поводу роста инфляции, проходившие в 2014 году, тому лишнее подтверждение. Как итог, комплекс указанных мною факторов, а также ряд не названных, дабы избежать нагромождения лишней информации, подвел идеологов внешнеполитической концепции страны к выводу о необходимости смены внешнеполитического курса.

Все вышеизложенное определило актуальность курсовой работы.

Целью курсовой работы является изучение внешнеполитического курса правительства Аргентины на современном этапе. Заявленная цель предполагает решение следующих задач.

) Внешняя политика как следствие выбранного внутриполитического курса развития

Аргентина какой её возглавил Н. Киршнер

цели и задачи в посткризисный период

становление киршнеристской экономической и внутриполитической модели

) Рассмотреть основные направления внешней политики правительства Н. Киршнера

региональные приоритеты

внерегиональные векторы внешней политики

) Рассмотреть основные направления внешней политики К. де Фернандес Киршнер

региональные приоритеты

внерегиональные приоритеты внешней политики.

) отдельно рассмотреть состояние сотрудничества Аргентины с РФ на сегодня и перспективы развития в условиях нарастания антироссийской политики США.

Объектом исследования в данной работе является деятельность правительств Нестора и Кристины де Фернадес Киршнеров по осуществлению внешнеполитического курса.

Предметом исследования в данной работе является внешняя политика Аргентины и причины, повлиявшие на её формирование.

Методология, использованная для выполнения поставленных задач: наблюдение за событиями, освещавшимися в СМИ, контент-анализ официальных документов, научных публикаций и политически-направленных интернет-ресурсов, ивент-анализ изменений внешней среды и внутриполитической ситуации; анализ процесса принятия внешнеполитических решений при рассмотрении личностных установок глав государства и их преломление в дипломатической активности страны.

1. Внутренняя политика как базис для формирования целей

В данной части работы я бы хотел остановиться на предыстории прихода Киршнеров к власти, а также обозначить некоторые аспекты деятельности в сфере экономики и политики, которые и предопределили направления внешней политики Аргентины на протяжении почти 12 лет киршнеризма.

Итак, в 1976 г. в Аргентине происходит очередной военный переворот, спровоцированный ухудшавшейся экономической и внутриполитической обстановкой и неспособностью властей успокоить недовольных. Военная хунта, пришедшая к власти, должна была реорганизовать государственный аппарат, реанимировать экономику и "перевоспитать" общество. Цели в полной мере отвечали сложившимся реалиям, однако методы, которые использовались хунтой для достижения поставленных задач, получившие в книге Ф. Луны красноречивое название "грязная война", были поистине жестокими и во многом неоправданными.

Этот период часто называют черными страницами истории Аргентины. С одной стороны, это было время правительственного террора населения, для осуществления которого использовался обширный репрессивный инструментарий. Это и похищения, и преследования, и пытки и так далее, и в том же духе. С другой стороны, это было время экономического самоубийства государства. Речь идет о провале реформаторской деятельности хунты. Назначенный на должность министра экономики Хосе Альфредо Мартинес де Ос стремился к либеральным преобразованиям, однако попытки правительства изыскать средства для проведения реформ обернулись для страны еще более мощными экономическими потрясениями и ростом государственного долга.

В политическом аспекте Хунта также мало в чем преуспела. Демократизация политического аппарата, начавшаяся в 1981 г., привела к очередному всплеску недовольства населения. Внутренняя политика оказалась проваленной, а внешняя политика страны отталкивалась от внешнеполитических целей её ключевого североамериканского партнера и кредитора, в фарватере которого и проходила вся деятельность МИД Аргентины. Можно говорить о том, что военная хунта, пришедшая с прогрессивными целями, еще сильнее толкнула страну в пропасть.

Финальным аккордом в деятельности военных стала война с Великобританией за Фолклендские / Мальвинские острова 1982 г. Итог известен. Аргентина капитулировала, войска были выведены с островов, и, на сегодняшний момент, Фолкленды являются британской собственностью. Это стало последней каплей в чаше терпения аргентинского народа. Хунта была вынуждена самоустраниться от власти, восстановив демократический партийный режим.

Следующие годы характеризуются попытками приходивших к власти президентов стабилизировать экономику страны, продолжением следования в фарватере интересов стран-кредиторов ради получения инвестиций и кредитов, всплесками недовольства среди населения, а также преследованиями военных, осуществлявших репрессии в отношении населения в период с 1976-1982 гг.

Лишь в 2003 г. в Аргентине начинает формироваться новый режим связанный с именами двух её последних президентов - Нестора и Кристины де Фернандес Киршнеров, и, если рассматривать результаты деятельности хустисиалистов на президентском поприще через проекцию успешности предыдущих лидеров Аргентины, то можно с уверенностью отметить тот факт, что Киршнеры добились наибольших успехов как во внутренней политике, так и во внешней. В период президентства Н. Киршнера и первого срока К. Киршнер, с 2003 г. по 2011 г. экономика страны испытала невероятный подъем, практически все намеченные в предвыборных программах преобразования были выполнены, что позволяло говорить о целесообразности выбранного пути развития.

И здесь, я бы хотел остановиться, чтобы более полно понять те условия, в которых формировался внешнеполитический курс Аргентины.

Киршнер принял бедную страну, где бушевал экономический кризис. Аргентина, ранее являвшаяся претендентом на лидерство в регионе, находившаяся на одном уровне экономического развития с передовыми странами Европы, регрессировала. Страна оказалась центром внутриполитических и экономических скандалов, связанных с тяжелыми кризисными проявлениями, внешним государственным долгом и колоссальным уровнем коррупции. На момент отставки избранного президента Фернандо де ла Луа 92% населения Аргентины не доверяло правительству, и 95% не доверяло действовавшим политическим партиям. Часто происходили митинги под лозунгами "Пусть убираются все!". Очередным потрясением стал экономический кризис 2001-2002 гг. - следствие неудачных неолиберальных реформ предыдущего правительства и провалом осуществления предписаний Вашингтонского консенсуса.

В 2002 г. парламент назначает Э. Дуальде, хустисиалиста, временным главой государства. За время своей деятельности его правительство сумело достичь небольшого прогресса. Особенно отмечается историками его деятельность по стабилизации экономики и восстановлению доверия к правительству. Однако основную работу по выводу страны из кризиса предстояло осуществить уже следующему лидеру.

мая 2003 г. победу на выборах одерживает Нестор Киршнер. Его избрание вызвало беспокойство в определенных кругах как внутри страны, так и за ее пределами. Эти опасения основывались на том, что он был практически неизвестной фигурой в политическом истэблишменте.

Как уже отмечено выше, ему досталась страна с очень ограниченными возможностями и нестабильной внутриполитической и экономической обстановкой. На повестке дня новоизбранного лидера стояли вопросы о решении чрезвычайно сложных задач: восстановить авторитет власти, фактически полностью реорганизовав деятельность правительственного аппарата, и вывести страну из экономического кризиса.

Для достижения этих целей Киршнером был предложен национальный проект реконструкции, озвученный в обращении президента к Законодательному Собранию 25 мая 2003 г. во время церемонии инаугурации.

Проект Киршнера касался двух ключевых для любого государства сфер - экономики и политики. Хотелось бы кратко коснуться деятельности правительства Киршнера в этих аспектах, так как, на мой взгляд, внешняя политика Аргентины отражает цели внутренней политики правительства.

Начнем с экономики.

Новая модель, получившая у специалистов условное название - "киршнеристская", стала для страны настоящим прорывом.

Были заявлены следующие цели:

борьба с безработицей;

обеспечение населения рабочими местами путём развития местной индустрии;

расширение внутреннего рынка;

создание механизмов "социального включения" беднейших слоёв;

уменьшение бедности и имущественного расслоения;

дозирование внешнего финансирования и иностранных инвестиций;

сокращение суверенной задолженности.

Как можно видеть, эти цели касались больше социальной сферы, в то же время отдельное внимание уделяется развитию национального хозяйственного комплекса, а также необходимости выплат государственного долга перед странами-кредиторами.

Далее, факторы, способствовавшие осуществлению поставленных задач:

) конкурентоспособный обменный курс песо. Проведенная правительством Э. Дуальде девальвация национальной валюты, открепившая песо от доллара США, произвела положительный эффект, так как это позволило значительно снизить цены аргентинской продукции и тем самым повысить её спрос за рубежом. Ввиду подорожавших импортных товаров, предпочтение стало отдаваться национальным продуктам. Это способствовало началу роста национального производства.

) первичные доходы бюджета страны оказались выше ожидаемых оценок правительства, что позволило выделить дополнительные средства на выполнение государственных экономических и социальных программ и дальнейшее наращивание валютных средств.

) диверсификация национального производства. Развивались новые отрасли промышленности, что позволяло также создать дополнительные рабочие места.

) снижение долговой нагрузки на экономику. Одной из главных заслуг Нестора Киршнера является его непреклонная позиция по вопросу отношений с МВФ и другими "фондами-стервятниками". Длительные и упорные переговоры позволили реструктуризировать государственный долг, что в свою очередь привело к укреплению финансового сектора и экономического суверенитета страны.

) политика госсубсидий. Правительство выделяло обширные средства на поддержание устойчивого роста и развития национальных транспортных, энергетических корпораций, осуществлялась господдержка неимущих слоев населения, поощрялось развитие малого бизнеса. Все это положительно сказывалось на объемах экспорта и развитии промышленности.

) прагматичная налоговая политика. Налогом облагались основные экспортные товары, пользовавшиеся активным спросом за рубежом и имевших высокие мировые цены. Это позволяло пополнять государственную казну, и, следовательно, находить достаточные средства на другие направления деятельности государства.

) нельзя не отметить проводившуюся политику стимулирования внутреннего потребления. Стимулировалась покупательская способность населения путем выдачи долгосрочных кредитов гражданам и увеличению потребительского сектора в экономике. Все это провоцировало рост спроса, а спрос, как известно, залог хорошей прибыли.

Наконец, итоги проводимой экономической политики.

В целом, новая модель оказалась наиболее приемлемой и успешной для посткризисного этапа развития страны. Ощутимо выросло производство промышленной и сельскохозяйственной продукции, увеличился объем дополнительных расходных средств бюджета, возросли объемы внешнеторгового оборота, долговые обязательства уже не так серьезно давили на страну.

Если к началу президентства Н. Киршнера в 2003 г. государственный долг составлял 116,5% от ВВП страны, то в уже в 2012 г. этот показатель составлял 37,3% от ВВП страны.

Кроме этого, можно отметить рост среднего уровня жизни населения Аргентины. Улучшилось большинство социальных показателей. Например, в период 2003-2013 наблюдалось снижение уровня безработицы с 17,3% до 7,1%, в этот же период значительно понизился % бедности населения с 9.8% от общего населения до 0,7%.

"По среднегодовым темпам прироста ВВП (7,1%) Аргентина в 2003-2012 гг. опережала подавляющее большинство государств земного шара. Такого результата страна не добивалась с 1914 г., то есть почти 100 лет".

В политической сфере ставка была сделана на укрепление значимости исполнительной власти. Киршнер стремились полностью подчинить себе рычаги управления государством, отстраняя при этом те силы, которые не были готовы следовать в фарватере Розового дома. Так называемая, политика "пересекающихся линий".

Происходило целенаправленное усиление роли государства во всех сферах жизни. Новая модель, которую часто называют "популистской моделью", предусматривала мобилизацию общества вокруг лидера государства, сплочения нации вокруг сильного и авторитетного лидера, а, следовательно, и безоговорочную поддержку политики, проводимой властями.

В этих условиях в государственной жизни важную роль стали играть внутренние спецслужбы, обновившие руководство и получившие дополнительные полномочия по инициативе президента. Проводилась активная работа с населением, выделялось много бюджетных средств на осуществление деятельности профсоюзных и общественных организаций, которая бы подчёркивала одобрение социумом политики, проводимой правительством.

Заметное улучшение благосостояния населения послужило поводом для поддержки данного режима миллионами граждан. Порядка 70% населения были за продолжение деятельности Н. Киршнера по итогам первых лет его пребывания во главе страны. То же, однако с оговорками, о которых я напишу чуть позже, можно с уверенностью говорить и о первом президентстве К. Киршнер.

Кроме этого, необходимо назвать ещё ряд достижений внутриполитической борьбы Киршнеров. Во-первых, за период с 2003 по 2015 г. была воспитана целая плеяда политиков и государственных деятелей, преданных идеям киршнеризма. Речь идёт об известном политическом клубе "La Cámpora", созданном в начале 2000-х годов сыном Нестора и Кристины де Фернадес Киршнеров - Максимо Киршнером. Среди людей, состоявших или состоящих в рядах кампористов, можно упомянуть и действующего посла Аргентинской республики в США - Сесилию Нахон (Cecilia Nahón), экс-финансового директора национальной авиакомпании "Aerolineas Argentinas" - Акселя Кисилоффа (Axel Kicilof), главного секретаря и, по-сути, второго лидера этого объединения - Даниэля Сциолли (Daniel Scioli). В качестве примера, я думаю, этих имен достаточно, хотя список при необходимости будет дополнен.

Во-вторых, сегодня в Аргентине можно наблюдать, действительно, политический фронт. Общество за последнее десятилетие разделилось на два конфликтующих лагеря - тех, кто поддерживает Киршнеров, и тех, кто - за оппозицию, и сегодня можно заметить, как в сводках новостей периодически появляются сообщения о столкновениях между людьми из-за расхождения мнений по вопросам политики.

В-третьих, несомненная политическая победа Н. Киршнера. Вступая в должность, он прекрасно осознавал тот объем работы, который необходимо будет проделать, также он понимал, что без поддержки оппозиционных сил успеха не достичь. Ему удалось путем временных альянсов с официальными оппозиционными партиями, в том числе и с ГРС, получить необходимое число сторонников в парламенте, а, следовательно, полноценный контроль не только над институтами исполнительной власти, но и законодательной.

Наконец, выдвижение кандидатуры К. Киршнер. Это - тоже показатель доверия населения к президентскому курсу. На выборах 2007 года участие, помимо супруги действовавшего президента, принимали также экс-министр экономики - Р. Лаванья, чьими стараниями страну удалось вывести из кризиса, представительница от левоцентристских партий - Э. Каррио, также кандидат от правых сил - Р. Лопес Мурфи. Несмотря на серьезную конкуренцию "супруга экс-президента одолела всех соперников, завоевав легитимное право занять высшую должность. Президентскую ленту она получила из рук мужа."

Вплоть до начала второго срока в 2011 г. К. Киршнер успешно продолжала политический курс начатый экс-президентом. В экономике сохранялся государственный интервенционализм, который, впрочем, всегда приводил к положительным результатам, да и в целом в обществе укрепилось мнение о том, что семейный тандем Киршнеров - благо для Аргентины. На выборах в 2011 г. К. Киршнер одержала убедительную победу набрав более 50%

Однако последние 4 года были не из лёгких. Здесь бы хотелось поговорить о минусах и издержках киршнеристской модели, наконец-таки проявившихся спустя определенный период времени.

Вступив в должность вторично, президент вскоре столкнулась с финансовыми трудностями. В 2012-2013 гг. модель начала давать сбои. Отчасти из-за внешних факторов: удорожание песо к доллару, требования МВФ и других кредиторов об уплате государственных долгов, давление со стороны США и стран Запада; с другой стороны, начали проявляться и внутренние факторы: денежные средства, шедшие на поддержание про-киршнеристских настроений в обществе, постепенно начинают истощать государственный бюджет, национальная промышленность, испытав дефицит средств и ресурсов, перестала удовлетворять растущий спрос среди населения. Кроме этого, действовавшие с 2009 меры по валютному контролю, введенные с целью ограничить отток капиталов также начали негативно сказываться на развитии экономики, усложнив деятельность компаний-импортеров и компаний-экспортеров. В целом, факторы, которые обеспечивали положительные значения темпов роста экономики страны, со временем либо перестали оказывать свое положительное воздействие, либо их существование уже не представлялось возможным.

Пытаясь преодолеть сложившиеся трудности, в мае 2012 года Киршнер решила национализировать нефтяную компанию YPF, филиал испанской транснациональной корпорация "Repsol", и тем самым, показала, что Аргентина намеренна идти путем боливарийских стран. Позднее были введены ограничения на обмен иностранной валюты при поездках за рубеж. Это вызвало протесты граждан, привыкших к свободному выезду и недовольных подобными мерами, что в свою очередь повлекло политические неурядицы. Вновь возобновились знаменитые "кастрюльные марши", некогда сотрясавшие общество. Но самой тревожной для президента тенденцией стало появление острых разногласий по многим вопросам с У. Мойано, председателем крупнейшего профсоюзного объединения - Генеральной конфедерации труда, которая неизменно оказывала поддержку хустисиалистским властям.

Как бы то ни было, правительство Киршнер, несмотря на новые вызовы и негативные критические оценки осуществляемой деятельности, продолжает следовать данным курсом. Однако, к каким последствиям этот путь может привести?

Все идет к тому, что Аргентина медленно, но верно, скатывается к новому экономическому, а вслед за ним, и к политическому кризисам. Время, когда обстоятельства на мировой арене и внутренние факторы были благоприятными для развития страны, подходит к концу. В статье Яковлевой Наили Магитовны приводятся следующие значения на 2012-2013 гг., отражающие глубину негативных тенденций в экономике Аргентины: "безработица среди молодежи до 25 лет достигает 33%, около 800 тыс. молодых людей нигде не работают и не учатся, 90% средств, выделяемых на образование, расходуется на зарплаты преподавателей. Растет рынок неформального труда (35% занятых, или 44 млн. человек). 27% населения относятся к категории бедных, 6% живут за чертой бедности, включая 800 тыс. детей. 75% пенсионеров (4,5 млн. человек) получают пенсию в размере половины прожиточного минимума. Расходы казны составляют 43% ВВП (для сравнения: в 2003 г. - 22% ВВП), субсидии - 4% ВВП. Государственный долг оценивается специалистами в диапазоне от 240 млрд. долл. и выше, валютные резервы упали ниже 40 млрд. долл."

С другой стороны, да, модель начала давать сбои, но, отбросив напускной пессимизм, можно говорить о том, что ничего лучше этого курса у Аргентины при нынешних обстоятельствах нет и быть не может. И сегодня вопрос может должен ставится не о смене модели на нечто новое, а о том, как довести осуществление этой модели до конца, как обеспечить преемственность этой модели.

У К. Фернандес де Киршнер в этом году заканчивается 2 срок пребывания во главе государства. В качестве преемника называется имя её сына - Максимо Киршнера. Удастся ли хустисиалистам удержаться у власти, покажут президентские выборы этого [2015] года. Однако данный вопрос я бы хотел оставить на конец своей работы.

Итак, дав необходимый для понимания внутренних предпосылок формирования внешнеполитического курса слой информации, я считаю возможным перейти непосредственно к рассмотрению внешней политики Нестора Киршнера и К. де Фернандес.

2. Внешняя политика Нестора Киршнера

Как уже было отмечено выше Киршнер принял управление над бедной, находившейся в экономическом и политическом кризисе страной. Деятельность его правительства по внутренней политике я уже отразил, хотя и кратко, в предыдущей главе, теперь бы хотелось поговорить о политике внешней.

Одним из пунктов предвыборной программы Нестора Киршнера на президентских выборах 2003 г. было: "восстановить значимость Аргентины в мировом сообществе" и "вернуть Аргентине контроль над собственным суверенитетом". Таким образом, если отталкиваться от сложившихся внутренних предпосылок, Киршнер не только приступил к осуществлению масштабных комплексных преобразований в экономике, политическом устройстве страны, но и сделал акцент на активизацию и развитие внешней политики Аргентины.

Администрация президента Н. Киршнера по мере преодоления последствий социально-экономического кризиса последовательно наращивает свою внешнеполитическую активность. В настоящее время внешняя политика Аргентины сконцентрирована на обеспечении международной поддержки действующей администрации и проводимого ею курса и создании благоприятных условий для экономического развития страны.

Следуя своим предвыборным обещаниям, президент выделил пять направлений для осуществления деятельности МИДа Аргентины:

политика международной безопасности;

региональная политика и МЕРКОСУР;

стратегия диверсификации торгово-экономических рынков;

переговоры по выходу из дефолта (долговые обязательства Аргентины)

решение вопроса по суверенитету над Мальвинскими Островами.

.1 Политика международной безопасности

Итак, политика международной безопасности.

В этом направлении следует выделить три определяющих его аспекта: участие в операциях по поддержанию мира, борьба с международным терроризмом, уважение и продвижение прав человека. Кроме этого, политика международной безопасности также состояла из трех элементов: защита демократии и прав человека, уважение суверенитета и прав стран на самостоятельное осуществление внешней политики и мультилатерализм.

Аргентина и раньше участвовала в миротворческих операциях под эгидой ООН, однако здесь необходимо отметить повышение активности страны в этой области, путем увеличения числа представителей Аргентины, участвующих в миротворческих миссиях. Если во время президентства Эдуардо Дуальде в миротворческих миссиях было задействовано 560 граждан Аргентины, то уже в Миссии ООН по стабилизации в Гаити 2004 г. число представителей было доведено до 1028 человек.

Из доклада президента Киршнера на Генеральной Ассамблее от 2004 г.:

"За этот год мы удвоили аккредитованный персонал в миссиях по поддержанию мира и безопасности, что на данный момент отвечает интересам Аргентины. Мы участвуем в 8 из 16 действующих операциях."

Для Аргентины операции по поддержанию мира играют особенную роль. Они позволили стране, заняв избирательную политику участия в миротворческих миссиях, продвигать идеи совместного решения возникающих проблем, а также улучшить собственный имидж на международной арене.

Борьба с терроризмом имела достаточно противоречивый характер. С одной стороны, Аргентина неоднократно заявляла о том, что лишь коллективное обсуждение вопросов и консенсус большинства стран может давать основания для деятельности против враждебных субъектов, а единственная структура, которая в праве санкционировать использование силы, это - Совет Безопасности ООН. С другой стороны, противоречиво выглядит реакция дипломатического корпуса Аргентины на военное вмешательство США в Ирак, Ливию и на другие миротворческие операции. Позднее еще одним противоречием в этом вопросе станет обвинение против Кристины де Фернандес Киршнер в пособничестве иранским террористам, выдвинутое в январе 2013 г. генеральным прокурором Аргентины Альберто Нисманом. Примечательно, что вскоре после выдвижения обвинения Нисман был найден мертвым в своей квартире. После смерти прокурора эти обвинения были сняты.

.2 Региональная политика & MERCOSUR

При Несторе Киршнере Аргентина официально провозгласила тезис о том, что региональная политика является приоритетным направлением для страны. Здесь было зафиксирован о два аспекта проведения внешнеполитического курса: стратегическое сотрудничество с Бразилией и региональная интеграция.

По аргентино-бразильским отношениям надо отметить, что они имеют многолетнюю историю; были как положительные, так и отрицательные моменты в отношениях между двумя странами. Лидеры стран не раз заявляли о приоритетности двухсторонних связей, однако были и расхождения во взглядах относительно реформы СБ ООН, образования и развития Южноамериканского сообщества наций, стратегий по решению долговых обязательств и т.д.

Тем не менее, правительства обеих стран, по-видимому, уже до этого решили, что прагматичным шагом было бы преодоление трений между собой, чем провокация очередного витка напряженности. И как показала история сотрудничества, взаимодействие между двумя странами позволило совместными усилиями выйти из экономического кризиса, спровоцированного провальными неолиберальными реформами, и Бразилии, и Аргентине.

Касательно, региональной интеграции, то здесь уже было сказано о высоком приоритете данного направления внешней политики. В качестве основного метода для решения региональных задач была избрана деятельность в МЕРКОСУР.

МЕРКОСУР является своеобразным мостом, позволяющим вести равные переговоры с другими региональными объединениями (ЕС), с экономическими гигантами, наподобие Китая и США, и с международными специализирующимися на торговле организациями, такими как ВТО. Подобный методика проведения торгово-экономического курса не молода и была опробована еще во времена активной деятельности ОАГ, когда страны выступали единым фронтом не только в политических вопросах, но и в экономических.

В течение длительного периода с 2004 по 2012 велись разговоры о расширении МЕРКОСУР путем вхождения в него остальных стран Латинской Америки, однако практика показала, что в этом вопросе возникают сложности. Хотя региональная интеграция закреплена аргентинским правительством как приоритетная, и заключается в объединении стран двух сообществ Андской группы и МЕРКОСУР на новой интеграционной основе, Аргентина с большим недоверием относится к активности бразильцев по данному вопросу.

Несмотря на то, что политическое сближение президентов Лулы и Киршнера стало обнадеживающим фактором, способствовавшим стабилизации политической обстановки в странах Южного Конуса (Боливия и Эквадор), оно не обеспечило снижения напряженности, как в области региональной интеграции, так и в решении вопросов, стоявших на повестке дня обеих стран.

Например, в МЕРКОСУР до сих пор идет обсуждение вопроса неравного распределения торгового баланса между партнерами. С одной стороны, между Бразилией и Аргентиной, и, с другой - Парагваем и Уругваем; включение Венесуэлы в качестве полноправного члена в пространство регионального уровня также вызывало острые споры, так как оно могло внести неопределенность в дальнейшую деятельность МЕРКОСУР. Для компенсации экономической асимметрии между Аргентиной и Бразилией был учрежден в 2006 г. МАК (MAC - Mecanismo de Adaptación Competitiva) - тарифные меры, которые позволили в рамках МЕРКОСУР снизить издержки от межгосударственной торговли. Также, в 2007 г. на саммите высших представителей стран МЕРКОСУР было принято решение о создании компенсационного фонда, средства которого должны были идти на субсидирование менее платежеспособных государств, что в свою очередь тоже вело к уменьшению дисбаланса в организации. 30% вклада в бюджет FOCEM вносит Бразилия, 25% - Аргентина, остальные 45% распределены между Уругваем и Парагваем. Надо сказать, что Парагвай и Уругвай получили право на реализацию 8 из 11 проектов МЕРКОСУР, а это, ни много, ни мало, около 70 миллионов долларов инвестиций на развитие инфраструктуры и дорожно-транспортной системы стран.

Продвижение Бразилии к статусу лидирующей региональной державы также положительно сказывается на всем МЕРКОСУР, открывая странам-членам возможность взаимодействия не только со странами Латинской Америки, но и с другими региональными объединениями. По сути, перед организацией открываются новые перспективы, освоение которых может обеспечить более высокие уровни доходов.

Несмотря на достижения МЕРКОСУР, лидеры стран на все том же саммите в Рио-де-Жанейро сошлись во мнении, что организация нуждается в дальнейшем совершенствовании для осуществления более слаженной работы и координации совместных действий.

По вопросу вступления Венесуэлы Аргентина высказалась "за", и Нестор Киршнер приложил много усилий для официального вхождения страны в состав МЕРКОСУР, несмотря на негативную реакцию Боливии, также, как и Венесуэла, являющейся одним из основных партнеров Аргентины в регионе. Венесуэла в понимании Киршнера должна была уравновесить баланс сил между странами МЕРКОСУР, а также обеспечить дополнительный импульс к развитию организации, в силу обладания значительными запасами энергетических ресурсов, которые и Аргентина, и Бразилия с радостью готовы закупать.

Однако, все равно остается опасность того, что стремление Бразилии к проведению интернациональной политики, неясная позиция Аргентины по ряду вопросов деятельности МЕРКОСУР, неопределенность готовности Венесуэлы к сотрудничеству могли превратить шанс на усиление значимости организации на мировой арене в причину провала всех надежд на региональную интеграцию и координацию политических кругов.

По вопросам регионального взаимодействия во внешней политике Нестора Киршнера следует отметить разгоревшийся конфликт между Аргентиной и Уругваем, пускай и не отразившийся на деятельности МЕРКОСУР, но слегка омрачивший отношения между двумя странами.

Проблема возникла из-за установки финских целлюлозных фабрик на территории Уругвая. По факту, этот инцидент стал прямым нарушением договора Рио Уругвай от 1975 г. Переговоры шли напряженно, однако в итоге страны попросту решили замять этот вопрос, осознавая необходимость продолжения взаимодействия и невыгодность эскалации конфликта, который не был бы выгоден никакой из сторон.

И, конечно, нельзя забывать о том, что усилия Аргентины и Бразилии по реализации проектов региональной интеграции вылились в подписание Декларации Куско в 2004 г., обозначившую создание Союза Южноамериканских Государств (UNASUR). Это - живой пример стремления латиноамериканских стран перейти от обеспечения интересов США к следованию собственным нуждам.

.3 Стратегия диверсификации торгово-экономических рынков

Пожалуй, это наиболее результативное, в положительном смысле, направление деятельности Нестора Киршнера во внешней политике. Президент Аргентины ставил целью повышение объемов товарооборота со странами вне региона, диверсификацию экономических связей, оживление диалога Аргентины на всех доступных международных площадках и форумах.

Отношения с США оставались в приоритете, но, по замыслу Н. Киршнера, такое положение дел должно было сохраняться лишь до момента выплаты государственного долга перед США. США, как известно, являются одними из главных кредиторов Аргентины. Их влияние на мировое сообщество могло помочь в решении долговых вопросов с ВТО, МВФ и другими фондами.

Продолжая статистику, объем экспорта в указанный период вырос почти на 100%, от 25.650 млн. долларов в день до примерно 50.000 млн. долларов. Торговый баланс продолжал держаться положительных отметок, не только из-за облегчения конвертируемости песо, но из-за роста мировых цен на экспортируемые товары. Но стоит отметить и рост импорта продукции, который также значительно увеличился.

Результаты были заметны даже не вооруженным глазом. Основные разрабатываемые направления торговли: МЕРКОСУР, Юго-Восточная Азия, НАФТА и ЕС, - в них экспортные объемы колеблются от 12% до 24% на сектор; импорт в этом плане менее разбросан: более 37% приходится на страны МЕРКОСУР и на Китай, активизировавшийся в регионе Латинской Америки. (Кстати, основной партнер Китая в этом регионе - Бразилия. Аргентина занимает второе место по товарообороту с Китаем среди стран этого региона.)

Данная стратегия развития диверсифицированных экономических связей позволила Аргентине развить достаточную материальную основу для того, чтобы иметь возможность проводить независимую внешнюю политику. Но все равно необходимо учитывать сохранявшиеся противоречия в этом вопросе, позднее проявившиеся в период второго президентства К. де Фернадес Киршнер.

.4 Стратегия по выходу из состояния дефолта. Решение долгового вопроса

Одной из ключевых проблем, мешающих осуществлению полностью автономной внешней политики, для Аргентины несомненно является её внешний государственный долг. Понимание причин возникновения этого государственного долга, а также устарелости правил фондов-кредиторов и изменившейся конвертации валют на мировом экономическом пространстве, привело Нестора Киршнера к выводам о необходимости реструктуризации внешнего долга Аргентины. И, по сути, вся деятельность в этом направлении заключается в долгом переговорном процессе между Аргентиной и МВФ, Аргентиной и странами-кредиторами, Аргентиной и США отдельно.

Не стану описывать каждый из этапов ведения переговоров, скажу лишь, что Аргентина старалась вести диалог посредством МЕРКОСУР. И перехожу сразу к итогам.

Надо сказать, что долговой вопрос до сих пор остается одной из ключевых проблем Аргентины на сегодняшний день, но нельзя не отметить достижения президента страны во время действия его мандата. Киршнер начал борьбу с финансовыми "фондами-стервятниками" и вел её достаточно успешно. В 2003 г. напряженные переговоры с МВФ закончились подписанием соглашения, согласно которому стоимость долговых облигаций Аргентины была снижена на 75%. Это спровоцировало негативную реакцию о стран-держателей облигаций, однако все же в 2005 г. этот вопрос был улажен в пользу Аргентины.

Дальнейшие переговоры не принесли результатов из-за обилия противоречий и претензий сторон друг к другу.

.5 Вопрос о Фолклендских островах / Мальвинских островах

мая 2003 г. в день своей присяги президент Киршнер подтвердил свое стремление к реализации предвыборных обещаний, одним из которых было активизировать деятельность по самому "живому" вопросу для аргентинского народа. По инициативе лидера страны вопрос о принадлежности Мальвинских островов был заново поднят на повестке дня не только двухсторонних переговоров Аргентина - Великобритания, но и был передан на рассмотрение Комитета по деколонизации ООН. Однако к определенным результатам прийти так и не удалось. Фолкленды, как принято называть эти острова на британский манер, остались и до сих пор остаются территориями Великобритании.

Подводя итоги внешней политики Нестора Киршнера, надо заметить, что несмотря на тяжелые условия внутри страны и давление извне, аппарат президента Аргентины добился существенных результатов за годы своей деятельности. По внешней политике Киршнера можно выделить следующие особенности:

Во-первых, отдается приоритет проведению независимой внешней политики, что отразилось в осторожной политике региональной интеграции. Стало заметным стремление выйти из-под контроля США, начавшееся в 90-х и окончательно сформировавшееся после кризиса 2001 г. и дефолта 2002 г.

В этой связи прагматичным и дальновидным шагом видится развитие многосторонних связей, позволившим достичь определенной автономии в собственной деятельности. Активизация работы в ООН по вопросам международной безопасности позволила отвлечь внимание США от отдаления Аргентины на двухстороннем уровне, а также облегчила процесс переговоров по реструктуризации внешнего государственного долга.

Во-вторых, Аргентина, наращивая экономический потенциал, неуклонно повышала свой статус в регионе. Стали возникать противоречия с Бразилией, что в свою очередь побудило Аргентину развивать отношения с другими странами региона. Однако, на мой взгляд, подобные противоречия не играли и не играют никакой роли в стратегическом партнерстве между Бразилией и Аргентиной. Все это - не более, чем отвлекающий маневр, который призван скрыть успешность сотрудничества двух стран.

В-третьих, внешняя политика Аргентины полностью была подчинена интересам внутренней политики и, благодаря достижениям аргентинской дипломатии, благосостояние населения возросло, выросли темпы роста экономики, продолжила свое развитие агропромышленная система страны.

Как можно заметить, при Несторе Киршнере страна вышла из экономического и политического кризиса, преодолела застой во внешней политике, начала путь к проведению независимого политического и экономического курса. Теперь я бы хотел обратиться к внешней политике Аргентины при К. де Фернандес Киршнер.

3. Внешняя политика Кристины де Фернандес Киршнер

Когда супруга бывшего президента Аргентины вступила в должность действующей главы государства в декабре 2007 г. социально-экономическая ситуация в стране значительно отличалась от того, что я уже описывал в начале первой главы. Под началом Н. Киршнера страна начала путь восстановления и смогла преодолеть многие из пережитков кризиса 2001-2002 гг. И, если на момент начала президентства Нестора Киршнера общество практически не ожидало определенных результатов от правительства, то теперь на его преемницу с самого начала возлагались надежды всей Аргентины, надежды на светлое будущее и на ещё более активную политику государства на мировой арене.

Рассмотрим же направления внешней политики и деятельность аргентинской дипломатии при правительстве Кристины де Фернандес Киршнер, политики, которая была заявлена - как продолжение внешнеполитического курса Н. Киршнера.

.1 Долговые обязательства

Официальная позиция администрации К. Киршнер по вопросу государственного долга Аргентины, по сути, ничем не отличалась от взгляда её предшественника на этом посту. Также велась и ведется активная деятельность в этом направлении, но дело заключается в разном восприятии мировым сообществом экономического положения в Аргентине.

Если с Н. Киршнером диалог старались вести с позиций "на перспективу", давая больше послаблений, стараясь идти на уступки, то с его преемницей диалог имеет более наступательный характер. Кредиторы стремятся выжать как можно больший процент обеспечения финансового долга Аргентины, не оставляя тем самым средств для проведения независимой внешней политики, а также давая ход дестабилизации обстановки внутри страны за счет провоцирования неблагополучия и следом - недовольства среди населения.

С другой стороны, правительство Киршнер также не намерено уступать. Сегодня аргентинское правительство имеет больше ресурсов и обходных путей для привлечения инвестиций, тем самым частично выходя из-под зависимости от рейтингов МВФ и других международных статистических центров.

Переговоры в этой области и их результаты носят противоречивый характер. С одной стороны, процесс реструктуризации государственного долга продолжился, путем подписания договора "Buenos Aires Offer" с МВФ, по которому часть долга сокращалась, а Аргентина выплачивала определенную часть из доступных резервов Центрального Банка Аргентины. Также был произведет перерасчет кредитных займов у Испании, и были предприняты шаги по налаживанию отношений со странами Парижского клуба.

Казалось бы, Аргентина продолжала курс на восстановление своего имиджа в глазах прежде всего европейских партнеров, однако в 2008 году произошел мировой экономический кризис, который затронул практически все страны мира. Аргентина стремилась воспользоваться моментом для того, чтобы закрыть ряд долговых вопросов. Например, осенью 2008 г. начались переговоры со странами Парижского клуба о полной выплате государственной задолженности Аргентины. Но кризис не дал сделке совершиться, диалог между сторонами был перенесен на более поздний срок.

Как итог деятельности в этом направлении я бы хотел привести следующую статистику к 2010 году было реструктуризировано 92,4% общей задолженности от суммы долга с 2001 г., Довольно впечатляющий результат, не правда ли?

Однако Аргентинское правительство не собиралось останавливаться на достигнутом и продолжает деятельность в этом направлении. Вот только в последнее время в прессе появляются тревожные новости о неспособности аргентинцев платить по долгам, сокрытии чиновниками правительства реальных статистических показателей об экономической ситуации в стране и т.д. Но в то же время следует задаться вопросом, а не происки ли это набирающей силу либеральной проамериканской оппозиции, которой, несомненно, было бы выгодно выставить действующую власть не результативной и неспособной проводить адекватную современным реалиям политику?

.2 Вопрос о правах человека

Отстаивание и продвижение прав и свобод человека всегда было важной составляющей внешней политики Аргентины периода президентства Киршнеров. Это один из элементов аргентинской мягкой силы, введенный в практику Нестором Киршнером и продолженной правительством его супруги. Для К. де Фернандес Киршнер политика прав человека заключалась не только продолжении репрессий против участников военной диктатуры 1976-1983 гг., которые за годы своей деятельности совершали преступления против собственного народа, но также и в продвижении "демократических" правил и норм. К примеру, закон 2010 г. о разрешении однополых браков.

В качестве инструмента продвижения прав человека Киршнер, как и ее предшественник использовала методы популизма. У хустисиалистского правительства на момент 2007 г. уже насчитывался ряд общественных и профсоюзных организаций, готовых по первому звонку выйти на демонстрацию в поддержку президентских решений. Одним из таких движение является "Peronist Youth", и именно активистов этого объединения можно было встретить на демонстрациях в поддержку женщин Аргентины, когда основными лозунгами были "Madres y Abuelas de Plaza de Mayo", или в 2004 г., когда с военных академий были убраны портреты президентов эпохи диктатуры.

.3 Региональная политика

Когда К. де Фернандес заняла пост президента, основной задачей в этом направлении было поставлено восстановление и дальнейшее укрепление связей с региональными игроками, в отношениях с которыми возникли пробелы в связи с политическим кризисом внутри Аргентины в 90-е годы. По сути, был провозглашен принцип преемственности внешнеполитического курса, начатого предыдущим правительством.

Аргентина продолжила курс на дальнейшее сближение со странами Латинской Америки. Эта задача реализовывалась как на двухстороннем уровне, так и на многосторонних площадках (МЕРКОСУР и УНАСУР).

По двухсторонним связям хотелось бы отдельно выделить отношения с Бразилией - как ключевым стратегическим партнером Аргентины в регионе. В 2003 г. при Несторе Киршнере отношения между двумя странами получили положительный импульс, давший старт развитию партнерских отношений во всех отраслях экономики. К концу его мандата, аргентино-бразильские отношения не без препятствий, но развивались и углублялись в положительном русле.

Эта тенденция продолжилась и при К. де Фернандес. В 2007 г. было пролонгировано соглашение о стратегическом сотрудничестве Аргентины и Бразилии. "Если говорить только о торговле, Аргентина - крупный торговый партнер Бразилии, а Бразилия - крупный торговый партнер Аргентины. От этого партнерства выигрывают обе страны".

Если говорить о препятствиях, то в основном, это - расхождения по таможенным нормам по отношению к продукции. Кроме этого, обе стороны опасаются начала политики протекционизма в условиях ухудшения положения местных производителей. Эти меры могут ударить по экономике обоих партнеров.

По положительным моментам, надо отметить соглашение сентября 2008 г. об отказе использования доллара для расчета при ведении торговых операций и переходе на свободную конвертацию аргентинского песо и бразильского реала. Здесь же, сближение позиций на внешнеполитическом поприще: все еще есть расхождения по проектам реформы СБ ООН, хотя в последнее время аргентинское правительство выражало поддержку Бразилии в ее стремлении к получению постоянного места в СБ ООН. Но во многих других вопросах наблюдается согласие, в частности, Бразилия поддержала Аргентину в вопросе о Мальвинских островах, обе страны признали Палестину свободным и независимым государством, обе страны выступают единым фронтом в решениях по деятельности МЕРКОСУР и УНАСУР. Они были инициаторами углубления экономической интеграции в МЕРКОСУР до уровня Таможенного союза, что и произошло в 2010, когда на 39-й встрече на высшем уровне МЕРКОСУР был утвержден общий Таможенный кодекс.

Вторым партнером, вызывающим особый интерес, является Венесуэла. При Киршнерах Аргентина стремится к укреплению политических и экономических связей с этой страной, обладающей огромным энергетическим потенциалом, который может в ближайшем будущем сыграть важную роль в глобальной геополитической игре, когда обладание ресурсами станет главным условием господства в мире. Деятельность аргентинской дипломатии по включению Венесуэлы в состав МЕРКОСУР увенчалась успехом: в 2012 г. Венесуэла стала полноценным участником этой организации.

Если страна из Латинской Америки, то это обязательно подразумевает ее участие в региональных интеграционных объединениях. Аргентина занимает ведущие позиции и в МЕРКОСУР, и в УНАСУР, и в начавшем действовать в 2014 г. CELAC. Страна активно участвует в деятельности этих региональных организаций, стремясь к укреплению их значимости на мировой арене.

Например, в рамках МЕРКОСУР в 2007 г. было подписано соглашение о свободной торговле с Израилем, в 2011 г. - с Палестиной.

В рамках УНАСУР были учреждены: в 2008 г. - южноамериканский совет обороны (ЮАСО), в 2010 г. был учрежден пост генерального секретаря УНАСУР. Примечательно, что первым генсеком был избран Нестор Киршнер.

Наконец, CELAC. Здесь достаточно будет сказать, что эта организация уже своим существованием символизирует расхождение в политических курсах стран Латинской Америки и Карибского Бассейна с позицией США. В состав Сообщества входят все независимые государства Северной, Центральной и Южной Америк, кроме США и Канады.

.4 Отношения с США

аргентина киршнер правительство внешнеполитический

В течение довольно продолжительного периода времени Аргентина следовала в фарватере интересов США, причем, следовала настолько неукоснительно, настолько покорно, что в конечном итоге США перестали проявлять интерес к этой стране. США не оказали поддержку Аргентине ни в 1982 г. во время Фолклендской войны с Великобританией, хотя и были обязаны согласно договоренностям, подписанным между странами в рамках ОАГ, ни в 90-х, когда Аргентина столкнулась с симптомами экономического кризиса, вызванными попытками неолиберальных реформ, предложенных самим же Вашингтоном ("Вашингтонский консенсус 1991 г."), ни в 2001-2002 гг., когда Аргентина, в которой уже бушевал не только экономический, но и политический кризис, как никогда нуждалась в поддержке своего северного партнера.

В этой связи, мне кажется объективным объяснение посткризисного курса Аргентины по отношению к США, предложенное Мигелем Августином Торресом в его работе "The Foreign Policy of Argentina during the Fernandez Administration", 2011 г. Исследователь пишет, что:

Аргентина отходит от курса постоянного следования в фарватере интересов США еще при Эдуардо Дуальде, что стало более не возможным ввиду экономического кризиса внутри страны.

Эту тенденцию продолжил и Нестор Киршнер, в 2003 г. заявивший о том, что "не следует более ожидать от Аргентины слепого следования в фарватере интересов кого бы то ни было." Эти слова объяснялись ущербом, нанесенным из-за попыток экономического взаимодействия со странами Европы, тогда как экономика самой Аргентины находилась в состоянии "клинической смерти". Деятельность, предпринятая администрацией Н. Киршнера по началу проведения независимого курса была описана мной в предыдущей главе и заключалась она в политике многосторонней дипломатии, диверсификации торговых связей, развитии популистских идей внутри страны и т.д. Однако, добавлю, что в контексте отношений с США, Киршнер затеял очень тонкую политическую игру. Речь идет об отказе привязки песо к доллару, развитии контактов с Китаем - прямым экономическим конкурентом США и голосованиях Аргентины при принятии решений ООН. С одной стороны, страна продолжала голосовать вместе с "демократическим" большинством стран "за" инициативы США. С другой стороны, по вопросам, касавшимся региональных проблем, таких как, например, вопрос нарушения прав человека на Кубе, аргентинские представители решительно противостояли предложению США на проведение гуманитарной интервенции.

Однако не нужно строить иллюзий, продолжает все тот же Мигель Августин Торрес, относительно самостоятельности Аргентины в этот период и в следующие Аргентина была и остается зависимой от торговых связей с США и пока никто не отменял этого интенсивного сотрудничества. Н. Киршнер не был сторонником конфронтации, да и основная часть критики политики США касалась осуждения неолиберализма, не принесшего ничего хорошего Аргентине и ряду других стран региона, и деятельности международных финансовых институтов, в частности, МВФ. В период с 2003 по 2004 гг. Аргентина стремилась добиться от МВФ признания своей части ответственности за экономический дефолт в стране в 2002 г.

Одним из немногих прецедентов, когда действительно можно было бы назвать позицию Аргентины по отношению к США конфронтационной и даже агрессивной, была речь Н. Киршнера, произнесенная им на саммите на высшем уровне стран ОАГ в Мар-дель-Плата в 2005 г., в которой президент Аргентины обрушил шквал критики внешней политики США и на их внешнеполитическое мировоззрение прямо в присутствии президента Буша.

Далее, К. де Фернадес Киршнер также продолжила "раздразнивать" США. На протяжении обоих сроков своего мандата президент выступала с валами критики в сторону внешней политики северного соседа, на показ выставлявшего незаинтересованность делами стран Южной Америки. Хотя попытки К. Киршнер привлечь более предметный интерес со стороны США успехом не увенчались, они были продолжены с еще большей настойчивостью после начала мирового экономического кризиса 2008 г., давшего повод Аргентине вновь заявить о необходимости реорганизации МВФ и других валютных фондов.

Наконец, отдаление с США выразилось в наращивании контактов с Венесуэлой и Кубой, во главе которых находятся антиамерикански настроенные правительства, с Китаем, с Россией, и это направление я бы хотел рассмотреть отдельно немного позднее, которую в последнее время США стремится выставить врагом всего "демократического мира".

Но, опять-таки, не должно быть никаких иллюзий относительно "конфликта" между Аргентиной и США. Его не было и в дальнейшем не предвидится. Даже на международных форумах Аргентина выражает солидарную позицию с США в вопросах продвижения "демократии" как внутри страны, так и за рубежом, в дискуссиях по проблеме международного терроризма и других дилеммах современности.

Хотя было бы уместным сказать, что в 2008 г. Аргентина добилась внимания США, пусть и не того, к которому стремилась. Начав развитие отношений с РФ, после того, как, по мнению США и западного мира, Россия незаконно вторглась на территорию Грузии, правительство Аргентины обеспечило себе предметный интерес со стороны американских спецслужб. Это становится ясным из усиления оппозиционного крыла внутри страны, роста критики со стороны либеральной прессы, появления информации о коррупционных скандалах, роста интенсивности народных антиправительственных демонстраций. Свидетельства похожего сценария можно увидеть на Украине. Очевидно же, что ведутся попытки по смещению неугодного правительства внутри страны, играющей важную роль в регионе. В 2013 г. Аргентина подписала с Ираном, который на тот момент находился под санкциями США и стран Европы, меморандум о взаимопонимании по делу о взрыве Еврейского культурного центра (АМИА) в Буэнос-Айресе в 1994 г. - очередной "ус", выдернутый у спящего "льва". Ещё более крупный оборот получил этот процесс в 2014 г., когда Аргентина выступила в поддержку России по вопросу вхождения Автономной республики Крым в состав Российской Федерации.

В этой связи, активность США объясняется тем, что спустя около 30 лет безразличия, Вашингтон начал осознавать, что упускает из виду самый важный для обеспечения собственных интересов регион, а деятельность, наблюдаемая в последние годы, это - отчаянные попытки вернуть латиноамериканские страны в фарватер собственной политики. "Премьер-министр Аргентины Хорхе Капитанич заявил на одной из пресс-конференций, что в стране используется "мощная стратегия для осуществления государственного переворота".

Однако, политика - политикой, но более половины своего экспорта Аргентина осуществляет в США, Аргентина - единственный партнер НАТО в регионе. Выводы - неоднозначные, но в целом, если отойти о многосторонности в дипломатии Аргентины, страна продолжает зависеть от США, пусть перонисты и имеют противоположное мнение на этот счет.

.5 Отношения с Россией

Отношения между нашими странами имеют продолжительную историю сотрудничества, об особенностях которой было написано не мало научных трудов, большая часть которых находится сегодня в библиотеке ИЛА РАН. Не стану описывать в подробностях что, где и почему, потому что считаю, что в контексте данной работы это не целесообразно, поэтому постараюсь кратко охарактеризовать особенности российско-аргентинских отношений на современном этапе.

При К.де Фернандес Киршнер начинается укрепление контактов с Российской Федерацией. Основой долговременного сотрудничества между двумя странами всегда была экономика. Россия, начиная с 90-х годов, продолжая тенденцию СССР, всегда стремилась к восприятию Аргентины как равноценного партнера. В 2008 г. президент Аргентины прибыла в Москву с официальным визитом, по итогам которого был подписан ряд соглашений по вопросам торгово-экономических связей. Также президент Медведев и К.де Фернадес Киршнер договорились о дальнейшем налаживании российско-аргентинского сотрудничества. В знак дружбы с Российской Федерации в Аргентине были проведены Дни России, организованные при содействии русской общины в Аргентине.

марта 2009 г. был введен безвизовый режим между нашими странами.

В 2010 г. президент Медведев посетил Аргентину с ответным визитом. Итогами переговоров обе страны остались довольны.

В 2014 г. В.В. Путин посетил Аргентину в рамках поездки по Латинской Америке. Был подписан ряд соглашений по сотрудничеству в области энергетики, военной промышленности и в области массовых коммуникаций. Во время встречи на высшем уровне, президенты отметили, что по многим важнейшим вопросам глобальной политики позиции наших стран схожи.

Однако самый большой импульс развитию отношений между Россией и Аргентиной произошел в 2015 г., по итогам визита К. де Фернандес Киршнер в Москву были подписаны новые соглашения в области энергетики, торгово-экономической сфере, был дан старт процессу перехода на национальные валюты в расчетах между двумя странами.

Во время встречи, президенты обеих стран высказались за решение Украинского кризиса, за соблюдение Минских договоренностей и отметили необходимость расширения не только экономических связей, но и политических.

В настоящее время курс на сближение сохраняется, однако в октябре 2015 г. в Аргентине должны пройти президентские выборы, которые могут изменить политический курс страны на 180 градусов. Об этом подробнее в заключении.

Подводя итог внешней политике К. де Фернандес Киршнер, надо заметить, что её приход к власти был шагом спланированным. Формальным лидером страны до 2010 г. оставался её муж, снискавший любовь и поддержку аргентинского народа за время своего пребывания на посту президента. Результаты выборов в 2007 г. показали, что население поддерживает курс киршнеристского правительства. Новоизбранному президенту не нужно было ломать голову над решением задач, стоявших перед предшественником, равно как и не возникало вопросов о легитимности власти Киршнер.

Внешняя политика страны в период правления К. де Фернандес целей не поменяла. Деятельность внешнеполитических структур была направлена на обеспечение прежде всего экономических нужд. Работа дипломатического ведомства велась по тем же направлениям, что и раньше, с единственной оговоркой о том, что теперь правительство имело представление о международном климате в регионе и в мире в целом. В годы президентства К. де Фернандес Аргентина совершила качественный прорыв в области дипломатических отношений. Дипломатия страны перешла на многовекторность. Наблюдается дальнейший отход от проамериканского вектора развития, попытка использования диверсифицированных торгово-экономических связей для прекращения зависимости от США, поиск новых экономических и политических партнеров в лице Венесуэлы, Китая, Бразилии и Российской Федерации.

Однако, есть одно большое "но", которое нельзя не брать в расчет при прогнозировании дальнейшего курса Аргентины.

Заключение

Дело в том, что последние годы президентства К. Киршнер характеризовались внутренними экономическими и политическими потрясениями. В прессе стали все чаще появляться сообщения о перспективности нового дефолта страны, о коррумпированности киршнеристского правительства, о скандалах, связанных с членами правящей партии и организации "La Cámpora", о сокрытии статистических данных перед международными структурами. Идет активная информационная атака на правительство К. де Фернандес. Это было и в преддверии парламентских выборов 2013 г., до и после которых в прессе появлялись сообщения о потере абсолютного большинства мест в парламенте правящей партией. Здесь спешу заметить, что в сенат места между партиями Фронт за победу, ПГСФ и РП места распределились 38,2%, 22,3%, 18,8% соответственно, остальные % мест получили менее крупные партии, которые вероятнее всего поддерживают правительственный курс.

Таким образом речи о потере голосов в парламенте не было и быть не может. Фронт за победу (левые перонисты) с союзниками сохранил абсолютное большинство в обеих палатах парламента Аргентины.

Наконец, предвыборная информационная война в Аргентине перед президентскими выборами дошла до того, что даже сына четы Киршнеров - Максимо Киршнера в прессе обвинили в причастности к коррупционному скандалу. "Страна охвачена предвыборной лихорадкой. В арсенале соперников массовые протесты, манифестации трудящихся, война компроматов и даже убийство прокурора Нисмана". Все это делается с целью дестабилизации ситуации в стране, разобщения общества, распространения негативного образа действующего президента и её потенциального преемника.

Если на президентских выборах одержит победу кандидат от партии Фронт за победу, то вектор внешней политики Аргентины останется прежним, но если победит представитель оппозиционных партий, то имеется риск, что курс внешней политики будет изменен на 180 градусов. И риск поражения в президентской гонке для перонистов очень велик. "Высокая инфляция, рост социального расслоения, экономическая нестабильность не прибавляют популярности про-президентскому кандидату. Самое же главное - аргентинцы устали от проводимой правительством политики "перонизма", с одной стороны ярко выраженный анти-империализм, с другой - идеология третьего пути."

Сегодня предполагаемый кандидат в президенты Аргентины, который займет пост президента по итогам грядущих выборов - Серхио Масса, "Фронт обновления". По январским опросам среди населения Аргентины он может набрать около 51% голосов на грядущих выборах.

Чем это может обернуться для Российской Федерации? Фронт обновления - это многопартийное объединение, перонистское по идеологической направленности. По сути - это классическая хустисиалистская партия, предвыборная программа которой говорит о том, что основные изменения коснутся внутренней политики государства. Основные цели Серхио Массы в случае победы на выборах: реконструкция страны, "разрушенной популистской политикой прежнего руководства", уменьшение налогового бремени, принятие нового, более прозрачного, уголовно-процессуального кодекса для усиления борьбы с коррупцией, криминалом и терроризмом. Однако, в блоке "Фронт обновления", от которого за пост главы государства будет бороться Серхио Масса, заявили, что в случае победы их кандидата "все соглашения" с Россией и Китаем будут пересмотрены. Кроме того, блок собирается отдать предпочтение связям со странами южноамериканского общего рынка (МЕРКОСУР).

Другой кандидат, Маурисио Макри - "Союз Республиканское предложение", вряд ли станет президентом, за него готовы отдать голоса лишь 12% населения. Его программа интересна тем, что он хочет изменить вектор внешней политики в сторону Запада: восстановить отношения с Европой и более тесно сотрудничать с США. Он заявил следующее: "Мы будем работать вместе с китайскими и российскими властями над исправлением поправимых дефектов, с уважением относясь к достигнутым внешним обязательствам".

Но самый неожиданный поворот получила история с кандидатом от партии Фронт за победу - Даниэлем Сциоли, который в мае был принят в посольстве США, где подписал документ, согласно которому в случае победы на выборах, он гарантирует США более тесное сотрудничество по всем вопросам. Однако потенциальные 10% голосов подрывают уверенность в подобном варианте развития событий.

В любом случае, кто бы ни пришел на пост президента Аргентины, концепция её внешней политики останется неизменной: дипломатия будет работать на обеспечение экономики государства.

Список использованной литературы

Нормативно-правовые акты

1.Конституция Аргентинской республики от 10 января 1994 г.

2.Протокол присоединения Венесуэлы к МЕРКОСУР (Доступно по ссылке: http://www.mercosur.int/msweb/SM/Noticias/es/Protocolo%20Venezuela%20ES.pdf)

.Официальный сайт МИД РФ (http://www.mid.ru), Информационные материалы Министерства иностранных дел\Россия в системе международных отношений\ Россия - страны мира\Аргентина\Позиция Аргентины по основным международным проблемам, 2006 г.

.Официальный сайт МИД РФ (http://www.mid.ru): Сообщение для СМИ О подписании Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Аргентинской Республики о безвизовых поездках граждан Российской Федерации и граждан Аргентинской Республики. 18/03/2009

.Официальный сайт МИД РФ (http://www.mid.ru): справочная информация, Российско-Аргентинские отношения 18/08/2011

.Официальный сайт Ministerio de Relaciones Exteriores y Culto (http://www.cancilleria.gov.ar) \Relaciones Exteriores\Asuntos Regionales

7.Kirchner N. (2003, 25 de mayo). "Discurso de Asunción de Kirchner en el Congreso". Disponible en: www.presidencia.gov.ar

8.Kirchner N. (2004, 21 de septiembre). "Discurso del Presidente Néstor Kirchner en la Asamblea General de Naciones Unidas", (2004, 18 de septiembre). Disponible en: http://www.clarin.com/diario/2004/09/21/um/discurso.doc

.Fernandez, C. (2010), Speech at the meeting with representatives of the social forum of Sao Paulo, 08-19-2010.

10.Статистический портал Knoema.ru (http://knoema.ru/atlas/Аргентина/)

Научные работы и публикации

1."Внешняя политика Аргентины постбиполярный период", А.Д. Щербакова, Москва, ИЛА РАН, 2008

2."Аргентина: новые ориентиры внешней политики", А.Д. Щербакова, Латинская Америка №12, 2007 с.53-55

."Аргентинская модель посткризисного развития", Яковлева Н., Мировая экономика и международные отношения №2, 2014

."Мальвинский вопрос в Аргентинской политике", Яковлева Н., Латинская Америка №6, 2012

."Женское лицо аргентинской политики", Яковлева Н., Латинская Америка №3, 2010, с.51-69

."Концепция латиноамериканского популизма в трудах Т.Ди Тельи (Аргентина)", Докучаева О.Н., Вестник Московского университета, Серия 8. История, №. 3, 1996, стр. 32-42

7.Felix Luna "Historia breve de los Argentinos" Buenos Aires, 2009

."Regularidades de la Política Exterior de Néstor Kirchner", Alejandro Simonoff, UNPL, 2009, pp.71-86

.Fernandez, C. (2007), "Realidad de Argentina y de la región", Diplomacia, Estrategia y Política (DEP), N° 6, pp. 5-14.

10."La Política Exterior de los Gobiernos Kirchneristas y la Tercera Posición". Intellector/ Centro de Estudos em Gopolitica e Relaçoes Internacionais, Río de Janeiro, 2008

11."The Foreign Policy of Argentina during the Fernandez Administration", Miguel Augustin Torres, CONICET, Sao Paulo, Brazil, 2011

12.Garrone V. y Rocha L. Néstor Kirchner. Un muchacho peronista y la oportunidad del poder. Buenos Aires, 2006

13.Botana N. Poder y hegemonía. El régimen político después de la crisis. Buenos Aires, 2006.

14."Аргентина: зигзаги политического развития", Эмиль Дабагян, интернет-журнал "Свободная Мысль", 2015

Новостные ресурсы

1.La Nación (Argentina), 02/02/06 "La Argentina y Brasil pactan límites al comercio bilateral"

2.La Nación (Argentina), 23/04/2015 "Revisarían acuerdos con China y Rusia"

.Pagina12 (Argentina), 20/09/2012 "Para Brasil la Argentina es un problema bueno"

4.Infobae (Argentina), 27/10/2010 "Falleció Néstor Kirchner en El Calafate"

5.iNFO|news (Argentina) 01/12/2011 "El Frente Nacional por la Ley de Identidad de Género (FLNG) celebró la media sanción de la norma que amplía derechos."

6.Telam política (Ecuador), 05/12/2014 "El ordenamiento político, económico y social de América del Sur lo decidimos desde acá"

7.El Universal (Colombia), 20/12/2011 "Mercosur firmó un tratado de libre comercio con el Estado Palestino"

8.El PAIS Internacional (Испания) 23/10/2013 "El kirchnerismo pierde en grandes distritos pero controla el Parlamento"

9.ABC.ES (Испания) 06/05/2015 Los "hijos del poder" incomodan a los presidentes de Iberoamerica"

.СNN ESPANOL (Испания), 19/01/2015 "Argentina: La muerte del fiscal Alberto Nisman" (Disponible en: http://edition.cnn.com/videos/spanish/2015/01/19/cnnee-sot-viviana-fein-argentina-nisman-death.cnn)

.TorontoStar (USA), 04/05/2015 "Thousands of parents keep kids home from school in sex-ed protest"

12.Первый Канал (Россия), новости 13/07/2014 "Россия и Аргентина выходят на новый уровень сотрудничества."

.Первый Канал (Россия), новости 23/04/2015 "Владимир Путин принял в Кремле президента Аргентины Кристину Фернандес де Киршнер."

.REGNUM (Россия), 14/02/2015 "Премьер-министр Аргентины: в стране начат государственный переворот"

.REGNUM (Россия) 24/02/2015 "Это будут самые грязные выборы за всю историю Аргентины"

.Lenta.ru (Россия), 22/04/2014 "Осуществлен государственный переворот на Украине"

.LifeNews (Россия), 18/04/2014 "Лидер Аргентины обвинила Запад в лицемерии относительно референдума в Крыму"

Похожие работы на - Основные направления внешней политики Аргентины на современном этапе

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!